Что такое утилизационный сбор и кто его должен платить. Что такое утилизационный сбор: кто его уплачивает, а кто освобожден от уплаты Где уплатить утилизационный сбор

Утилизационный сбор - это оплата за утилизацию продукта. Оплачивается либо перед утилизацией, либо при покупке товара и может быть включен в его стоимость.

Утилизационный сбор в Беларуси

Утилизационный сбор в Беларуси оплачивают при ввозе автомобиля из-за границы, вне зависимости от того, из какой страны привезена машина. Полученные от граждан РБ средства поступают в и направляются на утилизацию неэксплуатируемых автомобилей. В Беларуси утилизационный сбор был введен в марте 2014 года. Согласно вступившему в силу указу, данный сбор должны быть уплачен за каждое ввезенное авто. Исключение составляют машины, производимые в Беларуси, автомобили старше 30 лет с полностью оригинальными запчастями (двигатели, кузов) и не предназначенные для коммерческого использования. Оплачивать сбор должны все граждане Беларуси, причем как физические, так и юридические лица, от выплат освобождаются только беженцы, сотрудники дипломатических организаций и консульств, а также международных организаций и некоторые иностранных подданных.

Оплатить утильсбор необходимо на границе вместе с таможенной пошлиной и только 1 раз. Специально для данных платежей, Министерству финансов был открыт счет. Документом, подтверждающим оплату будет являться квитанция, в которой отражены исчисление и уплата сбора, зарегистрированного таможней. Кроме этого, необходимо будет предоставить документы, которые подтверждают соответствие вида и категории автомобиля классификации, предусмотренной таможенным союзом. К нам относятся документы о регистрации автомобилей, как категории M1, так и иных и сертификаты либо декларации соответствия.

Кроме того, утилизационный сбор является обязательным платежом на всей территории Беларуси. Его неуплата в определенные законом сроки будет являться основанием, чтобы взыскать платеж принудительно.

Утилизационный сбор 2019

Согласно постановлению Совета Министров РБ от 30.01.2016 с 4 февраля этого года утильсбор в РБ увеличился в 1,65 раз для юридических лиц и в 8,25 раз для физических. Однако теперь его ставка указана в белорусских рублях (до этого рассчитывалась в российской валюте). Таким образом, каждому, кто ввозит авто в РБ нужно будет заплатить от 495 бел. руб. (с учетом деноминации) за машину не старше трёх лет до 742,5 бел. руб. за более старый автомобиль.

Данные меры были приняты для того, чтобы урегулировать ввоз машин с территории ЕЭС и уменьшить отток денег в другие государства.

Кроме увеличения размера утильсбора, данное постановление уточняет и несколько упрощает закон, регулирующий данные выплаты. Так, уточнен был механизм применения ставок на границе Беларуси и России, в виду того, что там нет пунктов таможенного контроля. Также документ упростил процесс освобождения от выплаты транспорта, который ввозится в Республику Беларусь как гуманитарная либо международная техническая помощь, а также автомобилей, которые обратят в доход государства. Ранее для этого создавали специальные нормативные акты, однако после вступления постановления Совмина, отпала необходимость в предоставлении некоторых документов.

Как рассчитать утилизационный сбор?

Величина платежа зависит от категории и возраста машины, ее назначения, а также от объема двигателя.

Для того чтобы определить, какую сумму необходимо уплатить в качестве утилизационного сбора, необходимо умножить размер ставки на коэффициент, который зависит от возраста, назначения и объема двигателя автомобиля. Оплачивается сбор за каждое транспортное средство. В 2019 году расчет утилизационного сбора легко провести, просто определив тип и объем двигателя автомобиля.

Калькулятор утилизационного сбора для автомобилей категории М1, включая специализированные транспортные средства М1G.

Размер утилизационного сбора в зависимости от возраста машины

Более 3 лет

С электродвигателями, за исключением ТС с гибридной силовой установкой

851,4 (до 16.07) / 936,5 (с 16.07)

Ввезенные для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя

Важно!

Правительство РФ утвердило новые ставки утилизационного сбора на автомобили на 2018 и 2019 годы. Ранее МинПромТорг заявлял, что средний рост сбора на все типы транспортных средств составит около 15%, однако ставки не поменялись, а вот коэффициенты выросли сильно. Постановление опубликовано 21.03.2018 на официальном сайте Правительства.

Новые размеры коэффициентов утильсбора на легковые и грузовые авто вступили в силу с 1 апреля 2018 года:

  • Новые автомобили с объемом двигателя до 1 л — 33 000 рублей (+16,2%). Старый коэффициент — 1,42, новый — 1,65. Для машин старше трех лет коэффициент вырос с 5,3 до 6,15.
  • Новые автомобили с объемом двигателя от 1 до 2 л — 84 000 рублей (+90%). К ним относятся Lada Vesta, Skoda Rapid, Kia Rio. Старый коэффициент — 2,21, новый — 4,2. Для подержанных авто коэффициент вырос с 8,26 до 15,69.
  • Новые автомобили с объемом двигателя от 2 до 3 л — 126 000 рублей (+49,3%). Это Kia Sorento, Ford Kuga и т. д.
  • Новые автомобили с объемом двигателя от 3 л — остаются прежними.
  • Электромобили — рост на 14,8%.


Что такое утилизационный сбор на автомобили и в чем его суть?

Приобретение автомобиля на российском рынке или за рубежом связано с определенными расходами. Одним из видов доп. платежей, введенных с 2012 года, является утилизационный сбор. Вопросов у автомобилистов в связи с этим нововведением много. Это и увеличение утилизационного сбора, и его размеры, и калькулятор расчета, льготы и т. д. Давайте разбираться со всем этим по порядку.

Утильсбор — это разовый платеж, взимаемый в пользу государства. Уплата утилизационного сбора возлагается на производителя или импортера. На покупателя ТС возлагается только в том случае, если взнос не был внесен до заключения договора купли-продажи.

Впервые вопрос о том, что значит утилизационный сбор и зачем он нужен, поднялся в 2012 году. Президент РФ внес изменения в 5 главу Федерального закона №89. Он был дополнен статьей 24.1. В ней указывались лица, обязанные оплачивать сбор, цели и задачи, сроки внедрения, категории ТС и т. д. А 1 января этого года вступило в законную силу постановление Правительства РФ № 401, в котором обозначено изменение утилизационного сбора на автомобили в 2018. О нем мы и поговорим ниже.

Последние новости о введении нового утилизационного сбора активно обсуждались внутри страны и за рубежом. Импортеры волновались о повышении цен для покупателей за счет увеличения базовой ставки, коэффициента сбора. Новость о повышении утилизационного сбора на автомобили в России с 1 января 2018 стала доступной гражданам в конце 2017 года. Размер платы увеличился на 13-15%.

Когда и кому нужно платить?

Оплата утилизационного сбора — это обязанность производителя или одного из собственников ТС. Согласно закону, юридическое или физическое лицо оплачивает утилизационный сбор в следующих ситуациях:

  1. При ввозе автомобиля из-за рубежа.
  2. При производстве ТС на территории РФ.
  3. При покупке ТС у собственника, ранее не оплатившего сбор.

Кто освобождается от уплаты

От уплаты освобождаются автовладельцы в таких случаях:

  • ТС возрастом более 30 лет. Автомобиль не должен быть источником дохода, использоваться как коммерческий. На нем должны быть установлены оригинальные запчасти — двигатель, рама, кузов.
  • Машина является собственностью переселенцев, участвующих в программе добровольного возвращения на Родину из-за границы.
  • Автомобиль используется в качестве средства передвижения дипломатического представителя, его семьи, сотрудников дипмиссии.
  • В ПТС стоит штамп об утилизационном сборе, то есть производитель или предыдущий владелец внесли плату до продажи автомобиля.

На какие категории транспорта распространяется

Закон 2012 года включил в себя перечень категорий ТС для оплаты утилизационного сбора, а именно:

  • легковые, повышенной проходимости;
  • электроавтомобили;
  • автобусы;
  • грузовые.

С полуприцепов утилизационный сбор не взимается.

Полный перечень ставок на утилизационный сбор 2019 в рублях

Сумма утилизационного сбора в рублях РФ

До 3-х лет с даты выпуска

Старше 3-х лет с даты выпуска

Утилизационный сбор на легковой автомобиль (категории B, в т. ч на электромобиль):
с рабочим объемом двигателя:
не более 1000 куб. сантиметров
свыше 1000 куб. сантиметров, но не более 2000 куб. сантиметров
свыше 2000 куб. сантиметров, но не более 3000 куб. сантиметров
свыше 3000 куб. сантиметров, но не более 3500 куб. сантиметров
свыше 3500 куб. сантиметров
ввозимые физическими лицами для личного пользования вне зависимости от объема двигателя
Утилизационный сбор на грузовой автомобиль (категории B, C в т. ч. седельный тягач, рефрижератор, фургон, самосвал)
полной массой не более 2,5 тонны
полной массой свыше 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны
полной массой свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн
полной массой свыше 5 тонн, но не более 8 тонн
полной массой свыше 8 тонн, но не более 12 тонн
полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн
полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн
Утилизационный сбор на специальный транспорт (на шасси грузового автомобиля категории «С»)
специальные транспортные средства кроме автобетоносмесителей (бетономешалок на базе шасси)
автобетоносмесители (бетономешалки на базе шасси)
Утилизационный сбор на автобусы (категории D)
с объемом двигателя не более 2500 куб. сантиметров
с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой
с объемом двигателя свыше 2500 куб. сантиметров, но не более 5000 куб. сантиметров
с объемом двигателя свыше 5000 куб. сантиметров, но не более 10000 куб. сантиметров
с объемом двигателя свыше 10000 куб. сантиметров
Утилизационный сбор на самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья (карьерные самосвалы)
полной массой свыше 50 тонн, но не более 80 тонн
полной массой свыше 80 тонн, но не более 350 тонн
полной массой свыше 350 тонн
Утилизационный сбор на шасси колесных транспортных средств
шасси грузовых автомобилей полной массой не более 3,5 тонны
шасси грузовых автомобилей полной массой свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн
шасси грузовых автомобилей полной массой свыше 5 тонн, но не более 8 тонн
шасси грузовых автомобилей полной массой свыше 8 тонн, но не более 12 тонн
шасси грузовых автомобилей полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн
шасси грузовых автомобилей полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн
шасси автобусов полной массой не более 5 тонн
шасси автобусов полной массой свыше 5 тонн
Утилизационный сбор на автогрейдеры
массой не более 10 тонн
массой свыше 10 тонн, но не более 14 тонн
массой свыше 14, но не более 17 тонн
массой свыше 17 тонн
Утилизационный сбор на бульдозеры
массой не более 10 тонн
массой свыше 10 тонн, но не более 24 тонн
массой свыше 24 тонн, но не более 35 тонн
массой свыше 50 тонн
Утилизационный сбор на экскаваторы
средние (массой не менее 17 тонн и не более 32 тонн при мощности силовой установки не менее 170 л.с. и не более 250 л.с.)
тяжелые (массой более 32 тонн при мощности силовой установки более 250 л.с)
Утилизационный сбор на перегружатели колесные (в т.ч. экскаваторы погрузчики)
легкие (массой менее 15 тонн при мощности силовой установки менее 100 л.с.)
средние (массой не менее 15 тонн и не более 16,5 тонны при мощности силовой установки не менее 100 л.с. и не более 150 л.с.)
средние (массой не менее 16,5 тонны и не более 22 тонн при мощности силовой установки не менее 100 л.с. и не более 150 л.с.)
тяжелые (массой более 22 тонн при мощности силовой установки более 150 л.с)
Утилизационный сбор на катки дорожные
легкие (массой менее 4 тонн)
средние (массой не менее 4 тонн и не более 10 тонн)
тяжелые (массой более 10 тонн)
Утилизационный сбор на погрузчики
массой не более 4 тонн
массой свыше 4 тонн, но не более 8 тонн
массой свыше 8 тонн, но не более 13,5 тонны
массой свыше 13,5 тонны, но не более 16,5 тонн
массой свыше 16,5 тонны, но не более 22 тонн
массой свыше 22 тонн, но не более 34 тонн
массой свыше 34 тонн
Утилизационный сбор на краны самоходные, за исключением кранов на базе шасси колесных транспортных средств
легкие (массой менее 17 тонн при мощности силовой установки менее 170 л.с.)
средние (массой не менее 17 тонн и не более 32 тонн при мощности силовой установки не менее 200 л.с. и не более 250 л.с.)
тяжелые (массой более 32 тонн при мощности силовой установки более 250 л.с.)
Утилизационный сбор на краны- трубоукладчики
массой не более 25 тонн
массой свыше 25 тонн, но не более 35 тонн
массой свыше 35 тонн, но не более 50 тонн
массой свыше 50 тонн
Утилизационный сбор на прицепы
массой более 10 тонн
Утилизационный сбор на машины для содержания дорог (прочие самоходные дорожные и коммунальные машины), за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств
легкие (массой менее 5 тонн при мощности силовой установки менее 100 л.с.)
средние (массой не менее 5 тонн и не более 15 тонн при мощности силовой установки не менее 100 л.с. и не более 220 л.с.)
тяжелые (массой более 15 тонн при мощности силовой установки более 220 л.с.)
Утилизационный сбор на машины для лесного хозяйства
средние (массой не менее 1 2 тонн и не более 17 тонн
Утилизационный сбор на транспортные средства типа «форвардер»
легкие (массой менее 12 тонн)
средние (массой не менее 12 тонн и не более 17 тонн)
тяжелые (массой более 17 тонн)
Утилизационный сбор на погрузчики лесоматериалов фронтальные и трелевочные тракторы (скиддеры) для лесного хозяйства
Легкие (массой менее 12 тонн)
Средние (массой не менее 12 тонн и не более 17 тонн)
Тяжелые (массой более 17 тонн)
Утилизационный сбор на мотовездеходы, квадроциклы, снегоболотоходы
С объемом двигателя не менее 300 и не более 1500 куб. сантиметров
Утилизационный сбор на снегоходы
С объемом двигателя не более 299 куб. сантиметров
С объемом двигателя не менее 300 куб. сантиметров и не более 1500 куб. сантиметров
Утилизационный сбор на тракторы сельскохозяйственные колесные
Мощностью силовой установки не более 30 л.с.
Мощностью силовой установки более 30 л.с. и не более 60 л.с.
Мощностью силовой установки более 60 л.с. и не более 90 л.с.
Мощностью силовой установки более 90 л.с. и не более 130 л.с.
Мощностью силовой установки более 130 л.с. и не более 180 л.с.
Мощностью силовой установки более 180 л.с. и не более 220 л.с.
Мощностью силовой установки более 220 л.с. и не более 280 л.с.
Мощностью силовой установки более 280 л.с. и не более 340 л.с.
Мощностью силовой установки более 340 л.с. и не более 380 л.с.
Мощностью силовой установки более 380
Утилизационный сбор на тракторы сельскохозяйственные гусеничные
Мощностью силовой установки не более 100 л.с.
Мощностью силовой установки более 100 л.с. и не более 200 л.с.
Мощностью силовой установки более 200 л.с.
Утилизационный сбор на комбайны зерноуборочные
Мощностью силовой установки не более 160 л.с.
Мощностью силовой установки более 160 л.с. и не более 220 л.с.
Мощностью силовой установки более 220 л.с. и не более 255 л.с.
Мощностью силовой установки более 255 л. с. и не более 325 л. с.
Мощностью силовой установки более 325 л. с. и не более 400 л. с.
Мощностью силовой установки более 400 л. с.
Утилизационный сбор на комбайны кормоуборочные
Мощностью силовой установки не более 295 л. с.
Мощностью силовой установки более 295 л. с. и не более 401 л. с.
Мощностью силовой установки более 401 л. с.
Утилизационный сбор на машины сельскохозяйственные самоходные
Опрыскиватели для защиты растений самоходные с мощностью силовой установки не более 100 л. с.
Опрыскиватели для защиты растений самоходные с мощностью силовой установки более 100 л.с. и не более 300 л. с.
Опрыскиватели для защиты растений самоходные с мощностью силовой установки более 300 л. с.
Косилки самоходные

Как рассчитывается и пример расчета

Расчет утилизационного сбора осуществляется по формуле: БС * К. Сколько составляет окончательная сумма именно в вашем случае, можно узнать самостоятельно.

БС — базовая ставка, К — коэффициент расчета, устанавливаются законодательно.

Например, БС для легковых автомобилей = 20 тыс.руб.; для грузовых, автобусов и легковых коммерческих машин — 150 тыс.руб. Коэффициент зависит от возраста авто, массы, предназначения: для легкового автомобиля старше 3 лет — 0,26; младше — 0,17. Для юридических лиц используются повышенные коэффициенты — 1,42 и 5,3 соответственно.

20 000*0,17 = 3 400 рублей.

Для юридического лица:

150 000*1,42 = 213 000 рублей.

С помощью этой формулы удобно производить бухгалтерский учет платежей с большого количества транспортных средств. Физическим лицам лучше воспользоваться , где нужно ввести параметры авто и потом получить окончательную сумму.

Ставки утилизационного сбора в 2018 году для физических лиц остались на прежнем уровне, для юридических лиц повысились в пределах 15%.

Порядок и сроки оплаты утилизационного сбора

Согласно закону, сроки уплаты сбора для физических лиц не устанавливаются. Автовладелец ставит машину на учет только по факту его внесения, до этого момента пользоваться транспортным средством нельзя.

НДС с утилизационного сбора не взимается. В декларацию вносится в составе суммы, потраченной на приобретение транспортного средства или как актив для перепродажи, учитывается в составе МПЗ.

Необходимые документы

Для оплаты необходим паспорт владельца ТС, заполненная квитанция с реквизитами получателя сбора. Узнать КБК можно на сайте ФНС России. Квитанция об оплате предъявляется в ГИБДД при постановке авто на учет.

Где можно оплатить

Оплатить утилизационный сбор в России можно в любом отделении банка наличным и безналичным способом. При себе нужно иметь паспорт и заполненную квитанцию. Ее образец вы увидите ниже:

Где ставится отметка об оплате

Когда утилизационный сбор уплачен, владелец обязан проследить за постановкой особой отметки в ПТС. Для этого нужно предоставить квитанцию об оплате в ГИБДД перед постановкой ТС на учет.

Чем грозит неуплата?

Законом РФ штрафов за неуплату утилизационного сбора не предусмотрено. Но автовладельцы таких машин не смогут поставить их на учет, а передвижение на незарегистрированном автомобиле наказывается штрафом 5000 р., лишением прав на несколько месяцев.

С импортеров автомобилей неуплаченные взносы взимаются через суд после обнаружения факта неуплаты и отправки предупредительного письма о подаче иска.

Возврат утилизационного сбора

Периодически мне рассказывают о случаях, когда утилизационный сбор был излишне начислен по ошибке. Как такое возможно? Да всё просто: прежний владелец авто или компания-производитель ранее уже оплатили УС, но по какой-то причине в ФНС или ФТС его не «увидели». В такой ситуации достаточно обратиться в организацию, принявшую сбор:

  • ФНС – если авто произведено на территории России;
  • ФТС – если машина ввезена в страну из-за границы.

Если вы переплатили, скачивайте и подавайте в отношении колесного транспортного средства и (или) шасси. Также бланк можно попросить у сотрудников налогового или таможенного органа.

К заявлению приложите копии:

  • Паспорта владельца (основных страниц).
  • ПТС (копия + оригинал).
  • Квитанции об оплате утилизационного сбора, платежного поручения или ордера.
  • Подтверждение ошибочности взыскания УС.

На принятие решения о возврате утилизационного сбора органам ФНС или ФТС дается 30 календарных дней. Помните, что возможен и отказ: например, при некорректно оформленных документах.

Заявить о возврате ошибочно взысканного утилизационного сбора можно в течение 3 лет с даты его уплаты. Сумма не подлежит индексации, комиссионные платежи не возвращаются. Способ возврата — перевод на счет заявителя в банке.

Отмена утилизационного сбора

Вопрос о том, отменят ли утилизационный сбор в 2019 году или его размер только вырастет, остается открытым. Скажу прямо — перспектив для отмены не видно.

Видео про утильсбор на автомобили в России

Министерство промышленности и торговли России опубликовало на своем сайте проект постановления правительства, определяющий ставки утилизационного сбора за ввоз автомобилей, который будет введен с 1 сентября 2012 года, пишет Lenta.ru. Его размер будет рассчитываться из базовой ставки в 20 тыс. руб. и повышающего коэффициента.

Ставки утилизационного сбора на авто, портал сайт

Наименьший коэффициент (1,34) будет распространяться на новые и подержанные электромобили, а также новые автомобили с объемом двигателя меньше двух литров, гласит опубликованный документ. Таким образом, утилизационный сбор на них составит 26,8 тыс. рублей. На подержанные автомобили с объемом двигателя до двух литров распространится коэффициент 8,26 (165,2 тыс. рублей).

Новые автомобили с двигателем до трех литров попадут под коэффициент 2,66 (53,2 тыс. рублей). Такие же, но подержанные, обойдутся уже в 322,4 тыс. рублей. За ввоз новых и подержанных автомобилей с двигателем более 3,5 л придется доплатить от 110 до 700,2 тыс. руб. соответственно.

При этом физические лица, как сообщается на сайте газеты «Ведомости», смогут ввозить автомобили по сниженному коэффициенту в 0,15 для новых автомобилей и 0,25 — для подержанных. Таким образом, сбор для частников составит от трех до пяти тысяч рублей.

Расчет утилизационного сбора на автомобили

Утилизационный сбор рассчитывается по формуле:

U = B * К, где

U – сумма утилизационного сбора, подлежащая уплате;

В – базовая ставка утилизационного сбора транспортного средства;

К – коэффициент;

Примеры расчетов

Сумма утилизационного сбора на Toyota Camry 2012 года выпуска (японской сборки) с мотором объемом 2,5 литра составит: 20 000 * 2,66 = 53 200 рублей, а на ту же Toyota Camry 2007 года выпуска — 20 000 * 16,12 = 322 400 рублей.

Сумма утилизационного сбора на Toyota Prado 2012 года выпуска c 4-литровым мотором составит: 20 000 * 5,50 = 110 000 рублей, на Toyota Prado 2008 года: 20 000 * 35,01 = 700 200 рублей!

Ставки и коэффициенты на грузовые автомобили

Ставки и коэффициенты на автобусы

Сбор за утилизацию ввозимых в Россию автомобилей вводится с 1 сентября 2012 года и призван компенсировать снижение импортных пошлин на ввоз автомобилей, обусловленное вступлением России в ВТО. Пошлина на новые легковые автомобили, как ожидается, снизится с 30 до 25 %, а в последующие семь лет ее размер сократится до 15 % от стоимости автомобиля.

Увеличение транспортного налога

Ранее Минфин представил проект мощностью свыше 410 лошадиных сил. За каждую лошадиную силу в ведомстве предлагают взимать 300 рублей. Также повышенный налог коснется мощных мотоциклов, катеров, водных мотоциклов и яхт.
Теги: ставки и расчет утилизационного сбора 2012 на автомобили.

В данной статье мы рассмотрим что такое утилизационный сбор. Узнаем кто его платит. Какие нужны документы. Разберемся в налоговых ставках и сроках уплаты.

Об утилизационном сборе россияне узнали в 2012 г. Именно тогда вступил в действие п.1 ст.24-1 закона №89-ФЗ, предусматривающий его взимание. Несмотря на то что с момента введение этой нормы в действие прошло уже более 5 лет, у плательщиков периодически возникают вопросы, касающиеся порядка его администрирования.

Утилизационный сбор: понятие, порядок оплаты, штрафные санкции

Об утилизационном сборе россияне узнали в 2012 г. Именно тогда вступил в действие п.1 ст.24-1 закона №89-ФЗ, предусматривающий его взимание. Несмотря на то что с момента введение этой нормы в действие прошло уже более 5 лет, у плательщиков периодически возникают вопросы, касающиеся порядка его администрирования. Выясним, какие правила оплаты утилизационного сбора действуют в текущем году, и предусмотрены ли законодательством причины, позволяющие избежать лишних расходов.

Утилизационный сбор: определение и причины возникновения

Идея обложить россиян очередным обязательным платежом возникла у отечественных законотворцев не случайно: основанием послужило ухудшение экологической обстановки в крупных городах и необходимость затрачивать приличные суммы на утилизацию отходов, в частности, отслуживших свой срок транспортных средств.

Согласно нормам указанного выше федерального закона под утилизационным сбором (УС) понимается единовременный платёж, взимаемый государством с покупателей автомобилей для улучшения экологической обстановки и минимизации негативного воздействия от выбросов ТС. Предполагается, что собранные таким образом денежные средства должны расходоваться на проведение мероприятий природоохранного характера.

Обратите внимание, что сбором облагаются не только автомобили, но и другие категории ТС: в частности, самоходные машины, прицепы.

Кого считают плательщиком сбора

В РФ выплачивать утилизационный сбор обязаны все покупатели транспортных средств независимо от целей их приобретения. Иначе говоря, плательщиками рассматриваемого сбора являются как физические, так и юридические лица.

Заметьте, что сегодня уклониться от уплаты УС нельзя. Отметка о его взимании проставляется в ПТС автомобиля. Без неё поставить машину на регистрационный учёт невозможно.

Как администрируется утилизационный сбор

Покупатели новых автомобилей с проблемой уплаты утилизационного сбора не знакомы. Обязанность вносить платёж за такие машины возложена на производителей и экспортёров ТС. Поэтому покупателям свежих авто достаточно просто удостовериться в том, что в ПТС присутствует соответствующая отметка.

Тем кто приобретает «железного коня» на вторичном рынке, следует быть более внимательными. Помимо тщательной проверки технического состояния автомобиля придётся уделить повышенное внимание документации на него.

Присмотритесь к дате выдачи ПТС: если паспорт выписан ранее 01.09.2012 (даты, когда вступил в действие закон №89-ФЗ), дополнительно уплачивать утилизационный сбор не нужно. Если же приобретается машина, выпущенная позднее этого срока, в паспорте должны присутствовать соответствующие отметки.

Кто освобождён от утилизационного сбора

  • переселенцы (беженцы, ввозящие в РФ свои автомобили, а также россияне, проживающие за границей);
  • дипломаты, обладающие соответствующим иммунитетом и члены семьи;
  • собственники ретроавтомобилей (ТС старше 30 лет), сохранившие или самостоятельно восстановившие их оригинальную комплектацию.

В последнем случае требуется дополнительное соблюдение 2 условий. Во-первых, владелец обязан использовать машину только для личных нужд, во-вторых, на авто должны быть установлены «родные» кузов и двигатель.

Однако необходимо принять во внимание, что освобождение от уплаты распространяется только на действующих владельцев ТС. Покупателям, приобретающим машины у перечисленных выше категорий граждан, придётся исполнить свою обязанность по уплате утилизационного сбора.

Кому придётся платить сбор самостоятельно

Перед покупкой подержанной машины стоит внимательно изучить графу «Особые отметки» в ПТС. Если данные об уплате сбора отсутствуют, и машина выпущена позднее 01.09.2012, следует заплатить сбор.

  • иномарок, ввезённых из-за рубежа;
  • машин, ранее принадлежавших льготникам;
  • авто граждан, не исполнивших свою обязанность по выплате рассматриваемого сбора.

В любом случае, действует правило: с владельцев машин, выпущенных позднее 01.09.2012, утилизационный сбор должен взимается в любом случае. Если авто выпущено в России, УС заплатит его производитель, если за рубежом – владелец, ввозящий его на территорию страны.

Нюансы уплаты утилизационного сбора в Беларуси

В РБ рассматриваемый сбор был введён ещё в 2014 г. С этого момента УС облагаются все ввезённые из-за рубежа автомобили. Исключение делается для ретроавто старше 30 лет, не используемых в бизнес-целях, и для автомобилей, выпущенных в Республике.

Плательщиками УС признаются и юридические лица, и граждане. Как и в РФ, от выплат освобождены дипломаты с семьями, работники международных организаций и беженцы. С февраля 2016 г. базовая ставка УС устанавливается в рублях. Однако её размер заметно вырос:

  • для организаций – в 1,65 раза;
  • для граждан – в 8,25 раз.

Такая мера была предпринята с целью отрегулировать ввоз подержанных иномарок с территории ЕС и привести в соответствие таможенные правила РБ с нормами, действующими в РФ.

Куда платить УС и кто является получателем сбора

От того, по какому основанию выплачивается сбор зависит то, кто будет его получателем. В таблице рассмотрены причины уплаты сбора:

Иначе говоря, если УС взимается по причине того, что ранее авто не подлежало обложению сбором либо сбор не был оплачен из-за небрежности предыдущего владельца, получателем платежа является Федеральная налоговая служба. Если УС облагаются ввезённые из-за рубежа иномарки, денежные средства необходимо вносить на счёт Федеральной таможенной службы.

От чего зависит размер сбора

Порядок расчёта величины сбора прописан в постановлении Правительства от 26.12.2013 г. за №1291. На сегодняшний день этот нормативный акт используется в редакции 2015 г. Согласно положениям документа, величина утилизационного сбора напрямую зависит от следующих факторов:

  • категории ТС – легковой автомобиль, грузовик, спецтехника и прочее;
  • его возраста – до 3 лет или старше.

В частности, для легковушек платёж зависит от объёма двигателя. Чем он больше, тем сбор выше. Аналогичное правило действует и для сельхозтехники. Чем мощнее силовая установка, тем больше сбор.

Коэффициенты для расчёта сбора

В таблице указаны коэффициенты для расчета:

Идентифика-ционный код Вид ТС Коэффициент
До 3 лет Более 3 лет
A01-A04 Автогрейдеры 3,2-8,0 8,5- 23,7
B01-B05 Бульдозеры 4,0-15,0 12,0-100,0
C01-C03 Экскаваторы 4,0-8,0 17,0-40,5
D01-D04 Перегружатели колесные 2,5-4,4 76,6-160,9
E01-E03 Катки дорожные 0,7-2,2 3,2-9,7

Пример самостоятельного расчёта сбора

Граждане, планирующие приобрести подержанное авто, нередко задаются вопросом: как достоверно определить размер УС. Чтобы узнать, сколько денег придётся перечислить в бюджет, следует внимательно изучить соответствующие нормативные документы и верно определить тип транспортного средства.

Рассчитывать сумму платежа владельцу ТС придётся самостоятельно. Поясним на конкретном примере, как правильно это сделать. Для подсчёта следует воспользоваться простой формулой:

УС = базовая ставка соответствующего ТС * поправочный коэффициент

Предположим, физическим лицом приобретается подержанная иномарка возрастом 4 года, мощность двигателя – 1,6 куб. см, снаряженная масса – до 2,5 т. Утилизационный сбор ранее не уплачивался: в ПТС нет соответствующий пометок. УС = 20 6000 руб. * 8,26 = 165 200 руб.

Следовательно, гражданину при покупке такого автомобиля придётся перечислить в бюджет УС в размере 165 200 рублей.

Юридическим лицам приходится платить заметно больше, поскольку базовые ставки для них выше. Кроме того, введены повышающие коэффициенты. Так, например, за покупку за рубежом подержанной легковушки старше 3 лет с объёмом двигателя более 3,5 л. придётся заплатить УС в размере 702 000 руб.

Сроки и порядок оплаты сбора

Конкретные сроки, в течение которых необходимо перечислить в бюджет суммы УС, законодательством не определены. Гражданин может перечислить рассматриваемый сбор практически в любом российском банке. Там же можно взять образец платёжного документа со всеми значимыми реквизитами.

Юридическим лицам следует уплатить сумму рассматриваемого сбора со своего расчётного счета. Реквизиты получателя средств можно узнать либо на официальном сайте ФНС России, либо на портале Федеральной таможенной службы.

Реквизиты для уплаты сбора

В таблице указаны реквизиты для уплаты:

Получатель Вид ТС КБК
ФНС России Колёсные ТС 18211208000012000120
ФНС России Самоходные машины, прицепы к ним 18211208000016000120
ФТС России Колёсные ТС, кроме ввозимых из Беларуси 15311208000011000120
ФТС России Колёсные ТС, ввозимые из Беларуси 15311208000013000120
ФТС России Самоходные машины, прицепы к ним, кроме ввозимых из Беларуси 15311208000015000120
ФТС России Самоходные машины, прицепы к ним, ввозимые из Беларуси 15311208000017000120

После перечисления средств необходимо получить в банке платёжный документ с соответствующей отметкой. Его покупателю придётся предъявить сотрудникам ГИБДД при постановке ТС на регистрационный учёт.

Ответственность за неуплату УС

На сегодняшний день штрафных санкций по этому основанию нет. Однако они и не нужны: ведь без отметки об уплате сбора ТС просто невозможно поставить на учёт.

Как поступить, если сбор рассчитан неверно

Несмотря на довольно простой порядок расчёта утилизационного сбора, ошибки при определении его суммы нередки. Если платёж занижен, недостающую сумму следует доплатить в бюджет.

Сложные вопросы

Вопрос №1 . Можно ли поставить на учёт ТС, если утилизационный сбор рассчитан неверно?

Ответ: В тех случаях когда в бюджет перечислена лишняя сумма, автомобиль или спецтехника подлежат регистрации в ГИБДД. Если же платёж занижен, зарегистрировать авто можно будет только после выплаты недостающей суммы.

Вопрос №2 . Наша организация допустила переплату утилизационного сбора. Можно ли зачесть её в счёт будущих платежей?

Ответ: В случаях излишней либо ошибочной уплаты рассматриваемого сбора сумму переплаты можно вернуть на основании заявления соответствующей формы либо зачесть в счёт планируемых платежей по утилизационному сбору. Примите к сведению, что в счёт иных платежей его зачесть нельзя.

Вопрос №3 . Наша компания уплатила утилизационный сбор за спецтехнику не полностью. Какими проблемами это может нам грозить?

Ответ: Если проверяющими органами в течение 3 лет будет установлен факт неуплаты или частичной уплаты сбора, соответствующая информация будет направлена плательщику. В уведомлении ему будет предложено добровольно выплатить недостающую сумму в течение 20 дней. Если плательщик сбора это требование проигнорирует, деньги могут быть взысканы с него в судебном порядке.

Вопрос №4 . Какими проводками отразить уплату утилизационного сбора?

Ответ: УС относится к неналоговым платежам, перечисляемым в федеральный бюджет. По нашему мнению, учитывать расчёты по нему можно на счёте 68, открыв соответствующий субсчёт 68-УС. В этом случае уплата утилизационного сбора в бухучёте организации может быть отражена проводкой Дт сч.68-УС Кт сч.51 на сумму сбора.

Вопрос №5 . К какому виду затрат организация должна отнести утилизационный сбор?

Ответ: По своей сути расходы на уплату УС относятся к общехозяйственным. Поскольку они были понесены с целью приобретения активов, логично включить сумму УС в фактическую себестоимость приобретённых ТС.

Если транспортные средства покупались для собственных нужд, расходы по УС относят на формирование первоначальной стоимости основных средств. В бухучёте делается проводка Дт сч.08 Кт сч.68-УС. Если автомобили или спецтехника покупалась с целью перепродажи, в бухучёте расходы по УС можно отразить проводкой Дт сч.41 Кт сч.68-УС.


Утилизационная пошлина на спецтехнику взимается однократно и обычно входит в стоимость автотранспорта. Ее обязаны выплачивать покупатели иномарок, б/у транспорта для льготников, машин, выпущенных после 2012 года. Вырученная от сбора сумма идет на усовершенствование двигателей или выплату владельцам при списании техники. Документальное подтверждение платежа утилизационной пошлины на спецтехнику осуществляется в виде отметки в паспорте самоходной машины.

Общие сведения

Утилизационный сбор на спецтехнику – это разовое начисление производителю/владельцу самоходного транспорта.

Установленная оплата утилизационного сбора на спецтехнику нового выпуска поднялась на 5-10%, расчет на б/у транспорт повысили в 2-3 раза. Цель принятых изменений – это повышение конкуренции машиностроительных предприятий и замещение импортных товаров на отечественном рынке сбыта. Налог на специальную технику повлиял на обновление и развитие собственного производства по выпуску дорожно-строительной техники и сельскохозяйственных машин. Введение вынужденной меры повлияло на базовую стоимость ввозимой техники — производители повысили ценник в 1,5 раза.

Сбор платежа по утилизации:

  • включается в общую стоимость машины;
  • оплачивается при сделках купли-продажи или утилизации;
  • рассчитывается в момент приобретения товара.

В 2018 году реестр по утилизационному налогу на спецтехнику был дополнен другими видами автотранспорта. В список внесли:

  • бульдозеры;
  • экскаваторы;
  • дорожную спецтехнику;
  • сельхозтехнику;
  • легковой автотранспорт;
  • грузовые автомобили;
  • прицепы/полуприцепы;
  • снегоходы/автокары и т. д.

Для определенной единицы производят индивидуальный расчет размера денежного взноса.

Размер утилизационного сбора на спецтехнику

В 2018 году совет министров утвердил постановление по размеру утилизационного сбора на транспортную технику. Минимальный размер внесенной суммы на самоходный транспорт от 150 тысяч рублей начислялся тем собственникам транспорта, кто эксплуатировал спецтехнику до трех лет и владеет полуприцепами. От утилизационной пошлины освобождают, если общий вес машины меньше 10 тонн. На денежный размер сборов влияют:

  • мощность двигателя;
  • масса конструкции авто;
  • дата выпуска.

Утилизационный сбор начисляют по расчетной формуле:

УтСб = БазСт * Коэфф, где

Предварительно рассчитать утилизационный сбор за спецтехнику полезно как предприятию, выпускающему продукцию, так и приобретателю транспорта. Начисленный платеж сбора на новый отечественный транспорт вносится в бюджет производителем при выпуске ТС, на импортные модели начисление и расчет происходят при прохождении таможенного пункта и уходят в федеральный бюджет.

Пример расчета

Вынужденные меры применения тарифов на утилизацию сократили присутствие иностранных моделей технических средств на базах российских предприятий. Применяют значимый коэффициент для базовых групп спецтехники:

  • автогрейдеры;
  • бульдозеры;
  • экскаваторы.

Все данные в таблице стабильные.


Рассмотрим расчет утилизационного сбора на конкретной ситуации:

  • Пример 1

Был приобретен автогрейдер массой в 16 тонн. Утилизационная пошлина рассчитывается следующим образом:

  • возраст авто младше 3 лет — 150 000 р. * 6 = 900 тысяч рублей;
  • старше 3-х лет — 150 000 р. * 16,2 = 2 430 000 рублей.

Эта сумма для уплаты прибавляется к основной стоимости.

  • Пример 2

Был приобретен комбайн зерноуборочный, мощность двигателя до 160 л. с. Утилизационный налог составит:

  • новый автотранспорт — 150 000 * 2,4 = 360 тыс. руб.;
  • старше 3 лет — 150 000 * 8,8 = 1 320 000 руб.

Как уплатить утилизационную пошлину на спецтехнику рассмотрим далее.

Порядок и сроки уплаты утилизационного сбора на спецтехнику

Закон не регламентирует наказания по срокам оплаты, а регулирует право на управление автотранспортом, которое зависит от постановки машины на учет в Гостехнадзор. При ввозе импортной техники оплату производят на таможне, а ФТС ставит отметку в ПСМ. Реквизиты получателя ФНС России по оплате утилизации можно узнать на площадках онлайн ресурса ФНС и ФТС. По общей принятой форме можно самостоятельно высчитать стоимость утилизационного сбора на спецтехнику и отправить платеж в общий бюджетный фонд. Исключить затруднения и осуществить платежную операцию доступно каждому через портал Госуслуги.

Причина платежа УС:

  • ТС приобретается у собственника-льготника;
  • В ПСМ отсутствуют отметки об уплате налога при наличии такой обязанности;
  • ТС приобретается за рубежом и ввозится на территорию РФ.

Перечисления от физического лица принимают в отделениях российских банков, где можно взять бланк платежного документа с необходимыми реквизитами. Юридические лица делают перевод со своего расчетного счета.

Когда можно не платить?

Произведенный взнос юридического/физического лица подтверждает ФНС — это внесение отметки в технический паспорт ТС, при экспорте или импорте самоходного транспорта имеет особое значение. При отсутствии записи уплаты утилизационного сбора на спецтехнику покупателем транспорта, документы не примут в Гостехнадзор для постановки на учет приобретенного авто. Полное освобождение от уплаты утилизационного сбора зависит от статуса, состояния и вида эксплуатации машин:

  • спецтехника – собственность МИД, дипконсульства или представительской службы;
  • выпуск транспорта более 30 лет – некоммерческое использование, оригинальная сборка;
  • перевоз спецтехники из-за границы – программа переселения лиц по добровольному решению.

В течение срока использования спецтехники, владелец оплачивает утилизационный сбор один раз, учитывая общие правила с применением допустимых льгот. Ответственность и наказание за неуплату утилизационного сбора на спецтехнику несут обе стороны – это производитель/импортер транспортных поставок и покупатель.

Ответственность за неуплаты сбора

Юридические запреты не действуют при отсутствии отметки оплаты утилизационного сбора на спецтехнику. Стоит отметить, что нарушение срока постановки на учет ТС призывает к ответственности по статье 12.1 КоАП РФ:

  • наложение штрафных выплат на владельца — 500-800 рублей при первом замечании;
  • при игнорировании требований инспектора — 5000 р. + лишение прав.

Следует своевременно оплатить сбор и поставить машину на учет. Без отметки Гостехнадзора управлять транспортом запрещено.

Пройти процедуру выплаты по утиль-сбору важно для продавцов и покупателей спецтехники. Заводы-производители новых марок машин закладывают в базовую стоимость авто сбор на утилизацию, а наличие отметки освобождает приобретателя от повторной оплаты. Дополнительную оплату вносить не следует, если — спецтехника прибыла на территориальную зону РФ до 1.09.2012 года, или ПСМ получили до 1.09.2012 года.