Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости ваз. Проверка дтож ваз - диагностика неисправностей датчика температуры. Где находится датчик температуры ОЖ

Как известно, на Ваз 2110 датчики инжектора выполняют особые функции и от них зависит многое. Некоторые автомобилисты ездят на своих машинах с инжекторным двигателем и даже не подозревают, что между ними и системой автомобиля есть посредники.
В целом, посредником выступает ЭСУД, которая без датчиков, как без рук. В данной статье мы особо рассмотрим на Ваз 2110 инжектор датчик включения вентилятора и другие датчики, выполняющие определенные функции.

ЭСУД

Данная система устанавливается практически на все современные автомобили, и Ваз 2110 не исключение. ЭСУД это тот же инжектор, который в последнее время полностью вытеснил карбюраторный вариант, в силу своих явных преимуществ.
Как известно, в отличие от карбюраторного двигателя, инжектор осуществляет впрыск и подачу топлива за счет форсунок(см.), управляемых электронной системой.Не только этим, но и другими преимуществами отличается электронная инжекторная система от карбюраторной.
«Умная» электроника позволяет точно дозировать топливовоздушную смесь, что обеспечивает лучшие показатели в экономии топлива и мощности двигателя. Кроме того, благодаря инжектору обеспечивается экологическая составляющая – выброс вредных веществ в атмосферу уже не такой, как раньше.

Датчики неоценимые помощники

Как и говорилось выше, электронная система не справлялась бы со всеми возложенными задачами, если бы не датчики. Именно они передают на главный блок информацию, необходимую всей системе инжектора.

Регулятор воздуха

Для того чтобы узнать, сколько топлива нужно подать в двигатель ЭСУД необходимо знать, сколько воздуха в него поступает, ведь эти два элемента взаимосвязаны. Из количества воздуха определяется количество бензина.
И за определение количества воздуха отвечает обычно , который измеряет количество всасываемого двигателем воздуха в кг/ч.
Основные недостатки ДМРВ:

  • Влага, которая поступает с воздухом (она мешает нормально функционировать);
  • Завышение показаний, что происходит в большинстве случаев на малых оборотах (как правило, завышение не переваливает черту в 10-20 процентов);

  • Неравномерная работа автомобильного агрегата на холостом ходу;
  • Проблемы с запуском двигателя;
  • Неожиданная остановка мотора после мощностного режима;
  • Увеличение расхода топлива и т. д.

Принцип работы регулятора воздуха:

  • Регулятор данного типа имеет 3 чувствительных элемента в своей конструкции. Они устанавливаются в потоке всасываемого воздуха и один из элементов определяет температуру воздуха, а остальные 2 – нагреваются до установленных температур.
  • Расход воздуха определяется путем измерения мощности электричества, которая поддерживает заданные температуры.
  • Регулятор воздуха наделен также специальной сеткой, которая также устанавливается в потоке всасываемого воздуха.

Таким образом, данные от регулятора поступают на контроллер, который использует уже свои данные и таблицы, соответствующие сигналу массового расхода топлива.

Датчик включения вентилятора

Этот датчик предназначен для включения вентилятора, который охлаждает двигатель автомобиля Ваз 2110.
Имеет свои преимущества:

  • Сверхнадежность, которая обеспечивается твердым наполнителем, расширяющимся при повышении температуры;
  • наделен подпружиненным рычагом, который полностью исключает различные дефекты;
  • Регулятор исключает образование искр, который может происходить в результате мгновенного соединения контактов;
  • Надежная конструкция датчика (если покупать качественный) позволяет увеличить эксплуатационный срок службы на много лет).

Принцип работы данного датчика заключается не только в том, что он дает возможность вентилятору быстрее включаться. Этот регулятор позволяет работать вентилятору даже при движении на скорости.

Датчик коленвала

Этот датчик является основным и по его показаниям определяется время подачи искры и топлива. Представляет деталь собой кусок магнита с катушкой тонкого провода.
Преимущества:

  • Выносливый;
  • Работает в паре со шкивом коленвала;
  • Когда выходит из строя, двигатель останавливается или ограничивает обороты до 3500 об/мин.

Положение датчика

Регулятор устанавливается на корпусе и находится от вершины зубцов шкива на расстоянии 1 мм.

Датчик температуры ОЖ

Является сродни подсосу на карбюраторных двигателях. Другими словами, основным функциональным назначением данного датчика является регулировка топлива – чем холоднее двигатель автомобиль, тем богаче будет топливо.
Кроме того, данный датчик формирует команды, связанные с включением вентилятора. Очень надежен и необходим.
Основные неисправности:

  • Нарушение электрического контакта внутри самого регулятора;
  • Нарушение изоляции проводов, находящихся вблизи троса акселератора;
  • Датчик может отказать в работе, если вентилятор включится на холодном двигателе;
  • Возможны трудности с запуском горячего двигателя;
  • Возможен повышенный расход топлива, если датчик выходит из строя.

Датчик скорости

Подает информацию на контроллер, касательно скорости автомобиля. Надежен, хотя и не так, как остальные регуляторы.
Основные неисправности:

  • При выходе из строя этого датчика возможно ухудшение ездовых характеристик, хотя и незначительное;
  • Двигатель может глохнуть на холостых оборотах.

Датчик фаз

Этот датчик устанавливается только на двигатели Ваз 2110 с 16 клапанами. Информация, подаваемая этим датчиком, используется для организации впрыска топлива в конкретный цилиндр.
Неисправность датчика может привести лишь к единственной неприятности: топливоотдача переходит в попарно-параллельный режим, а это приводит к резкому обогащению топливной смеси.
Приведенная выше информация, затронула не все датчики. Кроме того, если датчики выйдут из строя, потребуется пошаговая инструкция по их замене.
В процессе установки нужного датчика своими руками, рекомендуется использовать фото и видео – материалы. Цена на датчики в магазинах не высокая и приобрести их может каждый.

Наверняка каждый водитель хотя бы раз видел такую ситуацию: на трассе, либо на городской дороге стоит автомобиль с поднятым капотом из-под которого валит густой пар. Такая проблема достаточно банальна, и встречается в большинстве случаев из-за проблем с датчиком температуры охлаждающей жидкости. В этой статье мы рассмотрим основные принципы работы датчика охлаждающей жидкости и расскажем, как правильно провести его замену своими руками.

На видео рассмотрен процесс замены датчика охлаждающей жидкости на ВАЗ-2112 всего за 5 минут:

Аналог датчика температуры иностранного производства, цена стартует от 800 рублей

Для того, чтобы заменить датчик температуры не требуется никаких особенных навыков, следует только строго следовать следующей инструкции:


Перед покупкой нового датчика вам необходимо убедиться в схожести артикулов между старым и новым элементом.

Неисправности датчика температуры

Как вижу это фото, сразу пугаюсь. Правда страшно. Стрелка температуры далеко за красной зоной, сильный перегрев двигателя

Когда выходит из строя датчик температуры, происходит . При этом пар выбрасывается в воздух через все возможные отверстия.

Обратите внимание, что тосол (охлаждающая жидкость – прим.) в системе находится под давлением, и во избежание получения ожогов, пробку расширительного бачка следует открывать очень осторожно. Кстати, и правильно делают, мы считаем так!

Датчик температуры считается весьма надёжным элементом систем двигателя ВАЗ-2112, однако у него существует пара дефектов, которые при возникновении потребуют замены датчика:

  • Исчез контакт во внутренних компонентах детали.
  • Пробои изоляции прибора.

Принцип работы датчика

Этот прибор является обычным резистором (термистор – прим.) т.е прибором способным менять своё сопротивление в зависимости от температуры которая его окружает.

Датчик вмонтирован в металлический выпускной патрубок системы охлаждения на головке блока цилиндров по которому и протекает тосол.

Предназначение этого датчика заключается в контроле за температурным режимом всей системы охлаждения, и в случае повышения температуры – отправления импульса для запуска . Если датчик неисправен, то он вовремя не подаст сигнал, и .

Современные автомобили оборудованы всеми устройствами, облегчающими контроль за состоянием двигателя и его дальнейшую диагностику. Нельзя говорить о том, какой датчик важнее, а какой нет. Все они выполняю одинаково важную роль. К примеру, ДТОЖ поможет вовремя определить перегрев мотора, а значит, избавить водителя от больших расходов, связанных с капитальным ремонтом двигателя. Сегодня вы узнаете, как выполняется диагностика датчика температуры ДТОЖ ВАЗ 2114.

Симптомы неисправностей датчика охлаждающей жидкости

Прежде всего, нужно сказать, что проверка датчика всегда начинается с какого-то повода. Во-первых, стрелка указателя температуры показывает завышенную величину, что указывает на неисправность системы охлаждения. Вторая, вытекающая причина – не сработавший вентилятор охлаждения двигателя.

Дело в том, что датчик анализирует температуру ОЖ и посылает соответствующий сигнал на контроллер двигателя, который включает вентилятор. Если он не сработал, имеет смысл вначале проверить его. Для этого, его фишка отсоединяется и подключается напрямую к аккумуляторной батарее. Если он сработал, значит, датчик неисправен.

Другой признак – это отсутствие информации о температуре или же сигнал о том, что мотор перегрелся. После этого, 100% имеет смысл проверить датчик температуры охлаждающей жидкости.

Многие водители путают два датчика – это датчик указателя температуры и датчик включения вентилятора. На самом деле, это совершенно разные, но с одинаковым принципом действия.

Как проверить ДТОЖ на ВАЗ 2114 своими руками

В первую очередь, нужно снять датчик. Он расположен возле патрубка рубашки охлаждения. Чтобы было удобнее выполнять демонтаж, вначале . Не забудьте отключить минусовую клемму аккумулятора и слить тосол их системы охлаждения. В противном случае, тосол или антифриз польет ручьем прямо из отверстия рубашки охлаждения. Перед демонтажем отключите фишку датчика.

При помощи ключа на 19 или 21 выкрутите ДТОЖ из рубашки. Теперь самое интересное. Наберите в небольшую емкость немного антифриза, а к концам датчика присоедините омметр или мультитестер с режимом замера сопротивления. Теперь установите эту емкость на газовую плиту и начинайте медленно нагревать антифриз. Для точности измерений установите в емкость термометр.

Итак, исправный датчик должен выдавать следующие показания при определенных температурах:

  • 3520 Ом при 20 градусах Цельсия
  • 667 Ом при 60 градусах Цельсия
  • 177 Ом при 100 Градусах Цельсия

При любых несоответствиях или расхождениях в полученных значениях можно сразу же делать выводы о том, что . Иначе вы рискуете наткнуться на капитальный ремонт двигателя, который обойдется вам намного дороже нового датчика. Сразу стоит отметить, что такой датчик является неремонтопригодным. Если же показания правильные, а проблема осталась, то ищите ее в другом месте, например в программном обеспечении контроллера или термостате.

Вот и все. Как видите, проверка датчика своими руками – несложное занятие, которое потребует от вас минимум приспособлений и умений.

Тарас Каленюк

Время на чтение: 4 минуты

А А

ДТОЖ выполняет работу по определению теплового уровня антифриза, передавая собранную температуру на ЭБУ. После обработки данных, бортовой компьютер регулирует следующие параметры работы движка:

  • количество оборотов;
  • насыщенность топливной смеси;
  • функционирование вентиляторов.

Температурный датчик на ВАЗ 2110 располагается в термостате, будучи погруженным в антифриз. Благодаря этому достигается оптимальная точность полученных показателей.

На ВАЗ 2110″ width=”635″ height=”502″ /> Замена на ВАЗ 2110

В данном автомобиле имеются два детектора температуры. На это стоит обратить внимание и при возникновении необходимости постараться их не перепутать.

Тот, что находится в термостате - датчик температуры охлаждающей жидкости.

Второй термодетектор можно отыскать в головке блока цилиндров. Это - датчик указателя.

Он несет немного иные функции, нежели ДТОЖ, но при каких-либо поломках, относящихся к температуре мотора, проверить, возможно, придется оба детектора.

Система охлаждения автомобилей линейки ВАЗ представляет собой слаженную работу всех своих частей:

  1. вентиляторов;
  2. радиаторов;
  3. датчиков;
  4. антифриза.

ОЖ не только выполняет работу по сохранению температурного баланса мотора, но предохраняет от коррозии его детали, соприкасающиеся со средой, а также предохраняет систему от засора.

А за состоянием данной жидкости призван следить температурный детектор.

Та же самая система характерна и для ВАЗ 2114 и аналогичные ему модели.

Как работает датчик температуры?

ДТОЖ представляет собой прибор с отрицательным температурным коэффициентом, проще говоря, термистор. Это значит, что измеряемые тепловые данные детектор представляет в виде сопротивления, которое передает на блок управления. Чем выше нагрев антифриза, тем меньше показания.

Не меняя темы, стоит сразу рассказать о том, как проверить работоспособность прибора.

Для этого стоит вооружиться мультиметром и градусником, который выдерживает высокие температуры:

  • для начала стоит подготовить емкость, которая заполняется ОЖ. Нужно выбрать посуду, в которой можно будет нагреть жидкость;
  • мультиметр переводится в состояние омметра, к нему подсоединяется детектор;
  • в тару с жидкостью опускается подключенный к мультиметру датчик, а также термометр
  • начинается постепенный нагрев антифриза;
  • полученные данные сравниваются с нормой и, если они не совпадают, то прибор требует замены (ремонт данной детали невозможен, так что, ее неисправность лечится только покупкой нового датчика).

Точные данные можно узнать из документов к конкретному прибору, но в качестве примера можно сказать, что при температуре равной 30 градусам, сопротивление на мультиметре будет составлять более полутора тысяч Ом. А как только нагрев антифриза достигнет 100 градусов, показания снизятся до уровня менее двухсот.

Таким же способом можно проверить и новый термодатчик, чтобы убедиться в его исправности еще до установки.

Данные разных автомобилей могут совпадать, будь то ВАЗ 2114 или ВАЗ 21093, а вот разные модели детекторов могут давать различные показания, так что лучше при проверке использовать нормативы для данной конкретной марки прибора.

Как помогает ДТОЖ работе мотора?

Собранные температурные данные передаются на блок управления, который затем управляет системой, основываясь на полученных данных:

Самое первое, на что стоит обратить внимание - плохо заводится двигатель. Независимо от погоды и температуры за бортом, его запуск затруднен. В одну группу к этому признаку стоит отнести и трудности с остановкой мотора, а также нехарактерная работа его на холостых оборотах.

Вторым признаком является перерасход горючего и охлаждающей жидкости. Первое связано с тем, что при отсутствии необходимости подавать обогащенную смесь, все-равно, происходит ее насыщение. А антифриз просто-напросто выкипает, когда температура двигателя слишком высокая. Это особенно опасно, потому что может привести к выходу из строя двигателя.

На ВАЗ 2110″ width=”659″ height=”446″ /> Для замены датчика температуры используют ключ на 19

Еще одним поводом задуматься о работоспособности ДТОЖ является нехарактерный цвет выхлопных газов, что может быть признаком того, что плохо работает выставление угла зажигания.

При повышенном расходе топлива, неисправным может быть не только детектор температуры ОЖ, но и другие датчики - лямбда-зонд, датчик фаз и т.д.

Почему ломается термодатчик двигателя?

На самом деле, их не так много. На автомобилях ВАЗ 2114, 2110 или 2107 причины поломки мало отличаются.

Первым делом, стоит обратить внимание на всю систему охлаждения - оценить целостность проводки, качество контактов и клемм, исправность вентиляторов, а также уровень и качество антифриза.

Все эти факторы могут привести к тому, что датчик выходит из строя раньше, чем автовладелец ожидает (не «если», а «когда», ведь любая деталь рано или поздно выходит из строя, а такая маленькая и активно использующаяся и подавно)

Таким образом, прежде чем устанавливать на место неисправного новый анализатор, стоит убедиться в том, что вся система работает нормально, чтобы установленная деталь не сгорела раньше времени по той причине, что владелец авто поленился поискать в проводке разрывы.

Для начала нужно, естественно, завести мотор, после чего понаблюдать за шкалой температурного уровня на приборной панели.

Если стрелка зашкаливает, а мотор холодный, необходимо отключить контакты от датчика и посмотреть, что будет происходить дальше.

На ВАЗ 2110″ width=”644″ height=”395″ />

Если показания изменились, значит ДТОЖ подлежит замене. Если все осталось без изменений, значит поломка кроется в цепи до детектора - нарушена целостность проводки, неисправны контакты и т. д.

Если же стрелка дергается туда-сюда, нужно проверить предохранители.

Как заменить датчик температуры двигателя на ВАЗ 2110?

Прежде всего нужно приобрести прибор на замену сломанному, соблюдая маркировку. Помимо официальных устройств существуют аналоги, но с ними нужно быть внимательными, дабы не потратить деньги впустую.

Как только датчик готов, можно приступать к замене:

  • в первую очередь необходимо заглушить мотор и остудить его;
  • далее нужно снять мешающие детали (например, патрубок);
  • обесточить систему, сняв минусовую клемму с АКБ;
  • слить антифриз, так как после демонтажа термодатчика он может пролиться из открывшегося отверстия;
  • отключить блок проводов, ведущих к детектору;
  • выкрутить прибор ключом подходящего размера (на ВАЗ 2110 это №19, как и на ВАЗ 2114);
  • поставить на освободившееся место новый ДТОЖ;
  • после того, как поменял приборы местами, произвести сбор системы в обратном порядке и завести машину, чтобы проверить исправность работы системы охлаждения.

Дабы избежать протечки ОЖ через гнездо датчика, можно воспользоваться герметиком или уплотнительным кольцом.

Итог

Чем хорош отечественный автопром, так это тем, что некоторые нюансы, касающиеся работы под капотом, практически аналогичны у всей модельной линии. Взять тот же ДТОЖ. Будь то ВАЗ 2108 или автомобили серии Самара-2 (как ВАЗ 2114 или ВАЗ 2115), признаки неисправности, место расположения, тонкости замены - все одинаково.

Датчик температуры охлаждающей жидкости - элемент, играющий не последнюю роль в обеспечении должной работы мотора. Он позволяет водителю всегда быть в курсе, в каком температурном режиме находится охлаждающая жидкость. По сути, это полноценная часть двигателя, так как в зависимости от показания с этого датчика, которые уходят на ЭБУ, формируются и регулируются разнообразные параметры для ДВС. К примеру, такие характеристики, как - частота вращения коленвала, угол опережения зажигания, соотношение топлива и кислорода в топливной смеси, формирующиеся исходя из показателей ДТОЖ.

ДТОЖ — датчик температуры охлаждающей жидкости

Схема работы достаточно проста, во время перегрева, как только температура охлаждающей жидкости поднимается к максимальным значениям, на ЭБУ отправляется сигнал. По итогу, «мозги» направляют задачу включить вентилятор для охлаждения. Таким образом, регулируется температура, не давая ДВС работать в перегреве. Чем это опасно, объяснять думаю, не требуется.

Схема работы ДТОЖ

Что интересно, почти на всех автомобилях, внешне датчик температуры охлаждающей жидкости имеет идентичный вид. Размещается он, зачастую на так называемом патрубке ГБЦ. Чтобы до него добраться, скорей всего придется снять воздушный фильтр. Собой же он представляет небольшое устройство из бронзы, латуни, пластика, с размеченной резьбой, за счет которой он вкручивается в патрубок. В корпусе, находится обычный терморезистор. Деталь, которая при повышении температуры, понижает сопротивление и, наоборот, при понижении температуры, повышает сопротивление.

Где находится ДТОЖ

Такая особенность, правильная работа датчика будет только в том случае, если он полностью погружен в ОЖ. В противном случае, показатели будут не достоверными, поэтому следует следить периодически за объемом жидкости.

Кстати, на современных автомобилях, зачастую премиального класса, используют даже два ДТОЖ, причем функции у них разные. Итак, один размещается на том же месте в патрубке и передает информацию на ЭБУ и панель, второй же устанавливается на термостате и отвечает за включение вентилятора.

Неисправности и признаки

Как правило, неисправности следующего характера:

Поврежден корпус, заметны потеки жидкости.

Окисление.

Ржавчина, коррозия на контактах.

Повреждение самого резистора.

Окисление, «прикипание» проводов, клемм ведущих или расположенных на самом датчике.

Некоторые признаки , которые косвенно могут свидетельствовать о проблемах с датчиком температуры охлаждающей жидкости:

Повышение расхода топлива.

Горит контрольная лампа на «приборке» или номер неисправности. Последнее значение у всех автомобилей разное.

Проблемы с запуском.

Остановка мотора на «горячую».

Но, уважаемые автовладельцы, хотелось бы уточнить такой момент, что не всегда такие признаки могут свидетельствовать на датчик. Для начала, в первую очередь следует проверить:

1. Уровень охлаждающей жидкости.

2. Залита ли регламентируемая или нет. То есть, на современных автомобилях, сейчас устанавливают такие датчики, которые могут даже провести полноценный анализ жидкости, которую вы залили. К примеру, вместо регламентной запустили в систему простую воду, в таком случае датчик будет выдавать ошибки и машина попросту не заведется.

3. Состояние жидкости. Не используйте больше трех лет. Отработанная «охлаждай-ка», также может стать причиной проблем с ДТОЖ.

Заливка свежего антифриза

4. Проверьте герметичность системы, возможно, попадает воздух.

5. Работает ли вентилятор.

Как проверить исправность датчика температуры охлаждающей жидкости?

Прежде чем проверять сам датчик, стоит убедиться подается ли на него нужное напряжение. Для нормальной работы подаваемое напряжение должно равняться не менее 5 Вольт. Проверить легко, снимаем клемму с датчика и заводим автомобиль. С помощью вольтметра проверяем напряжение, если 5 В есть, значит следует проверять сам датчик (при условии, что перечисленные выше рекомендации не выявили никаких нарушений).

Итак, наиболее действенный способ в домашних условиях:

1. Берем обычный чайник, набираем в него воду и помещаем термометр. Лучше использовать для безопасности электронный вариант термометра.

Проверка ДТОЖ

2. Подсоединяем к ДТОЖ вольтметр и выставляем шкалу на измерение сопротивления.

3. Опускаем датчик в чайник.

4. Включаем чайник и записываем показания вольтметра в зависимости от температуры. Будем брать показания термометра: 20, 40, 60, 80 и 100 градусов. Сравнить результаты можно с таблицей. Имейте виду, если значение сильно разнятся от таблицы, скорей всего пора менять датчик. К примеру, температура 80, а вольтметр показывает 360-380 или наоборот 280-310, то есть большое несоответствие таблице.

Таблица ДТОЖ

Заключение

В итоге статьи хотелось бы подчеркнуть главное, что датчик по своей конфигурации прост, обычный резистор, который сложно вывести из строя. Поэтому ресурс, как правило, в районе 100 000 км, а иногда и больше. Но, как уже выяснили, для корректной работы необходимо придерживаться определенных правил:

Следить за состоянием охлаждающей жидкости.

Избегать окисления контактов.

Избегать механических повреждений и т.д.

Поэтому придерживайтесь правил эксплуатации и работоспособность не только ДТОЖ, но и в целом двигателя будет надежна и долговечна.