Грузовые автомобили военного назначения. «Уралы» военные - надёжные армейские грузовики

Военная автомобильная техника – это огромная категория транспортных средств с различными целями назначения. Основными их отличиями является повышенная функциональность, иногда специфической направленности, доступность перемещения по наиболее сложным для проходимости местностям и наличие дополнительного оборудования. Отдельным подвидом такой автомобильной техники выделяют военные грузовики. Существуют два вида грузовых авто военного назначения:

Грузовые машины военного назначения обеспечивают высокую мобильность войск. Среди их основных задач отмечается транспортировка людей на поле боя и из его пределов, быстрая доставка раненных в медицинские учреждения, перевозка боеприпасов и различных видов вооружения, буксировка высокомощных средств артиллерии и т.д. Помимо визуального отличия от обычных грузовых автомобилей, представленного защитным окрасом, в военных грузовиках отмечается их расширенный функционал и наличие дополнительного оборудования. Каждая страна, имеющая свою армию, содержит на вооружении специализированный автопарк. Содержание таких машин довольно недешевое, поэтому уровень их мощности зависит от развития самой страны. В истории известны случаи, когда при внезапном начале войны в качестве военной автомобильной техники использовались устаревшие машины, что заметно снижало степень боеспособности целого государства.

Военные грузовики США

Уже более века американские военные грузовики стремительно совершенствуются и на сегодняшний день позиционируются, как одни из наиболее мощных представителей современного технического прогресса. К созданию такой техники американцы используют особый подход, ориентируясь на военную тактику и возможности своего производства. Военные машины высокоразвитой страны представляют собой тяжеловесные грузовики, массой не менее восьми тонн. Среди настоящих гигантов американских транспортных средств данной категории следует отметить:

Oshkosh PLS – внедорожник 10х10, предназначенный для транспортировки унифицированных контейнеров, объединяющихся с шасси различными типами креплений. Используется Oshkosh PLS в качестве тягача, грузового авто или прицепа. Бездорожье данному автомобилю не страшно, поэтому уровню его проходимости может позавидовать любой производитель. Ультрасовременные американские системы Oshkosh PLS и LVS оснащены поддонами, пультами ДУ, мультилифтами и другими девайсами, делающими такую военную технику многофункционально и, соответственно, применимой для решения любых боевых задач.

НЕМТТ – категория автомобилей, которой располагает американская армия еще с 1982 года. За годы своего использования автомобили прошли не один этап модернизации и сегодня по праву считаются гигантами американской военной авто техники. К примеру, модель НЕМТТ-А3 может перевозить грузы, общим объемом в 13 тонн. При этом она способна развивать скорость до 105км/час. Эффективность использования данной модели в качестве тягача обусловлена ее возможностью транспортировать десятитонные грузы, преодолевая подъемы с наклоном в 60°. Другие модели данного семейства автомобильной военной техники находят свое применение в транспортировке воды, противоракетных и ракетных установок и других крупногабаритных грузов.

Возможности и мощь вооружения американской армии сегодня неуклонно совершенствуются. В разработках находятся военные автомобили, оснащенные лазерными установками, дистанционным управлением, броней наилучших образцов, системой распознавания пешеходов и находящегося в определенном радиусе транспорта и т.д.

Военные грузовики российской армии

Не менее насыщенной является история военного автопарка грузовых машин российской армии. Ярким представителем отечественной техники можно назвать «Урал». Военный грузовик «Урал-375» – настоящая легенда отечественной военной автомобильной техники, сошедшая с конвейера в 1961 году. Спустя 16 лет были выпущены другие не менее популярные модели данного производителя – Урал-4320 и Урал-5323. В наше время автомобили семейства Урал представляют основную часть отечественного армейского автопарка. Это машины с колесной формулой 4х4, 6х6 и 8х8. Их грузоподъемность колеблется от 4,2 до 10 тонн. Используются «уралы» для буксировки, транспортировки людей и грузов. Среди основных их преимуществ отмечаются максимальная проходимость, достаточно высокая скорость и многофункциональность.

«Изюминкой» отечественного вооружения является Урал-3А-Тайфун, получивший немалое количество наград и признание всего мира. Его максимальная скорость – 105 км/час в обычных условиях, и 50 км/час в условиях повышенной сложности (пробитые колеса, труднопроходимая местность и т.д.). Объем его бака составляет 300 литров, причем бак оснащен дополнительной защитой, препятствующей возгораниям и другим повреждениям. Запас хода «Тайфуна» – 1800 км. Стоит также отметить, что его вес достигает 24 тонн. Данная модель военных автомобилей «Урал» оснащена электронной системой управления, что заметно повышает ее эффективность и функциональность.

Если и случиться когда-нибудь вооруженному конфликту России с США, то это будет ядерная война, а не наземная операция. Но в период обострения отношений вдвойне любопытно посмотреть, какими автомобилями сейчас располагает американская армия.

Мы уже довольно давно ведем военную рубрику и успели изучить старую и новую российскую технику, иномарки на службе в РФ, украинские военные автомобили, а также европейские армейские грузовики. Теперь мы обращаем взор за океан и снова хотим подчеркнуть, что наши публикации не несут никакой политической подоплеки.

Также перед тем, как мы расскажем о ряде выдающихся американских военных авто, стоит отметить, что военная индустрия США развита невероятно хорошо и на рынке царит конкуренция частных компаний, которые предлагают десятки разных автомобилей.

Мы рассмотрим лишь малую часть из них, и в этом списке будут как передовые, так и весьма архаичные конструкции.

HMMWV

Длина: 4,6 метра.
Двигатель: турбодизель V8 объемом 6.5 литра.
Отдача: 190 л.с. и 380 Нм.
Трансмиссия: 3-ступенчатая АКПП, привод 4х4.
Снаряженная масса: 2 676 кг.
Максимальная скорость: 88 км/ч.
Дорожный просвет: 410 мм.

Когда мы говорим «американский военный автомобиль», то первым делом вспоминаем его, родимого. И пусть «старину Хамви» уже достаточно массово списывают, он в строю уже почти 30 лет и заслуживает отдельного абзаца в этом материале.

Вначале немного о названии. HMMWV - это ни что иное, как High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle, то есть «высокоподвижное многоцелевое колесное транспортное средство». Американцы любят прозвища, поэтому скоро «навороченная» аббревиатура превратилась в созвучное Humvee.

Многие ошибочно думают, будто бы Humvee - детище General Motors, но это не так. На самом деле, модель придумала в конце 70-х и выпускает ее по сей день компания AM General, которая никакого отношения не имеет к GM, несмотря на похожие названия. Эта оборонная фирма когда-то была частью корпорации Kaiser-Jeep, так что можно сказать, что Humvee в какой-то мере является наследником легендарного «Виллиса» времен Второй мировой.

В начале 90-х концерн GM просто купил права на выпуск гражданской версии HMMWV под созвучным и более брутальным именем Hummer («молоток»), тем более что изначально именно General Motors был поставщиком моторов для автомобилей модели. После «заморозки» этого проекта выпуск военной модификации продолжился.

Flyer ALSV – Advanced Light Strike Vehicle

Длина: 4,57 метра.
Двигатель: турбодизель объемом 1.9 литра.
Отдача: 150 л.с. и 350 Нм.
Трансмиссия: 6-ступенчатая АКПП, привод 4х4.
Снаряженная масса: 2 041 кг.
Максимальная скорость: 136 км/ч.
Дорожный просвет: 350 мм.

Военные автомобили необязательно должны быть большими и страшными. Руководствуясь таким соображением, американцы в конце 70-х озаботились созданием легкого и быстрого транспорта для патрулирования пустыни. Исполнителем заказа стала небольшая фирма Chenowth Racing Products из Калифорнии.

Тот автомобиль назывался DPV, что буквально расшифровывается как «транспорт для патрулирования пустыни», и больше напоминал багги. Он мог быстро перемещаться по песку и нести на себе пулеметы. Такие штуковины пригодились американским военным в ходе операции «Буря в пустыне» в Персидском заливе. В 90-е им на смену пришли похожие конструктивно LSV - «легкий ударный транспорт».


Сейчас для армии закупаются уже «продвинутые», то есть Advanced LSV, получившие имя собственное - Flyer («летун»). Они производятся калифорнийским, опять-таки, оборонным концерном Marvin Group. Эти машины уже гораздо меньше похожи на багги, хотя их коньком остается быстрота на пересеченной местности. Если верить паспортным характеристикам, то углы въезда и съезда составляют 59 и 50 градусов соответственно.

Есть варианты для перевозки грузов и транспортировки раненых, а также версии, оснащенные пулеметами и даже броней, для участия непосредственно в боевых операциях. Машины относительно компактны, и их можно перевозить вертолетами как снаружи, так и внутри.

International MaxxPro

Длина: 6,5–7,2 метра.
Двигатель: турбодизель Navistar DT объемом 9.3 литра.
Отдача: 330–375 л.с.
Трансмиссия: 5-ступенчатая АКПП, привод 4х4.
Снаряженная масса: 12 700 – 14 500 кг.
Дорожный просвет: 350 мм.

Этого монстра, как и другие грузовики под брендом International, производит корпорация Navistar. Его называют преемником Humvee, но это не вполне так. Отчасти функции «Хамви» выполняет упомянутый выше Flyer, а MaxxPro - не просто автомобиль, а тяжелый MRAP - Mine Protected Ambush Resisted, то есть транспорт, защищенный от мин и засад.

Выполнять эти функции ему помогает V-образное днище, которое рассеивает ударную волну. Похожую конструкцию имеют российские «Тайфун-М» и «Тайфун-К», о которых мы уже писали в обзоре о .

Много споров идет вокруг боеспособности MaxxPro. В частности, военные эксперты (в том числе и американские) говорят о том, что четыре колеса - маловато для бронеавтомобиля, ведь после взрыва мины он, оставшись без одного или двух колес, не сможет двигаться дальше. Тем не менее в США построено уже более 9 000 экземпляров нескольких модификаций и множество их отправлено на экспорт, в армии европейских стран.

Стоит отметить, что, помимо упомянутого в этой статье MaxxPro, в распоряжении американской армии есть еще несколько модификаций MRAP, в том числе трехосные Buffalo и Caiman.

Oshkosh M1070 Heavy Equipment Transporter

Длина: 15,8 метра.
Двигатель: Detroit Diesel Series 92 8V92.
Отдача: 500 л.с.
Трансмиссия: 5-ступенчатая АКПП, привод 8×8.
Снаряженная масса: 19 500 кг.

Dragon Runner

Длина: 38 см.
Снаряженная масса: 4 кг.

Чтобы уменьшить человеческие потери в бою, американцы активно внедряют беспилотную технику. «Дракон-бегун» - один из доброго десятка серийных передвижных роботов, и мы выбрали его в основном потому, что он по своему виду ближе других к автомобилям. Остальные, как правило, на гусеницах или с «ногами».

Предполагается, что этого малыша солдат может унести в рюкзаке и при необходимости выбросить на разведку. Выбросить - в прямом смысле слова, ибо Dragon Runner выдерживает падение на твердый грунт из движущегося на скорости до 70 км/ч транспорта. Колеса у него больше корпуса, так что без разницы, на какую сторону падать.

Из «вооружения» у Dragon Runner - только камера, микрофон да датчик движения, плюс передатчик для отправки информации на «базу». Роботов собирают в Пенсильвании, на производстве компании Automatika. С 2010 года они работают в Афганистане для исследования опасных территорий и поиска мин.

В 2006 году Корпус морской пехоты США выбрал тяжелые тактические грузовики Oshkosh LVSR (Logistic Vehicle System Replacement) для замены серии грузовиков Oshkosh Mk.48 , которая была запущена в производство в 1985 году и стала основой логистического парка USMC. Этот грузовик похож по концепции на американскую систему паллетной загрузки США (PLS). Первые автомобили были поставлены USMC в 2009 году. В том же году эти тяжелые грузовики были развернуты в Афганистане.

Oshkosh LVSR является становым хребтом корпуса Морской пехоты США в плане грузоперевозок, он может перевозить как военную так и строительную технику, контейнеры, топливо, воду, боеприпасы, также на него могут устанавливаться блоки с различным военным оборудованием. Благодаря значительной грузоподъемности, а именно 20 тонн по твердому покрытию и 12 тонн по грунтовому и колесной формуле 10x10, этот военный грузовик заменяет сразу несколько моделей грузовиков раньше применяющихся в корпусе Морской Пехоты США.

Итальянская компания IVECO имеет давние традиции произвродства специализированных военных грузовиков. IVECO M250 - это новая серия тактических грузовиков, которые предназначены для работы на всех видах дорог и бездорожья. Военный грузовик M250 имеет колесную формулу 6x6, п оставки в Итальянскую армию начались в 2003 году. Эти грузовики также были поставлены в армии Бельгии, Испании и еще некоторых других стран. Испанские грузовики обозначены как IVECO-Pegaso.

M250.45WM имеет полезную нагрузку 8 000 кг. Он также может буксировать прицепы и артиллерийские орудия. Базовая версия - грузовой / военный транспорт. Имеются специализированные версии, такие как артиллерийский тягач, самосвал и пожарная машина Centauro . На грузовик м ожет быть установлен дополнительный комплект брони, в котором имеются встроенные сменные панели. Броня обеспечивает защиту от стрелкового оружия и осколков.


3. Mercedes-Benz UNIMOG (Германия)

Первый Mercedes-Benz UNIMOG (Universal Motor Gerat) был спроектирован в 1946 году, вскоре после Второй мировой войны. Прототипы были показаны в 1948 году. Первоначально он был разработан как простая и эффективная многоцелевая машина с постоянным приводом 4x4, которая могла использоваться для сельского хозяйства, лесоводства и транспортировки различных грузов. Ее дизайн оказался чрезвычайно успешным.

Ряд бронированных автомобилей базируется на автомобильных компонентах этого грузового автомобиля. К ним относятся автомобили Aravis , Dingo I , Dingo II и Mamba , бронированные бронетранспортеры Condor и AV-VBL.


4. M1078 LMTV и M1083 MTV для грузовых автомобилей (США)

В 1991 году компания Stewart & Stevenson получила крупный контракт на производство нового семейства средних тактических транспортных средств (FMTV) для американской армии. Первые грузовики поступили в армию США в 1996 году и заменили модели M809 и M35, которые были разработаны еще в конце 1940-х годов. С 2012 года семейство FMTV выпускается корпорацией Oshkosh.

Акцент при разработке этих автомобилей был на надежность, низкую стоимость единицы и эксплуатационные расходы, а также долгосрочную эффективность. Все эти аспекты были хорошо продемонстрированы в течение срока службы грузовика.


5. MAN SX (Германия)

Серия грузовиков высокой мобильности MAN SX производства компании Rheinmetall MAN Military Vehicles GmbH (RMMV)., является преемником предыдущего семейства KAT 1, который состоял на вооружении армии Германии в конце 1960-х годов. Эти военные транспортные средства могут быть легко идентифицированы по вертикальным ветровым стеклам. Автомобили серии MAN SX поставлялся в армии Австрии, Германии, Дании, Италии, Норвегии, Омана, Кувейта, Словении, ОАЭ, Швеции и Великобритания.

Шасси данного грузовика предназначено для установки специализированных военных кузовов, пунктов управления, систем запуска ракет, для транспортировки военной и строительной техники, также есть гражданские версии с установленными системами пожаротушения для аэропортов.


6. Урал-4320 (Россия)

Урал-4320 - тяжелый внедорожник. Он следует линиям Урала-375, который был поставлен на конвейер еще в 1961 году. Урал-4320 производится без значительных изменений с 1976 года. Это тяжелое грузовое транспортное средство, которое доступно как для гражданских, так и для военных заказчиков. Этот грузовик обслуживает как российских военных, так и военных многих других стран. Его часто можно обнаружить в различных военных конфликтах.


7. КрАЗ-6322 (Украина)

КрАЗ-6322 - украинский тяжелый грузовик. Он его корни идут от моделей КрАЗ-255 и 260. Это надежный и проверенный грузовик. КрАЗ-6322 выпускается с 1999 года. Хотя его предшественники прослеживают свое происхождение с 1960-х годов и даже раньше. Он стоит на вооружении армий Украины, Анголы, Египта, Индии, Индонезии и Йемена. Большое количество этих военных грузовиков было заказано правительством США для новой иракской армии. Он также находится на службе армии Ирана и, возможно, в некоторых других странах.


8. MTVR (Соединенные Штаты)

В феврале 1999 года с компанией Ошкош, основным производителем грузовиков для армии США, был заключен многолетний контракт на производство MTVR, а первый серийный грузовик сошел с конвейера в 2005 году. Этот автомобиль используется ВМС США и Корпусом морской пехоты. Он заменил грузовик M939 6x6 и стареющий грузовик M809 6x6, который выпускался с 1970 по 1982 года. Новый грузовик обеспечивает большую мобильность, грузоподъемность и надежность по сравнению со старыми моделями. На данный момент произведено более 11 000 грузовиков MTVR. Он поставлялся в Египет, Грецию, Ирак, Великобританию и, возможно, в некоторые другие страны. Грузовики MTVR оснащены дизельным 11,9-литровый шестицилиндровым двигателем Caterpillar C-12, с системой управления дизельным двигателем (ADEM) III , который развивает 425 л.с.

MTVR - это специально разработанный военный автомобиль, хотя небольшое количество автомобилей было продано в коммерческих целях для специализированных операций, таких как борьба с лесными пожарами.


9. КамАЗ-5350 (Россия)

КамАЗ-5350 - на данный момент основной армейский грузовик в армии России, эта модель является продолжением хорошо себя зарекомендовавшей модели КамАЗ-4310, который выпускался с 1980 года. КамАЗ-5350 выпускается с 2003 года. Этот грузовик с колёсной формулой 6×6 производства Камского автомобильного завода. Относится к семейству «Мустанг».


10. HEMTT (Соединенные Штаты)

HEMTT или Heavy Expanded Mobility Tactical Truck - это семейство тяжелых грузовиков состоящих на службе армии США грузоподъемностью 16.5 тонны и имеющих колесную формулу 8x8 производства компании Oshkosh . Военные грузовики серии HEMTT поступили на службу в армию США в 1982 году и заменил старый заслуженный M520 Goer. Было выпущено более 15 000 этих грузовиков.

Еще при разработке HEMTT была заложена возможность бронирования кабины, которая защищает водителя от пуль и осколков.

Автомобиль оснащен дизельным двигателем Detroit Diesel 92T A-90 (8V92TA), двухтактный, V-образный, мощностью 500 л.с. Двигатель находится за кабиной. Двигатель соединен с автоматической коробкой передач Allison CLT-755 ATEC, 7-ступенчатой . Существуют усовершенствованные версии, такие как HEMTT A3 и HEMTT A4, с значительно увеличенными возможностями.


Армейская автомобильная техника всегда являлась основой обеспечения боеспособности войск на передовых позициях фронтов. Как и любое другое мобильное оснащение, грузовики постоянно модифицируются и проходят испытания в полевых условиях. Результаты использования служат данными, которые корректируют в усовершенствованных моделях.

Производство первых грузовиков в СССР

Первые грузовые автомобили для нужд армии были созданы на основе уже существующих зарубежных образцов концернов Dodge и Ford. Эти машины были существенно доработаны Горьковским автозаводом уже в первые годы существования советской автомобильной индустрии для использования в сложных условиях.

Грузовики прошлых лет, уже ставшие легендой АМО-Ф-15, ЯГ 10, демонстрировали явное деление на тыловые (близкие по свойствам к гражданским машинам) и тактические (с более высокой проходимостью).

Традиционные Урал 375, УАЗ 469, ГАЗ 66, ЗИЛ 131 – и модификации базовых моделей долгое время с успехом использовались как в народном хозяйстве, так и в Вооруженных силах. История страны середины – конца 20 века связана именно с этими грузовиками. Усовершенствованные формы их до сих пор не исключены из применения в промышленности и армии.

Современные тенденции

Сегодня, наряду с конкретными техническими характеристиками важнейшим фактором при использовании грузового автомобиля является многофункциональность, возможность использования отдельных механизмов для различных целей.

Требования, выдвигаемые к армейскому тяжеловозу, отличны от потребностей прошлых лет:

  • универсальность применения конструкции;
  • возможность перевозки как воинского контингента, так и грузов любого класса;
  • использование с прицепами и без;
  • приспособляемость к установке боевых орудий;
  • применение в боевых условиях и в мирное время.

Для удовлетворения потребностей Российской армии автопарк Вооруженных сил обеспечен следующими грузовыми единицами:

  • многофункциональные автомобили;
  • колесные тягачи;
  • специализированные и универсальные колесные шасси;
  • прицепы и полуприцепы;
  • многоцелевые кузова-прицепы различной конфигурации;
  • бронекапсулы-контейнеры для установки внутрь крытых кузовов;
  • гусеничные машины.

Армейские грузовики сегодня

Производством грузовиков для российской армии занимаются несколько автомобильных заводов: Уральский («Урал»), Камский («КамАЗ»), Курганский («Русич»), Брестский («Вощина»), Кременчугский («КРАЗ»), Московский («ЗИЛ»). Неизменным поставщиком двигателей для большинства моделей любого из этих производителей является Ярославский моторный завод.

Лучшие современные машины

Стандартизированные схемы грузового автопрома служат основой для разработки новых моделей военного транспорта.

На автомобилях реализован высокий уровень защиты при помощи:

  • бронирования кабины;
  • заднего фальшборта для защиты колес;
  • навеса решетки перед радиатором;
  • установка бронированных элементов оперения и капота для защиты крыши, днища и двигателя;
  • применения бронированного стекла;
  • установки взрывостойких топливных баков;
  • использования .

Аналогичные усиления применяются на автомобилях марок «Урал 4320», «ЗИЛ 4320», «КамАЗ 43101» и других.

Наиболее используемые в современной российской армии – грузовики Урал 4320 и его модификации, а также КамАЗы.

Основные характеристики используемых в армейских условиях грузовиков приведены в таблице.

Урал 4320 КамАЗ 43101 КЗКТ 8014
завод Уральский Камский Курганский
колесная формула 6 х 6 6 х 6 10 х 8
грузоподъемность 5000 кг 6000 кг 40 000 кг
масса снаряженная 8620 кг 8745 кг 26 000 кг
полная масса 13845 кг 14745 кг 4615 кгс 5413 кг
масса прицепа 7000 кг 7000 кг
мощность двигателя 210 лс 220 лс 475 лс
скорость макс 85 км/ч 85 км/ч 60 км/ч
габаритные размеры дшв, мм 7366 х 2500 х 2980 7895 х 2500 х 3200
высота бортовой платформы 1420 мм 1535 мм
площадь бортовой платформы 9,24 м² 11,1 м²
объем бортовой платформы 8,2 м³ 5,6 м³
глубина преодолеваемых водных преград 1,5 м 1,5 м
аккумуляторная батарея 6СТ-198ТРМ 6СТ-190ТР
объем охлаждающей жидкости 31 л 29,5 л
горючее ДЛ, ДЗ, ДА ДЛ, ДЗ, ДА Д
расход топлива на 100 км 45 л 49
емкость топливного бака 270 л 2 х 125 900 л
запас горючего 600 км 510 км
авиаперевозка АН-22, ИЛ-76 АН-22, ИЛ-76
модификации — 4320-19: удлиненное шасси, грузоподъемность 12 т; — 43203 – усиленная передняя подвеска; — 43204 – трубовозный тягач с повышенной грузоподъемностью;- 44202 – седельный тягач для всех видов дорог;

— бронированные.

— 43114 – 6х6; — 43115 – 6х6; — 4350 – 4х4 ;- 5350 – 6х6;

— 6350 – 8х8:

сниженный расход топлива, повышенная грузоподъемность и скорость;

— «Булат» – броневик.

— 8003 – 6х6;

— 8005 – 8х8.

Перспективные модели

Кроме модификаций традиционно и давно используемых машин в России создаются и новые уникальные транспортные средства для нужд оборонного комплекса. Некоторые из них уже представлены общественности, информация о других же не обнародуется.

Среди новинок известны «Тайфун» и «Федерал».

Тайфун

Семейство представляет собой новую разработку, а не модификацию. Модели разрабатываются Уральским и Камским заводами. Это бронированные автомобили нескольких разновидностей со следующими характеристиками:

  • колесные формулы 4х2, 4х4, 6х6;
  • модификации кузовов – капотные, бескапотные рамные, бескапотные корпусные;
  • пневмоподвеска;
  • масса в снаряжении – 9 500 кг;
  • полная масса – 17 000 кг;
  • расход топлива – 35 л/100 км;
  • запас топлива – на 630 км;
  • максимальная скорость – 80 км/ч;
  • препятствия – склоны до 23° и броды до 1,75 м глубиной;
  • назначение – доставка контингента к месту боевых действий и участие в них.

Федерал

Бронеавтомобили, собираемые в московском экспериментальном институте на базе шасси Уральского завода и с двигателем Ярославского. Конструкция проще, чем у «Тайфунов», предназначены для внутренних войск. Кабина объединена с кузовом в бронекапсулу.

Грузовой парк Вооруженных сил России – это разноплановые автомобили на все случаи использования. Созданные для нужд армии, они с успехом применяются и в гражданском строительстве, обеспечивают деятельность служб спасения. Доставку гуманитарной помощи, эвакуацию населения из мест стихийных и техногенных бедствий.

Оснащение и пополнение гаража военных тяжеловозов находится на постоянном контроле Министерства обороны России.

Видео: российские военные машины

Как известно, автопарк американской армии и морской пехоты времен Второй мировой войны был весьма далек от единообразия

На вооружении американской армии только 2,5-тонных трехосок (здесь и далее грузоподъемность на грунте) было три основных варианта, слабо унифицированных между собой (и это не считая полукапотных версий). С остальной техникой, грузоподъемностью 5 и 10 т, дело обстояло чуть лучше, однако все равно далеко неидеально. Самое время было объявлять новый конкурс и навести порядок в этом хаосе.

Доброе утро, Вьетнам! Еще бензиновый М35 в типичном южном
исполнении со снятым брезентовым верхом и лобовым стеклом

Победителями конкурса в 1949 году стали фирма REO (2,5 т), International (5 т) и Mack (10 т). Впрочем, про Mack и его наследников я расскажу в другой раз. А пока отметим, что для полной унификации все три семейства получили почти одинаковые кабины с легко демонтируемым жестким верхом, который без проблем заменялся тентом. А крылья, капот и радиаторные решетки выглядели если не идентично, то очень похоже. Все это, по мудрому замыслу командования, должно было упростить ремонт в полевых условиях и в придачу здорово осложнить жизнь разведке противника. Ведь четко отличить новую американскую пятитонку от десятитонки можно было, только поставив их рядом! А если вражеский шпион наблюдает за колонной издали, да еще и в темноте, сумерках, в дождь или в туман? Пойди догадайся, какая именно техника передвигается!

Забегая немного вперед, отмечу, что верность первоначальной идее одинакового дизайна сохранялась только до 1970-х годов. Далее начались различные метаморфозы, метания, поиски наилучшего производителя для всей гаммы армейских грузовиков и в конце концов переход на совершенно другие машины. Но обо всем по порядку.

В красном мундире. Аэродромный пожарный автомобиль 530В на шасси М34А1

СЕМЕЙКА БОБРОВ

Разработанная фирмой REO 2,5-тонная машина пошла в серию в 1951 году. Основные модели были стандартизированы как М34 (с односкатной ошиновкой задних мостов) и М35 (со сдвоенными колесами). Проигравший конкурс Studebaker при этом получил приятный утешительный приз – долю заказа на производство конструкции REO. В общем, история времен Второй мировой, когда REO выпускало Studebaker US6, повторилась с точностью до наоборот.

С точки зрения конструкции машина получилась намного совершеннее того, что обе фирмы делали во время войны. Двигатель ставили бензиновый верхнеклапанный шестицилиндровый Continental или REO (5,4 л, 127 л. с.), КПП – пятиступенчатую синхронизированную, раздаточную коробку – двухступенчатую с автоматически подключаемым передним мостом. Тормоза – гидравлические с усилителем. Максимальная скорость составляла 90 км/ч.

Вестник апокалипсиса. Два пятитонных грузовика
в процессе перезарядки атомной ракеты Honest John. Справа –
пусковая установка М289 с открытой кабиной, слева – машина заряжания М62

Грузовик отличался герметизированным электрооборудованием и возможностью установки шноркелей, за что получил прозвище «бобер» (beaver). А после того, как он зарекомендовал себя исключительно надежным и выносливым автомобилем, его стали называть eager beaver, «энергичный бобер» – идиома, которая означает «работяга» или даже «трудоголик».

В 1962 году на смену бензиновому мотору пришел многотопливный дизель с возможностью работы на бензине с маслом, разработанный Continental совместно с MAN. В варианте с турбонаддувом он развивал мощность 134 л. с. (113 л. с. на бензине) при рабочем объеме 7,8 л. Так появилась модификация M35/M34A1, которая внешне отличалась главным образом высокой выхлопной трубой с правой стороны.

К 1971 году производственные мощности по выпуску 2,5-тонок, как бывшего Studebaker (выкупленного в 60-х Kaiser), так и бывшего REO (на некоторое время вошел в состав White), перешли в собственность корпорации American Motors. Опять-таки забегая немного вперед, отмечу, что там же начали производство пятитонного семейства. Для удобства было основано особое отделение по выпуску военной техники – небезызвестное AM General.

Круглый передок. Последняя модификация М34А3 отличалась
характерным дизайном радиаторной решетки и центральной подкачкой шин

В дальнейшем специалисты American Motors занимались неторопливой «шлифовкой» удачного автомобиля, попутно запуская в серию новые модификации вроде двухосного M600, предназначенного специально для Европы. Серьезно переработанная версия М34/М35А3 появилась только в 1993 году. Она отличалась новым дизайном решетки радиатора, центральной подкачкой шин, гидроусилителем руля, автоматической 4-ступенчатой КПП, новыми мостами и раздаточной коробкой, а также дизелем Cummins (6,6 л, 170 л. с.). Выпускалась она до 1999 года. Кроме того, М34/М35 по лицензии производили канадская компания Bombardier (модель MLVW) и корейская KIA.

АВТОМАТИЧЕСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА

В 1950 году на Корейском полуострове вспыхнула серьезная война. Отношения выясняли с одной стороны Корейская Народная да еще и Демократическая Республика во главе с товарищем Ким Ир Сеном, с другой – просто Республика Корея, где правил ставленник американского империализма Ли Сын Ман. Вот только этот самый империализм к серьезной схватке был готов лишь отчасти. Гигантский автопарк, построенный во время Второй мировой, был уменьшен до размеров мирного времени, причем излишки либо раздали союзникам за спасибо, либо распродали всем желающим чуть ли не по цене металлолома.

Найди 10 отличий.
Канадская копия М34 – Bombardier MLVW внешне
трудно отличима от оригинала

Тем временем война разгоралась, техники требовалось все больше. Дошло до того, что пришлось даже подключать японцев, что было логично – везти-то совсем недалеко. В этот критический момент военные вспомнили о проигравшем конкурс творении General Motors той же грузоподъемности – 2,5 т. Одной из причин, по которым данное творение было забраковано, стала четырехступенчатая автоматическая коробка передач GM Hydra-matic, слишком уж необычная для того времени. В остальном полноприводный армейский GMC был похож на REO M35, разве что раздаточная коробка была одноступенчатой.

Двигатель, естественно, использовали свой: рядный шестицилиндровый бензиновый рабочим объемом 4,9 л и мощностью 130 л. с. Скорость – 90 км/ч. Основные модификации были стандартизированы как М135 (с односкатной ошиновкой задних мостов) и М211 (с двухскатной). Выпускалась «автоматическая альтернатива» всего пять лет, с 1952 по 1957 год, а затем стала потихоньку уходить к все тем же союзникам и передаваться в Национальную гвардию, которая, как известно, всегда «донашивает» за американской армией устаревшее вооружение.

Судьба машины исторически достоверно (по голливудским меркам, конечно) отображена в культовых фильмах «Колдун» (Sorcerer) 1977 года и «Рэмбо. Первая Кровь» (1982 год). В первом два грузовика М211 «добивает» нефтедобывающая компания где-то в джунглях Южной Америки. Сюжет вертится вокруг судьбы четырех негодяев, решивших заработать на перевозке нитроглицерина, для чего GMC с его плавным «автоматом» подошел просто идеально. Во-втором фильме М135 перевозит грузы для Национальной гвардии, которая охотится на главного героя – Джона Рембо.

Киногерой с «автоматом». GMC М211 очень любят режиссеры
за выразительную внешность и легкость в управлении

ЧЕСТНЫЙ ДЖОН

Пятитонное семейство пошло на конвейер с некоторым опозданием – только в 1954 году. Производство почти равномерно распределили на три фирмы: собственно International, Diamond и Mack. Основные модификации, как и в случае с 2,5-тонными, отличались сдвоенными колесами на задних мостах (М54) или односкатными (М39). Двигатель сначала был также бензиновый Continental солидного рабочего объема в 10 л и мощностью 196–224 л. с. Конструкция ходовой и трансмиссии повторяла 2,5-тонное семейство. Даже тормоза были гидравлические с вакуумным усилителем. Вариант А1 получил турбодизель Mack (11 л, 210 л. с.), вариант А2 – многотопливный Continental (7,8 л, 205 л. с.). Скорость составляла 85 км/ч.

В советской литературе к пятитонкам проявляли повышенный интерес, ведь на длиннобазной модификации М139С устанавливались пусковые установки ракет малой дальности Honest John («честный Джон»), в основном с ядерными боеголовками. Во Вьетнаме же пятитонные грузовики часто переделывали в «гантраки» для охраны колон от партизан. Это были частично или полностью бронированные автомобили, вооруженные пулеметами и в некоторых случаях 20-миллиметровыми автоматическими пушками.

Безумный Макс отдыхает. Максимальный гантрак The Colonel («Полковник»)
времен Вьетнамской войны, созданный при помощи
слияния неисправного БТР М113 и пятитонки М54

В 1971 году производство пятитонок было передано AM General. Семейство сразу же обновили и стандартизировали как М809. По этому случаю наконец-то появился гидроусилитель руля, а дизель заменили на Cummins (14 л, 240 л. с.). Внешне машина отличалась слегка скругленной передней частью.

В 1982 году заслуженного ветерана опять всерьез модернизировали. Теперь капот, крылья и радиаторная решетка объединили в блок, который можно было легко откинуть вперед для лучшего доступа к двигателю. Новый-старый М939 (с односкатной ошиновкой) получил пятиступенчатый «автомат», пневматические тормоза, центральную систему подкачки шин и… модный угловато-тяжеловесный дизайн радиаторной решетки. Со временем появился и новый дизель Cummins той же мощности, что и старый, но объемом 8,3 л. Кроме того, те же самые машины некоторое время параллельно производила фирма BMY.

Новый дизайн. Пятитонник – транспортер катеров М821
от AM General (1971 год) отличался характерной радиаторной решеткой

Грузовики получились скоростные – 101 км/ч, но при этом крайне опасные в управлении. Дошло до того, что в трети всех аварий со смертельным исходом обязательно участвовал именно переработанный пятитонник AM General. Трагедия была в том, что при резком торможении с блокировкой тормозов гидротрансформатор часто блокировался на второй передаче. Естественно, двигатель сразу же глох и, соответственно, отключался гидроусилитель руля. Рулевое при этом «закусывало». Проблему частично решили установкой ограничителя скорости до 65 км/ч. А в 1999 году все «вредные» грузовики получили ABS. Впрочем, к тому времени их репутация была подпорчена, да и конструкция за 50 лет устарела.

В итоге ветерана отправили на пенсию, а основными поставщиками армии и флота становятся International и Oshkosh. Интересно, что последний в настоящее время, кроме всего прочего, занимается еще и капитальным ремонтом, модернизацией и доработкой всех грузовиков AM General. К примеру, специалисты компании оснащают восстановленные машины антиблокировочной системой тормозов (там, где она не была установлена ранее). Похоже, что служить почтенное семейство будет еще долго.

Минус один мост.
Двухосный вариант М34 – М600 выпускался специально для Европы

Удобный в обслуживании. Последнее обновление пятитонного
семейства М939 (1982 год) могло похвастаться отличным доступом к двигателю