Как самому снять задний ступичный подшипник. Что такое задний подшипник ступицы, как он устроен и как его заменить? Стандартный набор инструментов для ремонта

При появлении нехарактерных для исправного автомобиля звуков и шумов обязательно следует искать источник их происхождения. Если шум, появляющийся в движении, исходит от задних колёс и меняет свою тональность при выполнении маневров, то необходима замена подшипника задней ступицы.

Проверка подшипника и подготовка к ремонту

В справочной автолитературе можно найти информацию о том, какой ресурс имеют некоторые детали автомобиля. Для срок жизни составляет примерно 100 тыс. км. Число это весьма условно.

За последние несколько месяцев из-за задней части автомобиля раздался скулящий шум, который становился все громче, чем быстрее вы шли, и это становилось все хуже. Мы подняли заднюю часть автомобиля, поддержали ее на стойках на оси и проверили оба задних колеса для игры в стороны.

Установка нового подшипника

Конечно, правый тыл был виновником. Что вам нужно. Как всегда, это будет зависеть от вашего уровня опыта и способности, а также от того, есть ли у вас все инструменты, которые вам нужны. В первый раз может потребоваться час или два от начала до конца, но как только вы проделаете эту работу пару раз, вы, вероятно, сократите это вдвое, так что это отнюдь не огромная работа.

На продолжительность использования ступичных подшипников могут повлиять такие факторы, как:

  • интенсивность использования автомобиля и стиль вождения;
  • состояние дорожного полотна в регионе использования авто;
  • качество установленных ранее деталей;
  • частая перевозка грузов, неравномерное распределение грузов, перегруз, использование прицепа.

Чаще приходится сталкиваться с тем, что необходимость замены подшипника задней ступицы возникает гораздо раньше, чем это ожидает автолюбитель. Учитывая, что подавляющее большинство автомобилей, которые выпускает отечественный и зарубежный автопром, имеют передний привод, следует рассмотреть вопросы диагностики и задних колёс именно таких авто.

Как всегда, при работе с критическими компонентами безопасности, такими как тормоза или подвеска вашего автомобиля, важно знать, что вы делаете! Если у вас есть сомнения, проконсультируйтесь с квалифицированным механиком, и если вы учитесь, всегда старайтесь работать с более опытным помощником. Чтобы изменить колесные подшипники на вашем автомобиле, вам необходимо получить доступ к нижней стороне автомобиля, поэтому важно использовать опоры для оси, которые рассчитаны на вес вашего автомобиля.

С автомобилем на зубчатом колесе и поддерживаемым на осевых стойках снимите дорожное колесо. Первая задача - снять суппорт с держателя суппорта. Для снятия суппорта используйте 15-миллиметровый гаечный ключ, чтобы удерживать направляющие штифты при отмене 13-мм болтов.

Появление характерного шума от задних колёс в движении – это лишь первый признак, указывающий на износ подшипников. Для начала работ необходимо убедиться в правильности поставленного «диагноза». Задние колёса следует поочерёдно вывесить, приподняв угол кузова домкратом.

Колесо необходимо раскрутить и послушать звук, который от него исходит в свободном вращении. Изношенный подшипник будет издавать характерный шум вместо тихого хода. Кроме этого можно взять двумя руками колесо с разных сторон и проверить осевой люфт, дёргая его, то правой, то левой рукой.

Суппорт должен соскользнуть без излишней суеты, но может по-прежнему нуждаться в некотором нежном убеждении с помощью штифта или отвертки с плоским лезвием, расположенного между суппортом и держателем. Будьте предельно осторожны, чтобы держаться подальше от резинового уплотнения вокруг поршня суппорта.

Что потребуется из инструментов и средств

Как только у вас есть суппорт, свободный от носителя, не позволяйте ему болтаться из тормозного шланга, поддерживайте его с помощью кабельных стяжек или шнура для банджи, чтобы шланг не находился под напряжением. Держатель суппорта должен быть снят или повернут в сторону, прежде чем вы сможете снять тормозные диски. На приведенной ниже фотографии показано 14-миллиметровое тройное квадратное и длинное удлинение, которое требуется для отмены болтов крепления несущей.

Если замена подшипника задней ступицы неизбежна, необходимо подготовить орудия труда:

  • домкрат;
  • комплект ключей для авторемонта;
  • ветошь, WD-40;
  • верстак с тисками;
  • специальные или кустарно изготовленные съёмники.

Новый подшипник упущен из списка умышленно, так как его покупку следует производить после демонтажа старого. Иногда после разборки узла возникает необходимость заменить подшипник вместе со ступицей или цапфой.

Как это делается

Удаление этих двух болтов, вероятно, является самой сложной частью работы, поскольку они чрезвычайно плотные и крайне неудобные. Нам пришлось использовать 3 удлинителя, универсальный шарнир и резьбу между вертикальной, ударной и стабилизирующей штангой. Мы ушли с удалением верхнего болта и просто ослабили нижний болт и откидывали несущую часть. Снимите установочный винт тормозного диска и снимите диск.

Это, вероятно, будет очень плотным, так что вам понадобится длинный выключатель или ударный пистолет. С помощью съемника ступицы снимите узел ступицы и подшипника, если это необходимо, наши просто соскользнули без какой-либо силы. Бициклисты, однако, не «считаются» либо потому, что они сильно повреждены, либо потому, что их нелегко заменить, а также потому, что нелегко оценить текучесть и посмотреть, не пора ли их менять или нет.

Хабы все очень похожи друг на друга, и как только вы поймете, как это сделать, с небольшим вниманием вы можете обойтись без больших проблем. Начнем с самого легкого колеса, переднего колеса. Удалите диск, чтобы избежать разбрызгивания смазкой. Диск удаляется, удалив 6 винтов, которые закрепляют его на ступице. Только в исключительных случаях для удаления диска требуется специальный ключ.

Удалите пылевые крышки, которые должны быть доставлены вручную. В лучшем случае используйте плоскогубцы, но будьте осторожны, чтобы не поцарапать. В большинстве случаев они находятся под давлением, никогда не завинчиваются. В этот момент в узле вы увидите два подшипника, расположенных на расстоянии от разделительной трубки.

Как заменить подшипник задней ступицы самостоятельно

Любая работа в гараже начинается с облачения в спецодежду, освобождения места ремонта от ненужных предметов и обустройства освещения. Далее всё достаточно просто.

Необходимо следовать следующему алгоритму:

Почему ломается подшипник?

Разделительная трубка внутри него слегка движется. Сожмите штифт и сдвиньте его, пока он не коснется нижней части подшипника. Из рисунка ниже, хотя это относится к колесу сзади, вы видите, что спейсер сдвинут. Сожмите штифт и нажмите на подшипник вокруг окружности, пока он не выйдет.

Теперь вытащите прокладку, поверните колесо и оставьте другой подшипник. Очистите все, смажьте косяки и установите новые подшипники. Для установки подшипников не используйте молоток, а резьбовой стержень с 2 шайбами ​​и 2 кубика правильных измерений. Закручивая гайки, подшипники будут двигаться ровно и вниз.

  • ставится на первую передачу, передние колёса фиксируются «башмаками»;
  • снимается защитный колпачок ступицы и с помощью керна отгибается вмятина на бортике гайки;
  • торцевыми ключами срываются гайка ступицы и болты колеса;
  • колесо вывешивается поднятием угла кузова домкратом;
  • откручивается и снимается колесо;
  • ввинчиванием болтов в съёмные отверстия или с помощью ударов через деревянную проставку снимается тормозной барабан;
  • откручивается гайка ступицы;
  • ступица снимается с полуоси (если ступица очень легко снимается с полуоси шкворня, то это может указывать на сильные износ посадочного места. Возможно, понадобится замена шкворня.). Для того, чтобы быстро снять ступицу можно прикрутить к ней колесо и дёрнуть его двумя руками или воспользоваться специальным съёмником;
  • из ступицы извлекается стопорное кольцо и сальник;
  • с помощью подходящего по диаметру отрезка трубы из ступицы выбивается подшипник;
  • ступицу и полуось шкворня следует очистить от грязи, старой смазки, следов коррозии, посадочное место для обойм подшипника смазать.

На этом этапе разборка ступичного узла заканчивается. Проделав операцию впервые, даже неопытный автолюбитель сможет выучить, как заменить подшипник задней ступицы своими руками. В этом действительно нет ничего сложного.

Не забудьте нажать проставку внутри колеса. Сожмите подшипники из резьбового стержня и вставьте 2 крышки. Подшипники, которые вы установили на 99%, запечатаны и ничего не требуют. Если вам нужно купить новые подшипники, не забудьте заказать 3 размера: внешний диаметр, внутренний диаметр и толщину.

Какие подшипники приобрести?

Давайте перейдем на заднее колесо, которое немного потрепано. Удалите диск и звездочку. Теперь отвинтите центральный контакт с 2 противоположными клавишами. Наряду с штифтом также следует снять лиф. Некоторые пробки имеют верхний фиксирующий штифт под прокладкой, который затем снимается для снятия лифа.

Установка нового подшипника

Для того, чтобы автомобиль смог снова ездить, следует закончить работы и выполнить следующие технологические операции:

  • впрессовывается новый подшипник в ступицу (не вбивается!). Для этого можно использовать тиски или длинный болт с шайбами большого размера. Для окончательной посадки подшипника можно использовать проставку из старой обоймы подшипника;
  • новый сальник устанавливается на своё место также с помощью пресса или лёгкими ударами молотка через деревянную рейку. При установке подшипника и сальника необходимо следить за равномерностью их погружения, не допускать перекосов;
  • ступица в сборе устанавливается на полуось цапфы. Внутренняя обойма подшипника ступицы ставится на место с помощью нанесения лёгких ударов молотка по отрезку трубы, внутренний диаметр которого чуть больше диаметра полуоси;
  • закручивается (туго) гайка ступицы. Бортик гайки загибается в паз, распложенный на полуоси, устанавливается защитный колпачок;
  • ставится на место тормозной барабан;
  • прикручивается колесо;
  • проверяется вращение колеса на новом подшипнике;
  • автомобиль снимается с домкрата.

Как видно из описания, особой сложности смена подшипников не имеет, что позволяет автовладельцам выполнять эту манипуляцию самостоятельно, сэкономив деньги на посещении автосервиса.

Подготовка к снятию ступицы

Исчеркнутая отделка находится в той же ситуации, что и переднее колесо: двойной подшипник с центральной прокладкой. Замените их той же процедурой, которую мы видели выше, но на этот раз работа еще не закончена. Внутри корпуса есть еще два подшипника, которые необходимо удалить и заменить.

Снимите уплотнительную прокладку внешней подушки с помощью отвертки. Положите плащ на самолет и со спины ударитесь о подшипники, чтобы вытащить их. Они также состоят из двух подшипников и распорки. Разница в том, что они оба оставляют одну сторону. Всегда тщательно очищайте белым маслом и вставляйте два новых подшипника с помощью резьбового стержня. Не забудьте прокладок и будьте осторожны, чтобы не касаться или не зажимать зажимы на свободном колесе.

Одной из наиболее опасных поломок автомобиля является неисправность подшипника ступицы заднего колеса. Мало того, что возникает опасность ДТП, данную проблему сложно вообще диагностировать. Сломанная деталь издает шумы, но различить их из задней подвески тяжело.

Рассмотрим характер такой поломки на примере заднеприводного автомобиля ВАЗ 2107. Заодно распишем, как своими руками производится замена подшипника задней ступицы.

У ВАЗ 2107 причиной описываемой неисправности могут быть.

  1. Неправильная, неаккуратная езда с постоянными резкими торможениями и разгонами.
  2. Попадание внутрь воды и песка, вытекание смазки.
  3. Окончание срока службы.

Очевидный способ проверки нашей детали: на приподнятом автомобиле подавить на внешнюю часть колеса, стараясь его покачать. Если оно болтается с характерными стуками, необходима замена подшипника в задней ступице.

Что нам пригодится для ремонтных работ:

  • набор гаечных ключей, отвертка;
  • молоток, зубило;
  • кругляк и деревянный брусок;
  • подставки для ремонтируемой части машины;
  • съемник;
  • смазка «Литол».

Также читайте про и .

Опишем по порядку, как производится замена подшипника задней ступицы.

  1. Вывешиваем всю ремонтируемую часть автомобиля, чтобы можно было прокручивать ведущий мост.
  2. Снимаем колесо, которое «люфтит».
  3. Выкручиваем две шпильки из барабана и вставляем их в технологические отверстия. Затягивая шпильки, выдвигаем барабан из посадочного места. Демонтируем тормозной барабан.
  4. Сняв колпак посредством отвертки, выкручиваем ступичную гайку. Чтобы её сорвать с места, придется воспользоваться зубилом и молотком.
  5. Посредством съемника стягиваем ступицу с цапфы ведущего моста.
  6. Дальше с цапфы стягиваем съемником внутреннюю обойму заменяемой детали.
  7. Из ступицы извлекаем обоймы наружной и внутренней заменяемой детали.
  8. Следующим этапом производится непосредственно замена подшипника ступицы заднего колеса.
  9. Общую сборку производим в обратном порядке. Не забываем предварительно смазывать новые запчасти.

Такова технология замены у заднеприводного ВАЗ 2107. Понятно, что придется потрудиться. Может быть, у переднеприводных машин легче заменить заветную деталь? Посмотрим.

Особенности переднего привода

Для примера возьмем два автомобиля – «девятку» и «десятку». Изучим для начала процедуру смены подшипника на задней ступице на автомобиле ВАЗ 2109. Поломка нашей детали у данного автомобиля может произойти из-за следующих факторов.

  1. Лихая езда с постоянными резкими торможениями и разгонами.
  2. Конец срока службы, сократившегося из-за плохих дорог.
  3. Нарушение целостности сальника.

Диагностика производится согласно известному принципу: нужно пошатать колесо. Инструменты и сподручные средства, необходимые для ремонта, перечислим в следующем списке:

  • ключи гаечные;
  • молоток, кругляк, деревянный брусок;
  • съемник;
  • смазка «Литол».

Итак, приступим.

  1. Снимаем ключами гайки колеса и центральную ступичную гайку.
  2. Приподнимаем часть машины на домкрате, снимаем колесо (здесь всю половину автомобиля вывешивать не нужно).
  3. Ручной тормоз не должен быть включен!
  4. Скручиваем штифты тормозного барабана и демонтируем его, можно воспользоваться молотком и бруском.
  5. Откручиваем гайку ступицы и стягиваем ступицу съемником.
  6. Если внутреннее кольцо нашей заменяемой детали осталось на цапфе подвески, сдергиваем его с помощью съемника.
  7. Берем снятый узел, удаляем стопорное кольцо, посредством кругляка и молотка выбиваем сломанную деталь.
  8. Нанеся смазку, запрессовываем новые запчасти.
  9. Сборку делаем, двигаясь по пунктам наоборот – назад.

Теперь, если сравнить две приведенные нами инструкции, получается, что наличие или отсутствие привода на колесах под багажником мало влияет на количество этапов, а также их суть.

Без съемника

Для того чтобы утвердить данное предположение, рассмотрим еще замену на автомобиле ВАЗ 2110. Причины поломки здесь те же.

  1. Беспощадная эксплуатация автомобиля по плохим дорогам.
  2. Неправильная езда.
  3. Износ сальника и самой детали.




А вот собирая комплект инструментов, попробуем обойтись без съемника.

Дело в том, что его стоимость выше стоимости запчасти, которую мы меняем, где-то на двести или триста рублей, то есть при сторублевой цене подшипника раза в три дороже. Поэтому покупка столь важного приспособления для нашей операции не совсем оправданна. Но с другой стороны, съемник пригодится для многих других видов работ, стало быть, если планируются дальнейшие собственноручные ремонты, покупка становится оправданной.

Итак, обойтись без данного приспособления попробуем при помощи зубила и молотка. Так же можно было поступить по ходу ранее описанной процедуры. Таким образом, нам пригодятся:

  • ключи гаечные – стандартный набор;
  • молоток;
  • зубило;
  • подходящий по диаметру кругляк;
  • смазка типа «Литол».


На начальном этапе заготавливаем новые запчасти. Далее действуем по проторенному пути.

  1. Также как у «девятки», ослабляем поначалу ступичную гайку и гайки колеса.
  2. Отключаем ручной тормоз, поддомкрачиваем машину, далее снимаем колесо.
  3. Демонтируем тормозной барабан аналогично соответствующему пункту предыдущей инструкции.
  4. Откручиваем ступичную гайку.
  5. Вкручиваем болты в два противолежащих отверстия ступицы по очереди и вытягиваем необходимый для разбора узел на себя – это способ обойтись без съемника.
  6. На оси почти всегда остается внутренняя обойма нашей заменяемой детали. Сдергиваем её с помощью зубила и молотка, предварительно удалив колодки тормоза.
  7. Удалив стопорное кольцо, а также сальник, молотком через кругляк выбиваем оставшуюся часть сломанной детали.

После смазки устанавливаются новые запчасти и от обратного делается сборка.

Итак, мы расписали процесс замены подшипника ВАЗ 2110, его можно изучить по видео. Ясно одно: у ВАЗ с передним приводом поменять заветную деталь тоже не так уж просто.



То же самое касается и замены подшипника на автомобиле Калина. Технология очень близка к описанной нами. Отличаются лишь размеры гаек под ключ.

Ну а тем, кому довелось проделать излагаемую нами операцию в узле соответствующей подвески Калины, легко смогут повторить всё то же самое на совершенно похожем по устройству автомобиле. Конкретнее говоря, замена подшипника на автомобиле Лада Гранта для них не составит труда.

Цены на ремонт по городам

Но не все автовладельцы могут или хотят делать подобные манипуляции своими руками. Многим проще обратиться в автосервис.

Для таких людей мы составили сводную таблицу по усредненной стоимости замены подшипников в задней ступице ВАЗ относительно к разным крупным городам РФ. Вот что получилось.

Город Стоимость
Москва 800 р.
С-Петербург 800 р.
Екатеринбург 700 р.
Казань 750 р.
Самара 600 р.

Выходит, что на ремонт задней подвески автомобилей ВАЗ цена сравнительно довольно невысокая даже в столицах. Поэтому стоит призадуматься, проделывать ли операцию самому или податься к мастерам.