Действия по сигналам светофора. Что означает мигание желтого сигнала светофора

В светофорах применяются световые сигналы зеленого, желтого, красного и бело-лунного цвета.

В зависимости от назначения сигналы светофора могут быть круглые, в виде стрелки (стрелок), силуэта пешехода или велосипеда и X-образные.

Светофоры с круглыми сигналами могут иметь одну или две дополнительные секции с сигналами в виде зеленой стрелки (стрелок), которые располагаются на уровне зеленого круглого сигнала.

Круглые сигналы светофора имеют следующие значения:

ЗЕЛЕНЫЙ СИГНАЛ разрешает движение;

ЗЕЛЕНЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛ разрешает движение и информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал (для информирования водителей о времени в секундах, остающемся до конца горения зеленого сигнала, могут применяться цифровые табло);

ЖЕЛТЫЙ СИГНАЛ запрещает движение, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил, и предупреждает о предстоящей смене сигналов;

ЖЕЛТЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛ разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода, предупреждает об опасности;

КРАСНЫЙ СИГНАЛ, в том числе мигающий, запрещает движение.

Сочетание красного и желтого сигналов запрещает движение и информирует о предстоящем включении зеленого сигнала.

Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками. При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком.

Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции или включенный световой сигнал красного цвета ее контура означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.

Если на основной зеленый сигнал светофора нанесена черная контурная стрелка (стрелки), то она информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и указывает иные разрешенные направления движения, чем сигнал дополнительной секции.

Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода и (или) велосипеда, то его действие распространяется только на пешеходов (велосипедистов). При этом зеленый сигнал разрешает, а красный запрещает движение пешеходов (велосипедистов).

Для регулирования движения велосипедистов может использоваться также светофор с круглыми сигналами уменьшенного размера, дополненный прямоугольной табличкой белого цвета размером 200 x 200 мм с изображением велосипеда черного цвета.

Для информирования слепых пешеходов о возможности пересечения проезжей части световые сигналы светофора могут быть дополнены звуковым сигналом.

Для регулирования движения транспортных средств по полосам проезжей части, в частности по тем, направление движения по которым может изменяться на противоположное, применяются реверсивные светофоры с красным X-образным сигналом и зеленым сигналом в виде стрелы, направленной вниз. Эти сигналы соответственно запрещают или разрешают движение по полосе, над которой они расположены.

Основные сигналы реверсивного светофора могут быть дополнены желтым сигналом в виде стрелы, наклоненной по диагонали вниз направо или налево, включение которой информирует о предстоящей смене сигнала и необходимости перестроиться на полосу, на которую указывает стрела.

При выключенных сигналах реверсивного светофора, который расположен над полосой, обозначенной с обеих сторон разметкой 1.9, въезд на эту полосу запрещен.

Для регулирования движения трамваев, а также других маршрутных транспортных средств, движущихся по выделенной для них полосе, могут применяться светофоры одноцветной сигнализации с четырьмя круглыми сигналами бело-лунного цвета, расположенными в виде буквы "Т". Движение разрешается только при включении одновременно нижнего сигнала и одного или нескольких верхних, из которых левый разрешает движение налево, средний - прямо, правый - направо. Если включены только три верхних сигнала, то движение запрещено.

Круглый бело-лунный мигающий сигнал, расположенный на железнодорожном переезде, разрешает движение транспортных средств через переезд. При выключенных мигающих бело-лунном и красном сигналах движение разрешается при отсутствии в пределах видимости приближающегося к переезду поезда (локомотива, дрезины).

Сигналы регулировщика имеют следующие значения:

РУКИ ВЫТЯНУТЫ В СТОРОНЫ ИЛИ ОПУЩЕНЫ:

Со стороны левого и правого бока разрешено движение трамваю прямо, безрельсовым транспортным средствам прямо и направо, пешеходам разрешено переходить проезжую часть;

Со стороны груди и спины движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено.



ПРАВАЯ РУКА ВЫТЯНУТА ВПЕРЕД:

Со стороны левого бока разрешено движение трамваю налево, безрельсовым транспортным средствам во всех направлениях;

Со стороны груди всем транспортным средствам разрешено движение только направо;

Со стороны правого бока и спины движение всех транспортных средств запрещено;

Пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика.



РУКА ПОДНЯТА ВВЕРХ:

Движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено во всех направлениях, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил.



Регулировщик может подавать жестами рук и другие сигналы, понятные водителям и пешеходам.

Для лучшей видимости сигналов регулировщик может применять жезл или диск с красным сигналом (световозвращателем).

Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное средство. Водитель должен остановиться в указанном ему месте.

Дополнительный сигнал свистком подается для привлечения внимания участников движения.

При запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком 6.16), а при ее отсутствии:

На перекрестке - перед пересекаемой проезжей частью (с учетом пункта 13.7 Правил), не создавая помех пешеходам;

Перед железнодорожным переездом - в соответствии с пунктом 15.4 Правил;

В других местах - перед светофором или регулировщиком, не создавая помех транспортным средствам и пешеходам, движение которых разрешено.

Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению в местах, определяемых пунктом 6.13 Правил, разрешается дальнейшее движение.

Пешеходы, которые при подаче сигнала находились на проезжей части, должны освободить ее, а если это невозможно - остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.

Водители и пешеходы должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки.

В случае если значения сигналов светофора противоречат требованиям дорожных знаков приоритета, водители должны руководствоваться сигналами светофора.

На железнодорожных переездах одновременно с красным мигающим сигналом светофора может подаваться звуковой сигнал, дополнительно информирующий участников движения о запрещении движения через переезд.

Движение автомобилей является весьма сложным процессом, который требует соблюдение порядка и правил. Правила необходимы для уменьшения количества происшествий, которые происходят довольно часто. Одним из полезных устройств, позволяющих поддерживать порядок, является светофор.

Чтобы понять всю важность светофора достаточно вспомнить случай, когда он не работал по каким-либо причинам. В этот момент у всех начинается паника и сразу образуются огромные пробки во всех направлениях. В таком случае требуется регулировщик, который исходя из своих полномочий может осуществлять регулировку вместо светофора. Он необязательно должен являться сотрудником ГИБДД. Помимо этого органа имеется ещё ряд структур, которые наделены такой властью.

Трехсекционный светофор

Такая разновидность имеет наибольшую популярность. Устанавливается трехсекционный светофор в различном положении. В любом случае сигналы всегда имеют один смысл.

Трехсекционный светофор имеет следующие сигналы:

  1. Красный . Такой сигнал означает запрет на осуществление езды.
  2. Жёлтый . Этот сигнал означает запрет на продолжение движения транспорта. Некоторые автолюбители ошибочно полагают, что жёлтый цвет разрешает им проезд. Согласно ПДД движение на такой сигнал разрешено лишь в случае, если водитель совершил бы остановку только при помощи экстренного торможения.
  3. Красный вместе с жёлтым . Движение при этом сигнале также осуществлять нельзя.
  4. Зелёный . Этот свет даёт разрешение на возобновление движения или продолжение его. Когда вы выезжаете на перекрёсток при зелёном свете светофора, вы обязаны перекресток пересечь.
  5. Зелёный мигающий . Такой сигнал также разрешает проезд перекрёстка.

Светофор с дополнительной секцией

На некоторых светофорах можно увидеть дополнительные секции. В основном они устанавливаются на больших перекрёстках. Двигаться в таком случае автолюбителям можно, лишь когда стрелка начинает гореть. Следует знать, что если стрелка горит совместно с красным светом, то необходимо пропустить транспорт, движущийся с иных направлений . Имеющаяся черная контурная стрелка позволяет осуществлять езду в иные стороны. Нужна она для предотвращения ошибочного манёвра при плохом освещении, так как водитель может вовсе не заметить дополнительную секцию.

Светофор с мигающим жёлтым

В случае если на дороге отсутствует сильный поток автомобилей, то светофор может быть переведён в режим жёлтого мигающего сигнала . Благодаря этому водители значительно экономят своё время. При этом жёлтый сигнал не просто горит, а мигает с периодичностью раз в секунду. Желтый сигнал светофора разрешает осуществлять движение, но предупреждает о наличии нерегулируемого перекрёстка или пешеходного перехода. Автолюбители проезжая перекрёсток должны исходить из общего правила «Помехи справа» (в случае если знаки регулирования отсутствуют).

Реверсивный светофор

На дорогах с реверсивным движением располагается реверсивный светофор. Появление жёлтой стрелки, направленной в сторону, означает смену сигнала. В таком случае водитель должен выехать на указанную жёлтой стрелкой полосу. Причем наличие желтой стрелки не является обязательным условием. Этот сигнал необходим для наиболее быстрого освобождения полосы, а также позволяет сократить время, нужное для смены направления автотранспорта.

Зелёный сигнал, направленный вниз, разрешает водителям осуществлять движение по этой полосе. Такие светофоры можно встретить у нас нечасто. В основном они располагаются в больших городах. Они позволяют хоть как-то справляться с огромными пробками.

Светофор на железнодорожном переезде

Такой светофор располагается обычно вместе с дорожными знаками. У него имеется красная и дополнительно установленная лунно-белая секция. Эти сигналы означают следующее:

  • два по очереди мигающих красных сигнала означают, что осуществлять движение нельзя. Для наилучшей эффективности также используется звонок;
  • мигающий лунно-белый сигнал светофора означает, что система находится в рабочем состоянии, то есть исправна, а также сигнализирует об отсутствии препятствий для проезда через железно-дорожный переезд.

Сигналы регулировщика

Регулировка может осуществляться сотрудником уполномоченной службы. Его сигналы означают следующее:

  1. Руки вытянуты в стороны или опущены . При такой ситуации со стороны левого и правого бока автомобилям можно осуществлять движение прямо, а также поворачивать направо, а пешеходы имеют право перейти дорогу.
  2. Правая рука вытянута вперёд . Со стороны груди автомобили могут передвигаться только направо. Со стороны левого бока трамвай может ехать только налево, а автомобили вправе двигаться в любом направлении. Со стороны правого бока или спины автомобили должны стоять на месте. Пешеходы в данном случае имеют право пройти через дорогу лишь за спиной уполномоченного сотрудника.
  3. Регулировщик поднял руку вверх . Такая поза означает запрет на движение всех автомобилей и пешеходов.

Регулировщик также может при помощи рук подавать прочие сигналы для регулирования движения. Для лучшей видимости сотрудник вправе использовать жезл. Для более лёгкого усвоения жестов регулировщика каждый водитель должен усвоить, что сотрудник при регулировке с двух сторон запрещает движение, а остальным двум разрешает. Если регулировщик стоит спиной-двигаться запрещено . Также нужно стоять на месте со стороны правой вытянутой руки. Таким жестом сотрудник перекрывает движение автотранспорту. В случае, если регулировщик вытянул обе руки в одном из направлении перекрестка, то тогда движение стоящих автомобилей разрешается.

Когда имеются специальные знаки, означающие движение по полосам или соответствующие разметки, водитель должен осуществлять манёвр, следуя им.

Требовать остановку автомобилей уполномоченный сотрудник может жестом руки или при помощи громкоговорителя. Водитель обязан после таких сигналов немедленно остановить свой автомобиль.

Для более эффективного регулирования регулировщик может воспользоваться свистком. Также его применяют в случае затруднительного движения, вызванного, например, некорректной работой светофора.

Согласно ПДД водитель в любом случае должен исполнять сигналы уполномоченного сотрудника. Возможно, что они порой будут противоречить имеющимся на перекрёстке знакам и линии разметки. То есть, в случае если на перекрёстке имеется регулировщик, то всё внимание должно быть направлено на него.

После того, как автомобилист получил от сотрудника указание остановиться-он должен сразу включить поворотник, и, никому не создавая помех, дать вправо и встать. Водитель после остановки имеет право не покидать свой автомобиль. Выходить он может по собственной воле, для экономии своего времени.

Каждый водитель, садясь за руль, должен соблюдать все правила дорожного движения. Благодаря этому на дорогах будет безопасно и уменьшится количество пробок.

Помните, что садясь за руль, вы также ответственны за жизни других граждан. А если происшествие произойдёт по вашей вине в результате нарушения закона, то вам будет грозить административная ответственность и лишение прав на срок, определяемым характером нарушения.

  • ЗЕЛЕНЫЙ сигнал разрешает движение;
  • ЗЕЛЕНЫЙ МИГАЮЩИЙ сигнал разрешает движение и информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал (для информирования водителей о времени в секундах, остающемся до конца горения зеленого сигнала, могут применяться цифровые табло);
  • ЖЕЛТЫЙ сигнал запрещает движение, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил , и предупреждает о предстоящей смене сигналов;
  • ЖЕЛТЫЙ МИГАЮЩИЙ сигнал разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода, предупреждает об опасности;
  • КРАСНЫЙ сигнал, в том числе мигающий, запрещает движение.
  • Сочетание КРАСНОГО и ЖЕЛТОГО сигналов запрещает движение и информирует о предстоящем включении зеленого сигнала.

Что означает мигание зеленого сигнала светофора?

Для информирования водителей о предстоящей смене зеленого сигнала светофора на желтый Правилами предусмотрена возможность мигания зеленого сигнала. Этот сигнал разрешает движение ТС. Длительность мигания при этом должна составлять 3 сек.

Зеленый сигнал светофора разрешает Вам поворот налево. Движение трамвая на данном перекрестке регулируется светофором одноцветной сигнализации в виде буквы «Т» . Учитывая, что при таком сигнале движение трамваю запрещено, Вы можете проехать перекресток первым.

В каком случае Вы обязаны уступить дорогу трамваю?

Включенный указатель поворота информирует вас о том, что пути движения вашего автомобиля и трамвая пересекаются на перекрестке. Учитывая, что данный сигнал светофора одновременно разрешает движение вам и водителю трамвая, вы обязаны уступить дорогу трамваю .

Вы намерены повернуть налево. Ваши действия?

Зеленый сигнал светофора дает вам право двигаться налево. При этом вы должны выехать в намеченном направлении независимо от сигнала светофора на выезде с перекрестка.

Вы намерены повернуть налево. Ваши действия?

Зеленый сигнал светофора дает вам право двигаться налево. Но, поскольку на данном перекрестке перед светофором, установленным на разделительной полосе, имеется стоп-линия , Вы должны остановиться перед ней в ожидании зеленого сигнала.

1. Уступите дорогу трамваю.
2. Проедете перекресток первым.

Включенный указатель поворота трамвая информирует о том, что пути движения вашего автомобиля и трамвая пересекаются на перекрестке. Учитывая, что зеленый сигнал светофора разрешает движение прямо, а трамвайный светофор в виде буквы «Т» запрещает трамваю поворот направо, вы можете проехать перекресток первым.

Вы намерены проехать перекресток в прямом направлении. Ваши действия?

Зеленый сигнал светофора дает право на движение вам и встречным ТС. При этом вы должны уступить дорогу только трамваю . Встречный легковой автомобиль проехать перекресток вместе с трамваем не имеет права .

Что означает мигание желтого сигнала светофора?

Желтый мигающий сигнал предупреждает о возможной опасности и применяется для обозначения нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода.

При повороте налево Вы:

Зеленый сигнал светофора дает право на движение всем ТС. Но, поворачивая налево, вы должны уступить дорогу трамваю , который имеет преимущество перед безрельсовыми ТС, а также встречному легковому автомобилю (ПДД 13.4).

Красный мигающий сигнал или два попеременно мигающих красных сигнала светофора, установленного на железнодорожном переезде, означают:

Красный мигающий сигнал или два попеременно мигающих красных сигнала светофора запрещают движение. Такая сигнализация применяется главным образом на железнодорожных переездах.

Вы намерены повернуть налево. Кому следует уступить дорогу?

Зеленый сигнал светофора дает право на движение вам и встречным ТС. При этом,

Светофор должен делать движение на оживленном и сложном участке более упорядоченным. И все же не все водители, пешеходы верно понимают значение красного, желтого и зеленого цветов, хотя этому учат с детства. В результате аварий в зоне действия светового устройства регистрируется не меньше, чем на других отрезках дороги. О том, как трактуют ПДД сигналы светофора, что значит его мигание, а также о штрафах за нарушения правил проезда, читайте в статье.

Читайте в этой статье

Основные сигналы светофора в ПДД

Световые регулирующие очередность проезда устройства бывают автомобильными (самые распространенные), предназначенными для пешеходов, велосипедистов, железнодорожного транспорта, трамваев. В каждом используется от 1 до 3 цветов. Иногда один и тот же свет, зажженный на устройстве, имеет разное значение для каждой категории участников движения.

Красный

Не допускающий продолжения движения сигнал должен обозначаться красным цветом. Он располагается в самой верхней точке устройства. Запрещающим красный является для всех участников, к которым относится. То есть если он горит на сигнальном приспособлении для авто, они должны стоять. Такой же цвет на устройстве для пешеходов не позволяет им идти через проезжую часть.

Иногда регулирующее устройство на отрезке дороги одно. Обычно оно трехцветное автомобильное. В данном случае световых команд, подаваемых им, приходится слушаться и водителям, и пешеходам. По ПДД красный сигнал светофора, включенный для первой категории участников движения, является разрешающим для второй. То есть машины стоят, а пешеходы в это время могут идти через проезжую часть.

Желтый

Оранжевый или желтый цвет светового приспособления вызывает больше всего конфликтов между автомобилистами и сотрудниками ГИБДД. Многие водители уверены, что под него уже можно продолжать ехать. На самом деле по ПДД желтый сигнал светофора не позволяет этого делать. Он лишь информирует о скорой смене цвета на красный или зеленый. И предлагает приготовиться ехать дальше. Правда, есть еще пункт 6.14:

Водителям, которые при включении желтого сигнала … не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению в местах, определяемых пунктом 6.13 Правил, разрешается дальнейшее движение.

Пешеходы, которые при подаче сигнала находились на проезжей части, должны освободить ее, а если это невозможно - остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.

Такими отрезками дороги являются перекрестки, железнодорожные переезды и другие зоны, где ТС может проследовать, не мешая прочим участникам процесса.

Зеленый

Самый любимый всеми участвующими в движении является третий цвет светового устройства. Ведь зеленый сигнал светофора по ПДД разрешает ехать или идти через проезжую часть. Но нужно смотреть, для кого он горит. Потому что когда зеленый относится к автомобилям, для пешеходов включается красный. И наоборот.

Как понять мигающий знак

Каждый из цветов регулирующего устройства не загорается мгновенно. Иногда он моргает, и водители понимают это действие не одинаково и не во всех случаях верно.

Мигающий сигнал светофора в ПДД трактуется тоже по-разному:

  • Если это красный, значит, он скоро сменится другим цветом. Но продолжать ехать на автомобиле или следовать через дорогу пешком все еще нельзя.
  • Если «моргает» желтый, его первое значение почти то же, то есть информирование о скорой смене цвета. Но это же дает возможность продолжать следование. А еще несменяемый мигающий желтый информирует о том, что световое приспособление не работает. Значит, этот перекресток или пешеходный переход стали нерегулируемыми. И следовать через территорию нужно по иным правилам, чем действующим при наличии светофора.
  • Зеленый сигнализирует о скорой смене его красным. Значит тем, кто следовал под него, нужно стремиться завершить процесс. Хотя идти и ехать он не запрещает.

Какие разрешающие проезд, а какие – запрещающие

Покинуть регулируемый отрезок дороги как можно скорее – стремление всех находящихся на ней. Какие разрешающие сигналы светофора по ПДД позволяют это сделать:

  • зеленый, в том числе мигающий;
  • «моргающий» желтый.

Основной запрещающий сигнал светофора по ПДД – это красный, в том числе мигающий. Если он горит одновременно с желтым, следовать дальше пока тоже нельзя. Есть в пункт 6.2 ПДД и такое правило, на которое не все водители обращают внимание:

Сочетание красного и желтого сигналов запрещает движение и информирует о предстоящем включении зеленого сигнала.

Ведь для движущихся в направлении под углом ТС пока еще светит зеленый, а значит, возможно столкновение. Запрещающим является также желтый, если он горит один и не мигает.

На световых устройствах могут быть еще и стрелки, расположенные на каждом цвете. И тогда включенный зеленый свет относится только к указываемому ей направлению. А те, кому нужно в другую сторону, должны стоять. То же касается горящих красного и желтого цветов, если на них есть стрелки.

По ПДД дополнительный сигнал светофора тоже меняет порядок и очередность проезда. Он относится только к определенному направлению. Если горит основной зеленый и тот же цвет в дополнительной секции, следовать разрешено во все стороны. В том числе в ту, к которой относится допсигнал. Но когда используется основной зеленый, а в дополнительной секции горит красный, ехать в указываемом ей направлении нельзя.

Движение могут возобновить лишь те авто, которым нужно в другие стороны. У светового устройства может быть и еще одна особенность, касающаяся допсигнала:

Если на основной зеленый сигнал светофора нанесена черная контурная стрелка (стрелки), то она информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и указывает иные разрешенные направления движения, чем сигнал дополнительной секции.

Если сигнальное устройство реверсивное, его знаки относятся только к той полосе дороги, над которыми находятся. Красный запрещает движение по ней, зеленый разрешает, желтый предупреждает о смене цветов либо о необходимости перестроиться на другой ряд. Какой именно – указывает имеющаяся в отделении устройства стрелка.

Штраф за проезд на запрещающий знак

ПДД проезд на запрещающий сигнал светофора не допускают. За выполнение
подобного действия в отношении нарушителя применят часть 1 статьи 12.12 КоАП. Это штраф 1000 р. Его заплатят те, кто проехал на красный или желтый.

А при втором за год таком же нарушении выплата вырастет до 5000 р. В худшем случае у водителя отберут удостоверение на 4-6 месяцев, так как оба проступка регламентируются уже частью 3 той же статьи Кодекса.

12.12 КоАП применяется также, если автомобилист проехал через участок не на запрещающий, а в отсутствие разрешающего света. Речь о случае, когда на основной секции горел зеленый, а на дополнительной – красный. Если машина проследовала в направлении, относящемся к последней, ее водитель совершил нарушение.

По другой статье КоАП (12.10) наказывают тех, кто двигался на запрещающий свет на железнодорожном переезде. Нарушитель может лишиться 1000 р. или водительских прав на 3-6 месяцев. А если то же самое он сделает в течение следующего года, документ отберут уже на более долгий срок. Часть 3 статьи 12.10 предусматривает за проступок лишение ВУ на 12 месяцев.


В этом разделе приведены только те пункты части ПДД "Дорожные знаки и разметка", в которых люди, изучающие "Правила", часто путаются, не понимают и т.д. То есть, только то, что требует разъяснения. Остальное учащийся в состоянии изучить самостоятельно.

Начнем с самого важного:
- Напомним, что светофор и регулировщик отменяют действие знаков приоритета . То есть при работе светофора или регулировщика знаки просто игнорируете. При решении задач имеет смысл закрывать их ладонью, чтобы не путали.
- Сигналы регулировщика главнее сигналов светофора. Так что если сигналы светофора противоречат движениям регулировщика, следуем указаниям регулировщика.
- И светофор, и регулировщик действуют только на первое пересечение проезжих частей .
- Въезжать на перекресток на желтый свет допускается только для предотвращения экстренного торможения . Речь идет о старых светофорах, без табло-счетчиков и мигающего "зеленого".
- Если автомобиль занял перекресток и не успел его покинуть до переключения цикла светофора (например, при повороте налево, пережидая встречных), то он обязан его покинуть даже на красный сигнал светофора. Такие же действия - покинуть перекресток - водитель обязан произвести и при запрещающем сигнале регулировщика.
- Если проезжая часть сразу после перекрестка занята затором (пробкой), занимать перекресток запрещено. Можно повернуть на свободные улицы или остаться на месте.
- Светофор имеет три состояния: включен и работает в нормальном режиме, выключен и мигает одним только жёлтым, и испорчен . В последнем случае чаще всего он вообще не горит, или горят не все секции. Или, наоборот, горит сразу несколько, или даже все. В любом случае, выключенным считается светофор, мигающий жёлтым. И если в экзаменационном билете ГИБДД нарисован светофор с горящим желтым сигналом - это значит только одно: он выключен.

Светофор

  • Светофор железнодорожный .
Бывает трех видов, с бело-лунным сигналом и без него, с двумя или одним красным сигналом.

Бело-лунный мигающий сигнал разрешает движение, красный мигающий - запрещает.


Через переезд запрещает движение красный сигнал светофора при любом положении шлагбаума, опущенный шлагбаум при любом сигнале светофора, а также регулировщик при любом положении шлагбаума и сигнале светофора. То есть любой из запретов перекрывает движение через переезд.


  • Светофор маршрутного транспорта, движущегося по выделенной полосе .


Обычно такие светофоры бело-лунного цвета устанавливают для трамваев. Но они могут использоваться для любого маршрутного транспорта, который движется по выделенной полосе.

Принцип регулирования очень прост: верхний сигнал указывает направление, а нижний разрешает движение. Если нижний сигнал не горит - движение запрещено. Горящий нижний вместе с верхним средним разрешает движение прямо, горящий нижний вместе с левым - налево. И так далее.
В верхнем ряду может гореть сразу несколько сигналов, разрешая двигаться в нескольких направлениях.

  • Светофор реверсивный .


Такие светофоры устанавливают над полосой реверсивного движения.

1. Движение по реверсивной полосе разрешено в единственном случае: когда горит зеленая стрелка.
2. Горит красный крест - движение запрещено .
3. Все сигналы выключены, светофор не работает - движение запрещено .
4. Горит желтая стрелка - необходимо перестроиться на правую нереверсивную полосу - движение запрещено .

  • Светофор традиционный трехсекционный .

Ученики при решении экзаменационных билетов, и, что еще хуже, при реальном вождении, порой забывают о том, что разрешающий сигнал светофора не всегда на самом деле разрешает движение. Из головы выскакивает расположение автомобиля на проезжей части и ограничивающие знаки .
В самом общем случае, при двухполосном двустороннем движении, автомобиль может двигаться на зеленый сигнал светофора в любом направлении - прямо, направо, налево и развернуться.
Если полос больше, то поворачивать направо можно только из правой полосы, а поворачивать налево и разворачиваться - из левой.


Наличие предписывающего знака "движение только прямо" разрешает двигаться на зеленый сигнал светофора только в прямом направлении.




Точно так же нельзя забывать учитывать действие других предписывающих знаков...




...и знаков особых предписаний, указывающих направление движения по полосам.


Сигналы светофора


Зеленый сигнал разрешает движение




Зеленый мигающий разрешает движение и предупреждает, что скоро сигнал будет сменен на желтый.




Жёлтый сигнал запрещает движение и предупреждает о том, что сигнал будет сменен на красный или зеленый.

Тем, кто не в состоянии остановиться перед перекрестком без экстренного торможения , движение через перекресток разрешено .


Желтый мигающий сигнал разрешает движение и предупреждает, что светофор выключен и перекресток нерегулируемый .




Красный сигнал запрещает движение.

Красный одновременно с желтым запрещает движение и предупреждает, что скоро будет включен зеленый сигнал. В некоторых местах еще остались старые светофоры, работающие в таком режиме - после смены красного цикла при переключении на желтый, красный сигнал не гаснет, а продолжает гореть одновременно с желтым, до момента включения зеленого.


Сигналы в виде стрелок аналогичны по действию предписывающим знакам - разрешают движение только в указанном направлении.

Сигналы красного и желтого цвета с такими стрелками предупреждают о том, что движение будет разрешено лишь в указанных стрелками направлениях.

  • Светофор с дополнительными секциями .


Если на основной секции светофора нанесены стрелки в виде черных контуров, это значит, что кроме этой основной имеется еще и дополнительная секция, причем она непременно будет указывать другие направления движения, чем те, что нанесены контурной стрелкой на основной секции.




В последнее время появились светофоры с красным кольцом, означающим, что дополнительная секция присутствует, и что проезд по указанному на ней направлении запрещен.


Если на дополнительной секции сигнал выключен, то движение в этом направлении запрещено .




И только когда на дополнительной секции сигнал включен, то движение в этом направлении разрешено .



При горящем красном основном сигнале и зеленой дополнительной секции - самое бесправное положение, водитель обязан уступить дорогу всем . То есть автомобилям, движущимся с любых направлений. Это надо запомнить накрепко!

Назовем такое сочетание сигналов бесПРАВ ный ПРАВ ый.

Трамвай в ситуации при основном красном и дополнительном зеленом также уступает дорогу .
Напомним, что трамвай уступает дорогу только в трёх случаях:
- Под знак "уступи дорогу"
- При выезде из трамвайного депо,
- И при горящем основном красном и зеленой стрелке.


Также бывает, что каждой полосой управляет отдельный светофор. Тогда светофоров столько же, сколько полос на проезжей части.


На некоторых перекрестках разрешен поворот направо на красный сигнал светофора. В этом случае на них установлена такая стрелка, нередко - с соответствующей надписью.


Встречаются светофоры, у которых "красный" в основной секции горит всегда , включаются и выключаются только дополнительные "стрелки" (обычно, поворот направо). Бывают и такие светофоры, у которых всегда включен "зеленый" в основной секции, и управление потоками осуществляется тоже только стрелками. Это просто надо знать. И это не должно сбивать с толку.


За рубежом встречаются весьма чудные светофоры, этот, например, установлен в Зальцбурге, в Австрии. Комментарии излишни.

Регулировщик

С регулировщиком путаницы возникает больше всего, причем не только у учащихся, но и бывалых водителей, а порой - и у самих регулировщиков.
Между тем, ничего сложного тут нет - разобраться нам помогут, как обычно, иллюстрации, а к ним мы добавим забавные считалочки.
Жезл только в правой руке , и никак иначе. Даже если регулировщик - левша.


Положений у регулировщика всего три.

Рука вверх - запрещает движение всем, включая трамваи и пешеходов. Ехать можно в единственном случае - для того, чтобы покинуть перекресток.

Два других положения разрешают движение, их мы рассмотрим ниже. Заметим лишь, что позиция (2) - руки в сторону или по швам - представляют из себя одно и то же положение регулировщика.

Для трамвая и автомобиля при одних и тех же жестах регулировщика разрешено движение по разным траекториям.

С трамваем всё предельно просто, если воспользоваться мнемоническим правилом "из рукава в рукав" . То есть трамвай в один рукав въезжает, а из другого - выезжает. Руки, опущенные по швам при этом приравниваются к рукам, расставленным в стороны. Это всё, что надо знать о трамвае.

Теперь - автомобиль.
Настало время первой считалочки. Запоминаем: Грудь, спина для водителя - стена .
То есть прямо ехать "на грудь" и "в спину" запрещено. Это касается всех положений регулировщика, кроме первого. В первом, как вы помните, вообще нельзя ехать.

Сейчас фигура вторая - положение регулировщика с руками в стороны или по швам.


В таком положении, когда регулировщик стоит к вам боком (не важно, левым или правым) - вы можете ехать прямо и направо .

Со стороны груди и спины ехать на регулировщика нельзя.
Пешеходы могут переходить дорогу прямо. Автомобиль, сворачивая направо, пропускает пешеходов (это логично: ведь он пересекает их путь следования по тротуару).
Трамвай, следуя "из рукава в рукав", может ехать только прямо.


Полностью картинка выглядит так. Со спины и груди ехать нельзя, с любого бока - можно, прямо и направо.

Первая считалочка помогла.

Фигура вторая. Положение регулировщика с правой рукой, вытянутой вперед.
Для этого положения есть другая считалочка:
Если жезлом тычут в рот - -
только правый поворот.
Если жезлом целят вправо -
Ехать не имеешь права.
Если жезл смотрит влево -
Поезжай как королева!


Здесь "жезлом тычут в рот". Значит, можно поворачивать направо. И только.

Кстати, это единственно исключение из первой считалочки, которая запрещает ехать со стороны груди и спины. Других исключений нет.


"Жезл смотрит влево". Можно ехать "как королева" - куда вздумается: прямо, направо, налево и развернуться.



Заметим, однако, что тут работает первая считалочка - "спина для водителя стена". Объезжать регулировщика сзади, заезжая ему за спину, запрещено. Да и ему самому страшно будет - кто там едет на него со спины?



Теперь объединим всех водителей на перекрестке.

Получается (сверху по часовой стрелке):
- "Жезлом целят вправо" - ехать нельзя.
- "Спина - для водителя стена" - ехать нельзя
- "Жезл смотрит влево" - все направления королевы.
- "Жезлом тычут в рот - это правый поворот".

Всё предельно просто.

Однако при решении билетов и - особенно - вождении, нельзя забывать о расположении автомобиля на проезжей части и дорожных знаках .


Этот автомобиль расположен в правой полосе. И, несмотря на то, что регулировщик разрешает ехать в любом направлении, как королеве, водитель не имеет права поворачивать налево и разворачиваться из своей правой полосы. Ему разрешается ехать только прямо и направо. А для того, чтобы повернуть налево, водитель должен был заблаговременно перестроиться в левую полосу.



Этот автомобиль может ехать только прямо и налево. Поворот направо он совершить не может, так как стоит в левой полосе, а поворачивать направо можно только из крайне правой. А разворот запрещает знак 3.19


Материалы изложены на основе программы, разработанной преподавателями