Датчик позиции дроссельной заслонки проверка. Методы проверки датчика положения дроссельной заслонки (дпдз). Принцип работы дпдз

Перед тем как поговорить о проверке и неисправностях датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ), предлагаю выяснить, что собой представляет этот датчик. ДПДЗ - потенциометр, который сообщает контроллеру о положении дроссельной заслонки, после того как водитель нажимает на педаль "газа".

На выходе датчика постоянно меняется напряжение за которым следит контролер, что позволяет ему производить правильную дозировку топлива и осуществлять его правильную подачу. Следовательно, если ДПДЗ неисправен он искажает информацию о положении заслонки из-за чего происходят перебои в работе двигателя, а также возникает перерасход топлива.

Где расположен ДПДЗ ВАЗ 2110?

Датчик положения ВАЗ 2110 расположен под капотом в моторном отсеке на дроссельном патрубке и соединен с осью дроссельной заслонки.

Как узнать о неисправности датчика положения дроссельной заслонки Ваз 2110?

  1. Повышенные холостые обороты.
  2. Двигатель глохнет на нейтральной передаче.
  3. Плавают холостые обороты.
  4. Рывки во время разгона.
  5. В некоторых случаях может загораться лампочка " ".

Почему ДПДЗ ВАЗ вышел из строя?

  1. Наиболее распространенной причиной поломки становится исчезновение напыления основы в начале хода ползунка. В результате такого явления не возникает линейное повышение напряжения выходного сигнала.
  2. Вторая возможная причина неисправного датчика положения дросельной заслонки - вышедший из строя подвижной сердечник. Повреждение одного из наконечников чревато возникновением задиров на подложке, после чего из строя выходят остальные наконечники. Исчезает контакт между резистивным слоем и ползунком.

Как проверить ДПДЗ Ваз 2110?

Диагностика датчика положения дроссельной заслонки производится следующим образом:

  1. Включите , затем проверьте вольтметром напряжение между контактом ползунка и минусом. На вольтметре должно быть не более 0,7 В.
  2. Дальше, поверните пластиковый сектор, полностью открывая тем самым заслонку, затем снова произведите замер напряжения. Прибор должен показывать не менее 4 В.
  3. Теперь полностью выключите зажигание и вытяните разъем. Проверьте сопротивление между контактом ползунка и каким-нибудь выводом.
  4. Медленно, поворачивая сектор, следите за показаниями вольтметра. Следите за тем чтобы стрелка двигалась плавно и медленно, если вы заметите скачки - датчик положения дроссельной заслонки неисправен и подлежит замене.

Какой датчик положения дроссельной заслонки купить лучше?

Как правило, популярностью пользуются пленочно-резистивные датчики, такие устанавливает завод-производитель. Цена ДПДЗ Ваз 2110 такого типа не высокая, ну и срок службы, как вы понимаете, соответствующая. Я бы рекомендовал покупать бесконтактный датчик положения дроссельной заслонки, цена его выше, однако и срок службы гораздо больше. Благодаря тому, что принцип его работы основан на магниторезистивном эффекте.

Каждый автомобилист прекрасно знает, что такое дроссельная заслонка и какое место под капотом авто она занимает. В процессе работы эта деталь принимает два положения – она может быть закрытой или открытой. А чтобы водитель знал, в какой именно позиции находится деталь в конкретный момент, существует специальный датчик положения дроссельной заслонки. Попробуем разобраться в устройстве, причинах неисправности и методах ремонта последнего.

1 Как устроен и почему ломается датчик положения заслонки дросселя

Чтобы понять, как работает наиболее популярный бесконтактный датчик положения , нам стоит разобраться в конструкции детали. Данный элемент относится к резистивным приборам. Если разобрать устройство датчика, то внутри мы сможем обнаружить подвижной ползунок, который перемещается по дорожке в виде подковы или дуги. Работает устройство за счет воздействия магнитных волн, которые создаются при помощи воздушных потоков. Именно из-за такого принципа работы данная деталь получила название бесконтактного датчика.

Приступим к обзору наиболее распространенных поломок столь важного элемента автомобиля. Неисправности зачастую возникают в связи с износом резистивного слоя на тех дорожках, по которым перемещается ползунок. Такие поломки возникают и у бесконтактных датчиков, и у деталей других типов. Зачастую износ возникает на том участке дорожки, где ползунок начинает свое движение. Данная неисправность хорошо заметна при визуальном обзоре элемента.

Еще один вид датчиков положения дросселя, работающий от электрического питания, очень часто перестает выполнять свои функции из-за перетертых проводов. В большинстве случаев такие детали работают от напряжения в 5В.

Если датчик неисправен, то при измерении показателя вы увидите, что деталь получает питание 0,3–0,5В. При этом в полностью открытом положении заслонки датчик будет работать от напряжения в 3,2–4,7В.

Отдельные модели транспортных средств оснащены датчиками с инверсными характеристиками на выходе. При закрытом положении дросселя такие детали будут показывать максимальное напряжение. Чем больше будет открываться заслонка, тем ниже будут показатели электропитания. Очень часто водители путают такую особенность датчика положения дросселя с поломкой. Чтобы убедиться в достоверности своих догадок, необходимо изучить технический паспорт автомобиля, где указан тип датчика. Для проверки таких моделей авто питание необходимо определять не одним, а сразу двумя потенциометрами. Один прибор предназначен для определения прямой инверсной характеристики, а второй будет показывать инверсный показатель на выходе.

2 Первые симптомы поломки датчика положения дросселя

То, что датчик положения дроссельной заслонки сломался, может определить каждый владелец автомобиля. Для этого необходимо знать о главных симптомах поломки детали. К ним относится:

  • двигатель машины нестабильно работает или глохнет на холостом ходу;
  • при нажатии на педаль акселератора автомобиль произвольно перегазовывает, или же, наоборот, глохнет;
  • автомобиль “проваливается” на 1–3 передачах.

Последний тип неисправности очень часто встречается при неудачном выполнении . Также с данной проблемой сталкиваются водители, которые заменили оригинальный датчик некачественным аналогом. Неоригинальные детали характерны тем, что они практически полностью зависимы от температуры. Это значит, что чем больше нагревается корпус датчика положения дросселя, тем чаще меняется выходной показатель питания элемента. Например, если при незаведенном двигателе датчик показывает выходное напряжение одной величины, то по мере нагревания мотора этот показатель будет стремительно расти. В то же время ЭБУ не будет успевать реагировать на рост напряжения датчика, что напрямую сказывается на работе авто при переключении передач.

Чтобы на некоторое время устранить неисправность, водителю достаточно выключить зажигание, после чего сразу же завести двигатель повторно. При этом ЭБУ сохранит последний показатель питания датчика как при закрытом дросселе. Когда водитель заведет машину вновь, то ЭБУ будет работать более стабильно, не “проваливая” авто при переключении скоростей. Но не стоит забывать, что это всего лишь временная помощь машине. И как только вы обнаружили неисправность – сразу же отправляйтесь в ближайший автосервис.

3 Ремонт датчика положения заслонки дросселя в домашних условиях

Выше мы разобрались в наиболее распространенных причинах поломки датчика положения дросселя. Так как чаще всего в конструкции детали изнашивается резистивный слой, то ремонт именно этой части прибора стоит рассмотреть более подробно. Очень часто водители, которые уже столкнулись с такой проблемой, задаются вопросом о методах ее решения. Ответ очень прост – в домашних условиях сделать это невозможно. Единственный выход – это замена датчика положения заслонки полностью. Для этого необходимо снять неисправный прибор, отвернув крепежи и отключив его от питания и от ЭБУ двигателя. После этого устанавливаем новый датчик, подключаем его сначала к ЭБУ, а уже потом включаем питание. Очень важно произвести установку новой детали именно в таком порядке. Никаких дополнительных настроек производить не нужно.

Дроссельная заслонка – один из ключевых компонентов, который отвечает за работу двигателя автомобиля. Она является частью впускной системы, и от ее правильной работы зависит количество воздуха, которое поступит в камеру сгорания, где он детонирует после смешивания с бензином.

Чтобы процесс детонации был максимально эффективным, электронный блок управления автомобиля должен контролировать время открытия дроссельной заслонки, тем самым впуская столько воздуха, сколько потребуется для образования идеальной смеси в конкретный момент времени. За информацию о том, в каком положении находится дроссельная заслонка, отвечает соответствующий датчик. При его выходе из строя водителя ожидают неприятности, которые могут привести к поломке деталей двигателя.

Виды датчиков положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)


В зависимости от типа конструкции можно разделить датчики положения дроссельной заслонки на следующие виды:

  • Пленочно-резистивные. Простые варианты потенциометров, и они способны проработать около 50 тысяч километров до выхода из строя;
  • Магниторезистивные или бесконтактные. Их принцип работы основан на эффекте Холла, а стоимость подобных датчиков гораздо выше, чем пленочно-резистивных вариантов. При этом ресурс датчика зависит только от качества исполнения механических элементов, и они способны работать более 100 тысяч километров.

Устанавливается ДПДЗ, в большинстве случаев, на корпусе дроссельной заслонки со стороны противоположной приводу воздушной заслонки. Подвижный элемент датчика имеет механическую связь с осью заслонки.

Симптомы выхода из строя датчика положения дроссельной заслонки

Независимо от типа датчика, определить его неисправность можно по следующим признакам:


Если на автомобиле проявляются перечисленные выше неисправности и горит лампочка Check Engine, велика вероятность, что вышел из строя именно датчик положения дроссельной заслонки. При этом важно отметить, лампочка «Проверьте двигатель» включается при неисправности датчика положения дроссельной заслонки не на всех автомобилях.

Основные причины неисправностей

В зависимости от того, какой тип датчика используется на автомобиле, можно выделить основные проблемы, которым они подвержены.

Бюджетные пленочно-резистивные датчики положения дроссельной заслонки чаще всего выходят из строя по причине износа резистивного слоя механическим путем. Так при работе может быть изношен движок датчика. Еще одной распространенной причиной выхода из строя пленочно-резистивного варианта датчика является попадание на него грязи, которая приводит в негодность рабочую поверхность.

Бесконтактные ДПДЗ чаще всего выходят из строя по причине механической поломки движущегося узла. Также среди типичных «болезней» можно выделить неисправности в работе электронного преобразователя получаемых магнитных сигналов в постоянное напряжение.

Как проверить датчик положения дроссельной заслонки

Проверка датчика положения дроссельной заслонки требует наличия мультиметра. В зависимости от типа датчика и автомобиля, на котором он установлен, будут варьироваться приведенные в инструкции ниже значения напряжения и сопротивления, снимаемого с датчика. При этом кардинально процесс проверки ДПДЗ отличаться на различных моделях автомобилей и датчиков не будет.

Чтобы проверить датчик положения дроссельной заслонки, выполните следующие действия:


Как отмечалось выше, цифры измерений могут варьироваться, в зависимости от модели датчика и автомобиля. Посмотреть результаты для конкретной машины можно в техническом руководстве к ней или на специализированных форумах в интернете.

Если в результате диагностики был сделан вывод о неисправности датчика, его потребуется заменить.

Как заменить датчик положения дроссельной заслонки

Процесс замены датчика положения дроссельной заслонки состоит из трех этапов: снятие старого датчика, установка нового и сброс ошибки о неисправной работе устройства из памяти электронного блок управления. Чтобы заменить ДПДЗ, необходимо выполнить следующие действия:


Следует отметить, что некоторые современные датчики требуется не только заменить, но и отрегулировать. Например, в машинах компании АвтоВАЗ регулировка датчика положения дроссельной заслонки не требуется, но во многих иномарках она необходима.

Как отрегулировать датчик положения дроссельной заслонки

Регулировка ДПДЗ выполняется следующим образом:


Если после выполнения регулировки возникают проблемы с холостыми оборотами (завышены), потребуется провести процедуру обучения электронного блока управления автомобиля параметрам нового датчика.

Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) представляет собой электронное устройство, обеспечивающее взаимосвязь между углом положения дроссельной заслонки и напряжением, за счет которого регулируется уровень подаваемого в цилиндры топлива и воздуха. Этот элемент используется в двигателях с впрыском топлива.

Конструкция датчика довольно проста: к дроссельной заслонке жестко крепится потенциометр, имеющий три вывода. Один из выводов подает рабочее напряжение, второй замыкается на массу, а третий позволяет снимать полученные данные блоком управления двигателем для их дальнейшей обработки.

Принцип работы датчика положения дроссельной заслонки можно понять, исходя из его конструкции. Закрытая дроссельная заслонка не должна подавать сигнал, поэтому напряжение держится в пределах фонового. При открытии дроссельной заслонки уровень напряжения растет вплоть до максимального значения, если заслонка открывается полностью.

Сигнал, поданный ДПДЗ, дает возможность следить за текущим положением дроссельной заслонки, а скорость изменения этого сигнала отправляет в блок управления двигателем информацию о динамике работы педали «газа». Блок управления двигателем получает сигнал об уровне напряжения на потенциометре и оперативно вносит изменения в работу силового агрегата, регулируя подачу топлива и момент возникновения искры.

При запуске двигателя ДПДЗ определяет степень открытия заслонки. Если она открыта более чем на ¾, то контроллер запускает продувку силового агрегата. Закрытое положение позволяет активировать регулятор холостого хода, за счет которого обеспечивается подача воздуха в двигатель через обходной канал.

Признаки неисправности датчика положения дроссельной заслонки

Стоит сразу отметить, что возникающие при неисправном ДПДЗ признаки могут истолковываться разным образом . Порой неопытные водители при нехватке оборотов сразу же меняют датчик положения дроссельной заслонки, хотя он вполне мог быть исправным. В общем, спешить с заменой этого элемента не стоит – сначала нужно убедиться в том, что именно его неисправность стала причиной плохого функционирования двигателя.

Заметить признаки неполадок в работе датчика положения дроссельной заслонки достаточно просто, поскольку их немало:

  1. Повышение или нестабильность холостых оборотов двигателя.
  2. Нехватка оборотов при включении нейтральной передачи, за счет чего двигатель постоянно глохнет.
  3. При движении наблюдаются заметные рывки и ощутимая просадка динамики.
  4. На приборной панели зажглась лампочка «Check Engine».
  5. Двигатель не удается запустить с первого раза, а при дальнейшей работе наблюдается небольшая «неуверенность» мотора.
  6. Повышенный расход горючего.
  7. Заметное падение мощности двигателя на любых оборотах.

ДПЗД: вид сбоку

Каждый из этих признаков неприятен сам по себе, а когда они начинают проявляться синхронно и с завидным постоянством – это явный признак того, что необходимо проверить двигатель, в том числе и датчик положения дроссельной заслонки (этот элемент довольно часто выходит из строя).

Неисправный ДПДЗ нередко становится причиной описанных выше проблем, и за его состоянием нужно тщательно следить.

Как проверить датчик положения дроссельной заслонки

Симптомы неисправного датчика довольно расплывчаты и могут указывать на возникновение самых разных неполадок. Чтобы точно убедиться в неисправности ДПДЗ, необходимо провести его диагностику.

Проверка датчика достаточно проста, а из оборудования для нее потребуется только вольтметр. Алгоритм проверки будет выглядеть следующим образом:

1. Сначала нужно включить зажигание. Далее при помощи вольтметра замеряется уровень напряжения между ползунком и отрицательным выводом. Стрелка вольтметра не должна двигаться выше 0,7Вт. В противном случае можно сделать вывод о наличии неисправности.

2. Если предыдущий шаг был пройден успешно, то необходимо, не отсоединяя вольтметр, открыть дроссельную заслонку до упора. Напряжение должно подняться выше 4 В. Рабочее напряжение при полностью открытой заслонке обычно колеблется в пределах 5 В, но небольшие отклонения вполне возможны даже при исправном датчике.

3. Следующее действие должно проводиться при выключенном зажигании. Для проверки извлекается разъем и проверяется сопротивление между ползунком и любым из выводов.

4. Поворачивая подвижный сектор, нужно внимательно отслеживать движения стрелки вольтметра. Плавное и неспешное движение позволяет говорить о том, что датчик положения дроссельной заслонки в порядке. Рывки или хаотичные перемещения стрелки являются верным признаком того, что ДПДЗ необходимо заменить.

Датчик положения дроссельной заслонки: возможные неисправности

Датчик положения дроссельной заслонки имеет достаточно простое устройство, но даже с учетом этого в нем есть элементы, которые могут выйти из строя вследствие износа или резкой перегрузки. К числу наиболее распространенных проблем ДПДЗ можно отнести следующие:

1. Истирание напыления основания на начальном отрезке движения ползунка. Стертая резистивная основа всегда становится причиной возникновения неисправности ДПДЗ. При движении ползунка напряжение, подаваемое в блок управления двигателем, должно расти – но этого не происходит из-за отсутствия сопротивления. В результате возникают неисправности, вплоть до сбоя в работе блока управления двигателем.

2. Неисправность любого наконечника. Малейшая неполадка зачастую тянет за собой массу других проблем. В этом случае повреждение одного наконечника приводит к тому, что на подкладке возникают заусеницы. Они, в свою очередь, выводят из строя и остальные наконечники. Контакты в таком случае иногда могут продолжать работу, но недолго, да и износ подложки будет намного выше, чем при нормальных условиях. В любом случае, при такой неисправности резистивный слой и ползунок не контактируют, тем самым приводя силовой агрегат в неработоспособное состояние.

3. Выход из строя ползунка. Иногда и сам ползунок становится причиной неполадки в работе датчика положения дроссельной заслонки. Как правило, этот элемент конструкции со временем изнашивается или начинает отходить от правильной траектории, в результате чего и возникает неисправность.

Чтобы устранить неисправность ДПДЗ, стоит в первую очередь разобраться, можно ли обойтись незначительным ремонтом, или будет гораздо проще заменить всю конструкцию целиком.

Несмотря на простоту датчика положения дроссельной заслонки, чинить его довольно сложно и не очень выгодно. Можно почистить контакты или подогнуть их, но это решение больше походит на полумеры – гораздо проще будет приобрести и установить новый датчик.

Видео: что такое ДПДЗ, причины неисправностеи и решение

Заключение

Мы определили где находится датчик положения дроссельной заслонки и что это такое. Датчик положения дроссельной заслонки – это маленький, но гордый элемент электронной системы управления двигателем, при неисправности которого возникает масса проблем, вплоть до невозможности запуска силового агрегата. Простота конструкции в большинстве случаев не дает достаточного пространства для ремонта ДПДЗ, но невысокая стоимость этого элемента устраняет необходимость ремонта, позволяя просто заменить дефектную деталь.

Как известно, автомобиль ВАЗ 2110 выпускался с инжекторными и карбюраторными двигателями. Инжекторы оснащаются внушительным количеством датчиков, от работоспособности которых зависит функциональность важных агрегатов. Потому при их поломке могут возникать проблемы в работе двигаться, снижаться мощность, расти расход топлива и многое другое.

Ярким примером важного датчика является датчик положения дроссельной заслонки. Сегодня о нем поговорим более подробно.

Зачем он нужен

Датчик положения заслонки отвечает за определение текущего положения дросселя. В зависимости от этого, система подачи топлива меняет количество подаваемого горючего при том или ином режиме работы силового агрегата.

При возникновении проблем с ним можно обратиться на СТО, чтобы не тратить силы и нервы. Но на практике самостоятельно поменять ДПДЗ достаточно просто, плюс вы сэкономите приличную сумму денег.

Располагается искомый регулятор сбоку дроссельного патрубка на оси дроссельной заслонки.

Особенности работы

ДПДЗ по своей сути является переменным резистором, на один выход которого подается питание в 5 Вольт. Второй контакт связан с массой, а третий подключается к контроллеру.

Когда вы нажимаете на педаль газа, меняется напряжение. Датчик следит за показателями выходного напряжения на контроллере, тем самым регулирует и контролирует качество подаваемой топливовоздушной смеси. Это напрямую зависит от угла открытия самой заслонки.

Если по каким-то причинам этот регулятор выходит из строя, катастрофы не произойдет, поскольку временно его функции возьмет на себя другой датчик — массового расхода воздуха.

Это вовсе не означает, что ДПДЗ можно не менять. У каждого регулятора свои функции, потому перекладывать задачи ДПДЗ на ДМРВ не стоит.

Неисправности

Есть несколько характерных признаков неисправностей, за счет которых можно обнаружить, что с регулятором дроссельной заслонки возникли проблемы.

  • Высокие показатели холостого хода;
  • При выключении передачи двигатель может заглохнуть;
  • Когда автомобиль набирает обороты, машину дергает, чувствуются рывки;
  • Динамика разгона существенно ухудшается;
  • Возникают плавающие обороты на холостом ходу.

Следует отметить, что подобные признаки могут быть характерными и при выходе из строя других узлов — регулятора холостого хода или модуля зажигания, например. Потому предварительно нужно проверить ДПДЗ.

Проверка состояния регулятора

Далее поговорим о том, как можно проверить данный датчик заслонки дросселя. Мероприятие необходимое, поскольку оно позволяет понять, действительно ли все беды из-за него, либо проблемы возникли по причине отказа других элементов вашего автомобиля.

Не редко начинающие автовладельцы делают поспешные выводы, опираясь на первичные признаки поломки. Отсюда лишние ремонтные работы, затраты.

Для проверки текущего состояния датчика положения дроссельной заслонки вам необходимо:

  • Измерить показатели напряжение на выходе ползунка, включив при этом зажигание и разомкнув контакты холостого хода;
  • Если проверка показывает, что напряжение составляет более 0,7 вольт, тогда датчик действительно вышел из строя;
  • Откройте заслонку полностью. В нормальном состоянии показатели напряжения должны составлять не больше 4 вольт;
  • Замерьте переменный резистор на сопротивление;
  • Для этого подключается омметр или мультиметр в режиме омметра на питание и на выход;
  • Медленно начинайте поворачивать дроссельную заслонку;
  • Параллельно следите за показаниями на приборе;
  • Если по мере открытия заслонки сопротивление так же медленно меняется, тогда агрегат работает исправно.

Если вы обнаружили в ходе проверки, что датчик неисправен, его нужно только заменить. Ремонту он не подлежит.

Резистивный слой, по которому передвигается ползунок, под действием силы трения стирается со временем. Из-за этого регулятор начинает выдавать неправильные данные, изменяются характеристики подаваемой смеси, ухудшается работа двигателя.

Замена

На самом деле поменять этот датчик до безумия просто. Так что не спешите отправлять машину на станцию технического обслуживания. Все можно сделать своими руками, качество от этого не пострадает.

  1. Для демонтажа датчика положения дросселя сначала его нужно отыскать.
  2. Как мы уже отмечали, располагается искомый агрегат сбоку дроссельного патрубка на оси дроссельной заслонки.
  3. Отыскав элемент, возьмите в руки фигурную отвертку.
  4. С помощью этого нехитрого инструмента открутите пару болтов, которые удерживают устройство.
  5. Обратите особое внимание на прокладку, которая имеется в наличии под старым регулятором. Использовать ее повторно не рекомендуем, лучше сразу купить новую. Зачастую прокладка идет уже в комплекте с самим датчиком дросселя.
  6. Сняв старый датчик, можете немного зачистить место его установки, если там имеются загрязнения.
  7. Далее ставится новый датчик вместе с новенькой прокладкой из поролона и затягиваются болты.
  8. Старайтесь максимально до упора затянуть крепежные элементы, иначе в противном случае новый датчик дроссельной заслонки быстро потеряет свою эффективность. Придется заново проводить работы.
  9. Никаких настроек выполнять после замены не нужно.
  10. Нулевая отметка на контроллере позволит определить, что дроссель полностью закрыт.

Что выбрать?

При замене у многих уже более или менее опытных автовладельцев возникает вопрос, какой регулятор лучше установить. Ведь существует два типа.

Тип датчика

Особенности

Пленочно-резистивные

Такие датчики обычно устанавливаются заводом-изготовителем. Ресурс такого датчика положения заслонки дросселя составляет по заявлениям около 55 тысяч километров, но на практике приходится менять чаще

Бесконтактные

Работа такого устройства основана на магнитно-резистивном явлении, применяется элемент Холла. По стоимости он заметно выше первого варианта, однако менять его вряд ли придется. Ресурс огромный, надежность высокая

В погоне за экономией многие забывают про важность качества. А ведь именно оно должно стоять на первом месте при выборе запчастей при ремонте автомобиля.

ДПДЗ — важное, но легкое в замене устройство. На операцию по ремонту у вас уйдет не более часа даже при условии, что вы только начинаете постигать прелести самостоятельной починки автомобиля.

Но ни в коем случае не затягивайте с ремонтом датчика, иначе это может негативно сказаться на работе двигателя, его ресурсе и стоимости топлива, которое вы будете перерасходовать из-за некорректных данных от датчика на ЭБУ.