Что общего между трамваем и троллейбусом. Почему не получится заменить трамваи троллейбусами и автобусами

Власти Москвы обнародовали план первоочередных мероприятий по решению транспортных проблем в российской столице, в котором прописаны традиционные и новые меры по борьбе с пробками. В частности, предлагается сузить некоторые полосы, а такжеотказаться от троллейбусов, ходящих в центре города.

Троллейбус - безрельсовое транспортное средство (обычно пассажирское) с электрическим приводом, получающее электрический ток от внешнего источника питания через контактную сеть с помощью штангового токоприемника.

Также троллейбус может оснащаться системами автономного хода на аккумуляторах, суперконденсаторах или двигателях внутреннего сгорания. Одна из разновидностей последнего варианта - когда электрический и дизельный двигатели имеют независимую передачу - называется дуобус.

Троллейбус - малошумный вид общественного транспорта. Теоретически троллейбус можно сделать и совсем бесшумным. Обычно шум в троллейбусе исходит от компрессора, систем отопления и кондиционирования. Однако полная бесшумность может стать и недостатком, так как при этом пешеход может не заметить приближающийся троллейбус и попасть под колеса.

Достоинства троллейбуса по сравнению с трамваем:

Первоначальные затраты на строительство троллейбусной линии значительно меньше, чем трамвайной, так как для пуска троллейбусной линии не требуется ни вскрытия дорожного полотна, ни строительства обособленного пути, потому что используется существующая дорожная инфраструктура. Необходимо лишь протянуть воздушную контактную сеть.
- относительно высокая маневренность троллейбуса, которая, тем не менее, ограничена контактной сетью.
- резиновые шины троллейбуса имеют лучшее сцепление с дорогой, чем стальные колеса трамвая, что позволяет эксплуатировать его на трассах с большими уклонами.
- дорожное полотно, используемое троллейбусной линией, может использоваться автомобильным транспортом. Движение автотранспорта по трамвайным путям может быть затруднено.
- трамвайные пути требуют трудоемкого ремонта и обслуживания, чего лишена контактная сеть троллейбуса.

Достоинства троллейбуса по сравнению с автобусом:

Троллейбус имеет важное преимущество перед автобусом - за счет электродвигателей имеющих больший КПД, они быстрее разгоняются и могут разгоняться при движении в гору. Это, наряду с экологичностью троллейбуса, сделало этот транспорт особенно выгодным в условиях пересеченной местности, где автобусы трудно преодолевают горы, а трамваи не применимы из-за уклонов. Например, всем известна линия Симферополь-Ялта длиной 86 км, по которой налажено стабильное троллейбусное движение. На этой линии применен дополнительный способ повышения надежности энергохозяйства - натянуто три провода троллера, питаемых от разных подстанций.

Современные троллейбусы по уровню комфорта не уступают автобусам и даже превосходят их, за счет отсутствия запаха бензина и выхлопов в салоне.

Среди других достоинств троллейбуса: они не загрязняют воздух продуктами сгорания; срок службы подвижного состава троллейбуса больше, чем автобуса; затраты на обслуживание троллейбусного парка меньше, чем на обслуживание автобуса.

Недостатки:
- первоначальные затраты на развертывание троллейбусной сети выше, чем для автобусной.
- троллейбус потребляет больше электроэнергии, чем трамвай.
- провозная способность троллейбуса в среднем ниже, чем у трамвая.
- троллейбус очень чувствителен к состоянию дорожного покрытия и контактной сети, особенно к обледенению контактного провода.
- затруднен обгон одного троллейбуса другим, если это не предусмотрено контактной сетью.
- троллейбус не может менять маршрут, хотя и более гибок в этом отношении, чем трамвай.
- троллейбус опаснее трамвая из-за существования "токов утечки".
- троллейбус менее экологичен, чем трамвай - при трении колес об асфальт возникает вредная резиновая пыль.
- существует опасность остановки на обесточенном участке на пересечении и троллейбусной стрелке, например при "подрезании" другим транспортом.
- есть мнение, что контактная сеть троллейбуса несколько портит облик улиц , особенно в исторических центрах городов.

Троллейбусы, пусть и в небольшом количестве, есть во многих странах : в Австрии, Болгарии, Венгрии, Германии, Испании, Италии, Нидерландах, Франции, Чехии, Швейцарии, Швеции и многих других.

В настоящее время в мире более 400 городов, которые используют троллейбусы в качестве наземного транспорта. В Великобритании в какой-то момент от троллейбусов отказались, однако в 2010-2011 гг. ожидается ввод в строй городской троллейбусной системы в Лидсе. Что касается крупнейшего троллейбусного парка в Европе (за исключением СНГ), то обслуживает он Афины. Общая протяженность контактной сети - более 350 км.

После опубликования официального ответа городской Думы по выделению средств на трамваи (письмо), состоялся в контактике такой стандартный диалог.

Вопрос:
Зачем городу трамваи?

Ответ:
Чтобы создать магистральные маршруты. Сейчас ни один маршрут в городе не вывозит больше 1000 человек в час. Если так будет продолжаться и дальше, то транспортная система окончательно деградирует.

Вопрос:
Почему просто не увеличить количество троллейбусов и автобусов для этих целей? Убрать все трамвайные пути в городе - это же по дополнительной полосе движения в каждом направлении! Мне кажется, за это большее число людей сказало бы спасибо.

Ответ:
Тут важно относиться с пониманием к тому факту, что мнение простых жителей, не специалистов в данной области, порой бывает обманчиво. Даже при всей кажущейся простоте вопроса. Если убрать рельсы, то пробки уменьшатся лишь на время, а в перспективе наоборот увеличатся. Это доказано примерами многих город (Иваново, Воронеж, Владивосток и т.д.). Да посмотреть хотя бы на нашу ул. Орджоникидзе после ремонта. После демонтажа рельс улица "притянула" к себе больше автомобилей, спрос увеличился, пробки меньше не стали.

Почему нельзя просто увеличить число автобусов и троллейбусов. На то существует много причин, основные из которых следующие:
1. Провозная способность . Возможность использования сцепок трамваев обеспечивает его провозную способность в 2 раза большую, чем у троллейбуса или автобуса. Маршрутов с достаточным пассажиропотоком не так много, но они есть и оптимальным образом могут обслуживаться именно трамваями.
2. Удобство организации выделенной полосы движения . Правая полоса движения, на которой можно было бы сделать выделенку для автобусов, занята парковкой, с которой гораздо сложнее будет бороться, чем с выездом на выделенную полосу посреди проезжей части. Плюс постоянные частые въезды/выезды во дворы и повороты направо на магистральных улицах вмиг убьют такую выделенку. А без выделенки магистральный общественные транспорт в городе создать не удастся, так как в условиях общих с автомобилями пробок ОТ не имеет должных преимуществ, а также не сможет соблюдать расписание.
3. Себестоимость одной поездки . Базовые затраты на строительство новых линий, закупку вагонов и поддержание трамвайных путей в надлежащем состоянии очень велики. Однако при больших пассажиропотоках это компенсируется большей вместимостью подвижного состава и в расчёте на одного пассажира создание трамвайной сети получается выгоднее. Для понимания можно провести аналогию с метро: очень дорогой вид транспорта в строительстве, но для супер-больших пассажиропотоков он наиболее предпочтителен. Не случайно власти г. Москвы сейчас закладывают огромные средства на дальнейшее развитие этой транспортной системы. В Твери нет достаточных для метро пассажиропотоков, но они есть для трамвая.

4. Остальные факторы:
- Более узкая ширина проезжей части, необходимая для создания выделенной полосы (по нормативам 6,7 м против 8 м для шинного транспорта).
- Относительно дешёвые решения, гарантирующие 100% незанятие выделенки для трамвая.
- Лучшая экология за счёт сокращения выхлопов в непосредственном месте проживания и работы жителей.
- Выше уровень безопасности на дороге за счёт предсказуемости траектории движения вагонов по рельсам.
- Наличие капитальной транспортной инфраструктуры хорошо сказывается на стабильном развитии района (автобус можно завтра пустить по другой улице, трамвай - нет).
- Для трамвая комфорт посадки в вагон не зависит от водителя и дорожной обстановки (расстояние между вагоном и платформой всегда одинаковое).
- Более высокая безопасность для пассажира (бОльшая масса при столкновении, не воспламеняется из-за утечки горючего, не бьёт током в отличие от троллейбуса, так как постоянно заземлён через колесо).

UPD:
(утащено

Я всегда был и останусь врагом троллейбусов. И то, что они появились в Москве при большевиках играет на самом деле не самую важную роль. Чтобы понять, чем плох троллейбус рассмотрим его в сравнении в двумя другими видами городского наземного общественного транспорта - Трамваем и автобусом.

Начнем с трамвая. Трамвай родился как форма городской железной дороги. До революции он так и назывался Московская городская железная дорога. Да и в Германии по сию пору называется Штрассе-банн. Главных его достоинств три:
1. Вместимость. Трамвайный состав может быть большим. Но даже нынешний куций двухвагонник увезет больше людей чем любой автобус или троллейбус.
2. Скорость. Если трамвайные линии построены правильно, т.е. являются выделенными, то трамвай без помех обгонит любой автобус
3. Возможность интеграции с метро. Собственно, до революции московское метро и планировалось как новый уровень развития трамвайной сети, но большевики пошли другим путем. Однако в европейских городах мы можем наблюдать самые тесные формы интеграции трамвая и метро вплоть до того, что трамвай в некоторых местах ныряет под землю и приезжает на те же станции.
В нашем случае произошла деградация трамвайной сети города. Она не только не связана с метро, но и перестала быть единой, оказавшись разорванной на несколько кусков.
Недостатки трамвая вытекают из его достоинств - он требует развитой инфраструктуры, занимает много места на улицах, следовательно, его можно пустить не везде.

Автобус. Его главные достоинства - способность проехать всюду, где может проехать автомобиль. Инфраструктура для автобуса значительно проще, а в крайних случаях он вовсе может без нее обойтись. Поэтому роль автобусов в современном городе - быть связкой между метро/трамваем и объектами (жилыми кварталами, местами работы, учебы, торговли). Разные размеры автобусов позволяют гибко регулировать объем перевозок, а их движение в общем потоке с автомобилями не доставляет затруднений последним. Автобус столь маневренен и столь же быстр как автомобиль (с поправкой размеры).
Недостатки - малая вместимость (самый большой автобус меньше трамвая), дороговизна топлива.

А вот теперь обратимся к троллейбусу и увидим, что он требует инфраструктуры, сравнимой с трамвайной (уличная электросеть, подстанции, и т.д.), но вместимостью равен автобусу. Но в отличие от автобуса, он сильно затруднен в маневре. Т.е. объехать аварию, застрявший грузовик, да и просто обогнать кого-то ему сложно. Но главная опасность троллейбуса на улицах в другом - он электрический, а значит движется в другом ритме, чем автомобиль. Он быстро ускоряется при старте, но его средняя скорость - меньше автомобильной и автобусной (это наглядно видно на тех маршрутах, где автобус и троллейбус идут вместе, например маршруты 691 (А) И 19 (Т)), т.е. самим присутствием на улицах создавая постоянную помеху всем и каждому.
Из истории мы знаем, что троллейбус родился как дешевая замена трамваю в межвоенные годы, и в 60-е годы начал вымирать, вытесняемый модернизированным трамваем и автобусом.
Впрочем, у троллейбуса есть своя ниша. Высокие тяговые качества электропривода делают его удобным транспортом в городах, со сложным рельефом, с крутыми подъемами и спусками, вот там, троллейбус действительно способен потеснить автобус.
В Москве же троллейбус совершенно не нужен. И подлежит замене на новый трамвай,(где можно) и автобус - во всех остальных местах.

И трамвай, и троллейбус – виды пассажирского транспорта, приводимые в движение с помощью электричества. Однако они обладают разными возможностями и техническими характеристиками.

Определение

Трамвай общественный вид транспорта, функционирующий с помощью рельсов и электротяги.

Трамвай

Троллейбус – транспортное средство с электрическим приводом, совмещающее в себе возможности автобуса и трамвая.


Троллейбус

Сравнение

Итак, трамвай имеет много общего с поездом. Это касается и внешнего вида в целом, и металлических колес, и способа передвижения – по рельсам. Троллейбус же сродни автобусу: та же форма кузова, те же резиновые шины, то же используемое для перемещения дорожное полотно.

Отличие трамвая от троллейбуса проявляется также в самом движении. То, что путь трамвая пролегает по рельсам, лишает такой транспорт возможности маневрировать, а кривые, по которым он проходит, имеют больший радиус. С другой стороны, управлять трамваем сравнительно несложно.

Для троллейбуса вполне реально объезжать встречающиеся на пути препятствия, к примеру стоящие впереди машины. Радиус линий передвижения троллейбуса может быть меньше, чем у трамвайного вагона. Вдобавок ко всему резина на колесах этого транспортного средства обеспечивает лучшее сцепление с дорожной поверхностью, что позволяет более успешно преодолевать трассу с уклоном вверх.

Расположенные на крыше обоих видов транспорта токоприемники также отличаются своей формой: у трамвая они ромбовидные, у троллейбуса – прямые. Троллейбус использует для движения два провода с разными полюсами. У трамвая роль второго провода играют рельсы. Заземление, которое обеспечивается при этом, делает трамвай более электробезопасным средством передвижения.

Рассмотрим, в чем разница между трамваем и троллейбусом, если сравнить их вместимость. Трамвай в данном плане обладает лучшими возможностями, особенно если учесть, что при необходимости количество его вагонов можно увеличивать. Часовая загрузка линии «классического» трамвая в два раза больше, чем тот же показатель у троллейбуса.