Хлопкоуборочные машины. Хлопкоочистительная машина Социально-экономические последствия изобретения

Урок русского языка в 6 классе

Подготовила: Гайворонская Марина Николаевна

Тема. Соединительные гласные о-е в сложных словах

Цель:

Знать: об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных о – е.

Уметь: верно выбирать соединительные гласные о – е в сложных словах.

Развивающая: развивать умение самостоятельно получать знания; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.

Воспитательная: пробуждение познавательного интереса к урокам русского языка и окружающим явлениям.

Ход урока:

I.Проверка домашнего задания:

1) Фронтальный опрос – приставки пре и при.

2) Вспомните и запишите пропущенные слова, объясняя в них правописание гласных в приставках. (1 слайд)

1) Час обеда (…)

Топот по двору раздался.

2) Кто-то терем (…)

Да хозяев поджидал.

3) Пирожок лишь разломила

Да кусочек (…) .

4) Пушки с пристани палят,

Кораблю (…) велят.

5) Здравствуй, князь ты мой(…)!

Что ж ты тих, как день ненастный?

6) (…) к нему рыбка, спросила:

« Чего тебе надобно, старче?»

II.Изучение нового материала.

1)Отгадать загадки

Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полёт.

Человек им управляет.

Что такое? (САМОЛЁТ) (2 cлайд)

Он с хвостом резиновым,

С желудком парусиновым.

Как загудит его мотор,

Глотает он и пыль и сор. (ПЫЛЕСОС) 3 (слайд)

По волнам плывёт отважно,

Не сбавляя ход.

Лишь гудит машина важно,

Что такое? (ПАРОХОД)(4 слайд)

Каждый день выходит утром

В повседневный свой поход.

Знать все правила обязан

На дорогах…(ПЕШЕХОД) (5 слайд)

2)Беседа :

Что общего в этих словах?

Как называются такие слова? Значит сегодня мы будем говорить о сложных словах.

А что мы знаем об образовании сложных слов?

Как называется такой способ образования слов?

Сложные слова образуются путём сложения основ с помощью соединительных гласных

о или е? Могут и без гласной.

А что мы ещё о них знаем?

На какие две группы можно разделить данные слова?

Значит тема нашего урока……

Что мы должны будем узнать на уроке?

  1. Работа с учебником:
  2. Кто хочет побывать в роли учителя? Кто сможет объяснить тему урока у доски.
  3. Вывод.

III.Закрепление:

1) Работа с текстом (на столе у детей распечатанный текст)

Прочитайте текст. Подчеркните сложные слова. Вставьте пропущенные буквы. Плывёт в море пар…ход. Вода в море синяя, а палуба белая. Очень красиво, когда в синем море плывёт белый тепл…ход. Но вот в северных морях появился лед…кол «Сибирь» - гордость русских мор…ходов. Палубы и все надстройки у лед…кола оранжевые. В снег…пад и в солнечную погоду белое судно трудно заметить среди льдов. А за лед…колом идёт караван судов. Вот для чего ему яркий цвет.

2) Творческая работа (выполняется устно)(6 слайд)

Задание: заменить слова одним сложным словом.

  • Пить чай
  • Помогать взаимно
  • Любить труд
  • Люди одной фамилии
  • Любить свободу
  • Тот, кто ходит пешком
  • Старший класс
  • (чаепитие)
  • (взаимопомощь)
  • (однофамильцы)
  • (Свободолюбие)
  • (пешеход)
  • (старшеклассник)

Молодцы, вы прекрасно справились с заданием.

3) Физминутка

4)Образуйте сложные слова по образцу: (7 слайд)

Красная грудка- (какая) красногрудая

Яркая голова-

Длинные ноги-

Короткий хвост-

Пёстрые крылья-

По воде плавает-

5) Попутное повторение (карточки)

Задание: к данным слова подберите антонимы . Объясните выбор соединительной гласной.

  • Ленивый ученик -
  • Серьёзный юноша –
  • Однообразное движение –
  • Враждебное отношение –
  • Добросовестный
  • Легкомысленный
  • Многообразное
  • доброжелательный

6)Работа в парах.

Задание: к словам левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Запишите сложное слово, обозначив графически выбор соединительной гласной.

  1. Пыль хранить
  2. Овощи тушить
  3. Огонь сосать
  4. Телевидение плавать
  5. Море передача
  6. Три бороться
  7. Земля мерить

7) «Диктант – молчанка». Угадай слово.

Задание: угадай и запиши слово по толкованию его лексического значения.

Машина, которая очищает хлопок;

Завод, где строят корабли;

Бумага, чувствительная к свету;

Здание, построенное из железа и бетона;

Машина, которая очищает дорогу от снега.

8) Самостоятельная работа. Кроссворд.

  1. Специалист по разведению садов.
  2. Локомотив с паровым двигателем.
  3. Канал для выхода дыма из трубы.
  4. Русская народная игра – пляска.
  5. Лес, поваленный бурей.
  6. Бесплановое, стихийное совершение дела, работы.
  7. Огнестрельное оружие.

9) Контроль знаний. Тест «Сложные слова».

А сейчас, чтобы проверить, как вы поняли новую тему, выполним тест.

  1. Сложные слова образованы…

а) сложением основ; б) сложением приставок

  1. Соединительная гласная е пишется после…
  1. Соединительная гласная о пишется после…

а) твёрдой основы; б) мягкой основы

  1. В слове мухомор соединительная гласная…

а) а; б) о; в) отсутствует

  1. В слове пылесос соединительная гласная…

а) е; б) и; в) отсутствует

  1. В слове стенгазета соединительная гласная…

а) е; б) о; в) отсутствует

IV. Домашнее задание

Карточки, п.33, упр.168


РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ОРФОГРАФИЯ»

Составитель: Клинг И.Н.

2014 год.
Пояснительная записка.

«Рабочая тетрадь» - это задания для самостоятельной работы учащихся по русскому языку «Современная русская орфография.»
Основное назначение тетради в объяснении, закреплении материала курса, его осмыслении и целенаправленном применении в практической деятельности. Данную рабочую тетрадь можно использовать при изучении курса русского языка в 10 классе, а также при подготовке к ЕНТ.
Помимо материала в тетради есть повторение всего курса русского языка, повторение орфограмм, пунктограмм; морфемный, морфологический, синтаксический разборы.
Выполнение некоторых заданий предполагает работу со словарями: «Словарь морфем русского языка», «Словарь иностранных слов и выражений», «Орфографический словарь русского языка», «Словарь русского языка», «Школьный словообразовательный словарь русского языка», словарь «Слитно или раздельно?».
Задания, направленные на развитие речевых компетенций, могут быть домашними, в классе корректироваться и оцениваться.

Условные обозначения:
МР- морфологический разбор;
СР- синтаксический разбор;
РС- работа со словарем;
РР- развитие речи.

1. Сложносокращенные слова. Образование сложных слов.

1. Выпишите сложные слова, укажите способ образования. Произведите словообразовательный разбор одного слова, образованного морфологическим способом.

Невысокий, подгребать, предзимний, раненый, передаточный, дробинка, сумасшедший, надувной, поддувать, напор, темень, городовой, мореход, МХАТ, Европарламент, женственность, литературоведческий, выздоравливать, окись, изобретение, исторический, Би-би-си, Донбасс, подпись, леспромхоз, радиофикация, электрификация, диван-кровать, предсердие, асимметричный, ЮНЕСКО.
__________________________________________________________________

Порядок словообразовательного разбора
1. Установить производящую основу для данного слова.
2. Выделить словообразовательные аффиксы.
3. Назвать способ образования слова.
4. Дать словообразовательную цепочку.
Образец разбора.
Предзимний.
1. Для слова предзимний производящей основой является основа в слове зима.
2. Слово предзимний образовано посредством одновременного присоединения приставки пред- и суффикса -н-.
3. Способ словообразования - морфологический, приставочно-суффиксальный.
4. Словообразовательная цепочка: предзимний - зима.

2. РС. При необходимости пользуясь «Школьным словообразовательным словарем русского языка» сделайте словообразовательный разбор. 1 вариант - 1 абзац; 2 вариант - 2 абзац.

I. Баснописец, плавучесть, новь, аморальный, целинный, некошеный, исподтишка, по-южному, предэкзаменационный, элективный, беспощадный взморье, чуточку, антинаучный, бессодержательный, интеллектуальный, бездуховный, одухотворенный, литературный, высокохудожественный.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
II. Русский, сверхдальний, гостиная, по-новому, тишь, газопровод, юго-восток, трехъярусный, казахстанский, стихотворение, взморье, ошейник, замуж, преспокойно, медсестра, навстречу, крашеный, произведение, ископаемое, извилина._______________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Познакомьтесь со структурой «Словаря морфем русского языка», пользуясь им, установите морфемный состав следующих слов. Обозначьте графически морфемы. Будет удобнее работать в паре с соседом.

Приморье, веснушчатый, взрывоопасный, взять, учение, высоко, панисламизм, шефствовать, рассказывать, сумасшедший, любимый, земля, заснеженный, клеить, кроме, огнедышащий, трансконтинентальный, замдиректора, худрук, книжный.

4. Придумайте по пять слов на каждый указанный способ словообразования:
Префиксальный____________________________________________________
__________________________________________________________________
Суффиксальный______________________________________________________________________________________________________________________
Приставочно-суффиксальный ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Сложение основ_______________________________________________________________________________________________________________________________

5. Придумайте по пять сложных слов, образованных разными способами.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Соединительные гласные о-е. Образование слов с соединительной гласной и без соединительной гласной.

1. Вставьте пропущенные буквы, проверьте по «Орфографическому словарю русского языка». Подчеркните сложные слова. С выделенными словами составьте словосочетания.

Интелл.гент - интелл.гентный, интелл.гентский, интелл.генция; б.гровый - б.грянец, поб.гроветь; к.рабль - к.рабельный, к.раблестроение; чу.ство - чу.ствительный, чу.ствовать; че.твовать - че.твование; уча.твовать; пр.оритет; прив.легия - прив.л.гированный; энтуз.азм - энтуз.аст; Эл.ктрический - электр.фикация, электр.фицировать, электр.станция.

2. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Выпишите слова с соединительной гласной о - 1 вариант, с соединительной гласной е - 2 вариант, без соединительной гласной - 3 вариант. Составьте словосочетания с выделенными словами.

Пут.шествен.ик, язык.знание, восьм.гран.ик, ча.питие, кон.водство, кон.вязь, кон.крад, кров.обращение, кров.носный, звер.бой, басн.словный, камен.тёс, солнц.пёк, нефт.провод, машин.строение, электр.двигатель, электр.фикация, газ.провод, газ.фикация.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. РС. Во многих языках мира, в том числе и в русском, имеются слова, в состав которых входят общие словообразовательные элементы, взятые преимущественно из древнегреческого и латинского языков. Эти слова относятся главным образом к области науки, техники и общественно-политической жизни (например: термометр, демократия и др.). Ниже приводятся наиболее распространенные международные словообразовательные элементы. Найдите в «Словаре иностранных слов» или в «Новейшем словаре иностранных слов и выражений» их значения, запишите в тетрадь, обратите внимание на их написание.
Ави(а)__________________________________________________________
авт(о)___________________________________________________________
акв_____________________________________________________________
архее(о)_________________________________________________________
архи____________________________________________________________
ауди____________________________________________________________
аэр(о)___________________________________________________________
баро____________________________________________________________
вело____________________________________________________________
гелио___________________________________________________________
дем_____________________________________________________________
дром___________________________________________________________крат____________________________________________________________
косм____________________________________________________________
лабор___________________________________________________________
лог_____________________________________________________________
метр____________________________________________________________
макро___________________________________________________________
микро__________________________________________________________
моно___________________________________________________________
навт____________________________________________________________
оним___________________________________________________________
пан_____________________________________________________________палео___________________________________________________________
пери____________________________________________________________
поли____________________________________________________________
пре_____________________________________________________________
прото___________________________________________________________
псевдо__________________________________________________________
радио___________________________________________________________
сан_____________________________________________________________скоп____________________________________________________________
стерео__________________________________________________________фото____________________________________________________________
электро_________________________________________________________

3. Допишите пять международных словообразовательных элементов, которые вы узнали из словаря, составьте с ними словосочетания.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Сложные существительные. Образование. Правописание.

1. Вы знаете, что морфология - раздел русского языка, который изучает и части речи. Перечислите части речи. Приведите примеры. Кратко объясните, по каким признакам вы их распознаете.
Самостоятельные части речи:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Служебные части речи:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Приведенные ниже слова распределите по группам: 1) сложные существительные с интерфиксами о,е; 2) слова без соединительных гласных: 3) с элементами авиа-, агро-, микро-, макро-, фото- и др; 4) сложные слова, состоящие из двух самостоятельно употребляющихся существительных; 5) сложносокращенные сущ. Объясните написание слов.

Овощехранилище, пароход, солнцеворот, головорез, аэродром, фотомодель, микромир, человеко-час, теплопроводность, стачком, агротехника, Иван-чай, Ростов-на-Дону, макрофотосъемка, купля-продажа, лесонасаждение, матч-турнир, меч-рыба, мясопоставки, зооветпункт, землечерпалка, зюйд-вест, ничегонеделание, плакун-трава, рыбодобыча, самолето-вылет, семядоля, стоп-кран, театр-студия, универсам, хлеб-соль, рубаха-парень, царь-колокол, мини-юбка, земснаряд, культтовары, динамо-машина, горемыка, горе-проводник, завкафедрой.

3. РС. Перепишите, раскрывая скобки. При затруднении в работе используйте орфографический словарь, словарь «Слитно или раздельно?». Значение непонятных слов посмотрите в «Словаре русского языка», «Словаре иностранных слов».

(Автосклад), (агит)вагон, (агрегат)преобразователь, (агро)лаборатория, (агроном)механизатор, (адм)часть, (альфа)лучи, (антенна)мачта, (анти)хлор, (асбесто)бетон, (ауто)дафе, (бабочка)махаон, (балко)воз, (бель)этаж, (врач)диагност, (гала)концерт, (гамма)съемка, (генерал)аншеф, (дет)домовец,(змее)яд, (зоо)ферма, (йошкар)олинцы, (кафе)клуб, (лейб)драгун, (люля)кебаб, (мед)сестра, (микро)ватт, (палео)климат, (пед)вуз, (верти)хвостка, (зам)декана, (сабля)рыба, (саже)сдуватель, (ТУ)10, (сан)врач, (славяно)вед, (сладко)ежка, (сладко)корень, (спец)кор, (судо)импорт, (супер)цемент, (эко)климат, (экс)президент, (электро) и (газо)сварка, (юго)запад, (яхт)клуб.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. МР. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Сделайте морфологический разбор существительного. Подчеркните сложные существительные.

До чего хорошо было идти по з.ливным лугам! Все цв.ло. Гудели шмели, звенели пчёлы и опять (же) эти пр.клятые осы. Но им было (не) (до)людей, они занимались (медо)сбором с цветов. Мать (и) мачеха цв.ла, купавки, пырей, таволга, ива, начинали лопат.ся бутоны ш.повника, клевер курч.вился.
Не верь, что где)то) есть места лу.ше нашего, нет их! Посмотри. Разве где есть такое небо, вот(бы) такую краску(голубич.ку)! Смотри, облако, как кружевное, велико(ли), а застило солнышк., и все м.ня.тся, яркость о.дохнуть дает.
Он л.жит в траве, а мама соб.ра.т букет. Раду.тся узорам, соцвет.ям, подб.ра.т стебли и лист.я так, что потом, кто в избу (н.) зайдет, (н.)пр.менно при виде букета ахают.
Как пр.красна жизнь, в которой есть мама и красота!

Определите стиль, тему, идею текста.
. Сделайте синтаксический разбор сложносочиненного предложения.

Порядок морфологического разбора см. в учебнике по русскому языку за 10 класс.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. РР. Напишите эссе «Наедине с природой». Можете иначе озаглавить. Постарайтесь использовать богатство русского языка, которое вы усвоили.
Не забудьте о роли сложных существительных, используйте их.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сложные прилагательные.

1.СР. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, знаки. Выпишите сложные прилагательные, если они есть в тексте. Начертите схему последнего предложения.

Со.нца ещё (не)было видно но (с)прав. верхушка балки нач.нала освещат.ся. Серые и бел.ватые камни (желто)зеленый мох (низко)рослые кустики обозначились с чрезвычайной ясностью и выпуклостью на (прозрач.но)золотистом свете восхода зато другая сторона и лощина покрытая густым туманом были серы мрач.ны и пр.дставляли (не)уловимую смесь цветов (бледно)лилового поч.ти черного (темно)зеленого и белого.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Распределите по группам данные ниже сложные прилагательные: 1) образованные от сложных существительных; 2) образованные от слов, связанных подчинительной связью; 3) образованных от слов, связанных сочинительной связью; 4) образованных от сущ., которые пишутся через дефис; 5) обозначающие оттенки цветов. Сформулируйте правила написания сложных прилагательных.

Бетонно-растворный, вагонно-паровозный, вагоностроительный, Вальтер-скоттовский, водно-солевой, водно-спортивный, военно-административный, военнообязанный, высокоидейный, высоко поставленный, газетно-журнальный, горно-лесистый, детдомовский, голубовато-белый, восточноафриканский, буро-желтый, изжелта-красный, быстрорастворимый, белогорячечный, агролесомелиоративный, дизель-моторный, беспроцентно-выигрышный, древнерусский, малознакомый, древнеегипетский, губно-зубной, горемычный, банно-прачечный, золотоволосый, картофеле-овощной, медиолитейный, морально устойчивый, лично-командный, темно-серый, смугло-веснушчатый, сложноподчиненное (предложение).
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
3.МР. От слов, данных в скобках, образуйте сложные прилагательные и запишите их вместе с существительными (сложные прилагательные везде ставьте перед существительными). Объясните способы образования сложных прилагательных. Сделайте морфологический разбор одного сложного прилагательного.

Машина (которая очищает хлопок); трубка (которая проводит пар); бумага (чувствительная к свету); завод (где строятся корабли); фабрика (на которой прядут шёлк); выработка (средняя за год); культура (Древней Руси); ветер (с северо-запада); рабочие (фабрик и заводов),; словарь (русский и французский); государство (буржуазное и помещичье); литература (по сельскому хозяйству); завод (где ремонтируют вагоны).
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Образуйте сложные прилагательные от данных словосочетаний и слов. Объясните их правописание.

Русский и французский словарь, социальные и бытовые условия, спрягаемый по-разному, научное и производственное объединение, изложенный ниже, подобный обезьяне, общее образование, общественный и исторический, нуждающийся остро, палевый и дымчатый, переднее нёбо, защитить поле, любить мир, почтовый и телеграфный, юго-восток, профессора и преподаватели, цветущий рано, пустой и порожний, пять рублей, хлопок-сырец, шлакобетон, унтер-офицер.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. РР. Используя сложные прилагательные и сущ. напишите мини-сочинение о роли русского языка в вашей жизни.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сочетание наречий с прилагательными и причастиями.

1. Различаются сложные прилагательные, образующие одно слово (наречие+прилагательное, пишутся слитно или дефисно) от словосочетаний, состоящих из наречия на -о(е) и прилагательного или причастия (пишутся раздельно). Наречия в сложных прилагательных являются часто специальными понятиями; в словосочетаниях наречия могут указывать на степень признака. Приведите примеры.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Определите, чем отличаются по смыслу и способу образования выделенные словосочетания от сложных прилагательных. Выпишите их и объясните правописание.

1) Быстро растущий промышленный город; быстрорастущие породы деревьев, быстроходный катер.
2) Шел с высоко поднятой головой, высоко расположенный туристский лагерь, высококвалифицированный работник.
3) Глубоко запрятанная обида; специалист, глубоко уважаемый сотрудниками; глубокоуважаемая Анна Петровна.
4) Легко раненный в руку боец, палата легкораненых.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Раскрывая скобки, распределите сложные слова по способу образования.

1) Многое сделано для улучшения (социально) бытовых условий жизни на селе. 2) Созданы новые отрасли, обслуживающие сельское хозяйство: (машино) строение для (животно) водства и (кормо) производства, сельское строительство, (комби) кормовая и (микро) биологическая промышленность. 3) Вводятся в действие крупные (птице)фабрики, развиваются (высоко)эффективные (меж)хозяйственные и (агро) промышленные предприятия. 4) Больше внимания уделять развитию свиноводства как наиболее (скоро) спелой отрасли (животно) водства. 5) Развивать сеть (научно) производственных объединений, создаваемых на базе (научно) исследовательских и конструкторских организаций. 6) Уделить особое внимание созданию (ранне) спелых и (средне) ранних гибридов кукурузы и подсолнечника, (высоко) качественных и (высоко) продуктивных сортов и гибридов рапса, (одно) летних и (много) летних трав.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Чаще всего первым компонентом словосочетания (в отличие от сложного прилагательного) выступают наречия абсолютно, диаметрально, строго, резко, сугубо, явно, ясно и др. Обычно отдельно пишутся наречия на -ски в сочетании с прилагательным характеризующие признак путем уподобления, подчеркивающие его в каком-либо отношении. В данном ниже материале определите, словосочетание это или сложное прилагательное. Распределите в два столбика, раскрывая скобки.

(Максимально)сжатые сроки, (промышленно)транспортный отдел, (промышленно)развитая страна, (фанатически)слепая преданность, (общественно)исторические условия, (истинно)дружеская помощь; (критико)библиографический отдел.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. СР. Перепишите, вставьте пропущенные буквы, знаки. Определите, есть ли в тексте словосочетания с наречием (а может это сложное прилагательное?), выпишите его, писать слитно или раздельно?

Воз.мет человек тон.нькую книж.чку Механику Ньютона начнет читать и перед его духовным взором встан.т сама природа в своей (вечно) (н.) изменой красоте и позабуд.т мал.нький человеч.к тр.волнения о своей мал.нькой жиз.ни и буд.т счас.ив.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сложные числительные. Правописание числительных.

1. По своей структуре (составу) числительные делятся на простые, сложные и составные. Перепишите данные ниже цифры словами, распределяя их по группам: простые, сложные, составные.

100, 7, 80, 70, 500, 800, 6, 5, 40, 1000, 10, 11, 30, 50, 23, 687, 1986, 32, 43, 56,89.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. По значению и грамматическим свойствам числительные делятся на количественные, собирательные, дробные и порядковые (разряды). Из данных выше чисел составьте три группы числительных: количественные, порядковые и собирательные, запишите их словами (не менее трех слов).
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Сложные числительные (как и все другие сложные слова) состоят из нескольких основ. В склонении некоторых сложных числительных есть особенности. Обратите внимание на это при их склонении. Просклоняйте сложные числительные 400, 50, 60, 600. Записывайте словами.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Числительное как самостоятельная часть речи имеет морфологические признаки. Произведите морфологический разбор сложного числительного.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сложные предлоги. Правописание предлогов.

1. Легко узнаются сложные предлоги - они пишутся дефисно. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где нужно, пропущенные буквы, знаки. Подчеркните сложные предлоги.

Далеко (из) за деревьев (из) за ветвей (из) за листвы д.летела песня. (Из) за мыса рас.кая волны выплыл пар.ход. Ж.лтые шустрые огоньки вырвались (из) под сизого дыма. В садоч.ке (по) за тыном что (то) зашуршало. (Из) под воротника пальто белели стоячие воротнич.ки рубашки. (По) над Доном сад цветет. Что (то) слышит.ся родное в долгой пес.не ямщика. Скажи мне что (нибудь) хорошее. (В) течении. мая чаще дули (северо) восточные ветры. Сговорившись (на) счет завтрашнего дня они ра.пр.стились. (В) следстви. какой (то) задержки (в) пути лошади отстали.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. РР. Подумайте, для чего используются сложные предлоги. Напишите сочинение-описание жанровой сценки. Используйте сложные предлоги.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Подготовить ответы на вопросы:

1. Общая характеристика имени прилагательного (определение, разряды по значению).

2. Правописание прилагательных с суффиксами:

· -н- и -нн-;

· -к- и -ск-.

3. Правописание сложных прилагательных.

  1. Употребление полной и краткой формы прилагательного; усеченные формы. Синонимия полных и кратких форм прилагательных.

5. Образование и употребление степеней сравнения имен прилагательных.

Выполнить письменно упражнения:

1. Упр. № 311, 313 на стр. 105-107 из пособия Практический курс современного русского языка. Сборник упражнений / Под ред. П.А. Леканта. – М.: Высшая школа, 2002.

  1. Перепишите. Выделите суффиксы прилагательных, определите разряд имен прилагательных.

1. Башен…й кран, камен…я ограда, пламен…е чувство, имен…й список, родств…ые отношения, станци…ый поезд, стекл…ая посуда, серебр…ый портсигар, глин…ая чашка, юн…ые спортсмены, рум…ые яблоки, ветр…ое утро, безветр…ый день, ветр…ая мельница, ветр…ая оспа, плат…ой шкаф, клюкв…ый сироп, дискусси…ый вопрос, кож…ый диван, петуш…ый крик, маши…ый зал, стари…ый циферблат, гус…ые лапки, торжеств…ый день.

  1. Образуйте от данных слов имена прилагательные с суффиксом -к- или -ск-. Запишите их вместе с подходящими по смыслу существительными.

Матрос, казах, француз, Одесса, Казань, июль, ткач, казак, богатырь, январь, гавань, немец, Кавказ, декабрь, черкес, комендант, октябрь, киргиз, делегат, рыбак, таджик, Урал, гигант, село, чех, университет, горняк, кандидат, Прага.

4. От слов, данных в скобках, образуйте сложные прилагательные и запишите их вместе с существительными (сложные прилагательные везде ставьте перед существительными).

Машина (которая очищает хлопок), (темный) коричневый костюм, (светлый) зеленая ткань, завод (где строятся корабли), выработка (средняя за год), (бледный) лиловый цвет, (иссиня) черные волосы, культура (Древней Руси), ветер (с северо-запада), словарь (русский и французский), (изжелта) оранжевый мандарин, (белый) снежная скатерть, промышленность (кожевенная и обувная), литература (по сельскому хозяйству), (васильковый) синие глаза, секция (шахматная и шашечная).

5. От данных прилагательных образуйте краткие формы. Определите, в каких случаях образование таких форм невозможно и назовите факторы, накладывающие такие ограничение.

Бурый, родственный, большой, бледно-розовый, древний, вороной, добрососедский, искренний, светлый, соленый, облезлый, гнедой, безмолвный, фисташковый, примирительный, благонамеренный, отсталый, маленький, геройский, чистейший.

6. Раскройте скобки, выбрав одну из предложенных форм. Определите, в каких случаях допустимо использование а) только краткой формы, б) только полной формы, в) обеих форм. Свой выбор мотивируйте.

Я (сыт \ сытый). Сегодня он (сердит \ сердитый). Профессор (доволен \ довольный) успехами студентов. Больной еще (слаб \ слабый). Вода в реке была (темна \ темная) и (холодна \ холодная). Константин Сергеевич очень (умен \ умный). Эти многоугольники (симметричны \ симметричные). Эти ошибки легко (исправимы \ исправимые). Эта река слишком (мелководна \ мелководная) для судоходства. Кто (бодр \ бодрый) душой, тот всегда (весел \ веселый) и (здоров \ здоровый). Мясо уже почти (готово \ готовое). Наш город (красив \ красивый) в любое время года. Он был (способен \ способный) выполнить самую трудную задачу.

  1. В следующих предложениях найдите ошибки, связанные с образованием и употреблением степеней сравнения. Дайте аргументацию и предложите правильный вариант.

Третий рассказ показался ему наиболее смешней. Моя работа оказалась наихудшайшей из всех. Отношение к людям должно быть мягше, а взгляд на жизнь – ширше. Вчера ты был менее весел. Мой дядя – прелучшайший и предобрейший человек на свете. Алена гораздо красивше Татьяны. Надо вести себя скромнейше и простее. Он из нас был самый честнейший. Первее всего нужно доделать то, что мы начали. Наш преподаватель химии кажется более образованнее. Аргументы Шмелева менее весомее. Есть основания полагать, что в самые ближайшие дни будут даны старты первому этапу зимней спартакиады. В истории фигурного катания эта пара сыграла очень выдающуюся роль. Цифры – самое убедительнейшее доказательство снижения инфляции.

Литература

27. Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. – М., 1976. – С. 43-70.

28. Былкова С.В., Махницкая Е.Ю. Русский язык и культура речи. – М., 2005. – 304 с.

29. Голуб И. Б. Новый справочник по русскому языку и практической стилистике. – М.: Эксмо, 2008.

30. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1977.

31. Русская грамматика / под ред. Н.Ю.Шведовой. В 2-х томах. – М., 1980, т.1.

32. Русский язык / под ред. Л.Ю. Максимова. – М., 1989.

33. Современный русский язык. Анализ языковых единиц. Учебное пособие для студентов. В 2-х частях. Ч.2. / под ред. Е.И.Дибровой. – М., 2009

34. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. – М., 2001 – 304 c.

35. Васюкова И.А. Словарь иностранных слов. – М., 1999.

36. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М., 1986.

37. Розенталь Д.Э. Русский язык. Пособие для поступающих в вузы. – М., 2006. – § 90 (грамматические комментарии).

38. Русский язык и культура речи /под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высшая школа, 2003.

39. Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи. – М., 2002.

Практическое занятие №6

Перед суффиксом -ск- буква ь пишется только после л

(приятельский, уральский), а также в прилагательных, образованных от названий месяца на -нъ и -ръ (июньский, сентябрьский, октябрьский и т. д., кроме январский). Бу­ ква ь пишется также во фразеологизме день-деньской (це­ лый день).

3. Прилагательные с суффиксом -ск- (-овск -), образо­ ванные от собственных имён, пишутся со строчной буквы, например: онежские былины, пушкинские поэмы, левитановские пейзажи. С прописной буквы такие прилагатель­ ные пишутся лишь тогда, когда входят в состав наименова­ ний, имеющих значение «имени, памяти», например: М ен­ делеевские чтения, Вахтанговский театр.

Примечание. От прилагательных с суффиксом -ск- (-овск-), об­ разованных от имён собственных, надо отличать образованные также от имён собственных притяжательные прилагательные с суффиксами -ев, -ов, ин-, ын-, пишущиеся с прописной буквы, например: Далее словарь, Олины тетради.

Во фразеологических сочетаниях, в которых уже утратилась связь прилагательного с существительным, употребляется строч­ ная буква, например: сизифов труд, ариаднина нить.

245. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Суффиксы обо­ значьте, объясните (устно) их правописание.

1) Я вижу низ. .ий домик с галереею из маленьких по­ черневших деревя..ых столбиков. (Г.) 2) Был ясный ян­ варский день, всюду сверкало серебря..ое солнце. (М. Г.) 3) Молодец..ий посвист слышится. (Н.) 4) У крыльца комендан..ого дома казак держал под уздцы прекрасную бе­ лую лошадь киргиз..ой породы. (П.) 5) За тележкой шёл её хозяин, покуривая из маленькой кабардин..ой трубочки. На нём был офицер..ий сюртук без эполет и черкес..ая мох­ натая шапка. Смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказ..им солнцем. (JI.) 6) Вдруг видит бли..кие две тени. (П.) 7) Приятно дер..кой эпиграммой взбесить оплошного врага. (П.) 8) На лугах блестят горо­ шинки росы, что бывает только ра..им утром. (Ч.) 9) Дли..ые тени домов, деревьев, заборов ложились кра­ сиво по светлой пыльной дороге. (JI. Т.) 10) Дробись, дро­ бись, волна ночная, и пеной орошай брега в тума..ой мгле. (JI.)

246. Образуйте от данных слов имена прилагательные с суффик­ сом -к- или -ск-. Запишите их вместе с подходящими по смыслу существительными.

Матрос, казах, француз, молодец, Одесса, Казань, июль, ткач, казак, богатырь, январь, Русь, гавань, немец, Кав­ каз, декабрь, июнь, комендант, октябрь, киргиз, делегат, рыбак, Сибирь, конь, Урал, гигант, село, чех, поляк, инсти­ тут, университет, горняк, Рига, кандидат, Прага, пассажир.

247. Спишите. Объясните употребление строчных или пропис­ ных букв.

Замечательная (JI, л)ермонтовская проза, (Г, гоголев­ ская сатира, представитель (Ф, ф)амусовского общества, (Ф, ф)едорино горе, (И, и)ваново детство, (Ч, ч)еховский юмор, (Т, т)ургеневские романы, (JI, л)омоносовская пре­ мия, (П, п)ушкинские чтения, (С, с)онино счастье, (А, а)хиллесова пята.

Прилагательные с суффиксами -ов-, -ев-, -чив-, -лив-, -ив-, -чат-, -онък-, -еньк-

1. После шипящих и ц под ударением пишется суффикс

Ов-, без ударения----- ев-, например: ежовый, грошовый, перцовый, плюшевый, ключевой, ситцевый.

2. В суффиксах -чив- и -лив- пишется и , например: за­ носчивый, заботливый, настойчивый.

3. Для различения суффиксов -ев- и -ив- следует по­ мнить, что суффикс -ив- бывает подударением^апример:

игривый, льстивый (но: мйлостивый, юродивый). Суф­ фикс -ев- пишется в безударном положении, например: си­

реневый, краевой.

4. Суффикс -чат- пишется с буквой а, например: сту­ пенчатый.

Слово дощатый (от доска) необходимо запомнить.

5. В уменьшительно-ласкательных прилагательных по­ сле г, к, х^потребляется^^ффикс -оньк -^или -еньк-^напри-

мер: тихонький - тихенький, лёгонький - лёгенький; в

остальных случаях - только -енък-, например: беленький.

248. От данных слов образуйте прилагательные с суффиксами. Со­ ставьте по два словосочетания с прилагательными каждой группы.

1) -ов- или -ев-; свинец, кумач, парча, ситец, песец, грош, камыш, груша, плюш, изразец, глянец, холст, вещь;

6 - В. Ф. Греков

2) -чив- или -лив-: доверять, расчёт, услужить, заду­ мать, изменить, устоять, засуха, угодить, увёртываться, уклониться;

3) -ев- или -ив-: поле, бой, огонь, лень, спесь, ложь, червь, яблоня, отрасль, никель (расставьте в прилагатель­ ных ударение);

4) -чат-: бревно, взрыв, узор, веснушка, рассыпать.

249. Спишите примеры, вставляя вместо точек нужные суффик­ сы (чив-, -лив-, -чат-, -ов-, -ев-, -онък-, -енък-, -ск-, -к-, -енн-, -оват-

или -еват-). Суффиксы обозначьте и объясните (устно) их право­ писание. Найдите метафоры и эпитеты.

I. 1) Взгляд Лизы теперь был просящий, мягкий, а вме­ сте с тем довер..ый, ласк..ый. (Дост.) 2) Женщины оказа­ лись на редкость привет..ы, словоохот..ы. (Г. Н.) 3) У нас чиновник плох..ий и тот полов не выметет. (Н.) 4) Зимою здесь общество сер..ое, неинтересное. (Ч.) 5) У самых две­ рей стоял простой тесовый стол, покрытый син..ою скатер­ тью. (Дост.)

II. 1) В сентябр..ие вечера бывают какие-то особенные, задум..ые закаты. 2) На рыж..ую щетину сжатых полей падает первый снег. 3) Синеватый утр..ий свет пробивался в продолг..ые щели сарая. 4) Петя был смет..ый и разго­ вор..ый мальчик. 5) Мороз разукрасил окна причуд..ыми узорами. 6) Пройдя Риж..ий залив, теплоход вышел в от­ крытое море. 7) Мы переехали по бревен..ому мосту че­ рез уз..ую речонку. 8) На склад привезли берёз..ые и осин..ые дрова. 9) Стадо охранялось сторож..ыми собака­ ми. 10) У каждого за плечами был вещ..ой мешок.

250. Прочитайте, укажите уменьшительные существительные и прилагательные, определите их стилистическую роль. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.

1. Илья Ильич проснулся в своей маленькой постельке. Ему только семь лет... Какой он хорош..нький кра­ сивенький полный... Щёчки такие кругл..нькие что иной шалун надуется нарочно а таких не сделает. (Гонч.)

2. - Но что такое господин Бенковский? - Он чер­ нее..нький слад..нький тих..нький. У него есть ус..ки губки ручки и скрип..чка. Он любит нежные песе..ки и варень..це. Мне всегда хочется потрепать его по морд..чке. (М. Г.)

3. (Не)смотря на то что минуло более восьми лет их суп­ ружеству из них всё ещё каждый пр..носил другому или кусоч..к ябло..ка или конфетку или ореш..к и говорил тро­ гательно-нежным голосом Разинь душе..ка свой ротик я те­ бе пол..жу этот кусоч..к. Само собой разумеется что рот..к раскрывался при этом случае очень грациозно. (Г.)

251. Спишите, вставляя вместо точек нужные по смыслу прила­ гательные, данные в скобках.

1) Одна из дверей была завешена огромными... портье­ рами из пунцового бархата. (Дост.) Фома унёс с собой от старика... чувство: Щ уров и нравился ему, и в то же время был противен. (М. Г.) (двойной, двойственный) 2) Я уви­ дел небольшого человека средних лет, с... немного болез­ ненным лицом. (В. К.) Ярко светились голубые ставни трёх окон и... решётчатая ставня чердачного окна. (М. Г.) (ор­ динарный, одинарный) 3) Мой приятель был самый про­ стой и... человек, хотя и стихотворец. (П.) Карл Иванович с очками на носу и книгой в руке сидел на своём... месте. (JI. Т.) (обычный, обыкновенный) 4) Вокруг одиноких кус­ тов саксаула возвышались... холмики. (С.-М.) Левинсон наблюдал, как возится в коре крепкоголовый, ... цвета ж у­ чок. (Ф.) (песчаный, песочный) 5) «Былое и думы» - за­ мечательный памятник... литературы X IX века. На мно­ гих зданиях Москвы установлены... доски (мемуарный, мемориальный). 6) После войны я решил пойти на... ра­ боту. (Перв.) Варвара Дмитриевна оказалась женщиной чуткой и. . . . (Ф.) (дипломатичный, дипломатический)

7) ... репертуар театра пополнился новой пьесой. Он [Вер­ нер] пришёл в такое отчаяние и... волнение, что я реши­ тельно не мог совладать с душившим меня смехом. (JI.) (ко­ медийный, комический)

§ 45. ПРАВОПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

1. С л и т н о пишутся сложные прилагательные:

а) образованные от сложных существительных, пишу­ щихся слитно, например: паровозный (паровоз), электро­ моторный (электромотор);

б) образованные от таких сочетаний слов, в которых од­ но слово связано с другим по способу подчинения (согласо­

вания, управления, примыкания), например: голубоглазый (голубые глаза), общенародный (общий для народа), рельсо­ прокатный (прокатывающий рельсы), глубокоуважаемый

(которого глубоко уважают).

Сложные прилагательные, первая часть которых образо­ вана от наречий, имеют книжный характер и часто явля­ ются терминами, обозначая единое, цельное понятие, на­ пример: высокохудож ественный (рассказ), высокообразо­ ванный (человек), вышеуказанный (пример), легкораство­ римый (материал, вещество), малозначащий (факт), много­ обещающий (эксперимент), нижеследующий (отзыв), тя­ желораненый (офицер), узкопрактический (интерес).

Примечание. Сложные прилагательные, в состав которых вхо­ дит наречие, не следует смешивать с обычными сочетаниями из наречия и прилагательного (или причастия), пишущимися раз­ дельно, например: диаметрально противоположный, детски на­ ивный, окончательно уничтоженный и т. п. В этом случае пер­ вая часть сочетания выступает в качестве отдельного члена пред­ ложения, отвечая на вопросы как? к а к и м о б р а з о м? в

к а к о й с т е п е н и?

В качестве первой части подобных словосочетаний обычно

(прямо противоположный), резко (резко отрицательный), смер­ тельно (смертельно опасный), строго (строго последовательный)

и др.

Р а з д е л ь н о пишутся в составе словосочетаний наречия на

Ски-, например: рабски услужливый, дьявольски коварный, ис­ торически неизбежный.

с дефисом, например: дизель-моторный, северо-западный’,

б) образованные из таких сочетаний слов, которые свя­ заны по способу сочинения, как равноправные понятия, на­ пример: выпукло-вогнутые стёкла (стёкла выпуклые и во­ гнутые), русско-немецко-французский словарь (русский, немецкий и французский), сине-бело-красный флаг (синий, белый и красный) (в этих случаях между словами, входя­ щими в состав сложного прилагательного, можно вставить союз и или но);

в) обозначающие оттенки цветов, например: бледно-ро- зовый, светло-синий, тёмно-фиолетовый, ярко-зелёный, изжёлта-красный, серебристо-белый, коричнево-красный, зеленовато-голубой, пепельно-серый;

г) первая часть которых образована от иноязычных слов и оканчивается на -ико-, например: химико-лабора­ торный, физико-технический, механико-машинострои­ тельный (но: великорусский, великосветский).

Примечание. С дефисом пишется ряд сложных прилагатель­ ных, части которых обозначают неоднородные признаки, напри­ мер: народно-освободительное движение (народное освободитель­ ное), научно-популярный журнал (научный популярный), учеб­ но-производственные мастерские (учебные производственные).

Следует иметь в виду, что среди сложных прилагатель­ ных много традиционных написаний, например: всемир­ но-исторический (но: всемирно известный), народно-по­ этический. Поэтому при сомнениях в их написании следу­ ет обращаться к орфографическому словарю.

3. В первой основе сложных прилагательных пишется од­ но н, если она образована от существительного на н, и пишет­ ся нн, если она образована от прилагательного с нн, напри­ мер: вагоноремонтный завод (завод по ремонту вагонов), но вагонно-паровозный парк (парк вагонный и паровозный).

4. Сложные прилагательные, первой составной частью которых являются числительные, пишутся с л и т н о: соро­ каградусный, двадцатипятиметровый.

252. От слов, данных в скобках, образуйте сложные прилагатель­ ные и запишите их вместе с существительными (сложные прила­ гательные везде ставьте перед существительными).

1) Машина (которая очищает хлопок); 2) трубка (кото­

рая проводит пар); 3) бумага (чувствительная к свету); 4) завод (где строятся корабли); 5) фабрика (на которой прядут шёлк); 6) выработка (средняя за год); 7) культура (Древней Руси); 8) ветер (с северо-запада); 9) рабочие (фабрик и заводов); 10) словарь (русский и французский); 11) промышленность (кожевенная и обувная); 12) литера­ тура (по сельскому хозяйству); 13) секция (шахматная и шашечная); 14) завод (где ремонтируют вагоны); 15) депо (вагонное и паровозное).

253. От данных слов образуйте сложные прилагательные.

(Тёмный) коричневый костюм, (светлый) зелёная ткань, (бледный) лиловый цвет, (яркий) красный ситец, (иссиня) чёрные волосы, (изжёлта) оранжевый мандарин, (розова­ тый) жёлтые плоды, (белый) снежная скатерть, (синева­ тый) голубое небо, (матовый) бледное лицо, (серебристый) серый песец, (васильковый) синие глаза, (янтарный) жёлтые лимоны.

254. Спишите, образуя сложные прилагательные.

1) Ель уходит остриём в... бездонную (купол)образную синеву. (Бун.) 2) Накануне вечером со стороны (север)восточной опять появился туман. (Арс.) 3) Озаряемые сияни­ ем луны, палатки нашего бивака казались (иссиня)белыми. (Арс.) 4) Над (не)обозримой степной р..вниной, куда к (прозрачный)зелёному небосклону убегало шоссе, плыли в (бледный)голубом небе лиловатые облака. (Бун.) 5) Мы плыли в сплошной (молочный)белой пелене, закрывшей бе­ рег и море. (С.-М.) 6) Грозно горело на (чёрный)воронёном небе белое созвездие Ориона. (Бун.) 7) Склоны сопки, на которую поднялся Алексей, покрывал (низкий)рослый дуб­ няк. (В. Аж.) 8) По холодному бледному небу уныло полз­ ли лохмотья (изжёлта)серых облаков. (В. Аж.) 9) Беридзе и инженер подошли к центру площадки, где рыли котло­

ван под здание (насосный)дизельной станции. (В. Аж.) 10) (Жёлтый)крылые бабочки перелетают с травки на травку. (JI. Т.) 11) В тесной гавани на (рыба)ловных ботах были развёрнуты для просушки (разный)цветные паруса. (Пауст.) 12) До полудня лежала (свинцовый)тяжёлая, обильная роса. (Шол.)

255. Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены в употреб­ лении прилагательных. Спишите, исправляя предложения.

1) Коробочка была бережная хозяйка. 2) Гостиную Собакевича украшали представительные собой люди. 3) Пар­ тизаны продвигались в неприглядной тьме. 4) В течение цельных суток лил дождь. 5) Боязно оглянувшись, жен­ щина осторожно переступила порог и остановилась. 6) Х и ­ мия очень завлекательная наука. 7) На родине поэта уста­ новлен мемориальный памятник.

опт..мист - опт..мистический; пессимизм - пес..мист - пес..мистический; атлет - тяжёлая..тлетика - ..тлетиче- ский; эстафета - эст..фетный; кульминация - кульм..национный; миниатюра - миниатюрный; монумент - м..нументальный.

257. Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните их употребление. Составьте схему выделенного предложения.

Ока один из волжских пр..токов уступающий по длине лишь Каме начинается в (широко) листв..ных лесах значи­ тельно южнее Москвы. В верхн..м течен.. реки можно ознакомиться с (Белёв) (Чекалин) (Калуга) (Алексин) (Сер­ пухов) и другими стари..ными ру..кими городами. Чу­ де., ные берега возле города Тарусы запечатлены в картинах написанных художник.. (Поленов). Недостатка в (ж ивопис­ ных п..йзажах нет однако ни в нижн.. ни в средн.. течен.. Оки. Какие тут (изумрудно) зелёные луга какие дубравы!

Ока перес..кает земли на которых наши предки осели (тысяч..)летия назад и поэтому картины героического про­ шлого во..кресают перед нами при (пут..)шествии по реке. Жителям не раз пр.. ходилось отб..вать натиск врагов на­ ступавших на Русь.

258. Прочитайте отрывок из рассказа А. И. Солженицына «От­ ражение в воде». Отметьте характерные для этого текста средства языковой выразительности. Назовите эпитеты. Какие из них яв­ ляются метафорическими? Спишите, вставляя пропущенные бук­ вы. Напишите отзыв о рассказе, выразив своё отношение к по­ ставленным в нём проблемам.

В поверхности быстрого потока (н..)разл..чить отр..жений н.. близких, н.. далёких: даже если (н..)мутен он, даже если свободен от пены - в постоя..ной струйчатой ряби, в (н..)угомо..ной смене воды отр..женья (н..)верны, (н..)отчётливы, (н„)понятны.

Лишь когда поток через реки и реки доходит до спокой­ ного широкого устья, или в завод., остановившейся, или в

озерке, где вода (н..)продрогн..т, - лишь там мы видим в зеркальной глад., и каждый листик пр..брежного дерева, и каждое пёрышко тонкого облака, и налитую голубую глубь неба.

Так и ты, так и я. Если до сих пор всё (н..)как (н..)увид..м, всё (н..)как (н..)отразим бе..мертную чекан­ ную истину, - не потому ли, значит, что ещё движ..мся куда-то? Ещё живём?..

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

§ 46. ПРАВОПИСАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

1. У количественных числительных пять - девятна­ дцать, двадцать и тридцать ь пишется на конце, а у чис­ лительных пятьдесят - восемьдесят, пятьсот - де­ вятьсот - в середине слова.

2. Числительные триста и четыреста пишутся с бук­ вой а на конце, девяносто - с буквой о в именительном и винительном падежах и с а в остальных падежах.

3. Слитно пишутся количественные числительные, по­ следней частью которых являются -десят, -ста, -сот, и об­ разованные от них порядковые числительные, например:

семьдесят - семидесятый, четыреста - четырёхсотый, семьсот - семисотый.

4. Раздельно пишутся составные количественные чис­ лительные и образованные от них порядковые числитель­ ные, например: семьдесят пять - семьдесят пятый, семьсот семьдесят пять - семьсот семьдесят пятый.

5. Сложные прилагательные, первой составной частью которых являются числительные, пишутся слитно: сорока­ градусный, двадцатипятиметровый.

Слитно пишутся сложные порядковые числительные, вторая часть которых -сотый, -тысячный, -миллионный, -миллиардный, например: семисотый, пятитысячный, восьмимиллиардный, стотридцатипятитысячный, сто­ восьмидесятитрёхмиллионный и т. п.

Примечание. Если перед элементом -сотый, -тысячный, -мил­ лионный, -миллиардный количество выражено не словами, а цифрой, то после цифры ставится дефис, например: 7-сотый,

5-тысячный, 3-миллионный, 8-миллиардный, 135-тысячный, 183-миллионный.

6. Слова, входящие в дробные числительные, пишутся

раздельно, например: 5 - - пять с половиной, 3 ^ - три

с четвертью, 7 - - семь с восьмой, 3,5 - три целых пять

десят ых и т. д.

В порядковых числительных, в состав которых входят дробные обозначения с половиной, с четвертью и т. п., первую часть предпочтительно писать цифрами, а после

них ставить дефис, например: 5 --миллионное население,

3 -тысячное количество мест и т. п.

259. Спишите, заменяя числа словами.

11 (апельсины, мандарины и лимоны); 10 (яблоки); б пар (сапоги, валенки и ботинки); 4 пары (чулки и носки); 500 (граммы) вермишели; 15 (килограммы) (помидоры); 8 банок (баклажаны, томаты); сила тока в 5 (амперы); на­ пряжение в 127 и 220 (вольты); 16 (спортсмены-грузины); 60 (студенты - татары, башкиры, туркмены); 300 (тури­ сты - болгары, румыны, венгры); площадь в 890 (гекта­ ры); расстояние в 480 (километры).

260. Спишите, заменяя числа словами.

1) Сколько получится, если к 11 968 прибавить 16 374? 2) От 8753 отнимите 4587. 3) Умножьте 918 на 67 и к по­ лученному произведению прибавьте 4417. 4) Если из 976 вычесть 382, то останется 594. 5) Теплоход с 388 экскур­ сантами отправился в очередной рейс. 6) В книге было

480 страниц. Она была иллюстрирована 34 рисунками и снабжена 29 чертежами. 7) Теплоход с 468 пассажирами отошёл от пристани. 8) Под посевами пшеницы в колхозе занято 286,7 гектара пашни. 9) Альпинистская группа в

составе 11 человек поднялась на труднодоступную гору вы­ сотой 3785 метров над уровнем моря.

261. Спишите, выбирая нужные числительные.

I. 1) У кузниц., стояло (два, двое) сан., и (три, трое) те­ лег.. . 2) (Два, двое) сут.. продолжалась м..тель. 3) (Четы­ ре, четверо) друз., отправились в турист..ий поход.

УМК. Русский язык 6 класс. Автор учебника: Т. А. Ладыженская
Цели: повторить условия употребления дефиса в сложных прилагательных, различения слитного язык и раздельного написания слов, научиться правильно писать сложные прилагательные.

Проект урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент. Целеполагание.

Знакомит с темой и целями урока.

Ставят цель активно работать на уроке, достичь той оценки, которую хотят получить.

Актуализация знаний.

Направляет.

Вспоминают теоретический материал.

Самостоятельная работа по теме урока.

Помогает, направляет, проверяет.

Выполняют задания в тетради.

Рефлексия.

Подводит итоги, анализирует карту достижений, выставляет оценки.

Сравнивают предполагаемые результаты с полученными.

Домашнее задание.

Желающим дает домашнее задание.

Желающие записывают домашнее задание.

Стенограмма урока: Сегодня мы с вами повторим тему «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных». На полях в тетради поставьте ту оценку, которую бы вы хотели получить на сегодняшнем уроке. Записываем число, классная работа, затем мы вспомним теоретический материал, после этого вы приступаете к выполнению заданий по карточкам в рабочей тетради.
Чтобы получить тройку, вам достаточно выполнить задание 1, на четвёрку - задание 2, на пятёрку - задание 3.
ЗАДАНИЕ 1 (на «3»)
ПОСЧИТАЕМ?
Задание: Обведите номера слов, которые пишутся слитно. Сложите все их. В результате должно получиться число 86.
1. (Много)летний.
2. (Жилищно)строительный.
3. (Народно)освободительное движение.
4. (Механико)математический факультет.
5. (Восточно)Европейская равнина.
6. (Волго)Донское пароходство.
7. (Свеже)испеченный.
8. (Быстро)ходный.
9. (Пол)ночный.
10. (Девяти)летний.
11. (Древне)русский.
12. (Чисто)шерстяной.
13. (Седо)бородый.
14. (ярко)красный.
15. (Северо)осетинское искусство.
ЗАДАНИЕ 2 (на «4»)
ТВОРЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
Задание: из сочетаний слов образуйте словосочетания «прилагательное + существительное», причем прилагательное должно быть сложным.
1. Машина, которая очищает хлопок.
2. Трубка, которая проводит пар.
3. Бумага, чувствительная к свету.
4. Завод, где строятся корабли.
5. Фабрика, на которой прядут шелк.
6. Средняя за год выработка.
7. Культура Древней Руси.
8. Ветер с северо-запада.
9. Рабочие фабрик и заводов.
10. Словарь русский и французский.
11. Государство буржуазное и помещичье.
12. Промышленность кожевенная и обувная.
13. Литература по сельскому хозяйству.
14. Секция шахматная и шашечная.
15. Завод, где ремонтируют вагоны.
16. Депо вагонное и паровозное.
17. Лицо матовое и бледное.
18. Лимоны желтые и янтарные.
19. Человек с бледным лицом.
20. Природа Дальнего В остока.
21. Лес из деревьев низкого роста.
22. Снасти для ловли рыбы.
23. Паруса разного цвета.
24. Бабочка с желтыми крыльями.
25. Орды татар и монголов.
26. Праздник общий для народа.
27. Девушка с голубыми глазами.
28. Его глубоко уважают.
ЗАДАНИЕ 3(на «5»)
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
Задание: Распределите данные ниже слова в два столбика: с дефисным и слитным написанием. Устно объясните написание.
(Средне)месячная зарплата, (лево)бережная низменность, (мелко)масштабный, (робин)гудовские приключения, (обще)народный, (ниже)перечисленный, (журнально)газетный, (крупно)габаритный, (сильно)действующий, (научно)просветительский, (сильно)действующий на меня, (легко)раненый в голову, (народно)поэтический, (учебно)вспомогательный, (умеренно)холодный, (медико)судебный, (словарно)технический, (общественно)исторические законы, (общественно)опасные элементы, (морально)устойчивый человек, (научно)популярный, (сто)километровый, (стихийно)бунтарский, (темно)глазый, (темно)волосый, (темно)серый, (фруктово)ягодный, (слабо)кислый, (словарно)грамматический, (социально)культурный, (овоще)бахчевой, (овоще)консервный, (сильно)действующий на ослабленный организм, (военно)административный, (историко)архивный, (научно)исследовательский, (средне)азиатский, (шахматно)шашечный.
Какие слова не попали ни в один столбик? Почему?
Домашнее задание: Написать текст или предложения, включив в них сложные прилагательные.

Ефимова И. Н.,
учитель русского языка и литературы,
МАОУ СОШ № 18, г. Великий Новгород.
[email protected]