Где находится датчик холостого хода ваз 2109. Основные неисправности силовой установки

Если у вас инжекторный двигатель на ВАЗ 2109-2108, то за стабильную работу холостых оборотов отвечает регулятор холостого хода. Этот датчик, если его можно так назвать, находится непосредственно на самом дроссельном узле. Чтобы выполнить его демонтаж и последующую замену с установкой нового, понадобится:

  • Пара отверток: желательно иметь одну короткую и длинную крестовую
  • Магнитная телескопическая рукоятка

Итак, первым делом необходимо отсоединить штекер с проводами питания от РХХ ВАЗ 2109-2108, предварительно отогнув пластиковый фиксатор. Наглядно это представлено на фото ниже:

После этого при помощи отверток отворачиваем два болтика крепления регулятора холостого хода, что более наглядно продемонстрировано на приведенных ниже снимках:

И теперь можно аккуратно и без лишней суеты вынимать этот датчик из отверстия в дроссельном узле:

Прежде чем покупать новый РХХ на ВАЗ 2109-2108, необходимо взглянуть на маркировку того, что был установлен. Брать нужно такой же, чтобы не было проблем с совместимостью ЭБУ.

Что касается цены, то на данную деталь она составляет порядка 300 рублей, но может отличаться в большую или меньшую сторону, в зависимости от производителя или места покупки. Установка проходит в обратной последовательности и не займет много времени.

2109 инжектор может быть демонтирован и заменен собственноручно. Это важное действие, потому что без холостого хода транспортное средство не будет «полноценным» и принесет кучу неприятностей особенно в больших городах, где придется замедлять ход на каждом светофоре и пешеходном переходе. В данной статье будет освещен вопрос о его неполадках и замене, а также о замене датчика заднего хода, ведь это не менее важное устройство.

[ Скрыть ]

Характеристика контроллера ХХ

Эта деталь предназначена для того, чтобы уменьшить время прогревания мотора. Во время этой операции зачастую быстро снашиваются трущиеся детали. Так вот: ДХХ предназначен еще и для того, чтобы уменьшить соприкосновение и износ. Монтируется этот прибор в дроссельный узел, который находится в моторном отсеке в левой части мотора.

Назначение и принцип работы

Основные компоненты прибора:

  • шаговый электрический двигатель;
  • конусная игла, совмещенная со штоком;
  • пружинистая деталь.
Датчик холостого хода

Как показано на фотографии, у прибора есть блоки. Красным выделен главный механизм – датчик холостого хода ВАЗ 21099 инжектор. Серым цветом видна регулировочная деталь, которая контролирует частоту оборотов мотора. Синим – устройство, предназначенное для считывания информации о скорости вращения коленвала. Если работа идет в холостую, воздушный поток в главные цилиндры поступает по специальным каналам.

Зеленый цвет на данной схеме отвечает за сравнение в электронном блоке. Здесь учитывается частота вращения мотора в соответствии с реальным числом оборотов.

Датчик температуры охлаждающей жидкости также получает необходимый сигнал. Пока схема сравнения не получит нужную информацию, двигатель будет работать на повышенных оборотах. В это время воздух регулируется при помощи конусной части иглы. Нарушение подачи воздуха часто приводит к поломкам и полной остановке мотора.

Делая вывод, можно сказать, что в двигатель попадает определенное количество воздуха, — ровно столько, сколько нужно для эксплуатации в подходящем режиме. Этот объем учитывается специальным воздушным расходрометром. Он передает информацию на контроллер, который в зависимости от значения готовит нужной концентрации смесь. После этого она впрыскивается через форсунки инжектора в сеть автомобиля. Можно узнать, где находится датчик холостого хода на ВАЗ 21099 инжектор на фото ниже.

Типичные неисправности

К популярным и частым поломкам датчика холостого хода ВАЗ 2109 карбюратор и инжектор относятся следующие:

  • сбой в работе мотора;
  • отказ от действий при отпущенной педали газа;
  • бесконтрольные холостые обороты, даже когда прогрет двигатель;
  • когда выключается передача, глохнет двигатель;
  • при холодном моторе коленвал не увеличивает вращения (автор видео — Devyatochka.remont).

Руководство по замене датчика ХХ

Перед тем, как приступить к замене, стоит провести диагностику с помощью специального прибора – мультиметра. Чтобы это сделать, нужно ввести в приборе значение измерения напряжения и провести диагностику сети автомобиля на предмет разрыва узлов и других неисправностей. При этом щупы ставятся на клеммы АКБ и показывают напряжение в 12В.

Выключив зажигание нужно разъединить провода с ДХХ. При этом щуп мультиметра подсоединяется к основной массе машины. Далее нужно включить зажигание, и при помощи второго щупа проверить наличие напряжения в выводах на разъеме. Если оно ниже 12В или отсутствует, значит, случился обрыв цепи.

Чтобы демонтировать прибор, нужно взять отвертку с крестообразным наконечником и снять два фиксирующих винта.


Замена ДХХ с помощью крестообразной отвертки

Выкрутив левый винт, осторожно оттянуть регулятор на себя и открутить второй винт.
После этого нужно очистить воздушный канал от грязи и пыли, а также продуть установочное для регулятора место.

После этого деталь собрать в обратном порядке. При этом лучше всего само устройство калибрировать, а уплотнительное кольцо перед установкой смазать моторным маслом. Расстояние между прибором и острием иглы должно быть 23 мм.

Характеристика датчика ЗХ

Если с ЗХ происходят неполадки, нужно тут же обратить внимание на лампочки и сам датчик.

Назначение и принцип работы

Главная задача этого прибора – включить сигнализационные фонари, оповещающие людей о том, что машина совершает движение задним ходом. Ясно, что если устройство будет непригодно, могут возникнуть аварии.

Датчик заднего хода ВАЗ 2109 работает таким образом: при переключении передачи вилка включения прижимается к прибору. Таким образом создается замыкание провода и включается лампочка, которая информирует о ходе транспорта назад.

Типичные неисправности

Самые популярные неполадки таковы:

  1. Сгорели лампочки. Если это произошло, нужно ее изъять и проверить при помощи мультиметра.
  2. Нарушение контактов.
  3. Прибор не будет работать при плохом контакте регулятора, а также при плохой изоляции контактов. Нарушение изоляции грозит возникновением замыкания.
  4. В случае поломки нужно убедиться, что предохранитель в монтажном блоке в нормальном состоянии. Если он поврежден или оплавился, стоит произвести немедленную замену.
  5. Если вышел из строя сам прибор, а симптомы неисправности таковы, что не будут работать все фонари или, наоборот, работать беспрерывно, нужно заменить его новым.

Руководство по замене регулятора заднего хода

Перед заменой лучше всего убедиться в том, что датчик действительно неисправен и нужно покупать новый.

Для диагностики необходимо сделать следующее:

  • поднять машину и оставить ее на подпорках;
  • найти на коробке передач (картере) датчик и включить заднюю передачу;
  • проверить проводимость между клеммами 1-3 и 2-4 на задней передаче, а затем на нейтральной;
  • в коробке передач не должно быть проводимости, как и в других положениях.

Замена датчика заднего хода ВАЗ 2109 подвластна любому автолюбителю.

Для начала нужно поднять машину и откинуть клемму «минус» с АКБ. Затем слить масло и снять с картера защиту. Около коробки передач находится нужный регулятор. Необходимо отключить его колодку от коробки переключения скоростей, затем открутить прижимной болт, которым удерживается регулятор в картере. Он немного похож на свечу зажигания. Регулятор имеет провод и кнопку, замыкающую контакты.

Новую деталь необходимо установить на старое место, где находился вышедший из строя регулятор. Закрепить его необходимо сперва вручную, а затем при помощи специальных крепежных болтов. После этого подключить колодку с проводами, тем самым обеспечив регулятору питание.

После этого можно возвращать в коробку передач жидкость. Еще можно заменить смазочный материал в картере. Далее вернуть защиту, и подключить минусовую клемму на АКБ.

На инжекторный ВАЗ 21099 (2109) устанавливается датчик холостого хода, для того чтобы ускорить прогрев холодного двигателя и уменьшить износ трущихся деталей при прогреве и поддержания холостых оборотов двигателя, его механики сокращённо называют ДХХ. Этот прибор устанавливается в дроссельный узел, который можно увидеть в левой части мотора, если на него посмотреть сверху.

КАК ОН УСТРОЕН

В устройство этого прибора входят три основные детали:

  • Электродвигатель шаговый;
  • Игла конусная совмещённая со штоком;
  • Пружинка.

Схема прибора показана на рисунке.


Принцип работы регулятора холостого хода заключается в следующем. На схеме прибора обозначены блоки:

  1. Красным цветом обозначен исполнительный механизм, это непосредственно датчик холостого хода на инжекторный ВАЗ 2109;
  2. Под объектом регулирования, который закрашен в серый цвет, понимают частоту оборотов мотора;
  3. Синим цветом, обозначены датчики, которые считывают частоту и скорость вращения коленчатого вала. Когда мотор работает на холостом ходу, воздух в цилиндры поступает по каналам байпаса, а за их ширину отвечает датчик ХХ. Контроль количества поступающего воздуха возлагается на датчик, которым определяется его массовый расход. По этим данным блок управления мотора подаёт нужное количество бензина;
  4. Зелёным цветом обозначили схему сравнения, которая находится в электронном блоке. Она предназначена для сравнения заданной частоты вращения мотора с его реальным числом оборотов. По её команде происходит открытие или закрытие канала байпаса для поддержания заданного числа оборотов двигателя;

Схема сравнения получает сигнал и от датчика температуры охлаждающей жидкости. Пока она не достигнет рабочей температуры, по команде этого блока, двигатель будет работать на повышенных оборотах. Регулирование потока поступающего воздуха происходит конусной частью иголки. Она с помощью электродвигателя может задвигаться или выдвигаться, тем самым открывать или прикрывать канал поступления воздуха.

Работая по такой схеме, инжекторный мотор в любой момент своей работы, получает только нужное в данный момент количество воздуха. Его излишки или недостача воздуха вызывают нарушения в работе силового агрегата, иногда приводящие к полной остановке двигателя.

КАКИЕ ПРИЗНАКИ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ О НЕИСПРАВНОСТИ ДХХ

Любого водителя, опытного или начинающего, должны насторожить необычное поведение мотора во время его работы. Это могут быть такие явления:

  1. Неустойчивая работа или полная остановка мотора. Отказ в работе при отпущенной педали газа;
  2. При полностью прогретом моторе, холостые обороты самопроизвольно то повышаются, то понижаются;
  3. После выключения передачи происходит полная остановка двигателя;
  4. Во время пуска холодного двигателя, не наблюдается повышения частоты вращения коленчатого вала;
  5. При подключении других мощных потребителей электроэнергии, уходят вниз обороты мотора.

При появлении любого из них, а то и нескольких признаков одновременно, нужно обратить внимание на работоспособность ДХХ.

КАК ПРОВЕРЯЮТ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ДХХ

Этот датчик не снабжён элементами самодиагностики, как некоторые другие, поэтому сигнала на табло о его неисправности не будет. С одной стороны это облегчает поиск неисправного узла, а с другой стороны для проверки его работоспособности нужен измерительный прибор. Хорошо подходит китайский цифровой мультиметр, стоимость его небольшая, она по «карману» любому владельцу машины. Если у вас есть подобный прибор, то можно приступить к проверке его работоспособности.

Проверка датчика холостого хода на ВАЗ 2109 инжекторного типа, выполняется таким образом:

  1. Прибор ставится в положение для измерения напряжения, и проверяют бортовую сеть автомобиля. Щупы прибора, установленные на клеммы аккумулятора, должны показать напряжение немногим больше, чем 12 Вольт;
  2. При выключенном зажигании отключают разъём с проводами от ДХХ. Для этого нужно пальцами надавить на фиксатор на пластиковом корпусе разъёма.


Это наглядно видно на фото слева. Отключать или подключать датчик нужно только при выключенном зажигании, чтобы избежать выхода из строя электроники блока управления. Щуп измерительного прибора подключается к массе машины. Включают зажигание и вторым щупом проверяют наличие напряжения в выводах на разъёме, которые обозначены на фото буквами A и D. Это хорошо видно на правом фото. Оно должно быть не менее чем 12 Вольт. Если оно значительно ниже, или отсутствует совсем, то виновником может быть обрыв питающих проводов или выход из строя электроники в блоке управления работой мотора.

На фото хорошо видно, где находится датчик холостого хода.


Чтобы его снять, нужно воспользоваться крестообразной отвёрткой и отвинтить два крепящих его винта.


  • На фото отчётливо видно и место где находится РХХ. Винт, который ближе к патрубку, имеет «плохую привычку» теряться. чтобы этого не случилось, сперва вывинчивают левый винт. Легонько тянут ДХХ на себя и выкручивают винт с правой стороны. В таком случае он останется в отверстии корпуса и не выпадет ;
  • Измерительный прибор ставят в положение для измерения сопротивления. Щупы подносят к выводам А и В, а затем к С и D. Прибор должен показать примерно 52 Ома. Это рабочий параметр. Если измерить сопротивление между выводами А и С, а затем В и D, показания должны быть в районе бесконечности. Если это не так, то ДХХ нужно заменить.

Ещё можно проверить ДХХ «на ощупь». Делают это таким образом. На снятом ДХХ, но с подключенными проводами, пальцем нужно слегка придавить выступающую часть конусной иглы. При включении зажигания она должна толкнуть палец. Если толчка не последовало, датчик неисправен. Сомнений в неисправности ДХХ не осталось, приступаем к его замене.

Перед тем как будет проведена замена датчика холостого хода на инжекторном ВАЗ 21099, несколько слов о выборе нового ДХХ. Механики, которые занимаются такими системами, хорошо отзываются о приборах, производимых компанией «Омега». Также неплохие результаты показали ДХХ с маркой «КЗТА». При покупке последнего, нужно учитывать конечную метку регулятора. Нужно приобретать датчик с такой меткой, которая имеется на сломанном приборе. Стоимость датчика может находиться в пределах 500 – 700 рублей. Датчик новый имеется, можно его установить.

КАК ПРАВИЛЬНО УСТАНОВИТЬ НОВЫЙ ПРИБОР

О том, как снимают прибор, мы уже рассмотрели, поговорим о его установке.

Перед установкой нового прибора, нужно осмотреть и прочистить воздушный канал и установочное место ДХХ.

Установка производится в обратном порядке от его снятия. Уплотнительное резиновое кольцо перед установкой слегка смазывают моторным маслом. Сам прибор перед установкой необходимо калибровать. Расстояние от его корпуса до кончика конусной иглы должно быть равно 23 мм.

Для его корректировки на контакт «D» подают «+» от аккумуляторной батареи, а на вывод «С» кратковременными касаниями подаётся «минус» бортового питания. Так небольшими шагами игла выдвигается в крайнее положение и снова контролируется установочный размер. Когда будет получен нужный параметр вылета иглы, ДХХ устанавливают на своё место.

Как видите, процесс проверки, регулировки и замены прибора доступен, и сложностей особых трудностей не вызывает, поэтому такую работу можно выполнять самостоятельно.

Регулятор холостого (РХХ) необходим для поддержки стабильных холостых оборотов двигателя, а также для его более быстрого прогрева. РХХ располагается в дроссельном узле с левой стороны. Состоит регулятор холостого хода из трех основных компонентов: штока с конусной иглой на конце, пружины и шагового электродвигателя.

Принцип работы РХХ заключается в следующем: канал имеющийся в дроссельном узле проходит в обход дроссельной заслонки. Когда мотор работает, датчик оборотов коленвала сообщает контроллеру о количестве об/мин коленчатого вала. Руководствуясь определенными алгоритмами и расчетами, контролер принимает решение о необходимости открытия или закрытия проходного сечение этого самого обходного канала, после чего сообщает о своем решении регулятору холостого хода. РХХ в свою очередь делает все от него зависящее, то есть выдвигает или наоборот втягивает шток с иглой на конце, меняя диаметр проходного сечения.

Основные неисправности регулятора холостого хода:

  1. Неустойчивая работа двигателя на холостых оборотах.
  2. Не заводится двигатель при нажатой педали "газа" (свидетельство того, что игла полностью закрыла канал).
  3. Самопроизвольное повышение или понижение оборотов прогретого мотора.
  4. Мотор глохнет при выключении скорости.
  5. После запуска холодного двигателя не происходит повышение оборотов
  6. Падение оборотов при включении мощных потребителях энергии (фары, печка и т.д.).

Чтобы заменить регулятор холостого хода ВАЗ 2109 не обязательно ехать на СТО, это вполне реально сделать своими руками.

Статьи по теме:

Замена РХХ ВАЗ 2109 - детальная инструкция

1. Как и в большинстве случаев связанных с ремонтом двигателя отключаем питание, для этого необходимо снять минусовую клемму с .
2. Далее нажмите на пластиковый фиксатор-защелку и достаньте колодку с проводами от регулятора холостого хода, который установлен в дроссельный патрубок.

3. Открутите два крепежных винта и снимите РХХ ВАЗ 2109 с дроссельного патрубка. Иногда во время выполнения могут возникнуть некоторые сложности, к примеру - винт, тот который ближе к ресиверу он при выкручивании может выпасть. Поэтому первым выкручивайте левый винт слева, затем аккуратно, потянув регулятор холостого хода к себе, выкрутите правый винт. Таким образом, когда выбудет извлекать регулятор, винт будет оставаться во фланце.

4. Вот и вся замена регулятора холостого хода ВАЗ 2109 , теперь установите датчик в обратной последовательности. Чтобы упростить процедуру монтажа капните несколько капель моторного масла на уплотнительное кольцо.

Когда РХХ ВАЗ 2109 установлен, необходимо чтобы произвел его калибровку, он происходит в автоматическом режиме:

  1. Оденьте "-" клемму на место.
  2. Включите зажигание, не запуская при этом двигатель, на секунд 5-10д.
  3. Теперь можете выключить зажигание, калибровка завершена, машина готова к эксплуатации.

Внимание!!! Если вы не снимали клемму во время замены РХХ ВАЗ 2109, то ЭБУ не откалибрует регулятор холостого хода.

Датчик холостого хода ВАЗ 2109, 21099 – это специальное устройство, которое служит для регулировки количества воздуха, и его подачи в камеру сгорания, в момент работы двигателя на холостых оборотах. Он устанавливается на системах питания: карбюратор и инжектор. Но, поскольку ВАЗ 2109 и 21099, в основном инжекторные, мы рассмотрим в данной статье именно установку датчика на данном типе системы питания.

Датчик холостого хода, состоит из нескольких деталей, а именно: электродвигатель, клапан, шток, запорная игла и пружина. В процессе движения автомобиля, клапан устройства находится в неподвижном состоянии. А в момент, как только инжектор переходит на холостые обороты, и дроссельная закрывается, клапан начинает работать, и качать воздух, в обход закрытой заслонки.

Электродвигатель, принудительно приводит в движение клапан, во время холостого хода. Шток, служит для соединения электромотора с клапанном, и передачи на него поступательно-возвратных движений. Запорная игла, в свою очередь, перекрывает поток воздуха в тот момент, когда инжектор ВАЗ 2109, 21099 получает обороты на включенной передаче.

Основные неисправности

Так как датчик холостого хода, имеет в своем устройстве множество подвижных механизмов, он склонен к поломкам. Но, поскольку он относится к системе питания двигателя, симптомы его неисправности будут очень схожими с остальными устройствами данного узла. Как же определить, что неисправен именно датчик холостого хода?

Если во время того, когда инжектор ВАЗ 2109 и 21099 работает вхолостую, обороты плавают, и двигатель работает не стабильно, или вовсе глохнет, то это, первый признак неисправности данного устройства.

Второй признак – когда двигатель ВАЗ 2109, 21099 заводится «на холодную», холостые обороты держатся в пределах 600 – 800 об/мин, и не поднимаются выше, а при нажатии на педаль газа, мотор вовсе глохнет.

Последний симптом того, что датчик холостого хода неисправен, является то, что инжектор глохнет во время работы, при выключении передачи. Если же обороты плавают, или двигатель полностью глохнет во время работы, на включенной передаче, то причина явно в другом.

Снятие устройства

Если Вы, все-таки, определили, что сломан именно датчик холостого хода, то Вам необходимо будет провести его замену на новый. Для работы по демонтажу данной детали, особых навыков не требуется.

Вышеупомянутый датчик ВАЗ 2109 и 21099, устанавливается на корпусе дроссельного узла, и крепится к нему двумя болтиками, например, как топливный насос. Для того, чтоб снять данное устройство, достаточно открутить два болта крепления, и вынуть жмут проводов, подсоединенных к устройству. Перед выполнением этой работы, рекомендуется отключить аккумуляторную батарею, сняв с нее обе клеммы.

Перед установкой новой детали, обязательно зачистите наждачной бумагой место соединения. Также, при необходимости, нужно заменить прокладку.

Установка нового РХХ

Установка нового устройства на ВАЗ 2109 и 21099, проводится в обратной последовательности: подсоединяем провода, ставим на место крепления, и фиксируем двумя болтами. Но, иногда случаются ситуации, когда после замены, обороты двигателя по-прежнему плавают, и не происходит никаких изменений. Так вот, для того, чтоб избежать такой неприятности, перед установкой, обязательно следует проверить новую деталь.

Для этого, отсоединенный датчик подключаем к мультиметру. Плюсовой провод – к катушке, а минус – на двигатель. Далее, включаем зажигание, и проверяем показания прибора. Если они плавают в районе 12 V, то устройство исправно, и готово к эксплуатации. А вот если показания шкалы прибора показывают 0 V, то однозначно, деталь неисправна.

Если, при такой-же самой проверке, старый, сломанный датчик, будет показывать также 12 V, но при этом, обороты двигателя плавают во время его работы, то старое устройство исправно, и ему нужна прочистка.

Процесс прочистки данной детали, включает в себя полную разборку. Поэтому, это дело лучше доверить специалисту, так как самостоятельное проведение процедуры очистки, может окончательно сломать устройство.

Вывод

Если обороты двигателя, на ВАЗ 2109, 21099, с системой питания инжектор, плавают во время холостого хода, не спешите менять РХХ. Причиной, также, может быть и неисправный ДПДЗ. На более новых моделях – 2110, 2115, и т.д., при неисправности ДПДЗ, загорается лампочка «CHECK ENGINE», которая помогает определить его поломку, так как симптомы у него, с РХХ, абсолютно одинаковые. Ну а на моделях 2109 и 21099, поломка ДПДЗ, определяется при самостоятельной, отдельной проверке.