История марки Horch. Audi воскрешает бренд Horch: увлекательная история, которая стоит за этим именем Послевоенный закат компании

И стория создания компании Audi тесно связана с именем Августа Хорьха, талантливого инженера-конструктора и одного из пионеров немецкой и мировой автомобильной промышленности.

Август Хорьх родился 12 октября 1868 года в Германии в небольшом городе Винненден. Семья не была богата, его отец был кузнецом. Он отнюдь не считал образование своих детей первоочередной необходимостью. В тринадцать лет со школой было покончено, и Август стал помогать отцу в кузнице. Кузнечное ремесло не вдохновляло Августа, через три года он ушел из дома и устроился на вагоностроительный завод в Гейдельберге.

В молодости Август Хорьх сменил четыре или пять мест работы. В возрасте 20-ти лет, в 1888 году, Хорьх поступил в саксонское инженерное училище (техникум) в городе Митвайда, и после его окончания поступил сначала на работу на литейный завод в Ростоке, а затем в проектный отдел судостроительной компании в Лейпциге. Здесь судьба его впервые сводит с двигателями внутреннего сгорания, которые Германии и в частности этому заводу были необходимы для создания торпедных катеров как нового класса военных судов того времени.

В 1896 году произошло событие, которое, в конце концов, перевернуло всю его жизнь. Он впервые попал на мотогонки и с вожделением и завистью смотрел, как гоняются мотоциклы. После этого он подошел поговорить к техникам, занимавшимися этими аппаратами, которые были мало похожи на те, что мы видим сегодня. И здесь у Хорьха родилось желание попасть в одну из компаний, чьи мотоциклы были представлены на этих соревнованиях.

И Август Хорьх просто написал письмо Карлу Бенцу (изобретателю автомобиля), где просил принять его на работу в компанию “Benz & Cie”. Хорьх даже не думал, что это написание письма чем-то закончится, но через несколько дней он получил письмо и следом телеграмму с просьбой явиться к самому Бенцу, предстать перед ним и начать работу.

Но в компании “Benz & Cie” его ждало разочарование. Карл Бенц поручил ему заниматься двигателями внутреннего сгорания, но теми, которые стоят стационарно (генераторы и т.п.), а Август Хорьх хотел заниматься автомобилями. Но Бенц был непреклонен.

Однако это нисколько не убедило Хорьха, и уже в первый день он пробрался в лабораторию, где разрабатывались автомобили. Это не было огромным ангаром, а просто несколько не больших сарайчиков, но на входе стоял верзила-охранник. Он сказал Хорьху, что туда входить могут только люди с особым доступом. Но Хорьх не растерялся и убедил охранника, что он личный помощник Карла Бенца.

Хорьх вошел в лабораторию, начал все разглядывать, беседовать с инженерами. Вдруг в какой-то момент все умолкли и Хорьх, обернувшись, увидел, что перед ним стоит Карл Бенц. “Какого дьявола Вы здесь околачиваетесь? – вспыхнул Бенц – Тебе нечем заняться? Почему без моего разрешения? . Это был полный разнос с запретом появляться в лаборатории.

Хорьх на время забросил эту идею и не рисковал даже пройти мимо этих сарайчиков, где разрабатывались автомобили. Но, в конце концов, через четыре месяца его успехи на поприще создания стационарных двигателей внутреннего сгорания привели к тому, что Бенц пригласил его заниматься автомобилями. Август Хорьх наконец начинает заниматься тем, что ему интересно. Спустя некоторое время он возглавил отдел конструирования автомобилей.

Бенц не обращал много внимания на качество своих первых автомобилей, но требовал повышения их надежности. В сою очередь Хорьх настаивал, чтобы развитие автомобилестроения двигалось в сторону повышения мощности автомобилей и их скорости. И здесь у них произошел первый конфликт. Хорьх утверждал, что нужно повышать мощность, создавать новые двигатели, работать с трансмиссией, Бенц говорил – Нет, давайте доработаем то, что у нас есть, сделаем это надежным и будем зарабатывать на том, что мы уже умеем производить.

Хорьху помог один из совладельцев компании Бенца Юлиус Ганс. Он взял ответственность на себя и дал добро на создание новых двигателей для автомобилей Бенца. Первый же двигатель, созданный Хорьхом, показал невероятный по тому времени результат: автомобиль с новым двигателем обогнал поезд.

В конце концов, Хорьх вырос до человека, которому стало тесно уживаться с великим конструктором и изобретателем автомобиля, и он понял, что он может создать свою собственную компанию. Постоянные конфликты привели к тому, что нашел инвестора (человека, который дает ему деньги) и ушел от Бенца. Бенц чуть ли не на коленях умолял его остаться, т.к. понимал, что молодой и перспективный инженер может вдохнуть жизнь в его детище, но Хорьх отказался.

В 1899 году Август Хорьх создал компанию “A. Horch & Cie” со штатом в 11 человек. В первое время они занимались только ремонтом чужих автомобилей. Но уже через год появился первый автомобиль с расположенным спереди двухцилиндровым двигателем мощностью 4-5 л. с. Привод на задние колеса осуществлялся при помощи архаичной ременной передачи.

Через несколько месяцев они выкатили свою вторую машину. Это был первый в Германии автомобиль с карданной передачей, с алюминиевым картером двигателя и коробкой передач с шестернями из высоколегированной стали. Для создания двухцилиндрового двигателя, мощностью 10-12 л.с., был привлечен талантливый инженер Фриц Зайдель. От заказчиков не было отбоя, количество сотрудников компании возросло до девяноста человек.

Спустя 2 года, в 1902 г., Хорьх перевел фирму сначала в Райхенбах, а спустя еще два года – в Цвиккау. Фирма превратилась в акционерное общество с уставным капиталом в 140 тысяч марок – очень внушительная сумма по тем временам.

Главной целью жизни на тот момент Август Хорьх поставил зарабатывание денег. В 1909 г. Оборот компании составлял более полумиллиона марок. На предприятии была введена жесткая система штрафов. Опоздавшего на 15 минут штрафовали на 25 пфеннигов, получасовое опоздание тянуло на все 40. Рабочая смена длилась более 10-ти часов.

В 1906 году была представлена новая роскошная шестицилиндровая модель (60 л.с.). Первым покупателем этого автомобиля стал султан острова Ява. Пользовался популярностью и Horch Z с 22-сильным двигателем – было продано 307 экземпляров.

Прекрасно понимая, что нужно каким-то образом пропагандировать и рекламировать свои автомобили, стимулируя продажи, и желая поднять престиж своей марки, Хорьх стал принимать участие в гонках. И эдесь произошло непредвиденное. Была создана новая модель Horch ZD с 40-сильным 5,8-литровым двигателем, снабженная легким кузовом и выставлена на престижные гонки.

Гонку он проиграл, продажи начали падать, и это вселило раскол в отношения Хорьха с акционерами. Причиной стало не столько поражение в гонках, сколько выдвинутая конструктором идея создания несущего кузова и применение новых материалов. Упрямый и неуживчивый Хорьх и слышать не хотел ни о каких компромиссах. В конце концов, его выгоняют из компании и выплачивают ему отступные в 25 тысяч марок, в то время как гоночный Horch ZD стоил 15 тысяч. То есть, его оставили ни с чем.

Никуда не уезжая из города Цвиккау, месяц спустя Хорьх основал новую компанию с почти таким же названием – August Horch Automobilwerke GmbH. Существование двух фирм с похожими названиями, да еще на одной улице было неприемлемо для владельцев прежней компании Хорьха. Началась судебная тяжба, которую Хорьх проиграл. Суд обязал его изменить название своей новой компании.

Устами младенца глаголит истина. В одном из затянувшихся обсуждений Хорьха со своим коллегой и партнером по поводу нового названия фирмы десятилетний сын компаньона, учивший латынь и уставший от криков и споров взрослых, громко произнес: “Audiatur et altera pars!” – “Выслушайте и другую сторону!”. И тут коллега Хорьха сообразил, что horch на немецком означает то же, что и audi на латыни – “слушай”. Новая фирма была зарегистрирована под именем Audi Automobilwerke GmbH. Компания “Horgh” продолжала существовать в том виде, в котором ее оставил Август Хорьх.

До начала Первой мировой войны Хорьх в главным образом занимался разработкой новых автомобилей. Особенно запомнилась модель Audi C 14-35, мощностью 35л.с., получившая прозвище “Alpensieger ” (Покоритель Альп). Эта машина выиграла многодневные гоночные соревнования в Австрийских Альпах, прообраз современных ралли. В 1913 и 1914 годах те же автомобили принесли фирме победы в командном зачете, причем в последней довоенной гонке сразу пять Audi пришли к финишу с чистыми зачетными листами.

Но с началом Первой мировой войны он начинает постепенно отходить от конструирования автомобилей. Ему начинает нравиться быть чиновником и Август Хорьх буквально коллекционирует должности в различных государственных и окологосударственных структурах. После войны он окончательно отошел от дел компании и переехал в Берлин. Терпению акционеров Audi наконец пришел конец и решением собрания Хорьха отстранили от руководства компанией, оставив ему лишь членство в наблюдательном совете.

Экономический кризис начала 30-х годов привел к тому, что упал интерес к автомобилям. В 1932 году четыре немецкие автостроительные компании – Audi, Horch, DKW и Wanderer – объединились в концерн Auto Union , ставший вторым автоконцерном Германии. Отсюда появилась эмблема из четырех колец, где каждое кольцо символизировало одного из четырех производителей. Самого Августа Хорьха назначили председателем членом наблюдательного совета концерна. Он вновь “с неописуемым волнением” и слезами на глазах вошел в ворота завода, носившего его имя Horch и откуда его в свое время выгнали.

Под чисто формальным руководством Хорьха в 30-х годах концерн выпускал широкую гамму моделей, каждой из четырех марок был выделен отдельный рыночный сегмент. Занимая сразу несколько важных должностей в правительстве нацисткой Германии, Хорьх все же так и не вступил в нацистскую партию, что позволило ему избежать каких-либо преследований после войны.

Незадолго до окончания войны Хорьх постепенно уходит со всех должностей. Он умер в неизвестности, всеми забытый в 1951 году в возрасте 83 лет.

В 1965 году Audi стала частью концерна Volkswagen. В 1985 г компания сменила имя с Audi NSU Auto Union AG на AUDI AG. В 1993 году была образована Audi Group, куда вошли венгерское и бразильское подразделения и были поглощены некоторые автопроизводители. Современные Audi имеют широкий модельный ряд и прекрасную репутацию во всем мире.

Полное название: Audi
Другие названия: Audi AG
Существование: 1909 - наши дни
Расположение: Германия: Ингольштадт
Ключевые фигуры: Аугуст Хорьх (August Horch)
Продукция: легковые автомобили
Модельный ряд: Audi A5
Audi A6
Audi RS Q3
Audi Q3
Audi R8
Audi A7

Возможно, автомобильная марка «Ауди» не появилась на свет, если бы у Августа Хорьха был более покладистый характер.

Именно он создал ныне всемирно известную марку. Но этому предшествовали судебные тяжбы конструктора-изобретателя и людей, инвестировавших в его изобретения.

Август Хорьх появился на свет 12.10.1868 г. Его отец был кузнецом. Семья жила небогато, поэтому мальчику пришлось оставить учёбу и приступить к работе в 13 лет.

В 20 лет Август решил получить образование и поступил в училище. По окончании учебного заведения он получил работу на литейном заводе. Позже молодой Хорьх стал сотрудником конструкторского бюро судостроительной компании. Там он имел непосредственное отношение к двигателям торпедных катеров.

КБ находилось в Лейпциге, где Август увидел Benz Velo. Этот автомобиль настолько поразил молодого человека, что буквально перевернул всю его жизнь.

Напористый Хорьх, не долго раздумывая, написал письмо Карлу Бенцу (конструктору увиденного авто) и предложил свои услуги инженера. Предложение было принято, и следующие три года Август занимался созданием автомобилей. Из-за неуживчивого характера Хорьха он расстался в Бенцем в 1899 г.

В том же году Август нашёл спонсора и открыл собственное дело.

«Хорьх и Компания»

Новая фирма стала носить имя своего основателя. Дела компании шли неплохо. Она выпустила первый автомобиль Horch уже через год. С каждым годом изделия становились более усовершенствованными. По тем временам завод Хорьха производил самые современные транспортные средства в Германии.

К концу первого десятилетия 20-го века (к 1909 г) фирма поставила на колёса 307 авто с двигателями мощностью в 22 л.с. Одну из таких солидных машин приобрёл сам султан с остова Ява.

Неудача настигла Хорьха в 1909 г. Его новое изобретение – двигатель с шестью цилиндрами не оправдало надежд. Компаньоны желали прибылей, а Август новых достижений. Конфликт интересов привёл к разрыву партнёрских связей.

Хорьх был изгнан из фирмы. Спустя всего месяц, он организовал новую компанию, дав ей название старой. Бывшие компаньоны через суд требовали изменения названия новой фирмы Августа. Проиграв дело, Хорьх был вынужден подобрать другое название для своего детища. Выход нашёлся быстро. Старое название «Horch» было переведено на латынь. Так появилась марка «Audi».

Довоенная история «Ауди»

Audi-A был первенцем новой фирмы. Он вышел в 1910 г. В следующем появился Audi-В. Эта модель участвовала в гонках в Австрии. Трасса длиною 2,5 тыс. км проходила в Альпах. В 1912 г. в Ауто Альпенфарт (так назывались австрийские гонки) отлично зарекомендовала себя Ауди-С. Эту модель впоследствии стали именовать «Альпензигер», что значит «Покоритель Альп».


Финансовые проблемы начались у фирмы с двадцатых годов. Сначала она объединилась с другой, затем обе перешли в собственность Йоргена Скафте Расмуссена. Те же проблемы заставили мелких производителей создать концерн Auto Union в 1932 г. В него вошли, кроме прочих, и обе созданные Хорьхом компании. Правда, сам он к этому времени уже давно (с 1916 г.) не занимался производством.

Концерном были выпущены две переднеприводные модели, оснащённые моторами Wanderer. Они пользовались спросом и отлично продавались, пока не началась война.

Ауди после войны

Концерн Auto Union по окончании войны подвергся национализации. Серьёзное реформирование произошло в 1949 г., когда к фирме Mercedes-Benz перешли основные права Auto Union. Потом контрольный пакет акций несколько раз переходил от одной фирмы к другой. Марка Audi на несколько лет исчезла.

Название Ауди вновь появилось лишь в 1965, когда владение акций закрепилось у Volkswagen. Четыре круга, присвоенные Ауди с момента объединения четырёх фирм (1932 г.), красуются на капотах всех моделей этого авто.

К 1968 году Audi была представлена на рынках в широком ассортименте. Её продажи неуклонно росли.

Являясь «дочкой» знаменитого Volkswagen, Ауди получила мировую известность во многом благодаря модели «Audi Quattro». Этот автомобиль имел «спортивную внешность» и полный привод. Он отличался лёгкостью, скоростью и удивительной устойчивостью. Мало кто мог состязаться с Quattro, что подтвердили результаты нескольких автогонок.


С 1958 г. фирма именуется Audi AG. Автомобилестроительная компания Германии входит в состав Volkswagen Group – одного из мощнейших мировых концернов.

Производство машин год от года увеличивается. Начиная с 10-го года нашего столетия, оно перевалило за 1 млн. штук.

Модельный ряд Ауди весьма обширен. Он представлен и машинами представительского класса, и гоночными автомобилями, и суперкарами, и кроссоверами.

Благодаря отличным техническим характеристикам Ауди – очень популярна, в том числе и в России. Стоит отметить, что у нас пользуются спросом не только новые авто. Отлично идёт продажа модели и на вторичных авторынках. А особо ярым фанатам немецких автомобилей, можно посоветовать специальные гаджеты для компьютера, такие как

Это будет похоже на то, как Mercedes-Benz рассматривает свое прежнее название бренда Maybach, премиальный уровень отделки, самые мощные моторы. Легко догадаться, что Volkswagen Group (владелец Audi) заметила неудачу Mercedes-Benz, пытаясь превратить Maybach в свой собственный бренд, поэтому Horch, скорее всего, останется просто топовой комплектацией, а не независимос маркой, как это было с Майбахом.

Horch был известным и уважаемым немецким брендом в начале 20-го века, конкурируя с Mercedes и Benz, даже до того, как эти две компании слились. Основанный в 1904 году, Хорьх был независимым до 1932 года, когда Великая депрессия заставила их и трех других компаний объединиться в Auto Union. Может показаться любопытным, что Audi выбрала название Horch из квартета марок Auto Union для повторного использования, поскольку, по крайней мере, по-английски, да и по-нашему тоже, это не совсем благозвучное слово. Что-то вроде тех звуков, которые издает кошка, когда чешет когти о наш любимый диван. Возможно, воспоминание о компании Wanderer может сделать бренд более привлекательным, но имя Хорьха имеет очень интересные связи с Ауди, в отличие от остальных из тройки.

Дело в том, что Август Хорьх основал не только Horch, но и был основателем Audi. В 1909 году Хорьх был выведен из своей компании при активном участии правления. Хорх не был таким человеком, который мог бы прожить без автомобиля, поэтому он основал в 1910 году новую фирму, которую назвал Audi Automobilewerke. А за поводом назвать компанию «Ауди» ходить долго не нужно. Это латинский перевод немецкого слова «horch», что означает «слушать». Английское слово «hark» происходит от одного и того же корня.

Ожидается, что на автомобиль будет установлен двигатель V8, а также не исключена установка 6-литрового двигателя W12 от VW Group, который по-прежнему недоступен для A8 / A8 L. В качестве примечания Audi объявила о выпуске нынешнего поколения своей драгоценности, и это будет самой топовой моделью компании, которая будет благословлена ​​мощным двигателем. В то время как Mercedes планирует продлить выпуск Maybach за пределами S-класса, комплектация Audi Horch будет актуальна только для A8. Также исключена возможность превращения Horch в автономный бренд, как Daimler в 2000-х годах поступил со злополучным Maybach и его 57 и 62 моделями.

Зная это, все выглядит несколько иронично - что обе компании, основанные Хорьхом, должны были вернуться вместе в Auto Union, и мы уверены, что давно умерший Август Хорьх будет испытывать некоторое удовлетворение, зная, что его имя появится на Audi почти ровно через столетие после того, как ему пришлось придумать латинское название для своих автомобилей, поскольку ему юридически не разрешили использовать его собственное имя.

Полное название: Horch
Другие названия: Horch AG
Существование: 1904 - 1932 гг.
Расположение: Германия: Цвиккау
Ключевые фигуры: Аугуст Хорьк - основатель
Продукция: легковые автомобили и автомобили премиум-класса
Модельный ряд:

Название автомобильной фирмы «Horch» происходит от фамилии её основателя – талантливого инженера и успешного предпринимателя Аугуста Хорьха. Автомобили, выпускавшиеся немецкой фирмой, имели то же название. Предприятие собирало разноплановые легковые авто. Были среди них и эксклюзивные экземпляры, по праву отнесённые к категории «премиум-класса».

Квалификацию инженера Хорьх получил после завершения обучения в техническом университете города Миттвайд в Саксонии. Молодой специалист приобрёл немалый опыт в автомобилестроительной отрасли, работая на предприятии Карла Бенца. Ему посчастливилось трудиться в отделе машиностроения в г. Мангейме.

Соответствующее образование, полученный опыт, природный талант и желание творить позволили Аугусту Хорьху открыть собственную компанию. Компания прошла регистрацию в Кёльне 14.11.1899. Спустя несколько лет (10.05.1904) фирма перегистрировалась в Цвиккау. С это дня она стала именоваться иначе: «August Horch Automobilwerke GmbH». Из компании собственного имени Хорьху пришлось уйти в связи с неразрешимыми разногласиями между ним и акционерами. Новую компанию Аугуст назвал «Audi».

По сути, обе его компании назывались одинаково. Для немцев слово «Horch!» означало призыв: «Послушай!». В переводе с латыни «Audi» звучало точно так же.

Один из четырёх

Компания Хорьха стала одной из тех четырёх, которые объединились в 1932-м в концерн Auto Union.

Кроме компании Хорьха, специализирующейся на автомобилях «высшего класса», членами концерна стали: «Audi», «Wanderer» и «DKW».

Две первые фирмы занимались выпуском машин «среднего класса», последняя -«DKW» - недорогих транспортных средств с двухтактными моторами.

Таким образом концерн захватил абсолютно весь авто рынок. Логотипом объединившихся фирм стала композиция из четырёх переплетающихся колец, по одному на каждую «материнскую» компанию.

«Horch» - это вовсе не «Audi»

Неосведомлённые жители Советского Союза ошибочно полагали, что «Horch» и «Audi» - одна и та же фирма. Просто раньше она носила одно название, а позже переименовалась.

Аналогичная информация поступала из специализированных СМИ. Подобное заблуждение распространяли журналисты в публикациях на протяжении нескольких десятков лет.

Каждый член «Автомобильного союза» («Auto Union») устанавливал на своих изделиях эмблему единства – 4 кольца, поверх которых значилась надпись концерна - «Auto Union».

В послевоенные годы четвёрка распалась и постепенно три компании прекратили существование. «Выжила» лишь «Ауди». Оставшись в одиночестве, она не стала менять эмблему, разумно полагая, что её собственная в виде единички, давно забыта, а «кольца» узнаваемы и почитаемы. Так «Ауди» получила в наследство раскрученный бренд, с которого осталось убрать лишь верхнюю часть – название «Auto Union», что ею и было сделано.

Компания «Horch» в послевоенные годы

Немало легковых автомобилей Хорьха досталось победителям. Трофейные машины появились и с Советском Союзе. Известно, что обладателем нескольких «Horch» был сам Георгий Жуков.

Заводы «Horch» оказались на землях, подконтрольных Советскому Союзу. На восстановленных производственных мощностях приступили к разработке авто представительского класса. Опытный образец Horch 930S оборудовали понтонным кузовом.

После национализации фирму стали именовать Народным предприятием. «Хорьх Цвиккау» вошло в состав ИФА – автопроизводителей Восточной Германии.

Перед предприятием стояла задача по выпуску грузовых машин. За основу был взят A1500. Этот грузовик выпускал «Auto Union» до войны. Из прототипа следовало разработать трёхтонный грузовичок. Задание было выполнено: завод стал массово выпускать машины марки «Horch H3» с 1947 года.

Через два года был освоен выпуск нового грузовика марки «Н3А» и трактора модели «RS01». Армейские джипы и грузовые машины средней грузоподъёмности на заводе появились к середине пятидесятых.

О том, что предприятие имеет немалый опыт в производстве авто представительского класса «вспомнили» в 53-м. Выпуск солидных авто «Horch P240» пришёлся на 1956-й.

Марка «Horch» перестала существовать в последний весенний месяц 1958-го, при очередном переименовании предприятия. С этого времени вся продукция получила название «Заксенринг».