Диагностика компьютера на наличие неисправностей. Выявление неисправностей пк Как выявить неисправный

Содержание

Компьютеры – устройства для простых вычислений и до обработки аудио- и видеоматериалов, запуска требовательных игровых продуктов. Для отображения на экран обработанных данных требуется видеокарта. Она чаще других комплектующих выходит из строя, причем иногда так, что не всегда это можно определить с первого раза. Изучите ряд мер для самостоятельной диагностики работоспособности графического элемента и причин визуальных недочетов.

Как проверить работоспособность видеокарты визуально

Одним из простых способов как проверить видеокарту на исправность является визуальный осмотр устройства и проверка компьютера (ПК) в сборе. Явным признаком, который помогает узнать, что видеокарта неисправна, является темный экран монитора, полосы, переход к скудной цветовой палитре. Проверьте, включен ли сам монитор, работоспособен ли он. Для этого необходимо:

  1. Посмотреть, горит ли индикатор на соответствующей кнопке, если нет, то нажать на нее.
  2. В целях дополнительной диагностики подключить к ПК другой монитор (уже проверенный, точно рабочий): если изображение осталось неизменным, то неисправна графическая плата.

К альтернативным визуальным признакам, которые помогают судить, о некорректной работоспособности видеокарты, относятся:

  • Корректная работа монитора с периодическим появлением непривычных искажений изображений, артефактов:
    1. длинных горизонтальных полос светло-серого, темно-серого цвета;
    2. горизонтальных, чередующихся с вертикальными полосами;
    3. иногда – якобы «битых» пикселей в разных местах.
  • Появление синего «экрана смерти» – сообщение о критической ошибки операционной системы (ОС) Windows в процессе переустановки драйверов.
  • Специальный звуковой сигнал, поступающие от BIOS, который информирует о неправильной работе видеокарты. При этом вид и тональность сигнала будет завесить от версии BIOS.

Чтобы проверить работает ли видеокарта на компьютере (ПК) и удостовериться в том, что она привела к появлению неисправности, нужно выполнить проверку функционирования остальных частей ПК. Порядок работ:

  1. Проверить блок питания. Подключить компьютер к сети, прислушаться, включилась ли система охлаждения – вентилятор.
  2. Прислушаться к наличию привычного звукового сигнала, сообщающего о загрузке ОС, посмотреть на состояние монитора. Появилось ли нормальное изображение или экран по-прежнему темный?
  3. Нажать на кнопку питания (включения компьютера), посмотреть мерцают ли светодиоды. Это мерцание сообщает о инициализации тестовой проверки аппаратной части компьютера перед загрузкой операционки.
  4. Проверить работоспособность монитора путем его подключения к донору (другому системному блоку).

Если все оборудование (и системный блок, и монитор) функционирует нормально, но при подключении вместе экран по-прежнему не реагирует, то на 99% неисправность кроется в видеокарте. В данном случае можно обратиться в сервисный центр, если гарантийный срок не истек, а защитные пломбы целые. Второй вариант – почистить карту самим. Если вы решили провести дополнительную диагностику видеокарты и ее очистку, надо:

  1. Отключить компьютер от сети, отвинтить крепежные элементы (болты, винтики) системного блока и очистить внутренние элементы от пыли.
  2. Отстегнуть защелку, отсоединить видеокарту от материнской платы. Если отсутствуют опыт разбора и знание устройства компьютеров, то карту можно обнаружить по проводу, который соединяет монитор с блоком.
  3. Тщательно осмотреть видеокарту на наличие сгоревших и поврежденных элементов, следов горения, повреждения контактов и деформации пайки, по которым можно узнать сгорела ли видеокарта.
  4. Присутствие или отсутствие других эффектов можно обнаружить с помощью тестера и отвертки. Примеры – наличие короткого замыкания на участке цепи, падения сопротивления на бублике – преобразующем трансформаторе. Эти негативные процессы и наличие маленького слоя термопасты (поверяется плавным отсоединением микросхемы) могут привести к перегреву процессора с видеоадаптером.
  5. Если все элементы целы, надо протереть контакты, места соединения элементов ватной палочкой смоченной в растворенном техническом спирте.
  6. Пора собрать компьютер, провести повторный запуск.

Особенно внимательным нужно быть при покупке б/у устройства, поскольку им могли слишком интенсивно пользоваться предыдущие владельцы, пытаться разгонять его. Самыми распространенными проблемами являются:

  • низкая производительность из-за того что оно применялось в процессе майнинга криптовалют, выполнения сверхсложных вычислительных операций или использования мощных, требовательных компьютерных игр;
  • устройство подвергалось другим серьезным нагрузкам;
  • перегрев, резкое изменение температуры из-за некорректных установки и эксплуатации карты, например, в тесном корпусе с недостаточной вентиляцией и большой запыленностью;
  • наличие аппаратных поломок, например, перегибов лопастей вентиляторов;
  • потеря изначальных характеристик – это может произойти в результате не надлежащего восстановления и реболла GPU (графического процессора).

Проверить видеокарту на работоспособность в момент покупки можно двумя способами:

  1. Провести тестирование графической платы на компьютере продавца с помощью запуска мощных игр и проверки производительности, при воспроизведении видео, по бенчмарку (эталонному тесту производительности) в специализированных программах, например, Furmark. Этот вариант доступен, если видеокарта приобретается на квартире у продавца. Если встреча назначена на нейтральной территории, то подойдет второй вариант.
  2. Визуальный осмотр платы. Тут необходимо использовать фонарик и тщательно проверить устройство на наличие битых и сгоревших элементов, почерневших или поврежденных участков платы.

Как узнать работает ли видеокарта на компьютере с помощью сервисов Windows

Есть еще один способ, как можно проверить видеокарту на исправность. Он заключается в использовании встроенных сервисов операционной системы (ОС) Windows, но только если она установлена на компьютер. Чтобы проверить технику, нужно:

  1. Использовать комбинацию клавиш «Win+R» и вызвать окно для выполнения заданий, требующих права администратора.
  2. Во всплывающем списке панели выбрать dxdiag или ввести вручную, а затем нажать на кнопку «Ок».
  3. Перейти во вкладку «Экран» и просмотреть информацию об устройстве, скаченных драйверах, сведений о неисправностях в поле «Примечания».

Тестирование видеокарты на работоспособность с помощью компьютерной игры

Проверку производительности устройства можно выполнить и с помощью программы CPU-Z, осуществляющей мониторинг одного из важнейших параметров устройства – температуры, в комбинации с мощной компьютерной игрой, способной хорошо нагрузить компьютер или ноутбук. Для проведения данного теста нужно:

  1. Скачать и запустить CPU-Z, а затем в левом нижнем углу выбрать модель видеоадаптера, например, Radeon rx 480.
  2. Перейти во вкладку «Sensors», обратить внимание на поле «GPU Temperature» – этот параметр показывает текущую температуру графического адаптера. Двойным щелчком мыши кликнуть на нем для вывода максимального значения.
  3. Не закрывая программы, запустить любую игру с высокими требованиями, поиграть в течение 30–40 минут, а затем свернуть игру и проверить показатель температуры: он должен быть в пределах 90–95°C. Если температура превышает 100°C, то ресурсы устройства скоро будут на исходе.

Проверить видеокарту на работоспособность с помощью специальных программ

Тестирование работоспособности устройства осуществляется с использованием специальных программных продуктов, к которым относятся:

  • FurMark;
  • 3DMark;
  • Aida 64;
  • OCCT;
  • ATITool.

Приложение FurMark является отличным способом проверки производительность графической платы, в котором используется специальная анимация – «пушистый» тор. Благодаря этому графическому элементу устройство сильно нагружается, что помогает получить максимальный объем информации о работе адаптера. Одновременно с этим из-за большой загруженности возможно повреждение видеокарты. Для проведения теста необходимо выполнить следующие действия:

  1. Зайти на официальный сайт программы, скачать приложение последней версии, а затем установить его на компьютер.
  2. После открытия программы нажать на кнопку Settings (Настройки) и в появившемся окне отметить пункты: «Dynamic background» и «Burn-in».
  3. В главном меню нажать на «Burn -in test» и во всплывающем поставить галочку, соглашаясь с возможным аварийным перезапуском системы, а затем нажать кнопку «Go».
  4. Протестировать работоспособность видеокарты в течение 20 минут и завершить процедуру. Увеличение длительности тестирования может привести к сбою в функционировании устройства.

Утилита FurMark может работать в паре с программой CPU-Z, которая предназначена для мониторинга процессора. Чтобы воспользоваться утилитой, необходимо запустить CPU-Z, в главном меню выбрать «Graphics Card», после этого можно нагрузить видеокарту, а затем проверить стабильность ее работы, просмотреть основной функционал со значением основных параметров.

3DMark

3DMark – эта известная программа для диагностирования видеоадаптеров, используемая не только геймерами, но и производителями устройств. Результаты тестов, полученных с помощью этой программы, считаются эталонными, и на их основании составляются рейтинги производительности. Приложение выпускается в платной версии, но можно скачать и бесплатную с ограничением на количество выполняемых тестов, необходимых для проверки видеокарты.

С помощью 3DMark диагностику можно выполнять на персональных компьютерах с любой версией Windows, ноутбуках, проводить тестирование графических функций смартфонов, планшетов на Android и iOS. Чтобы начать тестирование устройства, необходимо:

  1. Запустить программу, посмотреть за ходом тестирования.
  2. Подождать 15 минут до окончания диагностики и на сайте сравнить показатели с данными других пользователей.

Aida 64

Программа Aida 64 предназначена для проведения тестов общей производительности компьютера: параметров видеоадаптера, процессора (температура, количество ядер и так далее) и жесткого диска. Для проверки стабильности работы в функционал приложения включена возможность проведения стресс-тестов (stress-tests). Для проверки видеокарты на исправность надо:

  1. Открыть приложение и зайти в меню «Tools».
  2. Запустить «System stability test» и установить галочку рядом с «Stress GPU» для проведения теста видеоустройства.
  3. Тестировать карту на протяжении 10 минут и мониторить изменение температуры.

OCCT

Программа ОССТ предназначена для проведения оценки стабильности и возможного ущерба видеокарты от перегрузок, а также используется для разгона параметров устройства. Приложение выводит на экран значения частоты, напряжения, температурные показатели, строит графики изменения параметров. Она совместима лишь с DirectX 9 и 11. Для проверки работоспособности устройства нужно открыть программу и перейти во вкладку «GPU», а затем прописать настройки:

  • длительность теста – 14 минут;
  • разрешение;
  • сложность шейдеров;
  • проверка на ошибки.

ATITool

Простым и удобным в использовании программным продуктом являтся приложение ATITool, которое проводит комплексную проверку работоспособности устройства с использованием основного инструмента – «волосатого куба». Эта анимация весьма объемна и тяжела для компьютера, поэтому все неисправности процессора, в том числе перегрев контактов, будут найдены, а информация – выведена на экран.

После скачивания и установки программы нужно войти в главное меню и нажать на кнопку «Show 3D view», которая запустит вращающийся куб. После этого запустится тестирование, аналогичное предыдущим программам для проверки температуры процессора. В данном тесте не предусмотрены временные лимиты, поэтому нужно следить, чтобы процессор не перегревался

С помощью «куба» кроме перегрева можно просмотреть ошибки видеокарты. Программа их выводит в виде желтых точек. Если после окончания тестирования было найдено до трех точек, то графическая плата обладает нормальным функционалом. Значение в 10 точек тоже не очень критично, это демонстрирует лишь незначительные проблемы с мощностью или питанием. Более 10 точек показывает наличие серьезных неполадок внутри устройства.

Проверку памяти устройства можно осуществить с помощью утилиты «Video Memory stress». Эта программа способна определить объем памяти, который расходуется при выполнении того или иного процесса. Кроме того, утилита способна проверить сразу несколько карт одновременно. Управление приложением несложное. Чтобы воспользоваться программой, ее нужно просто открыть и нажать на кнопку «Старт». После запуска на мониторе появятся два экрана и данные по устройству. Нюансы:

  • Верхний будет показывать время тестирования, а нижний – общее время проверки.
  • Под нижним экраном располагается окно со списком ошибок, которые возникли во время теста. Если в этом окне нет ни одной ошибки, то видеокарта работает в нормальном режиме, а ее функции не нарушены.
  • Дополнительную информацию об устройстве можно найти в пункте «Журнал», который располагается ниже окна с ошибками.

Как узнать работает ли видеокарта на ноутбуке

Сегодня широко распространены два типа персональных компьютеров: стационарный и ноутбук. В силу больших размеров проверить работу графической платы на стационарном устройстве не составит труда. Но как проверить работает ли видеокарта на ноутбуке? Есть два способа:

  • Скачать и запустить объемную программу, предназначенную для обработки графики – Photoshop, или игру с высокими требованиями, например, последнюю версию серии NFS – Need For Speed. При наличии проблем с видеокартой на экране проявится их визуальное отображение в виде лагов, полос или подвисаний.
  • Использовать специализированные программы для тестирования устройств специальные программы, например, FurMark, OCCT и 3D Mark.

Как протестировать видеокарту на неисправность онлайн

Видеоадаптеры можно протестировать в интернете – в онлайн-режиме. Способ проверки непригоден для поиска неисправностей, а предназначен только для определения соответствия параметров компьютера и требований игр. Чаще проверяется поведение и корректность устройства в момент запуска определенной игры, например, Fifa – симулятора футбольных матчей. Примером сервиса является онлайн тест NVIDIA. Для того чтобы им воспользоваться нужно:

  1. Перейти на официальный сайт компании и в меню слева выбрать пункт «Твой компьютер готов к новым играм?».
  2. Выбрать игру, а затем нажать на кнопку «Узнать сейчас» под иконкой.

Видео

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Электроника сопровождает современного человека повсеместно: на работе, дома, в автомобиле. Работая на производстве, и неважно, в какой конкретно сфере, часто приходится ремонтировать что-то электронное. Условимся это «что-то» называть «прибор». Это такой абстрактный собирательный образ. Сегодня поговорим о всевозможных премудростях ремонта, освоив которые, вы сможете починить практически любой электронный «прибор», вне зависимости от его конструкции, принципа работы и области применения.

С чего начать

Невелика премудрость перепаять детальку, а вот найти дефектный элемент и есть главная задача в ремонте. Начинать следует с определения типа неисправности, так как от этого зависит, с чего начинать ремонт.

Типов таких три:
1. прибор не работает вообще - не светятся индикаторы, ничто не движется, ничто не гудит, нет никаких откликов на управление;
2. не работает какая-либо часть прибора, то есть не выполняется часть его функций, но хотя проблески жизни в нём всё же видны;
3. прибор в основном работает исправно, но иногда делает так называемые сбои. Назвать такой прибор сломанным пока нельзя, но всё же что-то ему мешает работать нормально. Ремонт в этом случае как раз и заключается в поиске этой помехи. Считается, что это самый сложный ремонт.
Разберём примеры ремонта каждого из трёх типов неисправностей.

Ремонт первой категории
Начнём с самой простой - поломка первого типа, это когда прибор совсем мёртвый. Любой догадается, что начинать нужно с питания. Все приборы, живущие в своём мире машин, обязательно потребляют энергию в том или ином виде. И если прибор наш совсем не шевелится, то вероятность отсутствия этой самой энергии весьма высока. Небольшое отступление. При поиске неисправности в нашем приборе речь часто будет идти именно о «вероятности». Ремонт всегда начинается с процесса определения возможных точек влияния на неисправность прибора и оценки величины вероятности причастности каждой такой точки к данному конкретному дефекту, с последующим превращением этой вероятности в факт. При этом сделать правильную, то есть с самой высокой степенью вероятности оценку влияния какого-либо блока или узла на проблемы прибора поможет самое полное знание устройства прибора, алгоритма его работы, физических законов, на которых основана работа прибора, умение логически мыслить и, конечно же, его величество опыт. Одним из самых эффективных методов ведения ремонта является так называемый метод исключения. Из всего списка всех подозреваемых в причастности к дефекту прибора блоков и узлов, с той или иной степенью вероятности, необходимо последовательно исключать невиновных.

Начинать поиск надо соответственно с тех блоков, вероятность которых может быть виновниками этой неисправности самая высокая. Отсюда и выходит, что чем точнее определена эта самая степень вероятности, тем меньше времени будет затрачено на ремонт. В современных «приборах» внутренние узлы сильно интегрированы между собой, и связей очень много. Поэтому количество точек влияния зачастую бывает чрезвычайно велико. Но и ваш опыт растёт, и со временем вы будете выявлять «вредителя» максимум с двух-трёх попыток.

Например, есть предположение, что с высокой вероятностью виноват в болезни прибора блок «X». Тогда нужно провести ряд проверок, замеров, экспериментов, которые бы подтвердили либо опровергли это предположение. Если после таких экспериментов останутся хоть самые малые сомнения в непричастности блока к «преступному» влиянию на прибор, то исключать полностью этот блок из числа подозреваемых нельзя. Нужно искать такой способ проверки алиби подозреваемого, чтобы на все 100% быть уверенным в его невиновности. Это очень важно в методе исключения. А самый надёжный способ такой проверки подозреваемого - это замена блока на заведомо исправный.

Вернёмся всё же к нашему «больному», у которого мы предположили неисправность питания. С чего начать в этом случае? А как и во всех других случаях - с полного внешнего и внутреннего осмотра «больного». Никогда не пренебрегайте этой процедурой, даже когда уверены в том, что знаете точное местоположение поломки. Осматривайте прибор всегда полностью и очень внимательно, не торопясь. Нередко во время осмотра можно найти дефекты, не влияющие напрямую на искомую неисправность, но которые могут вызвать поломку в будущем. Ищите подгоревшие электроэлементы, вздувшиеся конденсаторы и прочие подозрительно выглядящие элементы.

Если внешний и внутренний осмотр не принёс никаких результатов, тогда берите в руки мультиметр и приступайте к работе. Надеюсь, про проверку наличия напряжения сети и про предохранители напоминать не надо. А вот о блоках питания немного поговорим. В первую очередь, проверяйте высокоэнергетические элементы блока питания (БП): выходные транзисторы, тиристоры, диоды, силовые микросхемы. Потом можно начать грешить на оставшиеся полупроводники, электролитические конденсаторы и, в последнюю очередь, на остальные пассивные электроэлементы. Вообще величина вероятности выхода из строя элемента зависит от его энергетической насыщенности. Чем большую энергию использует электроэлемент для своего функционирования, тем больше вероятность его поломки.

Если механические узлы изнашивает трение, то электрические - ток. Чем больше ток, тем больше нагрев элемента, а нагревание/остывание изнашивает любые материалы не хуже трения. Колебания температуры приводят к деформации материала электроэлементов на микроуровне из-за температурного расширения. Такие переменные температурные нагрузки и являются основной причиной так называемого эффекта усталости материала при эксплуатации электроэлементов. Это необходимо учитывать при определении очерёдности проверки элементов.

Не забывайте проверять БП па предмет пульсаций выходных напряжений, либо каких-то иных помех на шинах питания. Хоть и нечасто, но и такие дефекты бывают причиной неработоспособности прибора. Проверьте, доходит ли реально питание до всех потребителей. Может, из-за проблем в разъёме/кабеле/проводе эта «пища» не доходит до них? БП будет исправен, а энергии-то в блоках прибора всё одно нет.

Ещё бывает, что неисправность таится в самой нагрузке - короткое замыкание (КЗ) там штука нередкая. При этом в некоторых «экономных» БП нет защиты по току и, соответственно, нет такой индикации. Поэтому версию короткого замыкания в нагрузке тоже следует проверить.

Теперь поломка второго типа. Хотя здесь также всё следует начинать всё с того же внешне-внутреннего осмотра, тут таится гораздо большее разнообразие аспектов, па которые следует обратить внимание. - Самое главное - успеть запомнить (записать) всю картину состояния звуковой, световой, цифровой индикации прибора, кодов ошибок на мониторе, дисплее, положение аварийных сигнализаторов, флажков, блинкеров на момент аварии. Причём обязательно до того, как произойдёт её сброс, квитирование, отключение питания! Это очень важно! Упустить какую-нибудь важную информацию - значит непременно увеличить время, затраченное на ремонт. Осмотрите всю имеющуюся индикацию - и аварийную, и рабочую, и запомните все показания. Откройте шкафы управления и запомните (запишите) состояние внутренней индикации при её наличии. Пошатайте платы, установленные на материнке, в корпусе прибора шлейфы, блоки. Может, неисправность исчезнет. И обязательно прочистите радиаторы охлаждения.

Иногда имеет смысл проверить напряжение на каком-нибудь подозрительном индикаторе, особенно если им является лампа накаливания. Внимательно прочтите показания монитора (дисплея), при его наличии. Расшифруйте коды ошибок. Посмотрите таблицы входных и выходных сигналов на момент аварии, запишите их состояние. Если прибор обладает функцией записи происходящих с ним процессов, не забудьте прочесть и проанализировать такой журнал событий.

Не стесняйтесь — понюхайте прибор. Нет ли характерного запаха горелой изоляции? Особое внимание уделите изделиям из карболита и других реактивных пластмасс. Нечасто, но бывает, что их пробивает, и пробой этот порою очень плохо видно, особенно если изолятор чёрного цвета. Из-за своих реактивных свойств эти пластмассы не коробит при сильном нагреве, что также затрудняет обнаружение пробитой изоляции.

Посмотрите, нет ли потемневшей изоляции обмоток реле, пускателей, электродвигателей. Нет ли потемневших резисторов и изменивших нормальный цвет и форму других электрорадиоэлементов.

Нет ли вздувшихся или «стрельнувших» конденсаторов.

Проверьте, нет ли в приборе воды, грязи, посторонних предметов.

Посмотрите, нет ли перекоса разъёма, или блок/плата не до конца вставлены в своё место. Попробуйте вынуть и заново вставить их.

Возможно, какой-либо переключатель на приборе стоит в не соответствующем положении. Заела кнопка, либо подвижные контакты у переключателя стали в промежуточном, не зафиксированном положении. Возможно пропал контакт в каком-нибудь тумблере, переключателе, потенциометре. Потрогайте их все (при обесточенном приборе), пошевелите, повключайте. Лишним это не будет.

Проверьте на предмет заклинивания механические части исполнительных органов - проверните роторы электродвигателей, шаговых двигателей. Подвигайте по необходимости другие механизмы. Сравните прилагаемое при этом усилие с другими такими же рабочими устройствами, если конечно есть такая возможность.

Осмотрите внутренности прибора в работающем состоянии - возможно увидите сильное искрение в контактах реле, пускателей, переключателей, что будет свидетельствовать о чрезмерно высокой величине тока в этой цепи. А это уже хорошая зацепка для поиска неисправности. Часто виной такой поломки бывает дефект какого-либо датчика. Эти посредники между внешним миром и прибором, которому они служат, обычно вынесены далеко за порубежье самого корпуса прибора. И при этом работают они обычно в более агрессивной среде, чем внутренне части прибора, которые так или иначе, но защищены от внешнего воздействия. Поэтому все датчики требуют повышенного внимания к себе. Проверьте их работоспособность и не поленитесь почистить от загрязнения. Концевые выключатели, различные блокирующие контакты и прочие датчики с гальваническими контактами - являются подозреваемыми с высоким приоритетом. Да и вообще любой «сухой контакт» т.е. не пропаянный, должен стать элементом пристального внимания.

И ещё момент - если прибор прослужил уже немало времени, то следует обратить внимание на элементы, наиболее подверженные какому-либо износу или изменению своих параметров с течением времени. Например: механические узлы и детали; элементы, подвергающиеся во время работы повышенному нагреву или иному агрессивному воздействию; электролитические конденсаторы, некоторые виды которых склонны терять ёмкость со временем из-за высыхания электролита; все контактные соединения; органы управления прибором.

Практически все виды «сухих» контактов с течением времени теряют свою надёжность. Особое внимание следует уделить контактам с серебряным покрытием. Если прибор долгое время проработал без технического обслуживания, рекомендую перед тем, как приступать к углублённому поиску неисправности, сделать профилактику контактам - осветлить их обычным ластиком и протереть спиртом. Внимание! Никогда не пользуйся абразивными шкурками для чистки посеребрённых и позолоченных контактов. Это верная смерть разъёму. Покрытие серебром или золотом делается всегда очень тонким слоем, и стереть абразивом его до меди очень легко. Полезно провести процедуру самоочистки контактов розеточной части разъёма, на профессиональном сленге «мамы»: соедините-разъедините разъём несколько раз, от трения пружинящие контакты немного очищаются. Ещё советую, работая с любыми контактными соединениями, не трогать их руками - масляные пятна от пальцев негативно влияют на надёжность электрического контакта. Чистота залог надёжной работы контакта.

Первейшее дело - проверить срабатывание какой-либо блокировки, защиты в начале ремонта. (В любой нормальной технической документации на прибор есть глава с подробным описанием применяемых в нём блокировок.)

После осмотра и проверки питания прикиньте навскидку - что наиболее вероятно сломалось в приборе, и проверьте эти версии. Сразу в дебри прибора не стоит лезть. Сначала проверьте всю периферию, особенно исправность исполнительных органов - возможно сломался не сам прибор, а какой-либо механизм, управляемый им. Вообще рекомендуется изучить, пусть и не до тонкостей, весь производственный процесс, участником которого является подопечный прибор. Когда очевидные версии исчерпаны - вот тогда садитесь за свой рабочий стол, заваривайте чайку, раскладывайте схемы и прочую документацию на прибор и «рожайте» новые идеи. Думайте, что ещё могло вызвать эту болезнь прибора.

Через некоторое время у вас должно «родиться» определённое количество новых версий. Тут рекомендую не спешить бежать проверять их. Сядьте где-нибудь в спокойной обстановке и подумайте над этими версиями па предмет величины вероятности каждой из них. Тренируйте себя в деле оценки таких вероятностей, а когда накопится опыт в подобной селекции - станете делать ремонт гораздо быстрее.

Самый результативный и надёжный способ проверки подозреваемого блока, узла прибора на работоспособность, как уже говорилось, это замена его на заведомо исправный. Не забывайте при этом внимательно проверять блоки на предмет их полной идентичности. Если будете подключать тестируемый блок к работающему исправно прибору, то по возможности подстрахуйтесь - проверьте блок на предмет завышенных выходных напряжений, короткое замыкание по питанию и в силовой части, и прочие возможные неисправности, которые могут вывести из строя рабочий прибор. Бывает и обратное: подключаешь донорскую рабочую плату в сломанный прибор, проверяешь, что хотел, а когда её возвращаешь назад - она оказывается уже неработоспособной. Такое бывает нечасто, но всё же имейте в виду этот момент.

Если таким образом удалось найти неисправный блок, то дальше локализовать поиск неисправности до конкретного электроэлемента поможет так называемый «сигнатурный анализ». Так называют метод, при котором ремонтник проводит интеллектуальный анализ всех сигналов, коими «живёт» испытуемый узел. Подключите исследуемый блок, узел, плату к прибору с помощью специальных удлинителей-переходников (такие обычно поставляются в комплекте с прибором), чтобы был свободный доступ ко всем электроэлементам. Разложите рядом схему, измерительные приборы и включите питание. Теперь сверьте сигналы в контрольных точках на плате с напряжениями, осциллограммами на схеме (в документации). Если схема и документация не блещут такими подробностями, тут уж напрягайте мозги. Хорошие знания по схемотехнике здесь будут весьма кстати.

Если появились какие-то сомнения, то можно «повесить» на переходник исправную образцовую плату с рабочего прибора и сравнить сигналы. Сверьте со схемой (с документацией) все возможные сигналы, напряжения, осциллограммы. Если найдено отклонение какого-либо сигнала от нормы, не спешите делать вывод о неисправности именно этого электроэлемента. Он может быть не причиной, а всего лишь следствием другого нештатного сигнала, который вынудил этот элемент выдать ложный сигнал. Во время ремонта старайтесь сужать круг поиска, максимально локализовать неисправность. Работая с подозреваемым узлом/блоком, придумывайте такие испытания и измерения для него, которые бы исключили (или подтвердили) причастность этого узла/блока к данной неисправности наверняка! Семь раз подумайте, когда исключаете блок из числа неблагонадёжных. Все сомнения в этом деле должны быть развеяны явными уликами.

Эксперименты делайте всегда осмысленно, метод «научного тыка» не наш метод. Дескать, дай-ка я вот этот провод сюда ткну и посмотрю, что будет. Никогда не уподобляйтесь таким «ремонтёрам». Последствия всякого эксперимента обязательно должны быть продуманы и нести полезную информацию. Бессмысленные же эксперименты - пустая трата времени, и к тому же ещё поломать можно что- нибудь. Развивайте в себе способность логически мыслить, стремитесь видеть чёткие причинно-следственные связи в работе устройства. Даже в работе сломанного прибора есть своя логика, всему есть объяснение. Сможете понять и объяснить нестандартное поведение прибора - найдёте его дефект. В деле ремонта очень важно самым чётким образом представлять себе алгоритм работы прибора. Если у вас есть пробелы в этой области, читайте документацию, спрашивайте всех, кто хоть что-то знает об интересующем вопросе. И не бойтесь спрашивать, вопреки распространённому мнению, это не убавляет авторитет в глазах коллег, а наоборот, умные люди всегда это оценят положительно. Помнить наизусть схему прибора абсолютно ненужно, для этого бумагу придумали. А вот алгоритм его работы надо знать «назубок». И вот вы «трясёте» прибор уже который день. Изучили его так, что кажется дальше некуда. И уже неоднократно пытали все подозреваемые блоки/узлы. Испробованы даже казалось бы самые фантастические варианты, а неисправность так и не найдена. Вы уже начинаете понемногу нервничать, может даже паниковать. Поздравляю! Вы достигли апогея в данном ремонте. И тут поможет только… отдых! Вы просто устали, нужно отвлечься от работы. У вас, как говорят опытные люди, «глаз замылился». Так что бросайте работу и полностью отключите своё внимание от подопечного прибора. Можно заняться другой работой, или вовсе ничем не заниматься. Но о приборе нужно забыть. А вот когда отдохнёте, то сами почувствуете желание продолжить битву. И как часто бывает, после такого перерыва вы вдруг увидите такое простое решение проблемы, что удивитесь несказанно!

А вот с неисправностью третьего типа всё гораздо сложнее. Так как сбои в работе прибора носят обычно случайный характер, то для того чтобы поймать момент проявления сбоя, времени часто требуется очень много. Особенности внешнего осмотра в этом случае заключаются совмещении поиска возможной причины сбоя с проведением профилактических работ. Вот для ориентира перечень некоторых возможных причин появления сбоев.

Плохой контакт (в первую очередь!). Почистите разъёмы все сразу во всём приборе и внимательно осматривайте при этом контакты.

Перегрев (как и переохлаждение) всего прибора, вызванный повышенной (пониженной) температурой окружающей среды, либо вызванный длительной работой с высокой нагрузкой.

Пыль на платах, узлах, блоках.

Загрязнение радиаторов охлаждения. Перегрев полупроводниковых элементов, которые они охлаждают, тоже может быть причиной сбоев.

Помехи в сети питания. Если фильтр питания отсутствует или вышел из строя, либо его фильтрующих свойств недостаточно для данных условий эксплуатации прибора, то сбои в его работе будут нередкими гостями. Попробуйте связать сбои с включением какой-либо нагрузки в той же электросети, от которой питается прибор, и тем самым найти виновника помехи. Возможно именно в соседнем приборе неисправен сетевой фильтр, либо ещё какая другая неисправность в нём, а не в ремонтируемом приборе. По возможности запитайте прибор на некоторое время от бесперебойника с хорошим встроенным сетевым фильтром. Сбои пропадут - ищите проблему в сети.

И здесь, как и в предыдущем случае, самым эффективным способом ремонта является метод замены блоков на заведомо исправные. Меняя блоки и узлы между одинаковыми приборами, внимательно следите за их полной идентичностью. Обратите внимание на наличие персональных настроек в них - различные потенциометры, настроенные контуры индуктивности, переключатели, джемперы, перемычки, программные вставки, ПЗУ с различными версиями прошивок. Если они имеются, то решение о замене принимайте, обдумав все возможные проблемы, которые могут возникнуть в связи с опасностью нарушения работы блока/узла и прибора в целом, из-за разницы в таких настройках. Если всё же имеется острая необходимость в такой замене, то делайте перенастройку блоков с обязательной записью предыдущего состояния - пригодится при возврате.

Бывает так, что заменены все составляющие прибор платы, блоки, узлы, а дефект остался. Значит, логично предположить, что неисправность засела в оставшейся периферии в жгутах проводов, внутри какого-либо разъёма проводок оторвался, может быть дефект кросс-платы. Иногда виноват бывает замятый контакт разъёма, например в боксе для плат. При работе с микропроцессорными системами иногда помогает многократный прогон тестовых программ. Их можно закольцевать или настроить на большое количество циклов. Причём лучше, если они будут именно специализированные тестовые, а не рабочие. Эти программы умеют фиксировать сбой и всю сопутствующую ему информацию. Если умеете, сами напишите такую тестовую программу, с ориентацией на конкретный сбой.

Бывает, что периодичность проявления сбоя имеет некую закономерность. Если сбой можно связать по времени с исполнением какого-либо конкретного процесса в приборе, тогда вам повезло. Это очень хорошая зацепка для анализа. Поэтому всегда внимательно наблюдайте за сбоями прибора, замечайте все обстоятельства, при которых они проявляются, и старайтесь связать их с исполнением какой-либо функции прибора. Длительное наблюдение за сбоящим прибором в этом случае может дать ключ к разгадке тайны сбоя. Если найти зависимость появления сбоя от, например, перегрева, повышения/ понижения напряжения питания, от вибрационного воздействия, это даст некоторое представление о характере неисправности. А дальше - «ищущий да обрящет».

Способ контрольной замены почти всегда приносит положительные результаты. Но в найденном таким образом блоке может быть множество микросхем и других элементов. А значит, есть возможность восстановить работу блока заменой лишь одной, недорогой детальки. Как в этом случае локализовать поиск дальше? Тут тоже не всё потеряно, существуют несколько интересных приёмов. Сигнатурным анализом поймать сбой практически нереально. Поэтому попробуем использовать некоторые нестандартные методы. Нужно спровоцировать блок на сбой при определённом локальном воздействии на пего и при этом надо, чтобы момент проявления сбоя можно было привязать к конкретной детали блока. Вешайте блок на переходник/удлинитель и начинайте его мучить. Если подозреваете в плате микротрещину, можно попробовать закрепить плату на каком-нибудь жёстком основании и деформировать только малые части её площади (углы, края) и гнуть их в разных плоскостях. И наблюдайте при этом за работой прибора - ловите сбой. Можно попробовать постучать ручкой отвёртки по частям платы. Определились с участком платы - берите линзу и внимательно высматривайте трещинку. Нечасто, но иногда всё-таки удаётся обнаружить дефект, и, кстати, при этом далеко не всегда виновной оказывается микротрещина. Гораздо чаще находятся дефекты пайки. Поэтому рекомендуется не только гнуть саму плату, но и шевелить все её электроэлементы, внимательно наблюдая за их паяным соединением. Если подозрительных элементов немного, можно просто сразу все пропаять, чтобы в будущем больше не было проблем с этим блоком.

А вот если в причине сбоя подозревается какой-либо полупроводниковый элемент платы, найти его будет непросто. Но и тут тоже можно словчить, есть такой несколько радикальный способ спровоцировать сбой: в рабочем состоянии нагревайте паяльником по очереди каждый электроэлемент и следите за поведением прибора. К металлическим частям электроэлементов паяльник нужно прикладывать через тонкую пластинку слюды. Греть примерно градусов до 100-120, хотя иногда и больше требуется. При этом, конечно, есть определённая доля вероятности дополнительно испортить какой-ни- будь «невинный» элемент на плате, но стоит ли рисковать в этом случае, это уже решать вам. Можно попробовать наоборот, охлаждать льдинкой. Тоже не часто, но всё же можно и таким способом попробовать, как у нас говорят, - «выковырять клопа». Если уж сильно припекло, и при наличии возможности, конечно, то меняйте все подряд полупроводники на плате. Очерёдность замены - по нисходящей эиергоиасыщеипости. Меняйте блоками по нескольку штук, периодически проверяя работоспособность блока на отсутствие сбоев. Попробуйте хорошенько пропаять все подряд электроэлементы на плате, иногда только уже одна эта процедура возвращает прибор к здоровой жизни. Вообще с неисправностью такого типа никогда нельзя гарантировать полное выздоровление прибора. Часто бывает так, что вы во время поиска неисправности шевельнули случайно какой-то элемент, у которого был слабый контакт. При этом неисправность исчезла, но скорее всего этот контакт опять себя проявит со временем. Ремонт редко проявляющегося сбоя - занятие неблагодарное, времени и усилий требует много, а гарантии, что прибор будет обязательно отремонтирован, нет никакой. Поэтому многие мастера часто отказываются браться за ремонт таких капризных приборов, и, честно говоря, я их за это не виню.

Автомобили с передним приводом пользуются большой популярностью во всем мире. Некоторые автомобилисты предпочитают именно , считая их более удобными и надежными.На переднеприводных автомобилях используется подвеска типа . Обе они имеют ряд позитивных сторон, отличаются надежностью и выносливостью, кроме того не дороги в ремонте, что еще надо? Однако, как и все в этом мире, передний привод не лишен недостатков, владельцам таких авто приходится чаще менять шаровые опоры, передние ступичные подшипники, а также ШРУСы (шарнир равных угловых скоростей), о которых, кстати, сегодня и пойдет речь в моей статье.

ШРУСы или, как их еще называют "гранаты", доставляют немало хлопот автовладельцам, поэтому неудивительно, что их порой называют самым "слабым местом" переднего привода. Несмотря на прочные материалы, используемые при производстве "гранат", а также различные напыления, из-за трения и ударов, которые приходятся на , ШРУСы довольно часто выходят из строя. Банальный разрыв пыльника ШРУСа может привести к полному выходу из строя этой недешевой детали. Для того, чтобы предупредить неисправность ШРУСа и не "попасть" на дорогой ремонт, следует время от времени производить визуальный осмотр ходовой части, а также следить за целостностью пыльника ШРУСа. Сегодня я расскажу о том, как проверить ШРУС, в случае подозрения его неисправности, вы узнаете о причинах и признаках неисправности "гранаты".

Шарниры равных угловых скоростей бывают внутренними (устанавливаются в и передают крутящий момент от трансмиссии на внешний ШРУС), а также внешними (соединяются со ступицей колеса и передают крутящий момент непосредственно на колесо, через ступицу). Срок службы тех и других - разный, несмотря на кажущуюся схожесть. Причина в том, что внешние "гранаты" контактируют с колесами, от которых очень часто получают серьезные удары. Кроме того, резиновый пыльник ШРУСа очень мягкий и подвержен разрушению в результате "старения резины", воздействия нефтепродуктов, перепадов температуры и т. д. После того как пыльник повреждается, на внутренние трущиеся части шарниров попадает влага и песок, которые очень быстро выводят из строя внешний.

Причины неисправности ШРУСа:

  1. Заводской дефект (брак), низкое качество металла;
  2. Нарушения правил установки во время замены ШРУСа;
  3. Недостаток графитовой смазки или полное ее отсутствие. Смазка может вытечь в случае повреждения пыльника, во время движения автомобиля;
  4. Поврежденные пыльники или плохое их качество, в результате чего на трущиеся элементы ШРУСа попала грязь, песок, которые и сделали "свое дело";
  5. Плохие дороги, удары, неаккуратная езда по плохой дороге;
  6. Естественный износ деталей (например, когда на машине в годах "умирает" ШРУС удивительного здесь ничего нет).

Признаки неисправности ШРУСа:

  1. Характерный хруст, который слышится во время поворота. Имеется ввиду не во время поворота руля, а во время совершения поворота на лево или на право.
  2. Хруст, который слышен, когда вы трогаетесь. Особенно слышно, когда вы резко стартуете с места.
  3. Наличия люфта в соединениях шарнира. Это ощущается во время проверки ШРУСа , при вывешенном колесе, но об этом чуть позже.
  4. Рывки во время разгона.

Как проверить ШРУС?

  1. Первый способ . Выверните руль до упора вправо или влево, затем включите передачу и попробуйте резко тронуться с места. Если во время такого рывка вы услышите хруст, скорее всего "граната" постепенно выходит из строя, или уже требует замены. Прислушайтесь с какой стороны хрустит ШРУС и готовьтесь к его замене.
  1. Второй способ . Поднимаем машину на подъемнике или вывешиваем (с той стороны с корой слышен хруст). Далее производим визуальный осмотр, а также проверяем люфт. Люфта быть не должно, ну разве что минимальный.
  1. Третий способ . Вывешиваем "передок" или поднимаем машину на подъемнике. Включаем первую передачу или включаем "D". Если ШРУС неисправен , во время вращения колес вы услышите характерный отчетливый хруст.

Замена ШРУСа - занятие не из легких, и не каждому под силу, поэтому перед тем как заменить ШРУС своими руками , необходимо реально оценивать свои возможности и знания в этой области. Если времени и желания нет, замену "гранаты" лучше доверить профессионалам. Они выполнят работу быстро и качественно, при этом вам, скорее всего, предоставят гарантию на проделанную работу.

Автомобиль является сложным техническим устройством, в котором взаимодействует множество систем. Несмотря на высокую технологичность и надежность современного автомобиля, периодически происходят поломки транспортного средства. Даже владелец нового автомобиля не застрахован от неисправностей , и гарантийный срок тому свидетельство.

При возникновении неисправности встают два вопроса:

  • установление неисправности (диагностика);
  • устранение неисправности (ремонт).

Попытаемся ответить на оба вопроса.

Процесс оценки технического состояния автомобиля и определения неисправностей называется диагностикой . От качества проведения диагностики зависит объем ремонтных работ и, следовательно, затраты на его проведение. В зависимости от способа проведения различают следующие виды диагностики:

  • диагностика по внешним признакам (косвенная диагностика);
  • техническая диагностика (прямая диагностика).

Автолюбитель, наделенный знаниями конструкции автомобиля, в состоянии самостоятельно провести диагностику по внешним признакам . Это вдвойне актуально, если вы находитесь в пути и до ближайшего автосервиса многие километры.

Проведение технической диагностики требует наличия специальных знаний и навыков, а также применения различных приборов. По этой причине техническая диагностика осуществляется, как правило, в специализированных центрах. Разновидностью технической диагностики является компьютерная диагностика . С помощью специального программного обеспечения производится проверка работоспособности электронных компонентов автомобиля.

Опытный водитель производит косвенную диагностику автомобиля постоянно – от момента посадки в автомобиль и до конечной остановки. Это происходит почти автоматически. Во время движения основное внимание уделяется показаниям контрольно-измерительных приборов, а также характеристикам движения: режиму работы двигателя, устойчивости, плавности хода, легкости управления, эффективности торможения. Отклонения от стандартных параметров, как правило, свидетельствует о возникшей неисправности.

При диагностике неисправностей необходимо руководствоваться следующими принципами:

  • выявление и учет всех очевидных фактов, другими словами, установление всех внешних признаков неисправности;
  • проводение диагностирования от простого к сложному, последовательно исключая возможные неисправности.

Как показывает практика, неисправность системы автомобиля редко возникает неожиданно. Внешние признаки неисправности появляются постепенно. Необходимо помнить, что крупных неисправностей можно избежать, если своевременно диагностировать и устранить мелкие неполадки.

Признаки неисправностей , соответствующие определенным органам чувств человека, можно разделить на следующие виды:

  • акустические (слух);
  • визуальные (зрение);
  • эксплуатационные (обоняние и осязание).

Конкретная неисправность может иметь несколько внешних признаков. Это могут быть как признаки одного вида, так и их комбинация. Например, повреждение в топливной системе сопровождается повышенным расходом топлива, а также запахом бензина в салоне и подтеками под автомобилем.

С другой стороны несколько неисправностей могут иметь схожие внешние признаки. К примеру, повышенный расход топлива свидетельствует о неисправности форсунок , а также неправильной установке угла опережения зажигания, низком давлении в шинах и др.

Самую большую группу составляют акустические признаки неисправностей : всевозможные шумы, стуки, скрипы, гул, скрежет, треск и др. Источники посторонних звуков многочисленны, но основными являются неисправности двигателя, трансмиссии, ходовой части и рулевого управления. В среде автомобилистов есть крылатая поговорка: «Хороший стук всегда наружу вылезет». Многие ее понимают дословно и эксплуатируют автомобиль до конкретной поломки. Вместе с тем, смысл поговорки несколько иной – каждый посторонний звук в автомобиле говорит о зарождающейся неисправности. И чем раньше мы ее установим, тем меньшие последствия будут для автомобиля и, соответственно, для нашего кошелька. Самое главное не промахнуться с диагнозом.

При появлении посторонних звуков в автомобиле водитель должен четко представлять, при каких звуках (читаем - неисправностях) можно продолжать движение, а при каких движение строго запрещено. К примеру, большинство посторонних звуков в двигателе не предполагает дальнейшую эксплуатацию автомобиля.

Для диагностирования неисправности по звуку необходимо установить характер звука, источник распространения, а также изменение звучания при увеличении скорости и смене направления движения. Звук должен прослушиваться как в салоне автомобиля, так и за его пределами, в том числе в подкапотном пространстве.

Визуальная диагностика неисправностей производится на основе показаний контрольно-измерительных приборов на панели управления, а также путем внешнего осмотра автомобиля. При проведении внешнего осмотра особое внимание уделяется наличию подтеков под автомобилем, исправности шин, внешних осветительных приборов. Периодически проводится внешний осмотр систем и механизмов в подкапотном пространстве. Проверяется уровень масла и специальных жидкостей, наличие подтеков на двигателе и коробке передач, целостность воздушных патрубков и электрической проводки.

К эксплуатационным признакам неисправностей относятся признаки, определяющиеся с помощью обоняния и осязания. Запахи играют важную роль в диагностике неисправностей систем автомобиля. Так, запах бензина в салоне свидетельствует о неисправности топливной системы , запах выхлопных газов (если это не идущий впереди «КамАЗ») – о неисправности выпускной системы, запах подгоревшего машинного масла – о неисправности системы смазки . Сладкий химический аромат появляется при подтекании охлаждающей жидкости - неисправности системы охлаждения . Прогоревший катализатор сопровождается запахом тухлых яиц. Имеет свой специфичный запах и плавящаяся проводка электрооборудования автомобиля.

В диагностике неисправностей также активно участвует тело человека: руки, ноги, «пятая точка», кожные покровы. С помощью осязания определяются многие неисправности. Например, рывки при движении свидетельствуют о неисправности системы зажигания . Затруднения при переключении передач проявляются при неисправности коробки . Неисправности элементов подвески (пружин, амортизаторов) сопровождаются проседанием автомобиля. Увеличенный ход педали тормоза говорит о неисправности тормозной системы и т.д.

Таким образом, по внешним признакам можно определить множество неисправностей, но далеко не все, особенно в части электроники. Во многих случаях совремнному автомобилю требуется техническая диагностика.

Задачу по устранению выявленной неисправности каждый водитель решает самостоятельно. Устранение некоторых неисправностей не требует специальных навыков. Вместе с тем серьезные ремонтные работы лучше доверять специалистам.

Мобильный телефон стал незаменимым помощником и постоянным спутником современного человека. Но, так же как любая другая техника, мобильные телефоны склонны иногда ломаться. Конечно, ремонт должны осуществлять специалисты, но в некоторых случаях можно самостоятельно поставить предварительный диагноз.

Как показывает практика, все неисправности мобильных телефонов делятся на две большие группы: те, которые появляются по вине пользователя, и те, которые возникают самопроизвольно. Самопроизвольно могут возникнуть в среднем около пяти процентов неполадок, связанных с аппаратной частью устройства. Отдельной «статьей» являются неисправности, связанные с программным обеспечением.

Основной причиной неисправностей, появляющихся по вине пользователя, является небрежное отношение к телефону – попадание влаги внутрь корпуса, падение телефона с разной высоты и т.д. Одной из опасностей, подстерегающих телефон, который носят в заднем кармане джинсов, может стать риск раздавливания экрана аппарата, особенно у моделей азиатских или китайских производителей.

Проще всего провести диагностику механических повреждений телефона. Сразу видно разбитые дисплеи, поврежденные корпуса, сломанные интерфейсные разъемы и кнопки. Необходимость ремонта можно вычислить, узнав стоимость телефона на первичном и вторичном рынках, цену запчастей и стоимость выполнения ремонтных работ. Естественно, ремонт лучше доверить местам с хорошей репутацией. И не столь важно, будет ли это предприниматель-одиночка или сервисный центр.

Если нужно, к примеру, заменить дисплей на сверхбюджетных или старых моделях телефонов, ремонт не оправдает вложенных в него средств. Можно попробовать осуществить ремонт самостоятельно, купив аналогичный неисправный телефон и собрав из двух аппаратов один. Но при этом стоит внимательно изучить будущего «донора запчастей».

Выход из строя микрофонов и динамиков из-за попадания в них влаги также относится к неисправностям, привнесенным пользователем. Речь при этом идет о влаге, которая попадает в телефон при его использовании и ношении в карманах одежды, а вовсе не о попадании в жидкость самого телефона. В жаркие летние дни возникновение подобной неисправности вовсе не редкость.

Чтобы диагностировать неработающий микрофон/динамик, достаточно позвонить с неисправного аппарата на другой. Правда, подобным же образом могут вести себя и некоторые аппараты с рабочими микрофонами/динамиками, но с «хромающими» ПО или электроникой. Обычно замена микрофона/динамика и сами запчасти обходятся не особо дорого.

Телефоны подвижных форм-факторов, таких как слайдер, ротатор или раскладушка, подвержены перетиранию и излому соединяющего плату и экран шлейфа. Диагностировать эту неисправность также достаточно легко – обычно при этом не работает динамик или экран (при работающей подсветке дисплея отсутствует изображение), но сохранены все остальные функции. В зависимости от модели цена шлейфов может быть различной. Иногда требуется заменить шлейф вместе с дисплеем.

Диагностика прочих аппаратных неисправностей, таких как самопроизвольное отключение телефона, потеря сети оператора и проч., чаще всего требует специальных знаний.

Нестабильная работа телефона – например, его «зависание» - может быть спровоцировано сбоем программного обеспечения или переполнением оперативной памяти. В этом случае нужно выполнить возврат к заводским настройкам, очистив при этом все содержимое телефона. Само собой, перед выполнением этой процедуры нужно сохранить резервную копию важных данных.

Сброс настроек и возврат к заводским настройкам осуществляется из отдельного пункта меню в «Настройках». Правда, при этом может быть запрошен код блокировки. Этот код «по умолчанию» обычно указан в инструкции на телефон. Каждый производитель имеет свой код блокировки:
- Nokia - 12345
- Samsung - 00000000
- Motorola - 1234 или 00000000
- Pantech – 1234
- SkyLink - 1234, 0000
- Voxtel, Philips, Panasonic - 1234, 0000
- Siemens не имеет стандартного кода
- Китайские подделки - 1122, 3344, 1234, 0000

В некоторых моделях телефонов полную очистку флэш-памяти можно выполнить только после обновления программного обеспечения телефона при помощи соответственной сервисной утилиты.

Более конкретные рекомендации по самостоятельному ремонту телефонов следует искать на специализированных форумах по ремонту мобильных телефонов. Однако, прежде чем приступить к столь смелому шагу, нужно все же тщательно взвесить все за и против.