Действия машиниста при доставке поезда на станцию после разрыва. Действия машиниста при доставке поезда на станцию после разрыва Порядок доставки поезда на станцию после разрыва

В случае, когда на перегоне за поездом, в вагоне которого допущен об­рыв автосцепных приборов, находится другой грузовой поезд, можно ис­пользовать его для вывода с перегона хвостовой части поезда, при усло­вии, что в ней не превышает, как правило, десяти вагонов. Для этого по согласованию с ДНЦ и машинистом первого поезда производится объеди­нение второго поезда с группой вагонов, которые остались на перегоне после разрыва автосцепки. До соединения с этими вагонами необходимо убедиться в том, что они закреплены и не уйдут вперед при соединении. После сцепления с группой вагонов необходимо соединить рукава тор­мозной магистрали, зарядить тормоза группы вагонов, опробовать их действие по срабатыванию и отпуску тормоза первого и второго по ходу движения вагонов и после полученного приказа ДНЦ (который убеждает­ся в том, что головная часть поезда уже прибыла на станцию) следовать до первой станции со скоростью 5-10 км/ч. Для подачи ручных сигналов или дачи информации машинисту с помощью переносной радиостанции (мобильного телефона) на первом по ходу движения поезда вагоне должен находиться помощник машиниста или другой работник дороги, который выполняет требования машиниста. Если количество вагонов, которые не­обходимо вывести с перегона, превышает 10 или вслед за этими вагонами находится пассажирский (моторвагонный) поезд, то перегон освобождает­ся от поездов, отправленных вслед за поездом, в котором случился обрыв автосцепных устройств и вывод оставшейся на перегоне части поезда вы­полняется вспомогательным локомотивом.

1.3 Порядок вывода поезда с перегона

при нарушении целостности тормозной магистрали поезда

или несправности тормоза в последних двух вагонах

При разрыве или неисправности тормозной магистрали поезда, от­сутствии сжатого воздуха в ТМ последних вагонов и невозможности восстановления ее целостности силами локомотивной бригады, не­исправности томозов у одного или 2-х последних вагонах, поезд вы­водится с перегона только вспомогательным локомотивом, который становится в хвост поезда, с ограничением скорости для грузовых поездов не более 25 км/ч, для пассажирских не более 15 км/ч.

При затребовании вспомогательного локомотива машинист поезда, ко­торый остановился на перегоне, обязан доложить ДНЦ участка лично, или


через ДСП ближайших станций, о количестве вагонов в хвостовой части поезда, находящихся после вагона с поврежденной ТМ. В случае, если в хвостовой части поезда остается 30 и более вагонов с неисправными авто­тормозами, для оказания помощи поезду должен выдаваться только двух­секционный грузовой локомотив. При наличии в хвостовой части поезда до 30 вагонов с исправными тормозами помощь может быть оказана, кро­ме вышеуказанных локомотивов и тепловозом серии ЧМЭ-3 (с учетом веса поезда, который остановился на перегоне, профиля пути и места останов­ки с условием взятия поезда с места).



Помощь пассажирскому поезду или электропоезду может оказываться локомотивом любой серии.

В случае нахождения на перегоне со стороны станции, с которой будет оказываться помощь с хвоста остановившегося поезда, другого поез­да устанавливается следующий порядок освобождения перегона:

■ Если на перегоне вслед находится пассажирский локомотив - по­мощь оказывается только пассажирскому или пригородному поезду.

■ Если на перегоне вслед находится грузовой поезд - локомотивная бригада закрепляет грузовой поезд, локомотив по приказу ДНЦ от­цепляется от поезда, помощь грузовому или пассажирскому поезду оказывается этим локомотивом. Категорически запрещается отце­плять локомотив от людского поезда или поезда, в составе которого есть вагоны с опасными грузами.

■ Если на перегоне, вслед за остановившимся грузовым поездом, на­ходится пассажирский поезд с локомотивной тягой, то он выводится с перегона отдельным локомотивом на станцию, с которой будет ока­зываться помощь остановившемуся по неисправности автотормозов грузовому поезду.

■ Если на перегоне находится электропоезд то по команде ДНЦ участ­ка локомотивная бригада меняет кабину управления и без остановок возвращается на станцию, с которой будет оказываться помощь оста­новившемуся по неисправности автотормозов грузовому поезду.



■ Если на перегоне требуется оказать помощь остановившемуся по не­исправности тормозов пассажирскому поезду и позади его находит­ся также пассажирский поезд, то по приказу ДНЦ такие поезда могут соединиться и со скоростью не более 15 км/ч выехать с перегона до первой станции, где производится ремонт ТМ поезда.

После прицепки вспомогательного локомотива к хвосту поезда локо­мотивная бригада головного локомотива перекрывает концевые краны ТМ вагона (группы вагонов), в котором (в которых) нарушена целостность тормозной магистрали с обеих сторон, локомотивная бригада вспомога-


тельного локомотива включает тормоза хвостовой части поезда в тормоз­ную магистраль локомотива (поезда) и берет управление хвостовой части поезда на себя. Обе локомотивные бригады проверяют действие тормозов в двух вагонах перед (после) неисправного вагона (группы вагонов) своей группы на торможение и отпуск; машинист головного локомотива пересчи­тывает фактическое тормозное нажатие в поезде с учетом выключенной части тормозов и следует с ограничением скорости до первой станции, на которой неисправность тормозной магистрали должна быть устранена или неисправный вагон отцеплен от поезда.

Во время ведения поезда по перегону машинист вспомогательного ло­комотива выполняет все указания машиниста головного локомотива. При торможении или уменьшении скорости для остановки первым производит ступень томожения машинист головного локомотива, после чего он дает машинисту вспомогательного локомотива указание о величине разрядки ТМ (с учетом длины каждой части поезда, наличии порожних и груженых вагонов и др.). В случае необходимости отпустить тормоза во время дви­жения поезда или перед приведением его в движение после остановки первым производит отпуск тормозов машинист вспомогательного локо­мотива, а после завершения отпуска тормозов и переводе РКМ №394 (395) во второе положение, он уведомляет машиниста головного локомотива. Отпускать тормоза в головной части разрешается не раньше 10 с. после начала отпуска тормозов в хвостовой части поезда. Управление тормозами сдвоенного пассажирского поезда производится по команде машиниста переднего локомотива одновременно.

Во время следования по перегону с таким поездом трубки радиостан­ций на обеих локомотивах должны быть сняты с пульта.

В случаях, которые угрожают безопасности движения (сход подвижно­го состава, возникновения пожара в поезде или локомотиве, обрыве кон­тактного провода, предупреждения наезда на людей или автотранспорт и другое) машинистам обеих локомотивов разрешается применять экстрен­ное торможение с передачей информации об этом машинисту головного (вспомогательного) локомотива немедленно после торможения.

СТАНЦИЮ ПОСЛЕ РАЗРЫВА

17.1. При разрыве грузового поезда на перегоне и доставке его на

станцию руководствоваться п. 16.48 ПТЭ и Инструкцией по движению по-

ездов и маневровой работе на железных дорогах.

При доставке разорвавшегося поезда с перегона поврежденные со-

единительные тормозные рукава заменить запасными или снятыми с хво-

стового вагона и локомотива.

17.2. В процессе вывода разорвавшегося поезда отсутствие сжатого

воздуха в тормозной сети последних вагонов может быть допущено только

в случае невозможности восстановления целостности тормозной магистра-

ли и необходимости перекрытия по этой причине концевых кранов. При

этом в поезде, находящемся на подъеме, машинист должен заявить о необ-

ходимости постановки вспомогательного локомотива в хвост поезда для

следования до ближайшей станции, где неисправность должна быть устра-

нена или неисправный вагон отцеплен. Порядок вывода таких поездов с

перегона, скорость их следования с учетом обеспеченности тормозным на-

жатием устанавливаются начальником отделения железной дороги, а при

отсутствии в составе железной дороги отделений железной дороги – замес-

тителем начальника железной дороги и указываются в местных инструкци-

Перед отправлением поезда с перегона выполнить сокращенное оп-

робование автотормозов.

ОСОБЕННОСТИ ОБСЛУЖИВАНИЯ ТОРМОЗОВ И

УПРАВЛЕНИЯ ИМИ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ

Для нормальной и бесперебойной работы автотормозного оборудова-

ния на локомотивах, моторвагонном подвижном составе и вагонах в зим-

них условиях необходимо заблаговременно и тщательно подготовить его к

работе в этих условиях и обеспечить надлежащий уход за ним в процессе



эксплуатации.

Оборудования локомотивов и моторвагонных поездов в

Зимних условиях

18.1.1. Для обеспечения исправности тормозного оборудования в

зимних условиях локомотивная бригада обязана:

– на локомотивах, находящихся в отстое, при температуре воздуха

ниже –30 °С не допускать пуска компрессоров без предваритель-

ного разогрева масла в картерах;

– во время пуска паровоздушного насоса паровой вентиль откры-

вать постепенно, включая насос на медленный ход, при открытых

выпускных кранах парового и воздушных цилиндров. Только по-

сле удаления из цилиндров конденсата и достаточного прогрева

насоса закрывать выпускные краны, а затем постепенно увеличи-

вать открытие парового вентиля;

– при длительных стоянках поезда компрессоры (паровоздушный

насос на паровозе) не отключать.

18.1.2. По прибытии локомотива или моторвагонного поезда из рейса

в депо локомотивная бригада должна выпустить конденсат из главных ре-

зервуаров и сборников, продуть тормозную магистраль при I положении

ручки крана машиниста путем последовательного открытия с двух сторон

концевых кранов, питательную магистраль с разъединением межсекцион-

ных соединений, открыть выпускные краны главных резервуаров и сбор-

ников, отключить компрессоры (на паровозе паровоздушный насос).

18.1.3. Локомотивная бригада обязана в процессе эксплуатации ло-

комотива и моторвагонного поезда не допускать обледенения деталей тор-

18.1.4. Образовавшийся на деталях тормоза и рычажной передачи ло-

комотива и моторвагонного поезда лед локомотивная бригада должна уда-

лять при первой возможности (при стоянке на станции, в оборотном пункте

Меры по обеспечению исправной работы тормозного

Оборудования вагонов

18.2.1. Оборотный запас воздухораспределителей, предназначенный

для замены неисправных на вагонах, хранить на закрытых стеллажах при

температуре наружного воздуха.

18.2.2. В зимнее время при подготовке тормозов в составе обращать

внимание на плотность фланцевых соединений тормозных приборов и

манжет тормозных цилиндров.

18.2.3. Осмотрщики вагонов и слесари по ремонту подвижного соста-

ва обязаны выполнять следующее:

– перед соединением рукавов тормозной магистрали продуть ее

сжатым воздухом, очистить головки соединительных рукавов от

грязи, льда и снега, проверить состояние уплотнительных колец,

при необходимости зачистить поверхности электрических контак-

тов головок рукавов № 369А наждачным полотном. Негодные

кольца заменить. Запрещается наносить смазку на кольца;

– при продувке тормозной магистрали в процессе соединения рука-

вов и зарядки тормозов убедиться в свободном проходе воздуха;

– замерзший тормозной цилиндр вскрыть, вынуть поршень, очи-

стить рабочую поверхность цилиндра, протереть ее сухой техни-

ческой салфеткой и смазать. Негодную манжету заменить. После

сборки цилиндр испытать на плотность;

– перед опробованием автотормозов в составе от стационарной

компрессорной установки при температуре –40 °С и ниже разре-

шается после полной зарядки тормозной сети произвести не менее

двух раз полное торможение и отпуск;

– при опробовании автотормозов и обнаружении воздухораспреде-

лителей, нечувствительных к торможению и отпуску, а также с

наличием замедленного отпуска, закрепить фланцы, осмотреть и

очистить пылеулавливающую сетку и фильтр, после чего повто-

рить проверку действия тормоза; в случае неудовлетворительного

результата проверки воздухораспределитель заменить;

– при плохой подвижности деталей рычажной передачи смазать их

шарнирные соединения осевым маслом с добавлением керосина,

образовавшийся лед удалить.

На пассажирских вагонах в пунктах формирования и оборота поезда

проводники обязаны удалить лед с тормозной рычажной передачи. Не до-

пускается отправлять в составе поезда вагоны с тормозными колодками,

которые не отходят от колес вследствие замерзания рычажной передачи;

– во время следования поезда до станции обязательно следить за со-

стоянием тормозов всего поезда. В случае обнаружения вагонов с

колесами, которые идут юзом, имеют выбоины или другие неис-

правности, угрожающие безопасности движения, принять меры к

остановке поезда.

Порядок отогревания замерзших мест тормозного

Оборудования

18.3.1. Отогревать главные резервуары, нагнетательные, питатель-

ные, перепускные трубы и магистральный воздухопровод открытым огнем

(факелом) на паровозах, работающих на твердом топливе, электровозах и

электропоездах разрешается при условии соблюдения правил пожарной

безопасности, исключающих возможность воспламенения конструктивных

элементов локомотивов и электропоездов.

18.3.2. На тепловозах, дизель-поездах, автомотрисах и паровозах, ра-

ботающих на жидком топливе, применение факела допускается только для

отогревания в тормозной системе тех замерзших мест, которые удалены не

менее чем на 2 м от баков топлива, топливо- и маслоподающей арматуры,

масло- и топливопроводов.

тормозного оборудования на локомотивах и моторвагонном подвижном со-

ставе в местах их стоянки при наличии разлитых на путях легковоспламе-

няющихся и горючих жидкостей, в пунктах экипировки локомотивов жид-

ким топливом, вблизи сливно-наливных устройств, парков с резервуарами

для нефтепродуктов, складов легкогорючих материалов и других пожаро-

опасных мест, а также при наличии на соседних путях вагонов с разрядны-

ми, огнеопасными и наливными грузами.

18.3.4. В случае замерзания магистрального воздухопровода прежде

всего обстучать его легкими ударами молотка – глухой звук указывает на

наличие ледяной пробки. Такое место воздухопровода надо отогреть, после

чего продуть магистраль через концевые краны до полного удаления ледя-

ной пробки.

18.3.5. Отогревать огнем главные резервуары, нагнетательную, пита-

тельную и перепускную трубы можно только после выпуска из них сжато-

го воздуха и при закрытых выпускных кранах. Открывать краны разреша-

ется только после удаления огня.

18.3.6. На паровозах при замерзании трубки регулятора хода паро-

воздушного насоса повышается давление более установленного. В этом

случае необходимо выключить насос, снизить давление до нормального,

после чего отогреть замерзшее место.

18.3.7. Замерзшие соединительные рукава воздухопроводов снять,

отогреть и вновь поставить или заменить запасными.

18.3.8. При замерзании воздухораспределителя выключить его и вы-

пустить воздух из рабочих объемов выпускным клапаном до полного ухода

штока тормозного цилиндра, по прибытии в депо воздухораспределитель

заменить.

ные приборы и их узлы.

18.3.10. При замерзании одного из тормозных цилиндров на локомо-

тиве необходимо воздухораспределитель оставить включенным и продол-

жать работать с оставшимися тормозными цилиндрами. По прибытии в де-

по неисправность тормозного цилиндра устранить.

На вагонах моторвагонных поездов в таких случаях выключить воз-

духораспределитель, а по прибытии в депо вскрыть тормозной цилиндр,

вынуть поршень, очистить цилиндр и поршень ото льда, смазать их рабо-

чие поверхности. После сборки тормозного цилиндра проверить его плот-

18.3.11. Во всех случаях обнаружения неисправности тормоза на ло-

комотиве или вагоне моторвагонного поезда и при невозможности ее уст-

ранения машинист лично должен выключить тормоз, полностью выпустить

воздух выпускными клапанами и проверить отход тормозных колодок от

Неисправность тормозного оборудования должна быть устранена на

ближайшей станции, где имеется депо или ПТО.

17.

ДЕЙСТВИЯ МАШИНИСТА ПРИ ДОСТАВКЕ ПОЕЗДА НА СТАНЦИЮ ПОСЛЕ РАЗРЫВА

17.1 . При разрыве грузового поезда на перегоне и доставке его на станцию руководствоваться п. 16.48 ПТЭ и Инструкцией по движению поездов и маневровой работе.

При доставке разорвавшегося поезда с перегона поврежденные соединительные тормозные рукава заменить запасными или снятыми с хвостового вагона и локомотива.

17.2. При выводе разорвавшегося поезда с перегона, отсутствие сжатого воздуха в ТМ последних вагонов, может быть допущено только в случае невозможности восстановления целостности ТМ и необходимости по этой причине перекрытия концевых кранов. При этом машинист находящегося на подъеме поезда, должен заявить о необходимости предоставления вспомогательного локомотива в хвост поезда (или вывоза поезда по частям) для движения до ближайшей станции. Где неисправность должна быть устранена или неисправный вагон отцеплен.

Порядок вывода таких поездов с перегона, скорость их движения с учетом обеспечения тормозного нажатия и профиля пути, устанавливается приказом начальника дороги и указывается в местных инструкциях.

Перед отправлением поезда с перегона выполнить сокращенное опробование автотормозов исправной части состава.

18. ОСОБЕННОСТИ ОБСЛУЖИВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЗАМИ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ

Для нормальной и бесперебойной работы автотормозного оборудования на локомотивах, МВПС и вагонов в зимних условиях необходимо своевременно и тщательно подготовить его к работе в этих условиях и обеспечить надлежащий уход за ним в процессе эксплуатации.

18.1. Меры по обеспечению исправной работы тормозного оборудования локомотивов и моторвагонных поездов в зимних условиях

18.1.1. Для обеспечения исправной работы тормозного оборудования в зимних условиях локомотивная бригада обязана:

- на локомотивах, находящихся в отстое, при температуре воздуха ниже -30 0 C не допускать запуска компрессоров без предварительного прогрева масла в картерах;

- во время пуска паровоздушного насоса паровой вентиль открывать постоянно, включить насос на медленный ход, при открытых выпускных кранах парового и воздушного цилиндров. Только после удаления из цилиндров конденсата и достаточного прогрева насоса закрыть выпускные краны, а затем увеличить открытие парового вентиля;

- при длительных стоянках поезда компрессоры (паровоздушный насос на паровозе) не отключать.

18.1.2. После прибытия локомотива или МВПС из рейса в депо, локомотивная бригада обязана выпустить конденсат из главных резервуаров и сборников, продуть тормозную магистраль при I положении ручки крана машиниста путем последовательного открытия с двух сторон концевых кранов, выполнить другие работы согласно местной инструкции.

18.1.3. Локомотивная бригада обязана в процессе эксплуатации локомотива и МВПС не допускать обмерзания деталей тормозов. Лед, который появится на деталях тормоза и рычажной передаче локомотива и МВПС, локомотивная бригада обязана удалить при первой возможности (при стоянке на станции, в оборотном пункте).

18.1.4. При минусовой температуре окружающей среды локомотивная бригада, принимающая локомотив без отцепки его от поезда, обязана разъединить рукава ТМ. Продуть тормозные магистрали локомотива и состава, вновь соединить их и открыть концевые краны.

18.2. Меры по обеспечению исправной работы тормозного оборудования вагонов

18.2.1. Оборотный запас ВР, предназначенный для замены неисправных на вагонах, сохранять на закрытых стеллажах при температуре наружного воздуха, но не более 6 месяцев.

18.2.2. В зимнее время при подготовке тормозов в составе обращать внимание на плотность фланцевых соединений тормозных приборов и манжет тормозных цилиндров.

18.2.3. Осмотрщики вагонов и слесари по ремонту подвижного состава обязаны выполнить следующее:

- перед соединением рукавов ТМ продуть ее сжатым воздухом, очистить головки соединительных рукавов от грязи, льда и снега, зачистить поверхности электрических контактов головок рукавов № 369А, а также проверить состояние уплотняющих колец. Негодные кольца заменить. Запрещается наносить масло на кольца;

- при продувке ТМ в процессе соединения рукавов и зарядки тормозов убедиться в свободном проходе воздуха;

- замерзший тормозной цилиндр открыть, снять поршень, очистить рабочую поверхность цилиндра, протереть ее сухой технической салфеткой и смазать. Негодную манжету сменить. После сборки цилиндр проверить на плотность;

- перед опробованием автотормозов в составе от стационарной компрессорной установки при температуре –40 0 C и ниже после полной зарядки тормозной сети произвести не менее 2-х раз полное торможение и отпуск;

- перед опробованием автотормозов и обнаружением не сработавших ВР на торможение и отпуск, а также имевших медленный отпуск, закрепить фланцы, осмотреть и очистить пылеулавливающую сетку и фильтр, после чего повторить проверку действия тормозов; в случае неудовлетворительного результата проверки ВР заменить;

- при плохой подвижности деталей рычажной передачи смазать их шарнирные соединения осевым маслом с добавлением керосина, образовавшийся лед удалить.

На пассажирских вагонах в пунктах формирования и оборота поезда проводники обязаны очистить лед с тормозной рычажной передачи. Не допускается отправлять в поезд вагоны с тормозными колодками, которые не отходят от колес вследствие замерзания рычажной передачи;

- во время следования поезда по станции обязательно проследить за состоянием всего поезда. В случае обнаружения вагонов с колесами, которые идут юзом, имеют выбоины (ползуны) или другие неисправности, которые угрожают безопасности движения, и принять меры к остановке поезда.

18.3. Порядок отогревания замерзших мест тормозного оборудования

18.3.1. Отогревать главные резервуары нагнетательные, питательные трубы и магистральный воздухопровод открытым огнем (факелом) на паровозах, которые работают на твердом топливе, электровозах и электропоездах разрешается при условии соблюдения правил пожарной безопасности, исключающих возможность возгорания конструктивных элементов локомотивов и электропоездов.

18.3.2. На тепловозах, дизель-поездах, автомотрисах и паровозах, работающих на жидком топливе, использование факела допускается только для отогрева в тормозной системе тех замерзших мест, которые удалены не менее 2-х метров от баков топлива, и маслоподающей арматуры, масло– и топливопроводов.

18.3.3. Запрещается пользоваться открытым огнем для отогрева тормозного оборудования на локомотивах и МВПС в местах их стоянки при наличии разлитых на путях легковоспламеняющихся и горючих жидкостей в пунктах экипировки локомотивов жидким топливом, по близости сливо-наливных устройств, парков с резервуарами для нефтепродуктов, складов легковоспламеняющихся материалов и других пожароопасных мест, а также при наличии на соседних путях вагонов с разрядными, огнеопасными и наливными грузами.

18.3.4. В случае замерзания магистрального воздухопровода, прежде всего, обстучать его легкими ударами молотка - глухой звук указывает на наличие водяной пробки. Такое место воздухопровода необходимо отогреть, после чего продуть магистраль через концевые краны до полного удаления ледяной пробки.

18.3.5. Отогревать огнем главные резервуары, нагнетательные, питательные и перепускные трубы можно только после выпуска из них сжатого воздуха и при закрытых впускных кранах. Открывать краны разрешается только после удаления огня.

18.3.6. На паровозах при замерзании трубки регулятора хода паровоздушного насоса повышается давление более установленного. В этом случае необходимо выключить насос, снизить давление до нормального, после чего отогреть замерзшее место.

18.3.7. Замерзшие соединительные рукава воздухопроводов снять отогреть и снова поставить или заменить запасными.

18.3.8. При замерзании ВР выключить его и выпустить воздух из рабочих объемов выпускным клапаном до полного ухода штока ТЦ, после прибытия в депо ВР заменить.

18.3.9. Запрещается отогревать открытым огнем замерзшие тормозные приборы и их узлы.

18.3.10. При замерзании одного из тормозных цилиндров необходимо ВР оставить включенным и продолжать работать с остальными ТЦ. После прибытия в депо неисправность тормозного цилиндра устранить.

На вагонах МВПС в этом случае выключить ВР, а после прибытия в депо открыть тормозной цилиндр, вынуть поршень, очистить ото льда цилиндр и поршень, смазать их рабочие поверхности. После сборки ТЦ проверить его плотность.

Другие неисправности тормозного оборудования, которые связаны с их замерзанием и способы их временной эксплуатации указываются в местных инструкциях.

18.3.11. Во всех случаях неисправности тормозов на локомотивах и вагонах МВПС и при невозможности ее устранения машинист лично обязан выключить тормоз, полностью выпустить воздух выпускным клапаном и проверить отход тормозных колодок от колес.

Неисправность тормозного оборудования должна быть устранена на ближайшей станции, где находится депо или ПТО.

18.4. Особенности управления тормозами зимой

18.4.1. При нулевой и минусовой температуре окружающей среды торможение при проверке действия автотормозов производить снижением давления в уравнительном резервуаре:

- в грузовых загруженных поездах на 0,8-0,9 кгс/см 2 ;

- в грузовых порожних поездах на 0,5-0,6 кгс/см 2 ;

- в пассажирских поездах и МВПС на 0,5-0,6 кгс/см 2 . (Для проверки ЭПТ давление в ТЦ должно быть 1,5-2,0 кгс/см 2);

- в пассажирских поездах и МВПС с композиционными тормозными колодками или дисковыми тормозами на 0,6-0,7 кгс/см 2 (для ЭПТ давление в ТЦ должно быть 2,0-2,5 кгс/см 2).

При снегопадах, снежных заносах, пурге, перед проверкой действия тормозов поезда с композиционными колодками или дисковыми тормозами произвести служебное торможение для удаления снега и льда с поверхности трения колодок или накладок. Если такое торможение (до проверки тормозов) выполнить невозможно, то отсчет расстояния, проходимого поездом в процессе снижения скорости на 10 км/ч производить сначала снижения скорости, но не позже прохода поезда расстояния 200-250 метров после начала торможения. В этом случае локомотивная бригада ориентируется не по сигнальным знакам «Конец торможения», а по расстоянию указанном в таблице 10.1., 10.2. этой Инструкции. В зависимости от местных условий местными инструкциями может устанавливаться два торможения: первоначальное (для очистки колодок от снега и льда) и для проверки действия тормозов.

18.4.2. При всех видах опробования автотормозов первую ступень торможения выполнять снижением давления в УР в соответствии с п.п.9.2.3., 9.2.4. этой Инструкции, а при температуре ниже – 30 0 C – на 0,8-0,9 кгс/см 2 в грузовых поездах и на 0,5-0,6 кгс/см 2 в пассажирских поездах нормальной длины.

18.4.3. При температуре воздуха ниже – 40 0 C, а так же при более высоких температурах в условиях снегопадов, снежных заносов, пурги первую ступень торможения производить снижением давления в порожних грузовых поездах на 0,6-0,7 кгс/см 2 , а в остальных случаях согласно п.18.4.1. Усиление торможения в грузовом поезде производить ступенью 0,5-1,0 кгс/см 2 .

18.4.4. На крутых затяжных спусках при снегопадах, снежных заносах и пурге первая ступень торможения в начале спуска на грузовых поездах выполняется снижением давления тормозной магистрали на 1,0-1,2 кгс/см 2 , а в случае необходимости – увеличивается разрядка до полного служебного торможения.

18.4.5. Время от момента перевода ручки крана машиниста в положение отпуска до приведения поезда (кроме МВПС) в движение после его остановки увеличивается в 1,5 раза в сравнении с величинами, указанными в п. 10.3.13. этой Инструкции.

18.4.6. С учетом опыта эксплуатации тормозов разрешается на затяжных спусках со снежными заносами, или когда уровень снега покрывает головки рельсов, включать воздухораспределители грузовых вагонов, оборудованных композиционными тормозными колодками, на груженый режим при загрузке нетто более 10 тс на ось в пределах дороги. Такой порядок действия вводится указанием (приказом) начальником железной дороги. После проследования участка с крутыми затяжными спусками до передачи вагонов на другую железную дорогу режимы торможения ВР должны быть переключены в соответствии с п.7.1.12. этой Инструкции.

Учитывая опыт эксплуатации тормозов на крутых затяжных спусках, начальникам железных дорог своим приказом разрешается устанавливать порядок, при котором в случае снежных заносов, снегопаде, пурге или уровне снега, превышающем уровень головок рельсов, временно закрывать для движения такие участки до очистки от снега путей и рельс.

18.4.7. Чаще проверять действие автоматических тормозов в пути следования, производя ступень торможения для очистки колодок от снега и льда. Такой же проверке подвергать и ЭПТ при ведении пассажирских поездов и моторвагонных поездов.

Время, по окончании которого должна производиться проверка тормозов, указывается в местной инструкции. В ней же указываются дополнительные места использования тормозов перед следованием по спускам.

Во время снегопада, пурге, снежном заносе и свежевыпавшем снеге, уровень которого превышает уровень головок рельс, до торможения перед входом на станцию, где будет остановка поезда, или перед следованием по спуску произвести торможение для проверки тормозов, если время следования поезда без торможения до этого превышает 20мин.

18.4.8. При степени торможения более на 1,0 кгс/см 2 (более 2,5 кгс/см 2 в ТЦ) осуществляется предварительно за 50-100 метров до начала торможения подача песка на рельсы до окончания торможения (кроме одиночно следующего локомотива – смотри п.10.1.25.).

18.4.9. Если при подходе к станциям, запрещающим сигналом и сигналом уменьшения скорости, при следовании по спуску после первой ступени торможения в течении 20-30 сек не будет получен начальный тормозной эффект или при дальнейшем движении будет отсутствовать необходимый тормозной эффект в поезде – выполнить экстренное торможение; при безуспешной попытке остановить поезд действовать согласно п.10.1.14. этой Инструкции.

18.1 При разрыве грузового поезда на перегоне и доставке его на станцию руководствоваться порядком действия работников при вынужденной остановке поезда на перегоне Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации и Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации.

При доставке разорвавшегося поезда с перегона поврежденные соединительные тормозные рукава заменить запасными или снятыми с хвостового вагона и локомотива.

18.2 В процессе вывода разорвавшегося поезда отсутствие сжатого воздуха в тормозной сети последних вагонов может быть допущено только в случае невозможности восстановления целостности тормозной магистрали и необходимости перекрытия по этой причине концевых кранов. При этом в поезде, находящемся на подъеме, машинист должен заявить о необходимости постановки вспомогательного локомотива в хвост поезда для следования до ближайшей станции, где неисправность должна быть устранена или неисправный вагон отцеплен. Порядок вывода таких поездов с перегона, скорость их следования с учетом обеспеченности тормозным нажатием устанавливаются владельцем инфраструктуры или владельцем путей необщего пользования и указываются в местных инструкциях владельца инфраструктуры или владельца путей необщего пользования.

Перед отправлением поезда с перегона выполнить сокращенное опробование автотормозов.

19 ОСОБЕННОСТИ ОБСЛУЖИВАНИЯ ТОРМОЗОВ И УПРАВЛЕНИЯ ИМИ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ

Для нормальной и бесперебойной работы автотормозного оборудования на локомотивах, моторвагонном подвижном составе и вагонах в зимних условиях необходимо заблаговременно и тщательно подготовить его к работе в этих условиях и обеспечить надлежащий уход за ним в процессе эксплуатации.

19.1 Меры по обеспечению исправной работы тормозного оборудования локомотивов и моторвагонных поездов в зимних условиях

19.1.1 Для обеспечения исправности тормозного оборудования в зимних условиях локомотивная бригада обязана:

На локомотивах, находящихся в отстое, при температуре воздуха ниже минус 30 ° С не допускать пуска компрессоров без предварительного разогрева масла в картерах;

Во время пуска паровоздушного насоса паровой вентиль открывать постепенно, включая насос на медленный ход, при открытых выпускных кранах парового и воздушных цилиндров. Только после удаления из цилиндров конденсата и достаточного прогрева насоса закрывать выпускные краны, а затем постепенно увеличивать открытие парового вентиля;

При длительных стоянках поезда компрессоры (паровоздушный насос на паровозе) не отключать.

19.1.2 По прибытии локомотива или моторвагонного поезда из рейса локомотивная бригада должна выпустить конденсат из главных резервуаров и сборников, продуть тормозную магистраль путем последовательного открытия с двух сторон концевых кранов, напорную магистраль с разъединением межсекционных соединений, открыть выпускные краны главных резервуаров и сборников, отключить компрессоры (на паровозе паровоздушный насос).

19.1.3 Образовавшийся на деталях тормоза и тормозной рычажной передачи локомотива и моторвагонного подвижного состава лед локомотивная бригада должна удалять при первой возможности (при стоянке на станции, в оборотном пункте и т. д.).

19.1.4 При выполнении технического обслуживания и текущего ремонта локомотивов и моторвагонного подвижного состава производить обогрев главных резервуаров до полного выпуска влаги из них. По окончании процесса обогрева главных резервуаров продуть трубопроводы сжатым воздухом и выпустить конденсат из влагосборников.

Периодичность проведения данных операций устанавливается руководителем подразделения владельца инфраструктуры или владельца путей необщего пользования по местным условиям на основе опыта эксплуатации с целью обеспечения устойчивой работы тормозного оборудования и поддержания его работоспособности в зимний период.

19.1.5 Локомотивная бригада перед выездом из депо обязана проверить работу устройств электрообогрева клапанов продувки главных резервуаров. В зимний период запрещается выдача из депо локомотивов с неисправными устройствами электрообогрева клапанов продувки главных резервуаров.

19.1.6 При отрицательных температурах во время приёмки локомотива, при перекрытых блокировочных устройствах, помощник машиниста должен перекрыть концевые краны между секциями локомотива, разъединить рукава тормозной магистрали и проверить наличие льда в соединительных головках. При наличии льда убрать его и сделать запись в журнале формы ТУ-152.

19.2 Меры по обеспечению исправной работы тормозного оборудования вагонов

19.2.1 Оборотный запас воздухораспределителей, предназначенный для замены неисправных на вагонах, хранить на закрытых стеллажах при температуре наружного воздуха.

19.2.2 В зимнее время при подготовке тормозов в составе обращать внимание на плотность фланцевых соединений тормозных приборов и манжет тормозных цилиндров.

19.2.3 В пунктах формирования и оборота пассажирских поездов при температурах наружного воздуха минус 25 о С и ниже вагоны с тормозным оборудованием западно-европейского и типа КЕ включать в головную часть поезда, исключая их постановку хвостовым или вторым с хвоста при эксплуатации в условиях низких температур.

19.2.4 Осмотрщики вагонов и слесари по ремонту подвижного состава обязаны выполнять следующее:

Перед соединением рукавов тормозной магистрали продуть ее сжатым воздухом, очистить головки соединительных рукавов от грязи, льда и снега, проверить состояние уплотнительных колец, при необходимости зачистить поверхности электрических контактов головок рукавов № 369А наждачной бумагой. Негодные кольца заменить. Запрещается наносить смазку на кольца;

При продувке тормозной магистрали в процессе соединения рукавов и зарядки тормозов убедиться в свободном проходе воздуха;

Замерзший тормозной цилиндр вскрыть, вынуть поршень, очистить рабочую поверхность цилиндра, протереть ее сухой технической салфеткой и смазать. Негодную манжету заменить. После сборки цилиндр испытать на плотность;

Перед опробованием автотормозов в составе от стационарной компрессорной установки с автоматической регистрацией параметров при температуре минус 30 °С и ниже допускается после полной зарядки тормозной сети произвести полное торможение и отпуск;

При опробовании автотормозов и обнаружении воздухораспределителей, нечувствительных к торможению и отпуску, а также с наличием замедленного отпуска, закрепить фланцы, осмотреть и очистить пылеулавливающую сетку и фильтр, после чего повторить проверку действия тормоза; в случае неудовлетворительного результата проверки воздухораспределитель заменить;

При плохой подвижности деталей тормозной рычажной передачи смазать их шарнирные соединения осевым маслом с добавлением керосина, образовавшийся лед удалить.

На пассажирских вагонах в пунктах формирования и оборота поезда, а так же при стоянке поезда более 10 мин. проводники обязаны удалить лед с тормозной рычажной передачи и ее предохранительных устройств. Не допускается отправлять в составе поезда вагоны с тормозными колодками, которые не отходят от колес вследствие замерзания тормозной рычажной передачи и ее предохранительных устройств;

Во время следования поезда до станции обязательно следить за состоянием тормозов всего поезда. В случае обнаружения вагонов с колесами, которые идут юзом, имеют выбоины или другие неисправности, угрожающие безопасности движения, принять меры к остановке поезда.


19.3 Порядок отогревания замерзших мест тормозного оборудования

19.3.1 Отогревать главные резервуары, нагнетательные, питательные, перепускные трубы и магистральный воздухопровод открытым огнем (факелом) на паровозах, работающих на твердом топливе, электровозах и электропоездах разрешается при условии соблюдения правил пожарной безопасности, исключающих возможность воспламенения конструктивных элементов локомотивов и электропоездов.

19.3.2 На тепловозах, дизель-поездах, автомотрисах, рельсовых автобусах и паровозах, работающих на жидком топливе, применение открытого огня (факела) допускается только для отогревания в тормозной системе тех замерзших мест, которые удалены не менее чем на 2 м от баков топлива, топливо- и маслоподающей арматуры, масло- и топливопроводов.

19.3.3 Запрещается пользоваться открытым огнем для отогревания тормозного оборудования на локомотивах и моторвагонном подвижном составе в местах их стоянки при наличии разлитых на путях легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, в пунктах экипировки локомотивов жидким топливом, вблизи сливно-наливных устройств, парков с резервуарами для нефтепродуктов, складов легкогорючих материалов и других пожароопасных мест, а также при наличии на соседних путях вагонов с разрядными, огнеопасными и наливными грузами.

19.3.4 В случае замерзания магистрального воздухопровода прежде всего обстучать его легкими ударами молотка – глухой звук указывает на наличие ледяной пробки. Такое место воздухопровода надо отогреть, после чего продуть магистраль через концевые краны до полного удаления ледяной пробки.

19.3.5 Отогревать огнем главные резервуары, нагнетательную, питательную и перепускную трубы можно только после выпуска из них сжатого воздуха и при закрытых выпускных кранах. Открывать краны разрешается только после удаления огня.

19.3.6 На паровозах при замерзании трубки регулятора хода паровоздушного насоса повышается давление более установленного. В этом случае необходимо выключить насос, снизить давление до нормального, после чего отогреть замерзшее место.

19.3.7 Замерзшие соединительные рукава воздухопроводов снять, отогреть и вновь поставить или заменить запасными.

19.3.8 При замерзании воздухораспределителя выключить его и выпустить воздух из рабочих объемов выпускным клапаном до полного ухода штока тормозного цилиндра, по прибытии на ближайший ПТО воздухораспределитель заменить.

19.3.10 При замерзании одного из тормозных цилиндров на локомотиве необходимо воздухораспределитель оставить включенным и продолжать работать с оставшимися тормозными цилиндрами. По прибытии в депо неисправность тормозного цилиндра устранить.

На вагонах моторвагонного подвижного состава в таких случаях выключить воздухораспределитель, а по прибытии в депо вскрыть тормозной цилиндр, вынуть поршень, очистить цилиндр и поршень ото льда, смазать их рабочие поверхности. После сборки тормозного цилиндра проверить его плотность.

19.3.11 Во всех случаях обнаружения неисправности тормоза на локомотиве или вагоне моторвагонного подвижного состава и при невозможности ее устранения машинист лично должен выключить тормоз, полностью выпустить воздух выпускными клапанами и проверить отход тормозных колодок от колес.

Неисправность тормозного оборудования должна быть устранена на ближайшей станции, где имеется депо или ПТО.

определен пунктами 7.9. – 7.. ИДП.

Если соединить состав поезда невозможно, машинист обязан затребовать

вспомогательный локомотив в хвост поезда. При выводе части поезда с перегона необходимо оградить хвостовой вагон выводимой части поезда развёрнутым жёлтым флагом у буферного бруса с правой стороны, а ночью желтым огнем фонаря и записать номера хвостовых

вагонов оставшейся части поезда и выводимой.

В случае обрыва автосцепных устройств вагонов машинист обязан заявить

контрольную проверку тормозов.

2.9. Порядок действий при выявлении схода подвижного состава.

При выявлении схода подвижного состава помощник машиниста обязан

немедленно произвести закрепление хвостовой части поезда, согласно нормам

закрепления, ограждение места схода, согласно нормам ограждения и доложить

машинисту поезда.

Машинист поезда, получив информацию о сходе подвижного состава,

Включить красные огни буферных фонарей;

Обеспечить установленным порядком ограждение поезда;

Доложить ДНЦ (ДСП, ограничивающих перегон);

после личного осмотра места схода передать ДНЦ (ДСП,

ограничивающихперегон) следующую информацию:

имеются ли человеческие жертвы, наличие габарита по соседнему пути, точно указать на каком километре и пикете произошел сход, характер местности, имеются ли подъезды к железнодорожному полотну, сколько единиц подвижного состава сошло с рельсов (есть ли сход

локомотива), данные о состоянии контактной сети и опор контактной сети;

В дальнейшим руководствоваться указаниями ДНЦ.

2.10. Порядок действий при выявлении срыва стоп-крана в пассажирском

поезде. Если при осмотре пассажирского поезда выяснится, что падение давления

в тормозной магистрали произошло по причине срыва стоп-крана, то

дальнейший осмотр не производится. Машинист локомотива действует на

основании решения о дальнейшем следовании, принятого начальником поезда.

Машинист локомотива должен получить акт установленной формы, который

составляет начальник поезда по факту и о причинах срыва стоп-крана.

3. Порядок действий в случае обнаружения неисправности «Толчок»

В пути.

3.1. При обнаружении бокового, вертикального «толчка» в пути Следования мащинист поезда обязан:

Применить служебное торможение и внимательно следить за состоянием

подвижного состава до остановки поезда ;

Если при следовании с поездом обнаружена неисправность пути,

непосредственно создающую угрозу безопасности движения (излом рельс,

размыв пути, обвал, снежный занос, выброс пути и т.д.) применить экстренное

торможение, приняв все возможные меры для остановки поезда до опасного

Немедленно сообщить по поездной радиосвязи машинистам вслед

идущего или встречного поездов (когда создана угроза безопасности движения

по смежному пути), ДСП, ограничивающим перегон, или ДНЦ по форме:

"Внимание, внимание! Слушайте все! Я, машинист (фамилия) поезда N .... на

км пикета обнаружил "толчок" (боковой, вертикальный или стук и т.д.) при

скорости км/ч. Сведений о наличии габарита по соседнему пути не имею

(или имеется).

При следовании с пассажирским поездом передать информацию о

причине остановки начальнику поезда.

Получить подтверждение о том, что информация о «толчке» воспринята

машинистами вслед идущих и встречных поездов, а также ДСП,

ограничивающим перегон.

3.2. ДСП, получив сообщение от машиниста о наличии "толчка" в пути

обязан прекратить отправление попутных поездов на перегон по указанному

пути, сообщить о "толчке" в пути машинистам поездов, отправленных со

станции ранее и дорожному мастеру (бригадиру пути).

3.3. После остановки пассажирского поезда его осмотр производят

машинист совместно с начальником поезда. Осмотр других поездов производит

машинист поезда.

3.4. Если при осмотре поезда неисправности локомотива, вагонов и пути

под составом не выявлены, после доклада ДСП о результатах осмотра

разрешается движение со скоростью не более 20 км/ч. После проследования

опасного места всем составом следовать с установленной скоростью.

3.5. Если причиной толчка послужили: лопнувший рельс, размыв пути,

обвал, выброс пути и другие неисправности пути, угрожающие безопасности

движения поездов, дальнейшее следование поезда по опасному месту

разрешается только после осмотра данного места работником пути (должностью

не ниже бригадира) и обязательной записью им в бланке ДУ-61 о возможности

проследовать опасное место с указанием скорости движения.

Если поезд остановлен у лопнувшего рельса, по которому согласно заключению

бригадира пути (запись в бланке предупреждения на поезд ДУ-61), возможно

пропустить поезд, то по нему разрешается пропустить только один первый поезд. По

лопнувшему рельсу в пределах моста или тоннеля пропуск поездов во всех случаях

запрещается.

В случае возникновения препятствия (размыв пути, обвал, снежный занос,

развалившийся груза и т.д.) по соседнему пути, машинист должен подавать сигнал

общей тревоги (один длинный и три коротких) и организовать его офаждение

согласно требованиям п.3.16 Инструкции по сигнализации на железных дорогах

Российской Федерации от 26.05.2000 № ЦРБ-757.

3.6. Машинист поезда, обнаруживший неисправность пути, при

неисправности радиосвязи обязан принять все возможные меры для передачи

соответствующей информации ДСП или ДНЦ. В исключительных случаях

разрешается использовать сотовую связь.

3.7. Машинисты вслед идущих поездов, получив информацию о «толчке»

Остановить поезд возле указанного места препятствия, убедиться в

возможности дальнейшего следования и проследовать это место всем составом

со скоростью обеспечивающей безопасность движения поездов, но не более 20

О выявленных на месте препятствия неисправностях сообнщть по

радиосвязи машинистам вслед идущих поездов и ДСП, а при обнаружении

неисправности, угрожающей безопасности движения, остановить поезд и