Как определить буксует ли сцепление. Почему буксует сцепление: диагностика и основные неисправности

Практически любого водителя такой вопрос, как проверить сцепление на МКПП (механической коробке), может и должен интересовать всерьез. Важность проверки данного узла автомобиля имеет определяющее значение и для безопасности движения, и для комфортной езды водителя и пассажиров. А сама система отвечает за правильный «симбиоз» коробки и движка, постоянно находясь под существенными нагрузками. И, хотя ресурс выработки сцепления на многих марках авто (наверное, исключая старые отечественные) достаточно велик, а долгожительство деталей зависит во многом от аккуратной езды, все же: проверка, хотя бы периодическая, и соответствующее обслуживание – крайне необходимы.

Как проверить сцепление на МКПП в стандартных моделях отечественных и импортных авто? Сделать это крайне несложно, руководствуясь некоторыми советами, которые приведены в данном материале. Надеемся, что они вам помогут сохранить как можно дольше МКПП в должном порядке и избежать досадных огрехов, происходящих от неправильной эксплуатации блока.

Признаки плохого функционирования: Они, как правило, налицо. Вернее их можно услышать и увидеть.

Во-первых, повышенный, неприятный шумок при втыкании/вытыкании, рывки в работе, невозможность перейти на другую передачу. А случается еще и неполное включение (пробуксовка), и неполное выключение (ведет сцепление).

Пошаговая проверка механического сцепления

Садимся в авто, поднимаем ручник вверх. Отключаем все устройства (акустику, вентиляторы и тому подобные), издающие звуки. В салоне должна быть полная тишина. Чтобы посторонние звуки не вызывали помех, рекомендуется также закрыть двери и поднять стекла автомобиля.

С выключенным мотором нажимаем на сцепление. Отжим педали должен происходить плавно, без особых провалов и также – скрежета и скрипа. Если же вы поймали шумы, нужно понять откуда они идут. Не от пружины ли возврата (в данном случае, ее необходимо будет отрегулировать или заменить).

Если в авто используется тросик, то шумы и скрежет могут исходить от него (как, например, в Таврии). Это может означать, что в скором времени трос может оборваться, и педаль сцепления вовсе перестанет выжиматься. В любом случае, регулировка и корректировка не помешают.

Далее – заводим сам двигатель. Не включая передач, на нейтралке пробуем вновь нажимать на педаль для сцепления. Если вы при этом обнаруживаете шум или же шорох, это может значить, что выжимному подшипнику скоро придет срок. Опять же, в случае подобного привода, шумит иногда трос, требующий замены или довольно изношенный.

Попробуем другой тест

Он производится только при наличии исправного и достаточно крепкого ручника. Заводим мотор при взведенном ручном тормозе. Выжимаем педаль и включаем первую передачу на коробке. Далее – плавно отпускаем педаль. На газ не нажимать! Если при этом обороты движка снижаются и падают, а мотор пытается заглохнуть, это говорит о том, что сцепление работает, как положено. В противном случае, оно выключается не до конца, и необходим ремонт.

Еще протестируем другим способом . Заводим движок и поднимаем ручник. Выжимаем до пола педаль сцепления. Немного погодя, включаем заднюю передачу. Если она втыкается ровно и без особых усилий, то со сцепление – полный порядок. Еще – пробуем при работающем моторе переключить с первой на заднюю. Повторяем процедуру несколько раз к ряду. Переключение должно происходить без посторонних шумов, плавно, без хруста.

Основные неисправности

Как правило, они выявляются в механизме смычки и размыкания. Диски либо плохо расходятся, либо плохо прижимаются. Это явление приводит к тому, что сцепление «водит» или «буксует». Признаки, обычно, заметны водителю и без тестеров и приборов. Запах горелого, плохой разгон машины (), потеря скорости при переключении передачи, пробуксовка.

Все эти выявленные огрехи не просто говорят, а кричат: как можно скорее нужен ремонт сцепления. Иначе, могут возникнуть проблемы, которые приведут к ДТП или значительным поломкам вашего авто. Поэтому, рекомендуется уделять вопросу, как проверить сцепление на МКПП, довольно серьезное внимание.

В автомобиле есть множество узлов, от исправной работы которых зависит возможность транспортного средства двигаться в том направлении, которое нужно водителю.

Одну из самых важных ролей в работе машины играет сцепление. К сожалению, производители автомобилей не указывают его ресурс в многостраничных мануалах. Подобное положение вещей объясняется не халатностью, а банальной невозможностью указать данный параметр.

Дело в том, что на срок работы сцепления влияет множество факторов, и их все учесть невозможно. Самым важным является режим эксплуатации. Также огромное влияние оказывает способ переключения. Неудивительно, что практически каждый водитель задаётся вопросом, как проверить эту деталь?

Как работает сцепление

Чтобы узнать, как проверить сцепление, необходимо разобраться в принципе работы этой детали. К счастью, здесь ничего сложного нет. Когда водитель нажимает на педаль, то происходит сцепка. Она идёт от маховика и доходит до полуосей, которые отвечают за вращение колёс. Посредническим звеном является коробка передач и редуктор.

Как видите, работа сцепления обеспечивается целым рядом основоположных узлов, без которых невозможно нормальное функционирование транспортного средства. Именно поэтому так важно его вовремя проверить и при необходимости осуществить ремонтные работы.

Внимание! Даже небольшой сбой в работе сцепления может негативно сказаться на сроке эксплуатации трансмиссии.

Как проверить сцепление

Проверка с использованием измерительного калибра

Есть несколько основных методик, которые дают возможность ответить на вопрос, как проверить сцепление на машине. Основная оценочная методика базируется на использовании современного измерительного оборудования. Точнее, вам потребуется измерительный калибр.

Плюс первой методики заключается в том, что она не требует полного демонтажа сцепления. Его можно проверить на подъёмнике. Конечно, это займёт немало времени, но результат будет более, чем достоверным.

Если же у вас нет доступа к подъёмнику или специальному оборудованию, то есть альтернативные методики проверки. Они отличаются меньшей надёжностью, но позволяют установить приблизительное состояние этого узла.

Проверка на износ без специального оборудования при проскальзывании

Само собой, проверка проводится только при наличии определённых предпосылок. Мало того, сама методика диагностики кардинально отличается в зависимости от характера неисправности. Для наглядности рассмотрим ситуацию, когда сцепление начинает проскальзывать. В таком случае алгоритм проверки будет следующим:

  1. Поставьте машину на ручной тормоз.
  2. Активируйте двигатель.
  3. Включите третью или четвёртую передачу.
  4. Выжмите сцепление и вдавите педаль газа.

Если двигатель заглохнет, значит нужно менять диск сцепления, так как он слишком изношен. Но результат такой проверки будет точным только в том случае, если ручной тормоз отрегулирован должным образом.

Проверяем на пробуксовку

Есть метод, который позволяет проверить, не пробуксовывает ли сцепление. Для этого необходимо всего лишь внимательно следить за поведением автомобиля во время езды. Плохой разгон, запах гари, медленный въезд на подъёмы и падение скоростных показателей свидетельствуют о пробуксовке.

Что если сцепление «ведёт»

В некоторых случаях сцепление начинает «вести». Обычно подобный эффект сопровождается трудностью в переключении передач, также возможны посторонние шумы и неприятные звуки. В таком случае алгоритм тестирования узла имеет свои особенности:

  • двигатель должен работать на холостых оборотах;
  • выжмите педаль фрикционной муфты;
  • включите первую передачу.

Если при включении передачи нужно прикладывать слишком большое усилие и слышны странные звуки, это значит, что диск не отцепляется от маховика. Чтобы избавиться от этого дефекта нужно прокачать гидравлику. Также понадобится отрегулировать соответствующую педаль. В конце процедуры необходимо ещё раз всё проверить.

Дополнительные методы

В действительности автомобилистами был придуман целый ряд способов, позволяющих проверить данную деталь.

  1. Можно проверить расстояние от пола до педали при включённой и выключенной муфте. Рабочий ход не должен превышать 146 мм.
  2. Во время езды дойдите до третей передачи и отожмите резко педаль газа. Диссонанс между ускорением и количеством оборотов будет признаком неисправности.
  3. Невозможность включить передачу означает полный выход узла из строя.

Эти методы помогут вам проверить работоспособность узла, а при необходимости осуществить ремонт.

Как видите, проверить сцепление не так уж и сложно. Мало того, для этого необязательно ехать в сервисный центр. Достаточно просто в определённой последовательности осуществить ряд простых манипуляций.

Как проверить диски сцепления на износ показано на видео:

Шумы и посторонние стуки - стандартные признаки неполадки сцепления, которые могут возникать в самых разных ситуациях. Также при этом имеет место неполное включение или выключение, залипание педали, пробуксовка. Если какая-либо из перечисленных неполадок есть, то необходимо проверить сцепление. Как это сделать? Об этом мы и поговорим в данной статье.

Как проверить сцепление?

Есть несколько методик проверки. Основная базируется на использовании измерительного оборудования, которого у вас, скорее всего, нет. Речь идет о специальном измерительном калибре. Плюс такого способа заключается в том, что диски сцепления не требуют демонтажа - автомобиль достаточно поднять на подъемнике.

На такую проверку уйдет много времени, но зато метод позволит получить точный результат. Такой способ проверки применяется на СТО. Как проверить сцепление на машине еще? Есть и другие альтернативные методы, которые не требуют оборудования.

Проверка при проскальзывании

Такая проверка производится в том случае, если есть предпосылки к неправильной работе сцепления. Но в зависимости от характера поломки методика может отличаться. Самая распространенная ситуация - это проскальзывание сцепления. В этом случае правильность его работы проверяется следующим образом:

  1. Ставим автомобиль на ручник.
  2. Запускаем мотор.
  3. Активируем третью передачу (можно четвертую).
  4. Выжимаем сцепление и выдавливаем педаль газа.

Если мотор при этом заглох, то, скорее всего, диск сцепления изношен и требует замены. Однако подобный результат не всегда точен.

Проверка пробуксовки

Как проверить диск сцепления еще? Второй способ не предполагает использования каких-либо специальных методик. Водителю при езде в городском режиме просто необходимо внимательно следить за поведением автомобиля. Например, если машина очень тяжело едет вверх, присутствует запах гари или падение скорости без видимых причин, то имеет место пробуксовка. В этом случае можно попытаться заменить диск сцепления, однако в данном случае виновниками подобного поведения транспорта могут быть и другие элементы системы, а сцепление может оказаться исправным. Так что потребуется дополнительная диагностика.

Когда сцепление "ведет"

Когда сцепление "ведет", то появляются неприятные звуки из коробки передач, а передачи включать становится труднее. В этом случае есть способ, как проверить сцепление:

  1. Включаем мотор, выставляем нейтральную передачу.
  2. Выжимаем педаль сцепления.
  3. Включаем первую скорость.

Если при активации передачи приходится прикладывать усилия и при этом имеют место странные звуки из коробки, то это в первую очередь говорит о том, что диск маховика не отцепляется. Чаще всего подобная проблема решается с помощью прокачки гидравлики и регулировки педали.

Проверка износа диска

Напомним, что диск сцепления обязательно имеет свой ресурс. Многие владельцы автомобилей забывают о нем и меняют только тогда, когда ездить на машине становится некомфортно. В городском режиме движения этот ресурс уменьшается быстро, и если машина "пробежала" около 70-80 тысяч километров в городе, то диск сцепления просто обязан "барахлить". Однако при движении на трассах машина может проехать и более 300 тысяч километров без замены диска сцепления.

Проще всего определить степень износа диска сцепления с помощью хода педали. Для этого необходимо:

  1. Установить машину на ровную площадку.
  2. Завести двигатель и прогреть до рабочей температуры.
  3. Включить первую передачу и медленно отпускать сцепление. При этом нельзя допускать, чтобы двигатель заглох. Обращаем внимание, на каком моменте начинается передача крутящего момента на колеса. При появлении вибрации на кузове машины прекращаем проверку.

Если сцепление начало схватывать в самом начале хода педали, то это говорит о том, что с диском все в порядке и его степень износа либо низкая, либо она вообще отсутствует (диск новый). Если схватывание осуществляется в середине хода педали, то это может свидетельствовать об износе диска, но не всегда. На некоторых машинах может быть подобная регулировка педали, при которой диск схватывает на средине хода педали.

В том случае, если схватывание осуществляется в самом конце хода педали или вообще имеет место пробуксовка, то это говорит об изношенном диске, который требует замены. При наличии диск сцепления нужно менять срочно, иначе есть риск повреждения маховика.

Проверка выжимного подшипника

Недостаточно просто знать, как проверить сцепление. Также нужно уметь проверять выжимной подшипник, т. к. этот элемент в системе трансмиссии играет важную роль. Часто его поломку путают с поломкой всей системы сцепления.

Проверка осуществляется при нажатой педали сцепления, т. к. именно в этом положении осуществляется передача крутящего момента на подшипник. Он отходит и тянет за собой диск сцепления. Поэтому не рекомендуют удерживать нажатой педаль сцепления слишком долго, т. к. это оказывает нестабильные нагрузки на данную деталь и ведет к ее быстрому износу.

Явный признак износа подшипника - звуки при нажатой педали сцепления (стуки, шорохи). Впрочем, если подобные звуки появляются в холодное время, то волноваться не стоит. Эта деталь при низких температурах имеет малый коэффициент расширения из-за высокой прочности стали. А сам стакан, где находится узел целиком, имеет высокой коэффициент расширения. Поэтому при нагреве звук должен пропасть.

Кроме этого, имеют место и другие признаки, которые говорят о некорректное переключение передач, невозможность включить некоторые передачи вообще. Также стоит обратить внимание на дергание автомобиля при езде на скоростях.

Как проверить цилиндры сцепления?

При неисправных цилиндрах автомобиль может либо не реагировать на нажатие педали сцепления вообще, либо реагировать неправильно. Часто автовладельцы, у которых не работает главный или вспомогательный цилиндр, жалуются, что автомобиль начинает движение даже при нажатой педали сцепления. Это в первую очередь говорит о неисправном цилиндре. Проверить их достаточно просто: учитывая, что ломаться там особо нечему, нужно только проверить, есть ли подтеки жидкости в салоне (сразу над педалью сцепления и под капотом). Если подтеков нет, то, скорее всего, с цилиндрами все в порядке.

Заключение

Теперь вы знаете, как проверить сцепление. Конечно, высокую точность проверки никто гарантировать не может, поэтому в любом случае при подозрении на неисправность желательно обращаться на СТО. Там точно знают, как проверить сцепление ВАЗ и других марок автомобилей, включая редкие иномарки. На некоторых автомобилях зарубежного производства описанные выше способы не работают.

Сегодня любого автовладельца интересует вопрос, как самостоятельно проверить работу сцепления на МКПП. Своевременность проверки весьма важного узла любого автомобиля имеет главное положение для безопасности движения, и комфортной поездки пассажиров и водителя. Кроме того, система отвечает за правильную работу коробки передач и силового агрегата, находящегося под значительными нагрузками.

Следует напомнить, что общий ресурс выработки сцепления составляет на многих марках автомобилей довольно большой. Что касается долгожительства основных деталей — тут попроще, чем в автоматах, где даже пропущенная замена масла в вариаторе приводит к необходимости замены ремня — в основном определяется аккуратностью езды, проведение периодической проверки и соответствующего обслуживания. Основные признаки плохой работы как правило, можно не только услышать, но и увидеть. Прежде всего, появляется повышенный и довольно неприятный шум в момент втыкании/вытыкании, ощущаются рывки в работе, нет возможности перейти на другую передачу. Иногда встречается не полное включение (ощущается пробуксовка), при неполном выключении (обычно ведет сцепление).

Пошаговая проверка механического сцепления. В частности, прежде чем купить и установить себе фаркоп, не поленитесь потрудиться. Иначе таскать телегу на буксующем сцеплении по горкам и светофорам может оказаться задачей непосильной. Водитель садится в автомобиль, ставит на ручник транспортное средство. Затем отключает все приборы, которые могут создавать дополнительные звуки (радио, вентилятор и др.). Для того, чтобы в салоне была полная тишина, обязательно закрывать двери и обязательно поднять стекла автомобиля. Автомобильный двигатель находится в не рабочем состоянии. Ногой нажимаем на педаль сцепление, она плавно уходит вниз, без провалов и не создает неприятного звука скрежета и скрипа. В случае образования шума, нужно точно выяснить, откуда они происходят. Как показывает практика, посторонние шумы может, издавать пружина возврата (провести регулировочные работы или просто заменить ее). В случае применения в сцеплении стального тросика, возможно именно, он является источником неприятного скрежета или шума. Это своеобразная подсказка водителю, что в скором времени стальной тросик, просто оборвется и педаль сцепления перестает работать. Поведение регулировки и корректировки лишним не будет.

После этого запускаем двигатель машины. Рычаг переключения передач на коробке в нейтральном положении, и вновь выжимаем ногой педаль сцепления. Если во время нажатия появляется посторонний шум или шорох, как правило, означает, что выжимной подшипник в ближайшее время выйдет из строя. Следует прислушаться к работе привода, иногда шумит трос, который требующий замены в виду его изношенности. Протестируем следующий способ проверки Его можно выполнить исключительно только при наличии исправленного и крепкого ручника. Запускаем автомобильный мотор, ручка тормоза поднята вверх. Ногой выжимаем педаль и аккуратно включаем первую скорость на коробке. Затем плавно отпускаем сцепление, при этом на педаль газа не нажимаем. Выполняя данную операцию обязательно обратить внимание на обороты двигателя, если они снижаются и падают, а силовой агрегат пытается заглохнуть, это подтверждает высказывание, что сцепление находится в рабочем состоянии, не вызывает опасения. Обычно, оно выключается не до конца и требуется ремонт узла.

Существует еще один довольно простой способ, суть которого состоит именно в том, что при работающем двигателе, включаем ручной тормоз, а затем полностью выжимаем педаль сцепления. Через некоторое время включается задняя передача. Когда включили скорость ровно и без существенных усилий, сцепление в полном порядке. Желательно при работающем моторе выполнить несколько переключений с первой передачи на заднюю. При этом переключение выполняется без образования посторонних шумов, спокойно, плавно, без хруста.

Основные неисправности Обычно неисправности появляются в самом механизме смычки и размыкания. Имеющиеся диски либо не полностью расходятся или неплотно прижимаются. Это вызывает ощущение, что автомобильное сцепление «водит» или «буксует». Опытные водители замечают это без специальных приборов и тестеров. Автомобиль обладает плохим разгоном особенно в горку, наличие запаха горелого, существенная потеря скорости движения при переключении передач, наличие пробуксовки. Выявив эти погрешности в работе сцепления, требуется как можно быстрее выполнить ремонт узла сцепления. Нахождение в таком состоянии сцепления, может вызвать не только серьезную поломку автомобиля, но и к ДТП.

Одним из главных механизмов автомобиля с механической коробкой передач можно назвать сцепление. На современных автомобилях применяют различные виды сцеплений (например, одно – или двухдисковое, с гидроприводом или без него), но функция сцепления не меняется. Итак, сцепление предназначено для разъединения двигателя с коробкой передач, а в результате переключения передач происходит изменение крутящего момента на колесах автомобиля.

При несвоевременном обслуживании сцепления может произойти его выход из строя. И хорошо, что это не скажется на состоянии смежных с ним в работе механизмов. При каких-либо неисправностях узлов и агрегатов сцепления нельзя будет не то чтобы двигаться на автомобиле, а даже в большинстве случаев, тронутся с места.

Рассмотрим некоторые методы проверки неисправности сцепления. Они подойдут как для владельцев импортных марок автомобилей, так и для любителей отечественного автопрома.

Способы проверки неисправности сцепления:

  • Первый способ лучше выполнять с помощником. Автомобиль можно установить на эстакаду или приподнять на подъемнике. Пока один из вас выжимает педаль сцепления, на не заведенном двигателе, другой прислушивается на предмет шумов и стуков со стороны сцепления. При наличии различных посторонних стуков и скрипов стоит задуматься – не пора ли проводить техническое обслуживание.
  • Второй способ достаточно легок. Запускам двигатель, нажимаем на педаль сцепления и включаем заднюю передачу. При включении не должно быть слышно скрежета и шума. Если, наоборот, то необходимо заменить ведомый диск.
  • Третий способ . При движении разгоняем автомобиль до скорости 30–40 км/ч и резко нажимаем на педаль газа. Если скорость движения автомобиля растет пропорционально числу оборотов двигателя, то все в порядке. Но если число оборотов двигателя растет быстрее, чем скорость автомобиля, то необходимо обратится в сервисный центр.

Если сцепление с гидравлическим приводом, то стоит обратить внимание на узлы входящие в состав гидропривода на наличие подтеков жидкости из системы. При необходимости заменить и прокачать систему.

Перечисленные методы определения неисправности сцепления помогут сэкономить время, предотвратить ненужных ремонтов и дорогостоящих капиталовложений. И если хоть один из признаков проявился не стоит терять времени, а немедленно обратиться на станцию технического обслуживания.