Газ 21 волга 21р. ГАЗ-М21: технические характеристики, фото. Основные модификации базового седана

«Волга» это – ГАЗ-М21. Этот автомобиль выпускался с ленты завода в течение 14 лет, начиная с 1956 года. Проект на машину был готов еще в 51-ом году. Но, первая модель «Волги» немного устарела и имела некоторые минусы, о которых вслух говорили владельцы авто. Дизайн оставался прежним, усовершенствовались узлы механизмов. В итоге, переделали и дизайн машины. Она выглядела престижно и привлекала своим видом всех любителей машин.

Так выглядит ГАЗ-М21

В то время, когда выпускалась данная машина, дизайн был довольно-таки привлекательный для всего Советского Союза. Хотя, если посмотреть на неё, индивидуальных элементов в этом автомобиле нет. Но, даже при таком солидном виде, к 58-му году Волга потеряла свою индивидуальность, потому как на заводе ежегодно выпускались новые модификации, которые имели не только внутренние перемены, но и внешние.

Машина к тому времени стала выглядеть более официально и более строго. Поэтому, именно этой маркой заинтересовалось правительство Советского Союза. ГАЗ-М21 имел все необходимые внутренние данные для того, чтобы ездить по дорогам СССР. В салоне машины помещалось 6 человек. Сзади был поставлен огромный диван. Двигатель внутреннего сгорания был четырехцилиндровый, коробка переключения передач стояла автомат, взятый у американской фирмы Ford. Кузов автомобиля очень сильно напоминал машину «Победа».

Подвеска также была взята с этой марки машины, потому что она была сделана из металла, который трудно поддавался коррозии, и был сделан из высшей марки железа.


Так выглядит двигатель Газ 21

Предки машины

Первый автомобиль имел тёмно-красную окраску, как вишня. У него стояла коробка переключения передач автоматическая. Внешне автомобиль также очень сильно отличался-решеткой радиатора, бамперами, обтекаемостью кузова. Были некоторые элементы в салоне, которые отличали автомобиль от ГАЗ-М21. В 55-ом году машина получила другую решетку радиатора. В 56-ом году вышло 5 машин. Автомобиль испытывал вся очень долгое время. Для него были созданы самые экстремальные ситуации. В течение осени и зимы Волга прошла 29 000 км. Она проехала Украину, Россию, Беларусь и весь Кавказ. В итоге она появилась в Москве. При таком длинном пути были выявлены недостатки машины, некоторые минусы были сразу же исправлены, но остались и те, с которыми Волга проездила весь свой срок.

Читайте также

Фигурка оленя на Волгу

Первоначально в свет вышли 2 вида Волги. Они отличались и внешне и по «внутренней начинке». В итоге в серийное производство попала модель, которая не была похожа ни на один вид предшественников. Отличалась она, прежде всего, нанесением хрома на отдельные части кузова. Но и это потом стало дополнительной частью машины, за которую требуется доплачивать денежные единицы. Но всё равно внешний вид был уникален, чего только стоили задние двери.

Поколения

Есть 3 серии выпуска «ГАЗ-М21». В основном на всех сериях был похож дизайн машины. Отличия имеют водоотводники на крыше машины. Это было сделано для того, чтобы влага не могла попасть в салон автомобиля.

  • 1 серия. Выпускалась с 56-го года. Она закончилась в 58-ом году. Люди называли эту модель «Волга со звездой». В ней стоял силовой агрегат с машины «Победа». За 25 лет заводом было произведено 30 000 моделей автомобиля.

внешний вид первой серии ГАЗ-21М

  • 2 серия. 59-ый год. Волга претерпела некоторые изменения. В основном они коснулись дизайна. Фонари, приборная панель были другими. Был изменен кузов. В его чертах, возможно, было увидеть американские нотки. Но, с иностранными намеками вышло определенное количество машин. В основном это были с небольшими изменениями. За период производства 2 серии было выпущено 120 000 единиц автомобилей.

Вид Газ 21М второй серии

  • 3 серия. Были изменены бампера и добавлены детали в самом кузове. Решетка радиатора также выглядела по-иному. В итоге машину можно было назвать «лёгкой» из-за модификации кузова. Её часто сравнивали со знаменитой «Чайкой». Также поставили более мощный силовой агрегат. Он теперь был 75 л.с. Коробка передач была снята с производства и полностью заменена на механику.

Так выглядит Газ 21М третей серии

ГАЗ-21
Технические характеристики:
кузов 4-дверный седан (модификация ГАЗ-22 - 5-дверный универсал)
количество дверей 4/5
количество мест 5
длина 4770 мм
ширина 1695 мм
высота 1620 мм
колесная база 2700 мм
колея передняя 1410 мм
колея задняя 1420 мм
дорожный просвет 190 мм
объем багажника 170 л
расположение двигателя спереди продольно
тип двигателя карбюраторный, 4-цилиндровый, с алюминиевым блоком цилиндров и чугунными мокрыми гильзами, верхнеклапанный
объем двигателя 2432 см 3
Мощность 65/3800 л.с. при об/мин
Крутящий момент 167/2200 Н*м при об/мин
Клапанов на цилиндр 2
КП 3-х ступенчатая с синхронизатором 2-й и 3-й передачи
Подвеска передняя независимая, рычажно-пружинная
Подвеска задняя зависимая рессорная
Амортизаторы
Тормоза передние барабанные
Тормоза задние барабанные
Расход топлива 9 л/100 км
максимальная скорость 120 км/час
годы производства 1956-1970
тип привода задний
снаряженная масса 1460 кг
разгон 0-100 км/ч 34 сек

ГАЗ-21 «Волга» - советский легковой автомобиль с кузовом седан. До 1965 года назывался ГАЗ-М21 «Волга». Выпускался серийно с 1956 года (до 1958 года параллельно с ГАЗ-М20 «Победа») по 1970 годы. Общий объем выпуска ГАЗ-21 всех модификаций 638798 экземпляров (по серийному номеру последнего сошедшего с конвейера автомобиля). Стал самым удачным автомобилем отечественной разработки за все годы существования СССР .

История создания

Разработка автомобиля началась в 1952 году. Поначалу работа велась над двумя независимыми проектами ГАЗ-М21 «Звезда» и ГАЗ-М21 «Волга». Первый проект вел художник Джон Вильямс, второй - Лев Еремеев. В 1953 году были построены макеты двух машин. Проект Вильямса выглядел более передовым, но машина Еремеева больше соответствовала реалиям того времени. В дальнейшую разработку будущего автомобиля был принят проект Льва Еремеева. В том же 1953 году ведущим конструктором ГАЗ-М21 был назначен А. Невзоров, который работал под началом главного конструктора Горьковского автозавода Н. Борисова.


В конце зимы или начале весны 1954 года первые прототипы будущей «Волги» были готовы и поступили на предварительные испытания. 3 мая 1955 года три машины - вишнево-красная (прототип 1), синяя (прототип 2) и белая (прототип 3) - выехали из ворот Горьковского завода и отправились на государственные приемочные испытания. Вместе с ними на испытания поступили другие отечественные автомобили и машины иностранного производства того же класса, что и «Волга». Все прототипы отличались друг от друга в деталях, два из них были оснащены автоматической коробкой передач, одна - механической.
Автомобили были испытаны в самых различных дорожных условиях и показали хорошие результаты. Новый автомобиль был экономичней и динамичней «Победы» , превосходил по динамике устаревающий ЗИМ , по надежности и проходимости опередил зарубежные аналоги. Кроме того «Волга» выгодно отличалась от автомобилей зарубежного производства гармоничным дизайном.


Фото: В 1954-ом году началось строительство опытных образцов ГАЗ-21

В мае 1955 года Горьковским заводом был выпущен еще один, четвертый экземпляр «Волги». Он был передан на Муромский радиозавод для отладки радиоприемника А-9, которым комплектовался автомобиль (в некоторых вариантах). Летом 1955 года все прототипы, кроме первого, были немного модернизированы, получив новую решетку радиатора (со звездой).
Первая серия из пяти автомобилей была собрана на заводе в октябре 1956 года. 10 октября 1956 года из заводских ворот выехали первые три «Волги», которые можно назвать серийными. Пять новых машин присоединились к прототипам 1,2 и 3, чтобы принять участие во всесторонних испытаниях в конце 1956 года. Эти пять серийных машин оснащались двигателями от ГАЗ-М20, форсированными до 65 л.с. для установки на экспортный вариант джипа ГАЗ-69 . Автомобили оснастили механическими коробками передач. Окончательные испытания «Волги» проходили в таксопарках в условиях интенсивной эксплуатации, что позволило быстро устранить многие «детские болезни» новой машины.

Модификации ГАЗ-М21 в рамках «выпусков»

Автомобиль ГАЗ-М21 «Волга» первого «выпуска» - производился с 1956, по ноябрь 1958 годов. До конца 1957 года комплектовался нижнеклапанным двигателем с рабочим объемом в 2,42 л (2420 куб. см), мощностью 65 л.с. при 3800 оборотах в минуту. Позаимствованный у «Победы», этот двигатель был форсирован путем увеличения рабочего объема (расточкой цилиндров) и степени сжатия. Всего с таким мотором было выпущено 1100 экземпляров «Волги».
ГАЗ-М21Г - помимо форсированного двигателя от ГАЗ-М20 «Победа» оснащался позаимствованным у автомобиля «ЗИМ» задним мостом с укороченными полуосями и их кожухами. Отличительной особенностью всех машин первого «выпуска» является выведенный на кузов «плюс» системы электрооборудования.
ГАЗ-М21Б - автомобиль с форсированным двигателем от «Победы», модификация для такси с упрощенной отделкой. ГАЗ-М21 - выпускался с 1957 года с новым двигателем ЗМЗ-21 Заволжского моторного завода (специально построенного для выпуска «волговских» двигателей). Двигатель имел рабочий объем 2,445 л и мощность в 70 л.с. Мотор был верхнеклапанным, целиком алюминиевым (основные детали - картер, блок цилиндров, патрубки) и для своего времени отличался множеством прогрессивных решений. Также на модификацию под индексом М21 устанавливалась автоматическая трехступенчатая коробка передач с гидротрансформатором.
ГАЗ-М21В - серийный автомобиль с двигателем ЗМЗ-21.
ГАЗ-М21А - такси с двигателем ЗМЗ-21 (на базе ГАЗ-21В).
ГАЗ-М21Д - экспортная модификация с форсированным до 80 л.с. двигателем и механической КП. Оформление дополнено поясным хромированным молдингом.
ГАЗ-М21Е - экспортная модификация с двигателем 80 л.с. и автоматической КП.
Автомобиль ГАЗ-М21 второго «выпуска» производился с 1959 по 1962 годы. «Выпуск» 1958-1959 годов считают переходным. Изменения внедрялись постепенно и касались оформления кузова, увеличения колесных арок передних крыльев, изменения электропроводки («переполюсовка» в 1960-м году, на кузов стал подаваться «минус», что уменьшило потери тока и интенсивность коррозии металла). Общий объем производства автомобилей второго «выпуска» составил 160 тысяч экземпляров.
ГАЗ-М21И - базовая модель.


ГАЗ-М21А - такси.

ГАЗ-М21 - автомобиль с АКП. Неизвестно, выпускался ли он в действительности (информация об этом отсутствует).
ГАЗ-М21Е - еще одна модификация с АКП, выпущенная очень ограниченной серией.
ГАЗ-М21У - модификация «люкс» с улучшенной отделкой, но с обычным двигателем.


ГАЗ-М21К - экспортная модификация с двигателем 75 или 80 л.с. и дополнительными элементами отделки (хромированные вставки). Автомобиль ГАЗ-М21 третьего «выпуска» производился с 1962 по 1970 годы. Машина получила новую решетку радиатора из 37 хромированных вертикальных пластин. С капота исчезла фигурка оленя и молдинг (олень не всегда устанавливался и на автомобили второго «выпуска» - его убрали из соображений безопасности). Было уменьшено количество хромированных декоративных деталей. Линии кузова стали более плавными и гармоничными. Из производственной линейки убрали модификацию с АКП, рычажные амортизаторы заменили телескопическими, была увеличена до 75 л.с. мощность мотора для базовой серийной модификации. Общий объем производства автомобилей третьего «выпуска» составил 470 тысяч экземпляров.

ГАЗ-М21Л - основной серийный седан.
ГАЗ-М21Л - экспортная модификация.
ГАЗ-М21У - модификация «люкс», отличалась от серийного автомобиля молдингами на крыльях.
ГАЗ-М21Т - модификация такси с раздельными передними сидениями. Пассажирское переднее сидение складывалось, освобождая место для перевозки груза.


В 1962 году на базе ГАЗ-М21 был создан и поставлен на конвейер автомобиль ГАЗ-М22 с кузовом «универсал». Он выпускался в различных вариантах - как «гражданский» автомобиль общего назначения, как «скорая помощь», автомобиль сопровождения самолетов для аэропортов и так далее.

Тогда же была выпущена небольшая серия автомобилей марки ГАЗ-23 - скоростная модификация ГАЗ-М21 с силовым блоком от ГАЗ-13 «Чайка» (АКП, 8-цилиндровый двигатель мощностью 160, а позже 195 л.с.). Этот автомобиль предназначался для силовых структур (в частности, КГБ) и был выпущен в количестве 608 экземпляров.
В 1965 году «Волга» третьего «выпуска» претерпела последнюю модернизацию. Были улучшен отопитель, немного изменено оформление кузова. Одновременно из индекса моделей исчезла буква «М» (то есть «Молотовец», до 1957 года ГАЗ назывался Горьковский автомобильный завод имени Молотова). Основные модификации «Волги» стали обозначаться так:
ГАЗ-21 - базовый вариант.
ГАЗ-21С - экспортная модификация с улучшенной отделкой и комплектацией. Двигатель мощностью 85 л.с.
ГАЗ-21УС - модель с улучшенной отделкой для внутреннего рынка и частично для экспорта. Двигатель 75 л.с.
ГАЗ-21Т - модификация для такси.
ГАЗ-21ТС - экспортный вариант такси (поставлялся во многие страны мира, в том числе в Финляндию, ГДР).
В 1968 году была выпущена первая небольшая партия автомобилей новой модели ГАЗ-24 (по обходной технологии). До 1970 года обе модели выпускались параллельно. 15 июля 1970 года выпуск ГАЗ-21 всех модификаций был прекращен.

Особенности конструкции - недостатки и достоинства

Количество модификаций автомобиля ГАЗ-21 чрезвычайно велико. По сути, под общим именем «Волга» ГАЗ выпускал схожие внешне и по базовым характеристикам разные автомобили. Например, ГАЗ-23, построенный на агрегатах ГАЗ-13 «Чайки» обладал скоростными характеристиками, которые свойственны современным легковым автомобилям. А ГАЗ-М21 первых опытных выпусков мало чем отличался по тем же скоростным характеристикам от серийной ГАЗ-М20 «Победы».


В конструкции «Волги» всех «выпусков» было много архаичных даже для тех лет черт. В частности, на «Волгу» с большим запозданием пришли телескопические амортизаторы (вместо рычажных). Автоматическая КП так и не прижилась (советские автомобилестроители так и не смогли освоить ее массовое производство). Гидропривод тормозов и рулевое управление не оснащалось усилителями, управление тяжелой машиной требовало от водителя физических усилий. Стояночный тормоз центрального типа (барабанный тормоз, схожий по устройству с колесным, устанавливался на хвостовик КП и воздействовал через карданный вал на ведущий задний мост) был неэффективен и ненадежен. При попытке аварийной остановки автомобиля стояночным тормозом, последний ломался. До 1960 года «Волга» оснащалась системой централизованной смазки - приводимой в действие специальной педалью. Это решение применялось на зарубежных (немецких) автомобилях 30-40-х годов. Наконец, трехступенчатая МКП имела синхронизатор лишь для двух высших передач, что для второй половины 60-х годов было совершенно устаревшим решением.
Однако, были и настоящие открытия. Конструкторам «Волги» удалось создать автомобиль, который привлекает внимание безупречным дизайном и спустя сорок лет после прекращения производства машины. Высокая прочность кузова - за счет точного просчета силовых элементов - породила многочисленные мифы о «толстом металле», из которого якобы штамповались кузовные детали автомобиля (на самом деле металл применялся такой же, что и в зарубежном автостроении).
«Волга» отличалась высокой устойчивостью к коррозии - за счет специальной обработки кузова «фосфатированием». Качество окраски кузова автомобилей первого и второго «выпусков» таково, что некоторые из них не требуют перекраски по сегодняшний день. Отдельно следует упомянуть двигатель ЗМЗ-21, выпускавшийся в огромном количестве модификаций. Он нашел применение на советских микроавтобусах, устанавливался на катера, экспортировался за рубеж. Модификация этого двигателя - УМЗ-451МИ - устанавливалась на автомобили высокой проходимости УАЗ-469, которые стояли на вооружении Советской Армии.
Высокое качество изготовления ГАЗ-21, особенно второго и начала третьего «выпусков» (автомобилей первого «выпуска» осталось очень мало), высокая степень унификации деталей с автомобилями ГАЗ и УАЗ, безупречная репутация надежной машины привели к тому, что рынок автомобилей этой марки существует и сегодня. Автомобили реставрируются, поддерживаются в работоспособном состоянии, перепродаются и находят новых хозяев. Правда, лишь относительно небольшая часть владельцев ГАЗ-21 использует эти машины для ежедневной езды. В основном это экспонаты частных коллекций или машины для эпизодических выездов и прогулок.


Журнал "За рулем" о ГАЗ-21







Новое в автомобиле "Волга"



Как вы уже догадались, речь пойдет о самой изящной, привлекательной и престижной модели автомобиля, которая была доступна советским гражданам с 1956 года. Эта автомашина выпускалась в различных вариациях исполнения двигателя, дизайна кузова и салона и применялась как легковой автомобиль, автомобиль милиции, КГБ СССР и конечно такси (вспоминаем сюжет “такси на Дубровку”). Этот автомобиль имел кузов седан и серийно выпускался на Горьковском автозаводе. Угадали его имя?

Правильно, это - машина ГАЗ 21 “Волга” . Всю историю производства этого автомобиля условно можно разделить на три периода или на три серии выпуска. Первоначальное название машины было ГАЗ-М21 (завод носил имя Молотова), затем буква “М” исчезла. Кто помнит фирменного оленя на капоте? Олень кстати тоже окончательно исчез в сериях “третьего выпуска” (1965-1970), этого блестящего на солнце примечательного элемента дизайна не стало по соображениям безопасности. Хотя смотрелся он очень стильно.

Основные модификации машины ГАЗ 21 «Волга».

В период с 1956 года по 1965, выпускалось достаточно много модификаций автомобиля, и отличались они достаточно сильно. Машины первых выпусков до 1957 года комплектовались модифицированным двигателем от автомобиля «Победа » (мощность 65 л.с.), всего таких машин было изготовлено 1100 штук. Автомобиль ГАЗ-М21Г помимо двигателя от “Победы ”, получил задний мост с укороченными полуосями от автомобиля “ЗИМ ”. “Фишкой” всех автомобилей первой серии считается соединение плюсового провода электропитания с кузовом машины. Для такси выпускалась модель ГАЗ-М21Б , где применялась более дешевая отделка салона. С 1957 года на «Волги» ставят двигатель ЗМЗ-21, который был специально разработан под машины ГАЗ 21.

Двигатель ЗМЗ-21 отличался рядом прогрессивных решений, он обеспечивал мощность 70 л.с., был верхнеклапанным и практически целиком алюминиевым. Таким образом, уже с двигателем ЗМЗ-21, серийный автомобиль получил название ГАЗ-М21В, автомобиль для такси стал называться ГАЗ-М21А, экспортная модификация получила название ГАЗ-М21Д. В экспортном варианте ГАЗ-М21Д был установлена механическая коробка передач (КП) и форсированный двигатель развивающий тягу до 80 л.с. Экспортная модификация ГАЗ-М21Е отличалась установленной автоматической КП и также имела двигатель мощностью 80 л.с.

Периодом выпуска “второй серии” машин ГАЗ 21 считают время с 1959 по 1962 годы, и за время произведено уже около 160 тысяч машин. Завод изготовитель постепенно вносил изменения в конструкцию и они касались в основном дизайна кузова, увеличения колесных арок передних крыльев, изменения полярности электропроводки. Кузов автомобиля в машинах с 1960 года уже подключен к общему проводу (минусу) питания. Это позволило снизить коррозию металла и уменьшить потери тока за счет конструкции. Базовая модель стала называться ГАЗ-М21И и появились новые модификации, такие как ГАЗ-М21У с кожаной отделкой салона (модификация люкс) и ГАЗ-М21К экспортный вариант, иногда в двухцветном варианте кузова и с дополнительными декоративными хромированными элементами кузова.

Мощность двигателя ГАЗ-М21У составляла 75-80 л.с.

С 1962 по 1970 годы производились автомобили “третьей серии” выпуска. Всего было изготовлено порядка 470 тысяч машин. Машины “третьей серии” имели решетку радиатора из 37 хромированных вертикальных пластин. С капота окончательно исчезла фигурка оленя, было уменьшено общее количество хромированных декоративных элементов. В серийной модели стал применяться двигатель 75 л.с, амортизаторы стали телескопическими, слегка изменились линии кузова. Они стали более гармоничными.

Основные модели третьей серии такие:

  • “Волга” ГАЗ-М21Л - 4-дверный седан, массовая серийная.
  • “Волга” ГАЗ-М21У - модификация «люкс», улучшенная отделка салона и молдинги на крыльях.
  • “Волга” ГАЗ-М21Т – автомобиль для такси, передние сидения разделены. Пассажирское переднее сидение справа от водителя складное, и на его месте можно размещать дополнительный багаж.

Краткая характеристика машины ГАЗ 21.

  • Число посадочных мест (вместе с водителем) - 5;
  • Габариты (длина*ширина*высота) в метрах - 4,77*1,80*1,62;
  • “Третья серия” машин имела длину 4,83 метра. Высота определяется без нагрузки.
  • База (расстояние между осями) - 2,7 метра;
  • Колея передних колес - 1,41 метра;
  • Колея задних колес - 1,42 метра;
  • Клиренс - 190 мм;
  • Тип топлива – бензин АИ-72;
  • Расход топлива на 100 км – от 9 до 13.5 литра;
  • Трехдиапазонный ламповый радиоприемник с подсветкой шкалы в салоне.

Конечно, сейчас владельцы машин ГАЗ 21 редко используют их для повседневной езды. Хотя в небольших поселениях такие люди есть. Сегодня это уже коллекционный и достаточно дорогой автомобиль. Особенно дорого ценятся у коллекционеров автомобили с подлинными заводскими деталями и элементами интерьера.

Конструкторам Горьковского автозавода удалось создать автомобиль-мечту многих советских людей. Даже сегодня, спустя 45 лет после схода с конвейера последней машины ГАЗ 21 , безупречный дизайн этой машины останавливает взгляд и привлекает внимание. Жаль, конечно, что для большинства советских людей эта машина, так и осталась мечтой навсегда.

Дата публикации: 23-12-2015, 21:41

Не будь снобом... Сделай репост!

В приоткрытые поворотные форточки затекает густой влажный воздух с пряным привкусом низкооктанового бензина. Миниатюрные «дворники», поскрипывая, мечутся перед глазами, расчищая от капель узкие амбразуры. Обогрева заднего стекла нет, запотело напрочь. И направо смотреть бесполезно, взгляд находит пустоту вместо бокового зеркала. Слева оно есть, размером с экран смартфона - показывает клочок дороги.

Зато снаружи промозгло и сыро, а в «Волге» тепло и уютно, как за самоваром в гостях у бабушки. Утопая в мягком диване, не хочется суетиться: движемся неспешно, с достоинством. Пусть я только догадываюсь, что происходит по сторонам, другие видят меня прекрасно. На пасмурных улицах Ярославля небесно-голубой ГАЗ-21Р - средоточие хорошего настроения, центр притяжения внимания и доброй (надеюсь) зависти.

«Волги» третьей серии почти не красили в два цвета. Лишь крыши такси делали контрастными - красными или желтыми

Полмиллиона для народа

Автомобиль-мечта: и сегодня, и вчера... К 1962 году «Волга» стала по-настоящему «народной». На ГАЗе отказались от решений, не прошедших проверку советскими реалиями. К так называемой третьей производственной серии с 21-й исчез красивый, но травмоопасный олень на капоте, клыки с бамперов. Электропроводку зацепили на массу минусом, что уменьшило электрохимическую коррозию. Окончательно списали автоматическую коробку передач и капризную централизованную систему смазки на 21 точку: комфорту автолюбители Советского Союза предпочитали ремонтопригодность. Зато мотор слегка прибавил в мощности, покраска и сам кузов - в качестве, рычажные амортизаторы заменили на более эффективные телескопические.

У каждой серии 21-х «Волг» своя решетка радиатора. Сначала это был поперечный брус с крупной звездой, с 1958-го - «акулья пасть», а с 1962 года - «китовый ус», окрашенный в цвет кузова, как и нижняя часть бамперов. Версии улучшенного исполнения отличались щедрой отделкой хромом

И «Волга» расцвела: если машин первой и второй серий с 1956 по 1962 годы суммарно сделали около 170 000, то третья продержалась на конвейере до 1970 года и разошлась тиражом почти в полмиллиона - 470 000 штук! Даже относительно доступные «Запорожцы» и «Москвичи» той поры не могли похвастать таким успехом.

Все же «Волга» оставалась дефицитом. Притом - для состоятельной публики. Спустя полвека история повторяется: ГАЗ-21 - коллекционная редкость, за которой собиратели автостарины охотятся по всей стране. Наш коллега Роман, которому 21-я запала в душу еще с детских лет, потратил на поиски три года. Изучил предложения в столичном регионе, соседних областях, но попадался хлам - так постепенно дошел аж до Урала. ГАЗ-21Р 1965 года выпуска случайно обнаружился в военном городке ядерщиков под Юрюзанью Челябинской области. «Волга» имела несколько потрепанный вид, зато не гнилой кузов и родные агрегаты. Сказывалось гаражное хранение и забота владельца: автомобиль всю жизнь служил одной семье. Заплатив 150 000 рублей, Роман уехал в Москву своим ходом!

Штатный генератор едва справляется с нагрузкой, поэтому зарядку аккумулятора надо контролировать постоянно

«Домашняя» реставрация

По пути пришлось менять радиатор, отказали стоп-сигналы. Хотя и так было понятно - без полного курса омоложения не обойтись. К процессу реставрации подключился тесть Романа - Виктор Сергеевич: автолюбитель старой закалки, сын шофера-фронтовика, инженер. «Волгу» раскидали до винтика в обычных гаражах, перебирали и перекрашивали тоже «на коленке», как в давние времена, когда о понятии официальный дилерский центр думали разве что фантасты. И результат, как видите, блестящий!

Виктор Сергеевич рассказывает, с «железом» справился относительно быстро - в « Волгу » заложен огромный запас прочности . И все равно восстановление толстого металла, подгонка деталей отняли уйму времени. Еще больше возни было с сиденьями, а также мелочевкой вроде сальников/прокладок и фурнитуры. Пластик на основе органических компонентов разрушался на глазах, резинки засыхали и давали течь... Качество новодельных уплотнений зачастую никудышное, оригинальными деталями, как правило, торгуют спекулянты по отнюдь не «шоколадным» ценам. Поэтому сборка потребовала времени и особой тщательности.

Под капотом XXI век выдают современный аккумулятор и жигулевский бачок омывателя: родной алюминиевый прохудился, придется запаивать

Отдельная проблема - настройка многочисленных систем. К примеру, с карбюратором и тягами переключения передач сладить удалось, а родное «рычажное» сцепление пришлось заменить на уазовское с диафрагменной пружиной, тормозные цилиндры взять от ГАЗ-24, с автоматической регулировкой зазоров. Но в остальном после двухлетней реставрации «Волга» осталась тем самым ГАЗ-21Р, которым сошла с конвейера 52 года назад. Сохранились даже родные узенькие диагональные шины с клеймом Made in USSR.

Дизельный бензин

Были варианты применить к «Волге» улучшения вроде электронного зажигания, генератора переменного тока, сделав эксплуатацию раритетной модели проще, но Роман волевым решением отказался от «колхоза». И не зря! Дорогого стоит прикоснуться к любовно воссозданному водительскому быту тех времен. Отпереть маленьким ключиком массивную дверь. Захлопнуть ее - сильно, иначе не получится, но не громко. На секунду остаться в тишине, внимая «ламповому» тиканью штатных часов на передней панели. И только потом включить зажигание, запустить стартер, услышав под капотом бурчание 2,45-литровой нижневальной «четверки» ЗМЗ.

Мотор для своего времени вполне современный - с алюминиевым блоком, «мокрыми» чугунными гильзами, верхним расположением клапанов. Мощность выдает скромную - 75 сил, зато силой тихоходный агрегат не обделен: развивает максимум тяги (170 Н∙м) уже на 2200 об/мин, словно дизель. Пытаюсь включить первую, не поддается - рычаг сопротивляется. Трогайся со второй, советует Виктор Сергеевич. И «Волга» легко вливается в поток! Раз, а уже пора третью врубать и... На этом всё. Больше передач нет. Теперь понятно, почему бывалые шутили: утром третью включил и ездишь целый день . Прямой ступени и правда хватает в большинстве ситуаций. ГАЗ-21Р легко держит 60-70 км/ч, но дальше разгон становится вялым, шум - назойливым.

Салон не любит «загорать». Опытный «волгарь» на стоянке закрывал тряпочкой, как минимум, полусферу спидометра

Коробкой передач с «Волгой» поделилась «Победа», а корнями агрегат восходит к довоенным ГАЗ-А. Говорят, это самый надежный узел ГАЗ-21. И управляться с ним легко, пусть подрулевой рычаг вместо напольного требует привычки: первая - на себя и вниз, вторая - от себя вверх, третья - напротив внизу. Зато усилия минимальные, а четкость - образцовая. Трудности с первой и задней случаются из-за того, что на них нет синхронизаторов.

Спать будем в машине

Поскольку рычаг коробки спрятали под руль, спереди получилось поставить диван. И пусть для «Волги» заявлено пять мест, по факту салон вмещает шестерых - внутри седан очень просторный и домашний. Открутил пару «барашков», сдвинул сиденье вперед, откинул спинку - получил роскошное спальное место, в два счета и без инструментов. Так что кадры туристической ночевки из фильма «Три плюс два» вовсе не режиссерский вымысел.

на 21-й даже в ралли «Монте-Карло» гоняли), однако скорее не из-за глубоких кренов, а тяжеленного руля. На месте вообще не провернешь, надо хоть чуть-чуть, но двигаться. Поэтому где современная модель разворачивается в два-три приема, «Волге» требуется пять-шесть. Плюс нюансы обзорности - головой следует крутить с навыком летчика-истребителя в воздушном бою. В остальном - всё под рукой, разве что сидишь близко к тонкой «баранке».

Удивительно, но тормоза, в которых тоже нет усилителя, требуют силы, но не насилия - «Волга» гасит скорость уверенно, педаль тяжелеет адекватно. А вот сцепление подкинуло сюрприз. Пока мотор молотил на холостом ходу во время съемок, цилиндры гидропривода, видимо, подогрелись и левая педаль стала залипать. Убираешь ногу, сцепление не включается и тронуться плавно невозможно. Двигатель заглушили, машина остыла, всё само собой пришло в норму.

Для того и обкатка, отрегулируем, - философски заметил Виктор Сергеевич. Это главное, о чем нельзя забывать: олдтаймер - не только гордость, престиж и удовольствие. Историческая техника требует внимания регулярно. К этому надо быть готовым и морально, и финансово. Кстати, о деньгах. Реставрация в домашних условиях обошлась примерно в 500 тысяч рублей . Много это или мало? Для сравнения, в сервисе только за работу запросили 1 200 000. А если бы пришлось заново хромировать кузовные элементы - еще плюс 300-400 тысяч без учета стоимости деталей. Так что делайте выводы - даже у детской мечты есть цена. И, увы, немалая...

В середине 50-х годов Горьковский автомобильный завод начал серийное производство автомобиля среднего класса ГАЗ-21 «Волга» с целью заменить к этому времени уже устаревшую «Победу». Изначально автомобиль именовали ГАЗ-М21 , так как завод носил имя Молотова, но после переименования завода от буквы «М» в имени отказались.

Первые попытки разработать автомобиль, который должен был сменить «Победу» были предприняты еще в 1948 году специалистами по заказу Министерства автомобильной промышленности. Они предложили собственный вариант рестайлинга серийного ГАЗ-М-20 , в результате получился автомобиль «НАМИ-Победа» , но в конечном итоге от этого варианта отказались.

Специалисты автозавода «ГАЗ» занялись разработкой нового автомобиля в 1951 году, первый гипсовый макет назвали ГАЗ-М21 «Победа-2», внешне он сильно напоминал представительский седан ГАЗ-М12 «ЗИМ» , но к тому времени он тоже начал устаревать и от подобного дизайна так же отказались. Однако некоторые технические решения все же были взяты у «Победы-2» например, вынесенный несколько вперед пассажирский салон, что в сочетании с уменьшением размерности колёс с 16 до 15" позволяло сделать его более просторным при той же колёсной базе. Было решено убрать все выступающие в салон арки задних колес. Кроме того по техническому заданию новый автомобиль должен был стать более современным, динамичным и комфортабельным, с новым двигателем и автоматической коробкой передач.

С 1952 года велась параллельная работа над двумя независимыми проектами под названием ГАЗ-М-21 «Звезда» дизайнера Джона Вильямса и ГАЗ-М-21 «Волга» Льва Еремеева (он же был дизайнером кузова «Чайки»). Макеты обоих машин были готовы в 1953 году, но от «Звезды» Вильямса отказались в пользу «Волги» Еремеева. Первый ходовой образец двадцать первой «Волги» был изготовлен в 1954 году вручную. В этом же году автомобиль с номерным знаком гв00-08 начал испытания.

В 1954 и 1955 году собрали ряд прототипов, которые отличались оформлением, на них устанавливали разные двигатели и коробки передач, на одни устанавливали 3-ступенчатую механическую коробку, на другие автоматическую гидромеханическую 3-ступенчатую. Эти прототипы имели полный набор хромированного декора - хромированную решетку радиатора, молдинги, окантовку лобового и заднего стекла, в серийном же производстве хромированные детали были дополнительной опцией.

По сравнению с предыдущими отечественными автомобилями двадцать первая «Волга» показала себя динамичным, скоростным и комфортабельным автомобилем, она была экономичнее своего предшественника ГАЗ-М-20, а по динамике превосходила ГАЗ-12, который был более высокого класса. «Волга» была приспособлена к отечественным дорожным условиям, а ее долговечность и практичность превосходила иностранные аналоги.

ГАЗ-М-21 можно условно разделить на три серии, однако заводом такое разделение не использовалось. К первой серии относят серийные образцы выпуска с 1956 по ноябрь 1958 года. Автомобили первой серии, выпущенные в 56 и 57 годах, оснащались модернизированным нижнеклапанным двигателем от «Победы» (ГАЗ-21Б) мощностью 65 лошадиных сил, так как новый двигатель, который планировался для «Волги» был еще не готов. Кстати этот же двигатель ставили на УАЗ-450 и экспортные модификации ГАЗ-69 .

Внешне автомобили «первой серии» можно отличить по хромированной решетке радиатора, в центре которой красуется звезда, точно такую же звезду имели некоторые прототипы, а на капоте красовался фирменный олень . Были отличия и в салоне, к примеру, панель приборов не была отделана кожзамом и т.п. Часть машин имела двухцветную окраску различного сочетания с тремя типами разделения цветов. Всего было выпущено около 30 тысяч экземпляров автомобилей так называемой «первой серии».

За более чем 14 лет производства конвейер завода покинули множество модификаций и опытных образцов двадцать первой «Волги». Автомобиль ГАЗ-21 «Волга» экспортировалась в такие страны как Бельгия, Австрия, Финляндия, Швеция, Голландия, Кипр, Англия, Индонезия, Греция и страны Ближнего Востока. Экспортные модели отличались улучшенной отделкой. Выпускали «Волгу» и за рубежом, к примеру, бельгийская фирма S.A. Scaldia-Volga, совместно с предприятием Sobimpex N.V. выпускали на основе машинокомплектов, поступавших из СССР, дизельные версии ГАЗ-21 (М-21), причем варианты дизельных двигателей были различными, объемом от 1,6 до 2,3 литров и мощностью от 48 до 62 лошадиных сил. В 1968 году параллельно с ГАЗ-21 был начат выпуск новой модели «Волги» под индексом ГАЗ-24 , которая полностью заменила текущую модель в 1970 году.

Дизайн и конструкция

Новый автомобиль ГАЗ-21 «Волга» получил несущий трёхобъёмный кузов типа седан с более комфортабельным и просторным салоном. Новый цельноалюминиевый 4-цилиндровый двигатель, который почти в полтора раза превосходил по мощности двигатель «Победы». Тормозная система с разделенными гидроцилиндрами передних тормозных колодок и одним общим гидроцилиндром на задние колодки, трансмиссионный стояночный тормоз.

Позднее, после того как была закончена подготовка нового верхнеклапанного двигателя ЗМЗ-21 от старого двигателя «Волги» отказались. Новый двигатель объемом 2445 см3 развивал мощность 70 лошадиных сил, а максимальная скорость автомобиля составила 130 км/ч.

С начала 1959 года по 1962 год выпускали так называемую «вторую серию» . В рамках модернизации, у автомобиля увеличили передние колесные арки, из-за этого изменилась форма крыльев. Оформление передка напоминало передок одного из прототипов с 16-ю вертикальными прорезями решетки радиатора, за это ее прозвали акульей пастью, появился новый замок капота. Появились катафоты в стеклах задних фонарей, изменился фонарь номерного знака, верхняя часть панели приборов изначально стала флокированной, а позднее обтянута кожзамом. Приемник стал более богато оформлен. Фирменный олень на последних образцах «второй серии» был заменен травмобезопасной «каплей» . Были и другие малозаметные изменения.

К 1960 году произошла модернизация узлов и агрегатов. «Волга» получила новую современную проводку, теперь на массе был не «плюс» а «минус». Убрали централизованную смазку шасси, усилили кузов. Автомобилей «второй серии» было выпущено около 140 тысяч экземпляров.

Следующая модернизация автомобиля условно «третья серия» произошла в 1962 году, у автомобилей полностью изменилось внешнее оформление, очередной раз изменилась решетка радиатора, теперь она состояла из 37 вертикальных стоек (ее прозвали «китовый ус»). Бампера разделены на две половины и не имеют «клыков». С капота исчез фирменный олень и молдинг.

На «третью серию» ставили немного измененный двигатель ЗМЗ-21А, который развивал мощность 75 лошадиных сил. Рычажные амортизаторы заменили телескопическими, коробка передач осталась только механической, отделка салона осуществлялась новыми более долговечными материалами. Были и другие незначительные изменения. Выпуск двадцать первой волги продолжался до 15 июля 1970 года, последний автомобиль покинувший конвейер завода ГАЗ-21УС с улучшенным оформлением. Всего автомобилей «третьей серии» было выпущено около 447 тысяч, это была самая массовая версия седана ГАЗ-21 «Волга».

Модификации

Базовая модель седана образца 1956 года с 3-ступенчатой автоматической гидромеханической коробкой передач.

Автомобиль для службы такси. Выпуск автомобилей: «Первая серия» с 1957 по 1958 год, «вторая серия» с 1959 по 1962.

Тропический вариант модели ГАЗ-М-21А.

Базовый седан образца 1956 года с механической коробкой передач и гидроприводом сцепления.

Тропический (Южный) вариант предыдущей модификации.

Базовый седан модели 1957 года с нижнеклапанным «Победовским» двигателем.

Тропическая модификация модели М-21Г

Экспортный вариант модели образца 1957 года с механической коробкой передач.

Тропический вариант предыдущей модификации

Экспортный вариант модели образца 1957 года с автоматической гидромеханической коробкой переключения передач.

Южный вариант предыдущей модификации.

Базовый седан «второй серии» образца 1959 года. Годы выпуска, включая переходную модель с 1958 по 1962.

Экспортный вариант «второй серии».

Тропический вариант модели ГАЗ-М-21К

Машинокомплект для экспорта в Бельгию образца 1959 года.

Базовые седан «третьей серии» образца 1962 года.

ГАЗ-М-21М, ГАЗ-М-21МЮ

Экспортный вариант седана «третьей серии» образца 1962 года и его тропический вариант.