“Фольксваген” как символ Германии. Как работает завод Volkswagen в Вольфсбурге Завод vw в вольфсбурге


Автомобильная история на сегодняшний день невозможна без упоминания марки Volkswagen. Сегодня штаб-квартира этой компании располагается в городе Вольсфбурге, который и стал родиной автомобиля.

Первый камень при строительстве нового завода заложили в 1938 году, и стройка проходила посреди пустого поля под личным контролем самого Адольфа Гитлера. Кто мог представить, что на сегодня это будет крупнейший автомобильный завод в мире. Только протяженность многоярусного конвейера достигает 11 километров.

Немецкий конструктор осуществил проектирование первого автомобиля «Жук», выпущенного на построенном заводе. Завод в Вольсфбурге выпускал модели «Жуков» вплоть до 1974 года, когда их производство перенесли в Мексику.

В сборочном цеху завода кузова машин перевоплощаются в известные всем Golf, Touran и Tiguan. Там работают каждый день более пяти тысяч рабочих, 66 роботов и 43 манипулятора. Его площадь составляет 56 000 квадратных метров. По выше упомянутому конвейеру окрашенный кузов автомобиля попадает напрямую в сборочный цех. Постепенно шаг за шагом тысячи компонентов кузова и салона будут становиться на свои места, завершая образ автомобиля. Для начала в салоне устанавливают сидения и центральную консоль. Затем машину оснащают кокпитом весом в 50 кг и так далее. Последними устанавливаются бамперы и колеса, и также крепятся на свое место двери автомобиля.




Заметим, что число вариантов оснащения Golf более чем три миллиона, и при этом количество комбинаций наиболее популярных опций, таких как наличие или отсутствие люка, тип климат-контроля и вид аудио-системы, превысило 300 тысяч.




В 2000 году рядом с заводом Volkswagen открыли парк Autostadt, ставший комплексом, который создает имидж марки и привлекает автолюбителей со всего мира. Здесь можно заказать и купить себе новую машину, познакомившись с процессами её испытания, производства и контроля качества. В парке находятся гостиница, два кинотеатра, музей, рестораны, а также трассы для тест-драйва автомобилей, павильонный автомобильных марок компании Volkswagen.

В Вольфсбурге находится самый первый завод и штаб-квартира Volkswagen. Сам город Вольфсбург был построен в 1938 году специально для работников завода Фольксваген и развивался во многом благодаря этому концерну. Autostadt - настоящий город в городе протяженностью более 5 км и площадью 25 га и коммуникационная платформа концерна Volkswagen, отдельных его брендов и покупателей. По сути этот комплекс- оригинальный и привлекательный для посетителей способ маркетинга и создания имиджа марки. Комплекс - одна из популярнейших туристических достопримечательностей Германии, которую ежегодно посещают около 2 млн. человек. Для одних посещение связано с выбором и приобретением нового автомобиля, проведением тест-драйва. Другие - просто туристы, интересующиеся автомобильной техникой.

Автоштадт Фольксваген расположен на берегу искусственного канала между центром Вольфсбурга и заводом Volkswagen. Здания, площади и разделяющих их зеленые пространства представляют собой настоящий памятник ландшафтной архитектуры, на территории комплекса установлены многочисленные скульптуры и инсталляции. Помимо штаб-квартиры Volkswagen Group, заводских конвейеров, центра продаж авто, отеля Ritz-Carlton, здесь расположен музей истории автомобилестроения Zeithaus, два кинотеатра, несколько ресторанов, трассы для тест-драйвов, аттракционы, а главное семь (скоро их будет восемь) павильонов, где представлены модели автомобильных марок, входящие в состав концерна, демонстрируется история концерна и планы на будущее. Выставочная часть дополняются многочисленными аттракционами и мероприятиями, рассчитанными как на взрослых, так и на детей и молодых людей, в центре внимания которых- тема движения.
Экскурсии по Автограду начинаются в павильоне Форум. Здесь в сферическом кинотеатре можно увидеть уникальные ролики по автомобильной тематике, а в студии авто-дизайна каждый посетитель может придумать своей дизайн-проект автомобиля.

7 павильонов различных брендов Volkswagen: Audi, Lamborghini, Seat, Škoda, Volkswagen, грузовых и специальных автомобилей Volkswagen, а также Premium Clubhouse, представляющий легендарную марку Bugatti (бывший павильон Bentley) необычным образом представляют современные модели соответствующих марок автомобилей, обращаясь ко всем органам чувств посетителей. Каждое здание выполнено в своем неповторимом стиле, подчеркивающем характер брэнда. Мир чешских сказок оживает в павильоне Skoda. Черный куб павильона Lamborghini представляет шоу-программу с участием спорт-кара Murcielago. В павильоне испанской марки Seat демонстрируется короткий ролик о нравах испанцев. В павильоне марки VW расположен кинотеатр, где демонстрируют фильм о роли VW в жизни одного человека. В 2011 году начато строительство 8 павильона марки Порше. Каждые несколько лет концепции и экспозиции павильонов несколько меняются. Модели собственно VW представлены в украшающих комплекс двух стеклянных складских башнях и в клиентском центре (KundenCenter).

В клиентском центре покупатели могут подобрать себе модель по вкусу и кошельку, от крошечного Polo, до мощного Touaregа или роскошного Phaetonа и оставить заказ на сборку. А через несколько месяцев здесь же забрать собранный и оформленный по индивидуальному заказу автомобиль. (Для немцев привычным является заказывать свой автомобиль заранее).

Готовые новенькие автомобили с производства временно выставлены в 2 стеклянных 20-этажных башнях (ежедневно около 400 автомобилей) - символе Autostadt"а. Все машины расположены соответственно весу, чем тяжелее автомобиль, тем ниже он расположен. Уже отсюда автомобиль полностью автоматически транспортируется в клиентский центр на выдачу. Для всех посетителей Автоштадта Фольксваген в Вольфсбурге есть возможность попасть на экскурсию по башням, с которых кроме всего прочего открывается вид на автоград, завод и бывшую электростанцию VW.

Одна из главных составных частей развлекательного парка Автоштадт Фольксваген в Вольсбурге - музей автомобилестроения Zeithaus (Дом времени) на экспозиции в 4 этажа представляющий около 100 моделей легковых автомобилей, с 19 века и до наших дней. Среди них - сохранившиеся в оригинале исторические экземпляры как Фольксваген, так и других марок или их тщательные копии. Например, кабриолет Beetle, выпущенный в 1938 году в память об официальном открытии завода, NSU с роторным двигателем, исторические реконструкции первой запатентованной модели Бенца 1886 года и редкого экземпляра Bugatti Atlantique. В машинах можно посидеть и сделать фото. Но главное, что они регулярно участвуют в ралли старинных автомобилей, проводимых в Германии. Кроме автомобилей в музее Цайтхаус есть «столы экспериментов», демонстрирующие физические принципы, использованные в автотехнике.

Наконец, фанатам автотехники предоставляется возможность осмотреть и собственно завод VW в Вольфсбурге и его сердце - цех N 54, где идет сборка автомобилей VW Golf. Это практически полностью роботизированный комплекс. Сварка, сборка черного кузова, покраска и часть окончательной сборки осуществляется роботами. По территории завода можно прокатиться на автопоезде с огромными панорамными стеклами и раздвижными дверями по обеим сторонам для лучшего обзора

В Вольфсбурге можно не только посмотреть на автомобили, но и самому лично сесть за руль. Здесь есть и внедорожные треки с водными и грязевыми преградами, предназначенный для Volkswagen Touareg и Tiguan (чтобы прокатиться по нему, достаточно иметь при себе водительское удостоверение международного образца). И курсы безопасной езды SicherheitsTraining, где опытные инструкторы помогут отработать основные приемы вождения.
Специальные аттракционы придуманы для детей - работает школа вождения, проводятся различные мастер-классы, работает большое количество аттракционов, например, стеклянный двигатель, внутри которого дети могут ходить по четырем уровням.

Конечно, на такой большой территории размещено несколько кафе и ресторанов от семейного бистро до венской кофейни.

Регулярно на территории Автоштадта проводятся различные представления и шоу . Одно из самых известны - фестиваль современного танца Movimentos Festwochen в здании бывшей электростанции Volkswagenwerks. Зимой здесь работают зимний рынок и павильон с камином, каток с искусственным льдом, на котором часто проходят спектакли на коньках. А летом здесь устраивается шоу танцующих фонтанов с высотой до 70 м, продолжающееся около 4 недель, каждый год с новой темой.
Часы работы: ежедневно 9.00 - 18.00

Ориентировочная стоимость билетов:

билет на 1 день/2 дня

взрослый: 15 / 22 евро, льготный (студенты, пенсионеры): 12/18 евро, дети/подростки (6-17 Jahre): 6/9 евро
Семьи (2 взрослых+ все их дети до 17 лет): 38/57 евро

Для детей до 6 лет вход бесплатный

Скидки для групп.

Вечерний билет (после 16.00, со скидкой в кафе и ресторанах) 7 евро

Посещение аттракционов: экскурсия в башни, поездка по внедороюжному и стандартному трэку, курсы вождения и т.д. - за отдельную плату

«Обзорная экскурсия по городу Вольфсбург 3 часа, 1-3чел = 300,00 € (авто-пешеходная)
«Обзорная экскурсия по городу Вольфсбург 3 часа, 4-7чел = 390,00 € (авто-пешеходная)

Экскурсия в тематический парк Автоштадт/Вольфсбург с посещением производства на целый день 7 часов,1-3чел = 410 евро (только в рабочие дни)
Экскурсия в тематический парк Автоштадт/Вольфсбург с посещением производства на целый день 7 часов,4-7чел = 495 евро (только в рабочие дни)

Бронирование экскурсии в тематический парк Автоштадт/Вольфсбург возможно только по предварительной записи за месяц до заезда
ВАЖНО: дата посещения нужна заранее, в последние две недели июля и первую неделю августа посещение закрыто!
Дополнительно на месте оплачиваются входные билеты

*****************************************
Доп инфо
Посещение самого ПРОИЗВОДСТВА длится 45 минут

Программа посещения цехов каждый день меняется, поэтому возможны изменения в последовательности посещения.
Посещение производства теоретически может быть отменено или изменено за 10 минут до начала
(по техническим или производственным причинам). Сама программа длится полный день 7 - 8 часов,
посещается примерно 8 - 10 цехов, но само производство только 45 минут.

Вольфсбург с населением в 122 тысячи человек - один из немногих городов, которые были основаны в Германии в первой половине XX века. Со времени основания 1 июля 1938 года и до 25 мая 1945 года Вольфсбург назывался Штадт дес КдФ-Вагенс бай Фаллерслебен и предназначался в качестве места жительства для сотрудников завода «Фольксваген», которые должны были производить модель «Жук».

Пишет Владислав Мова перебравшийся на ПМЖ из Латвии в Германию: В конце прошлой недели мне удалось посетить центральный завод Volkswagen, находящийся в Вольфсбурге. Он является одним из крупнейших предприятий Германии как по площади, так и по количеству персонала, а также одним из крупнейших автомобильных заводов в мире. Шутка ли: на его территории (6,5 кв. км) может одновременно уместиться сразу 3 княжества Монако.

Здесь нужно сделать небольшое отступление и отметить, что концерн Volkswagen – это не только «народные» машины с логотипом VW. Концерн Volkswagen – это крупнейший производитель автомобилей во всём мире. Более 25% машин, колесящих по дорогам Европы, были построены на конвейерах именно этой компании.

В данный момент концерну Volkswagen принадлежат следующие автомобильные марки:
- Непосредственно сами автомобили Volkswagen
- Другая известная немецкая автомобильная марка – Audi
- Чешская гордость – Škoda
- Малопопулярная на постсоветском пространстве испанская автомобильная марка – Seat
- Bentley – престижнейшая автомобильная марка класса «люкс»
- Итальянский производитель суперкаров – Lamborghini
- Bugatti – французская автомобильная марка, выпускающая самые дорогие серийные автомобили в мире
- Porsche – ещё одна немецкая компания, делающая самые надёжные и самые прибыльные (для производителя) автомобили в мире
- Компании, специализирующиеся на производстве грузовых машин и автобусов – Scania и MAN
- Ducati – единственная в этом списке компания, производящая не автомобили, а мотоциклы

Было бы наивно полагать, что весь этот огромный список автопродукции выпускают в Вольфсбурге. Местный завод «заточен» под производство нескольких моделей самого Volkswagen"а. Сейчас это Golf, Golf Sportsvan, Golf GTE, e-Golf, Tiguan и Touran, тогда как ранее именно в Вольфсбурге производился знаменитый Volkswagen «Жук» (Beetle в англоязычной версии и Käfer – в немецкоязычной). Всего же концерн владеет 107 заводами по всему миру, из которых 28 находятся в Германии.

Немного истории.

Сейчас об этом не принято говорить, но появление такой автомобильной марки как Volkswagen непосредственно связано с периодом правления нацистской партии Германии. Одной из многих популистских идей Гитлера было обеспечение каждой немецкой семьи личным автомобилем. С подобным предложением он выступил в 1933 году, предварительно проконсультировавшись с представителем компании «Daimler-Benz», а также Фердинандом Порше, которого он и назначил куратором проекта «народного автомобиля».

Фердинанд Порше, будучи добросовестным и талантливым конструктором, справился со своей задачей на отлично, предоставив несколько проектов недорогих и доступных для каждого автомобилей. Впоследствии именно по его проектам будет сконструирован легендарный «Жук».

26 мая 1938 года среди полей и деревень западной Германии был заложен первый камень в основание будущего завода. Насчёт полей и деревень – это не преувеличение. В радиусе нескольких десятков километров действительно не было ни одного крупного населённого пункта. Такое расположение завода потребовало строительства отдельного города, которое началось 1 июля 1938 года. Новый город получил невероятно трудное для русскоязычного человека название – Штадт дес КдФ-Вагенс бай Фаллерслебен (Stadt des KdF-Wagens bei Fallersleben). Название города можно перевести как «Город KdF-автомобилей близ Фаллерслебена». Аббривиатура «KdF» расшифровывается как «Kraft durch Freude» или «Сила через радость» – так во времена Третьего Рейха называлась государственная организация, занимавшаяся вопросами досуга населения, а Фаллерслебен – в то время небольшая деревушка, входящая сейчас в состав Вольфсбурга.

Как я уже упоминал, та идея «народного автомобиля» оказалась полностью популистской. На построенном заводе начали производить военную технику для нужд Германии, занимаясь этим вплоть до самого 1945 года. После окончания Второй мировой войны завод и город попали в зону британской оккупации. Представители островного государства сразу же переименовали Штадт дес КдФ-Вагенс бай Фаллерслебен в гораздо более легкопроизносимый Вольфсбург, а руководству полуразрушенного завода поставили условие: либо завод будет снесён, либо действительно станет выпускать «народные автомобили», да ещё и не менее 1000 штук каждый месяц (на то время – это огромные цифры). Тем не менее, с этой задачей Volkswagen успешно справился, постепенно став лидером мирового машиностроения.

В данный момент только на заводе в Вольфсбурге каждый день изготавливается 3800 новых автомобилей марки Volkswagen, или по одному автомобилю каждые 18 секунд.

А теперь давайте взглянем непосредственно на производство. Пройдёмся по цехам и посмотрим, как из ничего собой не представляющих частей и деталей получаются отличнейшие автомобили.

Сейчас это просто огромные рулоны стали, но скоро они попадут под пресс, приобретут узнаваемую форму автомобиля и наполнятся механической и электронной начинкой.

А вот и те самые прессы. Каждый день они в работе, каждый день они штампуют детали.

Из-под них выходят различные элементы будущего кузова. Как можно понять уже на этой стадии, данные детали вскоре станут частью новых Volkswagen Golf.

Всю физически тяжёлую и вредную работу, такую как, например, сварка, в Volkswagen выполняют роботы.

После того, как работы «поколдовали» с различными частями машины, получается уже практически готовый кузов.

Красят и кузов, и прочие детали, конечно же, тоже роботы. Вообще, в наше время человек уже не должен постоянно работать с веществами, так негативно сказывающимися на здоровье. Ладно, когда один раз в несколько лет нужно сделать дома ремонт и покрасить стены – подобная деятельность ещё допустима, но никак не отравлять свой организм изо дня в день.

У вас может сложиться впечатление, что на заводе Volkswagen трудятся только роботы, но оно будет ошибочно. На заводе в Вольфсбурге задействованы около 60 000 человек, которые, в основном, занимаются мелкой ручной работой. Такая деятельность не требует больших физических усилий, поэтому у конвейеров очень много женщин. Кроме того, почти 10 000 сотрудников – это труженики ума. Именно такое огромное количество человек здесь, на заводе в Вольфсбурге, обеспечивает наши шаги в будущее: разработку новых моделей, совершенствование технологий, поиск новых неординарных решений и многое, многое другое.

Работники, находящиеся у конвейеров, разделены на бригады по 14-16 человек в каждой. Для того, чтобы они не уставали от рутинной работы, людям в пределах одной бригады разрешается самостоятельно меняться друг с другом рабочими заданиями.

Один из самых важных процессов при сборке автомобиля – так называемая «свадьба», или же, говоря простым языком, стыковка кузова с трансмиссией.

Наиболее любопытным для меня стал процесс установки колёс.

Конвейер привозит заготовку будущей машины и оставляет её перед очередным роботом. Тот, в свою очередь, фотографирует место, в которое будет установлено колесо и самостоятельно решает, в какую сторону на нём должны закручиваться болты.

Здесь машины обретают своё имя.

Все готовые автомобили (которые, я напомню, выпускаются каждые 18 секунд) проходят контроль качества. Проверяется как работоспособность машин, так и их визуальные параметры.

А потом готовые автомобили отправляются в своё многолетнее путешествие по всему миру. Кто-то – в соседний город, кто-то – на другой континент. В автосалонах ждут они своего часа, дабы осчастливить уготованного им покупателя. И, возможно, вы или ваши родственники, друзья и знакомые сейчас ездят на том самом «Народном автомобиле», что родом из цехов этого завода в небольшом немецком городке под названием Вольфсбург.

Кстати, любой желающий может своими глазами взглянуть на то, как происходит процесс превращения куска металла в новый автомобиль. Для этого необходимо предварительно записаться на экскурсию на сайте Volkswagen (сайт на немецком, но все мы прекрасно умеем пользоваться Гугл-переводчиком – его будет вполне достоточно). Стоимость экскурсии – 7 евро, что, опытные путешественники не дадут мне соврать, для западноевропейских достопримечательностей совсем недорого.

И ещё: все фотографии, использованные в посте, принадлежат пресс-службе Volkswagen. Любая фото- и видеосъёмка на территории завода запрещена, дабы хитрые конкуренты (например, из стран восточной Азии) не выведали некоторые технологические секреты.

Подводя итог: однозначно, самое интересное мероприятие, которое мне удалось посетить в уходящем 2014 году! Увидеть весь процесс создания автомобиля от начала до конца будет интересно не только автолюбителям, но всем, кто хочет расширить свой кругозор.

Как добраться:
Добраться до Вольфсбурга можно различными способами, но удобнее всего из Ганновера на региональном поезде или из Берлина на скоростном. В обоих случаях дорога займёт примерно 1 час. Завод виден уже непосредственно с железнодорожной станции.

Около половины из 120-тысячного населения Вольфсбурга трудится на автозаводе Volkswagen. Автомобили для Европы, Японии и других стран здесь создают около 54 тыс. сотрудников, из них 44 тыс. — это рабочие. Ничего не напоминает? Однако назвать Вольфсбург мрачным автомобильным моногородом язык не поворачивается.

Первое, с чем встречаются все приехавшие на скоростном поезде из Берлина, — красивые отели, чистые улицы с большим количеством ресторанов на любой вкус, а еще музей физики «Фаэно» и большой аутлет с модными брендами.

Конечно, визитка Вольфсбурга — это четыре трубы, возвышающиеся над кирпичным зданием завода. За год здесь собирают 800 тыс. автомобилей, каждый день с конвейера сходит 3,8 тыс. новеньких Volkswagen, а в промофильме, который обязательно покажут каждому гостю завода, похвастают тем, что очередное «Das Auto» появляется здесь на свет каждые 18 секунд. Предприятие работает в три смены: первая заступает в 6.30, вторая — в 14.30 и третья — в 22.30.

Каждый день здесь проходят примерно полуторачасовые экскурсии, на которые за €10 может записаться любой желающий, и от посетителей нет отбоя.

Такой практики не встретить ни на одном российском автомобильном предприятии. К примеру, на завод VW в Калуге, помимо журналистов, у которых отбирают фотоаппараты, на экскурсии иногда приглашают студентов или высоких гостей. «АвтоВАЗ» в 2016 году провел масштабный день открытых дверей в Тольятти, куда съехались посетители со всей России, но это была разовая акция в честь юбилея бренда, а идеи сделать подобные экскурсии постоянными так и остались словами. GM-Avtovaz ежегодно проводит дни открытых дверей, но только для членов семей своих сотрудников.

На само предприятие попадаешь через проходную по специальным карточкам — пройдя вертушки, оказываешься во дворе. Территория утопает в зелени, на входе расположен сувенирный магазин. Поскольку время экскурсии совпало с дневной пересменкой, удалось получше рассмотреть и пообщаться с сотрудниками завода.

Вот идет колоритная пара — парень, усыпанный татуировками, вместе с девушкой крупных форм с зелеными волосами. Вот совершенно типичные рослые немецкие парни оживленно спорят о том, куда пойти вечером.

На остановке для фирменных автобусов смеются несколько молодых людей в комбинезонах. «На автомобилях приезжают в основном белые воротнички, — рассказывает корреспонденту «Газеты.Ru» один из них. — Простые трудяги ездят на велосипедах и корпоративном транспорте, а кто-то вовсе приезжает из Берлина на скоростном поезде — он идет до Вольфсбурга ровно час. Помимо местных жителей у нас работает много испанцев и итальянцев, поэтому в городе много заведений с их национальной кухней.

Сотрудники могут купить автомобиль подешевле, но действительно хорошие скидки полагаются только отличившимся или руководителям».

Перед экскурсией гостей проводят через комнату для гидов — это отдельный оупен-спейс с индивидуальными рабочими местами. Есть и кухня. Наконец, экскурсовод — высокий немец в костюме лет сорока — проводит нашу группу к началу осмотра. В качестве транспорта используются модифицированные под открытые кабриолеты-автобусы автомобили VW. На одном из них и отправляемся в путешествие по огромной территории завода. За пластиковыми ограждениями выполняют операции около 3 тыс. роботов.

Людей очень мало: кто-то едет по дорожкам на велосипеде или перевозит грузы на мини-карах, кто-то трудится на ленте конвейера — устанавливает приборную панель, а вот изящная брюнетка двумя ударами кулака ловко прикрепляет бампер.

Кстати, около 17% сотрудников этого предприятия — женщины. Удивительного в этом ничего нет — за похожей работой можно, к примеру, увидеть красоток на в Тольятти и на Skoda в Млада-Болеславе.

Изначально город построили под создание производства «народных» Volkswagen Beetle в 1938 году. А теперь тут собирают модели Golf, e-Golf, Tiguan и Touran. Со следующего года конвейер перестанет быть монобрендовым – как заявили руководители бренда, тут начнут собирать автомобили родственных концерну марок

Volkswagen

Любопытно, что прямо в цехах у стен расположены автоматы, где можно купить напитки и бутерброды. Также прямо на заводе расположено несколько небольших столовых, где можно купить горячую еду, включая знаменитые карривурст от Volkswagen, которые, к слову, производят на заводе и продают по всей Германии — их даже подают в некоторых мишленовских ресторанах.

На территории завода есть своя мясная фабрика, где к мясу свинины добавляют шесть секретных специй и штампуют из этого фарша сосиски. Здесь же делают и фирменный соус Volkswagen.

Отличная идея, как занять и прокормить своих рабочих, — может быть, такую практику могли бы перенять и на нашем «АвтоВАЗе», ведь в Тольятти вопрос занятости стоит особенно остро.

С этими мыслями едем дальше. Вот на конвейере идет установка приборной панели. Чтобы оптимизировать процесс, рабочие устраиваются на специальном подвесном стульчике. Закончив с очередным автомобилем, сотрудник просто «перелетает» к следующему. Прямо у конвейера стоят горшки с цветами. Несмотря на чистоту и порядок, находиться в цехах продолжительное время неподготовленным людям довольно трудно: от шума и химических запахов начинает болеть голова.

Вдруг прямо с конвейера доносится рок-музыка — работники продолжают собирать автомобили, подпевая , а потом и .

«Каждый желающий может принести свою музыку и включить ее, чтобы работать было веселее, — рассказывает гид. — Считается, что это повышает не только настроение, но и производительность труда. Кстати, как там ваши певцы — Пугачева и Киркоров, они все еще звезды в России?» Сообщаем, что да, так и есть. Тем временем экскурсия заканчивается, за полтора с лишним часа удалось увидеть лишь малую часть автомобильного гиганта. На вопросы о зарплатах и скидках гид говорил уклончиво, даже узнать, на сколько дешевле ему обошелся новый Tiguan, не получилось.


Завод находится на берегу Среднегерманского канала. Чтобы попасть к проходной нужно либо перейти мост, либо пройти по переходу под землей. Отыскать вход в тоннель просто – у него организована стоянка для велосипедов, на которых и приезжают местные жители. Чуть дальше есть и огромная парковка для автомобилей, не удивительно, что большинство машин на них марки Volkswagen. Также можно заприметить Audi, Skoda и даже спортивные Porsche

Алина Распопова/«Газета.Ru»

А вот рабочие и местные журналисты более открыты: если средняя зарплата на заводе Volksvagen в России около 25-30 тыс. рублей (€400-500), то в Вольфсбурге, утверждают они, примерно в три раза выше.

Но одним заводом жизнь города не ограничивается. Чтобы привлечь в Вольсфбург туристов, Volkswagen создал здесь огромный автомобильный музей под названием «Автоштадт», где можно увидеть огромное количество редких ретрокаров концерна и самые последние модели. Рядом — еще одна забава:

жители Германии и соседних стран могут приехать в Вольфсбург, чтобы лично встретить с конвейера свой автомобиль.

Эта возможность совершенно бесплатна — главное, встать за автомобилем в очередь и приехать в назначенное время. Собранные Volkswagen загоняют в специальную стеклянную башню, откуда свеженькие машины по одной выдают новым владельцам. Таким образом процесс покупки превращается в настоящее волнительное шоу, и, чтобы стать его участниками, сюда съезжаются толпы автомобилистов. Еще один способ заинтересовать покупателей именно своим автомобилем.

Так и живет автомобильный Вольфсбург, в жизнь которого удалось погрузиться на пару дней.


Когда мы планировали маршрут своего небольшого автопутешествия по Германии, одним из объектов для обязательного и детального посещения стал Автоштадт Фольксваген в Вольфсбурге. А хотя бы потому, что это родина одного из наших "железных коней", да и просто посмотреть выставочный центр и музей мирового гиганта автомобилестроения ведь интересно же!

В поисковиках Автоштадт Фольксваген определяется как "музей автомобилей марки Фольксваген", что совсем не отражает сущность этого города в городе. Огромный комплекс, тематический парк размером почти с Диснейленд, посвященный всей истории автомобилестроения и только в частности концерна Фольксваген (Volkswagen Group) – вот что такое Автоштадт Фольксваген . Если бы Автоштадт находился за пределами Вольфсбурга, он мог бы стать самостоятельной территориальной единицей, настолько он велик.

Город Вольфсбург был основан 1-го июля 1938 года одновременно с заводом "Фольксваген", и предназначался в качестве места жительства для сотрудников завода, которые должны были производить модель "Жук".

Мы въехали в Вольфсбург около около десяти утра по местному времени.
Что сразу бросается в глаза – на улицах полное господство автомобилей, входящих в Volkswagen Group. Сложилось впечатление, что весь Вольфсбург ездит только на автомобилях концерна. 90% всех автомобилей – это чистые Фольксвагены (Гольфы, Битлы, Пассаты, Тураны, Тигуаны в основном), примерно 9% – это автомобили других марок, входящих в Volkswagen Group (Ауди, Шкоды в основном) и примерно лишь 1% приходится на автомобили других марок!

Автоштадт (переводится как Автоград) расположен в непосредственной близости от штаб-квартиры Volkswagen Group. Автоград из стекла и металла является и выставочным центром, и отделом продаж автомобилей, и рекламной гордостью концерна, и музеем. Тут же можно увидеть также и работу настоящего сборочного конвеера, с которого сходят автомобили Гольф.

Координаты GPS парковки Автоштадт: N 52,431857 , E 10,797594 , есть и адрес – Stadtbrucke, D-38440, Wolfsburg. Парковок там великое множество, мест хватает всем желающим. При въезде подъезжаете к шлагбауму, нажимаете из окна кнопку на пульте шлагбаума – из щели пульта выезжает пластиковая карта, которую забираете с собой, шлагбаум поднимается, вы заезжаете на парковку. Парковка стоит 3 евро в день, оплата производится перед выездом, но не на парковке, а не доходя парковки есть специальные автоматы – вставляете свою карту и закидываете железные монеты, чтоб набралось 3 евро. Как набралось, эта информация записывается на карточку, карточка возвращается к вам, ее будете вставлять в автомат выездного шлагбаума, в этом случае шлагбаум вас выпустит с парковки.
Но это все потом, а сейчас мы идем ко входу в музей:

По пути видим стоящие в стеклянных кубах два автомобиля-легенды Фольксваген. Это Гольф:

* следующий снимок и некоторые другие в правом верхнем углу отмечены знаком . Это означает, что под таким снимком спрятан еще один – похожий или с другого ракурса. Для отображения второго снимка кликните мышкой по первому снимку, для возврата первого – кликните по второму.



Кликните по Гольфу – увидите его историю. И цену в те далекие времена...
Кто кликнул по Гольфу, увидит, что цена нового Гольфа в 1977-м году составляла 9250 Дойчмарок, это примерно было 6 тысяч долларов... Во были времена! Сравните с :)

и Скирокко:



Кликните по Скирокко – увидите его историю и цену в 1978-м году.


Купили семейный билет (family ticket) всего за 30 евро на всю компанию (2 взрослых, 2 школьника). На целый день. В эту сумму входит также депозит 5 евро на посещение любого кафе на территории Автоштадта. Билет представляет собой также магнитную пластиковую карточку. Осматриваем холл:



Стоим на стеклянном полу, а под ним глобусы.

Вот это, собственно, уже и вход на территорию. Вставляем наши карты-билеты:

И проходим внутрь:

Здесь уместно представить план Автоштадта:

Есть, где погулять целый день.
Вначале мы идем в музей "Дом времени" (Zeithaus), на плане он под номером 02. Это музей автомобилестроения, в котором экспонируются все модели концерна, имеющие для него историческое значение и автомобили, не входящие в VW-Group, но оказавшие немалое влияние на всю историю автомобилестроения.

Конечно, большинство машин именно VW. Все на ходу, у всех заменены расходники, все заправлены. Отметим лишь некоторые.
Миллионный Битл, покрытый золотой в прямом смысле краской и украшенный кристаллами Сваровски. Количество кристаллов точно соответствует численности сотрудников завода в далеком 1955-м. Каждый сотрудник приклеил свой камушек в это ювелирной изделие:


Микроавтобус эпохи группы Битлз и расцвета движения хиппи:


В этот бус набивалось невероятное количество молодежи.

Какой-то предшественник Пассата:

Golf GTI:


Да, для гольфоводов гран туризмо всегда был мечтой, независимо от поколения машины)) . И чаще всего несбыточной, учитывая то обстоятельство, что один Гольф GTI выходил по цене как два базовых Гольфа. Разум обычно все же побеждал сердце... ((

Фаэтон – еще одна эпохальная модель:

Как и спорт-купе W12 Coupe, которое собирается только под заказ:



Женщина слева – сотрудник Автоштадта Ирина, которой мы очень благодарны за потрясающую полуторачасовую экскурсию. Она бывшая москвичка, давно переехавшая в Вольфсбург. Услышав нашу русскую речь, сама подошла к нам и предложила провести нас по музею Автоштадта. Бесплатно. Кто ж откажется? :) . Огромная удача, без ее помощи мы бы многого просто не увидели и не поняли. Спасибо Вам, Ирина!

Идем дальше.
Другие автомобили, входящие в концерн Фольксваген.
Несколько эпохальных моделей Ауди.
Предшественник Ауди - машина завода Хорьх, одного из будущих составляющих концерна колечек:


Эмблема этой марки состояла из латинской литеры "Н" (от фамилии инженера Хорьх – основателя завода). А вот в 35-м уже колечки:

Легендарная Ауди 100:

Один из первых Бугатти, со слов нашего экскурсовода - самая дорогая машина в мире. Какая-та куча миллионов в стоимости:


И машина-мечта. Бугатти Вейрон, самый быстрый автомобиль в мире (на 2013-й год):


Ламборджини Коунтач:


Porshe 911 Carrera GT:


Из автомобильных марок, не входящих в VAG, есть не менее интересные экземпляры.

Один из первых автомобилей "Мерседес-Бенц":


Через 14 лет после окончания Второй мировой войны авиационный завод Вильгельма Мессершмитта начинает выпуск трехколесных автомобилей для инвалидов в "самолетном" дизайне:


Кадиллак Эльдорадо, машина-легенда. Одним из первых обладателей "Эльдорадо" был Элвис Пресли:


DeLorean DMC-12. Такой автомобиль снимался в фильме "Назад в будущее":


И еще выставлено не меньше сотни автомобилей, на которых уже не будем заострять внимание. В Доме времени можно провести несколько дней, если задаться целью изучить каждый экспонат.
Рядом с Домом времени "концерн-форум", образовательного направления, где много демонстрационных залов и развлечений для детей (на плане 01):


на фото идет сдача экзамена по вождению на тренажере.

В одном из залов робот (или 3D-принтер) в вашем присутствии из такой деревянной заготовки:


вырезает


макет Гольфа-7 в натуральную величину:

Вот как это происходит:

Есть и такая половинчатая модель Гольфа-7:

Следующим пунктом нашей программы стал павильон Бугатти.
Здесь в полутемном зале при необычном освещении освещении экспонируется единственная модель – еще один Бугатти Вейрон.
Все посетители обходят это чудо по кругу, фотографируют его

с разных сторон:


Благодаря подсветке создается впечатление, что перед нами автомобиль из расплавленного металла, который переливается разными цветами и несется на большой скорости. Хотя Вейрон на самом деле стоит на месте и металл на нем застывший:) . Но зрелище интересное, стоит заглянуть.

Павильон Ламборджини представляет собой кубическое помещение, довольно маленькое и тесное внутри, на одной из стен которого закреплен боком спорткар Ламборджини Мурселаго:

Каждые полчаса проводится шоу с участием спорткара. В павильоне притухает освещение, наступает полумрак, играет музыка. Помещение заполняется дымом (скорее это какой-то пар, потому что он без запаха) и оглушительным ревом мотора. Прожектора хаотично освещают спорткар, висящий на стене и тонущий в этом дыму. Вскоре рев мотора переходит в максимальную фазу, дым полностью окутывает машину, и она пропадает.
На самом деле машина не пропадает, а просто часть стены, к которой она привешена, разворачивается наружу на 180 градусов. В темноте и дыму момент разворота стены почти не виден. Машина висела вначале изнутри помещения, а в конце шоу она со стеной перемещается на наружную часть здания. Вообще, народ от шоу ждал нечто большего. Всем стоять тесно, очень плохо видно, что происходит, а финал шоу немного разочаровывает. Ничего особенного в целом, выглядит примерно так:

Следующий павильон на очереди – демократичная Шкода
Павильон представляет собой большое светлое просторное помещение с атмосферой доброй сказки, в котором выставлены новейшие модели Шкода. Это Суперб, Октавиа, Рапид и звезда экспозиции Йети:



здесь уже в каждую машину можно присесть и примерить ее под себя, главное не забыть там детей:) . Шкода Йети кликабельна:)

Идем теперь в павильон Ауди. Там весьма серьезный демонстрационный зал, в котором выставлены последние новинки. В их числе спорткар R8, купе S5, кроссовер Q3, солидный и комфортный RS6, электрический A1 e-tron и другие модели.

И тоже каждую можно примерить, чем не замедлили воспользоваться:


Павильон Сеата временно закрыт, и мы отправляемся смотреть экспозицию Порше.
Здание павильона Порше впечатляет, соответствует марке:

Внутри павильона крохотный и темный демо-зал, в котором представлен весь модельный ряд Порше в виде уменьшенных "игрушечных" машин. А также выставлены три настоящих автомобиля – модели Macan, Panamera и кабриолет 911Carrera GT.


Как и в предыдущих двух павильонах, "примерка" приветствуется:


А мы спешим к Фольксвагенам.
Зашли вначале в башни (на плане № 10), в ячейках которых создан склад готовой продукции тех моделей, которые выпускаются в Вольфсбурге. У немцев особо престижным считается забрать свой "горячий пирожок" не у регионального диллера, а вот с этих полок для свежей выпечки:


Робот-погрузчик внутри башни без устали закатывает, вынимает и переставляет машины:

Работа робота-погрузчика:

Кстати, одна из башен снялась в фильме "Миссия невыполнима - 4. Протокол Фантом.". За 15 минут до окончания фильма происходит решающая битва добра со злом. Эта сцена снималась внутри одной из башен Автоштадта (а в фильме представлено, что это все творится якобы в Мумбаи, и с Фольксвагенов сняты эмблемы-логотипы).
Осмотрев башни, посетили павильон (09) и торговый центр (12) Фольксваген.

Торговый центр


внутри – огромный шоу-рум, где представлены новейшие модели Фольксваген. Пробежимся лишь по некоторым, т.к. их всех очень много.

Новый Гольф-7 в комплектации R-Line:



Чтобы узнать комплектацию и цену автомобиля, кликните по фотографии. Сравните цену Гольфа-7 с ценой :)

На смену Кросс-гольфу и Гольф-плюсу пришел немного приподнятый и слегка раздутый Гольф Спортсвэн. Выполнен в том же стиле "мечтаю быть компакт-вэном":



Чтобы узнать комплектацию и цену автомобиля, кликните по фотографии. И так дальше на каждой фото, обозначенной в правом верхнем углу знаком

Катя заправляет электрического гольфа (Е-гольф) электроэнергией:


Любимец широких народных масс во все времена – Пассат:


Шаран в комплектации Highline:


Туарег V6 TDI:


Машин разных очень много, некоторых моделей мы до этого ни разу не видели вживую.
Вот, например, автомобиль – мечта путешественников – микроавтобус California Generation:



Бус-трансформер, в котором на стоянке поднимается парусиновая крыша – автомобиль превращается в шатер. Внутри есть оборудованная кухня с газовой плитой и холодильником, спальные места. Наша мечта!

Или необычный электромобиль для студентов UP! . Приехал на учебу, стал на парковку, воткнул электрический шнур в розетку для подзарядки и пошел на лекцию. Самый маленький и дешевый автомобиль VW на сегодняшний день:


А вот и флагман модельного ряда – Фаэтон:


Нет нужды говорить о том, что почти все автомобили VW открыты, практически в любой можно присесть и представить себя водителем или владельцем.
Дети перемеряли на себя почти весь автопарк Фольксвагена, сейчас оседлали Скирокко:


Выходя из торгового центра и павильона VW , отмечаешь про себя тот странный факт, что цены в Минске на Passat, Golf, Touran несколько ниже, чем в Автоштадте. Как оно так получается? Из-за престижа Автоштадта? Или за счет урезанных комплектаций для стран СНГ? Но и нельзя сказать, что комплектации сильно урезаны. Парадокс...

Историческое, то самое здание завода, которое открывал А.Гитлер (вспомнилась почему-то реклама про "правая палочка Твикс - левая палочка Твикс"):


За этим историческим зданием и находится современный конвеер по сборке Гольфов. И тут главный облом. Мы приехали в воскресенье, а в воскресенье не работает завод и конвеер. Не повторяйте наших ошибок, лучше приезжать в другой день недели. Посмотреть современный сборочный конвеер Гольфов – это неслабое впечатление. Видимо, в субботу завод тоже не работает.

Пока все экспозиции, павильоны, музей и торговый центр осмотрели, прошел почти весь день. Судя по увиденному, дела у концерна VW Group идут не просто хорошо, а превосходно.

На территории имеется несколько кафе (смотрите план), там можно пообедать, чем мы и воспользовались. Заодно и депозит 5 евро истратили:) .

Покинув территорию Автоштадта, увидели парковку с электрической заправкой. Машины (VW UP!) заправляются электроэнергией:



Да, здесь электромобили и автомобили с гибридными моторами (электродвигатель + двигатель внутреннего сгорания) совсем не редкость и не абстрактное явление, а реальность.

Оплатили парковку через автомат. Приходим с оплаченной карточкой на парковку к нашему Гольфу, а его обступили другие Гольфы, местные, и наш им рассказывает о жизни в Беларуси:)) . Местные Гольфы его внимательно слушают:

Практическая информация

Время работы Автоштадта в Вольфсбурге.

Автоштадт работает каждый день кроме 24-го и 31-го декабря с 9 до 18 часов.
В субботу и воскресенье не работает сборочный конвеер.

Сколько стоит посещение Автоштадта?

Парковка на весь день – 3 евро. Оплачивается в автоматах, расположенных около парковок.
Входные билеты в Автоштадт (на 1 день). Взрослые – 15 евро, детские – 6 евро. Если вы семья, для вас имеются более выгодные семейные билеты (family ticket) за 30 евро (и 5 евро из этой суммы вам закладывают на депозит при посещении кафе или ресторана). Есть еще какие-то вечерние и двухдневные билеты, по ценам на них не в курсе.
Посещение башней с автомобилями, если вы туда захотите пойти, нужно оплачивать отдельно. В левую башню можно зайти бесплатно и постоять внизу, посмотреть как работает робот-погрузчик. А вот если вы захотите проехаться до верха башни на погрузчике в специальной кабине-лифте, то приготовьтесь отдать 8 евро.
Еда в Автоштадте. На территории есть несколько кафе/ресторанов. Попить кофе с выпечкой или мороженным – 5-7 евро на одного, более серьезно перекусить – около 10-12 евро на одного. Не забывайте про депозит на входном билете:)

Как найти Автоштадт в Вольфсбурге? Адрес Автоштадта.

Адрес Автоштадта в Вольфсбурге (для себя и для GPS-навигатора): Stadtbrucke, D-38440, Wolfsburg .

Все о Германии :

Германия