Диана принцесса уэльская смерть. Как умерла принцесса Диана? Расследование смерти принцессы Дианы


Принцесса Диана, 1980 год

Виноват водитель

Солдат N

Призрачный гонщик

Приказ королевской семьи

Что бы ни послужило в действительности причиной гибели Дианы, Доди Аль-Файеда и Анри Поля, эта авария вошла в мировую историю, как и вся жизнь принцессы Уэльской - женщины, которая всего лишь искала любовь, как и все остальные. Второй такой в королевской семье действительно не будет: за похоронами Дианы в прямом эфире следили 2,5 миллиарда человек, еще 3 миллиона, рыдая, слушали пение Элтона Джона и шли за гробом по улицам Лондона. К дворцу принесли столько цветов, что их пришлось раздать в больницы и дома престарелых - королева сердец, которая всю жизнь занималась благотворительностью, и после смерти сделала подданным прощальный подарок.

Кликните на фото для просмотра галереи

I)&&(eternalSubpageStart


Народная принцесса, третья из ста в списке величайших британцев в истории - принцесса Диана - пользовалась безграничной любовью подданных. Ее боготворили, ей завидовали, ведь сценарий ее жизни напоминал сказку: добрая и красивая девушка вышла замуж за настоящего принца и поселилась с ним во дворце... Только вот жить долго и счастливо у героев реальной сказки не получилось. История была идеальной только со стороны, а закончилась и вовсе гибелью той, кому симпатизировали в этой паре больше всего.

Диана погибла в автокатастрофе 31 августа 1997 года в Париже, и в этом году по случаю 20-й годовщины трагического события о принцессе вспоминают с особым трепетом. Мы подготовили материал о версиях случившегося, появлявшихся в разное время и будораживших умы поклонников принцессы. А подробнее узнать о жизни и гибели королевы сердец можно из нового документального фильма "Принцесса Диана: трагедия или заговор", который будет показан с 29 по 31 августа в 22:00 на телеканале TLC.

Мезальянс и адюльтер - эти два слова неотступно преследовали Чарльза и Диану в течение всей их семейной жизни. По свидетельствам современников, мисс Спенсер, несмотря на благородное происхождение, не отличалась блестящим умом и была довольно поспешна в своих решениях, одно из которых позже полностью изменило ее судьбу. Впервые Диана встретила Чарльза за 20 лет до своей смерти: в 1977 году он приехал на охоту в родовое поместье Спенсеров Элторп-хаус по приглашению ее отца. Принц уже имел славу сердцееда, но Диане было всего 16 и Чарльза она не заинтересовала, да ей и самой было не до романов: будущая принцесса готовилась к поступлению в колледж.

Принцесса Диана, 1980 год

Брак 19-летней любительницы бульварных романов и зрелого мужчины 33-х лет, увлеченного другой женщиной, был изначально обречен на провал: за идеальным глянцевым фасадом скрывались попытки суицида, взаимные измены, истерики и пищевые расстройства, о которых станет известно только спустя годы. Диана называла свой брак "многолюдным", подразумевая любовь мужа к Камилле Паркер-Боулз , впоследствии все же ставшей его второй женой. Именно измены сторонники "теории заговора" называют причиной гибели принцессы: биографы свидетельствуют, что Диана изменяла мужу не менее десяти раз и королевская семья ей этого не простила.

Кликните на фото для просмотра галереи

Авария - всего лишь инсценировка

31 августа 1997 года, когда "Мерседес" леди Ди врезался в опору тоннеля Альма в Париже, камеры там не работали, хотя на остальных дорогах города техника была исправна. Это лишь одна из многих загадок и странностей, связанных с гибелью водителя Анри Поля, Дианы и ее возлюбленного Доди Аль-Файеда, которого пресса до сих пор неловко называет "другом". По одной из версий, сесть за руль должен был личный телохранитель египетского продюсера Кен Уингфилд, а вовсе не Анри Поль, начальник службы безопасности отеля "Ритц", где влюбленные провели вместе последний вечер жизни. Побыть наедине Доди и Диане не удалось - пару осаждала толпа папарацци, и Поль разогнал машину втрое сильнее, чем это разрешено при проезде по тоннелю, чтобы оторваться от назойливых репортеров на мотоциклах.

Водитель не справился с управлением из-за сложной дорожной ситуации - такая версия выглядит гораздо правдоподобнее множества загадок, связанных с аварией, но немалое количество людей считает, что все произошедшее в ту ночь на набережной Сены - не более чем инсценировка. Таким образом влюбленные решили просто раз и навсегда избежать внимания незнакомцев к личной жизни, которого на их долю перепало с лихвой. Все это, может, и могло бы звучать правдоподобно, если не учитывать личного расследования отца Доди - Мохаммеда Аль-Файеда, который до сих пор безуспешно пытается выяснить, как погиб его сын.

Доди Аль-Файед и принцесса Диана

Виноват водитель

Водитель Анри Поль до аварии был никому не известен. Но после случившегося нашлись те, кто назвал его пешкой в игре сильных мира сего, агентом МИ-6, подстроившим аварию, наркоманом, принявшим лошадиную дозу антидепрессантов, и пьяницей, который сел за руль, выпив не меньше трех бутылок вина. Поля считали виновником аварии и проклинали за смерть народной любимицы, пока не выяснилось, что занимавшийся расследованием дела начальник французских следователей Жак Мюлес от усталости перепутал пробирки с кровью в лаборатории. Кроме того, люди, знавшие Анри, отрицали и пьянство, и наркоманию - хотя судьи не сочли это доказательством невиновности водителя, как и признание Мюлеса в подмене.

Автомобиль Дианы после аварии

Солдат N

Диана погибла в аварии на набережной Сены неслучайно - ее убили, и не кто-нибудь, а британские спецслужбы. Такая сенсационная версия причины смерти леди Ди всколыхнула мировые СМИ спустя 16 лет после трагедии. Некий военный, которого в прессе называли Солдатом N, попал под суд за незаконное хранение оружия, о чем присяжным охотно рассказала его бывшая жена. Поведала она и о том, что экс-супруг не раз рассказывал их дочери о том, что Диану убили по плану SAS - Специальной воздушной службы Великобритании, и он сам в этом участвовал.

Корона никак не отреагировала и комментариев не дала, хотя эту версию выдвигали и другие люди - в том числе бывший разведчик МИ-6 Ричард Томплисон. В своей скандальной автобиографической книге он заявил, что авария, погубившая Диану, происходила абсолютно по тому же сценарию, что и план покушения на югославского президента Слободана Милошевича в 1992 году. Кстати, версия с Солдатом N фигурирует и в фильме "Незаконное убийство" британского режиссера Кита Аллена, после показа которого на Каннском кинофестивале разразился очередной скандал, но тайна гибели Дианы так и не была раскрыта.

Призрачный гонщик

Одна из главных загадок в истории, произошедшей той ночью в Париже, - белый "Фиат Уно", который якобы видели на месте гибели Дианы за пару минут до аварии. Версии выдвигаются разные: это мог быть и неизвестный агент британской разведки, подстроивший трагическое дорожное происшествие, и знаменитый парижский папарацци Джеймс Андансон, который отслеживал Диану и Доди еще в "Ритце". У фотографа и правда был белый "Фиат", но его жена заявила, что в ту ночь Джеймс оставил машину дома. На месте аварии нашли осколки разбитого поворотника и белую краску с корпуса машины, но после масштабной проверки не удалось найти ни одного белого "Фиата" с похожими повреждениями.

Не удалось выяснить также ни причин спешного вылета Андансона из Франции на Корсику еще до того, как леди Ди умерла в больнице Сальпетриер, ни причин его дальнейшей гибели. Через некоторое время после аварии в Париже Андансона обнаружили в Пиренеях сидящим в машине с огнестрельной раной в голове, а все его рабочие пленки и заметки исчезли из агентства, на которое он работал. Что его погубило, точно неизвестно до сих пор - предполагали, что фотограф покончил жизнь самоубийством, но рядом с ним не было найдено никакого орудия, которое бы подтвердило эту версию.

Принцесса Диана и Доди Аль-Файед

Приказ королевской семьи

Второй Дианы в семье Виндзоров не будет - по крайней мере, до тех пор, пока жива Елизавета II. Говорят, она лично выбирает имена для всех наследников семейства, и в частности не одобрила желание внука, принца Уильяма, назвать в честь мамы свою будущую дочь. Королева недвусмысленно заявила Уильяму и Кейт Миддлтон, что одной леди Ди Англии достаточно, и в итоге юная принцесса стала Шарлоттой Елизаветой, а Диана - это лишь ее третье имя, которое упоминают очень редко. Неприязнь королевы с точки зрения сохранения статус-кво монархии оправдана: никто в современной истории не вызвал столько скандалов вокруг Кенсингтонского дворца, как Диана Уэльская.

Ее конфликт с Чарльзом, вначале скрытый за дверями Кенсингтонского дворца, за 15 лет совместной жизни превратился в открытую всему миру битву. Диана рассказывала репортерам о своем неудачном браке, а Чарльз в своих интервью обещал никогда не оставлять Камиллу. После публикации мемуаров бывшего дворецкого леди Ди Пола Баррелла раскидистые рога над головой принца замаячили особенно отчетливо: журналисты один за другим начали писать, что Гарри может быть сыном не Чарльза, а рыжего жокея Джеймса Хьюитта, с которым Диана тоже крутила роман. Это не доказано, но зато точно известно, что Елизавета и Филипп были очень злы на невестку и за эту историю, и за другие ее похождения, которые Диана даже не старалась скрывать, и уж точно не хотели даже косвенно породниться с египтянами, несмотря на их безупречную репутацию и многомиллиардное состояние.

Принцесса Диана и Джеймс Хьюитт

Мохаммед Аль-Файед называет отношение королевской семьи к своему сыну Доди расизмом и ханжеством. По его словам, они не хотели даже представлять, что выходец из Египта, к тому же мусульманин, может стать своего рода отчимом для наследников престола, не говоря уже о том, что у принцев мог бы появиться приемный брат или сестра. Именно возможную беременность Дианы называют еще одной причиной ее гибели: Виндзоры якобы не могли допустить такого и привлекли к делу британскую разведку, чтобы убить беременную невестку чужими руками.

Что бы ни послужило в действительности причиной гибели Дианы, Доди Аль-Файеда и Анри Поля, эта авария вошла в мировую историю, как и вся жизнь принцессы Уэльской - женщины, которая всего лишь искала любовь, как и все остальные. Второй такой в королевской семье действительно не будет: за похоронами Дианы в прямом эфире следили

Вечером 31 августа 1997 года в прямом эфире Би-Би-Си одновременно шли две трансляции: с аэродрома королевских ВВС в Норфолке, где только что приземлился большой белый самолет с телом принцессы Дианы, и из лондонского собора Святого Павла, где шла поминальная служба. Многие связывают смерть принцессы Дианы с мистическими моментами, напоминая, что брачными обетами Диана Спенсер и Чарльз Уэльский обменивались в этом же соборе, где и проходила поминальная служба. Мировая пресса много писала о трагическом ДТП, в котором погибла Леди Ди, с ужасом думая, как весть о смерти мамы восприняли ее дети. Когда это произошло, младшему сыну Дианы принцу Гарри было всего 12 лет, а старшему Уильяму — 15. В фильме к годовщине трагедии рассказали, что с ними творилось в тот момент и как их поддержал отец.

Одна из самых сложных вещей для родителя — это рассказать ребенку, что другого его родителя больше нет в живых. Я не знаю, как это можно сделать. Наш папа в этот момент был рядом с нами и изо всех сил старался, чтобы мы были защищены. Но ему было нелегко, ведь и его это известие застигло врасплох. Он скорбел.

Несмотря на то, что сердце принца Чарльза давно принадлежало , он также был в ужасе от происходящего. В воскресенье вечером принц Чарльз, вместе с сестрами Дианы, сопровождал тело Дианы из Парижа на военный аэродром Нортолт в западной части Лондона. А к тому времени толпы скорбящих людей уже несли цветы и венки к воротам Кенсигтонского и Бэкингемского дворцов. В Сент-Джеймском дворце, где лежало тело Дианы, было выставлено пять книг для соболезнований людей. За несколько дней число таких книг выросло до сорока трех. И это не удивительно, ведь Леди Ди всегда была "королевой сердец".

Смерть принцессы Дианы в ответственный момент очень сплотила королевскую семью, и все представители семейства находились в Балморале до четверга, поддерживая друг друга и, в первую очередь, юных принцев. Вечером накануне похорон три принца, Чарльз, Уильям и Гарри, наконец появились перед Кенсингтонским дворцом. Тогда же королева Елизавета II, которая , обратилась к нации в прямом телеэфире. Она говорила о горе королевской семьи и назвала бывшую невестку "исключительным и одаренным человеком".

Она и в добрые и в трудные времена не теряла своего оптимизма и своей улыбки и никогда не уставала вдохновлять других людей своим теплом и добротой.

Трудно не согласиться с этими словами, тем более зная, как нелегко приходилось бывшей жене принца Чарльза (в интервью принцесса Диана признавалась, что и даже напрямую говорила об ). В пятницу вечером, на закате, гроб с телом Дианы был перевезен из Сейнт-Джеймского дворца в Кенсингтонский дворец, откуда на следующий день должна была начаться похоронная процессия.

Утром 6 сентября более миллиона человек выстроились вдоль маршрута следования похоронной процессии: от Кенсингтонского дворца до Вестмнистерского аббатства, где каждая минута похорон отмечалась печальным и торжественным ударом колокола. В Бэкингемском дворце королева и другие члены королевской фамилии стояли, склонив голову в молчаниии, когда гроб с телом Дианы проследовал мимо них на церемониальном пушечном лафете. В Сент-Джеймском дворце за пушечным лафетом встали принц Уильям и принц Гарри. Рядом с ними были принц Чарльз, принц Филип и граф Спенсер. Тогда же к кортежу присоединились 500 представителей тех организаций, которым Диана оказывала благотворительную помощь.

Был один момент, который до ужаса довел брата Дианы, графа Спенсера. Он позже рассказал, что британский королевский двор вынудил его племянников Уильяма и Гарри пережить ужас похоронной процессии и солгал ему, что принцы сами изъявили желание пойти за гробом матери. Он был против того, чтобы мальчики переживали эти траурные минуты потери на глазах у всего мира.

Это была самая ужасная часть похорон, вне всякого сомнения, - идти за гробом сестры бок о бок с убитыми горем мальчиками. Невозможно забыть это чувство, когда душа срывается в бездонный колодец печали, и тебя накрывает сокрушительная волна скорби. Меня до сих пор мучают кошмары.

Принцессу Диану безумно любили простые люди, те, кого она вдохновляла своими речами и благородными поступками. Проводить принцессу пришли более миллиона человек. Люди рыдали, забрасывали гроб цветами, выкрикивали признания в любви и слова поддержки.

Национальный траур и приспущение государственных флагов для некоролевской особы

В день похорон принцессы Дианы был объявлен по всей Великобритании национальный траур. Тогда же были приспущены государственные флаги. Этот беспрецедентный символический жест, ранее не имевший место, ведь Леди Ди не была королевской крови. В Гайд-парке установили два гигантских экрана для тех, кто не смог присутствовать на траурной церемонии. Известно, что английским молодым парам, у которых в тот день должно было состояться венчание, страховые компании предложили компенсацию за услуги по отмене брачной церемонии. Все это делалось во имя любви и уважения к принцессе Диане.

Пророчесто Ванги о принцессе Диане

Мы уже говорили, что много мистических моментов связывали с принцесой Дианой. Так, многие говорят про пророчество Ванги, которое сбылось в точности. 6 февраля 1981 года была объявлена помолвка Дианы Спенсер и принца Уэльского. А 29 июля того же года в соборе Св. Павла состоится свадьба. Церемонию увидело более 750 миллионов телезрителей. В это же время в Болгарии известная прорицательница Ванга поворачивается лицом к окну, света которого из-за своей слепоты не видит, и говорит: "Эта свадьба убьет девочку. Мы умрем вместе... она услышит о моей смерти, но мы умрем вместе". Так и случилось. О смерти Ванги сообщат за 20 дней до аварии в тоннеле Альма в Париже.

Диану похоронили в строгом, с длинными рукавами черном платье, которое она купила принцессой за несколько недель до трагедии, но так и не успела надеть, и с четками, подаренными ей в Калькутте матерью Терезой. Похоронили Леди Ди стал на заросшем деревьями острове на декоративном озере, называемом Овальным. Это место предпочли фамильной часовне Спенсеров, так как Диана любила его, еще когда была девчонкой. Вместе с сестрами и сыновьями она посадила там прекрасные дубы.

Похоронная литургия, которую вел Архиепископ Кентерберийский Джорж Кэри, была чрезвычайно трогательной. Сестры и брат Дианы, и премьер-министр Тони Блэр произнесли надгробные речи. исполнил свою знаменитую песню "Свеча на ветру", вызывая самые трогательные воспоминания об этой удивительной личности, навсегда вошедшей в историю мира.




  • Эта чрезвывайно милая, душевная и добрая женщина навсегда останется в памяти мира. Она не стала королевой Великобритании, но точно носит достойное звание "королевы сердец"...

    Сегодня исполняется 15 лет со дня гибели принцессы Уэльской Дианы. Урожденная Диана Френсис Спенсер погибла в возрасте 36 лет, через год после развода со своим первым и единственным законным супругом принцем Чарльзом. Принцесса Диана была одной из самых популярных женщин мира. Ее называли "Леди Ди", "народной принцессой", "королевой сердец". В ночь на 31 августа 1997 года в автомобильной аварии, произошедшей в подземном тоннеле под площадью Альма в Париже, "народная принцесса" погибла. Было ли это убийство или случайность? До сих пор ответ на этот вопрос будоражит сердца и умы многих людей.

    Папарацци

    Первая версия гибели принцессы Дианы, которая была высказана следствием: в аварии виноваты несколько репортеров, которые передвигались на мотороллерах. Они преследовали черный "Мерседес" Дианы, и один из них, возможно, помешал автомобилю принцессы. Водитель "Мерседеса", пытаясь уйти от столкновения, врезался в бетонную опору моста.

    Но в тоннель, согласно показаниям очевидцев, они въехали спустя несколько секунд после "Мерседеса" Дианы, а значит, не могли спровоцировать аварию.

    По словам адвоката Виржини Барде, на самом деле нет никаких доказательств виновности фотографов.

    Таинственный автомобиль

    Следствие выдвигало и другую версию: причина аварии - автомобиль, к тому времени уже находившийся в тоннеле. В непосредственной близости от разбившегося "Мерседеса" сыскная полиция обнаружила осколки "Фиата Уно".

    При опросе очевидцев полицейские якобы выяснили, что "Фиат Уно" белого цвета через несколько секунд после произошедшей аварии зигзагами выехал из тоннеля. Причем водитель смотрел не на дорогу, а в зеркало заднего вида, как будто увидел что-то, например, разбившийся автомобиль.

    Сыскной полицией также были определены точные характеристики машины, ее цвет и год выпуска. Но, даже располагая сведениями об автомобиле и описанием внешности водителя, следствию так и не удалось отыскать ни машину, ни шофера.

    Френсис Жиллери, автор собственного независимого расследования гибели Леди Ди как-то писала: "Были проверены все автомобили этой марки в стране, но ни один из них не имел следов похожего столкновения. Белый "Фиат Уно" как сквозь землю провалился! А очевидцы аварии, видевшие его, начали путаться в показаниях, из которых так и не стало ясно, был ли белый "Фиат" в злополучный момент на месте трагедии".

    Интересно и то, что версия о белом "Фиате", ставшем якобы причиной аварии, была обнародована не сразу, а только спустя две недели после произошедшего.

    Британские спецслужбы

    Уже позже стали известны другие подробности аварии и выдвигались все новые и новые версии гибели принцессы Дианы.

    Например, как писали многие СМИ, когда в тоннель въехал черный "Мерседес", внезапно полумрак разрезала яркая вспышка света, настолько сильная, что все, кто ее наблюдал, на несколько секунд ослепли. А еще через мгновение ночную тишину взрывают визг тормозов и звук страшного удара.

    По словам СМИ, версия получила распространение с подачи одного бывшего агента британских спецслужб, который рассказал, что обстоятельства гибели принцессы Дианы напоминают ему план покушения на Слободана Милошевича, разработанный британскими спецслужбами. Югославского президента собирались ослепить в тоннеле мощной вспышкой.

    Спустя несколько месяцев британские и французские газеты напечатали сенсационное заявление бывшего агента британских спецслужб Ричарда Томплисона о том, что в тоннеле Альма, возможно, было использовано новейшее лазерное оружие, которое находится на вооружении спецслужб.

    После этого заявления СМИ предположили, что осколки "Фиата" подбросили те, кто готовил эту аварию заранее и хотел замаскировать ее под обычное ДТП. Пресса настаивала долгое время на том, что это британские спецслужбы.

    "Удачливый" фотограф

    Существует еще одна версия, связанная с таинственным "Фиатом". Версия СМИ - осколки "Фиата" подбросили те, кто готовил эту аварию заранее и хотел замаскировать ее под обычное ДТП.

    В прессе ходили слухи, что спецслужбы знали, что белый "Фиат" обязательно будет этой ночью рядом с машиной принцессы Дианы. Именно на белом "Фиате" передвигался один из самых известных и удачливых папарацци Парижа Джеймс Андансон.

    СМИ высказали предположение, что доказать причастность фотографа и его машины к аварии службы просто не смогли, хоть и очень надеялись. Андансон действительно был в ту ночь в тоннеле. Правда, по словам некоторых его коллег, находившихся вечером 30 августа 1997 года у отеля "Ритц", это был редкий случай, когда фотограф прибыл на работу без машины. Андансон неоднократно попадал в поле зрения службы безопасности семьи аль-Файеда, и для них, конечно, не было секретом, что Андансон является не только удачливым фотографом. Доказательства того, что фотограф - агент британской спецслужбы, якобы удалось раздобыть службе безопасности аль-Файеда. Но отец Доди по каким-то причинам сейчас не считает нужным предъявлять их следствию. Джеймс Андансон был не случайной фигурой в этой трагедии.

    Принцесса Диана и Доди аль-Файед

    Андансона видели в тоннеле, причем там он действительно оказался одним из первых. Видели на месте трагедии и машину, очень похожую на его автомобиль, правда, с другими номерами, возможно, фальшивыми.

    После аварии Андансон, даже не дождавшись развязки, когда в тоннеле только стала собираться толпа, внезапно исчезает. Буквально среди ночи - в 4 часа утра - улетает из Парижа ближайшим рейсом на Корсику.

    Спустя некоторое время во Французских Пиренеях его труп найдут в сгоревшем автомобиле. В то время когда полицейские устанавливают личность погибшего, в офисе его парижского фотоагентства неизвестные похищают все бумаги, снимки и компьютерные диски, связанные с гибелью принцессы Дианы.

    СМИ предполагали, что если это не роковое совпадение, то Андансон был устранен либо как нежелательный свидетель, либо как исполнитель убийства.

    Пьяный водитель

    5 июля 1999 года, спустя почти два года, газеты всех стран мира печатают сенсационное заявление следствия: главная вина за случившееся в тоннеле Альма лежит на водителе "Мерседеса" Анри Поле. Он был шефом службы безопасности отеля "Ритц" и также погиб в этой катастрофе. Следователи его обвинили в том, что он сел за руль пьяным.

    Заявление о том, что водитель был пьян, прозвучало как гром среди ясного неба. Данные экспертизы, указывающие на состояние сильного опьянения, были готовы уже через 24 часа после вскрытия. Но официально об этом было заявлено лишь спустя два года. 24 месяца следствие отрабатывало заведомо более слабую версию виновности папарацци или присутствия "Фиата Уно".

    Жак Мюлес, который первым из представителей следственных органов прибыл на место трагедии, заявил, что анализ крови показал истинное положение дел, а значит, Анри Поль действительно был сильно пьян. По его словам, перед отъездом из "Ритца" принцесса Диана и Доди аль-Файед нервничали. Но главное, что указывало на несчастный случай, это наличие алкоголя - 1,78 промилле в крови шофера господина Анри Поля и вдобавок то, что он принимал антидепрессанты.

    Материал подготовлен на основе информации открытых источников

    В половине первого ночи 31 августа 1997 года черный «мерседес 280SEL», мчавшийся по Парижу на скорости более 100 км/час, врезался в тринадцатую опору тоннеля Альма. Через три с половиной часа доктора в больнице La Pitie-Salpetriere зафиксировали смерть британской гражданки Дианы Спенсер, более известной как принцесса Диана, или леди Ди. В ходе недавнего опроса большинство жителей Великобритании назвали гибель Дианы главным событием ХХ века - более важным, чем победа над фашизмом во Второй мировой войне.

    5 июля 1999 года cледственный судья Эрве Стефан передал дело в прокуратуру, возложив главную вину на 41-летнего шефа службы безопасности отеля Ritz Анри Поля, который был за рулем злополучной машины. Анализ, проведенный в первые часы после аварии, выявил удивительно высокий уровень содержания этилового спирта в крови водителя, погибшего вместе с Дианой и Доди аль-Файедом, - 1,87 промилле. Это эквивалентно тому, как если бы он выпил подряд две большие бутылки вина. Кроме того, было обнаружено, что Анри Поль принял несколько таблеток-антидепрессантов, которые усиливают действие алкоголя.

    Но в августе этого года, накануне пятой годовщины трагедии, родители водителя, Пьер и Жизель Поль, подали иск с требованием, чтобы им передали пробу крови сына для проведения контрольного анализа на ДНК. Они убеждены, что кровь - по ошибке или умышленно - была взята у другого человека, и полны решимости добиться восстановления доброго имени и репутации Анри Поля.

    На редкость высокий уровень алкоголя в крови водителя «мерседеса» - не единственный факт в этой истории, по сей день вызывающий ожесточенные споры и сомнения. В 2003 году гибель принцессы Дианы вновь станет предметом судебного разбирательства. Такое решение принял новый коронер королевской семьи Майкл Берджесс.

    Плата за обручение

    Заключение предыдущего следствия, длившегося 22 месяца, гласит, что речь идет о банальном ДТП: водитель потерял управление, пытаясь уклониться от столкновения с автомобилем «фиат уно».

    Экспертиза показала, что «мерседес» мчался на скорости 121-123 км/час. «В тоннеле при небольшом изгибе и уклоне порядка 5-6 процентов машина на мгновение могла отклониться, что в сочетании с появлением «фиата» привело к потере управления», - объясняет ныне один из участников расследования. Водитель резко затормозил, машину пронесло юзом 32 метра, ударило о стену тоннеля, от удара она дважды перевернулась.

    Итак, всю ответственность возложили на Анри Поля, находившегося якобы под воздействием алкоголя и антидепрессантов.

    В прошлом Анри Поль был капитаном ВВС и имел репутацию шофера высокого класса. Личный врач Поля, близко знавшая его, рассказала следователю, что он опасался, как бы постоянные стрессы не привели его к алкоголизму. Это она прописала Полю антидепрессант и еще два медикамента, внушающих отвращение к алкоголю. Врач категорически отрицала возможность «срыва» своего пациента: за неделю до аварии Поль получил полетные права, безукоризненно пройдя авиационную комиссию, которая подвергает соискателей сверхстрогому контролю.
    У следователя и поныне «нет никаких сомнений в точности уровня содержания алкоголя» в крови Поля. Но при этом он, как, впрочем, и эксперты, проводившие анализ этих проб, даже не задумываются, отчего же в них так велико содержание угарного газа?

    Мохаммед аль-Файед, отец погибшего вместе с Дианой ее друга Доди, первым выдвинул идею, что катастрофа была подстроена. Он говорил: «Надо помнить, что питие - часть образа жизни французов. Многие там разъезжают с алкоголем в крови, однако это не означает неспособности вести машину. Ничто в поведении Анри Поля перед тем, как он сел за руль, не указывало на то, что он настолько пьян, что не в состоянии управлять машиной».

    «Мое сердце подсказывает мне: это не была простая авария, и я не успокоюсь, пока не выясню точно, что произошло на самом деле», - не раз повторял отец Доди. По его версии, британские власти не могли смириться с мыслью о возможности брака между его сыном-мусульманином и Дианой. Этот брак уже становился реальностью: как утверждает Мохаммед аль-Файед, он заплатил 150 тысяч фунтов за обручальное кольцо с бриллиантами и изумрудами. Доди намеревался вручить его Диане в конце поездки, оказавшейся роковой. «Он позвонил мне, чтобы сказать, что они обручились», - говорит отец Доди, утверждая также, что Диана сообщила о своем обручении Уильяму и Гарри, своим сыновьям.

    Впрочем, египетскому миллиардеру, до сих пор не пришедшему в себя от горя, нельзя безоговорочно доверять. Он, например, рассказывает, будто некая медсестра в больнице La Pitie-Salpetriere передала ему последние слова принцессы, пожелавшей, чтобы он отдал ей (сестре) вещи из апартаментов Доди. Однако врачи, пытавшиеся спасти Диану, утверждают, что она не могла произнести ни слова с того самого момента, как ее извлекли из искореженной машины.

    МИ-6 против Дианы

    Но, возможно, дело действительно не в водителе «мерседеса». Заново начатое следствие уже пришло в первому выводу: «фиат уно», сам того не желая, стал причиной аварии».

    Муж и жена, ехавшие через мост Альма, видели, как эта машина выскочила из тоннеля им наперерез, причем водитель смотрел не на дорогу, а в зеркало заднего вида. «Это был «фиат уно» белого цвета, должно быть, двухдверный, старенький, хотя и вполне чистый, - показала на допросе Сабина Ф. - Он выскочил из тоннеля, точно пьяный. Нас водитель заметил, наверное, только после того, как муж нажал на гудок... Это был европеец средиземноморского типа. Глубоко посаженные глаза, коротко подстриженные каштановые волосы, лет тридцать пять - сорок... На заднем сиденье была довольно большая собака вроде немецкой овчарки».

    При разборе обломков на месте аварии были обнаружены осколки левого заднего поворотника «фиата». Экспертиза позволила установить точные характеристики машины, цвет, год выпуска. Располагая сведениями о машине и достаточно точным описанием личности водителя, а также таким важным дополнительным признаком, как наличие крупной собаки, следствие проверило 3500 «фиатов». Но, как ни удивительно, не удалось отыскать ни машину, ни шофера.

    Правда, установленным характеристикам соответствовала машина фотографа-папарацци Джеймса Андансона. Именно ему принадлежит знаменитый снимок Дианы в купальнике леопардовой расцветки, в свое время заставивший публику заподозрить, что принцесса беременна. Андансона долго допрашивали, но в конце концов оставили в покое, поскольку точно установили, что в вечер трагедии его не было в Париже. Однако, как ни странно, выяснить, не одалживал ли он машину кому-нибудь из коллег или друзей, следствие не удосужилось, а теперь уже и вовсе не сможет этого сделать. В мае 2000 года Андансон при загадочных обстоятельствах сгорел в своей машине (том самом «фиате») дотла.

    Бывший агент британской разведки МИ-6 Ричард Томлинсон, увидев по телевидению репортаж о гибели леди Ди, сразу заявил, что обстоятельства аварии странным образом напоминают ему план покушения на президента Югославии Милошевича. Этот план, подготовленный в недрах британских спецслужб, предусматривал, в частности, вариант убийства в тоннеле в Женеве с применением сильной вспышки для ослепления водителя.

    Ныне, однако, один из следователей говорит, что нет показаний, подтверждающих тезис о вспышке, которая бы предшествовала аварии. Но немногие ее свидетели ехали во встречном направлении, отделенные парапетом и опорами, и вряд ли могли заметить свет, направленный параллельно их движению. Возможно, на вопрос, была ли вспышка, мог бы ответить водитель «фиата», но его так и не нашли. Кстати, не было ли его вихляние следствием того, что и он был ослеплен? И еще один важный момент. Сиденье рядом с шофером, как известно, обычно называют «местом покойника»: во время аварии оно подвергается наибольшему риску. Но в этой аварии уцелел сидевший рядом с шофером Тревор Рис-Джонс. Он отделался лишь шрамами на лице. Согласно одной из новых версий, Тревор выжил, так как успел сгруппироваться и уклониться от удара. А успел он это сделать потому, что якобы сам и был организатором аварии.

    Тридцатиоднолетний Тревор Рис-Джонс проходил службу в частях спецназа, в составе элитного парашютного полка. На боевом счету Рис-Джонса также два срока боевого дежурства в Северной Ирландии и служба в королевской военной полиции. Между тем известно, что спецназ и особенно «парашютисты» часто привлекаются для проведения операций по заданию спецслужб, прежде всего МИ-6. Бойцы этих частей сохраняют с ними тесную связь даже по окончании службы, уже на гражданке.

    По некоторым сведениям, в МИ-6 были люди, усматривавшие в поведении Дианы «угрозу трону и, следовательно, стабильности государства». Не секрет, что за ней велась слежка, ее телефонные разговоры прослушивались. Для перехвата электронной почты «жучки» были установлены в компьютерах Дианы, через системы спутникового слежения прослушивались ее разговоры по мобильному телефону. Многие считают, что запись ее разговора в машине с другом детства, в ходе которого она резко отзывалась о королеве и атмосфере в Букингемском дворце, и утечка этой записи в печать - дело рук МИ-6. Американскому репортеру-расследователю Джеймсу Киту удалось добиться от ЦРУ и АНБ признания в том, что они в сотрудничестве с британскими спецслужбами МИ-6 и МИ-5 следили за Дианой и прослушивали ее разговоры, запись которых насчитывает 1051 лист. Однако оба учреждения отказались предоставить журналисту сами записи. «Документы засекречены, - объяснялось в письме Киту, - потому что их раскрытие может причинить чрезвычайно серьезный ущерб национальной безопасности».

    Вернемся, однако, к самой аварии. Эксперты установили одну странную вещь: в момент аварии переключатель скоростей находился в нейтральном положении. Если бы на машине была механическая коробка передач, то можно было бы объяснить это тем, что водитель хотел резко снизить скорость перед тоннелем и пытался переключиться на более низкую передачу. Однако в «мерседесе», который вез Диану, была установлена автоматическая коробка.

    Возникает подозрение: не стал ли виновником аварии бывший парашютист Тревор Рис-Джонс, подтолкнувший Поля под руку или сдвинувший рычаг передач на один шаг с D (вперед) на N (нейтральная)?

    Свидетели исчезают

    Журналисты, пытавшиеся глубже копнуть обстоятельства катастрофы, странным образом покинули этот мир. Так, 7 сентября 1999 года при банальной операции на колене скончался репортер Джеймс Кит, который как раз готовился опубликовать некоторые выводы о причинах гибели Дианы и Доди. «У меня предчувствие, что я не вернусь», - сказал он у дверей операционной своему товарищу Кенну Томасу. Через несколько часов после его смерти веб-страница Интернета с подробностями его расследований была уничтожена. «По техническим причинам», как объяснил оператор фирмы-провайдера.

    Выжившие свидетели страдают странными провалами в памяти. Можно упомянуть ряд врачей, делившихся с журналистами информацией по горячим следам, но потом отказавшихся от своих слов. Телохранитель Тревор Рис-Джонс, давший показания следователю по выздоровлении, через восемь месяцев, оставив службу у аль-Файеда, отказался от них и заявил, что на самом деле ничего не помнит. В «Мемуарах», опубликованных в марте 2000 года, он утверждал, будто его бывший патрон оказывал на него давление, принуждая «вспомнить» факты, которые подтверждали бы теорию заговора. Фоторепортер Лоран Сола, единственный из папарацци, сумевший сфотографировать Диану в потерпевшей аварию машине, никогда не показывал эти снимки. Более того, вскоре он закрыл свое агентство и организовал рыболовную компанию в Нормандии.

    На этом странности не кончаются. Как установила группа британских патологоанатомов во главе с видным специалистом Питером Вейнезисом, тело Дианы после смерти быстро забальзамировали. И теперь повторное вскрытие тела, захороненного во влажных землях усадьбы Олторп, вряд ли позволит получить надежные результаты. «Не было никакой необходимости в том, чтобы принцессу бальзамировали так быстро и до произведения посмертных обследований», - заявил профессор Вейнезис.

    Джеффри Стайнберг, журналист-расследователь журнала Executive Intelligence Review, дает понять, что в Лондоне по возвращении на родину тела Дианы вскрытие все же производилось и соответствующий протокол существует. Однако он сомневается, что выводы этих исследований когда-либо будут полностью известны. «В апреле 2000 года адвокаты Мохаммеда аль-Файеда заполучили служебную записку двух французских патологоанатомов, работавших для следователя Стефана и сотрудничавших с английскими коронерами. В этой записке якобы говорилось, что британские власти ходатайствовали о том, чтобы утаить определенные аспекты официального вскрытия». Однако ныне и эти свидетели отказались от своих слов.

    * * *
    Нелепая и трагическая смерть Дианы продолжает приносить доход авторам многочисленных книг «про это». В пятую годовщину аварии ее близкие вспоминают о том, что привело к драматическому повороту в жизни бывшей принцессы Уэльской и матери наследных принцев. «Ее жизнь была совершенно разбита ее супругом и его любовницей Камиллой Паркер, думавшими только о себе, - считает Мэри Кларк, няня Дианы. - Когда брак распался, она утратила чувство уверенности в себе, что в конечном счете и привело ее к гибели». Ей вторит и лучшая подруга Дианы, Лусия Флеша ди Лима, жена бразильского посла в Лондоне: «Чарльз и Камилла превратили ее жизнь в ад».

    Однако время лечит многие раны. Королева сумела восстановить расположение подданных, пошатнувшееся, как известно, после гибели «народной принцессы». Принца Чарльза уже открыто сопровождает Камилла Паркер-Боулс, и большинство британцев не возражают против их союза: даже строгая англиканская церковь сняла запрет на брак двух разведенных.

    Но тайна аварии, происшедшей в тоннеле Альма 31 августа 1997 года, продолжает живо интересовать многих, не только британцев. И именно поэтому вряд ли она будет раскрыта в ближайшем будущем.

    Совершенно СЕКРЕТНО №9/160