Как чувствовать себя спокойным за рулем. Как побороть страх перед вождением. Использовать утренние часы

Начинающие водители часто испытывают страх перед дорогой. Чувство страха, в свою очередь, сковывает движения, вызывает нервозность, мешает хладнокровно оценить ситуацию. Как новичку побороться со страхом? Давайте выясним.

Как преодолеть страх перед дорогой

Если опыт вождения минимален или отсутствует, новичку следует выбирать дороги с небольшим потоком, непопулярные среди водителей. Возможно, путь до работы или обратно удлинится, но зато появится опыт реальной езды, без пустого стояния в пробках.

Достигаются две цели.

Во-первых , нарабатывается опыт вождения.

Во-вторых , уходит нервозность и появляется умение правильно оценивать ситуацию на дороге. Новичок может быть уверен на сто процентов, что спустя месяцы его страх перед автомобилем и дорогой исчезнет.

На автомобиле обязательно должен быть размещен знак «Начинающий водитель» , чтобы остальные участники движения вели себя осторожнее и проявляли терпение. Этот знак, как и пресловутое изображение туфельки , в некоторых случаях могут уберечь новичка от попадания в ДТП. Опытный водитель, заметив знак на заднем стекле, увеличивает дистанцию и готовится к возможным ошибочным маневрам малоопытного водителя.

Никогда не нужно нервничать.

Нервозность не дает человеку принимать верные решения . Машина может заглохнуть на перекрестке, неудачно тронуться, заблокировать движение по полосе. Никто не застрахован от таких неудач. Если никто от этого не пострадал, не нужно пугаться реакции окружающих, чтобы не наломать дров.

Испуг – не лучший помощник

Ведь любое энергичное движение, совершенное в спешке, может привести к аварии. Нужно немного успокоиться, завести машину, тронуться с места и продолжить движение.

Новичкам не нужно принимать крики окружающих и сигналы клаксонов лишь на свой счет. Они могут относиться и к другим, иногда даже к водителям со стажем. Никто не застрахован от ошибок. На дорогах сигналят все кому не лень и по любому поводу. Такова уж «культура » современных водителей. Можно не стесняться буквы «У» на своем заднем стекле, ведь она станет своего рода плакатом «Я же предупреждал» .

Напряжение сковывает движение и разум

Чтобы снять внезапно возникшее напряжение, можно три раза глубоко вдохнуть и выдохнуть. Это также поможет, если новичок начинает нервничать. Улыбнитесь своему отражению в зеркале. Это создаст благожелательный настрой, что важно для стабильного душевного равновесия.

Если новичок боится попасть в ДТП , он может мысленно представить себе причины, которые к ним приводят: превышение скорости, несоблюдение дистанции и т.д. Это упражнение избавит от ненужных мыслей, направит его энергию на отработку полезных навыков.

Стоит привыкнуть к своему авто

Чтобы новичок быстрее освоился с системой управления автомобилем, ему стоит много времени просто посидеть за рулем, подергать рычаги, поработать с кнопками. Если водитель хорошо ориентируется в автомобиле , он не тратит время на поиск нужных кнопок, рычагов, педалей, не отвлекается от дороги.

В освоении навыков вождения начинающему водителю помогает присутствие в машине опытного наставника. Это всегда придает уверенности новичку, когда он совершает трудный маневр. Особенно ценны суждения такого пассажира о складывающейся дорожной обстановке, о вариантах развития событий, о способах выхода из затруднительных ситуаций. Если рядом с новичком оказывается человек бывалый, спокойный и хладнокровный, это очень помогает в освоении навыков вождения.

Что делать в бурном потоке

Если ситуация привела новичка на дорогу с интенсивным движением, ему нужно как можно быстрее выбраться из него. Пусть это будет автостоянка, АЗС, проселочная дорога, переулок, дворовая территория . Нужно устроить себе перерыв, просто откинувшись в кресле и отдышавшись. Можно купить себе плитку шоколада, это будет достойной наградой за выдержку и смелость.

наталья бойченко

Машина – это комфортное и необходимое средство передвижения, особенно в городе. Несмотря на все плюсы, многие люди испытывают дискомфорт, садясь на водительское кресло и не зная, как перебороть страх перед вождением автомобиля. В основном подобные эмоции испытывают новички. За плечами только автошкола и подсказки инструктора. Курсы закончены, права получены, а страх вождения остался и нарастает с каждым днем. Если в этот период отступить, то утратятся знания, полученные в автошколе. Поэтому не откладывайте практические занятия. Как побороть страх вождения автомобиля новичку?

Откуда появляется боязнь вождения?

Страхи возникают в результате убеждений, напутствия окружающих, страшных историй либо по причине . Увидев городскую магистраль в час пик водитель-новичок приходит в состояние шока, не зная как преодолеть страх вождения автомобиля в городе. Дорога представляется в виде лабиринта, по которому снуют машины, городской транспорт, маршрутки. Взять себя в руки, сразу сесть за руль и проехаться на «отлично» не получается ни у кого. Поэтому решайте, что лучше: продолжать дальше паниковать или осваивать вождение шаг за шагом . Ответы на насущные вопросы поможет найти психология вождения автомобиля. Рассмотрите, какие страхи бывают и можно ли их победить.

Как преодолеть страх вождения авто? Ездить на знакомых дорогах для начала

Страх авто . Если вы боитесь, что не справитесь с управлением. Автомобиль представляет собой сложный механизм, но при добросовестном посещении курсов азы должны быть усвоены. Если не хватает информации, то уточните у опытного водителя, поищите данные в интернете, посмотрите видео. Изучив машину изнутри, вы поймете, каким способом победить страх вождения автомобиля, потому что узнаете, зачем совершаются те или иные движения и к чему они приводят.
Страх попасть в аварию . Возникает у людей, которые уже были участниками ДТП. Либо будущий водитель тонкая натура и впечатлился сводкой новостей или рассказами знакомых. Также появляется у опытных водителей, побывавших в аварии. Чтобы узнать, можно ли преодолеть страх перед вождением автомобиля, попробуйте пройти курсы по контраварийному вождению.
Можно ли не бояться водить автомобиль при виде встречной машины? Для успокоения вспомните, что за рулем авто сидит такой же человек, как вы. Это не бездушная машина, мчащаяся на вас на всей скорости. Избавление от боязни приходит с опытом, поскольку только намотав несколько тысяч километров, вы почувствуете габариты автомобиля.
Боязнь насмешек со стороны опытных водителей . Проблема с тем, как перестать бояться водить автомобиль, чаще возникает у девушек. Поездив с инструктором-мужчиной и мужем, женщины убеждаются в своем неумении. Чтобы переступить барьер, подумайте, что все водители когда-то начинали, совершали ошибки, им также сигналили и кричали ругательные слова. Через это проходят все, поэтому не обращайте внимания, а сосредоточьтесь на дороге и осторожности.

Мальчики, как правило, с детства привыкают водить пусть и детские авто

Страх водить машину часто возникает у новичков, которые побаиваются сотрудников ДПС. Нет водителей, которых бы однажды не останавливал инспектор. Не всегда это связано с нарушением правил вождения. Можно ли перестать бояться водить машину в этом случае – психологи дают однозначный ответ: не впадайте в панику, возьмите себя в руки. Спокойно выслушайте претензии инспектора и решите проблему законным путем. Девушкам лучше забыть о женских чарах и истериках. Сотрудники ДПС хорошие психологи, поэтому заметят страх и распознают новичка. Если инспектор показался подозрительным, то запишите необходимые данные: ФИО, звание и номер машины. При необходимости оплатите штраф.

Свой след оставляют психологические проблемы. Неуверенные чувствуют боязнь автомобилей, изводя себя зубрежкой правил. Мнительному человеку кажется, что он забыл знаки, правила движения, разметку.

Начните действия с выбора качественной автошколы. Пройдя теорию, присмотритесь к инструкторам. Выбирайте терпеливого человека с хорошими отзывами. Сами инструктора советуют, как побороть страх вождения автомобиля новичку-женщине: возьмите дополнительные уроки вождения. После выпуска из автошколы заручитесь поддержкой близких людей. Выезжайте на первых порах вмести с ними. Немного освойтесь и совершайте самостоятельные рейды. Если вовремя не откажетесь от помощи, то привыкните ездить по чужой указке.

Свыше 90% зеленых водителей опасаются садиться за руль. При этом женщины ответственней подходят к вождению, мужчины рассчитывают на поддержку и солидарность бывалых водителей.

Как побороть страх вождения автомобиля новичку?

Осваивайте маршруты постепенно . Возникает чаще всего страх вождения автомобиля у новичков. Можно ли его преодолеть? Первые недели отправляйтесь на машине на небольшие расстояния. Заранее планируйте маршрут. Выбирайте для тренировок раннее утро или поздний вечер, когда дороги не переполнены авто. Затем переходите на длительные расстояния, но без привязки ко времени. Вы не должны опаздывать, это добавляет суеты и нервотрепки. После недели удачных поездок, отправляйтесь на машине на работу.

Пользуйтесь навигатором и выбирайте в начале знакомые короткие маршруты

Настройтесь на позитив . Человек умеет накрутить себя до состояния невроза. Прокручивайте в голове не страшные сценки аварий или перекошенные лица злых водителей. На вопрос «как не бояться водить машину» советы психолога дают однозначный ответ. Представьте, что вы эффектно подъезжаете к офису, паркуетесь и выходите из автомобиля. Вас переполняет чувство гордости, на вас смотрят коллеги. Позитивный настрой помогает снять напряжение и придает веру.
Не расстраивайтесь по пустякам . Возмущения с других машин не должны вас тревожить. Не поддавайтесь панике, если уверены, что все делаете правильно. Возникли сомнения? Остановитесь у обочины, включите аварийку, поразмышляйте, поделитесь переживаниями с другом. Далее продолжите движение на минимальной скорости, пристроившись за общественным транспортом.

Спорный вопрос среди зеленых водителей – нужно ли вешать специальные знаки на стекло, туфельку или чайник. Одна сторона выступает «за», аргументируя наличие наклеек предупреждением для других водителей. В результате окружающие отнесутся с пониманием, уступят дорогу, подскажут. Вторая сторона выступает категорически против, утверждая, что подобные ярлыки не нужны. От новичков на дороге шарахаются, а некоторые умельцы специально создают опасные ситуации, наблюдая за паникой водителя. Поскольку однозначного мнения на то, как бороться со страхом начинающему водителю нет, попробуйте день выехать без наклейки, а день с ней, и сравните реакцию водителей .

Как преодолеть страх вождения автомобиля после ДТП?

Первым делом обратитесь за психологической помощью. Участие специалиста потребуется, если авария закончилась печальными событиями: сильными повреждениями водителя, пассажиров или пешеходов. Психолог поможет избавиться от страха вождения автомобиля , поможет снять блоки, разберет проблемы. Тем не менее, при подходе к машине вы будете ощущать по началу мандраж.

Хотите избавиться от страха за рулем после ДТП? Разбейте поездку к магазину на несколько шагов и делайте по одному в день. Чтобы побороть страх за рулем на дороге, заставьте просто подойти себя к машине, постойте возле нее, наведите порядок в салоне . На следующий день сядьте на водительское кресло, вспомните приятные поездки, привыкните к этому положению. Затем переходите к езде, преодолейте хотя бы 10 м. Эти шаги необходимы. Если не действовать, то паника не уйдет.

После ДТП многие ведут себя неадекватно

Небольшой мандраж и желание преодолеть страх за рулем останутся еще какое-то время, но это нормально. Опасения и печальный опыт делают водителя более осмотрительным и ответственным . Приходит понимание, что лучше уступить дорогу, чем гнуть свою линию.

Навык вождения требует регулярной тренировки. Если вы четко решили для себя: боюсь водить машину, но хочу – действуйте! Если вы давно не садились за руль, то знания теряются, практика забывается. Период адаптации напрямую зависит от того, сколько месяцев или лет вы были в роли пассажира . В первый месяц езды следуйте правилам для новичка. Продумывайте маршрут, выбирайте спокойные магистрали.

Девушки чаще боятся водить автомобиль

Как побороть страх вождения автомобиля женщине?

Как научиться не бояться водить машину женщине в городе? Если заглянуть на автомобильные или женские форумы, то станет понятно, что каждую вторую девушку охватывает паника и затем желание научиться не бояться водить авто в черте населенного пункта. Страхи появляются после поездок с мужем. Вторая половинка, стараясь уберечь любимую от ошибок, делает кучу замечаний. Мужа можно понять, он переживает за здоровье жены и сохранность машины. Но вместе с тем прививает девушке страх и ужас перед дорогой. Если чувствуете сильное давление со стороны любимого, то откажитесь от его опеки.

Начните пробные поездки . Для этого вставайте в 5–6 часов утра, когда улицы пустые. Не предупреждайте друга или мужа о запланированной поездке. Повторите перед выходом основные правила и откиньте комплексы, привитые мужчинами.
Практикуйтесь каждый день. Постепенно усложняйте задачу: проехаться в час пик, освоить новый маршрут, забрать ребенка со школы.
Изучите материалы, которые помогут вести себя в нестандартных ситуациях , расскажут как избавиться от страха водить машину. Не оставляйте вопросы открытыми. Встретили по дороге незнакомый знак, придите домой, и найдите значение. Увидели спорную ситуацию, разберите ее и поймите, кто был прав.

Статистика показывает, что 70% аварий происходит по вине водителя. Отвлекся во время движения, курил, разговаривал по телефону. Так что дамы забываем, об использовании помады во время езды.

Заручитесь поддержкой подруги с опытом вождения . Наверняка она проходила через недоверие мужа или насмешки мужчин и уже смогла научиться водить машину без страха. Объясните любимому, что поставили цель научиться водить, и его негативные высказывания вас не остановят.
Познакомьтесь с машиной . Прежде чем садиться за руль авто, внимательно изучите инструкцию. Вы должны понимать, информацию на дисплеях прибора и знать, на что обращать внимание во время движения машины.
Не забывайте, что вы девушка, поэтому ведите себя корректно . Да, первое время будет нелегко, поскольку сложилось мнение, что женщины не способны справиться с авто. Но практика показывает: девушки более ответственные, внимательные и осторожные водители. Поэтому забудьте о неоправданном шовинизме и вперед – покорять городские магистрали.

31 марта 2014, 15:37

Пожалуй, самое главное качество, которым должен овладеть начинающий водитель – это умение контролировать свои эмоции за рулем. Представьте себе, какие шансы у новичка попасть в ДТП, если он вместо того, чтобы смотреть за дорожным движением, постоянно переживает, правильна ли его езда? Как тронутся в горку, не откатившись назад, как проехать правильно круговое движение и т.д. Ведь нервничая, можно элементарно не уступить дорогу, или проехать на красный цвет светофора, где последствия могут быть крайне печальными!

На дороге все равны

Обычно новичок начинает нервничать еще на уроках в автошколе, когда инструктор орет ему под ухо – «Куда ты прешь? Дороги не видишь?», или что-то в этом тоне. При этом забывает, что за рулем человек как раз учится водить, и его ошибки неминуемы, а его задача как раз и состоит в обучении. А учитывая то, что для элементарной езды нужно отъездиться минимум 700 часов – то становится понятно, почему многие новички проявляют излишние эмоции. И боятся ездить. Знать-то нужно много чего, а для этого, повторюсь, нужно время. Не нужно забывать, что на дороге обычно много водителей, которым все равно, сколько вы времени за рулем – сигналами фар они будут реагировать на ваши ошибки в лучшем случае.

Преодолеваем волнение за рулем постепенно

Что же тогда делать? Ведь получается замкнутый круг какой-то. Ведь закон обучения на ошибках никто не отменял, а их делать нельзя. Выход есть. И простой кстати. Просто начинать ездить по полям, заброшенным аэродромам и другим местам, где никто практически не ездит. Там уже набивать руку, пока не станет интересно выехать на дорожное движение. И сконцентрироваться на самом управлении автомобилем. И ездить, пока вы не начнете чувствовать габариты автомобиля, пока не станете переключать скорости на автомате, и не перестанете думать, в какой последовательности заводиться.

Ну и не забывать о ПДД. Чтобы их все выучить хорошо, можно воспользоваться хорошим способом – каждый день разбирать экзаменационный билет для автошколы. Книжечка с ПДД для «разбора полетов» – и за три месяца вы спокойно будете знать около 80% всех правил. Или как альтернативный вариант – проходить онлайн тесты ГАИ, сейчас есть множество тестов как , так и на ваш смартфон или планшет. А с накопленным опытом и знаниями, можно уже и выезжать на обычную езду. Только брать с собой кого-нибудь опытного, для избегания всевозможных ошибок.


Вот таким способом можно избежать ловушки, о которой говорилось в начале статьи. И главное, самому потом понимать, что на дороге множество таких учеников, и вы тоже такими были.

Почему строительство новых дорог ведет к новым транспортным проблемам? Как спокойно реагировать на пробки и почему не стоит ездить более часа в день? Публицист Том Вандербильт дает ответы на эти и многие другие вопросы. А главное - помогает лучше разобраться в дорожной ситуации. Корреспондент спортивной редакции «БИЗНЕС Online» проштудировал книгу автора и выписал самые важные тезисы.

ПОЧЕМУ МЫ НЕРВНИЧАЕМ В ПРОБКАХ?

Самая распространенная очередь на городской дороге - перед светофорами. Чем медленнее движутся машины в потоке, тем больше это раздражает водителей. Чтобы лучше понимать природу эмоций, предлагаем прочитать правила эксперта в области «психологии очереди» Дэвида Майстера:

1. «Свободное время тянется медленнее»

Пока мы ожидаем чего-то - возникает потребность заполнить пустоту. Например, в продуктовых магазинах перед кассами устанавливают стойки с журналами. А в автомобильных пробках мы слушаем радио или пишем смс. Когда нам нечем себя занять, мы нервничаем и кажется, что время ожидания в пробке тянется бесконечно долго.

2. «Из-за чувства беспокойства ожидание кажется более долгим»

Если вы опаздываете на важную встречу, а бензина в баке плещется совсем чуть-чуть, то простаивание в пробке становится мучительным испытанием. Все мысли фокусируются на порушенных планах и грядущих проблемах. Спокойствие улетучивается.

3. «Ожидание в условиях неопределенности кажется более продолжительным»

Нам всегда интересно из-за чего на дороге возникло вавилонское столпотворение. Неужели где- кто-то из градоначальников презентует на перекрестке свой первый сольный альбом «Люблю тебя, Казань»?

Исследования показывают, что чем больше мы осведомлены о скорости движения потока, причинах затора, тем меньше нервничаем . Именно по этой причине инженеры-дорожники используют электронное табло, показывающее, сколько времени предстоит провести в пробке. Итак, чем больше мы знаем, тем меньше тратим умственной энергии на размышления об этом.

4. «Ожидание, воспринимаемое как несправедливое, кажется более долгим»

Прошлым летом около моего дома через раз собиралась пробка. Водители через лазейку во дворе объезжали пробку на основной дороге. Но на разъезде часто возникала битва между курьером японского ресторана и женщиной, решившей, что угловое место на парковке принадлежит только ей. Конечно, победу одерживала человеческая глупость. Но водители, прождавшие впустую пятнадцать минут никаких новых истин не открывали. Они только злились, ударяя по клаксонам рукой.

Сильное раздражение водители испытывают и когда нет видимых причин для возникновения затора. Но, если автомобилисты узнают, что впереди случилась авария - напряженная обстановка в салоне разряжается.

5. Почти 90% времени водители проводят, глядя вперед на дорогу

И только 6% времени тратится на изучение дорожной ситуации сзади. И здесь начинает работать «теория потерь» . Согласно исследованиям психологов водители больше времени наблюдают за проигрышем : «впереди меня столько машин - я в полной …». В то время, когда стоит обратить внимание на свои преимущества : «позади меня столько несчастных - я точно доберусь до дома раньше них».

ПРЕВРАТНОСТИ ДОРОГИ

Психология поведения за рулем до конца еще не изучена. Однако многие явления уже известны и с некоторыми из них стоит обязательно ознакомиться:

6. Феномен «гипноза дороги»

Некоторые ученые считают, что водителям за рулем свойственно дремать . Проявляется феномен дорожного гипноза так: в момент поездки у водителя возникает чувство пробуждения ото сна. Он ехал по знакомой пустой улице, но совершенно не помнит, что происходило на дороге . Природа феномена до конца не ясна. Однако очевидно, что причины кроются в монотонной езде и передвижению по знакомому маршруту . В момент дремы водитель работает на автомате.

Психологи знают эту особенность. Вообще ученые определяют вождение как «заученную деятельность». Опытные водители почти все действия за рулем выполняют автоматически, не подключая сознание. И это нормально в том случае, когда автомобилист использует где-то половину своих возможностей. Но когда нагрузка слишком мала (знакомая и пустая дорога домой), водителю становится скучно. Внимание ослабевает. В этот момент велик риск попасть в аварию. Такой же эффект происходит и при больших нагрузках - наступает утомление, которое ведет к ошибкам.

7. В политехническом институте транспорта в Вирджинии провели исследование современного стиля вождения. Ученые оснастили сотню машин камерами, GPS-навигаторами и другими устройствами для наблюдения. Испытуемые в общей сложности накатали более 3 миллионов километров, а длительность записей составила более 43 тысяч часов.

По результатам наблюдений выяснилось, что виновниками почти 80% аварий и 65% аварийных ситуаций были водители, не обращавшие внимания на дорогу в течение не более чем последних трех секунд перед инцидентом. Исследование четко показало, что две секунды, во время которых водители отвлекаются от дороги, становятся причиной аварий.

ПРАВИЛО ОДНОГО ЧАСА

Тратишь больше одного часа в день на дорогу - жди расстройств на нервной почве. Давно доказано, что есть некий лимит времени для передвижений, установленный не то природой, не то самим человеком, который нарушать крайне не рекомендуется.

8. Теория «бюджета времени на дорогу»

В 1970-х годах израильский экономист Яков Захави обнаружил, что практически во всем мире люди готовы тратить определенное количество времени на дорогу . Около 1,1 часа . Эта величина была актуальна и для африканской деревни и для американского города.

Другой ученый - итальянский физик Чезарре Маркетти развил идею, объяснив эту величину времени «инстинктом пещеры». Он установил, что на протяжении всей истории человек осваивал для жизни территорию равную примерно 20 кв. км . Такую площадь покрывала дорога человека из пещеры к местам охоты. А двигался наш предок с той же скоростью, что и сейчас - 5 км/час в среднем. Более того площадь греческих городов обычно не превышала 5 км в диаметре.

Величина допустимых временных затрат на дорогу - чуть больше 1 часа устоялась. И превышение лимита приводит к нервозности и раздражению. Вспомните снегопады в Казани два или три года тому назад. С каким горьким чувством мы возвращались ночью домой, так и не успев купить подарки к новому году.

СТРОИТЕЛЬСТВО НОВЫХ ДОРОГ НИ К ЧЕМУ ХОРОШЕМУ НЕ ПРИВОДИТ

Казань растет, новые дороги опутывают меняющиеся улицы, но насколько это решит транспортную проблему. Есть мнение, что строительство новых дорог не решает, а создает новые проблемы:

9. В 2002 году в портах Лос-Анджелеса взбунтовались водители грузовиков. На 10 дней в порту встали все грузоперевозки. Между тем число грузовых машин, двигавшихся к докам по шоссе 710 уменьшилось на 9 000 единиц.

По идее дорога должна была разгрузиться. Однако анализ показал, что общее число транспортных средств на шоссе снизилось только на 5 000 машин. Дорожники ломали голову, почему транспортную систему покинуло 9 000 грузовиков, но их место заняли 4 000 новых участников движения.

И вот, что выяснилось. После начала стачки водителей грузовиков по городу ангелов расползся слух: «Мужики 710-е шоссе пустое, давай все туда». Скорость потока подскочила на 67%. Прошло время - стачка закончилась. Грузовики вновь вышли на шоссе, и дорожная ситуация оставалась напряженной до тех пор, пока водители сами не восстановили. Излишек автомобилей рассосался по другим путям.

10. Случай с грузовиками выявил явление, названное впоследствии «скрытым спросом». Спрос на дорожное пространство есть всегда, но в силу ограничений транспортной системы он обычно не проявляется. Однако, как только появляется свободная дорога, ее тут же заполняют автомобилисты. Люди очень остро чувствуют любые изменения в дорожном движении.

Скрытый спрос на 710-м шоссе в Лос-Анджелессе является очередной гранью феномена возникновения новых возможностей. Строительство новых дорог стимулирует и провоцирует на увеличения числа транспортных средств. И числа пробок соответственно.

ДОРОЖНЫЕ ПАРАДОКСЫ МАТЕМАТИКОВ

Почему поведение одного водителя не улучшит дорожную ситуацию? Правило «начни с себя» на дорогах не действует, начинать меняться необходимо всем и сразу. Тогда будет результат, что и доказали ученые-математики:

11. Есть более сложное объяснение зависимости строительства новых дорог и увеличения заторов на них. Парадокс «Браесса». Ученый Дитрих Браесс обобщил изыскания исследователей XX века, бившихся над проблемами трафика.

Чтобы понять парадокс, представьте две дороги - шоссе «Традиционалистов» и шоссе «Меркантилистов», которые связывают два города. По первому пути проезд занимает один час, по второму - поездка может длиться от получаса до часа, как повезет. Большинство водителей считают, что родились под счастливой звездой и сворачивают на шоссе «Меркантилистов». Но поскольку большинство - ушлое - все едут этой дорогой и попадают в пробку. Тратят на дорогу тот же час. Логика водителя проста. Выберу первую дорогу - времени в любом случае не выиграю, а так возможно повезет.

12. Водители, стоящие перед выбором дороги, попадают в так называемое равновесие Джона Нэша (лауреат нобелевской премии по экономики, о нем снят художественный фильм «Игры разума»).

Концепция ученого говорит, что ни один участник игры не может увеличить выигрыш, если изменит свое поведение в одностороннем порядке. Вывода здесь два. Если выбор дороги не принесет очевидную пользу конкретному водителю, то зачем тогда ее выбирать. И не все, что хорошо для одного - есть благо для всех. Чтобы улучшить ситуацию на дорогах меняться должны все (98% водителей США считают, что другие люди должны пользоваться общественным транспортом). Если все будут делать так, как лучше только для них, общее время поездки для всех водителей увеличится.

По материалам книги «Трафик. Психология поведения на дорогах», Том Вандербильт

В наше время практически каждый стремится стать автомобилистом. Водительские права нередко входят в комплект документов любого человека – и мужчины, и женщины. Стремление научиться управлять машиной понятно – это полезный навык. Но некоторые люди испытывают дискомфорт и нежелание садиться за руль. Как побороть страх перед вождением? Как перестать нервничать и взять себя в руки? На эти вопросы должен ответить любой, кто проходит обучение в автошколе.

Почему мы испытываем страх и даже панику?

Подсознательно всегда есть опасение, что огромный автомобиль выйдет из-под контроля. В данном случае проявляется скрытая угроза здоровью и жизни. Кроме того, ситуация на дорогах сейчас далека от идеальной – постоянные пробки, загруженный трафик, лихачи и нарушители действуют на нервы. Любой новичок беспокоится о том, что он попадёт в ДТП.

Таким образом, можно выделить несколько ключевых причин появления страха:

  1. Полная ответственность за себя, пассажиров и других участников движения.
  2. Боязнь сложных и непонятных ситуаций (заглохнет машина, на дороге возникнет спорный момент и т.д.).
  3. Вероятность попасть в ДТП или сбить человека.

Опытные водители уже точно знают, как следует действовать в той или иной ситуации. Они уже способны реагировать на любые ситуации на уровне рефлексов, поэтому не задумываются о значении знаков, не пытаются припомнить правила. Но новичкам постоянно приходится быть начеку, и это очень сильно выматывает.

Помимо этого, молодые люди, как правило, стремятся побыстрее получить водительские права и сесть за руль автомобиля. Но сейчас ситуация такова, что езда доставляет мало удовольствия – пробки, плохие дороги, необходимость искать места для парковки, беспокойство за сохранность машины и т.д. Из-за этого иной раз лучше побыть пешеходом.

В любом случае, даже если машиной не предполагается пользоваться часто, необходимо побороть страх перед вождением. Каждый автомобилист и участник дорожного движения должен чувствовать себя уверенно. От этого зависит безопасность и его и других водителей.

Понимание причин, описанных выше, даёт возможность найти эффективные методы преодоление своих опасений.

Направления работы

Обычно выделяют несколько основных направлений "работы над собой":

  • получение необходимого опыта,
  • совершенствование навыков,
  • подробное изучение ПДД и законов.

Часто говорят, что учиться лучше не в крупных городах. Конечно, далеко не у всех есть такая возможность. Но, несмотря на это, первое время после вождения рекомендуется нарабатывать опыт.

Главная задача – научиться "чувствовать автомобиль".

Можно ездить вдали от основных городских трасс и по безлюдным улицам - вот как побороть страх перед вождением. На этом этапе стоит посадить рядом с собой опытного водителя, чтобы он объяснял различные моменты. Несколько таких поездок придадут уверенность.

Оттачивание своих навыков и получение опыта – это основные способы борьбы со страхом перед вождением.

Ещё один важный момент – постоянное обучение. Иногда люди расслабляются после того как получат водительские права. Но это неправильно, потому что сначала новоиспечённые автомобилисты ещё не обладают достаточно прочным и надёжным пластом знаний. И это может сыграть злую шутку.

Первое время стоит регулярно повторять ПДД. Для этого можно читать соответствующие книги или просматривать тематические сайты в интернете. Также имеются различные онлайн-тесты, предназначенные для самопроверки.

Во время езды следует подмечать различные знаки и непонятные ситуации, и стараться разобраться, чтобы впоследствии уже не испытывать дискомфорта.

Страх – это нормальное дело для новичка или неопытного водителя. Но обычно он уходит с появлением опыта. Если одновременно с этим оттачивать свои навыки и проявлять осторожность, то никаких проблем не возникнет.

Что делать, если страх не проходит и перерастает в панику?

Некоторым людям действительно очень трудно сесть за руль. Возможно, стоит себя даже ограничить в этом. Но чаще всего, конечно, необходимо добиться какого-то результата.

В этом случае помогут беседы с опытными водителями и самовнушение. В некоторых случаях необходимо обратиться к психологу. Обычно в такой ситуации они подбирают действенные терапии и уже несколько посещений дают определённые результаты. Возможно, стоит принять перед поездкой немного успокоительных и накатывать первичный опыт на безлюдных трассах.

Сочетание различных методов обычно помогает добиться нужного результата. Но некоторые люди всё-таки не являются "водителями" по натуре, и ничего в этом плохого нет. При необходимости они могут управлять машиной, и этого обычно достаточно.

Видео

Предлагаем посмотреть видео и узнать советы по психологической подготовке к вождению: