Как фиат превратился в жигули. Почему «Жигулями» стал именно Fiat? Фиат копия ваз

Мы уверенны, что многие из вас считаюм, что ВАЗ-2101 был легко скопирован с Фиат 124, для того дабы наладить серийное производство машин в качестве альтернативы "Волгам" и "Москвичам". Но в действительности при детальном сравнении первой модели "Жигулей" начинаешь осознавать как отечественная Русский "копейка" отличается от уникального 124 Фиата.

В Советские годы отечественное государство искало базу на базе, которой возможно было бы создать дешёвый домашний автомобиль, что бы производился в каком-нибудь городе, что разрешило бы содержать населенный пункт на финансовые доходы, поступающие от серийного производства машин. А также поиск концепции заключался в том, что автомобиль в обязательном порядке должен был начать поставляться на экспорт за предел. Помимо этого, один из основных параметров — автомобиль должен быть крепок и надежен, дабы выдерживать жёсткие условия у нас, и нехорошие дороги, каковые в то время были везде кроме того в больших городах.

К счастью в 60-е годы Италия готовься реализовывать идеи и свои автомобили кому угодно. В следствии управление нашей страны договорилось с Итальянцами о поставках оборудования для производства автомобилей под маркой ВАЗ, на базе популярного в то время Fiat-124. По просьбе нашей страны Итальянские эксперты совместно с дизайнерами и нашими инженерами полностью заново переделали проект 124 модели Фиата.

Кроме этого эксперты компании Фиат приезжали на завод в Тольятти дабы наладить оборудование и научить сотрудников предприятия производить продукцию которой они имели возможность бы гордиться.

Справка: Fiat 124 был создан в середине 60- годов Итальянской компанией Фиат. В первый раз машина была представлена публике во второй половине 60-ых годов двадцатого века. Во второй половине 60-ых годов XX века автомобиль Фиат-124 делается победителем в конкурсе "Лучший Европейский автомобиль года".

Если судить по отзывам критиков и автоэкспертов, машина была хорошая и качественная. Единственное что дизайн модели был пара старомоден.

Необходимо подчеркнуть, что управление нашей страны, продолжительное время искало на базе какой Европейской автомобили начать производить дешёвый Российский автомобиль. Многие варианты были рассмотрены, но из-за качества Русских дорог, большое количество хороших машин, были вычеркнуты из перечня, потому, что конструкция громадного количества машин не смогла выдержать отечественные жёсткие условия эксплуатации машин.

В итоге отечественные власти остановились на Итальянском Фиате, что максимально отвечал отечественным запросам. По окончании подписания соглашения с Фиат, наша страна купила лицензию на серийное производство Фиат 124. В итоге Российская Федерация заметила первую модель "Жигулей" — ВАЗ-2101 (экспортное наименование LADA 1200).

Так что же отечественная "копейка" это правильная копия Итальянского Fiat 124?

С первого взора возможно само собой разумеется, непременно, поразмыслить, что это два однообразных автомобиля. Но при детальном сравнении перед нами начинает раскрываться совсем другая картина, которая говорит об огромной отличия конструкции и технических данных двух автомобилей.

При проектировании первой модели "Жигулей" эксперты поменяли многие подробности уникального Фиата. Первоначально Русский версия Фиата 124 именовалась 124R. Во второй половине 60-ых годов XX века на опробование выехали первые прототипы "Жигулей".

А уже в первой половине 70-ых годов XX века началось серийное производство ВАЗ-2101.

Как же отечественной стране удалось выстроить фактически с нуля громадный автомобильный завод фактически за рекордно маленькое время? С этим нам кроме этого помогли Итальянцы, каковые выделили нам громадный кредит и принимали участие в строительстве и проектировании современного по тем временам производства. Кроме этого Итальянцы помогли отечественным влияниям выстроить около завода современный город Тольятти.

Кстати данный город был назван в честь Итальянского коммунистического храбреца.

Само собой разумеется, прежде всего в соглашении между компанией и нашей страной Фиат было большое количество политики. Так как Правительство Италии получило на данной сделке огромные деньги. Вы имеете возможность отыскать множество хороших и отрицательных отзывов о первой модели "Жигулей", но в любом случае, благодаря соглашению с Итальянцами, наша страна смогла в первый раз выстроить и запустить одно из наибольших автопроизводств в Восточной Европе. А масштаб производства был вправду не небольшой.

К примеру, в конце 1971 года первая модель ВАЗ-2101 уже выпускалась в три смены.

Первая модель Лады не была достаточна недорогая (как изначально планировало управление страны), но, однако, эту машину имели возможность позволить себе многие. Тем более что "копейка" если сравнивать с Фиатом 124 была более надежней (да это так, хоть и не верится многим!), кузов автомобили был менее подвержен коррозии. Помимо этого , ВАЗ-2101 был менее требовательнен к качеству горючего и имел ряд других преимуществ перед оригиналом.

К примеру, конструкция автомобили была более простой, что разрешало меньше затрачивать денежных средств для обслуживания.

Но, не обращая внимания на начало производства и яркий старт сотрудничества первых моделей Лада, уровень качества сборки всегда менялось. К примеру, первые модели, каковые были выпущены с 1970 по 1972 года, были самыми качественными. Но в последующем уровень качества сборки пара снизилось (особенно в первой половине 70-ых годов XX века).

Но с 1974 года уровень качества производства опять вышло на приемлемый прошлый уровень.

К сожалению, с 1975 года уровень качества сборки снова упало. В итоге к середине 80-х годов производимые "копейки" по качеству мало чем были похожи на машины, производимые в первые годы работы завода.

Прежде всего уровень качества машин падало в связи с заменой многих Итальянских запчастей на Российские аналоги, каковые, непременно, уступали в качестве и имели много брака. Так , управление завода пробовало снизить себестоимость производства. К сожалению, те, кто проектировал и производил Российские запчасти, не имели должного опыта, чтобы создавать качественные компоненты.

Непременно, те, кто ездил на уникальном Фиате 124 отмечали, что Итальянские машины были замечательнее и проворнее если сравнивать с "Жигулями" и имели более лучшую тормозную совокупность. Но, как вы уже понимаете ВАЗ-2101, это всецело с нуля переработанный автомобиль, что имеет в собственной конструкции множество собственных ответов. Как раз исходя из этого довольно глупо сравнивать эти два автомобиля и сказать о том, что Итальянский Фиат лучше Лады.

Так как 90 процентов всех компонентов "копейки" были неповторимы и не имели ничего общего с оригиналом.

Давайте покинем прошлое и Сейчас сравним две красивых "классики". На фотографиях вы имеете возможность видеть уникальный Фиат 124 (редкая ранняя модель 1966 года выпуска) и экспортную "Жигули" которая именуется LADA 1200. Год выпуска данной "копейки" 1971. Эта машина была выпущена в первоначальный полный год серийного производства первых машин Лада. Два автомобиля замечательно сохранились.

Они имеют уникальную краску кузова и фактически не тронутый и не поврежденный интерьер.

Кто-то сообщит, что уникальный Фиат 124 может при определенных условиях разгоняться до 170 км/час. Но и отечественная Русский "копейка" кроме этого не робкого десятка и может разгоняться до 165 км/час. Но тормозная совокупность Фиат нужно признать существенно лучше. Фиат кроме этого имеет более мужской баритон звучания двигателя если сравнивать с Русским аналогом, но, однако, шумовые характеристики в салона практически не различимы.

Лада же имеет совсем иное звучание мотора из-за изюминок конструкции цепи ГРМ.

Кое-какие специалисты уверены в том, что Фиат намного лучше держит дорогу, а подвеска автомобили легче справляется с неровностями, чем "Жигули" первой модели. Но это субъективное вывод и нет никаких официальных информации о разнице поведения на дороге двух автомобилей. Вот тормозная совокупность вправду в Итальянской машине намного лучше.

В этом нет споров.

Сейчас давайте более детально поболтаем о технической стороне Лады. Ваз-2101 так резко отличается от Фиат-124, что складывается чувство, что ее скопировали инопланетянин, не имеющие доступ к инженерным чертежам Фиата, сконструировав первую модель Лады, руководствуясь лишь внешним видом 124 модели.

Обратите внимание на дверные ручки двух машин и боковые зеркала заднего вида . Как видите отличие на лицо. Кроме того петли дверей имеют различную конструкцию, не говоря уже о замке треугольного бокового стекла-форточки.

Сравнивая интерьер двух машин кроме этого возможно отыскать множество инженерных решений и различий.

К примеру, первые модели Фиата имели коричневую отделку дверей, в то время, когда как первые модели Ваз-2101 имели строго тёмный интерьер.

Кроме того пепельница в Фиат намного ближе расположена к водителю, чем в "Жигулях". В отечественной же машине ближе к водителю расположена ручка и автомагнитола регулировка громкости.

Сравнивая два автомобиля, открыв капот, вы кроме этого заметите невооруженным взором значительные отличия. Под капотом вы кроме этого имеете возможность видеть совсем различные по конструкции двигатели.

К примеру, в Фиат двигатель по размеру значительно меньше, чем отечественный Автовазовский мотор.

Весьма интересно, имеется ли различия в багажнике? Как видите замок багажника Ваз-2101 намного идеальнее. К примеру, замок багажника Фиат возможно открыть посредством ножа, что возможно просунуть в щель крышки багажника.

Так что инженеры Автоваза позаботились о защите багажника от преступников.

Кстати Фиат имеет одну неприятную изюминку, которая содержится в неполном открывании багажника, что весьма мешает водителю при погрузки багажника (Прим. авт.:Бедные плечи обладателей Фиат).

Кроме этого в багажнике Фиата в то время возможно было отыскать пластиковый чемоданчик с комплектом инструментов для ремонта и обслуживания автомобили. Лада же вместо этого взяла мешок для инструментов и насос.

В случае если поднять два автомобиля на подъемнике, то вы не заметите множество различий, но, однако, они имеется. Кстати Лада имеет лишь два особых места для домкратов, в отличие от Фиата, что имеет четыре посадочных площадки для поднятия машины. Исходя из этого на фото вы имеете возможность видеть машины на различных подъемниках. Разглядывая машины снизу, вы имеете возможность сходу видеть, что у Фиата отсутствует защита двигателя.

При внимательном рассмотрении эксперт скоро выяснит, что Фиат отличается мало по конструкции подвески, осей, и выхлопной совокупности.

Так какая машина лучше второй?

В теории это само собой разумеется Фиат-124, что имеет более лучшие тормоза, более современную подвеску, и он более легче Ваз-2101, что делает его соотношение мощности к весу, оптимальным. Рулевое управление в обоих машинах все-таки схоже (не смотря на то, что руководить Ладой более несложнее). К примеру на парковке руль сверхтяжелый, что в Фиате, что в Ладе.

Но на скорости рулевое колесо делается легким и не приводит к уверенности в управлении.

Но, Лада в ходе разработки и проектирования взяла многие заметные улучшения с технической стороны, но, однако, это не разрешает данной машине быть лучше, поскольку мощность "копеек" значительно ниже, вес автомобили больше, а расход горючего намного больше, чем в Итальянском оригинале.

Однако, первая модель "Жигулей" имела громадный потенциал для развития. Но, к сожалению политика компании Автоваз в те годы не предполагала значительного прогресса будущих моделей. Максимум на что решились начальники Тольяттинского завода, это выпуск новых моделей, но на базе все той же первой модели "Жигулей".

Так что, как бы нам этого не хотелось, отечественная Русский Лада 01 не была лучше Фиата 124. Но "копейка" не многим уступала некоторым подобным Европейским машинам того времени, что разрешало отечественной стране удачно реализовывать машины не только на внутреннем рынке, но и удачно отправлять в их громадном количестве на экспорт.

Действительно, точно в мире найдутся специалисты, каковые постараются нам доказать, что отечественная Русский модель намного лучше Итальянского Фиата. Мы не претендуем ни на что. Как говорится дело вкуса.

Так что дискуссия о том, что лучше Фиат либо ВАЗ длится.

Главные отличия Фиата-124 от ВАЗ-2101

— Fiat 124 имел газораспределительный механизм OHV, а Ваз 2101 оснащался совокупностью OHC.

— Fiat имеет горизонтальный Solex карбюратор, а Лада оснащена вертикальным карбюратором.

— Fiat оснащен динамо-машиной, Лада имеет генератор.

— Fiat 124 имеет электрическое управление сцеплением, а "Жигули" была оснащена гидравлическим сцеплением.

— Fiat оснащен дисковыми тормозами на всех четырех колесах, а Лада оснащалась как дисковыми тормозами (два передних колеса) так и барабанами позади.

— Подвеска Лады был поднята, укомплектована и упрощена, дабы расширить стойкость и обезопасисть машину от нехороших дорог.

— Ваз-2101 изготовлен из более толстой стали. Жаль, что на заводе неокрашенные подробности продолжительное время хранились на складах за пределами цеха, что в итоге приводило к стремительной коррозии кузова по окончании нескольких лет эксплуатации автомобиля.

— Температура охлаждающей жидкости отображается на приборной панели Лады, но Fiat продемонстрирует вам перегрев двигателя, в то время, когда вы уже закипели.

В обязательном порядке к прочтению:

Первый тест-драйв сравнения S-серии и 7-класса БМВ. Новая БМВ 7 серии пришла на рынок с одной ясной целью: дать лучшие характеристики комфорта, чем может дать самый заклятый соперник…

уход и Обслуживание за автомобилем Для верной работы бензинового двигателя качество и состояние свечей зажигания играются определяющую роль. К примеру, нестабильная искра даст пропуски…

В то время, когда премиум означало уровень качества. В первой половине 80-ых годов XX века, в то время, когда еще компания Volkswagen не была важным игроком на авторынке, а Audi лишь начинала соперничать в сегменте премиальных машин такие…

В большинстве случаев эксперты и автомобильные издания выполняют в далеком прошлом уже классические тесты автомобилей одного класса от различных производителей, в большинстве случаев, соперников в определенном сегменте авторынка. Мы…

Сравнение двух моделей кроссоверов компактного класса. В случае если какому или автомобилю и суждено стать хитом, то точно возможно утверждать что хитом по продажам станет новая модель Audi Q2. И мы…

ВАЗ -2101 или попросту «Жигули» — это один из известнейших автомобилей советского производства, потомки которого выпускались аж до 2012 года. За время своего существования он претерпел достаточно серьезные изменения и получил несколько наград и премий, так что давайте расскажем о том, каким был жизненный путь этого автомобиля

Союз с Fiat

Самый первый ВАЗ 2101 был выпущен на Волжском автомобильном заводе. Это произошло благодаря подписанию в 1966 году соглашения между итальянской фирмой Fiat и Советским «Внешнеторгом» о сотрудничестве в области разработке легковых автомобилей. Именно в рамках этого соглашения и был принят проект строительства завода для автомобилей на территории СССР.

По предварительным договоренностях на этом заводе должны были выпускаться сразу несколько автомобилей. Это должны были быть 2 автомобиля с кузовом седан в комплектации норма, и один автомобиль универсал в комплектации люкс. Если говорить о том, откуда вообще взялся концепт автомобилей класса норма, то в качестве прототипа был определен Fiat 124, который буквально в следующем году получил звание «Автомобиля года»

Чем не подошел Fiat 124

Когда советские ученые и специалисты взялись за изучение и тестирование автомобиля, взятого за основу для развития собственного авто, было выявлено сразу несколько недостатков, которые было необходимо устранить при разработке автомобиля, который будет в будущем называться не иначе, как ВАЗ-2101. В первую очередь специалисты обратили внимание, что Фиат 124 не подойдет для наших дорог из-за крайне маленького дорожного просвета и полного отсутствия буксирных проушин, без которых авто было бы тяжело использовать по бездорожью.
Кроме того, сам кузов автомобиля был недостаточно надежен и крепок и вряд ли смог бы выдержать ту интенсивность эксплуатации, которая предполагалась для советского автомобиля.

Чем ВАЗ-2101 стал лучше Fiat 124


Итальянские инженеры учли все пожелания советских исследователей и будущие Жигули обзавелись барабанными механизмами тормоза на задней оси, улучшенной передней и принципиально новой подвеской на задней оси и улучшенной коробкой передач. Это далеко не полный список доработок, которые были внесены в Fiat124R – русифицированную модель итальянского Фиата.
Всего изменений насчитывалось более 800 и часть этих замечаний впоследствии использовалась лично компанией Фиат при разработке новых автомобилей своей серии. Эти требования советских инженеров и исследователей помогли компании Fiat собрать уникальные сведенья о надежности и проходимости автомобилей своей марки в условиях бездорожья.

Первые шесть ВАЗ-2101


Самые первые шесть автомобилей сошли с конвейера 19 апреля 1970 года, так что именно этот день можно назвать Днем Рождения «Жигулей». Стоит заметить, что первые автомобили были всего в двух цветовых вариантах и было выпущено 2 синих и 4 красных авто.

Эти первые 6 прототипов показали отличные результаты на тестах и доработки оказались минимальными, так что уже в августе 1970 года завод заработал в полную мощность. А мощность завода действительно впечатляла. Уже до конца года на новопостроенном заводе в Тольятти было выпущено 21530 автомобилей
Завод постепенно наращивал обороты и уже к 1973 году успевал за год выпускать 379 007 «Жигулей.

Почему именно «Жигули»

На самом деле название у ВАЗ-2101 могло быть и совсем другим. По одной версии названия родилось на заводе, и было утверждено еще в 1976 году, а по другой — придумывалось оно на конкурсной основе. О промежуточном итоге конкурса в 1970 года написал журнал «За рулем». Там же был опубликован и список из 1812 названий, которые были отобраны комиссией для рассмотрения. Всего же было прислано около 55 000 названий, часть их которых была забавной, часть смешной, а часть просто нелепой.
Как мог бы называться ВАЗ-2101:

  • Фиалка
  • Сокол
  • Перворожец
  • Мемориал
  • Юность
  • Мечта
  • Директивец
  • Сокол

Так или иначе, но итоговым названием стали именно «Жигули», а чуть позже в народе это авто прозвали не иначе, как «Копейка» за единицу в конце номера модели.

Современные автомобилисты адаптируют ВАЗ-2101 даже для «дрифтов»:

Классификации и нумерация

Стоит сказать и о том, что кроме существенных доработок по сравнению с итальянским прообразом, отечественные Жигули стали первым автомобилем, выпускаемым на территории СССР, который получил такой документ, как нормаль ОН 025370-66. Этот документ регламентировал классификацию и систему обозначения подвижного состава.

Теперь каждому новому автомобилю серии или прицепа присваивался четырехзначный номер, две первые цифры которого обозначали класс авто или прицепа, а последние две – его модель. Иногда использовалась и пятая цифра, которая говорила о том, что этот автомобиль – модификация определенной модели и можно было сразу понять, какие изменения внесены в конкретно этот автомобиль.

Также порой использовались и дополнительные цифры в номере. Шестая цифра могла показывать для какого климата предназначен автомобиль и предназначался ли он для импорта. В редких случаях через дефис дописывались и дополнительные цифры, которые показывали, что этот автомобиль является промежуточной модификацией авто.

Сравнение ВАЗ-2101 (1970) и Lada Granta (2012)

Именно благодаря этому, глядя на надпись ВАЗ-21011 можно сразу понять, что это авто изготовлено на волжском автозаводе (ВАЗ), относится к малому классу авто с двигателем от 1200 до 1800 кубических сантиметров (21) и является первой моделью этого автомобиля в этом классе (01) с первым вариантом модификации, которая отличается от оригинала установкой двигателя на 1300 сантиметров кубических (1).

Модификации ВАЗ-2101

За всю историю существования этого авто, было выпущено множество различных модификации. Среди них были и автомобили, предназначенные исключительно для нужд завода, где производились Жигули, и даже такие интереснейшие решения, как Жигули-лимузины, которые долгое время использовались за границей.

ВАЗ- 2101

Это самый первый вариант «Копейки», который пользовался огромной популярностью как среди автомобилистов, так и среди самих разработчиков. Ничего удивительного в том, что это авто стало основой для будущих модификаций, ведь оно было крайне удачным. Стоит отметить, что ВАЗ-2101 был оснащен двигателем на 1.2 литра.


Первая модификация, о которой мы упоминали выше. Основным отличием от традиционной «Копейки» в этой модели является двигатель. Он был намного мощнее, чем в предыдущей версии автомобиля, а его объем был увеличен до 1.3 литра.
Автомобиль также претерпел достаточно сильных изменений и в плане дизайна. В основном эти изменения касались улучшения вентиляции радиатора охлаждения – впереди появилось четыре дополнительных прорези и была изменена форма решетки радиатора. Также на эту модификацию устанавливались фонари заднего хода с 1974 по 1983 год включительно.

Основным отличием этой модификации от ВАЗ-21011 является менее мощный двигатель, идентичный тому, что устанавливался на оригинальную «Копейку» (1.2 литра) в остальном же, изменения, внесенные в 21011 сохранились и в версии 21013.

Жигули выпускались и для экспорта и эти автомобили знали под названием Lada 1200 практически во всех странах Социалистического Содружества. В первую очередь они появились в Чехословакии, ГДР, Болгарии, Югославии и Венгрии и общее количество таких автомобилей насчитывало более 57 тысяч машин.
Со временем Лада 1200 заслужила уважение среди иностранных автомобилистов и уже совсем скоро эти автомобили можно было увидеть и на дорогах ФРГ, Австрии, Франции и даже Нигерии.

ВАЗ-21012 и ВАЗ-21014

Слава Жигулей не ограничилась Советским союзом. Специально для стран с левосторонним движением было выпущено сразу две модификации Жигулей. В первую очередь они отличались правосторонним расположением руля и усиленной пружинной подвеской правого переднего колеса. Дело в том, что при переносе органов управления на другую сторону, масса автомобиля начала распределяться неравномерно и пришлось организовывать такую систему компенсации. Всего эти автомобили выпускались с 1974 по 1982 год.

Ничего в Советском Союзе не пропадало даром и даже бракованные Жигули. Вместо того, чтобы списывать их из-за дефектов кузова, они переделывались в пикапы и позже использовались для нужд завода. Попросту срезалась вся задняя часть крыши сразу за передними сидениями и устанавливалась новая стенка кабины. Задние двери заваривались, чтобы увеличить жесткость конструкции и в результате грузоподъемность таких пикапов могла составлять и 300 кг.
Конечно, в серию такие автомобили не выходили, но некоторые любители даже самостоятельно проводили такие усовершенствования над своими «Копейками».

«Лимузин» ВАЗ 2101

Как ни комично это звучит, но автомобили такой модификации не только существовали, но и пользовались огромной популярностью на Кубе. Здесь они использовались в качестве маршрутных такси и справлялись с этой задачей достаточно легко.

Много интересных историй ходит об этом автомобиле, который успел полюбиться отечественным автомобилистам, но самые необычные из этих фактов стоит описать отдельно, ведь Копейка хоть уже и снята с производства, до сих пор частенько встречается на наших дорогах.

Стартер и пусковая рукоятка

Советский автопром нельзя упрекнуть в непредусмотрительности. В сумке с инструментами для ремонта, которая прилагалась к автомобилю, можно было найти пусковую рукоятку. Конечно, это могло бы привести в ужас иностранцев, но в инструкции было написано, что предназначается она исключительно для запуска автомобиля в очень холодные зимы или после длительной стоянки. По утверждениям составителей инструкции, нужно было несколько раз провернуть рукоятку при нейтральной передаче и выключенном зажигании, после чего можно было провести нормальный запуск при помощи стартера

Подвесная педаль акселератора и стеклоомыватель

Такой аксессуар, как подвесная педаль акселератора появилась лишь в ВАЗ-21011. До этого, в традиционной копейке педаль газа была с напольной установкой. Напольная кнопка стеклоомывателя также появилась вместе с первой модификацией авто, ведь до этого она располагалась на приборной панели рядом с переключением режимов стеклоомывателя и выключателем освещения.

Иностранные запчасти в ВАЗ-2101

Естественно, что не все детали, используемые для выпуска первых Жигулей были отечественными. Под капотами некоторых Копеек можно было найти карбюраторы от Weber, некоторые авто оснащались не разборными амортизаторами иностранного производства, которые были намного надежнее и долговечнее отечественных. Та же ситуация бывала и со свечами зажигания.

Курьезы с логотипом

Всего существовало три вида эмблем для Жигулей. Самой известной из них была серебристая ладья на рубиновом фоне, которая красовалась на всех ВАЗ-2101 с 1971 года. Но дело в том, что на машинах 1970 года выпускаемый значок еще был дополнен надписью «Тольятти» Выпущено таких эмблем было очень мало, так как уже год спустя было приказано убрать надпись, демаскирующую местонахождение автозавода, который по тем временам считался крайне важным стратегическим объектом. Автомобиль с таким логотипом – это настоящий раритет.

Однако, еще более редким логотипом является ошибочно изготовленный логотип с замененной буквой кириллической буквой «Я» на латинскую «R». Произошло это по причине того, что первую партию эмблем заказали на заводе Фиат в Турине и там Итальянцы по недосмотру попросту перепутали буквы. Все эмблемы, а было их около 30 штук, сотрудники ВАЗа попросту разобрали на сувениры и сейчас эта эмблема очень ценится, но достать ее практически невозможно.

Общая оценка ВАЗ-2101

По общим оценкам автомобилистов и экспертов ВАЗ-2101 стал настоящим прорывом и торжеством в советском автостроении. Даже молодые автомобилисты, получившие права совсем недавно, могли использовать это авто практически без ограничений. Ограничения касались лишь скоростей во время обкатки авто. Благодаря «Копейке» советские автомобилисты поняли, что даже в малолитражном автомобиле можно чувствовать себя комфортно, не мерзнуть зимой и разговаривать в салоне не повышая голос. Конечно, во многом это была заслуга и итальянских партнеров, ведь от Fiat 124 наши Жигули взяли очень много.

Запуск двигателя в зимний период больше не превращался в ритуал с паяльными лампами и ведрами с горячей водой, как это было раньше. С появлением ВАЗ-2101 автомобилисты обходились даже без ручки стартера, что в большинстве своем стало возможным благодаря двухкамерному карбюратору Weber 32 DCR , которые были более совершенными по сравнению с советскими аналогами той эпохи.
Эти карбюраторы начали позже производиться и в Советском Союзе под маркировкой ДААЗ-2101 и со временем даже перекочевали под капоты Волг и других отечественных авто, куда они заботливо устанавливались руками автомобилистов.

В целом – появление ВАЗ-2101 стало настоящим прорывом на рынке автомобилей в Советском Союзе и даже сейчас от этого автомобиля отказались далеко не все и их все так же можно встретить на улицах городов.

В этой статье мы хотели бы рассказать не только о том, как создавались всем известные модели, но и о тех машинах, что так и не стали «классикой» отечественного автомобилестроения

Как любая относительно молодая компания, АВТОВАЗ испытывает комплекс новичка. Всей хронологии-то - 45 годков! А машины, достойные быть вписанными в историю, перечисляются по пальцам одной руки. Все так и одновременно не так…

Выбор

О том, как заключали соглашение с итальянцами, написано немало. Гораздо меньше известно о подводных течениях, сопровождавших выбор первенца. В частности, о «переднеприводном лобби» из института НАМИ, в которое входил небезызвестный апологет такой компоновки Борис Фиттерман. Да и относительно фиатовской модели мнения разделились. Так, главный инженер НАМИ Павел Тараненко до сих пор считает, что Fiat 125 был бы лучшим выбором для нашей страны. Вроде бы тот же автомобиль, но… «Классом выше!» - настаивает Тараненко. Действительно, занятно разбираться, чем 125-й отличается от 124-го. И еще занятнее - почему итальянцы пропихнули в Тольятти именно 124-й, а 125-й оставили для польской FSO. Впрочем, как известно, большая политика всегда стояла тенью за крупными проектами между Западом и соцлагерем…

А вот воспоминания Александра Декаленкова, участника советской комиссии по так называемому «Автомобилю №2» (кстати, именно он предложил идею товарного знака ВАЗа - буквы «В» в форме ладьи под парусом): «В рамках контракта с Fiat я предложил модель 124 в качестве автомобиля №1 и модель 125 в качестве автомобиля №2. Но от „125-ки“ отказались, поскольку она была построена на другой платформе. Нам же требовалась максимальная унификация».

Насколько могут разниться точки зрения, показывает следующая история. Участник переговоров с итальянцами Александр Андронов свидетельствовал, что за двигатель с распредвалом в головке блока развернулась чуть ли не дипломатическая война. Декаленков же утверждает, что Fiat ничего не скрывал и даже предложил на первых порах установить в Тольятти оборудование для изготовления старого мотора и бесплатно заменить его на новое, когда будет завершен весь цикл доводки «верхневального» двигателя. Кроме того, итальянцы передали на ВАЗ документацию на мотор объемом 1500 см 3 с двумя верхними распредвалами, с прицелом на создание ВАЗ-2103.

И все же Fiat еще предстояло выбрать. Чтобы обосновать доводы, НАМИ провел сравнительные испытания семи автомобилей: «Москвича-408», Ford Taunus 12M, Morris 1100, Peugeot 204, Renault R16, Skoda MB1000 и, ни с того ни с сего, «ушастого» «Запорожца».

Когда на коллегии министерства автомобильной промышленности решался вопрос, какую машину принять за прототип, приехал заместитель председателя совета министров СССР Владимир Новиков. А мнения на коллегии разделились.

К тому времени итальянцы уже успели кое-кого радушно принять у себя. К примеру, будущего генерального директора Волжского автозавода Виктора Полякова, да и некоторых других. Кто гостил неделю, кто - по полгода. Немудрено, что не было единогласия. Но Фиттерман не поддавался ни в какую: объективно Renault R16 был лучше. Какое-то время Новиков терпел пререкательства, потом разозлился и, хлопнув дверью, покинул коллегию. Директор НАМИ Хлебников затем пересказывал диалог у Брежнева. Когда министр автомобильной промышленности Тарасов докладывал Леониду Ильичу, генсек сказал, что даже если в НАМИ считают, что Renault лучше, будем брать Fiat: «Итальянцы нам ближе, чем французы». В воспоминаниях Фиттермана этот факт превратился в мифический диалог рядового инженера и генерального секретаря: «Вы, товарищ, занимайтесь автомобилями, а мы будем заниматься политикой!» Впрочем, перед нами как раз та история, в которой мифология тесно соседствует с правдой.

Генеральный директор производственного объединения «АВТОВАЗ» Анатолий Александрович Житков так резюмировал выбор советской стороны: «Мы сравнили Fiat с Peugeot и Renault - технологию последних нам пришлось бы переработать коренным образом: она была рассчитана на меньший выпуск».

Испытания

Выдающийся автомобильный конструктор Данте Джакоза оставил такие воспоминания: «Испытания „124-ки“ также проводились в России и оказались весьма полезны для приспособления автомобиля для нужд этой необъятной страны. Тесты, проходившие на специальном полигоне неподалеку от Москвы на огромном куске земли, были невероятно жесткими».

И знал, о чем писал. Первые образцы, поступившие в нашу страну в июле 1966 года, рассыпались на дорогах Дмитровского полигона уже через 5 тыс. км. В панике примчалась итальянская делегация. Джакоза щупал пальцами русские булыжники на «бельгийской мостовой». Спустя неделю Тараненко вызвали в министерство: «В двухнедельный срок составить документацию по полигоновским профилям для передачи итальянцам!» Последние без промедления построили нашу «бельгийку» у себя на заводе в Мирафьори.

Доработанные автомобили (их в НАМИ обозначили порядковыми номерами 7, 8 и 9) прибыли в СССР оперативно, в ноябре 1966 года. У них был существенно усилен кузов. После 12 тыс. км дорожных испытаний кузова образцов №7 и №8 дали всего по пять трещин против 17 у №5 и 24 у №4 (образцы №6 и 9 предназначались для лабораторных испытаний). К слову, у одного из этих горемык выявили трещину длиной 150 мм в месте соединения крыши с центральной стойкой кузова, а потом стойка оторвалась.

Итальянцы также изменили конструкцию балки заднего моста (на прежней лопнул картер и шли трещинами крепления реактивной штанги).

И все равно замечания были, причем не все они обуславливались особенностями эксплуатации в СССР. Так, постоянно летели резиновые буферы передней подвес­ки. На ходе сжатия при соприкосновении с верхним рычагом из-за непродуманного расположения они нагружались не только на сжатие, но и на сдвиг.

Камнем преткновения стали тормоза. Итальянцы, видимо, очень гордились задними дисковыми узлами «124-го» и упорно отказывались заменять их на барабанные, несмотря на то что в наших условиях тормозные нак­ладки первых истирались всего за 400 - 800 км. Массовый «падеж» накладок начинался зимой, когда дороги полигона посыпали песком. Выбрасываемый из-под передних колес, он попадал на задние тормозные механизмы. Предложенные итальянцами грязевые щитки не помогали. Приговор задним дисковым тормозам вынесли в 1968 году после сравнительных испытаний с Autobianchi Primula, Fiat 1500 и Peugeot 204.

Вторая модель

«Автомобиль №2» - это не универсал ВАЗ-2102, запущенный в производство 27 апреля 1971 года, а ВАЗ-2103, также практически целиком итальянский. Слухи о том, что «трешка» - не советская машина, поползли почти с самого начала, однако деталями владели лишь посвященные.

Демонстрационный макет второго автомобиля был построен итальянцами в 1967-м. У него еще оставались выступающие дверные ручки. Но в октябре 1968 года состоялась премьера Fiat 124S с очень похожим на «Автомобиль №2» четырехфарным оформлением передка, утопленными ручками и бамперами с высокими клыками. И ручки, и клыки перекочевали на ВАЗ-2101. Причем неясно, явились ли они предложением итальянской стороны или результатом настырности наших инженеров.

Поскольку документация на ВАЗ-2101 к тому моменту была утверждена, новые предложения внедрялись и на «Автомобиль №2». Точно к настойчивости вазовцев следует отнести выбор двигателей (изначально предлагалось только два агрегата). Решили формировать линейку моторов так, чтобы они попадали в раллийные классы «1300» и «1600». Из мотора 1197 см 3 , предназначенного для ВАЗ-2101, позднее увеличением диаметра цилиндра с 76 до 79 мм получили двигатель объемом 1293 см 3 , а из мотора 1451 см 3 для «Автомобиля №2» тем же путем сделали силовой агрегат объемом 1568 см 3 . Это даст заводу еще пару новых моделей - 21011 и 2106 (которые правильнее считать лишь модификациями «Автомобиля №1» и «Автомобиля №2»).

Серийный выпуск ВАЗ-2103 начался в IV квартале 1972 года. Интересно, что и ВАЗ-2101, и ВАЗ-2103 проходили межведомственные испытания уже… после начала промышленного производства. Сказывался лихорадочный темп внедрения этих машин.

В плену кузова

Первые пять образцов ВАЗ-2105 были собраны в Управлении главного конструктора АВТОВАЗа под новый, 1977-й, год. Когда завод запускал в производство ВАЗ-2105, корреспондент известного молодежного журнала ездил беседовать с начальником отдела художественного конструирования Марком Демидовцевым. Помещение, где демонстрировали проекты высокому начальству, с легкой руки заводских остряков прозвали «греческим залом». У всех на слуху было райкинское: «В греческом зале, в греческом зале…» Не ведая этого, корреспондент описывал: «Мы ходим с Марком Васильевичем по главному залу Центра стиля. Словно в музее восковых фигур, здесь замерли полноразмерные пластилиновые макеты будущих автомобилей».

Демидовцев рассказывал журналисту, как в условиях жестких технологических ограничений и узкоспециализированного оборудования тяжело что-либо менять в форме автомобиля: «Скажем, мы хотели бы линию обвода крыши провести не так, а несколько по-другому. Кажется, мелочь, пустяк. Но эта линия ломает нам все производство».

Интересно, что фиатовцы, у которых руки не были настолько связаны, совершенствуя свой автомобиль классической компоновки, следовали той же логике, что и дизайнеры АВТОВАЗа. И у них получился Fiat 131 Мirafiori, у которого все внешние кузовные панели иные, а у нас - ВАЗ-2105, по экстерьеру изменившийся не так кардинально. Впрочем, обо всем по порядку.

Глубокая модернизация вазовской модели назрела к середине 1970-х годов. Требовался не только рестайлинг, но и усовершенствование конструкции, приведение ее в соответствие с новыми нормами по пассивной безопасности и токсичности выхлопа. Это значило, что нужны новый карбюратор, энергопоглощающие бамперы, травмобезопасные руль и приборная панель, новые шины, и, конечно, долой форточки. При этом пол, силовой каркас кузова (включая все дверные и оконные проемы) и крышу оставляли прежними безоговорочно. Их изменение повлекло бы за собой замену значительной части штампового парка и перенастройку сварочных линий.

Техзадание по новому автомобилю было сформулировано 28 августа 1976 года. 92-му цеху УГК (Центру стиля) предстояло выдержать нелегкую битву с руководством. Гендиректор настаивал: «Вписывайте старые фары! Чехи не успеют освоить новые!» И все же техсоветом и межведомственной комиссией был одобрен внешний вид с прямоугольными блок-фарами, разработанный дизайнером Владимиром Степановым.

Кроме того, у «пятерки» должен был появиться люксовый вариант - ВАЗ-2107. Руководство прямо так и ставило задачу: сделать русский «Мерседес». Помучились, конечно, изрядно, но сделали.

С немецким акцентом

Примерно в 1977 году Fiat вышел с предложением к АВТОВАЗу разработать новый автомобиль классической компоновки на базе старых агрегатов и технологий. На эскизах машина напоминала хэтчбек Polonez - глубокую переработку Fiat 125P.

Однако на ВАЗе уже зрело убеждение, что будущее - за переднеприводными моделями. И отчасти к этому подтолкнуло начавшееся в 1976 году сотрудничество АВТОВАЗа с фирмой Porsche. Эта компания давно проявляла заинтересованность к работе с СССР. Соглашение было достигнуто под эгидой Государственного комитета по науке и технике (ГКНТ). По некоторым данным, в рамках трехлетнего сотрудничества компания Porsche должна была получать от нашей стороны по 500 000 дойчемарок ежегодно.

В числе прочего немцы выработали предложения по улучшению ВАЗ-2103 (Lada 1500). Они затронули стилистическое обновление экстерьера и интерьера с учетом новых директив по безопасности и снижению внутреннего и наружного шума (воздушного и корпусного шума, шума шин и двигателя), предложения по настройке ходовой части, мероприятия по антикоррозионной защите кузова, работы по улучшению двигателя (с возможностью эксплуатации в Европе), а также разработку проекта для центра акустики.

Развернулось настолько плотное сотрудничество, что из Тольятти в Германию начал курсировать заказной автобус Ikarus, доставлявший специалистов. К слову, в ту пору на Porsche, помимо известного главного дизайнера Анатолия Лапина, работал нынешний шеф-стилист Ford Мартин Смит. Он, в частности, делал эскизную проработку перспективного семейства автомобилей для АЗЛК, правда, уже по линии «Автопромимпорта». Дальнейшие отношения между Porsche и АВТОВАЗом вылились в создание волжских моделей переднеприводного семейства - ВАЗ-2108/09, а также ВАЗ-1111 «Ока». Но это уже совсем другая история...

При подготовке статьи использованы материалы книг «Высокой мысли пламень», «Отечественные легковые автомобили» Сергея Канунникова, «Феномен Косыгина» Алексея Гвишиани, «Forty years of Design with Fiat» Данте Джакоза и сайта www.autowp.ru

Подробно об устройстве ВАЗ-2101 в серии статей Л.П. Шувалова

Fiat 124 появился на автомобильном рынке Италии в 1964 году. Автомобиль имеет классическую компоновку: двигатель располагается спереди, а ведущим является задний привод. Разработка данной модели проводилась во второй четверти 60-х

годов, а первые прототипы продемонстрировали в 1964. Серийный выпуск данной модели стартовал в 1966 году.

Характеристики

Автомобиль оборудовался 1,2-литровым двигателем. Диаметр цилиндра составлял 73 мм, ход поршня - 71,5 мм. Машина оснащалась трехрычажной подвеской, задними дисковыми тормозами. Снаряженная масса автомобиля - 855 кг.

Прототип для автомобиля СССР

Fiat 124 завоевал звание «Автомобиль года» в 1965 году. Спустя год его представили в Парижском автосалоне. В том же 1966 году его выбрали в качестве прототипа для новой советской машины. Выбор пал на этот автомобиль по нескольким причинам, одной из которых была политическая (на то время Советский союз пытался помочь коммунистической партии Италии). Среди других причин, по которым выбрали эту модель, была большая его популярность в Европе. Помимо этого, он имел привычную для советских автомобилистов компоновку, был довольно просторным и недорогим. В связи с высокими потребительскими качествами при довольно простой конструкции и либеральной политике фирмы-производителя, Fiat 124 прижился и во многих других странах. Параллельное производство этой модели и ВАЗ-2101 происходило с 1970 по 1976 год.

С 1972 по 1977 год эти модели составляли серьезную конкуренцию на европейском автомобильном рынке, включая Италию. Это привело к юридическим разбирательствам в 70-х годах между СССР и концерном FIAT.

Преимущества автомобиля

Повышенная прочность кузова, качественная отделка салона, практичность (высокий дорожный просвет, «кривой стартер», буксировочная проушина) в сочетании с низкой стоимостью Lada 1200 (ВАЗ-2101) сделали автомобиль более чем конкурентоспособным. Он имел ряд преимуществ над устаревшим Fiat 124. Это привело к росту экспорта автомобилей в Западную Европу и страны третьего мира, что негативно сказалось на насыщенности внутреннего рынка СССР и привело к большим очередям за автомобилями внутри страны. В 90-х годах начался массовый реэкспорт Lada обратно в Россию.

В 1967 году была выпущена новая крупноразмерная модель Fiat 125. Автомобиль имел улучшенную комплектацию, достаточно близкую к предыдущей модели, но с двухвальным движком мощностью 90 л/с и подвеской на рессорах. В то же время был выпущен Fiat124 Special с верхневальным силовым агрегатом мощностью 70 лошадок.

«Спайдер» и «Купе»

Версии двухвального двигателя устанавливали также на Fiat124 Sport Spider и Coupe.

Эти версии сложно назвать потомками утилитарной 124 модели. Общего у них совсем немного: некоторые элементы механики да часть отделки. Fiat 124 Spider и Coupe - малосерийные дорогостоящие модели. Существовал также грузопассажирский вариант автомобиля в кузове «универсал» - Familiare.

В наше время

Производство «124-й» завершилось в Италии еще в 1976 году, в то время как в других странах продолжилось до 90-х. В СССР выпуск автомобиля ВАЗ-2101 прекратился в 1983, а его модернизированной версии ВАЗ-21013 - в 1988 году. Производство потомков данной модели продолжается и до нашего времени - модель ВАЗ-2105 (выпуск прекратился зимой 2010 года) и ВАЗ-2107 (выпуск прекращен в России в 2012 году, но продолжается в Египте до сих пор).

Выбор пал именно на эту марку и модель в силу нескольких причин. Одна из них была связана с политикой (в те годы Советский Союз стремился помочь итальянской коммунистической партии). Но более вескими были другие причины: Fiat 124 был достаточно консервативен конструктивно, но при этом для середины шестидесятых вполне современен; был назван в Европе «Автомобилем 1966 года» и вскоре стал достаточно популярным у себя на родине и в остальной Европе; имел классическую компоновку, простую и привычную советским автомобилистам; был сравнительно просторным внутри, достаточно недорогим и технологичным в производстве.

Перед запуском в серию в СССР Fiat 124 прошёл всесторонние испытания в НАМИ, по результатам которой в конструкцию автомобиля итальянской стороной было внесено свыше 800 изменений, среди наиболее серьёзных из них: замена нижневального двигателя на верхневальный, полностью переработанная конструкция задней подвески при сохранении её принципиальной пружинно-рычажной схемы, замена задних дисковых тормозов на барабанные, увеличение клиренса на 30 мм (до 170 мм), усиление толщины ответственных элементов несущего кузова, включая лонжероны, введение в конструкцию двигателя храповика для пуска двигателя приводной ручкой, добавление буксировочной проушины, усиленный отопитель, четыре точки поддомкрачивания вместо двух и т. д. Соответственно, подготовленный для СССР автомобиль получил индекс FIAT 124R (Russo), вот именно такой усиленный и адаптированный автомобиль и стал прямым прототипом ВАЗ-2101. Кроме того, для отделки салона ВАЗ-2101 использовались наиболее качественные импортные материалы, например, для сидений шла набивка из пальмового волокна, что на европейском рынке обычно соответствовало моделям более высокого класса. Тем не менее, уже в те годы в СССР звучали отдельные голоса, высказывающие мнение, что модель была выбрана не лучшим образом: считалось, что выдающимся достижением автомобильной техники или дизайна «Фиат» не был, особых резервов для последующей модернизации не имел, к тому же в те годы все ведущие мировые автоконцерны начали быстрый переход на переднеприводную схему, например, FIAT выпустил свою первую переднеприводную модель 128 в 1969 году. Тем не менее, автомобиль произвёл весьма позитивное впечатление на большинство советских экспертов и простых автомобилистов, тем более, что по интегральной совокупности потребительских качеств он заведомо превосходил разработанные ещё на рубеже пятидесятых и шестидесятых годов тогдашние советские модели того же класса - как устаревший Москвич-408 , так и фактически бывший продуктом его неглубокой модернизации Москвич-412 , а разработанные впоследствии советские аналоги (см. статьи Москвичи серии 3-5 и ИЖ-13) в серию так и не пошли.

Ввиду сравнительно высоких потребительских качеств при довольно примитивной конструкции, а главным образом - либеральной политики фирмы-производителя в отношении ноу-хау, охотно заключавшей договоры о подобном сотрудничестве, Fiat 124 прижился не только в СССР. По лицензии его (в исходной итальянской спецификации) выпускало большое число фирм в таких странах, как Испания (SEAT 124),

Индия (Premier 118NE) 1989

Южная Корея (Fiat-KIA 124), Индия (Premier 118NE), Турция (TOFAŞ Murat 124), кроме того, «отвёрточной» сборкой модели из итальянских комплектов деталей занимались в НРБ , ПНР и СФРЮ .

Параллельное производство ВАЗ-2101 и FIAT 124 продолжалось в 1970-1976 годах. Причем, в 1972-1977 годах модели напрямую конкурировали на европейском рынке, включая даже Италию. Это в свою очередь привело в середине 70-х к юридическим разбирательствам СССР с концерном FIAT S.A. Так как, сочетающая в себе повышенную прочность кузова, качественную отделку салона и практичность (высокий клиренс, наличие уже не применявшегося на иномарках «кривого стартёра» и буксировочной проушины) в сочетании с практически демпинговой ценой Lada 1200 (экспортное название ВАЗ-2101) имела явные конкурентные преимущества над своим стремительно устаревающим прародителем FIAT 124, вызвала бум популярности что привело к весьма значительному росту экспорта советских автомобилей не только в страны соцлагеря, но и в Западную Европу и рынки стран третьего мира, но наносило прямой ущерб потребностям насыщения внутреннего рынка, поддерживая многолетние очереди на автомобили внутри СССР. В силу ряда причин в 90-х начался обратный процесс массового реэкспорта марки Lada в Россию.

В 1967-м стартовала более крупноразмерная модель с улучшенной комплектацией Fiat 125 , достаточно близкая к модели 124, но с 90-сильным двухвальным мотором и рессорной подвеской сзади. Одновременно появился улучшенный «Fiat 124 Special» с 70-сильным верхневальным агрегатом. Он стал прототипом для «люксового» ВАЗ-2103 , - хотя по первоначальным замыслам итальянцев «ноль третья» должна была быть аналогом другой модели, Fiat 125 . Кстати, Fiat 125P (Polacco) выпускался в 1967-1991 годах в Польше на заводе FSO в Варшаве.

Версии двухвального мотора ставили на Фиат 124 «Спорт Спайдер» и «Купе» с кузовами от ателье «Пининфарина». Их, правда, считать прямыми потомками утилитарного «124-го» всё же нельзя - это были дорогостоящие малосерийные модели, разделяющие с ним лишь элементы механической части и отделки.

Существовал и более утилитарный грузопассажирский вариант с кузовом «универсал » - Fiat 124 Familiare (стал прототипом для ВАЗ-2102).

В Италии производство FIAT 124 завершилось в 1976 году , а в других странах оно продолжалось до 90-х годов. В СССР ВАЗ-2101 (Fiat 124R) прекратили делать в 1983 году, его модернизированную версию ВАЗ-21013 - в 1988-м, а производство модернизированной модели (ВАЗ 2105) в кузове «универсал» - ВАЗ-2104 закончилось 17 сентября 2012 года.

Характеристики

  • На Фиат 124 в базовой комплектации ставили двигатель объёмом 1,2 л., с нижним расположением распределительного вала, 60 л. с., с 1967 года - 65 л.с.
  • Диаметр цилиндра - 73 мм, ход поршня - 71,5 мм.
  • Задняя подвеска - трёхрычажная.
  • Передние тормоза - дисковые, задние - дисковые.
  • Снаряжённая масса - 855 кг.


Хронология Fiat , европейский рынок, 1960-1980 гг. Next ->
Класс 1960-е 1970-е 1980-е
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
А-класс
Panda
B-класс Uno
C-класс Ritmo Tipo
D-класс 1300/1500 124 Regata
Argenta Croma I
E-класс
Купе / Родстер Dino
124 Coupé
Спорткар X1/9
Вэн Fiorino I Fiorino II
Компактвэн 600 Multipla
Минивэн 600 T 850 T 900 T
1100 BLR / ELR / I / T
Ducato I

Примечания

Ссылки

Категории:

  • Автомобили, представленные в 1966
  • Автомобили 1960-х
  • Автомобили 1970-х
  • Седаны
  • Универсалы
  • Автомобили с переднемоторной, заднеприводной компоновкой
  • Автомобили по алфавиту
  • Европейский автомобиль года
  • Автомобили Fiat
  • Классические автомобили

Wikimedia Foundation . 2010 .