Что такое утилизационный сбор: кто его уплачивает, а кто освобожден от уплаты. В россии подняли ставки утилизационного сбора на автомобили Как рассчитать утилизационный сбор на автомобили

Важно!

Правительство РФ утвердило новые ставки утилизационного сбора на автомобили на 2018 и 2019 годы. Ранее МинПромТорг заявлял, что средний рост сбора на все типы транспортных средств составит около 15%, однако ставки не поменялись, а вот коэффициенты выросли сильно. Постановление опубликовано 21.03.2018 на официальном сайте Правительства.

Новые размеры коэффициентов утильсбора на легковые и грузовые авто вступили в силу с 1 апреля 2018 года:

  • Новые автомобили с объемом двигателя до 1 л — 33 000 рублей (+16,2%). Старый коэффициент — 1,42, новый — 1,65. Для машин старше трех лет коэффициент вырос с 5,3 до 6,15.
  • Новые автомобили с объемом двигателя от 1 до 2 л — 84 000 рублей (+90%). К ним относятся Lada Vesta, Skoda Rapid, Kia Rio. Старый коэффициент — 2,21, новый — 4,2. Для подержанных авто коэффициент вырос с 8,26 до 15,69.
  • Новые автомобили с объемом двигателя от 2 до 3 л — 126 000 рублей (+49,3%). Это Kia Sorento, Ford Kuga и т. д.
  • Новые автомобили с объемом двигателя от 3 л — остаются прежними.
  • Электромобили — рост на 14,8%.


Что такое утилизационный сбор на автомобили и в чем его суть?

Приобретение автомобиля на российском рынке или за рубежом связано с определенными расходами. Одним из видов доп. платежей, введенных с 2012 года, является утилизационный сбор. Вопросов у автомобилистов в связи с этим нововведением много. Это и увеличение утилизационного сбора, и его размеры, и калькулятор расчета, льготы и т. д. Давайте разбираться со всем этим по порядку.

Утильсбор — это разовый платеж, взимаемый в пользу государства. Уплата утилизационного сбора возлагается на производителя или импортера. На покупателя ТС возлагается только в том случае, если взнос не был внесен до заключения договора купли-продажи.

Впервые вопрос о том, что значит утилизационный сбор и зачем он нужен, поднялся в 2012 году. Президент РФ внес изменения в 5 главу Федерального закона №89. Он был дополнен статьей 24.1. В ней указывались лица, обязанные оплачивать сбор, цели и задачи, сроки внедрения, категории ТС и т. д. А 1 января этого года вступило в законную силу постановление Правительства РФ № 401, в котором обозначено изменение утилизационного сбора на автомобили в 2018. О нем мы и поговорим ниже.

Последние новости о введении нового утилизационного сбора активно обсуждались внутри страны и за рубежом. Импортеры волновались о повышении цен для покупателей за счет увеличения базовой ставки, коэффициента сбора. Новость о повышении утилизационного сбора на автомобили в России с 1 января 2018 стала доступной гражданам в конце 2017 года. Размер платы увеличился на 13-15%.

Когда и кому нужно платить?

Оплата утилизационного сбора — это обязанность производителя или одного из собственников ТС. Согласно закону, юридическое или физическое лицо оплачивает утилизационный сбор в следующих ситуациях:

  1. При ввозе автомобиля из-за рубежа.
  2. При производстве ТС на территории РФ.
  3. При покупке ТС у собственника, ранее не оплатившего сбор.

Кто освобождается от уплаты

От уплаты освобождаются автовладельцы в таких случаях:

  • ТС возрастом более 30 лет. Автомобиль не должен быть источником дохода, использоваться как коммерческий. На нем должны быть установлены оригинальные запчасти — двигатель, рама, кузов.
  • Машина является собственностью переселенцев, участвующих в программе добровольного возвращения на Родину из-за границы.
  • Автомобиль используется в качестве средства передвижения дипломатического представителя, его семьи, сотрудников дипмиссии.
  • В ПТС стоит штамп об утилизационном сборе, то есть производитель или предыдущий владелец внесли плату до продажи автомобиля.

На какие категории транспорта распространяется

Закон 2012 года включил в себя перечень категорий ТС для оплаты утилизационного сбора, а именно:

  • легковые, повышенной проходимости;
  • электроавтомобили;
  • автобусы;
  • грузовые.

С полуприцепов утилизационный сбор не взимается.

Полный перечень ставок на утилизационный сбор 2019 в рублях

Сумма утилизационного сбора в рублях РФ

До 3-х лет с даты выпуска

Старше 3-х лет с даты выпуска

Утилизационный сбор на легковой автомобиль (категории B, в т. ч на электромобиль):
с рабочим объемом двигателя:
не более 1000 куб. сантиметров
свыше 1000 куб. сантиметров, но не более 2000 куб. сантиметров
свыше 2000 куб. сантиметров, но не более 3000 куб. сантиметров
свыше 3000 куб. сантиметров, но не более 3500 куб. сантиметров
свыше 3500 куб. сантиметров
ввозимые физическими лицами для личного пользования вне зависимости от объема двигателя
Утилизационный сбор на грузовой автомобиль (категории B, C в т. ч. седельный тягач, рефрижератор, фургон, самосвал)
полной массой не более 2,5 тонны
полной массой свыше 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны
полной массой свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн
полной массой свыше 5 тонн, но не более 8 тонн
полной массой свыше 8 тонн, но не более 12 тонн
полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн
полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн
Утилизационный сбор на специальный транспорт (на шасси грузового автомобиля категории «С»)
специальные транспортные средства кроме автобетоносмесителей (бетономешалок на базе шасси)
автобетоносмесители (бетономешалки на базе шасси)
Утилизационный сбор на автобусы (категории D)
с объемом двигателя не более 2500 куб. сантиметров
с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой
с объемом двигателя свыше 2500 куб. сантиметров, но не более 5000 куб. сантиметров
с объемом двигателя свыше 5000 куб. сантиметров, но не более 10000 куб. сантиметров
с объемом двигателя свыше 10000 куб. сантиметров
Утилизационный сбор на самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья (карьерные самосвалы)
полной массой свыше 50 тонн, но не более 80 тонн
полной массой свыше 80 тонн, но не более 350 тонн
полной массой свыше 350 тонн
Утилизационный сбор на шасси колесных транспортных средств
шасси грузовых автомобилей полной массой не более 3,5 тонны
шасси грузовых автомобилей полной массой свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн
шасси грузовых автомобилей полной массой свыше 5 тонн, но не более 8 тонн
шасси грузовых автомобилей полной массой свыше 8 тонн, но не более 12 тонн
шасси грузовых автомобилей полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн
шасси грузовых автомобилей полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн
шасси автобусов полной массой не более 5 тонн
шасси автобусов полной массой свыше 5 тонн
Утилизационный сбор на автогрейдеры
массой не более 10 тонн
массой свыше 10 тонн, но не более 14 тонн
массой свыше 14, но не более 17 тонн
массой свыше 17 тонн
Утилизационный сбор на бульдозеры
массой не более 10 тонн
массой свыше 10 тонн, но не более 24 тонн
массой свыше 24 тонн, но не более 35 тонн
массой свыше 50 тонн
Утилизационный сбор на экскаваторы
средние (массой не менее 17 тонн и не более 32 тонн при мощности силовой установки не менее 170 л.с. и не более 250 л.с.)
тяжелые (массой более 32 тонн при мощности силовой установки более 250 л.с)
Утилизационный сбор на перегружатели колесные (в т.ч. экскаваторы погрузчики)
легкие (массой менее 15 тонн при мощности силовой установки менее 100 л.с.)
средние (массой не менее 15 тонн и не более 16,5 тонны при мощности силовой установки не менее 100 л.с. и не более 150 л.с.)
средние (массой не менее 16,5 тонны и не более 22 тонн при мощности силовой установки не менее 100 л.с. и не более 150 л.с.)
тяжелые (массой более 22 тонн при мощности силовой установки более 150 л.с)
Утилизационный сбор на катки дорожные
легкие (массой менее 4 тонн)
средние (массой не менее 4 тонн и не более 10 тонн)
тяжелые (массой более 10 тонн)
Утилизационный сбор на погрузчики
массой не более 4 тонн
массой свыше 4 тонн, но не более 8 тонн
массой свыше 8 тонн, но не более 13,5 тонны
массой свыше 13,5 тонны, но не более 16,5 тонн
массой свыше 16,5 тонны, но не более 22 тонн
массой свыше 22 тонн, но не более 34 тонн
массой свыше 34 тонн
Утилизационный сбор на краны самоходные, за исключением кранов на базе шасси колесных транспортных средств
легкие (массой менее 17 тонн при мощности силовой установки менее 170 л.с.)
средние (массой не менее 17 тонн и не более 32 тонн при мощности силовой установки не менее 200 л.с. и не более 250 л.с.)
тяжелые (массой более 32 тонн при мощности силовой установки более 250 л.с.)
Утилизационный сбор на краны- трубоукладчики
массой не более 25 тонн
массой свыше 25 тонн, но не более 35 тонн
массой свыше 35 тонн, но не более 50 тонн
массой свыше 50 тонн
Утилизационный сбор на прицепы
массой более 10 тонн
Утилизационный сбор на машины для содержания дорог (прочие самоходные дорожные и коммунальные машины), за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств
легкие (массой менее 5 тонн при мощности силовой установки менее 100 л.с.)
средние (массой не менее 5 тонн и не более 15 тонн при мощности силовой установки не менее 100 л.с. и не более 220 л.с.)
тяжелые (массой более 15 тонн при мощности силовой установки более 220 л.с.)
Утилизационный сбор на машины для лесного хозяйства
средние (массой не менее 1 2 тонн и не более 17 тонн
Утилизационный сбор на транспортные средства типа «форвардер»
легкие (массой менее 12 тонн)
средние (массой не менее 12 тонн и не более 17 тонн)
тяжелые (массой более 17 тонн)
Утилизационный сбор на погрузчики лесоматериалов фронтальные и трелевочные тракторы (скиддеры) для лесного хозяйства
Легкие (массой менее 12 тонн)
Средние (массой не менее 12 тонн и не более 17 тонн)
Тяжелые (массой более 17 тонн)
Утилизационный сбор на мотовездеходы, квадроциклы, снегоболотоходы
С объемом двигателя не менее 300 и не более 1500 куб. сантиметров
Утилизационный сбор на снегоходы
С объемом двигателя не более 299 куб. сантиметров
С объемом двигателя не менее 300 куб. сантиметров и не более 1500 куб. сантиметров
Утилизационный сбор на тракторы сельскохозяйственные колесные
Мощностью силовой установки не более 30 л.с.
Мощностью силовой установки более 30 л.с. и не более 60 л.с.
Мощностью силовой установки более 60 л.с. и не более 90 л.с.
Мощностью силовой установки более 90 л.с. и не более 130 л.с.
Мощностью силовой установки более 130 л.с. и не более 180 л.с.
Мощностью силовой установки более 180 л.с. и не более 220 л.с.
Мощностью силовой установки более 220 л.с. и не более 280 л.с.
Мощностью силовой установки более 280 л.с. и не более 340 л.с.
Мощностью силовой установки более 340 л.с. и не более 380 л.с.
Мощностью силовой установки более 380
Утилизационный сбор на тракторы сельскохозяйственные гусеничные
Мощностью силовой установки не более 100 л.с.
Мощностью силовой установки более 100 л.с. и не более 200 л.с.
Мощностью силовой установки более 200 л.с.
Утилизационный сбор на комбайны зерноуборочные
Мощностью силовой установки не более 160 л.с.
Мощностью силовой установки более 160 л.с. и не более 220 л.с.
Мощностью силовой установки более 220 л.с. и не более 255 л.с.
Мощностью силовой установки более 255 л. с. и не более 325 л. с.
Мощностью силовой установки более 325 л. с. и не более 400 л. с.
Мощностью силовой установки более 400 л. с.
Утилизационный сбор на комбайны кормоуборочные
Мощностью силовой установки не более 295 л. с.
Мощностью силовой установки более 295 л. с. и не более 401 л. с.
Мощностью силовой установки более 401 л. с.
Утилизационный сбор на машины сельскохозяйственные самоходные
Опрыскиватели для защиты растений самоходные с мощностью силовой установки не более 100 л. с.
Опрыскиватели для защиты растений самоходные с мощностью силовой установки более 100 л.с. и не более 300 л. с.
Опрыскиватели для защиты растений самоходные с мощностью силовой установки более 300 л. с.
Косилки самоходные

Как рассчитывается и пример расчета

Расчет утилизационного сбора осуществляется по формуле: БС * К. Сколько составляет окончательная сумма именно в вашем случае, можно узнать самостоятельно.

БС — базовая ставка, К — коэффициент расчета, устанавливаются законодательно.

Например, БС для легковых автомобилей = 20 тыс.руб.; для грузовых, автобусов и легковых коммерческих машин — 150 тыс.руб. Коэффициент зависит от возраста авто, массы, предназначения: для легкового автомобиля старше 3 лет — 0,26; младше — 0,17. Для юридических лиц используются повышенные коэффициенты — 1,42 и 5,3 соответственно.

20 000*0,17 = 3 400 рублей.

Для юридического лица:

150 000*1,42 = 213 000 рублей.

С помощью этой формулы удобно производить бухгалтерский учет платежей с большого количества транспортных средств. Физическим лицам лучше воспользоваться , где нужно ввести параметры авто и потом получить окончательную сумму.

Ставки утилизационного сбора в 2018 году для физических лиц остались на прежнем уровне, для юридических лиц повысились в пределах 15%.

Порядок и сроки оплаты утилизационного сбора

Согласно закону, сроки уплаты сбора для физических лиц не устанавливаются. Автовладелец ставит машину на учет только по факту его внесения, до этого момента пользоваться транспортным средством нельзя.

НДС с утилизационного сбора не взимается. В декларацию вносится в составе суммы, потраченной на приобретение транспортного средства или как актив для перепродажи, учитывается в составе МПЗ.

Необходимые документы

Для оплаты необходим паспорт владельца ТС, заполненная квитанция с реквизитами получателя сбора. Узнать КБК можно на сайте ФНС России. Квитанция об оплате предъявляется в ГИБДД при постановке авто на учет.

Где можно оплатить

Оплатить утилизационный сбор в России можно в любом отделении банка наличным и безналичным способом. При себе нужно иметь паспорт и заполненную квитанцию. Ее образец вы увидите ниже:

Где ставится отметка об оплате

Когда утилизационный сбор уплачен, владелец обязан проследить за постановкой особой отметки в ПТС. Для этого нужно предоставить квитанцию об оплате в ГИБДД перед постановкой ТС на учет.

Чем грозит неуплата?

Законом РФ штрафов за неуплату утилизационного сбора не предусмотрено. Но автовладельцы таких машин не смогут поставить их на учет, а передвижение на незарегистрированном автомобиле наказывается штрафом 5000 р., лишением прав на несколько месяцев.

С импортеров автомобилей неуплаченные взносы взимаются через суд после обнаружения факта неуплаты и отправки предупредительного письма о подаче иска.

Возврат утилизационного сбора

Периодически мне рассказывают о случаях, когда утилизационный сбор был излишне начислен по ошибке. Как такое возможно? Да всё просто: прежний владелец авто или компания-производитель ранее уже оплатили УС, но по какой-то причине в ФНС или ФТС его не «увидели». В такой ситуации достаточно обратиться в организацию, принявшую сбор:

  • ФНС – если авто произведено на территории России;
  • ФТС – если машина ввезена в страну из-за границы.

Если вы переплатили, скачивайте и подавайте в отношении колесного транспортного средства и (или) шасси. Также бланк можно попросить у сотрудников налогового или таможенного органа.

К заявлению приложите копии:

  • Паспорта владельца (основных страниц).
  • ПТС (копия + оригинал).
  • Квитанции об оплате утилизационного сбора, платежного поручения или ордера.
  • Подтверждение ошибочности взыскания УС.

На принятие решения о возврате утилизационного сбора органам ФНС или ФТС дается 30 календарных дней. Помните, что возможен и отказ: например, при некорректно оформленных документах.

Заявить о возврате ошибочно взысканного утилизационного сбора можно в течение 3 лет с даты его уплаты. Сумма не подлежит индексации, комиссионные платежи не возвращаются. Способ возврата — перевод на счет заявителя в банке.

Отмена утилизационного сбора

Вопрос о том, отменят ли утилизационный сбор в 2019 году или его размер только вырастет, остается открытым. Скажу прямо — перспектив для отмены не видно.

Видео про утильсбор на автомобили в России

В данной статье мы рассмотрим что такое утилизационный сбор. Узнаем кто его платит. Какие нужны документы. Разберемся в налоговых ставках и сроках уплаты.

Об утилизационном сборе россияне узнали в 2012 г. Именно тогда вступил в действие п.1 ст.24-1 закона №89-ФЗ, предусматривающий его взимание. Несмотря на то что с момента введение этой нормы в действие прошло уже более 5 лет, у плательщиков периодически возникают вопросы, касающиеся порядка его администрирования.

Утилизационный сбор: понятие, порядок оплаты, штрафные санкции

Об утилизационном сборе россияне узнали в 2012 г. Именно тогда вступил в действие п.1 ст.24-1 закона №89-ФЗ, предусматривающий его взимание. Несмотря на то что с момента введение этой нормы в действие прошло уже более 5 лет, у плательщиков периодически возникают вопросы, касающиеся порядка его администрирования. Выясним, какие правила оплаты утилизационного сбора действуют в текущем году, и предусмотрены ли законодательством причины, позволяющие избежать лишних расходов.

Утилизационный сбор: определение и причины возникновения

Идея обложить россиян очередным обязательным платежом возникла у отечественных законотворцев не случайно: основанием послужило ухудшение экологической обстановки в крупных городах и необходимость затрачивать приличные суммы на утилизацию отходов, в частности, отслуживших свой срок транспортных средств.

Согласно нормам указанного выше федерального закона под утилизационным сбором (УС) понимается единовременный платёж, взимаемый государством с покупателей автомобилей для улучшения экологической обстановки и минимизации негативного воздействия от выбросов ТС. Предполагается, что собранные таким образом денежные средства должны расходоваться на проведение мероприятий природоохранного характера.

Обратите внимание, что сбором облагаются не только автомобили, но и другие категории ТС: в частности, самоходные машины, прицепы.

Кого считают плательщиком сбора

В РФ выплачивать утилизационный сбор обязаны все покупатели транспортных средств независимо от целей их приобретения. Иначе говоря, плательщиками рассматриваемого сбора являются как физические, так и юридические лица.

Заметьте, что сегодня уклониться от уплаты УС нельзя. Отметка о его взимании проставляется в ПТС автомобиля. Без неё поставить машину на регистрационный учёт невозможно.

Как администрируется утилизационный сбор

Покупатели новых автомобилей с проблемой уплаты утилизационного сбора не знакомы. Обязанность вносить платёж за такие машины возложена на производителей и экспортёров ТС. Поэтому покупателям свежих авто достаточно просто удостовериться в том, что в ПТС присутствует соответствующая отметка.

Тем кто приобретает «железного коня» на вторичном рынке, следует быть более внимательными. Помимо тщательной проверки технического состояния автомобиля придётся уделить повышенное внимание документации на него.

Присмотритесь к дате выдачи ПТС: если паспорт выписан ранее 01.09.2012 (даты, когда вступил в действие закон №89-ФЗ), дополнительно уплачивать утилизационный сбор не нужно. Если же приобретается машина, выпущенная позднее этого срока, в паспорте должны присутствовать соответствующие отметки.

Кто освобождён от утилизационного сбора

  • переселенцы (беженцы, ввозящие в РФ свои автомобили, а также россияне, проживающие за границей);
  • дипломаты, обладающие соответствующим иммунитетом и члены семьи;
  • собственники ретроавтомобилей (ТС старше 30 лет), сохранившие или самостоятельно восстановившие их оригинальную комплектацию.

В последнем случае требуется дополнительное соблюдение 2 условий. Во-первых, владелец обязан использовать машину только для личных нужд, во-вторых, на авто должны быть установлены «родные» кузов и двигатель.

Однако необходимо принять во внимание, что освобождение от уплаты распространяется только на действующих владельцев ТС. Покупателям, приобретающим машины у перечисленных выше категорий граждан, придётся исполнить свою обязанность по уплате утилизационного сбора.

Кому придётся платить сбор самостоятельно

Перед покупкой подержанной машины стоит внимательно изучить графу «Особые отметки» в ПТС. Если данные об уплате сбора отсутствуют, и машина выпущена позднее 01.09.2012, следует заплатить сбор.

  • иномарок, ввезённых из-за рубежа;
  • машин, ранее принадлежавших льготникам;
  • авто граждан, не исполнивших свою обязанность по выплате рассматриваемого сбора.

В любом случае, действует правило: с владельцев машин, выпущенных позднее 01.09.2012, утилизационный сбор должен взимается в любом случае. Если авто выпущено в России, УС заплатит его производитель, если за рубежом – владелец, ввозящий его на территорию страны.

Нюансы уплаты утилизационного сбора в Беларуси

В РБ рассматриваемый сбор был введён ещё в 2014 г. С этого момента УС облагаются все ввезённые из-за рубежа автомобили. Исключение делается для ретроавто старше 30 лет, не используемых в бизнес-целях, и для автомобилей, выпущенных в Республике.

Плательщиками УС признаются и юридические лица, и граждане. Как и в РФ, от выплат освобождены дипломаты с семьями, работники международных организаций и беженцы. С февраля 2016 г. базовая ставка УС устанавливается в рублях. Однако её размер заметно вырос:

  • для организаций – в 1,65 раза;
  • для граждан – в 8,25 раз.

Такая мера была предпринята с целью отрегулировать ввоз подержанных иномарок с территории ЕС и привести в соответствие таможенные правила РБ с нормами, действующими в РФ.

Куда платить УС и кто является получателем сбора

От того, по какому основанию выплачивается сбор зависит то, кто будет его получателем. В таблице рассмотрены причины уплаты сбора:

Иначе говоря, если УС взимается по причине того, что ранее авто не подлежало обложению сбором либо сбор не был оплачен из-за небрежности предыдущего владельца, получателем платежа является Федеральная налоговая служба. Если УС облагаются ввезённые из-за рубежа иномарки, денежные средства необходимо вносить на счёт Федеральной таможенной службы.

От чего зависит размер сбора

Порядок расчёта величины сбора прописан в постановлении Правительства от 26.12.2013 г. за №1291. На сегодняшний день этот нормативный акт используется в редакции 2015 г. Согласно положениям документа, величина утилизационного сбора напрямую зависит от следующих факторов:

  • категории ТС – легковой автомобиль, грузовик, спецтехника и прочее;
  • его возраста – до 3 лет или старше.

В частности, для легковушек платёж зависит от объёма двигателя. Чем он больше, тем сбор выше. Аналогичное правило действует и для сельхозтехники. Чем мощнее силовая установка, тем больше сбор.

Коэффициенты для расчёта сбора

В таблице указаны коэффициенты для расчета:

Идентифика-ционный код Вид ТС Коэффициент
До 3 лет Более 3 лет
A01-A04 Автогрейдеры 3,2-8,0 8,5- 23,7
B01-B05 Бульдозеры 4,0-15,0 12,0-100,0
C01-C03 Экскаваторы 4,0-8,0 17,0-40,5
D01-D04 Перегружатели колесные 2,5-4,4 76,6-160,9
E01-E03 Катки дорожные 0,7-2,2 3,2-9,7

Пример самостоятельного расчёта сбора

Граждане, планирующие приобрести подержанное авто, нередко задаются вопросом: как достоверно определить размер УС. Чтобы узнать, сколько денег придётся перечислить в бюджет, следует внимательно изучить соответствующие нормативные документы и верно определить тип транспортного средства.

Рассчитывать сумму платежа владельцу ТС придётся самостоятельно. Поясним на конкретном примере, как правильно это сделать. Для подсчёта следует воспользоваться простой формулой:

УС = базовая ставка соответствующего ТС * поправочный коэффициент

Предположим, физическим лицом приобретается подержанная иномарка возрастом 4 года, мощность двигателя – 1,6 куб. см, снаряженная масса – до 2,5 т. Утилизационный сбор ранее не уплачивался: в ПТС нет соответствующий пометок. УС = 20 6000 руб. * 8,26 = 165 200 руб.

Следовательно, гражданину при покупке такого автомобиля придётся перечислить в бюджет УС в размере 165 200 рублей.

Юридическим лицам приходится платить заметно больше, поскольку базовые ставки для них выше. Кроме того, введены повышающие коэффициенты. Так, например, за покупку за рубежом подержанной легковушки старше 3 лет с объёмом двигателя более 3,5 л. придётся заплатить УС в размере 702 000 руб.

Сроки и порядок оплаты сбора

Конкретные сроки, в течение которых необходимо перечислить в бюджет суммы УС, законодательством не определены. Гражданин может перечислить рассматриваемый сбор практически в любом российском банке. Там же можно взять образец платёжного документа со всеми значимыми реквизитами.

Юридическим лицам следует уплатить сумму рассматриваемого сбора со своего расчётного счета. Реквизиты получателя средств можно узнать либо на официальном сайте ФНС России, либо на портале Федеральной таможенной службы.

Реквизиты для уплаты сбора

В таблице указаны реквизиты для уплаты:

Получатель Вид ТС КБК
ФНС России Колёсные ТС 18211208000012000120
ФНС России Самоходные машины, прицепы к ним 18211208000016000120
ФТС России Колёсные ТС, кроме ввозимых из Беларуси 15311208000011000120
ФТС России Колёсные ТС, ввозимые из Беларуси 15311208000013000120
ФТС России Самоходные машины, прицепы к ним, кроме ввозимых из Беларуси 15311208000015000120
ФТС России Самоходные машины, прицепы к ним, ввозимые из Беларуси 15311208000017000120

После перечисления средств необходимо получить в банке платёжный документ с соответствующей отметкой. Его покупателю придётся предъявить сотрудникам ГИБДД при постановке ТС на регистрационный учёт.

Ответственность за неуплату УС

На сегодняшний день штрафных санкций по этому основанию нет. Однако они и не нужны: ведь без отметки об уплате сбора ТС просто невозможно поставить на учёт.

Как поступить, если сбор рассчитан неверно

Несмотря на довольно простой порядок расчёта утилизационного сбора, ошибки при определении его суммы нередки. Если платёж занижен, недостающую сумму следует доплатить в бюджет.

Сложные вопросы

Вопрос №1 . Можно ли поставить на учёт ТС, если утилизационный сбор рассчитан неверно?

Ответ: В тех случаях когда в бюджет перечислена лишняя сумма, автомобиль или спецтехника подлежат регистрации в ГИБДД. Если же платёж занижен, зарегистрировать авто можно будет только после выплаты недостающей суммы.

Вопрос №2 . Наша организация допустила переплату утилизационного сбора. Можно ли зачесть её в счёт будущих платежей?

Ответ: В случаях излишней либо ошибочной уплаты рассматриваемого сбора сумму переплаты можно вернуть на основании заявления соответствующей формы либо зачесть в счёт планируемых платежей по утилизационному сбору. Примите к сведению, что в счёт иных платежей его зачесть нельзя.

Вопрос №3 . Наша компания уплатила утилизационный сбор за спецтехнику не полностью. Какими проблемами это может нам грозить?

Ответ: Если проверяющими органами в течение 3 лет будет установлен факт неуплаты или частичной уплаты сбора, соответствующая информация будет направлена плательщику. В уведомлении ему будет предложено добровольно выплатить недостающую сумму в течение 20 дней. Если плательщик сбора это требование проигнорирует, деньги могут быть взысканы с него в судебном порядке.

Вопрос №4 . Какими проводками отразить уплату утилизационного сбора?

Ответ: УС относится к неналоговым платежам, перечисляемым в федеральный бюджет. По нашему мнению, учитывать расчёты по нему можно на счёте 68, открыв соответствующий субсчёт 68-УС. В этом случае уплата утилизационного сбора в бухучёте организации может быть отражена проводкой Дт сч.68-УС Кт сч.51 на сумму сбора.

Вопрос №5 . К какому виду затрат организация должна отнести утилизационный сбор?

Ответ: По своей сути расходы на уплату УС относятся к общехозяйственным. Поскольку они были понесены с целью приобретения активов, логично включить сумму УС в фактическую себестоимость приобретённых ТС.

Если транспортные средства покупались для собственных нужд, расходы по УС относят на формирование первоначальной стоимости основных средств. В бухучёте делается проводка Дт сч.08 Кт сч.68-УС. Если автомобили или спецтехника покупалась с целью перепродажи, в бухучёте расходы по УС можно отразить проводкой Дт сч.41 Кт сч.68-УС.

На производителей транспортных средств и на отдельных покупателей возложена обязанность уплаты утилизационного сбора. Сделано это для обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств.

«Механизм работы» этого сбора таков: транспортное средство со временем приходит в негодность и передается специализированным компаниям, занимающимся утилизацией отходов. Расходы таких компаний возмещаются из федерального бюджета, куда в свое время поступил утилизационный сбор.

Плательщики могут учесть перечисленные в бюджет суммы сбора при расчете облагаемой базы по налогу на прибыль. О порядке учета утилизационного сбора узнаете из данной консультации.

Нормативные документы, регулирующие порядок исчисления утилизационного сбора

Утилизационный сбор установлен ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ.

Согласно п. 1 указанной статьи он уплачивается за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее – ТС), ввозимые в РФ или произведенные, изготовленные в РФ (за исключением ТС, указанных в п. 6 данной статьи).

В соответствии с п. 3 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора признаются лица, которые:

    осуществляют ввоз ТС в Россию:

    осуществляют производство, изготовление ТС на территории РФ;

    приобрели транспортные средства на территории РФ у лиц, не уплачивающих утилизационный сбор в соответствии с абз. 2 и 3 п. 6 указанной статьи;

    приобрели транспортные средства на территории РФ у лиц, не уплативших этот сбор в нарушение установленного порядка.

Утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств (п. 3 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ):

    ввоз которых в РФ осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися переселенцами либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами (абз. 2 п. 6);

    которые ввозятся в РФ и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, а также их сотрудникам и членам их семей (абз. 3 п. 6);

    с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определены Правительством РФ (абз. 4 п. 6).

При ввозе ТС на территорию России сбор взимает Федеральная таможенная служба, во всех остальных случаях – Федеральная налоговая служба.

Правила взимания утилизационного сбора

Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора утверждены в отношении:

    колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним (далее – Правила для КТС) – Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291;

    самоходных машин и (или) прицепов к ним (далее – Правила для СМ) – Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81.

Этими постановлениями утверждены также перечни видов и категорий транспортных средств (колесных и самоходных), а также размеров утилизационного сбора, в соответствии с которыми налогоплательщики самостоятельно исчисляют утилизационный сбор согласно п. 5 Правил для КТС и п. 5 Правил для СМ.

К сведению: размер утилизационного сбора определяется как произведение базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для той или иной категории. При этом для каждой категории транспортного средства предусмотрены два коэффициента: один для нового, другой – для транспортного средства, с даты выпуска которого прошло более трех лет.

После того, как организация самостоятельно исчислит утилизационный сбор, она должна перечислить его в бюджет. Уплата может осуществляться с зачетом излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора. При этом зачесть его в счет иных платежей нельзя.

Согласно п. 7 Правил для КТС и п. 7 Правил для СМ на бланке паспорта (или в электронном паспорте) транспортного средства, в отношении которого уплачивается утилизационный сбор, проставляется отметка (вносится информация):

    об уплате сбора;

    об основании неуплаты утилизационного сбора (если сбор не должен уплачиваться).

Пример.

05.10.2017 организация ввезла на территорию РФ два колесных транспортных средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения с рабочим объемом двигателя свыше 3 000, но не более 3 500 куб. см.

Год выпуска одного из них – 2016.

Документальное подтверждение даты выпуска второго ТС отсутствует. Из его идентификационного номера следует, что он изготовлен в 2014 году.

Рассчитаем размер утилизационного сбора.

В перечне, установленном для КТС, упоминаются транспортные средства категории M (от М1 до М3) – транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров. Например, транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения, относятся к категории М1.

Для каждой категории КТС предусмотрены два коэффициента: один для нового КТС, другой – для КТС, с даты выпуска которого прошло более трех лет. При отсутствии документального подтверждения даты выпуска (то есть даты изготовления КТС) год выпуска определяется по коду изготовления, указанному в идентификационном номере КТС, при этом началом исчисления трехлетнего срока считается 1 июля года изготовления.

Значит, на момент ввоза КТС с даты выпуска (с 01.07.2014 по 05.10.2017) прошло более трех лет. Коэффициенты расчета суммы утилизационного сбора для данного вида транспортных средств составляют 5,73 (для новых КТС) и 28,5 (для КТС старше трех лет).

Размер базовой ставки составляет:

    для транспортных средств, выпущенных в обращение на территории РФ, категории М1, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специальных и специализированных транспортных средств указанной категории – 20 000 руб.;

    для остальных КТС – 150 000 руб.

Размер утилизационного сбора составит:

    для ТС 2016 года выпуска – 114 600 руб. (20 000 руб. x 5,73);

    для ТС 2014 года выпуска – 570 000 руб. (20 000 руб. x 28,5).

О расходах на уплату утилизационного сбора…

производителями ТС на территории РФ

Исходя из норм, изложенных в п. 4 Правил для КТС и п. 4 Правил для СМ, взиманием утилизационного сбора, уплату которого осуществляют производители транспортных средств, занимается ФНС.

Для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики по истечении 3 рабочих дней со дня уплаты представляют в налоговый орган по месту своего нахождения документы, перечисленные в п. 16 Правил для КТС и п. 18 Правил для СМ, среди которых:

    расчет суммы утилизационного сбора (для КТС – по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 24.10.2016 № ММВ-7-3/577@; для СМ – по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 24.10.2016 № ММВ-7-3/578@);

    копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;

    бланки паспортов, оформляемых на КТС или СМ (за исключением случаев, когда на КТС оформляются электронные паспорта).

Форма штампа об уплате утилизационного сбора, взимаемого налоговой службой, утверждена Приказом ФНС России от 09.07.2014 № ММВ-7-3/367@ (Приложение 1). Штамп имеет два поля: в первом – слова «Утилизационный сбор», во втором – код налогового органа, подпись лица, проставившего штамп.

В каком периоде отражаются в расходах для целей налогообложения суммы уплаченного утилизационного сбора?

Согласно п. 1 ст. 51 БК РФ утилизационный сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета.

Утилизационный сбор не является сбором, установленным в соответствии с Налоговым кодексом. Таким образом, он не может быть учтен в целях налогообложения прибыли на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.

К сведению: утилизационный сбор подлежит учету при определении налоговой базы в составе прочих расходов в соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, поскольку является обязательным платежом, уплачиваемым при ввозе или производстве транспортных средств и шасси.

Расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся. При этом датой осуществления расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей признается дата их начисления (п. 1 и пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

По мнению Минфина, для целей налогообложения прибыли утилизационный сбор должен учитываться в составе прочих расходов того отчетного периода, в котором возникает обязанность по уплате сбора в бюджет (см. Письмо от 12.03.2014 № 03-03-10/10650 (направлено Письмом ФНС России от 25.03.2014 № ГД-4-3/5347@)).

Производители ТС уплачивают утилизационный сбор до представления в налоговые органы соответствующих расчетов, следовательно, для них датой возникновения обязательств по уплате утилизационного сбора является дата осуществления операции, которая требует уплаты сбора в бюджет. Такие разъяснения даны в недавнем Письме Минфина России от 23.10.2017 № 03-03-РЗ/69150.

плательщиками, признаваемыми крупнейшими производителями

Организации – производители ТС могут получить статус крупнейших производителей.

Порядок признания организаций крупнейшими производителями установлен Приказом Минпромторга России от 13.01.2014 № 6. Согласно ему организация представляет в Минпромторг заявление, составленное в произвольной форме, и необходимые документы, по результатам рассмотрения которых она получает указанный статус (или отказ в признании).

Организация, получившая статус крупнейшего производителя ТС, самостоятельно проставляет на бланке паспорта транспортного средства отметку об уплате утилизационного сбора.

Форма штампа утверждена Приказом ФНС России от 09.07.2014 № ММВ-7-3/367@ (Приложение 2). Штамп имеет два поля: в первом – слова «Утилизационный сбор», во втором – ИНН плательщика, отнесенного к крупнейшим производителям ТС; подпись лица, проставившего штамп.

Крупнейшие производители ТС подают в налоговый орган по месту своего нахождения:

    расчет утилизационного сбора в электронной форме с направлением по телекоммуникационным каналам связи;

    копии одобрений типа транспортного средства (одобрений типа шасси), копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии;

    копии паспортов, выданных на транспортные средства, в отношении которых ранее был уплачен утилизационный сбор, на базе которых плательщиком изготовлены (достроены) транспортные средства, в случае если в отношении таких транспортных средств в соответствии с законодательством РФ выдаются новые паспорта.

Документы подаются в следующие сроки:

    крупнейшими производителями КТС – в течение двух рабочих дней, следующих за днем выдачи паспорта , где им проставлена вышеуказанная отметка (п. 19 Правил для КТС);

    крупнейшими производителями СМ – не позднее последнего дня квартала, в котором выдан бланк паспорта , где им проставлена отметка (п. 21 Правил для СМ);

Налоговый орган в течение 30 дней со дня представления расчета утилизационного сбора направляет крупнейшему производителю информацию о наличии ошибок в исчислении суммы утилизационного сбора в электронной форме, а тот устраняет в течение пяти дней со дня получения указанной информации ошибки и повторно направляет расчет утилизационного сбора.

Уплату утилизационного сбора крупнейший производитель осуществляет:

    в течение 45 календарных дней, следующих за кварталом, в котором представлен расчет утилизационного сбора;

    за III квартал года – в течение 90 календарных дней, следующих за указанным кварталом.

Об этом говорится в п. 22 Правил для КТС и п. 24 Правил для СМ.

Порядок отражения в налоговых расходах сумм уплаченного утилизационного сбора крупнейшими производителями отражен в вышеупомянутом Письме Минфина России от 12.03.2014 № 03-03-10/10650. Указав, что утилизационный сбор подлежит учету в составе прочих расходов в соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, чиновники отметили следующее.

Установленный Правительством РФ порядок уплаты утилизационного сбора не позволяет сделать вывод, что исчисленный для уплаты в бюджет платеж является платежом по результатам деятельности плательщика за определенный (в данном случае – квартал). Сумма подлежащего уплате в бюджет утилизационного сбора представляет собой общую сумму этого сбора, исчисленную на основании сумм, отраженных в расчетах, представленных в налоговый орган за истекший квартал.

При этом сумма утилизационного сбора, подлежащая уплате в бюджет, фактически определяется плательщиком в течение указанного 45-дневного срока, отведенного для его уплаты.

С учетом изложенных особенностей датой начисления утилизационного сбора, по мнению Минфина, признается дата возникновения обязательств, связанных с уплатой сбора в бюджет.

К сведению: для целей налогообложения прибыли утилизационный сбор должен учитываться в составе прочих расходов того отчетного периода, в котором возникает соответствующая обязанность.

Например, расходы крупнейшего производителя самоходных машин и (или) прицепов к ним в виде утилизационного сбора признаются для целей исчисления налога на прибыль на последнее число квартала, за который определяется сумма данного сбора (Письмо Минфина России от 23.10.2017 № 03-03-РЗ/69150).

лицами, приобретающими ТС на территории РФ у неплательщиков сбора

Пунктом 4 Правил для КТС и п. 4 Правил для СМ предусмотрено, что ФНС также занимается взиманием утилизационного сбора, уплату которого осуществляют лица, приобретающие транспортные средства на территории РФ у неплательщиков сбора (тех, кто не уплачивает данный сбор в силу закона, либо у тех, кто не уплатил сбор в нарушение установленного порядка).

Указанные плательщики (как и производители транспортных средств, рассмотренные в предыдущем разделе) сами исчисляют сумму утилизационного сбора, уплачивают его в бюджет и по истечении трех рабочих дней со дня уплаты для подтверждения правильности исчисления представляют в налоговый орган по своему местонахождению документы, перечень которых приведен в п. 16 Правил для КТС и п. 18 Правил для СМ. В частности, представляются:

    документы, подтверждающие факт приобретения транспортного средства на территории РФ;

    паспорта (дубликаты), выданные на транспортные средства, в отношении которых утилизационный сбор не уплачивался;

    копии товаросопроводительных документов (при наличии);

    копии документов об уплате утилизационного сбора;

    расчет суммы утилизационного сбора по форме, утверждаемой ФНС.

После проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления по соответствующему КБК на счет органа Федерального казначейства налоговый орган проставляет на бланках паспортов отметку об уплате утилизационного сбора и возвращает их плательщику (либо направляет соответствующие сведения администратору для внесения в электронный паспорт) (п. 18 Правил для КТС, п. 20 Правил для СМ).

К сведению: если организация приобрела транспортное средство, в отношении которого не был уплачен утилизационный сбор, и уплатила его сама, то сумма сбора учитывается согласно п. 1 ст. 257 НК РФ при определении первоначальной стоимости этого ОС. Таким образом, утилизационный сбор отражается в расходах для целей налогообложения через механизм начисления амортизации (Письмо Минфина России от 12.03.2014 № 03-03-10/10650).

при ввозе транспортного средства на территорию РФ

Взимание утилизационного сбора, уплату которого производят плательщики при ввозе транспортных средств (шасси) в Россию, осуществляет Федеральная таможенная служба (п. 3 Правил для КТС и п. 3 Правил для СМ).

Данные плательщики (или их представители) для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора подают в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование транспортного средства в связи с его ввозом в РФ, документы, предусмотренные п. 11 Правил для КТС и п. 11 Правил для СМ, где среди прочих названы:

    расчет суммы утилизационного сбора (форма приведена в приложении 1 к правилам);

    копии платежных документов об уплате сбора;

    решение (и его копия) о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в счет его предстоящей уплаты (форма приведена в приложении 2 к правилам), выданное таможенным органом (если ранее сбор был излишне уплачен (взыскан) и было принято решение о зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора).

Таможенный орган проверяет правильность исчисления суммы утилизационного сбора и его поступление по соответствующему КБК на счет органа Федерального казначейства, а после этого проставляет на бланках паспортов транспортных средств отметку об уплате утилизационного сбора (либо направляет соответствующие сведения администратору для внесения в электронный паспорт – для КТС) (п. 12 Правил для КТС и п. 13 Правил для СМ).

На транспортные средства, в отношении которых в соответствии с п. 6 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ утилизационный сбор не уплачивается, лица, ввозящие их в Российскую Федерацию, представляют в таможенный орган документы, подтверждающие наличие оснований для неуплаты утилизационного сбора, и их копии. После проверки документов таможенный орган проставляет на бланке паспорта отметку об основании неуплаты сбора (п. 14, 15 Правил для КТС и п. 15, 16 Правил для СМ).

Отражение в налоговом учете расходов на уплату утилизационного сбора зависит от того, для каких целей приобретается транспортное средство:

    если в качестве товара для перепродажи, сбор учитывается в прочих расходах в соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ;

    если для использования в качестве основного средства, расходы на уплату сбора должны участвовать в формировании первоначальной стоимости ОС на основании п. 1 ст. 257 НК РФ и списываться на расходы через механизм амортизации.

Понятие утилизационного сбора было введено Федеральным законом от 28.07.2012 № 128-ФЗ. А с какого года утилизационный сбор стал взиматься? Указанный Федеральный закон вступил в силу с 01.09.2012 (ст. 3 Федерального закона от 28.07.2012 № 128-ФЗ). Соответственно, с этой же даты и возникла обязанность уплачивать утильсбор. О том, что означает утилизационный сбор для покупателей и производителей транспортных средств и самоходных машин и прицепов к ним, и как он рассчитывается, расскажем в нашей консультации. Поскольку алгоритм расчета утильсбора единый для транспортных средств, самоходных машин и прицепов, равно как общий состав плательщиков и объектов, не облагаемых таким сбором, для удобства транспортные средства, самоходные машины и прицепы к ним, рассматриваемые в совокупности, будем именовать как «ТС».

Кто платит утилизационный сбор в России?

Плательщики утилизационного сбора — это лица, которые (п. 3 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ):

  • ввозят ТС в Россию;
  • производят ТС на территории России;
  • приобрели ТС на территории России у лиц, не уплачивающих утильсбор в соответствии с (о них пойдет речь ниже), или у лиц, не уплативших утильсбор в нарушение законодательства;
  • являются владельцами ТС, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с , при помещении таких ТС под иную таможенную процедуру, кроме реэкспорта.

По каким ТС утильсбор не платится?

Утилизационный сбор не уплачивается по следующим ТС (п. 6 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ):

  • ТС ввозятся в Россию в качестве личного имущества физлицами, которые являются либо участниками госпрограммы по переселению соотечественников, либо признаны беженцами или вынужденными переселенцами;
  • ТС ввозятся в Россию и принадлежат диппредставительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся соответствующим иммунитетом, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
  • с года выпуска ТС прошло 30 и более лет, они не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния (виды и категории таких ТС утверждены Постановлением Правительства от 26.12.2013 № 1291);
  • ТС, виды и категории которых определяются Правительством (за исключением ТС международной перевозки), с даты выпуска которых прошло менее 3 лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории ОЭЗ в Калининградской области.

По первым двум категориям ТС (абз. 2 и 3 п. 6 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ) утильсбор будет уплачивать приобретатель таких ТС на территории РФ.

А по последней категории ТС (абз. 5 п. 6 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ), как было указано выше, утилизационный сбор должен будет заплатить покупатель ТС, который помещает такие ТС под иную таможенную процедуру (кроме реэкспорта).

Зачем нужен утилизационный сбор?

Введение утилизационного сбора - один из инструментов предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду. Иными словами, такой сбор был установлен для обеспечения экологической безопасности, в т.ч. для защиты здоровья человека и окружающей среды от последствий эксплуатации ТС (п. 1 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ). При этом учитываются технические характеристики и износ ТС, т. е., например, сбор за ввоз ТС старше 3 лет в несколько раз больше сбора за новые ТС.

С другой стороны, что значит утилизационный сбор для покупателей? Поскольку утилизационный сбор уплачивают в основном импортеры и производители ТС, его величина формирует их расходы. И такие расходы плательщики сбора, естественно, захотят переложить на конечных потребителей. Поэтому, скажем, увеличение утилизационного сбора в общем случае ведет к росту стоимости ТС.

Ставки утилизационного сбора

В самом Законе об утилизационном сборе (от 24.06.1998 № 89-ФЗ) размеры утилизационного сбора не указаны. Сколько утилизационный сбор в России, можно узнать в:

  • Постановлении Правительства от 26.12.2013 № 1291 (в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним);
  • Постановлении Правительства от 06.02.2016 № 81 (в отношении самоходных машин и прицепов к ним).

Примеры утилизационных сборов на , на или , мы приводили в отдельных материалах.

Подробнее о порядке расчета утилизационного сбора мы рассказывали .

При расчете утилизационного сбора в 2018 году необходимо учитывать его с 01.04.2018. Напомним, что подняли утилизационный сбор только по колесным транспортным средствам, а самоходных машин индексация утилизационного сбора не коснулась.

Важно учитывать, что, за одним исключением, ни базовая ставка, ни коэффициент утильсбора от категории плательщика не зависят, т. е. утилизационный сбор для физических лиц такой же, как и для организаций. И лишь в отношении колесных транспортных средств, ввозимых физлицами для личного пользования (категории M 1 , в том числе повышенной проходимости категории G), коэффициент расчета суммы утильсбора установлен для «физиков» отдельно.

Источник фото: earthmoversmagazine.co.uk

Полный список техники

  1. Автогрейдеры
  2. Бульдозеры
  3. Экскаваторы, экскаваторы-погрузчики, экскаваторы-бульдозеры
  4. Перегружатели колесные
  5. Катки дорожные
  6. Погрузчики фронтальные
  7. Краны самоходные, за исключением кранов на базе шасси калесных транспортных средств
  8. Краны-трубоуладчики, краны гусеничные
  9. Прицепы (грузоподъемностью более 10 тонн)
  10. Машины для содержания дорог, за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств
  11. Машины и оборудование для лесного хозяйства
  12. Транспортные средства типа "форвардер"
  13. Погрузчики лесоматериалов фронтальные и требевочные тракторы (скиддеры) для лесного хозяйства
  14. Мотовездеходы, снегоболотоходы
  15. Снегоходы
  16. Тракторы колесные
  17. Тракторы гусеничные
  18. Комбайны зерноуборочные
  19. Комбайны силоуборочные самоходные
  20. Машины сельскохозяйственные самоходные
  21. Самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья

Куда платить?

Федеральная служба, которая будет взимать с вас утилизационный сбор, определена пунктом 3 статьи 24.1 Закона "Об отходах производства и потребления". Так, если вы относитесь к числу лиц, которые осуществляют ввоз транспортных средств в РФ, то это будет Федеральная таможенная служба.

Федеральная налоговая служба будет взимать с вас плату в том случае, если вы являетесь лицом, производящим (изготавливающим) технику на территории РФ или же приобрели ТС на территории России у лиц, которые не уплачивали сбор в соответствии с законодательством (подробнее - см. абзац 4 пункта 3 статьи 24.1).

Как платить?

В соответствии с законодательством, плательщик обязан сам предоставить необходимые документы и произвести перевод денежных средств по соответствующему коду бюджетной классификации (КБК) на счет органа Федерального казначейства.

Форма и формат расчета сбора размещены на сайте ФНС в разделе "Утилизационный сбор". Но помните, что утилизационный сбор не может быть зачтен в счет уплаты иных платежей!

Кто обязан заплатить

Перечень плательщиков определен в пункте 3 статьи 24-1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления". В их число входят лица, которые:

1. Осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.

2. Осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации.

3. Приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационный сбор в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 статьи 24-1 данного закона (приводятся ниже) или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.

4. Являются владельцами транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с абзацем пятым пункта 6 статьи 24-1 (приводится ниже), при помещении таких транспортных средств под иную таможенную процедуру при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, за исключением случаев помещения таких транспортных средств под таможенную процедуру реэкспорта.

Как рассчитывается сумма сбора?

Сумму, которую вам необходимо будет уплатить в рамках утилизационного сбора, можно рассчитать самостоятельно. В приведен перечень самоходных машин с их классификацией и соответствующими коэффициентами. Чтобы получить необходимую к оплате цифру, необходимо 172 500 умножить на тот коэффициент, который в соответствует типу вашей машины.

Сроки оплаты и последствия неуплаты

Вы не можете зарегистрировать самоходную технику без уплаты утилизационного сбора. Документы, подтверждающие правильность исчисления суммы утилизационного сбора или наличие оснований для его неуплаты, должны быть представлены в течение 15 дней со дня выпуска самоходных машин или фактического пересечения самоходными машинами границы, если вы подпадаете под юрисдикцию Федеральной налоговой службы. В Федеральную налоговую службу соответствующие документы предоставляются по истечении 3 рабочих дней со дня уплаты утилизационного сбора.

Непредставление плательщиком или его уполномоченным Представителем необходимых документов является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора. В случае если в течение 3 лет с даты ввоза самоходных машин и прицепов к ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки на бланке паспорта установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления. В случае неуплаты утилизационного сбора плательщиком в срок не более 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.

Как вернуть потраченные средства

Порядок возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм утилизационного сбора осуществляется в соответствии с разделом V Постановления №81.

Когда можно не платить

Утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств (пункт 6 статьи 24-1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"):

  • ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
  • которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
  • с даты выпуска которых прошло менее трех лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны,применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации, за исключением транспортных средств международной перевозки.