Фильтр коробки автомат: когда и почему нужно менять фильтр акпп. Частичная и полная замена масла в акпп Фильтр автоматической коробки передач

Почти каждый владелец автомобиля с автоматом рано или поздно задаётся вопросом «А есть ли на моём автомобиле фильтр АКПП и нужно ли его менять при замене масла в коробке?».

Нередко подобный вопрос возникает уже непосредственно в сервисе, когда автомобилист успел купить необходимое количество масла и пригнал автомобиль на регламентные работы.

Чтобы вопрос замены фильтра в АКПП не поставил автомобилиста в тупик, ему необходимо знать несколько вещей.

Из этой статьи вы узнаете:


Есть фильтр или нет?

Масляный фильтр есть в любой современной . Его наличие обусловлено тем, что автоматическая коробка передач — очень сложный агрегат, масло в котором является рабочим телом, благодаря которому и происходит переключение передач.

Для нормальной работы любого автомата к качеству масла, залитого в АКПП, предъявляются очень высокие требования. должно иметь определённые физические свойства и его загрязнение больше определённого предела недопустимо (в том числе по этой причине установлены регламентные сроки замены масла).

Некоторые модели автоматических коробок оснащаются даже не одним, а сразу двумя, или даже тремя фильтрами, один из которых может находиться внутри, а другой - снаружи АКПП.

Кроме основных масляных фильтров, в автомате нередко присутствует и магнитный фильтр для металлической стружки, которая может появиться во время работы коробки. Магнитным фильтром чаще всего является сама сливная пробка в поддоне коробки - её проще почистить от стружки при замене масла АКПП.

Где находится фильтр?

На подавляющем большинстве современных автоматов фильтр находится внутри коробки.

Есть некоторые модели автоматических коробок выпуска 80-х 90-х годов, имеющие фильтр для масла, установленный снаружи (как на двигателе), но их количество с каждым годом становится всё меньше.

В связи с расположением фильтра внутри коробки, для его замены, в лучшем случае, приходится снимать масляный поддон, а в худшем - даже разбирать саму АКПП, что является достаточно сложной работой, требующей хорошей квалификации мастера.

Из-за сложности работ по замене фильтра в автомате, их стоимость в хорошем сервисе может быть достаточно высокой и даже быть выше стоимости всей замены масла в коробке.

Когда производится замена фильтра?

Сроки замены масляного фильтра АКПП нередко напрямую зависят от его местоположения в коробке.

Если фильтр находится «сразу за поддоном» коробки — то зачастую в регламентных работах по автомобилю указывается способ замены масла в АКПП «со снятием поддона» и одновременной заменой масляного фильтра.

Однако, в некоторых случаях автопроизводители вообще никак не регламентируют замену фильтра или указывают, что он рассчитан на весь срок службы коробки.

Часто это связано с тем, что фильтр находится достаточно «глубоко» и чтобы до него добраться - потребуется разбирать сам автомат. На таких моделях АКПП производитель, как правило, предусматривает фильтр из металлической сетки, рассчитанной на весь срок службы коробки.

Менять или не менять?

Фильтр в АКПП, как правило, меняется вместе с маслом, поэтому для владельца автомобиля вопрос «менять или не менять фильтр» будет зависеть от планируемого способа замены масла в коробке.

Если владелец планирует менять масло со снятием поддона АКПП - то для замены фильтра половина работ уже будет выполнена, для замены не придётся отдельно оплачивать работы по разбору коробки.

Если же владелец планирует менять масло в АКПП с помощью специального автомата или самым простым методом «слива-залива» — то для замены фильтра ему придётся отдельно оплачивать работы по разбору АКПП.

Способ замены масла в коробке, в свою очередь, очень сильно зависит от возраста и пробега автомобиля.

На свежих автомобилях с маленьким пробегом замену масла можно производить любым способом - специальным автоматом или «сливом-заливом» со снятием поддона или без. Каждый способ будет иметь свои плюсы и минусы.

На автомобилях в возрасте, успевших проехать больше 80 тысяч км, производить замену масла в АКПП с помощью автомата не рекомендуется из-за особенностей его работы (мелкие каналы в автомате могут забиться грязью и коробка может вообще перестать работать).

P.S. После любых работ, производимых с автоматом, не забывайте в коробке.

Как купить фильтр АКПП дешевле

Фильтр АКПП на любом автомобиле относится к расходным материалам, поэтому, при его покупке можно хорошо сэкономить.

Одним из лучших мест, где можно купить фильтр с хорошей скидкой - это сайт Автозапчасти.ру >>>

Рабочей жидкостью АКПП является специальное трансмиссионное масло. К нему предъявляются особые требования, потому что именно оно позволяет коробке работать. Оно смазывает трущиеся детали, забирает тепло от перегревающихся механизмов, с помощью его давления переключаются скорости, и оно даже служит рабочим телом – передает крутящий момент от двигателя на колеса.

Работа АКПП неизбежно связана с трением. При взаимодействии куски металла или пластика повреждаются и их осколки попадают в масло. Этот мусор затем разносится по АКПП, повреждая остальные механизмы, и самое главное – он способен навредить гидроблоку.

Гидравлическая плита имеет внутри себя многочисленные каналы, в которых установлены различные клапаны и регуляторы, которые отвечают за переключение передач. В результате его загрязнения некоторые элементы могут западать, каналы буквально протираться от абразивной обработки. После чего гидроблок начинает работать неправильно и выдавать нештатное давление.

Где-то оно может быть высоким и абразивное масло усиленно будет истирать механизмы, где-то, наоборот, низким и тогда механизмы перестанут нормально охлаждаться и начнут гореть. Еще до появления первых серьезны симптомов, внутри автомата начнется цепная реакция, и маленькие проблемы очень скоро станут большими. То, что могло кончиться заменой фильтра, приведет к замене фрикционов, всех сальников, насоса, гидроблока и даже сателлитов и планетарных рядов.

Помимо грязного масла, АКПП могут убить пробуксовки и перегревы.


Помимо грязного масла АКПП могут убить пробуксовки

В этих экстремальных режимах масло загрязняется очень активно и коробка может просто не дотянуть до принятого срока, в который осуществляется замена масла и фильтров. Если АКПП эксплуатируется в спокойном режиме, на чистом масле и с вовремя заменяемым фильтром, то она практически не убиваема. Коробки автомат могут проехать от 150000 до 1000000 километров без необходимости какого-либо ремонта. Однако, на большинстве из них через 6–8 лет выходят из строя от старости соленоиды и резиновые уплотнительные элементы.

Виды фильтров

Фильтры очень похожи друг на друга, но отличаются конструкцией и типом фильтрующего элемента.

Фетр – материал, похожий на ткань, очень хорошо задерживает мелкий мусор, однако может быть пробит крупным насквозь. Они одноразовые, меняются по регламенту или при ремонте. В зимнее время на уставших автомобилях со старыми фильтрами густое масло могло просто «запирать их», вообще, не пуская масло в коробку, пока она не прогреется, что существенно снижает ее ресурс. Современные фетровые фильтры – многослойные. Лучше очищают, дольше живут, но увеличивают гидравлическое сопротивление, что еще больше усугубляет положение при наших холодных зимах.


Металлическая сетка – фильтрует и удерживает любой мусор, кроме самого мелкого. Простые, надежные и многоразовые, подлежат промывке. Меняются в случае выгорания хотя бы одного фрикциона, их клеевой слой не удаляется никакой промывкой. Горелое масло после выхода из строя фрикциона пропитывает остальные, и их также ожидает печальная судьба. И, хотя такая конструкция и считается «устаревшей», те старые и неэкономичные АКПП работали куда дольше. Их желудки переваривали даже жидкости уже совсем непохожие на масло, на которых современные АКПП не отработали бы и нескольких часов. Очищают эти фильтры напором воды или воздуха, иногда используя чистящие средства. Совсем уж толковые мастера могут развальцевать масляный фильтр.

Первый симптом – это запах гари у масла и явное наличие мусора и металлических осколков при его визуальном осмотре. В таком случае масло необходимо срочно менять. Если оно уже понаделало дел внутри коробки – это обычно проявляется в некорректном включении передач: рывки, толчки, задержки и так далее. В этом случае необходимо срочно ехать на диагностику, пока разрушения не зашли слишком далеко.


Слив грязного масла из АКПП

Нужно ли менять фильтр АКПП?

Разумеется, нужно, но срок его замены будет зависеть от типа фильтра, модели АКПП и рекомендаций производителя. Если замена фильтра и масла не производится, то АКПП не прослужит долго, и владелец автомобиля столкнется со сложным и дорогостоящим ремонтом. Рекомендуемый срок замены масла составляет от 20000–120000 километров пробега для разных моделей АКПП. При экстремальных условиях эксплуатации коробки этот срок смело можно занизить вдвое. Фильтры служат от 20000 до 250000 километров пробега в зависимости от их фильтрующего элемента и рекомендаций производителя.

Можно ли починить АКПП сменой фильтра и масла?

Нет. Но в любом случае эта процедура лишней не будет. Иногда новое масло и его достаточный уровень способен оживить АКПП и вернуть передачи и плавное переключение. Бывают случаи, что в коробку было залито «неправильное» масло, сильно отличающееся от необходимого по характеристикам. Но в большинстве случаев эти симптомы говорят о повреждении и усталости механизмов, на которые новое масло и фильтр никаким образом не повлияют. Если масло пахнет горелым – то его замена без ремонта АКПП все равно ничего не даст и новое очень скоро станет горелым.


Если масло пахнет горелым – то его замена без ремонта АКПП все равно ничего не даст и новое очень скоро станет горелым

Дополнительный фильтр АКПП

Установка дополнительного внешнего магистрального фильтра особенно актуальна для старых и уставших автомобилей. Если такой внешний масляный фильтр установлен, то он позволит оставаться маслу более чистым, и увеличит срок службы коробки. За счет своих свойств он улавливает совсем мелкие частички мусора и притягивает частички металла. Кроме того, расположение фильтра позволит легко его чистить и менять при необходимости.

Форд Фокус и Мазда 3

АКПП Форд Фокус и Мазда 3 – старой школы. Но фильтры, используемые в АКПП Форд Фокус и Мазда фетровые, плоской конструкции. У Форд Фокус и Мазда 3 они несколько отличаются – у Мазды более высокий заборник и глубокий поддон.

На Форд Эксплорер, кроме подобного фильтра, может идти еще и старый с металлической сеткой. Для 4ВД версии Форд Эксплорер есть фильтр с двойной фетровой мембраной.

Коробка Форд Фокус и Мазда 3 – уникальная, одна из немногих. Обслуживать и ремонтировать АКПП Форд Фокус и Мазда 3 можно без снятия. Современные версии АКПП Форд Фокус и Мазда 3 необслуживаемые. Отверстий под слив масла на АКПП Форд Фокус и Мазда 3 нет. Для того чтобы слить масло с Форд Фокус и Мазда 3, необходимо будет снять поддон. После слива масла можно менять фильтр Форд Фокус и Мазда 3. Масло для АКПП Форд Фокус и Мазда 3 достаточно дорогое, но менять его на другое нельзя – АКПП погибнет.


Фильтр Форд Фокус можно менять после слива масла

Хонда Цивик 4d, Accord, CRV

Практически все АКПП Хонда производит самостоятельно. Автомобили Хонда Цивик 4d, Аккорд, СРВ – не исключение. Конструкции АКПП Хонда Цивик 4d, Аккорд, СРВ несколько отличаются от других производителей, но в целом похожи. Для автомобилей Хонда Цивик 4d, Аккорд, СРВ рекомендуется использовать масло только от производителя. АКПП Хонда Цивик 4d, Аккорд, СРВ настроены и подогнаны под специальное масло, оно дорогое. Но на другом масле АКПП Хонда Цивик 4d, Аккорд, СРВ могут просто выйти из строя. Фильтр арт. 25430-plr-003 для Цивик 4d – одноразовый, фетровый. После того как Цивик 4d проехал 45000, его рекомендуется менять. Производители утверждают, что АКПП Цивик 4d необслуживаемая, и менять в ней масло и фильтр арт. 25430-plr-003 необходимо только при ремонте. Однако, для того чтобы Цивик 4d проехал эти самые 150000 до капитального ремонта, фильтр арт. 25430-plr-003 лучше поменять раза три даже на новом автомобиле.

Сузуки Витара

Для автомобиля Сузуки Витара фильтры выпускались множества видов. Это связано с несколькими модификациями поддона АКПП Сузуки Витара. Все современные фильтры Сузуки имеют фетровый мешок. Версии Сузуки до 2000 – с металлической сеткой.


Цена фильтра Сузуки Витара в районе 1800 рублей

Замена фильтра на Сузуки обычно подразумевает новую прокладку поддона. Цена фильтра Сузуки Витара в районе 1800 рублей.

Hummer H2

На Hummer H2 устанавливались фильтры двух модификаций, но все они фетровые. Первый для АКПП Hummer H2 4L60. Второй – тонкий для мелкого поддона более новых АКПП Hummer H2. Фильтр Hummer H2 – одноразовый и его меняют при замене масла. Цена фильтра АКПП Hummer H2 составляет от 400 до 2000 рублей в зависимости от производителя. Фильтр на Hummer H2 фетровый, многослойный. По конструкции фильтр Hummer H2 плоский, для его установки может понадобиться новая прокладка поддона. АКПП Hummer H2 очень надежная и долговечная. Даже в связке с мощными двигателями H2 она служит долго. Особенно когда Hummer H2 не забывают вовремя обслуживать.

Infiniti F35

Фильтры Infiniti FX35 многоразовые, с металлической сеткой. На возрастных Infiniti FX35 обычно устанавливается дополнительный фильтр. Из-за склонности гидроблока Infiniti FX35 к загрязнению при каждой замене фильтра желательно чистить поддон от налета. Масла для Infiniti FX35 понадобится в районе 10 литров. Замену масла на Infiniti FX35 лучше производить с помощью установки.


Фильтры Infiniti FX многоразовые, с металлической сеткой

При откручивании пробки и снятии поддона АКПП Infiniti FX35 вытечет всего 4 литра масла. Остальное останется в коробке Infiniti FX35 и опять быстро потемнеет. Для безопасной замены фильтра и масла лучше заказать шайбы для сливной пробки Infiniti FX35. При снятии поддона Infiniti FX35 их можно легко сорвать.

Киа Рио и Сид

На автомобилях Киа Рио и Сид установлены комбинированные фильтры арт. 46321 или 23001 с фетровой мембраной. Фильтры арт. 46321 или 23001 для Киа Рио и Сид – одноразовые, их меняют при замене масла. Частота замены масла и фильтра арт. 46321 или 23001 для Киа Рио и Сид составляет где-то 50000 километров пробега. Фильтр арт. 46321 или 23001 на Киа Рио и Сид может отслужить больше, выдержав 2 замены масла, но лучше не рисковать. Фильтры Киа Рио и Сид меняются просто и держатся на трех болтах. Для того чтобы замена масла на Киа Рио и Сид была произведена полностью, понадобится около 6 литров. У некоторых особо активных владельцев Киа Рио и Сид на абсолютно новой машине масло темнее уже через 30000 пробега. Специалисты СТО могут сказать, что АКПП Киа Рио и Сид необслуживаемые, и это нормально. Но потемневшее масло утрачивает свои свойства, и для продления жизни АКПП Киа Рио и Сид его лучше поменять. Цена на фильтры арт. 46321 или 23001 составит не более 2000 рублей.


Цена на фильтры арт. 46321 или 23001 составит не более 2000 рублей

Дэу Матиз

Автомобиль Дэу Матиз оснащаются простыми многоразовыми фильтрами. Фильтр Дэу Матиз – с металлической стекой, его можно промывать. Срок службы фильтра Дэу Матиз составляет 6–8 лет. Если сгорел хотя бы один фрикцион АКПП Дэу Матиз, и масло приобрело соответствующий запах – фильтр нужно менять.

Тойота Камри

Автомобили Тойота Камри 2009 и 2012 года выпуска комплектуются одноразовыми фильтрами арт. 3533033050. АКПП Тойота Камри 2009 и 2012 года выпуска необслуживаемая. И металлопластиковый фильтр арт. 3533033050 с фетровой мембраной менять не нужно пока не наступила необходимость ремонта АКПП Тойота. Капитальный ремонт наступает после пробега в 100000–150000 километров, тогда фильтр арт. 3533033050 и масло подлежат замене. Если автомат эксплуатировался бережно, то капитальный ремонт закончится чисткой гидроблока без снятия АКПП и заменой фильтра арт. 3533033050. Замена фрикционов АКПП потребуется при пробеге свыше 300000 километров, если обслуживать АКПП и менять фильтр арт. 3533033050 вовремя.

Фильтра арт. 3533033050 хватает на 5 лет службы. Из-за напряженной работы гидротрансформатора его фрикцион быстро изнашивается и загрязняет своими останками фильтр арт. 3533033050 – это быстро выведет АКПП из строя.


Фильтра арт. 3533033050 хватает на 5 лет службы

Лада Гранта

Фильтр трансмиссии Лада Гранта – открытый с металлической сеткой. Менять фильтр Лада Гранта не надо, он промывается и чистится. Для автомата Лада Гранта показана установка дополнительного фильтра тонкой очистки. Металлическая сетка фильтра Лада Гранта не в состоянии удержать весь мусор, особенно на старых автомобилях. АКПП Лада Гранта от Jatco простая и надежная. Но поддон АКПП Лада Гранта выполнен из мягкого материала и иногда заминается. Часто вместе с фильтром Лада Гранта заказывают и крышку поддона. Масло в автомате Лада Гранта рекомендуется менять только полностью. До этого момента Лада Гранта может проехать и 150000 километров.

Пежо 307

АКПП Пежо 307 рассчитана на минеральное масло Декстрон III. Фильтр для всех моделей АКПП одинаков – № 144010. Сам он выполнен из металла и пластика. Очищение производится с помощью слоя фетра. Фильтр Пежо 307 одноразовый, но вот по сроку его службы мнения специалистов сильно расходятся. Производитель Пежо 307 заявляет, что данная АКПП в замене масла и фильтра не нуждается. Это так, если вы собираетесь проехать на Пежо 307 60000–150000 километров.


Фильтр АКПП Пежо 307 выполнен из металла и пластика

В остальных случаях масло лучше менять хотя бы раз в 40000 километров (некоторые советуют сократить этот срок раза в два). Чем Пежо 307 старше – тем она более критична к качеству масла. На новом автомобиле фильтр может проехать и 90000. При условии езды на Пежо 307 без перегрева и пробуксовок. Теоретически, при спокойной езде АКПП сможет накатать и больше 200000. Но, скорее всего, останки механизмов коробки Пежо 307 будут все сильнее загрязнять масло. Оно, в свою очередь, будет загрязнять гидравлический блок, который начнет выдавать нештатное давление. В результате с заменой масла придется менять и коробку Пежо 307. Для Пежо 307 и 407 SW 2009 и 2012 года выпуска все аналогично.

Хендай Солярис и Акцент

АКПП Автомобилей Хендай Солярис и Акцент 2009 и 2012 года выпуска необслуживаемые. Фильтр арт. 46321 или 23001 для АКПП Хендай Солярис и Акцент меняется при капитальном ремонте. Начинка фильтра арт. 46321 или 23001 для АКПП Хендай Солярис и Акцент из фетра и промывке он не подлежит.

Удивительно, но ТагАЗ официально выпускает запчасти для Хендай. В том числе, у ТагАЗ можно найти и масляный фильтр. По отзывам автовладельцев продукция ТагАЗ вполне удовлетворительного качества.


Фильтр арт. 46321 или 23001 для АКПП Хендай Солярис меняется при капитальном ремонте

Митсубиси Паджеро и Монтеро

Автомобили Митсубиси Паджеро и Монтеро комплектуется одноразовым, фетровым фильтром арт. mr528836. Фильтр арт. mr528836 меняется раз в 90000 километров пробега. В случае ремонта АКПП Паджеро, фильтр арт. mr528836 также меняется, независимо от того, сколько прослужил. Для установки фильтра арт. mr528836 может понадобиться герметик или прокладка поддона. Фильтр арт. mr528836 расположен близко к масляному насосу, с подъемника или ямы его видн как на ладони. Стоимость фильтра арт. mr528836 составит до 2000 рублей. Если автомобиль эксплуатировался бережно, то менять фильтр арт. mr528836 можно и на 140000 километров пробега. АКПП Паджеро достаточно привередлива к качеству масла, и чтобы она прослужила долго, фильтр арт. mr528836 необходимо менять.

Является сложным агрегатом, который сочетает в себе большое количество электронных, механических и гидравлических устройств. При этом в коробке автомат значительную роль играет трансмиссионная жидкость (масло) ATF.

Что касается ресурса, в зависимости от типа коробки, а также соблюдения ряда условий во время эксплуатации и своевременного обслуживания АКПП напрямую зависит общий срок службы агрегата. При этом под обслуживанием следует понимать не только замену масла в коробке автомат, но и вовремя замененный фильтр в АКПП.

Читайте в этой статье

Для чего нужно менять фильтр в автоматической коробке передач

Итак, большинство автовладельцев знают, что масла и технические жидкости в автомобиле нужно менять. При этом фильтрующие элементы можно встретить не только в двигателе, но и в коробке передач, а также в ГУР и других агрегатах. Однако на практике водители часто ограничиваются только регулярной , при этом даже во время замены масла в АКПП многие предпочитают не менять фильтрующий элемент.

Сразу отметим, такой подход никак нельзя назвать правильным. В АКПП, как и в двигателе, масляный фильтр коробки автомат предназначен для того, чтобы отложения, продукты износа, металлическая стружка и прочие загрязнения не попадали в коробку передач в целях предотвращения ускоренного износа и поломок.

При этом сама жидкость должна свободно проходить через фильтр, который одновременно с фильтрацией обеспечивает необходимую пропускную способность. Однако в процессе эксплуатации автомобиля указанный фильтр АКПП постепенно загрязняется, в результате жидкость ATF может не проходить через забитый фильтрующий элемент в полном объеме и под нужным давлением.

Вполне очевидно, что даже своевременная замена масла в коробке автомат (как частичная, так и полная) без замены масляного фильтра не решает проблему. Более того, в плане износа АКПП, езда на свежем масле, но с забитым фильтром, не сильно отличается от эксплуатации авто с ATF, которая прошла около 40-50 тыс. км.

Фильтр коробки автомат: когда менять и какие существуют фильтры АКПП

Существует несколько типов фильтров для коробки передач, которые устанавливаются на разные виды АКПП. Они отличаются по способу крепления, по площади фильтрации, могут иметь разный фильтрующий материал в своей основе.

Если коротко, все фильтры АКПП можно разделить на:

  • наружный фильтр;
  • внутренний фильтр;

Первый тип устанавливается снаружи АКПП и используется на старых автоматах. Указанный фильтр (магистральный фильтр АКП) напоминает масляный фильтр . Заменить такой фильтр просто, так как достаточно открутить старый и установить новый.

К минусам следует отнести малую площадь фильтрации, склонность к быстрому загрязнению и закономерному снижению давления жидкости ATF в АКПП. Результат — преждевременный выход из строя автоматической коробки передач в том случае, если замена фильтра выполнялась несвоевременно.

С учетом таких недостатков производители начали ставить фильтры внутри АКПП. Такие фильтры имеют многие современные автоматические трансмиссии. Площадь фильтрации в этом случае намного больше, чем у наружных аналогов, срок службы также заметно увеличен. Зачастую именно для таких фильтров ресурс составляет, в среднем, около 60 тыс. км., что позволяет менять их одновременно с маслом в коробке передач.

К недостаткам следует отнести большую стоимость самого фильтра по сравнению с наружным типом, а также необходимость снимать поддон АКПП, что обычно также требует замены прокладки поддона коробки автомат и других дополнительных работ.

Еще отметим, что некоторые авто могут иметь сразу два фильтра, то есть наружный и внутренний. При этом часто менять нужно только наружный элемент. С одной стороны, такой подход позволяет добиться лучшей фильтрации масла АКПП, однако повышается риск снижения давления масла в том случае, если оба фильтра окажутся забитыми при несвоевременном обслуживании.

  • Еще фильтры в АКПП могут иметь разный фильтрующий материал. Не вдаваясь в подробности, условно их можно разделить на металлические сетчатые и бумажные. Старые АКПП в качестве фильтрующего элемента обычно получали сетку из металла. Такой фильтр отличается долговечностью, так как его не обязательно нужно сразу менять (как минимум, через 1 замену масла). Зачастую, если отработавшее масло в коробке не грязное, достаточно снять сетчатый металлический фильтр АКПП и хорошо промыть.

При этом данное решение неплохо улавливает отложения, грязь и стружку средних размеров, однако мелкие загрязнения все равно проникают в коробку передач, активно циркулируя вместе с маслом. По этой причине в АКПП с такими фильтрами само масло нужно менять чаще.

  • Чтобы увеличить срок службы АТФ и самой трансмиссии в качестве фильтрующего элемента в более современных АКПП используется бумага (фетровый фильтр). Данный материал способен задерживать не только крупные и средние загрязнения, но и мелкие. При этом ресурс такого фильтра меньше, а также фильтр нужно полностью менять, что неизбежно предполагает дополнительные расходы при замене масла в АКПП.

Когда нужно менять фильтр АКПП

Теперь перейдем к периодичности замены. Как правило, в мануалах и различных инструкциях по эксплуатации для современных авто производители не указывают, когда менять масло в коробке автомат и фильтр АКПП.

Зачастую данный агрегат официально считается необслуживаемым, однако на практике специалисты рекомендуют выполнять полную замену трансмиссионной жидкости ATF каждые 60 тыс. км. пробега. Параллельно должен быть заменен и масляный фильтр коробки автомат.

Проверка уровня масла в автоматической коробке передач: как проверить уровень ATF. На что еще обратить внимание: цвет, запах, загрязненность АТФ и т.д.

  • Пробуксовка автоматической коробки при переключении передач: основные причины, по которым пробуксовывает автомат. Диагностика коробки, устранение неполадок.
  • Современные транспортные средства – очень сложные механизмы, и водитель просто обязан знать о возможных методах диагностики ходовой части, способах замены технических жидкостей, ремня ГРМ или фильтра автоматической коробки передач. Конечно, проще всего отогнать машину в сервис, но деньги на такие мелочи как-то не особо хочется тратить. Правда, также необходимо понимать, что АКПП – это довольно сложный механизм, и если знаний в области обслуживания этой части автомобиля недостаточно, то лучше не экспериментировать. Для тех же автолюбителей, которые уверены в своих силах и все-таки хотят попробовать самостоятельно заменить фильтр в коробке-автомат, мы сейчас расскажем, как и когда это нужно делать.

    1. Когда нужно менять фильтр АКПП?

    Основными типами фильтров для являются закрытый и открытый металлический фильтры и фетровый фильтр с одним или несколькими слоями. Кроме того, в зависимости от их расположения, можно выделить внутренние, встроенные и внешние фильтры.

    Первое поколение фильтров для АКПП справедливо называли «вечными» деталями, так как они менялись лишь в сборе с самой коробкой, и то, если до этого доходило. В таком варианте, фильтрующий элемент был изготовлен из нержавеющей стали, и его можно было периодически очищать, что ему абсолютно никак не вредило. В то время единственным условием, которое указывало на необходимость в замене, считался появившийся в масле нагар, из-за чего фильтрующий элемент начинал забиваться крупной грязью и частицами клея. Естественно, избежать срочного ремонта АКПП в таком случае уже не удавалось.

    Закрытые фильтры не предназначены для подобной очистки (или тем более промывки), и их приходится менять полностью. Такой вариант стал более удобным для тех автовладельцев, которые занимались заменой, ведь фильтр можно было изъять целым блоком. Срок службы такого элемента достаточно долгий, и хоть производители советовали менять фильтр раз в две замены трансмиссионного масла, но на практике этой рекомендации мало кто придерживался. Даже в таких ситуациях фильтры исправно служили до 200 000 километров пробега автомобиля, естественно, при условии отсутствия интенсивных нагрузок и хорошего состояния масла.

    С появлением новых АКПП, где начали использоваться последние технические разработки, требования к качеству несколько ужесточились, а значит, возросли и требования к фильтрам. Поэтому указанные детали начали массово изготавливать из фетра, который позволял очищать масло от очень тонких примесей. Естественно, в таком случае замена фильтра должна проводиться чаще, а в идеале – при каждой замене трансмиссионной жидкости. Более точные сроки замены производитель указывает для каждой модели в индивидуальном порядке. Правда, этот показатель редко составляет больше 100 000 километров пробега.

    В среднем, в соответствии с требованиями, эта процедура выполняется спустя каждых 50-70 тысяч километров, вместе с заменой масла АКПП. Если же автовладелец попытается сэкономить на замене трансмиссионной жидкости или фильтрующего элемента, то это приведет к быстрому повреждению трансмиссии и ее незамедлительной поломке. Дело в том, что давление масла в коробке со временем падает, что, в свою очередь, вызывает повышение температуры внутри АКПП.

    Фрикционные накладки нагреваются выше установленной нормы и начинают подгорать, в результате чего от них отслаивается бумага и клей. Вся эта смесь забивает каналы гидроблока, вызывая сильный износ насоса, втулок и прочих деталей. Также начинают подгорать поршни, барабан сцепления и упорные диски, а в итоге – выход из строя гидроблока и других важных узлов АКПП. Повреждения могут быть настолько существенными, что даже капитальный ремонт коробки-автомат уже ее не спасет, и дешевле будет приобрести новую.

    Чтобы избежать подобного сценария, собираясь в очередной раз менять трансмиссионную жидкость, не поленитесь осуществить и замену фильтра. Правда, в некоторых моделях транспортных средств данный элемент может быть необслуживаемым и даже не числиться в каталоге как деталь. Споры на счет периодичности замены фильтра АКПП продолжаются и сегодня. Одни специалисты утверждают, что сервисный интервал нужно сократить, в то время как другие отстаивают мнение, что замена фильтра – это лишняя трата денег. Но чтобы не думать и не гадать, как вам поступить, выберите третий вариант – соблюдайте рекомендации производителя своей машины.

    2. Процесс замены фильтра АКПП

    Если вы планируете самостоятельно выполнить замену фильтра автоматической коробки передач, то, в первую очередь, следует ознакомиться с технической документацией и узнать о точном месторасположении данной детали. Надо понимать, что выполнить поставленную задачу у вас получится только в том случае, если фильтр имеет наружное расположение, однако в наше время все больше автопроизводителей переходят к конструкции коробки передач, в которой предусмотрено использование внутреннего фильтрующего элемента.

    Выполнить замену внутренней детали в самостоятельном порядке очень сложно, а иногда просто невозможно. В этом случае придется раскручивать корпус передаточной коробки (понадобится специальный ремкоплект) и снимать пластины, закрывающие фильтрующий элемент. Затем устанавливают новый фильтр и закручивают коробку в обратном порядке. Также рекомендуется залить в АКПП специальные присадки, положительно влияющие на работу трансмиссии автомобиля. Кроме того, не стоит забывать, что данную процедуру необходимо проводить одновременно с заменой трансмиссионной жидкости.

    Многие автомобилисты и сотрудники станций технического обслуживания, выполняя замену фильтра АКПП, не устанавливают новую прорезиненную прокладку между поддоном картера и коробкой передач, в результате чего возникают проблемы с герметичностью смазочной системы трансмиссии, а следующим этапом, как правило, становится дорогостоящий ремонт всей коробки передач.

    Если вы уж решили взяться за обслуживание автоматической АКПП, то не забывайте, что использовать можно лишь качественные фильтрующие элементы, предназначенные для конкретной модели передаточной коробки, с определенной конструкцией. Только правильно подобранные расходные материалы и соответствующие инструменты могут гарантировать максимально положительный исход всей работы, что в результате сможет обеспечить долговечность и стабильность в эксплуатации транспортного средства.

    Не нужно экономить и устанавливать в АКПП фильтры от неизвестных китайских производителей, ведь зачастую они перестают исправно выполнять свои обязанности задолго до следующей замены трансмиссионной жидкости. Поэтому, заменяя масло или фильтры , следует использовать только оригинальные расходные материалы, которые имеют соответствующие сертификаты качества. Эта рекомендация не только сможет гарантировать выполнение задачи в соответствии с техническими требованиями автопроизводителей, но и обеспечит длительный эксплуатационный срок коробки-автомат, избавив вас от любых проблем с ее использованием.

    3. Что нужно для замены фильтра АКПП?

    Решив осуществить самостоятельную замену фильтра АКПП, вам понадобится определенный набор расходных материалов и соответствующего инструментария. К ним относятся: сам фильтр, подкладка поддона, уплотнительные колечки патрубков и новая трансмиссионная жидкость. В процессе выполнения задачи также будьте готовы произвести замену еще и некоторых других элементов коробки передач. Их лучше купить заранее, а если детали не понадобятся в этот раз, то останутся про запас. Сейчас имеются в виду крепежные болты поддона, лучше к ним сразу приобрести и проставки; пластиковый носик маслозаборника; болты крепления фильтра; пробка и уплотнительное колечко.

    У нас Вы можете поменять трансмиссионное масло или, как его еще называют, специальную жидкость ATF (Automatic transmission fluid) в АКПП. Мы проводим как полную, так и частичную замену со сменой фильтра и без.

    Когда требуется замена ATF?

    Стандартная периодичность замены составляет 50 000 км или 2 года пробега. Некоторые производители рекомендуют обновлять масло на 30-40% каждые 15 тыс. км пробега. Существуют коробки передач, в которых масло заливается на весь срок эксплуатации трансмиссии. Решающей в данном вопросе является все-таки точка зрения официального дилера.

    Чаще, чем обычно, (каждые 25 тыс. км пробега или 1 раз в год) замена масла производится в следующих случаях:

    • частая езда с прицепом;
    • активная езда по бездорожью (по грязи, глубокому снегу);
    • ежедневное долго стояние в «пробках»;
    • продолжительные высокие или, наоборот, низкие температуры окружающего воздуха;
    • агрессивная манера езды.

    Какое масло выбрать для АКПП?

    В данном вопросе следует ориентироваться на рекомендации завода-производителя автомобиля. Каждый из них советует пользоваться определенной оригинальной трансмиссионной жидкостью.

    Кроме того автопроизводители имеют собственную маркировку масел и допуски на ATF. Так, например, у GM это Dexron II, Dexron III, Dexron IV; у Toyota/Lexus – T, T-III, T-IV, WS; у Mitsubishi/Hyundai/Kia – SP-II, SP-III, SP-IV, Red-1; у BMW – ZF; у Volkswagen/Audi – G-052-055; у Nissan/Infiniti – Nissan Matic.

    Универсальные трансмиссионные масла имеют сразу несколько допусков. При их использовании важно правильно подобрать соответствующий нужным требованиям и характеристикам тип.


    Особенности процесса замены ATF

    Современные АКПП иногда настолько своеобразны и специфичны, что замена масла, особенно полная, невозможна без спецоборудования и участия профессиональных специалистов. Кроме того, при заказе такой услуги в автосервисе исключается множество губительных для дальнейшего функционирования авто ошибок, вроде неправильного выбора трансмиссионного масла, некачественной его замены, перелива или недолива и т.д.

    Замена фильтра в АКПП

    Фильтры в АКПП могут быть многоразовыми, которые легко поддаются промывке и чистке, и одноразовыми, которые нуждаются в простой смене. Проводить очистку или смену фильтра необходимо при каждой замене трансмиссионной жидкости.

    Частичная замена масла АКПП

    Производится через сливную пробку на поддоне, а в случае ее отсутствия (например, на заднеприводных автомобилях или авто с 4WD на базе заднего привода марок Nissan, Mazda, Ford) посредством снятия поддона. Такой способ позволяет заменить порядка 35-40% масла, что составляет около 4 литров. Остальное грязное масло остается в гидротрансформаторе и глухих полостях системы. Некоторые 4-х ступенчатые коробки передач, произведенные фирмами Aisin, GM, MB, Jatco, Honda, ZF, могут совершенно исправно служить на протяжении очень длительного времени и очень больших пробегов, при этом имея исключительно частичную смену масла.


    Полная замена масла в АКПП

    Проводится при помощи специальной машинки для откачки. Таким образом можно поменять до 95% масла. Для этого понадобится порядка 7-10 литров новой ATF. При полной замене в обязательном порядке снимается и чистится поддон, при этом проверяется количество и качество стружки, осевшей на магнитах, меняется его прокладка, меняется или чистится фильтр.