Как называется вид спорта на мотоциклах. Заезды на установление рекордов

  • Мотоциклетный спорт ,мотоспорт - технический вид спорта , основу которого составляет взаимодействие спортсмена с различной мотоциклетной техникой.
  • Обычно различают следующие дисциплины мотоциклетного спорта:
  • Трековые дисциплины - соревнования, проводимые на эллиптическом треке, на дорожке со специальным гаревым, ледяным, земляным или травяным покрытием, имеющей два прямых участка и два левых поворота постоянного радиуса, без видимых виражей. В мире получили развитие следующие разновидности:
    • классический спидвей ,
    • гонки по длинному треку(гросспидвей) ,
    • гонки по ледяной дорожке .
    • В трех основных видах обычно проводят официальные соревнования под эгидой ФИМ. Но не все треки для спидвея и национальные правила отвечают международным требованиям.
    • - гонки, проводимые на пересеченной местности или специальной площадке по замкутой трассе с естественными препятствиями. Обычно различают:
      • классический мотокросс - длина трассы должна быть не менее 1,5 км и не более 3 км, средняя скорость гонщиков не должна превышать 50 км/ч,
      • стадион-кросс, или суперкросс - соревнование, проводимое на стадионе под открытым небом или в зале по кроссовой трассе с использованием в качестве покрытия естественных материалов (песок, земля, дерн и т. д.), длина трассы должна быть не менее 300 м в закрытых залах и 400 м на открытых стадионах.
      • Супермото - соревнования на специальных мотоциклах проводимых на трассе с асфальтовым покрытием с включением элементов и участков трассы мотокросса (70 % - асфальтовое покрытие, 30 % - грунтовая дорога с препятствиями). Длина дистанции - от 500 до 2000 м.
      • - соревнования на мотоциклах, проводимые на дорогах с различным покрытием и по пересеченной местности с соблюдением заданного графика движения и выполнения условий дополнительных состязаний.
      • Отдельно выделяют смежные дисциплины с элементами эндуро:
        • экстремальное эндуро ,
        • бахи ,
        • ралли-рейды на мотоциклах .
          • Кросс-кантри отличается от классического эндуро отсутствием участков, по которым гонщики перемещаются как обычные участники дорожного движения. Международная Мотоциклетная Федерация определяет кросс-кантри как самостоятельную дисциплину мотоспорта.
          • Эндуро-кросс - гибрид суперкросса, триала и эндуро.
          • - соревнования по замкнутой трассе с высококачественным асфальтовым покрытием. Длина круга кольцевой гонки должна быть не менее 3 км. Характерная особенность этого вида мотоспорта - наличие большого числа крутых правых и левых поворотов, преодолеваемых гонщиками на высоких скоростях. Гонки могут проводиться как на специально построенных мотоциклах (МотоГП ), так и дорожных мотоциклах различной степени доработки (Супербайк ).
          • Шоссейно-кольцевые гонки на выносливость (эндуранс) - состязания команд, спортсмены которых меняются в процессе соревнования, управляя при этом только одним своим мотоциклом.
          • Мотобол - игра двух противоборствующих команд на мотоциклах, стремящихся забить мяч в ворота соперников, защищаемые вратарем. Команда состоит из 6 игроков: трех нападающих, защитника, вратаря и запасного. Все игроки, кроме вратаря, на мотоциклах. Продолжительность игры 80 минут, разделенных на 4 периода по 20 минут.
          • Мототриал - соревнования по короткой трассе на пересеченной местности или площадке с искусственными препятствиями, где оценивается мастерство гонщика при их преодолении с лимитом времени прохождения дистанции, в маршрут которой включаются контролируемые труднопроходимые участки. В соревнованиях используются специальные триальные мотоциклы, имеющие характерную геометрию, непригодную для сидения, все трюки выполняются стоя.
            • Мотофристайлпредставляет собой затяжные прыжки с трамплина в длину на кроссовых мотоциклах с выполнением спортсменом акробатических номеров в прыжке. Был признан FIM отдельным видом спорта лишь в 2005 году, хотя соревнования на мировом уровне (то есть с участием сильнейших райдеров разных континентов) проводились еще с 1999 года.
            • Стантрайдинг - трюковая езда на мотоцикле. Как прикладная дисциплина существует давно, однако, как официальный вид спорта (на момент 2012 года) пока не признан ФИМ. Неофициальные чемпионаты мира, собирающие сильнейших райдеров планеты, проводятся регулярно в Европе вот уже несколько лет подряд. В России до 2008 года соревнований по стантрайдингу не проводилось. С 2009 года на постсоветском пространстве проводитсяЧемпионат Восточной Европы по Стантрайдингу.
            • Дрэг-рейсинг, Мотокросс на питбайках
            • Кроме перечисленных выше, могут проводиться и другие соревнования по временным правилам или условиям, оговоренным в положении, например, моторалли,хилклимбинг(подъем на холм), мотоориентирование, мотоэстафеты, минимотобол,мини-мотокросс,рейды-марафоны, гонки на спринтерах идрагстерах.
            • К мотоциклетным дисциплинам обычно также относят (и указывают в спортивном кодексе):Гонки на снегоходах (кросс или эндуро) - гонки по снежной трассе с различными препятствиями на пересеченной местности.
    • Трофи-рейды на квадроциклах.
    • Шоссейно-кольцевые гонки на скутерах и минимотоциклах. Соревнования проводятся на треках или картинговых трассах. Минибайки делятся на два класса: мини и миди. В России основные соревнования по минибайку (Кубок России) проходят совместно со скутерными соревнованиями.

Мотоциклетный спорт, мотоспорт - технический вид спорта, основу которого составляет взаимодействие спортсмена с различной мотоциклетной техникой.

Возникновение мотоспорта

Считается, что мотоспорт возник вместе с изобретением мотоцикла. В 1885 году Готтлиб Даймлер изобрел первую машину для верховой езды, а в 1887 году французская фирма «Де Дион-Бутон» наладила серийное производство трициклов. Однако, первые мотоциклы были встречены обществом с большим недоверием. Доказательство практической применимости мотоцикла как транспортного средства было основным организационным принципом гонок на мотоциклах периода 1894-1903 гг.

Организатором первых мотоциклетных гонок считается Автомобильный клуб Франции (Automobile Club de France), учрежденный в 1895 г.

Первый скоростной совместный пробег автомобилей и двух мотоциклов проходил по маршруту Париж - Бордо - Париж в 1895 году, дистанция составила около 1200 км.

В 1898 г. АКФ определяла как «мотоцикл» все самодвижущиеся экипажи весом до 200 кг. Такое толкование открывало доступ в класс мотоциклов четырехколесным машинам и трициклам. Во время гонки участники могли беспрепятственно ремонтировать мотоциклы и буксировать их в случае повреждения на неограниченное расстояние. Однако, въезд на финиш или в этап должен был осуществляться за счет работы собственного двигателя.

Между этапами в ночное время применялся «режим закрытого парка» (regime du pare ferme), то есть водители и механики не имели права заниматься починкой или другими работами с мотоциклом в промежуток между двумя этапами. Время прохождения гонщиками на мотоциклах через населенные пункты из расчета гонки исключалось в целях безопасности (принцип «нейтрализации»).

Несмотря на то, что первые официальные мотоциклетные гонки состоялись в Вене в 1899 году, окончательное разделение соревнований на автомобильные и мотоциклетные произошло только в начале 20 века.

8 июля 1904 года была основана Международная федерация мотоциклетных клубов (ФИКМ). Создание подобной организации было продиктовано тем, что к этому времени уже определилась специфика авто- и мотоспорта и возникла необходимость в установлении единой терминологии. Под эгидой ФИКМ стали проводиться международные мотосоревнования.

Эволюция мотоспорта

Основным видом соревнований изначально оставались шоссейные гонки-пробеги на длинные дистанции. Однако, для зрителей они не вызывали особого интереса. Для повышения зрелищности и популярности мотто-соревнований начали проводиться мотогонки на ипподромах и велотреках, а затем и на специальных мототреках, которые были закрыты от пешеходов и общественного транспорта и могли проходить безостановочно.

Кроме того, появляются специальные испытания мотоциклов в соревнованиях по подъему на холм и шоссейно-линейных гонках на установление рекорда скорости. Возникновение новых видов соревнований стимулировало создание специальных спортивных и гоночных мотоциклов.

Недостаточная зрелищность длинных шоссейных пробегов привела к возникновению шоссейно-кольцевых гонок. Прототипом гонки по замкнутому дорожному маршруту ограниченной длины с многократным прохождением круга стала серия гонок в бельгийских Арденнах, организованная Бельгийским Автомобильным Клубом в 1902 г.

Первые шоссейные состязания, организованные Французским Мотоциклетным Клубом на «Интернациональный Кубок», прошли в 1904-1905 гг. К участию допускались все страны, но только на технике собственного производства. В Англии на острове Мэн в 1907 году была организована собственная гонка - для стимуляции технического развития мотоциклетного строения, проводится она по сей день и известна как «Турист Трофи» (Isle of Man TT). Изначально для поощрения принципа экономичности расход бензина мотоциклов был ограничен. В 1909 г. это ограничение было снято и гонки Т. Т. стали исключительно скоростными.

Соединение скоростных соревнований с ездой по бездорожью привело к появлению мотокроссов - гонок по пересеченной местности. Считается, что начало подобным состязаниям было положено в 1908 году в Лондоне традиционной английской гонкой «погоня за лисой». В ней приняли участие конные кавалеристы наравне с мотоциклистами. Однако, только после первой Мировой войны в европейских странах была найдена наиболее удачная форма проведения мотокроссов.

В 1913 году испытания мототехники на плохих проезжих дорогах были официально включены в первые ежегодные шестидневные соревнования на регулярность движения - International Six Day Trial (ISDT). Позже эти соревнования получили название «эндуро».

В 1930-е годы наибольшую популярность приобретают трековые гонки, при этом улучшается качество трасс, растут скорости специальных гоночных мотоциклов.

С течением времени появляются и развиваются все новые виды спорта, связанные с мотоциклами. В настоящее время известно достаточное количество мотоциклетных дисциплин, выросших из развлекательных программ или шоу и ставших вполне самостоятельными видами спорта - например, таких как стантрайдинг, мотофристайл или супермото.

Мотоциклетные дисциплины

Все официальные спортивные соревнования регламентируются спортивным кодексом. В России на настоящий момент правила по каждой дисциплине мотоциклетного спорта устанавливаются в соответствии с Кодексом МФР и издаются отдельной брошюрой. Любые новые или дополнительные правила, принятые МФР, должны включаться в Кодекс или в приложения к нему.

Обычно различают следующие дисциплины мотоциклетного спорта:

Трековые дисциплины (спидвей)

Трековые дисциплины - соревнования, проводимые на эллиптическом треке, на дорожке со специальным гаревым, ледяным, земляным или травяным покрытием, имеющей два прямых участка и два левых поворота постоянного радиуса, без видимых виражей. В мире получили развитие следующие разновидности:

-классический спидвей;
-гонки по длинному треку (гросспидвей);
-гонки по ледяной дорожке.

В трех основных видах обычно проводят официальные соревнования под эгидой ФИМ. Но не все треки для спидвея и национальные правила отвечают международным требованиям.

Мотокроссовые дисциплины

Мотокроссовые дисциплины - гонки, проводимые на пересеченной местности или специальной площадке по замкутой трассе с естественными препятствиями. Обычно различают:

-классический мотокросс - длина трассы должна быть не менее 1,5 км и не более 3 км, средняя скорость гонщиков не должна превышать 50 км/ч;
-стадион-кросс, или суперкросс - соревнование, проводимое на стадионе под открытым небом или в зале по кроссовой трассе с использованием в качестве покрытия естественных материалов (песок, земля, дерн и т. д.), длина трассы должна быть не менее 300 м в закрытых залах и 400 м на открытых стадионах.

Супермото - соревнования на специальных мотоциклах проводимых на трассе с асфальтовым покрытием с включением элементов и участков трассы мотокросса (70 % - асфальтовое покрытие, 30 % - грунтовая дорога с препятствиями). Длина дистанции - от 500 до 2000 м.

Эндуро - соревнования на мотоциклах, проводимые на дорогах с различным покрытием и по пересеченной местности с соблюдением заданного графика движения и выполнения условий дополнительных состязаний.

Отдельно выделяют смежные дисциплины с элементами эндуро:

-экстремальное эндуро;
-бахи;
-ралли-рейды на мотоциклах.

Кросс-кантри отличается от классического эндуро отсутствием участков, по которым гонщики перемещаются как обычные участники дорожного движения. Международная Мотоциклетная Федерация определяет кросс-кантри как самостоятельную дисциплину мотоспорта.

Эндуро-кросс - гибрид суперкросса, триала и эндуро.

Шоссейно-кольцевые гонки - соревнования по замкнутой трассе с высококачественным асфальтовым покрытием. Длина круга кольцевой гонки должна быть не менее 3 км. Характерная особенность этого вида мотоспорта - наличие большого числа крутых правых и левых поворотов, преодолеваемых гонщиками на высоких скоростях. Гонки могут проводиться как на специально построенных мотоциклах (МотоГП), так и дорожных мотоциклах различной степени доработки (Супербайк).

Шоссейно-кольцевые гонки на выносливость (эндуранс) - состязания команд, спортсмены которых меняются в процессе соревнования, управляя при этом только одним своим мотоциклом.

Мотобол - игра двух противоборствующих команд на мотоциклах, стремящихся забить мяч в ворота соперников, защищаемые вратарем. Команда состоит из 6 игроков: трех нападающих, защитника, вратаря и запасного. Все игроки, кроме вратаря, на мотоциклах. Продолжительность игры 80 минут, разделенных на 4 периода по 20 минут.

Мототриал - соревнования по короткой трассе на пересеченной местности или площадке с искусственными препятствиями, где оценивается мастерство гонщика при их преодолении с лимитом времени прохождения дистанции, в маршрут которой включаются контролируемые труднопроходимые участки. В соревнованиях используются специальные триальные мотоциклы, имеющие характерную геометрию, непригодную для сидения, все трюки выполняются стоя.

Шоссейно-линейные гонки - соревнования на дороге с усовершенствованным покрытием между двумя контрольными пунктами, закрытой на время соревнований для движения транспорта и пешеходов. Гонки проводятся только на мотоциклах дорожного типа всех классов.

Скийоринг - соревнования экипажей, состоящих из гонщиков на мотоциклах или снегоходах, каждый из которых буксирует лыжника по незамкнутой или круговой снежной, ледяной или смешанной трассе или между контрольными пунктами. На мотоциклах не допускается применение шипов и цепей противоскольжения.

Фигурное вождение (во многих странах получило распространение как «Moto Gymkhana» ) - соревнования по выполнению специальных упражнений на ровной горизонтальной, имеющей твердое гладкое покрытие площадке с особой разметкой и искусственными препятствиями. Допускаются участники с любым стажем вождения на мотоциклах-одиночках дорожного типа любых классов, мотороллерах и мопедах. На одном мотоцикле разрешается выступать нескольким участникам.

Заезды на установление рекордов - проводятся на специальных трассах для достижения максимальной скорости или другого показателя. Обычно различают:

-рекорды скорости на короткие дистанции;
-рекорды скорости на длинные дистанции;
-рекорды по времени;
-местные рекорды скорости;
-рекорды трассы.

Мотофристайл (FMX) - представляет собой затяжные прыжки с трамплина в длину на кроссовых мотоциклах с выполнением спортсменом акробатических номеров в прыжке. Был признан FIM отдельным видом спорта лишь в 2005 году, хотя соревнования на мировом уровне (то есть с участием сильнейших райдеров разных континентов) проводились еще с 1999 года.

Стантрайдинг - трюковая езда на мотоцикле. Как прикладная дисциплина существует давно, однако, как официальный вид спорта (на момент 2012 года) пока не признан ФИМ. Неофициальные чемпионаты мира, собирающие сильнейших райдеров планеты, проводятся регулярно в Европе вот уже несколько лет подряд. В России до 2008 года соревнований по стантрайдингу не проводилось.

Другие дисциплины

Кроме перечисленных выше, могут проводиться и другие соревнования по временным правилам или условиям, оговоренным в положении, например, моторалли, подъем на холм, мотоориентирование, мотоэстафеты, минимотобол, мини-мотокросс, рейды-марафоны, гонки на спринтерах и драгстерах.

К мотоциклетным дисциплинам обычно также относят (и указывают в спортивном кодексе):

- Гонки на снегоходах (кросс или эндуро) - гонки по снежной трассе с различными препятствиями на пересеченной местности.
- Трофи-рейды на квадроциклах.
- Шоссейно-кольцевые гонки на скутерах и минимотоциклах. Соревнования проводятся на треках или картинговых трассах. Минибайки делятся на два класса: мини и миди. В России основные соревнования по минибайку (Кубок России) проходят совместно со скутерными соревнованиями.

«Матч ТВ» объясняет, почему мотоцикл – это круто.

Спидвей

Шорт-трек на мотоциклах. Скорости здесь значительно меньше, чем в шоссейно-кольцевых гонках – в среднем 70-80 километров в час. Зато больше контактной борьбы. Пространства для обгона немного, покрытие трассы не бывает удобным. Чаще всего трек состоит из гранитной, мраморной или доломитной крошки. Зимой гонщики соревнуются на ледяной трассе. Не упасть или не столкнуться с соперником за 4 круга трассы на овальном треке – очень сложно. Поэтому спидвей считается одним из самых травмоопасных видов спорта. Но где опасность, там и адреналин.

Один из наиболее экономически выгодных видов мотоспорта. Треки не требуют особого ухода, недорогое техническое обслуживание и цена мотоциклов. Вид спорта не меняется из года в год, поэтому на одном байке можно ездить несколько сезонов. Мотоцикл, который уже много лет выступает на гонках, ничем не хуже на треке в сравнении с новым байком. Заниматься этим видом мотоспорта можно уже с 7 лет. Многие чемпионы престижных шоссейно-кольцевых гонок в детстве начинали именно с пыльных дорог спидвея.

Шоссейно-кольцевые гонки

Самая дорогая и самая быстрая дисциплина. Чемпионат мира в этом виде считается элитным. Здесь дикие скорости, мощный рев мотора и симпатичные грид-герлз. Байки в королевском классе MotoGP имеют объем мотора до 1000 кубических сантиметров. Мотоциклы развивают скорость больше 300 километров в час. При этом нужно вписаться в разносторонние повороты.

Каждый сезон в правилах что-то меняется. Команды ежегодно тратят миллионы долларов в год на оснащение и модернизацию мотоциклов. Для чемпионатов мира создают специальные байки, на которых запрещено ездить по дорогам общественного пользования. Чтобы сесть на такой мотоцикл нужно много смелости. Аварии на трассе – это тоже часть спорта. Несмотря на то, что в шоссейно-кольцевых гонках многое делается для обеспечения безопасности гонщиков, они считаются одним из наиболее смертельно опасных видов спорта.

Мотофристайл

Это невероятные прыжки на мотоцикле с акробатическими трюками. Дисциплина считается одной из лучших экстримальных шоу-соревнований. Спортсмены несутся по большому трамплину и взлетают в воздух, где делают сальто назад, вращаются на 360 градусов, отпускают байк в свободный полет и снова возвращаются на сиденье. Неудачно выполненный трюк чреват падением и переломанными костями.

Для занятий фристайлом нужно не только смелость, но и сильные руки. Средний вес мотоциклов, на которых надо уметь свободно выполнять сложные элементы в воздухе, составляет 90 килограммов. Во фристайле существует множество трюков, но спортсмены через травмы и боль продолжают придумывать новые элементы. Название трюков часто отражает происходящее в полете. Например, в «поцелуе смерти» райдер целует переднее крыло, а в «кан-кане» как будто пританцовывает в воздухе.

Мототриал

Очень сложный технический вид мотоспорта, для которого нужно хорошо уметь держать равновесие. Спортсмены преодолевают различные препятствия, при этом не касаясь их частями тела. Мотоциклы очень легкие и не имеют сидений. У них взрывной характер двигателя на низких оборотах и прекрасная управляемость. Это позволяет взбираться на огромные камни и отвесные стены. В начале будет сложно запрыгнуть на обычный дорожный бортик, но через несколько занятий захочется покорить небоскреб.

Тренироваться на триальном мотоцикле можно везде – на больших городских лестницах или природных валунах. Раньше соревнования проходили только на естественных трассах. Но с развитием этого спорта организаторы решили увеличить зрелищность и стали придумывать искусственные препятствия. Трасса тщательно спроектирована дизайнерами, препятствия состоят из разных материалов и имеют форму геометрических фигур. На треке также можно встретить гигантские буквы, огромные банки с энергетиком и невероятного размера катушки с нитками.

Мотобол

Мотобол сегодня уже не так популярен, как раньше, и выглядит немного архаично. Но сыграть в него стоит. Здесь есть пенальти, удаления и красивые комбинации. Все как в большом футболе. Не хватает только ударов через себя. В каждой команде играют по 5 человек – 4 полевых на мотоциклах и вратарь. Мяч значительно больше футбольного, иначе попасть по нему, сидя верхом на байке, будет сложно. Зато не нужна система видеофиксации голов. Споров о том, пересек ли мяч линию, обычно не возникает.

Больше врачей здесь ценятся механики, которые могут быстро починить твою машину после жестких столкновений. Мотобол играют на кроссовых мотоциклах с некоторыми изменениями в конструкции. Байки спортсменов стоят около 7 000 долларов. В этом виде спорта не проводятся чемпионаты мира, только Европы. На континентальных первенствах наша команда 17 раз становилась чемпионами и лишь однажды осталась без медалей.

Текст : Михаил Кузнецов

Фото: Getty Images, globallookpress.com

: с Дедами Морозами в Сочи, откровенный и очень сложный

В мотоциклетный спорт входят соревнования на различных типах мотоциклов по специальным трассам и дорогам. Это один из основных технических видов, входящих в программу летних Спартакиад народов Россс. В нашей стране им занимается около миллиона человек. Они регулярно тренируются в спортивно-технических клубах и секциях ДОСААФ, где есть отделения и для детей.

Программа состязаний мотоциклистов разнообразна. Мотокросс и гонки по гаревой дорожке и по льду, соревнования на ипподроме и шоссейно-кольцевые гонки, фигурное вождение и многодневные старты.

Мотоциклы, участвующие в соревнованиях, делятся на классы в зависимости от величины рабочего объема двигателя. Особенно популярны классы машин с рабочим объемом двигателя до 125 см 3 .

Первые мотоциклетные состязания в нашей стране состоялись в конце прошлого века, около Петербурга. Они проходили зимой, при сильном ветре и морозе. Их победитель П. Беляев на трехколесном мотоцикле (тогда были такие) развил скорость 24,5 км/ч.

Серийное производство мотоциклов в Советском Союзе началось в 1933 г. в городе Ленинграде. Особенно бурно мотоспорт стал развиваться в 50–60‑х гг., когда резко увеличился выпуск спортивных машин. Они создавались на базе дорожных, но отличались от них более мощным двигателем, усовершенствованной конструкцией некоторых узлов и агрегатов. Одним из сложных испытаний для мотогонщиков является мотокросс. Трасса для этих состязаний - крутые подъемы и спуски, заболоченные места и пески, резкие повороты и водные рубежи. Чтобы успешно преодолеть все препятствия, от спортсмена требуются высокое мастерство, смелость, решительность.

По мотокроссу проводится чемпионат мира - многоэтапное соревнование. Первый старт начинается в апреле, а заканчивается борьба в конце лета. Гонщики выступают в это время на трассах разных стран. Каждый этап разбит на два заезда. Результаты прохождения дистанции оцениваются по специальной шкале очков.

В 1965 г. впервые чемпионом мира в кроссе стал советский спортсмен В. Арбеков. В 1974 г. эстафету у него принял Г. Моисеев. Он начал заниматься мотоспортом в ленинградском Дворце пионеров им. А. А. Жданова, где с ребятами, желающими овладеть мастерством управления мотоциклом, работает заслуженный тренер СССР К. Демянский. В 1978 г. Моисеев в 3‑й раз выиграл лавровый венок и золотую медаль чемпиона мира. Очень популярны среди спортсменов гонки по гаревой дорожке - спидвей. На этом соревновании в полной мере можно ощутить драматизм происходящих событий, по достоинству оценить настоящий артистизм участников заездов, великолепное владение машиной, которая весит свыше 80 кг и имеет мощность двигателя, как у среднего автомобиля. И - никаких тормозов! В спидвее многое зависит от удачно взятого старта и техники прохождения виражей, когда, кажется, нет сил удержать на дорожке мотоцикл. Но именно на виражах наиболее опытные и хладнокровные гонщики создают «запас прочности», добиваются преимущества.

В ледовом спидвее в 1978 г. появился новый вид соревнований: командный чемпионат мира.

Учитывая заслуги советского мотоспорта, Международная мотоциклетная федерация (ФИН) предоставила право Советскому Союзу провести первое такое состязание. Оно стартовало в январе 1978 г. в Калинине. Каждая сборная команда состояла из трех спортсменов. В каждом заезде встречались две команды, в которые входили по два гонщика. Всего было семь заездов. Победители выявлялись по наибольшему количеству набранных очков в заездах. Дистанция в этом виде соревнований такая же, как и в ледовом спидвее, - 400 м.

Золотые медали были вручены сборной СССР, честь которой защищали С. Тарабанько, А. Бондаренко, А. Гладышев.

Состязания в гонках по ледяной дорожке проводятся на тех же треках, что по спидвею, только ширина дорожки на прямых участках должна быть от 9 до 12 м, а на поворотах должна увеличиваться, но не более чем до 18 м.

Ледяная дорожка должна быть ограждена снежным валом или сеткой. Лучшему сцеплению шин с ледяной поверхностью помогают специальные стальные шипы длиной не более 28 мм. На переднем колесе их 88–92, на заднем - до 114.

Скоротечность борьбы в заезде предъявляет участникам повышенные требования: быть хладнокровным, иметь отличный глазомер и быструю реакцию, научиться ездить на грани оправданного риска.

Уфнмец Г. Кадыров - единственный в мире мастер ледового спидвея, который 6 раз выигрывал звание чемпиона мира. Сейчас ближе всех к результату башкирского спортсмена офицер Советской Армии из Новосибирска С. Тарабанько. Он четырехкратный чемпион мира. Широкое распространение получил футбол на колесах - мотобол. В каждой команде по пять игроков: вратарь (он может выступать без мотоцикла), защитник и три нападающих.

Шестой спортсмен, запасной, может заменить любого мотоболиста своего коллектива. На поле футбольных размеров разгорается увлекательная борьба. Со скоростью 60 км/ч мчатся спортсмены на мотоциклах к воротам соперника, пытаясь в течение 80 мин, что длится встреча (время игры разбивается на четыре периода по 20 мин), забить как можно больше голов. Мяч (его диаметр - 40 см и вес до 1 кг) не засчитывается, если он влетел в ворота после удара рукой. В мотоболе, как и в футболе, существует целая градация нарушений правил и мер наказания вплоть до 11‑метрового штрафного удара, удалений до конца матча и без права замены. Команда «Автомобилист» из Элисты - восьмикратный чемпион СССР. Из её состава формируется сборная страны, которая уже 7 раз побеждала в розыгрыше кубка Европы по мотоболу.

Институт экономики и финансов

РЕФЕРАТ

тема: "Мотоспорт. Виды и особенности"

по курсу: "физическая культура"

© выполнил: студент очного отделения

211группы

Павлов П.С.

проверил:

Румянцева А.Ш.

Санкт-Петербург

2002 г.

Введение...............................................................................................................3

1. Роль мотоспорта………………………………………………………………..4

2. Значение мотоспорта…………………………………………………………..4

3. Что такое мотоспорт?.........................................................................................5

4. Историческое развитие мотоспорта………………………………………......6

5. Виды мотоспорта………………………………………………………………7

6. Наиболее популярные мотоклубы…………………………………………...21

7. Основные требования к мотоклубам………………………………………...21

8. Трассы…………………………………………………………………………23

9. Классификация………………………………………………………………..25

10. Виды мотоциклов……………………………………………………………26

11.Правила пилотирования……………………………………………………...27

Заключение……………………………………………......……………………...30

Словарь………………………………………………………………………..31

Список литературы и источников…………………………………………...32

Введение

Свой реферат я хочу посвятить актуальному во все времена мотоспорту. Этот вид спорта подразумевает под собой дуэт человека и двухколесной машины, сочетает в себе физические нагрузки, а также умственные – по совершенствованию мотоцикла, необходимому для побед в соревнованиях. Мотоспорт уникален тем, что, хотя мотоциклист и перемещается за счет работы силового агрегата, но все равно он должен затрачивать энергию. Энергозатраты проявляются в маневрировании, изменении положения центра тяжести и других приемах пилотирования. Затраты эти немалые, иначе мотоспорт не был бы спортом. К тому же для достижения успехов в мотоспорте нужно затрачивать, как я уже сказал, умственные усилия: не только "прикинуть", как "воткнуть» движок большего "калибра", но даже в ходе сорев-нований подмечать все реакции машины на свои действия. На основе выводов намечается направление усовершенствования, далее - методы его наиболее вы-годного воплощения, обкатка, тренировка, состязание...

В моей работе рассмотрены наиболее известные виды мотоспорта. Некоторые из них берут свое начало с момента развития первых аппаратов, другие придуманы человеком сравнительно недавно. Как видно из оглавления, видов мотоспорта не бесконечное множество. Но, с другой стороны, новые его виды могут проявляться как производные уже существующих, - с измененными условиями. Это зависит от фантазии человека и от мотивированности данных внедрений с точки зрения физиологии - главного критерия в спорте.

В реферате преобладает информация, заимствованная из электронных источников и моего личного опыта. Это связано с тем, что хотя мотоспорт сегодня и широко развит во всем мире, но литературы по нему, мягко говоря, недостаточно. Да и та датируется даже не девяностыми годами. А жаль. Пришлось "пропускать" через себя электронный материал по этой теме. Что касается журналов "За рулем" 70-80- -х годов (далее - "ЗР") и "Мото", то в них все статьи написаны людьми, посвятившими себя мотоспорту, инженерами, испытателями, ведущими конструкторами мотозаводов – людьми опытными. К тому же устройство трассы, законы физики, история не устаревают.

1. Роль мотоспорта

Люди склонны создавать коллективы (группы, кружки, секции) исходя из общих увлечений, интересов. Спорт имеет много направлений, известных и не очень.

Среди известных – мотоспорт. Он объединяет людей, похожих по темпераменту, запасу знаний, увлечениям, физическим и интеллектуальным возможностям, неформально группирует их в команды, разрушая психологические барьеры и значимость социального положения, заставляет обмениваться практическими навыками и знаниями, и иногда – отстаивать честь города (региона, страны) на спортивной арене.

Для занятий мотоспортом требуется хорошее здоровье, устойчивая психика, дисциплинированность, самоотверженность. С технической точки зрения мотоспорт способствует решению конструктивных задач, накоплению информации и поиску новых идей для совершенствования серийной продукции. Таким образом, мотоспорт и автомобилестроение взаимно дополняют друг друга в широкой области человеческой деятельности. С экономической точки зрения мотоспорт оказывает существенное влияние на реализацию продукции и запасных частей. Ведь одобрение у потребителей получают те марки машин и мотоциклов, которые успешно выдержали различные испытания в соревнованиях. Нельзя не учитывать и то, что мотоспорт является одним из массовых спортивных зрелищ.

2. Значение мотоспорта

Сегодня нет необходимости доказывать огромное значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья, предупреждения заболеваний, повышения устойчивости и сопротивляемости организма. При правильной тренировке и здоровом образе жизни люди могут длительно сохранять здоровье и высокие функциональные возможности организма. Мотоспорт является активным помощником в этом направлении. Ведь в этом виде спорта спортсмен не только активизирует резервные силы организма (задействованы практически все отделы мускулатуры спортсмена), но и ведет активную умственную работу по оттачиванию навыков и настройке мотоцикла. Заболевания у мотоспортсменов - результат не занятий спортом как таковых, а определенных "факторов риска". Их изучение, с учетом специфики каждого вида мотоспорта, выявление, предупрежде-ние и устранение значительно уменьшат возможность повреждения здоровья позволят сохранить его даже в условиях самой напряженной тренировки, а тем самым будут способствовать совершенствованию тренировочного процесса, повышению спортивных результатов и надежности спортсменов, усилят социальную значимость спорта.

Распространенное же среди определенной части ученых, тренеров, спортсменов и журналистов мнение о несоответствии понятий "спорт" (мотоспорт, все-таки, несет в себе некоторую опасность для здоровья) и "здоровье" не только не имеет достаточных оснований, но и опасно, ибо создает представление об определенной фатальности, мешает тем самым поиску и устранению факторов риска, ставит под сомнение целесообразность достижения рекордных результатов.

3. Что такое мотоспорт?

К мотоспорту относятся виды спорта, которыми занимаются на моторизованных транспортных средствах по специальным трассам . Эти виды спорта делятся на 4 группы:

· мотоциклетный спорт,

· автомобильный спорт,

· моторизованный спорт на воде,

· водные лыжи.

В этих основных группах образовались специальные дисциплины, которые в свою очередь делятся на классические и национальные.

К группе классических дисциплин в мотоциклетном спорте относятся:

· шоссейно-кольцевые гонки,

· гонки на мотоциклах по местности,

· мотокроссы,

· спидвей,

· гонки на льду,

· гонки на травяном и песчаном треке,

· мотобол,

· скийоринг.

Деятельность всеобщего Союза мотоспорта направлена на развитие индивидуальных и коллективных занятий мотоспортом в свободное время на машинах серийного производства. Прорводятся соревнования:

· заезды на ориентирование,

· охота за лисами,

· звездные заезды,

· соревнования на правила вождения,

· соревнования на экономию горючего,

· общий туризм: многодневные мотоциклетные соревнования (многоборье), моторалли (туристические слеты-соревнования),

· мотобол.

Соревнования по мотоспорту – соревнования на скорость с учетом оценок по очкам. Места распределяются в зависимости от времени, в течение которого

проходятся заданные контрольные участки (КУ). При оценках по очкам принимаются во внимание действия водителя на трассе. Оценка по очкам сочетается с оценкой по времени; к этому прибегают при равном количестве очков или когда при завышении времени это ставит гонщика вне зачета. Зачет по очкам принимается во внимание, если намечается победитель по многоборью. В соответствии с занятыми местами в отдельных заездах оценка по очкам после окончания соревнований складывается и затем выводится общая оценка за место.

4. Историческое развитие мотоспорта

Первый мотоцикл, на который Г. Даймлером был заявлен патент, появился в 1885 году. Начало мотоспорта было положено в 1900 году. Первые соревнования по мотоспорту стимулировались автомобильной промышленностью, которая таким образом накапливала технический опыт и показывала покупателям качество своейпродукции. Первая в мире гонка для моторизованных средств состоялась 22 июля 1894 года на дистанции Париж-Руан (126 км) и была задумана в основном как чистые испытания. Из более чем 100 автомобилей, заявивших об участии, был допущен только 21. Победитель достиг средней ско-рости 17 км/час. К такого рода соревнованиям, в которых принимали участие исключительно самодельные машины, был проявлен большой интерес не только во Франции. Так возникла новая спортивная дис-циплина, для развития которой во многих странах выли образованы автоклубы. Первоначально не было разделения между автомобилями и мотоциклами, которые должны были стартовать в группе экипажей.

Первые "чистые" гонки на мотоциклах были проведены в 1898 году как гонки на подъеме (экселоберг). В 1900 году американским газетным издателем Беннетом были составлены первые технические правила для гонок, которые он финансировал. Тогда вес машины ограничивался от 400 до 1000 кг. До 1904 года для мотоциклов не было классификации в зависимости от рабочего объема двигателя, учитывался лишь вес мотоцикла. Кроме того, различали гоночные и прогулочные машины.