Экономичные шины: можно ли снизить расход топлива за счет покрышек. Экономичная эксплуатация грузового автомобиля, или как снизить расход топлива грузовика

Внушительная экономия при содержании парка грузового транспорта или тяжёлой техники достигается за счёт сокращения расходов на горюче-смазочные материалы, топливо, запчасти и ремонтные работы.

В настоящее время транспортные компании готовы потратить значительные средства на установку тахографов (согласно законодательству) и приборов ГЛОНАСС, чтобы исключить махинации с топливом со стороны водителей. Впрочем, не стоит забывать и о других способах экономии топлива.

Экономим бензин

Какие факторы, определяют расход топлива во время перевозки грузовым автомобильным транспортом? Если движение тяжёлого грузовика напрямую зависит от работы двигателя, трансмиссии и колёс, то соответственно, необходимо обратить внимание на скорость движения, а также на аэродинамику (сопротивление транспортного средства встречному воздуху). Грамотное использование законов физики в системе на деле докажет их практичность, что опытному водителю, конечно, не в новинку. При низких скоростях сопротивление воздуха абсолютно незначительно.

Однако, при нарастании скорости движения машина вынуждена преодолевать силу встречного потока воздуха. При регулярной эксплуатации многотонного грузовика и тяжёлой техники на скоростях свыше 70 км в час необходимо учитывать, что доля потребления топлива при таких условиях значительно увеличивается. К этому стоит прибавить умение достаточно быстро разгоняться (медленный разгон увеличивает количество затрачиваемого бензина или дизтоплива) и равномерно ехать.

Существует ещё один базовый показатель - влияние качения на сопротивление шин. Чтобы поддерживать постоянную скорость движения транспортного средства необходимо определённое количество усилий. Многотонному грузовику и тяжёлой спецтехнике требуется затратить большое количество энергии, которая подаётся на механизмы за счёт топлива, чтобы двигаться по магистрали с определённой одинаковой скоростью.

Во время движения автомобиля, происходит системная деформация шины: резина, изготовленная на 80% из каучука, растягивается и восстанавливается, приобретая первоначальный вид. Причём скорость движения существенного влияния на этот процесс не оказывает. Сопротивление шин качению во многом зависит от веса транспортного средства, массы груза, давления в шинах, рисунка протектора, уровня износа резины, от внешнего вида и конструктивных особенностей колёс и шины.

Этот показатель в настоящее время указывается производителем в технических характеристиках реализуемых шин. Чем ниже сопротивление качению, тем значительнее может оказаться экономия топлива при перевозках грузовым автомобильным транспортом.

Пресекаем хищения

Век инновационных технологий предлагает контролировать расход топлива с помощью электронных устройств. На российском рынке транспортной телематики давно и прочно обосновалась компания Omnicomm, реализующая приборы контроля расхода ГСМ и топлива. FMS-система гарантирует возврат топливных отчислений в крупной компании в размере от 30-40%.

При работе в тестовом режиме выясняются основные этапы потери ГСМ. Всё начинается с момента заправки. Бензин и дизтопливо на АЗС не доливают. Работа с топливозаправщиком усугубляет ситуацию. В том случае, если заправка осуществляется ночью в нерабочее время в отсутствие оператора, система округляет количество реализуемых литров бензина в большую сторону.

Приборы FMS, установленные на тяжёлой спецтехнике и грузовиках чётко укажут дату, время и количество топлива, залитого в бак. Потери топлива на этом этапе составляют порядка 15%! С такой же лёгкостью прибор выявит и сливы горючего. Во время перевозки грузовым автомобильным транспортом, прибор фиксирует расход по моточасам. Поэтому резкое снижение дизтоплива в баке тяжёлого грузовика сразу отражается в показаниях системы.

В порядке эксперимента, операторы тяжёлой спецтехники, зная о системе контроля FMS, были тем не менее уличены в попытке слива. Компания зафиксировала дополнительный расход топлива на 15%. При этом прибор сразу обнаружит потери солярки из бака при работе двигателя на холостом ходу, или через "обратку", пропущенную в канистру.

Ремонтируем сами

Услуги сервисных центров стремительно дорожают. Растёт стоимость импортных запчастей и комплектующих. Собственники грузовиков и тяжёлой техники вынуждены переходить на самостоятельное обслуживание своего транспорта. Ряд компаний предпочли передать ремонт техник на аутосоринг.

Ещё одним существенным способом экономии становится закупка неоригинальных, но аналогичных комплектующих. Впрочем, существует возможность приобретения запчастей у официальных дилеров, но по более доступной цене, которая может формироваться, например, за счёт скидок, акций или специальных программ производителя.

Эксперты констатируют факт увеличения затрат на обслуживание именно импортных машин. В условиях экономического кризиса выигрывают компании, имеющие на балансе отечественные грузовики и тяжёлую спецтехнику. Запчасти, ремонт, обслуживание и возможность заключения партнёрских соглашений, - эта роскошь стала доступнее в отношении владельцев машин производства российских автозаводов.

Если грузовики и тяжёлая техника не находится на гарантийном ремонте, тогда стоит попытаться отремонтировать её самостоятельно. Для этого необходимо иметь в штате высококвалифицированного механика и солидную ремонтную базу. Важное замечание: к ремонту своими руками импортных машин, а также комплектующих и агрегатов следует относиться с осторожностью. Можно установить некачественные "левые" детали, которые угробят весь механизм. Поэтому на приоритетном месте в данном вопросе всё-таки остаются машины, произведённые в России.

Психология большинства людей устроена таким образом, что они готовы тратить в полной мере те средства, которые смогут заработать. Чем больше заработная плата, тем больше расходов. Это относится и к бизнесу по перевозке грузовым автомобильным транспортом. Безусловно, следует вкладывать финансы только в те проекты, которые впоследствии принесут доход.

Например, на привлечение в штат грамотного слесаря-механика или на установку системы контроля топлива. Столкнувшись перед необходимостью сокращения затрат, необходимо проанализировать их обоснованность. Возможно, такая политика поможет компании не только переждать тяжёлые времена, но и развить последующий успех в своей сфере.

Видео: Аренда спецтехники и услуги грузоперевозки без посредников!

Известный факт - если говорить о двигателе внутреннего сгорания, то каждый джоуль энергии, используемый грузовым автомобилем или спецтехникой, вырабатывается двигателем в процессе сгорания топлива. Тепло, создаваемое печкой, работа фар, кондиционера, приборной доски и даже звук клаксона, являются результатом преобразования дизельного топлива в энергию.

Но есть факторы, которые влияют на расход топлива больше, чем другие. И в этой статье мы рассмотрим некоторые из них с целью понимания, каким образом стоит эксплуатировать ваш грузовик или автомобильную спецтехнику, дабы сократить расход солярки в процессе их работы.

Мы знаем, что движение тяжелого транспортного средства требует работы двигателя, трансмиссии и колес. Отсюда проистекает вывод, что трема главными факторами, влияющими на расход топлива, являются скорость движения автомобиля, его сопротивление встречному воздуху (аэродинамический показатель) и сопротивление шин качению. Но что любопытно: если первые два фактора хорошо понятны и знакомы водителям и автомобилистам, то почему-то последний они часто не учитывают при выборе покрышек на свое транспортное средство. Между тем, этот показатель является одним из базовых, все производители шин в обязательном порядке его указывают и призывают учитывать. Давайте же и мы разберемся, что это за показатель, и какие иные факторы влияют на цену эксплуатации грузовика и автомобильной спецтехники.

Аэродинамический коэффициент и скорость

Наверняка вы понимаете, что сопротивление воздуха является абсолютно незначительным при низких скоростях движения автомобиля, но оно быстро увеличивается с возрастанием скорости. Чем больше скорость, тем больше автомобилю требуется тратить энергии на преодоление силы встречного воздуха.

В конечном итоге, именно этот фактор становится одной из главных причин увеличения расхода топлива. Каждый раз, когда вы разгоняете автомобиль до скорости 70 км/ч и выше, именно сопротивление воздуха будет доминирующим фактором, влияющим на потребление топлива вашим транспортным средством. Поэтому-то все производители грузовиков и вкладывают ежегодно огромные средства в разработку наиболее эффективных аэродинамических свойств выпускаемого оборудования.

Сопротивление шин качению

Сопротивление шин качению – это количество усилий, необходимых автомобилю для поддержания постоянной скорости движения колес по дороге. То есть в данном случае речь идет не только о количестве затрачиваемой энергии для приведения колеса в движение, но и энергии, необходимой для поддержания скорости. Теперь вы понимаете, что вашему автомобилю, который весит много тонн, нужно потреблять изрядное количество энергии, чтобы вы мчались по трассе с определенной постоянной скоростью. А энергия берется машиной из топлива. Вот мы и вывели прямую зависимость между скоростью движения, аэродинамикой вашего автомобиля, свойствами шин к сопротивлению качения и расходом топлива.

При движении транспортного средства шина постоянно деформируется, терпя нагрузку, а затем восстанавливается, приобретая свою первоначальную форму.

Достаточно знать базовые принципы физики, чтобы понять - при этом энергия колеса будет как им затрачиваться, так и выделяться. Некоторая часть выделенной энергии потратится шиной на приобретение своей обычной формы, но часть энергии будет потеряна в виде тепла. Вы это знаете: в процессе езды, колеса вашего автомобиля или автомобильной спецтехники нагреваются, и это тепло невозможно вернуть, оно уходит в воздух. Но стоит понимать, что энергия сопротивления качению шинами расходуется не только на больших скоростях, она присутствует, даже если вы движетесь очень медленно. То есть, если, такой фактор, как аэродинамика вашего автомобиля срабатывает исключительно на больших скоростях, то сопротивление качению шин происходит при любом движении колес. Так же, как и аэродинамический показатель, фактическое количество энергии, затрачиваемое автомобилем на сопротивление шин качению, зависит от многих факторов. В том числе от нагрузки на шину (она зависит от веса вашего автомобиля и веса груза), скорости, с которой движется ТС, давления в шинах, рисунка протектора, степени его износа, дизайна и конструкции самой шины. Поэтому показатель сопротивления шин качению, который указывают производители, настолько важен. Делая правильный выбор шины при установке ее на автомобиль, в последующем вы будете экономить топливо и уменьшать цену эксплуатации вашей техники.

Влияние скорости на расход топлива

Вот что любопытно: только около 30% топлива, потребляемого автомобилем, уходит именно на процесс его движения, остальные 70% машина тратит на сопротивление воздуху и сопротивлению шин качению. При этом, чем выше скорость движения автомобиля, тем больше транспортное средство потратит топлива на эти два фактора.

На этом рисунке видно, сколько и на что расходуется топлива при движении ТС на скоростях 88 км/ч (55 миль в час) и 120 км/ч (75 миль в час). Исследование проведено компанией Bridgestone

Показатели слева : при скорости 88 км/ч (55 миль\ч) 33% кол-ва топлива уйдет у машины на сопротивление воздуху, 33% - на сопротивление шин качению, и еще 33% - на все остальное. При этом сам грузовой автомобиль в среднем будет иметь расход топлива 33 литра на 100 км.

Показатели справа : при скорости 120 км/ч (75 миль\ч) уже 46% топлива уйдет на сопротивление воздуху и 24% - на сопротивление шин качению. Автомобиль на такой скорости израсходует в среднем 46 литров топлива на 100 км.

При этом стоит учесть, что в данном случае мы говорим об энергии, которую уже выработал двигатель внутреннего сгорания, ибо, как вы знаете, КПД современных ДВС не превышает 25%.

КПД двигателя внутреннего сгорания

Но данные, выведенные в лаборатории компании Bridgestone, демонстрируют нам, что увеличение скорости с 88 км/ч до 120 км/ч напрямую влияет на увеличение расхода топлива вашим автомобилем. Этот показатель растет на 39%, в то время как экономичность шин на высокой скорости падает на 27%. Отсюда следует простой вывод: чем ближе скорость, с которой вы движетесь, к среднему показателю 60-80 км/ч, тем эффективнее расходуется топливо вашим автомобилем, и тем эффективнее работают на нем шины. Не зря правила дорожного движения практически во всех странах мира диктуют подобную скорость. Эти показатели выведены опытом и жизнью, они не только являются безопасными для обстановки на дороге, но и наиболее эффективными для вас.

Впрочем, соблюдение определенных скоростных режимов, конечно же, приведет и к увеличению количества затрачиваемого на работу времени. А время – деньги. И значит, при выполнении определенных работ стоит понимать, что чем быстрее вы ее будете выполнять, тем больше вы потратите дизтоплива и тем больше будет износ шин. И значит себестоимость таких «скоростных работ» увеличивается.

Тесты, проведенные компанией Bridgestone, доказали: при увеличении скорости движения автомобиля на 1 км/ч, его расход топлива на 100 км увеличивается на 1,6%.

Повышенный износ двигателя при скоростных режимах

При высоких скоростных режимах эксплуатации автомобиля стоит учитывать тот факт, что не только шины будут быстрее изнашиваться. От высоких скоростей страдает и «сердце» автомобиля – его двигатель.

На сегодняшний день производители двигателей пришли к единому мнению: затраты на техническое обслуживание и ремонт двигателя грузового автомобиля возрастают на 10-15% с увеличением скорости движения с 80 км\ч до 120 км/ч. То есть если вы регулярно используете режим скоростной езды, вы уменьшаете срок службы двигателя также на 10-15%.

Срок службы шин при скоростных режимах

Наконец, на высоких скоростях протекторы шин изнашиваются неравномерно и быстрее. Тесты показали, что их пробег уменьшается на 10-30%. Большой нагрев шин сокращает срок службы его каркаса и практически сводит к нулю возможность дальнейшего восстановления протектора. Да и в целом, на скорости повышается нагрузка на все шасси грузовика и спецтехники. И хотя напрямую в данном случае эти факторы не влияют на потребление машиной топлива, они увеличивают эксплуатационные расходы.

Итак, на основании вышеизложенного можно сделать несколько простых выводов. Если вы хотите уменьшить расход топлива вашего автомобиля и эксплуатационные расходы на него, вам стоит придерживаться двух основных правил:

- не превышать планку скорости езды в 80 км/ч ;

- выбирать шины с правильным индексом скорости и сопротивления шин качению.

С ноября 2012 года в Европе вступили в силу новые правила маркировки шин. Новые стандарты заводской маркировки стали включать в себя:

Уровень сцепления шин на мокрой и скользкой поверхности;

Коэффициент сопротивления шин качению (т.е. топливная экономичность);

Акустический комфорт автомобиля.

И как видите, именно индекс сопротивления шин качению стал одним из тех показателей, которое Евросоюз обязал проставлять производителям на своей продукции. Этих показателей на сегодняшний день существует семь – они маркируются буквами А, B, C, D, F, G.

Где А – это самый низкий показатель сопротивления шин качению, он гарантирует вам повышенную топливную экономичность. А буква G - самый низкий допустимый коэффициент сопротивления шин качению. Так что при выборе шин на свой грузовик или , обязательно обратите внимание на данный показатель, в будущем этот коэффициент поможет сэкономить вам средства. Узнайте у менеджера компании, где вы приобретаете шины, какой показатель вам стоит выбрать. Сообразно техническим характеристикам техники или автомобиля, работ, которые он будет выполнять, а также поверхностей, по которым машина будет передвигаться, вам подберут необходимую, экономичную шину.

Для того чтобы экономить на расходе топлива, надо учитывать несколько моментов. Первый, он же самый существенный – это стиль вождения. Специалисты даже разработали ряд правил. Если водитель грузового автомобиля будет их придерживаться, то сможет значительно меньше тратить на топливо.

Если вы водитель автопоезда, т.е. машины, которая имеет значительный вес, то должны научиться использовать накат и силу инерции. Причем ехать накатом – это не значит, что надо ехать на нейтральной скорости после существенного разгона, а это означает езду на передаче без нажима на педаль скорости. В этом случае клапан подачи топлива перекрывается, и расход становится нулевым. На нейтральной скорости хоть немного, но топливо расходуется. Если перед вами светофор, то надо уметь так рассчитывать свою езду, чтобы приблизится накатом к моменту, когда загорится зеленый сигнал. Когда вы набираете скорость не с места, топлива уходит значительно меньше.

Большое значение имеют расходные материалы. После ТО, автомобиль всегда меньше потребляет топлива, поэтому все надо проводить вовремя. Температура воздуха также оказывает влияние, но водитель, к сожалению, никак не может на это повлиять.

На расход влияет много факторов. Вот основные из них:

  • сопротивление качению;
  • условия движения;
  • сопротивление воздуха;
  • стиль управления.

Сопротивление качению

На сопротивление качению оказывают влияние следующие факторы.
1. Масса автопоезда.
Специалисты установили, что тонна балласта добавляет литр на 100 км к расходу топлива. Отрезать кусок железа от машины водитель, конечно, не сможет, а вот решить, сколько топлива с собой возить, вполне возможно. Если путь планируется в места, где нет заправок, то тащить с собой тонну топлива придется. Но если вы едете по обычной трассе, где заправки встречаются часто, то нет никакого смысла в полном большом баке. Для водителя даже полезно останавливаться на заправке и прогуливаться до кассы оплаты.
2. Колеса. То, насколько сильно накачены колеса на автопоезде, зависит расход топлива. Если при простукивании колес они звенят – значит все в порядке, если звук глухой, то следует подкачать. На этом тонком моменте можно экономить до 1,5 литров на 100 км.
3. Состояние подвески. Если у вас наблюдается езда с юзом, то топлива расходуется намного больше.

Условия движения

При езде в дождь колеса берут на себя воду. Чем выше скорость, тем тяжелее всю эту дополнительную автопоезду раскручивать. Поэтому в сильный дождь надо стараться ехать медленнее, если вы хотите сэкономить горючку.

Сопротивление воздуха

Грузовые автомобили имеют значительную лобовую площадь. Поэтому при движении машина должна преодолевать сильное сопротивление воздуха. Чем с большей скоростью вы едите, тем больше солярки сгорает для преодоления аэродинамического сопротивления. Для решения данной проблемы водители устанавливают специальный спойлер. Но мало кто знает, как правильно его установить. При неверной установке смысл от него нулевой. Поэтому следует обращаться к специалистам.

Стиль вождения

По данным исследований, если трогаться с места на холостых оборотах, то снижается расход топлива. Чтобы экономия была наибольшей, необходимо как можно быстрее пройти низкие передачи и всю дальнейшую дорогу ехать на повышенных, даже если обороты будут невелики. Если вы едите по городу, старайтесь максимально использовать накат. Плюс к этому, при снижении скорости не надо спешить переходить на пониженные передачи.

Используя все перечисленные советы, вы можете существенно снизить расход топлива и сэкономить свои деньги.

Регулярные скачки цен на топливо заставляют водителей и транспортные компании серьезно задумываться о том, как добиться экономии и какие установки для этого есть. И одним из быстро окупаемых способов является установка на полуприцепы специальных обтекателей – боковых «юбок» (англ: Trailer Skirt) и тыльных «хвостов» (англ: Trailer Tail).

Боковые и задние обтекатели – что это?

Боковой базовый обтекатель, или «юбка», представляет собой специальную панель, которая крепится к нижней базе полуприцепа. Юбка-отражатель успешно защищает полуприцеп от турбулентности под днищем и порывов бокового ветра. В дождливую погоду боковые обтекатели существенно уменьшают разбрызгивание из-под шин автопоезда воды, которая снижает видимость для водителей легковых автомобилей.

Классическая прямая форма юбки может быть усовершенствована специальными аэродинамическими отверстиями, сделана из сегментов, которые можно заменять по отдельности, или даже иметь стреловидную форму. Изготавливаются юбки-отражатели из легких и прочных материалов, а монтаж осуществляется в течение 3-5 человеко-часов.

Тыловой обтекатель, или «хвостовик», напоминает кормовую часть фюзеляжа самолета и крепится к задним дверцам полуприцепа. Его назначение — уменьшение разрежения позади трейлера и ослабление вихревого следа, которые ухудшают управление автопоездом при обгоне или встречном разъезде.

Форма, размер и материалы могут быть различными – от пирамидальных или конусообразных «коробок» из пластика или металла до надувных рамок из синтетических полимеров. В зависимости от модели установка хвостовика может занимать полтора-два человека-часа.

Почему устанавливать обтекатели выгодно?

Установив боковые и тыльные обтекатели, можно добиться уменьшения расхода топлива до 8%! Преимущества обтекателей:

  • стоимость в США и Канаде – цена юбки-отражателя, в зависимости от модели, варьируется в пределах 1,500-3,000$, а хвостовика — в пределах 1,500 -3,000$;
  • экономия топлива при использовании самого простого бокового обтекателя – 4%, улучшенного – 7%;
  • хвостовик экономит минимум 1% топлива, по некоторым данным до 5%;
  • окупаемость юбок – от 10 месяцев для стандартных моделей и от 7 месяцев – для улучшенных;
  • окупаемость тыльных обтекателей – от 4 лет.

Примерно 30% от общего объема всех операционных расходов транспортной компании, водителей большегрузных автомобилей приходится на расход топлива. Компания ExxonMobil составила полезный список из 9 простых шагов, которые помогут владельцам грузовиков оптимизировать производительность и сэкономить дизельное топливо своего грузовика.

1. При управлении грузовым автомобилем, нажатие на педаль тормоза должно быть легким, без рывков. Управление тормозом является жизненно важным показателем для оптимизации расхода топлива.
Поэтому, водитель должен предвидеть потенциальные опасности, и необходимо принять меры заранее, чтобы уменьшить кол-во раз нажатия на педаль, и снизить уровень давления, приложенного к тормозам.

2. Шины. Износ шин играют решающую роль в автомире грузовиков. При низком давлении возрастает сопротивление, увеличивается расход топлива. Шины с оптимальным давлением и хорошим сцеплением, помогут Вам улучшить экономичность вашшего атвомобиля. Проверяйте шины регулярно.

3. Коммерческие компании и операторы грузовиков, должны следовать самым последним технологиям, для оптимизации производительности.
Для примера, при переходе на EURO 6, вкл. FleetBoard, и заливая высококачественные масла типа Delvac диспетчеры в McLaren Racing, смогли улучшить показатели экономии топлива всего грузового автопарка, аж на 6%.

4. Стоит придерживаться ровных дорог, плоских местностей, и избегать холмистой, неровной местности или множества поворотов. Поэтому планируйте ваш маршрут заблаговременно.
При круговом движении, держите педаль тормоза, до минимума, чтобы двигаться с наименьшей возможной энергией.

5. Любите сцепление! Это может спасти вам много литров топлива несколькими способами. Исследования показали, что с каждым переключением на повышенную передачу, улучшается топливная экономичность почти на 30 процентов. Пропускайте переключений передачи на пониженную, если есть такая возможность.

Разумное использование сцепления также означает избегание ненужной оборотов, которые только увеличивает расход топлива и вызывают дополнительный износ двигателя.

6. Водители должны найти свою скорость, при которой экономия топлива грузовика будет оптимальная.

В грузовых автомобилях есть оптимальная скорость вращения двигателя, при которой он находится в его наиболее эффективном состоянии, как правило, не выше, чем 1500 оборотов в минуту.
Найдите вашу оптимальную скорость, и вы сократите расход дизеля.

7. Многие владельцы транспортных средств, автопарков прибегают к различным трюкам, когда дело доходит до смазочных материалов, которые они используют в своих грузовиках. Использование смазочных материалов высокой производительности может помочь оптимизировать производительность коммерческого автомобиля и улучшить экономию топлива.

Например, независимые тесты по экономии топлива недавно были проведены ведущей международной тестовой компанией, читайте подробнее здесь, где использование масла Mobil Delvac 1 LE 5W-30 показало, что был достигнут средний прирост экономии топлива до 1,8 процента.

8. Не только масла в двигатель, высокопроизводительные смазочные материалы, могут оказать положительное влияние на производительность машин и экономию.

Владельцы транспортных средств должны помнить, что они используют смазочные материалы в коробке передач, в гидравлике, в мостах.
Масло Mobilube 1 SHC 75W - 90, например, является полностью синтетическим, высокопроизводительным трансмиссионным маслом, и подходит для общего применения в трансмиссии и мостах.

Доказано, что использование передовых базовых масел и присадок, в масле Mobilube 1 SHC 75W-90 , обеспечивают выдающуюся защиту наряду с экономией топлива при использовании в сочетании с Mobil Delvac 1 LE 5W-30.

9. Тормозная система является важнейшими устройством для грузовых автомобилей, однако, если ваш автомобиль имеет замедлитель, используйте его везде, где это возможно, чтобы сохранить свои тормоза. Замедлители особенно полезны для замедления или поддержания постоянной скорости при спуске, предотвращая от резкого ускорения коммерческого автомобиля вниз. Это позволит существенно сократить "износ тормозов" и значительно увеличить срок службы двигателя грузовика.