Гибрид и холода: стоит ли покупать авто с гибридным двигателем перед наступлением зимы? Почему в гибридах зимой бывает холодно

Вокруг гибридного автомобиля в Беларуси витает множество мифов. Считается, что такие машины плохо переносят зиму, салон неважно отапливается и существует большой риск не завестись зимой. Поэтому спрос на гибриды осенью небольшой. Правдивы ли опасения?

Сайт разбирался в нюансах зимней эксплуатации гибридов с директором автоцентра "ТИТАН Моторс" Михаилом Арефьевым. По словам Михаила, после того как морозы опускаются до -26 С, Prius на эвакуаторе едет в автосервис. Но происходит это только потому, что автомобиль своевременно не обслуживается, либо его владелец не соблюдает простые правила эксплуатации.

1. Можно ли держать гибридный автомобиль на улице зимой или стоит перевезти его в теплый гараж?

Переживать за гибридный автомобиль, даже если за окном минусовая температура и на капот налипли сосульки, не стоит. Главное - не оставлять машину на ночь с полуразряженной 12-вольтовой (вспомогательной) батареей, иначе она промерзает и со временем емкость может понизиться. Также перед началом холодного сезона стоит провести диагностику высоковольтной батареи, которую тоже желательно держать при морозах в заряженном состоянии, минимум 70%.


2. Лучше ли оставлять автомобиль на зиму в гараже?

В этом нет особого смысла, если только владелец вовсе не собирается ездить зимой. В последнем случае гибридный автомобиль нужно заводить примерно раз в три недели, чтобы зарядить батарею. Если же он простоит всю зиму в гараже без "заводки", то весной, с очень высокой вероятностью, завести транспортное средство смогут только на сервисе, причем некоторые ячейки высоковольтной аккумуляторной батареи могут быть на грани работоспособности.

3. Можно ли "прикуривать" гибридный автомобиль и как это правильно делать?

"Прикуривать" можно. Для примера возьмем Toyota Prius. Заводка Prius невозможна, если не работает бортовая система, которая в свою очередь питается от небольшого 12-вольтового аккумулятора, расположенного в багажнике. Чтобы его оживить, достаточно просто накинуть провода на аккумулятор другой машины, немного подождать, чтобы аккумулятор набрал силы и пробовать стартовать. При этом газовать на автомобиле-доноре, как это делается при обычном "прикуривании", не нужно.

4. Можно ли ездить зимой, используя только электродвигатели?

Для гибридов нормально, когда вы едете на невысокой скорости только на электродвигателях, а ДВС служит для зарядки батареи. А вот вообще ездить только на электродвигателях невозможно и летом: мотор-генератор питается от высоковольтной аккумуляторной батареи, ДВС работает, чтобы ее зарядить, и когда скорость автомобиля выше 30 км/ч. Если ездить без бензина (при неработающем ДВС), высоковольтная батарея разрядится до критичного состояния. При полной разрядке завести гибрид становится невозможным, для этого требуется дорогостоящее зарядное устройство, которое есть только на специализированной СТО.


5. Почему в гибридах зимой бывает холодно?

Когда в машине немного снижается уровень охлаждающей жидкости, салон перестает нормально отапливаться. Происходит это из-за сложной двухконтурной системы охлаждения, зависимой от наличия "охлаждайки" в системе. Не многие следят за уровнем антифриза именно в двух расширительных бачках, поэтому зимой частенько мерзнут в своих гибридах. Также может выйти из строя клапан, отвечающий за отвод тепла от электродвигателей и инвертора, которые сильно нагреваются. Летом теплый поток отводится наружу, зимой же, при нажатии кнопки обогрева, идет в салон. Клапан, отвечающий за перенаправления потока, может сломаться, и в машине будет холодно, пока не прогреется основной двигатель. А если клапан заклинил в среднем положении, то тепла не будет вообще.

6. На что нужно обратить внимание при подготовке гибридного автомобиля к зиме?

Проблемы обычных автомобилей характерны и для гибридов, например, дроссельная заслонка, которая может подмерзнуть, или плохие свечи и катушки зажигания. Для гибридов источником неполадок могут служить электронасосы, которых по три в Toyota Prius и Lexus RX. Каждый из них требует диагностики состояния хотя бы раз в год. Также нужно проверить работу электрического компрессора кондиционера, использующего специальное масло.


7. Насколько надежен гибридный автомобиль, подвержен ли коррозии и как долго продержится батарея, если эксплуатировать машину круглый год?

При создании в Toyota Prius закладывался большой ресурс прочности. Японцы были первопроходцами и не хотели испортить репутацию. Даже в наших условиях встретить на Toyota Prius ржавчину можно очень редко - как правило, это битый автомобиль. В автоцентр приезжал Prius с пробегом 480 тыс. км, и батарея хорошо работала. Как правило, проблемы у этих автомобилей вызваны неквалифицированным вмешательством непрофессионалов.

Уважаемые пользователи!

Зимняя эксплуатация Toyota Prius

Зимняя эксплуатация Toyota Prius

Существует ошибочное мнение, что Toyota Prius для зимы не приспособлен и эффективен только в странах с теплым климатом, что тяговая батарея замерзает и быстро выходит из строя и прочие страшилки и слухи.

В этом году была первая наша с гибридом зима, живу я в г. Хабаровске на Дальнем Востоке России. Климат у нас резко континентальный муссонный. Летом жара за +35 с влажностью под 90%,такие же зимы со знаком минус только с ветром и повышенной влажностью. В этом году морозы доходили до -42 C, пару недель температура держалась за -30. Не густо по минусовым циферкам скажут многие, дескать — бывает и холоднее. Как сказать. Мой родственник из Челябинска отслужил срочную у нас и с содроганием вспоминает эту прошедшую зиму. С его слов – не правильные морозы у нас тут и зима не правильная.

И так вернемся к гибриду. На машине автозапусков, предпусковых котлов, термосов и прочего шаманства нет. Свечи стоят родные с Японии – замену не делал. Перед зимой сменил только моторное и трансмиссионное масло. Антифриз остался заводской, о нем я напишу позже. Картонку перед радиатором не ставил.

Зимний запуск в морозы до -30 такой же легкий, как и летом, разницы нет никакой. Прогрев машины занимает 5-7 минут.

Когда морозы переваливают за -30 утренний старт на улице происходит с первого раза, но работа бензинового мотора после запуска сопровождается кратковременными стуками, я предполагаю из-за гидронатяжителя цепи, пока в системе поднимается давление масла.

При морозах -35 и ниже уже ощущается уменьшение скорости вращения бензинового мотора в момент старта. Ну что же хотеть, когда масло с щупа неохотно стекает. Напомню, что масло я лью 5W30, и скажем для морозов за -30 рекомендуется масло с меньшей вязкостью, но у нас такие морозы всего неделя-две.

В мороз, как на градуснике с фото, который был минимальным в этом году, а именно -42 С. Я пришел с утра на стоянку и после привычного сигнала опознавания штатного Смарт ключа двери не открылись – замерзла смазка в приводах центрального замка . Достал из метки ключик и в ручную еле провернул личинку водительской двери. Открыл капот. Проверил масляный щуп, он есть сам щуп есть, но масло на щупе — гуталин. Если вдруг увидите зимой на щупе замерзшую воду с маслом – не пугайтесь, это конденсат.

Ключ на старт, вернее нажимаю кнопку старт.

Первая попытка – мотор вращается, но слышно, что скорость вращения значительно меньше, чем обычно, процентов на 20-30. Вспышек нет, цепь гремит. Прокрутка 5-7 секунд. Выключаю кнопкой. Жду пару минут испарение топлива в коллекторе. Заправляюсь всегда на Роснефти 92 бензином, на нем зимний запуск хуже, чем на конкурирующей НК Альянс, но зато на Роснефти литры больше и цена ниже.

Вторая попытка – включил машину, секундная задержка – пошел запуск, 3-4 секунды вспышек нет. Кручу дальше, вернее смотрю как она крутит сама. Скорость вращения немного увеличилась, на 5-7 секунде пошли вспышки. По опыту прошлых машин прекращаю запуск из-за риска залить свечи. Доступ к свечам на Prius подразумевает снятие пластика под щетками стеклоочистителя, снятие катушек на моторе и залить их на морозе последнее дело.

Третья попытка старта – выждал минуты три, нажал кнопку старт. Или запуститься или зальет свечи, думаю я, и наблюдаю за запуском 7-10 секунд, пока мотор не начинает нормально работать. Сначала с перебоями, затем все лучше и лучше, пусковой электромотор не отключался до выхода на рабочий режим бензинового мотора. Лампочка READY перестала мигать, пошла зарядка основной батареи.

По форумам я нашел описание еще более экстремального удачного старта в Ханты-Мансийске с температурой за бортом в -56, правда «всего лишь» с 4 раза.

А теперь покажите мне хоть один пример аналогичного старта «с ключа» обычной бензиновой машины в таких же условиях.

Теперь немного теории:

Мотор Приуса может не запуститься, но со стороны это будет выглядеть как запущенный двигатель. Дело в том, что на Приусе нет стартера и запускающий электромотор в 18 кВт (для сравнения обычный стартер 1кВт) будет сначала раскручивать бензиновый мотор со скоростью 1000 об/минуту и только затем произведет запуск, причем в самом старте принимают участие только 2 цилиндра, а не 4 как на обычном моторе. Процесс запуска в нормальных условиях мгновенный — занимает всего одну секунду! Это сделано специально для смягчения процесса запуска и уменьшения износа двигателя. Максимальная попытка старта длится 40 секунд. На протяжении всей попытки старта моргает лампочка READY (готовность к движению). После успешного старта лампочка READY горит постоянно.

Теперь Вы понимаете, что с запускающим электромотором в 18 кВт, вопрос зимних запусков на Приусе лучше любого другого автомобиля. Я так думаю, что и на гуталине вместо масла, провернет и вывернет коленчатый вал на раз.

зимний старт Prius в -42 градуса зима в г. Хабаровске

Пояснение к фотографиям:

Бортовой дисплей на Приусах для внутреннего рынка Японии не показывает температуру ниже -30 С, учтите данный факт на будущее.

Брелок с температурой -39 показывает температуру двигателя рядом стоящей Мазды. Не отрывать же с окна градусник для фотодоказательства.

Toyota Prius — Clip1

Описание :
Описание отсутствует.

Как видим, погрешность в измерениях температуры имеет место быть, хотя по ТВ и на городских градусниках на зданиях в то утро было -42 С.

На первом фото видно, что после всех 3 попыток старта батарея просела до минимального значения в 2 деления, мотор запущен, идет зарядка батареи.

Для себя зимой я определил три основных правила эксплуатации:

1) Оставлять на ночь машину только с заряженным основным аккумулятором.

2) Начинать движение только после прогрева бензинового мотора

3) Не нагружать непрогретую тяговую батарею в сильные морозы

По первому пункту – на стоянке перед выключением, выставляю климат-контроль на максимальное тепло для постоянной работы бензинового двигателя и смотрю на дисплей распределения энергий, как только батарея перестает принимать заряд – выключаю машину.

По второму пункту – в виду отсутствия каких либо индикаторов низкой температуры охлаждающей жидкости ориентируюсь следующим образом: включаю автоматический климат-контроль и жду когда начнется подача теплого воздуха в салон. В автоматическом режиме климат контроля приоритет отдан прогреву бензинового двигателя. Когда появиться избыточное тепло – начнется подача воздуха в салон.

По третьему пункту — тяговая батарея находится за задним сидением практически в багажнике и прогревается значительно позже самого салона, хотя к ней подходит воздуховод для вентиляции/отопления из салона с воздухозаборником в верхней спинке заднего сидения. Поэтому не следует в сильные морозы после ночной стоянки сразу нагружать тяговую батарею интенсивным разгоном и принудительным включением режима электромобиля. Это относиться больше к условиям эксплуатации за -35 С. Но я придерживаюсь этого правила всю зиму.

Про расход топлива зимой можете прочитать здесь.

3 года назад я купил себе новый приус в салоне. За три года я вдоволь накатался на этой машине, прошла эйфория от покупки, пришло понимание многих вещей, которые не были видны поначалу, а мир автомобилей успел заметно поменяться. Значит пришла пора писать отчет!

Сейчас пробег машины - 43 ткм. Прошел три ТО.

Финансовый стриптиз

Машина - 1365
Кредит - 155
ТО - 25 (10 + 10 + 10 + 5).
Бензин - 43000 * 0,05 * 29 = 62350
Налог - 1000 * 3
---
Итого: 1.6 мегарублей.
Остаточная стоимость машины ориентировочно 850-950 кр.

Стоимость километра пробега (бензин + то + поломки): 2.26 рубля/км
Стоимость владения (потеря цены): 17200 рублей/месяц

В момент покупки я получил от дилера все необходимое в виде подарков - резину на дисках, коврики, защитные пленки, насос и еще много всего, так что ничего не понадобилось.

Под катом мини-обзор и ШОК! ФОТО! Приус меняет людей!

Надежность

Немецкий рейтинг TUV уже не первый раз признает приус самым надежным подержаным автомобилем (пруф). Повода сомневаться в этом у меня не было, не сломалось вообще ничегошеньки, даже никакая банальная лампочка не перегорала. Так что здесь и писать нечего.

С батареей никаких видимых изменений не происходит, как мог проехать из магазина 2 км, так и сейчас может, даже раскачалась немного. С ускорением аналогично. (До этого был приус в возрасте 7-8 лет, там было также).

Расход

Сначала я пробовал экономить. Если сильно стараться, то можно получить расход 2.2л/100 км, если просто ехать с постоянной скоростью, то 3.9-4.2 вполне реально даже на шипованой резине. Но потом это как-то надоело, ведь большую часть времени мне приходилось ездить по трассе, где скорость в левом ряду меньше 130 бывает редко (Киевка ночью). В итоге расходометр не сбрасываю многие тысячи километров, летом держится 5.5, зимой 6.5 (дача-пробки-город-пробки). Если какое-то колесо спустит до 1.5 атм, то сразу +литр к расходу, датчик давления можно не ставить:)

Зима

Как ни странно, зимой ездить на приусе мне нравится. Как-то так выходит, что он отлично гребет по снежной каше. Я не знаю из-за чего так получается, но он не буксует одним колесом, когда машина застряла, а попеременно крутит разными колесами по полоборота, водителю просто достаточно держать газ. АБС тоже настроен на снег - сначала клинит, чтобы сгрести перед собой кучу, потом переезжает её и снова клинит. В сравнении с прошлым японцем неба и земля, тот по льду просто катался, а этот царапается.

Еще очень понравилась возможность переключаться между R и D без нажатия тормоза на небольших скоростях - это идеальный инструмент для раскачивания застрявшей в снегу машины, ни одна другая коробка не позволяет делать такой финт.

Есть, правда, и зимние косяки. Когда в машине два пассажира, то постоянно приходится включать обдув лобового, иначе стекло потеет. Один раз в -30 у меня как-то хитро примерзла подушка двигателя и пока не отогрелась, по всему корпусу шла вибрация.

Минусы

В машине хреновая шумоизоляция. Свой двигатель почти не слышно, зато окружающие машины - отлично. Хотя нет, свой мотор тоже можно услышать, особенно если дать полный газ - он выходит где-то на 5000 оборотов и довольно противно ревет. Спасает только то, что обороты при разгоне не меняются, поэтому если закрыть глаза, то можно подумать, что ты в самолете:) Еще обнаружилась болезнь - все время что-то гремит в багажнике. Вроде как это у всех и лечится проклейкой резинками крышки пола, но пока руки не дошли.

Разгоняется вяленько. Когда я только его купил, то почти всегда уходил первый со светофора среди одноклассников по мотору. Но за три года Москву наводнили турбошкоды и жить стало грустнее.

Машина плохо кастомизируется. Магнитола за 100500 тыщ не имеет видеовхода, обновление прошивки навигации стоит 10 к рублей, никакого тюнинга за разумные деньги достать нельзя. Никаких опция при покупке не было, ни за какие деньги нельзя купить настоящую кожу, электрорегулировки сидений, подогрев омывателя или адаптивный свет.

Отношение на дороге как к королле - обычно-пофигистическое, что логично (а цена вдвое выше). А еще я взял красную машину и по-видимому из-за этого многие думают что за рулем женщина. Может быть даже какие-то плюсы в этом есть (если вдруг накосячу, то это не будет вызывать обиду), но больше красную машину я никогда не возьму.

Неотключаемая электроника. Хотел как-то по очень скользкому льду подрифтить, но ничего не получилось - машина идет как по рельсам, в занос пустить невозможно. Шлифовать колесами на старте тоже нельзя. Все натыкается на агрессивную VSC+, которая еще и руль за меня пробует крутить. В реальной жизни система один раз поймала снос передней оси, чем, вероятно, спасла от ДТП.

Еще, мне кажется, сильно не раскрыт потенциал управления тягой. Я уверен, что это машина может больше. Есть, конечно, режимы eco и power, но реально они влияют только на климат-контроль, а разгон у машины будет одинаков. А ведь можно было бы сделать, например, режим, когда сначала батарея принудильено заряжается. а потом машины выстреливает. Или возможность первратить машину в мобильный электрогенератор.

Плюсы

Один плюс я осознал, только когда стал искать себе другую машину и ходить по тестдрайвам - отсутствие кикдауна. Когда едешь на небольшой скорости и вдруг надо резко ускориться. то при резком нажатии на газ у АКПП и CVT случается кикдаун, потом из-под капота раздается рев, а потом только ощущаешь ускорение. У приуса же ускорение случается мгновенно после нажатия на газ... вроде фигня, но я уже затестдрайвил окло 10 автомобилей и везде меня теперь бесят кикдаун. Это как если бы забрали какую-то привычную функцию, скажем, электрозеркала - мелочь, а пользоваться ручной регулировкой уже невозможно.

Я взял приус, потому что это "Машина-гаджет", как назвал её коллега по работе. И, черт возьми, он прав! Я из тех людей, кто всегда покупал себе последний смартфон, когда это еще не было мейнстримом, а сегодня уже примеряет на себя гугл-очки и прочие часы-компьютеры. Приус в этом смысле окупился - уж и обзоры я про него писал, и видео снимал. Именно поэтому я склонен выносить цену владения в отдельную графу расходов, потому что новый гаджет покупают ради гаджета, а не ради того, что четыре ядра действительно позволят звонить в четыре раза эффективнее.

В "гаджетовости" приуса больше всего нравится, конечно, "самолетный" разгон без переключений и возможность беззвучно кататься по подземным парковкам. Очень нравится космический салон, особенно вечером. Сидишь, а тебя окружают кнопки и экраны, везде все светится, мигает.

В моем случае в машине четыре штатных дисплея - навигационный, спидометр-расходометр-гибридный мультик, проекционный и климатический. Еще один вспомогательный полупрозрачный экран активируется поверх части спидометра, когда касаешься кнопок на руле. Почти любой функцией можно управлять с рулевых кнопок. Правда, за все это приходится платить массивной центральной консолью, внутри которой, правда, есть отсек для сумок (под ручкой КПП).

Еще постоянно радовал багажник. Если сложить задние сиденья, то образуется ровный пол а-ля двуспальное место. Один раз я закупал в икее мебель для нашего офиса. 8 больших столов, кресла, стелаж, доска и много чего еще. После того как я все это погрузил, ко мне подошел офигевший мужик, который сказал, что он никогда бы не подумал, что все это можно запихнуть в легковушку. Ну икея, фигли:) А еще один раз я возил в багажнике двухместную корейскую табуретку, тоже без пролбем.

Путешествия
Один раз мы с приусом ездили своим ходом в Латвию. Бензин там в два раза дороже нашего, а с собой можно везти только одну канистру 10л. Так вот, мне удалось неделю отъездить там без заправок, хотя колесили изрядно (от границы до Юрмалы, каждый день Юрмала-Рига, потом обратно). Чувствовал себя этаким хакером, хотя перед самым выездом из страны все-таки залил 10 литров на случай долгого стояния на таможне.

Прощание

Но, как это у меня часто случается с гаджетами, я решил, что пора прощаться. Приус буду продавать в феврале 14-го года и брать себе что-то новое. Хочу что-то побольше. Поездил на классических авто (Ford Explorer, Highlander, GLK 220 CDI, KIA Mohave, Superb DSG) - все не понравились. Смотрю на Highlander Hybrid, RX450H и Outlander PHEV.

Напоследок фото про то, как дружба с приусом может изменить человека всего за один год! (ОМГ! Два года!)

UPD: Хочу еще добавить про новые авто. Это была моя первая дилераская новая машина. И пока в этом мире что-то не поменяется. последняя. Никакого профита от того, что машина совсем-совсем новая я не испытал, зато нашлось много минусов: 1. за новую машину больше волнений - как бы не угнали, как бы не поцарапали. 2. при покупке новый машины необходимо общаться с дилерами, большая часть которых, это образец алчности и тупости. 3. Новая машина быстрее теряет в цене.