Как избавиться от мандража за рулем. Как навсегда избавиться от страха управления автомобилем. Учитель учителю рознь

В современном мире суеты и бешеной скорости жизни начинающие водители испытывают стресс на дороге, особенно это касается женщин. Наиболее часто подвергаются стрессу водители крупных городов, таких как Москва и Санкт-Петербург. В этой статье мы рассмотрим причины и способы решения стрессовых ситуаций на дорогах. Учитывая особенности вождения на российских дорогах, следует отметить несколько самых распространенных факторов, провоцирующих стресс.

Во-первых, это ответственность . Несмотря на то, что отечественный водитель предоставлен самому себе по причине невысокого уровня социальной защиты, он вынужден нести на себе тяжелейший груз ответственности за возможные последствия причинения ущерба кому-либо, либо чужому имуществу. Накопившееся напряжение выливается, в итоге, в стрессовое состояние.

Второй фактор - неожиданность . Во время вождения всегда присутствует фактор неожиданности. В любой момент может произойти все что угодно, что может создать проблемные ситуации и препятствия на дороге. Например, пробки на дорогах , эмоционально неустойчивый водитель в соседнем автомобиле, поломка автомобиля , плохая погода, дорожно-транспортное происшествие и так далее.

Следом идет неопределенность . Неразборчивые дорожные указатели, сломанный светофор на перекрестке и другие подобные "сюрпризы" на российских дорогах вводят неопытного водителя в состояние неопределенности и паники, что в дальнейшем приводит к стрессу.

Наконец, к социальным стрессовым факторам можно отнести грубое поведение водителей , пассажиров и пешеходов. Эта проблема очень актуальна для отечественных автовладельцев, поэтому остановимся ненадолго на теме культуры поведения на дорогах .

От культуры каждого в отдельности водителя зависит общая культура поведения водителей на дороге . Эмоциональная устойчивость в стрессовых ситуациях крайне важна, так как грубость и агрессивные действия влекут за собой стресс всех участников движения на дороге. Многие отечественные водители, посещавшие дальние страны, например европейские, отмечают небывалый уровень культуры водителей-европейцев. Различные незначительные “уступки” в дорожных ситуациях и водительская взаимопомощь делают передвижение на автомобиле по европейским дорогам комфортным, удобным, а значит и спокойным и безаварийным.

На водителя влияет не только то, что происходит снаружи автомобиля, но и внутри. Значит, пассажир также несет ответственность за настроение водителя. Пассажиру крайне важно прислушиваться к водителю - если ему не комфортно вести беседы, то следуют от них воздержаться; если он, наоборот, не любит тишину, то нужно его развлечь разговорами. Конечно, чтобы пассажиру понять настроение человека, сидящего за рулем, водителю самому следует дать понять, что он хочет - начать самому разговаривать или же продемонстрировать свое нежелание в беседах деликатно и культурно.

Определив причины стресса, определим сейчас способы борьбы с ним.

Существует определенный алгоритм борьбы со стрессом. Для начала необходимо понять, какой из стрессовых факторов является наиболее проблемным, ведь все наши реакции сугубо индивидуальны. Далее, нужно приступать к выполнению следующих действий.

Первое. Сделать глубокий вдох и спокойно выдохнуть. Если вам известны другие приемы мгновенного расслабления, то они как нельзя будут кстати. Главное - это вернуться в спокойствие.

Затем необходимо уменьшить проблему, мысленно свести ее к минимуму. То есть постараться воспринять ее как нечто бытовое и вполне обыденное.

Затем, сосредоточившись и проанализировав проблему, нужно найти логичное разумное ее решение. Наконец, можно отметить для себя то, каким образом вам удалось успешно выйти из сложившейся ситуации и понять, что в этом заслуга не кого-то стороннего лица, а исключительно ваша.

Таким образом, разобрав самые основные моменты стресса, мы узнали, как от него избавиться. Помните, только вы должны руководить своим состоянием, не позволяйте стрессу вносить коррективы в ваше настроение, внимание и контроль за дорожной обстановкой . Каждый раз, почувствовав волнение, панику или гнев во время вождения, вспомните указанный выше алгоритм и следуйте ему. Тогда, со временем, вы автоматически будете контролировать свои эмоции.

Многие будущие водители испытывают чувство страха перед автомобилем. Каждая поездка им представляется опасным, чуть ли не на грани жизни и смерти мероприятием. Разумеется, в таком психологическом состоянии очень трудно осваивать премудрости вождения.

Как же побороть страх? Об этом мы и поговорим в данной статье.
Выраженное нервно-психическое напряжение водителя во многом обусловлено осознанием того, что автомобиль сам по себе представляет собой средство повышенной опасности. Поэтому водитель постоянно испытывает чувство высокой ответственности за жизнь пассажиров, сохранность груза, автомобиля, а также за свою собственную безопасность. При этом нередко преобладают отрицательные эмоции: страх, тревога, сомнение, постоянное ожидание возникновения аварийных ситуаций и неуверенность в их благополучном исходе. Такие чувства испытывает каждый водитель, однако у опытного, обладающего высокой устойчивостью к нервным перегрузкам водителя степень нервного напряжения будет значительно меньше, чем у эмоционально неустойчивого новичка. Чрезмерное или длительное нервное напряжение приводит к нарушению таких процессов, как восприятие, внимание, мышление, память; отмечается также увеличение времени реакции и нарушение координации движений.

На самом первом этапе овладения водительским мастерством самой большой (по сути, основной) психологической проблемой является то, что учащийся автошколы постоянно, с первого дня обучения и до последнего дня - дня сдачи экзамена в ГИБДД - находится в состоянии стресса. Это вызвано целым рядом причин:
1. Получение удостоверения на право управления транспортным средством очень важно для повышения уровня жизни (продвижения по карьерной лестнице, повышения социального статуса, облегчения решения бытовых вопросов) - вследствие этого пугает сама мысль, что окончить автошколу, получить права и научиться водить автомобиль по каким-либо причинам не удастся;
2. Каждый из учащихся неоднократно видел на дороге (по телевизору, в газетах, на плакатах) последствия ДТП, в т.ч. тяжелые, с человеческими жертвами. Осознание того, что он сам может явиться участником, жертвой, а еще страшнее — виновником ДТП является само по себе сильнейшим стрессором. Ситуация усугубляется в тех случаях, когда в силу своей социальной незрелости человек не может в полной мере осознать и принять на себя груз ответственности за совершаемые им поступки.
3. Многие автошколы не имеют достаточно средств на обновление материальной базы, экономят на тренажерах и автомобилях. Учащиеся садятся за руль автомобиля и выезжают на дорогу без тренажерной подготовки, на старых автомобилях — вследствие этого с первых же практических занятий за рулем автомобиля им приходиться решать сразу несколько сложных задач, опыта решения которых они не имеют.
4. Недостатки в методиках обучения приводят к тому, что учащийся остается один на один со своими проблемами - преподаватели и инструкторы, имеющие большой опыт вождения автомобиля, просто забыли, какие чувства они сами испытывали, обучаясь водить автомобиль, не понимают и не учитывают в процессе обучения страхов и других психологических проблем учащегося.

И если на теоретических занятиях в классе учащиеся чувствуют себя более-менее спокойно, то выезд в город после двух-трех занятий на площадке становится для многих из них настоящим стрессом. Необходимость согласованных действий сразу несколькими механизмами - рулевым колесом, рычагом переключения передач, указателем поворотов, педалями сцепления, тормоза и газа, наблюдения при этом за быстро меняющейся дорожной обстановкой, за светофорами, за дорожными знаками и разметкой, за автомобилями других участников дорожного движения, движущимися в различных направлениях, за показаниями приборов на приборной панели (причем иногда в сложных погодных условиях, на скользкой дороге, в дождь и в снегопад, и т.п.) — для психики новичка все это становится тяжелым испытанием. И пока не наработается достаточная степень автоматизма в действиях учащегося, пока он не начнет чувствовать габариты автомобиля, не научится более-менее уверенно перестраиваться и совершать другие маневры - каждая посадка за руль автомобиля будет оставаться для него стрессовой ситуацией.

Инструктор, сидящий рядом, конечно же, знает о том, какие чувства испытывает новичок - он наблюдает проявления этих чувств практически у каждого. Но, не являясь психологом, не умеет, да и не считает нужным выводить учащегося из этого состояния. Действия наставника сводятся, по сути, к подсказкам и подстраховке, к готовности в случае кризисной ситуации взять управление автомобилем на себя. Присутствие рядом инструктора оказывает некоторое успокаивающее воздействие на учащегося, уверенность в опытном человеке рядом помогает ему более адекватно оценивать дорожную обстановку и действовать соответственно.

Но у этого явления есть и обратная сторона. Очень часто в автошколах сталкиваются с тем, что учащийся, у которого на последних занятиях начинает получаться практически все, который чувствует себя за рулем довольно уверенно и спокойно, экзамен в ГИБДД с треском проваливает. Причиной этого являются тревога, волнение и страх, от которых он, казалось бы, уже совершенно избавился. Объяснить причину того, что с ним происходит, учащийся не может, у него пропадает вера в себя, падает самооценка, он испытывает сильный стресс.
Объясняется это тем, что состояние уверенности, которое начинает испытывать учащийся, и которое помогает ему грамотно действовать за рулем, пока еще основывается не на личном опыте, а ассоциируется с присутствием рядом человека, который поможет справиться с трудной ситуацией. Даже если этот человек просто сидит и молчит, одно его присутствие действует успокаивающе. Когда теряется связь с этим человеком, теряется и состояние уверенности и спокойствия. Психологам хорошо известен этот эффект, являющийся своего рода условным рефлексом, существуют методики устранения его негативных проявлений.

Вот несколько приемов, которые могут помочь выйти из состояния острого стресса:

1. Ауторегуляция дыхания.
В нормальных условиях о дыхании никто не думает и не вспоминает. Но когда по каким-то причинам возникают отклонения от нормы, вдруг становится трудно дышать. Дыхание становится затрудненным и тяжелым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации. И наоборот, при сильном испуге, напряженном ожидании чего-то люди невольно задерживают дыхание (затаивают дыхание). Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием, использовать его для успокоения, для снятия напряжения — как мышечного, так и психического. Таким образом, ауторегуляция дыхания может стать действенным средством борьбы со стрессом, наряду с релаксацией и концентрацией. Противострессовые дыхательные упражнения можно выполнять в любом положении. Обязательно лишь одно условие: позвоночник должен находиться в строго вертикальном или горизонтальном положении. Это дает возможность дышать естественно, свободно, без напряжения, полностью растягивать мышцы грудной клетки и живота. Очень важно также правильное положение головы: она должна сидеть на шее прямо и свободно. Расслабленная, прямо сидящая голова в определенной степени вытягивает вверх грудную клетку и другие части тела. Если все в порядке и мышцы расслаблены, то можно упражняться в свободном дыхании, постоянно контролируя его.
Мы не будем подробно рассказывать здесь о том, какие дыхательные упражнения существуют (их легко найти в литературе), но приведем лишь следующие выводы:
- С помощью глубокого и спокойного ауторегулируемого дыхания можно предупредить перепады настроения.
- При смехе, вздохах, кашле, разговоре, пении или декламации происходят определенные изменения ритма дыхания по сравнению с так называемым нормальным автоматическим дыханием. Из этого следует, что способ и ритм дыхания можно целенаправленно регулировать с помощью сознательного замедления и углубления.
- Увеличение продолжительности выдоха способствует успокоению и полной релаксации.
- Дыхание спокойного и уравновешенного человека существенно отличается от дыхания человека в состоянии стресса. Таким образом, по ритму дыхания можно определить психическое состояние человека.
- Ритмичное дыхание успокаивает нервы и психику; продолжительность отдельных фаз дыхания не имеет значения — важен ритм.
- От правильного дыхания в значительной мере зависит здоровье человека, а значит, и продолжительность жизни. И если дыхание является врожденным безусловным рефлексом, то, следовательно его можно сознательно регулировать.
- Чем медленнее и глубже, спокойнее и ритмичнее мы дышим, чем скорее мы привыкнем к этому способу дыхания, тем скорее он станет составной частью нашей жизни.

2. Противострессовое дыхание.
Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе, что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.

3. Минутная релаксация.
Расслабьте уголки рта, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить «язык лица и тела» путем расслабления мышц и глубокого дыхания.

Далее рассмотрим технику, которая часто применяется для устранения последствий психотравмы, вызванной дорожно-транспортным происшествием. Желательно выполнять ее под руководством психолога, владеющего данным методом (НЛП-практика), но можно попробовать делать ее и самостоятельно.
1. Представьте, что вы находитесь в кинотеатре. Постарайтесь увидеть себя в черно-белом изображении на экране за каким-то нейтральным занятием.
2. Постарайтесь как бы «отделиться» от себя и увидеть себя, смотрящего на экpан.
3. Оставаясь в том же положении, посмотрите на экран, где идет черно-белый фильм, в котором вы испытываете то переживание, которое хотите «нейтрализовать».
4. Закончив наблюдение за собой как за героем фильма, когда все снова уладится, «остановите» фильм, «войдите» назад в свое «изображение на экране», представьте его в цвете и очень быстро «прокрутите» фильм назад. В результате у вас сложится впечатление, что вы смотрите фильм с собственным изображением, в котором время идет в обратном напpавлении.
5. Проверьте полученный резyльтат: для этого вспомните о случившемся и обратите внимание на то, можете ли вы теперь думать об этом более спокойно.
Если можете, то вы добились желаемого эффекта. Если нет — повторите процесс или обратитесь за помощью к специалисту.

Чаще всего страшит то, что неведомо и неизвестно. Сев впервые за руль автомобиля, иной человек испытает лишь легкое смущение и робость, а кто-то может всерьез испугаться. Однако не поборов свой страх, человек вряд ли сможет перейти из разряда пешехода в статус водителя. Тем более, что при правильном походе страх вождения авто , так же как и другие человеческие фобии, преодолим .

Кто боится больше?

Вне зависимости от половой принадлежности и возраста, большая категория людей, пройдя курс обучения вождению, никогда не сможет сесть за руль по причине банальной боязни ездить на авто . Не справившись со своим страхом, имея в багаже автомобиль, а в бумажнике водительское удостоверение, человек остается напуган как видом самого авто, так и мыслью о том, чтобы сесть в него и поехать по улице.

Есть и другая категория начинающих водителей, которые сумев заставить себя сесть за руль, водят автомобиль с большой нерешительностью и прячут в себе страх вождения. Эта несовместимость человека с автомобилем, скованное поведение на дороге никогда не даст такому человеку стать полноценным водителем и совершенствовать свои навыки вождения.

Чаще всего в такую категорию традиционно относят женщин . Им свойственно не только с трудом познавать премудрости водительского ремесла, но и немного поднаторев в деле вождения, быть нерешительными и медлительными за рулем. По большому счету такое поведение в первую очередь определяется биологическими особенностями женского организма, в частности мозга, зрения. Но когда к таким свойствам, характерным женскому организму и психике, добавляется непосредственно страх вождения, тогда и возникают анекдоты про блондинку за рулем. Однако с уверенностью можно сказать, что если женщина справилась со своим страхом и начала "чувствовать" дорогу и автомобиль, то шанс стать опытным водителем ей определенно гарантирован .

Но не стоит думать, что "водительский" страх обходит стороной мужчин. Стрессу, связанному с вождением авто, подвержен и сильный пол. Принято считать, что мужчине не престало демонстрировать свой страх, эмоции и переживания. Такое суждение из разряда заблуждений играет злую шутку, ведь на психику такое сдерживание оказывает крайне вредный эффект. Не имея выхода, эмоции "бьют" по физическому здоровью, подвергая опасности пищеварительную и нервную системы, работу сердца. Не случайно и по этой причине в том числе, продолжительность жизни среди мужчин намного ниже, чем среди женщин.

Чего чаще всего боятся

Страхи индивидуальны и могут возникать там, где их меньше всего ожидаешь, и продолжать жить сколь угодно долго. Страхи, связанные с вождением авто, также разнообразны: начиная со страха перед самим автомобилем, заканчивая страхом перед возможностью попасть в аварию, произвести наезд на человека. А вспомним еще, что начинающему водителю приходится выдерживать стресс, связанный с началом обучения, восприятием новой информации, осваиванием навыков вождения. Последующий стресс возникает во время экзамена.

Оказавшись впервые за рулем автомобиля без инструктора, новоиспеченный водитель может банально испугаться даже завести авто и тронуться с места. Автомобиль – средство передвижения, использование которого сопряжено с риском для жизни. Вполне логично, что осознавая это, человек понимает также и всю меру ответственности, которую он несет за свою жизни и жизнь своих пассажиров.

Этот страх порой усиливается и тем, что во время практических занятий инструктор мог делать резкие замечания относительно ошибок при вождении. Так оставаясь за рулем один, водитель может испытывать неуверенность, не последнюю роль в появлении которой сыграет прежняя негативная оценка инструктора.

Нагнетать нервозность может и бурная реакция других водителей на неуверенные действия новичка за рулем. Замешкавшись на светофоре или на повороте, такой водитель может услышать за своей спиной "недовольные" сигналы гудков соседних автомобилей. При этом кроме досады на свою нерасторопность, такой нерешительный водитель боится услышать нарекания и нелестные слова со стороны, которые также могут пошатнуть его самооценку.

Страх вождения может запросто появиться у водителя, который несколько лет не садился за руль . Сомневаясь в своих силах и мастерстве, такой человек так же скорее всего станет излишне осторожничать на дороге.

Бояться можно и встреч с сотрудниками ГИБДД , в особенности когда речь идет о водителе по натуре своей застенчивом и нерешительном. Впрочем, такие люди могут испытывать затруднения при общении с любым другими малознакомым им людьми.

Но пожалуй самыми "популярными" страхами являются страх попасть в аварию или совершить наезд на пешехода.

Бесследно страхи не проходят. Усиливаясь и усугубляясь, страх приводит к состоянию постоянного стресса. Человек, который не может справиться с такими фобиями, пребывая в все время в напряженном состоянии, скорее всего "наживет" себе не один недуг, станет нервным, может быть даже агрессивным или наоборот замкнется в себе. И скорее всего, за руль автомобиля такой водитель не сядет никогда.

Как побороть в себе страх вождения?

Что же делать такому горе-водителю? Для начала непременно стоит понять и осознать, а действительно ли вы хотите водить автомобиль, или все-таки на уровне подсознания в вас присутствует неприятие самого факта вождения. Ведь появление такого противоречия: "хочу" (со стороны разума) и "не хочу" (со стороны) подсознания как раз и приводит к тому, что психика отвечает реакцией отторжения, страхом или стрессом.

Психологи связывают страх вождения автомобиля с низкой самооценкой водителя. Конечно, взрослея человеку все трудней и трудней становится изменить свое видение себя, однако повышать самооценку можно и нужно вне зависимости от возраста.

Совет 1: идите путем маленьких обед. Ваши достижения, заметные порой только вам, могут создать общий позитивный настрой, дать вам возможность повысить вашу самооценку. Психологи советуют также почаще улыбаться себе в зеркало и заняться аутотренингом.

Начать работать со своим страхом стоит с признания самому себе в том, что страх есть, что это конкретно страх вождения, а никакой иной. После этого уже можно менять свое отношение к сложившейся ситуации и работать над воспитанием в самом себе уверенности.

Совет 2: разговаривая мысленно с собой, постарайтесь избегать употребления отрицательной частицы "не". Ученые уверены, что наша психика не воспринимает такое слово и тогда вроде бы отрицательная фраза "Я не боюсь" становится вполне утвердительной "Я боюсь". Попробуйте найти для самого себя правильно сформулированные установки. Возможно, для своей большей уверенности произносите их слух, если стесняетесь, делайте это наедине с собой.

Совет 3: измените фон ваших мыслей с упадническо-негативного на позитивный и постарайтесь поддерживать его в таком тоне максимально долгое время.

Совет 4: если вы боитесь конкретно какого-либо события , допустим, автомобильной аварии, попробуйте прибегнуть к методу визуализации. Мысленно "инсценируйте" опасный момент на дороге и представьте, что действуете четко и правильно, умело выходите из сложившейся ситуации. А впрочем, для "профилактики" лучше визуализируйте моменты вашего уверенного и мастерского вождения, и оно таковым и станет впоследствии.

Совет 5: поможет вам и прием визуализации, реализованный непосредственно в самих "декорациях". То есть вы можете сесть за руль автомобиля, не включая газа, постараться представить себя непосредственно в процессе самого движения, видеть как переключаете коробку передач, набираете скорость, в нужный момент притормаживаете.

Совет 6: если уже совсем туго и от страха избавиться не удается, попросите кого-нибудь из умелых водителей , кого-то из ваших родных или близких составить вам компанию во время поезди на авто . Возможно присутствие рядом опытного человека поможет вам закрепить навыки, полученные в автошколе, а слова одобрения поднимут вашу самооценку и вдохнут в вас новые силы. Только привыкать к такому эскорту все же не стоит, ведь вам впредь нужно будет рассчитывать исключительно только на свои силы и умение.

Совет 7: постарайтесь изменить угол восприятия себя и учитесь правильно себя преподнести. Даже если вы только начали учиться водительскому мастерству, говорите о себе не как о неопытном, а как о набирающемся опыта водителе. Ваша собственная уверенность в себе передастся и окружающим вас людям, которые, видя такое спокойствие, станут уважительно относится к вам, не взирая на ваши случайные ошибки.

Совет 8: вождение даже для опытного водителя зачастую вызывает состояние стресса. Увы, на наших дорогах достаточно факторов стресса. Не поддаваться стрессу – задача не простая, а может быть даже бесполезная. А вот умение максимально быстро выходить из такого нервного состояния - вполне реальное умение, освоить которое в ваших же интересах. Главное, научитесь прислушиваться к своим переживаниям, и когда ситуация на дороге сильно "натянула" ваши нервы, остановитесь, если такая возможность есть, успокойтесь и продолжайте поезду. Ведь раздраженная стрессом психика – плохой советчик и помощник.

Понять проблему – это чаще всего означает почти решить ее. Поняв причину своего страха вождения, вы скорее всего найдете адекватный, приемлемый исключительно для вас рецепт по устранению этого "врага". В определенных случаях вам может также помочь квалифицированная помощь умелого психолога.

Как побороть страх за рулём? Очевидно, каждый водитель на определённом этапе задавал себе этот вопрос. Ведь боязнь сесть за руль – не такое уж редкое явление, как может показаться. Статистика свидетельствует, что большое количество людей, окончивших курсы вождения, так никогда и не становятся водителями. И главная причина – не отсутствие транспортного средства, а именно страх, с которым не могут справиться. Записанный в подсознании сигнал «Берегись автомобиля» срабатывает каждый раз перед тем, когда человек садится в машину на место водителя.

Истоки страха вождения

Страх перед вождением может возникнуть, как у опытных водителей, так и у новичков, только начинающих постигать азы водительского мастерства, и даже у тех, кто ни разу за руль не садился из-за парализующей боязни вождения. Собственный негативный опыт или истории близких, сюжеты по телевизору или газетная статья – всё что угодно может сработать пусковым механизмом для возникновения страха водить машину.

Если тот, кто даёт уроки вождения, постоянно ругает или одёргивает ученика, страх вождения автомобиля может возникнуть очень быстро. Считается, что представительницы прекрасного пола чаще испытывают страх за рулём, но это только отчасти соответствует действительности. Волнение присутствует у всех начинающих водителей, только менее эмоциональные мужчины легче его преодолевают.

Что за этим скрывается?

Чтобы понять, как побороть страх вождения автомобиля, необходимо выявить скрытые страхи, прячущиеся за ним.

Как правило, чаще всего за этим скрывается:

  • страх ДТП со всеми вытекающими из аварийной ситуации «подстрахами» (полностью побороть подобные страхи иногда не удается даже опытным водителям);
  • боязнь не справиться с ситуацией;
  • страх «потерять лицо» – выглядеть глупо, смешно или нелепо.

Все мелкие автомобильные страхи («не смогу припарковаться», «не разъедусь со встречным транспортом», «боюсь заглохнуть на перекрёстке» и т. п.) вписываются в вышеперечисленные категории.

На самом деле, эту боязнь не так сложно преодолеть, если целенаправленно работать со своим страхом. Только в очень сложных случаях, например, после серьёзных аварий или глубинных страхов, идущих с детства, может понадобиться профессиональная помощь психолога.


Что делать, чтобы избавиться от страха?

1. Чаще практиковаться

Чем больше практика – тем меньше страх. Это аксиома. Поэтому садитесь за руль как можно чаще, даже если в этом нет особой надобности. Как говорят опытные водители, уверенность придёт после первых пяти тысяч километров.

2. Изучать маршруты

Перед тем, как куда-то отправиться, изучите маршрут, проехав по нему в качестве пассажира. Посмотрите внимательно на дорожные знаки, места для парковки и т. п. Это поможет побороть страх водить машину и чувствовать себя более спокойно, когда вы будете двигаться по этому маршруту в роли водителя.

3. Использовать утренние часы

Ранним утром на дорогах, особенно в выходные дни, движение минимально. Это отличное время, чтобы поупражняться в вождении без лишнего напряжения.

Советы психолога в коротком видео:

4. Ездить по загородной трассе

Если движение в городе слишком интенсивное, привыкайте к автомобилю и доводите до автоматизма навыки вождения на междугородних магистралях. Частые поездки загород – отличный способ преодолеть страх перед вождением и наработать практический опыт.

5. Прикрепить знак «Начинающий водитель»

Это в какой-то мере оградит от конфликтных ситуаций и агрессии. Как правило, к новичкам опытные водители относятся с некоторой долей снисхождения.

6. Попросить о сопровождении

Если присутствует страх остаться в машине без инструктора, попросите кого-либо из близких вас сопровождать. Но когда-либо придётся всё-таки решиться ездить в одиночестве. Чтобы смягчить этот переход, воспользуйтесь автомобильным сопровождением. Пусть кто-то из друзей движется сначала впереди вас, а потом позади вашей машины.

7. Найти хорошего наставника

Если вы чувствуете, что уроков в автошколе оказалось недостаточно, подыщите хорошего инструктора и занимайтесь столько, сколько посчитаете нужным. Как свидетельствует опыт, для этой роли лучше подходит посторонний человек, а не кто-то из близких.

8. Записаться на курсы контраварийного или экстремального вождения

Занятия на таких курсах не только повышают уровень водительского мастерства, но и внутреннюю уверенность.

9. Учить «матчасть»

Если вы не очень хорошо освоили правила дорожного движения или уже их подзабыли – не поленитесь углубиться в тему ещё раз. Знания никогда не бывают лишними, даже если вам кажется, что некоторые вещи вас совершенно не касаются.

10. Использовать визуализацию

Чаще представляйте себе, как вы хорошо и уверенно водите машину. Рисуйте в воображении образ себя за рулём автомобиля как очень профессионального и умелого водителя.

11. Настроиться на позитив

Если вы в плохом расположении духа, то перед тем, как садиться в машину, постарайтесь изменить «минус» на «плюс». Послушайте любимую музыку, почитайте анекдоты или погрузитесь в приятные воспоминания. Этот небольшой «трюк» позволит вытеснить негативные мысли. А когда у вас хорошее настроение, подсознанию будет намного труднее «рисовать» ужасные картины будущей поездки за рулем автомобиля.

Приятного вам вождения!

Современная жизнь диктует правила, требующие быть мобильной. Отвести ребенка в детсад или школу. Добраться до работы. Навестить свою старенькую бабушку. Забрать ребенка и доставить его в кружок, бассейн, поликлинику, к стоматологу и проч. А еще про себя не забыть: обновить прическу в парикмахерской и сделать нужные покупки в магазине. Приходится выбирать: быть зависимой от других или становиться автономной.


Я училась в автошколе, будучи студенткой. Каждый урок вождения становился для меня настоящим испытанием. Волновалась так сильно, что дрожали коленки и бешено колотилось сердце. Тогда я была уверена, что в будущем буду водить машину. Но, получив права, благополучно о них забыла.

Из-за дикого чувства страха вождения я долгое время пользовалась общественным транспортом. На все попытки мужа посадить меня за руль находились нелепые отговорки. Я понимала, что теряю навыки, но не могла побороть волнение перед поездкой.

Однако ж окружающий мир диктует свои правила. В один прекрасный день мужу предстояла длительная командировка. В тот момент я поняла, что нужно становиться самостоятельной. К тому же, с маленьким ребенком на руках пользоваться общественным транспортом было неудобно. Мысль о том, что полагаться придется только на себя, безумно пугала меня.

С тех пор прошло много времени, но я и сегодня помню тот великий для меня день, когда одна села за руль.

Первый раз я села за руль еще в детстве. Наверное, многим папа или дедушка давали порулить, посадив к себе на колени. Я представляла себя взрослой и мечтала, как вырасту и буду сама водить машину. Мои ощущения при первом вождении были незабываемы.

Потом тренировалась водить авто и в более старшем возрасте, тоже под контролем отца. В тот момент всю ответственность происходящего я не осознавала, поэтому чувство страха не возникло.

Я даже не испугалась, когда инструктор посадил меня за руль на первом занятии. Страх пришел позже. Каждый урок вождения нагонял на меня чувство тревоги и волнения, а промахи безумно огорчали. Тогда-то я и поняла всю ответственность. Ведь автомобиль — это средство передвижения, в процессе использования которого есть риск для жизни. Мне становилось только страшнее от осознания всей меры ответственности, которую я несу за свою жизнь, жизнь своих пассажиров и пешеходов.

Все же уверенно почувствовать себя за рулем помог только мой муж. Ему удалось спокойно и доступно донести до меня нужную информацию. Ко всем моим ошибкам он относился спокойно и терпеливо, что, безусловно, придавало мне сил. Конечно, в этом ему помогал его многолетний опыт.

Когда возникла необходимость ездить самостоятельно за рулем, страхи мои росли все больше и больше. Боялась я всего — перепутать педали, сбить пешехода, заглохнуть на перекрестке, перестроиться из одного ряда в другой, а также боялась встречных машин. Выезжать первой на перекресток было целой трагедией. Я опасалась, что не смогу вовремя затормозить, что въедет кто-то в меня или я въеду в кого-нибудь. А еще от волнения я могла перепутать, где левый поворот и где правый.

В конце каждой поездки я ощущала, как от напряжения ломит спину, ноют ноги и трясутся руки. Но, успокоившись, я стала размышлять, а чем же вызваны эти неприятные ощущения.

Причины, по которым женщины и мужчины боятся водить автомобиль, почти одинаковы. Только мужчины обычно испытывают меньший стресс во время езды за рулем, нежели женщины. Все потому, что первые теснее связаны со всевозможной техникой, и им понятны физические процессы, происходящие в автомобиле во время его движения.

Женщины же имеют об этом лишь смутное представление, а некоторые и вообще не забивают себе голову подобной информацией. Поэтому многим из них непонятно, зачем выжимать сцепление и для чего нужно переключать передачи.

Незнание технических характеристик автомобиля является одной из основных причин возникновения страха. Именно поэтому необходимо изучать устройство машины и понимать, какие технические процессы приводят его в движение. Если понять и разобраться хотя бы в самых основных принципах движения авто, уже не так страшно будет управлять им.

У всех новичков возникает чувство тревоги и волнения из-за отсутствия опыта. Человеку свойственно испытывать подобную неуверенность в процессе изучения чего-то нового. Это касается не только вождения.

Боязнь более опытных участников дорожного движения. В настоящее время культура поведения водителей на дорогах оставляет желать лучшего. Особенно тяжело в подобных ситуациях женщинам, существам чувствительным и эмоциональным. У неопытного водителя из-за услышанного нарекания и неодобрительных слов со стороны может пошатнуться самооценка.

Негативный опыт во время практических занятий с инструктором может быть тоже причиной возникновения страха вождения. А если учитель на практике делал резкие замечания, грубо указывал на ошибки или нетактично обсуждал с другими ваши промахи на дороге, так и вообще можно получить психологическую травму. И некоторые после таких «учителей» за руль больше не садятся.

Общение с сотрудниками ГИБДД также может вызывать чувство страха и тревоги. Даже обычная проверка документов может стать причиной эмоционального напряжения.

Распространенной причиной возникновения неприятных эмоций является страх попасть в аварию , особенно если у человека был уже негативный опыт с участием в ДТП. В некоторых серьезных случаях водителям приходится обращаться за психологической помощью к специалистам.

Каждому человеку рано или поздно приходится учиться чему-то новому. Ведь и опытные водители со стажем когда-то тоже были новичками. Я понимала, что мне нужно практиковаться и доводить свои навыки до автоматизма.

И так, как я избавилась от страха автовождения: мой личный опыт борьбы.

Совет первый

Нужно научиться чувствовать и понимать, за счет каких сил он движется. Я выезжала тренироваться рано утром, и сначала передвигалась по своему знакомому району. Машин было мало и опасности в виде пешеходов практически не было. Я трогалась с места и останавливалась, притормаживала и разгонялась, стараясь отследить тормозной путь, разворачивалась и совершала повороты, заезжала в узкие дворы. Таким образом я пыталась почувствовать габариты своей машины.

Совет второй

Брать с собой подругу, коллегу или сестру. Хорошо если у того, с кем вы поедете, не будет водительских прав. Я брала с собой сестру. Водительских прав на тот момент у нее не было, и она не давала мне «умных» советов. Постепенно мы стали выезжать на трассу. Перестраиваясь в правый ряд, тихонько ехали. Я поняла, что, придерживаясь своей полосы, я никому не мешаю и встречные машины меня стали меньше пугать.

Совет третий

Если вы давно не ездили за рулем, то освежить знания поможет частный инструктор, муж или отец. Можно нанять инструктора-женщину. У последних подход к обучению более мягкий и спокойный, нежели у мужчин.

У меня в качестве такого инструктора был мой муж. Для закрепления всех необходимых навыков мы ездили часто и регулярно.

Совет четвертый

Необходимо прорабатывать весь маршрут заранее. После случая, когда я долго не могла найти нужный мне поворот, я поняла, что необходимо не только возить с собой карту, но и составлять маршрут заранее. Мне было намного легче сориентироваться на месте, если до начала поездки я прокладывала маршрут своего движения на карте.

Совет пятый

Почувствовать себя более защищенной в разных ситуациях на дороге мне помогает справочник автомобилиста, он всегда лежит у меня в бардачке. В нем содержатся все нужные адреса и телефоны автомастерских, эвакуационных служб, пунктов полиции и ГИБДД, а также служб экстренного вызова.

Совет шестой

Очень надежно в преодолении автотрусости помогают знания правил дорожного движения. Доскональное знание правил придает уверенности и при общении с инспектором ГИБДД. Необходимо не только выучить правила дорожного движения, но и регулярно следить за их изменениями. Я всегда вожу с собой в машине последнюю редакцию ПДД.

Совет седьмой

Приобретение навыков на рефлекторном уровне — это, наверное, основа того, как побороть страх вождения автомобиля. Непростая задача — уметь одновременно контролировать дорожные знаки, приборы, ситуацию на дороге и еще при этом успевать переключать передачи. Однако эти умения приходят с опытом, потому, чтобы водить машину на уровне автоматизма, нужно много тренироваться.

Совет восьмой

Придерживаться на дороге невысокого скоростного режима. Это правило поможет вовремя отреагировать в сложной ситуации. Первое время я ездила медленно, притормаживала, позволяя себя обогнать другим. При таком вождении у меня было время для принятия спокойного решения при перестроении или совершении маневра.