Как избавиться от страха езды за рулем? Как навсегда избавиться от страха управления автомобилем Что делать, чтобы избавиться от страха

Наш эксперт — руководитель центра контраварийной подготовки водителей Алексей Колонтай .

Тренируйтесь!

Новичку всегда тяжело. Когда он оказывается один среди сотен автомобилей без инструктора с его волшебными запасными педалями — это становится настоящим шоком. От начинающего автолюбителя требуется всё и сразу: держать под контролем дорогу, управлять машиной. Это очень сложно, особенно когда самые простые движения ещё не доведены до автоматизма и отнимают массу физических и моральных сил.

Неуверенный водитель — это просто комок нервов. А ведь, по статистике, достаточно всего 10 секунд напряжённого состояния, чтобы на 40% подскочила вероятность возникновения аварийной ситуации. После 35 секунд такая вероятность увеличивается вдвое!

Как лечить? Только практикой — и не на городских улицах, а на автодроме под чутким руководством тренера, но без запасных педалей!

Спешка не нужна

Часто причиной стресса у новичков становятся действия других водителей — их нервное гудение и мигание дальним светом фар. Неуверенный в себе автомобилист под чужим прессингом начинает метаться, пытаясь выполнить маневр, к которому не готов. Вероятный результат таких маневров — битая машина и огромный стресс. Поэтому просто выполняйте свою задачу так, как умеете, с той скоростью, которая приемлема для вас.

С другой стороны, игнорировать хамов на дороге нельзя: их действия непредсказуемы, а потому представляют опасность. Создавайте вокруг себя собственный «круг общения». Видите в зеркала машину, постоянно перестраивающуюся из ряда в ряд, истошно мигающую и сигналящую, — пропустите, пусть себе едет. Рядом с вами останутся те, с кем ехать комфортно.

Известно, что безопаснее всего двигаться по дороге со скоростью потока. Но эта скорость часто бывает слишком высокой для начинающих. Без всяких угрызений совести вы можете занять среднюю полосу, где вас легко объедут те, кому надо ехать быстрее, и создать свой собственный поток. Поток, который едет с вашей скоростью. Будьте уверены: найдётся не один водитель, который к вам пристроится.

Неженское дело?

Считается, что женщинам научиться водить машину сложнее, чем мужчинам. На самом деле это вовсе не так. Представители обоих полов одинаково приспособлены к езде за рулём.

У дам, разумеется, есть свои особенности. Во‑первых, они более эмоциональны и склонны к самоедству. Поэтому надо приучать себя: никакого разбора полётов за рулём! Сделали ошибку — исправьте её и не думайте больше об этом.

Во‑вторых, женский способ мышления многоканальный, то есть одновременно дамы думают сразу о многих вещах. Например, как перестроиться в соседний ряд, где найти парковку, когда приедешь в пункт назначения, и что делать, если вдруг остановит инспектор ГИБДД. Часто эта особенность мешает быстро реагировать на различные ситуации на дороге. Мужчины в отличие от женщин разбираются с проблемами по мере их поступления.

Главное — спокойствие!

Ещё один бич начинающих водителей — заторы на дороге. Типичная ситуация. Машины стоят в утренней пробке на светофоре. Водитель опаздывает на работу, в красках представляет, что ему сейчас скажет начальник, злится всё сильнее. Поэтому, когда загорается вожделенный зелёный свет, автомобилист резко жмёт на газ и влетает во впереди стоящее авто. И ведь сам себя накрутил. Вместо того чтобы выехать заранее, рассчитать пути объезда или позвонить на работу и предупредить, что задерживается.

Поэтому, если чувствуете, что стресс захлёстывает вас, съезжайте на обочину, остановитесь и дайте выход адреналину — обхватите себя руками, напрягите все мышцы тела и сделайте пару резких выдохов. Если есть возможность, выйдите из авто, подышите, успокойтесь. Только после этого можно ехать дальше.

Личное мнение

Николай Валуев:

— Я давно вожу машину и предпочитаю ездить на ней, нежели передвигаться в общественном транспорте. Но если водить помногу и часто, наверное, это нанесёт определённый вред. Есть такое понятие: проблемы со здоровьем, связанные с малоподвижным образом жизни. Это касается и водителей, которые большую часть времени проводят в кабине.

Современная жизнь диктует правила, требующие быть мобильной. Отвести ребенка в детсад или школу. Добраться до работы. Навестить свою старенькую бабушку. Забрать ребенка и доставить его в кружок, бассейн, поликлинику, к стоматологу и проч. А еще про себя не забыть: обновить прическу в парикмахерской и сделать нужные покупки в магазине. Приходится выбирать: быть зависимой от других или становиться автономной.


Я училась в автошколе, будучи студенткой. Каждый урок вождения становился для меня настоящим испытанием. Волновалась так сильно, что дрожали коленки и бешено колотилось сердце. Тогда я была уверена, что в будущем буду водить машину. Но, получив права, благополучно о них забыла.

Из-за дикого чувства страха вождения я долгое время пользовалась общественным транспортом. На все попытки мужа посадить меня за руль находились нелепые отговорки. Я понимала, что теряю навыки, но не могла побороть волнение перед поездкой.

Однако ж окружающий мир диктует свои правила. В один прекрасный день мужу предстояла длительная командировка. В тот момент я поняла, что нужно становиться самостоятельной. К тому же, с маленьким ребенком на руках пользоваться общественным транспортом было неудобно. Мысль о том, что полагаться придется только на себя, безумно пугала меня.

С тех пор прошло много времени, но я и сегодня помню тот великий для меня день, когда одна села за руль.

Первый раз я села за руль еще в детстве. Наверное, многим папа или дедушка давали порулить, посадив к себе на колени. Я представляла себя взрослой и мечтала, как вырасту и буду сама водить машину. Мои ощущения при первом вождении были незабываемы.

Потом тренировалась водить авто и в более старшем возрасте, тоже под контролем отца. В тот момент всю ответственность происходящего я не осознавала, поэтому чувство страха не возникло.

Я даже не испугалась, когда инструктор посадил меня за руль на первом занятии. Страх пришел позже. Каждый урок вождения нагонял на меня чувство тревоги и волнения, а промахи безумно огорчали. Тогда-то я и поняла всю ответственность. Ведь автомобиль — это средство передвижения, в процессе использования которого есть риск для жизни. Мне становилось только страшнее от осознания всей меры ответственности, которую я несу за свою жизнь, жизнь своих пассажиров и пешеходов.

Все же уверенно почувствовать себя за рулем помог только мой муж. Ему удалось спокойно и доступно донести до меня нужную информацию. Ко всем моим ошибкам он относился спокойно и терпеливо, что, безусловно, придавало мне сил. Конечно, в этом ему помогал его многолетний опыт.

Когда возникла необходимость ездить самостоятельно за рулем, страхи мои росли все больше и больше. Боялась я всего — перепутать педали, сбить пешехода, заглохнуть на перекрестке, перестроиться из одного ряда в другой, а также боялась встречных машин. Выезжать первой на перекресток было целой трагедией. Я опасалась, что не смогу вовремя затормозить, что въедет кто-то в меня или я въеду в кого-нибудь. А еще от волнения я могла перепутать, где левый поворот и где правый.

В конце каждой поездки я ощущала, как от напряжения ломит спину, ноют ноги и трясутся руки. Но, успокоившись, я стала размышлять, а чем же вызваны эти неприятные ощущения.

Причины, по которым женщины и мужчины боятся водить автомобиль, почти одинаковы. Только мужчины обычно испытывают меньший стресс во время езды за рулем, нежели женщины. Все потому, что первые теснее связаны со всевозможной техникой, и им понятны физические процессы, происходящие в автомобиле во время его движения.

Женщины же имеют об этом лишь смутное представление, а некоторые и вообще не забивают себе голову подобной информацией. Поэтому многим из них непонятно, зачем выжимать сцепление и для чего нужно переключать передачи.

Незнание технических характеристик автомобиля является одной из основных причин возникновения страха. Именно поэтому необходимо изучать устройство машины и понимать, какие технические процессы приводят его в движение. Если понять и разобраться хотя бы в самых основных принципах движения авто, уже не так страшно будет управлять им.

У всех новичков возникает чувство тревоги и волнения из-за отсутствия опыта. Человеку свойственно испытывать подобную неуверенность в процессе изучения чего-то нового. Это касается не только вождения.

Боязнь более опытных участников дорожного движения. В настоящее время культура поведения водителей на дорогах оставляет желать лучшего. Особенно тяжело в подобных ситуациях женщинам, существам чувствительным и эмоциональным. У неопытного водителя из-за услышанного нарекания и неодобрительных слов со стороны может пошатнуться самооценка.

Негативный опыт во время практических занятий с инструктором может быть тоже причиной возникновения страха вождения. А если учитель на практике делал резкие замечания, грубо указывал на ошибки или нетактично обсуждал с другими ваши промахи на дороге, так и вообще можно получить психологическую травму. И некоторые после таких «учителей» за руль больше не садятся.

Общение с сотрудниками ГИБДД также может вызывать чувство страха и тревоги. Даже обычная проверка документов может стать причиной эмоционального напряжения.

Распространенной причиной возникновения неприятных эмоций является страх попасть в аварию , особенно если у человека был уже негативный опыт с участием в ДТП. В некоторых серьезных случаях водителям приходится обращаться за психологической помощью к специалистам.

Каждому человеку рано или поздно приходится учиться чему-то новому. Ведь и опытные водители со стажем когда-то тоже были новичками. Я понимала, что мне нужно практиковаться и доводить свои навыки до автоматизма.

И так, как я избавилась от страха автовождения: мой личный опыт борьбы.

Совет первый

Нужно научиться чувствовать и понимать, за счет каких сил он движется. Я выезжала тренироваться рано утром, и сначала передвигалась по своему знакомому району. Машин было мало и опасности в виде пешеходов практически не было. Я трогалась с места и останавливалась, притормаживала и разгонялась, стараясь отследить тормозной путь, разворачивалась и совершала повороты, заезжала в узкие дворы. Таким образом я пыталась почувствовать габариты своей машины.

Совет второй

Брать с собой подругу, коллегу или сестру. Хорошо если у того, с кем вы поедете, не будет водительских прав. Я брала с собой сестру. Водительских прав на тот момент у нее не было, и она не давала мне «умных» советов. Постепенно мы стали выезжать на трассу. Перестраиваясь в правый ряд, тихонько ехали. Я поняла, что, придерживаясь своей полосы, я никому не мешаю и встречные машины меня стали меньше пугать.

Совет третий

Если вы давно не ездили за рулем, то освежить знания поможет частный инструктор, муж или отец. Можно нанять инструктора-женщину. У последних подход к обучению более мягкий и спокойный, нежели у мужчин.

У меня в качестве такого инструктора был мой муж. Для закрепления всех необходимых навыков мы ездили часто и регулярно.

Совет четвертый

Необходимо прорабатывать весь маршрут заранее. После случая, когда я долго не могла найти нужный мне поворот, я поняла, что необходимо не только возить с собой карту, но и составлять маршрут заранее. Мне было намного легче сориентироваться на месте, если до начала поездки я прокладывала маршрут своего движения на карте.

Совет пятый

Почувствовать себя более защищенной в разных ситуациях на дороге мне помогает справочник автомобилиста, он всегда лежит у меня в бардачке. В нем содержатся все нужные адреса и телефоны автомастерских, эвакуационных служб, пунктов полиции и ГИБДД, а также служб экстренного вызова.

Совет шестой

Очень надежно в преодолении автотрусости помогают знания правил дорожного движения. Доскональное знание правил придает уверенности и при общении с инспектором ГИБДД. Необходимо не только выучить правила дорожного движения, но и регулярно следить за их изменениями. Я всегда вожу с собой в машине последнюю редакцию ПДД.

Совет седьмой

Приобретение навыков на рефлекторном уровне — это, наверное, основа того, как побороть страх вождения автомобиля. Непростая задача — уметь одновременно контролировать дорожные знаки, приборы, ситуацию на дороге и еще при этом успевать переключать передачи. Однако эти умения приходят с опытом, потому, чтобы водить машину на уровне автоматизма, нужно много тренироваться.

Совет восьмой

Придерживаться на дороге невысокого скоростного режима. Это правило поможет вовремя отреагировать в сложной ситуации. Первое время я ездила медленно, притормаживала, позволяя себя обогнать другим. При таком вождении у меня было время для принятия спокойного решения при перестроении или совершении маневра.

Почему строительство новых дорог ведет к новым транспортным проблемам? Как спокойно реагировать на пробки и почему не стоит ездить более часа в день? Публицист Том Вандербильт дает ответы на эти и многие другие вопросы. А главное - помогает лучше разобраться в дорожной ситуации. Корреспондент спортивной редакции «БИЗНЕС Online» проштудировал книгу автора и выписал самые важные тезисы.

ПОЧЕМУ МЫ НЕРВНИЧАЕМ В ПРОБКАХ?

Самая распространенная очередь на городской дороге - перед светофорами. Чем медленнее движутся машины в потоке, тем больше это раздражает водителей. Чтобы лучше понимать природу эмоций, предлагаем прочитать правила эксперта в области «психологии очереди» Дэвида Майстера:

1. «Свободное время тянется медленнее»

Пока мы ожидаем чего-то - возникает потребность заполнить пустоту. Например, в продуктовых магазинах перед кассами устанавливают стойки с журналами. А в автомобильных пробках мы слушаем радио или пишем смс. Когда нам нечем себя занять, мы нервничаем и кажется, что время ожидания в пробке тянется бесконечно долго.

2. «Из-за чувства беспокойства ожидание кажется более долгим»

Если вы опаздываете на важную встречу, а бензина в баке плещется совсем чуть-чуть, то простаивание в пробке становится мучительным испытанием. Все мысли фокусируются на порушенных планах и грядущих проблемах. Спокойствие улетучивается.

3. «Ожидание в условиях неопределенности кажется более продолжительным»

Нам всегда интересно из-за чего на дороге возникло вавилонское столпотворение. Неужели где- кто-то из градоначальников презентует на перекрестке свой первый сольный альбом «Люблю тебя, Казань»?

Исследования показывают, что чем больше мы осведомлены о скорости движения потока, причинах затора, тем меньше нервничаем . Именно по этой причине инженеры-дорожники используют электронное табло, показывающее, сколько времени предстоит провести в пробке. Итак, чем больше мы знаем, тем меньше тратим умственной энергии на размышления об этом.

4. «Ожидание, воспринимаемое как несправедливое, кажется более долгим»

Прошлым летом около моего дома через раз собиралась пробка. Водители через лазейку во дворе объезжали пробку на основной дороге. Но на разъезде часто возникала битва между курьером японского ресторана и женщиной, решившей, что угловое место на парковке принадлежит только ей. Конечно, победу одерживала человеческая глупость. Но водители, прождавшие впустую пятнадцать минут никаких новых истин не открывали. Они только злились, ударяя по клаксонам рукой.

Сильное раздражение водители испытывают и когда нет видимых причин для возникновения затора. Но, если автомобилисты узнают, что впереди случилась авария - напряженная обстановка в салоне разряжается.

5. Почти 90% времени водители проводят, глядя вперед на дорогу

И только 6% времени тратится на изучение дорожной ситуации сзади. И здесь начинает работать «теория потерь» . Согласно исследованиям психологов водители больше времени наблюдают за проигрышем : «впереди меня столько машин - я в полной …». В то время, когда стоит обратить внимание на свои преимущества : «позади меня столько несчастных - я точно доберусь до дома раньше них».

ПРЕВРАТНОСТИ ДОРОГИ

Психология поведения за рулем до конца еще не изучена. Однако многие явления уже известны и с некоторыми из них стоит обязательно ознакомиться:

6. Феномен «гипноза дороги»

Некоторые ученые считают, что водителям за рулем свойственно дремать . Проявляется феномен дорожного гипноза так: в момент поездки у водителя возникает чувство пробуждения ото сна. Он ехал по знакомой пустой улице, но совершенно не помнит, что происходило на дороге . Природа феномена до конца не ясна. Однако очевидно, что причины кроются в монотонной езде и передвижению по знакомому маршруту . В момент дремы водитель работает на автомате.

Психологи знают эту особенность. Вообще ученые определяют вождение как «заученную деятельность». Опытные водители почти все действия за рулем выполняют автоматически, не подключая сознание. И это нормально в том случае, когда автомобилист использует где-то половину своих возможностей. Но когда нагрузка слишком мала (знакомая и пустая дорога домой), водителю становится скучно. Внимание ослабевает. В этот момент велик риск попасть в аварию. Такой же эффект происходит и при больших нагрузках - наступает утомление, которое ведет к ошибкам.

7. В политехническом институте транспорта в Вирджинии провели исследование современного стиля вождения. Ученые оснастили сотню машин камерами, GPS-навигаторами и другими устройствами для наблюдения. Испытуемые в общей сложности накатали более 3 миллионов километров, а длительность записей составила более 43 тысяч часов.

По результатам наблюдений выяснилось, что виновниками почти 80% аварий и 65% аварийных ситуаций были водители, не обращавшие внимания на дорогу в течение не более чем последних трех секунд перед инцидентом. Исследование четко показало, что две секунды, во время которых водители отвлекаются от дороги, становятся причиной аварий.

ПРАВИЛО ОДНОГО ЧАСА

Тратишь больше одного часа в день на дорогу - жди расстройств на нервной почве. Давно доказано, что есть некий лимит времени для передвижений, установленный не то природой, не то самим человеком, который нарушать крайне не рекомендуется.

8. Теория «бюджета времени на дорогу»

В 1970-х годах израильский экономист Яков Захави обнаружил, что практически во всем мире люди готовы тратить определенное количество времени на дорогу . Около 1,1 часа . Эта величина была актуальна и для африканской деревни и для американского города.

Другой ученый - итальянский физик Чезарре Маркетти развил идею, объяснив эту величину времени «инстинктом пещеры». Он установил, что на протяжении всей истории человек осваивал для жизни территорию равную примерно 20 кв. км . Такую площадь покрывала дорога человека из пещеры к местам охоты. А двигался наш предок с той же скоростью, что и сейчас - 5 км/час в среднем. Более того площадь греческих городов обычно не превышала 5 км в диаметре.

Величина допустимых временных затрат на дорогу - чуть больше 1 часа устоялась. И превышение лимита приводит к нервозности и раздражению. Вспомните снегопады в Казани два или три года тому назад. С каким горьким чувством мы возвращались ночью домой, так и не успев купить подарки к новому году.

СТРОИТЕЛЬСТВО НОВЫХ ДОРОГ НИ К ЧЕМУ ХОРОШЕМУ НЕ ПРИВОДИТ

Казань растет, новые дороги опутывают меняющиеся улицы, но насколько это решит транспортную проблему. Есть мнение, что строительство новых дорог не решает, а создает новые проблемы:

9. В 2002 году в портах Лос-Анджелеса взбунтовались водители грузовиков. На 10 дней в порту встали все грузоперевозки. Между тем число грузовых машин, двигавшихся к докам по шоссе 710 уменьшилось на 9 000 единиц.

По идее дорога должна была разгрузиться. Однако анализ показал, что общее число транспортных средств на шоссе снизилось только на 5 000 машин. Дорожники ломали голову, почему транспортную систему покинуло 9 000 грузовиков, но их место заняли 4 000 новых участников движения.

И вот, что выяснилось. После начала стачки водителей грузовиков по городу ангелов расползся слух: «Мужики 710-е шоссе пустое, давай все туда». Скорость потока подскочила на 67%. Прошло время - стачка закончилась. Грузовики вновь вышли на шоссе, и дорожная ситуация оставалась напряженной до тех пор, пока водители сами не восстановили. Излишек автомобилей рассосался по другим путям.

10. Случай с грузовиками выявил явление, названное впоследствии «скрытым спросом». Спрос на дорожное пространство есть всегда, но в силу ограничений транспортной системы он обычно не проявляется. Однако, как только появляется свободная дорога, ее тут же заполняют автомобилисты. Люди очень остро чувствуют любые изменения в дорожном движении.

Скрытый спрос на 710-м шоссе в Лос-Анджелессе является очередной гранью феномена возникновения новых возможностей. Строительство новых дорог стимулирует и провоцирует на увеличения числа транспортных средств. И числа пробок соответственно.

ДОРОЖНЫЕ ПАРАДОКСЫ МАТЕМАТИКОВ

Почему поведение одного водителя не улучшит дорожную ситуацию? Правило «начни с себя» на дорогах не действует, начинать меняться необходимо всем и сразу. Тогда будет результат, что и доказали ученые-математики:

11. Есть более сложное объяснение зависимости строительства новых дорог и увеличения заторов на них. Парадокс «Браесса». Ученый Дитрих Браесс обобщил изыскания исследователей XX века, бившихся над проблемами трафика.

Чтобы понять парадокс, представьте две дороги - шоссе «Традиционалистов» и шоссе «Меркантилистов», которые связывают два города. По первому пути проезд занимает один час, по второму - поездка может длиться от получаса до часа, как повезет. Большинство водителей считают, что родились под счастливой звездой и сворачивают на шоссе «Меркантилистов». Но поскольку большинство - ушлое - все едут этой дорогой и попадают в пробку. Тратят на дорогу тот же час. Логика водителя проста. Выберу первую дорогу - времени в любом случае не выиграю, а так возможно повезет.

12. Водители, стоящие перед выбором дороги, попадают в так называемое равновесие Джона Нэша (лауреат нобелевской премии по экономики, о нем снят художественный фильм «Игры разума»).

Концепция ученого говорит, что ни один участник игры не может увеличить выигрыш, если изменит свое поведение в одностороннем порядке. Вывода здесь два. Если выбор дороги не принесет очевидную пользу конкретному водителю, то зачем тогда ее выбирать. И не все, что хорошо для одного - есть благо для всех. Чтобы улучшить ситуацию на дорогах меняться должны все (98% водителей США считают, что другие люди должны пользоваться общественным транспортом). Если все будут делать так, как лучше только для них, общее время поездки для всех водителей увеличится.

По материалам книги «Трафик. Психология поведения на дорогах», Том Вандербильт

Начинающие водители нередко испытывают страх перед вождением, только собираясь осваивать автомобиль. И тут вовсе не имеет значение возраст, пол или умение водить машину. Неуверенность испытывают практически все. Однако некоторые могут справиться с волнением, у других же ничего не выходит, поэтому вождение для них превращается в сплошной дискомфорт. Что же нужно делать, чтобы не нервничать за рулем?

1)Очень много ездить. Не нужно садиться за только на пару часов в день. Катайтесь с утра до ночи по всему городу, по незнакомым улицам, так вы наберетесь опыта, начнете ориентироваться в местности, выучите знаки и светофоры. Немаловажное значение имеет умение парковаться. Нередко люди, научившись хорошо водить машину, до сих пор бояться парковаться или просто не умеют это делать. Для того чтобы избавиться от этого страха, нужно заниматься этим постоянно. Во время поездки по городу, останавливайтесь возле каждого торгового центра, заезжайте на парковку и делайте свое дело. Только благодаря опыту вы научитесь этой нелегкой науке.

2)Если даже вы в один прекрасный день поняли, что накопили достаточно опыта и теперь чувствуете себя за рулем, как рыба в воде, не стоит сильно обольщаться. Попробуйте управлять автомобилем в неких экстремальных условиях, например, во дворах жилых домов. Для некоторых наверняка покажется странной мысль о том, что езда по дворам является экстремальным условием. Но посудите сами: здесь достаточно узкие дороги, потому что они и сами по себе не являлись широкими, так еще по краям стоит куча припаркованных машин жильцов дома. Чтобы проехаться без печальных последствий, вам придется быть достаточно аккуратным, дабы случайно не задеть чужой автомобиль. Но самый настоящий экстрим начинается, когда во дворе вам навстречу выезжает другой автомобиль. Разъехаться двум машинам здесь просто невозможно, поэтому одному из водителей придется уступить и начать сдавать назад или временно припарковаться на близлежащей территории. Если же парковаться невозможно по причине отсутствия свободных мест, то придется давать задний ход, а это согласитесь не так просто, особенно учитывая, что со всех сторон стоят машины. В таком случае вам придется быть максимально внимательным и острожным.


3)Вопреки мнению о том, что музыкальное сопровождение мешает концентрации за рулем, можно включить негромко магнитолу, чтобы не ездить в тишине. Ваша любимая музыка поможет вам расслабиться, стать спокойнее. Однако не нужно включать музыку на полную громкость, ведь это может не только начать отвлекать вас, но также помешать услышать звуковые сигналы, которые могут подавать вам другие участники дорожного движения.


4)Берите с собой опытных в качестве пассажира, они смогут дать вам важные советы и подскажут, как действовать в разных ситуациях, которые будут постоянно происходить на дороге. Нежелательно ездить с пассажирами, которые безумолку болтают рядом с вами, отвлекая вас от управления за рулем. Разговоры должны быть только по теме, но никак не посторонние. Когда вы научитесь водить как следует, тогда уже можно позволить себе разговаривать во время движения.

Пожалуй, самое главное качество, которым должен овладеть начинающий водитель – это умение контролировать свои эмоции за рулем. Представьте себе, какие шансы у новичка попасть в ДТП, если он вместо того, чтобы смотреть за дорожным движением, постоянно переживает, правильна ли его езда? Как тронутся в горку, не откатившись назад, как проехать правильно круговое движение и т.д. Ведь нервничая, можно элементарно не уступить дорогу, или проехать на красный цвет светофора, где последствия могут быть крайне печальными!

На дороге все равны

Обычно новичок начинает нервничать еще на уроках в автошколе, когда инструктор орет ему под ухо – «Куда ты прешь? Дороги не видишь?», или что-то в этом тоне. При этом забывает, что за рулем человек как раз учится водить, и его ошибки неминуемы, а его задача как раз и состоит в обучении. А учитывая то, что для элементарной езды нужно отъездиться минимум 700 часов – то становится понятно, почему многие новички проявляют излишние эмоции. И боятся ездить. Знать-то нужно много чего, а для этого, повторюсь, нужно время. Не нужно забывать, что на дороге обычно много водителей, которым все равно, сколько вы времени за рулем – сигналами фар они будут реагировать на ваши ошибки в лучшем случае.

Преодолеваем волнение за рулем постепенно

Что же тогда делать? Ведь получается замкнутый круг какой-то. Ведь закон обучения на ошибках никто не отменял, а их делать нельзя. Выход есть. И простой кстати. Просто начинать ездить по полям, заброшенным аэродромам и другим местам, где никто практически не ездит. Там уже набивать руку, пока не станет интересно выехать на дорожное движение. И сконцентрироваться на самом управлении автомобилем. И ездить, пока вы не начнете чувствовать габариты автомобиля, пока не станете переключать скорости на автомате, и не перестанете думать, в какой последовательности заводиться.

Ну и не забывать о ПДД. Чтобы их все выучить хорошо, можно воспользоваться хорошим способом – каждый день разбирать экзаменационный билет для автошколы. Книжечка с ПДД для «разбора полетов» – и за три месяца вы спокойно будете знать около 80% всех правил. Или как альтернативный вариант – проходить онлайн тесты ГАИ, сейчас есть множество тестов как , так и на ваш смартфон или планшет. А с накопленным опытом и знаниями, можно уже и выезжать на обычную езду. Только брать с собой кого-нибудь опытного, для избегания всевозможных ошибок.


Вот таким способом можно избежать ловушки, о которой говорилось в начале статьи. И главное, самому потом понимать, что на дороге множество таких учеников, и вы тоже такими были.