Генри форд о бизнесе и конкуренции - цитаты и рассуждения. Генри Форд: история успеха основателя современной автопромышленности Генри форд: «Повышая зарплату, я создаю покупателя»

История жизни некоторых людей просто удивительна. Им пытаются подражать, завидуют, считают любимчиками фортуны. Но никто не задумывается, что их успех – это не только везение, но и результат изнурительного умственного и физического труда, соблюдение определённых жизненных принципов. Их взлёты чередовались с падениями, но настойчивость, приверженность идее и вера, не позволили им сдаться. История Генри Форда – пример достойный уважения для многих людей, стремящихся выйти за рамки круга своего привычного существования и пытающихся достичь определённых целей. Принципы жизни, ведения и организации бизнеса, которыми прославилась эта удивительная личность, имеют огромную популярность и сейчас не теряют своей актуальности.

Начало истории Генри Форда: карманные часы

Инженер, изобретатель, талантливый промышленник, первопроходец контейнерного производства, основатель Ford Motor Company родился в 1863 году около Дирборна (штат Мичиган). Отец Генри владел фермой. Жизнь сельского мальчика ничем не отличалась от жизни сверстников. Помощь родителям по хозяйству, посещение сельской школы предвещали однообразную жизнь и бесперспективный труд. Генри был противником такого положения вещей, он на дух не переносил сельское хозяйство и постоянно задумывался о создании другой для себя жизни. Отец это замечал и считал мальчика неисправимым лентяем, но ничего не мог поделать, так как вся работа выполнялась хоть и с неохотой, но зато – безукоризненно.

Подаренные отцом карманные часы полностью перевернули мировоззрение Форда. Мальчик открыл их крышку для того, чтобы посмотреть устройство. Перед ним возник новый мир. Каждая деталь, не представляющая отдельно никакой ценности, взаимодействовала с остальными. Поломка одного винтика или пружины могли привести к сбою всего механизма. И только слаженная работа всех частей обеспечивала идеальный ход часов.

После этого Генри начал задумываться об устройстве мира. Каждый человек представляет именно маленькую деталь, и только взаимодействие с остальными придаёт ей значимость. Успех зависит от правильно организованной управленческой деятельности, знания, какой рычаг нажать в нужный момент.

Принцип Генри Форда 1

Если делом занимаются больше одного человека, это должно быть партнёрство. Даже если бизнесмен нанимает на работу рассыльного, он выбирает партнёра.

В это же время будущий бизнесмен соорудил себе маленькую мастерскую, где проводил всё свободное от работы время. Именно в ней он создал свой паровой двигатель – первое собственное изобретение. Кроме этого, мальчик занимался починкой часов. Этим он зарабатывал деньги на карманные расходы и дальнейшее занятие своим любимым делом.
Однажды, возвращаясь домой, Генри заметил необычное устройство, из которого шёл пар. Восторгу не было предела. Самоходный механизм так поразил воображение Форда, что несколько минут проведённые в кабине водителя казались смыслом всей жизни.

В возрасте 15 лет, будущий миллионер пришёл к окончательному выводу, что сельское хозяйство его не интересует, бросил школу и ушёл из дома. Добравшись до Детройта, он устроился на завод по производству вагонов для конки, где стал учеником инженера. Успех Форда в работе и его талант находить за короткое время самые сложные поломки начали вызывать зависть у других сотрудников. Совместными усилиями они добились увольнения ценного сотрудника буквально за неделю.

Судостроительный завод – следующее место работы Форда. Очень маленькая зарплата не давала возможности нормально жить, и Генри начал подрабатывать ремонтом часовых механизмов. Генри менял одну работу за другой. Порой ему казалось, что цепь неудач не закончится никогда. Однако многочисленные увольнения и безденежье не были преградой. За все это время страсть к автомобилям не утихала ни на минуту. Каждое свободное мгновенье проводились опыты над созданием своего детища.

Принцип Генри Форда 2

Неудача – это возможность. Вы можете начать все сначала, но с учетом сделанных ошибок

Отец талантливого молодого человека не оставлял надежды вернуть сына в семью. Генри получал 40 акров земли в обмен на отказ от занятия своим любимым делом. Так как другого выхода не было, он согласился на такие условия, построил лесопилку и занял должность её управляющего. Отец был обманут. Идея создания самоходной коляски не утихла ни на минуту.

Принцип Генри Форда 3

Если хочешь чего-то добиться в жизни, надо научиться лгать

Первый успех пришёл в 1888 году с женитьбой на Кларе Браент. Жена была на три года младше Форда, у них было много общих интересов. Её вера в своего мужа не знала границ. В самые трудные моменты она была именно той движущей силой, которой заставляет двигаться вперёд. Клара никогда не вмешивалась в дела мужа, однако, всегда проявляла большую заинтересованность.

Генри Форд о личной жизни: Инженера спросили, как бы он прожил жизнь, если бы она была начата сначала. Тот ответил, что это не имеет значения, главное чтобы прожить её вместе с женой.

Детройт стал следующим местом, куда вскоре перебралась семейная пара. Генри устроился инженером в местной электрической компании. Эта должность соответствовала интересам молодого изобретателя. Через пять лет после женитьбы молодой изобретатель, после нескольких дней беспрерывной работы, завершил эксперимент по строительству своего автомобиля. Посреди ночи было сообщено жене, что сейчас будут проведены испытания по его запуску. Своим внешним видом конструкция не впечатлила Клару.

Конструкция на велосипедных шинах примерно 500 фунтов веса имела довольно нелепый вид.
Генри забрался внутрь, повернул ручку и мотор заработал. Двигатель урчал, ревел, хрипел, коляска изрядно тряслась, но начала двигаться. При тусклом свете керосиновой лампы на передней части, машина двинулась. Эта история закончилась примерно через час. Под проливным дождём Форд вернулся домой. Он толкал своё изобретение, так как в пути произошла механическая поломка, но доехал до того места, к которому стремился. Успех был налицо. Первый шаг к осуществлению мечты был сделан.

Принцип Генри Форда 4

Если делать то, что делаете всегда, то и получите то, что получали всегда

Чтобы прокормить семью, приходилось работать сразу в нескольких автомобильных компаниях. Форд был очень талантливым работником. Когда была замечена большая трата денег на личные опыты, ему были предложены высокие должности взамен на отказ от его любимой деятельности. Инженер был в замешательстве. История мечты заканчивалась в то мгновенье, когда начиналась работа на кого-то другого.

Но, как всегда, поддержка жены сыграла решающую роль. Форд решил строить свой бизнес. Инженер начал искать компаньонов и людей, которые бы согласились финансировать проект. Он нашёл бизнесменов, которые дали ему деньги. Однако проект прогорел. Сначала не было спроса на автомобили, потом не было возможности найти единомышленников. Незнание Форда законов бизнеса влекло одну неудачу за другой.

Принцип Генри Форда 5

Кто противится законам природы и законам бизнеса, быстро могут почувствовать их могущество

Казалось, что успех никогда не придёт. Однако, третья попытка 40 летнего Генри увенчалась успехом. В 1903 году началась история известной фирмы «Форд Моторс Компани». Все её активы составляли из 28 тысяч долларов, скромного оборудования, инструментов и маленького помещения. Форд стал управляющим компании. Выпускаемые модели не пользовались популярностью.

И тогда к Генри пришло понимание, что спрос на автомобиль будет только при его простоте и приемлемой цене.

Спустя несколько лет был создан автомобиль, побивший все рекорды продаж. Доступная, даже людям среднего достатка, надёжная, простая в обращении модель «Т», обладала большой проходимостью. На работу в компанию принимались исключительно талантливые люди. Людям, которые приходили работать из-за денег, предпочитались талантливые самородки, увлечённые своим делом. Ведь образование Форда было не очень высоким, он не умел даже читать чертежи.

Принцип Генри Форда 6

Деньги на первом плане умаляют значимость работы. Страх неудачи, новых технологий, конкуренции не дадут делу двигаться

В 1913 году Генри Форд впервые внедрил конвейерное производство. Процесс сборки начал занимать несколько секунд, отдельную работу мог выполнять даже неквалифицированный сотрудник.

Принцип Генри Форда 7

Предприятие - это сообщество. Кто занимается своей работой, у того не хватает времени на чужую

А в 1914 году было принято самое революционно изменение трудовых отношений между работниками и администрацией компании. Небывалое повышение заработной платы, уменьшение рабочего дня до 8 часов, а рабочей недели до 6 часов. Была введена надбавка к заработной плате для сотрудников без вредных привычек. Люди начали дорожить рабочими местами, текучка кадров перестала быть проблемой. Кроме того, у рабочих появилась возможность приобрести автомобиль Компании. Успех не заставил себя долго ждать – продажи взлетели моментально.

В 1919 году семья Фордов выкупает все акции компании и становится единоличным владельцем «Форд Моторс Компани». Полный успех пришёлся на начало 20-х годов. Автомобильный король обошёл всех конкурентов. Компания владела заводами, железными рудниками и угольными шахтами. Другие предприятия также обеспечивали полноценную деятельность «Форд Моторс Компани». Киностудия, издательство, аэропорт входили в империю Форда. Способность обеспечить собственное производство привело к независимости от внешней торговли.

Однако успех не был постоянным спутником бизнесмена. Падение продаж, судебные тяжбы, недобросовестные конкуренты не давали спокойно наслаждаться триумфом. Но мечта была исполнена.

Принцип Генри Форда 8

Не надо хотеть вещей, которые можно купить за деньги. Улучшайте мир, в котором живете

В 1947 году великого человека не стало. Мечта, стремление, вера в успех – это именно те качества, которых не хватает многим.

В отличие от других создателей известных автомобильных брендов, имя Генри Форда – основателя торговой марки Ford, известно практически каждому из нас. В чем секрет его популярности и почему Генри Форда запомнят на долгие годы?

Биографическая справка

Генри Форд родился в США. Его родители иммигрировали из Ирландии. В Америке они были обычными фермерами, специализировавшимися на лесном хозяйстве. В наследство от своей семьи Генри получил лесной участок. Позже он продал его, так как никогда не хотел заниматься лесным хозяйством. Форда с детства интересовала лишь одна тема – автомобилестроение. Любовь к автомобилям у Генри проснулась после его первого знакомства с электромобилем на ярмарке в Детройте – нынешней столице автопромышленности США. Именно в этот момент Форд принял решение лично создать свое собственное авто.

На самом деле существует огромное количество версий о том, почему Генри Форд среди многочисленных родов деятельности выбрали именно автомобилестроение. Изложенную выше можно оспорить. Ведь при создании своего первого авто Форд выбрал не электродвигатели, а дизельные агрегаты. В принципе, решение вполне логично. В конце 19 века получить электричество было намного сложнее, нежели сейчас. А нефтепродукты, такие как дизель, были самыми доступными. Немудрено, что Фор при конструировании своих авто сделал ставку именно на соляру.

Проштудировав огромное количество литературных изданий, посвященных автомобильному конструированию, Генри узнал о существовании ДВС (двигателя внутреннего сгорания) – агрегата, который он возьмет за основу своей собственной автоконструкции. Будучи юношей, он легко конструировал различные механизмы, занимался ремонтом часов. Благодаря этим занятиям, Форд изначально зарабатывал себе на жизнь. Позже Форд работал в компании Эдисона, где занимался ремонтом электрогенераторов. Здесь он не только освоил основы промышленного производства, но и познакомился с двигателями лично.

Все свое личное время после работы Генри Форд тратил на создание своего первого автомобиля. Создав рабочий прототип своего первого авто, Форд предложил Эдисону воплотить свою идею в реальность, но тот ответил отказом. В результате Генри уволился из электрокомпании и предпринял попытки наладить свое собственное производство.

Изначально Форд создал партнерское предприятие. Однако в скором времени он выкупил все доли других соучредителей и стал единственным собственником компании. Причиной грандиозного успеха Генри Форда можно считать его идею сделать автомобилестроение массовым. В условиях зарождения авторынка эту идею можно назвать грандиозной.

С целью популяризации своей разработки Генри Форд указал преимущества своей продукции перед другими существующими в те времена видами транспорта. Сейчас это называется рекламой. Однако в эпоху жизни Генри Форда таких понятий, как маркетинг и торговые агенты, еще не было. Потому великий конструктор занимался продвижением своей продукции самостоятельно. Он лично использовал автомобиль, предлагал подвести прохожих и т. п. Это помогло заинтересовать потребителя. Люди начали желать владеть собственным авто. Единственным препятствием на пути массового автопроизводства оставалась высокая стоимость машин. Цены на первые автомобили находились за границами возможностей обычных людей.

Но Генри Форду удалось решить и эту проблему. Долгое время он ломал голову над удешевление автоконструкции. В результате он сократил расходы на составляющие и модернизировал двигатели. Теперь автомобильный ДВС имел небольшие размеры, при этом существенно преобладал в мощности, по сравнению со своими предшественниками.

Сокращение массы ДВС привело к снижению веса самого автомобиля, а значит, уменьшились и расходы на его производство. В результате Генри Форд стал первым, кто способствовал массовому внедрению авто на международный рынок.

Конкуренция торгового бренда Форд

Пережить конкуренцию Генри Форду удалось, благодаря способности работать на перспективу. А именно благодаря осознанию того, что в ближайшем времени автомобили станут массовой продукцией. Именно Генри Форд стал первым, кто разделил автомобили на классы, в зависимости от их предназначения и технических характеристик. Форд внедрил такие понятия, как авто для городской эксплуатации и внедорожник, разработал технологию пониженного расхода топлива при длительных автопутешествиях, смог сократить издержки производства автомобилестроения, внедрил конвейер для транспортировки деталей и многое другое. Т. е. Генри Форда можно по праву назвать отцом современного автомобилестроения.

Несмотря на то что сокращение издержек на производстве привело к ряду недовольств со стороны рабочих, отказывающихся выполнять рутинную работу у конвейеров, Форду удалось избежать забастовок и акций протестов у себя на предприятиях. Следуя главному девизу: «Рабочий автомобильного завода может себе позволить покупку своего личного транспортного средства», Форд смог задобрить персонал.

Упорство Генри Форда - вот основа его успеха во всех начинаниях. Благодаря ему, Генри удалось достичь того, о чем многие в то время только мечтали. Несмотря на то, что Форд не стоял у истоков автомобилестроения, его принято считать создателем современной автопромышленности.

Есть и другое мнение относительно успешности Генри Форда. Многие уверены, начинающему конструктору просто посчастливилось родиться в США. Рынок этого государства в течении последних ста лет считался крупнейшей площадкой для сбыта.

Наследие Генри Форда

Величайший конструктор и основатель современной автопромышленности Генри Форд после себя оставил не только автомобильную компанию и всемирно известный бренд, но и такие устройства, как производственные конвейеры. Научил использовать на производстве полный цикл (закупал сырье, перерабатывал его, изготавливал детали и собирал автомобили), что сократило стоимость готовых транспортных средств) и, наконец, внедрил массовое производство автомобилей, благодаря чему каждый из нас имеет возможность владеть машиной.

Выводы

Генри Форд всегда занимался тем, что ему нравилось, не боялся своего мнения и не сомневался в успехе своих идей, был тверд и уверен в своих решениях, стремился к лидерству, но при этом не забывал думать о других. Благодаря всему этому, его имя помнит уже не одно поколение, а его наследием мы будет пользоваться еще долгие годы.

Генри Форд - история успеха знаменитого бизнесмена автомобилестроителя (2 часть)

Большинство автомобилей «Форд-Т», десятки лет бегающих по дорогам всего мира, были черного цвета. Ловкий маркетолог Генри Форд неоднократно повторял, что покупатель может купить машину его производства любого цвета, но этот цвет должен быть… черным. Он всеми способами хотел утвердиться в глазах покупателей и общественного мнения консерватором, раз и навсегда приверженным к черному цвету. На самом же деле из-за внедрения в 1913 году конвейера только импортный быстросохнущий японский черный лак успевал высохнуть к тому времени, когда машине нужно было уже с него сходить.

Как только появились быстросохнущие краски и лаки других цветов, с конвейера стали сходить разноцветные «Форд-Т». (Кстати, до внедрения конвейерной сборки на предприятии Форда выпускались автомобили различных цветов.) Автомобильный магнат, который первым в мире внедрил конвейерную сборку автомобилей, не хотел давать конкурентам ни малейшего шанса найти хоть какой - либо недостаток в новой форме организации производственного процесса.

Существуют различные версии того, как Генри Форд изобрел такую ныне общеизвестную и естественную форму организации автомобильного сборочного производства, как конвейер. Одни историки автомобильной промышленности утверждают, что американскому промышленнику эту идею «подсказал» вид клерка, который на роликовых коньках быстро и ловко развозил почту по конторе.

Другие утверждают, что автомобильный магнат придумал конвейер после того как однажды увидел на мясокомбинате технологию разделывания говяжьих туш, которые в подвешенном состоянии перемещались на крюках от одного рабочего к другому. Но, по сути, сейчас уже все равно, что подсказало Форду организовать на своих заводах конвейерную сборку автомобилей. Важным для развития не только американской, но и мировой автомобильной промышленности является то, что узлы и детали стали с большой точностью подаваться к собираемым автомобилям, перемещающимся по конвейеру.

Внедрение технологии конвейерной сборки автомобилей значительно повысило производительность труда особенно после того, как на заводе был произведен глобальный Ремонт окон. Так, если в самом начале становления фирмы на изготовление автомобиля требовалось 12,5 часа, то в 1927 году лишь 24 секунды! Если в 1908 году «Форд мотор компани» производила по 100 машин в день, то в последний год выпуска модели «Т» в 1927 году фирма за сутки (т. е. за три рабочие смены по восемь часов) производила уже 9173 автомобиля! Если в 1914 году было изготовлено около 200 тыс. автомобилей, то 10 лет спустя уже в десять раз больше, то есть почти 50 процентов мирового производства!

Генри Форд уже считал выпускаемые автомобили миллионами, что, естественно, находило отражение в корпоративных праздниках. Например, 10 декабря 1915 года стал особым днем, так как с конвейера сошел миллионный фордовский автомобиль. А 4 июня 1924 года отмечался выпуск уже десяти миллионного «Форда».

Соответственно с возросшими объемами производства увеличилось и количество занятых на нем рабочих. Так, если в 1903 году в «Форд мотор компани» работали лишь 311 человек, то в 1914 году уже около 13 тысяч!

Большая масса получаемой прибыли позволила Форду в 1914 году увеличить зарплату рабочим до пяти долларов в день, сократив рабочий день до восьми часов (средняя зарплата в отрасли в то время составляла 2,34 доллара за девятичасовую работу). Кстати, установление восьмичасового рабочего дня позволило промышленнику ввести на своих предприятиях трехсменную, т. е. круглосуточную работу. В 1929 году рабочая зарплата была поднята до семи долларов в день. Но в 1932 году, вследствие разразившегося в США экономического кризиса и последовавшей за ней «великой» депрессией, Генри Форд снизил ее до четырех долларов.

Однако поступательное и динамичное развитие «Форд мотор компани» не было «безоблачным и феерическим». Автомобильному магнату в то время пришлось столкнуться со многими серьезными проблемами как внутреннего, так и внешнего характера. Вот некоторые из них.

В 1879 году американец Г. Зельден подал заявку на регистрацию патента на идею изобретения, которое он сформулировал следующими словами: «постройка простого, прочного и дешевого уличного локомотива, имеющего небольшой вес, легко управляемого и достаточно мощного, чтобы преодолевать средние подъемы». Эта заявка была официально зарегистрирована, а в 1895 году Департамент привилегий (так в то время называлось американское патентное ведомство) выдал Г. Зельдену соответствующий патент.

Примечательно, что автор заявки не предоставил ни технической документации, ни хотя бы чертежа того устройства, которое хотел запатентовать. Даже самый элементарный здравый смысл должен был подсказать тогдашним чиновникам, которые, скорее всего, выдали Г. Зельдену патент, даже не вникнув в суть заявки, что бессмысленно выдавать патент на то, что уже изобретено, ибо в 1885 году немецкий инженер и изобретатель Карл Бенц изготовил первый в мире трехколесный автомобиль. А в 1886 году другой талантливый немец - Готлиб Даймлер создал уже автомобиль на четырех колесах.

Однако в условиях жесткой рыночной конкуренции, когда, как говорится, «все средства хороши» конкуренты Генри Форда, заручившись согласием владельца патента и высокопарно назвав себя «Ассоциацией лицензированных производителей», через пять недель после образования «Форд мотор компани» подали на нее в суд, преследуя цель запретить Форду выпускать автомобили.

Шесть лет длилось судебное разбирательство. Были собраны целые тома доказательств, убедительно и ясно показывающих, что «патент Зельдена» не имеет никакого отношения к массовому производству автомобилей, а сама выдача подобного «документа» является грубой чиновничьей ошибкой. Однако в суде первой инстанции в 1909 году Генри Форд проиграл.

Была подана апелляция в суд следующей инстанции. Пока шло повторное рассмотрение дела, конкуренты Форда стали распускать слух о том, что каждый владелец автомобиля, выпущенного «Форд мотор компани», будет оштрафован. В конце концов, в 1911 году Форд выиграл дело во второй инстанции! Ничто в то время так не содействовало популярности Генри Форда, как творческой личности и руководителя процветающего предприятия, как выигранный им этот судебный процесс!

Но козни конкурентов не были единственной проблемой развития «Форд мотор компани». По мере расширения предприятия между Генри Фордом и основными акционерами стали происходить трения по вопросам управления фирмой. Форд, которому со дня основания корпорации принадлежало лишь 25,5 процента ее акционерного капитала, считал, что для успешного управления фирмой этого явно недостаточно. В 1916 году он приобрел дополнительное количество акций, став владельцем 51 процента пакета акций предприятия (в скором времени он его увеличил до 59 процентов Самым же большим желанием магната было получение 100 процентного контроля над «Форд мотор компани».

Некоторые акционеры были недовольны тем, что Генри Форд практически всю получаемую прибыль вкладывает в развитие производства. Так, братья Доджи в 1916 году подали на него в суд, обвинив в том, что расширение производства влечет за собой снижение дивидендов акционеров. На этот раз Форд проиграл судебный процесс не только в первой инстанции в 1917 году, но в 1919 году и во второй инстанции. В судебном решении было отмечено, что Форд, в первую очередь как руководитель предприятия, должен был стремиться обеспечить максимальную прибыль для акционеров. По постановлению суда он должен был выплатить акционерам дополнительные дивиденды.

Недовольный, по его мнению, несправедливым решением суда, будучи уверенным в том, что суд и несколько акционеров мешают ему управлять фирмой и принимать решения, необходимые для процветания «Форд мотор компани», Генри Форд в декабре 1918 года ушел в отставку с должности президента компании, отказавшись от нее в пользу своего сына Эдсела. Весной 1919 года он выступил с публичным заявлением, сказав, что в ближайшее время собирается организовать новую автомобилестроительную фирму, которая будет выпускать машины лучше и дешевле, чем «Форд-Т». На вопрос журналистов о том, как же будет после его ухода развиваться «Форд мотор компани», Генри Форд высокомерно заявил, что он дескать не знает, что будет с фирмой, но он точно знает, что та часть предприятия, которая ему не принадлежит, не может быть ему продана.

Хитрость Генри Форда сработала, и рыночная стоимость акций «Форд мотор компани» стала резко снижаться. Этим и воспользовалась семья Фордов: к июлю 1919 года Эдсел Форд выкупил оставшиеся 41 процент акций предприятия. Семье Фордов теперь принадлежал стопроцентный контроль над одним из крупнейших промышленных предприятий мира!

Однако Генри Форд официально не вернулся в «Форд мотор компани». Должность президента корпорации вплоть до своей смерти в 1943 году продолжал занимать его единственный сын - Эдсел. Тем не менее, основатель автомобильной индустрии не устранился от дел - он был фактической главой семейного бизнеса.

Под его руководством в период с 1918 по 1926 год в штате Мичиган недалеко от реки Руж, находящейся к юго-востоку от Детройта, был построен громадный автомобилестроительный заводской комплекс, который впоследствии получил название «Руж».

Строительство автомобильного гиганта для «Форд мотор компани» было объективной экономической необходимостью, так как постоянное увеличение количества выпускаемых автомобилей требовало все больших и больших производственных площадей. Кроме того, в «Форд мотор компани» были нередки случаи, когда подрядчики не поставляли вовремя для сборки на конвейере необходимые детали и узлы, ибо они просто не успевали их производить. Чтобы избежать перебоев в снабжении своих предприятий со стороны подрядчиков, Генри Форд стал организовывать складские запасы тех комплектующих, поставки которых могут неожиданно прерваться. Мало того, что их складирование требовало дополнительных больших помещений, но это еще и «замораживало» значительные оборотные средства.

Автомобильный «король» хотел, чтобы его производство было независимо от поставщиков. Он стремился к тому, чтобы «Форд мотор компани» стала вертикально выстроенным бесперебойно работающим концерном, в собственности которого находились бы все предприятия, связанные единым технологическим процессом производства готового продукта. Для достижения этой цели были приобретены железорудные месторождения, угольные шахты, завод по производству стекла, лесопилка с участком леса площадью почти в 200 тыс. гектаров, железная дорога и флот на Великих озерах.

Генри Форду удалось построить такой завод, который он хотел. В конце 1927 года первые автомобили стали сходить с конвейера автомобильного комплекса «Руж».

В 1931 и 1937 годах были отмечены памятные даты в истории «Форд мотор компани»: 14 апреля 1931 года был произведен двадцатимиллионный автомобиль, а 18 января 1937 года с конвейера сошел уже двадцатипятимиллионный «Форд».

Казалось, ничто не может затруднить поступательное развитие процветающей корпорации. Ее заводы производили автомобили в Канаде и Англии, в Бельгии и Италии, в Японии и Германии. Однако разразившаяся в Европе Вторая мировая война внесла существенные коррективы в планы развития «Форд мотор компани», и в начале 1942 года корпорация прекратила выпуск гражданских автомобилей, перейдя на изготовление военной продукции. Во время Второй мировой войны заводы Форда произвели 8,6 тыс. бомбардировщиков, 57 тыс. авиационных моторов, 278 тыс. джипов. Военная продукция, выпущенная корпорацией, в значительной степени способствовала разгрому фашистской Германии.

1943 год для семьи Фордов был отмечен печальным событием. В возрасте сорока девяти лет от рака желудка умер Эдсел Форд.

Отношения между отцом и сыном в различные периоды жизни Эдсела складывались по-разному. В школе он учился только на «отлично». Отец и сын вместе ходили на рыбалку. У них не было друг от друга секретов. Эдсел всегда прислушивался к мнению своего великого родителя. Следуя совету отца, Эдсел Форд после окончания школы не стал поступать в университет, а сразу пришел на работу в корпорацию. Он даже в одежде старался подражать Генри Форду - носил костюмы столь любимого автомобильным «королем» серого цвета, пестрые шелковые галстуки и непременно лакированные ботинки.

Мечтой Эдсела было создание исключительно элегантной, красивой и аэродинамически хорошо обтекаемой спортивной машины. Разрабатывая такой автомобиль, он мог ночи напролет просиживать в конструкторском бюро, изрисовывая эскизами целые кипы бумаги.

Однако по до сих пор непонятной причине в середине 20-х годов отношения между отцом и сыном резко изменились. Генри Форд совершенно неожиданно для всех стал отменять многие из распоряжений своего сына, увольнять сотрудников, которых Эдсел пригласил на работу, кричать на него. Эдсел Форд все это терпеливо сносил, очень переживал, но не подавал вида, что очень обижается на отца. В конце 30-х годов он стал жаловаться на боли в желудке. Врачи диагностировали, что Форд-младший болен неизлечимым заболеванием - раком желудка. Ему была сделана операция, но она лишь отсрочила на несколько недель его смерть.

После кончины своего сына в 1943 году Генри Форд официально вернулся на работу в «Форд мотор компани», заняв должность президента. Но в восемьдесят лет трудно руководить одной из самых крупных промышленных фирм мира, и он решил привлечь к управлению корпорацией своего внука, которого тоже звали Генри.

В последние годы своей жизни и особенно в период после смерти единственного сына Эдсела и приходом на работу в корпорацию своего внука Генри Форда II, на автомобильного «короля» большое влияние оказывал начальник службы персонала Г. Беннет. Бывший моряк и боксер, который начинал работу на фирме личным охранником магната, передвигался по штаб-квартире «Форд мотор компани» не иначе как в сопровождении двух бывших боксеров гориллообразного вида. Сам же Г. Беннет своим внешним видом внушал отвращение и ужас всем близким и домочадцам автомобильного «короля», так как его лицо с поломанным носом было иссечено шрамами и рубцами. Став руководителем службы персонала, он начал принимать на работу бывших уголовников и боксеров, а увольнять тех, кто пытался помешать этому. Подобная «политика» по работе с персоналом, а точнее полное отсутствие таковой, стала приводить к серьезным срывам в многолетней и отлаженной работе подразделений фирмы. «Уровень» работы новоявленного кадрового начальника может проиллюстрировать тот факт, что Г. Беннет в качестве пресс-папье использовал… кольт! Когда же он вместе со всеми теми, кого сам принял на работу, был уволен Генри Фордом II, то разбил в своем рабочем кабинете все, что только можно было сломать, начиная от телефона и кончая шкафом!

Генри Форд II (1917¾1987 гг.) в школьные годы не отличался хорошей успеваемостью, а точнее, был заурядным двоечником. К тому же он был очень рассеянным мальчиком, забывавшим дома то ручку, то учебник. Поступив после окончания школы в престижнейший Йельский университет, он так и не смог его закончить. А причиной этого стало следующее событие. Понимая, что не сможет написать дипломную работу, студент Генри Форд заказал ее написание (разумеется, под видом научно-прикладного исследования, которое якобы ему потребовалось по работе)… консультационной фирме. Однако его рассеянность сыграла с ним злую шутку. Сдав как свою дипломную работу выполненное на заказ «творение», Генри Форд II забыл вытащить из него чек об оплате, который лежал, как назло, между самыми первыми страницами «диплома». Разразился скандал, в результате которого юному ловкачу пришлось расстаться с Йельским университетом навсегда.

Вместе с тем молодой Генри был очень общительным, обаятельным и веселым собеседником и хорошим товарищем. У него было много друзей. Он не был ни напыщенным зазнайкой, ни высокомерным брюзгой. Когда к нему приходили гости, он всегда сам жарил им бифштексы, а после вечеринки развозил своих приятелей по домам. Юный Генри Форд умел создавать вокруг себя дружелюбную товарищескую атмосферу. Он умел мирить и сплачивать людей. Кроме этого, Генри обладал особым и очень редким качеством - он имел безошибочное чутье на новые перспективные идеи и на «дельных» людей.

С началом Второй мировой войны Генри Форд II пошел служить на военный флот. В 1943 году из-за смерти своего отца Эдсела Форда он прервал службу и вернулся к гражданской жизни, чтобы возглавить управление «Форд мотор компани», дела которой шли неважно. Сначала он был избран вице-президентом, а затем в 1945 году стал президентом корпорации, которой и руководил до 1979 года.

1947 год стал печальным как для семьи Фордов, так и для «Форд мотор компани», ибо 7 апреля в возрасте 83 лет в своем поместье «Фэа лайн», расположенном возле г. Дирнборн (штат Мичиган), умер Генри Форд I.

Продолжение следует...

Страница
4

Вся эта бурная и многообразная некоммерческая деятельность в конечном итоге работала на деловой успех компании Форда, создавая её привлекательный образ, а её руководитель приобретал всё большую популярность. Введение пятидолларовой оплаты труда было восторжено встречено американской общественностью.

Форд в 1915 году выступил с не менее ошеломляющей инициативой, описанной выше, - это был замысел остановить первую мировую войну. «Корабль мира» отплыл к берегам Норвегии в начале декабря 1915 года. По пути Форд сильно простудился и возвратился в январе 1916 года в Детройт. Он продолжал финансировать мирную экспедицию, фактически не руководя ею. Пассажиры «Корабля мира» провели значительную работу, организуя встречи и пресс-конференции и устанавливая связи с пацифистами и государственными деятелями Европы. Эта экспедиция стала важным этапом в становлении негосударственной, народной дипломатии, сыгравшей столь значительную роль в международных отношениях 20-го века.

Весной же 1917 года Форд круто изменил своё отношение к войне, став «оборонцем» и стал работать на войну. Помимо автомобилей развернулось производство противогазов, касок, цилиндров для авиамоторов «Либерти», а в самом конце войны – лёгких танков и даже подводных лодок. Но репутация Форда поднялась на новую высоту, когда он во всеуслышание заявил, что не собирается наживаться на военных заказах и возвратит государству полученную им прибыль.

Реальная сила Форда заключалась в его капиталах. Доходы компании, которая стала собственностью его семейства, были баснословными – в 1918 году около 100 миллионов долларов, в 1919 году – 70, в 1920 году – 53,5, а в 1921 почти 76 миллионов долларов.

В начале 20 – Х годов Форду представилась ещё одна возможность прославиться – стать президентом США. Этот шанс появился у него в связи с грандиозным проектом электрификации и механизации сельского хозяйства. Наиболее подходящим местом для его начала Форд считал долину реки Теннеси в районе города Масл-Шолс, где на федеральные средства строились ГЭС и завод по производству минеральных удобрений. В 1922 году Форд обратился к правительству США с предложением выкупить их у государства, но получил отказ, т.к. названная сумма показалось недостаточной.

Все попытки Генри утвердиться в политической сфере оказывались неудачными.

Конкуренция

Уже в первый год своего существования «Форд мотор компани» столкнулась с конкуренцией синдиката автомобилестроителей, претендовавшего на монополию в этой сфере. Ещё в 1879 году неудачливый изобретатель, но ловкий делец Дж. Б. Селден запатентовал проект автомобиля, который не был построен; он содержал лишь описание основных принципов. Первый же выигранный им судебный процесс о нарушении патентного права побудил владельцев ряда автомобилестроительных компаний приобрести соответствующие лицензии и создать «ассоциацию законных фабрикантов». Компании Форда и другим аутсайдерам грозил суд за отсутствие «права» выпускать автомобили.

Судебный процесс против «Форд мотор компани» тянулся с 1903 по 1911 год и был первым и серьёзным испытанием не только для неё, но фактически для всей автомобильной отрасли США, где в угоду патентовладельцу нарушались принципы свободной конкуренции. «Законные фабриканты» угрожали вызовом в суд и покупателям автомобилей Форда. В 1909 году Форд проиграл процесс, но после пересмотра дела судом было решено, что ни один из автомобилей не нарушал права Селдена, так как ими использовался двигатель другой конструкции. Монопольное объединение тут же распалось, а Генри приобрёл репутацию борца за интересы потребителей.

В 1913 году компания Форда имела уже 31 отделение в различных городах США и 14 за рубежом. «Форд – Т» экспортировался во все части света. Их продажа возрастала стремительными темпами – с 18664 в 1909 – 1910 гг. до 933 720 в 1920 – 1921 годах. В начале 20 – Х годов каждый второй автомобиль в США носил марку «Форд». К июню 1927 года их было выпущено 15 миллионов. Специализация на одной модели позволила так отладить производственный процесс, чтобы за счёт сокращения издержек предельно снизить цену автомобиля без ущерба для его качества. За 1909 – 1916 гг. цена «Форд – Т» понизилась с 900 – 1200 до 325 – 645 долларов, в зависимости от модификации.

Самым серьёзным конкурентом «Форд мотор компани» в начале 20-х годов стала «Дженерал моторс», опиравшаяся на поддержку банкирского дома Дюпонов и команду талантливых менеджеров во главе с выпускником Массачусетского технологического института Альфредом П. Слоуном. После реорганизации она обновила выпускаемые ею модели «шевроле», сообразуясь с требованиями рынка и возросшей покупательной способностью американцев. Эта фирма сочетала стандартизацию узлов и деталей с разнообразием узлов и отделки. Тем самым удовлетворялся спрос как на дорогие, так и на относительно дешёвые машины. С устаревшим «фордом» образца 1908 года успешно конкурировали даже подержанные «шевроле» и «паккарды», продававшиеся по очень низким ценам. С 1921 по 1926 год доля автомобилей Форда на рынке США упала с 56% до 36%, но «автомобильный король» упрямо продолжал выпускать свою модель «Т». для компании Форда наступали тяжёлые времена. «Форд мотор компани» перестала быть лидером американского и мирового автомобилестроения, откатившись на второе, а затем на третье место в США.

Форд оказался заложником своей мечты о «демократизации» автомобиля путём превращения его в общедоступный предмет длительного пользования. Конвейер был рассчитан на выпуск только одной модели, и перейти на производство новой было делом дорогостоящим и трудным. Требовалась остановка и переналадка всего процесса. Психологию спроса Генри воспринимал слишком абстрактно и упрощённо, как нечто неизменное. Он верно полагал, что покупатели среднего достатка предпочитают недорогие, надёжные, долговечные вещи, но не учёл растущую склонность американцев к новизне, к переменам, к тому, чтобы заменить ещё годный к употреблению товар на более новый и совершенный.

«Дженерал моторс» начала вкладывать средства в изучение потребительского спроса. Штатные исследователи компании Ч. Кеттеринг и А. Орт в 1932 году сформулировали идею «новой необходимости». «Простейший способ обеспечить надёжность производства – это постоянно изменять продукт: спрос на новые вещи постоянно растёт…Одна из основных целей научного поиска – питать здоровую неудовлетворённость». Девиз Форда был другим - «мы хотим, чтобы покупатель, который приобрёл один из наших продуктов, никогда уже не имел надобности покупать себе второй».

Когда спрос на модели «Т» стал падать, в полной мере сказался и другой просчет Форда - давали о себе знать сделанные перед этим громадные затраты на интеграцию производства. Компания стала нести убытки и увольнять рабочих. Выпустив в мае 1927 года 15 миллионный автомобиль, Форд прекратил выпуск «жестяной Лиззи» и перешёл на новую модель «А». это был вполне современный автомобиль6 стоивший дешевле «шевроле», но выпущен он был с опозданием. Форд и на этот раз хотел уготовить ему «долгую жизнь», но уже в начале 30-х годов столкнулся с конкуренцией более совершенного и почти столь же дешевого «Плимута» фирмы «Крайслер».

Генри Форд
(1863-1947)
Гениальный миллиардер


Инженер и бизнесмен, этот самоучка-один из немногих, кто сумел сделать состояние на собственных изобретениях.

Когда 5 января 1914 г. Генри Форд объявил, что отныне будет платить своим рабочим по пять долларов всего лишь за восьмичасовой рабочий день, он вызвал на всей территории Соединенных Штатов ошеломляющую реакцию, в которой смешались и неподдельный восторг и некоторое раздражение.

Услышав эту потрясающую новость, конкуренты Форда поначалу встревожились, решив, что теперь им тоже придется, следуя его примеру, увеличивать расходы на оплату труда. Однако после некоторых размышлений они успокоились и даже радостно потирали руки. По общему мнению, гениальный изобретатель автомобиля Генри Форд, установив та-кую поденную плату, вскоре не преминет сломать себе шею. На «Кадиллаке», «Паккарде» и «Олдсмо-биле» рабочим в ту пору платили около двух с половиной долларов, причем за девятичасовой рабочий день, а тогдашние экономисты в один голос авторитетно заявляли, что никакое промышленное предприятие не сможет оставаться рентабельным, если будет платить рабочим выше этой ставки. По мнению хозяев крупных автомобилестроительных фирм, Форд просто обрекал себя на крах. Что ж, приятная неожиданность…

«Красный завод»
Так в Детройте называют гигантский производственный комплекс, в котором размещаются сборочные конвейеры фирмы.
Рабочие же напротив восприняли обещание Форда с нескрываемой радостью и толпами ринулись к новой обетованной земле, которой стали для них уже знаменитые заводы в Хайланд-Парк в Детройте. Через несколько дней бюро найма осаждали огромные толпы безработных, бродяг, оказавшихся на мели искателей приключений и неудачливых зо-лотоискателей, движимых надеждой подзаработать. Бедняги не подозревали, что им суждено принять участие в одной из самых величайших промышленных революций нового времени — в технологической революции, которая прославит и обогатит ее изобретателя, их же превратит в одушевленные механизмы. Новинка эта называлась работа на конвейере.

Генри Форд — Миллиардер нового времени

Предложение Генри Форда не имело ничего общего с бахвальством шарлатана. Оно было частью хорошо продуманного и просчитанного плана, вдохновленного прямо-таки пророческим видением перемен, к которым движется индустриальное общество.

Чтобы производить автомобили быстрее и с меньшими затратами, Форд придумал движущийся сборочный коня ей ер, благодаря которому рабочим при сборке машины не надо переходить с места на место. Теперь машины одна за другой будут по¬слушно останавливаться перед ними ровно на тот промежуток времени, который нужен, чтобы произвести хакую-нибудь одну операцию, совершая простые, точные, а самое главное, смертельно однообразные движения-завинтить болт, приварить деталь, то есть в течение дня делать одно и то же. Этот метод давал такое снижение затрат времени и денег, что вскоре вся автомобильная промышленность Соединенных Штатов переняла новинку Форда.

Новая техника производства была воспринята как величайший прогресс, но главным образом теми, кто не работал на конвейере. И лишь немногие очернители (вспомним Чарли Чаплина с его фильмом «Новые времена») попытались показать бесчеловечный характер нового способа производства и предсказать те отрицательные последствия, к которым способно привести подобное подчинение человека машине.

К обществу потребления
Объявление Форда было, по сути, возвещением грандиозной экономической программы, которую он исподволь выстраивал, так что работа на конвейере и политика повышения заработной платы оказывались вписанными в куда более широкий экономический проект. Проект этот, в который без-оговорочно верил Генри Форд, но за успешное осуществление которого в ту пору никто не поставил бы ни цента, заключался в следующем: превратить автомобиль, бывший по преимуществу предметом роскоши, в товар широкого потребления, доступный покупателю с кошельком любой толщины.

Чтобы он осуществился, надо было одновременно как можно больше снизить цены на машины и не менее существенно повысить заработки рабочих.

Иными словами, необходимо было платить за работу как можно больше, продавать продукт как можно дешевле и в то же время получать прибыли. Словом, задача, не уступающая в сложности проблеме квадратуры круга.Предтеча «конвейерного производства»

Идея сборки на конвейере, при которой используются стандартные, взаимозаменяемые детали, отнюдь не нова. В конце XVIII в. этот метод применил И л аи Уитни для производства десяти тысяч ружей, которые заказало ему правительство Соединенных Штатов.

Генри форд: «Повышая зарплату, я создаю покупателя»

План этот, удавшийся, да еще так успешно, основывался по сути дела на весьма простом соображении. «Если я плачу так много своим рабочим,- говорил Генри Форд,- то только для того, чтобы они покупали автомобили, которые я заставляю их производить. То есть чтобы они возвращали мне деньги, которые я им плачу, одновременно увеличивая производство на моих заводах; увеличение же производства позволяет мне снижать себестоимость, а следовательно, и продажную цену, и становиться более конкурентноспособным. Таким образом получается, что чем больше я плачу зарплату и чем дешевле продаю, тем больше денег я зарабатываю, гораздо больше, чем мои конкуренты».

В этой небольшой речи (переданной здесь очень вкратце) Генри Форд резюмировал свои взгляды на экономику. Это был вывод, сделанный, исходя из простого здравого смысла, но тем не менее вступивший в противоречие со всеми представлениями того времени. Отдавал ли он себе отчет, что закладывает о обществе, в экономике которого пока что доминирующей остается идея дефицита, фундамент нового порядка, основанного на потреблении, порядка, возникновение которого не сумел предвидеть ни один революционный теоретик и который самым глубинным образом изменит социальные отношения и, преобразовав капиталистическую систему, спасет ее от краха?

«Tin Lizzie»
Успех этому рискованному опыту должен был обеспечить автомобиль. А выглядел он каким-то уродливым чудищем: покрытый толстым слоем черной блестящей краски, отчего смахивал на скарабея, он стоял на четырех хлипких неуклюжих колесах, что придавало ему сходство еше и с кузнечиком. Но если в «Tin Lizzie»- под таким именем эта машина вскоре стала известна во всем мире- и не было совершенно ничего, что могло бы вдохновить ценителей красивых автомобильных форм, она тем неб менее обладала одним преимуществом, которое придавало ей безумное очарование и заставляло забыть обо всем прочем: благодаря способу производства она была до смешного дешевой, и цена ее все время снижалась, что еще больше увеличивало ее притягательность.

Так что американцы в конце концов свыклись с уродливым видом этого чудовища, точь в точь как жених постепенно свыкается с уродливой внешностью богатой наследницы. Через несколько лет «Тщ Цше»- стала неотъемлемой деталью американского пейзажа. Постепенно пришли к выводу, что она «не так уж и страшна», а кончилось тем, что она стала настоящей любимицей Нового Света.
Успех этой машины можно назвать беспрецедентным. С 1908 г„ когда было начато ее произ-водство, и до 1927 г., когда были остановлены конвейеры на ее сборке, произведено по меньшей мере пятнадцать миллионов экземпляров автомобилей этой модели.


Патент на двигатель внутреннего сгорания,

обеспечивший успех фирме Форд, был незаконно заявлен в 1895 г. адвокатом Джорджем Селдером. В результате судебного процесса, тянувшегося восемь лет, Генри Форд заставил его отказаться от своих претензий и тем самым освободил от выплат патентодержате-лю американскую автомобильную промышленность, которая жестоко страдала от подобного беззакония.


A self-made man… of course*

Однако, когда Генри Форд подрастал, ничто не предвещало того, что он станет пророком и преоб-разователем капиталистической системы. Он не получил блестящего экономического образования, а его интуиция полностью проистекала от прагматически настроенного ума, который, будучи совершенно свободен от привычных мыслительных схем, что вбиваются в университетах, способен был судить в соответствии со здравым смыслом и смело принимать решения.

Человек, сам пробивший себе дорогу… естественно (англ.).

О первых годах его жизни говорить почти нечего, до того они схожи с детством подавляющего большинства его современников: сын нищего ирландца, пересекшего на пароходе Атлантический океан в надежде найти в Америке возможность прокормиться, маленький Генри Форд вел на родительской ферме в Спрингуэллз в штате Мичиган этакую пасторально-буколическую жизнь. В обществе пятерых братьев и сестер он проводил время за тем, что пас коров и коз и бегал по полям, а это, надо признать, не лучший вид подготовки к тому, чтобы стать крупным специалистом в экономике. И, вероятно, он прожил бы ничем не примечательную жизнь, подобно большинству своих соотечественни-ков, если бы не одна страсть, которая разбудила его ум и помогла стать человеком, самостоятельно, в лучших американских традициях, пробившим себе дорогу.

Часовщик
Страсть эта, толкнувшая Форда на путь, где его заметила Удача, связана всего-навсего с часами. Еще совсем маленьким Генри развлекался тем, что разбирал и чинил всевозможные часы, и, несмотря на юный возраст, сумел создать небольшую клиентуру из окрестных жителей, которые без колебаний доверяли ему как часовщику. После часов он заинтересовался паровыми машинами, которые работали на лесопилках по соседству, а затем сельскохозяйственными; он часами с неослабевающим интересом мог наблюдать, как вертятся их шестеренки.


Детройт

В 1879 г., в возрасте шестнадцати лет, Генри без разрешения отца уехал из родного дома в Детройт, чтобы выучиться там на механика. С его даром понимать работу механизмов он в рекордный срок освоил эту специальность, постигнув в ней все, что только можно было постичь. После попытки вернуться в родную деревню, он опять приезжает в Детройт, город, ставший в определенном смысле его столицей, где крупная фирма по производству сельскохозяйственных машин предложила ему должность инженера.

Генри Форд — мастер на все руки

Обязанности, которые возложили на него работодатели, ни в коей мере не могли удовлетворить его всепоглощающую любовь к механизмам, и потому Генри все свободные часы, прихватывая иногда и ночи, если этому не очень противилась молодая жена, проводил в сарае рядом с домом, где он устроил себе мастерскую. Там в совершеннейшей тайне он построил свой первый автомобиль с довольно хлипким четырехцилиндровым двигателем, снабженным весьма хитроумной системой водяного охлаждения, и четырьмя велосипедными колесами; правда, по странной оплошности конструктора, задний ход у машины не был предусмотрен, и она могла ехать только вперед.
Однако оплошность эта не помешала Форду произвести сенсацию: в олно прекрасное майское утро 1896 г. он с ликованием в сердце разломал стену гаража, чтобы вывести на улицу свой драгоценный «болид* (опять же по рассеянности он забыл изме¬рить ширину дверей — они оказались слишком узкими).

Под аплодисменты и радостные крики зевак машина победно проехала через весь город, оглушительно треща мотором и оставляя за собой черный шлейф вонючего дыма. По пути случилась небольшая поломка рессоры, которую Форд починил на глазах у зрителей, но, несмотря па это, «маленький уродец» имел грандиозный успех, и успех этот стал началом известности молодого инженера. Благодаря ему, Форд сумел заинтересовать нескольких жителей города и основать с ними «Детройтскую автомобильную компанию».

Форд — Глава предприятия
Эта маленькая компания предоставила Форду небольшой капитал, необходимый для усовершенст-вования конструкции автомобилей, но не позволила ему осуществить все те идеи, что переполняли его голову. Компаньоны, чрезмерно, на его взгляд, робкие, препятствовали большинству его начинаний и единодушно воспротивились осуществлению чисто, как они были убеждены, химерической идеи, о которой он прожужжал им все уши — созданию небольшого народного автомобиля, который был бы по карману всем.

Для молодого человека, который, как и его первый автомобиль, умел двигаться только вперед, такое положение было просто невыносимо. И вот, чтобы ни от кого не зависеть и реализовать свой великий план, уже вполне оформившийся и обдуманный, он в один прекрасный день решил перейти Рубикон. 16 июня 1903 г. он основывает в Дирборне «Форд Мотор Компани», акционерное общество с капиталом в сто тысяч долларов и дюжиной акционеров, а через три года, получив в нем контрольный пакет, он становится его президентом.


А спустя еще несколько лет это крохотное предприятие превратится в самую крупную автомобиле строительную фирму Нового Света и захватит почти пятьдесят процентов американского рынка.
Вы сказали «патернализм»?

После открытия для своих рабочих потребительского кооператива, больницы и центра про-фессиональной подготовки Форд предполагал создать в Мексике новый завод… чтобы рабочие, больные туберкулезом, могли там поправить здоровье.

Генри Форд — Тиранствующий филантроп

Благодаря серийному производству и ценой тяжелой борьбы, Форд становится самой могущест-венной автомобильной фирмой в Соединенных Штатах, Ее гениальный основатель смог доказать, что обладает качествами вьщающегося лидера и они ничуть не уступают его качествам инженера и организатора производства.

Худощавый, моложавый, с внимательными голубыми глазами, он был неутомим, стремительно обходя огромные цеха своего завода. Он следил за всем, все видел, был в курсе всего-от работы конвейеров до личной жизни своих сотрудников. Щедрость, какую он демонстрировал в оплате труда рабочих, сочеталась с самым искренним, самым безудержным и в то же время крайне тягостным патернализмом. Да, Генри Форд был великодушен и полон любви к людям, но действовал с такой пуританской непреклонностью, с таким прямолинейным представлением о добре и зле, не ведая никакой меры и сдержанности, что невольно приходили на память великие инквизиторы. Все, что можно было дать рабочим, он давал от чистого сердца и без всякой задней мысли: школы для неграмотных, стипенднии одаренным детям, потребительские кооперативы, больницы, профилактории, дома отдыха… Словом, есть чему позавидовать профсоюзным комитетам на наших современных предприятиях.

В благодарность за это рабочие должны были терпеть самодержавную власть вездесущего хозяина, который следил и за тем, как они работают на заводе, и за их личной жизнью во всех ее проявлениях; он мог вышвырнуть с завода того, кто изменил жене, пьянствует, не соблюдает воскресный день или, хуже того, дал малейший повод заподозрить себя в том, что просто подумал о возможности организации на заводе настоящего профсоюза. Генри Форд хотел, чтобы рабочие были счастливы, сыты, одеты, обуты, обихожены, но чтобы не смели подавать голос, были добродетельными и скромными, что ни в коей мере не совпадало с представлениями о жизни самих рабочих.

Голубь мира и торговец пушками
Подчеркнуто демонстративно творя благодеяния, за которые во Франции его обвинили бы в патернализме, Генри Форд, по сути дела, следовал великому мифу, легшему в основу американской цивилизации-утопии. Горделиво выставляя напоказ свое пуританство и придавая своим заводам облик фаланстеров, он был абсолютно убежден, что этим самым покорил своих сограждан, по-детски сентиментальных и сохранивших в глубине души наивный оптимизм пионеров, обживавших Новый Свет.

К демонстративным проявлениям социальной благотворительности Герни Форд добавил еще не-прикрытый, крикливый пацифизм, в немалой степени способствовавший укреплению его репутации гуманиста.

Когда в 1914 г. началась Первая мировая война, положение Форда в американской промышленности было достаточно весомым, так что к его голосу вынуждены были прислушиваться. Весьма шумно отказавшись от производства любой военной продукции, способной подпитывать вооруженный конфликт, он постарался оказать давление на правительство Соединенных Штатов, а тезисы его были таковы: пусть европейцы уничтожают друг друга, сколько им хочется, дядя Сэм же не должен делать глупостей и посылать своих парней умирать неведомо за что в окопах на Марне и Сомме. Но поскольку Америка не прислушалась к его советам и все-таки поддержала союзников, он тут же начал настоящий крестовый поход за ее выход из войны.

Главной его идеей было создание постоянной комиссии из представителей нейтральных стран, которая находилась бы на корабле, курсирующем вне территориальных вод воюющих стран, что предохранило бы ее от давления, какое эти страны могли бы на нее оказать. Пользуясь поддержкой многих знаменитостей того времени, в том числе и Томаса Эдисона, более известного своими изобретениями, нежели политической дальновидностью, Форд добился встречи с президентом Вильсоном, который выслушал его с благожелательной улыбкой, заверил в своей самой искренней и горячей дружбе и вежливо распрощался.

Потрясенный полным отсутствием понимания со стороны столь высокопоставленного государственного деятеля, Форд решил оставить дипломатическое поприще и начал подлинную военную кампанию за мир, «Все наши солдаты должны встретить Рождество дома» -,-заявил он в 1915 г. И подобно голубю мира с оливковой ветвью в клюве, погрузился на «Оскар II», большое судно, на котором, кроме него, плыла тьма тьмущая людей, известных своими высокими нравственными принципами, а также никому не известных писателей. Форд взял курс на Европу, дабы высказать свои идеи представителям воюющих стран, которые несомненно проявят к ним больше понимания, чем президент его родной страны. 18 декабря корабль мира бросил якорь в Осло, и Форд сошел на берег, чтобы выступить перед официальными липами во¬юющих стран, которым он назначил встречу и для которых приготовил прочувствованную речь. Но, к величайшему изумлению голубя мира, послушать его речь пришли только восторженные и наивные девицы из каких-то женских организаций. Страшно раздосадованный, Форд возвратился в Америку, где принял решение производить на своих заводах пушки, каски и танки, в которых так нуждалась родина и на которых, а это было, пожалуй, самое главное, обогащались конкуренты, что его весьма обеспокоило. Бизнес обязывает…

Генри Форд — Соавтор

Новое направление: независимость
С 1919 г. к до самой смерти, наступившей в 1947 г., Генри Форд неизменно внедрял всевозможные новшества, причем в самых разных сферах. Одной из главнейших его забот было достижение независимости, чтобы не сказать автаркии, то есть полной обособленности и самодостаточности принадлежа¬щего ему комплекса предприятий. Хотя он не терпел и не допускал вмешательства ни со стороны государства, ни со стороны профсоюзов, тем не менее не мог не признать, что свобода его действий ограничена всевозможными экономическими фак¬торами. Скупив постепенно большую часть акций своего предприятия, Форд систематически прово¬дил политику самофинансирования, что позволяло ему не обращаться к банкам. Более того, чтобы не зависеть от поставщиков сырья и комплектующих, которые частенько тормозили работу конвейеров, он постоянно приобретал заводы, которые в той или иной мере участвовали в производстве автомо¬билей. Его империя была крайне разношерстна и включала в себя все: плантации гевеи, угольные шахты и даже стекольные заводы. Империя эта вскоре начала страдать от гигантизма и вынуждала своего владельца вкладывать капиталы в области, которые не имели к ней никакого отношения: в эксплуатацию железных дорог и авиационную промышленность.

Форд: компания Генри Форда в мировой тройке

Компания «Форд- входит в тройку крупнейших мировых производителей автомобилей (после «Дженерал моторз» и перед «Фольксвагеном-). 1973 г. стал апогеем фирмы: было продано больше шести миллионов автомобилей, а на ее заводах трудились почти сто пятьдесят тысяч человек.

Нельзя объять необъятное
Разросшаяся без всякой меры империя Форда начала страдать от ожнрения. И тем сильнее, что обстоятельства вынуждали ее владельца, даже зачастую вопреки желанию, расширять сферу действия своих заводов. И хотя он был решительным противником вступления Соединенных Штатов во Вторую мировую войну, ему пришлось, смирив себя, заняться производством бомбардировщиков и джипов, в которых нуждалась американская армия.

Этому спрутопсдобному чудовищу, в которое превратилась фирма, просто необходим был самовластный хозяин. И, старея, Форд все более уподоблялся подозрительному и жестокому царьку, не допускавшему и мысли о том, чтобы разделить власть с кем бы то ни было, даже с собственным сыном Эдселем. Декларативный гуманизм ничуть не мешал Форду быть крайне нетерпимым к служащим, которые, по его мнению, не проявляли достаточной покорности, С годами эта тенденция усилилась, и все в фирме знали, что любой из них в один прекрасный день может получить письмо, где без всяких объяснений сообщается о его увольнении, и оказаться на улице.

Подобные методы приводили в отчаяние многих сотрудников Генри Форда в том числе и Эдселя, который умер в 1943 г. от безнадежности своего положения, оставив своего престарелого отца самостоятельно управляться со слишком разросшейся империей. Мало-помалу фирма начала терять динамизм, утрачивать положение лидера и терпеть убытки.

Смерть Гиганта — Генри Форда

Седьмого августа 1947 г. кровоизлияние в мозг прервало жизнь Генри Форда. После него осталось наследство, включающее сорок восемь заводов в двадцати трех странах мира, на которых трудились не менее ста пятидесяти тысяч человек. Империя автомобильного магната уже клонилась к упадку, а после того как это семейное предприятие было отдано в управление бывшему чемпиону мира по боксу Генри Беннету, который проявил себя совершенно никудышным менеджером, оно оказалось на грани краха.

И крах был бы неминуем, но, по счастью, бразды правления взял в свои руки внук Генри Форд а, тоже носящий имя Генри. Благодаря ему, компания Форд стала вторым производителем автомобилей в мире.