Где появилось первое такси. История такси: как появилось первое такси в мире. Предшественники современных таксомоторов

Статья опубликована 25.06.2014 14:04 Последняя правка произведена 25.06.2014 14:04

Такси в том смысле, как мы его сейчас понимаем, появилось в 1907 году сразу в нескольких странах. В России, например, шофер прикрепил к своей машине объявление. Надпись гласила, что оплата за извоз происходит по соглашению сторон.

Днём рождения Лондонского такси принято считать 22.03.1907 г. Именно в этот день на улицах Британской столицы появились первые таксомоторы, оборудованные таксометром.

В Европейских странах таксометр появился раньше, чем у нас. Подобное приспособление разрешило вопрос оплаты, который препятствовал массовым перевозкам из-за вечных споров пассажиров с водителями по поводу стоимости проезда.

Предшественники современных таксомоторов

Некоторые историки утверждают, что таксометры – это изобретение представителей Древнего Рима. В те доисторические времена для расчёта за проезд использовали «каменную» меру.

К оси древнеримского такси (колесницы) крепили небольшой сосуд. Через каждую стадию (мера длины, равная приблизительно 200 м) в сосуд попадал камешек. Прибыв на место, «извозчик» подсчитывал количество камешков, и «предъявлял счёт» пассажирам.


В семнадцатом веке Лондонский извоз был лицензионным. Для перевозки пассажиров, кучера обязаны были получить разрешение или лицензию. Такая политика проводилась в Англии с 1639 г. Годом позже эту практику переняли и парижане.

В кэбах (открытых двухколёсных повозках) пассажиров стали перевозить примерно с середины 19 в.

В отличие от римлян в то время европейцы не устанавливали твёрдых тарифов за перевозки. Такое положение привело к нерентабельности извозного бизнеса. Богатым не было необходимости нанимать экипаж, так как они обходились собственным транспортом. Люди среднего достатка пользовались услугами кучеров лишь по большой необходимости. А беднякам такое удовольствие было непозволимой роскошью.

В самом конце девятнадцатого века Вильгельм Брюн сконструировал устройство для расчётов с пассажирами – таксометр.

Изобретением немецкого учёного в 1907 г. были оборудованы все лондонские такси. С этих пор дело «пошло в гору», спрос на услуги перевозчиков значительно возрос.

Откуда шашечки?

Однозначного мнения по поводу появления этого аксессуара пока нет. Установлено, что появился он в третьем десятилетии прошлого века.

Одни наделяют титулом родоначальника «шашечек» - всемирно известного опознавательного знака компанию из США – CheckerTaxiofChicago. Руководители фирмы – перевозчика полагали, что передвижение на автомобилях в некотором роде идентично гонкам. В соревнованиях гонщиков присутствовали клетчатые чёрно-жёлтые флажки. Отсюда и появилась знаменитая шахматка.


Другие, не желая отдавать «пальму первенства» американцам, уверяют, что на крыши такси квадратики перебрались с немецких клетчатых полос. Германские таксосмоторы действительно имели маркировку из клеточек, располагавшуюся вдоль кузова машины примерно на уровне пояса.

Независимо от того кто был первым, современное такси готово перевозить кого угодно, когда угодно и куда угодно, разумеется за соответствующую плату.

Особенности

Чаще всего в качестве автомобилей такси используются седаны или минивэны , встречаются и лимузины . В развитых странах таксисты координируют свои действия с диспетчером таксопарка, который может передавать водителям сведения о заказах по радиосвязи, либо при помощи телефона. В японских такси для этой цели используется навигация через GPS . Особой характерной чертой для такси являются так называемые ­"Шашки" (англ. The Checkers, Top Light Box ) выполненые в желтой прямоугольной форме и прикрепляющееся на крышу такси.

Отдельной категорией выделяются такси, которые не имеют инфраструктуры по приёму заказов и по вывозу пассажиров, а осуществляют вывоз пассажиров путём прямой интеграции с инфраструктурой множества реальных такси. Звонок пассажира или заполненная заявка на сайте попадает в распределительный центр, откуда с учётом приоритета обслуживания клиента (например, цена), попадает в информационные системы десятков таксопарков. Как результат - возможность подбора машины по тарифу или другим критериям и значительно большая вероятность подачи машины.

Сильными сторонами служб такси является доставка в любую часть города в любое время в кратчайшие сроки и круглосуточный график работы. Но наряду с этим существует ряд слабых сторон:

  • высокая стоимость услуг;
  • низкая пассажировместимость;
  • возможность отказа в обслуживании в связи с отсутствием свободных машин;
  • нечеткое время подачи;
  • большая численность «нелегалов» (около 85 % по данным 2010 года), а это часто предопределяет низкий уровень обслуживания: опоздание, приезд по другому адресу, попытки водителя получить больше заявленного тарифа. Нередки случаи нападения на пассажиров.

Примитивные прототипы такси появились в Лондоне в 1636 году , когда лондонские кучера получили лицензию на извоз , и в Париже годом позже. A к середине XIX века извозчики пересели на двухколесную открытую повозку - кабриолет, который очень быстро стал называться «кэбом» . Первые моторизированные наёмные экипажи - фиакры [фр. fiacre ] появились во Франции в 1890 году , но особым успехом не пользовались. Бедным они были не по карману, у богачей имелись свои личные экипажи, а средний класс рисковал воспользоваться их услугами лишь в исключительных случаях. Причиной тому было отсутствие строгого единого тарифа на перевозку. В 1891 году немецкий учёный Вильгельм Брюн изобрёл первый таксометр и ситуация стала быстро меняться. В 1907 году на улицах английской столицы появились первые таксомоторы оборудованные таксометрами, и спрос на услуги такси резко возрос.

В России таксометр появился только в конце XIX века. К козлам прикреплялся ящичек с окошком, в котором отражалась стоимость проезда по «возвышенной» и нормальной таксе. Спрос на извозчиков в обеих столицах был большим: уже тогда и Москва , и Санкт-Петербург были крупными транспортными узлами с десятками железнодорожных вокзалов .

Следует отметить, что самими таксистами новшество было воспринято недружелюбно, ибо мешало утаивать часть прибыли от хозяев таксопарка и назначать за проезд заведомо завышенную цену в зависимости от выгоды ситуации (ночь, путешествие в криминальный район города, дождь, мороз и т. д.). Но рынок заставил нечистых на руку водителей измениться или покинуть этот бизнес, и в скором времени компания «Рено » наладила серийное производство машин со встроенными таксометрами.

24-25 августа 2012 года в Санкт-Петербурге II Всероссийский съезд таксистов собрал профессиональное сообщество из 61 региона Российской Федерации, представителей Государственной Думы и министерства транспорта России. Среди участников были и перевозчики из других стран - Украины, Казахстана и Австрии. Центральным пунктом в программе съезда стало обсуждение проекта концепции "Основ государственной политики в области таксомоторного обслуживания населения регионов Российской Федерации", разработкой которого занимается Ассоциация "Национальный Совет Такси".

II Всероссийский съезд таксистов

По статистике, озвученной на съезде заместителем председателя Правления НСТ Марценюком Сергеем Васильевичем, на момент проведения мероприятия в России получили разрешения на деятельность более 213 тысяч таксистов и процесс легализации продолжается. Тормозит этот процесс недостаток контрольно-профилактических мероприятий, направленных на нелегалов, отсутствие в законе ответственности диспетчерских служб за передачу заказов водителям без разрешений и низкие штрафы для "бомбил"

Частное такси в Российской Федерации

В больших городах РФ имеются полностью легальные таксомоторные предприятия со всеми атрибутами: собственный автопарк, техосмотр, счётчики и т. д. Есть также полностью нелегальные частные извозчики. В малых городах России распространены полулегальные фирмы, по статусу находящиеся где-то посередине, состоящие из водителей, директора и диспетчеров. Такие предприятия работают круглосуточно и только по вызову. Водители работают (на жаргоне - «таксуют») на личных автомобилях разных марок и класса, поэтому автомобили не имеют каких-либо характерных атрибутов такси (единой цветовой гаммы, «шашечек» и т. п.); обычно дело ограничивается маленьким оранжевым маячком на крыше. Как и всякое такси по вызову, автомобили оборудуются радиосвязью. Возможен также вариант, когда фирма оплачивает таксисту мобильную связь.

В последнее время становятся популярными программные комплексы диспетчерских служб, работающих через java-приложения для мобильных телефонов и смартфонов через GPRS. Программный комплекс предназначен для автоматизации работы службы такси. Система значительно повышает эффективность работы операторов, водителей, а также руководителей. Возможности автоматизированной диспетчерской службы такси позволяют организовать роботизированное общение с клиентом как с участием, так и без участия оператора, формировать и управлять очередью звонков на линии и распределять их среди операторов, удерживать клиентов (за счет проигрывания музыки/новостей/информации, использования голосового меню), собирать статистические данные о работе службы. Рабочее место оператора дает возможность отказаться от необходимости следить за перемещением машин, распределением заказов между водителями и контролем их исполнения, забыть проблемы с поиском и формированием карточки заказа. Автоматизация рабочего места водителя позволяет ему производить расчет стоимости поездки, связываться напрямую с клиентом через систему (минуя оператора и не выдавая телефон клиента), также не требуется дорогостоящее радиооборудование. Таким образом, в результате использования комплекса эффективность работы повышается до 80%. При внедрении система может быть адаптирована под любые запросы заказчика, в том числе реализация дополнительного функционала. Примеры подобных комплексов Инфинити-Такси, Таксимастер, комплекс автоматизации такси Автопилот

Ремонт и техобслуживание являются прерогативой водителей и производятся ими за свой счёт и в личных гаражах, поскольку таксопарка, как такового, нет. Заправка также производится водителями за свой счёт. Оплата фиксированная, одинаковая для любых расстояний по городу. Счётчики отсутствуют, поэтому, строго говоря, такие перевозки не являются таксомоторными (нет платы «по таксе»). Как правило, можно заказать поездку в другой населённый пункт, обычно близлежащий, но осуществляются и более дальние поездки - в местный областной центр или даже дальше. В этом случае оплата возрастает, но, опять-таки, устанавливается заранее.

Дневная выручка остаётся у водителей, которые обязаны сдать в «общий котёл» либо процент от выручки, либо фиксированную сумму за сутки (рабочую смену) либо за каждый заказ. Из «общего котла» оплачиваются труд диспетчеров и другие расходы. График работы водителей и диспетчеров, как правило, «день-ночь-отсыпной-выходной». Автомобили не проходят обязательного ежедневного техосмотра перед выходом на линию. Водители не проходят обязательного ежедневного медосмотра. Достоинствами таких фирм являются круглосуточный график работы и быстрый приезд по вызову. Недостатком является повышенная опасность поездок из-за отсутствия тех- и медосмотра. Правовой статус таких предприятий неясен. По сути, они являются кооперативами «бомбил».

Такси в Интернете

С тех пор присутствие таксопарков в Интернете постоянно увеличивалось, и на состояние 2010 года Google индексирует 87 миллионов страниц со словом «taxi». А Яндекс насчитывает 32 миллиона страниц, упоминающих «такси». Наряду с сайтами таксопарков появляется множество каталогов такси.

В связи с распространением общедоступных картографических служб (например, Google Maps) и Веб 2.0 во Всемирной сети появляются принципиально новые сервисы, связанные с такси. Так в зоне .com появляется TaxiWiz , позволяющий вычислить стоимость поездки по выбранному пути на такси в ряде городов США и Европы . А в зоне .ru начинает действовать Таксовик , который ввиду особенностей российского рынка такси с нефиксированной ценой поездки, позволяет сравнить цены при поездке по заданному маршруту в ряде таксопарков Москвы. Причём, такси, досконально зная свои города, активно участвуют в доработке и совершенствовании электронных карт (например, Яндекс. Карты), что положительно влияет на оперативный процесс добавления строящихся объектов и внедрение новых программ с учётом дорожной структуры .

Велосипедные и мотоциклетные такси

Во время Второй мировой войны большинство автомобилей-такси были конфискованы рейхом , бензина тоже почти не было. Многие страны Европы перешли на мускульную тягу: своеобразными такси стали велосипеды, соединённые с колясками-прицепами для пассажиров.

Сегодня во многих странах Азии властями разрешено применение в качестве такси мотоциклов. Как правило, такие такси не имеют колясок и везут одного пассажира, а иногда даже двух.

В России в последние годы тоже появляются службы мото-такси в крупных городах, как способ борьбы с дорожными «пробками». В Москве, например, где движение автомобильного транспорта нередко сильно затруднено, байк-такси - зачастую единственная возможность добраться куда-то (например, в аэропорт) в срочном режиме (к примеру, в случае опоздания). Однако, несмотря на это, многие жители мегаполисов пока еще с недоверием относятся к новому виду такси, ведь мотоцикл имеет репутацию опасного транспорта (несмотря на то, что в байк-такси пока не зарегистрировано ни одной аварии).

По состоянию на 2011 год, байк-такси существует в 15 городах России (данные сайта gorodbezprobok.ru)

Культурное влияние

  • 11 марта 1972 года был выпущен альбом Гарри Чапина с песней «Такси».
  • «Таксист» («Taxi-driver») - американский художественный фильм 1976 года режиссёра Мартина Скорсезе с Робертом Де Ниро в главной роли.
  • «Такси» («Taxi») - американская комедия о жизни нью-йоркских таксистов, работающих на «Саншайн Кэб Компани», шедшая в -1982 годах по каналу «ABC », а в -1983 годах - по «NBC » с Дэнни Де Вито в главной роли.
  • «Зелёный огонёк », «Горожане », «Плата за проезд», «Ночной Экпиаж», «Три тополя на Плющихе ».- Советские фильмы о работниках такси.
  • Тетралогия «Такси» по сценарию Люка Бессона («Такси » - , «Такси 2 » - , «Такси 3 » - и «Такси 4 » - ). Одноимённый американский ремейк вышел в 2004 году .
  • Видеоигра «Сумасшедшее такси» (Crazy Taxi ), в которой игроки пытаются набрать деньги и/или очки, подбирая пассажиров и доставляя их за время в пункт назначения. Этот сценарий вошёл в бонусные миссии серии компьютерных игр Grand Theft Auto .
  • Видеоигра Mafia: The City of Lost Heaven , в которой главный герой - таксист, по воле случая ставший мафиози.
  • 13 марта 1999 года в Бухаресте образовалась румынская поп-группа «Такси».
  • В Австралии посетители пабов и кафе иногда кричат «такси!» дебоширам, намекая на то, что их нужно отправить домой.


Примечания

См. также

Литература

  • Дэниел Ергин Добыча: Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть = The Prize: The Epic Quest for Oil, Money, and Power. - М .: «Альпина Паблишер», 2011. - 944 с. - ISBN 978-5-9614-1252-9

Ссылки

  • Drive.ru: Такси! Такси! (История появления и развития такси разных времён и континентов)

Всего за несколько лет мобильные технологии произвели революцию в нише такси, обострив конкуренцию до предела. Это изрядно облегчило жизнь пассажирам: время подачи машины сократилось в несколько раз, поездки стали куда дешевле.

Объем рынка такси

Демократизация цен на такси привела к росту рынка, который к 2015 году составил $9 млрд (это ноябрьская оценка аналитической компании Merku). Член правления Ассоциации диспетчерских служб такси Оксана Серебрякова с этой цифрой не согласна. По ее расчетам, объем рынка составляет не более $6 млрд, или около 420 млрд в рублях. Из-за кризиса количество заказов упало у разных перевозчиков на 40-50%, убеждена Серебрякова, и в этом году точно не будет расти.

«Объем рынка очень сложно исчислить, - признает основатель компании «Таксилёт» Михаил Виноградов. - Мы в своих расчетах ориентируемся на 1 поездку в сутки на 10 жителей городов-миллионников. То есть в Москве можно говорить примерно о миллионе перемещений в сутки».

Никто из игроков не хочет делиться данными о своих объемах. Рынок по большей части состоит из нелегализованных и никак не фиксируемых перевозок и участников. Из своего опыта работы в регионах мы вывели формулу: обычно суточный объем перевозок составляет 10% от населения города. Средний чек зависит уровня жизни и присутствия в городе сетевика (крупной сети диспетчерских - ред.). В миллионниках это 100-150 рублей, в городках - 60-80 рублей. Поэтому берем 15 млн поездок по стране в сутки, умножаем их на 100 рублей среднего чека и получаем 1,5 млрд рублей оборота в сутки. Примерно 20% этой суммы получают диспетчерские, примерно 1% - поставщики софта для такси. Это очень грубые цифры, но они могут служить опорой для понимания рынка, который невозможно точно оценить.

Основатель такси-сервиса Gett Шахар Вайсер прогнозировал , что в ближайшие 3-4 года российский рынок такси вырастет до $15-20 млрд, причем произойдет это за счет онлайн-сервисов. Другой участник рынка убежден, что эта цифра не отражает нынешних реалий и была озвучена Gett специально для инвесторов, чтобы показать потенциал и привлечь очередной раунд.

А руководитель Cat Taxi Геннадий Котов считает некорректным оценивать российский рынок такси в долларах из-за колебаний курса и того, что стоимость перевозок абсолютно не привязана к валюте. При этом он отмечает, что для Gett и Uber падение рубля крайне выгодно: внешние инвестиции дают им дополнительные возможности для демпинга в России.

Количество таксистов

В октябре 2015 года в России официально работало более 180 тысяч машин такси (собеседники Rusbase предполагают, что эта цифра охватывает только легальных водителей). В одной только Москве, по данным городского департамента транспорта, лицензировано около 55 тысяч водителей такси. Причем многие водители сотрудничают сразу с несколькими сервисами.

По оценке основателя «Таксилёта» Михаила Виноградова, в столице работает еще около 100 тысяч такси без лицензий, работающих по договорам фрахтованияэто когда агрегатор за деньги поручает частному водителю перевозку пассажира (причем договор может быть устным) - и это не считая тех, кто приезжает из области. «Количество нелегальных такси в зависимости от обстановки в стране может стремиться к количеству всех автомобилей», - отмечает основатель «Российской биржи такси» Виталий Махинов.

Агрегаторы vs. классические такси

На рынке такси работают две группы игроков: таксомоторные компании с собственным автопарком и агрегаторы услуг такси. Последние заключают договоры с таксопарками («Яндекс.Такси») либо с частными водителями, зарегистрированными как ИП (Uber, Gett, «Максим», «Лидер», «Сатурн»). По некоторым оценкам , на долю такси-сервисов приходится больше половины таксомоторных перевозок в Москве.

Полноценных таксомоторных компаний со своим автопарком и хозяйственной базой не более тысячи на страну. Что касается агрегаторов, они делятся на чистый онлайн (без офиса и диспетчерской - Gett, Uber, «Яндекс Такси» т.п.) и традиционные диспетчерские, которые имеют свои мобильные приложения («Максим» и прочие).

Агрегаторы считают себя IT-компаниями, которые помогают водителю и пассажиру найти друг друга. Формально они не подпадают под действие закона «О такси» - в нем просто нет понятий «диспетчерская служба такси» или «информационный сервис». Традиционные перевозчики обвиняют их в недобросовестной конкуренции: агрегаторы не несут ответственности за ДТП, безопасность пассажиров, опоздания в аэропорт и техническую исправность авто. Кроме того, уже попав в базу информационного сервиса, водитель может закрыть ИП, чтобы не платить налоги.

Ярослав Щербинин,

председатель межрегионального профсоюза «Таксист»

Приложения создают условия для незаконной деятельности, привлекая нелегальных перевозчиков. Это одна из главных составляющих их успеха. Нет учета и отчисления налогов за работающих водителей, нет требований по обеспечению безопасности, ответственности перед пассажиром в случае ЧП. Потребителей привлекают ценой на уровне себестоимости поездки. Большинство водителей не понимает убыточности такого вида деятельности и втягивается в эту пирамиду. Традиционным игрокам сложно конкурировать в таких условиях.

Михаил Виноградов,

основатель «Таксилёта»

Разумеется, старым владельцам такси обидно. Они десятилетиями пахали, рисковали, их били, жгли им машины, поджидали у подъезда, вымогали деньги, душили налогами. Они выжили, перенесли все это, стали лидерами. А теперь их парни в кедах жмут. Но сколько бы лучники не бастовали, они ничего не могут противопоставить автоматчикам.

Скрытные лидеры

В медийном поле царят известные столичные агрегаторы - «Яндекс.Такси», Gett и Uber. Но в масштабах страны уверенно лидирует тройка федеральных диспетчерских - «Рутакси», «Сатурн» и «Максим». Они предпочитают держаться в тени, не раскрывают показателей и практически не общаются с журналистами.

«Это реальные лидеры рынка, наверное, даже мирового, - рассуждает Михаил Виноградов. - По сути, это русские «уберы», причем эффективные и живущие без сторонних инвестиций». Истинными хозяевами рынка пока что остаются серые кардиналы в регионах, согласен руководитель Cat Taxi Геннадий Котов. По его словам, между федеральной тройкой и остальными участниками рынка - пропасть. По приблизительным оценкам, суммарно «Рутакси», «Сатурн» и «Максим» совершают около 4 млн перевозок в сутки. Их доли в этом объеме составляют 40%, 35% и 25% соответственно.

Так что конкуренции со известными столичными сервисами они совсем не боятся. «Яндекс.Такси», Gett и Uber занимают абсолютно микроскопическую долю российского рынка, - делится на условиях анонимности представитель одной федеральной сети. - Каждый из нас по отдельности совершает больше перевозок, чем все они вместе взятые».

Рулят не приложения

По прикидкам экспертов, в Москве доля заказа такси через приложения достигает 65-70% (с учетом мелких игроков), в Питере - не более 30%, в городах-миллионниках - не более 8%, а в глубинке - не больше 3%. Дело в том, что в регионах у населения гораздо меньше смартфонов, чем кажется из Москвы.

Кроме того, в регионах плохо с навигацией: мобильный интернет хромает в населенных пунктах с населением менее 200 тысяч. Это сильно затрудняет работу приложений - водитель просто не может найти пассажира. Таксисты в маленьких городках работают по старинке, с рациями. А «Максим», «Рутакси» и «Сатурн» процветают благодаря хорошо развитой диспетчеризации и интеграции с телефонией.

Для создания полноценного онлайн-сервиса в регионах нужно основательно вложиться в локальную картографию, чтобы уточнить карты сельской местности и улучшить навигационные возможности, считает член правления Ассоциации диспетчерских служб такси Оксана Серебрякова. Сейчас службы такси из глубинки опираются на местных водителей, которые хорошо ориентируются в родных краях. По словам руководителя Cat Taxi Геннадия Котова, онлайн не приходит в глубинку не из-за картографии, а потому что местные такси не торопятся делать приложения, пока не придет сильный конкурент (сетевик).

Портреты игроков

А теперь самое время немного рассказать о лидерах рынка онлайн-такси. Если вы считаете, что мы кого-то незаслуженно забыли - дополняйте список в комментариях.

Всероссийские лидеры

Rutaxi - мобильное приложение и система заказа такси служб «Везет» и «Лидер». Эта федеральная сеть диспетчерских работает в 90 городах России и 3 городах Казахстана (Алматы, Астана, Караганда). По прикидкам экспертов, на «Рутакси» приходится около 1,6 млн перевозок в сутки - это крупнейший игрок российского рынка. Сеть сотрудничает как частными таксистами, так и с таксопарками, избавляя их от необходимости содержать собственных диспетчеров. Приложение для заказа такси со смартфона «Рутакси», по их словам, запустили в 2011 году. Процент комиссии и количество машин «Рутакси» не афиширует.

В каждом городе у «Лидера» зарегистрированы отдельные юрлица, их вид деятельности сформулирован как «обработка данных». По данным ЕГРЮЛ, учредителем практически всех подразделений сети (в том числе ООО «Лидер» и ООО «Везет») значится уфимский предприниматель Виталий Безруков (кое-где вместе с партнерами). Судя по всему, именно он основал службу такси «Лидер» в 2003 году. В поле зрения медиа Безруков еще не появлялся. В 2012 году он участвовал во II Всероссийском съезде таксистов . Его фотографию можно увидеть на сайте уфимского авиаклуба:

«Сатурн»

Предприниматель Евгений Львов запустил службу такси «Сатурн» в городе Тимашевске (Краснодарский край) в 1998 году. Сегодня компания выросла в федеральную сеть такси, которая работает в 43 городах страны. Собеседники Rusbase подсчитали, что в сутки она совершает около 1,4 млн перевозок. Как и у конкурентов, у «Сатурна» в каждом городе зарегистрировано юрлицо, практически всеми владеет сам Евгений Львов. В 2012 году сеть запустила мобильное приложение TapTaxi для заказа машины без участия диспетчера.

В 2015 году Евгений Львов вместе с партнерами запустил в США приложение для вызова такси Fasten, которое будет конкурировать с самим Uber. В сентябре проект был запущен в Бостоне, а в этом году появится и в России. Знающие люди говорят, что у основателей проекта очень большие планы, которые заметно повлияют на рынок такси.

История компании началась в 2003 году с небольшой службы такси в городе Шадринске (Курганская область). Сервис запустил предприниматель Максим Белоногов.

Максим Белоногов

Сейчас компания работает в 114 городах России и еще 11 городах Украины (Мариуполь, Харьков), Казахстана (Актобе, Астана, Петропавловск, Уральск), Грузии (Батуми, Тбилиси, Кутаиси, Рустави) и Болгарии (София). В сутки ООО «Инфосервис» (юрлицо «Максим») совершает около миллиона перевозок. Судя по данным ЕГРЮЛ, в каждом городе у «Максима» зарегистрировано юридическое лицо. Учредителями региональных подразделений выступают Максим Белоногов и Олег Шлепанов.

«Максим» работает с частными водителями, с которых берет комиссию 10%. Они работают с фирменным приложением и диспетчерской службой (по телефону поступает 90% заказов). Средний чек поездки в сети составляет 100 рублей. За день компания зарабатывает 10 млн рублей, подсчитал в апреле «Секрет фирмы». В 2011 году из компании выделилось дополнительное направление - сервис по диспетчерскому обслуживанию таксомоторных компаний Taxsee .

«Максим» - лидер по количеству городов, но во многих из них он присутствует лишь номинально, уточняет критически настроенный источник Rusbase.

Столичные лидеры

Такси-сервис от «Яндекса» вышел на рынок в 2011 году. Это была инициатива сына основателя корпорации Льва Воложа. Сервис работает только с таксопарками - сейчас у «Яндекс.Такси» 450 партнеров, которые объединяют 30 тысяч машин. В апреле 2015 года они обрабатывали 60 тысяч заказов в сутки. Нынешние оценки варьируются от 100 до 200 тысяч поездок в сутки. Сегодня сервис доступен в 14 городах - в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Краснодаре, Сочи, Владикавказе, Новосибирске, Омске, Перми, Самаре, Туле и Воронеже. С 2016 года «Яндекс.Такси» является отдельной компанией в составе холдинга. Генеральным директором Яндекс.Такси стал Тигран Худавердян, который руководит сервисом с 2014 года, а до этого руководил направлением мобильных продуктов «Яндекса».

Тигран Худавердян

Расплатиться за поездку можно наличными или банковской картой. Комиссия для таксопарков составляет 11% + НДС, средний чек поездки в Москве - 533 рубля. Также агрегатор предлагает рынку профессиональный программный комплекс для служб такси «Яндекс.Таксометр», в который входит программа для таксопарков и мобильное приложение для водителей. Как указано на сайте продукта, к нему подключены 1000 компаний и 200 тысяч авто по всей стране. В январе 2015 года «Яндекс» купил сервис «Рос.Такси», который позволяет таксопаркам принимать заказы, координировать работу водителей и вести отчетность.

Израильский предприниматель Шахар Вайсер пришел в Россию со своим сервисом GetTaxi в 2012 году. Сейчас такси Gett (обновленное название) можно заказать в 10 городах России - Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Сочи, Екатеринбурге, Красноярске, Самаре, Ростове-на-Дону и Краснодаре. По Москве средний чек составляет 400–500 рублей, комиссия Gett равна 15%. Это больше, чем у «Яндекса», но и функционал у Gett шире - помимо агрегации и поддержки пользователей, компания занимается наймом и подготовкой таксистов.

Сервис работает с таксопарками и частными водителями, у которых есть лицензия на пассажирские перевозки. Всего в системе Gett доступно около 20 тысяч машин. Российское подразделение компании возглавляет Виталий Крылов.

Знаменитый американский стартап занялся российским рынком в конце 2013 года. Он работает с частными водителями, на машинах которых отсутствуют опознавательные знаки такси. Для подключения к системе Uber необходима лицензия. Данные о числе водителей и взимаемой с них комиссии Uber принципиально не раскрывает.

Сервис запущен в 7 городах - в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Новосибирске, Ростове-на-Дону и Сочи. Российским офисом скандального единорога руководит Дмитрий Измайлов. «Нас интересуют все города с населением больше 100 тысяч человек», - рассказывал он в интервью Rusbase.

ООО «Сити-Мобил» - один из крупнейших столичных перевозчиков, который работает с частными водителями. Предприниматель Арам Аракелян вместе с партнерами создал компанию в 2007 году. Служба «Ситимобил» одной из первых внедрила софт для автоматизированного распределения заказов между ближайшими машинами, сократив время ожидания до 10 минут. Сейчас с ней работает более 20 тысяч таксистов, которые платят сервису 15% комиссии. «Ситимобил» - партнер «Яндекс.Такси», поэтому водители сервиса принимают заказы от обеих систем. В 2014 году «Ситимобил» доставалось 10% заказов Москвы. Также сервис работает в Краснодаре, Ростове-на-Дону и Казани, а в дальнейшем планирует покорить страны СНГ.

«Российская биржа такси»

В 2008 году партнеры Виталий Махинов и Владимир Чирков запустили первый в России b2b-агрегатор заказов такси для таксопарков и диспетчерских служб - Российскую биржу такси (РБТ). История началась с 15 партнеров, которым предлагалось меняться «неудобными» заказами между собой. На данный момент к системе РБТ подключено более тысячи таксомоторных парков и диспетчерских служб, а также более 50 тысяч водителей. Каждый день через РБТ проходит более 10 тысяч заказов в день. Гендиректор РБТ - Руслан Калинов.

Что будет дальше?

Куда едет российский рынок такси? Опрошенные нами участники рынка сходятся на том, что на смену жесткой конкуренции приходит кооперация на почве инноваций. Причем в основе этих изменений лежит снижение издержек. Новые игроки приносят в отрасль свежие идеи и перетягивают пассажиров не у других такси, а у общественного транспорта (помогая его разгрузить). Они пересаживают на такси тех, кому оно раньше было не по карману.

Аутсорсинг и разделение ролей оптимизируют расходы компаний. Таксопарки будут отвечать за автомобили и водителей, гибкие технологические компании - за маркетинг, продажи и логистику. В регионах это будет реализовано тогда, когда там будет достаточно смартфонов. В такси приходят технологии и идеи из смежных рынков: грузоперевозок, навигации и мониторинга дорожного движения. Технологическое сотрудничество поможет преодолеть кризис отрасли такси, подчеркивают эксперты.

22 марта — Всемирный день такси. Журналист портала Юга.ру изучил историю возникновения такси в России и трансформацию этого бизнеса под влиянием новых технологий.

XVII- XIX столетия: конный экипаж

Первые организованные платные перевозки пассажиров в конных экипажах появились в Великобритании в XVII веке. Именно здесь в 1639 году была оформлена первая лицензия на извоз.

В царской России Москва стояла в центре пересечения торговых путей. В городе было несколько вокзалов, с каждым годом росло количество извозчиков, тарифы и заказы уже нужно было регулировать, организовывать стоянки. Так в ХIХ веке возник российский прообраз системы такси.

XX век: бензиновый двигатель

Появление бензиновых двигателей навсегда изменило пассажирские перевозки. С 1905 года такси-бум начался во всем мире. Таксомоторы заполонили улицы крупнейших городов Европы и Америки. Первый в России наемный автомобиль со счетчиком-таксометром был зарегистрирован в Санкт-Петербурге в 1906 году.

В 1917 году, после революции, количество такси в Москве резко сократилось, таксисты почти исчезли как профессиональное сообщество. В 1924 году Моссовет закупил 200 новых автомобилей марки Renault и Fiat для использования их в качестве такси.

Частных извозчиков тогда не было, роль собственника и управляющего таксопарком исполняло государство, поэтому не было и конкуренции. Качество обслуживания страдало, вызвать такси было невозможно, не хватало автомобилей. Но таксомоторные перевозки приносили хорошую прибыль в городской бюджет, и эти недостатки стремились устранить. В середине 30-х годов в Москве начали появляться первые легковые ГАЗы, таксопарк вырос в несколько раз, заказать такси стало проще. Чуть позже начался выпуск легковых ЗИСов, а в послевоенные годы основными автомобилями такси стали автомобили «Победа».

В период позднего Советского Союза главным автомобилем такси был ГАЗ-24 — «Волга» желтого цвета с шашечками, производившийся на Горьковском автомобильном заводе с 1967 по 1985 год. Зеленый фонарик на лобовом стекле сигнализировал о том, что машина свободна. Впрочем, ездить на такси все равно было дорого и не всегда удобно. К примеру, чтобы добраться до аэропорта, заказывать такси нужно было заблаговременно, чуть ли не за полсуток до вылета. А в период перестроечного «сухого закона» и дефицита спиртного у таксистов всегда можно было нелегально купить водку по двойной цене, это знали все.

Все изменилось с исчезновением СССР. В современной России появилось частное предпринимательство, в том числе множество фирм, оказывающих услуги такси. Многие давно сошли со сцены, но есть компании, чей бизнес процветает. Хороший пример — Fasten, представленный на рынке брендами «Сатурн», RedTaxi и рядом других. Компания родом из Краснодарского края менялась с появлением новых технологий и к настоящему моменту выросла в крупного оператора, который работает на территории России и за рубежом.

В 1998 году Евгений Львов основал в Тимашевске «Такси Сатурн». Он начал с собственного автопарка из четырех автомобилей, оборудованных рациями. Существовали определенные технические ограничения — радиоканал вмещал не более ста водителей, и масштабировать это было сложно. Это неудобство полностью проявилось, когда компания вышла на большой рынок Краснодара.

XXI век: смартфоны, Java , мобильные приложения

Технологический скачок, существенно повлиявший на отрасль пассажирских перевозок, — повсеместное распространение сотовой связи в ХХI веке. Индустрия такси начала использовать специальные программные продукты для мобильных телефонов, созданные на языке Java. Эта технология обеспечивает связь между диспетчерами и водителями по сотовым телефонам или КПК. Java помогла разгрузить радиоэфир, избавить службу от раций и ускорить раздачу заказов. Теперь операторы и водители смогли обмениваться друг с другом шаблонными сообщениями через особый канал связи. Оказалось, так в несколько раз быстрее, чем когда водитель и оператор объясняются друг с другом на словах.

«Такси Сатурн» ввело в своей работе технологию Java в 2006 году. Диспетчер и водитель смогли быть на связи на больших расстояниях, кратно вырос поток клиентов. «Такси Сатурн» начало оказывать услуги на курортах Кубани и за пределами края, на территории ЮФО.

Еще одна революция в отрасли произошла с распространением смартфонов в конце нулевых. Таксопарки ушли в прошлое, а такси превратились в высокотехнологичные компании, построенные на логистике и эффективности. Созданное в Краснодарском крае «Такси Сатурн» ежедневно обеспечивает десятки тысяч поездок более чем в 40 городах, при этом не имея ни одного собственного автомобиля или штатного водителя. Мобильное приложение обеспечивает необходимый контакт и рассчитывает стоимость заказа. Таксист, который, по сути, сам является клиентом, платит определенную абонентскую плату или фиксированную сумму от каждого рейса за безлимитный допуск к базе заказов. Затем «самозанятый» водитель — партнер компании на личном автомобиле выходит на линию в удобное для себя время. Все в выигрыше — пассажир, который платит недорого и привыкает к мысли об удобстве перемещений на такси; водитель, для которого такси может служить как подработкой, так и основной работой; город, где люди меньше пользуются личным автотранспортом.

Выход бизнеса, созданного в Краснодарском крае, на федеральный и даже международный уровень стал приятной традицией. Компания «Тандер» за несколько лет стала одним из крупнейших ретейлеров мира. Созданная в небольшом городке служба «Такси Сатурн» переросла в международный сервис Fasten, работающий не только в России, но и на Украине и в США.

За три с лишним века такси полностью изменилось. Вместо конных экипажей — комфортабельные автомобили, вместо стоянок такси — вызов за 20 секунд по мобильному, вместо «торговли» с «шефом» — удобные и прозрачные тарифы и круглосуточные службы поддержки. Но центральной фигурой был и остается простой водитель.

Подключенные к платформе водители — наш главный актив. Поздравляю с профессиональным праздником и желаю «ни гвоздя, ни жезла»— а много выгодных заказов мы обеспечим!

основатель «Сатурна» и RedTaxi Евгений Львов

Табличку с таким текстом повесил на свою машину некий московский владелец в 1907 году.

Увы, с началом войны, а затем и революции, отечественный платный извоз пассажиров резко спал, а затем и вовсе сошел на нет.

В дни, когда российских таксистов срочно призывали в армию, а машины реквизировали для военных нужд, их французские коллеги совершили подвиг. Эта операция вошла в хрестоматии, ей посвящены миллионные тиражи сувениров, книг, бесчисленное множество газетных статей. Когда осенью 1914 года немцы прорвали оборону французов и возникла угроза захвата Парижа, за одну ночь 1200 таксомоторов перебросили на фронт у реки Марна свыше 6500 солдат. Столицу отстояли, "марнское такси" вошло не только в анналы национальной истории, но и стратегии как не предусмотренный никакими уставами способ переброски войск.

Что же до исконного назначения такси, как бы оно ни называлось в разные эпохи, то с французами, бесспорными лидерами в этой сфере в начале ХХ века, до сих пор спорят англичане. Франция настаивает, что само слово "фиакр", означавшее когда-то "наемный экипаж", пошло из городка Мо, а точнее, от местной часовни Святого Фиакра, покровителя цветоводов. Мол, именно на соседнем постоялом дворе некий Соваж завел в XVII веке двухместные конные повозки для перевозки земляков. А поскольку каждую украшало изображение святого, язык, всегда стремящийся к упрощению, окрестил экипажи "фиакрами".

Англия противопоставляет расплывчатому XVII веку точный год создания аналогичной службы - 1639-й. Тогда извозчики четырехколесных повозок, коучмены, получили лицензию на частный извоз. А в середине XIX столетия тяжелые кареты уступили место на улицах легкому двухместному открытому транспорту, кабриолетам, и производная от этого термина "кэб" в ходу по сей день. Помните сериал о Шерлоке Холмсе и высоко сидящего на козлах кэбмена? Ему пришлось расположиться так, чтобы различать на темных улицах Лондона таблички с номерами домов.

Впрочем, если в чем-то и сходятся позиции английских и французских историков такси, то компромисс выглядит так: родина наемного экипажа все-таки Англия, а уж Франции принадлежат лавры создательницы такси моторизованного. И англичане сквозь поджатую губу признают, что первым таксомотором в их столице была некогда французская машина марки Unic. Правда, замечают при этом, что одновременно в Лондоне работали 70 электрокэбов Bersey, предтечи всех нынешних электромобилей. С электотягой ничего путного тогда не вышло, но это, мол, потому, что она опередила свой век.

Когда стало ясно, что не всякий автомобиль подходит для службы в такси, настал звездный час компании Renault. Именно она стала массово выпускать таксомоторы ярких зеленого или красного цветов с таксометром, счастливо изобретенных немцем Вильгельмом Брюном. С закрытой пассажирской кабиной и открытой водительской. С водителями, одетыми в длинные непромокаемые кожаные пальто, с фуражкой почти армейского образца на голове. Если кто помнит, такого рода головной убор, да еще с угловатым покроем на манер фуражек нью-йоркской полиции, вдруг стали носить московские таксисты в 1970-х годах.

Возрождать такси Россия, ставшая уже советской, начала с 1925 года. Видимо идея наемного экипажа вместо частнособственнического, то есть вредного в бесклассовом обществе, пришлась хозяевам страны. Машины, понятно, пришлось покупать у капиталистов, у компаний Renault и Fiat. Поскольку стоил часовой проезд на таксомоторе 4 рубля 50 копеек при средней месячной зарплате чуть больше 21 рубля, удовольствие было не из дешевых.

Образцовой таксомоторной службой считается английская лондонская. Ее водители не только платят большие деньги за лицензию на частный извоз, но и сдают сложный экзамен на знание британской столицы. GPS-навигатором пользуются только 2-3 процента из них - настолько хорошо знают город. Консервативного вида "кэбы" обязаны без особых проблем отработать 10-12 лет и пробежать 800 тысяч километров. На деле же многие машины накрутили уже по миллиону километров и прослужили более четверти века.