История создания эмблемы Rolls-Royce. Дух экстаза. История знаменитой статуэтки Ох уж эти французы


«Дух Экстаза», «Эмили», «Серебряная леди» или даже «Элли в ночнушке» - каких только имен и забавных прозвищ не давали статуэтке, которая традиционно красуется на капоте Роллс-Ройса. Первая подобная статуэтка была установлена в 1911 году по эксклюзивному заказу барона де Монтегю. Прототипом для нее стал образ его любовницы - Элеаноры Веласко Торнтон . Статуэтка сохранила образ Элеоноры на целое столетие, но земная жизнь девушки оборвалась трагическим образом в молодости.






Мода на статуэтки на капотах пришла в начале ХХ века. Изначально такие украшения могли себе позволить только аристократы и богачи. Позже автомобильные фирмы поняли привлекательность таких статуэток и стали использовать их как отличительный знак.



Автором первой статуэтки был скульптор Чарльз Сайкс, для него «Элли» символизировала любовь к скорости, она была крохотным божеством-покровителем автомобилиста, увлеченная движением, обожающая путешествия. Барон де Монтегю – заядлый автолюбитель и автор первого справочника по вождению – был уверен, что «Элли» на капоте принесет ему удачу.



Первый вариант статуэтки, созданной Сайксом, назывался «Шепот», поскольку полуобнаженная девушка стояла, прижав палец к губам. Второй получил уже современное название «Дух Экстаза». Появление барона де Монтегю на публике за рулем своего авто, украшенного крылатой статуэткой, в свете сочли очередной прихотью богача. Однако фигурка была столь хороша, что многим пришлась по душе. По истечении ста лет «Дух экстаза» не утратил своей популярности.



Спустя сто лет, первые статуэтки стали объектами коллекционирования, поскольку каждая из них – уникальна. Процесс их создания всегда был кропотливым. Фигурку девушки отливали из сплава олова или свинца, бронзы или нержавеющей стали. Богачи могли себе позволить даже серебряные или золотые талисманы. Технологический процесс изготовления статуэток тоже был непрост: заливали фигурку в форму, которую позже разбивали, чтобы достать заготовку. После ее полировали измельченными вишневыми косточками. Именно поэтому найти две одинаковые – невозможно. Первые скульптуры Сайкс подписывал лично, сегодня они представляют особый интерес для антикваров.



Генри Ройс – один из братьев-основателей легендарной автомобильной фирмы – насторожено относился к идее украшать капот статуэтками. Он долго противился тому, чтобы хоть что-то нарушило лаконичный внешний вид авто. Однако со временем даже Ройс признал, что «Дух Экстаза» достоин того, чтобы стать символом автомобилей марки Роллс-Ройс. Правда, показательно, что на капот своего автомобиля он так и не установил «Элли».



Что касается истории любви барона и Элеаноры, то она оказалась трагической. В 1915 году барон пригласил любовницу в путешествие в Индию. Казалось, настал тот момент, когда они смогут, наконец, побыть вместе, не скрывая отношений. Однако по пути следования к далеким берегам произошла страшная трагедия: у побережья острова Крит лайнер, на котором находились путешественники, торпедировала немецкая подводная лодка. Все случилось молниеносно: корабль ушел под воду за несколько минут, и более 300 пассажиров из 500, находившихся на борту, погибли, не успев добраться до спасательных шлюпок. Немецкая подлодка действовала с грубым нарушением правил, что и привело к трагедии: предупредительный выстрел сделан не был.

– фигурка богини Ники на капоте. Она более века украшает эти уникальные машины.

История сохранила имя девушки, ставшей моделью для «Летящей леди», – это Элеонора Веласко Торнтон. Она была подругой барона Джона Дугласа-Скотта-Монтегю – известной личности в автомобильных кругах начала XX века. Джон руководил Британским королевским автоклубом и издал уникальное пособие по управлению машиной. Именно Монтегю приобрел один из первых Rolls-Royce – четырехместный фаэтон, кузов которого изготовили в ателье «Баркер».

Как и многие автомобилисты начала XX века, Монтегю увлекался автоспортом. В 1908 году он принял участие в гонке длиной 1000 миль! Это и сейчас очень большой пробег, а по тем временам тем более. Rolls-Royce Type 70 40/50HP пришел первым, и барон поднялся на пьедестал почета.

Джон Монтегю был представителем высшего света Англии. На своем Rolls-Royce он возил короля Эдуарда, и именно его автомобиль с двойным «R» первым в истории марки въехал в ворота английского парламента.

Барон был богат, хорош собой, имел любимую машину и любимую женщину. Однажды он решил на капоте своего Rolls-Royce разместить женскую фигурку. За работу взялся товарищ Джона – скульптор Чарльз Сайкс. В выборе модели Монтегю не сомневался – ею стала Элеонора Торнтон. И вот в 1911 году на улицах Лондона появился автомобиль с прекрасной статуэткой в виде полуобнаженной женщины, прикладывающей палец к губам. Скульптор назвал свое творение «Шепот». Многие считали это прихотью барона, попыткой и без того превосходную машину сделать еще и уникальной.

Но управляющему компанией Rolls-Royce Клоду Джонсону идея понравилась, и он попросил Сайкса вновь поработать над статуэткой. Джонсон считал, что лучше всего для воплощения его замысла подходит статуя богини Ники из Лувра. Однако натурщицей вновь стала Элеонора Торнтон. Свое творение Сайкс назвал «Дух экстаза». Ему принадлежат следующие строки: «Это грациозное маленькое божество, Дух Экстаза, которое избрало путешествие по дороге как величайшее озарение и нашло свое место на носу «Роллс-Ройса», дабы вдыхать ветер и слышать музыку колышущихся занавесей…». Да, видимо, не только Джон Монтегю был влюблен в прекрасную Элеонору. Чарльз Сайкс тоже подвергся ее чарам…

Увы, счастье влюбленной пары было недолгим. В 1915 году молодые люди решили посетить Индию, выбрав для путешествия корабль «Персия». 30 ноября германская подводная лодка атаковала судно. Ее командир счел, что «Персия» относится к военным кораблям, и не предупредил о нападении, как этого требовали морские законы. Последствия оказались трагическими: судно стало стремительно тонуть, экипажу не хватило времени даже спустить на воду шлюпки. На корабле находился 501 человек, и 330 из них не вернулись из плавания. Барона Монтегю спасло чудо, а Элеонора Торнтон, увы, пропала.

Она ушла из жизни, но осталась жить на автомобилях Rolls-Royce.

«Дух экстаза» украшает все автомобили Rolls-Royce. Для изготовления фигурки использовали разные материалы – баббит, бронзу и сталь. Были серебряные и золотые варианты – да, владельцы Rolls-Royce могут себе позволить любые украшения. По сложившейся традиции изготовленную статуэтку мастера полируют перемолотыми вишневыми косточками.

Ника меняла форму. В 1934 году из соображений безопасности – стоящая фигурка мешала водителю следить за дорогой – появилась коленопреклоненная статуэтка, но затем вновь вернулась летящая.

Как и век назад, Элеонора Торнтон продолжает вдыхать ветер и слушать музыку колышущихся занавесей…

Благодаря пружинному механизму в основании современная версия «Духа экстаза» при малейшем контакте с препятствием «уезжает» вниз, чтобы не нанести пешеходу травм. Уберечь элегантную леди от клептоманов помогает кнопка в салоне - стоит ее нажать, и фигурка спрячется в недрах капота

Символом британской королевской марки автомобилей Rolls-Royce является «Дух Экстаза» - склонившаяся вперёд богиня Ника. Эта статуэтка украшает абсолютно все модели марки, являясь их неотъемлемым атрибутом с 1923 года. Несмотря на то, что торговая марка Rolls-Royce и логотип в виде совмещённых букв RR принадлежат компании BMW, права на «Дух Экстаза», в соответствии с условиями продажи компании в 1998 году, остались за концерном Volkswagen. Сейчас статуэтки производят на заводе Polycast Limited в Саутгемптоне, отдельно от автомобилей.

Наклонившись чуть-чуть вперед, как бы сопротивляясь набегающему порыву ветра, она олицетворяет скорость и красоту. Фигурку изваял английский скульптор Чарльз Сайкс (Charles Sykes) в 1911 году.

Первоначально символ Rolls-Royce назывался «Олицетворение скорости». Также статуэтку называют «Летящая леди». Кроме того, статуэтка имеет шутливое прозвище «Элли в ночнушке». Моделью для статуэтки, выполненной английским скульптором Чарльзом Сайксом, послужила Элеанора Веласко Торнтон. Торнтон была секретарём и любовницей Джона Дугласа-Скотта-Монтегю, второго барона Монтегю-Белью. Он был энтузиастом автомобильной техники и другом Чарльза Роллса и инженера Фредерика Ройса - основателей компании Rolls-Royce.

Великобритания. Саутгемптон, Англия. Работник Polycast Limited Томас О’Донохью держит пылающую форму для статуэток. (REUTERS/Stefan Wermuth)

Первоначально статуэтку выливали из баббита, позднее - из бронзы и хромированной нержавеющей стали, но по специальному заказу изготавливаются фигурки из серебра и золота. Фигурка полируется вручную молотыми косточками черешни.

Существовало несколько модификаций фигурки, одна из которых, «коленопреклонённая», выпускалась с 1934 года. Это было связано с тем, что стоящая фигурка отвлекала водителя от дороги.

Великобритания. Саутгемптон, Англия. Томас О’Донохью у печи. (REUTERS/Stefan Wermuth)

Стоимость этой удивительной статуэтки на бампере автомобиля «Роллс-Ройса» составляет 5000 долларов США.

Про статуэтку всегда ходили легенды. Многие, например, верили, что «Дух» отливают из чистого серебра. Поэтому неудивительно, что статуэтку часто похищали грабители. Но это в прошлом. У нынешнего «Фантома» фигурка механизирована. Когда владелец покидает машину, статуэтка скрывается в недрах радиаторной решетки. При ударе «Дух» тоже моментально прячется - на случай, если автомобиль наедет на пешехода.

В то время было модно украшать машины различными фигурками. Генри Ройс, однако, новое увлечение презирал и приходил в бешенство, когда встречал машины своей марки со статуэтками на капоте. Но в конце концов конструктора убедили, что лучше выпускать «фирменные» талисманы, чем наблюдать, как безгранична фантазия у владельцев Rolls-Royce.
Фигурка была разработана в феврале 1911 года и представляла собой девушку, чье платье порыв ветра развевает на руках-крыльях. Фигурку ждал мировой успех: на одном из престижных конкурсов она была признана лучшим талисманом в мире.

Столетиями любовь определяла развитие мирового искусства. За каждым шедевром стоит недосказанная история чувств, и у каждого она своя. Образы муз, окруженные таинственным ореолом, увековечены в произведениях литературы, живописи и музыки. И лишь одной было суждено обрести бессмертие в легендарном символе самой роскошной марки в мире.

В начале позапрошлого столетия лорд Монтегю, любитель роскошных автомобилей, основатель и редактор журнала «The Car Illustrated», поручил скульптору-модернисту Ч. Сайксу изготовить маскот для его Rolls-Royce. Моделью для талисмана стала личный секретарь лорда, превосходная Элеанора Торнтон, которая обладала красотой, интеллектом, характером, но социальный статус которой не позволял ей выйти замуж за лорда. Их чувства были полны страсти и не нуждались в словах и объяснениях, поэтому архитектор, вдохновлённый глубиной чувств мезальянса, воплотил образ Элеаноры в бронзовой статуэтке, робко приложившей пальчик к губам в знак тайны, связывающей судьбы помощницы и богатого лорда…

Элеанора Торнтон (слева) и Чарльз Сайкс (в центре)

Эту статуэтку, названную «Шёпот», Ч. Сайкс доработал в 1911 году, подарив ей еще больше динамичности, грации и вместе с тем новое имя. С этого момента она стала украшать капот каждого автомобиля Rolls-Royce. «Летящая леди», или «Дух экстаза» ─ таким стало новое имя талисмана. Однако сама мисс Торнтон не дожила до всемирной славы.

Элеанора Торнтон

Решившись на романтичный побег с возлюбленным, Элеанора трагически погибла при кораблекрушении у берегов Крита в 1915 году. Предполагалось, что лорд Монтегю также утонул, однако он выжил и с большим удовольствием наслаждался чтением своего некролога в «The Times». Лорд Монтегю сохранил в сердце воспоминания о своей Элеаноре, а ее образ обрел бессмертие в статуэтке «Летящей леди», воплотившей эту трагичную и прекрасную историю любви.

С тех пор «Дух экстаза» стала символом марки, музой, вдохновившей дом Rolls-Royce на уникальные творения. В честь столетия талисмана марка заказала у известного художника Джона Ранкина серию из ста фоторабот, раскрывших новое видение легендарного образа.

Фото из серии «Дух Экстаза», фотограф Джон Ранкин

А в прошлом году Rolls-Royce решила оживить «Летящую леди» в автомобиле будущего. Так, Элеанора стала искусственным интеллектом и голосом нового концепта беспилотного Rolls-Royce 103 EX, а вместе с тем надежным помощником каждого владельца Rolls-Royce. Позже дом Rolls-Royce отдал дань «Духу экстаза» в короткометражном фильме, в котором оскароносная Кейт Уинслейт от лица «Летящей леди» рассказала о захватывающей истории зарождения марки.

Сегодня статуэтка «Дух экстаза» является одним из самых узнаваемых символов в мире, воплотивших в себе красоту, роскошь и дань вечной любви, безмолвно указывая путь каждому клиенту Rolls-Royce.