Изменения правил обгона.  Чем отличается обгон от опережения

До установленных законом изменений, принятых в ПДД до 2010 года, водителям неизвестно было такое характерное для правил движения понятия, как опережение.

В 2019 году между такими понятиями, как обгон и опережение, установлена существенная разница .

Незнание подобного разграничение понятий в состоянии губительно сказаться не только на водителе, но также его автомобиле и на иных участниках движения.

По этой причине вопрос, с какой стороны разрешен обгон ТС, а также понятия об опережении, особенно с правой стороны авто, требуют более внимательного рассмотрения.

Автомобильный обгон, согласно обновленным правилам, это то же опережение транспортного средства с одновременным перемещением на полосу встречного движения и с последующим возвращением на свою обычную полосу.

Говоря иными словами, данное действие можно совершать с левой стороны от авто .

Что касается опережения, то по новым правилам, это перемещение авто, при котором два транспортных средства обгоняют друг друга без необходимости выезда на встречную полосу.

Существует также такое распространенное понятие, как перестроение . Это выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с полным сохранением первоначального направления в движении.

Между данными понятиями есть определенные различия. Например, опережение авто можно осуществлять в совершенно любой момент, а обгон сопровождается определенными запрещающими ограничениями.

Обгон справа по ПДД 2019 года является строго регламентированным. Делать это нельзя только на пешеходных переходах, на перекрестках, на ж/д переездах, а также на тоннелях и эстакадах.

Различать данные понятия нужно каждому водителю, вне зависимости от опыта вождения . Это особенно важно для тех, кто не привык пользоваться обычными многополосными дорогами, так как неправильное понимание и постоянная путаница между данными понятиями в состоянии привести к созданию большого количества происшествий, вызванных попыткой совершить обгон.

Видео: Обгон, опережение, встречный разъезд простыми словами

Каждый современный водитель понимает, что обгон справа на формальном уровне запрещен в актуальных на данный момент ПДД. Это правило принимается во внимание по умолчанию, несмотря на то, что в ПДД не сказано об этом.

По этой причине многие водители считают, что раз прямого запрета нет, он является разрешенным. Существует определенная норма по опережению транспортного средства с правой стороны.

Опережение такого плана напрямую связано с перемещением на встречную полосу. По той причине, что в нашей стране установлено левостороннее движение, это означает о том, что по факту в ПДД полностью отсутствует понятие обгона с правой стороны.

На деле это является свидетельством того, что российскими правилами не предусмотрены разрешенные и запрещенные ситуации справа.

На данный момент различается два основных вида опережения авто, каждое из которых разрешено правилами дорожного движения:

  1. Опережение автомобиля без изменения полосы движения . В этом случае транспортное средство опережает иное за счет большей скорости движения.
  2. Существует также опережения с выездом на иную полосу движения . Если перемещение совершается с левой стороны, опережение, которое предусматривает обгон, будет осуществляться с выездом на встречное движение. Если движение осуществляется по средней полосе, обгон допустимо производить по левой полосе.

В действующих правилах движения существует некоторое количество иных косвенных требований, не предоставляющих возможности совершать обгон справа . Исключением здесь составляют повороты и развязки налево, на основании чего приходится осуществлять движение слева едущего авто.

Если движение осуществляется с правой стороны, если есть желание обогнать транспортное средство с правой стороны, водителю потребуется предварительно выехать на обочину, что категорически запрещено ПДД.

Если движение осуществляется по средней полосе и, если хочется обогнать автомобиль с правой стороны, он сможет двигаться по правой полосе со скоростью, которая не превышает скорость движения авто, едущего по средней полосе.

На основании этого можно сделать вывод, что при данной манипуляции будет нарушен иной пункт ПДД, потому законодатель не предусмотрел отдельные пункты ответственности за совершения обгона справа.

Несмотря на отсутствие конкретных правил по обгону с правой стороны, делать это категорически запрещено . Это самые опасные маневры на дороге, которые могут привести к аварийным ситуациям!

В большинстве случаев обгон с правой стороны осуществляется по обочине или по тротуарам . Запрет на данные манипуляции обозначен в пункте 9.9.

Водитель в этом случае при попадании во внимание сотрудников ГИБДД, будет наказан штрафами одновременно за два нарушения – осуществление самого запрещенного маневра, а также за проезд по обочине и по тротуару.

Есть определенные послабления в данном случае, но относятся они к не к водителям транспортных средств, но к управляющим мопедами и велосипедами .

Им разрешено водить средства передвижения по обочине, если не предусмотрено специально для этой цели отведенных дорожек. Также разрешение на вождение транспортных средств распространяется на водителей, возраст которых достиг 14 лет.

Нет нужды перечислять и рассматривать случаи, касающиеся велосипедистов, более подробно стоит изучить ситуации, когда обгон осуществляются транспортные средства, которые оборудованы более мощными автомобильными двигателями.

Как только в современных ПДД появились определенные правки, возникли многочисленные споры относительно того, что нужно считать обгоном справа, а также насколько подобный маневр правомерен при разнообразных обстоятельствах.

Согласно классической формуле, обгон с левой стороны является одним из самых опасных, осуществляемых в процессе езды на авто маневров, он требует специальной подготовки.

Водители с большим опытом вождения в подобных ситуациях действуют автоматически. Действия при подобном маневре желательно осуществлять следующие :

Подобные манипуляции позволят избежать возможной опасности в виде автомобиля, который стоит или медленно едет по обочине. Кроме того, подобные маневры могут быть опасны в случае, если заканчивается подъем или отмечаются неблагоприятные погодные условия.

При совершении обгона с правой стороны подобные манипуляции выполнить будет достаточно сложно. При данной форме опережения, водителю обгоняющему и тому, кто обгоняет, будет очень сложно безопасно совершить процесс обгона авто с правой стороны.

Есть еще одна небольшая деталь, при обгоне справа. В черте города в данном случае с правой стороны находятся пути для передвижения трамвая .

Согласно правилам ПДД, рельсовые пути по своему статусу могут быть отнесены к сплошным полосам разделения.

Многие задаются вопросом, в каких случаях разрешен обгон справа. Здесь можно отметить, что совершать обгон с правой стороны, следуя по путям, можно только в двух исключительных случаях:

  1. С целью разгрузки дороги, если полосы сильно переполнены.
  2. Объезд или обгон.

Иные причины к описываемой теме не могут быть отнесены, соответственно, они не заслуживают внимания. Возможный заезд на пути встречного движения рельсового транспорта очень строго карается . Здесь обгон справа запрещен еще более строго.

Как такового, нарушения «обгон справа», не существует . Соответственно здесь не актуальны обычные наказания.

Многие водители при этом постоянно подают жалобы, что практика подобных обгонов является достаточно популярной.

Если водителя ловят на подобном процессе, штраф вменяется за такое нарушение, как перемещение на автомобиле по обочине.

Езда по тротуарам или по обочине дороги является нарушением административного правила. Водителю в этом случае назначается штраф, сумма которого составляет 1500 рублей.

Если в процессе разбирательства сотрудники ДПС установят не просто перемещение по обочине, но неправомерное опережение, штраф за обгон справа будет составлять 5000 рублей.

Если водитель в процесс обгона транспортных средств совершает проезд по трамвайным путям, за такое нарушение может быть назначен штраф в сумме 5000 рублей или лишения прав на срок до 6 месяцев.

Штрафы за перемещение по обочине не назначаются в случаях, если данная форма перемещения является вынужденной.

Причиной для этого могут послужить такие факторы, как повреждения на дорожном полотне, аварийные ситуации, перекрывающие и блокирующие нормальный проезд.

На основании всего сказанного выше можно сделать вывод, что при возникновении необходимости совершить объезд какого-либо препятствия или едущего автомобиля с правой стороны, не запрещается современными правилами движения.

Если все же появилась необходимость осуществить опережение справа, желательно обратить внимание на такие факторы проявления осторожности . Вот самые основные из них:

Необходимо знать, как лучше повести себя в случае, если осуществляется обгон справа иным участником дорожного движения. Не стоит совершать резких движений и звуков, лучше дать нарушающему закон водителю спокойно совершить обгон с правой стороны.

Безопасность всегда должна быть в приоритете! Кроме того, водитель, который препятствует иным участникам движения совершать маневр, понесет определенную административную ответственность.

Подводя итоги

В процессе передвижения по трассе от водителя требуется предельная внимательность, четкое соблюдение правил дорожного движения.

Необходимо помнить, что все пункты ПДД созданы по большей части на основе реальных случаев тех водителей, которые попадали в сложные аварийные ситуации.

Выезд на полосу встречного движения на участках, где это запрещено ПДД, влечет за собой привлечение к ответственности по статье 12.15 КоАП, предусматривающей наказание в виде лишения права управления. Перед совершением какого-либо маневра водитель должен четко понимать, что именно он совершает - обгон или опережение.

Обгон - опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы. Опережение производится без выезда из занимаемой полосы. Рассмотрим типичный случай: Дорога с широкой обочиной имеет по одной полосе для движения в каждом направлении, эти полосы разделены сплошной линией разметки 1.1. Водитель грузовика, идущего впереди, замечает за собой легковой автомобиль и смещается вправо, возможно, даже с выездом на обочину, включает правый указатель поворота, показывая таким образом намерение пропустить автомобиль. Убедившись в безопасности маневра, с учетом ширины проезжей части водитель легкового автомобиля совершает опережение идущего впереди транспортного средства. Через 500 м его останавливает инспектор ДПС и вменяет нарушение, которое заключается в выезде на полосу встречного движения с целью обгона. К чему приведет спор с инспектором, неизвестно, но подготовиться к составлению протокола об административном правонарушении крайне важно. Первое, что необходимо сделать, - это записать номер грузового автомобиля, который вы опередили.

Инспекторы редко утруждают себя остановкой свидетелей и никогда не делают этого, если не уверены в отсутствии состава правонарушения со стороны остановленного водителя. Понятно, что с расстояния 500 м и более, а на некоторых участках и с 300 м невозможно объективно определить, что именно совершил водитель - обгон или опережение, а также установить тот факт, был ли совершен выезд на полосу встречного движения в результате маневра. Как известно, на видимость влияют рельеф местности, погодные условия и, в конце концов, зрение инспектора ДПС. Если было совершено опережение, а автомобиль, который вы опередили, не был остановлен ДПС и его водителя не привлекли в качестве свидетеля, то действовать придется вам самим. Как правило, подобные нарушения вменяются на трассе, следовательно, практически всегда можно попытаться догнать этот грузовой автомобиль после составления протокола и получить от него письменные объяснения - к счастью, шоферская взаимовыручка все еще существует. Помимо объяснений, в которых будут указаны все данные водителя, включая контактный номер телефона, необходимо сделать фотографию данного грузового автомобиля на общем фоне трассы с целью идентификации участка.

В городе, на разных участках дороги, встречается вполне типичная ситуация, при которой два автомобиля свободно помещаются на одной полосе. Опережение совершается в момент, когда находящийся справа автомобиль смещается к обочине или тротуару. Оформление правонарушения, которого на самом деле и не было, происходит по описанной выше схеме. В первом и втором случаях не помешает и проведение еще одной процедуры - замера участка ширины проезжей части с целью подтверждения возможности расположения двух транспортных средств, следующих в попутном направлении, на одной полосе, как с захватом обочины, так и без ее захвата. Согласно СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги" ширина полос определяется категорией дороги и может составлять 3,75 м, 3,5 м и 3 м. В СНиП 2.07.01-89 "Застройка городов" указано, что для проездов возможна ширина 2,75 м. ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения" гласит: "Ширина размечаемой полосы движения должна быть не менее 3,00 м. Допускается уменьшать ширину полосы, предназначенной для движения легковых автомобилей, до 2,75 м при условии введения необходимых ограничений режима движения".

Зная о том, какой автомобиль вы опередили, не выезжая на полосу встречного движения, укажите в протоколе, что в присутствии ДПС были проведены замеры ширины проезжей части. Эти данные подкрепите фото- или видеосъемкой, а также подписями свидетелей, среди которых могут быть родственники, друзья или пассажиры управляемого вами автомобиля. Следует рассмотреть и другую особенность, при которой водителю вменяется выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, - то есть обгон в зоне действия знака 3.20 "Обгон запрещен". Частая ситуация: участок дороги на реконструкции. Дорога широкая - визуально устанавливаем, что имеется минимум два ряда для движения в каждом на правлении. Разметки нет. У въезда на участок висит знак 3.20 "Обгон запрещен". Водителя машины, движущейся в крайнем левом ряду, сотрудники ГИБДД останавливают и обвиняют в нарушении требований дорожного знака 3.20 "Обгон запрещен", при этом еще и настойчиво угрожают лишением прав, например вымогая взятку.

К сожалению, опираясь на разъяснения постановлений Пленума Верховного Суда РФ, инспекторы трактуют обозначенный маневр или траекторию движения как нарушение требования дорожного знака 3.20 "Обгон запрещен" и составляют протоколы с квалификацией нарушения по п. 4 статьи 12.15 КоАП. О неправомерности такой квалификации говорить не приходится, но хотелось бы отметить, что делается это только отчасти осознанно ввиду необходимости выполнения количественного показателя по протоколам, а отчасти и по неграмотности: незнание инспекторами ПДД - давно установленный факт! Тем не менее, как вести себя в подобной ситуации? Необходимо разобраться и установить позицию поведения в суде при таких обстоятельствах. В ситуации, когда отсутствует разметка, водитель обязан руководствоваться п. 9.1 ПДД , то есть определить мнимую осевую линию, разделяющую транспортные потоки. Только вот что это такое - мнимая осевая линия? Для инспектора она одна, для водителя - другая.

Необходимо установить, что количество полос для движения больше одной в каждом направлении и выезд на встречную полосу при совершении маневра не производится. Обратите внимание на то, как вы попали в зону действия знака 3.20 "Обгон запрещен". Если широкая дорога не имеет сужения и при этом внезапно появился знак, когда вы движетесь по крайней левой полосе, продолжайте движение. Обгон при этом не совершается. Речь идет об опережении (обгон связан с выездом из занимаемой полосы, а опережение производится без выезда из нее). В таком случае даже привлечение к ответственности по статье 12.16 КоАП будет считаться необоснованным. Если протокол по п. 4 статьи 12.15 все же составляется, берите мобильный телефон или фотоаппарат и фотографируйте участок дороги, предлагайте сотруднику ДПС перекрыть поток транспортных средств для измерения ширины всего дорожного покрытия. Если протокол составлен, нарисуйте схему с указанием полос и движением вашего транспортного средства.

К материалам дела обязательно нужно будет приложить фотографии, при этом следите за тем, чтобы на одной из фото был четко виден автомобиль ДПС с госномером. Знак 3.20 "Обгон запрещен" действует до первого перекрестка или, если он установлен в населенном пункте, в котором отсутствуют перекрестки, до конца этого населенного пункта. Пункт 1.3 ПДД обязывает водителей знать и выполнять требования знаков и разметки. Обычно знак 3.20 устанавливают на участках дорог с плохой видимостью встречного транспорта, и зона действия знака в таком случае определяется протяженностью опасного участка. Очень часто знак "Конец зоны действия" или "Снятие всех ограничений" устанавливают буквально за 50 м до перекрестка. Водитель начинает обгон, совершает его на самом перекрестке и завершает вновь в зоне действия знака 3.20 на сплошной линии разметки. В таком случае приходится рассматривать весь участок и определять наличие или отсутствие других информирующих водителя дорожных знаков.

Знак должен быть установлен на высоте от 1,5 до 3,0 м сбоку от проезжей части вне населенных пунктов . Если знак установлен на меньшей или большей высоте - это нарушение требований стандартов. Именно из-за этих нарушений вы могли его просто не видеть, следовательно, привлечение к ответственности будет считаться незаконным. 5-сантиметровое расхождение - это уже нарушение закона, ведь строгий диапазон определен и нарушать его нельзя. Одним из показателей установки знака 3.20 является то, что он устанавливается в начале зоны действия, а для автомобилей, движущихся по встречной полосе, на этом же участке должна начинаться зона, на которой обгон разрешен, то есть должен быть установлен знак 3.21 или "Конец зоны всех ограничений". Итак, если знак установлен вне зоны ограниченной видимости, а также в случае нарушения требований по его установке, в том числе и по причине его частичного или полного повреждения, руководствуйтесь законами, опирайтесь на нормативно-правовые акты, при помощи которых можно доказать отсутствие состава административного правонарушения.

Водитель может опираться и на Закон О безопасности дорожного движения .
Статья 22. Требования по обеспечению безопасности дорожного движения в процессе его организации.
1. Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
4. Единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Статья 30.2: Государственный надзор и контроль осуществляются в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ и законодательства субъектов РФ, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения.
Таким образом, закреплен контроль за соблюдением ГОСТа в качестве одной из основных обязанностей, возложенных на сотрудников ГИБДД. В целом это указывает на то, что инспектор обязан знать, как именно должен быть установлен знак 3.20 "Обгон запрещен" согласно ГОСТу, и в случае выявления нарушений, допущенных при его установке, зафиксировать данный факт. Этот же сотрудник обязан обеспечивать бесперебойное, безопасное и беспрепятственное движение транспортных средств. Следовательно, при обнаружении знака, установленного с нарушением требований ГОСТа, он обязан разгружать проезжую часть, разрешая совершение маневра обгона как методом регулировки движения, так и обязав дорожную службу установить временный дорожный знак, разрешающий обгон на данном участке. Если инспектор начал составлять в отношении вас протокол об административном правонарушении, не поленитесь напомнить, что своими действиями он создает состав правонарушения по статье 12.35 КоАП .

Статья 12.35. Незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию .
Применение к владельцам и водителям транспортных средств, другим участникам дорожного движения не предусмотренных федеральным законом мер, направленных на ограничение прав на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч рублей; на должностных лиц - двадцати тысяч рублей.
А измерять габариты можно обычной телескопической линейкой. Факта, подтверждающего поверку указанной в протоколе телескопической линейки, в материалах дела не будет, равно как и копии сертификата на данное средство измерения. В первом случае становится непонятным, соответствуют ли указанные на планке данные о количестве метров, сантиметров, миллиметров, не указана ли возможная погрешность, а во втором случае вообще невозможно установить изготовителя линейки. При проведении замеров обычно не привлекают свидетелей и понятых, способных подтвердить факт осуществления метрологического контроля (замера) с использованием именно этого средства измерения, - для вас это большой плюс. Даже если такие лица будут привлечены, что именно они смогут подтвердить кроме факта самого замера? Помимо этого любой используемый для измерения прибор должен быть утвержденным и внесенным в список или реестр средств измерения для использования органами ГИБДД, равно как и отдельными должностными лицами, отвечающими за безопасность дорожного движения.

Обгон - безусловно, самый опасный из маневров, которые водитель может осуществить во время движения на транспортном средстве. Несмотря на простоту этого понятия, далеко не все водители понимают его смысл. Давайте разберемся, что такое обгон и как его выполнять, чтобы никто не пострадал! Начнем с терминологии.

Что такое обгон и чем он отличается от опережения?

Прежде чем приступить к обзору основных правил касающихся обгона, давайте определимся с терминами. Итак, обгон - маневр, связанный с выездом на полосу встречного движения, с целью опережения другого транспортного средства, с последующим возвращением на ранее занимаемую полосу. Многие водители путают такие понятия, как обгон и опережение, что часто приводит к проблемам с представителями закона.

Опережением называется движение автомобиля со скоростью большей, чем у попутного транспортного средства.

Таким образом, обгон является частным случаем опережения, но опережение не всегда является обгоном. Главная отличительная черта обгона - выезд на встречную полосу. Он актуален в том случае, если дорога имеет по одной полосе в каждую сторону. Если полос две и больше, всегда есть возможность осуществить опережение, не прибегая к выезду на встречную полосу.

Раньше было правило, которое звучало следующим образом: «Обгон разрешается осуществлять только с левой стороны». Оно абсолютно не логично, так как с правой стороны не может быть встречной полосы. Этим правилом пользовались недобросовестные представители ГИБДД, штрафуя неискушенных водителей за опережение по правой полосе и выдавая его за неправильный обгон.

Опережение является куда более безопасным маневром, нежели обгон, поэтому оно разрешается практически всегда. А теперь давайте рассмотрим, как правильно выполнять маневр, который мы сегодня описываем.

Подготовка к обгону

Прежде чем приступить к маневру, водитель в обязательном порядке должен убедиться в том, что встречная полоса свободна на расстоянии достаточном для маневра, который не создаст помех другим участникам движения. При этом всегда стоит рассчитывать время и расстояние с запасом. Чем больше запас, тем лучше. Не стоит надеяться, что водитель попутного транспортного средства или тот, кто движется на вас по встречной полосе, будут притормаживать. Они не обязаны этого делать.

Выполнение обгона

Вообще, выезд на полосу встречного движения всегда связан с неким риском, ответственность за который несет тот водитель, который делает обгон. Если происходит ДТП, виноват именно он. Исключениям является тот случай, когда водитель попутного транспортного средства (ТС) преднамеренно мешает обогнать себя (ускоряется, «виляет» и т. д.). По правилам препятствовать обгону нельзя.

Правилами запрещается осуществлять обгон в тех случаях, когда скорость вашего авто недостаточно велика. К примеру, если попутная машина движется со скоростью 85 км/ч, а ваша - 90 км/ч, то чтобы опередить ее, вам потребуется, по меньшей мере, 180 метров. При этом встречная полоса должная быть свободна хотя бы на 360 метров (дополнительные 180 метров для встречного авто). В случае, когда водитель выполняет двойной обгон (опережает сразу два транспортных средства), стоит увеличить данное расстояние как минимум в два раза. Если вы опережаете авто медленно, лучше отказаться от маневра, так как впоследствии, вернувшись на свою полосу, вы сами будут этому авто мешать. Кстати говоря, двойной обгон, согласно правилам, можно осуществлять только в том случае, когда при завершении первого маневра вам придется тут же приступить ко второму.

Обгон запрещен

Сейчас мы рассмотрим те случаи, когда обгон запрещен с точки зрения дорожной ситуации, то есть, когда нет таких запрещающих факторов, как знаки, разметка и прочее.

Итак, обгон запрещен когда:

  1. Попутное транспортное средство, движущееся спереди, производит объезд препятствия или обгон.
  2. Это же ТС первым подало левый сигнал поворота.
  3. ТС, движущееся сзади, начало вас обгонять.
  4. При завершении маневра вы не сможете вернуться на свою полосу, не создавая при этом помех попутному ТС.

Таким образом, все эти правила можно свести в одно: "Обгон запрещен в том случае, если попутные ТС (спереди или сзади) раньше вас начали маневрировать".

Места, где обгон запрещен

Водители часто забывают, где можно, а где нельзя осуществлять данный маневр, что может привести к неприятным последствиям.

Места, в которых запрещен обгон:

  1. Регулируемые перекрестки и нерегулируемые перекрестки в том случае, если вы движетесь по второстепенной дороге.
  2. Пешеходные переходы.
  3. и прилегающие к ним 100 метров дороги с каждой стороны.
  4. Мосты, путепроводы, эстакады и тоннели.
  5. Опасные повороты, вершины подъема и прочие участки с ограниченной видимостью.

Перекресток

На всех данный маневр запрещен. Напомним, что регулируемыми называются те перекрестки, очередность движения на которых устанавливается светофором. Если светофора нет (или он не работает), а есть знаки приоритета, то перекресток относится к нерегулируемым. На таком перекрестке обгонять можно, но только в том случае, если вы едете по главной дороге.

При этом главная дорога не должна менять направление. Если она меняет направление, а вы движетесь прямо, то при проезде перекрестка вы должны действовать по правилу «правой руки». Еще один фактор, который может помешать совершить обгон на при движении по главной дороге - прилегающий к перекрестку пешеходный переход. Обгон на пешеходном переходе запрещен в любом случае.

Обгон на перекрестке наиболее актуален в том случае, если попутное ТС, движущееся спереди, поворачивает направо. Для этого ему приходится замедлиться. А следующее за ним ТС, чтобы не тормозить, может обойти его по встречной полосе. Здесь стоит сразу же удостовериться в наличие знака «Главная дорога» и отсутствии перехода. Помните, что обгон на переходе всегда запрещен! Стоит отметить, что водитель ТС, которое в это время поворачивает налево с второстепенной дороги, рискует столкнуться с машиной, выполняющей обгон. Поэтому, выезжая с второстепенной дороги, нужно убедиться, что никто не обгоняет машину, поворачивающую с главной дороги направо.

Мост, эстакада, путепровод и тоннель

На всех перечисленных участках дороги выполнять опережение с выездом на полосу встречного То же самое касается и участков под данными сооружениями. Иногда небольшие мосты могут быть вовсе не заметными, и водитель, выезжая на встречную полосу, их попросту не видит. При этом за пределами населенного пункта идентифицировать мост еще сложнее, так как его границы могут не обозначаться соответствующими знаками. Это еще раз подчеркивает тот факт, что выполняя обгон, стоит быть чрезвычайно осторожным.

Участки с ограниченной видимостью

Как вы уже поняли, обгонять попутное ТС запрещено на опасных поворотах, вершинах подъемов и прочих участках с плохой видимостью. Наличие крутого подъема или резкого поворота обычно предупреждается соответствующими знаками. При этом стоит учесть, что обгонять запрещено на вершине любого подъема, то есть, он не обязательно должен быть крутым.

Вообще, ограниченной видимостью, согласно ПДД, называют видимость, ограниченную рельефом местности, растительностью, геометрическими параметрами дороги, сооружениями и прочими объектами, в том числе другими ТС. Таким образом, данное понятие весьма расплывчато. Всегда стоит ориентироваться на свой разум, особенно в таком деле, как обгон, где все зависит от грамотно просчитанного времени, расстояния и скорости, и, конечно же, опыта.

и разметка

Обычно все перечисленные выше факторы, запрещающие обгон, подтверждаются соответствующими знаками и разметкой. Перед опасными участками почти всегда стоит знак «Обгон запрещен». Знаки могут не стоять, разве что перед пешеходным переходом. В этом случае действует сплошная разметка. А если ее нет, просто помните, что обгон на пешеходном переходе запрещен! Таким образом, как правило, чтобы удостовериться в правомерности маневра, достаточно убедиться в отсутствии знака «Обгон запрещен», сплошных линий разметки.

При этом если вы начали обгон, и уже двигаясь по встречной полосе увидели, что прерывистая линия, разделяющая два направления, переходит в сплошную, лучше отказаться от маневра и вернуться на свое место. Такой маневр будет расцениваться как обгон через сплошную линию. Часто водители начинают обгон грузовика, а он своим кузовом закрывает знак «Обгон запрещен». В этом случае доказать представителям закона свою правоту будет довольно сложно.

Часто водители обращают внимание на знаки, но пренебрегают разметкой. Стоит отметить, что если дорожная ситуация позволяет сделать обгон, но разметка запрещает, к примеру при проезде перекрестка, от маневра стоит отказаться. Обгон через сплошную линию может повлечь за собой серьезные санкции.

Этикет на дороге

Итак, мы уже знаем, что такое обгон с правовой точки зрения. Теперь поговорим о важной составляющей, без которой жизнь автомобилиста была бы куда менее комфортной - этикете. На дороге всегда стоит помнить об уважении к другим участникам движения. Обгон - довольно опасный маневр, поэтому не нужно мешать тому, кто пытается вас обгонять. У опытных дальнобойщиков есть несколько негласных правил этикета касательно обгона. Во-первых, они включают правый сигнал поворота, чтобы показать машине едущей сзади, что она может их беспрепятственно обогнать. Это сильно выручает, ведь порой за огромным грузовиком сложно проанализировать ситуацию на встречной полосе. Во-вторых, когда выполнять обгон опасно, дальнобойщики включают левый сигнал поворота, предупреждая водителя едущего сзади. Они могут это сделать также в случае, когда справа стоит знак «Обгон запрещен», но задний водитель его не видит. Эти же манеры перекочевали и к водителям легковых ТС. Поэтому, планируя обгон, стоит взглянуть на сигналы поворота обгоняемой машины. И не забудьте, осуществив завершение обгона, поблагодарить других участников движения за оказанную помощь.

Заключение

Сегодня мы напомнили себе, что такое обгон, чем он отличается от опережения, и какими правилами регламентируется. Напоследок хочется сказать, что за нарушение правил в условиях полного контроля над ситуацией человек может заплатить штраф. А при неграмотном поведении на дороге (в том числе в рамках правил) можно и жизнь потерять. Поэтому, осуществляя то или иное действие на дороге, стоит убедиться в том, что оно не будет угрожать вашей безопасности и безопасности других участников движения. И не забывайте о вежливости!

Обгон представляет собой опережение одного, или нескольких попутно двигающихся транспортных средств, которое сопровождается выездом на встречную полосу движения с последующим обязательным возвращением на свою полосу движения, или сторону проезжей части.

Опережение - это движение с превышением скорости относительно попутных автомобилей, которое выполняется в пределах своей полосы движения.

В чем разница?

С точки зрения Правил дорожного движения, обгон и опережение - это далекие друг от друга термины. В связи с тем, что обгон связан с выездом на «встречку», он по праву считается одним из самых опасных маневров на дороге.

В отличие от обгона, опережение разрешается выполнять как слева, так и справа (на дорогах с несколькими полосами движения в одном направлении). Кроме того, его можно выполнять практически в любой ситуации и его запреты регламентируются очень редко, или когда все полосы заняты транспортом. Возможности же для обгона часто ограничиваются дорожными знаками и разметкой.

Опережение не всегда связано со сменой полосы движения, то есть если вы по своей части дороги проезжаете мимо попутного транспортного средства на большей скорости, то это все равно опережение. А вот перестроение уже связано с выездом из занимаемой полосы, или дорожного ряда, хотя первоначальное направление движения сохраняется.

Среди основных характеристик обгона можно выделить следующие:

  1. Обгон - это вид опережения, любой обгон - это опережение, но не всякое опережение - это обгон.
  2. При обгоне транспортное средство всегда выезжает в зону встречного движения.
  3. При окончании обгона обязателен возврат авто на полосу, ранее им занимаемую.
  4. Согласно п.14.1 Правил дорожного движения обгон транспортного средства разрешается осуществлять только слева.

Как правильно обгонять?

Самый правильный и безопасный обгон - это быстрый обгон. Чем больше разница скоростей между опережающей и опережаемой машинами, тем быстрее вы завершите маневр, так что если даже перед вами свободная «встречка», а ваш попутный автомобиль движется равномерно, не поленитесь увеличить свою скорость на 20-30 км/ч. Немного разогнавшись, включите левый указатель поворота и посмотрите в левое наружное зеркало, чтобы удостовериться что вас по встречной полосе самих никто не обгоняет. Если и спереди, и сзади все чисто - можете выезжать и начинать маневр.

Если дорожная ситуация перед обгоняемым автомобилем не безопасна (большие выбоины на дороге, посторонние предметы и пр.), то быстро возвращайтесь на свою полосу. Если все хорошо, тогда оперативно перегоняйте автомобиль и с правым поворотом возвращайтесь в свою полосу, предварительно осмотревшись в правое зеркало (нередко там могут появиться мотоциклисты, или опережаемое авто может ускориться).

Как вести себя, если вас обгоняют?

В первую очередь, не мешайте водителю, который вас обгоняет. Его действия потенциально не менее опасны для вас, чем для него. В случае чего, ему придется уворачиваться именно вправо, то есть в вашу сторону. Конечно, не прибавляйте скорость, не начинайте ни с кем «соревноваться». Будет лучше, если вы даже немного сбавите ход и слегка приблизитесь к обочине. Если перед вами плохая дорога или опасность, включенным левым поворотом вы можете дать соседям по транспортному потоку понять, что совершать сейчас маневр не стоит, и с ним нужно немного повременить. Не думайте, что таким своим поведением вы делаете услугу кому-то другому. В первую очередь, вы сами избегаете потенциально опасной аварийной ситуации возле собственного автомобиля.

В некоторых случаях опытные водители не в состоянии четко понять, обгон и опережение в чем разница, что значат данные понятия .

С подобными сложностями часто сталкиваются опытные водители и тем более начинающие. Нередко отсутствие подобных знаний ведет к неожиданной встрече с инспекторами и к аварийным столкновениям.

Транспортное средство, как показывает практика, является источником повышенной опасности, потому водитель в процессе осуществления им соответствующего маневра должен четко понимать, что он делает – обгон или опережение.

Понятия обгона и опережения

Перед тем как изучить особенности и отличия обгона и опережения, необходимо выяснить, что обозначают данные понятия, то есть, что такое обгон и что такое опережение.

Опережение – это движение по трассе транспортного средства со скоростью, превышающей рядом едущие автомобили . Подобный маневр производится строго в границах своего положенного движения.

Обгон – определенная форма опережения одного, двух и более автомобилей с одновременным выездом на противоположную полосу и с обязательным возвращением на свою исходную полосу или часть проезжей части.

Обгон далеко не всегда является нарушением ПДД. Если дорожная разметка позволяет осуществлять данный процесс, если нет запрещающих обгон знаков, если обгон проводится по всем правилам, он не будет нарушением закона.

Разница между обгоном и опережением

Отвечая на популярный вопрос, в чем заключается разница и отличие между опережением и обгоном, можно отметить, что с точки зрения стандартного ПДД, это принципиально разные термины и действия. Вот чем отличается обгон от опережения по правилам ПДД.

Сразу стоит отметить, что обгон является более опасным маневром.

В этих случаях он напрямую связан не только с обычным опережением рядом перемещающихся автомобилей, но с такими сопутствующими процессами, как:

  • маневрирование влево;
  • выезд на стандартную встречку или на рядом идущую полосу;
  • последующее возвращение на исходную трассу.

К осуществлению стандартного обгона требуется относиться с особой внимательностью, так как в ПДД существует достаточно большое количество ограничений и запретов на совершение данного процесса.

Опережение – это движение, которое выполняется в границах принадлежащей водителю по правилам проезжей части.

При этом скорость движения превышает скоростные показатели рядом едущих транспортных средств.

В данном случае не предусмотрен выезд на рядом идущую встречную полосу, соответственно нет возвращения автомобиля на ранее занимаемую им дорожную полосу и сторону.

Порядок действий при совершении обгона или опережения – это не единственное отличие данных операций. Одним из основных отличий обгона от опережения является то, что второе можно осуществлять, как с левой стороны, так и справа.

Кроме того, обгон, как маневр, самым строгим образом ограничен ПДД, более того, запрещен в большинстве ситуаций. Для опережения подобных ограничений не существует. Водители имеют право совершать его в какой угодно ситуации.

Исключением может являться только очень плотное движение, когда все полосы на трассе заняты средствами передвижения.

Видео: ПДД 2019. Тема: Обгон, опережение, встречный разъезд простыми словами

В качестве заключения можно отметить, какие существуют наказания за не неправильный обгон.

Точно прописанных санкций за неправильно осуществленный обгон современный административный кодекс не предусматривает. При этом не нужно забывать о том, что выполнение автомобильного обгона может сопровождаться стандартным выездом на полосу идущего навстречу движения.

В 2019 году для наказания водителя задействуется статья 12.15 ч. 4. В зависимости от сложности нарушения водителю может быть назначен штраф, достигающий 5000 рублей . Также это может быть лишение человека водительского удостоверения примерно на 4-6 месяцев.

Заключение

Подводя итоги, можно отметить, что ПДД не нужно рассматривать частями. Изучение установленных правил подобным образом возможно, но, чтобы полностью понять свод условий, потребуется комплексно соблюдать все требования.