Движение задним ходом против выезда с прилегающей территории. Актуальный штраф за езду задним ходом Правила пдд движение задним ходом

Каждому водителю известно, в каких местах запрещено движение задним ходом, а в каких разрешено. Перед началом выполнения этого маневра, нужно убедиться, что в результате этого не пострадают пешеходы или другие транспортные средства, находящиеся вне зоны обзора - это первое правило.

Важно! Движение задним ходом - сложный маневр, который требует от водителя напряжения, концентрации и внимательности. Ограничение обзорности затрудняет передвижение.

Особенности и правила передвижения

Правилами дорожного движения разрешается сообщить пешеходам о намерении совершить маневр звуковым сигналом. Дополнительно можно использовать такой прием оповещения, как «аварийка». ПДД не регламентирует подобные действия. Современные машины оснащены специальными системами, которые подают прерывистый звук при совершении маневра.

Где запрещено движение задним ходом?

Существуют прямые запреты на совершение этого маневра, установленные в ПДД. Вот перечень особо опасных компонентов проезжей части, на которых нередко случаются ДТП, запрещается сдавать назад:

  • остановка;
  • автомагистраль;
  • перекресток;
  • пешеходный переход;
  • тоннель;
  • железная дорога;
  • путепроводы, мосты, эстакады;
  • участки с ограничением обзора менее 100 м.

Важно! Пункт 8.11 ПДД регламентирует невозможность движения задним ходом везде, где запрещен разворот.

Следует учитывать и некоторые нюансы:

  • движение задним ходом на перекрестке запрещено, но не запрещается краткосрочное маневрирование;
  • маневр используется также при одностороннем движении, до появления железнодорожного переезда, автомагистрали, моста, тоннеля;
  • при неправомерных действиях водителя инспектором ГИБДД может быть наложен штраф за движение задним ходом.

Важно! Маневр разрешается, если он безопасен и не создает помех участникам движения (пункт 8.12 ПДД).

Где разрешено движение задним ходом?

Исключением из общего запрета является дорога с односторонним направлением. Однако водителю нужно проверить, не создаст ли он дискомфорт другим водителям. Он должен убедиться, что водителям других машин не приходится:

  • менять направление движения;
  • снижать скорость.

Важно! Маневрирование обязывает водителя пропускать пешеходов и другой транспорт, двигаться с минимальной скоростью, быть готовым к экстренному торможению.

ДТП при движении задним ходом

При аварии существует большая вероятность, что виновным будет признан водитель, который двигался навстречу потоку транспорта. Какой назначают штраф за движение задним ходом? Если маневр вопреки запрету совершается по автомагистрали, нарушителя ожидает штраф в размере 2 500 рублей (ч.3 ст.12.11 КоАП РФ).

Избежать ДТП при маневре можно, если следовать рекомендациям:

  • использовать звуковой сигнал;
  • при появлении автомобиля, движущегося задним ходом, дождаться его остановки;
  • обеспечить непрерывный контроль хода выполнения маневра, используя зеркала заднего вида;
  • отслеживать положение других автомобилей по обе стороны;
  • неторопливое выполнение маневра на минимальной скорости.

Важно! Ограниченный обзор, сложность управления при выполнении маневра требуют от водителя особой осторожности во избежание аварии.

Кто виноват?

Повышенная опасность движения автомобиля задним ходом заключается в вероятности столкновения с транспортом, наезда на пешехода. Но всегда ли виноват водитель? Зачастую мошенники используют ДТП для автоподстав. Из ПДД вытекает, что при аварии с участием автомобиля, который двигался задним ходом, виноват всегда водитель этого автомобиля.

Правила позволяют в случае сложной дорожной ситуации прибегать к помощи пассажиров, пешеходов-очевидцев происшествия. Человек, помогающий водителю совершить маневр, сможет подать жест другим водителям, проследить за внезапным появлением препятствий.

Важно! Будьте особенно внимательны во время движения задним ходом при парковке, выезде со стоянок, выполнении разворота на ограниченном участке. В случае столкновения вызывайте на помощь автоюриста.

Наказание и ответственность

Если водитель не соблюдает правила выполнения маневров, инспектор укажет в протоколе на это, как на отягчающие обстоятельства, а суд примет во внимание при вынесении решения.

Движение задним ходом запрещено знаками:

  • «кирпич» (штраф 500 рублей);
  • «въезд запрещен», кроме маршрутных ТС (штраф 5 000 рублей или лишение ВУ на 4-6 мес.);
  • «движение запрещено» (штраф 500 рублей). Он не устанавливается при въезде на дороги с односторонним направлением.

Важно! Согласно ч.2 ст.12.14 КоАП РФ административный штраф в размере 500 рублей предусмотрен за разворот или движение задним ходом в местах, где такое действие воспрещено. Исключение составляют случаи, указанные ч.3 ст.12.11 и ч.2 ст.12.16 КоАП РФ.

Судебная практика

Как бы инспекторы ГИБДД ни старались, а движение задним ходом по улице с односторонним направлением не влечет штраф 5 000 рублей или лишение прав сроком 4-6 мес., как указано в ч.3 ст.12.16 КоАП. Пленум Верховного суда в постановлении считает, что это суровое наказание применяется только при движении задним ходом, если водитель игнорирует знак «кирпич».

Важно! Пункт 7.1. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18 гласит, что по ч.2 ст.12.14 КоАП РФ необходимо квалифицировать действия водителя по развороту или движению задним ходом в местах, где такие маневры запрещены, за исключением случаев, предусмотренных ч.3 ст.12.11 КоАП РФ.

Непосредственно такой запрет установлен на:

  • пешеходных переходах;
  • в тоннелях;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
  • на железнодорожных переездах;
  • в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее ста метров;
  • в местах остановок маршрутных транспортных средств;
  • на перекрестках.

Квалификация действий водителя по развороту на автомагистрали, по въезду в технологические разрывы разделительной полосы на автомагистрали или движению задним ходом по ней подлежит согласно норме ч.3 ст.12.11 КоАП РФ.

Теперь все суды обязаны учитывать Постановление Пленума Верховного Суда РФ при рассмотрении подобных дел. Если водители попали в ДТП, связанное с движением автомобиля задним ходом, мы рекомендуем обратиться за помощью к опытным адвокатам, которые окажут профессиональную поддержку в непростой ситуации, владеют глубоким знанием судебной практики по данному вопросу.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует.

Есть такой анекдот: один из представителей народов Севера приобрел себе новый автомобиль. Спустя несколько дней у него спрашивают, нравится ли ему ездить на новом «железном коне». Тот отвечает: «Ехать на работу очень нравится, а обратно - нет». У него спрашивают, в чем же дело. На что от отвечает: «Вперед у машины есть аж 5 передач, а назад – только одна!»

Этот анекдот уже давно можно назвать «бородатым». Но даже если предположить, что это правда, то у такого водителя не было никаких трудностей при езде задним ходом только потому, что пройденный километраж достаточно приличный. А сколько километров вы проехали на заднем ходу? Наверняка, эта цифра очень мала, если сравнивать с обычным передвижением. Что же мешает водителям ездить задним ходом так же легко, как и «передом»? Возможно, отсутствие опыта или же просто неумение. Чтобы с легкостью совершать подобные маневры, нужно проехать примерно 1 – 3 км, после чего вы без труда сможете припарковать авто задним ходом.

Езда задним ходом по зеркалам

Любые навыки требуют постоянных тренировок. Прежде чем начать ездить по оживленным городским дорогам, нужно научиться хорошо ездить задним ходом. Сначала нужно научиться ездить таким способом по прямой, не глядя при этом в зеркала. Для этого нужно повернуть голову назад и смотреть через правое плечо. Нужно помнить, что авто будет ехать прямо, только если установить руль в нужное положение. Даже если вы будете минимально двигать руль, то колеса будут отклоняться в разные стороны, отводя в разные стороны и машину. Именно поэтому двигаться нужно на минимальной скорости.

После этого можно учиться ездить по зеркалам. Для начала необходимо отрегулировать положение каждого зеркала заднего вида. Боковые зеркала должны показывать вам минимум самой машины и максимум пространства вокруг авто. В центральном зеркале вы должны видеть полное отражение заднего стекла. Самый идеальный вариант регулировки – если водитель может смотреть в зеркала, не поворачиваясь и не наклоняясь. Вы должны все видеть только переводя свой взгляд. К сожалению, не в каждой машине можно сделать развесовку зеркал. Посему небольшие повороты головы вполне допустимы.

Почти у каждой машины, которая не оборудована специальными камерами, есть так называемая «мертвая зона». Именно эту область водитель никак не может контролировать посредством использования зеркал. Чтобы езда была действительно безопасной, нужно точно знать, где находятся такие зоны у вашей машины. Для этого водитель должен сесть за руль и посмотреть в зеркала, помощник же в это время должен обойти машину. Те области, где другого человека не видно, и будут «мертвыми». Контролировать эти зоны нужно самостоятельно поворотом головы без использования зеркал.

Начинающим водителям нужно обязательно обучиться езде задним ходом без использования зеркал. Ведь во многих странах сдавать задним ходом по зеркалам вообще запрещено. Главный принцип – держите руль прямо, чувствуйте его, как собственные руки. Тогда любые маневры вам будут под силу.

Учимся делать повороты

Разумеется, езда задним ходом по прямой – навык полезный, но уметь поворачивать при таком способе езды тоже нужно. Учиться этому нужно только после того, как вы полностью освоите прямолинейное движение задним ходом. Самое главное в этом вопросе – не перепутать, в какую именно сторону нужно поворачивать руль. Если вы обернетесь, то стороны по ощущениям поменяются местами. А вот рулевой механизм ведь не меняется. Если вы повернете вправо, то машина туда и поедет, только задом. Для того чтобы избавиться от этого ложного ощущения, нужно практиковаться.

Дабы уверенно управлять автомобилем на заднем ходу, нужно все движения «закрепить в подсознании». Вы не должны задумываться, в какую сторону повернуть руль для поворота влево или вправо, ваши руки должны работать автоматически. Посему учиться нужно на минимальных скоростях. Крайне важно научиться обрабатывать информацию без запинок.

Если вы чувствуете, что начинаете запутываться, то нужно сразу же остановиться. Такое явление вполне нормальное – ваш мозг будет пытаться осознать то, что происходит, просто ему нужно будет помочь. Сядьте прямо, переведите дыхание и проанализируйте свои ошибки. Оцените, осмыслите и «переварите» создавшуюся ситуацию. Только после этого можно делать еще одну попытку.

Для начала нужно освоить повороты задним ходом, причем контролировать маневр нужно через заднее стекло, то есть повернув голову вправо. Итак, выполняем непосредственно поворот. Как только задняя часть машины будет направлена в нужную сторону, выкрутите руль, чтобы он стоял прямо. Благодаря этому вы будете двигаться по прямой. Если нужно, то руль можно немного подворачивать.

Когда вы этому научитесь, то можно будет практиковать повороты задним ходом, используя зеркала заднего вида. Скорость сначала должна быть наименьшей. Последнее замечание – когда будете поворачивать, внимательно смотрите на передние крылья. Они могут значительно смещаться в сторону.

Важные нюансы

Понятно, что при таком передвижении нужно соблюдать ПДД. Согласно правилам, задним ходом по проезжей части ездить нельзя. Допускается движение по дороге с односторонним направлением дорожного потока при условии, что подъехать к нужному объекту каким-либо другим способом невозможно. При этом водитель должен быть максимально внимательным, не создавать опасные ситуации и не должен создавать препятствия для других машин. Нельзя двигаться задним ходом в тот момент, когда машина сзади маневрирует. По поводу скорости движения в ПДД нет никаких конкретных цифр, но понятно, что показания спидометра должны быть минимальными.

Оптимальный вариант – включить «аварийку» на время езды задним ходом. Так вы привлечете внимание остальных водителей даже ночью, не создав аварийной ситуации и не накликав на себя гнев правоохранителей. Нельзя выполнять подобные маневры в тех местах, где запрещено поворачивать авто.

В Правилах описан целый ряд мест, где запрещен проезд задним ходом: автомагистрали, дороги с двумя направлениями, ж/д переезды, пешеходные переходы, мосты, путепроводы, эстакады, перекрестки, остановки общественного транспорта, тоннели вместе с въездами и выездами из них. Также маневры запрещены в условиях недостаточной видимости. Если особой необходимости нет, то лучше проехать прямо при густом тумане, сильном дожде и так далее. Будьте внимательны при выездах задним ходом с парковок, дворов домов. Правоохранители утверждают, что именно в этих местах происходит большое количество аварий из-за невнимательности тех водителей, которые совершают маневр.

Еще один аспект, требующий внимания, - это настройка зеркала заднего вида и боковых. Боковые зеркала должны быть повернуты и наклонены под таким углом, чтобы в них отражалось не более 20% корпуса авто. Остальные 80% должно занимать свободное пространство, чтобы вы могли видеть обстановку сбоку и сзади от машины, причем линия горизонта должна лежать приблизительно по центру зеркала.В зеркало заднего вида вы должны видеть полностью заднее стекломашины. Но все же доверять на все 100% зеркалам попросту нельзя. Особенно это актуально для тех машин, в которых установлено не обыкновенное прямое зеркало, а изогнутое и большое.

Подобные зеркала ставятся для того, чтобы водитель не поворачивал лишний раз головой. Но у такого зеркала есть один большой недостаток – они искажают реальное расстояние. В него водитель не сможет реально оценить расстояние, которое можно проехать задним ходом. Посему человеку нужно все равно поворачивать корпус и смотреть назад, захватывая при этом сзади подголовник пассажирского сидения.

Если сделать именно так, то водитель получит больший обзор и больше информации, нежели если он будет смотреть в зеркало. Если водитель опытный, то он уже умеет опираться на отражение в зеркале, а вот новичок так не сможет по причине недостатка опыта. К тому же, нужно смотреть и на левое, и на правое, и на салонное зеркала, после чего все эти обрывки информации нужно соединить в общую картину. Это, безусловно, трудно. Посему лучше научиться поворачиваться назад, дабы оценить ситуации через заднее и боковые стекла.

Не забывайте следить за передними колесами! Это очень распространенная ошибка. Ее допускает большой процент новичков. Они начинают двигаться задним ходом, выворачивают в сторону руль и концентрируют все свое внимание на пространстве за автомобилем. В этот момент передняя часть кузова машины начинает двигаться по дуге с приличным радиусом, то есть авто смещается в сторону, противоположную повороту руля.

В итоге машина на выезде из парковки задевает бампером или передним крылом тот автомобиль, который стоит спереди, а если вы выезжаете из гаража, то машина столкнется со стеной гаража или створом ворот.

Маневрирование и остановка

Маневры на задней передаче – потенциально опасный тип вождения. Обусловлено это тем, что информации о людях и объектах за машиной недостаточно. Поэтому требуется настройка зеркал заднего вида. Они ни в ком случае не должны перекашиваться. Делать это можно только в одной ситуации – если вы паркуетесь задним ходом плотно к бордюру. Во всех остальных ситуациях зеркала должны стоять ровно.

При маневрировании на задней передаче обязательно нужно учитывать один нюанс – переднюю часть кузова заносит. Если вы повернете вправо, то переднее крыло сместится влево, и наоборот. Поэтому вы должны быть очень внимательными, чтобы не задеть соседние машины и остальные препятствия. Для новичков характерна одна ошибка – они бросают сцепление после остановки, но забывают выключать передачу. В результате машина катится в обратном направлении. Это опасно тем, что вы можете врезаться в стену, бордюр или другую машину.

Очень важно, чтобы вы научились правильно рулить и трогаться с места. С теоретической точки зрения все достаточно просто: крутите руль в ту сторону, в которую хотите повернуть. В реальности же может произойти все что угодно, от чего вы можете элементарно потерять контроль и над собой, и над автомобилем.

Для того чтобы не попасть в аварию, маневрировать задним ходом нужно очень медленно. Самое главное – не отпускайте сцепление полностью. Если нужно покатиться, то сцепление нужно немного отпустить, когда машина сдвинется с места, сцепление в пол. Газуйте умеренно.

Любая машина, независимо от марки, маневрирует более резко, если двигаться на ней задним ходом, так как в результате углы получаются более резкими. Положите левую руку на верхнюю точку руля и отводите ее по мере необходимости влево и вправо.

Один из самых распространенных маневров, которые выполняют все водители, - это парковка. Начинать учиться этому нужно в присутствии инструктора. Чтобы припарковать свою машину, выполните следующие действия:

1) Найдите свободное место, куда бы поместилась ваша машина, причем поместилась бы свободно, то есть вокруг авто должно быть свободное пространство.

2) Прижмитесь к парковочному месту так, чтобы между вашим и соседним авто было 15 – 20 см свободного расстояния.

3) Подкатитесь к машине, стоящей впереди, так, чтобы задние бамперы вашей и соседней машины поравнялись.

4) Включите задний ход. Держите руль прямо. Немного подкатитесь. Соблюдайте угол безопасного входа в поворот. Этот угол может сильно отличаться у разных моделей машин. Есть универсальный совет: сдавать назад нужно до того момента, пока центр диска заднего колеса не сравняется с задним бампером рядом припаркованной машины.

5) Выкрутите руль до упора в ту сторону, в которую поворачиваете. Если угол безопасного поворота был соблюден, то вы не заденете соседнюю припаркованную машину. Здесь все просто: если вы начнете крутить руль вправо, то машина также начнет поворачивать вправо, и наоборот.

6) Продолжайте двигаться задним ходом, при этом руль нужно выкрутить в обратную сторону для того, чтобы двигаться прямо.

7) Выровняйте автомобиль, докрутив руль в обратную сторону.

Имеет смысл отметить, что многие начинающие водители по ошибке считают, что парковаться задним ходом – занятие архитрудное. Именно поэтому они паркуются прямым ходом. Но после нескольких не совсем удачных попыток они понимают, что парковаться нужно задом.

Почему же так? Почему парковаться «передом» нельзя? Ответ на этот вопрос заключается непосредственно в конструкции автомобиля: при повороте руля задние колеса идут по более короткой дуге, нежели передние колеса. Передний мост описывает протяжную дугу, а задние колеса поворачивают машину. То есть, любая машина будет более маневренной, если ездить задним ходом. Именно поэтому парковаться нужно не «передом».

Меры предосторожности

Когда вы будете передвигаться задним ходом, то вы обязательно должны быть пристегнуты. Это может спасти вам жизнь. Также не забывайте включать аварийный сигнал и «поворотники», чтобы остальные участники движения видели, что вы совершаете маневр. Если вы вынуждены ездить таким способом в достаточно сложной ситуации (на тесной парковке, в условиях активного движения или плохой видимости), то «аварийку» включать нужно обязательно.

Вы теперь знаете все о езде задним ходом. Вам нужно будет хорошенько потренироваться, после чего вы научитесь хорошо ездить. Самое главное – это помнить 2 простых правила: не торопитесь, внимательно следите за передними крыльями машины, ориентируйтесь по зеркалам. Не нужно стесняться оборачиваться для оценки ситуации. Так у вас получится избежать аварии. Успехов на дороге!

Движение задним ходом – это нонсенс. Но этот «нонсенс» Правила разрешили, правда, ввели ограничение.

Движение транспортного средства задним ходом разрешается при условии, что этот манёвр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения.

Другими словами, водитель, двигающийся задним ходом – последний человек на дороге. Его статус, как это сегодня принято выражаться, ниже плинтуса. Он обязан уступать дорогу абсолютно всем – и тем, кто просто двигается, и тем, кто совершает другие манёвры. И это при условии, что у водителя есть стопроцентная возможность контролировать события на дороге, даже двигаясь задом наперёд.

Однако если такой возможности нет, самостоятельное движение задним ходом запрещено! В Правилах это требование сформулировано следующим образом:

Правила. Раздел 8. Пункт 8.12. При необходимости водитель должен прибегнуть к помощи других лиц.

Вот, например, сейчас, выезжая задним ходом из прилегающей территории, водитель ничего на дороге не видит. Это как раз тот случай, когда он обязан найти себе помощника.

Попытка выехать задним ходом самостоятельно в данном случае – нарушение Правил.

В отличие от разворота, манёвр «движение задним ходом» невозможно запретить разметкой или знаками. Таких знаков или разметки просто не существует. Но места, а точнее, зоны, в которых движение задним ходом запрещено, существуют. И Правила всё эти зоны чётко определили.

Правила. Раздел 8. Пункт 8.12. Движение задним ходом запрещается на перекрёстках

То, что Правила запретили движение задним ходом на перекрёстках, это понятно и логично. Только представьте! – водитель белого автомобиля вдруг вспомнил, что на перекрёстке ему надо было повернуть направо. И что же, разрешить ему сдавать назад через перекрёсток и поворачивать направо по траектории, показанной на рисунке жёлтым цветом!

Нет, такого Правила точно разрешить не могли.

И не разрешили.

Другое дело, если вы проскочили въезд во двор или в какую-нибудь другую прилегающую к дороге территорию. Как известно, пересечение с выездом из прилегающей территории Правила не считают перекрёстком, и здесь такой манёвр уместен и Правилами не запрещён.

Но только при условии, что не будут созданы помехи другим участникам движения!

На экзамене по этому поводу вам предложат несколько задачек.

Здесь вы частенько делаете ошибку, думая, что на рисунке изображён въезд в прилегающую территорию. Согласен, что, глядя на рисунок, можно так подумать. Но я с самого начала говорил: «Внимательность и ещё раз внимательность – вот основное качество водителя»! Читайте внимательно текст вопроса – там чёрным по белому написано «на перекрёстке»!


Можно ли вам на перекрёстке произвести разворот, двигаясь задним ходом?

1. Можно.

2. Можно, если при этом не будут созданы помехи другим участникам движения.

3. Нельзя.


1. Разрешено.

2. Разрешено, если при этом не будут созданы помехи движению маршрутных транспортных средств.

3. Запрещено.

Комментарий к задаче

Ученик. Ну, это-то точно въезд во двор! Так почему же правильный ответ третий?

Учитель. Первый ответ был бы правильным, если бы на вашем пути не было обозначенной остановки маршрутных ТС. Передним ходом через такую остановку можно ездить, а задним запрещено.

Воспроизведём ещё раз пункт 8.12:

Правила. Раздел 8. Пункт 8.12. Движение задним ходом запрещается на перекрёстках и в местах, где запрещён разворот согласно пункту 8.11 Правил.

С пунктом 8.11 мы только что познакомились в предыдущей теме «Развороты», и выглядит он так:

Правила. Раздел 8. Пункт 8.11. Разворот запрещается:

– на пешеходных переходах;

– в тоннелях;

– на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;

– на железнодорожных переездах;

– в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;

– в местах остановок маршрутных транспортных средств.

И вот во всех этих местах Правила запретили не только разворот, но ещё и движение задним ходом.

И согласитесь, такие ограничения вполне логичны. Все перечисленные в пункте 8.11 места это концентраторы опасности, и проезжая их, водители должны быть предельно внимательны. Какие уж тут манёвры.

Здесь я должен предостеречь вас от распространенной ошибки.

Многие водители, невнимательно прочитав пункт 8.12, считают, что движение задним ходом запрещено вообще везде, где запрещён разворот.

А, между тем, пункт 8.12 запрещает задний ход не везде, где запрещён разворот, а только в тех местах, которые перечислены в пункте 8.11.

А вот это уже принципиально важно, ибо есть ещё два случая, когда разворот запрещён, но в пункте 8.11 эти случаи не оговорены.

На этом участке дороги разворот запрещён знаком 4.1.1 «Движение прямо». Но этот знак не имеет никакого отношения к движению задним ходом! Этот знак может запрещать только повороты и развороты. И в пункте 8.11 эта ситуация не оговорена, и это как раз тот случай, когда разворот запрещён, а движение задним ходом НЕ запрещено.


Разрешено ли водителю движение задним ходом для посадки пассажира на этом участке дороги?

1. Разрешено.

2.

3. Запрещено.

Знак 5.5 информирует водителей о том, что это дорога с односторонним движением и, следовательно, разворот запрещён (за это можно лишиться прав).

Но движение задним ходом НЕ запрещено! В пункте 8.11 эта ситуация не оговорена, а само движение задним ходом разрешено пунктом 8.12. Причём просто разрешено, без каких-либо оговорок (как на дорогах с двусторонним движением, так и на дорогах с односторонним движением).


Водитель случайно проехал нужный въезд во двор. Разрешено ли ему в этой ситуации использовать задний ход, чтобы затем повернуть направо?

1. Разрешено.

2. Разрешено, если водитель управляет легковым такси.

3. Запрещено.

И вот тут нам придётся затеять серьёзный разговор.

Дело в том, что с некоторых пор инспекторы ГИБДД начали нещадно наказывать водителей, использующих задний ход на дорогах с односторонним движением. Такое право предоставил инспекторам изменившийся Кодекс об административных правонарушениях (далее – КоАП):

КоАП. Глава 12. Статья 12.16. Часть 3. Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Авторы КоАПа не уточнили, о каком движении идёт речь (передним ходом или задним), а, значит, имеется в виду любое движение во встречном направлении. И, следовательно, за любую попытку сдать назад на дороге с односторонним движением водителя можно штрафовать на 5000 рублей или даже лишить его прав на срок от четырех до шести месяцев.

Но это же противоречит здравому смыслу!

Представьте, что впереди вас кто-то припарковался слишком тесно, и его невозможно объехать, а сдавать назад запрещено даже на миллиметр.

Ну, и что теперь делать?

Именно поэтому Правила и разрешили движение задним ходом и, кстати, в Правилах ничего не изменилось, пункт 8.12 никто не отменял, и он по-прежнему разрешает использовать задний ход, в том числе и на дорогах с односторонним движением.

То есть нововведение в КоАПе не только противоречит здравому смыслу, оно ещё и противоречит Правилам. Как такое могло случиться! Как видим, могло. И объяснение подобным казусам, ставшее в наше время уже классикой, когда-то дал Виктор Степанович Черномырдин: «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда».

Чем оно было вызвано, это нововведение? Водители стали объезжать пробки по параллельным улицам, где заторов не было.

А заторов не было потому, что эти улицы были с односторонним движением в направлении противоположном пробкам.

И как прикажете с этим бороться? Ужесточить наказание, что и было сделано. Только по обыкновению законодатели не захотели ломать голову над точной редакцией нововведения, изложили, как получилось, и на том успокоились.

Но такое противоречие в различных нормативно-правовых актах (НПА) поставило в сложное положение не только водителей, но и мировых судей. Вот, например, как по поводу сложившейся ситуации высказался референт ГУОБДД МВД России Дмитрий Лейбов:

«Действительно, движение по односторонним дорогам задним ходом на протяжении нескольких лет являлось актуальной проблемой в плане квалификации таких действий водителей. К сожалению, единого мнения на этот счет не было, и часто можно было столкнуться с тем, что в одном районе суд лишал права управления за подобные действия, а в соседнем – прекращал производство. А водители все активнее пользовались существующей «лазейкой» и объезжали по односторонним дорогам заторы».

По всей вероятности, под «лазейкой» в данном случае подразумевается пункт 8.12 Правил: «Движение транспортного средства задним ходом разрешается при условии, что этот манёвр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения».

Относительный порядок был наведён только после того, как в сложившуюся ситуацию вмешался Верховный Суд (ВС) и выпустил специальное Постановление, адресованное судьям (чтобы они одинаково судили) в котором говорится буквально следующее:

«Нарушение водителем требований любого дорожного знака, повлекшее движение управляемого им транспортного средства во встречном направлении по дороге с односторонним движением, образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.16 КоАП РФ (например, нарушение требований дорожных знаков 3.1 “Въезд запрещен”, 5.5 “Дорога с односторонним движением”, 5.7.1 и 5.7.2 “Выезд на дорогу с односторонним движением”).

При применении этой нормы следует иметь в виду, что, исходя из содержания пункта 8.12 ПДД, движение задним ходом по дороге с односторонним движением не запрещается, при условии, что этот маневр безопасен для участников дорожного движения и, с учетом сложившейся дорожной ситуации, вызван объективной необходимостью (например, объезда препятствия, парковки). Нарушение водителем указанных выше условий образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.16 КоАП РФ. По этой же норме следует квалифицировать действия водителя, выехавшего задним ходом на дорогу с односторонним движением в нарушение требований дорожного знака 3.1 “Въезд запрещен”, а в случае, когда такой маневр был совершен на перекрестке – также и по части 2 статьи 12.14 КоАП РФ».

В переводе на человеческий язык здесь сказано следующее:

1. Нещадно карать водителей за то, что они въезжают с перекрёстка (неважно, задним или передним ходом) на дорогу с односторонним движением и двигаются во встречном направлении.

2. На самой дороге с односторонним движением использование заднего хода НЕ запрещено при условии, что это вызвано объективной необходимостью.

Казалось бы, теперь водители могли вздохнуть свободнее, хотя некоторая неясность всё же осталась. Да, можно использовать задний ход при парковке и при объезде препятствия (это прямо указано в Постановлении ВС), но вот, например, можно ли сдать назад, подъезжая к пассажиру, или если водитель проскочил нужный ему въезд во двор. Кто будет решать, это объективная необходимость или субъективная? Водитель, инспектор, или Суд?

Во всяком случае, в Билетах ГИБДД ничего не изменилось, ни вопросы, ни ответы.


Разрешено ли водителю движение задним ходом при отсутствии других участников движения?

1. Разрешено.

2. Разрешено, но только до пешеходного перехода.

3. Запрещено.

Первый автомобиль проехал въезд во двор и движется задним ходом, чтобы осуществить въезд передом. Второй автомобиль выезжает на дорогу из двора.

Кто должен проехать первым в такой ситуации?

Требования ПДД для автомобиля, выезжающего из двора

Двор — это прилегающая территория. Приоритет при выезде с прилегающей территории определен в пункте 8.3. Правил дорожного движения.

Требование уступить дорогу изложено в разделе терминов и определений ПДД.

Если первый автомобиль продолжит движение он вынудит изменить скорость или направление второго автомобиля. Требование «Уступить дорогу» выполнено не будет.

Пока открыт вопрос, распространяется ли требование «Уступить дорогу» по отношению к автомобилю, который едет задним ходом и есть ли у него преимущество?

Требования ПДД для движения задним ходом

Движение задним ходом должно выполнятся в соответсвии с пунктом 8.12 Правил.

Движение задним ходом мимо выезда с прилегающей территории не запрещено. Имеет ли преимущество автомобиль движущийся задним ходом?

Из пункта 8.12 видим, чтобы начать двигаться назад должны быть выполнены определенные условия. В противном случае движение задним ходом запрещено.

«Уступить дорогу» против «не создаст помех»

  • «Уступить дорогу (не создавать помех)» — термин , «не создаст помех» в контексте пункта 8.12 — ;
  • «Опасность для движения» — термин , безопасный маневр — общее условие в буквальном смысле .

Правила дорожного движения основаны на Конвенции о дорожном движении. Когда возникают сомнения в толковании всегда можно обратиться к «вышестоящему» документу.

Как видите, никакой связи с терминами, определяющими приоритет при пересечение траекторий нет.

В данной ситуации не стоит вопрос приоритета , то есть когда у одного автомобиля преимущество, у другого требование уступить дорогу. Здесь вопрос разрешено или нет в принципе движение автомобиля задним ходом.

Движение задним ходом никак не должно мешать другим участникам движения.

На дорогах с каждым днем все больше автомобилей. Однако получить права и получить умение - два разных понятия, и если с ездой вперед все более или менее справляются, то езда задним ходом для некоторых - целая трагедия.Парковка, а тем более задним ходом иногда превращается в цирковое представление, которое одних веселит, а других раздражает. Чтобы не стать посмешищем или не попасть кому-то под горячую руку, рекомендую научиться ездить задним ходом до того, как выедете на дороги общего пользования.

Вот пример того, как парковаться нельзя (осторожно ненормативная лексика 18+)

Как и научиться ездить задним ходом?

Такой технике учат, как правило, в автошколах или на специальных курсах, однако чаще всего данному маневру уделяют слишком мало времени, в результате уже через пару дней или месяцев после выезда на дороги общего пользования у новичков возникают неприятности или ДТП.

Вариант второй - самостоятельное обучение или помощь друга. В сети Интернет есть немало видеоуроков, помогающих освоить езду задним ходом, поэтому после теоретической части можно найти чистый участок без авто и людей, где можно попробовать выполнить рекомендации на практике. Если у вас есть друг или подруга, которая не первый год за рулем, вы можете попросить его или ее научить вас ездить задним ходом . Обучение, как и в первом случае должно происходить в малолюдных местах на больших чистых участках, где любое ваше неправильное движение не принесет вреда окружающим и вам в том числе. В качестве препятствий советую выбрать картонные коробки или специальные фишки, ну или что-то альтернативное, что-то такое, что не нанесет вреда ни вам ни вашему авто.

  1. Настройка зеркал . Перед тем как начать учиться и вообще перед выполнением любого маневра задним ходом необходимо настроить зеркала заднего вида. Именно благодаря им, а не гибкости вашей шеи, вы должны оценить ситуацию, происходящую сзади вас. Перед тем как включить заднюю передачу, вы должны посмотреть по зеркалам и убедиться, что они настроены правильно.

Правильно - значит, что в боковых зеркалах отображается примерно 20% корпуса вашего авто, а все остальное пространство должно заменить отображение обстановки сзади и сбоку автомобиля. Важно, чтобы условная линия горизонта проходила примерно посредине зеркала.

Зеркала должны быть настроены таким образом, чтобы вы могли перемещаться глазами по всем трем зеркалам без необходимости менять положение тела. То есть, чтобы все они смотрели на вас, а не вы в них заглядывали, наклоняясь в ту или иную сторону.

  1. Соблюдение ПДД . Перед тем как выполнить маневр задним ходом необходимо убедиться в том, что он не противоречит . ПДД разрешают движение задним ходом при условии безопасности данного маневра, а также с учетом того, что это движение не создаст помех или препятствий другим участникам дорожного движения. То есть, если вы, сдавая назад, кого-то заденете, то виноваты будете вы.

Есть правда определенные обстоятельства, при которых вас могут "сделать виновным". Речь об автоподставах, в которые ежедневно попадают в основном неопытные или неосторожные автомобилисты. Во время езды задним ходом злоумышленники умеют "подставить" свой автомобиль, после чего повернуть все таким образом, что вы оказываетесь виновником ДТП. Самое обидное то, что в 99% случаев вы ничего не сможете доказать. Учитывая это, необходимо как следует подготовиться к такому маневру, и перед тем как его выполнить вы должны быть на 100% уверенны в собственных силах.

Если вы во время езды на задней передаче увидели, что сзади к вам приближается другой автомобиль, ваша задача избежать столкновения. Для этого вам следует остановиться, подать звуковой сигнал или установить визуальный контакт. Только после того как вы убедитесь в том, что маневр безопасен, вы можете продолжить его выполнение.

  1. Будьте предусмотрительны . Если вы не уверены в своих силах или в том, что сможете припарковаться или сдать назад, постарайтесь в первое время не заезжать на улицы, на которых "яблоку негде упасть", там будет сложно найти паркоместо и еще сложнее будет из него безопасно выехать. Если же вы все-таки попали в такое место подумайте о том, как будете выезжать до того, как это придется сделать. То есть, если есть возможность попытайтесь стать таким образом, чтобы потом не пришлось сдавать назад, или чтобы движение задним ходом не было затруднено.
  1. "Работайте по зеркалам" и следите за обстановкой вокруг вас . Если вы проезжаете между двумя препятствиями или автомобилями, вам необходимо следить за расстоянием между вашим авто и стоящими по обеим бокам автомобилям. Более того, смотреть необходим не только в стекла, но и в зеркала, в которых следует также контролировать то как вы проходите между препятствиями. Если маневр сложный, то можете отстегнуть ремень безопасности для большего удобства, и посмотреть через плечо или приоткрытую дверь. Также если вы не уверены в том, что проходите или в том, что поместитесь в том или ином "кармане", не стесняетесь выйти и посмотреть "своими глазами" на свободное для маневра пространство.
  1. Плавный ход . Если вокруг вас сплошные препятствия, не спешите, сдавайте назад медленно, контролируя ход автомобиля, таким образом, чтобы в случае возникновения какой-либо преграды вы могли вовремя остановиться.
  1. Вращение руля . Здесь все просто если вы профи, но, если новичок порой бывает совсем не просто понять куда крутить руль и как вообще выбраться из той или иной ситуации. Следует заучить до автоматизма, что в случае поворота рулевого колеса вправо вы будете сдавать назад по дуге вправо, то же самое в случае если вы повернули руль влево. После того как вы заметили, что корпус автомобиля начинает входить в гараж или парковочный карман, необходимо вовремя выровнять руль для того, чтобы прекратить движение по дуге. В противном случае вы продолжите двигаться по кривой и заденете одну из преград находящуюся справа или слева.
  1. Не крутите руль слишком много и слишком резко . Автомобиль во время движения задним ходом более маневренный, поэтому не стоит резко крутить руль, вращение нужно продолжать только в том случае если вы видите, что вам явно не хватает места или траектории. В крайнем случае вы можете прекратить сдавать назад и проехать в исходное положение, то есть вперед, для того чтобы повторить попытку. Таких попыток у неопытных "водил" по началу может быть много, но с каждым днем новые испытания становятся все легче и проще. В общем как не крути ко всему привыкаешь и как говорят некоторые "старожилы": "Даже медведя можно научить ездить...!"
  1. Следите за передними колесами . Довольно часто приходится наблюдать ситуацию, когда какая-то дама начинает уверенно двигаться на своем авто назад, в итоге так увлекается этим занятием, что забывает о том, что ее авто состоит не только из задней части. В результате слишком увлеченная зеркалами девушка, забывает посмотреть вперед и выбрав слишком резкий угол задевает своим бампером, крылом или колесом стоящую сбоку машину или машины. Важно, при выполнении маневра не спешить, как бы сильно вам не сигналили и как бы сильно вам не хотелось сбежать оттуда, сохраняйте спокойствие и внимательно следите за тем, что происходит не только сзади вас, но и спереди. На крайний случай можно остановиться, включить "аварийку" и перевести дыхание, можно даже мотор заглушить для большей убедительности. Однако не следует злоупотреблять такими хитростями. Если вы на загруженной улице начали вот такие маневры, после чего вообще встали "подумать как быть дальше", перекрыв тем самым движение и создав пробку, то лучше не рисковать и либо не заезжать на такие улицы, либо отрепетировать заезд и выезд где-нибудь в другом месте.
  1. Аварийка . Во время выполнения маневра задним ходом можете включить аварийную сигнализацию, которая сделает вас более заметным и поможет избежать неприятностей на дороге, кроме того в ночное время это также поможет лучше осветить пространство позади автомобиля.
  1. Камера и парктроники . Возможно данный пункт следовало вынести в первые пункты, однако я считаю, что камера или парктроники лишь вспомогательные приспособления, основная работа все равно лежит на водителе. Если вы не уверены в себе или своих возможностях, камера заднего вида, а также парктроники помогу вам лучше ориентироваться на парковке или на любом другом участке дороги, где необходимо движение задним ходом .