Факторы, влияющие на топливную экономичность автомобиля. Экономичная эксплуатация грузового автомобиля, или как снизить расход топлива грузовика

Регулярные скачки цен на топливо заставляют водителей и транспортные компании серьезно задумываться о том, как добиться экономии и какие установки для этого есть. И одним из быстро окупаемых способов является установка на полуприцепы специальных обтекателей – боковых «юбок» (англ: Trailer Skirt) и тыльных «хвостов» (англ: Trailer Tail).

Боковые и задние обтекатели – что это?

Боковой базовый обтекатель, или «юбка», представляет собой специальную панель, которая крепится к нижней базе полуприцепа. Юбка-отражатель успешно защищает полуприцеп от турбулентности под днищем и порывов бокового ветра. В дождливую погоду боковые обтекатели существенно уменьшают разбрызгивание из-под шин автопоезда воды, которая снижает видимость для водителей легковых автомобилей.

Классическая прямая форма юбки может быть усовершенствована специальными аэродинамическими отверстиями, сделана из сегментов, которые можно заменять по отдельности, или даже иметь стреловидную форму. Изготавливаются юбки-отражатели из легких и прочных материалов, а монтаж осуществляется в течение 3-5 человеко-часов.

Тыловой обтекатель, или «хвостовик», напоминает кормовую часть фюзеляжа самолета и крепится к задним дверцам полуприцепа. Его назначение — уменьшение разрежения позади трейлера и ослабление вихревого следа, которые ухудшают управление автопоездом при обгоне или встречном разъезде.

Форма, размер и материалы могут быть различными – от пирамидальных или конусообразных «коробок» из пластика или металла до надувных рамок из синтетических полимеров. В зависимости от модели установка хвостовика может занимать полтора-два человека-часа.

Почему устанавливать обтекатели выгодно?

Установив боковые и тыльные обтекатели, можно добиться уменьшения расхода топлива до 8%! Преимущества обтекателей:

  • стоимость в США и Канаде – цена юбки-отражателя, в зависимости от модели, варьируется в пределах 1,500-3,000$, а хвостовика — в пределах 1,500 -3,000$;
  • экономия топлива при использовании самого простого бокового обтекателя – 4%, улучшенного – 7%;
  • хвостовик экономит минимум 1% топлива, по некоторым данным до 5%;
  • окупаемость юбок – от 10 месяцев для стандартных моделей и от 7 месяцев – для улучшенных;
  • окупаемость тыльных обтекателей – от 4 лет.

В настоящее время, когда цены на ГСМ неустанно растут, вопрос о расходе топлива для большинства водителей является первостепенным.

Способы экономии топлива автомобиля

К сожалению, очень часто аппетит железного коня не радует автовладельцев, и они становятся вынужденными хитрить. Сегодня, уважаемые читатели, мы поговорим с вами о том, как можно сэкономить топливо.

Надо отметить, что принцип работы у автомобилей на бензине практически такой же, как и у дизельных братьев, однако советы, которые мы вам сообщим, больше подходят все-таки для дизеля, хотя некоторые из них актуальны и для бензина.

На расход дизельного топлива влияет множество факторов, поэтому для достижения вышепоставленной цели необходимо проводить комплекс процедур.

Начать необходимо с замены воздушного фильтра. Данная операция дает возможность работать двигателю без лишнего напряжения, на низких оборотах, что в результате позволит уменьшить потребление топлива. К слову, заменить воздушный фильтр сможет каждый автовладелец, даже тот, который с автомобилем пока еще на Вы, данной процедуры мы уже сообщали, поэтому повторяться не будем.

Правильно подобранное масло в двигатель – это еще один шажок к достижению поставленной цели по снижению потребления топлива. Для дизельных моторов следует выбирать масла низкой вязкости, поскольку подобный тип даст возможность двигателю работать более свободно. Учитывая предлагаемый сегодняшним рынком смазочных материалов ассортимент масел, при покупке доверяйте именитым маркам, которые производят по-настоящему качественное масло – следование такому нехитрому совету позволить снизить аппетит вашего автомобиля до 10%, согласитесь, что экономия довольно существенная.

Вы, возможно, удивитесь, да и мало кто знает, но на расход топлива влияет даже давление в шинах. Желая добиться снижения потребления дизеля, советуем не упускать данный факт из своего внимания, и ездить на немного перекачанных шинах (примерно на 0,3 атмосферы выше рекомендованного давления), которые позволят уменьшить сопротивление качению, тем самым снизить аппетит. Однако, прежде чем вы прибегните к этой хитрости, следует знать, что езда на перекачанных колесах довольно губительна для подвески автомобиля, поэтому вам придется периодически заезжать на СТО для ее диагностики, да и ремонтировать ее вы будете вынуждены чаще.

Экономим топливо с умом

Несмотря на все сказанное выше, не лишним будет констатировать, что на аппетит вашего железного коня влияет не только его техническое состояние, но и в первую очередь ваша манера езды. Речь не идет о соблюдении ПДД или следовании , мы говорим именно о манере. Так находясь за рулем автомобиля, старайтесь избегать резких рывков с места, езды на повышенных оборотах, но в тоже время следует отметить, что если постоянно ездить на слишком низких оборотах, то это может пагубно отразиться на двигателе автомобиля. Выбирайте, что для вас важнее – экономия на топливе или исправно работающий двигатель!

Ни для кого не секрет, что турбированные двигатели более прожорливы, чем их аналоги без турбины. Однако не все так страшно и печально – даже и из этой ситуации есть выход – при езде следите за тем, чтобы турбина не работала на полную мощь, не накачивала активно цилиндры, поскольку именно в этом случае ваши деньги, затраченные на топливо, в буквальном смысле вылетают из выхлопной трубы. Идеальным вариантом будет отключение, конечно, если это позволяет конструкция двигателя, этой самой турбины, но в этом случае, надо признать, заметно снизится тяга. Вновь выбор за вами, что для вас необходимее – экономия или мощь.

На стоимость топлива приходится около 30% совокупных расходов на содержание парка грузовых автомобилей. Компания ExxonMobil собрала рекомендации множества экспертов, водителей и владельцев грузоперевозочных компаний и на основе этой информации специально для водителей и владельцев грузовиков сформулировала 10 простых способов оптимизации работы грузового автомобиля и экономии топлива.

1. При вождении грузового автомобиля плавное торможение — один из главных факторов экономии топлива. При торможении кинетическая энергия преобразуется в ненужное тепло, поэтому водитель должен быть готов к потенциальной опасности и уметь принимать превентивные меры, чтобы на педаль тормоза приходилось нажимать как можно реже и с минимальным усилием.

2. Износ и обслуживание шин играют принципиально важную роль в работе грузовых автомобилей. Низкое давление увеличивает сопротивление качению и расход топлива. Оптимальное давление и хорошее сцепление — залог безопасности и экономии топлива. Шины необходимо осматривать и проверять регулярно.

3. Коммерческие грузоперевозчики, желающие оптимизировать работу своих автомобилей, должны внедрять самые передовые технологии. Так, например, грузоперевозчики McLaren Racing перешли на грузовики с двигателем Euro VI, внедрили в свои процессы анализ от FleetBoard и начали пользоваться маслами Mobil Delvac 1. В результате за полгода им удалось на 6% повысить экономию топлива.

4. Скорость, набранную грузовиком при езде по равнинной местности, нужно использовать для преодоления неровных и холмистых участков дороги с наименьшим расходом топлива. Движение по инерции может принести ощутимую пользу. Имеет смысл просчитывать маневры заранее, особенно если впереди круговое движение, поворот, съезд и т. п., а также реже тормозить и пользоваться рельефом местности, чтобы для движения требовалось как можно меньше энергии.

5. Педаль сцепления — ваш лучший друг и помощник в деле экономии топлива. Исследования доказывают, что каждое переключение на более высокую передачу дает почти 30 % экономию топлива. Поэтому двигайтесь на как можно более высокой передаче и при необходимости повышайте передачу через одну. При грамотном использовании сцепления двигатель не должен работать на высоких оборотах без нужды: они влекут за собой лишь повышенный расход топлива и износ двигателя. Кроме того, в большинстве грузовиков, особенно современных, двойной выжим сцепления не нужен и только увеличивает расход топлива.

6. Алан Виргоу, победитель первого конкурса от Mobil Delvac 1 для водителей грузовиков McLaren Racing, владеющих самой экономичной техникой вождения, рассказывает, что изменение стиля вождения и пользование технологиями Euro VI позволило ему свести к нулю расход топлива на холостом ходу и водить грузовик на оптимальной скорости с точки зрения экономии.

7. Водители должны стремиться найти ту скорость, при которой расход топлива оптимален, и по возможности ее придерживаться. У двигателя есть зона оптимальных оборотов — так называют обороты, при которых он работает максимально эффективно. Обычно это не более 1500 оборотов в минуту. Подробную информацию о характеристиках двигателя вашего грузовика и зоне оптимальных оборотов вам предоставит производитель.

8. Многие грузоперевозчики совершают большую ошибку при выборе моторного масла для своих автомобилей. Моторное масло с высокими рабочими характеристиками помогает оптимизировать работу грузовика и повысить экономию топлива. Это утверждение доказывают и недавние независимые испытания, проведенные британской компанией Millbrook — одним из мировых лидеров в сфере испытания и разработки автомобилей. Испытания показали, что масло Mobil Delvac 1 LE 5W-30 позволяет увеличить экономию топлива в среднем на 1,8 %.

9. Однако на рабочие характеристики грузовика влияет не только моторное масло. Грузоперевозчики также должны помнить о том, что очень многое зависит и от масла в трансмиссии и заднем мосту. Примером может послужить полностью синтетическое трансмиссионное масло Mobilube 1 SHC™ 75W-90 с высокими рабочими характеристиками, подходящее для всех типов привода. Созданное с использованием передовых базовых масел и присадок, масло Mobilube 1 SHC 75W-90 обладает доказанными свойствами надежно защищать трансмиссию и экономить топливо.

10. Тормозная система играет важнейшую роль в работе грузовика, однако если автомобиль оснащен ретардером, то по возможности пользуйтесь им, чтобы тормозные колодки меньше изнашивались. Ретардеры особенно полезны для снижения или поддержания постоянной скорости на спусках, поскольку они помогают сохранять контроль, не позволяя автомобилю ускоряться. Они предотвращают преждевременный износ и снижение эффективности тормозных колодок, неизбежные при интенсивном использовании фрикционных тормозных механизмов, и могут значительно увеличить срок службы тормозной системы.

Примерно 30% от общего объема всех операционных расходов транспортной компании, водителей большегрузных автомобилей приходится на расход топлива. Компания ExxonMobil составила полезный список из 9 простых шагов, которые помогут владельцам грузовиков оптимизировать производительность и сэкономить дизельное топливо своего грузовика.

1. При управлении грузовым автомобилем, нажатие на педаль тормоза должно быть легким, без рывков. Управление тормозом является жизненно важным показателем для оптимизации расхода топлива.
Поэтому, водитель должен предвидеть потенциальные опасности, и необходимо принять меры заранее, чтобы уменьшить кол-во раз нажатия на педаль, и снизить уровень давления, приложенного к тормозам.

2. Шины. Износ шин играют решающую роль в автомире грузовиков. При низком давлении возрастает сопротивление, увеличивается расход топлива. Шины с оптимальным давлением и хорошим сцеплением, помогут Вам улучшить экономичность вашшего атвомобиля. Проверяйте шины регулярно.

3. Коммерческие компании и операторы грузовиков, должны следовать самым последним технологиям, для оптимизации производительности.
Для примера, при переходе на EURO 6, вкл. FleetBoard, и заливая высококачественные масла типа Delvac диспетчеры в McLaren Racing, смогли улучшить показатели экономии топлива всего грузового автопарка, аж на 6%.

4. Стоит придерживаться ровных дорог, плоских местностей, и избегать холмистой, неровной местности или множества поворотов. Поэтому планируйте ваш маршрут заблаговременно.
При круговом движении, держите педаль тормоза, до минимума, чтобы двигаться с наименьшей возможной энергией.

5. Любите сцепление! Это может спасти вам много литров топлива несколькими способами. Исследования показали, что с каждым переключением на повышенную передачу, улучшается топливная экономичность почти на 30 процентов. Пропускайте переключений передачи на пониженную, если есть такая возможность.

Разумное использование сцепления также означает избегание ненужной оборотов, которые только увеличивает расход топлива и вызывают дополнительный износ двигателя.

6. Водители должны найти свою скорость, при которой экономия топлива грузовика будет оптимальная.

В грузовых автомобилях есть оптимальная скорость вращения двигателя, при которой он находится в его наиболее эффективном состоянии, как правило, не выше, чем 1500 оборотов в минуту.
Найдите вашу оптимальную скорость, и вы сократите расход дизеля.

7. Многие владельцы транспортных средств, автопарков прибегают к различным трюкам, когда дело доходит до смазочных материалов, которые они используют в своих грузовиках. Использование смазочных материалов высокой производительности может помочь оптимизировать производительность коммерческого автомобиля и улучшить экономию топлива.

Например, независимые тесты по экономии топлива недавно были проведены ведущей международной тестовой компанией, читайте подробнее здесь, где использование масла Mobil Delvac 1 LE 5W-30 показало, что был достигнут средний прирост экономии топлива до 1,8 процента.

8. Не только масла в двигатель, высокопроизводительные смазочные материалы, могут оказать положительное влияние на производительность машин и экономию.

Владельцы транспортных средств должны помнить, что они используют смазочные материалы в коробке передач, в гидравлике, в мостах.
Масло Mobilube 1 SHC 75W - 90, например, является полностью синтетическим, высокопроизводительным трансмиссионным маслом, и подходит для общего применения в трансмиссии и мостах.

Доказано, что использование передовых базовых масел и присадок, в масле Mobilube 1 SHC 75W-90 , обеспечивают выдающуюся защиту наряду с экономией топлива при использовании в сочетании с Mobil Delvac 1 LE 5W-30.

9. Тормозная система является важнейшими устройством для грузовых автомобилей, однако, если ваш автомобиль имеет замедлитель, используйте его везде, где это возможно, чтобы сохранить свои тормоза. Замедлители особенно полезны для замедления или поддержания постоянной скорости при спуске, предотвращая от резкого ускорения коммерческого автомобиля вниз. Это позволит существенно сократить "износ тормозов" и значительно увеличить срок службы двигателя грузовика.

Внушительная экономия при содержании парка грузового транспорта или тяжёлой техники достигается за счёт сокращения расходов на горюче-смазочные материалы, топливо, запчасти и ремонтные работы.

В настоящее время транспортные компании готовы потратить значительные средства на установку тахографов (согласно законодательству) и приборов ГЛОНАСС, чтобы исключить махинации с топливом со стороны водителей. Впрочем, не стоит забывать и о других способах экономии топлива.

Экономим бензин

Какие факторы, определяют расход топлива во время перевозки грузовым автомобильным транспортом? Если движение тяжёлого грузовика напрямую зависит от работы двигателя, трансмиссии и колёс, то соответственно, необходимо обратить внимание на скорость движения, а также на аэродинамику (сопротивление транспортного средства встречному воздуху). Грамотное использование законов физики в системе на деле докажет их практичность, что опытному водителю, конечно, не в новинку. При низких скоростях сопротивление воздуха абсолютно незначительно.

Однако, при нарастании скорости движения машина вынуждена преодолевать силу встречного потока воздуха. При регулярной эксплуатации многотонного грузовика и тяжёлой техники на скоростях свыше 70 км в час необходимо учитывать, что доля потребления топлива при таких условиях значительно увеличивается. К этому стоит прибавить умение достаточно быстро разгоняться (медленный разгон увеличивает количество затрачиваемого бензина или дизтоплива) и равномерно ехать.

Существует ещё один базовый показатель - влияние качения на сопротивление шин. Чтобы поддерживать постоянную скорость движения транспортного средства необходимо определённое количество усилий. Многотонному грузовику и тяжёлой спецтехнике требуется затратить большое количество энергии, которая подаётся на механизмы за счёт топлива, чтобы двигаться по магистрали с определённой одинаковой скоростью.

Во время движения автомобиля, происходит системная деформация шины: резина, изготовленная на 80% из каучука, растягивается и восстанавливается, приобретая первоначальный вид. Причём скорость движения существенного влияния на этот процесс не оказывает. Сопротивление шин качению во многом зависит от веса транспортного средства, массы груза, давления в шинах, рисунка протектора, уровня износа резины, от внешнего вида и конструктивных особенностей колёс и шины.

Этот показатель в настоящее время указывается производителем в технических характеристиках реализуемых шин. Чем ниже сопротивление качению, тем значительнее может оказаться экономия топлива при перевозках грузовым автомобильным транспортом.

Пресекаем хищения

Век инновационных технологий предлагает контролировать расход топлива с помощью электронных устройств. На российском рынке транспортной телематики давно и прочно обосновалась компания Omnicomm, реализующая приборы контроля расхода ГСМ и топлива. FMS-система гарантирует возврат топливных отчислений в крупной компании в размере от 30-40%.

При работе в тестовом режиме выясняются основные этапы потери ГСМ. Всё начинается с момента заправки. Бензин и дизтопливо на АЗС не доливают. Работа с топливозаправщиком усугубляет ситуацию. В том случае, если заправка осуществляется ночью в нерабочее время в отсутствие оператора, система округляет количество реализуемых литров бензина в большую сторону.

Приборы FMS, установленные на тяжёлой спецтехнике и грузовиках чётко укажут дату, время и количество топлива, залитого в бак. Потери топлива на этом этапе составляют порядка 15%! С такой же лёгкостью прибор выявит и сливы горючего. Во время перевозки грузовым автомобильным транспортом, прибор фиксирует расход по моточасам. Поэтому резкое снижение дизтоплива в баке тяжёлого грузовика сразу отражается в показаниях системы.

В порядке эксперимента, операторы тяжёлой спецтехники, зная о системе контроля FMS, были тем не менее уличены в попытке слива. Компания зафиксировала дополнительный расход топлива на 15%. При этом прибор сразу обнаружит потери солярки из бака при работе двигателя на холостом ходу, или через "обратку", пропущенную в канистру.

Ремонтируем сами

Услуги сервисных центров стремительно дорожают. Растёт стоимость импортных запчастей и комплектующих. Собственники грузовиков и тяжёлой техники вынуждены переходить на самостоятельное обслуживание своего транспорта. Ряд компаний предпочли передать ремонт техник на аутосоринг.

Ещё одним существенным способом экономии становится закупка неоригинальных, но аналогичных комплектующих. Впрочем, существует возможность приобретения запчастей у официальных дилеров, но по более доступной цене, которая может формироваться, например, за счёт скидок, акций или специальных программ производителя.

Эксперты констатируют факт увеличения затрат на обслуживание именно импортных машин. В условиях экономического кризиса выигрывают компании, имеющие на балансе отечественные грузовики и тяжёлую спецтехнику. Запчасти, ремонт, обслуживание и возможность заключения партнёрских соглашений, - эта роскошь стала доступнее в отношении владельцев машин производства российских автозаводов.

Если грузовики и тяжёлая техника не находится на гарантийном ремонте, тогда стоит попытаться отремонтировать её самостоятельно. Для этого необходимо иметь в штате высококвалифицированного механика и солидную ремонтную базу. Важное замечание: к ремонту своими руками импортных машин, а также комплектующих и агрегатов следует относиться с осторожностью. Можно установить некачественные "левые" детали, которые угробят весь механизм. Поэтому на приоритетном месте в данном вопросе всё-таки остаются машины, произведённые в России.

Психология большинства людей устроена таким образом, что они готовы тратить в полной мере те средства, которые смогут заработать. Чем больше заработная плата, тем больше расходов. Это относится и к бизнесу по перевозке грузовым автомобильным транспортом. Безусловно, следует вкладывать финансы только в те проекты, которые впоследствии принесут доход.

Например, на привлечение в штат грамотного слесаря-механика или на установку системы контроля топлива. Столкнувшись перед необходимостью сокращения затрат, необходимо проанализировать их обоснованность. Возможно, такая политика поможет компании не только переждать тяжёлые времена, но и развить последующий успех в своей сфере.

Видео: Аренда спецтехники и услуги грузоперевозки без посредников!