Как изменить клиренс машины. Изменение клиренса Автомобили с регулируемым дорожным просветом

Одним из основных параметров любого автомобиля наряду с длиной, длиной колесной базы и шириной является дорожный просвет, который также называют клиренсом. Что это такое?

Клиренс - это расстояние между дорожным покрытием и самой нижней точкой днища автомобиля. Данный показатель влияет на проходимость автомобиля, чем клиренс больше, тем по более неровным дорогам ваш автомобиль сможет проехать без повреждений картера двигателя и бампера.

Как изменить клиренс?

Желание изменить размер дорожного просвета возникает в следующих случаях:

  • для повышения проходимости, если вы постоянно ездите по грунтовым дорогам, - клиренс увеличивают;
  • для улучшения устойчивости на трассе клиренс, наоборот, понижают.

Стоит заметить, что отклонение от паспортных данных автомобиля сказывается на управляемости, показаниях спидометра и датчиков.

Самый простой способ - это установка низко- или высокопрофильной резины. Однако, просто поменять резину недостаточно, понадобится также подпиливать и расширять колесные арки, а в некоторых случаях и полностью менять коробку передач для уменьшения/увеличения передаточного числа.

Увеличить клиренс можно также путем установки проставок. Их устанавливают между опорными частями стоек и кузовом. Еще один способ - установка резиновых уплотнений-проставок между витками амортизационных пружин. Понятно, что комфортабельность езды уменьшится - подвеска станет более жесткой и вы буквально будете чувствовать каждую яму.

Каждый конкретный случай требуется просчитывать по разному. Для решения вашей конкретной задачи, требуется приехать к нам на автомобиле и рассмотреть варианты которые вам подойдут.


Конструкция автомобиля всегда противоречива. Инженер вынужден выбирать между самыми разными факторами, порой прямо противоположными. Так, для хорошей проходимости нужен большой клиренс , а аэродинамике (и, значит, максимальной скорости и расходу топлива) он только вредит. Для комфорта хороша мягкая подвеска, но с ней не добиться отточенной управляемости. И так далее. Поэтому-то и не прекращаются попытки соединить взаимоисключающие свойства автомобиля воедино.
Одна из таких попыток вылилась в создание регулируемой подвески. Суть ее заключается в возможности менять прямо на ходу дорожный просвет автомобиля, тем самым кардинально меняя его свойства.
Большой дорожный просвет (и, как следствие - высокий центр тяжести) несовместим хорошей курсовой устойчивостью, поэтому на внедорожнике быстро проходить повороты невозможно. И наоборот: малый клиренс, короткоходная подвеска и жесткая ее настройка ставят жирный крест на использовании легкового автомобиля на бездорожье.
Это противоречие как раз и призван решить регулируемый дорожный просвет. Автомобиль с такой опцией способен менять центр тяжести и аэродинамику прямо на ходу (известно, что она весьма сильно зависит от высоты автомобиля). Кроме того, его внедорожные свойства также можно менять простым нажатием кнопки, или даже без участия водителя, автоматически. Возможность произвольно менять дорожный просвет дает и побочный эффект - автомобиль с таким устройством может поддерживать дорожный просвет постоянным вне зависимости от уровня и характера его загрузки (то есть - распределения груза по автомобилю), что положительно сказывается не только на устойчивости автомобиля, но и на распределении светового потока фар.

Алгоритм регулирования

Из соображений безопасности система регулирования дорожного просвета обязательно должна иметь автоматические режимы, которые могли бы предотвратить опасное маневрирования (как движение по шоссе с высокой скоростью на «поднятом автомобиле», так и движение по разбитым дорогам или пересеченной местности на «опущенном автомобиле»). И подобные системы действительно устанавливаются. Так, при достижении некоторой скорости (обычно, 35 км/ч) дорожный просвет автомобиля автоматически переключается из самого высокого положения на ступень ниже (разумеется, если дорожный просвет был установлен в любое другое положение, кроме самого высокого, переключения не происходит). При скорости 80 км/ч и выше автомобиль автоматически переход на «нормальный уровень» клиренса. Если автомобиль движется быстрее 120 км/ч, дорожный просвет автоматически уменьшается до низкого уровня. Так удается снизить аэродинамическое сопротивление, улучшить управляемость за счет понижения центра тяжести и снизить расход топлива.
Высокие уровни дорожного просвета, напротив, обычно не имеют автоматики и включаются принудительно, кнопкой.

Состав системы

Подъем и опускание автомобиля производятся с помощью пневматических упругих элементов. При подаче в них воздуха под давлением, они меняют свой объем и приподнимают автомобиль. Стравливая воздух, можно автомобиль опустить.
В системе часто присутствует ресивер, который позволяет начать подъем кузова автомобиля непосредственно после пуска двигателя, не дожидаясь, пока в системе поднимется давление, а также снижает шум от работы компрессора.
Для полноценной и правильной работы системы, в ее составе должны быть датчики дорожного просвета . Датчик прикреплен к кузову и через особый рычаг соединен с нижним рычагом подвески. Любое вертикальное перемещение кузова относительно колеса (и, значит, подвески), вызывает перемещение рычага датчика, которое преобразуется во вращательное движение. Вращательное движение регистрируется индуктивным датчиком, который формирует электрический сигнал, пропорциональный углу поворота рычага. Используя показания датчиков, система отслеживает положение автомобиля и устраняет возможные перекосы в работе пневматики, то есть контролирует равномерность подъема и опускания кузова, а также его положение относительно плоскости грунта или дорожного полотна. Датчики просвета помогают системе устранить перекоса автомобиля (например, за счёт различной подачи воздуха слева и справа).
Автомобили с переменным дорожным просветом оснащаются также автоматическим динамическим корректором фар . Поскольку датчики дорожного просвета имеются в составе системы, их показания можно использовать для автоматического поддерживания пучка света фар на постоянном уровне. Для того, чтобы исключить слишком частую работу корректора при движении по ухабам, система реагирует на изменения показаний датчиков не механически повторяя рельеф местности, она анализирует эти показания и срабатывает с большим запаздыванием, вычисляя некоторое усредненное положение кузова относительно поверхности.

Изменение клиренса кнопкой

Речь идет не о пневматической подвеске, а о традиционных койловерах, где гидравлика позволяет поднять или опустить нижнюю опору пружины. Цель - увеличить клиренс (на 45 мм), чтобы не зацепить бордюр передним свесом и не повредить дорогой обвес. Компания KW в прошлом году сделала систему HLS доступной для владельцев дорогих машин вроде Porsche 911. Теперь ее можно поставить на любой автомобиль с койловерами (самый дешевый вариант подразумевает установку системы изменения клиренса и замену пружин при сохранении стандартных амортизаторов). Тюнинг-ателье не остались в стороне — к примеру, Cargraphic под маркой Airlift предалагает аналогичную систему, совместимую со стойками Bilstein.


Оптика со светодиодами

«Ангельские глазки», которые были хитом тюнинг-рынка на протяжении добрых десяти лет, постепенно теряют статус культового девайса. Теперь все сохнут по блок-фарам со светодиодными лампами дневного света, моду на которые ввела Audi в своих последних моделях. Среди тюнеров такая оптика уже получила прозвище devil eyes, то есть «глаза дьявола». Список моделей, для которых доступно такое решение, расширяется еженедельно.


Диски со «свастикой»

Дебютировавший в прошлом году диск Hanzo марки Dotz оказался чертовски успешным и был незамедлительно скопирован конкурентами. В этом году на выставочных стендах можно было насчитать около десяти моделей с похожим дизайном, который используется даже знаменитыми ателье - к примеру, компанией Саrlsson в модели 1/5 Revo. Наше внимание обратили на себя концепт-диски (т. е. еще не запущенные в производство) малоизвестной марки GMP Italy, чьи дизайнеры постарались творчески переосмыслить свастику, а не просто перенесли понравившийся узор на собственную болванку.

В 21 веке, эпохе нанотехнологий, современным водителям до сих пор приходится примерять на себя "шкуру" покорителей бездорожья. Разбитые дороги, ямы, рельсы и крутые бордюры - лишь не полный список препятствий, которые нам ежедневно приходится преодолевать. Увы, иногда нашему автомобилю не хватает каких-то сантиметров. В результате - скрежет, досадная царапина на бампере и... неизбежный ремонт. Можно ли этому противостоять, изменив дорожный просвет у своего авто? И реально ли это сделать, не став объектом пристального внимания ГИБДД? Давайте выясним.

Главная цель изменения дорожного просвета - это улучшение проходимости автомобиля. Конечно, тема улучшения проходимости - удел любителей бездорожья, которые денно и нощно пытаются увеличить ход и работоспособность элементов подвески. Но не только ради преодоления дорожных неурядиц владельцы автомобилей хотят доработать их подвеску. Некоторые Практичные водители прибегают к этому способу для того, чтобы увеличить грузоподъемность. А молодежь, наоборот, занижает подвеску машины для лучшей управляемости, а подчас ради откровенных "понтов".

Здесь нужно сразу отметить, что с целью обеспечения безопасности дорожного движения с 1 июня 2014 года в России запрещена эксплуатация автомобилей, дорожный просвет которых не соответствует их паспортным данным. Как отмечают в ГИБДД, в первую очередь, данное правило нацелено на тех водителей, которые занижают дорожный просвет и тем самым "тормозят" поток автомобилей при проезде дорожных неровностей. К ним применимо то же правило, что и к любому другому автовладельцу, внесшему в конструкцию транспортного средства изменений, не предусмотренных заводом-изготовителем. За это сегодня грозит административный штраф в размере 500 рублей.

Поэтому все, что написано ниже, ни в коем случае не является руководством к действию. Это скорее ликбез для тех, кто решил сделать из своего автомобиля выставочный образец для какого-нибудь авто-шоу. Либо участвовать в трофи-рейдах, преодолевая препятствия где-нибудь в непролазной глуши. Ездить на таком измененном транспортном средстве по дорогам общего пользования - запрещено.

Пружины и амортизаторы

Данный тип можно назвать самым простым и дешевым. Ведь, по сути, для изменения дорожного просвета автомобиля достаточно лишь произвести замену стоек, состоящих из пружин и амортизаторов с необходимыми нам характеристиками. Эта "переустановка" позволит изменить клиренс в большую или меньшую сторону. Но, тем не менее, для себя нужно уяснить следующее. Амортизаторы бывают двух видов - гидравлические и газогидравлические (часто их называют газонаполненными или просто газовыми). В гидравлических амортизаторах гашение колебаний происходит за счет перетекания жидкости (как правило, это масло) из одного резервуара в другой и обратно через специальную систему клапанов, что обеспечивает достаточную плавность хода и конечного комфорта для водителя. Во втором типе амортизаторов также присутствует жидкость, но она предварительно сжата небольшим объемом газа. Газовые амортизаторы делают ход подвески более жестким, и автомобиль на дороге чувствует себя более управляемым.

Пружины же бывают стандартные и усиленные, повышающие и понижающие. Стандартные рассчитаны на усредненные условия эксплуатации, а усиленные - за счет увеличенного сжатия - помогают лучше преодолевать проселочные дороги. Понижающие и повышающие позволяют изменить клиренс автомобиля. Первые необходимы для увеличения клиренса автомобиля, за счет дополнительного витка и способствуют его лучшей проходимости на пересеченной местности. Вторые же, как следует из названия, уменьшают дорожный просвет автомобиля и улучшают его управляемость на высоких скоростях.

К первостепенным плюсам подобных изменений можно отнести их незначительную стоимость, заметный прирост улучшенных дорожных характеристик и достаточную надежность. Сами операции по замене можно выполнить самостоятельно. Но учтите, что повышающие амортизаторы и пружины могут негативно сказаться на устойчивости автомобиля при высоких скоростях, а понижающие, наоборот, ухудшат проходимость на наших дорогах. А это очень серьезный минус.

Наиболее известны и популярны пружины и амортизаторы таких производителей, как DEMFI, KYB, SS20, СААЗ, KONI, MONROE, SACHS и др.

Стоимость амортизаторов и пружин в сборе невелика: около 3500 рублей за комплект. Порог же заканчивается десятками тысяч рублей. Но здесь стоит уделить внимание производителям. Ведь на рынке эти запчасти наиболее подвержены контрафактному производству. Поэтому при покупке проверяйте целостность упаковки. Запчасти не должны содержать сколов, трещин, раковин и следов коррозии. Избегайте покупок на развалах и рынках-однодневках. Помните, что от подвески напрямую зависит управляемость автомобиля, а с ней - и ваша жизнь.

Проставки

Эти специальные приспособления устанавливаются между элементами подвески. Передние проставки по конструкции выполняются в виде кронштейна-короба с крепежными отверстиями, а задние изготавливаются в форме колец с тремя проушинами. Материалы, из которых производятся проставки, могут быть различными - металлическими, пластиковыми, полиуретановыми или же комбинированными.

Достоинство в модернизации подвески проставками заключается в том, что они позволяют увеличить клиренс автомобиля и "вернуть" в исходное положение просвет, когда пружины дают усадку от увеличения грузоподъемности. Плюс ко всему, с установкой тоже не возникнет проблем. Ее вполне можно выполнить самостоятельно или воспользоваться услугами сервисного центра.

Впрочем, у проставок есть и свои минусы. Увеличенный просвет смещает вверх центр тяжести машины, что, несомненно, повлияет на устойчивость автомобиля и его управляемость. Изменяется в худшую сторону жесткость и надежность подвески за счет изменения развала, схождения и угла наклона поворота колес. Увеличивается износ узлов рулевого управления, меняется работа амортизаторов подвески.

Комплект проставок (2 шт.) в автомобильных магазинах и рынках стоит от 1000 рублей, в зависимости от марки автомобиля и производителя. Наибольшим спросом пользуются проставки таких производителей, как ABS, Leoni, ПК "Полимер" и др. При покупке обязательно требуйте сертификат соответствия или патент на данные изделия, чтобы удостовериться в том, что перед вами не откровенная "кустарщина".

Пневматическая подвеска

Все из нас, наверняка, видели в кинофильмах или видеороликах в Интернете автомобили, подвеска которых поднимается или опускается по желанию водителя. Волшебство происходящего заключается в том, что подвеска машин - пневматическая. В настоящее время такой тип подвески не является диковинным и серийно устанавливается на ряд автомобилей бизнес-класса, грузовики и даже на полуприцепы.

Как рассказал Волга Ньюс консультант тольяттинской тюнинг-компании "LowFamily" Александр Исаев , упрощенно пневматическая подвеска состоит из специальных пневмоэлементов на каждом колесе автомобиля: компрессора, ресиверов, воздушных магистралей и управляющей электроники. "Компрессор подает сжатый воздух в ресивер и исполнительные механизмы, которые регулируют клиренс автомобиля. Воздушные магистрали соединяют все части пневматической подвески в одну систему. А электронный блок за счет специальных датчиков "сканирует" параметры положения кузова, его наклон, ускорение машины и производит регулировку подвески", - разъясняет Александр.

Установка такой системы может быть произведена практически на любой тип подвески - от стоек типа "МакФерсон" до сложной "многорычажки".

Пневмоподвеска бывает одно-, двух- и четырехконтурная. Одноконтурная система ставится на любую из осей автомобиля, позволяя регулировать жесткость в зависимости от загрузки машины. Система с двумя контурами позволяет произвести установку как на одну, так и на две оси сразу. Четырехконтурную же систему можно отнести к наиболее сложным системам, так как в ней применяется электронный блок управления, который берет управление "на себя" в автоматическом режиме. Но из-за сложности установки и дороговизны такая система в России, а тем более в Самаре используется крайне редко.

Чтобы не запутаться в сложной установке компрессоров, пневмоэлементов и рисеверов, лучше эту работу предоставить профессионалам, которые смогут и смонтировать все элементы пневмоподвески, и правильно ее настроить. При самостоятельной же установке пневматическая подвеска будет иметь только функцию изменения высоты кузова.

Основные достоинства пневматической подвески - высокий уровень комфорта, безопасности и проходимости, обусловленный плавностью хода и отсутствием шумов за счет работы сжатого воздуха. Из недостатков же стоит отметить достаточную дороговизну покупки элементов пневмоподвески и ее установки с конструктивными изменениями. Самым же жирным минусом можно назвать низкую ремонтопригодность и подверженность воздействию дорожных реагентов и низких температур в зимний период. "Также минусы пневмоподвески относятся к периодической ревизии системы", - замечает Александр Исаев.

"Пневмоподвеску стоит ставить в тех случаях, если у тебя "шоу-кар", для занижения и эффектной внешности и для того, чтобы машина могла "плясать", - советует Александр Исаев. - Также она подойдет, если у вас джип и есть необходимость завысить дорожный просвет. А если это грузовик, то такая подвеска окажется весьма кстати, чтобы при загрузке он не проседал или не кренился".

Стоимость пневматической системы зависит в первую очередь от количества контуров. Одноконтурная система будет стоить гораздо дешевле, чем двух- или четырехконтурная. Но, в целом, цена такой доработки подвески гораздо выше предыдущих вариантов. Плюс ко всему, на конечную стоимость накладывается хорошая цена за работы по установке. В среднем, ценовой диапазон начинается от 40 тысяч рублей за полный комплект на все четыре колеса и заканчивается на уровне 100-120 тысяч. Выбирать же комплектующие стоит из всемирно известных фирм Viair, AirLift, Stinger и др. "При выборе стоит обратить внимание на фирму - производителя подушек и других комплектующих, - поясняет специалист. - Лучше переплатить, чем потом встать в поле из-за отказавшего датчика положения кузова".

Загадочный термин «клиренс» определяется расстоянием от поверхности дороги до нижней точки автомобиля. Именно поэтому вместо понятия клиренс зачастую используют словосочетание «дорожный просвет». Но помимо того, что такое клиренс у автомобиля, важно знать и ряд других параметров, непосредственно связанных с этим понятием.

Величина клиренса зависит от типа автомобиля и его конструкции. Клиренс внедорожников, основной задачей которых является проходимость, стремится к разумному максимуму, составляющему в среднем 300 мм. Для автомобилей со «спортивными генами» важнейшая цель – это снижение центра тяжести, что существенно улучшает управляемость и определяется в основном близостью к дорожному полотну. У них значение клиренса примерно в три раза меньше, чем у внедорожников.

У легковых автомобилей, с их практичностью и асфальтовым «ареалом обитания», дорожный просвет находится где-то посредине и составляет порядка 150 мм. Наиболее компромиссным вариантом является клиренс кроссоверов, величина которого порядка 200 мм. Такой дорожный просвет в сочетании с относительно жесткой подвеской определяет повадки машины, вселяющие в сидящего за рулем уверенность как в скоростном повороте, так и на умеренном бездорожье. Добавьте сюда непринужденность парковки у бордюра и улучшенный обзор. Неудивительно, что кроссоверы столь популярны. Хотя, справделивости ради, нужно сказать, что клиренс легковых автомобилей, адаптированных для наших дорог, за частую не меньше, чем у кроссоверов. Так у VW Polo он составляет 17 см, у Citroen C4 Sedan и Peugeot 408 – 17,5 см, а у Lada Vesta – почти 18 см!

Cравнительный клиренс автомобилей – понятие растяжимое. Так у некоторых машин он может быть «плавающим», т.е. изменяемым. Для этого машину снабжают гидропневматической или пневматической подвеской. Диапазон изменения клиренса у автомобилей с такой системой довольно широк. Он позволяет удовлетворить амбиции и гонщика, и любителя пересеченной местности. Этот вариант можно было бы считать оптимальным, если бы не высокая цена автомобиля с регулируемой подвеской. К слову, несмотря на плохие дороги, малый клиренс в нашей стране даже имеет свою касту поклонников – сообщества БПАН и тому подобных, где автовладельцы добиваются красивой низкой посадки своих машин за счет кустарно установленных пневмобаллонов.

При желании клиренс автомобиля можно изменить вполне доступными методами. Для уменьшения клиренса используется замена пружин более короткими или их подрезка. Ценителей мизерного дорожного просвета не много. Гораздо больше желающих его увеличить. Самый простой способ – установка колес большего диаметра. Правда, к выбору нестандартного колеса стоит отнестись со всей тщательностью. В противном случае велик риск трения шины в повороте о кузов. К тому же стоит сразу смириться с искажением показаний спидометра, одометра и некорректной работой некоторых электронных систем. Можно увеличить дорожный просвет с помощью межвитковых проставок (1000–3000 р. за пару), которые уменьшают сжатие пружин. Вот только в сочетании с неизбежным в данном случае уменьшением хода амортизатора этот способ, хотя и бюджетный, в худшую сторону влияет на управляемость автомобиля. Так же, как и замена пружин нестандартными.

Наиболее распространенным является использования проставок между опорой стойки и кузовом. Проставки могут быть из резины, полиуретана, алюминия и т.д. Они отличаются друг от друга ценой и качествами. Так, резиновые более доступны (500–1000 р.), но менее износостойки. Полиуретановые (1000–4000 р.) служат дольше, но дороже и могут деформировать кузов. А алюминиевые (1000–2000 р.) могут вызывать коррозию в месте стыка. Стоит учитывать, что увеличение клиренса более чем на 30–40 мм грозит непредсказуемостью поведения автомобиля на дороге, особенно в поворотах, а также повышенным износом и выходом из строя некоторых узлов ходовой части, например дорогостоящих ШРУСов, из-за увеличившегося угла приводных валов.

Прежде чем приступать к радикальным преобразованиям по увеличению клиренса автомобиля, будет нелишним изучить его днище на подъемнике. В зависимости от конструкции оно может иметь много выступающих частей или быть относительно гладким. Возможно, по результатам «ревизии» удастся вычислить слабые места конструкции и выработать индивидуальный стиль эксплуатации с учетом имеющегося стандартного клиренса. К тому же следует помнить о величине колесной базы. Подчас автомобиль с небольшим дорожным просветом и короткой базой более проходим, чем его длиннобазный оппонент с внушительным клиренсом.

И еще. Несмотря на то, что картер двигателя, как правило, является самой нижней точкой машины, его стоит предохранить защитой из металла или кевлара. Да, дорожный просвет в этом случае уменьшится на 10–15 мм, но зато появится страховка от непредвиденного пробоя картера и, как следствие, дорогостоящего ремонта.