Как ездить на автомобиле, чтобы не попасть в аварию

Должностная инструкция водителя автомобиля регламентирует рабочие отношения. Она определяет порядок подчинения сотрудника, правила занятия и освобождения его от должности, требования к образованию, знаниям, навыкам. Документ содержит перечень прав, функциональных обязанностей, видов ответственности водителя.

Документ подготавливается начальником подразделения организации. Утверждается директором учреждения.

Предоставленную ниже типовую форму можно использовать при составлении должностной инструкции водителя грузового, легкового автомобиля, автобуса, персонального, личного водителя, экспедитора и т.п. Ряд положений документа могут отличаться в зависимости от специализации работника.

Образец типовой должностной инструкции водителя автомобиля

І. Общие положения

1. Водитель автомобиля принадлежит к категории «технические исполнители».

2. Водитель автомобиля непосредственно подчиняется начальнику структурного подразделения/генеральному директору.

3. В период отсутствия водителя автомобиля его функциональные обязанности, ответственность, права возлагаются на иное должностное лицо, о чем сообщается в приказе по учреждению.

4. На должность водителя автомобиля назначается лицо, имеющее права категории «В»/«С»/«D» и стаж вождения не менее двух лет.

5. Назначение и освобождение от должности водителя автомобиля производится приказом генерального директора учреждения.

6. Водитель автомобиля руководствуется в своей деятельности:

  • данной должностной инструкцией;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • Уставом учреждения;
  • распоряжениями непосредственного начальника;
  • законодательными актами РФ;
  • методическими материалами ведения деятельности;
  • приказами, распоряжениями руководства;
  • руководящими, нормативными актами учреждения.

7. Водитель автомобиля должен знать:

  • общее устройство автомобиля;
  • основные технические характеристики агрегатов, устройство, назначение, принцип функционирования, обслуживания механизмов, приборов автомобиля;
  • причины, способы выявления, устранения неисправностей автомобиля, их последствия;
  • правила дорожного движения, штрафные санкции за их нарушение;
  • правила осуществления технического обслуживания автомобилей;
  • постановления, законодательство, приказы, распоряжения, иные нормативные акты учреждения;
  • нормы содержания автомобиля, обслуживание салона, кузова, поддержания их в чистом, комфортном состоянии.

ІІ. Должностные обязанности водителя автомобиля

Водитель автомобиля выполняет следующие должностные обязанности:

1. Способствует технически исправному состоянию вверенному ему автомобиля.

2. Своевременно подает автомобиль в заранее установленное место.

3. Управляет автомобилем, обеспечивая максимальную безопасность для здоровья, жизни пассажиров и иных участников дорожного движения.

4. Способствует сохранности автомобиля, имущества, расположенного в нем.

5. Оставляет автомобиль на парковке с включенной сигнализацией.

6. Блокирует все двери автомобиля во время движения, стоянки.

7. Наблюдает за техническим состоянием механизмов, агрегатов автомобиля.

8. Самостоятельно выполняет необходимые работы по обеспечению безопасной эксплуатации автомобиля, согласно инструкции.

9. Содержит агрегаты, механизмы, салон автомобиля в чистоте. Обрабатывает их предназначенными средствами ухода.

10. Регулярно проходит техническое обслуживание и ремонт автомобиля в сервисном центре.

11. Не употребляет вещества, снижающие внимание, скорость реакции, работоспособность.

12. Вносит информацию в транспортные листы: маршруты движения, преодоленные дистанции, расход горюче-смазочных материалов.

13. Изучает особенности маршрута движения перед выездом. Обсуждает его с непосредственным руководителем.

14. Выполняет поручения непосредственного начальника.

15. Оставляет вверенный ему автомобиль на охраняемой стоянке или в гараже после завершения рабочего дня.

16. Способствует сокращению непроизводительных расходов на содержание автомобиля.

17. Бережно и рационально использует вверенные ему материалы и технику.

18. Предоставляет установленную документацию в определенный срок.

19. Способствует сокращению простоев транспорта, нерационального использования моторесурсов автомобиля.

ІІІ. Права

Водитель автомобиля имеет право:

1. Предлагать изменения в маршруты движения.

2. Самостоятельно принимать решения в пределах собственной компетенции.

3. Получать сведения от подрядчиков о ходе ремонта или обслуживания автомобиля.

4. Получать консультации у специалистов по вопросам, выходящим за рамки компетенции водителя автомобиля.

5. Не выполнять функциональные обязанности при возникновении опасности для здоровья, жизни.

6. Сообщать руководству о выявленных недостатках в деятельности учреждения, направлять предложения по их устранению.

7. Требовать от руководства формирования нормальных условий для безопасного труда, выполнения своих должностных обязанностей.

8. Выдвигать предложения руководству по улучшению деятельности учреждения.

9. Коммуницировать с подразделениями учреждения по вопросам своей деятельности.

10. Получать от руководителей информацию о проектах в отношении своей деятельности.

11.Участвовать в образовательных мероприятиях, повышать собственную квалификацию.

ІV. Ответственность

Водитель автомобиля несет ответственность за:

1. Сохранность, работоспособность вверенного ему автомобиля, его узлов и механизмов.

2. Нарушение положений руководящих документов учреждения.

3. Ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

4. Причинение ущерба учреждению, ее сотрудникам, клиентам, государству, участникам дорожного движения.

5. Достоверность сведений в документации, направляемой руководству.

6. Нарушение положений трудовой дисциплины, внутреннего трудового распорядка, норм противопожарной защиты, техники безопасности.

7. Последствия самостоятельных действий, собственных решений.

8. Достоверность данных о техническом состоянии вверенного ему автомобиля.

9. Несвоевременное направление автомобиля на сервисное обслуживание и ремонт.

Водитель грузового автомобиля

Водитель грузового автомобиля управляет транспортным средством, отнесенным к соответствующей категории. Он буксирует прицепы установленного веса и габаритов.

Специфические функциональные обязанности водителя грузового автомобиля:

1. Соблюдение правил подачи автомобилей для загрузки, разгрузки.

2. Проверка соответствия укладки, крепления груза на автомобиле требованиям обеспечения сохранности груза и безопасности движения, автомобиля.

3. Контроль за соблюдением правил проведения погрузочно-разгрузочных работ, норм загрузки транспорта.

Водитель автобуса

Водитель автобуса перевозит пассажиров, соблюдает их безопасность во время движения, посадки, высадки из салона.

Специфические функциональные обязанности водителя автобуса:

1. Прохождение в установленном порядке медицинских осмотров.

2. Соблюдение расписания движения и маршрута.

3. Сообщение пассажирам о начале и завершении посадки.

Водитель-экспедитор

Водитель-экспедитор доставляет товары, материальные ценности, первичную документацию в установленные места. На него возлагается функция перемещения денежных средств.

Специфические функциональные обязанности водителя-экспедитора:

1. Получение товара со складов в соответствии с содержанием сопроводительных документов.

2. Проверка упаковки товаров, контроль правильности проведения погрузочно-разгрузочных работ, расположения, укладки грузов в автомобиле.

3. Обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей во время транспортировки.

4. Оформление документации о приеме, сдаче товаров.

Водитель-экспедитор выступает доверенным лицом организации в установленных случаях.

Сегодня мы с вами рассмотрим, какие документы должен иметь при себе водитель, чтобы не попасть в неприятную ситуацию.

Согласно пункту 2.1.1 ПДД у водителя механического ТС есть обязанность иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки следующие документы:

  • Водительское удостоверение, а если его нет то временное разрешение на право управления ТС соответствующей категории;
  • Регистрационные документы на данное ТС, а если есть прицеп, то такие же документы и на него;
  • С случаях предусмотренных законом водитель должен предъявить разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а если перевозится крупногабаритный груз, либо тяжеловесный или опасный, то водитель должен предоставить документы дающие ему право на перевозку данных грузов;
  • Страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности (ОСАГО) владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию свое гражданской ответственности установлена федеральным законом. В случаях прямо предусмотренных действующим законодательством, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта лицензионную карточку, путевой лист и товарно-транспортные документы;

Ну конечно как всегда, что в законах, что в ПДД, много написано мудреного, вроде бы на русском языке написано, но все равно не особо то и разберешься с первого раза. Так что предлагаю разобрать данный пункт до конца и обычным языком. И так, по простому водитель должен иметь с собой:

  1. Водительское удостоверение соответствующей категории;
  2. Свидетельство о регистрации ТС;
  3. Полис ОСАГО;

Вот и весь стандартный набор документов который должен быть у вас, если вы передвигаетесь на легковом автомобиле из дома на работу или по делам и опять домой и не занимаетесь никакой коммерческой деятельностью на вашем автомобиле. При чем, за последние 2 года документов стало еще меньше на целых 2, теперь вы не обязаны показывать талон техосмотра (сейчас уже это диагностическая карта и нужна она лишь для оформления полиса ОСАГО) и доверенность, эти два документа вы вообще можете с собой не возить.

Теперь хочу сказать, что же бывает с забывчивыми водителями, знаете ли вы за отсутствие каких 2 документов, ваш автомобиль может уехать на штрафстоянку? Если знаете то молодцы, а если нет, то читайте дальше, ответ будет в конце статьи! А сейчас еще немного о документах, что же к примеру могут потребовать сотрудники ГИБДД просто так, чтобы жути на вас нагнать, но как мы уже определились, вы должны возить с собой 3 стандартных документа, если вы на вашем авто не занимаетесь никакой деятельностью на которую необходима лицензия или разрешение.

Что же такое путевой лист и в чем его отличие от доверенности?

Выдается путевой лист исключительно наемным работникам, который управляет автомобилем предприятия, а предприятие это имеет статус юридического лица. Отличие путевого листа от доверенности в том, что по путевому листу водитель не становится владельцем автомобиля и в случае ДТП гражданскую ответственность несет исключительно предприятие. Но юридические лица также могут выдавать доверенности, к примеру, для использования автомобиля работником в личных целях и вне рабочего времени.

Некоторые раздумывают, нужно ли возить с собой паспорт гражданина РФ? Читаем пункт 2.1.1 ПДД и внимательно пытаемся найти там требование передавать для проверки паспорт гражданина РФ, не нашил? Верно, его там нет, значит делаем вывод, что паспорт с собой возить не обязательно и тем более показывать его сотрудникам ГИБДД, но лучше все же иметь его при себе. На всякий пожарный!

Нужна ли сейчас водителю доверенность?

Вообще доверенность убрали из пункта 2.1.1 ПДД, то есть вы можете не предъявлять ее инспектору ГИБДД, но из законодательства ее никто не убирал, так что формально доверенность вам нужна, ведь на случай ДТП в справке о ДТП или европротоколе заполняется графа, на основании какого документа вы управляли ТС и на такой случай доверенность необходима, чтобы не было проблем.

И теперь как и обещал отвечу на вопрос!

Без каких двух документов вашу машину могут забрать на штрафстоянку?

В случае если вы забыли ВУ и регистрационные документы на авто, то это считается грубым нарушением и ответственность наступит по части 1 статьи 12.3 КОАП РФ. Ответственность по данной части статьи наступает согласно статье 27.13 КОАП РФ и в результате может последовать задержание ТС. Забыть дома полис ОСАГО это не беда, можно или договориться с инспектором, или вам выпишут штраф, если вы забыли полис дома, то штраф будет 500 руб., а вот если у вас его в принципе нет, то штраф будет уже 800 рублей.

Конечно если вы забыли ВУ и регистрационные документы, не факт, что ваш авто сию же минуту увезут на штрафстоянку, вы можете и договориться с инспектором, а если не получится, то уже точно увезут. Так что проверяем перед тем как поехать все документы!

Надеюсь данная статья была вам полезна, вы узнали, что то новое и не зря потратили время, а провели его с пользой. Знайте ваши права, желаю вам удачи на дорогах!

Большая часть владельцев автотранспорта не знает, какие права имеет водитель, что входит в его обязанности и какие действия запрещены. В ситуации остановки сотрудниками полиции это может вызвать возникновение конфликтной ситуации. В подобных случаях многие водители не верят в благоприятный исход и соглашаются с решением сотрудника ГИБДД, не оспаривая его вердикт. Тем более что некоторые недобросовестные представители этой профессии пользуются отсутствием достаточных знаний действующего законодательства у населения.

Права и обязанности водителя должен знать любой уважающий себя автовладелец. Это необходимо для того, чтобы минимизировать подобные ситуации.

Права водителя

Если уполномоченный сотрудник остановил транспортное средство, он обязан незамедлительно подойти к нему. Водитель же должен остановиться, не нарушая при этом правил дорожного движения. Иначе его могут за это оштрафовать. В права водителя при остановке ГАИ входит возможность не покидать транспортное средство. Можно вести разговор с сотрудником через окно. Представитель полиции, подойдя к человеку, должен внятно представиться. В права водителя также включена возможность потребовать у сотрудника ГИБДД предъявить служебное удостоверение. Документ гаишник должен показать, из рук его не выпуская. При необходимости водитель может записать данные сотрудника на случай каких-либо разногласий.

Если требование об остановке происходит одиночным нарядом на автомобилях с отсутствующими специальными обозначениями в темное время суток на неосвещенных улицах и участках дорог, и с нарушением правил, то в права водителя при остановке входит возможность не выполнять требования. После этого лицо должно сообщить об этом случае в ближайший пост ГИБДД или отдел полиции. Это обусловлено тем, что возникло предположение, что человека останавливали не сотрудники полиции.

В права водителя входит осуществление записи всех действий сотрудника полиции, беседы с ним - на диктофон, пути следования - на видеокамеру. Изъятие средств видеозаписи или аудиозаписи запрещено. Исключение составляют случаи, когда средства могут послужить орудием для совершения правонарушения.

Основания для остановки транспорта

Если автотранспорт остановлен сотрудником полиции, водителю рекомендуется быть вежливым, не грубить, разговаривать уважительно и корректно. Он должен спросить причину, так как для этого необходимо наличие основания, которое сотрудник ГИБДД должен четко сформулировать и разъяснить.

Если представитель ГАИ не разъяснил причину остановки, в права водителя входит продолжение пути. При этом, спросив разрешения на данное действие у остановившего его сотрудника, лицо может отправляться дальше.

Основаниями для остановки являются следующие факторы:

  • Наличие признаков нарушения, которые касаются норм обеспечения безопасности движения.
  • Причастность водителя или пассажиров к совершению административного правонарушения, совершению ДТП или преступлению.
  • Опрос лица, управляющего транспортом, или пассажиров об обстоятельствах административного правонарушения, совершения ДТП, преступления, очевидцами которых они оказались.
  • Проверка документов на право пользования и управления авто.
  • Осуществление определенных действий, направленных на проверку транспорта, перевозимого груза и перемещающихся в нем лиц.
  • Привлечение водителя для оказания помощи сотрудникам полиции или другим участникам дорожного движения.
  • С целью использования транспортного средства представителями органов власти.
  • С целью привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.
  • Основания полагать, что транспортное средство находится в розыске, или оно используется в противоправных целях.
  • Осуществление распорядительно-регулировочных действий.

Если возникла ситуации, в которой человек не согласен с просьбами и вердиктами сотрудника полиции, то в права водителя входит требование о том, чтобы вызвали вышестоящего представителя структуры.

Обязанности водителей автотранспортных средств

В обязанности водителя входят нижеперечисленные действия:

  • Остановка автотранспорта по требованию уполномоченного сотрудника в указанном им месте. Права водителя перед ДПС не допускают отказ от выполнения этого действия.
  • При себе нужно иметь и давать для проверки по требованию уполномоченного сотрудника водительское удостоверение (права) или временное разрешение на вождение, а также иные регистрационные документы и страховой полис.
  • Необходимо быть пристегнутым ремнем безопасности, в том числе это касается пассажиров. Хотя это правило редко выполняется. Непристегнутых пассажиров перевозить запрещается. При управлении мотоциклом водитель и его спутник обязаны быть в застегнутом мотошлеме. Без выполнения этого требования перевозить кого-либо запрещено.
  • Проверить автотранспортное средство перед выездом и в процессе пути обеспечить его исправное технического состояние. В случае неисправности рулевого управления, не горящих или отсутствующих фар и задних габаритных огней в темное время суток, тормозной системы, у автопоезда сцепного устройства со стороны водителя, использовать его нельзя. Также в случае недействующего стеклоочистителя во время снега или дождя эксплуатация авто запрещается. Если в пути возникли иные неисправности, при которых запрещено использование транспорта, водитель должен своими силами устранить их. В случае, когда это сделать невозможно, лицо может проследовать к месту ремонта или стоянки с соблюдением требуемых мер предосторожности.
  • Водитель обязан предоставить свой транспорт сотрудникам полиции, представителям органов федеральной службы безопасности или охраны в предусмотренных законом случаях. А также это касается фармацевтических и медицинских работников. Этот закон предусмотрен для обеспечения перевозки в ближайшее лечебное учреждение граждан в угрожающих случаях для их жизни.

Обязанности водителя в случае аварии

В случае дорожного транспортного происшествия причастный к нему водитель обязан незамедлительно остановиться. С места нельзя трогать транспортное средство. Необходимо включить аварийную сигнализацию и выставить знак остановки. Имеющие отношение к происшествию предметы перемещать также запрещено. Если есть пострадавшие лица, то необходимо предпринять меры по оказанию помощи, вызвать медицинскую помощь. В случаях, не требующих отлагательств, можно отправить пострадавших на попутном транспорте средстве или доставить на своем в ближайшее лечебное заведение.

Если вследствие ДТП проезд других авто невозможен или нужна срочная доставка на своей машине пострадавших людей в соответствующие учреждения, то в права и обязанности водителя входит освобождение проезжей части. Сделать это необходимо, предварительно зафиксировав в присутствии свидетелей положение, в котором находилось транспортное средство, а также предметы и следы, относящиеся к ДТП. В том числе это делают путем применения фото- и видеосъемки. Нужно принять необходимые меры для их сохранности и организации объезда другими транспортными средствами места аварии. О происшествии необходимо сообщить в полицию. Также нужно записать фамилии и адреса очевидцев происшествия и ожидать прибытия сотрудников полиции.

Когда в результате ДТП отсутствуют пострадавшие, а водители пришли к взаимному согласию в оценке обстоятельств случившегося, они имеют право предварительно составить схему происшествия. Нужно подписать ее и прибыть на ближайший пост дорожно-патрульной службы или в орган полиции для оформления данного происшествия.

Если в результате ДТП двух транспортных средств причинен вред только имуществу, а обстоятельства, характер происшествия и повреждения не вызывают у сторон разногласия, разрешается урегулирование события самостоятельно. Делают это путем заполнения сторонами соответствующих бланков извещений.

Водитель обязан выйти из транспорта, если присутствуют следующие факторы:

  1. Наличие признаков, указывающих на опьянение или болезненное состояние.
  2. При надобности устранения неисправности или нарушений правил по перевозке груза.
  3. Для проведения сверки номеров узлов и агрегатов с записями в регистрационных документах в присутствии водителя.
  4. Когда необходимо участие в проведении процессуальных действий, а также оказании помощи сотрудникам полиции или иным участникам дорожного движения.
  5. Для проведения осмотра, личного досмотра или обыска автотранспорта и груза.
  6. Создание угрозы водителем транспортного средства личной безопасности сотрудникам полиции.
  7. Для того чтобы занять место в автомобиле представителя органов власти или пройти в служебное помещение. Бывает так, что участие водителя необходимо в целях оформления процессуальных документов.

Что запрещено?

Водителю транспортного средства запрещаются следующие действия:

  • Нельзя управлять транспортом в состоянии опьянения или под воздействием ухудшающих внимание и реакцию лекарственных препаратов; в утомленном или болезненном состоянии, которое угрожает безопасности движения.
  • Нельзя занимать место в организованных колоннах и пересекать их.
  • Запрещается передавать управление автотранспортом лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием ухудшающих внимание и реакцию лекарственных препаратов, в утомленном или болезненном состоянии, а также при себе не имеющим водительского удостоверения соответствующей категории. Исключение составляют случаи обучения вождению.
  • Нельзя использовать во время движения телефон, не оборудованный устройством, позволяющим вести переговоры без применения рук.
  • Управлять транспортом, нарушая режим труда и отдыха, тоже запрещено.

Стоит отметить, что в права водителя при остановке ГАИ не входит употребление наркотических, алкогольных и иных одурманивающих веществ после ДТП. Речь идет о промежутке времени до момента проведения освидетельствования или до принятия решения об освобождении лица от данной процедуры.

Составление протокола

Если было совершено административное правонарушение с находящимися в автотранспорте пассажирами, не стоит забывать, что эти лица являются свидетелями. При этом не имеет значения родство или иные отношения: сестра, муж, жена и т. д. Сотрудник полиции должен внести свидетелей в протокол. Если представитель ГИБДД отказался это сделать, то лицо, в отношении которого он составляется, имеет право написать, что гаишник отказался внести в документ свидетеля. Тогда можно сделать это самому с указанием фамилии, имени и отчества, адресом места жительства.

В соответствии с Конституцией РФ, каждый водитель имеет право не свидетельствовать против самого себя. Следовательно, можно не ставить подпись в протоколе и не давать объяснения.

Если не было административного правонарушения, но инспектор ГИБДД все равно составляет протокол, то человек, не согласный с данными действиями, имеет право в документе указать, что он с протоколом не согласен, правил дорожного движения не нарушал.

Перед подписанием необходимо внимательно ознакомиться и забрать копию протокола.

Амнистия водителям

Лишенных прав водителей могут "помиловать". Под амнистией понимается полное освобождение от административного или уголовного наказания. Оно исполняется путем публикации специального постановления уполномоченным органом государственной власти. Следовательно, данное решение издается не по любому поводу, а в предусмотренных законом случаях возможности издания амнистии.

Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы имеют свои указания на рассматриваемое действие. Регламентируется его понятие, порядок и последствия издания в статьях и иных нормативно-правовых актах. Так, вопрос о предоставлении амнистии рассматривается Государственной Думой РФ. После этого вносится постановление об объявлении указа.

Кодекс об административных правонарушениях предусматривает возможность амнистии. Но не оговаривает порядок ее издания. То есть нет указания на орган, принимающий решение об амнистии, правовые основания ее объявления. Поэтому водители, лишенные прав и ожидающие снисхождения, не могут надеяться на это. Но они имеют законное право обжаловать решение суда.

Получение водительского удостоверения

Как перестать быть пешеходом? Сегодня получить права водителя имеет возможность любой гражданин, достигший определенного возраста, при наличии паспорта, медицинской справки, фотографии и квитанции об оплате.

С набором всех документов человек выбирает автошколу для обучения. После прохождения курса теории и практики, которая включает вождение на автодроме и в городских условиях, будущий водитель сдает экзамен на знание правил дорожного движения, вождение на площадке и в условиях города. К экзамену ученика допускают лишь после успешной сдачи теории.

Если зачет сдан успешно, то лицо получает водительское удостоверение. Если экзамен не сдан, то повторно попробовать свои силы можно неограниченное количество раз, конкретно в той части, которая не была пройдена. Например, если не сдана практика вождения, то ученик пересдает только ее.

Категории водительских прав

До 2013 года существовало четыре категории вождения: А, В, С, D. Они остались неизменны, но к ним добавились еще подкатегории: А1, В1, С1, D1. Данные виды допускают лицо к управлению наиболее облегченным транспортом.

Права водителя категории А допускают к вождению мотоциклов, а А1 - легких мотоциклов. Если в документе указана категория В, разрешено вождение легковых автомобилей и легких грузовиков. А в подкатегории В1 речь идет о квадрициклах и трициклах. Категория С допускает к вождению грузовиков свыше 3,5 тонн, а С1 - от 3,5 до 7,5 тонн. Категория D допускает к вождению автобусов (на более чем 8 пассажирских мест). А отметка в правах D1 разрешает использовать маломестные автобусы с числом пассажиров от восьми до шестнадцати. Категория М допускает к вождению легких квадрициклов и мопедов.

С 2014 года начали производить выдачу усовершенствованных документов. Новые права водителя уже имеют на оборотной стороне вышеуказанные подкатегории. Водительские удостоверения старого образца являются действительными до истечения десятилетнего срока.

Водители погрузчика

Права водителя погрузчика - что это? Правами на погрузчик является удостоверение тракториста-машиниста категорий В, С и D. Документы выдаются Гостехнадзором. Для этого организуются специальные курсы для обучения или переподготовки водителей погрузчиков. Затем проводится аттестация, сдача экзаменов и получение удостоверения в Гостехнадзоре при предъявлении необходимых документов.

Таким образом, мы рассмотрели все факторы, которые обязан знать человек, собирающийся сесть за руль транспортного средства. Свои права необходимо уметь отстаивать в любой ситуации, если есть место попытки их ущемления. Также необходимо помнить, что незнание законадательных норм не освобождает человека, нарушившего их, от ответственности. Будьте внимательны на дороге!

Водители-новички должны не только уметь водить автомобиль.

Как правило, начинающие водители в дальнейшем будут постоянно сталкиваться с различными проблемами, которые периодически будут возникать в процессе вождения и владения своим первым автомобилем. Для большинства таких водителей потребуются годы, чтобы приобрести уверенность за рулем. Причем это касается непосредственно не только самого вождения, но и относится непосредственно к самому автомобилю.

К сожалению в последние годы многие водители-новички владея автомобилем, о нем фактически ничего не знают. В итоге это приводит к тому, что многие водители и даже опытные по нынешним меркам, практически не знают, как долить омывающую жидкость стеклоомывателя, установить запасное колесу и т.п. в своем автомобиле.

Это очень грустно, так как мы считаем, что каждый водитель хотя бы в теории должен понимать, как работают в автомобиле основные системы. Ведь понимание принципов работы автомобиля позволяет понять, как может повести себя машина на дороге в той или иной ситуации. Естественно это в первую очередь влияет на безопасность. Поэтому мы решили составить список тех принципов, которыми должен руководствоваться каждый начинающий водитель после того, как получит свои первые водительские права.


Хотим сказать, что помимо знаний каждый водитель новичок получивший права, должен постоянно для самого себя совершенствоваться, улучшая свои первоначальные навыки не только вождения, которые получил в автошколе. Прежде всего водитель-новичок должен понимаеть, что без достаточного опыта вам никогда не стать хорошим водителем.

Но не расстраивайтесь, если у вас что-то долго не получается за рулем даже спустя определенного времени. Помните, что все необходимые навыки вождения придут к вам в дальнейщем постепенно. У какого-то водителя раньше, а у кого-то немного позже. Все мы разные. Но несмотря на это, каждый водитель рано или поздно наберет определенный опыт для себя на дороге и станет намного профессиональней и уверенней.

1) Водитель-новичок должен знать в автомобиле - "что есть что"


Если вы уже получили свои первые водительские права и являетесь счастливым обладателем своего первого автомобиля, то для того, чтобы быстрее стать более уверенным в себе на автодорогах необходимо, как можно быстрее изучить свою машину и вместе с тем понять, как работают в ней ее основные компоненты.

Во-первых, вы должны в первую очередь разобраться в своей машине, что означает каждый ее агрегат и за что отвечает в нем каждая кнопка. В том числе вы должны обязательно изучить имеющееся у вас руководство на автомобиль, чтобы выучить основные значки на приборной панели. Особенно тщательно изучить предназначение значков тех предупреждений, которые в процессе эксплуатации могут появляться на приборной панели.

А так же вы должны конкретно понимать, где и как расположены тормозные колодки, как должна работать тормозная система авто в ее исправном состоянии, чтобы в случае неисправности последней, вовремя понять, что в машине неисправны тормоза.

Кроме этого вам нужно изучить подкапотное пространство машины. Во-первых, хотя бы для того, чтобы для вас подкапотное пространство авто не осталось каким-то таинственным и страшным местом.

Во-вторых, такое понимание позволит вам научиться проверять уровень масла в машине, доливать охлаждающую жидкость и подливать жидкость стеклоомывателя.

Нет конечно, мы не призываем вас научиться разбираться во всех механических частях подкапотного пространства, но Ваша задача изучить, как можно больше компонентов в автомобиле с одной целью, разбираться и понимать, что и за что в машине отвечает.

Благодаря этому в случае неисправности в подкапотном пространстве, вы сможете вовремя распознать, что случилось с вашим автомобилем.

А это придаст вам уверенность в себе на дороге. Особенно далеко от своего дома.

Дело в том, что многие водители-новички именно из-за различных страхов и незнаний устройства их автомобиля, отказывают себе в передвижении на большие расстояния, эксплуатируют машину в близлежащих районах от своего места проживания. В этом случае они просто напросто лишают себя такого преимущества, как владения автомобилем.

Согласитесь с нами, что рядом с домом поездки могут осуществляться и на такси или на общественном транспорте.

Автомобиль же является - средством свободпого передвижения.

2) Изучите, как работает ваш автомобиль


Как правило, моторизованные транспортные средства работают следуя определенным принципам, которые являются общими как для автомобилей, так и для мотоциклов всех видов. Поэтому рекомендуем вам изучить общие принципы работы вашего транспортного средства с целью, понимания принципов работы различных систем автомобиля.

Для этого, вы можете найти множество полезных видео-роликов в самом Интернете, в различных простых учебниках по автоделу, а также в их инфографиках. Весь этот материал поможет вам в доступной форме изучить и понять, как работает ваш автомобиль.

Понимание принципа работы автомобиля не только придаст вам уверенность во владении вашей машиной, но и разбираться в ней. Например допустим, даже, если вы не умеете ремонтировать автомобиль, но разбираетесь в теории, вы сможете защититься от обмана при ремонте машины в автосервисе, где, обычно недобросовестные автомеханики любят "разводить клиентов на деньги", как правило, неопытных водителей-новичков.

Согласитесь, принцип работы основных систем в машине позволяет вам понять, обманывает ли вас автослесарь пытаясь при этом "выжать" из вас, как можно больше денег, или нет.

3) Научитесь делать в машине элементарные вещи


Узнав, как работает автомобиль вы также сможете, самостоятельно диагностировать возникающие проблемы с машиной в процессе ее эксплуатации. Нет, мы не говорим, что вам нужно взять гаечный ключ и начать пачкать руки, т.е. проще говоря обучаться ремонту автомобиля. Мы имеем в виду то, что необходимое понимание хотя бы поверхностного принципа работы всех основных систем автомобиля, позволяет и позволит вам в дальнейшем вовремя обнаружить посторонние шумы в работе различных компонентов автомашины.

Благодаря этому вы своевременно обратитесь в технический центр для дальнейшей диагностики своего автомобиля. Это позволит вам чаще всего избегать более глобального ремонта, так как своевременное обнаружение мелкой поломки предотвратит возникновение в машине более серьезной поломки.

Так же благодаря пониманию принципов работы автомобиля вы сможете более проще объяснить автомеханику, возникшую у вас проблему, благодаря чему он сможет сразу понять, что в вашей машине вышло из строя.

Кроме того мы считаем, что каждый водитель просто обязан научиться делать самостоятельно ряд вещей без чьей-то посторонней помощи.

Например, любому водителю должно быть стыдно, если он не знает и не умеет менять проколотое колесо на запасное.

Удивительно, но факт, сегодня действительно на наших дорогах немало водителей, которые реально не знают, как поменять поврежденное колесо на запасное.

Вы думаете, что это тяжело? На самом деле этому может научиться даже самая хрупкая девушка. Естественно, что помимо замены колеса на запасное каждый водитель должен еще обязательно, уметь проверять давление в колесах.

Также, каждый водитель просто обязан уметь самостоятельно проверять уровень масла в двигателе, в коробке передач, а вместе с тем проверять уровень и других жидкостей в машине. Согласитесь, глупо будет просить кого-то, залить в бачок омывателя лобового стекла стеклоомывающую жидкость.

4) Каждый водитель обязан знать, что делать при аварии


Нет ничего хуже на дороге, как попасть в аварию. К сожалению от дорожно-транспортного происшествия никто из нас волителей, не застрахован. Даже водитель-профессионал с огромным стажем вождения. Поэтому каждый водитель обязан для себя знать, что делать в случае ДТП.

И так, давайте представим, что авария все-же произошла. Вы знаете, что вы должны делать в первую очередь?

Для начала и это естественно, выключите двигатель и выньте ключ из замка зажигания. Убедитесь, что ваш автомобиль не горит. Затем используйте ручной тормоз (или нажмите кнопку ручника), чтобы ваша машина не скатилась с места.

Не спешите после аварии выходить или выбегать из машины. В первую очередь Вы должны убедиться, что вы целы. Далее, если вы в машине не одни вы должны убедиться, что все пассажиры целы и невредимы. Таким образом убедившись, что ваше тело не получило ни каких серьезных повреждений проверьте состояние своих пассажиров.

Далее, убедившись, что с вами и с вашими пассажирами все нормально можете осторожно выходить из машины, при этом контролируя обзор автодороги, чтобы случайно не оказаться под колесами другого транспортного средства.

Затем ваша задача состоит в следующем, проверить состояние другого водителя и его пассажиров, которые могли находиться в другой в машине, которая столкнулась с вашей.

Убедившись, что с другими участниками дорожного движения все нормально, надо дать себе несколько минут, чтобы успокоиться, ну а затем приступать к оформлению ДТП.

Если вы оформляете аварию без сотрудников ГИБДД (по Европротоколу), то прежде чем убирать автомобили с проезжей части, обязательно сфотографируйте все транспортные средства, которые участвовали в аварии.

Сделайте максимальное количество снимков с разных мест и ракурсов.

Если у вас есть разногласия с другим водителем, то вызывайте сотрудников ДПС для оформления аварии.

В этом случае советуем вам также позаботиться и о свидетелях аварии, так как в силу того, что другой водитель не согласен со своей виной, то значит существует и определенный риск, что главным виновником данного ДТП могут признать именно вас.

К нашему сожалению таких случаев в нашей стране не так уж и мало. Например тогда, когда виновник аварии имеет связи в органах ГИБДД.

Также, если в вашей машине установлен видео регистратор, то после аварии позаботьтесь о сохранности видеозаписи. Для этого после ДТП, лучше сразу вытащить из видеорегистратора флеш-карту и спрятать ее. А еще лучше- позвонить кому-нибудь из знакомых, которые смогли бы подъехать на место аварии и забрать у вас "флешку".

Если ваша машина застрахована по полису Каско, то после аварии вы должны сообщить о случившемся в вашу страховую компанию. Далее следуйте указанием страховщика.

5) Вы должны знать, как нужно вести себя за рулем в неблагоприятных условиях


Вы получали свои права после успешной сдачи экзамена в городе и, наверное в солнечную погоду? А значит, Вы чаще всего ездили в автошколе с автоинструктором в хорошую погоду? Счмтайте, что Вам повезло. К всеобщему сожалению чаще всего вам придется ездить далеко не в таких идеальных погодных условиях, как бы хотелось.

Поэтому вы должны быть готовы к любым погодным условиям на дороге, которые часто и резко могут меняться во время ваших поездок.

Если плохая погода застала вас в тот момент, когда вы находитесь за рулем, главное не паникуйте и сохраняйте спокойствие. Например, если пошел сильный дождь, то вы должны сразу снизить скорость движения на половину, то есть в два раза. Затем вы должны убедиться, что ваши колеса сохраняют нормальное сцепление с дорогой.

Если вы почувствуете, что руль стал слишком легким, то это означает,что сцепление передних колес с дорогой стало хуже. Поэтому, снизьте срочно скорость движения еще.

Как вы сами понимаете, что вождение в дождь или в снег не может сравниться с управлением машиной в солнечную погоду.

Но все же плохая погода не должна вас так пугать. Естественно, что в плохую погоду риски попасть в ДТП существенно увеличиваются, но знайте, все в первую очередь зависит только от вас.

Если же вы являетесь водителем-новичком и стараетесь избегать поездок в плохую погоду, то вы не должны забывать, что рано или поздно вы все равно окажетесь на дороге в неподходящую и плохую для вас погоду, и в этом случае к сожалению наверное, изрядно заволнуетесь, запаникуете и растеряетесь. Поэтому бояться плохих погодных условий на дороге не надо. Нужно просто быть готовым к таким условиям вот и все. И тогда страх плохой погоды сам по себе исчезнет и уйдет.

Что самое главное при движении на автомобиле в плохую погоду? В первую очередь это небольшая средняя скорость движения и увеличенная дистанция до других транспортных средств. Кроме того, в дождь или в снегопад надо избегать резких неплавных движений самим рулем, а также и резкого торможения. Старайтесь все делать плавно.

Всегда помните, что позади вас тоже водитель, он может не успеть остановить свой автомобиль. Поэтому, старайтесь всегда следить не только за своими действиями, но и за машиной с водителем, которые находятся позади вас.

И еще нужно запомнить, что на мокрой дороге всегда надо опасайться аквапланирования, в которое может попасть любой автомобиль. Даже тот-же внедорожник, за рулем которого может находится водитель профессионал. Что такое и как с ним бороться, вы можете узнать подробнее- .

Таким образом не забывайте, что любая дорога в любых условиях это повышенный источник опасности. Поэтому всегда оставляйте место для маневра в случае такой необходимости. Например в случае ошибки другого водителя, который движется рядом с вами.

6) Избегайте гнева на дороге

За рулем автомобиля большинство водителей легко вывести из себя. Дело в том, что для многих водителей частые и долгие поездки в автомобиле являются стрессом. Поэтому на дороге вы часто встречаете так много нервных водителей. Самое здесь опасное то, что такие водители прививают и другим участникам дорожного движения такое же нервное напряжение.

Каждый водитель должен уметь контролировать себя за рулем сохраняя спокойствие и независимо от происходящего вокруг. Дело в том, что гнев никогда не принесет вам ничего позитивного. Помните, что когда мы нервничаем наш мозг не способен принимать рациональные и правильные решения. По некоторым данным из-за ярости и гнева ежедневно на дорогах России происходят сотни аварий.

Поэтому учите себя изначально быть спокойными за рулем, чтобы на дороге не случилось. Таким образом Вы сможете стать в последующем хорошим водителем.

Если же у вас внезапно появляется непреодолимое чувство гнева на другого водителя, просто возьмите и воздержитесь от своих ненужных эмоций, которые могут вам только навредить. Лучше отвлекитесь на что-нибудь другое. Да, пускай кто-то из водителей на дороге сегодня будет не прав, но это не означает, что вы должны срываться на него. Возможно у него, сегодня, что-то такое случилось в жизни или у него был очень тяжелый день на работе, а может водителю в этот самый момент просто нездоровится.

Согласитесь с нами, ведь существует множество причин почему водители на дороге часто делают что-то не так, раздражая тем самым других участников дорожного движения. Но это совсем не означает, что нужно направлять на них свой гнев и необузданную энергию. Даже в том случае, если кто-то сделал на дороге что-то плохое и не извинился. Поверьте, ни вам надо учить таких людей.

Если же вы наоборот стали жертвой чьей-то ярости на дороге, то не провоцируйте агрессивного водителя своими каким-то ответными действиями. Лучше пропустите конфликтного водителя вперед. Ни в коем случае не открывайте окно своего автомобиля, если агрессивный водитель показывает вам на то, чтобы вы открыли его. Покажите жестами агрессивному водителю на то или о том, что вы сожалеете о произошедшем и вы понимаете, что ваши действия его разозлили.

Также всегда помните, что агрессивная ответная реакция (например крик) не сможет повлиять положительно на конфликтную ситуацию, а даже наоборот, сможет спровоцировать более серьезный конфликт на дороге. Будьте умны и мудры. Ваша задача заключается в том, что б спустить конфликт на тормозах прежде чем кто-либо пострадает. Вы должны быть выше по разуму в отличии от различных водителей-провокаторов и агрессоров.

7) Никогда не садитесь за руль в состоянии опьянения

Наверное все из нас знают, что наркотики и алкоголь не совместимы с дорогой. Но почему тогда в нашей стране такое огромное количество водителей, лишенных водительских прав за управление автомобилем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения?

Что движет теми людьми, которые, пренебрегая законом, своей безопасностью и вместе с тем безопасностью своих пассажиров и других участников дорожного движения садятся за руль в состоянии алкогольного, а еще хуже наркотического опьянения? К сожалению на этот вопрос вам не ответит ни один мировой эксперт в области дорожного движения, а также не один Нобелевский лауреат по психологии.

Водители-новички же, должны выработать для себя конкретное табу, что садиться за руль в состоянии опьянения нельзя, точно так же, как нельзя принимать мед.препараты и таблетки без рецепта и консультации врача, равнозначно - как нельзя курить во время беременности и совершать т.п. действия.

Вы должны помнить, садясь за руль в пьяном состоянии вы не только грубо нарушаете закон, но и ставите под угрозу всех участников дорожного движения. Не садитесь за руль даже тогда, когда вам кажется, что вы находитесь в более-менее нормальном состоянии. Помните, что алкоголь замедляет реакцию человека, что может привести к ДТП.

Самое страшное здесь то, что под воздействием алкоголя и наркотиков водители не осознают своего конкретного состояния, они, как правило считают, что профессионализм за рулем нельзя пропить или не пропьешь. Но это совсем не так. Помните, что дорога не прощает ошибок.

В том числе мы хотим предостеречь наших молодых начинающих свой путь за рулем автомобиля водителей. Никогда не садитесь за руль в состоянии похмелья, даже если считаете, что уровень концентрации алкоголя в выдыхаемом вами воздухе соответствует установленной законом норме.

Дело в следующем, что садясь за руль с похмелья вы точно также рискуете, так как согласно исследованиям было установлено, что человек, находящейся в похмельном синдроме, имеет точно такую же реакцию человека, который не спал более суток. Делайте из этого вывод. Естественно, что в таком состоянии водитель не сможет адекватно воспринимать ситуацию на дороге.

Помните, никогда не садитесь за руль, если вы регулярно или периодически принимаете сильнодействующие лекарственные препараты, которые отпускаются по рецепту врача. Особенно, если в аннотации к лекарству есть предупреждение производителя, об опасности управления автомобилем под действием содержащихся действующих веществ в лекарстве.

Поэтому, при приеме любого лекарства желательно внимательно прочитать инструкцию-аннотацию к нему, чтобы узнать и удостовериться, влияет ли прием лекарства на способность управления автомобилем.

8) Оставьте свой телефон в покое

Мобильный телефон пришел в нашу жизнь навсегда. Сегодня уже многие не понимают, как можно было раньше жить без телефона. Для многих телефон стал чем-то особенным. С ним теперь спят, тренируются, принимают душ, ходят на свидания и т.п. Мы не мыслим свою жизнь без смартфона и Интернета. И в принципе в этом нет ничего плохого. Но когда речь заходит об управлении автомобилем, то всем без исключения водителям нужно забыть о своем смартфоне, который является повышенным источником опасности на дороге, в виду того, что может сильно отвлекать ваше внимание при езде.

Да, сегодня в современных автомобилях стали доступными системы Bluetooth, которые позволяют подключить ваш телефон к информационно-развлекательной системе машины, благодаря чему у нас появилась возможность более безопасно пользоваться мобильными телефонами при управлении автомобилем. Так существуют различные комплекты оснащения автомобиля громкой связью, которые позволяют нам отвечать и осуществлять звонки без взаимодействия со смартфоном.

Но мы не рекомендуем водителям-новичкам вообще пользоваться своим телефоном даже с помощью новейших автомобильных систем. Желательно, чтобы водители-новички полностью отказались от своих смартфонов до тех пор, пока не наберутся достаточного опыта вождения и не будут более уверенно чувствовать скбя за рулем.

А дело все в том, что все равно любые взаимодействия с телефоном (пускай даже через информационно-развлекательную систему) как-то отвлекают водителя. Да, понятно, что такое отвлечение не будет таким, как при звонках со смартфона во время движения, но все же, для водителя-новичка даже такое малейшее отвлечение за рулем может оказаться роковым.

Поэтому потерпите и воздержитесь от использования своего смартфона в машине. Придет время и вы сможете пользоваться им, как и другие более опытные водители.

Таким образом запомните, когда вы за рулем- надо забыть о телефоне, не отвечать ни на звонки ни на входящие СМС сообщения, даже через систему той же громкой связи.

Если вы водитель-новичок, то считайте, что эти системы не для вас. Если же вы ждете важного звонка, то прежде чем ответить на него, возьмите и остановитесь в безопасном месте, а потом уже ответьте или перезвоните.


Помните, что ваша безопасность стоит гораздо больше, чем любой телефонный звонок или СМС сообщение.

9) Всегда смотрите на дороге туда, куда вы планируете направить машину


Этот совет является основополагающим правилом для безопасного вождения. Так же он поможет вам и в случае непредвиденной ситуации на дороге.

Когда вы находитесь за рулем, то всегда должны смотреть туда, на тот участок дороги, куда хотели бы, что б переместился ваш автомобиль.

Например, если ваш автомобиль потерял сцепление с дорогой и его занесло, то вы никогда не должны смотреть на препятствия на дороге, или на отбойник, так как в этом случае вы сильно рискуете, можете попасть именно туда, куда направлен ваш взор.

К сожалению наш мозг в экстренных ситуациях работает странным образом. Например, если что-то произошло за рулем, то мы имеем странную привычку или способность смотреть на дорогу и именно туда, куда наш взгляд в определенный момент времени не должен был бы быть направлен.

Так же и во время обычного вождения, мы часто отводим взгляд от дороги отвлекаясь на различные препятствия и отбойники. Это часто приводит к тому на дороге, что отвлекаясь на неважные объекты мы на доли секунды теряем внимание, что достаточно для того, чтобы попасть в ДТП.

Поэтому старайтесь по возможности никогда не отвлекайться от дороги и переводить свой взгляд на какие-то посторонние и ненужные вам объекты. Ваша задача прежде всего научиться все видеть, своим так называемым боковым зрением. Тогда ваш мозг не будет заставлять вас отводить глаза в сторону.

При этом также не забывайте про зеркала заднего вида, которые должны быть всегда отрегулированы должным образом для вашей максимальной обзорности дороги. Благодаря им вы можете контролировать все то, что происходит на дороге вокруг вашей машины.

10) Вам не надо и незачем доказывать, что вы хороший водитель


В заключении хотим дать еще один полезный совет водителям-новичкам, которые только начинают свой путь за рулем автомобиля. Особенно такой совет будет очень полезен тем молодым водителям-новичкам, которые очень часто хотят привлечь к себе внимание на дороге.

Ваша задача не стать на дороге негативным примером для других участников дорожного движения. Вы должны научиться думать на дороге не только о себе, о своих пассажирах, но и заботиться о других участниках дорожного движения.

Приложите все усилия, чтобы ваше поведение на дороге было таким же порядочным, как и в обществе.

Так же запомните, вы не должны судить других участников дорожного движения по себе. Помните, что все люди разные, с разным воспитанием и с разными социальными взглядами. Если кто-то ошибся на дороге, то это не означает, что сейчас настанет конец света. Все мы когда-то ошибаемся. Относитесь ко всем водителям философски и не реагируйте агрессивно на ошибки других автолюбителей. Думайте лучше о своем вождении и за одно о том, как стать более опытным водителем.

Не забывайте о том, что городские дороги это не спортивный трек. Здесь гонки не уместны. Так же не забывайте, что шоссе это не взлетно-посадочная полоса, где обычно испытывают на динамику разгона очень дорогие суперкары.

И конечно главное, всегда думайте о тех, кто находится внутри вашего автомобиля. Ведь согласитесь, ваши друзья будут не в восторге, если вы попадете в ДТП. Так что не стоит рисковать ради восторженных криков ваших друзей.

Будьте мудрее, даже если вас попросят сделать что-то опасное за рулем ваши близкие друзья. Дайте им понять, что сегодня риск совсем не благородное дело. Лучше подумайте о том, что в случае аварии никто из них уже не оценит ваши навыки вождения.

Если же вам не хватает эмоций и впечатлений на дороге (к сожалению молодым водителям-новичкам это крайне необходимо) и вам стало скучно водить машину, то это не означает, что пришло время адреналиновых гонок на дорогах по улицам города.

Помните, что автомобиль и обычные улицы города а также загородное шоссе, не аттракцион, здесь не то место, чтобы поднимать себе настроение. Если вам нужны эмоции, то вам прямая дорога на специальную автоплощадку, т.е. на или автотрек, которых в России кстати не так уж и мало. .

Помните, что дорога это повышенный источник опасности и любые неправильные или рискованные действия совершенные вами могут стать причиной серьезного ДТП.

Привет всем, это Кулик Илья! Обязанности водителя при ДТП довольно чётко прописаны в Правилах дорожного движения. Конечно, всем водителям нужно знать свои обязанности, ведь их выполнение обеспечивает безопасность для других участников движения, а несоблюдение правил усугубляет отрицательные последствия происшествия, и иногда очень серьёзно.

Наказание за несоблюдение обязанностей, предписанных ПДД – штраф в 1000 р. по ч.1 ст.12.27 КРФоАП. Исключение составляет покидание места аварии – за это правонарушение грозит лишение водительского удостоверения или арест.

А из-за несоблюдения требований, установленных страховыми компаниями, потерпевший лишится возможности получить возмещение, а виновнику грозит регресс от страховой.

Общие правила

Обязанности водитель, в том числе и выполняемые при ДТП изложены в главе 2 ПДД РФ. Конкретно аварийных ситуаций касаются пункты Правил 2.5, 2.6, 2.6.1.

Итак, что же обязан выполнить водитель, ставший участником дорожного происшествия?

Первые действия при аварии

Во-первых, он должен сразу же остановиться. Если же при контакте с другим участником движения ТС не двигалось или остановилось из-за удара, то передвигать его нельзя. В общем после столкновения до фиксации сложившейся ситуации автомобиль в идеале не должен перемещаться. А также запрещается передвигать любые предметы, относящиеся к случившемуся, например, выпавший груз, осколки стекла, отвалившееся детали и т. п.

Во-вторых, включается аварийная сигнализация. Кнопка включения в большинстве современных авто сделана крупной, заметной, и расположена на видном месте, чтобы у любого водителя не возникло трудностей с включением «аварийки» даже в шоковом состоянии, а также чтобы посторонний человек или даже ребёнок могли включить её, если владелец авто не сделает это, например, из-за ранения.

Установка знак аварийной остановки

Далее необходимо установить знак аварийной остановки. Согласно Правилам, этот знак выставляется на таком расстоянии от происшествия, при котором другие водители смогут своевременно при конкретных обстоятельствах узнать об опасности, то есть в разных ситуациях это может быть различное расстояние.

При этом в городе и других поселениях расстояние от аварии до знака должно быть не менее 15 м, а вне населённых пунктов – 30 метров. Чем хуже видимость, тем дальше надо ставить знак. Не стоит «экономить» на расстоянии при авариях на оживлённых трассах и дорогах, где авто едут с большой скоростью: ведь нужно время чтобы замедлиться.

Как правильно поставить знак аварийной остановки

Неправильная установка аварийного треугольника может привести к новому происшествию, зачастую имеющему более тяжёлые последствия, чем первоначальная авария, поэтому не ленитесь отнести знак подальше.

Стоить отметить некоторые ситуации, в которых иногда возникают вопросы, как правильно установить знак.

  • если ДТП произошло сразу за поворотом , то его следует установить перед поворотом.
  • когда авария случилась в начале спуска , ставить знак надо до пригорка, на подъёме. Так другие водители смогут заранее сбросить скорость.
  • если произошло столкновение на перекрёстке , а также когда автомобили участников аварии находятся в нескольких полосах, надо поставить два знака с обеих сторон от происшествия, чтобы водители, двигающиеся в разных направлениях, были одинаково предупреждены об опасности.

Если нет аварийного треугольника

В крайнем случае, если знака нет, его можно заменить любым другим предметом, желательно светящимся, светоотражающим или хотя бы ярким. Но установка заменителя знака, во-первых, является нарушением ПДД, во-вторых, всегда уступает по эффективности знаку, особенно в тёмное время суток и при пониженной видимости, а, следовательно, не обеспечивает должной безопасности.

Поэтому у каждого в машине обязательно должен быть аварийный треугольник, причём сам знак должен быть сделан качественно, быть устойчивым. Чем больше его размер, тем лучше.

Полезный совет. Чтобы обеспечить максимальную безопасность при нахождении на проезжей части, чего не избежать при оформлении аварии, наденьте светоотражающий жилет. Но ПДД России не обязывают делать это.

Будьте готовы к медосвидетельствованию!

Запрещено употреблять спиртосодержащие и, вообще, любые продукты и вещества, которые показывают опьянения, до прохождения медосвидетельствования после ДТП. Наказание за нарушение этого положения правил такое же, как и за нетрезвое вождение. Более того, человек, освидетельствование которого показало опьянение, признаётся совершившим аварию в пьяном виде, что влияет на виновность, а при наличии пострадавших и меру наказания.

Что делать при аварии без пострадавших

Сначала необходимо зафиксировать (лучше всего с использованием фото или видеозаписывающих устройств):

  • расположение транспортных средств и различных объектов , имеющих отношение к аварии, относительно друг друга, дорожной инфраструктуры. Желательно также снять общий план происшествия, чтобы можно было установить место аварии;
  • сами ТС (на фотографии или видеозаписи обязательно должны быть видны номера) и другие предметы;
  • повреждения автотранспортных средств крупным планом.

После этого водители обязаны переместить свои авто так, чтобы они не создавали помехи для других транспортных средств.

То есть передвигать авто не только можно, но и обязательно необходимо, если они стоят на дороге. А иначе могут и оштрафовать, за невыполнение обязанностей при ДТП.

Если водители имеют разногласия по обстоятельствам аварии

Если участники происшествия не могут сами определиться, кто виновен в совершении аварии, а также по повреждениям и другим обстоятельствам происшествия, они обязаны записать ФИО и контактную информацию, включая адрес, и сообщить об аварии в ГИБДД. Аналогично надо поступать, если оппонент ведёт себя неадекватно, агрессивно, находится в нетрезвом состоянии и т. п.

Сотрудник полиции, оценив ситуацию, сообщит вам, где будет оформляться ДТП. Возможны два варианта:

  • выезд инспекторов ДПС к месту происшествия;
  • участники происшествия самостоятельно приезжают в ближайшее подразделение автоинспекции.

При получении указаний действовать по второму варианту, необходимо зафиксировать происшествие, как указано в начале подзаголовка, если вы ещё не сделали этого, и отправляться по указанному сотрудниками автоинспекции адресу. Оставлением места аварии это считаться не будет. А дальше уже будет происходить совместно с сотрудниками ГАИ.

Если разногласий нет

Когда между водителями нет разночтений относительно сложившейся ситуации, они не обязаны сообщать о ДТП в полицию. Если хотите – можете позвонить, не хотите – только облегчите работу автоинспекторам и сэкономите своё время. Но, скорее всего, в ответ вы получите указание приехать на находящийся поблизости пост самостоятельно.

По совместной договорённости водители могут, не звоня в полицию:

  • доехать до ближайшего поста или подразделения ГИБДД для оформления документов там при участии автоинспектора. Наличие подтверждения происшествия, в том числе информация в виде фото или видео, обязательно;
  • заполнить , если в аварию попало не больше двух ТС, не считая прицепов. Фотографии происшествия и повреждений также очень пригодятся при действиях по этому варианту. Но не забывайте, что при этом максимальная компенсация составит 50 тыс. рублей. Исключение: Москва, Санкт-Петербург и их области – на их территории, при фиксации места ДТП при помощи ГЛОНАСС и при наличии фото и видеозаписей можно рассчитывать на обычную выплату, потолок для которой – 400 000 р.;
  • не оформлять официальных документов . Но составить или отсутствии претензий всё же стоит, во избежание неприятных последствий.

Во всех этих ситуациях можно спокойно уезжать с места инцидента, это разрешено Правилами. Но документы об аварии, хотя бы расписка, у вас должны остаться в любом случае.

Правила действия при происшествиях с человеческими жертвами

Когда случилось ДТП с пострадавшими действия будет несколько иными, но общие принципы те же. Главное отличие – вызов сотрудников ГИБДД обязателен.

В первую очередь – помощь пострадавшим

В первую очередь, если пострадали люди, водители, причастные к ним, должны оказать первую доврачебную помощь, вызвать «скорую помощь» и ДПС, если требуется, и спасателей.

Если ситуация требует экстренной доставки раненых в медучреждение, но врачи почему-либо не могут своевременно прибыть к местонахождению пострадавших, необходимо отправить раненых в близлежащее медучреждение на попутке.

Если же и попуток нет, водитель, ставший участником к аварии, может самостоятельно доставить в медицинскую организацию пострадавшего. В ней он должен сообщить свою фамилию, предъявить удостоверение личности или водительские права, а также свидетельство о регистрации на авто, после чего он обязан возвратиться на место столкновения.

Сохранение следов аварии

В случае крайней необходимости, если движение потока становится невозможным из-за пребывания ТС участников аварии на дороге, нужно освободить проезд, предварительно зафиксировав положение ТС, возникших при аварии следов, предметов, относящихся к аварии, как и при аварии, когда пострадавших нет.

Попавшие в аварию обязаны делать всё возможное для сохранения следов и предметов, имеющих отношение к аварии, обеспечить по возможности объезд аварии. То есть передвигать автомобили и другие предметы нужно по минимуму, чтобы только стал возможен проезд другого транспорта.

Как поступать, когда сбит пешеход

Это частный случай аварии, в которой пострадали люди. Поэтому основные правила поведения будут такими же. Основное отличие заключается в том, что, как правило, участвует только одно транспортное средство, а вторым участником становится пешеход.

Не покидайте место аварии даже из лучших побуждений

Очень часто водители допускают ошибку (обычно, если травмы у пешехода небольшие), когда самостоятельно отвозят пострадавшего в больницу. Понятно, что за этим стоит желание оказать помощь человеку, попавшему в беду, да ещё и по твоей вине. Но так делать неправильно.

В большинстве случаев бригада скорой помощи доберётся быстрее и сразу же сможет приступить к оказанию квалифицированной помощи, а водитель, без нужды отвёзший раненого в больницу, становится виновным в покидании места аварии.

Обеспечьте безопасность для пострадавших и участников движения

А также очень важно обеспечить предупреждение других автовладельцев об опасности на дороге и объезд места происшествия. Ведь, как правило, сбитый человек лежит на земле, что правильно, так при отсутствии специальных медицинских знаний передвигать раненого человека не следует, так как возможно усугубление травм при неосторожном перемещении.

И периодически случаются ситуации, когда на раненого, лежащего на дороге пешехода, наезжает попутное авто, водитель которого не заметил случившегося происшествия. Последствия, как правило, . Случается это и из-за халатности участников аварии, не обеспечивших правильно предупреждения об опасности на дороге других участников.

Взаимодействие со страховой компанией

Все автовладельцы обязаны страховать свою ответственность, так что практически у всех есть полис . Многие также страхуются и по или по . И так как ДТП – по этим страховкам, то страховщики имеют прямое отношение к авариям, в которые попадают их страхователи. Поэтому про них также нельзя забывать попавшим в аварию.

Что надо делать при аварии, если хотите получить выплату по «автогражданке»

Законодательство по ОСАГО требует, помимо исполнения обязанностей, установленными ПДД:

  • принимать меры для минимизации возможных убытков ;
  • зафиксировать ФИО и адреса свидетелей происшествия в Извещении о ДТП;
  • оформить документы о ДТП как полагается.

Водитель обязан предоставить другим участникам ДТП:

  • номер полиса ;
  • название компании-страховщика ;
  • адрес и телефон своей страховой организации (обычно указывается слева вверху на печати на полисе);
  • другую информацию о договоре страхования (то есть полисе).

Если водитель хочет, чтобы при оформлении документов о происшествии присутствовал представитель страховщика, он должен сообщить в страховую компанию о месте и времени оформления этих документов, а также обстоятельства происшествия, чтобы страховщик мог решить, а нужно ли вообще ему приезжать .

Водители, попавшие в аварию, обязаны заполнить Извещение о ДТП, причём независимо от того, оформляют сотрудники ГИБДД столкновение или нет.

Уведомление страховщика о наступившем страховом случае

Известить свою страховую потерпевший должен при первой возможности, то есть желательно это сделать сразу после происшествия.

В течение 5 дней после аварии участники происшествия должны доставить лично или направить по почте или другим способом, при котором можно будет подтвердить отправку, Извещение о ДТП, каждый водитель своему страховщику. Потерпевший при этом подаёт и заявление о получении страхового возмещения. Остальные документы, необходимые для получения компенсации, можно доставить и позже.

Виновник также должен направить свою часть Извещения в страховую. Но если он не сделает этого, когда аварии зафиксирована сотрудниками ГИБДД, то никаких последствий не будет. А вот если авария оформлялась без автоинспекторов, и в пятидневный срок причинитель вреда не направит Извещение своему страховщику, то ему грозит регрессное требование от СК, то есть ему придётся заплатить за весь ущерб, причинённый потерпевшему.

А также виновнику при Европротоколе нельзя до окончания пятнадцатидневного срока ремонтировать (утилизировать) своё авто, иначе – регресс.

Если у вас есть каско

Как действовать для получения выплаты по страховкам каско и ДСАГО, читайте в правилах своего страховщика, а также в договоре, потому что список и порядок действий может различаться в разных компаниях.

Обычно основным требованием также является извещение СК о случившемся, но в некоторых фирмах это надо сделать сразу при аварии, в некоторых – на уведомление страховщика о происшедшем отводится неделя.

Подведём итоги

  • никогда нельзя покидать место аварии;
  • когда в аварии есть пострадавшие , вызов сотрудников автоинспекции обязателен;
  • надо зафиксировать место происшествия и размещение объектов, относящихся к случившейся аварии;
  • со вниманием отнеситесь к обеспечению безопасности для попутного транспорта;
  • когда нет пострадавших и нет разногласий , звонить в ГИБДД необязательно;
  • страховые компании также предписывают , какие действия должен выполнить водитель при аварии, чтобы было можно получить страховку.

Заключение

Вот что обязан сделать каждый водитель при аварии. Выполнение этих правил обеспечивает уменьшение неприятных последствий аварии и облегчает компенсацию ущерба, возникшего из-за ДТП. Пожелаю, чтобы вам никогда не пришлось выполнять то, о чём написано в этой статье. Но знать, что необходимо при дорожном происшествии, надо.

Буду рад вашим комментариям. А также в форме для комментариев вы можете задать вопросы по теме статьи.

Видео-бонус: 5 случаев жести из-за видео игр . Увлечение виртуальным миром иногда приводит к курьёзным и неприятным ситуациям.

П.С.: Фотографии взял здесь: drive2.ru/r/landrover/1162130. На фото Land Rover Range Rover, а также Nissan Patrol и Porsche Cayenne.