Газ 14 чайка шасси 000001 архив. Музей легенды ссср. По высшему разряду

Фото: Николай Ковалевский для сайт; архив сайт

В июле этого года на нашем портале вышла статья «Аэрокосмическая эра», в которой мы рассказывали о ярких представителях советского автомобильного барокко: ГАЗ-13 «Чайка» и ЗиЛ-111.

Теперь пришло время рассказать об их преемниках: «Чайке» ГАЗ-14 и одном из последних представителей легковой продукции завода имени Лихачева ЗиЛ-41041.

По старой доброй традиции, в организации теста нам вновь помог клуб «Авторетро» и председатель его попечительского совета Дмитрий Борисович Басков, предоставив эти уникальные автомобили.

Если с четырнадцатой «Чайкой» все просто, она в стандартной и, соответственно, самой популярной модификации - семиместный седан, то ЗиЛ, участвовавший в нашем тесте, не совсем обычен. Дело в том, что стандартной версией легкового ЗиЛа этого поколения является семиместный лимузин с тремя рядами сидений. Наш же экземпляр представляет собой укороченный вариант этого лимузина - пятиместный седан.

Кроме того, данный автомобиль использовал в служебных целях мэр Москвы Юрий Лужков (!), только недавно получивший приставку «бывший».

По причине укороченности ЗиЛа рассматривался вариант заполучить на этот тест еще и третий автомобиль - полноразмерный ЗиЛ с кузовом лимузин. Такая машина, да еще в редкой модификации 41045, «прописана» в поселке Горный Щит, но сейчас находится в Москве на ТО, и велика вероятность, что из столицы автомобиль не вернется, уж больно много желающих его приобрести.

Правда, нынешний владелец не хочет, чтобы уникальный ЗиЛ покидал страну, и потому выжидает. Покупатели же (хоть и выходцы из бывшего СССР) все больше живут за рубежом. Один даже из Бразилии специально прилетал - прицениться.

ГАЗ-13 «Чайка» выпускался почти 20 лет, с 1959-й по1978-й год, став автомобилем-долгожителем. Но в Соединенных Штатах, задававших в те годы тон в автомобильном дизайне, модели, выполненные в подобном стиле, сняли с производства уже в 57-58 годах, заменив их еще более экстравагантными. В 1961 году на Горьковском автозаводе предприняли было попытку рестайлинга, основной идеей которого было оснастить «Чайку» двойной оптикой, но в серию такая машина не пошла.

К тому же в начале 60-х вектор американской моды вновь круто сменил направление. Новый стиль подразумевал угловатый кузов с плоскими панелями, гладкие боковины с ребром жесткости, прямоугольную крышу, почти плоские лобовое и заднее стекла, короткий передний и длинный задний свесы. В советском автопроме характерным представителем такого направления явился автомобиль ГАЗ-24 «Волга».

К разработке новой «Чайки» приступили в 1967-ом, вскоре был готов полноразмерный макет. Дизайн не копировал конкретную зарубежную модель, а имел собирательный образ роскошного американского автомобиля того времени. Проект одобрили, после чего приступили к изготовлению ходовых прототипов.

Первый блин получился комом. Созданный на основе ГАЗ-13 автомобиль имел низкую линию крыши и высокий капот, что нарушало визуальные пропорции. Кроме того, низкая крыша вынуждала увеличить колесную базу для сохранения необходимого пространства для ног пассажиров. Второй прототип увидел свет только в 1971 году.

Колесную базу увеличили на 200 мм, шасси также подверглось переработке, есть информация, что для понижения линии капота был даже немного увеличен развал блока цилиндров. В 1975 году появился еще один прототип, внешний вид которого рисовал Станислав Волков, тогда еще совсем молодой дизайнер. Позже он был автором и руководителем дизайн-проектов «Газели».

Первую серийную «Чайку» ГАЗ-14 вишневого цвета (!) собрали в 1976 году, это был «трудовой подарок» Л. И. Брежневу по случаю его дня рождения. А первая промышленная партия этих автомобилей появилась только в 1977, этот год и принято считать началом производства модели. Получается, что между началом работ над новой «Чайкой» и ее выходом в серийное производство прошло более десяти лет.

Если «Чайка» ГАЗ-14 - прямая наследница ГАЗ-13, то ЗиЛ-41041 от описанного в «Аэрокосмической эре» ЗиЛ-111 отделяют несколько моделей.

В 1964 году Н. С. Хрущев был отправлен в отставку, к власти пришел Л. И. Брежнев. Коммунисту № 1 требовался новый автомобиль № 1. Так на смену «глубокому рестайлингу» ЗиЛ-111Г пришла новая модель ЗиЛ-114. Несмотря на то, что Брежнев был заядлым автомобилистом, в отличие от Сталина и Хрущева, в процесс создания он не вмешивался.

Автомобиль получился самобытный, не подражающий напрямую американским моделям и вполне современный. Практически вся конструкция создавалась с нуля, за исключением двигателя, но и он был серьезно переработан.


ЗиЛ-114 1967–78. Произведено 113 единиц.

В 1971 году появился укороченный вариант 114-го, получивший индекс 117. Версий, почему появилась эта модель, две. Первая (официальная): нужен был автомобиль для сопровождения правительственных кортежей, более короткий и легкий, а значит, более быстрый и маневренный. Но в эскортах продолжали ходить большие лимузины, а также «Чайки» и «Волги».

По второй версии (не официальной), 117-ый был создан по личному распоряжению Леонида Ильича как драйверский автомобиль. Брежнев любил управлять ЗиЛом лично и есть немало очевидцев, видевших его за рулем 117-го. В дальнейшем короткий ЗиЛ получил статус персонального автомобиля для кандидатов в члены Политбюро ЦК КПСС и членов Правительства СССР, заняв нишу между тогда еще тринадцатой «Чайкой» и ЗиЛ-114.

Работы над созданием следующего поколения автомобилей высшего класса начались в октябре 1974 года, а к концу 1975 года было построено пять опытных образцов, получивших индекс 114Н. В течение следующих двух лет они подвергались испытаниям и доводке, в серийное производство модель была запущена в ноябре 1978 года. Автомобиль имел заводской индекс 115, но страна переходила на новую четырехзначную схему классификации, по которой лимузин получил официальное обозначение 4104.


ЗиЛ-114Н опытный, 1975 г.

По сравнению с ЗиЛ-114 изменений было немного. Дизайн стал более угловатым, утратив былую стремительность, площадь остекления уменьшилась. Решетка радиатора стала массивнее и выдалась вперед, появились хромированные накладки вокруг колесных арок.




На первый взгляд ГАЗ-14 и ЗиЛ-41041 кажутся похожими, но на самом деле стилистические решения этих автомобилей разные. ГАЗ-14 - это прежде всего «Чайка». Четырнадцатая хоть и выглядит по сравнению с тринадцатой угловато, силуэт ее остался стремительным, летящим. А еще, как ни крути, «Чайка» - носитель американского стиля, автомобиль, еще заставший эпоху «Догнать и перегнать».

ЗиЛ, пожалуй, более европейский. Русский Mercedes? Скорее Rolls-Royce. Какой-нибудь Silver Spur 80-х. Те же простые прямоугольные формы кузова, двойные квадратные фары и решетка радиатора, напоминающая фронтон античного храма. С той только разницей, что у Rolls-Royce решетка вертикальная, а у ЗиЛа - горизонтальная и вместо фигурки «Дух экстаза» большая эмблема «ЗиЛ». Прибавьте сюда ручную сборку и малые объемы выпуска. В хорошие годы на ЗиЛе собирали около 20 автомобилей в год, Rolls-Royce с его ежегодными полутора тысячами до такой эксклюзивности ой как далеко!












В целом экстерьер «Чайки» выглядит более уравновешенным и целостным. При взгляде на ЗиЛ-41041 создается ощущение, что у автомобиля нет общего стиля, единой концепции. В принципе, так оно и есть: сначала модель 4104 украсили статусными элементами декора, причем в два приема, а потом «купировали». Коротковат наш подопечный для такой массивной решетки радиатора, а салон его немного не дорос до огромного капота и багажника.

Тем не менее, ЗиЛ уступает «Чайке», длина которой более 6,1 м, совсем немного - 364 мм. Несмотря на то, что главные потери пришлись на салон, ЗиЛовская колесная база 3300 мм - только на 150 мм короче ГАЗовской.

Будь у нас ЗиЛ лимузин, он бы расставил все точки над i, ведь при длине 6330 мм этот автомобиль в свое время являлся самым большим в мире среди серийных. И самым тяжелым: снаряженная масса переваливала за 3,5 тонны у небронированных версий. По большому счету, категория «С» в правах нужна и для управления коротким 41041, его полная масса 3560 кг.

В машинах представительского класса главные, конечно же, пассажиры. Для них широко распахиваются большие и тяжелые двери, а высокие крыши не требуют сгибаться в три погибели. В эти автомобили не садишься, а буквально входишь. Но если в ЗиЛ вошел и плюхнулся на сиденье, то в «Чайке» нужно сделать еще шаг назад, прежде чем разместиться на очень удобном, отформованном для двух персон диване.





Забудьте о дополнительных воздушных дефлекторах в центральных стойках кузова или крыше для задних пассажиров. И о дополнительном блоке управления климатической установкой с заднего дивана тоже. В «Чайке» кондиционер расположен в багажнике, и задние пассажиры первыми получают потоки прохлады! А водителю уже что достанется... На заводе имени Лихачева такую дискриминацию решили исключить и поставили две климатических установки с тремя отопителями!



Моторы обеих машин - наследники тех, что стояли под капотами героев нашего прошлого теста. Чайковский V8 не особо отличается от своего прародителя на ГАЗ-13, даже объем не изменился - 5,5 литра. Только теперь он выдает 220 л.с. вместо 195 л.с. Помогли изменение фаз газораспределения, доработка коллекторов и установка двух карбюраторов вместо одного. Для снижения шумности и повышения устойчивости работы двигателя толкатели сделаны гидравлическими, а коленчатый вал снабжен гасителем крутильных колебаний.

Зиловский двигатель модернизирован более серьезно. Еще перед тем как попасть в моторный отсек 114-го, 6-ти литровый мотор 111-го превратился в 7-ми литровый, заодно получив алюминиевый блок цилиндров, четырехкамерный карбюратор и транзисторную систему зажигания. В итоге мощность возросла с 200 л.с. до 300 л.с., крутящий момент составил 559 Нм.

Первое время на 114-ый ставили 2-ступенчатую АКПП от 111-го, но она плохо справлялась с возросшей мощностью. В 1975 году появилась новая коробка - 3-ступенчатая. Все это позволило трехтонному автомобилю разгонятся до 100 км/ч за 13,5 секунд, почти на десять секунд быстрее, чем 111-ый. Максимальная скорость 190 км/ч. Появившийся затем ЗиЛ-117 лишился среднего ряда сидений, стал короче на 580 мм и легче на 200 кг. Максимальная скорость возросла до 200 км/ч, сделав его на долгие годы самым быстрым серийным автомобилем в СССР. Разгон с 0 до 100 км/ч занимал 13 секунд.

Для 4104 мотор еще раз форсировали, доведя его объем до 7,69 л, но мощность увеличилась только на 15 л.с. Крутящий момент изменился более значительно и составил 608 Нм, что позволило сохранить максимальную скорость на прежнем уровне, несмотря на возросшую до 3,5 тонн снаряженную массу. Динамика разгона даже улучшилась - на полсекунды. В таком виде карбюраторный ЗиЛовский мотор с двумя клапанами на цилиндр дожил до XXI века.


Как и ЗиЛ, «Чайка» оснащена 3-ступенчатой автоматической коробкой передач. По сравнению с ГАЗ-13, за счет увеличенного передаточного отношения главной передачи, первые две скорости сделали покороче, а вместо диковинного кнопочного переключателя режимов поставили более привычный селектор с линейным ходом.


У обоих автомобилей рамная конструкция кузова, у обоих сзади мост на рессорах, а стояночный тормоз активизируется ножной педалью и действует на задние колеса. Но ЗиЛ - автомобиль классом выше, и потому некоторые элементы его конструкции прогрессивней, чем у «Чайки».

Например, у «Чайки» задние тормоза барабанные, тогда как у ЗиЛ-41041 на всех колесах дисковые. Современней и передняя подвеска - на шаровых опорах. Горьковчане тоже предлагали такой вариант для четырнадцатой, но потом оставили шкворни. Правда, у 41-го роль упругого элемента играют торсионы, а у «Чайки» - пусть и менее выносливые, но более легкие пружины. Есть отличия и в механизме рулевого управления.

Что касается интерьера, то «Чайка» и тут отличается единым стилем, тогда как ЗиЛ соткан из противоречий. И не беда, что настоящее дерево в салоне «Чайки» только на рукоятке селектора АКПП, а остальное - пленка с рисунком древесины, как на советской мебели, стиль выдержан великолепно.


В салоне ЗиЛ-41041 дерево самое что ни на есть настоящее, причем ценных пород, и его много! Шпоном обшита не только большая часть передней панели и практически вся центральная консоль, но и сдвижные крышки центральных боксов, двери и даже подоконники. Смотрится шикарно! Но рядом со всем этим великолепием - плохо подогнанные панели из грубого пластика, кнопки и переключатели от ЗиЛа-грузовика!



Из-за перегородки, разделяющей водительский и пассажирский отсек, водитель вынужден сидеть, прижавшись к рулю, который своей ступицей частично перекрывает приборы. Однако сами по себе сиденья вполне удобны.

Сказать, что в эргономике ЗиЛа есть просчеты - будет неправильно. Вряд ли создатели интерьера вообще что-то просчитывали, просто добавляли новые элементы по мере их появления. Обзавелся 41047 и электрозеркалами...





Radiotehnika автоматически находит волну, обычно это «Маяк», и салон наполняется аналоговым звучанием начала 80-х, которое своим потрескиванием и пощелкиванием в динамиках легко растревожит душу старого меломана. Классно! В наши дни для создания подобной тональности некоторые музыканты даже специально приобретают винтажные гитары и микрофоны, прогоняют свои композиции через старинные синтезаторы или записывают в старых тон-студиях.



Многолитровые моторы самых больших легковых автомобилей нашей страны наполняют округу благородным рыком. Но в салоне, особенно на заднем диване, двигателя почти не слышно. Не тревожит высокопоставленных седоков и шум улицы, и плохие дороги. Создается ощущение, что автомобили оснащены воздушной подушкой и просто летят над дорогой. По плавности хода их архаичная рессорная подвеска легко поспорит с современной пневматической, а что касается живучести - тут и спорить нечего.

Возможно, одна из причин наших стабильно плохих дорог именно в том, что наши чиновники передвигались на таких сверхкомфортных автомобилях. Большие волны, наплывы некачественного асфальта, щербинки и колдобины - все это выравнивается огромными колесами с высокопрофильной резиной и немалой массой кузова. Свою лепту в борьбе за плавность хода вносит и большая база «Чайки». У ЗиЛа эту роль играет желеподобный задний диван. Интересно, каково на заднем сиденье ЗиЛ-41047, более длинного и более тяжелого? А ведь есть еще бронированные версии!

Вот только машины очень чувствительны к колеям. Стоит попасть в нее одному колесу, оно тут же затянет весь автомобиль. Но это уже проблемы водителя, и он к ним готов. «Чайка» вообще не дает расслабиться, управление ею - это не езда, это работа! Нелегкая и ответственная.

Повернув руль, можно успеть сказать «раз», прежде чем машина начнет поворачивать. Длинный капот неохотно, но все же заныривает в поворот, а корма все еще сопротивляется. Многие маневры следует совершать с «замахом» и без лишней суеты. К ширине автомобилей тоже нужно привыкать, иначе правые колеса постоянно утюжат обочину.

Короткий ЗиЛ на фоне «Чайки» действительно драйверский автомобиль - прав был Леонид Ильич. И посадка намного удобнее, и отклики руля гораздо быстрее. Что тут скажешь, база короче, конструкция современней.

Более тяговитый мотор 41-го веселее подхватывает тяжелый автомобиль и плавно его разгоняет. «Чайка» легче, но она отстает, двигатель значительно слабее. Ощущение скорости смазано королевской шумоизоляцией и плавностью хода. Так что на спидометр надо поглядывать чаще и особо не увлекаться. Несмотря на изощренные тормозные системы с одним вакуумным усилителем и двумя гидровакуумными, а также дублирующими тормозными контурами, быстро осадить многотонные автомобили не получится.

Несмотря на свою разношерстность и «рукотворность», ЗиЛ произвел все же большое впечатление. Гигантский мотор, необычные пропорции, брутальная внешность. Хотя, возможно, это просто сила бренда.

«Чайка» - умница, красавица, практически все при ней. Вот только любить ее лучше с заднего сиденья.

Вместо эпилога

«В ближайшем будущем первые лица страны могут пересесть на автомобили ЗиЛ», «Минпромторг хочет возродить «Чайку» и «Москвич», «Итальянская Pininfarina S.p.A планирует совместно с АМО «ЗиЛ» реализовать проект по созданию нового представительского легкового автомобиля». Такие заголовки периодически появляется в средствах массовой информации. Иногда эти статьи сопровождаются даже фотографиями новой модели. ЗиЛ-4112 называется.

Лично у меня эти заявления бурного восторга не вызывают. И вовсе не потому, что мне наплевать, что российский президент ездит на немецком автомобиле. И не потому, что жалко денег налогоплательщиков, которые, возможно, пойдут на возрождение представительского ЗиЛа. Эти деньги так или иначе «освоят» и налогоплательщиков не спросят.

Просто не хочу участвовать в очередном политическом лохотроне. Почему лохотроне? Во-первых, потому что эти эскизы и макеты появились не вчера, а в лучшем случае в начале 2000-х годов, а некоторые вообще во времена перестройки, просто сейчас их вновь явили миру. А значит, сегодня никаких разработок не ведется.

Во-вторых, есть информация, что на генеральном плане города Москвы 2020 года завода имени Лихачева уже нет. Что возрождать? Если уже все решили. Есть мнение, что в данной ситуации лучше воскресить Руссо-Балт. Еще и Василий Аксенов в своем произведении «Остров Крым» этот вариант рассматривал, но то был фантастический роман.

И наконец, в-третьих. Когда я изучал историю «Чайки», меня ошеломил финал этой истории. В 1988 году, в рамках «борьбы с привилегиями», автомобиль был снят с производства по личному указанию М. С. Горбачева, который до этого «успешно» боролся с пьянством, вырубая элитные виноградники. Вот и «Чайку» не просто сняли с производства, а уничтожили всю технологическую оснастку, рабочую документацию, сборочные линии, кузовные штампы и так далее.

Последняя недособранная машина, находившаяся на стапеле, также была уничтожена. Более того, масштабная сувенирная моделька ГАЗ-14, выпускавшаяся Горьковским автозаводом в рамках все той же борьбы с привилегиями, также была уничтожена, все пресс-формы, все данные.

Конечно, чиновники, выполнявшие преступный приказ Горбачева, и чиновники, заявляющие о возможном восстановлении «Чайки» (после того, как в 1996 году этот вопрос уже рассматривался и был дан ответ: «Невозможно»), - люди разные, но есть у них нечто общее.

Разнообразие форм

«Чайка»

Считается, что четырнадцатая «Чайка» с кузовом фаэтон была выпущена по просьбе военных, которые нуждались в автомобилях для проведения парадов. Этим объясняется и столь малая партия: одна машина опытная и 14 «генеральских», по две на каждый военный округ. Все автомобили окрашивались эмалью светло-серого цвета, как генеральская шинель.


Автомобили эпохи СССР: ГАЗ-14 "Чайка"

В середине 60-х годов ГАЗ получил задание обновить "Чайку" в соответствии с требованиями времени. Это касалось не только экстерьера, но и комфорта, и безопасности пассажиров. Поскольку предстояло выполнить "особо важное государственное задание", работы возглавил главный конструктор Горьковского автозавода А.Д.Просвирнин.

К конструированию второй серии прототипов подошли более "демократично". Колесную базу увеличили на 20 см, колею - на 5 см. Поскольку высоту капота "в административном порядке" ограничили одним метром, необходимо было по-другому крепить двигатель и размещать его агрегаты. Все это потребовало изменения архитектуры Х-образной рамы.

На проект экстерьера был объявлен конкурс, который выиграл молодой горьковский дизайнер, недавний выпускник Мухинского уличища Станислав Волков. Ему удалось создать самобытный экстерьер, стилистически ничуть не напоминавший на сановный лимузин ЗИЛ-114, ни зарубежные аналоги.

В 1968 году макет новой "Чайки" вместе с первым прототипом будущей "Волги" ГАЗ-3102 обсуждался на заседании художественно-конструкторского совета КЭО (Конструкторско-экспериментального отдела) ГАЗа, а в 1969 году проект был утвержден макетной комиссией. Опытные образцы подвергли стендовым и дорожным испытаниям.

К моменту начала производства конструкция ГАЗ-14 выглядела так. Полунесущий кузов крепился к Х-образной хребтовой раме, лежащей в основе всей "монументальной" композиции. Автомобиль имел классическую компоновку, что позволило использовать академические решения основных узлов. Так, схема подвесок, по сравнению с ГАЗ-13, принципиально не изменилась, но была усовершенствована. Благодаря этому почти трехтонная машина славилась мягкостью и плавностью хода.
Не претерпели принципиальных изменений ни рулевое управление с червячным механизмом и гидроусилителем, ни тормозная система. Передние тормоза остались дисковыми, задние - барабанными. Их гидравлический привод осуществлялся двумя автономными контурами, каждый из которых действовал на "свои" тормозные скобы обеих передних колес и одно из задних. Сдвоенный главный тормозной цилиндр оснащался центральным вакуумным усилителем, а каждый из рабочих контуров - гидровакуумным.


Поскольку в техническом задании значилось улучшение динамических показателей, а разработка нового двигателя не планировалась, взялись за модернизацию V-образной "восьмерки", прекрасно зарекомендовавшей себя на ГАЗ-13. За счет применения двухкарбюраторной системы питания, изменения конструкции впускного и выпускного коллекторов и фаз газораспределения мощность мотора выросла со 195 до 220 л.с., а крутящий момент - с 42 до 46 кгс.м. В результате потяжелевшая на полтонны "Чайка" получилась значительно резвее. Максимальная скорость возросла со 160 до 175 км/ч, а время разгона до 100 км/ч сократилось с 20 до 15 секунд.

Кнопочная селекция режима работы КПП уступила место более привычной рычажной. Рычаг имел шесть фиксированных положений: нейтраль, движение, задний ход, первая передача, вторая передача (запрет включения третьей), стоянка. Столитровый бензобак располагался под полом багажника.

Подлинным шедевром дизайнерской и инженерной мысли стал новый кузов. Станиславу Волкову удалось создать автомобиль, в котором стремительность и динамичность линий удивительным образом сочетались с монументальностью и величием, положенными машинами такого класса "по протоколу". Хотя высота новой "Чайки" уменьшилась почти на 10 см по сравнению с ГАЗ-13, входить в салон было очень удобно: рамная конструкция позволила сделать дверные проемы без порогов и, кроме того, посадка автомобиля стала ниже. Благодаря понижению центра тяжести машина стала более устойчивой, улучшилась аэродинамика, сократился расход топлива.
Кроме того, впервые в отечественной практике автомобиль получил не только передние, но и задние противотуманные фонари, фароочистители струйного типа и дворники, в неработающем положении убирающиеся под кромку капота.

Интерьер новой "Чайки" также разрабатывал Станислав Волков. Салон получился стильным и гармоничным. Сиденья и большая часть кузовных панелей обивались охристо-бежевым или серо-зеленым велюром. Солидности салону придавало умеренное использование вставок, декорированных под шпон дорогих пород дерева. Хромированных элементов было немного.
Для поддержания микроклимата салон был оборудован двумя эффективными отопителями (при - 25 С на улице салон прогревался до +25 С за 10 минут) и японским кондиционером. Поскольку кондиционер располагался в багажнике за спинкой заднего сиденья, в машине не пришлось обустраивать никаких специальных воздуховодов. "Сливки" от работы кондиционера снимали высокопоставленные пассажиры, а водителю доставалось... то, что оставалось.

Подобным образом была организована и работа аудиосистемы. Основное управление аудиосистемой осуществлялось с пульта в подлокотнике заднего дивана. Разумеется. стеклоподъемники и механизм выдвижения антенны были электрическими; водитель мог использовать центральную блокировку замков. Салон был буквально нашпигован всевозможными гаджетами, для обеспечения работы которых понадобилось в общей сложности 17 электродвигателей!

Обилие электроники привело к появлению под капотом второго аккумулятора, что впоследствии породило миф о дублировании системы зажигания, хотя на самом деле "Чайка" этой опции не имела.
Стоит отметить, что вся эта роскошь скрывалась за тонированными стеклами - ветровым и задним, при этом ветровое было дополнительно азтемнено в верхней части.

ГАЗ-14 с символичным заводским номером "1" решили предподнести в подарок главе государства: 19 декабря 1976 года страна готовилась отмечать 70-летие Леонида Ильича Брежнева . На поток производство новых "Чаек" было поставлено лишь в 1977-м. В год таких машин собирали около сотни. При этом параллельно - вплоть до 1981 года - продолжался и выпуск "Чаек" предыдущего поколения.
В конце 80-х, в самый разгар перестройки, Михаил Горбачев , начавший борьбу с привилегиями партийных работников и государственных служащих, в величественном черном автомобиле усмотрел символ социальной несправедливости. Чиновники, "утопавшие в роскоши", в приказном порядке были пересажены на автомобили попроще, а производство ГАЗ-14 прекращено. Последняя "Чайка" сошла со "стапелей" Горьковского автозавода 24 декабря 1988 года.

Решив окончательно вычеркнуть ГАЗ-14 из памяти народа, Горбачев приказал уничтожить необходимое для производства "Чайки" технологическое оборудование и техническую документацию. Под пресс пошли даже формы для сувенирных масштабных моделей "Чайки".

"Прерванный полет" - иначе не назовешь историю одного из самых удачных представительских автомобилей, когда-либо выпускавшихся в СССР.


Создатели ГАЗ-14 слегка покривили душой, представляя новую машину семиместным седаном.
Во-первых, внутри не было стеклянной перегородки, отделявшей передний ряд сидений от VIP-салона. Но сплошная панель, объединявшая спинки "партера" с укрытием для сложенных страпонтенов, позволяла устанавливать перегородку по просьбе заказчика.
А во-вторых, хотя ширины заднего дивана вполне хватало для троих, анатомическая форма подушки была рассчитана на двоих пассажиров. Третьему пришлось бы восседать на высоком центральном "горбе".
Фактически автомобиль был шестиместным: водитель, его "сосед", два человека на откидных страпонтенах и еще двое на "представительском" заднем диване.
"Не будите спящую собаку" (реж. А.Бобровский, 1991 год)

Вадим Фуфачев, "серьезный" человек с криминальным прошлым, оказался "на мушке" у ловкого афериста Чибиса: перед ним разыгрывают спектакль с вызовом к следователю, опечатыванием квартиры и т.д. Испуганный Фуфачев ищет связи в прокуратуре, и его знакомят с референтом из Министерства юстиции, который за большие деньги обещает замять дело.
В роли референта выступает Чибис. Чтобы произвести впечатление на "клиента", он "арендует" на несколько минут министерскую "Чайку" ГАЗ-14 . Великолепный автомобиль становится последним доказательством могущества мнимого референта, и Фуфачев отдает деньги. Афера удалась, но в конце концов аферист и его жертва оказываются вместе - в одной камере!


СНАРУЖИ И ВНУТРИ

Многие элементы оформления салона ГАЗ 14 позже были использованы на автомобиле классом ниже - ГАЗ-3102 "Волга": например, контрольные приборы, сблокированные в два больших круглых циферблата и прикрытие конусным антибликовым стеклом Всеволновый приемник был создан специально для ГАЗ-14 на рижском заводе "Радиотехника" Ручка селектора автоматической коробки передач с деревянным набалдашником

Салон новой "Чайки" выглядит солидно и по-своему роскошно
Новая "Чайка" первой среди советских автомобилей обзавелась стеклоомывателем фар: на снимке - поздний вариант системы с форсунками, встроенными прямо в бампер Эмблема ГАЗа с оленем, символ города Горький, неизменно красовалась на всех легковых автомобилях Горьковского автозавода Правое зеркало заднего вида в хромированном корпусе, вынесенное на переднее крыло, на деле оказалось не очень практичным
Ручки дверей отвечали современным требованиям безопасности - в случае наезда не ранили пешеходов Блок управления климатом в салоне Огромные рифленые задние фонари "Чайки" по дизайну напоминали задние фонари Mercedes-Benz семейств W123 и W126
Конструкторы легковых автомобилей представительского класса уделяют максимум внимания комфорту пассажиров заднего дивана Из складных страпонтенов легко получался дополнительный ряд сидений, рассчитанный на двоих пассажиров Большой багажник министерской "Чайке" был ни к чему, поэтому в нем разместили огромное запасное колесо и кондиционер
Продублированные емкости для тормозной жидкости двухконтурной тормозной системы: при неисправности одного из контуров автомобиль все равно сохранял способность тормозить Распределитель зажигания восьмицилиндрового двигателя Корпус воздушного фильтра на ГАЗ-14, рассчитанный сразу на два фильтрующих элемента, объединенных в один блок, имел своеобразную форму
Ручки пассажирских дверей расположены с двух сторон, чтобы двери было удобно открывать как с заднего дивана, так и со страпонтенов В подлокотнике для высокопоставленных пассажиров располагается собственный блок управления радиоприемником Для лучшего питания двигателя ГАЗ-14 воздушно-топливной смесью на него установили сразу два запараллеленных карбюратора

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ

Схема автомобиля ГАЗ-14 "Чайка"

Технические характеристики ГАЗ-14 "Чайка" Масса:
Число мест 7 снаряженная 2590 кг
Максимальная скорость 175 км/ч полная, в том числе: 3150 кг
Тормозной путь со скорости 80 км/ч 43,2 м на переднюю ось 1530 кг
Расход топлива при скорости 90 км/ч 17,5 л/100 км на заднюю ось 1620 кг
Электрооборудование 12 V
Аккумуляторная батарея, 2 шт. 6СТ-55 Дорожные просветы:
Генератор Г-284 под передней осью 210 мм
Реле-регулятор РР-350Б под задней осью 210 мм
Стартер СТ230-Г
Прерыватель-распределитель Р-141 Наименьший радиус поворота:
Свечи зажигания А14ДВ по оси следа внешнего переднего колеса 7,5 м
Размер шин 9,35-15 наружный габаритный 8,2 м
  • Подвеска передняя: независимая, рычажная, на двух вертикальных цилиндрических пружинах, амортизаторы гидравлические, телескопические
  • Подвеска задняя: на двух продольных полуэллиптических рессорах, амортизаторы гидравлические, телескопические
  • Рулевой механизм: глобоидальный червяк с двугребневым роликом, передаточное отношение 18,2
  • Тормоза: рабочий - передний дисковый, задний барабанный; привод гидравлический с двумя независимыми контурами, каждый из которых действует на оба передних и одно заднее колесо. Система снабжена одним вакуумным и двумя гидровакуумными усилителями
    стояночный - колодочный, на задние колеса, с механическим приводом от ножной педали
  • Коробка передач: гидравлический транформатор (максимальный коэффициент транформации 2,35), работающий совместно с автоматической планетарной трехступенчатой коробкой передач
  • Передаточные числа: I - 2,64; II - 1,55; III - 1,00; задний ход - 2,00
  • Главная передача: одинарная, гипоидная, передаточное число - 3,58
  • Карбюратор: К-114Б и К-114В
  • Максимальная мощность: 220 л.с.при 4200 об/мин
  • Максимальный крутящий момент: 46,0 кгс.м при 2700-2800 об/мин

Мелкосерийный выпуск советского представительского автомобиля ГАЗ-14 «Чайка» начался в 1977 году. Работа над этой моделью началась на заводе еще в 1967 году. От предшественницы - «Чайки» - новая машина отличалась прежде всего стилистически, ее внешний вид был выдержан в современном для тех лет стиле, характерном для больших американских автомобилей.

По сравнению с предыдущей моделью существенно увеличились размеры новой «Чайки» (длина кузова составляла 6,1 метра), при этом была уменьшена высота машины. Модернизированный двигатель V8 объемом 5,5 литра был модернизирован и стал мощнее - 220 л. с., коробка передач была автоматической, трехступенчатой.

Особое внимание при создании модели ГАЗ-14 было уделено оснащению автомобиля. «Чайка» получила гидроусилитель руля, электрические стеклоподъемники, два отопителя, кондиционер, центральный замок, аудиосистему с кассетным проигрывателем и отдельным пультом управления для задних пассажиров. В салоне было три ряда сидений и семь мест.

Ежегодно на ГАЗе вручную делали около сотни «Чаек». Всего к моменту завершения производства в 1988 году было выпущено около таких 1100 машин. Также с 1982 до 1988 года было построено пять парадных фаэтонов ГАЗ-14-05, а 1983 году на РАФе сделали пять .

Советский представительский легковой автомобиль большого класса, выпускавшийся малой серией на Горьковском автомобильном заводе c 1977 по 1989 год. Всего было изготовлено примерно 1 120 автомобилей этой модели.

"Чайка" ГАЗ-14 создавалась под руководством Александра Дмитриевича Просвирнина при участии Николая Александровича Юшманова, Владимира Никитича Носакова, Станислав Волкова, Ю.И. Докукина и многих других конструкторов. Красивый шестиместный представительский автомобиль славился высоким техническим уровнем и комфортабельностью американских шоссейных "дредноутов". На ГАЗ-14 ставился V-образный 8-ми цилиндровый 220-сильный двигатель, позволявший развивать скорость до 175 км/час Среди лимузинов (в салоне некоторых ГАЗ-14 ставилась перегородка) горьковский автомобиль был наиболее легким и компактным. Располагая еще целым рядом новшеств, "Чайка" ГАЗ-14 явилась настоящим полигоном для внедрения новых конструкций, материалов и технологий для последующих моделей ГАЗ массового производства.

Начало работы над проектом нового автомобиля большого класса на ГАЗе относится ко второй половине десятилетия, с 1967 года.

Первый опытный образец ГАЗ-14 (ведущий конструктор - В. Носаков, дизайнер - С. Волков) изготовили в 1967 году. Всего сделали восемь предсерийных прототипов. Концептуально автомобиль был недалек от ГАЗ-13, но кузов и салон - значительно современней.

В 1968 году уже существовал полноразмерный макет будущей «Чайки» второго поколения, внешность которого явно восходила к некоему обобщённому образу высококлассного американского автомобиля тех лет, при этом не копируя напрямую какую-либо определённую модель или их группу. Проект был утверждён макетной комиссией в 1969 году, после чего приступили к изготовлению прототипов.

К сожалению, в силу целого ряда причин путь новой модели к производству был очень долгим.

Первая серия прототипов была построена на основе шасси ГАЗ-13 (дизайнер - Лев Еремеев). Однако создателей автомобиля не удовлетворили их эстетические и технические качества. Сочетание низкой линии крыши и вынужденно высокого из-за габаритов двигателя капота нарушало визуальные пропорции, а понизившиеся вместе с крышей сидения требовали удлинения колёсной базы для сохранения необходимого пространства для ног пассажиров. Требовались более серьёзные изменения компоновки.

В 1971 году был построен ходовой прототип второй серии. Он уже имел изменённое шасси с увеличенной на 200 мм колёсной базой. Внешний облик автомобиля рисовал Станислав Волков, тогда - молодой выпускник художественно-промышленного училища им. Мухиной., позже работавший над дизайном новых грузовиков среднего класса и "Газели".

До середины 1970-х годов, было построено ещё несколько прототипов. Они имели различные варианты оформления, постепенно приближаясь к тому, которое было впоследствии выбрано для серийной модели.

Именно на долю второй серии выпали дорожные и стендовые испытания. В 1975 году предсерийные экземпляры прошли испытания в самых разнообразных дорожных условиях, в том числе и экстремальных.Например скоростные заезды по горным серпантинам Крыма и Кавказа, правда, режимы движения были не совсем штатными. Например, при скоростных спусках с перевала Ай-Петри в Крыму шины на поворотах подворачивались так, что стирались об асфальт белые полоски на боковинах.

В 1976 году, после устранения выявленных недостатков, по тому же маршруту проходили уже государственные приёмочные испытания, по результатам которых государственная комиссия рекомендовала ГАЗ-14 к постановке на производство.

Первый автомобиль пробной партии с порядковым номером "1" (единственный, выкрашенный в темно-вишневый цвет) изготовленный в декабре 1976 г., подарили на 70-летие Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Ильичу Брежневу.

14 октября 1977 года на Горьковском автозаводе был собран первый автомобиль промышленной партии ГАЗ-14 "Чайка" и начался выпуск первой промышленной партии.

Таким образом, между началом работ по новой «Чайке» и стартом её серийного производства прошло более десяти лет.

Сборка «Чаек» осуществлялась силами находившегося на территории ГАЗа ПАМСа (Производство автомобилей малых серий). Не смотря на то, что на кузовные детали имелись штампы, и элементы были взаимозаменяемыми, сборка кузова требовала много ручного труда и большой аккуратности. Так в процессе подгонки кузовных элементов и хромированных деталей кузов собирался и разбирался несколько раз. После того как кузов был окончательно собран, для выравнивания поверхностей и удаления зазоров на него наносилась не традиционная шпаклевка, а слой олова, и все - вручную. На каждый узел автомобиля заводили свой техпаспорт, где собравшая его бригада отмечала все индивидуальные особенности, а каждый специалист, приложивший руку к его созданию, расписывался в определённой графе. После окончания сборки каждой машине предстояло пройти государственные испытания. Своего полигона ГАЗ не имел, поэтому «Чайки» «наматывали»сотни километров по дорогам области или же автомобили отправляли на полигон в город Дмитров. Затем машину возвращали в цех, проводили ТО, протягивали крепёж, ещё раз красили и полировали вручную, и лишь после этого передавали заказчику. Так собиралось всего около сотни машин ГАЗ-14 в год.

Мелкосерийное производство «Чайки» продолжалось в течение 11 лет, до 1988 года.

В 1988 году вышло знаменитое постановление ЦК КПСС о борьбе с привилегиями. На его основании сначала запретили использование "Чайки" (заменив "Волгой" ГАЗ-3102), позже автомобиль был снят с производства по личному указанию М. С. Горбачёва, причём одновременно была уничтожена вся технологическая оснастка, рабочая документация, сборочные линии, кузовные штампы и так далее (даже оснастка для производства игрушечной масштабной модели автомобиля, также выпускавшейся на ГАЗе).

Последняя машина была собрана 24 декабря 1988 года и покинула завод в январе 1989. Следующая недособранная машина, уже находившаяся на стапеле, была уничтожена.

В 2008 году автомобилю был присвоен статус объекта культурно-технического наследия СССР.

Общая компоновка автомобиля ГАЗ-14 "Чайка", выполненна по классической схеме (двигатель впереди; ведущие колеса задние). По сравнению с ГАЗ-13, высота автомобиля была снижена на 95 мм. Соответственно снизился центр тяжести, уменьшилось аэродинамическое сопротивление, повысилась устойчивость движения на высоких скоростях.

Передние раздельные ковшеобразные сиденья водителя и пассажира регулируются по горизонтали, высоте и углу наклона. Низкая посадка водителя и пассажиров требовала радикального увеличения колесной базы. Рама осталась Х-образной, как у предыдущей модели, но при этом колёсная база была удлинена на 200 мм для компенсации уменьшения высоты автомобиля и менее вертикальной посадки водителя и пассажиров, составляя теперь 3450 мм. Соответственно увеличилась и общая длина автомобиля. Благодаря удачному сочетанию больших шин и мягкой подвески, специально разработанных амортизаторов и длинной базы автомобиль ГАЗ-14 имел высокую плавность хода при движении.

Двигатель остался в основе тем же, что и на ГАЗ-13, V-образный 8-цилиндровый объемом 5,5 л, но за счёт изменения фаз газораспределения, новых впускного и выпускного коллекторов, введения системы питания с двумя карбюраторами и других мер, максимальная мощность поднялась со 195 до 220 л.с., что ощутимо улучшило динамику - на четверть уменьшилось время разгона до 100 км /ч, возросла максимальная скорость до 175 км/ч. Расход топлива составлял 16 литров на 100 километров.

Для снижения шумности системы газораспределения, уменьшения объёма технического обслуживания и повышения устойчивости работы двигателя толкатели клапанов были сделаны гидравлическими. Коленчатый вал стали снабжать гасителем крутильных колебаний, что уменьшило уровень вибраций. Топливная экономичность при этом не ухудшилась и находится на уровне прежнего, зато запас хода возрос с 460 до 530 км за счет увеличения на 20 л емкости бензобаков. Появилась более надёжная и обеспечивающая большую стабильность работы двигателя на высоких оборотах электронная система зажигания, причём для обеспечения максимальной надёжности её элементы дублировались.

Автоматическая коробка передач в целом унаследована от модели-предшественника, но были изменены передаточные числа её планетарной части, а наиболее заметным отличием было расположение селектора режимов работы АКПП - если на ГАЗ-13 он был кнопочным и располагался слева на панели приборов, то на ГАЗ-14 был введён более современный напольный в виде рычага.

Передняя подвеска сохранила лишь общую схему и была полностью переработана - вместо шкворней и резьбовых втулок в ней появились шаровые опоры и резинометаллические шарниры (сайлент-блоки). Усовершенствована была и задняя рессорная зависимая подвеска. Всё это позволило улучшить комфортабельность автомобиля, повысить его ходовые качества.

Тормоза также были модернизированы. На "Чайке" первой из легковых машин ГАЗа появились передние вентилируемые дисковые тормоза. Каждый тормозной механизм передних колес оснащен двумя тормозными скобами. Тормозная система имела два контура, причём каждый из них действовал на два передних и одно заднее колесо, и в каждом имелся свой гидровакуумный усилитель, помимо которых использовался один центральный вакуумный усилитель (каскадная схема). Встроенный гидравлический сигнализатор извещал о выходе из строя одного из контуров. Стояночный тормоз был перенесён с выходного вала коробки передач на задние колёса, и привод его обеспечивался теперь не рычагом под панелью приборов, а специальной ножной педалькой.

Установили гидроусилитель руля.

В уровне оснащённости салона и использовании всевозможных сервоприводов новая модель представляла собой настоящий прорыв. К услугам водителя и пассажиров были очень сложная система вентиляции и отопления с тремя отдельными отопителями, электромеханическим приводом заслонок воздухозаборников и встроенным кондиционером, обеспечивавшая индивидуальный микроклимат на переднем и заднем сидении, электростеклоподъёмники, наиболее совершенная из производившихся на тот момент в СССР стереофоническая аудиосистема «Радиотехника» с кассетной приставкой «Вильма», имевшая пульт дистанционного управления в левом подлокотнике заднего дивана, центральный замок, четыре пепельницы. Некоторые машины имели встроенный радиотелефон.

Гнутые атермальные боковые стёкла с лёгкой сине-зелёной тонировкой не пропускали в салон ультрафиолетовое излучение. Заднее стекло и некоторые боковые имели электрообогрев. Имелся и фароочиститель струйного типа.

Всего в автомобиле было 17 электродвигателей различной мощности.

Все автомобили красили только в черный цвет, а вот у обивки салона было два варианта - бежевый и серо-зеленый.

Акустический комфорт благодаря мощной шумоизоляции и специальной настройке агрегатов также был «на уровне» - по данным прессы тех лет, при равномерном движении уровень шума в салоне не превышал 73 дБ.

Большое внимание было уделено безопасности. В автомобиле имелись трёхточечные инерционные ремни безопасности, силовые пояса в дверях, мягкая обивка интерьера, задние противотуманные фонари, и другие элементы пассивной и активной безопасности.

Модификации ГАЗ-14 "Чайка"

  • ГАЗ-14-05 - парадный фаэтон. Делали его исключительно для военных - на таких "чайках" принимали парады в округах. Как и аналогичный ЗИЛ, принимающий главный парад на Красной площади, эти машины красили в серый цвет. С 1982 по 1988 год их было выпущено 15 экземпляров, причём самый первый опытный экземпляр хранится в музее ОАО «ГАЗ». Фаэтон имел локально усиленную несущую систему кузова. Вместо полноценного кабриолетного механизма подъёмных боковых стёкол и убираемого электрогидравлическим приводом тента, характерных для ГАЗ-13Б, у него имелись стёкла лишь на передних дверях и простой тент, устанавливаемый вручную над передним сидением. Он состоял из металлического трубчатого каркаса и надеваемого вручную чехла. По периметру ткань крепилась к кузову кнопками, ремнями и защелками. Тент образовывал крышу над передними сиденьями, а начиная от съемной центральной стойки спускался назад по поясной линии. Таким образом, машина в профиль напоминала пикап.Тент служил лишь для профилактических обкаток автомобиля во время хранения. В качестве дополнительного оборудования он имел микрофонную стойку для системы громкой связи и флагштоки. По имеющейся информации, один из фаэтонов был подарен Фиделю Кастро. Еще две «Чайки» в 1995 году были обнаружены в Тбилиси и перевезены в Москву для участия в параде ветеранов Великой Отечественной. Еще две несут в настоящее время службу в Киеве.

  • ГАЗ-РАФ-3920 - Санитарные автомобили на базе ГАЗ-14 стали изготавливаться на РАФ-е в Елгаве по заказу 4-ого Главного управления при Министерстве здравоохранения СССР, переделывая из серийных машин. Примечательно, что новая машина получила индекс уже по новому стандарту - РАФ-3920. Таких автомобилей было изготовлено всего пять экземпляров, при этом один из них, окрашенный в белый цвет, был отправлен на Кубу для Правительства Фиделя Кастро. Остальные автомобили были окрашены в чёрный цвет. Изготавливали из серийный "Чаек" ГАЗ-14, разбирая и резрезая их. В работе по созданию участвовал известный инженер Эйсерт - руководитель группы, создавшей авангардный для своего времени РАФ-2203. Отвечал за заказ начальник бюро спецавтомобилей Юрис Пенцис. Поначалу лепили из пластилина высокую крышу, но позже от столь серьёзной переделки кузова отказались. Запасное колесо убрали в нишу за левой задней дверью. Над ней в салоне поставили столик, рядом с носилками отвели два места для персонала, установили шкафчики. Остальную начинку автомобили получали уже в Москве. Разумеется, никакой санитарной символики - красных крестов, надписей - на машинах не было.

ГАЗ-РАФ 3920 1983г.

Технические характеристики

Число мест, чел 6
Масса багажа, кг 70
Снаряженная масса, кг 2615
В том числе:
на переднюю ось, кг 1415
на заднюю ось, кг 1200
Полная масса, кг 3175
В том числе:
на переднюю ось, кг 1550
на заднюю ось, кг 1625
Максимальная скорость, км/ч 175
Время разгона до скорости 100 км/ч, с 15
Выбег с 50 км/ч, м 500
Контрольный расход топлива, л/100 км
при 90 км/ч, л 17,5
при 120 км/ч, л 20,0
городской цикл, л 29,0
Тормозной путь с 80 км/ч, м 43,2
Радиус поворота:
габаритный, м 8,2
Двигатель
Модификация ГАЗ-14
Бензиновый, V-образный (90°), 8-цилиндровый, 100x88 мм, 5,53 л
степень сжатия 8,5
порядок работы 1-5-4-2-6-3-7-8
мощность при 4200 об/мин, кВт (л.с.) 161,8 (220)
крутящий момент при 2700-2800 об/мин, Н·м (кгc·м) 451,1 (46)
Карбюраторы К114-Б (правый) и Kl 14-B (левый)
Трансмиссия
Гидромеханическая передача состоит из гидротрансформатора (коэффициент трансформации 2.35), работающего совместно с трехступенчатой планетарной коробкой
Передаточные числа I - 2,64, II - 1,55, III - 1.00, ЗХ - 2,00
Карданная передача два вала с промежуточной опорой
Главная передача гипоидная
передаточное число 3,58
Колеса и шины
Колеса дисковые
Обод 6L-15
шины бескамерные, 9,35-15
давление воздуха в шинах, кгс/см2 1,8
Подвеска
Передняя независимая, на поперечных рычагах, безшкворневая, с гидравлическими амортизаторами
Задняя зависимая, рессорная, с гидравлическими амортизаторами
Тормоза
Рабочая тормозная система:
передние тормозные механизмы дисковые, с двумя рабочими цилиндрами
задние барабанные с одним рабочим цилиндром и автоматической регулировкой зазора между барабаном и колодками
Стояночный тормоз с тросовым приводом, действует на тормоза задних колес, управление - двумя специальными ножными педалями
Запасной тормоз один из контуров рабочей тормозной системы
Рулевое управление
Глобоидальный червяк с двухгребневым роликом
Передаточное число 18,2
Электрооборудование
Напряжение, В 12
аккумуляторная батарея 6СТ-55 (2шт.)
генератор Г284 с встроенным выпрямителем
регулятор напряжения 20J2.3702, бесконтактный, транзисторный
стартер СТ230-Г
катушка зажигания Б1 1 1-Б, экранированная
добавочный прожектор СЭ107-В
коммутатор 20.3734, транзисторный, экранированный
датчик-распределитель 29.3706, бесконтактный, экранированный
свечи А14ДВ или W145T30 фирмы "BOSCH"
Заправочные объемы и рекомендуемые эксплуатационные материалы
Топливный бак, л 100
бензин АИ-95 или АИ-98
система охлаждения 21,5, Тосол А-40
система смазки двигателя 8,7 л, летом масло М12Г, зимой М-ЗГ
гидромеханическая передача 7,8 л, масло марки А
картер заднего моста 1,9 л, масло ТС
картер рулевого механизма 0,18 л, масло ТАД-17И
гидроусилитель руля 1,8 л, масло марки А
гидросистема привода тормозов 1,1 л, тормозная жидкость "Кастрол Гирлинг"
амортизаторы передние 2x0,2 л
амортизаторы задние 2x0,38 л
амортизаторная жидкость АЖ-12Т
бачок стеклоомыаателя 6 л, жидкость НИИСС-4 в смеси с водой
Масса агрегатов (в кг)
Двигатель с оборудованием и картером гидротрансформатора 285
гидротрансформатор 20
коробка передач 47
карданная передача 14
задний мост 105
кузов в сборе с сиденьями и обивкой 1480
колесо с шиной 29

В СССР существовало множество легендарных автомобилей. Большинство из них уже нельзя встретить на улицах городов. И сегодня мы уделим внимание Этот завод выпускал помимо волг и грузовых газонов еще одну легендарную модель. Это автомобиль ГАЗ-14 "Чайка". Машина относится к представительскому классу. Сборка модели осуществлялась вручную, мелкими партиями. Всего за период производства (а это 1977-1988 годы) было выпущено чуть более тысячи таких машин. Что представляет собой ГАЗ-14? Фото, технические характеристики и особенности советской "Чайки" смотрите в нашей сегодняшней статье.

Дизайн

Это далеко не первая «Чайка» в стал преемником уже устарелой модели 13, выпуск которой осуществлялся в период с 1959-го по 1981 год. Одним из главных решений сменить эту модель на более новую стал устарелый дизайн. Не секрет, что 13-я «Чайка» была создана по мотивам американской моды 50-х. Но время не стоит на месте, и к 70-м внешность американских машин существенно изменилась. С «Чайкой» нужно было что-то делать. Поэтому в начале 70-х годов на заводе было принято решение о разработке совершенно новой модели, которая станет эталоном качества и дизайна. Как выглядит ГАЗ-14 "Чайка"? Фото данной машины представлено в нашей статье.

Любители американских ретро-машин сразу подчеркнут, что дизайн новой 14-й «Чайки» также был создан по канонам автомобильной моды США. Внешне советский ГАЗ был очень похож на «Шевроле Импалу». Правда, последняя выпускалась только в кузове купе. Если говорить непосредственно о «Чайке», ее внешность стала более строгой. В машине отсутствуют прежние, дутые формы, гладкое лобовое стекло, массивные крылья и обилие хрома. Кстати, производился данный автомобиль зачастую в одном цвете - черный глянец. Автомобиль оснащался хромированными дисками с боковыми флипперами. Спереди - четырехглазая оптика и массивная решетка радиатора, что тянется по всей ширине кузова. В переднем бампере размещены желтые противотуманные фары. Сквозь всю длину кузова тянется полоса хромированного молдинга.

Весьма необычно выглядит размещение боковых зеркал. Так, с водительской стороны зеркало закреплено на привычном месте. А правой стороны оно размещено на крыле. Таким образом, водителю меньше приходится вращать головой, чтобы контролировать ситуацию, происходящую сзади на дороге.

ГАЗ-14 редко можно увидеть на дорогах. Это в основном музейные экспонаты. Но при выезде на улицу такая машина однозначно будет привлекать внимание всех: и пешеходов, и водителей. Отметим, что большинство автомобилей «Чайка» ГАЗ-14 находятся в хорошем состоянии. Спустя годы металл кузова не берет коррозия. Покрашена машина довольно качественно. Правда, на некоторых экземплярах тускнеет лак со временем.

Размеры, клиренс

По советской классификации данная модель автомобиля принадлежит к большому классу. Длина кузова составляет 6,11 метра, ширина - 2,02, высота - 1,53 метра. Автомобиль имеет безумные габариты и по маневренности близится к лимузину. Величина колесной базы - 3,45 метра. Снаряженная масса составляет 2,6 тонны. При полной нагрузке масса достигает 3,16 тонны. Величина клиренса у автомобиля ГАЗ-14 "Чайка" - порядка 22 сантиметров. Однако ни о какой проходимости не может идти речи. Этот автомобиль создан исключительно для передвижения по ровному и желательно сухому асфальту.

Салон

Посадка в автомобиль удобная - двери открываются на очень большой угол. Дизайн интерьера соответствует статусу модели. В отделке применен качественный пластик, велюр, металл, а также дерево. Что примечательно, передняя панель по своему дизайну напоминает «Волгу» модели 24-10. Здесь такие же «колодцы» со стрелочными указателями. Кстати, руль с «Чайки» идеально вставал на «Волгу».

Большинство моделей, что дожили до наших дней, сохранились в хорошем состоянии. Однако на это повлиял не только маленький пробег, но и качество самих материалов. Собран салон очень хорошо, практически на века.

Стоит отметить также одну особенность. ГАЗ-14 предназначался для перевозки высших чинов и давался государством бесплатно, с личным водителем. На заводе не сильно заморачивались над комфортом самого водителя. Здесь даже сиденье не оснащено регулировками. А летом водители погибали от жары, поскольку кондиционер был подведен только назад и от автоматической КПП шел неимоверный жар. Таким образом, комфортно сидеть здесь было только сзади (впрочем, для этого «Чайка» и создавалась).

В плане оснащения «Чайка» не уступала более старшему ЗИЛу. Так, в ГАЗе присутствует:

  • Система вентиляции сидений (разумеется, задних).
  • Электрические стеклоподъемники.
  • Раздельный отопитель.
  • Кондиционер.
  • Автоматизированный привод заслонок.
  • Стереофонический радиоприемник «Блаупункт» производства ГДР. Также «Чайка» комплектовалась вильнюсским радиоприемником «Вильма» с кассетной приставкой. В обеих случаях приемники шли с пультом дистанционного управления. Данный пульт располагается в подлокотнике заднего дивана.
  • Система центрального запирания дверей.
  • Пепельницы с прикуривателем в общем количестве 4 штук.
  • Радиотелефон «Алтай» или спутниковый «Кавказ».
  • Атермальные гнутые боковые стекла, которые не пропускают ультрафиолетовое излучение в салон.
  • Обогрев заднего стекла.

Как видите, уровень оснащения данной модели весьма обширный. Для работы всех дополнительных систем в салоне устанавливались 17 электродвигателей разной мощности. Что примечательно, вся электроника была советского производства (за исключением гэдээровского радиоприемника). ГАЗ-14 является одним из немногих советских авто, которые в те года оснащались штатно музыкой.

Среди положительных моментов стоит отметить и отличную звукоизоляцию. По данным прессы тех лет, уровень шума в салоне составлял до 73 дБ при движении на скорости 80 километров в час. Также большое внимание было уделено вопросу безопасности. В автомобиле присутствуют трехточечные ремни и силовые пояса в дверях. Однако подушек безопасности здесь нет. Ведь разработана машина была в начале 70-х годов. Тогда не каждый автомобиль оснащался даже ремнями.

Задний ряд сидений рассчитан на двоих человек. Диван достаточно мягкий и оснащен подголовниками. По центру спинки есть выдвижной подлокотник. Также заднее и боковые стекла оснащены ручными шторками. А для гостей предусматривался раздвижной стул, что выдвигался из водительской перегородки. За счет длинной базы в автомобиле очень много свободного места.

ГАЗ-14 "Чайка": технические характеристики

На данный автомобиль устанавливался советский восьмицилиндровый бензиновый двигатель марки ЗМЗ с карбюраторной системой питания. В моторе установлены два карбюратора марки К-114Б. На некоторые модели устанавливались механизмы К-114В. Рабочий объем данного агрегата - 5526 кубических сантиметров. Расположение клапанов - верхнее. Максимальная мощность двигателя - 220 лошадиных сил. Крутящий момент - 452 Нм при 2,8 тысячи оборотов. Двигатель ГАЗ-14 имеет алюминиевый блок цилиндров с алюминиевой головкой. Расположение ДВС - продольное. Система ГРМ - 16-клапанная, с цепным приводом.

Какие имеет ГАЗ-14 "Чайка" характеристики динамики? При высокой снаряженной массе данный автомобиль разгоняется до сотни за 15 секунд. Максимальная скорость автомобиля составляет 175 километров в час. Расход топлива, по паспортным данным, - 29 литров на 100 километров в городе. В смешанном цикле автомобиль потребляет не менее 24 литров. При движении по трассе машина расходует 22 литра по паспортным данным. Рекомендованный бензин - А-95 «Экстра».

Конструктивные особенности

Стоит отметить, что данный силовой агрегат имеет такую же основу, что и ГАЗ-13. Однако в конструкции были изменены фазы газораспределения. Еще среди изменений необходимо отметить наличие нового выписного и впускного коллектора, а также модернизированной системы питания (ранее в конструкции использовался всего лишь один карбюратор). Благодаря данным изменениям технические характеристики у ГАЗ-14 существенно возросли. Мощность увеличилась на 25 лошадиных сил при таком же рабочем объеме.

Интересный факт: данный силовой агрегат оснащен гидравлическими компенсаторами тепловых зазоров клапанов. Наличие данных механизмов позволило снизить трудоемкость работ технического обслуживания и увеличить устойчивость работы ДВС.

Шкив коленвала снабжен гасителем крутильных колебаний. Данное свойство позволило снизить лишние вибрации при работе силового агрегата. Также заменены уплотняющие манжеты и установлена газов закрытого типа.

Трансмиссия

По сравнению с предыдущей моделью у ГАЗ-14 характеристики мощности и сама снаряженная масса существенно возросли. Все это требовало усиления узлов трансмиссии. Так, на ГАЗ-14 устанавливается автоматическая трансмиссия с трехдиапазонным гидротрансформатором. Задний мост стал с балкой-картером. Передаточное число главной передачи - 3,58. Кстати, задний мост на ГАЗ-14 не имеет прямого отношения к устанавливаемому на «Волгах» с 1990 года мосту, который в простонародье называют «чайковским».

Новая коробка передач получила более длинные скорости. Так, первая и вторая имеет передаточное число 2,64 и 1,55 соответственно. Третья же является прямой. Передаточное число ее - 1,0. А вот задний мост укорочен с 1,72 до 2,0. Короткая главная пара была компенсировала широкими колесами. Так, на новую «Чайку» устанавливались покрышки размером 9,35-15".

Сама конструкция АКПП была схожей с гидромеханической передачей ГАЗ-13, которая, в свою очередь, являлась копией американской «Круиз-Матик», что ставилась на «Форды» тех лет. Изменился селектор на кожухе трансмиссионного тоннеля. Последовательность выбора режимов была международной:

  1. «Паркинг».
  2. «Реверс».
  3. «Нейтраль».
  4. «Драйв».

Также были режимы, позволяющие ехать только на первой либо второй передаче. Переключение передач осуществлялось очень плавно, без рывков. Однако на доживших до сегодняшнего дня экземплярах коробки могут пинаться. Виной тому является перегрев, которому сильно подвержены данные АКПП.

Основа АКПП - редуктор типа Равинье, состоящий из солнечных шестерен в количестве двух штук. Они были в зацеплении с двумя группами сателлитов, что находятся на общей каретке. Так называемые длинные сателлиты находятся в зацеплении с кольцевой, внешней шестерней. Она же формирует и вторичный вал. В конструкции коробки применялось два сцепления, каждое из которых работало от турбинного колеса гидротрансформатора.

При слабом газе переключение на вторую скорость происходило на скорости в 10-15 километров в час. На полном же двигатель раскручивался по максимуму, и вторая передача включалась лишь на 52 километрах в час. В работе АКПП ГАЗ-14 предусматривался кикдаун. Так, при резком нажатии на акселератор коробка автоматически переходила на более низшую передачу. Эта особенность предусматривалась для выполнения резких обгонов.

Ходовая часть

В этой части ГАЗ-14 стал модернизированным вариантом предыдущей «Чайки». Благодаря доработкам снизился центр тяжести автомобиля на 95 миллиметров и повысилась устойчивость на высоких скоростях. Сама рама являет собой Х-образную конструкцию с хребтовым тоннелем.

Передняя подвеска состоит из двойных поперечных рычагов. Однако вместо балки, как на ГАЗ-13, у преемника появились шаровые опоры и резинометаллические шарниры. Сзади подвеска тоже подверглась изменениям. Здесь применен мост с малолистовыми рессорами. Была значительно усовершенствована амортизация, что увеличило плавность хода и комфортабельность автомобиля.