Гусеничные трактора ссср. история тракторов в ссср

Производственное объединение “Минский тракторный завод” было основано 29 мая 1946 года. За более чем полувековую историю своего существования завод превратился в одного из крупнейших производителей сельскохозяйственной техники в мире, на котором работает почти 20000 человек.В настоящее время в мире насчитывается 100 производителей тракторов.Однако лишь 8 из них обеспечивают 96% общего объема мирового рынка сбыта этой техники и Минский тракторный завод входит в их число.

ПО МТЗ разрабатывает, изготавливает и экспортирует колесные тракторы, запасные части, организует на лицензионной основе их производство, оказывает услуги по налаживанию и проведению сервиса. В настоящее время Минский тракторный завод ведет активную деятельность на рынках более чем 60 государств в различных уголках планеты.На протяжении ряда лет завод сохраняет за собой долю в 8-10% от мирового рынка колесных тракторов, находясь в десятке крупнейших мировых производителей.

Несмотря на то, что конъюнктура мирового рынка в 1998-1999 годах характеризовалась значительным снижением продаж, МТЗ сохранил свои позиции среди самых крупных экспортеров тракторов как на рынках стран СНГ, так на крупнейших мировых рынках.

В 1999 году изготовили 57,7% от всех тракторов, изготовленных странами СНГ.

История развития тракторов "Беларусь"

Ведущая роль в интенсификации сельскохозяйственного производства, в повышении уровня его механизации принадлежит тракторам, и в первую очередь наиболее массовым-универсально-пропашным колесным.Минский тракторный завод является основным предприятием в стране по созданию и производству универсально-пропашных тракторов. Тракторы "Беларусь" в агрегате с навесными, полунавесными и прицепными машинами (их более трехсот наименований) используют в сельском хозяйстве при возделывании и уборке пропашных культур (кукурузы, картофеля, сахарной свеклы, подсолнечника), на работах общего назначения, а также на транспортных, погрузочно-разгрузочных и других работах. Области применения тракторов "Беларусь" постоянно расширяются. На основе унификации созданы, выпускаются и готовятся к производству модификации специального назначения: для возделывания хлопка и риса, овощебахчевых культур; для горного земледелия; с реверсивным управлением для работы с широкозахватными жатками; гусеничные для возделывания сахарной свеклы и винограда. Кроме того, на базе тракторов "Беларусь" изготовляют хлопкоуборочные машины, комбайны для уборки сахарной и кормовой свеклы, экскаваторы, погрузчики.

Унификация колесных модификаций между собой составляет 84... 98%, гусеничных с колесными - 60... 65%. В результате на машины различного назначения устанавливают одни и те же двигатели, водяной и масляный радиаторы, глушитель двигателя, сцепление, коробку передач, ведущие мосты, валы отбора мощности, гидронавесную систему, электрооборудование, кабину, сиденье и др. Это упрощает эксплуатацию, облегчает снабжение запасными частями и ремонт.Высокие технико-экономические показатели тракторов "Беларусь" в сочетании с их надежностью и безопасностью обусловили широкий спрос на них не только в нашей стране, но и за рубежом: более чем в 80 странах мира, в том числе в Великобритании, Франции, США, Канаде, ФРГ, Италии, Швеции и др.Производство тракторов "Беларусь" начато в 1953 г. с модели МТЗ-2, в 1972 г. выпущен миллионный, а в 1984 г.- двухмиллионный трактор марки "Беларусь".

В истории развития тракторов "Беларусь" можно выделить три периода.

1953...1963 годы. Трактор МТЗ-2 - первый массовый отечественный колесный универсально-пропашной трактор на пневматических шинах. Мощность двигателя 27,2 кВт (37 л. с.), конструктивная масса трактора 3250 кг, максимальная скорость 3,78 м/с (13 км/ч), число передач переднего хода 5, заднего - 1, удельный расход топлива 299,2 г/(кВт-ч). Трактор не был оснащен кабиной. С ним агрегатировали не более 20 машин.В процессе совершенствования трактора повышали его мощность, скорость и производительность, улучшали условия труда, расширяли шлейф машин и сферы применения. В результате модернизации создана серия "5" тракторов "Беларусь": базовая модель МТЗ-5 и модификации МТЗ-5К, МТЗ-5Л, МТЗ-5М, МТЗ-5ЛС, МТЗ-5МС, а также трактор МТЗ-7 со всеми ведущими колесами. Передний ведущий мост трактора МТЗ-7 заимствован у автомобиля ГАЗ-63. Недостаточный агротехнический и дорожный просвет под рукавами и центральной частью переднего моста, узкий диапазон регулировки колеи ограничивали возможности применения этого трактора в качестве пропашного.Дальнейшая модернизация тракторов серии "5" не позволяла достигнуть технико-экономических показателей мирового уровня, что обусловило необходимость разработки новой серии тракторов "Беларусь", т. е. создания новой базовой модели.

1963...1974 годы. Базовая модель-трактор МТЗ-50. Мощность двигателя 36,76 кВт (50 л. с.), конструктивная масса трактора 2650 кг, максимальная скорость 7,23 м/с (26 км/ч), число передач переднего хода 9, заднего-2, удель-рый расход топлива 265,2 г/(кВт-ч). На тракторе установлены цельнометаллическая кабина, гидроусилитель рулевого управления, гидродогружатель задних колес, независимый и синхронный привод вала отбора мощности (ВОМ). Число агрегатируемых машин превысило 160.На базе трактора МТЗ-50 созданы и внедрены в производство модификации: с передним ведущим мостом портального типа - МТЗ-52, хлопководческая - МТЗ-50Х, гусеничные - Т-54В и Т-54С для возделывания винограда и сахарной свеклы.

1974...1985 годы. В 1974 г. при параллельном выпуске трактора МТЗ-50 начат переход на новую базовую модель МТЗ-80, созданную в результате коренной модернизации трактора МТЗ-50 с целью повышения технического уровня и конкурентоспособности.Трактор МТЗ-80 оборудован более комфортабельной кабиной с жестким каркасом безопасности, системой подогрева и охлаждения воздуха, регулируемым по росту и весу водителя сиденьем, электрическим стеклоочистителем. Усовершенствована рулевая колонка, которую можно регулировать по высоте и откидывать для удобства входа и выхода из кабины. Предусмотрена комплектация трактора термосом, аптечкой, огнетушителем.

В коробку передач введен дополнительный редуктор, удвоивший число передач, дифференциал заднего моста оснащен автоматической блокировкой, задний ВОМ выполнен двухскоростным. Гидросистема дополнена механизмами для силового и позиционного регулирования глубины хода рабочих органов почвообрабатывающих машин. На трактор установлена универсальная пневмосистема для привода тормозов прицепов и накачки шин. В приводе переднего моста применены предохранительная муфта и механизм отключения межосевой муфты свободного хода. Тракторы МТЗ-80 укомплектованы шинами увеличенных типоразмеров.Несмотря на значительные изменения конструкции, большинство сборочных единиц и деталей взаимозаменяемы. Унификация достигла 70%. Число наименований агрегатируемых машин доведено до 300.

Трактор МТЗ-80 первым из советских тракторов успешно прошел испытания в международном испытательном центре штата Небраска (США).Подтверждением высокого технического уровня и качества тракторов "Беларусь" является присвоение всем основным моделям государственного Знака качества и присуждение им восьми золотых медалей на различных международных выставках и ярмарках.

СССР глазами иностранцев: Минский тракторный завод - 1960 год. Архив LiFE (41 фото) April 10th, 2017

Производственное объединение “Минский тракторный завод” было основано 29 мая 1946 года. За более чем полувековую историю своего существования завод превратился в одного из крупнейших производителей сельскохозяйственной техники в мире, на котором работает почти 20000 человек.В настоящее время в мире насчитывается 100 производителей тракторов.Однако лишь 8 из них обеспечивают 96% общего объема мирового рынка сбыта этой техники и Минский тракторный завод входит в их число.

ПО МТЗ разрабатывает, изготавливает и экспортирует колесные тракторы, запасные части, организует на лицензионной основе их производство, оказывает услуги по налаживанию и проведению сервиса. В настоящее время Минский тракторный завод ведет активную деятельность на рынках более чем 60 государств в различных уголках планеты.На протяжении ряда лет завод сохраняет за собой долю в 8-10% от мирового рынка колесных тракторов, находясь в десятке крупнейших мировых производителей.

Несмотря на то, что конъюнктура мирового рынка в 1998-1999 годах характеризовалась значительным снижением продаж, МТЗ сохранил свои позиции среди самых крупных экспортеров тракторов как на рынках стран СНГ, так на крупнейших мировых рынках.

В 1999 году изготовили 57,7% от всех тракторов, изготовленных странами СНГ.

История развития тракторов "Беларусь"

Ведущая роль в интенсификации сельскохозяйственного производства, в повышении уровня его механизации принадлежит тракторам, и в первую очередь наиболее массовым-универсально-пропашным колесным.Минский тракторный завод является основным предприятием в стране по созданию и производству универсально-пропашных тракторов. Тракторы "Беларусь" в агрегате с навесными, полунавесными и прицепными машинами (их более трехсот наименований) используют в сельском хозяйстве при возделывании и уборке пропашных культур (кукурузы, картофеля, сахарной свеклы, подсолнечника), на работах общего назначения, а также на транспортных, погрузочно-разгрузочных и других работах. Области применения тракторов "Беларусь" постоянно расширяются. На основе унификации созданы, выпускаются и готовятся к производству модификации специального назначения: для возделывания хлопка и риса, овощебахчевых культур; для горного земледелия; с реверсивным управлением для работы с широкозахватными жатками; гусеничные для возделывания сахарной свеклы и винограда. Кроме того, на базе тракторов "Беларусь" изготовляют хлопкоуборочные машины, комбайны для уборки сахарной и кормовой свеклы, экскаваторы, погрузчики.

Унификация колесных модификаций между собой составляет 84... 98%, гусеничных с колесными - 60... 65%. В результате на машины различного назначения устанавливают одни и те же двигатели, водяной и масляный радиаторы, глушитель двигателя, сцепление, коробку передач, ведущие мосты, валы отбора мощности, гидронавесную систему, электрооборудование, кабину, сиденье и др. Это упрощает эксплуатацию, облегчает снабжение запасными частями и ремонт.Высокие технико-экономические показатели тракторов "Беларусь" в сочетании с их надежностью и безопасностью обусловили широкий спрос на них не только в нашей стране, но и за рубежом: более чем в 80 странах мира, в том числе в Великобритании, Франции, США, Канаде, ФРГ, Италии, Швеции и др.Производство тракторов "Беларусь" начато в 1953 г. с модели МТЗ-2, в 1972 г. выпущен миллионный, а в 1984 г.- двухмиллионный трактор марки "Беларусь".

В истории развития тракторов "Беларусь" можно выделить три периода.

1953...1963 годы. Трактор МТЗ-2 - первый массовый отечественный колесный универсально-пропашной трактор на пневматических шинах. Мощность двигателя 27,2 кВт (37 л. с.), конструктивная масса трактора 3250 кг, максимальная скорость 3,78 м/с (13 км/ч), число передач переднего хода 5, заднего - 1, удельный расход топлива 299,2 г/(кВт-ч). Трактор не был оснащен кабиной. С ним агрегатировали не более 20 машин.В процессе совершенствования трактора повышали его мощность, скорость и производительность, улучшали условия труда, расширяли шлейф машин и сферы применения. В результате модернизации создана серия "5" тракторов "Беларусь": базовая модель МТЗ-5 и модификации МТЗ-5К, МТЗ-5Л, МТЗ-5М, МТЗ-5ЛС, МТЗ-5МС, а также трактор МТЗ-7 со всеми ведущими колесами. Передний ведущий мост трактора МТЗ-7 заимствован у автомобиля ГАЗ-63. Недостаточный агротехнический и дорожный просвет под рукавами и центральной частью переднего моста, узкий диапазон регулировки колеи ограничивали возможности применения этого трактора в качестве пропашного.Дальнейшая модернизация тракторов серии "5" не позволяла достигнуть технико-экономических показателей мирового уровня, что обусловило необходимость разработки новой серии тракторов "Беларусь", т. е. создания новой базовой модели.

1963...1974 годы. Базовая модель-трактор МТЗ-50. Мощность двигателя 36,76 кВт (50 л. с.), конструктивная масса трактора 2650 кг, максимальная скорость 7,23 м/с (26 км/ч), число передач переднего хода 9, заднего-2, удель-рый расход топлива 265,2 г/(кВт-ч). На тракторе установлены цельнометаллическая кабина, гидроусилитель рулевого управления, гидродогружатель задних колес, независимый и синхронный привод вала отбора мощности (ВОМ). Число агрегатируемых машин превысило 160.На базе трактора МТЗ-50 созданы и внедрены в производство модификации: с передним ведущим мостом портального типа - МТЗ-52, хлопководческая - МТЗ-50Х, гусеничные - Т-54В и Т-54С для возделывания винограда и сахарной свеклы.

1974...1985 годы. В 1974 г. при параллельном выпуске трактора МТЗ-50 начат переход на новую базовую модель МТЗ-80, созданную в результате коренной модернизации трактора МТЗ-50 с целью повышения технического уровня и конкурентоспособности.Трактор МТЗ-80 оборудован более комфортабельной кабиной с жестким каркасом безопасности, системой подогрева и охлаждения воздуха, регулируемым по росту и весу водителя сиденьем, электрическим стеклоочистителем. Усовершенствована рулевая колонка, которую можно регулировать по высоте и откидывать для удобства входа и выхода из кабины. Предусмотрена комплектация трактора термосом, аптечкой, огнетушителем.

В коробку передач введен дополнительный редуктор, удвоивший число передач, дифференциал заднего моста оснащен автоматической блокировкой, задний ВОМ выполнен двухскоростным. Гидросистема дополнена механизмами для силового и позиционного регулирования глубины хода рабочих органов почвообрабатывающих машин. На трактор установлена универсальная пневмосистема для привода тормозов прицепов и накачки шин. В приводе переднего моста применены предохранительная муфта и механизм отключения межосевой муфты свободного хода. Тракторы МТЗ-80 укомплектованы шинами увеличенных типоразмеров.Несмотря на значительные изменения конструкции, большинство сборочных единиц и деталей взаимозаменяемы. Унификация достигла 70%. Число наименований агрегатируемых машин доведено до 300.

Трактор МТЗ-80 первым из советских тракторов успешно прошел испытания в международном испытательном центре штата Небраска (США).Подтверждением высокого технического уровня и качества тракторов "Беларусь" является присвоение всем основным моделям государственного Знака качества и присуждение им восьми золотых медалей на различных международных выставках и ярмарках.


В предвоенные годы колхозы и совхозы Белоруссии отличались развитым животноводством. Большинство колхозов имело по 2-3 фермы с многочисленным поголовьем скота. Но многие районы испытывали трудности с кормами. Чтобы укрепить кормовую базу животноводства, колхозы республики стали на путь массового проведения мелиорации торфяных болот для использования торфяников под посевы сельскохозяйственных культур. После осушения болот их необходимо вспахать. Для чего необходим болотный плуг. Его особенность по сравнению с обычными плугами состоит в том, что он должен пахать на глубину 30-35 см и делать полный оборот пласта, т.е. на 180°.

Болотный плуг должен быть более прочным и рассчитан для особо тяжелых условий работы на болоте, где при вспашке часто встречаются скрытые корчи, погребенный лес и прочие корневища растений. Так в 1947 году конструктором Константином Дмитриевичем Фомичевым был создан плуг «2ПФ-55». На испытаниях в том же году он показал хорошие результаты. Плуг был рассчитан для работы с тракторами отечественного производства «НАТИ» и «КД-35». В соответствии с решением ЦК КП(б) и Совета Министров к весне 1948 года минскому тракторному заводу необходимо было собрать 150 плугов. Таким образом болотный плуг стал первой продукцией восстанавливающегося тракторного завода. Массовая сборка двухлемешного плуга «2ПФ-55» началась в ремонтно-механическом цеху 24 марта 1948 года. Всего было собрано и отгружено 292 болотных плуга.

Двигатель «ПД-10»

В первые годы после войны Минскому тракторному заводу в качестве объекта для производства определили гусеничный сельскохозяйственный трактор «Кировец КД-35». Его сконструировали на Липецком тракторном заводе и во Всероссийском научно-исследовательском автотракторном институте «НИТИ». Трактор «КД-35»; предназначался для выполнения работ общего назначения с прицепными сельскохозяйственными машинами и орудиями — плугом, дисковыми и другими боронами, сеялками. Для сноповязалки, косилки, безмоторного комбайна, а также привода стационарных машин, трактор имел задний вал отбора мощности, приводной шкив.
Однако сначала предстояло освоить производство пусковых двигателей. Эта задача была не из легких. Ведь для ее решения необходимо было выполнить до 700 различных операций на станках и установках. К празднику 31-й годовщины Октября был собран первый двигатель ПД-10.
С каждым днем завод набирал силу. В 1949 году было собрано уже 5008 пусковых двигателей, а в 1950 году - 23107. Параллельно шло освоение производства дизель-мотора.

В 1950 году были введены в эксплуатацию прессовый, ремонтно-механический, ремонтно-литейный цехи и сдан под монтаж чугуно-литейный цех. На площадях цеха топливной аппаратуры был временно организован тракторосборочный цех. В этом же году коллективу завода необходимо было закончить все работы, связанные с освоением и подготовкой производства тракторов и дизель-моторов, полностью сдать в эксплуатацию все производственные корпуса, построить 16000 м 2 жилья, здание ремесленного училища и школы в районе Слепянки, закончить сооружение подземных коммуникаций на промышленной площадке, провести водопровод и канализацию в жилом поселке, достроить трамвайную линию, проложить новые дороги, тротуары.
День 4 ноября 1950 года был отмечен в летописи трудовых подвигов белорусских тракторостроителей как день начала серийного выпуска тракторов КД-35.

Первенец минских тракторостроителей пользовался большим и заслуженным успехом у тружеников полей. Трактора КД-35 были оснащены 4-цилиндровыми дизельными двигателями мощностью 37 л.с. двигатель отличался значительной экономичностью. Так, на один гектар пахоты при средних условиях он расходовал 13 кг горючего. Топливный бак трактора вмещал топлива на 10 часов бесперебойной работы. Опытные образцы машины за 10 часов вспахивали до 6 гектаров земли.

Выпускался трактор заводом недолго, всего 9 месяцев, до августа 1951 года. За это время с конвейера сошло 406 машин. Производство же дизельных и пусковых двигателей для КД-35 на заводе не прекращалось. Они поставлялись Липецкому тракторному заводу. В дальнейшем этот двигатель был применен на колесном универсальном пропашном тракторе, над которым заводские конструкторы работали уже с 1948 года.

МТЗ-1 и МТЗ-2

В мае 1948 г. на завод поступил проект технических требований Министерства сельского хозяйства СССР на проектирование трактора. В соответствии с приказом министра автомобильной и тракторной промышленности СССР от 31 мая 1948 г. №140 конструкторскому коллективу завода было поручено проектировать универсальный колесный трактор с дизельным двигателем мощностью 37 лошадиных сил. Впервые в стране создавался трактор с гидронавесной системой, позволяющей обходится без прицепщика.

В октябре 1948 года ОГК закончил эскизно-технический проект трактора (в двух модификациях). Универсальный колесный трактор «Беларус» предназначался для работы с навесными, полунавесными и прицепными сельскохозяйственными машинами. Конструкция трактора была выполнена в двух модификациях: МТЗ-2 - для междурядной обработки низкостебельных культур с совпадающим следом передних и задних колес и МТЗ-1 - для обработки высокостебельных культур со сближенными передними колесами. Работа трактора предусматривалась на колесах двух вариантов: резиновых баллонах низкого давления и колесах с жестким стальным ободом со шпорами. Трактор имел независимый привод вала отбора мощности, гидравлическую систему для подъема навесных орудий, был снабжен съемным регулируемым прицепным приспособлением.

День 18 июля 1949 года стал знаменательным для всех тракторозаводцев. Из ворот экспериментального цеха вышел первый белорусский колесный трактор заводской конструкции. Опытный образец колесного трактора впоследствии стал основой для создания серийной машины МТЗ-2.

В 1949 году было выпущено 7 опытных образцов, которые подверглись длительным заводским испытаниям.

Исторической датой для коллектива завода стал 1953 год, когда 14 октября на главном конвейере закончилась сборка тракторов МТЗ-1 и МТЗ-2, созданных заводскими конструкторами. Эти машины определяли всю дальнейшую специализацию завода на выпуске колесных универсально-пропашных тракторов.

КТ-12 и КТ-12А

Весной 1951 года коллектив МТЗ получил очень важное правительственное задание - освоить производство трелевочных тракторов, большую потребность в которых испытывала лесозаготовительная отрасль.

Газогенераторный трактор КТ-12 - специальная гусеничная машина, предназначенная для трелевки леса. Он появился в СССР в первые послевоенные годы. Аналогов ему не было ни в одной стране мира. Раньше трелевка осуществлялась гужевым транспортом (на лошадях), ручными или механическими лебедками. Трактор КТ-12 создали конструкторы Кировского завода в Ленинграде в содружестве с учеными Ленинградской лесотехнической академии. Трактор КТ-12 выпускался на Кировском заводе до 1951 года. Теперь следовало наладить его производство на Минском тракторном заводе. На решение всех организационных вопросов было отведено всего три месяца. Так за короткую историю своего существования МТЗ пришлось осваивать вторую (после КД-35) машину, да к тому же не своей конструкции.

15 августа 1951 года с главного конвейера тракторосборочного цеха сошла первая партия трелевочных машин КТ-12. В процессе производства трактор подвергался модернизации, направленной на повышение эксплуатационных качеств машины. За короткий срок заводские конструкторы, изменив ряд узлов и деталей увеличили гарантийный срок работы машины в 1,5 раза.

В начале 50-х годов Министерство лесной промышленности СССР констатировало, что КТ-12А со своей газогенераторной установкой не соответствует возросшим требованиям.
Учитывая недостатки трактора, министерство решило отказаться от этой машины вообще и поставило вопрос о создании вместо него нового, более надежного трелевочного трактора мощностью 60 л.с.

Проанализировав ситуацию, конструкторы и руководство МТЗ признали целесообразность создания более мощного трелевочного трактора, однако и высказали мнение: один мощный класс трактора для всех зон на всех лесоразработках будет неэкономичен. Необходимо было сконструировать трелевочный трактор средней мощности, который можно создать на базе КТ-12А, установив на нем дизельный двигатель колесного трактора «Беларус».

В 1954 году разработали конструкцию такого трактора, присвоив ему марку ТДТ-40. Трактор предназначался для вывозки хлыстов непосредственно из лесосеки. Кроме трелевки леса он был незаменим на лесоповале, на всевозможных транспортных работах в условиях бездорожья. По результатам эксплуатационных испытаний в 1955 году межведомственная комиссия констатировала, что трактор ТДТ-40 очень нужен для Министерства лесной промышленности СССР и целесообразно в короткие сроки наладить его производство. По решению Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР с мая 1956 года на МТЗ началось серийное производство дизельных тракторов ТДТ-40. К концу года их число достигло 3430. В этом же году были закончены конструкторские работы и изготовлены первые опытные дизели Д-50 для перспективного трактора. Новый двигатель превышал мощность своего предшественника на 10 л.с., был меньше по габаритам и на 350 кг легче.

Для работы в лесных массивах Урала, Сибири и Дальнего Востока требовались более мощные трелевочные тракторы, нежели ТДТ-40. Проект такого трактора Министерство автотракторной промышленности поручило разработать конструкторам Минского тракторного завода совместно с Научно-исследовательским автотракторным институтом (НАТИ) по техническим требованиям Министерства лесной промышленности СССР. Первоначально трактору присвоили марку ТДТ-54. Для повышения производительности применили дизельный двигатель Д-54 мощностью 54 л.с. трактора ДТ-54 Харьковского тракторного завода.

После того как трелевочный трактор ТДТ-54 получил «добро» государственной комиссии на серийное производство был произведен детальный анализ каждого узла. В результате было решено провести модернизацию большинства его узлов. Помимо этого дизель Д-54 форсирован до мощности 60 л.с. и как следствие трактор получил новое наименование ТДТ-60. Четыре его опытных образца в 1956 году прошли все контрольные государственные испытания в производственных условиях в Вахтанском леспромхозе Горьковской области.

Одновременное производство двух совершенно разных по конструкции и назначению тракторов МТЗ-2 и ТДТ-40 ставило завод в трудное положение. Завод не имел возможности одновременно развивать два разных производства: по выпуску трактора МТЗ-2, крайне нужного сельскому хозяйству, и трактора ТДТ-40, в котором было заинтересовано Министерство лесной промышленности СССР.

Технико-экономические расчеты показали, что Минскому заводу необходимо специализироваться на производстве колесных универсально-пропашных сельскохозяйственных тракторов.

Руководство завода внесло в министерство предложение - прекратить на МТЗ выпуск трактора ТДТ-40, передав его заводу в Карелии, а разработанную модель ТДТ-60 - Алтайскому тракторному заводу. Постановлением правительства СССР от 30 января 1956 года для производства тракторов ТДТ-40 Министерству тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР был передан Онежский машиностроительный завод в Петрозаводске. До этого он находился в ведении Министерства лесной промышленности СССР. В 1957 году, без прекращения производства ТДТ-40 на МТЗ, началось освоение трактора на Онежском тракторном заводе. Всего до 1958 года МТЗ выпустил 12977 тракторов ТДТ-40. В 1957 году трактор ТДТ-60 поставили на серийное производство на Алтайском тракторном заводе. На этом закончилась история трелевочных тракторов на МТЗ, где в течение 7 лет они выпускались параллельно с колесными.

Шло время, а вместе с ним росли требования к выпускаемому трактору МТЗ-2. У него была низкая транспортная скорость (13км/ч), недостаточное число передач. Трактор стал отставать по показателям топливной экономичности и материалоемкости. Требовалось повысить надежность и ресурс машины. Обобщив опыт эксплуатации тракторов МТЗ-2, учитывая состояние и уровень тракторостроения, коллектив конструкторов завода в 1955-1956 гг. провел работы по коренной модернизации машины.

Это позволило не только устранить имеющиеся недостатки, но и расширить область применения машины, улучшить технико-экономические показатели. Так появились новые модели трактора «Беларус»: МТЗ-5 (образец 1956 года). МТЗ-5М и МТЗ-5Л (образцы 1957 года). МТЗ-5, обладая большой универсальностью, имел независимый привод вала отбора мощности, более мощный и экономичный двигатель, гидравлическую навесную систему с выносными цилиндрами.

В 1958 году была доработана конструкция, изготовлены опытные образцы, проведены испытания и выданы в подготовку производства чертежи на трактор МТЗ-7 повышенной проходимости с четырьмя ведущими колесами. Первая конструкция трактора была разработана с применением переднего ведущего моста с военного легкового автомобиля-вездехода ГАЗ-67, не имела регулируемой ширины колеи передних колес и поэтому не обеспечивала выполнения пропашных работ. Из-за недостаточной прочности моста ГАЗ-67 трактор не выдержал испытаний. Решить проблему удалось после того как на трактор установили ведущий мост автомобиля ГАЗ-63. Было начато производство кабины для тракторов Беларус. Конструкция съемной кабины позволяла использовать ее на тракторе полностью в закрытом виде и в виде тента. С применением такой кабины значительно улучшились условия труда тракториста.

В 1959 году, после проведенных конструкторских доработок началось производство тракторов МТЗ-5ЛС и МТЗ-5МС. Буква «С» в обозначении означала «скоростной». Мощность двигателя повысили до 48 л.с. (вместо 45) за счет увеличения числа оборотов до 1600 об/мин (вместо 1500).

Диапазон рабочих скоростей установили в пределах 5-10 км/ч. Число рабочих передач в коробке передач увеличили с четырех до пяти. В остальном принципиальных отличий от тракторов МТЗ-5Л и МТЗ-5М не было. Производство скоростных машин началось в 1959 году.

В 1959 году тракторы МТЗ-7М, МТЗ-7МС и МТЗ-7ЛС поставили на серийное производство, правда ненадолго, так как основная цель состояла в том, чтобы больше получить сведений, насколько хороши тракторы с четырьмя ведущими колесами в различных климатических и почвенных условиях. В этом же году завод изготовил 169 тракторов, а в 1960-м - 1277.
Всего было выпущено 2790 тракторов МТЗ-7. Их производство было прекращено в 1961 году.

До 1959 года МТЗ располагал мощностями на выпуск только 18000 колесных тракторов типа МТЗ-2, 6000 гусеничных трелевочных тракторов ТДТ-40 и 40000 двигателей Д-40.
Еще шел серийный выпуск тракторов МТЗ-5, МТЗ-5М, МТЗ-5Л, проводились работы по их модернизации, а в 1956 году конструктора в основном спроектировали новый дизельный двигатель для будущего трактора МТЗ-50. К созданию нового перспективного пропашного трактора проявляли большой интерес не только на заводе, но и в стране. Технический проект трактора был завершен в 1957 году и одобрен в Головном научном автотракторном институте.

В 1958 году экспериментальный цех выпустил несколько опытных образцов трактора. По результатам испытаний научно-технический совет ВО «Союзсельхозтехника» рекомендовал колесный универсально-пропашной трактор класса 1,4 «Беларус» МТЗ-50 к серийному производству. Трактор МТЗ-50 был оснащен дизельным двигателем мощностью 55 л.с., вес машины снижен более чем на 400 кг. В трансмиссии трактора была установлена 9-скоростная коробка передач, обеспечивающая диапазон скоростей в пределах от 1,65 до 25 км/ч.

В 1959 году по результатам государственных испытаний была доработана конструкция трактора МТЗ-50, выпущена необходимая документация и сдана в подготовку производства. На базе трактора МТЗ-50 была разработана модификация трактора высокой проходимости с четырьмя ведущими колесами - МТЗ-52. благодаря меньшим потерям на буксование топливная экономичность трактора МТЗ-52 на всех рабочих пределах выше, чем трактора МТЗ-50.

14 ноября 1959 года Совет Министров СССР издал постановление «Об организации специализированного производства колесных тракторов, мотоциклов и двигателей к ним на предприятиях БССР». Один из пунктов документа констатировал:

2. Обязать Совет Министров БССР обеспечить:

в) производство тракторов «Беларус» МТЗ-50 начиная с 1961 года и тракторов МТЗ-52 начиная с 1962 года с доведением в 1965 году выпуска тракторов указанных марок до 75000 штук в год.

3. Для безостановочного перехода на новую модель трактора предусмотреть поэтапное внедрение трактора МТЗ-50, для чего: - утвердить для производства на МТЗ на 1961-1962 годы трактор переходной модели МТЗ-50 ПЛ на шасси трактора МТЗ-50 с серийным двигателем Д-48 ПЛ, форсированным до мощности 50 л.с. - выпуск тракторов МТЗ-50 с двигателем Д-50 начать с IV квартала 1962 года.

1960 год. Завод находится в стадии реконструкции. В цехах устанавливалось новое оборудование, заменялось устаревшее. Была проведена доработка конструкции трактора МТЗ-50, выпущена необходимая документация и сдана в подготовку производства. На базе трактора МТЗ-50 коллективом конструкторов завода была разработана модификация трактора высокой проходимости с четырьмя ведущими колесами МТЗ-52. Эта машина дополнила базовую модель, расширила область ее применения на сельскохозяйственных и транспортных работах, особенно в условиях повышенной влажности почвы.

26 мая 1960 года выходит постановление №ЦК КПСС и Совета Министров СССР №563 о строительстве специализированного Минского моторного завода. В проекте предусматривался выпуск 120.000 двигателей Д-50 в год для комплектации семейства универсально-пропашных тракторов и запасных частей к ним. Так на свободной площадке рядом с МТЗ в 1960 году началось строительство нового моторного завода.

1960 год. Идет проработка конструкции трактора на полугусеничном ходу. В письме Министерства сельского хозяйства СССР от 31.03.1960 года сообщалось: «...испытателями выявлено, что применение резинометаллического полугусеничного хода существенно повышает тягово-сцепные и экономические показатели трактора «Беларус» на влажных и рыхлых почвах, обеспечивает повышение производительности, уменьшение глубины колеи и уплотнения почвы, что особенно благоприятно сказывается при проведении посевных и предпосевных работ». Полугусеничный ход поставлялся в хозяйства по отдельным заказам.

В 1963 году была завершена разработка конструкции и выпущены опытные образцы трактора МТЗ-50 хлопководческого. Трактор предназначен для возделывания и уборки хлопчатника в четырехрядной системе машин с междурядьем 90 см. трактор МТЗ-50Х принципиально отличался от трактора МТЗ-50 конструкцией передней оси - он имел одно направляющее колесо. Был также изменен узел конечных передач с дополнительными редукторами. Все необходимые испытания трактора закончили в 1966 году, после чего началась подготовка к его серийному производству заводскими службами. Производство трактора МТЗ-50Х продолжалось восемь лет: с 1969 года по 1977 год. Затем производство было передано Ташкентскому тракторному заводу.

В 1964 году начался серийный выпуск МТЗ-52 на МТЗ. Новинка приобрела большую популярность и стала экспортироваться во многие страны мира.

16 октября 1961 года в честь XXII съезда КПСС досрочно сдан в эксплуатацию новый главный конвейер.

На базе трактора МТЗ-50 были созданы три гусеничные модификации, причем узловая унификация с трактором МТЗ-50 составляла более 62%. Гусеничные модификации были унифицированы на 95-98 %. В 1967 году был запущен в производство вариант гусеничного трактора Т-54В в двух модификациях: Т-54В-С1 с шириной колеи 950 мм для возделывания виноградников с междурядьями 1,8 м и более и Т-54В-С2 - с шириной колеи 85- мм для возделывания виноградников с междурядьями 1,5 м.

В 1968 году началось производство трактора Т-54Л.

МТЗ-80

В 1966 году вышло Постановление Совета Министров СССР №606 о создании универсально-пропашного трактора мощностью 75-80 л.с. тягового класса 1,4. такой трактор конструкторы создали путем модернизации трактора МТЗ-50, присвоив ему марку МТЗ-80/82. В конструкцию этого трактора кроме повышения мощности серийного двигателя было внесено значительное количество усовершенствований.

В 1972 году завершились государственные испытания трактора МТЗ-80/80Л (с электрострартерным запуском и пусковым двигателем). Испытания показали, что количество агрегатируемых с трактором машин и орудий увеличилось до 230 наименований. Высокая скорость (до 35 км/ч) дала возможность более рационально использовать трактор на транспортных работах.

В 1974 году завод приступил к серийному выпуску МТЗ-80. Трактор был задуман как базовый с учетом разработки на нем нового семейства унифицированных энергонасыщенных тракторов как колесных, так и гусеничных. Основными отличиями трактора МТЗ-80 от трактора МТЗ-50 были следующие:

  • В коробке передач был установлен понижающий редуктор, удваивающий число передач - 18 передач переднего и 4 передачи заднего хода;
  • В муфту сцепления были введены демпфирующие пружины, была изменена конструкция маховика - он стал плоским, что улучшило вентиляцию всего отсека муфты и очистку полости от продуктов износа трущихся поверхностей;
  • Введен ходоуменьшитель - шестеренный редуктор, обеспечивающий расширение скоростного диапазона трактора. Его применение позволило трактору двигаться со скоростями до 1,3 км/ч;
  • Претерпела изменение и автоматическая блокировка дифференциала заднего моста. Теперь блокировка могла осуществляться на ходу трактора;
  • Изменение конструкции привода заднего ВОМ позволило получить две частоты вращения вместо одной;
  • Модернизирована и гидронавесная система. Она оснащена гидроувеличителем сцепного веса (ГСВ), силовым и позиционным регулятором. Грузоподъемность системы повышена до 2000 кг (вместо 1500) за счет повышения давления в системе со 130 до 160 кг/см 2 ;

Модернизацией двигателя занимался Минский моторный завод. Двигатель имел две модификации с запуском от электростартера. Частота вращения коленчатого вала была поднята до 2200 об/мин.

МТЗ-82Р

Опыт эксплуатации МТЗ-80 в различных регионах страны выявил необходимость создания модификаций этой машины, предназначенной для определенного комплекса сельскохозяйственных и других работ. Наиболее популярными модификациями трактора МТЗ-80были: рисоводческий МТЗ-82Р, низкоклиренсный МТЗ-82Н, крутосклонный МТЗ-82К.

Трактор МТЗ-82Р предназначен для комплексной механизации возделывания риса и сопутствующих культур севооборота, в том числе для обработки и планировки залитых водой поливных участков и чеков, посевов риса, ухода за ирригационной системой. Принципиальное отличие МТЗ-82Р от базовой модели МТЗ-82 заключается в том, что он имеет увеличенный до 700 мм дорожный просвет под рукавами переднего и заднего мостов и остовом. Это достигнуто благодаря установке дополнительной бортовой передачи заднего моста, унифицированной с трактором МТЗ-80Х и шинами больших размеров.

МТЗ-82Н

Трактор МТЗ-82Н предназначен прежде всего для решения проблем механизации горного земледелия. Основной фактор ограничивающий применение равнинных тракторов в горном земледелии является крутизна склона. Равнинные трактора можно использовать на склонах крутизной до 8 градусов. От серийного МТЗ-82 трактор МТЗ-82Н конструктивно отличается тем, что имеет пониженный центр тяжести, и, соответственно, обладает большей боковой и продольной устойчивостью. Понижение центра тяжести достигнуто установкой передних и задних колес уменьшенного диаметра.

МТЗ-80К

Трактор МТЗ-82К относится к разряду специальных универсально-пропашных машин, предназначен для работы на крутых горных склонах. На МТЗ совместная работа с ВНИИГрузсельмаш (г. Тбилиси) началась в 1964 году. В 1968 - 1974 г.г. цехом опытного производства были изготовлены образцы крутосклонного трактора, которые затем прошли всесторонние лабораторные и государственные испытания на Грузинской, Киргизской, Молдавской, Южной научно-исследовательских станциях. Для обеспечения работы на склонах в конструкцию введены бортовые качающиеся редукторы, механизм стабилизации и выравнивания положения остова, передний ведущий мост с параллелограммным

Нуждалось в скорейшей механизации, а собственных заводов в стране не было. Осознавая необходимость повышения производительности труда на селе, В. И. Ленин в 1920 году подписал соответствующий декрет «О едином тракторном хозяйстве». Уже в 1922 году началось мелкосерийное производство отечественных моделей «Коломенец» и «Запорожец». Первые трактора СССР были технически несовершенными и маломощными, но спустя две пятилетки в строительстве профильных предприятий наступил прорыв.

«Русский» первенец

Россия всегда славилась своими изобретателями, но далеко не все идеи удавалось реализовать на практике. Еще в XVIII веке агроном И. М. Комов поднял тему механизации земледелия. В середине XIX века В. П. Гурьев, а затем Д. А. Загряжский разрабатывали паровые тягачи для пахоты. В 1888 году Ф. А. Блинов сделал и испытал первый паровой тягач на гусеничном ходу. Однако устройство вышло излишне громоздким. Впрочем, официально годом рождения российского тракторостроения считается 1896-й, когда на Нижегородской ярмарке был публично продемонстрирован первый в мире паровой гусеничный трактор.

На пороге XX века конструктор Я. В. Мамин (ученик Блинова) изобрел бескомпрессорный двигатель высокого сжатия, работающий на тяжелом топливе. Он как никакой другой подходил для использования в колесных гусеничных транспортных средствах. В 1911 году им же был собран первый отечественный трактор с 18-киловаттным мотором внутреннего сгорания, получивший патриотическое название «Русский». После модернизации на нем появился более мощный двигатель - на 33 кВт. Их мелкосерийное производство было налажено на Балаковском заводе - до 1914 года выпущено около ста единиц.

Помимо Балаково, штучные трактора выпускались в Брянске, Коломне, Ростове, Харькове, Барвенкове, Кичкассе и ряде других населенных пунктов. Но суммарное производство всех тракторов на отечественных предприятиях было столь небольшим, что практически не влияло на ситуацию в сельском хозяйстве. В 1913 году общее количество этой техники оценивается в 165 экземпляров. Зато активно закупалась иностранная сельхозтехника: к 1917 году в Российскую империю было импортировано 1500 тракторов.

История тракторов в СССР

По инициативе Ленина разработке и производству механизированной сельхозтехники было уделено особое внимание. Принцип единого тракторного хозяйства предполагал не только выпуск «железных коней», как называли трактора, но и комплекс мер по организации научно-исследовательской и испытательной базы, организации снабжения запчастями и ремонта, открытию курсов мастеров, инструкторов и трактористов.

Первый трактор в СССР выпустил в 1922 году. Руководителем проекта стал основоположник отечественной школы тракторостроения Е. Д. Львов. Колесная машина получила название «Коломенец-1» и символизировала начало новой эпохи на селе. Ленин, несмотря на тяжелую болезнь, лично поздравил конструкторов с успехом.

В этом же году в Кичкассе предприятие «Красный прогресс» произвело трактор «Запорожец». Модель была несовершенной. Ведущим было всего одно заднее колесо. Маломощный двухтактный мотор на 8,8 кВт разгонял «железного коня» до 3,4 км/час. Передача была только одна, передняя. Мощность на крючке - 4,4 кВт. Но и это транспортное средство значительно облегчало труд сельчан.

Не сидел без дела легендарный изобретатель Мамин. Он усовершенствовал свою дореволюционную конструкцию. В 1924 году трактора СССР пополнились моделями семейства «Карлик»:

  • Трехколесный «Карлик-1» с одной передачей и скоростью 3-4 км/час.
  • Четырехколесный «Карлик-2» с реверсом.

Перенимая зарубежный опыт

Пока трактора СССР «наращивали мускулы», а советские конструкторы осваивали новое для себя направление, правительство решило наладить выпуск по лицензии зарубежной техники. В 1923 году на Харьковском заводе пустили в серию гусеничный «Коммунар», являвшийся наследником немецкой модели "Ганомаг Z-50". В основном они использовались в армии для транспортировки артиллерийских орудий вплоть до 1945 года (и позже).

В 1924 году ленинградский завод «Красный путиловец» (будущий Кировский) освоил производство дешевого и конструктивно простого «американца» фирмы «Фордзон». Старые трактора СССР этой марки зарекомендовали себя совсем неплохо. Они на голову превосходили по характеристикам и «Запорожец», и «Коломенец». Карбюраторный керосиновый двигатель (14,7 кВт) развивал скорость до 10,8 км/час, мощность на крючке - 6,6 кВт. Коробка передач - трехскоростная. Выпускалась модель до 1932 года. Фактически это было первое крупносерийное производство данной техники.

Строительство тракторных заводов

Стало очевидным, что для обеспечения колхозов производительными тракторами необходимо строить специализированные заводы, объединяющие науку, конструкторские бюро и производственные мощности. Инициатором проекта стал Ф. Э. Дзержинский. Согласно концепции, новые предприятия планировалось оснастить современным оборудованием и выпускать в массовом порядке дешевые и надежные модели на колесной и гусеничной тяге.

Первое крупносерийное производство тракторов в СССР было налажено в Сталинграде. В дальнейшем значительно были расширены мощности Харьковского и Ленинградского заводов. Крупные предприятия появились в Челябинске, Минске, Барнауле и других городах СССР.

Сталинградский тракторный завод

Сталинград стал городом, где с нуля построили первый крупный тракторный завод. Благодаря стратегическому положению (на пересечении поставок бакинской нефти, уральского металла и донбасского угля) и наличию армии квалифицированной рабочей силы он выиграл конкуренцию у Харькова, Ростова, Запорожья, Воронежа, Таганрога. В 1925 году было принято постановление о строительстве современного предприятия, а в 1930-м с конвейера сошли легендарные колесные трактора СССР марки СТЗ-1. В дальнейшем здесь выпускалась широкая номенклатура колесных и гусеничных моделей.

К советскому периоду относятся:

  • СТЗ-1 (колесный, 1930).
  • СХТЗ 15/30 (колесный, 1930).
  • СТЗ-3 (гусеничный, 1937).
  • СХТЗ-НАТИ (гусеничный, 1937).
  • ДТ-54 (гусеничный, 1949).
  • ДТ-75 (гусеничный, 1963).
  • ДТ-175 (гусеничный, 1986).

В 2005 году Волгоградский тракторный (бывший СТЗ) признан банкротом. Его правопреемником стал ВгТЗ.

ДТ-54

Гусеничные трактора СССР в середине XX века получили большое распространение, по количеству моделей они превосходили колесные. Великолепным образцом сельскохозяйственной техники общего назначения является выпускавшийся в 1949-1979 годах трактор ДТ-54. Производили его на Сталинградском, Харьковском и Алтайском заводах общим количеством 957 900 единиц. Он «снимался» во многих фильмах («Иван Бровкин на целине», «Дело было в Пенькове», «Калина красная» и других), установлен в качестве памятника в десятках населенных пунктов.

Двигатель марки Д-54 рядный, четырехцилиндровый, четырехтактный, жидкостного охлаждения, на раме установлен жестко. Число оборотов (мощность) мотора 1300 об/мин (54 л. с.). Пятиступенчатая трехходовая коробка передач с главной муфтой сцепления соединены карданной передачей. Рабочая скорость: 3,59-7,9 км/час, тяговое усилие: 1000-2850 кг.

Харьковский тракторный завод

Строительство ХТЗ им. Серго Орджоникидзе началось в 1930 году в 15 километрах к востоку от Харькова. Всего на постройку гиганта ушло 15 месяцев. Первый трактор покинул конвейер 1 октября 1931 года - это была заимствованная модель Сталинградского завода СХТЗ 15/30. Но главной задачей было создание отечественного трактора типа «Катерпиллар» мощностью 50 лошадиных сил. Здесь же коллективом конструктора П. И. Андрусенко разрабатывался перспективный дизельный агрегат, который можно было бы ставить на все гусеничные трактора СССР. В 1937 году завод запустил в серию модернизированную гусеничную модель на базе СХТЗ-НАТИ. Основным новшеством был более экономичный и при этом более производительный дизельный мотор.

С началом войны предприятие эвакуировали в Барнаул, где на его базе создали Алтайский тракторный завод. После освобождения Харькова в 1944 году производство было возобновлено на прежней площадке - легендарные трактора СССР модели СХТЗ-НАТИ снова пошли в серию. Основные модели ХЗТ советского периода:

  • СХТЗ 15/30 (колесный, 1930).
  • СХЗТ-НАТИ ИТА (гусеничный, 1937).
  • ХТЗ-7 (колесный, 1949).
  • ХТЗ-ДТ-54 (гусеничный, 1949).
  • ДТ-14 (гусеничный, 1955).
  • Т-75 (гусеничный, 1960).
  • Т-74 (гусеничный, 1962).
  • Т-125 (гусеничный, 1962).

    В 70-е годы на ХТЗ была проведена коренная реконструкция, производство при этом не останавливалось. Упор был сделан на выпуск «трехтонников» Т-150К (колесный) и Т-150 (гусеничный). Энергонасыщенный Т-150К на испытаниях в США (1979) показал лучшие характеристики среди мировых аналогов, доказав, что трактора времен СССР не уступали иностранным. В конце 80-х были разработаны модели ХТЗ-180 и ХТЗ-200: они на 20% более экономичны, чем 150-я серия, и на 50% производительнее.

    Т-150

    Трактора СССР славились своей надежностью. Вот и универсальный скоростной заработал хорошую репутацию. У него обширная область применения: транспортная, дорожно-строительная, сельскохозяйственная сферы. Его до сих пор используют для транспортировки грузов по сложному бездорожью, в работе на полях (вспашка, шелушение, культивация и т. д.), на земляных работах. Способен транспортировать прицепы грузоподъемностью 10-20 тонн. Для Т-150 (К) специально разработан турбонадувной 6-цилиндровый дизельный мотор V-образной конфигурации с жидкостным охлаждением.

    Технические характеристики Т-150К:

    • Ширина/длина/высота, м. - 2,4/5,6/3,2.
    • Ширина колеи, м. - 1,7/1,8.
    • Масса, т. - 7,5/8,1.
    • Мощность, л.с. - 150.
    • Максимальная скорость, км/час - 31.

    Минский тракторный завод

    Основан МТЗ 29 мая 1946 года и считается, пожалуй, самым успешным на данный момент предприятием, сохранившим мощности со времен СССР. На конец 2013 года здесь работало свыше 21 000 человек. Завод удерживает 8-10% мирового рынка тракторов и является стратегическим для Беларуси. Выпускает широкий ассортимент транспортных средств под маркой «Беларусь». К моменту развала Советского Союза было выпущено почти 3 млн единиц техники.

    • КД-35 (гусеничный, 1950).
    • КТ-12 (гусеничный, 1951).
    • МТЗ-1, МТЗ-2 (колесный, 1954).
    • ТДТ-40 (гусеничный, 1956).
    • МТЗ-5 (колесный, 1956).
    • МТЗ-7 (колесный, 1957).

    В 1960 году началась масштабная реконструкция Минского завода. Параллельно с установкой нового оборудования конструкторы работали над внедрением перспективных моделей тракторов: МТЗ-50 и более мощной МТЗ-52 с полным приводом. В серию они пошли, соответственно, в 1961 и 1964 годах. С 1967 года выпускалась гусеничная модификация Т-54В в разных исполнениях. Если говорить про необычные трактора СССР, то таковыми можно считать модификации хлопководческого МТЗ-50Х со спаренными передними колесами и повышенным клиренсом, которые производились с 1969 года, а также крутосклонный МТЗ-82К.

    Следующим этапом стала линейка МТЗ-80 (с 1974 года) - самая массовая в мире, и специальные модификации МТЗ-82Р, МТЗ-82Н. С середины 80-х МТЗ освоил технику свыше ста лошадиных сил: МТЗ-102 (100 л.с.), МТЗ-142 (150 л. с.), и маломощные мини-трактора: 5, 6, 8, 12, 22 л. с.

    КД-35

    Гусеничный пропашной трактор отличается компактными размерами, простотой эксплуатации и ремонта. Широко применялся в сельском хозяйстве СССР и в странах Варшавского договора. Назначение - работа с плугом и прочим навесным оборудованием. С 1950 года выпускалась модификация КДП-35, отличавшаяся меньшей шириной траков, более широкой колеей и увеличенным дорожным просветом.

    Достаточно мощный мотор Д-35, соответственно, выдавал 37 л. с., коробка передач имела 5 ступеней (одна назад, пять вперед). Двигатель отличался экономичностью: средний расход дизельного топлива на 1 га составлял 13 литров. Бака горючего хватало на 10 часов работы - этого было достаточно, чтобы вспахать 6 га земли. С 1959 года модель оснастили модернизированным силовым агрегатом Д-40 (45 л. с.) и увеличенным числом оборотов (1600 об/мин). Также повысилась надежность ходовой части.

    Челябинский тракторный завод до войны

    Рассказывая про трактора СССР, невозможно обойти историю Челябинского завода, внесшего весомый вклад в выпуск мирной техники, а во время ВОВ ставшего кузницей танков и «самоходок». Знаменитый ЧТЗ строился в открытом поле вдали от магистралей с помощью кирок, ломов и лопат. Решение о строительстве было принято в мае 1929 года на 14 съезде советов СССР. В июне 1929 года Ленинградский ГИПРОМЕЗ начал работу над проектом завода. Проектирование ЧТЗ велось с учѐтом опыта американских авто- и тракторных предприятий, главным образом Caterpillar.

    С февраля по ноябрь 1930 года был построен и пущен в эксплуатацию опытный завод. Это произошло седьмого ноября 1930 года. Датой основания ЧТЗ считается 10 августа 1930 года, когда произошла закладка первых фундаментов литейного цеха. 1 июня 1933 года на линейку готовности выехал первый гусеничный трактор работников Челябинска - «Сталинец-60». В 1936 году было выпущено более 61 000 тракторов. Сейчас это ретро-трактора СССР, а в 30-е годы модель С-60 превосходила по характеристикам аналоги Сталинградского и Харьковского заводов почти вдвое.

    В 1937 году, попутно освоив производство дизелей С-60, завод перешѐл на выпуск более экономичных тракторов С-65. Год спустя этот трактор был отмечен высшей наградой «Гран-при» на выставке в Париже, а также использовался для съемок культового советского фильма «Трактористы». В 1940 году Челябинскому тракторному заводу было приказано перейти к выпуску военной продукции - танков, самоходных установок, двигателей, запчастей.

    Послевоенная история

    Несмотря на трудности военного времени, тракторостроители не забывали о любимом деле. Возникла мысль: почему бы не использовать опыт американцев? Ведь в США в годы войны производство тракторов не прекращалось. Анализ показал, что лучшей из моделей американских тракторов является Д-7. В 1944 году началась разработка документации и проектирование.

    Через 2 года, одновременно с реконструкцией завода, 5 января 1946 года был выпущен первый трактор С-80. К 1948 году перестройка предприятия завершилась, в сутки выпускали 20-25 единиц гусеничной техники. В 1955 году в конструкторских бюро начались работы по созданию нового, более мощного трактора С-100 и продолжались работы по увеличению долговечности работы трактора С-80.

    • С-60 (гусеничный, 1933).
    • С-65 (гусеничный, 1937).
    • С-80 (гусеничный, 1946).
    • С-100 (гусеничный, 1956).
    • ДЭТ-250 (гусеничный, 1957).
    • Т-100М (гусеничный, 1963).
    • Т-130 (гусеничный, 1969).
    • Т-800 (гусеничный, 1983).
    • Т-170 (гусеничный, 1988).
    • ДЭТ-250М2 (гусеничный, 1989);.
    • Т-10 (гусеничный, 1990).

    ДЭТ-250

    В конце 50-х была поставлена задача: спроектировать и изготовить для проведения испытаний опытные образцы трактора мощностью 250 лошадиных сил. С первых же шагов авторы новой модели отказались от традиционных и хорошо известных путей. Впервые в практике советского тракторостроения они создали герметическую и комфортабельную кабину с кондиционером. Тяжелой машиной водитель мог управлять одной рукой. В результате получился отличный трактор ДЭТ-250. Комитет Совета ВДНХ СССР наградили завод за эту модель Золотой медалью и Дипломом 1-й степени.

    Другие производители

    Безусловно, в списке представлены не все тракторные заводы. Трактора СССР и России также выпускались и выпускаются на Алтайском (Барнаул), Кировском (Петербург), Онежском (Петрозаводск), Узбекском (Ташкент) ТЗ, в Брянске, Владимире, Коломне, Липецке, Москве, Чебоксарах, Днепропетровске (Украина), Токмаке (Украина), Павлодаре (Казахстан) и других городах.

Детище Минского тракторного завода, МТЗ-50, - одна из самых удачных и самых распространенных конструкций трактора в СССР. Эту модель и ее модификации выпускали с 1962 по 1985 год - более 20 лет!

Колесный трактор общего назначения потому и носил такое имя, и был так востребован, что его можно было применять для пахоты легких и средних почв, предпосевной обработки, посева и уборки зерновых культур, обработки пропашных культур и транспортных работ. Компоновка машины была традиционной для всего семейства МТЗ: переднее расположение двигателя, полурамная конструкция с несущими картерами узлов трансмиссии, передние колеса - направляющие, уменьшенного диаметра, задние - ведущие, увеличенного диаметра.

История создания МТЗ-50

С самого начала выпуска своего фирменного универсально-пропашного трактора - МТЗ - конструкторы Минского тракторного завода постоянно занимались его улучшением. В 1950-е годы один за другим выходили в свет модернизированные варианты: МТЗ-5 и МТЗ-7. Однако параллельно шла работа над новой базовой моделью «Беларуса».

Отдел главного конструктора Минского тракторного завода совместно с Научным автотракторным институтом разработали техническое задание на проектирование нового пропашного трактора - МТЗ-50. 6 апреля 1956 года техническое задание рассмотрели и апробировали техническое управление Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР и Главное управление тракторной промышленности (Главтракторопром).

Технический проект трактора был завершен в 1957 году и одобрен в головном Научном автотракторном институте. Через год экспериментальный цех Отдела главного конструктора выпустил несколько опытных образцов трактора под маркой МТЗ-50. Испытания проходили на государственных машиностроительных станциях, в колхозе имени Кирова Воронежской области и в колхозе имени XX съезда КПСС (УССР). По результатам испытаний научно-технический совет ВО «Сельхозтехника» рекомендовал колесный универсально-пропашной трактор класса 1,4 «Беларус» МТЗ-50 к серийному производству.

На базе трактора МТЗ-50 коллективом конструкторов завода была разработана модификация высокой проходимости с четырьмя ведущими колесами - МТЗ-52. Эта машина дополнила базовую модель, расширила область ее применения на сельскохозяйственных и транспортных работах, особенно в условиях повышенной влажности почвы.

Успех на международных выставках

Новая машина приобрела высокую конкурентоспособность на мировом рынке. На международных выставках и ярмарках в 1965-1969 годах трактору МТЗ-50 и его модификациям присудили пять золотых и несколько медалей другого достоинства, а также дипломы. Пакистан и Мексика организовали у себя производство трактора МЗ-50. Тракторы «Беларус» МТЗ-50 и МТЗ-52 экспортировались более чем в 70 стран мира: Вьетнам, Германию, Венгрию, Югославию, Пакистан, Францию, Финляндию, Италию, Бельгию, Судан, Грецию, Алжир, Англию, США, Канаду, Данию, Австралию, Норвегию, Швецию и др.

Преимущества новой модели

Трактор МТЗ-50 оснастили дизельным двигателем мощностью 55 л. с., вес машины снизился по сравнению с МТЗ-5МЛ более чем на 400 кг. В трансмиссии трактора была использована 9-скоростная коробка передач, 4-ходовая, с прямой передачей и редуктором. Диапазон скоростей от 1,65 до 25 км/ч дал возможность более эффективно использовать мощность двигателя. Трактор оборудовали раздельно-агрегатной гидравлической навесной системой, гидравлическим догружателем ведущих колес, с помощью которого часть массы навесных машин может передаваться на задние колеса, чем снижается буксование при выполнении энергоемких работ; гидроусилителем руля; гидрофи-цированным крюком.

Для агрегатирования трактора с широким комплексом сельскохозяйственных машин и транспортными прицепами с активной осью он оснащен задним, передним и боковым валами отбора мощности. Задний и передний валы имеют независимый привод. Кроме этого, задний вал снабжен синхронным приводом, что дает возможность работать с полуприцепами, имеющими активный ведущий мост. Трактор оборудован съемной кабиной.

Запуск в производство

Минскому тракторному заводу удалось перейти к выпуску тракторов «Беларус» МТЗ-50 без остановки производства. Это верный показатель слаженной работы. Перестройка производства, переход на новую продукцию в условиях предприятия, где ежегодно выпускаются десятки тысяч машин, - дело необычайной сложности. Впервые в отрасли был разработан и внедрен гидроусилитель рулевого управления.

Конструкторское бюро (КБ) гидравлических систем возглавлял П. Я. Прицкер, кандидат технических наук, первый заместитель главного конструктора Минского тракторного завода, лауреат Государственной премии. КБ агрегатирования, которое возглавлял инженер-конструктор Б. Б. Хина, проводило технико-экономический анализ и расчеты по эффективности каждого агрегата. Совместно со Всесоюзным институтом сельскохозяйственного машиностроения (ВИСХМ) и Научным автотракторным институтом (НАТИ) разрабатывались специальные методики расчетов, которые можно было в перспективе применить для ЭВМ.

КБ электрооборудования и приборов возглавлял прибывший с авиационного завода опытный инженер Л. Я. Трембовольский. Специализированные инженерные расчеты выполняли инженеры Н. 3. Семенов, И. Н. Ружанская, И. Л. Пескина, Б. Довгаль, В.Я. Рубенчики др. Огромная подготовительная работа, проведенная на заводе, смелые организационные и технические решения, невзирая на некоторые недоработки, дали возможность быстро увеличивать темп производства тракторов сразу после перехода на новую модель и восполнить неизбежные потери.

Как это происходило, свидетельствует среднесуточный выпуск машин по месяцам 1962 года: январь - 40 штук, февраль - 103, март -137, апрель и май - по 151, декабрь - 191. Для сравнения: когда американская автомобильная компания «Дженерал Моторе» при переходе на изготовление новой модели автомобиля остановила производство на полтора месяца, она потеряла 420% месячного выпуска машин.

Семейство МТЗ-50

На основе МТЗ-50 создано семейство унифицированных модификаций различного назначения: хлопководческая (МТЗ-50Х), крутосклонная, полугусеничная, гусеничные - виноградниковая (Т-54В), лесохозяйственная (Т-54Л) и свекловодческая (Т-54С).

В 1960 году на заводе прорабатывали конструкцию МТЗ-50 на полугусеничном ходу. Трактор был дополнен резинометаллическими гусеницами. Эффективность полугусеничного хода была подтверждена испытаниями, проведенными в различных регионах страны. Полугусеничный ход поручили изготавливать филиалу МТЗ - Бобруйскому заводу тракторных двигателей и агрегатов.

Трактор МТЗ-50Х предназначался для возделывания и уборки хлопчатника в четырехрядной системе машин с междурядьями 90 см. Он принципиально отличался от МТЗ-50 конструкцией передней оси (имел одно ведущее колесо). Был также изменен узел конечных передач с дополнительными редукторами. Начатое в 1969 году серийное производство трактора МТЗ-50Х продолжалось до 1977 года, а затем было передано Ташкентскому тракторному заводу.

Гусеничные варианты

На базе трактора МТЗ-50 были созданы три гусеничные модификации, причем узловая унификация с трактором МТЗ-50 составляла более 62 %. В 1967 году был запущен в производство базовый вариант трактора Т-54В в двух модификациях: Т-54В-С1, с шириной колеи 950 мм, для возделывания виноградников с междурядьями 1,8 м и более, и Т-54В-С2, с шириной колеи 850 мм, для возделывания виноградников с междурядьями 1,5 м.

В 1968 году началось производство трактора Т-54Л для лесохозяйственных работ. Он был оборудован защитными устройствами, ограждающими кабину, радиатор, картер двигателя и трансмиссию от повреждений при работе в лесу. Трактор Т-54С (свекловодческая модель) увидел свет в 1971-1972 годах. Все три гусеничные модели выпускал Кишиневский тракторный завод.