Как не нервничать при вождении. Как перебороть психологический страх при вождении машины? Что делать, чтобы избавиться от страха

Наш эксперт — руководитель центра контраварийной подготовки водителей Алексей Колонтай .

Тренируйтесь!

Новичку всегда тяжело. Когда он оказывается один среди сотен автомобилей без инструктора с его волшебными запасными педалями — это становится настоящим шоком. От начинающего автолюбителя требуется всё и сразу: держать под контролем дорогу, управлять машиной. Это очень сложно, особенно когда самые простые движения ещё не доведены до автоматизма и отнимают массу физических и моральных сил.

Неуверенный водитель — это просто комок нервов. А ведь, по статистике, достаточно всего 10 секунд напряжённого состояния, чтобы на 40% подскочила вероятность возникновения аварийной ситуации. После 35 секунд такая вероятность увеличивается вдвое!

Как лечить? Только практикой — и не на городских улицах, а на автодроме под чутким руководством тренера, но без запасных педалей!

Спешка не нужна

Часто причиной стресса у новичков становятся действия других водителей — их нервное гудение и мигание дальним светом фар. Неуверенный в себе автомобилист под чужим прессингом начинает метаться, пытаясь выполнить маневр, к которому не готов. Вероятный результат таких маневров — битая машина и огромный стресс. Поэтому просто выполняйте свою задачу так, как умеете, с той скоростью, которая приемлема для вас.

С другой стороны, игнорировать хамов на дороге нельзя: их действия непредсказуемы, а потому представляют опасность. Создавайте вокруг себя собственный «круг общения». Видите в зеркала машину, постоянно перестраивающуюся из ряда в ряд, истошно мигающую и сигналящую, — пропустите, пусть себе едет. Рядом с вами останутся те, с кем ехать комфортно.

Известно, что безопаснее всего двигаться по дороге со скоростью потока. Но эта скорость часто бывает слишком высокой для начинающих. Без всяких угрызений совести вы можете занять среднюю полосу, где вас легко объедут те, кому надо ехать быстрее, и создать свой собственный поток. Поток, который едет с вашей скоростью. Будьте уверены: найдётся не один водитель, который к вам пристроится.

Неженское дело?

Считается, что женщинам научиться водить машину сложнее, чем мужчинам. На самом деле это вовсе не так. Представители обоих полов одинаково приспособлены к езде за рулём.

У дам, разумеется, есть свои особенности. Во‑первых, они более эмоциональны и склонны к самоедству. Поэтому надо приучать себя: никакого разбора полётов за рулём! Сделали ошибку — исправьте её и не думайте больше об этом.

Во‑вторых, женский способ мышления многоканальный, то есть одновременно дамы думают сразу о многих вещах. Например, как перестроиться в соседний ряд, где найти парковку, когда приедешь в пункт назначения, и что делать, если вдруг остановит инспектор ГИБДД. Часто эта особенность мешает быстро реагировать на различные ситуации на дороге. Мужчины в отличие от женщин разбираются с проблемами по мере их поступления.

Главное — спокойствие!

Ещё один бич начинающих водителей — заторы на дороге. Типичная ситуация. Машины стоят в утренней пробке на светофоре. Водитель опаздывает на работу, в красках представляет, что ему сейчас скажет начальник, злится всё сильнее. Поэтому, когда загорается вожделенный зелёный свет, автомобилист резко жмёт на газ и влетает во впереди стоящее авто. И ведь сам себя накрутил. Вместо того чтобы выехать заранее, рассчитать пути объезда или позвонить на работу и предупредить, что задерживается.

Поэтому, если чувствуете, что стресс захлёстывает вас, съезжайте на обочину, остановитесь и дайте выход адреналину — обхватите себя руками, напрягите все мышцы тела и сделайте пару резких выдохов. Если есть возможность, выйдите из авто, подышите, успокойтесь. Только после этого можно ехать дальше.

Личное мнение

Николай Валуев:

— Я давно вожу машину и предпочитаю ездить на ней, нежели передвигаться в общественном транспорте. Но если водить помногу и часто, наверное, это нанесёт определённый вред. Есть такое понятие: проблемы со здоровьем, связанные с малоподвижным образом жизни. Это касается и водителей, которые большую часть времени проводят в кабине.

Начинающие водители нередко испытывают страх перед вождением, только собираясь осваивать автомобиль. И тут вовсе не имеет значение возраст, пол или умение водить машину. Неуверенность испытывают практически все. Однако некоторые могут справиться с волнением, у других же ничего не выходит, поэтому вождение для них превращается в сплошной дискомфорт. Что же нужно делать, чтобы не нервничать за рулем?

1)Очень много ездить. Не нужно садиться за только на пару часов в день. Катайтесь с утра до ночи по всему городу, по незнакомым улицам, так вы наберетесь опыта, начнете ориентироваться в местности, выучите знаки и светофоры. Немаловажное значение имеет умение парковаться. Нередко люди, научившись хорошо водить машину, до сих пор бояться парковаться или просто не умеют это делать. Для того чтобы избавиться от этого страха, нужно заниматься этим постоянно. Во время поездки по городу, останавливайтесь возле каждого торгового центра, заезжайте на парковку и делайте свое дело. Только благодаря опыту вы научитесь этой нелегкой науке.

2)Если даже вы в один прекрасный день поняли, что накопили достаточно опыта и теперь чувствуете себя за рулем, как рыба в воде, не стоит сильно обольщаться. Попробуйте управлять автомобилем в неких экстремальных условиях, например, во дворах жилых домов. Для некоторых наверняка покажется странной мысль о том, что езда по дворам является экстремальным условием. Но посудите сами: здесь достаточно узкие дороги, потому что они и сами по себе не являлись широкими, так еще по краям стоит куча припаркованных машин жильцов дома. Чтобы проехаться без печальных последствий, вам придется быть достаточно аккуратным, дабы случайно не задеть чужой автомобиль. Но самый настоящий экстрим начинается, когда во дворе вам навстречу выезжает другой автомобиль. Разъехаться двум машинам здесь просто невозможно, поэтому одному из водителей придется уступить и начать сдавать назад или временно припарковаться на близлежащей территории. Если же парковаться невозможно по причине отсутствия свободных мест, то придется давать задний ход, а это согласитесь не так просто, особенно учитывая, что со всех сторон стоят машины. В таком случае вам придется быть максимально внимательным и острожным.


3)Вопреки мнению о том, что музыкальное сопровождение мешает концентрации за рулем, можно включить негромко магнитолу, чтобы не ездить в тишине. Ваша любимая музыка поможет вам расслабиться, стать спокойнее. Однако не нужно включать музыку на полную громкость, ведь это может не только начать отвлекать вас, но также помешать услышать звуковые сигналы, которые могут подавать вам другие участники дорожного движения.


4)Берите с собой опытных в качестве пассажира, они смогут дать вам важные советы и подскажут, как действовать в разных ситуациях, которые будут постоянно происходить на дороге. Нежелательно ездить с пассажирами, которые безумолку болтают рядом с вами, отвлекая вас от управления за рулем. Разговоры должны быть только по теме, но никак не посторонние. Когда вы научитесь водить как следует, тогда уже можно позволить себе разговаривать во время движения.

В современном мире суеты и бешеной скорости жизни начинающие водители испытывают стресс на дороге, особенно это касается женщин. Наиболее часто подвергаются стрессу водители крупных городов, таких как Москва и Санкт-Петербург. В этой статье мы рассмотрим причины и способы решения стрессовых ситуаций на дорогах. Учитывая особенности вождения на российских дорогах, следует отметить несколько самых распространенных факторов, провоцирующих стресс.

Во-первых, это ответственность . Несмотря на то, что отечественный водитель предоставлен самому себе по причине невысокого уровня социальной защиты, он вынужден нести на себе тяжелейший груз ответственности за возможные последствия причинения ущерба кому-либо, либо чужому имуществу. Накопившееся напряжение выливается, в итоге, в стрессовое состояние.

Второй фактор - неожиданность . Во время вождения всегда присутствует фактор неожиданности. В любой момент может произойти все что угодно, что может создать проблемные ситуации и препятствия на дороге. Например, пробки на дорогах , эмоционально неустойчивый водитель в соседнем автомобиле, поломка автомобиля , плохая погода, дорожно-транспортное происшествие и так далее.

Следом идет неопределенность . Неразборчивые дорожные указатели, сломанный светофор на перекрестке и другие подобные "сюрпризы" на российских дорогах вводят неопытного водителя в состояние неопределенности и паники, что в дальнейшем приводит к стрессу.

Наконец, к социальным стрессовым факторам можно отнести грубое поведение водителей , пассажиров и пешеходов. Эта проблема очень актуальна для отечественных автовладельцев, поэтому остановимся ненадолго на теме культуры поведения на дорогах .

От культуры каждого в отдельности водителя зависит общая культура поведения водителей на дороге . Эмоциональная устойчивость в стрессовых ситуациях крайне важна, так как грубость и агрессивные действия влекут за собой стресс всех участников движения на дороге. Многие отечественные водители, посещавшие дальние страны, например европейские, отмечают небывалый уровень культуры водителей-европейцев. Различные незначительные “уступки” в дорожных ситуациях и водительская взаимопомощь делают передвижение на автомобиле по европейским дорогам комфортным, удобным, а значит и спокойным и безаварийным.

На водителя влияет не только то, что происходит снаружи автомобиля, но и внутри. Значит, пассажир также несет ответственность за настроение водителя. Пассажиру крайне важно прислушиваться к водителю - если ему не комфортно вести беседы, то следуют от них воздержаться; если он, наоборот, не любит тишину, то нужно его развлечь разговорами. Конечно, чтобы пассажиру понять настроение человека, сидящего за рулем, водителю самому следует дать понять, что он хочет - начать самому разговаривать или же продемонстрировать свое нежелание в беседах деликатно и культурно.

Определив причины стресса, определим сейчас способы борьбы с ним.

Существует определенный алгоритм борьбы со стрессом. Для начала необходимо понять, какой из стрессовых факторов является наиболее проблемным, ведь все наши реакции сугубо индивидуальны. Далее, нужно приступать к выполнению следующих действий.

Первое. Сделать глубокий вдох и спокойно выдохнуть. Если вам известны другие приемы мгновенного расслабления, то они как нельзя будут кстати. Главное - это вернуться в спокойствие.

Затем необходимо уменьшить проблему, мысленно свести ее к минимуму. То есть постараться воспринять ее как нечто бытовое и вполне обыденное.

Затем, сосредоточившись и проанализировав проблему, нужно найти логичное разумное ее решение. Наконец, можно отметить для себя то, каким образом вам удалось успешно выйти из сложившейся ситуации и понять, что в этом заслуга не кого-то стороннего лица, а исключительно ваша.

Таким образом, разобрав самые основные моменты стресса, мы узнали, как от него избавиться. Помните, только вы должны руководить своим состоянием, не позволяйте стрессу вносить коррективы в ваше настроение, внимание и контроль за дорожной обстановкой . Каждый раз, почувствовав волнение, панику или гнев во время вождения, вспомните указанный выше алгоритм и следуйте ему. Тогда, со временем, вы автоматически будете контролировать свои эмоции.

Чаще всего страшит то, что неведомо и неизвестно. Сев впервые за руль автомобиля, иной человек испытает лишь легкое смущение и робость, а кто-то может всерьез испугаться. Однако не поборов свой страх, человек вряд ли сможет перейти из разряда пешехода в статус водителя. Тем более, что при правильном походе страх вождения авто , так же как и другие человеческие фобии, преодолим .

Кто боится больше?

Вне зависимости от половой принадлежности и возраста, большая категория людей, пройдя курс обучения вождению, никогда не сможет сесть за руль по причине банальной боязни ездить на авто . Не справившись со своим страхом, имея в багаже автомобиль, а в бумажнике водительское удостоверение, человек остается напуган как видом самого авто, так и мыслью о том, чтобы сесть в него и поехать по улице.

Есть и другая категория начинающих водителей, которые сумев заставить себя сесть за руль, водят автомобиль с большой нерешительностью и прячут в себе страх вождения. Эта несовместимость человека с автомобилем, скованное поведение на дороге никогда не даст такому человеку стать полноценным водителем и совершенствовать свои навыки вождения.

Чаще всего в такую категорию традиционно относят женщин . Им свойственно не только с трудом познавать премудрости водительского ремесла, но и немного поднаторев в деле вождения, быть нерешительными и медлительными за рулем. По большому счету такое поведение в первую очередь определяется биологическими особенностями женского организма, в частности мозга, зрения. Но когда к таким свойствам, характерным женскому организму и психике, добавляется непосредственно страх вождения, тогда и возникают анекдоты про блондинку за рулем. Однако с уверенностью можно сказать, что если женщина справилась со своим страхом и начала "чувствовать" дорогу и автомобиль, то шанс стать опытным водителем ей определенно гарантирован .

Но не стоит думать, что "водительский" страх обходит стороной мужчин. Стрессу, связанному с вождением авто, подвержен и сильный пол. Принято считать, что мужчине не престало демонстрировать свой страх, эмоции и переживания. Такое суждение из разряда заблуждений играет злую шутку, ведь на психику такое сдерживание оказывает крайне вредный эффект. Не имея выхода, эмоции "бьют" по физическому здоровью, подвергая опасности пищеварительную и нервную системы, работу сердца. Не случайно и по этой причине в том числе, продолжительность жизни среди мужчин намного ниже, чем среди женщин.

Чего чаще всего боятся

Страхи индивидуальны и могут возникать там, где их меньше всего ожидаешь, и продолжать жить сколь угодно долго. Страхи, связанные с вождением авто, также разнообразны: начиная со страха перед самим автомобилем, заканчивая страхом перед возможностью попасть в аварию, произвести наезд на человека. А вспомним еще, что начинающему водителю приходится выдерживать стресс, связанный с началом обучения, восприятием новой информации, осваиванием навыков вождения. Последующий стресс возникает во время экзамена.

Оказавшись впервые за рулем автомобиля без инструктора, новоиспеченный водитель может банально испугаться даже завести авто и тронуться с места. Автомобиль – средство передвижения, использование которого сопряжено с риском для жизни. Вполне логично, что осознавая это, человек понимает также и всю меру ответственности, которую он несет за свою жизни и жизнь своих пассажиров.

Этот страх порой усиливается и тем, что во время практических занятий инструктор мог делать резкие замечания относительно ошибок при вождении. Так оставаясь за рулем один, водитель может испытывать неуверенность, не последнюю роль в появлении которой сыграет прежняя негативная оценка инструктора.

Нагнетать нервозность может и бурная реакция других водителей на неуверенные действия новичка за рулем. Замешкавшись на светофоре или на повороте, такой водитель может услышать за своей спиной "недовольные" сигналы гудков соседних автомобилей. При этом кроме досады на свою нерасторопность, такой нерешительный водитель боится услышать нарекания и нелестные слова со стороны, которые также могут пошатнуть его самооценку.

Страх вождения может запросто появиться у водителя, который несколько лет не садился за руль . Сомневаясь в своих силах и мастерстве, такой человек так же скорее всего станет излишне осторожничать на дороге.

Бояться можно и встреч с сотрудниками ГИБДД , в особенности когда речь идет о водителе по натуре своей застенчивом и нерешительном. Впрочем, такие люди могут испытывать затруднения при общении с любым другими малознакомым им людьми.

Но пожалуй самыми "популярными" страхами являются страх попасть в аварию или совершить наезд на пешехода.

Бесследно страхи не проходят. Усиливаясь и усугубляясь, страх приводит к состоянию постоянного стресса. Человек, который не может справиться с такими фобиями, пребывая в все время в напряженном состоянии, скорее всего "наживет" себе не один недуг, станет нервным, может быть даже агрессивным или наоборот замкнется в себе. И скорее всего, за руль автомобиля такой водитель не сядет никогда.

Как побороть в себе страх вождения?

Что же делать такому горе-водителю? Для начала непременно стоит понять и осознать, а действительно ли вы хотите водить автомобиль, или все-таки на уровне подсознания в вас присутствует неприятие самого факта вождения. Ведь появление такого противоречия: "хочу" (со стороны разума) и "не хочу" (со стороны) подсознания как раз и приводит к тому, что психика отвечает реакцией отторжения, страхом или стрессом.

Психологи связывают страх вождения автомобиля с низкой самооценкой водителя. Конечно, взрослея человеку все трудней и трудней становится изменить свое видение себя, однако повышать самооценку можно и нужно вне зависимости от возраста.

Совет 1: идите путем маленьких обед. Ваши достижения, заметные порой только вам, могут создать общий позитивный настрой, дать вам возможность повысить вашу самооценку. Психологи советуют также почаще улыбаться себе в зеркало и заняться аутотренингом.

Начать работать со своим страхом стоит с признания самому себе в том, что страх есть, что это конкретно страх вождения, а никакой иной. После этого уже можно менять свое отношение к сложившейся ситуации и работать над воспитанием в самом себе уверенности.

Совет 2: разговаривая мысленно с собой, постарайтесь избегать употребления отрицательной частицы "не". Ученые уверены, что наша психика не воспринимает такое слово и тогда вроде бы отрицательная фраза "Я не боюсь" становится вполне утвердительной "Я боюсь". Попробуйте найти для самого себя правильно сформулированные установки. Возможно, для своей большей уверенности произносите их слух, если стесняетесь, делайте это наедине с собой.

Совет 3: измените фон ваших мыслей с упадническо-негативного на позитивный и постарайтесь поддерживать его в таком тоне максимально долгое время.

Совет 4: если вы боитесь конкретно какого-либо события , допустим, автомобильной аварии, попробуйте прибегнуть к методу визуализации. Мысленно "инсценируйте" опасный момент на дороге и представьте, что действуете четко и правильно, умело выходите из сложившейся ситуации. А впрочем, для "профилактики" лучше визуализируйте моменты вашего уверенного и мастерского вождения, и оно таковым и станет впоследствии.

Совет 5: поможет вам и прием визуализации, реализованный непосредственно в самих "декорациях". То есть вы можете сесть за руль автомобиля, не включая газа, постараться представить себя непосредственно в процессе самого движения, видеть как переключаете коробку передач, набираете скорость, в нужный момент притормаживаете.

Совет 6: если уже совсем туго и от страха избавиться не удается, попросите кого-нибудь из умелых водителей , кого-то из ваших родных или близких составить вам компанию во время поезди на авто . Возможно присутствие рядом опытного человека поможет вам закрепить навыки, полученные в автошколе, а слова одобрения поднимут вашу самооценку и вдохнут в вас новые силы. Только привыкать к такому эскорту все же не стоит, ведь вам впредь нужно будет рассчитывать исключительно только на свои силы и умение.

Совет 7: постарайтесь изменить угол восприятия себя и учитесь правильно себя преподнести. Даже если вы только начали учиться водительскому мастерству, говорите о себе не как о неопытном, а как о набирающемся опыта водителе. Ваша собственная уверенность в себе передастся и окружающим вас людям, которые, видя такое спокойствие, станут уважительно относится к вам, не взирая на ваши случайные ошибки.

Совет 8: вождение даже для опытного водителя зачастую вызывает состояние стресса. Увы, на наших дорогах достаточно факторов стресса. Не поддаваться стрессу – задача не простая, а может быть даже бесполезная. А вот умение максимально быстро выходить из такого нервного состояния - вполне реальное умение, освоить которое в ваших же интересах. Главное, научитесь прислушиваться к своим переживаниям, и когда ситуация на дороге сильно "натянула" ваши нервы, остановитесь, если такая возможность есть, успокойтесь и продолжайте поезду. Ведь раздраженная стрессом психика – плохой советчик и помощник.

Понять проблему – это чаще всего означает почти решить ее. Поняв причину своего страха вождения, вы скорее всего найдете адекватный, приемлемый исключительно для вас рецепт по устранению этого "врага". В определенных случаях вам может также помочь квалифицированная помощь умелого психолога.

Пожалуй, самое главное качество, которым должен овладеть начинающий водитель – это умение контролировать свои эмоции за рулем. Представьте себе, какие шансы у новичка попасть в ДТП, если он вместо того, чтобы смотреть за дорожным движением, постоянно переживает, правильна ли его езда? Как тронутся в горку, не откатившись назад, как проехать правильно круговое движение и т.д. Ведь нервничая, можно элементарно не уступить дорогу, или проехать на красный цвет светофора, где последствия могут быть крайне печальными!

На дороге все равны

Обычно новичок начинает нервничать еще на уроках в автошколе, когда инструктор орет ему под ухо – «Куда ты прешь? Дороги не видишь?», или что-то в этом тоне. При этом забывает, что за рулем человек как раз учится водить, и его ошибки неминуемы, а его задача как раз и состоит в обучении. А учитывая то, что для элементарной езды нужно отъездиться минимум 700 часов – то становится понятно, почему многие новички проявляют излишние эмоции. И боятся ездить. Знать-то нужно много чего, а для этого, повторюсь, нужно время. Не нужно забывать, что на дороге обычно много водителей, которым все равно, сколько вы времени за рулем – сигналами фар они будут реагировать на ваши ошибки в лучшем случае.

Преодолеваем волнение за рулем постепенно

Что же тогда делать? Ведь получается замкнутый круг какой-то. Ведь закон обучения на ошибках никто не отменял, а их делать нельзя. Выход есть. И простой кстати. Просто начинать ездить по полям, заброшенным аэродромам и другим местам, где никто практически не ездит. Там уже набивать руку, пока не станет интересно выехать на дорожное движение. И сконцентрироваться на самом управлении автомобилем. И ездить, пока вы не начнете чувствовать габариты автомобиля, пока не станете переключать скорости на автомате, и не перестанете думать, в какой последовательности заводиться.

Ну и не забывать о ПДД. Чтобы их все выучить хорошо, можно воспользоваться хорошим способом – каждый день разбирать экзаменационный билет для автошколы. Книжечка с ПДД для «разбора полетов» – и за три месяца вы спокойно будете знать около 80% всех правил. Или как альтернативный вариант – проходить онлайн тесты ГАИ, сейчас есть множество тестов как , так и на ваш смартфон или планшет. А с накопленным опытом и знаниями, можно уже и выезжать на обычную езду. Только брать с собой кого-нибудь опытного, для избегания всевозможных ошибок.


Вот таким способом можно избежать ловушки, о которой говорилось в начале статьи. И главное, самому потом понимать, что на дороге множество таких учеников, и вы тоже такими были.