Экологические стандарты евро. Как узнать экологический класс автомобиля Что такое евро 3 4

Многие считают, что стандартизация охватывает только какие-то технические средства, механизмы, аппараты, интерфейсы, файлы изображений и видео. И, что EURO - это некие требования к составу того, или иного топлива. На самом деле, это не так.

ЕВРО - это в первую очередь экологический стандарт, ограничивающий состав выхлопных газов бензиновых и дизельных автомобилей. Даже не двигателей, а самих автомобилей. Эта статья о том, как развивался стандарт ЕВРО, как менялись общественные взгляды, как ужесточались экологические требования и к чему всё это привело.

История

Поначалу все дизельные автомобили были большими, дымными и вонючими. Ни о какой их массовой эксплуатации не могло быть и речи. Ситуация начала меняться на рубеже 1970-х годов, когда технологии дошли до того, что смогли создать компактный дизельный двигатель для легкового автомобиля. Стало ясно, что главным тормозом является убежденность покупателя в том, что дизель - "грязная" технология, годная разве что для железных дорог.

Автопроизводителям необходимо было сломать этот стереотип и дать зелёный свет дизельному легковому автомобилю. Так в 1970 г. Европейкий Союз Транспортных средства малой грузоподъемности выпустил первый стандарт на выбросы выхлопых газов для легковых автомобилей. Второй стандарт вышел только через 22 года, в 1992 г. и стал называться Нормой выбросов Евро (Euro emission standard).

Евро-1

Напомню, что в то далекое время шла нешуточная борьба с тетраэтилсвинцом, который добавляли в бензин с целью увеличить его октановое число. Такой бензин назывался этилированным, а свинец, содержащийся в выхлопных газах вызывал серьезнейшие заболевания нервной системы.

Исследования, проведенные в США положили конец этилированному бензину на территории США. В Европе происходили схожие процессы и в июле 1992 года вышла директива EC93, согласно которой этилированный бензин был запрещен. Кроме того предписывалось уменьшить выбросы СО (окись углерода) с помощью установки каталитического нейтрализатора выхлопных газов. Стандарт получил название ЕВРО-1. Он был обязателен для всех новых автомобилей, начиная с января 1993 года.

Предельные нормы выбросов:

Евро-2

Euro 2 или EC96 был введен в январе 1996 г. и все автомобили произведенные с января 1997 г. должны были отвечать новому стандарту. Главная задача Евро 2 - борьба за уменьшение количества несгоревших углеводородов в выхлопных газах и повышение КПД двигателей. Кроме того, были ужесточены нормы выбросов CO и соединений азота - NOx.

Стандарт затронул как бензиновые, так и дизельные автомобили.

Евро-3

Euro 3 или EC2000 был введен в январе 2000 г. и все автомобили, выпущенные с января 2001 г. должны были полностью ему соответствовать. Наряду с дальнейшим сокращением предельных норм, в стандарте лимитировалось время прогрева двигателя автомобиля.

Евро-4

Введенный в январе 2005 г. стандарт Euro 4 относился к автомобилям, выпущенным с января 2006 г. В этом стандарте акцент был сделан на дальнейшее сокращение вредных выбросов от дизельных двигателей - сажи (твердые частицы) и оксидов азота. Для того, чтобы соответствовать стандарту, некоторые дизельные авто пришлось оснастить сажевым фильтром.

Евро-5

Стандарт введен в сентябре 2009 г. Акцент в нем сделан на дизельных технологиях. Особенно на выбросах твердых частиц (сажи). Для соответствия стандарту Евро-5, присутствие сажевого фильтра в выхлопной системе дизельного автомобиля становится обязательным.

Евро-6

Самый последний стандарт, введенный в сентябре 2014 г. и обязательный для автомобилей, выпущенных с сентября 2015 г. В нем выбросы вредных веществ сокращаются на 67% по сравнению с Евро 5. Добиться этого, можно только с применением специальных систем в системе выхлопа автомобиля.

Так для нейтрализации соединений азота требуется инъекция мочевины в выхлопные газы или SCR-система, слишком дорогая для небольших легковых автомобилей.

Топливо

Понятно, что для обеспечения высоких экологических характеристик автотранспорта, моторное топливо тоже должно быть досточно чистым, что не выгодно владельцам нефтеперегонных заводов. Однако, прогресс не стоит на месте и в 1996 году был принят общеевропейский стандарт на дизельное топливо - EN590.


"Ойл-Экспо" - оптовые поставки дизельного топлива по Москве и области.

Сертификат Евро 3 – это ряд стандартов, которые регулируют допустимое содержание вредных веществ в выхлопных газах в автомобилях с бензиновыми или дизельными двигателями. Сертификат Евро 3 заменил предыдущий сертификат Евро 2. Соответственное постановление было принято в Евросоюзе в 1999 году. Действовать этот стандарт начал с 2000 года и предусматривал более жесткие требования к выхлопам автомобилей. Токсичность выхлопа теперь оценивали в режиме прогрева двигателя. В предыдущем стандарте Евро выхлоп проверяли после разогрева мотора свыше 40 градусов. Новой редакцией стандарта предусмотрено проверять выхлоп, начиная с минус 7 градусов. Согласно стандарту Евро 3, допускаются такие показатели выброса вредных веществ в атмосферу для автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями:

CO — не может превышать 20 г/кВт ч,

СН — не может превышать 1,1 г/кВт ч,

NO — не может превышать 7 г/кВт ч.

Стандарт Евро 3 распространяется на все ввозимые в Евросоюз автомобили или другие транспортные средства. А также и на те автомобили, которые производятся на его территории. После принятия стандарта Евро 3 владельцы сертификатов Евро 2 должны были получить сертификат Евро 3. Для этого можно было переоборудовать автомобиль, модифицировав систему выпуска и систему управления двигателем.

Стоит отметить, что при такой модификации снижалась мощность двигателя, поэтому требовались некоторые доработки в автомобилях. По словам экспертов, за уровень токсичности в основном отвечает катализатор, который может эффективно работать только при разогреве. Многие автопроизводители сместили его ближе к выпускному коллектору. Ещё один вариант разработки – производство коллектора со слоем теплоизоляции. Производство автомобилей усовершенствовалось с принятием экологических стандартов. Каждый новый стандарт требовал от производителей уменьшения вредных веществ в выхлопах автомобилей. В скором времени были разработаны системы непосредственного впрыска топлива, а также системы рециркуляции отработавших газов.

В России стандарт Евро 3 был принят в 2008 году и заменил предыдущий стандарт Евро 2. Согласно пункту 14 постановления Правительства РФ № 609 от 12.10.2005 года, Техническим регламентом про вредные вещества и автомобильные выбросы предусмотрено с 1 января 2008 года ввести экологический класс автомобилей, соответствующий стандарту Евро 3. Постановление предусматривает ввоз и производство автомобилей имеющих экологический стандарт не ниже Евро 3. НО с 2010 года на территории Российской Федерации начал действовать стандарт Евро 4. И теперь в нашу страну запрещено ввозить автомобили ниже этого класса. Т.е. Евро 3 – это уже недействующий стандарт на территории России. Ростехрегулирование совместно с Центральным Научно-исследовательским Автомобильным институтом, который считается ведущей научной организацией по автомобилестроению в России, разработало специальную таблицу по заказу Минпромэнерго и ФТС (Федеральной таможенной службой).

Согласно этим разработкам можно определить соответствие автомобиля экологическому классу Евро 3. В этой таблице указано, когда и в какой стране была введена норма стандартов Евро 3.На те автомобили, которых нет в таблице соответствия Минпромэнерго, следует оформить сертификат Евро 4. Без этого сертификата на таможне нельзя получить ПТС (паспорт транспортного средства), наличие которого обязательно для передвижения по дорогам Российской Федерации. Оформить сертификат Евро 4 можно в сертификационном органе, получившем аккредитацию Ростехрегулирования. Для получения такого сертификата необходимо подать пакет документов, включающий в себя:

  • техническую документацию на автомобиль, а именно марку авто, № кузова, двигателя и т.д., VIN;
  • паспорта владельца транспортного средства;
  • документ, подтверждающий соответствие Евро 4. Такими документами могут быть зарубежные ПТС, экспертное заключение, сертификат TUV и другие. Если автомобиль был выпущен до 1997 года, следует представить справку о переоборудовании автомобиля.

Согласно законодательству, с 1.01.2011 года бензин и дизельное топливо должно соответствовать стандарту Евро 3. Раннее введение этого стандарта планировалось в 2009 году. Однако, многие нефтяные компании были не готовы производить бензин и дизельное топливо, которое бы соответствовало экологическим стандартам класса Евро 3.

Можно по праву считать одним из предметов гордости их производителя - ОАО «Заволжского моторного завода». Высокое качество этих моторов подтверждено годами эксплуатации, и нередко в довольно суровых условиях. 4-цилиндровые, рядные инжекторные двигатели ЗМЗ-405 появились на рынке в 2000 году. Основным потребителем стал ОАО «ГАЗ». Этими двигателями комплектовались автомобили ГАЗ-3111. Впоследствии силовой агрегат неоднократно совершенствовался.

Так, после проведения комплексных работ по адаптации, которые были начаты в 2009 году, одной из модификаций 405 семейства - двигателем ЗМЗ-40524.10 - начали комплектовать автомобили Fiat Ducato. В современных условиях устройствами 405 серии комплектуются как легковые автомобили, так и микроавтобусы и легкие грузовики.

Конструкция

Двигатель «Заволжского завода» - четырехтактный автомобильный силовой агрегат с рядным расположением цилиндров и поршней. Подача топлива во впускные каналы цилиндров и зажигание управляется электронной системой. Двигатель оснащен системой внешнего образования топливно-воздушной смеси. Возвратно-поступательное движение поршней преобразуется во вращательное посредством одного общего для всех поршней коленчатого вала. Два распределительных вала с верхним расположением. Система охлаждения замкнутого типа, жидкостная с принудительной циркуляцией охладителя. Система смазки 405-го двигателя - комбинированная. Смазывающие материалы подаются к движущимся деталям под давлением путем разбрызгивания.

Блок цилиндров и коленчатый вал

Модернизированный блок 405-го двигателя изготовлен из высокопрочного чугуна, что в сочетании с применением высокоточных методов обработки металла при его изготовлении позволило значительно снизить деформацию цилиндров при эксплуатации. В блоке старого образца были предусмотрены прорези в 2 мм между цилиндрами для системы охлаждения. Для блока двигателя ЗМЗ-405 такие прорези не предусмотрены. Кроме этого, были увеличены резьбовые колодцы под болты крепления головки блока цилиндров.

Коленчатый вал конструктивно идентичен но отлит из высококачественного и более прочного чугуна. Конструкция - полноопорная с двумя противовесами для каждого кривошипа. Усовершенствования позволили улучшить сопротивление центробежным силам и изгибающим моментам.

Особенности двигателя

В качестве основы для двигателя был использован карбюраторный ЗМЗ-406. 405-ый стал доработанной инжекторной производной. Современные усовершенствованные двигатели ЗМЗ-405 в полной мере соответствуют установленным стандартам «Евро-3». Они устанавливаются на автомобили марок «ГАЗель», «УАЗ» и «Фиат». Производителем были разработаны и внедрены несколько инновационных конструкторских решений.

Так, блок ЗМЗ-405 был облегчен на 1,3 килограмма за счет полного демонтажа системы холостого хода с головки блока. Управление двигателем осуществляется при помощи электронного дросселя. Именно это позволило отказаться от некоторых комплектующих: дроссельный патрубок, регулятор холостого хода, воздушные патрубки холостого хода, датчик положения заслонки.

Сам блок цилиндров сохранил свои исходные свойства после снижения массы. Более того, жесткость блока была увеличена. Отливки между цилиндрами были устранены за счет инновационных поперечных прорезей предусмотренных в системе охлаждения.

Усовершенствование ГБЦ

Инженерами производственного предприятия была усовершенствована термоизоляция ЗМЗ-405. Для более надежной герметичности блока цилиндров вместо армированной прокладка головки блока цилиндров из однослойного безасбестового материала была использована двухслойная металлическая. Обновление материала и применение новых конструктивных элементов, в частности зигзагообразных пружинящих частей, обеспечило лучшее уплотнение газового стыка и каналов системы смазки, а также позволило улучшить процесс охлаждения. Толщина прокладки новой конструкции снижена в три раза относительно изначальной мягкой прокладки с металлической окантовкой и составляет всего 0,5 миллиметра. Это позволило минимизировать необходимость выполнения затяжки болтов в сравнении с прежними деталями, что, в свою очередь, дает возможность для уменьшения деформации цилиндров при работе.

В двигателях 405-ой серии «Евро-3» для вспомогательных агрегатов используется удлиненный приводной ремень и самонатяжной ролик. Расчётный срок службы ролика составляет 150 тысяч километров. В двигателях 405-ой серии значительно снижен и топлива. Эти двигатели соответствуют мировым стандартам и допустимым нормам токсичности, а также характеризуются повышенной надежностью.

ЗМЗ-405: технические характеристики

Разработанный на основе ЗМЗ-406.10 двигатель ЗМЗ-405 «Евро-3» обладает такими характеристиками:

  • Силовой агрегат предназначен для установки на микроавтобусы и малые грузовики.
  • Тип двигателя - внутреннего сгорания, бензиновый, рядный с впрыском топлива.
  • Численность цилиндров - 4, с 16 клапанами.
  • Объем - 2,46 литра.
  • Показатель сжатия - 9,3.
  • Диаметр цилиндров - 95,5 мм.
  • Ход поршня - 86 мм.
  • Заявленная мощность составляет 152 л. с. (111,8 кВт) при 5200 оборотах в минуту.
  • Удельный расход топлива - 198 г/л. с. в час, рекомендованное октановое число топлива - 92.
  • Охлаждение мотора - жидкостное.
  • Укомплектованная масса - 192,2 кг.
  • Соответствие экологическим стандартам «Евро-3» при установленном трехкомпонентном нейтрализаторе.

В чем заключается ключевое различие между базовым двигателем и ЗМЗ-405? мощности повышены на 4,8 % при увеличении рабочего объема на 7,9 %.

Современный двигатель ЗМЗ-405: цена

Бензиновые двигатели ЗМЗ-405 серии современных модификаций (40524.1000400-100, 101) в заводском производстве ОАО «ЗМЗ» находятся с 2013 года. Из последних усовершенствований можно отметить оптимизированную крышку клапанов, зубчатые и улучшенную систему вентиляции с отводом картерных газов в ресивер. Новые конструктивные изменения позволили создать двигатель, соответствующий не только «Евро-3», но и экологическим меркам «Евро-4».

Новый двигатель ЗМЗ-405, цена которого в дилерских сетях колеблется от 124 до 152 тысяч рублей, с гарантией от завода производителя предназначен для переоборудования автомобилей линейки «ГАЗель Бизнес».

Возможность тюнинга ЗМЗ-405

Тюнинг любого двигателя предусматривает, прежде всего, увеличение мощности. В ЗМЗ-405 этого можно достичь тремя основными способами: форсирование, турбирование или установка компрессора.

Первый вариант тюнинга, ставший традиционным, предусматривает довольно большой комплекс работ: установку активного забора воздуха, доработку камер сгорания, увеличение объема ресивера, замену стандартных клапанов, пружин, валов и комплектующих поршневой группы более усовершенствованными, модернизация выхлопной системы. Как результат, работа двигателя приобретает спортивный оттенок, а мощность увеличивается до 200 л. с.

Регулирующие содержание вредных веществ в выхлопных газах у автомобилей и спецтехники. Стандарты были введены Европейской экономической комиссией ООН и призваны улучшить экологическую ситуацию. Евро стандарты ограничивают допустимый выброс в атмосферу углекислоты, оксида азота, углеводородов, оксида углерода и химических веществ.

Сертификаты "Евро-2", "Евро-3", "Евро-4", "Евро-5" показывают соответствие требованиям максимально допустимого уровня содержания вредных веществ в выхлопных газах.

Сертификат "Евро-3", в отличие от своих предшественников, регулирует выхлоп газов в атмосферу не только бензиновых двигателей, но и дизельных.

В "Евро-3" нормируются такие показатели , как окись углерода (СО), оксид азота, углеводороды, которые способствуют канцерогенности. Для дизельных двигателей - это твердые частицы, которые образуются в топливе и вызывают раковые заболевания.

Стандарт сертификата "Евро-3" снижает выбросы по сравнению с "Евро-2" на 30-40 %. В "Евро-3" предусматривается максимальный выброс СО в количестве 0,64 г на километр пробега для легковых автомобилей.

"Евро-3" был введен в Евросоюзе в 1999 г. и заменен стандартом "Евро-4" в 2005 г. Ему соответствуют все новые машины, выпущенные в европейских странах с 1999 г.

В России стандарт введен с 1 января 2008 г., т.е. все транспортные средства, произведенные или ввезенные в Россию начиная с этого дня, должны удовлетворять требованиям стандарта "Eвро-3".

Для ввоза иномарок, не удовлетворяющих этим требованиям, необходима переделка автомобиля . Обычно переделывается система выпуска отработанных газов, система управления двигателем, либо снижается мощность двигателя.

На бумаге российский "Евро-3" ничем не отличается от европейского варианта, но на деле имеются некоторые отличия.
Современный российский автомобиль должен быть оснащен инжекторным впрыском топлива "Евро-2", электронным управлением двигателя, датчиком неровности дороги и контроллером выхлопных газов "Евро-3".

Старые же автомобили, которые зарегистрированы в ГИБДД до 31 декабря 2007 г., могут продолжать дальше ездить и загрязнять. Технический осмотр такие автомобили будут проходить в соответствии с заводским ГОСТом на эти модели. То есть, закон обратной силы не имеет.

При введении "Евро-3" с 1 января 2008 г. цены подняли все российские автопроизводители. Больше всех подорожали "Газели" и "Волги" - в среднем на 15 тысяч рублей.

В 2005 г. правительство России утвердило технический регламент "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ", устанавливающий сроки введения новых экологических стандартов для автомобилей.

Согласно техрегламенту, вступившему в силу в 2008 г., с 1 января 2009 г. весь бензин и дизельное топливо должны были соответствовать требованиям стандарта "Евро-3". По "Евро 3" запрещается производство топлива, октановое число которого ниже 95. Однако представители нефтеперерабатывающих компаний заявили, что страна не готова начать избавляться от "Евро-2", на которой ездит большинство машин в России.