Что происходит когда лифт падает. А если подпрыгнуть в падающем лифте — поможет? Отвечают физики

Кошмарный сценарий: вы заходите в лифт, двери закрываются, вы поднимаетесь на 5 этажей, как вдруг трос обрывается, и кабина летит вниз. Можно ли спастись если вовремя прыгнуть?

Ключевым моментом является то, что вы падаете вместе с лифтом. Когда кабина ударится оземь, вы тоже ударитесь. Вопрос – поможет ли в таком случае прыжок? Нужно разобрать все, что будет происходить с вами буквально по миллисекундам.

Предположим, вы прыгаете в нужный момент, и когда лифт приземляется, вы находитесь в воздухе. В этот момент вы движетесь вверх относительно кабины. Так, подразумевается, что вы падаете медленнее, чем лифт, и скорость, с которой вы влетите в подвал здания, равняется скорости лифта минус ваша скорость прыжка.

Но тут все зависит еще и от того, с какой высоты вы падаете и насколько высоко вы можете прыгнуть. Давайте будем оптимистами и скажем, что вы игрок NBA с вертикальным прыжком 70 см. Рассмотрим несколько сценариев.

Один этаж (3 метра)

Если прыгнуть вовремя, то вы упадаете, как если бы падали с высоты 80 см. Но у вас будет только 0,8 секунды, чтобы прыгнуть вовремя.

Три этажа (9 метров)

Вы ударитесь так, будто упали с высоты 4,7 метра. Хоть вы и получите травмы, но выживете.

Некоторые еще считают, что можно в таком случае лечь – тогда удар распределится по всему телу. Хоть это и хорошо, что удар придется не только на ноги, но нужно обязательно защитить голову. Согласно статистике, травма головы – основная причина смерти при падении.

Пять этажей (15 метров)

Прыгнув, вы сократите это расстояние до 9 метров, и тогда у вас появится шанс выжить. У вас будет 1.7 секунд, чтобы среагировать. Удачи.

Семь этажей (21 метр)

Как если бы вы падали с 14 метров. Ничего не поможет, но у вас есть 2 секунды.

Все из описанного выше – идеальные варианты, однако реализовать их на практике крайне сложно. В одном из эпизодов «Разрушителей легенд» проверялась теория с прыжком в лифте при падении. Дело в том, что момент, идеальный для прыжка, наступает слишком быстро, так что если вы не успеете, то разобьетесь, а если прыгните слишком рано, то ударитесь головой о потолок кабины и потеряете скорость прыжка.

Можно предположить, что можно при прыжке потянуть лифт за собой и таким образом уменьшить его скорость. Но тогда нужно будет в прыжке схватиться за ручку.

Все расчеты также производились из предположения, что лифт достигнет основания шахты. Но бывали случаи, когда люди переживали падение лифта благодаря кабелю под обмоткой, который смягчал удар. Впрочем, бывали и случаи, когда огромный оборванный кабель падал на кабину сверху и раздавливал пассажиров.

При падении лифта сопротивление воздуха не имеет особого значения – до того, как появиться хоть какой-то эффект от этой силы, лифт уже наберет скорость выше 200 км/ч. Однако все же воздух может помочь: захваченный в шахте под кабиной, он может сыграть роль подушки и немного смягчить удар.

Предположим, лифт падает с высоты 7 этажа. Если шахта полностью герметична, как поршень, то кабина упадет всего на 50 см, прежде чем ее «поймает» сжатый воздух. Но обычно между лифтом и шахтой есть небольшое пространство, так что воздух распределен по всей шахте.

Но в заключение стоит сказать, что не стоит беспокоиться. Современные лифты оснащены продвинутыми системами безопасности, например, несколько кабелей и электромагнитные тормоза. А если, несмотря на это, вы все же падаете – расслабьтесь. Скорее всего, вам ничего не поможет, кроме чуда.


Warning : Creating default object from empty value in /var/www/сайт/wp-content/themes/yaomire-02/functions.php on line 2240

Современные лифты совершенно безопасны, однако у любого иногда появляется мысль, что будет, если лифт упадет и что делать, чтобы спастись при падении лифта.

Если лифт падает, у вас будет всего несколько секунд, чтобы решить, как действовать.

«Когда лифт падает, если подпрыгнуть в последний момент, можно спастись»

Есть утверждение, что если подпрыгнуть перед самым падением лифта, можно спастись, снизив скорость падения. Это не так. Во-первых, никогда не удастся рассчитать, когда именно лифт столкнется с землей. Во-вторых, даже если бы удалось подпрыгнуть в этот миг, это привело бы лишь к незначительному снижению скорости падения на 3 – 6 км/ч. Скорее всего такая тактика спасения приведет к тому, что человек ударится головой о потолок и неудачно приземлится, что только усугубит травмы.

«При падении лифта нужно сгруппироваться, как парашютист при приземлении»

Есть мнение, что при падении лифта нужно сгруппироваться, как это делает парашютист при приземлении: немного согнуть ноги в коленях. Теоретически, ноги начнут сгибаться, когда и вы и лифт столкнетесь с землей, что увеличит скорость торможения вашего тела. Сила удара прямо пропорциональна скорости и массе и обратно пропорциональна времени и пути торможения, т.е. чем больше время торможения, тем слабее удар. Насколько такая тактика будет эффективна при высоких скоростях падении – неизвестно. При низких скоростях это увеличит шансы травмировать колени и ноги. Так же, при таком положении все тело располагается параллельно силовым линиям, что повышает риск перелома костей, поскольку тело рухнет на пол лифта под большой нагрузкой.

С учетом вышеописанных опасностей, чтобы спастись при падении лифта лучше всего лечь на спину и прикрыть голову и лицо, чтобы защитить их от мусора. При столкновении с землей, такое положения приведет к распределению силы удара по всей поверхности тела и ориентирует позвоночник и длинные кости перпендикулярно вектору удара, что защитит их от разрушения. Тонкие кости, например ребра, все еще будут в опасности, однако, здесь нужно выбирать меньшее зло.

Но также при такой стратегии выживания в падающем лифте, есть несколько проблем.

1. Поскольку вся поверхность вашего тела расположена на полу лифта, мягкие ткани, включая мозг и внутренние органы, принимают на себя всю силу удара при столкновении лифта с землей. Учитывая, что даже простое падение на землю часто вызывает сотрясение мозга, можно легко представить к каким невероятным травмам чему приведет падение на скорости 80 км/ч.

2. Удар лифта о поверхность или же мусор на дне шахты лифта, может привести к разрушению пола лифта и может оказаться, что человек в таком положении получит дополнительные травмы.

3. При свободном падении лифта – наступает невесомость. Поскольку сила тяготения отсутствует, чтобы лечь на пол, нужно будет очень постараться и придумать, как вы будете удерживать себя в положении лежа.

Однако, учитывая все минусы, в положении лежа на спине, человек имеет статистически наибольшие шансы выжить в падающем лифте с минимальным ущербом для себя.

Как выжить в падающем лифте? April 18th, 2016

Читаю сегодня про очередную трагедию, лифт в Пензе упал с женщиной и ребенком. Недавно падал в Москве лифт с ребенком, потом с известной ведущей, потом еще где то. За последние пол года раза четыре-пять (из того что слышал в СМИ) падал лифт. Уже и самому то скоро страшно станет ездить на лифтах.

Я не понимаю, как такое может быть. Ведь кучу времени назад был придумал надежнейший МЕХАНИЧЕСКИЙ лифтовый тормоз. Во всех лифтах как утверждается кроме различных электронных тормозов, ограничителей и автоматики, стоит механическая и самая простая система.

Вот как она действует...


Ловитель Отиса представлял собой плоскую пружину (рессору), установленную на крыше лифта. Натяжение троса выгибало пружину, и лифт спокойно поднимался или опускался. В случае обрыва троса пружина распрямлялась и упиралась концами в направляющие, блокируя лифт.


Лифтовый тормоз: вчера и сегодня Вчера: в нормальном положении рессора натянута (1), в случае обрыва тросов она становится распоркой и тормозит лифт (2). Сегодня: в нормальном положении трос ловителя жестко связан с кабиной (3) при ее падении трос блокируется и выдергивает клиновидный башмак ловителя (4)

Безопасность пассажиров обычного современного подъемника обеспечивают примерно 30 электронных и 5 механических устройств. Самыми главными являются автоматические ловители. Они по-прежнему механические, хотя и устроены несколько иначе, чем оригинальное изобретение Отиса. Современные ловители управляются отдельным тросом и шкивом ограничителя скорости. При превышении вертикальной скорости лифта центробежный ограничитель скорости останавливает шкив и, соответственно, трос, жестко связанный с кабиной, тоже останавливается. При дальнейшем движении (в том числе и падении) лифта остановившийся трос ограничителя скорости «выдергивает» клиновидные башмаки ловителя, установленного на кабине, затормаживая лифт до полной остановки. Это чем то похоже на принцип действия автомобильных ремней безопасности.

Управление ловителями с помощью отдельного троса позволяет не только остановить лифт в случае обрыва тяговых канатов, но и при выходе из строя системы управления двигателем вследствие, например, перегрузки.

Кроме того, на самой кабине есть ловители - похожие на прищепки железные устройства, которые в случае необходимости резко зажимают трос, останавливая движение кабины. Так что даже если все три троса сразу оборвутся, лифт не упадет, а просто остановится в шахте.

Вот как можно "налажать" с обслуживанием или сборкой лифта, чтобы он рухнул вниз и ничего из защитных механизмов не сработало бы? Я еще понимаю трагедии, когда по вине электроники не вовремя кабина приходит в движение или открываются двери когда кабины нет. Но во всех мною перечисленных в начале поста случаях кабина просто падала в шахте лифта. Как?

Все должно было быть вот так:

Но ведь тормоза сработали штатно!

Допустим, вы все же оказались в свободно падающей кабине лифта.

Что же делать?

Если верить создателям голливудских блокбастеров, самое правильное в таких случаях − прыгнуть непосредственно перед ударом об землю вверх, чтобы снизить скорость своего тела.

Но даже если вы обладаете фантастической реакцией и выиграли олимпийскую медаль по прыжкам в высоту, максимум, чего можно достичь при такой методике − скорость падения уменьшится на 3-5 км/ч. Вероятнее всего, прыгнувший человек ударится головой об потолок кабины, а затем, неудачно приземлившись, серьезно расшибется.

Другие предлагают стоять с согнутыми коленями, которые должны принять на себя основную силу удара − именно так делают парашютисты при приземлении.

Теоретически, как только кабина лифта достигнет земли, ваши ноги автоматически согнутся, и движение тела несколько замедлится. Однако на больших скоростях такая методика вряд ли окажется эффективной.

Эксперименты показывают, что при таком подходе ваши колени и ноги примут на себя основную силу удара, что чревато переломом костей.

Что же делать?

Исследователи пришли к заключению, что для максимального повышения своих шансов уцелеть при свободном падении лифта следует лечь на спину на полу кабины и защитить лицо руками от падающих осколков.

В таком случае сила удара более или менее распределится по всему телу, а позвоночник и крупные кости будут расположены параллельно направлению воздействия, а значит, вряд ли сломаются. Ребра все еще подвергаются значительному риску, с которым приходится считаться.

Однако даже при таком раскладе возникают следующие проблемы:

1. Основной удар с пола кабины примут на себя мягкие ткани, в частности, мозг. Представьте себе столкновение с автомобилем на скорости 70 км/ч, и вы поймете, с какими ушибами при этом придется иметь дело.

2. Есть большая вероятность, что при падении кабина лифта расколется, и пол, на котором вы лежите, превратится в груду острых осколков.

Можно вспомнить, например, о Бетти Лу Оливер, выжившей при падении лифта в небоскребе Эмпайр Стейт Билдинг в 1945 году. Это достижение, кстати, отмечено в Книге рекордов Гиннеса. Последуй она нашему совету, острые осколки из расколовшейся кабины лифта наверняка пронзили бы ее насквозь. Жизнью она обязана моткам кабеля в основании шахты лифта, смягчившим падение. Если бы она улеглась на полу, то практически наверняка погибла бы.

3. Следует учитывать, что вы находитесь в свободном падении не только относительно шахты лифта, но и относительно самой падающей кабины, т. е. в течение считанных секунд находитесь в состоянии невесомости.

В таком состоянии умудриться улечься на пол и как-то удержаться на нем очень сложно, тем более для нетренированного человека.

Но даже учитывая вышеперечисленные факторы утверждается, что лучшие шансы на выживание получат те, кто все же сумеет улечься на спину. Также вероятность получить опасные ранения сильно уменьшится.

Кстати, почитал форум специалистов по запуску и наладке лифтов -

Лифт – это популярнейший транспорт городов. Большинство жителей многоэтажных домов ежедневно минимум по нескольку раз пользуются лифтом. При этом, большинство даже не задумывается о...

Лифт – это популярнейший транспорт городов . Большинство жителей многоэтажных домов ежедневно минимум по нескольку раз пользуются лифтом. При этом, большинство даже не задумывается о том, может ли лифт упасть, и чем это грозит? Давайте же разберёмся.

  • На самом деле, просто упасть вниз лифту практически невозможно, так как его поддерживают сразу несколько тросов, поэтому даже при обрыве одного из них, все равно остальные помогут удержать кабину . Также система автоматически блокирует и останавливает лифт сразу же после ослабления хотя бы одного из тросов.
  • Следующим разрушителем мифов является ограничитель скорости. Как только скорость лифта превысит отметку в 15% выше нормы, лифт мгновенно будет автоматически остановлен. Последний этап подобной системы включает в себя жесткую остановку кабины, которая станет намертво фиксированной на направляющих. Это значит, что даже при теоретическом обрыве всех тросов, кабина после падения вниз на несколько метров, будет мгновенно остановлена и удержана на направляющих .
  • Существует и еще один миф: кабина лифта может не прийти, а откроются двери в шахту, в результате чего человек, если не посмотрит вниз, провалится в нее. На самом же деле, подобная ситуация невозможна. Двери шахты открываются только приводом дверей кабины , но никак не кнопкой вызова лифта. Даже если двери кабины будут расположены не ровно напротив этажа, они не откроются.
  • Также невозможно руками открыть двери лифта, поскольку в шахте стоят замки, не дающие этого сделать . Даже если каким-то невероятным образом подобное удастся, то лифт все равно не начнет движение, если его двери не закрыты полностью.
  • Более реальна ситуация, если в дело вмешается человеческий фактор. Например, механик может перекоротить контакты, отвечающие за блокировку лифта, и он поедет с незакрытыми дверями. Что касается возраста лифта, то за этим внимательно следят, и слишком старые и отработавшие свое лифты снимают с работы .

Поэтому, падение лифта возможно только в том случае, если он будет осуществлять работу по завершению срока эксплуатации. Несчастные случаи могут произойти только по халатности электромеханика. Во всех же остальных случаях всегда сработают системы безопасности, поэтому не стоит бояться того, что лифт может упасть вниз вместе с вами, и вы разобьетесь. Все это не более, чем миф.

Что делать если лифт упал?

Если лифт упал, можно ли выжить? Как показывает статистика, такая авария закончилась смертью пассажира дважды за всю историю — в 2012 году в Таиланде и в 2016 в Москве. Проектировщики уверяют, что возможность чрезвычайной ситуации с кабиной возможна в одном из 12 000 000 лифтов, а большинство поломок связано с заеданием дверей и кнопок.

Что может стать причиной падения?

Чаще всего травмы и смерти, которые происходят якобы из-за того, что упал лифт, на самом деле случаются по причине отсутствия кабины в шахте. Человек попросту шагает в пустое пространство, и оборвавшиеся тросы здесь ни при чем.

К аварии могут привести следующие поломки:

  • обрыв тросов из-за перегрузки;
  • неисправность ограничителя скорости;
  • проблемы с электроникой.

По-настоящему кабина падает только в случае полного разрушения направляющих. Это возможно при обрушении здания, например, из-за сильного землетрясения. Редко встречаются случаи, когда направляющие ломаются по причине строительного брака или коррозии. Поскольку рельсы крепятся на каждом этаже к стенам шахты, то кабина пролетит максимум 2-3 м, после чего затормозит.

В старых моделях гнилые направляющие разбиваются стопорными башмаками тормозного устройства. В таком случае кабина падает, сойдя с рельсов, и застревает между этажами. Это объясняется перекосом аппарата из-за роликов и стопоров.

Что будет, если подведет электроника? В таком случае машина может повести себя непредсказуемо. Во-первых, механик без квалификации способен неосознанно испортить блокировочные контакты. Во-вторых, из-за намагничивания нужный контакт в определенный момент не разомкнется, что может привести к аварии.

Даже если ЧП не закончится переломами, у упавшего вместе с лифтом человека возникнет сильный психологический стресс, в некоторых случаях — клаустрофобия, в связи с чем стоит обратиться к специалисту.

Как выжить при аварии?

Современные лифты оборудованы множеством механизмов, которые обеспечивают его безопасность, например:

  1. Ловители в случае обрыва троса удерживают кабину на рельсах.
  2. Тормоза при отключении электродвигателя удерживают лифт в неподвижном положении.
  3. Концевые выключатели выполняют роль ограничителей, т.е. предотвращают движение за предусмотренную зону.
  4. Дверные контакты и автоматические замки препятствуют открытию шахты, если лифта на этаже нет.
  5. Подпольные контакты и сигнальные лампы предупреждают, что лифт занят, и не дают вызвать кабину, в которой уже есть пассажиры.
  6. Аппаратура для вызова техника при экстренном случае.
  7. Ограничитель грузоподъемности не позволяет лифту, загруженному более чем на 110%, начать движение.

Многие считают, что если лифт упадет, то выжить поможет прыжок во время столкновения кабины с землей. Однако на самом деле это не сработает, и вот почему:

  1. Скорость падающего лифта около 60-70 км/час. Прыжок снизит ее на 5-6 км/час, т.е. совсем незначительно.
  2. Высока вероятность разбить голову о потолок.
  3. Вертикальное положение тела увеличивает риск получения травм и переломов.

Бытует мнение, что можно избежать травм, встав на пальцы ног и согнув колени. Этот вариант тоже не сработает.

Чтобы смягчить удар, нужно лечь на спину, положив одну руку под голову, а второй закрыть лицо. Если у пассажира есть сумка, то ею тоже можно защитить голову от осколков. Трудность заключается в том, что на все действия у человека есть всего несколько секунд. Стоит отметить, что это поможет, если лифт падает с относительно небольшой высоты, тогда как при аварии на 20-30 этаже стоит надеяться только на чудо.

В Книгу рекордов Гиннесса занесен случай, когда женщине удалось упасть с 75 этажа и остаться живой. Это случилось в 1945 году в США. Тогда во время попадания бомбардировщика в Эмпайр Стейт Билдинг 19-летнюю девушку решили эвакуировать на лифте, по какой-то причине тросы не выдержали, и кабина сорвалась вниз. Авария не закончилась трагедией только из-за связки кабелей, которая лежала в шахте и смягчила падение.

Почти весь травматизм в лифтах связан с попытками самостоятельно вылезти из кабины, застрявшей между этажами. Поэтому при возникновении внештатной ситуации необходимо вызвать диспетчера и дождаться приезда ремонтной бригады. В случае, если не удается установить связь, нужно привлечь внимание проходящих людей, постучав в стены и двери кабины. Если в подъезде никого не оказалось, то стоит позвонить по номеру 112 или своим близким.

18 апреля в Москве начнется судебное разбирательство по громкому делу о гибели дочери телеведущего , 36-летней в результате крушения лифта в московском ЖК «Алые паруса». По версии обвинения, в трагедии, случившейся 14 января 2016 года, целиком и полностью виноват обслуживавший этот лифт электромеханик . Однако в деле есть немало моментов, указывающих на то, что произошедшее - не трагическая случайность, а закономерная ошибка, к которой привела халатность многих лиц, ответственных за безопасную работу лифтов в одном из самых престижных жилых комплексов Москвы. расследовала эту историю.

Смерть в «Алых Парусах»

Авария в лифте ЖК «Алые Паруса» (дом №79 по Авиационной улице в районе Щукино) 14 января 2016 года в 11:20. По исходной информации, у кабины отвалилось дно из-за резкой остановки. Пассажирка Ирина Володина упала в шахту с седьмого этажа и разбилась насмерть. еще об одном погибшем - мужчине, однако позже эта информация не подтвердилась.

«Дочь ценой своей жизни показала проблему лифтов в ЖК "Алые паруса"», - вскоре после аварии отец погибшей, Евгений Кочергин. По его словам, Ирина Володина входила в инициативную группу, выступавшую за замену лифтов в жилом комплексе. У нее остались двое несовершеннолетних детей. Один из них вместе с няней в момент падения лифта, в котором была его мать, находился в соседней кабине.

После аварии супруг Ирины Володиной, Алексей, дал показания следователям (они есть в обвинительном заключении, которое имеется в распоряжении «Ленты.ру»).

«Примерно с 2012 года появилась проблема с закрыванием дверей лифта при сильном ветре, который двигался со стороны гаража и подъезда. (...) Более того, при движении лифтов, в том числе лифта, потерпевшего крушение 14.01.2016, примерно на 6-8 этажах лифт начинало болтать, издавая громкие звуки скрежета и соударения, что вызывало серьезные опасения жителей. По данным фактам жители комплекса писали многочисленные жалобы, на которые управляющая компания - ООО "ДС Эксплуатация" реагировала формально и в недостаточном объеме. По сути, они абстрагировались от решения данной проблемы, перекладывая ответственность на фирму, обслуживавшую лифты», - отмечалось в показаниях .

По предварительным данным Следственного комитета России (СКР), катастрофа случилась из-за «технической неисправности и разлома кабины» подъемника. Было уголовное дело по статье 238 УК РФ («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»).

В поисках виновных

Утром 15 января 2016 года в столичном управлении (СКР) о задержании электромеханика Алексея Белоусова - сотрудника компании ООО «Лифтгарант», отвечающей за техническое обслуживание лифтов в ЖК «Алые паруса».

Как следует из обвинительного заключения, 13 января 2016 года, в день накануне аварии, Белоусов произвел осмотр рокового лифта по заявке диспетчера, который сообщил о неполадках в работе подъемника. Однако электромеханик «не установил причины неисправности лифта и возвратил его в режим «нормальная работа» - основной эксплуатационный режим для перевозки грузов и пассажиров».