Что нужно знать для безопасной езды зимой на машине (10 советов). Как ездить на автомате зимой: советы и рекомендации

Зима всегда приходит неожиданно. Городские службы рапортуют о полной готовности к холодам и снегопадам, но все равно однажды утром мы просыпаемся и понимаем, что дороги, как обычно, замело и добраться на работу на автомобиле будет сложно. Вот в такие моменты и приходится вспоминать обо всех навыках зимнего вождения.

Первое, о чем нужно позаботиться — это правильная посадка за рулем . Забудьте о летней расслабленности, сидеть за рулем нужно так, чтобы всегда быть готовыми к экстренным ситуациям. Руль — это не дополнительная опора, весь вес тела должен приходиться на сидение, руки расположите в верхнем секторе руля. Голову не нужно наклонять в бок, назад или вперед, держите шею ровно — именно в таком положении создаются идеальные условия для органов равновесия.

Отрегулируйте сидение и подголовники таким образом, чтобы они могли принять на себя вес вашего тела в случае удара сзади. Не забывайте о ремнях безопасности.

Важно также научиться правильно трогаться с места . Если на сухой трассе даже у новичков с этим проблем не возникает, то в те моменты, когда дорога больше похожа на каток для фигурного катания, даже опытные водители буксуют и долго «сушат лед», в такие моменты машина может двигаться куда угодно, но только не вперед.

Специалисты советуют во время старта применять технику постепенного увеличения тяги. Легкая пробуксовка пойдет на пользу — очистит протектор от снега. Плавно выжимая сцепление, переходите на первую передачу, автомобиль должен тронуться с места, резко давить на газ не нужно, это может привести к пробуксовкам. Если вы жмете на газ, а автомобиль буксует, то нужно сбросить обороты, колеса будут крутиться медленнее и возможно произойдет зацепление с дорожным покрытием.

На автомобилях с задним приводом непосредственно перед началом движения можно затянуть до половины стояночный тормоз и сразу же отпустить, как только автомобиль начнет движение.

Чего нельзя делать, так это жать на газ до упора и резко отпускать его, такие резкие рывки не пойдут на пользу, а прорези протектора только забьются снегом и грязью. Тягу увеличивайте постепенно. Если автомобиль все равно буксует, то не забывайте о песке — подсыпьте его под ведущие колеса. Используйте технику разгона на сброс газа.

Торможение на скользкой трассе всегда представляет сложности и часто становится причиной многочисленных аварий и наездов на пешеходов. В экстренных ситуациях мы давим на тормоз чисто автоматически, но на льду делать этого ни в коем случае нельзя, потому что колеса блокируются и автомобиль несет из-за силы инерции, а на скользкой дороге длина тормозного пути возрастает многократно.

Профи советуют тормозить двигателем, то есть при выжатом сцеплении убирать ногу с педали газа. Колеса не блокируются резко, а постепенно. Приблизительно по такому же принципу работает и антиблокировочная система ABS. Но начинать тормозить двигателем нужно заблаговременно, потому что резко остановиться на месте не получится.

Также применяется импульсное торможение, когда водитель не резко жмет на тормоз, а короткими импульсам — несколько нажатий в секунду, причем важен именно первый импульс, который поможет продиагностировать насколько покрытие скользкое. При импульсном торможении можно воспользоваться быстрым переходом на пониженные передачи. Опытные водители могут использовать способ одновременного нажатия на педаль газа и тормоза, то есть вам нужно, не отпуская педаль газа, перенести левую ногу на тормоз, нажатие должно быть плавным, но достаточно резким. При таком способе колеса не блокируются полностью.

При торможении двигателем эффективны перегазовки перед переходом на более низкие передачи: сбрасываем газ — выжимаем сцепление — перескакиваем на более низкую передачу — резко жмем на газ до максимальных оборотов и отпускаем.

Эффективность такого способа объясняется тем, что при замедлении автомобиль будет останавливаться плавно и уменьшится риск неконтролируемого заноса.

Езда по заснеженным трассам и городским магистралям тоже представляет трудности. Чтобы проблем возникало меньше, нужно двигаться по общей колее. Нужно следить за дорогой и избегать таких ситуаций, когда левые колеса едут, например, по наезженной колее, а правыми вы наехали на укатанный снег. В результате может произойти занос на 180 с въездом в сугроб или кювет.

Главное правило — соблюдение дистанции, нужно быть всегда готовыми к тому, что передние или задние водители не справятся с управлением. Очень осторожно ведем себя на перекрестках.

Если нужно проложить маршрут по свежему снегу, особенно если заезжаете в какой-нибудь двор или ищете место для разворота, то нужно сначала убедиться, что под снегом нет пеньков, ям и открытых канализационных люков.

Если видите препятствия в виде сугробов, заносов, хаотично проложенных колей, то проезжать их нужно плавно и на низкой скорости. Не забывайте зимой о лопате, потому что ею часто приходится работать, особенно с утра, откапывая машину.

Очень опасное явление на обледенелых дорогах — занос .

Чтобы выйти из него нужно повернуть руль в сторону заноса, центробежная сила по инерции вернет автомобиль в прежнее положение, а уже по мере выхода из заноса руль крутят в обратную сторону. На переднеприводных авто при заносе нужно газовать, а на заднеприводных, наоборот, отпускать педаль акселератора.

Как видим, зимой могут случиться самые разные ситуации, поэтому профессионалы советуют новичкам воздержаться от поездок в это время года.

Видео с советами о зимней езде.

На этом видео вы увидите как правильно нужно двигаться в зимнее время года по калее.


Правильно тормозим зимой.


Видео, о том что нужно иметь в автомобиле зимой.

Зимнее вождение значительно отличается от управления автомобилем в теплое время года. Тут даже никто спорить не станет, это очевидно. Поэтому задачей этой статьи будет не столько освещение простых истин, которым учат новичков в автошколе, сколько попытка собрать в одном месте большую часть правил и советов относительно особенностей вождения в осенне-зимний период.

Езда зимой различна для разных типов трансмиссий и приводов, поэтому мы рассмотрим отдельно особенности управления автомобилями с автоматической и механической КПП, а также вариатором. Узнаем основные правила вождения зимой на переднем, заднем и полном приводе. К тому же, думаю, стоит упомянуть о нюансах буксировки прицепа по скользкой дороге.

Небольшое отступление от темы

Общеизвестно, что каждый запуск двигателя в мороз равен 800-1000 км пробега. То же самое относится и к другим узлам и агрегатам автомобиля: низкие температуры губительно влияют на ресурс всех деталей. Поэтому если вы хотите свести к минимуму износ в холодное время года, стоит основательно подготовить машину к зиме.

Во-первых, однозначно необходимо убедиться, что в двигатель залито хорошее моторное масло, обладающее приемлемой вязкостью при низких температурах - так вы облегчите стартеру запуск силового агрегата. Во-вторых, если давно не менялись свечи, то самое время их заменить, пока не пришли морозы. В-третьих, нужен исправный аккумулятор - иначе как стартер будет крутить замерзший двигатель? В-четвертых, проверьте, что у вас в бачке охлаждающей жидкости: если вода, то замените ее на антифриз. Ну и в-пятых, не забудьте поменять в бачке омывателя воду на «антизамерзайку». Да, кстати, не помешает обзавестись проводами для «прикуривания», лопаткой и буксировочным тросом (если его у вас до сих пор нет) - на всякий случай. Про щетку-скребок я даже не говорю - это само собой разумеется.

Далее, перед запуском двигателя в мороз желательно дать небольшую нагрузку аккумулятору - чтобы немного его «оживить». Для этого достаточно на 5-10 секунд включить габариты. Потребляют они немного, поэтому вряд ли этим вы посадите батарею.

Не «крутите» стартер долго. Достаточно 3-4 оборотов. Если сразу не завелась машина, нет смысла крутить мотор долго - только «убиваете» стартер и «садите» аккумулятор. Не завелась, выключайте зажигание. Дайте 10 сек. отдыха и пробуйте снова. Обычно после этого автомобиль заводится сразу. Проверено. Если, конечно, свечи в порядке и вообще вся система подачи топлива работает исправно.

Но что-то мы отвлеклись от темы. Итак, двигатель заведен, пора отправляться в путь. Но перед началом движения рекомендуем поочередно перебрать на КПП все положения, задерживаясь на каждом секунд по пять. Этим вы поспособствуете хорошей смазке всех шестеренок в механизме.

Зимний стиль вождения должен быть максимально спокойным. Вы должны четко понимать, что машины в принципе плохо приспособлены для езды по скользкому покрытию. Для этого есть сани, нарты, снегоходы и т.д. Эта техника легко справляется и со снегом, и со льдом. Колеса же придуманы для того, чтобы они крутились, а не скользили. Поэтому особенности вождения автомобиля в зимний период заключаются в максимальном снижении вероятности продольного и бокового скольжения колес.

Зимой покрышки холодные, жесткие и гладкие. Сцепление с заснеженной трассой или обледенелым дорожным покрытием крайне низкое. В связи с этим, если вы не горите желанием приобрести ворох незапланированных проблем, не стоит резко разгоняться и тормозить, не стоит беспричинно перестраиваться, играя в «шахматы» с другими участниками движения.

При приближении к участку дороги с плохой обзорностью, всегда стоит быть готовым к неожиданному появлению другого транспортного средства. Например, из-за угла. Лучше снизить скорость, чем потом выяснять, кто прав, кто виноват.

В гололед или снег вождение машины начинайте с того, чтобы проверить тормоза и тормозной путь в данных погодных условиях и дорожном покрытии. Целесообразнее заранее подготовиться к экстренному торможению, чтобы точно знать свои возможности.

Хорошо, когда есть ABS. Но в любом случае, не стоит всецело полагаться на антиблокировочную систему. Рекомендуем научиться тормозить не единоразово, а с помощью нескольких поочередных нажатий на педаль тормоза. Таким образом вы снизите вероятность заклинивания колес и, соответственно, предотвратите их неуправляемое скольжение.

Если в машине есть ESP, рекомендуем разобраться, как она работает в разных ситуациях. Самое лучшее - это если вы выберете время на тест системы курсовой устойчивости при езде по снегу и гололеду. Как машина будет входить в поворот с включенной и выключенной системой, как автомобиль будет себя вести при перестроении. Нужно перепробовать все варианты, чтобы найти для себя оптимальный выбор настройки шасси.

Особенности управления автомобилем в зависимости от типа трансмиссии

Езда на механике

Вождение зимой автомобиля с механической коробкой передач, на мой взгляд, самое безопасное. Причиной тому является простота связи двигатель-колеса. Нет никаких «мозгов», которые бы решали что нужно делать в тот или иной момент. Скорость вращения колес и передаваемый на них крутящий момент целиком и полностью зависит от команд водителя, причем отклик практически моментальный (а это в гололед очень важно).

Езда на механике сама по себе искусство, т.к. водитель сам выбирает, в каком режиме будут работать колеса. Опытный водитель может нивелировать проскальзывание ведущих колес за счет грамотного выбора той или иной передачи. Чаще всего переключаются на более высокую передачу, чтобы снизить обороты двигателя и заставить его работать в натяг, передавая на колеса меньший крутящий момент.

Вообще, лично на мой взгляд, на механике зимой ездить одно удовольствие. Ты всегда знаешь, с какой скоростью должны крутиться ведущие колеса в тот или иной момент. Думаю, что механическая трансмиссия при грамотном подходе лучше других обеспечивает безопасное вождение в зимний период.

Езда на автомате

Зимой на автомате ездить несколько сложнее в том плане, что управляет скоростью вращения колес не водитель, а КПП. Переключение передач происходит автоматически в зависимости от частоты вращения коленвала двигателя, а не от скорости движения автомобиля. Поэтому пробуксовка обеспечена.

Для того, чтобы снизить вероятность пробуксовки колес машины на автомате зимой, переключайтесь в зимний режим L. Таким образом «мозг» гидротрансформатора даст команду на запрет переключения передач, и мотор будет работать в натяг, передавая на колеса меньший крутящий момент. Долго ездить в таком режиме не советуют, но преодолеть опасный участок трассы вполне можно.

Плюсом езды на авто с АКПП зимой несомненно является такой момент как трогание с места - плавное, без подгазовки. В условиях, когда машину окружают другие транспортные средства, а на дороге гололед и есть шанс уйти в боковое скольжение при пробуксовке, осторожное трогание с места на автоматической трансмиссии однозначно выигрышнее других. Поэтому для начинающих водителей, возможно, автомат является оптимальным решением.

Езда на вариаторе

Вождение зимой автомобиля, оснащенного вариатором, по сути, для водителя ничем не отличается от вождения автомобиля с классической автоматической АКПП. В случае плохого дорожного покрытия, вызывающего пробуксовку, рекомендуется также переключаться в режим L, позволяющий ехать в натяг и создающий эффект торможения двигателем.

Особенности вождения автомобиля в зависимости от типа привода

Езда на переднем приводе

Зимний стиль вождения переднеприводного автомобиля отличается только тем, чтобы раньше сбрасывать скорость во избежание сноса передней оси в поворотах и вилянию задней при экстренных торможениях.

Особенности вождения переднеприводного автомобиля зимой:

  • необходимо следить за тем, чтобы в каждый отдельный момент времени передняя ось тянула машину, чтобы зад не пытался обогнать перед;
  • если нужно экстренно затормозить, то лучше это сделать с нажатой педалью сцепления - чтобы колеса тормозились одновременно;
  • перед поворотом лучше заблаговременно снизить скорость, чтобы не спровоцировать снос передней оси наружу;
  • если во время поворота начался снос передней оси, кратковременно воспользуйтесь ручным тормозом - автомобиль завернет куда нужно.

При езде зимой на переднем приводе не стоит тормозить двигателем, т.к. в таком случае скорость вращения передних колес становится меньше скорости вращения задних колес. Иными словами, зад будет ехать быстрее переда. Это чревато вилянием «хвоста» и даже заносом задней части автомобиля. Всегда нужно двигаться в натяг либо с выключенной передачей. Кстати, ускорение для переднеприводного автомобиля - это, по сути, тоже движение в натяг, т.к. перед тянет машину вперед. Следовательно, разгон на автомобиле с передним приводом происходит ровно по траектории.

В повороты стоит входить осторожно. Лучше заранее снизить скорость. Иначе может начаться снос передней оси наружу поворота, причем попытка повернуть руль сильнее в сторону поворота с одновременным сбросом газа (это обычно первая реакция у чайников) может только усугубить ситуацию - машина поедет прямо в противоположную сторону.

Особенности езды на переднем приводе зимой как раз и отличаются тем, что в теплое время года кажутся нелогичными. Чтобы вернуть автомобиль на нужную траекторию, необходимо кратковременно воспользоваться ручным тормозом, выровнять автомобиль по ходу движения и прибавить газу: передняя ось вытянет машину в нужном направлении.

На самом деле, вождение переднеприводного автомобиля зимой хоть и связано с некоторыми заморочками, зато передний привод обеспечивает отличную курсовую устойчивость по зимней трассе и, тем самым, достаточную безопасность движения. Именно поэтому водители переднеприводных машин чувствуют себя намного уверенней на больших скоростях.

Езда на заднем приводе

Управление автомобилем на заднем приводе зимой более логичное, нежели вождение переднеприводной машины - нет тех заморочек с нелогичными действиями в случае сноса передней оси в поворотах. Напротив, здесь классический вариант решения проблем сноса, заноса или бокового скольжения. Все, как учат в автошколе: в случае заноса снизить скорость и повернуть руль в сторону заноса. Этот алгоритм интуитивен, понятен и, по всей видимости, сидит внутри каждого из нас. Таким образом, главные особенности зимней езды на классике сводятся к тому, чтобы держать подходящую скорость, особенно в поворотах.

На заднем приводе зимой можно (и нужно!) тормозить двигателем. Опять все логично и происходит само собой, когда просто отпускаешь педаль газа. Так как ведущая ось находится сзади, то задние колеса начинают крутиться с меньшей скоростью, чем передние. Задняя часть автомобиля тянет назад, мешая продолжать движение. В этом случае, в отличие от переднего привода, зад не заносится, машина продолжает ехать прямо по траектории. Зато разгон зимой на заднем приводе подобен ювелирной работе: чуть переборщил с газом - заносит заднюю часть.

На классике по трассе зимой ездить сложнее, чем на переднем приводе - в любой момент задние колеса могут уйти в боковое скольжение. Владельцы заднеприводных машин делятся своими отзывами о том, что в зад машины так и норовит уйти в занос на скользкой дороге, хотя едешь, вроде, аккуратно и стараешься крутить рулем поменьше.

Подводя итог, можно сказать, что езда зимой на заднем приводе, по сути, отличается от вождения заднеприводного автомобиля в теплое время года только вниманием к скорости движения и ускорению. Не будете торопиться, зимняя езда на машине будет простой и предсказуемой.

Езда на полном приводе

Кто-то считает, что езда на полном приводе зимой - это панацея от всех проблем зимнего вождения. Однако, это совсем не так. Во-первых, необходимо знать, что за полный привод у вашего автомобиля: постоянный или подключаемый, подключаемый жестко, через виско-муфту или с помощью электроники, подключаемый спереди или сзади.

Несомненно, что проходимость автомобиля на полном приводе зимой значительно выше, чем у машин с моно приводом, но стоит понимать, что к гололеду это не относится. В снег, тем более рыхлый - да, вы король дороги, но на скользком покрытии полный привод, чаще всего, полон сюрпризов.

Особенности езды зимой на непостоянном полном приводе схожи с вождением моноприводного автомобиля, но в тот момент, когда «мозг» муфты или электроники решит подключить вторую ось, ситуация может выйти из-под контроля, т.к. этот момент часто оказывается неожиданным, и к нему нужно быть готовым.

Буксировка прицепа

Особенности вождения автомобиля зимой с прицепом заключаются в следующем. Во-первых, езда в зимний период со всеми его атрибутами - это уже испытание на внимательность и опытность. С гололедицей и снегом и без прицепа трудно бороться. Поэтому однозначно стоит сбросить скорость еще больше. И не нужно ее увеличивать намного после того, как привыкли к тому, что за машиной что-то болтается. Лучше доехать медленно, но верно.

Во-вторых, при торможениях прицеп, не оснащенный тормозами, упирается в заднюю часть автомобиля, провоцируя, таким образом, занос задней оси. Мало того, что появляется неконтролируемый занос, так возникает опасность повреждения кузова машины, если ваш автопоезд «сложится». Поэтому тормозить нужно очень и очень аккуратно, заранее. Не стоит идти на поводу у других участников движения, которым может не понравиться ваша медлительность.

В принципе, на этом секреты зимнего вождения с легковым прицепом заканчиваются. Как видите, ничего сложного: в гололед не ездим, если ездим, то медленно, тормозим заранее и осторожно.

Заключение

Лучшим способом решить все проблемы с управляемостью зимой, это научиться ездить на машине в экстренных ситуациях. Безопасное вождение в зимний период зависит больше не от типа трансмиссии, не от типа привода, а от опыта. Поэтому не поленитесь выкроить время, чтобы подробно изучить поведение своего автомобиля на скользкой трассе, на пустой заснеженной парковке при искусственном заносе. Этим вы не только обезопасите и себя, и других участников движения, но и получите массу положительных эмоций.

На самом деле секреты зимнего вождения очень просты: не спешите и больше практикуйтесь, будьте всегда внимательны, но не напрягайтесь. Знайте: опасности зимнего вождения подстерегают всех, но тех, кто всегда осторожен - в меньшей степени. Если ездить аккуратно, то все будет в порядке.

Надеюсь, наши советы по вождению в зимний период вам были полезны. Кстати, на сайте amastercar.ru есть много полезных советов для автолюбителей. Если интересуетесь, то обязательно заходите, читайте, комментируйте.

Как ездить зимой, многие начинающие водители начинают задумываться ещё при первом похолодании. Ведь в отличии от многих стран, у нас при обучении водителей летом, в автошколах никто не даёт советов новичкам, как вести себя на зимних дорогах (большинство водителей учатся на собственных ошибках, но цена такой учёбы, может быть очень дорогой). И первая же зима в жизни водителей новичков, обучавшихся вождению летом, может привести к печальным последствиям, при первом же выезде на зимнюю заснеженную или обледенелую трассу. В этой статье будут даны несколько полезных советов, которые помогут избежать начинающим водителям аварийных ситуаций, и позволят чувствовать себя на зимних дорогах более увереннее и спокойнее.

Во многих цивилизованных странах, зимний водительский сезон начинается с определённого числа (точная дата зависит от географического расположения страны), которое означает точную дату начала зимнего сезона. И это значит, что с этого числа, водители не имеют право выезжать на дороги общего пользования, пока не переобуют машину с летней резины на зимнюю. И это правило было придумано не просто так, а исходя из печального опыта. В некоторых северных странах, даже нельзя выезжать на дороги в определённые дни без противобуксовочных цепей или шипованной резины.

У нас же многие водители затягивают с переобувкой шин до последнего, а некоторые так и ездят первые месяцы зимы (а первые дни зимы самые опасные), а то и всю зиму на летней резине. И для таких водителей, каждый новый день за рулём — это постоянный вопрос: повезёт-не повезёт?

Зимняя резина и летняя . Для начала выясним разницу между летней резиной и зимней, и это поможет более адекватно решить для себя, можно ли ездить на летней резине зимой?

Состав зимней резины существенно мягче летней, и если кататься на зимней резине летом, то она быстро сотрётся, да и расход бензина будет больше. А если кататься на летней резине зимой, то более жёсткая летняя резина, на морозе дубеет и уже имеет свойства не резины, а пластмассы. Такая покрышка на снегу имеет плохое сцепление, а что уж говорить про гололёд.

Для примера возьмите пластмассовую шариковую ручку и проведите её тыльной стороной по письменному столу — разумеется сцепления никакого. А теперь возьмите простой карандаш с резинкой на его кончике и проведите резинкой по столу. Разница ощутимая, и такая же разница будет между летней и зимней резиной при минусовой температуре. И чем ниже температура окружающего воздуха, тем хуже сцепление летней резины с зимней дорогой, и даже с сухим мёрзлым асфальтом.

Зимняя резина на морозе наоборот из слишком мягкой становится нормальной упругости, но не дубовой, и хорошо держит дорогу, а протектор за счёт отличной упругости резины, хорошо сцепляется с дорогой, даже покрытой снегом. Конечно нормального сцепления со льдом не будет, как у шипованной резины, но лёд в городах бывает редок, так как дороги посыпаны реагентами.

Некоторые водители в целях экономии ставят зимнюю или шипованную резину только на два ведущих колёса. Делать этого очень нежелательно, так как из-за разного сцепления передних и задних колёс, занос машины более вероятен, даже более, чем на летней резине.

Ещё раз напоминаю, что если нет денег на зимнюю резину, то лучше сэкономить на бензине и никуда не выезжать зимой, чем экономить на собственной безопасности и окружающих. Зимняя резина намного дешевле и потраченных нервов в случае аварии. Ну а своё здоровье или здоровье пассажиров (или пешеходов) дороже зимних шин в миллионы раз.

Советы как ездить зимой.

  • Самый первый совет: если пока нет возможности заменить летние шины зимними, то тогда вообще не стоит выезжать на зимние дороги (как выбрать шины и их маркировке читаем ). Поверьте — новые зимние шины стоят ощутимо дешевле разбитого кузова вашей машины и машины встречного водителя. А ваша, или чья то человеческая жизнь вообще бесценны.
  • Желательно ещё до первых морозов проверить как работают дворники, желательно перед началом зимы заменить их новыми (свежими резинками). Иначе старая резина на дворниках, при первых же морозах задубеет, растрескается и не будет нормально работать. А ухудшение обзора в плохую погоду (в метель, мокрый снег и т.п.) чревато аварийными ситуациями.
  • Проверьте работу отопителя салона и нормальную работу обдува (обогрева) лобового стекла. В идеале следует установить лобовое стекло с подогревом (подробно о нём ), и тогда вам не нужно будет каждое морозное утро мучиться со скребком, а обзор лобового стекла будет отличным уже в первые минуты поездки. Не помешает установить и зеркала с подогревом, или самостоятельно изготовить подогрев зеркал (об этом читаем вот в ).
  • Проверьте работу фар и омывателя фар, так как в слякоть стёкла фар постоянно придётся очищать от грязи, которая заметно снижает эффективность освещения. Зимой темнеет рано и не стоит напоминать, что хороший свет гарантирует хороший обзор и безопасность на дороге.
  • Не забудьте в омыватели фар и лобового стекла залить вместо воды незамерзающую жидкость.
  • По возможности посетите автосервис, для проверки одинакового тормозного усилия на каждом колесе вашей машины. Если какое то из колёс будет затормаживаться слабее, а какое то колесо затормозится резче, то занос машины на скользкой дороге неизбежен. Желательно ещё в тёплые осенние дни свежей (если ей более полутора лет).
  • При торможении на скользкой дороге не давите на педаль тормоза резко, давите плавно (если у вас нет ). При этом полезно ещё и тормозить двигателем (особенно на спуске) оперативно переключая передачи с повышенных на пониженную.
  • Помните — при заносе машины тормозить бесполезно — это только ухудшит ситуацию на скользкой дороге (особенно если у вас нет системы АБС). При заносе машины, чтобы выйти из заноса, колёса должны начать вращаться, а не быть заблокированными. На переднеприводных машинах, чтобы вывести машину из заноса, следует немного прибавить газ, но так, чтобы не было пробуксовки ведущих колёс.
  • На заднеприводных машинах при заносе следует вообще убрать ногу с педали газа и позволив машине катиться на холостых оборотах, выравнивать машину рулём и снижать скорость торможением двигателем.
  • При покупке машины, начинающим водителям которые собираются ездить первую зиму, советую по возможности покупать автомобиль с системой АБС и с противобуксовочной системой.
  • В поездках на зимней (скользкой) дороге, всегда старайтесь держать как минимум в два раза большую дистанцию перед впереди идущим автомобилем, чем при поездках в тёплое время (по сухому асфальту).
  • Такие действия как разгоны, торможения, поворот руля, всегда старайтесь делать плавно, так как любое резкое действие может спровоцировать занос автомобиля.
  • Особенно плавно добавляйте газ в плотном городском трафике и даже на заполненной машинами стоянке. У новичков бывает даже так, что они при трогании с места со стоянки, не могут тронуться из-за слишком большой подачи газа, и машина с буксующими колёсами сползает в сторону, пока не упрётся боком в стоящую рядом машину соседа.
  • Новичкам с механической коробкой передач, которые ещё не научились правильно дозировать газ (особенно на мощных машинах) полезно начинать трогаться на скользком покрытии со второй передачи. И именно так работают большинство автоматических коробок, когда на них включается специальный зимний режим (ссылка на автоматы ниже).
  • Выехать при пробуксовке например в сугробе можно используя раскачку машины — для этого плавно подаем газ (машина чуть перемещается вперёд), затем отпускаем педаль газа и выжимаем сцепление, при этом машина возвращается назад, и опять подаём газ и плавно отпускаем сцепление — всё повторяется и при этом машина раскачивается. При очередной подаче машины вперёд, даём чуть больше газку и выезжаем за счёт помощи момента инерции от толчка машины вперёд.
  • Выезжать из сугроба без пробуксовок, поможет простейшая противобуксовочная система, которая изготавливается на машине из штатного ручника (стояночного тормоза). А как это сделать я подробно написал в .

При поездках зимой даже по сухому асфальту, перед выездами на мосты, развязки, возвышенности трассы, или продуваемые ветрами дороги рядом с полем, заранее сбавьте скорость и приготовьтесь к тому, что в таких местах может быть обледенение дороги (в некоторых местах стоят знаки, как на фото слева, а в некоторых нет). Такие места опасны тем, что водитель, двигаясь по сухой дороге на приличной скорости, привыкает к хорошему сцеплению колёс с асфальтом, и при попадании на такие участки, от неожиданности потери сцепления колёс, может потерять контроль над собой и машиной.

  • При управлении машиной зимой, следует учитывать её вес и то что более тяжёлая машина легче трогается без пробуксовки, но хуже останавливается, а лёгкая машина наоборот, легче останавливается но на ней труднее тронутся на скользкой дороги без пробуксовки. Если у вас лёгкая заднеприводная машина, то в багажнике не помешает мешок с песком как балласт, к тому же песок можно будет посыпать на скользкие участки под колёсами, если вы где нибудь забуксовали и не можете выехать.
  • Но тормозной путь, точнее его протяжённость в метрах даже на скользкой дороге, у своей машины желательно знать каждому водителю. Это приходит с опытом, а пока его нет, не разгоняйтесь до больших скоростей и держите повышенную дистанцию.
  • Если нет возможности держать повышенную дистанцию (например в плотном городском трафике), а опыта у вас нет, то займите крайнюю правую полосу и спокойно двигайтесь по ней. Левые ряды в плотном трафике занимайте заранее и только в случае поворота налево.
  • При затяжных спусках (зимой) никогда не двигайтесь на нейтрали, а всегда на передаче, и если нужно сбавить скорость на скользких спусках, не пользуйтесь тормозами (если нет АБС), а тормозите двигателем, переходя на пониженные передачи, которые должны соответствовать скорости (на тахометре при этом обороты должны быть примерно 2 — 2,5 тысячи). Если у вас автомобиль с автоматической коробкой, то выберите соответствующий режим — об этом написано .
  • В конце затяжного спуска можно сымитировать систему АБС (у кого её нет), используя так называемое прерывистое торможение. То есть нажимаете на тормоз и тут же отпускаете тормозную педаль, не допуская блокировку колёс, и так несколько раз, пока машина не остановится. Но если впереди идущая машина достаточно близко, то используйте и торможение двигателем и прерывистое торможение.
  • При подъёме на скользкой дороге, у заднеприводной машины меньше вероятность пробуксовки даже с пустым багажником, потому что весь вес машины при подъёме в горку перемещается назад, на ведущие задние колёса. У переднеприводной машины в таком случае передние ведущие колёса разгружаются, и вероятность пробуксовки больше. Если вы не можете въехать на скользкий подъём на переднеприводной машине из-за пробуксовки, то попробуйте въехать задним ходом, при этом передние ведущие колёса больше будут загружены и меньше будут пробуксовывать.

Ну и самый главный совет новичкам: помните, что большинство аварий случается в первые дни зимы, когда у водителей, привыкших к сухим дорогам, ещё не выработалась привычка чувствования скользкого покрытия. Поэтому перед выездом на скользкие дороги общего пользования, советую сначала выехать на покрытый снегом (лучше льдом) замёрзший водоём (см. фото ниже) или открытую безлюдную площадку, и попробовать поездить на ней с подачей газа, с поворотами, торможениями и т п.

То есть почувствовать свою машину на скользком покрытии и добиться того, чтобы неуправляемый занос, благодаря вашим действиям, стал управляемым.

Если вам это удастся, то на дороги общего пользования можно смело выезжать, не переживая за свою безопасность и безопасность окружающих. А если даже и не получится научиться управлять заносом машины, зато вы уже будете знать, не по книжкам, а на собственном бесценном практическом опыте, что может привести к заносу вашей машины, и уже на скользких дорогах общего пользования вы будете намного увереннее и безопаснее для окружающих.

Действия для новичков при заносе машины.

При заносе машины в повороте, многие неопытные водители допускают распространённую ошибку. Когда руль машины повёрнут в повороте, а машину несмотря на повёрнутый руль выносит из поворота на обочину, то многие новички пытаются довернуть руль в сторону поворота ещё больше. В результате, повёрнутые боком к направлению заноса колёса, ещё хуже сцепляются с дорогой и машину нессёт с ещё большей скоростью не в поворот, а на обочину.

А делать следует вот что: к примеру при левом повороте, если вы увидели и почувствовали, что вы повернули руль влево, но машина не движется в сторону поворота, а её несёт на обочину вправо, то следует тут же сбросить газ и чуть повернуть руль вправо (в гонках опытные гонщики руль ещё больше поворачивают в сторону заноса, а не в сторону поворота, и чем быстрее это сделать, тем быстрее выравнивается машина). При сбросе газа, за счёт инерции и массы передней части машины и двигателя, автомобиль тут же делает клевок, загружая передние управляемые колёса, а это позволяет им лучше сцепиться даже с скользкой поверхностью дороги.

К тому же колёса чуть вывернуты в сторону заноса вправо, а не стоят боком к направлению заноса (если бы они были повёрнуты влево), а значит площадь контакта шин с дорогой больше, что тоже увеличивает сцепление колёс с дорогой. В итоге машина уже начинается слушаться руля и двигаться уже туда, куда повёрнуты передние колёса, и останется чуть довернуть руль влево, чтобы вписаться в поворот.

Конечно на словах всё просто, но нужен практический опыт, и именно для этого я и посоветовал новичкам выше в тексте, что прежде чем выезжать первый раз в гололёд, полезно потренироваться где нибудь на пустынной и скользкой площадке.

Ещё следует помнить, что при управлении заднеприводной машиной, занос может произойти если вы при прохождении поворота и повороте руля в сторону поворота, резко добавляете газ. Не забываем, что на заднеприводной машине ведущие задние колёса меньше нагружены, чем на переднеприводной (конечно если у вас не Порше с движком сзади — специалисты Порше знают своё дело).

На переднеприводной машине в таком случае занос мало вероятен, но возможна пробуксовка передних ведущих колёс, и если долго не сбрасывать газ при этой пробуксовке, то можно так же спровоцировать занос и не вписаться в поворот.

Надеюсь эта статья и видеоролик под ней, поможет начинающим водителям ответить на вопрос, как ездить зимой на машине и не бояться гололёда, и надеюсь постепенно этот теоретический опыт перейдёт в практический и позволит ездить так же уверенно как и летом, успехов всем.

Зимняя дорога представляет собой настоящие испытания не только для новичков, но и для категории опытных водителей. Зимой не исключено возникновение ситуаций, на которые сначала требуется моментальная реакция, и только после неё должны включаться теоретические знания и водительский . Вот несколько полезных советов о поведении на зимней дороге, и о том, как предотвратить занос автомобиля.

Как правильно ездить зимой на машине передним приводом

Обычно водители таких автомобилей в зимнее время чувствуют себя на дорогах достаточно уверенно, поскольку вытягивают автомобиль именно передние колеса, в то время как задние, просто катятся по дорожному полотну. Но бывает и так, что при повороте на скользкой поверхности дороги, автомобиль вдруг становится неуправляемым и его начинает заносить. Что же делать в таком случае? Поясняю, что ни в кое случает нельзя делать!
Нельзя тормозить резким образом и стараться как можно сильнее вывернуть руль. В этом случае машина полностью выходит из под контроля, и не исключен её вынос в кювет или на полосу встречного движения. Что же делать в таких случаях?
Не опускайте ногу с педали газа. При небольшой скорости нужно немного заблокировать задние колеса путем легкого нажатия на тормоз, либо легкого движения ручником. Колеса переднеприводного автомобиля следует направлять не в сторону заноса, а в том направлении, куда движется автомобиль. Однако, если скорость невелика, быстрый поворот руля в сторону предполагаемого заноса поможет выровнять ход машины в нужном направлении. При высокой скорости в начале заноса следует ненадолго отпустить педаль газа. Такой кратковременный сброс позволит выровнять автомобиль на дороге. Все что останется сделать водителю, это аккуратно прибавить обороты двигателя и вывести автомобиль в требуемом направлении движения. Совершая все манипуляции, водитель должен смотреть в сторону, куда направлено движение, а не в ту сторону, куда заносит его машину. Если все же не удается избежать заноса, жмем резко и одновременно на педали сцепления и тормоза, что позволит стабилизировать вращение и остановить автомобиль, а также предотвратит заглушку двигателя. Это поможет быстро уехать со встречной полосы в более безопасное место. Не следует делать резких движений руками, резко сбрасывать газ или тормозить на зимней дороге.

Как правильно ездить зимой на машине с задним приводом


Если вы являетесь обладателем авто с задним приводом, то должны знать, что такой автомобиль склонен к большему заносу задней оси. Это происходит, потому что при заднем приводе передняя часть автомобиля загружена силовым агрегатом и коробкой передач, ввиду того, что задняя часть загружена меньше, ведущие колеса хуже сцепляются с дорожным покрытием.
Как поступить в случае, если на большой скорости автомобиль вдруг понесло? Нужно чуть сбросить газ и предпринять попытку направления автомобиля в необходимую сторону. Этот, хотя и весьма небольшой шанс, может помочь справиться с заносом. Если скорость невелика, резко и коротко нажмите на педаль газа, или дерните ручной тормоз, вызвав тем самым пробуксовку колес. Постарайтесь не переборщить с количеством оборотов, чтобы машину не развернуло в противоположном направлении. Можно попробовать включить пониженную передачу и резко отпустить педаль сцепления. В любом случае не стоит забывать, что в случае заноса задней части влево, в эту же сторону и нужно выкручивать руль, если заднюю часть ведет вправо – крутим и руль вправо.

Как правильно ездить зимой на машине с полным приводом

Если вы обладатель автомобиля с полным приводом, вам необходимо знать постоянный или подключаемый полный привод у вашего автомобиля. От повадок машины напрямую зависит степень управляемости ей. Как постоянный, так и подключаемый принудительным способом, полный привод, позволяет водителю чувствовать себя увереннее на виражах и поворотах, обеспечивает высокую управляемость автомобилем и его курсовую устойчивость при движении. По поведению на дороге, автомобиль с полным приводом напоминает заднеприводную машину. В зимнее время, если вовремя не сбросить газ при повороте, может занести заднюю часть авто. Если вы наблюдаете снос передней оси автомобиля, отпускайте педаль газа, чтобы помочь машине в повороте. Если заносит заднюю ось – нажимайте газ и поворачивайте руль в сторону заноса. В этом случае можно пользоваться ручником, как на переднеприводной машине, только не следует забывать выжать сцепление в момент включения ручника в работу. Это предотвратит выход из строя кардана или вискомуфты. В процессе управления автомобилем с полным приводом, можно использовать моменты управления при заднем либо переднем приводе. Теоретически очень трудно усвоить управление полноприводной машиной, ну почему, там, где нога просит нажать тормоз, необходимо давить на газ! Поэтому, для закрепления навыков, следует тренироваться на площадках, где нет людей и постоянно изучать поведение собственного автомобиля.
На скользком дорожном покрытии, не стоит резко тормозить, увеличивать скорость и маневрировать, чтобы избежать заноса автомобиля. В случае, когда на обочину выехал автомобиль избежавший заноса, не пытайтесь моментально вывести его на проезжую часть, поскольку с края дороги, как правило, имеется маленький уступ, не препятствующий выезду передних колес, но тормозящий движение задних, что может привести к новому заносу. С обочины на проезжую часть дороги следует выезжать на невысокой, 20-30 км/час, скорости. Видя впереди опасный участок скользкой дороги, необходимо снизить скорость, перейти на более низкую передачу и контролировать процесс движения путем легких нажатий на педаль тормоза. Используйте эти методы в совокупности.
Осуществляйте торможение на четвертой передаче, при снижении скорости переходите на третью и потом на вторую передачу. В холодное время года, любая поверхность, которая кажется водителю скользкой и мокрой, представляет зону повышенной опасности. При виде ровного слоя , также стоит двигаться с осторожностью, поскольку вероятнее всего, под ним окажется слой голого льда. При поворотах на покрытии со льдом или снегом, нужно заранее снизить скорость, чтобы не пришлось тормозить непосредственно при входе в поворот. Педалью газа следует пользоваться чрезвычайно аккуратно, руль поворачивать плавно, и не отпускать резко сцепление.

Инспектор по пропаганде БДД ОГИБДД ОМВД РФ по Рыбновскому району

Максимально упрощая: если на колесах - постоянная равномерная тяга, автомобиль не уйдет с траектории даже на снегу или на льду. Значит, по возможности тягу надо удерживать небольшой, но постоянной. Проще всего это делать на машине с механической коробкой, соответственно подбирая передачи. Немного потренировавшись, передачу можно удерживать и в автоматической коробке , не давая агрегату включать следующую раньше, чем нужно. У многих современных коробок есть ручной режим. Летом мы о нем обычно забываем, но зимой от него иногда есть польза. Не ездите на нейтрали, а переключаясь вручную, подбирайте передачи так, чтобы тяга менялась плавно и не увеличивалась резко.

Правило 2: не замедляйтесь/тормозите резко

Интенсивное замедление порой не менее опасно, чем разгон. Следите за обстановкой и спереди, и сзади, держите дистанцию. Однако слишком большая дистанция спереди при наших нравах иногда не менее опасна, нежели мизерная - как пить дать кто-нибудь влезет. Тормозить надо плавно и аккуратно, даже если автомобиль оборудован . Эта система, конечно, очень полезна, но на неоднородном или неровном покрытии она периодически срабатывает нечетко, позволяя одному или нескольким колесам заблокироваться, пусть и на короткое время. Автомобиль при этом с большой долей вероятности попытается уйти с траектории. И кроме того, при резком торможении едущему сзади может попросту не хватить тормозного пути. Спора нет, он - виноват, но это, по-моему, слабое утешение.

Правило 3: не буксуйте без толку

Выехать с заснеженной стоянки (речь не о метровых сугробах), подняться в небольшой скользкий подъем порой проще, чем кажется. Общий принцип тот же: держать постоянную небольшую тягу на колесах и не поворачивать руль без нужды, особенно на большие углы. Не забывайте об элементарном упражнении «раскачка». Если застрявший автомобиль тронулся, но тут же забуксовал и вновь встал, газовать бессмысленно. Лучше отъехать чуть назад и повторить попытку. Идеально, если успеете максимально быстро переключиться с задней на первую передач, не дав машине окопаться. На автомобилях с коробками-автоматами такой фокус сделать, конечно, посложнее. Когда автомобиль, наконец, поехал по снегу или льду , не надо резко увеличивать тягу, куда лучше быстро перейти на вторую передачу - пробуксовка ведущих колес станет меньше. Самое главное, опять же - удерживать небольшую, но равномерную тягу. При определенных навыках работы сцеплением на скользком покрытии иногда даже тронуться на второй передаче эффективнее, чем на первой. Вылезая из снежного плена или преодолевая скользкий подъем, старайтесь поменьше работать рулем.

Правило 4: не тормозите в повороте

Торможение в повороте нынче почему-то стало почти нормой. А ведь на заснеженной или обледенелой дороге это - еще опаснее, чем резкое замедление на прямой. Ведь автомобиль может в этот момент быстро и не всегда предсказуемо изменить траекторию. Безопасную скорость нужно выбрать до поворота, опять же без резких замедлений, а поворот проходить на небольшой но постоянной тяге. Немного потренировавшись, при необходимости нетрудно немного уменьшить или увеличить радиус поворота, подачей газа.

Правило 5: не экономьте на свете

Это уж самое простое! Езда с габаритными огнями всегда, а особенно зимой - в темноте и в снегопады - сродни попытке выполнить упражнение на гимнастическом бревне в зале с погашенным светом. Теоретически может получиться. Штатные противотуманные фары созданы для… тумана. Стоят они низко, загрязняются в первую очередь и сами по себе мало помогают и вам, и тем, кто должен вас увидеть. Так что требование ездить с ближним светом во многих северных странах в правила вписали не случайно. Не стоит экономить на лампочках ! А перегоревшую заменить лучше до того, как это придется сделать вместе с крылом и иными кузовными деталями.

Опытные водители, вероятно, сочтут эти советы слишком примитивными. Но судя по тому, что вижу на дорогах, таковых немного. А научиться простым вещам несложно, главное - захотеть.