Что такое тёмное время суток? И когда оно начинается? Что это такое недостаточная видимость

Сегодня в Российской Федерации действуют специальные правила дорожного движения. При этом существует специальный набор терминов, которыми обозначаются различные объекты, а также явления.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Одни из таких является «недостаточная видимость» — подразумевается ухудшение видимости в силу каких-либо природных или иных обстоятельств.

Причем под термином понимается определенный характер проблем с видимостью. Устанавливаются четкие границы дальности возможности различать определенные предметы.

В случае возникновения недостаточной видимости следует обязательно принимать регламентированные специальными правилами действия.

В определенных случаях ПДД предписывает полностью прекратить движение по причине возрастающей опасности дорожно-транспортного происшествия.

Основные сведения

Нередко у водителей в силу различных причин возникает вопрос — что под собой подразумевает термин недостаточная видимость?

Важно знать значение данного понятия, а также принимать определенные меры при возникновении соответствующих условий.

Это обусловлено правилами безопасности движения на дороге. Нередко даже видимость дороги менее 100 м становится причиной серьезных ДТП, в которых гибнут люди.

Важно помнить, чем отличается недостаточная видимость, подразумевающая остановку от аналогичных погодных условий, но при которых движение возможно продолжать.

Существует множество различных нюансов, связанных с подобных явлениями. Стоит ознакомиться заранее со следующими важными вопросами:

  • определения;
  • предупреждающие знаки.

Определения

В правилах дорожного движения применяется сразу два различных понятия, которые обозначают недостаточную видимость.

К таковым относятся:

  • «ограниченная видимость»;
  • «недостаточная видимость».
Ограниченная видимость Когда в направлении движения водителя видимость ограничивается какими-либо рельефами местности, растительностью или же зданиями, иными предметами, объектами. Подразумевается, что недостаток обзора присутствует по причине размещения каких-либо искусственных объектов. После преодоления которых видимость будет полностью восстановлена. Фактически, под «ограничителем» видимости может выступать любой объект
Недостаточная видимость Согласно правилам дорожного движения, официально принятым в РФ, это видимость дорожного полотна в направлении движения менее 300 м. Причиной подобного может быть туман, дождь, снегопад или же сумерки. Фактически, любые погодные условия, имеющие определенную длительность в течение времени. Также недостаточная видимость может иметь место из-за задымления, возникающего в результате пожара

Существуют определенные действия, которые следует предпринимать в случае возникновения обозначенных выше ситуаций.

Они достаточно подробно описываются в . По возможности не стоит их нарушать. Так как это может привести к печальным последствиям.

Вплоть до гибели водителя и других участников дорожного движения в ДТП. Важно заранее определиться, что означает термин недостаточная видимость.

Согласно ПДД недостаточная видимость подразумевает именно ограничение обзора в пределах 300 м от водителя.

В то же время сколько метров обзора должно быть недоступно для водителя в случае ограниченной видимости не указывается.

Помимо обозначенных выше терминов стоит также рассмотреть:

  • темное время суток;
  • дневные ходовые огни, ДХО.

Дальность в 300 метров выбрана для того, чтобы при соблюдении скоростного режима была возможность избежать аварии, иных проблем на дороге.

Так как данное расстояние является достаточным для любого водителя для принятия превентивных мер на дороге. Соблюдение скоростного режима позволит избежать гибели людей, различных иных проблем.

Предупреждающие знаки

В условиях недостаточной видимости нередко сложно различить какие-либо объекты на дороге, несущие своим присутствие потенциальную опасность для водителя и его пассажира.

Именно поэтому в ПДД присутствует ряд специальных предупреждающих знаков.

Они устанавливаются на определенном удалении от потенциально опасных объектов, позволяют узнать заранее о их наличии и предпринять соответствующие меры. Например, снизить скорость или же вовсе остановиться.

Перечень таковых знаков достаточно обширен. Наиболее важными являются следующие:

№1.1 Обозначается железнодорожный переезд со шлагбаумом
№1.3.1 Однопутная железная дорога
№1.3.2 Пересечение двух и большего количества железнодорожных путей
№1.4.1 Данный знак обозначает, что через ровно 150 метров от него имеет место расположение железнодорожного полотна
№1.4.2 Монтируется в 100 м от установленного железнодорожного полотна
№1.4.3 Данный предупреждающий знак монтируется в 50 м от железнодорожного полотна
№1.5 Обозначает, что через 50-100 м будет иметь место пересечение дороги с трамвайными путями
№1.6 Через некоторое расстояние располагается равноправный перекресток
№1.11.1 Предупреждающий знак о наличии опасного поворота направо —
если в населенном пункте — 50-100 м;
если вне населенного пункта — 150-300 м
№1.11.2 Знак, предупреждающий об опасном повороте налево —
в населенном пункте — 50-100 м;
вне территории населенного пункта — 150-300 м
№1.12.1 Дорога поворачивает направо через 150-300 м

Полный перечень знаков, которые обозначают какие-либо потенциально опасные объекты, достаточно обширен.

Именно поэтому по возможности нужно ознакомиться с ними со всеми. Таким образом можно будет избежать большого количества самых разных проблем на дороге, ДТП.

Нередко именно невнимательность, незнание знаков на дороге приводит к гибели людей, нанесению серьезного вреда здоровью. Стоит разобраться, что значит каждый знак.

Движение в условиях недостаточной видимости

Движение в условиях недостаточной видимости подразумевает принятие водителем определенных мер с целью избежать различных аварийных ситуаций.

Существуют определенные правила управления автомобилем в различное время суток, а также в разных погодных условиях.

Соблюдение их — залог безопасности водителя, пассажиров, других участников дорожного движения. Основные, обязательные для рассмотрения вопросы:

  • правила ПДД;
  • управление автомобилем в определенных условиях;
  • в чем разница между ограниченной и недостаточной.

Правила ПДД

Согласно данным пунктам необходимо будет придерживаться следующих правил:

Особенно важен, именно поэтому следует обязательно выполнять все предписания.

Управление автомобилем в определенных условиях

Управление автомобилем в нестандартных кратковременных погодных условиях имеет некоторые сложности. Именно поэтому опять же необходимо придерживаться определенных правил в каждом отдельном случае.

При тумане

При управлении транспортным средством во время тумана необходимо обязательно соблюдать определенные правила, которые касаются безопасности.

К таковым в первую очередь относятся:

Обязательно требуется включать фары При наличии таковых нужно включить противотуманные
Не стоит использовать дальний свет Это не только может ослепить других водителей, но также уменьшит видимость в силу отражения от мелких частиц влаги
Важно придерживаться одной скорости движения, избегать превышения скоростного движения Это позволит во время предпринять соответствующие действия в случае возникновения каких-либо препятствий
Не разрешается осуществлять обгон В режиме недостаточной видимости

Следуя этим простым правилам можно избежать аварии на дороге при недостаточной видимости.

В темное время суток

Управление в темное время суток помимо соблюдения очевидных правил подразумевает множество иных нюансов.

К таковым относятся:

В дождливую погоду

В дождливую погоду особенно внимательно нужно быть со скоростным режимом. Так как в силу увлажненности дороги сцепление между ней и колесами существенно снижается.

Видео: ошибки зимнего вождения

Потому велика вероятность заноса. Также на порядок увеличивается дальность тормозного пути. Этот момент также необходимо обязательно учитывать.

При ярком солнце

Яркое солнце нередко становится причиной ДТП. Так как может попросту ослепить водителя. Избежать подобного возможно путем использования:

  • специальных очков;
  • зонирования верхней части лобового стекла;
  • защитных козырьков.

В чем разница между ограниченной и недостаточной

Недостаточная видимость обычно является следствием погодных, природных явлений.

В то же время ограниченная возникает по различных иным причинам. Например, из-за размещения каких-либо объектов, самого рельефа дороги.

Часто задаваемые вопросы

Существует ряд вопросов, которые возникают именно в случае движения при недостаточно, ограниченной видимости.

Условия видимости имеют принципиальное значение в деятельности водителя. Они обусловливают выбор скоростного режима, отказ от выполнения различных маневров, использование внешних световых приборов и прочие аспекты движения.

Следовательно, в зависимости от условий видимости должна выстраиваться и работа водителя: лучше видимость – легче водителю. И наоборот!

Правила знают два основных типа видимости дороги и объектов, расположенных на ней:

  • в зависимости от недостаточности освещенности (темное время суток; недостаточная видимость, светлое время суток);
  • в зависимости от ограниченности обзора (ограниченная видимость).

Рассмотрим эти условия видимости и особенности движения в них более подробно.

Темное время суток

Наступление ночи вынуждает водителя использовать световые приборы, предусмотренные конструкцией его транспортного средства. Это, в основном, фары ближнего и дальнего света. Обязанности автолюбителя по их применению мы рассмотрим отдельно. Что же такое «темное время суток»?

Определение из ПДД (п.1.2):

«Темное время суток » — промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.

Понять несложно: темное время суток начинается после того, как солнце скроется за горизонтом и перестанет посылать на Землю даже отблески своих лучей. Закончились сумерки – началось темное время суток. И уже утром темное время суток заканчивается вместе с утренней зорькой.

Если проще, то темное время суток – это темнота, когда ничего не видно без дополнительного освещения! Видимость дороги становится минимальной, и водитель не только обязан, но и просто физически вынужден использовать для движения световые приборы, дающие это самое дополнительное освещение. Требования к использованию таких приборов регулирует специальный 19-й раздел ПДД.

В противном случае возникает угроза не заметить своевременно:

  • пешехода;
  • транспортное средство;
  • какое-то препятствие на дороге.

А итог традиционен – ДТП.

Поэтому при движении в темное время суток водитель обязан вести свой автомобиль с такой скоростью, чтобы его остановочный путь (необходимое для безаварийной остановки расстояние) был бы обязательно меньше, чем расстояние обычной зрительной видимости. А внешние световые приборы ему в этом основательно помогают.

А иногда, к сожалению, нет!

В условиях темного времени суток водитель должен видеть дорогу, а не двигаться по ней на авось. Это – закон безопасности!

Недостаточная видимость

А как быть с теми случаями, когда, казалось бы, видимость дороги и объектов на ней есть, но адекватной картины из происходящего получить не получается? Когда естественное освещение как бы есть, но его явно не хватает для полной картины восприятия…

В этом случае мы сталкиваемся с недостаточной видимостью, когда водитель тоже (как и в случае с темным временем суток) обязан применять внешние световые приборы (преимущественно фары ближнего и дальнего света).

Определение из ПДД (п.1.2):

«Недостаточная видимость » — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

Как видно из определения, условиями недостаточной видимости могут быть:

1) снегопад (метель, буран и пр.);

3) дождь (ливень и т.д.);

4) сумерки (утренняя и вечерняя зорьки);

5) прочие условия (смог, дымовые завесы от горящего леса и пр.).

Во всех приведенных примерах ярко прослеживается одно – недостаточный визуальный обзор для безопасного движения транспортного средства.

Вот только насколько сильной должна быть неадекватная видимость дороги, пешеходов, транспорта, препятствий и пр., чтобы указанные условия могли считаться недостаточной видимостью? Правила четко отвечают на этот вопрос.

Критерий недостаточной видимости – 300 метров . Конечно же, начинающий водитель может воспротивиться такому повороту событий и выдвинуть два принципиальных вопроса.

1. Как определить это самое расстояние?

Приблизительно, «на глазок» или с использованием местных ориентиров. Например, столбов центрального освещения, расстояние между которыми составляет примерно 50 метров.

Подсчитать несложно. А если не получается этого сделать, то лучше перестраховаться и начать выполнять правила движения в условиях недостаточной видимости. То есть включить в требуемом режиме световые приборы. Точно не ошибешься!

2. Что означает «видимость дороги менее 300 метров»? До какой степени должно быть нарушено нормальное визуальное восприятие, чтобы это считалось недостаточной видимостью?

И на этот вопрос есть ответ. Если водитель не может с такого расстояния (напомним! – 300 метров) различить цвет машины, ее форму, смутно видит очертания пешехода, не идентифицирует объекты на дороге – это недостаточная видимость. Но, как и в первом случае, — будет более целесообразным и безопасным перестраховаться, подсчитав условия движения недостаточной видимостью. И опять же использовать внешние световые приборы (в соответствии с нормами раздела 19 ПДД).

Светлое время суток

Скажем честно, современные Правила не дают понятия светлому времени суток. И зря! Потому что даже в светлое время суток водитель обязан использовать при движении по дорогам внешние световые приборы (ближний свет, противотуманные фары, ).

Но мы же можем вполне самостоятельно дать определение этим условиям видимости: когда нет ни темного времени суток, ни недостаточной видимости, — мы двигаемся в светлое время суток. Согласитесь, совсем не сложно додумать недостающее в ПДД понятие!

Ограниченная видимость

Условия видимости могут быть обусловлены не только недостаточностью естественной (солнечной, дневной) освещенности на дороге. Водитель может двигаться и в таких условиях, когда его зрительный обзор закрывают какие-либо объекты, или он двигается по дороге со сложным профилем.

Правила называют такой режим ограниченной видимостью.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Ограниченная видимость » — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

Физическое ограничение обзорности – вот критерий ограниченной видимости. Приведем наиболее характерные примеры.

1. Крутой поворот дороги.

2. Участок дороги в самом конце подъема.

3. Расположение объектов, не дающих адекватного обзора (строений и даже транспортных средств).

К сожалению, в ПДД не до конца доработан вопрос, касающийся конкретного расстояния, которым характеризовалась бы ограниченная видимость. Но в самом тексте Правил (в разделе 8, 10, 11, 12) дается ответ: ограниченная видимость – это видимость дороги менее 100 метров .

В условиях ограниченной видимости водителю запрещается выполнять целый ряд маневров (например, обгон, разворот и пр., а также действуют ). Более конкретно мы скажем об этом при комментировании соответствующих разделов Правил.

В условиях ограниченной видимости водителю рекомендуется снизить скорость движения. И понятно почему: од должен видеть участок дороги, на который въезжает, на предмет внезапного появления на нем каких-то объектов (например, препятствий или транспортных средств).

Итоги

Подведем итог рассмотрению вопросов, связанных с условиями видимости.

Видимость дороги с недостаточным освещением (темное время суток, недостаточная видимость) или ограниченным обзором (ограниченная видимость) требует от водителя принятия адекватных мер к тому, чтобы обеспечить максимальную безопасность на дороге и избежать ДТП.

Наиболее действенным выходом в подобных условиях является снижение скорости движения. Это позволит своевременно остановиться даже в случае возникновения внезапной опасности. И, конечно же, предельная внимательность водителя и его концентрация.

Многие водители отмечают, что позволяет получить скидку при оформлении полиса ОСАГО в случае безаварийной езды в предыдущие годы.

что такое лонжероны автомобиля и после ДТП.

Может заинтересовать:


Уникальный автомобильный сканер Scan Tool Pro

Планируя длительную поездку, не стоит рассчитывать на то, что в ночное время вы сможете преодолеть то же расстояние, что и днем, за более короткое время. утверждает, что большая часть дорожно-транспортных происшествий происходит именно в ночное и вечернее время, как на улицах городов, так и на трассах междугороднего сообщения. Многие водители ошибочно считают, что из-за меньшей интенсивности движения транспортных средств в ночное время можно спокойно и быстро проехать достаточно большой отрезок дороги.

Не стоит забывать, что в ночное время от водителя требуется максимальная осторожность, бдительность и внимание, и что эти качества притупляются именно ночью, так как с наступлением сумерек организм нуждается в отдыхе.

Статистика ночных аварий

Статистика говорит о том, что в среднем 50% ДТП от их общего числа происходит в сумерках и ночью. Это говорит о том, что в ночное время езда всегда гораздо опаснее.

Управлять автомобилем в это время очень сложно. И даже если вы — первоклассный водитель с большим опытом, вы не всегда сможете предвидеть поведение на дорогах молодых и неопытных автолюбителей, которых в наше время предостаточно.

Происшествия на ночных и вечерних дорогах отличаются значительной тяжестью, очень часто заканчиваются летальными исходами. Это такие ДТП, как столкновение автомобилей (часто лобовые), наезды на пешеходов. Цифры 40-60% аварий в ночные и предрассветные часы, подтверждает и статистика зарубежных стран. В США в это время суток происходит больше 53% ДТП, а для 56% людей пострадавших в них, зафиксирован смертельный исход. Институт дорожной безопасности Швеции сообщает, что третья часть всех ДТП в этой стране случается ночью и из них 21% приходится на наезд на пешеходов.

Немецкими службами зафиксировано ночных аварий в 2-3 раза больше, чем в дневное время. Во Франции из 1000 дорожно-транспортных происшествий смертельный исход пострадавших в дневное время составляет 47 случаев и 83 ночью.

Причины повышенной аварийности в темное время суток

Достоинством ночной дороги, если можно так выразиться, является относительно небольшое количество автомобилей. Однако это как раз является тем отрицательным фактором, который приводит к тому, что водитель может расслабиться, увеличить скорость, частично потерять бдительность, что и может стать причиной аварии. Но если вы собрались в поездку ночью, вам следует хорошо отдохнуть, выспаться и подготовить соответственно ваш автомобиль, а также никогда не пренебрегать правилами дорожного движения. Проверьте работу фар машины в разных положениях, очистите их и лобовое стекло от грязи. В ночное время при недостаточно хорошей видимости грязное стекло ухудшает обзор дороги, а также рассевает свет фар идущих на встречу машин. Не забудьте включить подсветку панели и переключатель внутреннего зеркала в ночной режим.

Хотим мы того или нет, но ездить в темное время суток нам приходится, особенно зимой. День очень короткий, а работаем мы иногда долго. Поэтому своевременно выполнять такие манипуляции:

Включать ближний свет, как только стемнеет, чтобы каждый участник движения мог видеть машину;
- при необходимости остановки включать габаритные огни и съезжать на обочину дороги.

Самым опасным фактором на ночных городских дорогах и трассах считается плохой обзор. При больших скоростях в местах плохой видимости довольно сложно оценить любую возникающую дорожную ситуацию. Вывод один - придерживаться оптимальной скорости.

Ослепление водителя светом от фар автомобиля, идущего навстречу — еще один из основных и важных нюансов ночной езды. Ночные обгоны, пешеходы и другие препятствия (повозки, дорожная техника), разъезды со встречным транспортом, плохое дорожное покрытие и освещение, ночные дожди и снегопады - все это немаловажные факторы, которые необходимо учитывать при поездках в темное время суток.

Как вести себя на ночных дорогах

Проезжая часть дороги ночью освещается фарами машины на дистанцию приблизительно 100 метров в длину и на 15 метров в ширину. За пределами этой освещенной полосы практически ничего не видно. Поэтому почти 15% ночных аварий происходят при разъезде со встречным автомобилем — в этот момент видимость становится гораздо хуже, так как водителя ослепляет идущего навстречу автомобиля. Максимально видимость теряется на расстоянии 25-30 метров. При внезапной смене освещения человек практически ничего не видит, его зрение восстанавливается спустя примерно 20 секунд. За это время автомобиль, движущийся со скоростью 30 километров в час, проходит около 200 метров. Поэтому ослепление водителя так опасно. Избежать этого фактора или снизить его можно путем своевременного переключения фар с дальнего света на ближний. Помешать нормальному ночному разъезду дальний свет может с расстояния 250-300 метров. Это и есть критическое расстояние для переключения, хотя правила дорожного движения требуют не менее 150 метров.

Кроме того, специалисты рекомендуют при ночном разъезде не смотреть на свет фар встречных авто, а сосредоточить свое внимание на обочине. Если ослепление произошло, снизьте скорость или остановитесь, и, убедившись в отсутствии препятствия на обочине, постарайтесь съехать на нее. Когда глаза привыкнут к ночному освещению, продолжайте движение.

Особенно при ночном разъезде на поворотах — здесь нужно снизить скорость, не смотреть на свет фар, а при движении с ближним светом больше внимания уделять правой стороне дороги (при повороте налево), ориентируясь на обочину, столбики или растения, освещаемые фарами вашего автомобиля.

Схема переключения света фар и выбор скорости движения при обгоне

Приближаясь к обгоняемому автомобилю, необходимо переключить свет фар на расстоянии 150-200 м, чтобы не произошло ослепление водителя впереди идущего автомобиля через зеркало заднего вида. Дальний свет можно включать, когда ваш автомобиль поравняется с обгоняемым авто. Действия водителя обгоняемого автомобиля будут правильными тогда, когда он при приближении вашего автомобиля включит ближний свет, снизить скорость движения и примет вправо. Так он должен двигаться, пока обгоняющий автомобиль не удалится от него на расстояние 150-200 метров.

Всегда намного сложнее, чем обычно, а когда часы переводят на летнее время, аналогичные трудности возникают и по утрам. Даже если вы не устали, длинная дорога играет против вас, и через пару часов можно увидеть мираж в стоп-сигналах грузовика, за которым вы проехали более 100 миль. К счастью, благодаря несложным операциям с вашим автомобилем и советам по правильному вождению вы можете сделать ночную поездку более приятной и комфортной.

За последние годы не было сделано каких-либо фундаментальных изобретений, позволяющих в корне изменить ситуацию с ездой в тёмное время суток. Более того, ряд исследований доказал бесполезность и неэффективность ряда приёмов и устройств, например, очков с жёлтыми линзами, о которых наверняка уже многие слышали. По крайней мере, один достоверный источник - книга «Судебная экспертиза: видимость и безопасность на дороге», аргументировано доказывает, что такие очки никак не влияют на вашу способность видеть в тёмное время суток. Тем не менее, существует несколько простых приёмов, которые помогут сделать ночное вождение гораздо легче.

Прежде чем отправиться в путь, проверьте несколько параметров своего автомобиля.

Если вы часто передвигаетесь в тёмное время суток или готовитесь к длительной поездке, примите несколько превентивных мер, которые обеспечат приемлемый уровень комфорта в условиях плохой видимости. Рассмотрим эти меры подробнее.


Откорректируйте свет фар вашего автомобиля

Со временем световой поток фар несколько тускнеет, и дело здесь связано вовсе не с проблемами в электрике автомобиля, а с необходимостью их своевременной регулировки. Плохо откорректированные фары могут ослепить водителей встречных машин, вызвать блики, привести к искажению реальной дорожной обстановки, а также существенно ухудшить видимость в условиях дождя или снега.

Регулировка угла наклона фар - довольно простой процесс, поскольку большинство современных автомобилей оснащены сервоприводами, позволяющими сделать это за пару минут прямо из салона машины.

Для более сложных случаев вам понадобится ровная площадка, на которой будет стоять автомобиль, ровная светлая стена впереди, рулетка, уровень, скотч и набор ключей или отвёрток, подходящий для вашей машины. Для начала подгоните автомобиль на расстояние примерно 3 метра от стены, далее - включите фары и с помощью скотча отметьте на стене точку от светового пучка каждой фары. После этого с помощью уровня проверьте, горизонтальна ли линия между этими двумя отметками.

Следующий этап - обозначьте вокруг отметок область радиусом не более 12 см, в которой и следует добиваться горизонтальной плоскости между световыми потоками каждой из фар, после чего приступайте к непосредственной регулировке. В подкапотном пространстве над каждой из фар имеется регулировочный винт, который позволяет выполнить эту процедуру.


После этого видимость многократно улучшится. Всё, что вам требуется делать - это проверять правильность настройки не реже одного раза в год.


Очистите фары и лобовое стекло


Год от года стёкла на фарах теряют былую прозрачность, на них образуется желтоватая плёнка, которая существенно ухудшает видимость. Даже примитивная полировка фар позволяет существенно увеличить интенсивность светового потока, проходящего через них.

Можно заплатить 850 рублей и приобрести специализированный комплект для полировки в любом автомагазине, или воспользоваться мелкозернистой наждачной бумагой, тканью для полировки и зубной пастой для достижения аналогичного результата. В случае с сильно замутнёнными фарами такая процедура позволит достичь невероятной разницы в освещённости.

Кроме того, необходимо обратить внимание на чистоту . Это может показаться довольно примитивным советом, если бы не негативное влияние даже малейшего загрязнения на видимость в тёмное время суток. Причём речь идёт не только о наружной, но и о внутренней поверхности. Такого рода загрязнения возникают, например, от известкового налёта, образующегося при высыхании конденсата внутри салона, а также при попытке протереть стекло рукой. В результате объекты, видимые через лобовое стекло, особенно ночью, кажутся смазанными, и оценить расстояние до них становится сложнее.


Настройка зеркал


Большинство водителей знает, что существует способ настройки внутрисалонного зеркала заднего вида, который позволяет уменьшить блики от фар, но мало кто догадывается, что аналогичную процедуру можно провести и для боковых зеркал. Если вы часто передвигаетесь в тёмное время суток, то целесообразно немного отступить от общепринятых правил настройки зеркал заднего вида и несколько приподнять их со стороны водителя.

Такая операция приводит к тому, что вам придётся регулярно наклоняться вперёд, чтобы получить хороший обзор при смене полосы движения, но зато идущий позади автотранспорт не будет ослеплять вас светом фар.


Советы по вождению в ночное время, облегчающие езду


Даже если все узлы вашего автомобиля настроены оптимально, биологические особенности вашего зрения таковы, что ночное вождение гораздо сложнее, чем в светлое время суток. Для того, чтобы облегчить этот процесс, необходимо следовать нескольким простым советам.

Переведите взгляд на линию разметки, если встречный автотранспорт вас ослепил.

Это довольно старый совет, который появился, наверное, одновременно с автомобильными фарами, но он по-прежнему не утратил актуальности. Также не стоит переводить взгляд на солнце и не акцентировать внимание на встречном потоке автомобилей.

Если вы находитесь на широкой открытой дороге, то лучшим решением будет смотреть перед собой, однако по сложной извилистой трассе или серпантину стоит перевести взгляд на краевую линию горизонтальной дорожной разметки, отделяющую проезжую часть от обочины. Это позволит вам правильно ориентироваться по полосам движения, а также предотвратит ослепление, если встречный автомобиль не отключит вовремя дальний свет фар. Стоит, однако, помнить, что неосвещённая обочина - источник повышенной опасности, поскольку она может скрывать ямы, выбоины, вовремя не убранные дорожные материалы, а также стоящий автомобиль, поэтому не стоит слишком близко прижиматься к краевой линии.


Давайте глазам отдых


При длительной езде по загородной трассе можно достичь такого состояния, когда вы просто будете безучастно смотреть на дорогу, не в состоянии сконцентрировать при этом внимание. Для того, чтобы предотвратить такую ситуацию, следует время от времени переводить взгляд в сторону и акцентироваться на окружающих объектах и автомобилях. Держите глаза в постоянном движении, это поможет избежать чрезмерной усталости и засыпания. Этот совет аналогичен правилу 20-20-20 для снятия напряжения глаз при длительной работе за компьютером.

Если в вашем автомобиле есть функция регулировки освещённости панели приборов, следует уменьшить её до максимально низкого уровня, сохраняя при этом видимость показаний приборов. Это уменьшает количество бликов на лобовом стекле и позволяет глазам сосредоточиться на дороге.

Если вышеперечисленные советы не помогли, и вы теряете концентрацию - откройте окно и проветрите салон, свежий воздух поможет взбодриться.


Увеличьте дистанцию до соседних автомобилей


Тот факт, что вы являетесь опытным водителем, ещё не позволяет проявлять излишнюю самоуверенность при вождении в тёмное время суток. Увеличьте расстояние до впереди идущего автомобиля немного больше, чем вы привыкли — это не только позволит вам избежать столкновения при экстренном торможении, но и гарантирует, что вы не будете слепить другого водителя светом своих фар.

Если вы едете по затяжному спуску, то увеличьте дистанцию ещё больше, поскольку световой поток ваших фар находится непосредственно на уровне глаз впереди идущего автомобилиста и отражается в его зеркалах заднего вида.

Не стоит забывать и о том, что в условиях плохой освещённости видимость препятствий на дороге значительно снижается, поэтому целесообразно снизить скорость, чтобы избежать впоследствии наездов на выбоины и деформации колёсных дисков.

Стоит помнить и ещё одно важное правило - разъезда со встречным транспортным средством. Дело в том, что ночью на неосвещённых участках автодорог практически невозможно определить тип движущегося на встречу транспорта. И это касается вовсе не размеров автомобиля, а ситуации с неисправностью осветительных приборов, из-за которой у машины будет гореть только одна фара, что позволит спутать её с мотоциклом. Поэтому если навстречу вам движется объект с одной фарой, всегда перемещайте свою машину в сторону так, чтобы можно было разъехаться с ним с учётом возможных габаритов.

Общепринятым правилом вежливости в тёмное время суток является своевременное отключение дальнего света фар, чтобы не ослеплять встречный автотранспорт. Что касается поворотов, то это следует делать заранее, чтобы не подвергать опасности других водителей. Ночное вождение никогда не было приятным времяпрепровождением, но вы можете максимально облегчить этот процесс. Это не вопрос привычки или предпочтений- следование вышеперечисленным советам позволит существенно повысить вашу безопасность.

Независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:

  • На всех механических транспортных средствах — фары дальнего или ближнего света, на велосипедах — фары или фонари, на гужевых повозках — фонари (при их наличии);
  • На прицепах и буксируемых механических транспортных средствах — габаритные огни.

Какие внешние световые приборы Вы можете использовать при движении в темное время суток на неосвещенных участках дорог?

Ответ. При движении в темное время суток на неосвещенных участках дорог Вы должны использовать, в зависимости от дорожных условий, скорости движения и наличия впереди встречных и попутных ТС, фары ближнего или дальнего света.

Какие внешние световые приборы Вы должны использовать при движении в темное время суток на освещенных участках дорог населенного пункта?

Ответ. В населенных пунктах Правила предписывают Вам использовать при движении в темное время суток на освещенных участках дорог только фары ближнего света. Движение с включенными габаритными огнями запрещено, так как они недостаточно хорошо обозначают Ваше ТС для других участников движения. Фары дальнего света , учитывая его ослепляющее воздействие на других водителей, использовать также запрещено.

Какие внешние световые приборы должны быть включены в тоннеле с искусственным освещением?

Ответ. В тоннеле с искусственным освещением должны быть включены, в зависимости от наличия встречных или попутных ТС, фары ближнего или дальнего света. Движение только с габаритными или дневными ходовыми огнями запрещено, так как они не обеспечивают безопасности движения при внезапном отключении освещения.

Какие внешние световые приборы должны быть включены в темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на буксируемых механических транспортных средствах?

1. Дневные ходовые огни.
2. Габаритные огни.
3. Задние противотуманные фонари.

Ответ. На буксируемых механических ТС и на прицепах в темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены габаритные огни.

Достаточно ли в светлое время суток включения дневных ходовых огней для обозначения транспортного средства при движении в тумане, когда видимость дороги менее 300 м?

1. Достаточно.
2. Недостаточно.

Ответ. Яркость светодиодов, используемых в дневных ходовых огнях, считается достаточной для обозначения ТС вместо ближнего света фар при движении в светлое время суток . Однако при движении в тумане и других условиях недостаточной видимости на ТС должны быть включены фары дальнего или ближнего света.

Разрешается ли использовать в светлое время суток противотуманные фары вместо ближнего света фар?

Ответ. В дневное время для обозначения ТС водитель может использовать