Инструкция для новичков по вождению машины с автоматической коробкой передач. Система автоматического управления автомобилем Управление машиной с автоматической коробкой передач

Инструкция

Самое основное, что следует помнить - у машин с автоматической коробкой передач не три, а две педали. Эта, казалось бы, прописная истина известна даже тем, кто никогда не садился за руль автомобиля, но именно факт наличия двух педалей играет порой трагическую роль. Ведь мышечная память ног не скоро забудет об отсутствии педали сцепления, и они постараются при каждом удобном случае задействовать свободную педаль. Она в таких машинах является педалью тормоза, итог - резкое, несанкционированное с правилами дорожного движения торможение. Минимум неприятностей при таком торможении - неприятности с едущими позади автомобилями, максимум - дорожно-транспортное происшествие. Первое время водители с опытом рекомендуют новичкам отставлять ногу под сцепление в сторону, тормозя плавно, и продумано.

Следует быть очень внимательным, при переходе с механической коробки передач на автоматическую. И не стоит забывать о страховании автомобиля. Полис ОСАГО дает вам гарантию того, что вы будете защищены от убытков в случае ДТП. Эту ответственность берет на себя страховая компания. На сайте страховой организации вы можете приобрести полис ОСАГО онлайн . Перед покупкой у вас есть возможность произвести расчет ОСАГО в Иркутске .

Режим парковки в АКП вещь, конечно, нужная, но если речь идет не о ровном парковочном месте, а о грунтовой дороге с ее неровностями, следует помнить, что даже небольшая неровность может создать дополнительное, со временем губительное напряжение на коробку передач. Если она механическая, то в этом нет ничего страшного, а вот АКП такое не терпит. Поэтому включение ручного тормоза даже на городской парковке вещь обязательная, а уже после него можно переставлять вариатор в положение "паркинг".

Продолжая тему об износе АКП, вследствие постоянного воздействия напряженности, нельзя обойти пусть редкую, но имеющую место тему буксировки. Ведь легковой автомобиль с роботизированной КП или с полноценным "автоматом" не тягач или грузовик, способный транспортировать тоннажный груз. При буксировке другого автомобиля от целости узлов АКП ничего хорошего ждать не приходится. Это относится и к случаю, когда буксируют машину с АКП. Водители, памятуя о МКП, не включают при этом двигатель, что абсолютно недопустимо. Имеют такие автомобили и ограничения по скорости буксировки, ее длительности.

Очень удобный для начинающего автовладельца миф о том, что масло в АКП не стоит менять, чреват серьезными, последующими при эксплуатации "автомата", последствиями. Даже если производитель утверждает, что масло менять не надо или попросту запрещает это делать, следует ознакомиться с мнениями бывалых автовладельцев данной марки авто. Как правило, после 40–60 тысяч км замена все же требуется.


Видео по теме

Обратите внимание

Для движения назад выполните все то же, что для движения вперед. Только селектор переводите в положение R. Кстати, во многих моделях предусмотрена защита от случайного переведения селектора из положения D в положение R во время движения, так как подобная оплошность может вывести из строя дорогую в ремонте автоматическую коробку.

При движении в тяжелых условиях, в гору или с прицепом, выбирайте диапазон пониженных передач. Для очень тяжелых условий – второй диапазон пониженных передач. Это облегчит работу двигателю и позволит ему не заглохнуть в самой неожиданной ситуации.

Будьте аккуратны при переезде через бордюры и другие вертикальные препятствия на малой скорости. При слишком резком нажатии на педаль газа автомобиль, перепрыгнувший через препятствие, может резво ускориться. Поэтому будьте готовы нажать на тормоз. При движении вниз по узкому винтообразному съезду выбирайте нейтральный режим работы автоматической коробки. Это позволит избежать сноса ведущих колес, так как в таком режиме на них не подается крутящий момент.

Полезный совет

Рассмотрите рычаг управления автоматической коробкой передач (селектор). Как правило, он имеет несколько режимов: Р – парковка, D – движение, R – задний ход, D3 или S – первый диапазон пониженных передач, D2 или L – второй диапазон пониженных передач. В моделях с ручным режимом есть «+» и «-» для повышения и понижения передачи вручную. Также могут присутствовать режимы N – нормальный, E – и S – спортивный.

Для трогания с места на автомобиле с автоматической коробкой передач выжмите педаль тормоза и переведите селектор из положения Р в положение D. После того как вы отпустите тормоз, машина начнет медленно катиться. Для увеличения или уменьшения скорости движения утапливайте или отпускайте педаль акселератора. Передачи будут переключаться автоматически. На автомобилях с электромеханическим стояночным тормозом удерживать машину педалью тормоза при трогании не нужно – это сделает автоматика.

Для торможения отпустите педаль газа и нажмите на тормоз. Это можно как одной и той же ногой, так и разными – все зависит от предпочтения каждого водителя. Но если водитель всю жизнь ездил на и впервые сел за , ему важно приучить свою левую ногу постоянно держаться в стороне от педалей – на специальной площадке. После кратковременной остановки просто отпустите педаль тормоза и нажмите газ. Для длительной стоянки, не отпуская педаль тормоза, переведите селектор в положение Р. Если автомобиль оборудован автоматическим стояночным тормозом, после полной остановки автоматика будет сама удерживать машину на месте до тех пор, пока не будет нажата педаль газа.

Современные технологии постоянно совершенствуют наш мир. Все настроено на то, чтобы человек чувствовал дополнительную комфортабельность в своем быту. Автомобилей также коснулась данная тема и сейчас все большую популярность набирает автоматическая коробка переключения передач. Да, управлять автомобилем с АКПП гораздо проще, особенно это касается движения по оживленной трассе с частыми остановками. Каждый человек должен знать, как правильно ездить на автомате, для того чтобы не создавать аварийные ситуации и не портить состояние автомобиля.

Особенности эксплуатации АКПП довольно просты и вполне будут понятны даже для новичков. К тому же, именно такая техника более привлекательна для водителей с маленьким стажем и неопытностью, ведь авто с автоматической коробкой позволяет больше концентрироваться на дороге, нежели на автомобиле.

Как и другая машина, управление автомобилем с автоматической коробкой передач требует к себе некоторого привыкания. Особенно это касается тех водителей, которые пользовались ранее механикой. Бывали нередкие случаи, когда в замешательстве, во время движения на авто с АКПП переключали рычаг. Помните, что делать это строжайше запрещено. Обязательно, перед началом движения нужно устанавливать рычаг в правильное положение, для своей безопасности и безопасности других участников дорожного движения.

Что такое автоматическая коробка передач?

Вождение автомобиля с автоматической коробкой передач должно подразумевать под собой полное понятие работы данного механизма. Так как много ума здесь не надо, чайникам достаточно знать, что она самостоятельно за них переводит скорости в нужный режим. Ее рычаг имеет несколько значений, каждый из которых отвечает за определенное действие:

  • реверс – езда задним ходом;
  • паркинг – парковка;
  • нейтралка – полное выключение всех передач;
  • драйв – езда вперед, с автоматическим переключением скорости;
  • 2 – включение только второй скорости;
  • L – включение только первой скорости.

Схема переключения передач на АКПП

Нужно обязательно знать каждое значение и как пользоваться автоматической коробкой передач. Если по ошибке вы включили не ту скорость, то вы можете поехать не в ту сторону или же вовсе перегреть двигатель от большой нагрузки. Вождение автомобиля – это очень важный процесс, при котором просто обязательно знать все тонкости.

Трогаемся и едем правильно

Управление автоматической коробкой передач считается самым простым из всех видов передвижений. Пользоваться АКПП просто, но все же, нужно знать важные тонкости, чтобы не навредить себе и окружающим. Перед тем как заводить автомобиль, поставьте свою ногу на педаль тормоза для дополнительной безопасности. Если вы знаете как правильно заводить машину, то заранее поставьте рычаг в нужное положение. Автоматическая коробка передач не требует при начале движения особого внимания, ведь трогается с места она по сигналу одной только педали.

Ездить на коробке автомат очень комфортно. Не нужно переключать скорости и постоянно отжимать педаль сцепления. Все действия происходят автоматически, водителю остается лишь следить за дорогой.

Помните, что эксплуатация АКПП не терпит переключения скоростей во время езды. Пренебрежение этим правилом может вывести из строя не только коробку, но и двигатель.

Как ездить на автомате зимой?

В зависимости от времени года, ездить на автомате нужно по-разному. Для начинающих эта информация считается практически необходимой, так как они еще не слишком опытны. На АКПП во время запуска двигателя, в обязательном порядке прогревается и коробка. Автоматика должна привести в норму свои процессы, а также разогреть масло, поступающее к ней. Таким способом передачи не повредятся. Для запуска следует попользоваться автоматом, пока автомобиль стоит на месте. Нужно с небольшим интервалом включать поочередно несколько режимов, пока рычаг не окажется в положении драйв.

Если вы знаете, как управлять автоматической коробкой передач, то должны помнить, что перед началом движения следует задержать педаль тормоза на несколько секунд. Данный способ помогает качественно прогреть трансмиссию и ехать на таком автомобиле становиться менее опасно.

Как ездить на автоматической коробке летом?

Как водить машину автомат в летнее время года? Все очень просто. Здесь нет никаких ограничений по поводу передвижений, так как трансмиссия постоянно находится в готовом состоянии. Эксплуатировать ее в данном случае можно без прогрева и других манипуляциях.

Езда по городу на автомате

Если вы умеете правильно пользоваться автоматической коробкой, то понимаете, что передвижения по городу сильно отличаются от загородных путешествий.

Переключение передач в городском ритме происходит гораздо чаще, тем самым использование коробки получается более частое. Режимы управления автомобилем меняются в зависимости от скорости передвижения, при этом водитель не замечает этих перемен, так как сам не участвует в процессе.

Правила эксплуатации автомобиля на автоматической коробке передач говорят о том, что при маленькой скорости лучше перевести рычаг в режим L или 2, для того чтобы автоматика не гоняла систему просто так.

Но, если вы еще не знаете, как управлять автомобилем и тем более, никогда не пользовались механикой, лучше не пользоваться данным способом.

Езда за городом на автомате

Вождение автомобиля с АКПП за чертой города пользуется большим спросом. Если вы эксплуатируете ее правильно, то движение будет проходить плавно, без рывков с качественным контролем оборотов. Трансмиссия практически специально разработана для дальних дистанций, ведь автомобиль сам выбирает необходимое ему положение.

Управление АКПП не считается чем-то очень сложным и невероятным. Долго учиться такому способу не придется, ведь, как известно, он гораздо проще механики. Машина практически едет сама, скорости переключаются автоматически, а нога видит всего две педали. Вождение АКПП – это простой процесс, которому пошагово обучают в автошколах.

Многие утверждают, что каких-либо серьезных знаний для управления «автоматом» нет, значительно легче, чем на той же «механике». Но, опытные инструкторы говорят об ином, что и с АКПП бывают трудности, особенно у новичков. Чтобы понимать сам принцип переключения передач, необходимо знать, каким образом происходит взаимодействие механизмов в устройстве.

Понятно, что для АКПП важно положение рычага или селектора, а также значение скорости. Ведь если слишком мало газу будет, то происходит ранее переключение на высшую ступень, а когда наоборот избыток газа, переключение не успевает и в итоге «автомату» просто нет времени продумывать дальнейшие действия, что не редко приводит к его поломке.

То есть, стоит понимать разницу, когда вы резко нажимаете на педаль, включается так называемый «кик-даун», и происходит соответственно переход на пониженную передачу. Достигнув необходимой скорости, педаль акселератора отпускается, и вы переходите на высшую передачу.

Как видим, общий принцип работы у всех КПП одинаков, будь то «механика» или «автомат». Любая «коробка» служит как бы переходным мостом, между двигателем и колесами. Поэтому именно от КПП зависит, с какой скоростью вы поедете. Если при вождении МКПП, вам приходится самостоятельно задавать тон и характер езды, скорость, выбор передачи, то АКПП делает это за вас.

Положение рычага

Перед тем, как пройти мастер класс по вождению, нужно выучить все режимы работы «коробки». Практически у всех «автоматов» положение ручки КПП варьируется у одних и тех же положений. Подробней про них поговорим далее:

  • 1. «Р». Паркинг. Это так называемый парковочный тормоз, сравнить его можно с ручным, но не в точном понимании, а в общем. Он способен фиксировать положение машины, включение допускается только при полной остановке автомобиля. Ни в коем случае нельзя переводить рычаг в данное положение, во время движения. В этом же положении необходимо и заводить машину.
  • 2. «R». Задний ход. Использование понятно, включать также только при полной остановке.
  • 3. «N». Нейтральная передача. Вращение коленвала мотора в данном положении не передается на ведущие колеса, но все-таки включать такой режим не стоит при движении. Обычно её используют при длительном стоянии на светофоре, попутно включая «ручник».
  • 4. «D». Такое положение предусмотрено для всех классических маневров на дороге. Если цифры 2,3,4 обозначают только переключение до этой отметки, то общее положение предусматривает все скорости в зависимости от класса КПП.

При кратких остановках, к примеру, на светофоре, чаще всего будет включен режим «Д». А удерживать авто на одном место потребуется с помощью тормоза. Если требуется длительная остановка, с включенным мотором, если режим светофора более 2 минут, либо кратковременная остановка для высадки пассажиров, то рекомендуется переводить рычаг в положение «Н». Такой режим отлично подходит при маневрировании на парковке, где скорость регулируется тормозом. При уклонах на длительное время стоит включать ручной тормоз, чтобы избежать перегрева трансмиссии. Но, ни в коем случае не «газуйте» на включенной передаче и выжатом тормозе.

Учимся трогаться

Основные понятия усвоили, теперь стоит разобраться, как же правильно начинать движение, без рывков и пробуксовки, и чтобы «автомат» прослужил долгое время. Правильное движение заключается в соблюдении некоторых последовательных действий. Итак:

  • 1. Максимально выжать тормоз.
  • 2. Запустить мотор.
  • 3. Убедиться, что машина не стоит на «ручнике». Если не контролировать положение «ручника», «автомат» скорей всего выйдет из строя. Ни в коем случае нельзя двигаться с включенным «ручником». «Поднят» ли он можно проверить, взглянув на панель приборов, там должна гореть лампочка со специальным индикатором, если нет, значит, движение можно смело начинать. Также просто посмотреть между сиденьями, «поднят» ли «ручник» или нет.
  • 4. Нажать кнопку управляющую «автоматом». Это хитрость и предостережение от производителя, от произвольных переключений.
  • 5. Перевести рычаг КПП в режим движения, то есть «Д», если планируется движение назад. В обратном случае, включаем «R». Перед началом движения стоит научиться управлять самим рычагом, стоит это делать на припаркованном авто.
  • 6. Не забывайте, что переключать режимы КПП нужно только на выжатом тормозе. После запуска мотора не следует немедленно переключать режим, нужно дать время, чтобы масло в коробке прогрелось. Вождение с непрогретой АКПП серьезное испытание для агрегатов машины, поэтому не стоит пренебрегать простыми понятиями и требованиями, которые сохранят длительность жизни «коробки».

Подготовив машину, можно приступать к движению. Аккуратно снимаем ногу с тормоза, при этом автомобиль начнет движения сам, даже без выжатой педали акселелератора. Не стоит забывать, что на «автомате» передача усилий с мотора происходит постоянно при включенных режимах вперед или назад. Поэтому не обязательно прибавлять газ, машина сама начнет медленное движение в том направление, которое задано рычагом.

Машину с АКПП следует разгонять только плавными нажатиями на газ, давая «мозгам» коробки время на раздумья. Резкие нажатия оправданы только при ускорении, обгоне или же объезде препятствий. В обычном режиме не стоит резко ускоряться.

Основные правила общения с "автоматом":

  • 1. Плавно нажимать на газ.
  • 2. Помните когда совершаете обгон, что существует некоторая задержка между передачей вашей команды на ускорение.
  • 3. Запрет на буксировку свыше 50 км.
  • 4. Не включайте «нейтраль» в движении.
  • 5. По необходимости переходите с режима «Д» на «Н», обходя клавишу управления коробкой, это избавит вас от не преднамеренного включения парковки или заднего хода.
  • 6. «Автомат» не любит грязи, поэтому не допускайте, чтобы колеса проворачивались.
  • 7. Не возите слишком тяжелых прицепов, АКПП не любит высоких нагрузок.

Инструкция

Перед запуском двигателя убедитесь, что селектор стоит в положении P или N. Попытка завести мотор при других положениях рычага в лучшем случае приведет к тому, что электроника заблокирует зажигание; в худшем – к поломке автомата. В холодное время года сразу после запуска начните переключать селектор во все режимы, задерживаясь в каждом из них на 2-3 секунды, что прогреет коробку. Затем включите режим D и 2-3 минуты удерживайте автомобиль тормозом, не касаясь педали газа.

Заведите себе привычку нажимать на педаль тормоза перед тем, как перевести селектор из положения P или N в положение D. И только после характерного легкого и снижения оборотов холостого хода отпустите тормоз и трогайтесь с места, плавно утапливая акселератор. Не стремитесь переходить к динамичному стилю , пока масло передач не прогреется до рабочей температуры.

Если вы привыкли на авто с ручной , не поддавайтесь искушению вручную переключить передачу при разгоне или перейти на нейтральную скорость при торможении. До тех пор, пока не привыкните, убирайте левую ногу подальше от педалей, чтобы по старой привычке не нажать тормоз вместо сцепления. В городском режиме держите селектор в положении D или 3, стараясь как можно реже пользоваться повышающей передачей ОD. При движении на подъем и в других тяжелых условиях используйте диапазон 2.

При переводе селектора из одного положения в другое на ходу никогда не включайте режимы P и R до полной остановки автомобиля. Включение режима N во время движения допускается только при крайней необходимости, например, при торможении двигателем. Если случайно переключились на недопустимый режим, немедленно сбросьте обороты до холостых, а затем вновь переведите селектор в положение D. Старайтесь не превышать допустимые обороты двигателя.

При наличии режимов 3, 2 и 1 торможение двигателем осуществляйте с их помощью. Для этого отпустите педаль газа и переведите селектор из положения 3 в положение 2. После снижения скорости до 50 км/час и ниже по такому же алгоритму переключитесь на режим 1. Учтите, что на транспорте с АКПП эффективность торможения двигателем значительно ниже, чем в случае с МКПП.

Используйте те же режимы и для быстрого разгона. Переведите селектор из положения D или 3 в положение 2, следя за оборотами по тахометру. При наличии спортивного режима включите его. При полном нажатии педали газа коробка сама перейдет в режим кик-даун, в котором передачи будут переключаться позднее для максимально эффективного набора скорости. Автоматический выход из этого режима возможен только при достижении двигателем максимально допустимых для него оборотов. Для принудительного выключения режима кик-даун просто отпустите педаль акселератора. Учтите, что частое использование этого режима сокращает ресурс АКПП.

Перед поворотом для сброса скорости и принудительного включения пониженной скорости используйте режим кик-даун или диапазон 2 селектора. На секвентальных АКПП вручную понизьте передачу.

Во время кратковременных остановок обязательно удерживайте автомобиль тормозом. Если во время остановки селектор переключить в положение Р, использовать тормоз необязательно. Однако если машина стоит на уклоне, обязательно включите стояночный (ручной) тормоз. При этом сначала включите стояночный тормоз, а затем – режим Р. Диапазон N включайте только на длительных стоянках, а также в пробках и в жару для улучшения охлаждения коробки.

Не бойтесь кратковременных пробуксовок на скользкой дороге. Коробку изнашивает длительное буксование. Поэтому если застряли, используйте раскачку автомобиля, попеременно переключаясь из понижающего режима 1 в режим R и обратно. Для езды с полной нагрузкой или с тяжелым прицепом используйте понижающие режимы 3 или 2. Разгон в этом случае начните в режиме 1, а при достижении 40 км/час переключитесь.

Заранее узнайте из инструкции максимальную дальность и скорость буксировки автомобиля. Как правило, машины с автоматом разрешается буксировать в режиме N да расстояние не более 50 км со скоростью не выше 50 км/час. При необходимости более дальней буксировки погрузите авто на эвакуатор, вывесьте ведущие колеса или разъедините трансмиссию.

Даже с учетом более высокой стоимости, автомобиль с коробкой автомат обеспечивает больший комфорт, а также в значительной степени упрощает эксплуатацию ТС (особенно если говорить о водителях-новичках).

При этом с учетом кажущейся простоты эксплуатации, «автоматом» также нужно правильно пользоваться. Другими словами, нужно знать, как управлять автоматической коробкой передач, так как определенные ошибки могут привести не только к сокращению ресурса, но и к серьезным поломкам АКПП.

В этой статье мы рассмотрим режимы и особенности работы , так как роботизированные коробки РКПП () отличаются от АКПП и будут рассмотрены отдельно.

Читайте в этой статье

Как переключать передачи на «автомате»

Начнем с того, что пользоваться коробкой — автомат достаточно просто и удобно. При езде такая коробка сама подбирает необходимое передаточное число с учетом нагрузки на двигатель, скорости движения ТС, положения педали газа и т.д.

Что касается водителя, главной задачей становится выбор необходимого режима при помощи селектора в салоне автомобиля. При этом на практике не все водители знают, как переключаются режимы АКПП для управления коробкой и что они означают.

Итак, рассмотрим традиционную гидромеханическую автоматическую коробку передач (АКПП с ). Управление автоматической коробкой передач предполагает наличие следующих режимов:

  • P — парковочный режим, парковка. В такой режим можно переводить селектор АКПП после полной остановки автомобиля в том случае, если дальнейшая езда не планируется (машина ставится на стоянку). Также в данном режиме можно запускать ДВС (например, для прогрева).

Единственное, чтобы избежать поломок, если автомобиль стоит на неровной площадке (имеется значительный уклон), сначала нужно затянуть стояночный тормоз («ручник»), а уже затем перевести селектор в режим «паркинг».

Не вдаваясь в подробности, при постановке в режим «P» в коробке срабатывает блокировка, то есть машина не покатится вперед или назад. Однако в том случае, если есть уклон и стояночный тормоз не затянут, вся нагрузка ложится на достаточно хрупкий механизм блокировки.

Кстати, в случае парковки на ровной площадке затягивать стояночный тормоз нет острой необходимости. Это позволяет зимой не пользоваться ручником, что, в свою очередь, исключает примерзание задних тормозных колодок, подклинивание тормозных цилиндров и т.д. (особенно в случае с барабанными задними тормозами).

  • D — движение вперед, передачи переключаются автоматически. Данный режим является стандартным для АКПП.

При езде в режиме «драйв» в случае кратковременной остановки (например, на светофоре) водителю достаточно удерживать автомобиль, нажимая на педаль тормоза. При этом переводить в селектор в режим P не нужно. Также при отпускании педали тормоза машина с АКПП не покатится назад в случае, если дорога имеет уклон.

  • R – задний ход, реверс. Включение данного режима означает, что автомобиль с АКПП будет двигаться только назад (включена задняя передача).

Обратите внимание, включать режим R можно только тогда, когда автомобиль полностью остановлен. Более того, переключение в данный режим должно производиться только при нажатой педали тормоза. Это позволяет избежать качения автомобиля вперед или назад в том случае, если машина стоит на неровной площадке.

  • N – нейтральная передача (нейтраль, нейтралка). Данный режим означает, что коробка и двигатель разомкнуты. Указанный режим позволяет произвести прогрев двигателя, выполнять буксировку машины с АКПП без вывешивания ведущих колес и т.д.

Нужно учитывать, что если машина поставлена в режим N, на уклоне без нажатой педали тормоза или включенного ручника автомобиль будет скатываться.

  • Режимы D3, D2, D1 (на разных АКПП обозначены L2, L или могут обозначаться просто 3, 2, 1 и т.д.) фактически являются блокировкой включения повышенных передач.

Например, D1 или L означает, что автомобиль будет двигаться только на первой передаче, D2 означает, что выше второй передачи коробка не переключится и т.д. Указанные режимы необходимы для тяжелых условий эксплуатации (например, езда в «натяг», движение с малой скоростью, движение по снегу, льду, скользким покрытиям).

В указанных режимах проявляется более выраженный эффект торможения двигателем, который облегчает езду по горным серпантинам, дорогам с частыми спусками и подъемами и т.д.

  • Дополнительные режимы АКПП у разных производителей могут обозначаться: S-спортивный режим, Е — экономичный, W- зимний и т.п.

Например, в спортрежиме автомат будет «затягивать» переключение и переходить на повышенную передачу при высоких оборотах двигателя. Это позволяет автомобилю динамично ускоряться с места, выполнять обгоны.

В режиме экономии переключения передач, напротив, будут происходить раньше, двигатель не «раскручивается», а сам режим подходит для спокойной езды.

В режиме W (winter, зима) или S (snow, снег) коробка распределяет крутящий момент так, чтобы ведущие колеса не пробуксовывали. Если просто, автомобиль трогается не с первой, а сразу со второй передачи.

Зимний режим «автомата» предполагает, что передачи переключаются плавно (на пониженных оборотах двигателя). Это необходимо для того, чтобы добиться плавности переключений и исключить вероятность заносов. Добавим, что данный режим настоятельно не рекомендуется использовать, когда на улице плюсовая температура.

Еще отметим, что некоторые АКПП имеют режим «овердрайв», который отключает переход на самые высокие передачи. Например, 4-х ступенчатый автомат не будет переходить на четвертую передачу. Такой режим хорошо подходит для езды в черте города, где скорости невысокие, а движение предполагает постоянные разгоны и остановки.

  • Добавим, что АКПП также имеет так называемый режим «кик-даун» (дословно, удар или сброс вниз). Данный режим предполагает резкое понижение передачи для интенсивного ускорения в том случае, если водитель сильно нажимает на педаль газа.

Включение «кик-даун» обычно производится нажатием педали акселератора на ¾ хода, после чего АКПП переключается на пониженную передачу, повышаются обороты двигателя, машина активно ускоряется. Этот режим незаменим при обгонах, резких перестроениях в потоке и т.д.

  • Также следует выделить возможность ручного переключения передач на многих АКПП. Данная функция, хорошо известная под названием Типтроник (Tiptronic), позволяет водителю самостоятельно повышать и понижать передачи.

Как правило, полностью «ручным» переключением передач эту функцию назвать нельзя, так как КПП работает в полуавтоматическом режиме, имитируя ручное управление.

Техника вождения автомобиля с автоматической коробкой передач

Разобравшись с тем, как переключаются передачи на автомате, а также рассмотрев основные режимы работы АКПП, можно перейти к тому, как ездить на коробке «автомат».

Начнем с основного. Важно понимать, что автоматическая коробка «боится» постоянных резких разгонов с места, а также пробуксовки колес в грязи, снегу или на льду. Подобные условия приводят к тому, что коробка «автомат» перегревается.

Например, если машина буксует, при этом выехать не позволяет ни один режим, лучше обратиться за сторонней помощью и просто подтолкнуть автомобиль или же вытащить на буксире в режиме N.

Вернемся к езде на автомате и как управлять автомобилем с АКПП. Вождение автомобиля с коробкой автомат сводится к следующему:

  • начинать пользоваться коробкой автомат нужно при условии нажатой педали тормоза.
  • нажав на тормоз, для начала движения следует перевести селектор из Р или N в нужный режим (R, D, 3, 2, L);
  • если ранее был задействован стояночный тормоз, ручник нужно «опустить».
  • сняв машину с ручника и отпустив педаль тормоза, автомобиль медленно и плавно начнет движение (в ряде случаев, например, если автомобиль стоит на подъеме, отката назад в режиме D не произойдет, однако и явного движения вперед не будет);
  • чтобы ускориться, нужно нажать на педаль газа (акселератор). В режиме D автомат самостоятельно будет повышать передачи при разгоне и понижать при замедлении. Для незначительного снижения скорости без использования тормозов достаточно полностью отпустить газ.
  • чтобы добиться эффективного замедления/полной остановки нужно нажать на тормоз. Для последующего ускорения достаточно снова отпустить тормоз и нажать на газ.
  • переводить селектор из режима D в режим P или N при коротких остановках не нужно (данные режимы включаются только при длительном простое с работающим ДВС от 10-15 минут и более).
  • с учетом наличия разных режимов работы АКПП, водителю следует подбирать такой, который наилучшим образом подходит для конкретных условий эксплуатации.

Обратите внимание, запрещено переводить селектор в положение Р и R до полной остановки автомобиля или в движении. Игнорирование данного утверждения приведет к серьезной поломке АКПП.

Еще следует учитывать, что если возникла необходимость длительного простоя автомобиля с заведенным двигателем (пробка и т.д.), при этом отмечены высокие температуры наружного воздуха, тогда селектор нужно перевести из режима D в режим N, чтобы избежать перегрева коробки — автомат.

Прежде всего, во время эксплуатации гидромеханической АКПП следует избегать работы такой коробки без предварительного прогрева. Это значит, что «автомат» нужно прогревать перед поездкой, причем независимо от наружной температуры.

На практике это значит, что после стоянки желательно запустить и , при этом после незначительного прогрева мотора нажимается педаль тормоза, после чего селектор выбора режимов работы АКПП задерживается в каждом положении от 30 сек. до 1 минуты.

Важно помнить, что в АКПП залит большой объем рабочей жидкости ATF (трансмиссионное масло), вязкостные свойства которой зависят от температуры. При этом АКПП очень чувствительна к качеству и вязкости масла. Не трудно догадаться, что пока коробка не прогреется, трансмиссию нельзя сильно нагружать. При этом до выхода на рабочие температуры коробке передач нужно больше времени, чем двигателю.

  • Еще одним нюансом при эксплуатации машин с «автоматом» является то, что автоматические трансмиссии могут выйти из стоя после длительной пробуксовки ведущих колес. Это значит, что если такой автомобиль основательно застрял в снегу или в грязи, от попыток выехать своим ходом лучше отказаться.

В противном случае «горят» фрикционы, коробка перегревается, сильно изнашивается, загрязняется продуктами износа и т.д. Результат — дорогостоящий ремонт АКПП, замена пакетов фрикционов, промывка каналов и т.д.

Еще АКПП сильно изнашивается в том случае, если практикуется буксировка прицепа или других авто. Причиной снова является перегрев АКПП. Также добавим, что буксировать саму машину с автоматом также нужно правильно.

Зачастую, производитель прописывает правила и рекомендации касательно буксировки без вывешивания ведущих колес в мануале. Чаще всего, буксировать машину с АКПП можно на нейтральной передаче, скорость перемещения 50 км/ч, расстояние ограничено отметкой 50-60 км.

  • Также добавим, что владельцы машин с АКПП часто интересуются, нужно ли пользоваться стояночным тормозом на машине с автоматом. Дело в том, что все авто с автоматической трансмиссией имеют ручник, однако параллельно работает и блокировка в режиме P.

При этом нужно учитывать, что в режиме «паркинг» без использования стояночного тормоза вся нагрузка ложится на механизм блокировки и сокращает его ресурс. Также никак не следует исключать возможность поломки механизма во время стоянки, то есть «ручник» фактически является дополнительной страховкой.

Стояночным тормозом нужно пользоваться в том случае, если пришлось остановить автомобиль на спуске или подъеме. В этой ситуации селектор АКПП легче перевести в режим D или реверс из режима P только тогда, когда затянут стояночный тормоз. Получается, перед тем, как начать движение, нужно сначала нажать на педаль тормоза, затем перевести селектор в нужный режим, а уже затем опустить ручник.

Подведем итоги

Как видно, использование коробки — автомат не предполагает каких-либо сложностей, однако необходимо соблюдать определенные правила и придерживаться целого ряда рекомендаций.

Прежде всего, данную коробу нужно прогревать, на «автомате» нежелательно буксовать или часто ездить с прицепом, всячески нагружать автомобиль, перегревать АКПП в пробках и т.п.

Только соблюдение условий и правил эксплуатации коробки — автомат позволяет сохранить плановый ресурс АКПП (особенно с учетом достаточно высокой стоимости ремонта «автомата»), а также не испытывать каких-либо проблем и сбоев (толчки, пинки, рывки АКПП) во время езды на автомобиле с трансмиссией данного типа.

Читайте также

Почему коробка-автомат пинается, дергается АКПП при переключении передач, в автоматической коробке возникают толчки рывки и удары: основные причины.