Дешевле такси: кто и как делит московский рынок каршеринга

Для непродолжительных поездок по городу, подразумевающая почасовую либо поминутную оплату за пользование транспортным средством и его последующий возврат в удобный для клиента пункт обслуживания. Термин произошел от английского carsharing.

Преимущества каршеринга для клиента

Пользуясь данной услугой, ваши клиенты смогут значительно экономить совокупную стоимость транспортных средств, поскольку оплачивается лишь время реального использования машины.


Благодаря каршерингу, автомобиль становится еще более доступнее. Как правило, на Западе многие пункты аренды автоматизированы, что позволяет оператору предоставлять клиенту оптимальный выбор между автомобилем и одним из видов общественного транспорта. Помимо этого, такая аренда сокращает издержки, возникающие при использовании личного автомобиля. Таким образом, благодаря развитию и росту популярности услуги, жители крупных городов все чаще отдают предпочтение данному сервису, отказываясь не только от других видов аренды транспорта, но и эксплуатации собственного.

По статистике , собранной специалистами компании «Frost Sullivan», в Европе в 2011 году услугой каршеринга пользовалось порядка 700 000 человек, а к 2020 году количество подписчиков сервиса должно достигнуть 15 миллионов человек. Одновременно с этим, до 240 000 штук увеличится и количество предлагаемых автомобилей. В России и странах СНГ этот бизнес и по сей день находится в стадии зачатия, и в основном существует только в столицах.

Примечательно, что некоторые крупные автопроизводители также заинтересованы в развитии системы каршеринга и уделяют большое внимание развитию подобной услуги. К примеру, компания Toyota уже несколько лет поддерживает и расширяет собственную сеть, предоставляя клиенту полный набор услуги по удобной аренде автомобиля.

Как проходит предоставление услуги

Для пользования услугами каршеринга клиенту обычно требуется заключение договора с компанией-оператором: в нем прописываются особенности использования сервиса, а также обязанности и права каждой из сторон. После этой процедуры пользователю в любое время становятся доступны свободные автомобили сервиса.


Бронирование и доступ к машине осуществляется следующими способами:

  • онлайн-бронированием свободной машины посредством браузера;
  • бронированием с использованием мобильных приложений;
  • физическими картами доступа, например Mifare, HID и пр., для чего могут применяться имеющие RFID-метку обычные водительские удостоверения.

В первых двух случаях пользователю обычно отводится около 20 минут, за которые он должен прибыть к выбранной машине – в течение этого времени арендная плата не насчитывается. По истечении 20 минут начинает действовать парковочный тариф с взиманием соответствующей платы.

Каршеринг или долгосрочная аренда

В сравнении с долгосрочной арендой автомобиля, каршеринг имеет ряд существенных отличий:

  • получение и возврат автомобиля можно произвести в пункте аренда ежедневно и круглосуточно;
  • возможна аренда машины по дням, а также часам или даже минутам;
  • автоматизированный процесс бронирования, получения и возврата автомобиля;
  • стоимость аренды включает топливо и страховку;
  • пункты выдачи и возврата располагаются в удобных местах: неподалеку от крупных остановок общественного транспорта;
  • большое количество пунктов каршеринга, причем их число постоянно растет;
  • клиент предварительно одобряется к вождению и имеет членскую карту.

Каршеринг переводится с английского как “поделись машиной”. Это довольно новый, но перспективный бизнес для России, который служит альтернативой обычной аренде или Те, кто пользуются этой услугой, отмечают ее относительную дешевизну, удобство пользования и, главное, мобильность.

Суть каршерингового сервиса

  1. Клиент регистрируется на сайте (вступает в клуб), скачивает себе на телефон мобильное приложение.
  2. Когда возникает необходимость, он загружает приложение и отыскивает с помощью карты ближайший припаркованный автомобиль. Он оставляет заявку, и машина “закрепляется” за ним.
  3. В течение 20 минут он должен достичь автомобиля и сесть в него. Однако если он не успевает, то машина всё равно остается за ним, однако включится поминутная тарификация оплаты парковки.
  4. Когда клиент достигает выбранного транспорта, он нажимает на кнопку в приложении и отключает блокировку дверей машины. Теперь он может сесть за руль и беспрепятственно передвигаться по Москве.

Особенности каршеринговых автомобилей

Естественно, что автомобиль должен быть подготовлен. Особенности такой машины следующие:

  • чтобы не было проблем с заводом двигателя, ключ уже впаян в замок зажигания;
  • в бардачке находятся все необходимые документы: талон техосмотра и страховка (мульти);
  • в бардачке также находится заправочная карточка, которую нужно отдать диспетчеру на любой АЗС из числа партнеров сервиса;
  • на рабочей панели находится встроенный GPS-навигатор, который не только помогает водителю с выбором пути, но и служит “маячком”, чтобы диспечер всегда знал месторасположение автомобиля;
  • в багажнике – домкрат и другие инструменты, если необходим экстренный ремонт.

Поэтапный план развития предприятия каршеринга

  1. , привлечение инвесторов, анализ конкурентов,
  2. Поиск партнеров, заключение
  3. Аренда офиса и оборудование диспетчерской.
  4. Приобретение первых пяти
  5. Оформление страховки на машины.
  6. Разработка сайта, мобильных приложений и необходимого программного обеспечения.
  7. Найм персонала: диспетчеров, и механика-водителя.
  8. Запуск рекламной кампании.
  9. Отработка схем взаимодействия с партнерами.
  10. Закупка остальных 15-ти автомобилей.
  11. Коррективка тарифов в соответствии с затратами и доходами, выход на самообеспечение.

С чего начать каршеринг в Москве и других городах России?

Для открытия каршеринг-сервиса на первом этапе потребуется:

  1. или . Так как средств для открытия бизнеса понадобится немало, лучше собрать группу энтузиастов и открыть свою фирму. Не лишним будет привлечь инвесторов, чтобы старт был более уверенным.
  2. Встать на учет в налоговой и , приобрести кассовый аппарат.
  3. Получить лицензию на перевоз пассажиров и грузов в Минтрансе. Формально сервис можно зарегистрировать как службу такси – это избавит от лишних вопросов, однако в таком случае придется оформлять автомобили в едином стиле в соответствии с законом “О такси”, а это может отпугнуть потенциальных клиентов.
  4. Арендовать место для офиса и диспетчерской. Нет смысла искать два различных места – можно ограничиться только одним помещением. После этого можно приступать к работе.

Поиск партнеров

Каршеринг – это бизнес не из простых, и без партнерских отношений здесь не обойтись. Кого следует отыскать?

  • Инвесторов – в первую очередь. Без финансовых вложений не обойтись.
  • в которых можно дешевле производить профосмотр авто и их починку.
  • на которых клиент сможет заправляться без помех с помощью дисконтных карт.
  • на которых можно будет временно или постоянно парковать автомобили.

Чем больше партнеров удастся привлечь владельцу сервиса, тем больше возможностей он сможет предоставить своему клиенту, что в конечном счете скажется на прибыли.

Приобретение каршеринговых машин

Основа каршеринга – это автомобили. Как показывает практика, для успешного старта бизнеса в таком крупном городе, как Москва, нужно иметь не менее 20 каршеринговых машин на ходу. Естественно, что не у каждого бизнесмена есть возможность оформить нужное количество транспорта в собственность.

В качестве альтернативы можно использовать аренду машин или лизинг. Последнее даже предпочительнее, так как авто постепенно будет переходить в собственность компании.

Что касается марки машин, то необходимо отдавать предпочтение зарекомендовавшим себя иномаркам. Отлично подойдут BMW, Chevrolet, Volkswagen, Renault и т.д.

При оформлении каршеринговых машин в лизинг переговоры лучше всего вести непосредственно с представителем компании: произойдет экономия на посредниках.

Страховка и безопасность

Резонный вопрос – а как защититься от кражи машин? Здесь есть несколько решений:

  • диспетчер может отследить по GPS-навигатору местонахождение любого автомобиля и заявить о краже в дорожную полицию или в частную охранную фирму (при наличии контракта), которые перехватят нарушителя.
  • устанавливается специальное программное обеспечение, которое автоматически глушит двигатель, если авто въехал в “запретную”, то есть слишком отдаленную от Москвы внешность;
  • клиент для подстраховки должен использовать свои реальные паспортные данные (т.е. компания всегда знает, кто каким автомобилем воспользовался тот или иной водитель), а также данные водительского удостоверения.

Еще один способ обезопасить себя – оформить страховку на случай угона автомобиля. Цена вопроса обычно не больше 5 тысяч за каждый автомобиль в месяц. Однако если машина станет жертвой злого умысла, то можно будет получить на руки ее стоимость обратно.

Сервис каршеринга: организация диспетчерской службы

Работа диспетчера в каршеринге еще более сложна и ответственна, чем в обычном такси. Если там общение с диспетчером ограничивается вызовом автомобиля и – иногда – разборками с недовольными клиентами, то в каршеринге диспетчер – это стержень, на котором держится вся работа.

Он ответственен за общение с клиентами, отслеживание местонахождения всех автомобилей, работу с партнерами, обеспечение стабильной связи и т.д.

В обычных условиях понадобится не менее 4 диспетчеров, чтобы они могли оперативно решать все возникшие вопросы. Хорошо, если у каждого будет своя специализация – это благоприятно скажется на оптимизации рабочих процессов.

Диспетчерам нужно будет оборудовать рабочее место с компьютерами с выходом в интернет и интеграцией с приложением, позволяющим отслеживать местонахождение авто в реальном времени. Также их нужно обеспечить стабильной мобильной связью.

Кроме того, в команду обязательно надо будет включить водителя, механика и бухгалтера.

Разработка онлайн приложений для каршеринга

Смысл приложений сводится к следующему: клиенту необходимо максимально быстро найти ближайший автомобиль, “закрепить” его за собой, иметь возможность проникнуть внутрь, оплатить пользование машиной.

Необходимое программное обеспечение

  • Это основная рабочая площадка сервиса. На нем должна быть возможность зарегистрироваться, получить номер клиента, пополнить счет. Кроме того, через сайт водитель должен находить автомобили вблизи, иметь возможность скачать мобильные приложения.
  • Приложения под Android и iOS. Чем больше устройств поддерживается, тем шире охват аудитории и тем удобнее пользоваться сервисом.
  • Программы для диспетчеров. Хорошо, если у диспетчеров будет интерактивная карта с синхронизацией GPS-навигаторов, расположенных в машинах.

Естественно, что у клиента должна быть возможность просто позвонить диспечтеру.


Бизнес-план каршеринг-сервиса в Москве

В качестве исходных берем следующие данные: 20 автомобилей, 4 диспетчера, 1 механик (он же водитель), 1 бухгалтер-экономист, офис на окраине города (для снижения издержек).

Первоначальные расходы

  • получение все разрешений – от 10 тыс. рублей.
  • разработка сайта с необходимым функционалом – от 20 тыс. рублей;
  • разработка мобильных приложений – от 20 тыс. рублей;
  • оформление в лизинг первой партии автомобилей в количестве 20 штук – от 2 млн. рублей;
  • покупка необходимого оборудования для автомобилей, в том числе навигаторов – от 200 тыс. рублей;
  • оборудование офиса и диспетчерской – от 500 тыс. рублей;
  • реклама – от 500 тыс. рублей.

Таким образом, стартовать следует с бюджетом не менее 3 млн. 250 тыс. рублей.

Ежемесячные расходы

  • оплата аренды офиса и квартплаты – от 25 тыс. рублей;
  • – от 200 тыс. рублей;
  • выплаты по договору лизинга – от 200 тыс. рублей;
  • оформление страховки – от 100 тыс. рублей;
  • расходы на бензин и ГСМ – от 300 тыс. рублей;
  • поддержка сайта и мобильных приложений – от 20 тыс. рублей;
  • расходы на рекламу – от 50 тыс. рублей;
  • ремонт и осмотр автомобилей – от 200 тыс. рублей;
  • непредвиденные расходы – от 200 тыс. рублей.

Таким образом, ежемесячные расходы составляют 1 275 тысяч рублей.

Подсчитаем доходы

  • в среднем стоимость аренды машины в действущих каршеринг-сервисах – 10 рублей за минуту, или 600 рублей за час;
  • в сутки при полной загруженности доход с одного автомобиля составляется при такой тарификации 14 400 рублей, в реальности доход составляет порядка 3000 рублей;
  • всего автомобилей 20, значит, итоговый доход в сутки – 60 тыс. рублей;
  • в месяц доход составляет 1,8 млн. рублей.

Итого прибыль: 1 800 000 – 1 275 000 = 525 000 рублей, после вычета налогов: 493,5 тыс. рублей.

Срок окупаемости проекта: 7 месяцев.

Что такое каршеринг и в чем особенности подобного вида бизнеса вы можете узнать в этом видео:

О каршеринге сегодня размышляют даже те, кто ездит на работу с водителем и без сожаления тратит десятки тысяч рублей на парковку. Этот интерес - результат бума, который мы наблюдаем в том числе и в Москве. Столичный рынок каршеринга в прошлом году вырос на 400%, еще плюс 70% эксперты ожидают по итогам нынешнего года.

В планетарном масштабе тоже прогнозируют кратный рост, хотя и на более длительной дистанции. По оценке Global Market Insights, к 2024 году мировой рынок каршеринга достигнет в денежном выражении $6,5 млрд против $1 млрд в 2015-м.

На этом фоне в сети появились десятки предложений для инвесторов от небольших компаний и сотни материалов о том, как открыть собственный каршеринговый сервис. Авторы нередко ссылаются на опыт крупных автопроизводителей и профессиональных инвесторов.

Соблазнительный пример

Действительно, в 2016 году сразу несколько автоконцернов вложились в этот сегмент, купив доли в профильных компаниях или запустив собственные платформы в развитых и развивающихся странах. GM организовала совместный проект с Uber, а затем инвестировала в одного из китайских операторов. Ford продолжил вкладываться в индийскую ZoomCar, сервис от BMW появился в нескольких американских городах.

Самый любопытный вариант, пожалуй, получился у Toyota. Компания не просто вложилась в американский Getaround, а создала модель, которая позволяет клиентам быстрее расплачиваться по лизинговым сделкам. Пользователи могут сдавать в аренду свои «Тойоты» и «Лексусы», а полученную плату использовать для погашения долга.

Инвестиции автогигантов в каршеринг не всегда масштабны. Так, PSA Group, владеющая брендами Peugeot и Citroen, сначала вложилась в Communauto - одного из основных канадских операторов краткосрочной аренды. А затем инвестировала скромные $16 млн в компанию TravelCar, которая работала исключительно в Париже.

К моменту появления автоконцернов на рынке многие каршеринговые компании успели пройти несколько инвестраундов и привлечь средства фондов. В России этот этап пока в разгаре.

Так, основатель итальянской Conсern General Invest Винченцо Трани через подконтрольные структуры аккумулировал более половины «Делимобиля», лидирующего на московском рынке. Трани вложил, по различным оценкам, до 1,5 млрд рублей и не планирует останавливаться.

Более молодая и компактная BelkaCar привлекла сначала $260 000 от BMT Private Equity основателя «Вымпелкома» Дмитрия Зимина. А чуть позже - еще €2,1 млн от европейского фонда прямых инвестиций Bryanston.

Объявляя о сделках, представители автоиндустрии и профессиональные инвесторы в один голос говорили о многообещающих рыночных перспективах, растущем спросе и пока еще свободной нише. Но может ли частный инвестор успешно следовать этим примерам?

Не биржевой товар

Проблема в том, что большинство привычных инвестору инструментов не применимы к каршерингу. За редким исключением участники этого сегмента так и не вышли на IPO, и их бумаги не торгуются на бирже.

Опыт каршерингов, которые все же оказались на бирже, не очень вдохновляет остальных. Так, американская Zipcar провела IPO в 2011-м, по итогам размещения ее капитализация превышала $1 млрд. Каршеринг тогда был модной новинкой в США. Рынок поддался ажиотажу и переоценил оператора, хотя тот с момента своего создания ежегодно демонстрировал потери.

К декабрю 2012-го бумаги ZipCar подешевели в 3,5 раза. В конце концов ее поглотила Avis Budget, заплатив за нее $0,5 млрд.

В минувшем июне на IPO вышла небольшая датская компания Green Mobility, которая работает с модными в Европе электрокарами. Рынок оценил оператора в $33 млн. Перспективы, учитывая опыт Zipcar, пока оцениваются осторожно.

С краудфандингом профильным игрокам тоже не очень везет. Новозеландская MyCarYourRental собрала на краудфандинговой площадке всего $4 000 вместо $300 000. Уже упомянутая BelkaCar - чуть более 42 000 рублей вместо запрошенных 1,6 млн. Хотя обе компании благополучно привлекли средства от венчурных и инвестфондов.

Частным лицам тоже нередко предлагают войти в капитал или прокредитовать развитие по договору с владельцем. Но обычно это микро-игроки, для которых прогнозы неутешительны. В крупных городах компаниям с парком до 100 машин выжить уже сложно, в мелких - недостаточна клиентская база.

Есть и специфические для каршеринга инструменты заработка - например, сдавать собственное авто через сервисы вроде Darenta или купить так называемую «инвестиционную машину». Первый способ подходит водителям, которые редко пользуются личным транспортом, и может принести скромную прибавку в $1 000-3 000 ежегодно. Второй подразумевает, что инвестор купит авто специально для того, чтобы передать сервису.

По расчетам Anytime, которая активно использует вторую модель, купленная примерно за 760 000 рублей Kia Rio принесет за два года 24% прибыли. Компания исходит из того, что машину можно будет продать за 0,5 млн рублей после двух лет использования в каршеринге. Но высокая аварийность, о которой говорят, например, фаундеры BelkaCar и пользователи Getaround, заставляет усомниться в цене продажи.

С автогигантами - спокойнее

Что же остается инвестору, который, несмотря ни на что, хочет заработать на каршеринге? Если он не обладает специальными знаниями в автомобильном бизнесе и не владеет ремонтной мастерской, финансовые инструменты, пусть и не многочисленные, для него удобнее и безопаснее, чем прямое участие в бизнесе.

Однако придется запастись терпением и тщательно выбирать объект вложений.

Европейский рынок каршеринга, на котором работает публичная Green Mobility, выглядит довольно привлекательно. Число пользователей в странах ЕС в прошлом году оценивалось примерно в 3 млн человек. К 2021 году этот показатель вырастет до 14 млн, считают аналитики BCG. Более того, именно в Европе будет сгенерирована основная часть доходов от каршеринга - €2,1 млн из общемировых €4,7 млн.

По сравнению с Zipcar, которая уходила в глубокий минус из-за агрессивной экспансии и расходов на ремонт, Green Mobility сморится лучше. Компания пока не собирается покорять весь мир и готова ограничиться Северной Европой. А здесь потребительская культура позволяет избежать огромного числа поломок и аварий, а значит, и расходов на починку.

Стоимость акции Green Mobility пока колеблется вокруг цены размещения с небольшой тенденцией к росту. И все же не стоит забывать, что по итогам прошлого года оператор показывал отрицательный доход.

К тому же компания - основана всего пару лет назад. Желающим вложиться в более опытных игроков придется искать площадки для инвестиций в непубличные компании. Так, платформа Equity Zen предлагает своим клиентам инвестиции в Getaround, которая работает в плюс.

Сам оператор уже привлек почти $90 млн от различных фондов и предлагает присоединиться к инвесторам через платформу AngelList. Вместе с Getaround там числятся около двух десятков каршеринговых проектов. На площадку попадают стартапы, у которых уже есть не менее $100 000 посевных инвестиций. С одной стороны, это подтверждает, что компанию позитивно оценили венчурные фонды, решив в нее вложиться. С другой, не стоит забывать, что фонды именно венчурные и изначально рассчитаны на высокий уровень риска.

Более безопасный сценарий - заработать на каршеринге косвенно, через инвестиции в бумаги автомобильных гигантов. Когда крупные автопроизводители объявляли о покупке или запуске каршерингового проекта, цена их акций почти всегда устойчиво шла вверх.

Да и в целом мировой авторынок чувствует себя лучше, чем прежде. Годовая доходность акций GM, запустившей сервис вместе с Uber, на сегодня превышает 18%. В свою очередь, автомобильный ETF CARZ показал плюс 21,2% за год: сюда входят бумаги крупнейших автоконцернов, и большинство из них уже работают в новом сегменте.

Однако в более длительной перспективе каршеринг способен принести немало головной боли компаниям, которые его развивают. Из-за перехода на совместное использование автомобилей, по прогнозу BCG, продажи машин упадут в ближайшие четыре года как минимум на процент.

Хотя к тому моменту каршеринговые сервисы уже должны освоиться на бирже.

Каршеринг – широко распространенный в Европе, США, Японии, Австралии бизнес, который предполагает сдачу авто в аренду на несколько часов через мобильное приложение. В России такие сервисы только начинают свое активное развитие, что предопределяет низкую конкуренцию на рынке. Это бизнес-идея, которая идеально стартует в кризисные годы, предполагает наличие от 10-15 собственных или арендованных авто и от 4 сотрудников на старте. Первоначальные инвестиции составляют от 1,5 млн руб., причем окупятся они за 1-2 года.

 

Покупка и содержание собственного автомобиля - затратное мероприятие, поездки на общественном транспорте - неудобно и непрестижно, услуги такси - излишне дорогое удовольствие. Существует ли выход из этого замкнутого круга? В последние годы в России начинает набирать популярность каршеринг - вариант краткосрочной аренды автомобилей, который обходится гражданам дешевле услуг такси.

Суть модели бизнеса по краткосрочной аренде авто

Каршеринг (от англ. Car Sharing - делить автомобиль) - относительно новое явление в российском бизнесе, которое состоит в том, что любой желающий может взять в аренду машину на несколько часов и оставить ее в условленном месте, после чего ее смогут использовать иные арендаторы. По какой схеме работает эта хитрая бизнес-модель?

  1. Владелец бизнеса имеет на балансе 10-20 автомобилей, которые размещены на 1-3 стоянках по городу.
  2. Фирма по каршерингу имеет собственное мобильное приложение, в котором зарегистрированные пользователи смогут узнавать информацию о месте расположения авто и резервировать их в онлайн-режиме.
  3. Выбрав автомобиль, клиент использует его в течение определенного времени, после чего оставляет на стоянке.

Важный момент! Доход компаний, предоставляющих услуги каршеринга, складывается из фиксированного взноса за регистрацию в мобильном приложении и платы за время использования машины. При этом чаще всего устанавливается поминутный тариф. Так, в Москве он составляет в среднем порядка 5-20 руб./мин.

Компания по каршерингу должна позаботиться о заправке автомобиля топливом, оформлении страховки (КАСКО, ОСАГО), установки необходимого оборудования (видеорегистратор, GPRS-навигатор и др.), а также обеспечивать регулярное техническое обслуживание.

Рисунок 1. Если в период использования транспортное средство попало в ДТП,
то ущерб возмещается за счет клиента.
Источник: сайт TopNews

Важный момент! Начать бизнес можно с покупки 10 недорогих подержанных авто (например, Renault Logan Ravon R2, Hyundai Solaris, KIA Rio), ориентированных на массовый сегмент потребителей. Из персонала достаточно будет нанять по 2 администратора и 2 охранника на каждую стоянку. При таком раскладе первоначальные затраты составят от 1,5-2 млн руб.

Справка! Если стоимость каршеринга обходится потребителями ниже цены проезда в такси, то даже в этом случае бизнес окупится в течение 1-2 лет.

Перспективно ли организовывать бизнес на каршеринге в России?

Краткосрочная аренда автомобилей - весьма распространенное явление за рубежом. Активная конкурентная борьба на рынке побуждает владельцев бизнеса предлагать клиентам новые полезные опции: онлайн-калькулятор для определения величины экономии за счет «дележа автомобиля», разные тарифные планы, бонусы аккуратным водителям с большим стажем вождения, карты доступа с определением радиуса дальности и др.

Справка! Схема каршеринга впервые была реализована на практике в Швейцарии в 1948 году. Ныне это явление широко распространено в США, Великобритании, Франции, Германии, Нидерландах, Дании, Австрии, Сингапуре, Японии, Австралии, Бельгии, Швеции, Канаде, Бразилии, Ирландии, Новой Зеландии. Крупнейшая каршеринговая компания в мире - Car2Go (США), которая обслужила в 2017 году около 1 млн клиентов.

Рисунок 2. Американская компания Car2Go в последние годы переходит на использование электрокаров.
Источник: официальный сайт компании Car2Go

Первая российская каршеринговая компания Anytime появилась в 2013 году. В настоящее время она обслуживает порядка 15 000 зарегистрированных в ее приложении клиентов. Однако до сих пор российский рынок характеризуется предложением, которое существенно превышает спрос.

Существуют и иные факторы, которые обуславливают актуальность и перспективность этой бизнес-идеи:

  1. По статистике, одна каршеринговая машина способна заменить 10-15 личных авто и разгрузить дороги, оттого местные власти всегда поддерживают предпринимателей, которые создают подобный бизнес.

    Справка! С 2015 года в Москве плата за парковку каршерингового автомобиля составляет 60 000 руб. в год, в то время как для обычных машин платеж установлен на уровне 250 000 руб. (Постановление Правительства Москвы от 19 августа 2015 г. N 523-ПП)

  2. Конкуренция на рынке каршеринга чрезвычайно мала: в Москве ныне функционирует 6 операторов, в Санкт-Петербурге - 4, а в некоторых городах регионального значения такая услуга и вовсе отсутствует, несмотря на внушительную численность населения.
  3. Каршеринг - бизнес, который переживает активный рост именно в годы кризиса, когда совершенно невыгодно: в попытке сэкономить люди пытаются в первую очередь сократить затраты на личное авто, а краткосрочная аренда - способ снизить затраты на 200-500 долл. в год. Следовательно, начинать бизнес можно не только со сдачи собственных автомобилей, но и с посреднических операций по предоставлению в аренду машин третьих лиц.

Остается добавить, что для каршеринга характерны иные преимущества, уместные и для иных видов бизнеса: компания, зарегистрированная в форме ООО, может использовать выгоды упрощенных режимов налогообложения, даже с парком в 10-15 машин можно обойтись 4-8 работниками, местные власти могут помочь с выделением участка земли под стоянку и др.

Справка! В настоящее время в Москве проживает более 12 млн человек. По статистике, на такое количество граждан оптимальным будет порядка 2-2,2 тыс. каршеринговых авто. При этом их реальное число приближается к 1,5 тыс., что свидетельствует о значительном потенциале рынка.

Форматы каршерингового бизнеса

Анализ практики краткосрочной аренды авто позволяет выделить три формата работы таких компаний:

  1. B2C (business-to-customer) - фирма закупает автомобили в собственность, после чего предоставляет их в аренду клиентам.
  2. P2P (peer-to-peer) - компания выступает посредником - арендует машины у частных владельцев, а затем сдает их клиентам, выигрывая на разнице в ценах.
  3. NFP (non-profit or co-op) - особая форма каршеринга, когда машины сдаются в аренду не ради прибыли, а в целях продвижения благотворительных программ.

Важный момент! Не следует путать каршеринг с рейдшерингом. Во втором случае клиенты такси ищут попутчиков и разделяют с ними стоимость поездки.

Рисунок 3. Если клиент возвращает машину в исходную точку, то он снял машину на условиях round-trip, если оставляет в любой точке города - one-way.
Источник: сайт Wroom

Каршеринг в России - примеры действующего бизнеса

Anytime - первые авто в краткосрочный наем в Москве

Anytime - первая компания по каршерингу в России, которая была основана в 2013 году. Ныне она предлагает свои услуги на территории Москвы и Московской области, а в течение 2018-2019 годов Anytime планирует охватить своей деятельностью еще 24 региона России.

Основателями уникальной для России бизнес-модели стали Роман Ильканаев, Салим и Сабина Якубовы. Начинать им пришлось непросто: первые 72 автомобиля партнеры взяли в лизинг, в сутки загрузка в среднем составляла 4 часа, а требовалось не менее 6. В итоге 2013 год фирма закончила с убытком в 12,7 млн руб.

Рисунок 4. Практичные автомобили компании Anytime.
Источник: официальная страница Anytime ВКонтакте

Первая неудача не смутила предпринимателей, и в 2014 году они запустили иную бизнес-модель, которая позволила им добиться прибыли и сохранить одну из ведущих позиций в отрасли. Ныне Anytime предлагает своим клиентам три тарифа: Classic и Black (для пассажиров) и Cargo ().

Справка! Смена бизнес-модели состояла переходе от формата B2C к формату P2P: если ранее компания сдавала приобретенные в лизинг авто, то ныне она представляет собой платформу, на базе которой в краткосрочную аренду сдается более 150 машин частных лиц.