Дальнобойщик: плюсы и минусы самой дорожной профессии. Водитель дальнобойщик – дорога длиною в жизнь

Водитель-дальнобойщик

Дальнобойщиками называют водителей грузовых автомобилей, которые перевозят грузы на большие расстояния. Можно выделить два вида дальнобойщиков: наемный водитель, осуществляющий перевозки по заданиям, которые даются компанией-работодателем, и индивидуальный предприниматель, сам находящий клиентов и имеющий свой транспорт для перевозок.

История появления профессии Водитель-дальнобойщикКак возникла профессия? Как развивалась профессия?

Такая трудовая деятельность, как перевозка грузов, появилась очень давно, когда только зарождались торговые отношения, и произошло это вследствие необходимости доставлять товары в разные населенные пункты, в том числе и отдаленные. В те времена это происходило с помощью караванов, обозов и т.п. В своем современном виде эта профессия сформировалась в двадцатые годы прошлого века, когда появился и стал развиваться грузовой автотранспорт. Окончательный облик профессия водителя-дальнобойщика приобрела в последние два десятилетия.

Значимость для обществаВажность, значение и социальный статус профессии

Необходимость в перевозке грузов, в том числе и на дальние расстояния, существует при любом уровне развития экономики. Услуги дальнобойщиков востребованы сегодня в связи с тем, что активно развивается бизнес среднего и мелкого уровня, а грузы небольшого объема оптимальнее всего перевозить именно автотранспортом, а не железнодорожным. Для фирм-заказчиков удобным является гибкий график работы таких водителей.

Особенности профессии Водитель-дальнобойщикУникальность и перспективность профессии

Человек, выбравший для себя профессию дальнобойщика, должен не только быть профессионалом-водителем. От него требуется физическая сила, выносливость. Ведь часто дальнобойщик-индивидуальный предприниматель выполняет обязанности экспедитора, грузчика, автомеханика. Для подобной работы необходим большой опыт. Поэтому чаще всего оптимальным возрастом для дальнобойщика является от 35 до 50 лет.

"Подводные камни" профессии Водитель-дальнобойщикВсе за и против профессии. Сложности и особенности.

Много времени водитель-дальнобойщик находится в пути и не может уделять достаточного внимания своей семье и дому. Во время рейсов часто бывают неудобства, которые связаны с невозможностью полноценного отдыха, соблюдения гигиены, принятия пищи. Водителю бывает трудно приспособиться к различным условиям климата в разных регионах. Поэтому к профессиональным заболеваниям дальнобойщиков относятся заболевания желудка и кишечника, сердца и сосудов. Одним из требований к дальнобойщику является хорошее знание автотранспортной сети страны.

Где и как получить профессию Водитель-дальнобойщикГде обучают профессии?

Для того, чтобы начать работать дальнобойщиком, достаточно пройти обучение на курсах по подготовке водителей (категория D). Но стать успешным в своей профессии можно, только имея знания нормативно-правовых актов, которые регулируют грузоперевозки, а также слесарного дела. Получить их можно, пройдя курсы переподготовки, или поступив в среднее специальное учебное заведение по специальности «автослесарь».

Дальнобойщик – это профессия настоящих мужчин (иногда и женщин). Ибо не каждый сможет водить грузовой автомобиль на большое расстояние. Профессия требует выносливости и неприхотливости к бытовым условиям. Рейсы по доставке грузов длятся не один день, и за все время водители дальнобойщики ограничены в удобствах и должны быть постоянно на рабочем месте – за рулем. По характеру занятости дальнобойщики либо работают на себя, либо по найму.

В обязанности водителя дальних перевозок входит:

  • Доставка груза по месту назначения;
  • Ремонт автомобиля по пути следования;
  • Ведение предусмотренной документации.
  • Разгрузка тоже может возлагаться на дальнобойщика.

Для того чтобы работать в этой профессии, водитель должен иметь:

  • водительские права с разрешенной категорией «Е»;
  • Медицинское подтверждение состояния здоровья, допускающее к управлению автомобилем;
  • Стаж вождения грузовых машин от 3-х лет;
  • Знание технической конструкции грузовика;
  • Знание ПДД, своих прав и обязанностей в отношении перевозимого груза;
  • Правила заполнения технической документации.

Дальнобойщик профессия: плюсы и минусы

Среди положительных моментов профессии следует назвать достойные заработки, возможность побывать в разных городах страны, престиж, востребованность профессии, возможность организовать собственный бизнес путем частных перевозок, сплоченное сообщество представителей профессии, взаимопомощь между водителями дальних перевозок.

Недостатками работы дальнобойщика являются длительное нахождение без домашнего уюта, необходимость ремонта фуры, в случае поломки, в дорожных условиях, соблюдение сроков доставки товаров, независимо от дорожной обстановки, медлительность и неповоротливость грузовых автомобилей, дорожная монотонность, отсутствие удобств, разбойные нападения.

Про жизнь дальнобойщиков

Подробности профессии часто остаются за кулисами. Опыт, сноровка, умение находить выход из непредвиденных ситуаций — качества, необходимые для дальних путешествий по стране и за границу. Жизнь дальнобойщиков полна романтики и опасностей: быть готовым к отражению атаки дорожных грабителей, соблюдение осторожности, двигаясь в неблагоприятных погодных условиях. Плохие дороги – бич дальнобойщиков. Тяжелый грузовик уязвим перед некачественным покрытием, требуется взять в поездку несколько запасок. Есть риск иметь проблемы из-за некачественного топлива, особенно это опасно зимой. Это лишь часть возможных ситуаций, но она дает понять, насколько мужественен человек, выбравший себе эту профессию. Последняя суббота августа – профессиональный праздник людей, благодаря которым мы имеем возможность приобрести в магазинах необходимые товары. Не забудем поздравить с ним этих суровых и правильных парней.

Дальнобойщик - это водитель грузового или большегрузного автотранспорта на дальние расстояния. Профессия подходит тем, кого интересует труд и хозяйство (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Главные его обязанности водителя-дальнобойщика - вовремя и в целости-сохранности доставить груз в назначенное место.
При этом необходимо постоянно следить за состоянием автомобиля, уметь устранять возникшие во время поездки неисправности и поддерживать все механизмы в рабочем состоянии. В процессе вождения водитель должен быстро оценить и проанализировать сложившуюся обстановку и заблаговременно принять необходимое решение: снизить скорость, осуществить необходимый маневр.

Это стопроцентно мужская работа, поскольку управлять машиной, в которую загружено 20 тонн груза и длиной почти 20 метров, физически тяжело. Рабочий день, как правило, начинается очень рано - в 5-6 часов утра, в зависимости от того, как далеко необходимо ехать.
Если фирма, в которой служит дальнобойщик, работает с зарубижными странами, сроки доставки товара могут увеличиваться до месяца, а иногда и больше.

Постоянную перемену мест, возможность постоянно бывать в различных странах и городах можно отнести и к плюсам и к минусам профессии одновременно.
Условия труда сложно назвать комфортными, так как практически целый день приходится проводить за рулем или крутить гайки под машиной. Неизбежны поднятие тяжестей, лежание на холодной земле, всевозможные проблемы на постах ГАИ и таможнях.

Профессия дальнобойщика, как правило, приносит достаточный заработок. Всё зависит от того, в какой компании работать, какие грузы и на какие расстояния перевозить.

Рабочее место

Трансагентства, компании, занимающиеся грузовыми автоперевозками.

Зарплата на 14.02.2019

Россия 30000—100000 ₽

Москва 40000—120000 ₽

Важные качества

Физическая сила, умение управлять тяжелым и длинным автомобилем, умение выходить из экстремальных ситуаций, коммуникабельность, уверенность в себе.

Где учат

Высшее образование не требуется, важен опыт работы на грузовом транспорте и права с открытой категорией соответствующего типа, которые можно получить, отучившись в автошколе и сдав экзамены в ГАИ.

Тем абитуриентам, которых не прельщает пятилетнее протирание штанов на студенческой скамье, стоит внимательней изучить эту профессию. Особенно, если вас увлекают техника и путешествия. Да и зарплаты в этой сфере очень даже неплохие.

Каковы же основные обязанности водителя-дальнобойщика?

В числе первоочередных его задач можно выделить:

Своевременную доставку грузов в пункт назначения при его полной сохранности в дороге;

Обеспечение исправной работы автомобиля во время рейса и умение самостоятельно устранить возникающие мелкие неисправности;

Соблюдение правил дорожного движения и максимально аккуратное вождение.

Какие качества необходимы дальнобойщику

Для того чтобы справляться со всем возложенными на него задачами, дальнобойщик обязан быть ответственным и внимательным. Очень важным для него является умение в короткие сроки и правильно оценить ситуацию на дороге и принять верное решение. Для того чтобы не попасть в ДТП также требуется быстрая реакция.

Кроме того, эта специальность требует хорошей физической подготовки и отличного здоровья. Ведь управлять огромным по размеру автомобилем, весом в несколько десятков тонн достаточно не просто. Да и при проведении ремонтных работ сила может потребоваться. Поднятия тяжестей и лежания на холодной земле при этом не избежать. К тому же организм должен легко переносить смену климатических поясов, поскольку с ней водители-дальнобойщики сталкиваются в своей работе постоянно.

Также те, кто выбирают для себя профессию дальнобойщика, должны быть готовы к многодневному пребыванию в машине. Ведь в некоторых фирмах, специализирующихся на доставке грузов за пределы страны или в ее отдаленные уголки, срок одной поездки может превышать месяц. И все это время водителю приходится проводить в условиях, которые никак не назовешь комфортными. Он почти постоянно пребывает за рулем, либо вынужден крутить гайки под машиной.

Нелишней будет для этого специалиста и крепкая нервная система. Она регулярно проверяется на прочность как в сложных дорожных условиях и нестандартных ситуациях, так и в процессе общения с представителями таможенных служб и инспекторами ГАИ.

Интересно, что при всей своей серьезности и мужественности, эти люди весьма суеверны. Вот что рассказал о приметах, в которые верят все водители, осуществляющие грузоперевозки, дальнобойщик со стажем Сергей Молюков : «… прежде всего это знаменитое "не возвращайся, если уже вышел" (в нашем случае выехал). Потом нельзя в свою машину вешать что-нибудь из разбитых машин, которые побывали в аварии. ..А еще, извините за конкретику, нельзя писать на колесо - это 100-процентное попадание в аварию, так говорят бывалые водители».

Где получить специальность и куда пойти работать

Для того чтобы стать дальнобойщиком, университет оканчивать не надо. Достаточно пройти обучение в автошколе и сдать экзамен в ГАИ на право управления большегрузами. Как только будет открыта соответствующая категория, можно начинать трудоустройство.

Правда, работодатели предпочитают нанимать водителей со стажем, однако и те, кто не имеет опыта, без работы не остаются. Просто их зарплата будет значительно ниже, а поездки в первые несколько лет, скорее всего, будут ограничены границами родной страны.

Уровень оплаты труда в этой профессии достаточно высок. Дальнобойщики действительно зарабатывают весьма неплохо. Однако зарплата зависит еще и от того, в какую компанию удастся устроиться на работу. Это может быть как серьезное трансагентство, так и небольшая фирма, занимающаяся грузоперевозками. Также дальнобойщики требуются на все крупные промышленные предприятия, которые осуществляют доставку товара к реализующим его организациям своими силами.

Эта специальность предоставляет уникальную возможность повидать мир, выполняя свои профессиональные обязанности. Ведь дальнобойщикам довольно часто приходится отправляться в заграничные поездки.

Если вы хотите зарабатывать серьезные деньги, невзирая на тяжелый труд и отсутствие комфорта на рабочем месте, и вождение автомобиля доставляет вам удовольствие, то можете смело выбирать профессию дальнобойщика. И удачи вам на дорогах!

Ну а тем, кто планирует построить карьеру в сфере грузоперевозок, со временем заняв руководящую должность в крупной компании, следует позаботиться о получении высшего образования. Для этого лучше выбрать профессию логиста, которая самым тесным образом связана с трудом дальнобойщика, а потому ее освоение не вызовет у опытного водителя затруднений. Однако сегодня это достаточно популярная специальность, поэтому готовиться к поступлению придется на совесть. Помочь в этом могут , занятия с которыми проходят в режиме онлайн с использованием новейших компьютерных технологий. T utoronline. ru – это лучшие репетиторы, услуги которых вполне доступны по цене благодаря особой форме организации уроков. К тому же, воспользовавшись предложением сайта, вы получите уникальную возможность подбирать для себя комфортный график проведения занятий, совмещая подготовку к поступлению в вуз с работой.

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Виды дальнобойщиков

  • Водители - индивидуальные предприниматели , самостоятельно подыскивающие клиентов для перевозки грузов.
  • Водители - сотрудники компаний, перевозящие грузы по заданию своего работодателя.

Общим для водителей-дальнобойщиков является использование ими в процессе управления автомобилем средств «Оперативной радиосвязи» в диапазоне частот 27 МГц (27,135 МГц, кроме Беларуси, Польши, Украины и стран Прибалтики, в которых значение частоты 27,130 МГц). Во время общения водители дальнобойщики обмениваются оперативной информацией о происшествиях и дорожной обстановке, качестве и ценах на услуги сервисов, стоянок и магазинов, о возможности и необходимости оказания экстренной или технической помощи. В качестве устройств оперативной радиозвязи используются радиостанции гражданского диапазона - CB-radio (англ. Citizen Band - гражданский диапазон), также называемые СиБи-рациями или «Сибишками». Для связи используется 15-й канал, сетка C(D)в модуляции АМ.

Романтика и опасность профессии

В 90-е годы были распространены бандитские налеты на дальнемагистральные тягачи целью которых было вымогательство , угоны тягачей, похищение грузов. В наше время это уже явление редкое, но распространение получили кражи деталей, барсеточники и угоны при помощи выманивания шоферов из машин при заведенном двигателе (чтоб наверняка).

На самом деле главная опасность дальнобойщика - это не криминальные налёты, количество которых последнее время стремится к нулю, и от которых можно уберечься, соблюдая элементарные правила безопасности, как то: ночевать на охраняемых стоянках, в городах с криминальной обстановкой заранее уточнять маршруты проезда и т. п. Основную опасность для дальнобойщика представляют зачастую неквалифицированные коллеги. Причём опасность двойную: опасность собственно аварии с риском причинения ущерба дорогому грузовику и грузу, и экономическую.

Первая половина опасности заключается в том, что в нынешнее время практически исчезли автошколы по типу советских учкомбинатов или курсов ДОСААФ, где действительно готовили неплохих начинающих водителей. Далее водители набирались опыта на предприятиях, и только через несколько лет могли попасть в элиту - в ряды водителей-дальнобойщиков. Сейчас курсы на категории C и E превратились в конвейер для получения прав: вызубрить билеты. не вникая в их суть, сдать не имеющий ничего общего с реальной ездой экзамен во дворе, оплатить озвученную взятку, и готово: свежеиспечённый дальнобойщик, в жизни не водивший грузовик с прицепом, топает устраиваться в фирму по грузоперевозкам. Результат: тысячи искалеченных машин, миллионные ущербы грузовладельцам, сотни унесённых жизней.

Вторая часть опасности, экономическая, невооружённым взглядом не видна. Растут цены на топливо, на запчасти, на технику, повышаются налоги. И на этом фоне жуковатые посредники-диспетчера, получая деньги напрямую от грузовладельцев, оставляют у себя солидный процент, отдавая перевозчику лишь жалкие крохи. А незадачливые дальнобойщики-предприниматели (неважно, сам на своей машине или владелец фирмы с сотней и более голов импортных фур) едут за жалкие огрызки, тем самым снижая и без того невысокие ставки. Такая система выгодна грузоотправителю, так как диспетчер несёт обратно в клювике солидный «откат». А ездящие за треть нормальной цены машины приходят в ужасающее техническое состояние, так как их не на что содержать, хватило бы на топливо, зарплату водителю да мизерную прибыль.

Романтика. Да, пожалуй некий элемент романтики в профессии есть. Но нынче быть романтиком - дорогое удовольствие. Пожалуй, искреннюю романтику позволяют себе хозяева машин, находящиеся сами за рулём, не имеющие долгов и постоянных клиентов. Они действительно могут себе позволить поехать куда глаза глядят, предварительно, не подгоняемые долгами, выбрав себе груз за достойную ставку, и, не спеша, любоваться красотами природы, останавливаться побродить или искупаться в речке где вздумается, а летом берут с собой любимых женщин или сыновей, реже дочек.

Субкультура

В России субкультура дальнобойщиков развита как нигде в мире. На тему труда и отдыха дальнобойщиков написаны тысячи песен (в основном рок и шансон). Эта субкультура развита и на северо-американском континенте и в Германии.

Жаргон дальнобойщиков

Как и в любой профессии есть свой жаргон, как специальный, так и общеязыковой. Вот примеры.

  • "Весёлый контроль" - передвижные или автономные пункты весового контроля автопоезда.
  • «Автономка» - отопитель салона, работающий независимо от двигателя.
  • «Аквариум» - тягач Renault Magnum (из-за широкого лобового стекла), также - «Тепловоз» (из-за характерного способа доступа в кабину).
  • «Алкаш» - водитель автопоезда с полуприцепом-рефрижератором чешской фирмы «ALKA».
  • «Аллигатор» - кусок отслоившегося протектора на дороге, или кусок колеса после взрыва. По краям обычно торчит металлический корд и царапает бампера , то есть «кусается».
  • «Американец», «америка» - капотный тягач, чаще американского происхождения но не обязательно.
  • «Арбуз-транс» (он же «Караван-арбуз») - КамАЗ с прицепом, перевозящий арбузы , дыни и др. бахчовые культуры, в азиатской части России из Казахстана , в частности из Южно-Казахстанской и Карагандинской области . В европейской же части чаще всего с номерами 05-ого региона (Дагестан), реже из Астраханской области . Отличаются низкой скоростью движения из-за предельного перегруза и скверного состояния техники, как правило не более 20-40 км/ч.
  • «Батон» - односкатное колесо большого диаметра. Такие стоят на «Европейских» полуприцепах, и так же встречаются на управляемых («рулевых») осях тягача.
  • «Бомба» (она же «фугас») - газовоз .
  • «Бочка» - цистерна .
  • «Брюхо» - подсобное помещение в прицепе , полуприцепе или тягаче для хранения запасок и прочего такелажа .
  • «Буратино-транс» - лесовоз.
  • «Веселый тумблер» - потайной тумблер, отключающий темпомат . Устанавливается нелегально в автосервисах .
  • «Возик» - автовоз .
  • «Воровайка» - лесовоз или бортовой грузовик, оборудованный краном-манипулятором.
  • «Скамья» (скамейка) - Scania.
  • «Маня» - MAN.
  • «Фрэд» - Freightliner.
  • «В канале?» - запрос по рации кого-либо.
  • «Гитара» - магнитола. Например, «гитара сломалась» - поломка магнитолы.
  • «Глухонемой» - грузовик без рации.
  • «Дайте обстановочку на …», «На … дорожка как?» - типичный запрос дорожной ситуации по рации (пробки, аварии, засады экипажей ДПС).
  • «Девочка» - .
  • «Ёлка» - размеченная стоянка грузовиков.
  • «Ёлка новогодняя» - автопоезд (обычно тягач), чрезмерно украшенный светодиодными элементами.
  • «Европа» - бескапотный тягач, чаще европейского производства.
  • «Запретка» - дорожный знак 3.4 , запрещающий проезд грузовиков или прицепов.
  • «Канистра» - бензовоз.
  • «Карман» (он же «притон ») - стоянка для грузовиков с АЗС или мотелем .
  • «Катя, Катер» - Екатеринбург .
  • «Край» - Красноярск .
  • «Куплю Дрова?» - запрос по рации по поводу нелегальной продажи дизельного топлива. В настоящее время не употребляется, переговоры о покупке топлива ведутся открытым текстом.
  • «Колейка» - затор на дороге, «пробка».
  • «Ленивец» - не ведущая ось грузовика. Преимущественно стоит на «Европе» и, как правило, односкатный.
  • «Лифчик» - знак «неровная дорога».
  • «Машинка работает!» - наличие на трассе патрульного автомобиля ДПС , ГИБДД .
  • «Машка» - GPS-навигатор
  • «Мешок» - полуприцеп, накрытый тентом.
  • «Мясорубка» - приспособление для откручивания колёсных гаек.Так же мясорубкой называют механические стеклоподъемники.
  • «Нажми на вонючку», «Дай газу» - просьба прибавить скорость.
  • «Обочина» - криво запаркованный на обочину автомобиль, часть которого находится на проезжей части и затрудняет проезд остальному транспорту.
  • «Одиночка» - тягач без прицепа.
  • «Паровоз» - сцепка в 24-25 метров из тягача и полуприцепа в 13,6 метра, или седельного тягача с полуприцепом и прицепом. Перевозят объемный груз (памперсы, сигареты и т. п.). Как правило тентованые .
  • «Пешеход, кегля» - человек, который идёт на не освещаемой части дороги без фонарика и световозвращаемых элементов в одежде по краю проезжей части.
  • «Племянник» - второй прицеп.
  • «Плечевая» - проститутка низшей категории, обслуживающая клиентов при дороге.
  • «По грибы поехал» - ДТП , сопровождаемое слетом с трассы.
  • «Подушка» - пневморессора.
  • «Покричать» - задать интересующий вопрос по рации. Например: «Покричи дальше, где стоят машинки». Как правило, это ответ человека, который только выехал со стоянки и не владеет нужной информацией.
  • «Проктолог» - Фура, догнавшая впереди идущюю фуру, которая долго не обгоняет (Смотрит в зад.
  • «Привязь» - работающий ограничитель скорости.
  • «Проспект просвещения» - станция ИДС (рентген).
  • «Реф» или «Рэф» - рефрижератор . Тот же термин распространен у железнодорожников .
  • «Савок» - самосвал.
  • «Сгонял, как турист» - поездка в убыток .
  • «Скелет» - контейнеровоз без контейнера, также - полуприцеп со снятым тентом (с торчащими над полуприцепом креплениями для тента).
  • «С мигалками» - езда в сопровождении экипажей ДПС. Как правило, это происходит при перевозке негабаритного груза .
  • «Сорванец» (он же «отвязанный») - тягач европейского типа с разблокированным ограничителем скорости.
  • «С поста стреляют» - измерение скорости при помощи радара инспектором ДПС.
  • «Сундук», «ящик» - контейнеровоз. Зачастую, это же выражение применимо к рефрижераторам.
  • «Сутенёрша » - диспетчер по грузоперевозкам.
  • «Уши» - подсобные помещения по бокам кабины под нижней спальной полкой.
  • "Сделать уши" - ДТП, при котором автомобиль совершает переворот через крышу
  • «Фотографии продают!» - наличие на трассе экипажа ДПС , использующего в качестве средства фиксации нарушения портативную дорожную камеру с радаром, установленную позади по ходу потока.
  • «Хомяк» - КамАЗ, перевозящий зерно , чаще ДАФ с узкой кабиной и выступающими крыльями.
  • «Чайники» (они же «маленькие») - легковые автомобили.
  • «Шайба» - бумажный диск тахографа , - устройства, контролирующего соблюдение правил труда и отдыха. Записывает на специальный диск время работы автомобиля.
  • «Шифер» - неровности на дороге, по форме напоминающие шиферный лист. Звучит, как правило, по рации так: «Не спеши, коллега, внизу перед мостиком шифер» .
  • «Щелчок» - подмосковный Щелково .
  • «Ярик» - Ярославль .
  • «Ящик» - контейнер .

В массовой культуре

  • Сериал «Дальнобойщики ».
  • Серии компьютерных игр «Дальнобойщики » от 1С , а также «18 Стальных колёс », «Euro truck simulator» и «German truck simulator» от SCS Software .
  • Фильмы «Двойной Обгон », «Выкуп », «Стервятники на дорогах», «Чёрный пёс », «Конвой » (США)
  • Дальнобойщики, как группа, играют важную роль в фильме «Бумер ».

См. также

  • Автономка

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Дальнобойщик" в других словарях:

    Водитель, шофер Словарь русских синонимов. дальнобойщик сущ., кол во синонимов: 7 артиллерист (8) … Словарь синонимов

    дальнобойщик - ДАЛЬНОБОЙЩИК, а, м. 1. Шофер, работающий на дальних рейсах. 2. Человек, уезжающий на заработки на долгое время. 3. Тот, кто делает что л. с дальним прицелом, расчетом. А ты, я смотрю, хитрый дальнобойщик! … Словарь русского арго

    - – шофер на дальние расстояния. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 … Автомобильный словарь