Что необходимо проверить перед пуском двигателя JCB? Пуск и остановка двигателя Подготовка главных двигателей к пуску

Общие положения. Подготовкадизеля к пуску включает: проверку комплектности сборки исоответствия крепления и регулировки узлов и деталей требованиям нормативно-технической документации; проверку исправности систем управления, автоматизация, сигнализации и защиты; экипировку (заправку) дизеля охлаждающей жидкостью, маслом и топливом; установку и рабочее положение пробок и вентилей арматуры систем, обслуживающих дизель, и опробование дизеля в действии.

От полноты и тщательности выполнения всех подготовительных работ в значительной степени зависит надежность и безопасность как пуска, так и последующей работы дизеля.

Фактически выполняемый в судовых условиях объем подготовительных работ зависит от того, в каком состоянии находился дизель в период хранения (стоянки).

В начале навигации, т.е. после зимнего ремонта с частичной или полной разборкой дизеля, в судовых условиях выполняется полный объем подготовительных работ.

После агрегатной замены дизеля на новый, прошедший регулировку, обкатку и испытание на стенде, объем подготовительных работ сокращается за счет исключения проверок внутреннего крепежа и регулировок узлов, выполненных дизелестроительным заводом. Однако при этом увеличивается продолжительность расконсервации в связи с необходимостью полного удаления до пуска дизеля всех защитных покрытий из специальных смазок.

Если выполнялись работы по техническому обслуживанию или ремонту в период навигации, то тщательно проверяют только те системы и узлы, которые подвергались разборке или проверка которых предусмотрена инструкцией по эксплуатации.

После кратковременной стоянки исправного дизеля в период навигации ограничиваются наружным осмотром и производством работ по подготовке систем, обслуживающих дизель.

Проверка легкости движения деталей и исправности систем управления, пробный пуск двигателя являются обязательными операциями во всех случаях.

Расконсервация. Перед первым пуском дизеля после монтажа, ремонта или длительной стоянки выполняют его расконсервацию: снимают заглушки с фланцев, устанавливают на место трубопроводы и контрольно-измерительную аппаратуру, удаляют консервирующую смазку, промывают трубопроводы, картеры и маслосборники.

Для удаления консервирующей смазки с внутренних поверхностей дизель прогревают водой, нагретой до 90 – 95°C; при этом ее прокачивают через зарубашечное пространство с помощью резервного насоса. Если на судне нет специальных устройств для прогрева дизеля, горячую воду заливают в последний через горловину расширительного бака или через верхний фланец трубопровода охлаждения и периодически сливают остывшую.

Равномерность нагрева обеспечивается сливом наиболее холодной воды из нижней части системы охлаждения через краник циркуляционного насоса. Для уменьшения потерь теплоты дизель можно накрыть брезентом. Нагретая консервирующая смазка стекает в картер, и ее отводят в специальную емкость. для полного удаления консервирующей смазки дизель должен быть прогрет до температуры не менее 65°C. Время, необходимое для полного прогрева и стекания смазки, зависит от массы дизеля и температуры греющей воды; оно составляет 6 – 10 ч.

Из цилиндров консервирующую смазку удаляют после окончательного прогрева дизеля. Для этого снимают форсунки, осматривают полости цилиндра через форсуночные отверстия, и, в случае надобности, шприцем отсасывают излишки смазки и продувают цилиндр воздухом при нахождении поршня в в.м.т. Для полного удаления смазки из цилиндров проворачивают коленчатый вал сначала на два-три оборота в обе стороны, а затем электростартером или воздухом (без подачи топлива).

При расконсервации наружных поверхностей консервирующую смазку удаляют ветошью, смоченной дизельным топливом, после чего протирают насухо чистой ветошью. Подогревать дизель при расконсервации, обдувая его паром, не разрешается, так как при этом возможна конденсация пара, что приведет к коррозии деталей.

Топливные насосы и форсунки расконсервируют путем прокачки их дизельным топливом.

Особо тщательно надо удалять смазку из рабочих цилиндров и узлов пускового устройства, так как оставшееся в них масло может быть причиной серьезной аварии (гидравлических ударов в цилиндрах, отказов при пуске, разрыва воздушных трубопроводов).

Проверка монтажа. После расконсервации осматривают дизель, удаляют находящиеся поблизости и не требующиеся для пуска инструмент, приспособления и детали, проверяют исправность механизмов, систем и устройств, а также сборку дизеля.

Правильность сборки дизеля определяют наружным осмотром, при котором убеждаются в комплектности и тщательности монтажа всех узлов и трубопроводов, в том, что в картере двигателя и вблизи движущихся деталей нет посторонних предметов. Через отверстия для форсунок осматривают внутренние полости цилиндров, проверяют чистоту и отсутствие посторонних предметов в ресиверах продувочного и надувочного воздуха, впускных и выпускных коллекторах. Одновременно проверяют затяжку и шплинтовку гаек шатунных болтов, анкерных связей, фундаментных болтов, шпилек рамовых подшипников, центровку валопровода и состояние амортизаторов. Затем с помощью ломика удостоверяются в легкости хода и плотности посадки впускных и выпускных клапанов, устанавливают нормальные зазоры в механизме газораспределения, проверяют правильность моментов открытия и закрытия клапанов и золотников продувочного насоса, осматривают контрольно-измерительную аппаратуру, обращая внимание на наличие и дату клейм и пломб.

Окончив внешний осмотр и проверку правильности сборки, последовательно подготавливают к действию системы и устройства дизеля начиная с системы охлаждения.

Подготовка система охлаждения. Заполняют системы охлаждения водой и проверяют, нормально ли она поступает по трубопроводам внешнего и внутреннего контуров. При заполнение водой внутреннего контура надо спустить воздух из системы через спускные краны. После этого следует убедиться в плотности всех соединений и нет ли водотечных свищей и трещин, для чего полости охлаждения дизеля, трубопроводы и холодильники опрессовывают водой с давлением, указанным в инструкции по эксплуатации (3 – 5кгс/см²).по Правилам Речного Регистра РСФСР давления опрессовки должно превышать не менее чем на 20% рабочее давление в системе.

Особое внимание следует уделять плотности резиновых уплотнений внижних поясов втулок цилиндра, течь воды через которые приводит к попаданию ее в масляную систему дизеля, нарушению режима смазки и повреждению подшипников.

Расширительный бак системы внутреннего контура охлаждения должен быть очищен от ила и осадков, фильтры забортной воды промыты и установлены на место.

После проверки исправности системы охлаждения дизеля устанавливают все клинкеты, краны, вентили в рабочее положение и готовят к пуску насосы, работающие независимо от дизеля (там, где они есть).

Системы внутреннего контура охлаждения заполняют умягченной водой. В охлаждающую воду, если это предусмотрено инструкцией, вводят специальные добавки (эмульсол, хромпик и др.), предотвращающие коррозию охлаждаемых деталей.

У дизелей, температура охлаждающей жидкостей которых может достигать 100°C, проверяют исправность действия паровоздушного клапана.

Подготовка топливной системы. Начинается подготовка с проверки качества очистки расходный цистерн, качества очистки и правильности сборки топливных фильтров грубый и тонкой очистки, исправности сепараторов и систем подогрева топлива, легкости хода поплавковых приемников топлива. С помощью дежурного топливного насоса в расходные цистерны закачивается топливо и проверяется плотность всей арматуры и топливных трубопроводов.

Опрессовывают топливный трубопровод под давлением столба топлива, находящегося в топливной цистерне, или независимого топливоподкачивающего насоса (если он имеется). Предварительно из топливной системы удаляют воздух и убеждаются в поступлении топлива ко всем топливным насосам.

Прокачивают топливные насосы чистым топливом при отсоединенных форсуночных трубках, затем их опрессовывают, проверяют угол опережения подачи топлива и нулевую подачу.

Снимают форсунки с дизеля, присоединяют к топливным насосам и также прокачивают с целью промывки, одновременно проверяя качество распыливания. Если давление открытия форсунок до установки их на дизель не проверялось, то это надо делать на ручном прессе, после чего поставить форсунку на место.

При подготовке двухтопливных систем, кроме того, опрессовывают трубопроводы подогрева моторного топлива в цистернах, проверяют исправность действия управляющих клапанов устройства переключения топлива, опробовают системы сепарации, фильтрации и подогрева топлива. Расходные цистерны заполняют моторным топливом через сепаратор.

Если дизель оборудован гидрозапорными форсунками, необходимо прокачать и опрессовать трубопроводы и насос системы гидрозапора.

Подготовка систем смазки. После систем охлаждения и топливной приступают кпроверки масленой системы дизеля. Такая очередность позволяет исключить возможность попадания воды и топливо в маслосборники дизеля во время подготовки его к пуску.

В подготовку масленой системы входит проверка качества очистки расходных масленых цистерн, маслосборников и маслохолодильников и картера дизеля; качество очистки и правильности сборки масленых фильтров грубой и тонкой очистки, плотности системы подогрева масла и легкости хода поплавковых приемников масла.

После проверки заполняют расходные масляные цистерны и маслосборники масла, отсоединяют все трубки, подводящие его к рамовым подшипникам и другим местам смазки, отводят трубки в сторону и прокачивают масло ручным или резервно-масленым насосом для промывки, затем ставят их на место.

Окончив промывку трубок, прокачивают масленую систему, проверяют плотность соединения, спускают воздух из системы, контролируют поступление масла к каждой смазываемой детали во всех точках. Во время прокачки коленчатый вал дизеля проворачивают валоповоротным устройствам на 2 – 3 оборота.

Убедившись в исправности циркуляционной системы смазки, заполняют маслом лубрикаторы, ванны регулятора и турбокомпрессора, колпачковые масленки. Лубрикатор необходимо прокачать, колпачковые масленки поджать и смазать в ручную те детали, которые в этом нуждаются.

Если имеется реверс-редуктор или редуктор, то заливают его масло и проверяют подачу масла к узлам трения.

Подготовка устройств. Начинает подготовку устройств дизеля с заливки масла в цилиндры и баллоны сервомоторов и смазки трущихся деталей. После этого проверяют легкость хода и правильность действия всех приводов от местного поста управления, пломбировку упоров ограничения максимальной подачи топлива, регулятора, контрольно-измерительных приборов, аппаратуры, аварийно-предупредительной сигнализации и защиты и других узлов, отрегулированных на заводе, а также затяжку креплений контактов электрооборудования, трубопроводов ДАУ, соединений механических передач.

Если двигатель имеет реверс-редуктор или реверсивную муфту, то проверяют легкость хода и исправность действия их приводов после этого проверяют работу дистанционного управления, устраняют слабину тросиков и люфты в соединениях приводов, проверяют сопротивления кабельных трасс, состояние контактов электродвигателей, реле и микровыключателей электрических ДАУ, наличие масла в сервомоторах гидравлических ДАУ, опрессовывают на рабочее давление трубопроводы, проверяют чистоту воздушных и масляных фильтров, исправность клапанов, сервомоторов и пневмореле пневматических и элктропневмогидравлических ДАУ.

Подготовка к пуску дизеля после кратковременной стоянки. После стоянки исправного дизеля свыше 12 ч. подготовка его к пуску производится в следующем порядке.

1. Измеряют уровень масла в маслосборниках дизеля, регулятора, турбокомпрессора, реверс-редуктора или редуктора, опорных и упорных подшипниках валопровода и в лубрикаторах, поджимают колпачковые масленки, смазывают детали для которых предусмотрена ручная смазка.

2. Контролируют уровень топлива в расходных баках, спускают в отстой, открывают кран расходного тока и заполняют топливом систему, открывают пробные и спускные краны на фильтрах и спускают воздух из системы, прокачивают топливные насосы и форсунки.

3. Проверяют давление воздуха в пусковых баллонах и продувают их, проверяют напряжение на выводах аккумуляторных батарей при стартерном пуске.

4. Контролируют уровень воды в расширительном баке, устанавливают в рабочее положение вентили и краны система охлаждения.

5. Убеждаются в том, что нет посторонних предметов и инструмента на крышках цилиндра и вблизи движущихся деталей дизеля и валопровода.

6. Прокачивают дизель маслом с помощью ручного или резервно-масленного насоса, ставят в рабочее положение вентили и краны системы смазки.

7. Проворачивают дизель с помощью валоповоротного устройства на 2 – 3 оборота, убеждаются в отсутствии заеданий и свободном перемещений подвижных деталей, особенно реек топливных насосов и дистанционного управления.

8. Производят пробный пуск и реверс дизеля на воздухе при открытых индикаторных кранах и выключенных топливных насосах, проверяют исправность действия пусковых и реверсивных устройств.

9. На судах, двигатели которых работают на моторном топливе, включают в систему подготовки моторного топлива.

10. Проверяют исправность действия машинного телеграфа и других средств связи междумашинном отделении и рубкой, закрывают индикаторные краны, включают в действия дистанционное управление и СПАСЗО и докладывают вахтенному начальнику о готовности двигателя к работе.

Пуск и прогрев дизеля.

Особенности пускового режима. Пусковым называется режим, на котором работает дизель в период от начала вращения коленчатого вала с помощью пускового устройства до начала работы на топливе. Он характеризуется не постоянством параметров рабочего цикла, высокой тепловой и механической напряженности дизеля.

Устойчивая работа дизеля на топливе возможна только при создании в цилиндрах благоприятных условий для самовоспламенения и сгорания рабочей смеси. Такие условия обеспечиваются при определенной частоте вращения, зависящей от способа смесеобразования, конструкции, степени износа, теплового состояния и быстроходности дизеля.

Тепловое состояние оказывает значительное влияние на пусковые качества дизеля. С понижением температуры охлаждающей воды и масла резко увеличиваются продолжительность пуска и расход энергии на него. Это объясняется неудовлетворительными условиями смазки, охлаждения и смесеобразования в пусковой период. Холодное масло имеет высокую вязкость, вследствие чего увеличиваются силы трения, преодолеваемые пусковым устройствам. Поэтому принизком температуре двигателя мощность пускового устройства не обеспечивает достижения пусковой частоты вращения. Низкие и начальные температуры охлаждающей воды и стенок цилиндра приводят к повышенным потерям теплоты через стенки, в результате чего в конце сжатия температура воздуха оказывается недостаточной для самовоспламенения топлива. Особенно значительны потери теплоты у дизелей с небольшими размерами цилиндров, а также у дизелей с вихрекамерным смесеобразованием, у которых охлаждаемые поверхности по отношению к объему цилиндра велики.

Подогрев дизеля перед пуском. Самым эффективным и рациональным средством облегчения пуска и сохранения долговечности дизеля является его предварительный подогрев. Для этого используют горячую воду, которую через специальный трубопровод от вспомогательного котла, системы отопления или системы охлаждения другого дизеля подают в зарубашечное пространство, а затем сливают за борт.

Масло подогревают специальными паровыми, водяными и электрическими подогревателями. Если они расположены непосредственно в маслосборниках или соединены с системы смазки дизеля, то одновременно с подогревом прокачивают масло через систему. Когда подогрев производится в специальной емкости, холодное масло сливают из дизеля и заливают подогретое, после чего систему прокачивают. В корпус регулятора и турбокомпрессора с индивидуальной смазкой также заливается подогретое масло.

Порядок пуска судового дизеля. От обслуживающего персонала пуск дизеля, являющийся ответственной операцией, требует особого внимания. От правильного выполнения операции при пуске зависят четкость маневра судна, долговечность и надежность работы дизеля. Отказы при пуске не редко приводят к столкновении судов и повреждений причальных сооружений. Большинство повреждений деталей дизеля также происходит во время его пуска. Поэтому пуск дизеля после монтажа, ремонта, длительной стоянки, при низких температурах охлаждающей воды и масла, а также при неисправности дистанционного управления и аварийно-предупредительной сигнализации производят специально с местного или центрального поста в машинном отделении. Перед пуском дизеля надо убедиться, что подготовка к нему закончена, дизель прокачан маслом, индикаторные краны закрыты, валоповоротное устройство отключено, буксовка снята, а рукоятка управления установлена в положении «СТОП».

Пуск дизеля с местного поста управления. Воздушный пуск неавтоматизированного дизеля, а также пуск автоматизированного дизеля с помощью кнопки автономного пуска или других органов ручного управления осуществляется в такой последовательности:

Включают питание системы СПАСЗО, отключают дистанционное управление, ставят орган управления в положении «Ручной пуск»;

Проверяют давления воздуха в пусковых баллонах и открывают запорныйвинтиль на воздушной магистрали;

При наличии автономных насосов включают прокачку топлива и масла; пуск дизеля разрешается только после повышения давления в системах до заданных значений;

Предупреждают окружающих о пуске дизеля командой «От машины»;

Проверяют соответствия положения указателя реверса заданному направлению вращения и, при необходимости, реверсируют дизель;

Устанавливают рукоятку управления в положения пусковой подачи топлива и переводят пусковую рукоятку в положение «Пуск»;

Нажимают кнопку автономного пуска и контролируют пуск на слух, по тахометру и по манометру давление масла;

Как только коленчатый вал начнет вращаться с частотой, достаточной для пуска, и в цилиндрах появятся вспышки топлива, переводят пусковую рукоятку в положение «Работа» и прекращают подачу воздуха, отпускаются кнопку автономного пуска;

Устанавливают рукоятку управления в положение минимально устойчивых оборотов;

По окончанию пуска закрывают вентиль на пусковом баллоне и выключают маслопрокачивающий насос.

Продолжительность пуска зависит от технического состояния и качество подготовки дизеля к пуску, обычно она составляет 3 – 5с. Чтобы избежать непроизводительного расхода воздуха, не следует продолжать пуск более 10 – 12с.

Дистанционный и автоматический пуск дизеля. Главные и вспомогательные дизели по объему операции, выполняемых автоматически, как правило, отвечают требованиям 1 или 2 степени автоматизации по ГОСТ 14228 – 69.

Воздушный пуск автоматизированного реверсивного дизеля с дистанционного поста управления производится в такой последовательности:

Убеждаются, что подготовка дизеля к пуску и работе без вахты в МО закончено;

Включают питание ДАУ;

Переключают управление дизелем на дистанционной пост и убеждаютя в согласованности положения органов управления на дизеле и на дистанционном посту;

Проверяют исправность ДАУ;

Включают питание СПАСЗО;

Проверяют исправности сетей и ламп СПАСЗО;

Включают маслопрокачивающий насос;

Проверяют давление воздуха в пусковой магистрали и в системе ДАУ;

Устанавливают рукоятку дистанционного управления в положении требующейся частоты и необходимого направления вращения;

Контролируют пуск на слух, по тахометру, по указателю направления вращения и по манометру давления масла.

Дистанционный пуск неавтоматизированного дизеля осуществляется в той же последовательности, что и пуск с местного поста управления.

Проверка работы дизеля после пуска. После пуска дизеля вахтенный начальник должен проверить по манометру на посту управления и по пульту СПАСЗО давление в системе смазки, соответствие показаний тахометра заданному режиму работы дизеля, исправность действия СПАСЗО, пополнить воздуха пусковые баллоны.

Если после пуска манометр не показывает давления или горит лампочка СПАСЗО по давлению масла, дизель должен быть остановлен для выявления и устранения причины отсутствия давления, не правильного показания приборов или работы СПАСЗО. Работа дизеля без постоянной вахты в МО при неисправности контрольных приборов, установленных в рубке, или СПАСЗО не разрешается. При первой возможности необходимо осмотреть дизель, убедиться в исправной работе систем и отсутствии подтеканий в соединениях водяных, масляных и топливных трубопроводов, проверить на ощупь нагрев доступных узлов, работу движущихся деталей дизеля на слух, обратить внимание на то, нет ли дыма в МО.

При появлении ненормальных стуков, перегреве отдельных узлов, внезапном понижении частоты вращения коленчатого дизель должен быть немедленно остановлен для выяснения причины и устранения дефекта.

Только убедившись по приборам, на слух и на ощупь в исправной работе дизеля, можно постепенно увеличивать его нагрузку.

Прогрев. Режим работы после пуска до достижения дизелем установившегося теплового состояния, обеспечивающего надежную его эксплуатацию на полной нагрузки, называется прогревом.

Во время прогрева изменяются температуры стенок цилиндра, поршня, крышки и других деталей, их температурные напряжения, зазоры между сопряженными деталями, температуры и вязкость смазочного масла, температура охлаждающей воды.

В начальный период работы дизеля рабочие газы нагревают холодные стенки цилиндра, их крышек поршней. Это приводит не только к повышению температуры деталей, но и к возникновении разности температур между поверхностями, соприкасающимися с горячими газами и с охлаждающей жидкостью, т.е. к появлению температурных напряжений. Наибольшие температурные напряжения наблюдаются в крышке цилиндра и в поршне, что способствует появлению трещин в них.

Надежная работа дизеля на полной мощности обеспечивается в довольно широком диапазоне температур масла от минимальной необходимой до установившейся при соблюдения условия поступления требуемого количества его ко всем смазываемым поверхностям. Минимальная температура зависит как от его свойств, так и конструктивных особенностей дизеля.

Низкая температура охлаждающей воды увеличивает температурные перепады и напряжения в деталях дизеля, задерживает стабилизацию зазоров нагревающихся деталей. Поэтому работа дизеля с повышенной нагрузкой принизкой температуре охлаждающей воды может привести к задиру поршней и появлению трещин в крышках цилиндрах и поршнях. Продолжительность работы дизеля до достижения установившейся температуры охлаждающей воды составляет 10-15 минут для быстроходных и 25-30 минут для тихоходных дизелей средней мощности.

Остановка дизеля. Перед остановкой дизеля нужно уменьшить нагрузку и дать ему охладиться на столько, чтобы температура выходящей воды снизилась до 50-60°С. Нереверсивный дизель должен для этого 3-5 минут проработать в холостую.

Если в силу необходимости дизель был остановлен на полном ходу, надо принять все меры для постепенного его охлаждения: прокачивать маслом с помощью резервно-масляного насоса, проворачивать коленчатый вал валоповоротным устройством.

Остановка сильно нагретого дизеля без последующего постепенного его охлаждения его приводит к перегреву головок поршня, крышек и втулок цилиндров, к отложению нагара на внутренних поверхностях цилиндра и накипи в полостях охлаждения, к задирам поршня и появления трещин, а также к взрыву паров масла в картере.

При автономном насосе охлаждения прокачивают дизель водой можно только в том случае, если к приемной магистрали насоса подается подогретая вода от дизеля. Из-за появления трещин в крышках и втулках цилиндров прокачивать дизель холодной водой не рекомендуется.

Дизель, работающий на моторном топливе, за 10-15 минут доостановке должен быть переведен на дизельное топливо для полного удаления моторного топлива и с трубопроводов топливной системе.

В случае вынужденной остановке дизеля, когда трубопроводы заполнены моторным топливом, надо:

При остановке продолжительности до 2 ч поставить систему подготовки моторного топлива включенной и произвести последующей пуск дизеля на моторном топливе;


52 53 54 55 56 57 58 59 ..

ПОДГОТОВКА К ПУСКУ ДВИГАТЕЛЯ ТРАКТОРА ДТ-20

Перед пуском двигателя необходимо убедиться в полной его исправности. Пуск неисправного или неукомплектованного двигателя вызовет аварию.

В начале Смены перед пуском двигателя выполняют работы, предусмотренные ежедневным и очередным техническими уходами. К пуску приступают только после того, как все дефекты, выявленные при техническом уходе и осмотре трактора, будут полностью устранены.

Перед пуском двигателя нужно проделать следующее.

1. Проверить все места смазки в соответствии с картой смазки.

2. Проверить уровень масла в картере двигателя с помощью масломерного щупа 4 (рис. 118) и, в случае необходимости, долить масло до метки Я через заливную горловину 6. Пуск двигателя при уровне масла на нижней метке Н или ниже ее недопустим.

3. Проверить запас топлива в баке. Убедиться, что вентиль 2 (рис. 117) топливного бака открыт.

4. Открыв пробку заливной горловины радиатора, убедиться, что уровень воды в верхнем бачке радиатора находится не ниже 40-50 мм от верхнего бурта заливной горловины. При необходимости долить недостающее количество чистой и мягкой воды.

5. Закрыть шторку радиатора.

6. Убедиться, что муфта сцепления выключена (рычаг управления муфтой передвинут в крайнее переднее положение), а рычаг переключения передач установлен в нейтральное положение.

7. С помощью ручного насоса 2 (рис. 118) заполнить топливом систему питания, удалив из нее воздух через вентиль 5 на фильтре.

8. Проверить плотность крепления зажимов проводов к выводам аккумулятора, крепление стартера к корпусу и аккумулятора к кронштейну.

ПУСК ДВИГАТЕЛЯ ТРАКТОРА ДТ-20

При температуре выше +20° и при горячем двигателе (температура воды выше 50°).

2. Перевести рычаг 2 (рис. 115) ручной подачи топлива в крайнее переднее положение (включение полной подачи).

3. Не нажимая на кнопку 9 (рис. 117) включения спирали подогрева, перевести рычаг 8 стартера в сторону задних колес и прокрутить коленчатый вал в течение 2-3 сек. На рычаг стартера надо нажимать плавно, не допуская скрежета шестерни стартера о зубья венца маховика.

4. Не отпуская рычага 8, перевести рычаг декомпрессионного устройства в сторону радиатора.

5. После запуска двигателя отпустить рычаг стартера.

6. Установить рычаг подачи топлива так, чтобы двигатель работал при среднем числе оборотов, и прогреть двигатель. Включить муфту сцепления.

При температуре от +20° до +5°.

1. Перевести рычаг декомпрессионного устройства в сторону маховика.

2. Перевести рычаг ручной подачи топлива в крайнее переднее положение (включение полной подачи).

3. Не включая стартера, нажать левой рукой на кнопку 9 (рис. 117) включения спирали подогрева в течение 20-30 сек до появления свечения в смотровом окне 5 (рис. 69) корпуса подогревательного устройства.

4. Не отпуская кнопки включения спирали, перевести рычаг стартера в сторону задних колес и прокрутить коленчатый вал в течение 3-4 сек.

5. Не отпуская рычага стартера и кнопки, перевести рычаг декомпрессионного устройства в сторону радиатора.

6. Продолжая прокручивание двигателя стартером, впрыснуть на спираль накаливания топливо, сделав ручным пусковым насосом два-три быстрых нагнетания, а после запуска - отпустить рычаг стартера и кнопку спирали.

7. Установить рычаг подачи топлива так, чтобы двигатель работал при среднем числе оборотов, и прогреть двигатель. Включить муфту сцепления.

При всех случаях пуска необходимо придерживаться следующих правил:

А) общее время работы стартера не должно превышать 18-20 сек за одну попытку, во избежание порчи аккумуляторной батареи и стартера;

Б) если при первой попытке двигатель не начнет работать, то включать стартер можно только через 3-4 мин. При этом нужно прокачать предварительно топливную систему ручным насосом;

В) нельзя держать рычаг стартера при работающем двигателе;

Г) не следует включать стартер, не выключив предварительно компрессию двигателя, так как это перегружает стартер и аккумулятор и быстро выводит их из строя;

Д) после запуска прогреть и проверить в течение 2-3 мин работу двигателя, установив рычагом подачи топлива 1000-1200 об/мин. Двигатель должен работать равномерно, без стуков и ненормальных шумов. Нужно осмотреть двигатель и убедиться в отсутствии подтекания топлива, масла и воды;

Е) при работе двигателя на средних оборотах масляный манометр должен показывать давление 1,2-2 кг/см2. Амперметр сразу после пуска должен показывать зарядный ток б-10 а;

Ж) двигатель считается прогретым и готовым к нормальной эксплуатации при температуре воды не ниже +50°;

З) двигатель не должен работать на холостом ходу более 10 мин, так как это приводит к образованию на поршне и поршневых пальцах коксовых отложений. Нельзя также работать на высоких оборотах при непрогретом двигателе;

И) если после нескольких попыток двигатель запустить не удается, нужно проверить исправность его механизмов, устранить выявившиеся неполадки, а затем приступить к запуску;

К) нельзя запускать двигатель буксировкой от трактора, так как от этого преждевременно изнашиваются трущиеся поверхности деталей, появляются чрезмерные нагрузки в них и поломки.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. Настоящая Инструкция предусматривает основные требования по охране труда при выполнении пуска двигателя.

1.2. При выполнении пуска двигателя необходимо выполнять свои обязанности в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.

1.3. При выполнении пуска двигателя могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы:

движущиеся машины и механизмы;

повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

вредные вещества (антифриз и другие), с которыми водитель находится в контакте при обслуживании автомобиля;

стесненные условия работы при регулировке узлов и систем транспортного средства;

недостаточная освещенность рабочей зоны;

дорожно-транспортные происшествия.

1.4. При выполнении пуска двигателя работник извещает своего непосредственного руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого заболевания.

1.5. При выполнении пуска двигателя следует:

работать в CИЗ;

после посещения туалета мыть руки с мылом;

не принимать пищу на рабочем месте.

1.6. К выполнению пуска двигателя работник допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 302н от 12.04.2011 (приложение N 2, п.27. Управление наземными транспортными средствами), теоретическое и практическое обучение, проверку знаний требований безопасности труда в установленном порядке и получившие допуск к самостоятельной работе.

1.7. Работник обеспечивается спецодеждой и спецобувью в соответствии с действующими нормами по профессии.

1.8. При выполнении пуска двигателя необходимо знать и строго соблюдать требования по охране труда, пожарной безопасности, производственной санитарии.

1.9. При выполнении пуска двигателя работник должен проходить обучение по охране труда в виде: вводного инструктажа, первичного инструктажа на рабочем месте, повторного инструктажа, внепланового инструктажа, целевого инструктажа и специального обучения в объеме программы подготовки при выполнении пуска двигателя, включающей вопросы охраны труда и требования должностных обязанностей по профессии.

Вводный инструктаж проводит работник службы охраны труда или работник, его замещающий, со всеми принимаемыми на работу по программе, утвержденной работодателем и согласованной с профсоюзным комитетом или иным представительным органом работников.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводит должностное лицо, определенное приказом индивидуально до начала производственной деятельности работника по программе охраны труда по профессии.

Повторный инструктаж проводится по программе первичного инструктажа один раз в шесть месяцев непосредственным руководителем работ индивидуально или с группой работников аналогичных профессий, включая и совмещенные работы.

Внеплановый инструктаж проводится непосредственным руководителем работ при изменении инструкций по охране труда, технологического процесса, технологического оборудования, по требованию органов надзора и т.п., определяющих объем и содержание инструктажа.

Целевой инструктаж проводится непосредственным руководителем работ при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями работника по профессии.

Перед допуском к самостоятельной работе работник должен пройти стажировку под руководством опытного работника.

1.10. При выполнении пуска двигателя работник должен:

знать правила дорожного движения;

знать назначение, устройство, принцип действия и работу агрегатов, механизмов и приборов транспортных средств;

знать основные технико-эксплуатационные качества обслуживаемого транспортного средства и их влияние на безопасность движения; признаки, причины, способы определения и устранения неисправностей;

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленный режим труда и отдыха;

выполнять работу, входящую в его обязанности или порученную администрацией, при условии, что он обучен правилам безопасного выполнения этой работы;

применять безопасные приемы выполнения работ;

уметь оказывать первую помощь пострадавшим.

1.11. Курить и принимать пищу разрешается только в специально отведенных для этой цели местах.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Застегнуть надетую спецодежду на все пуговицы, не допуская свисающих концов одежды.

Не закалывать одежду булавками, иголками, не держать в карманах одежды острые, бьющиеся предметы.

2.2. Проверить исправность транспортного средства. При осмотре особое внимание обратить на:

отсутствие утечки топлива, масла, охлаждающей жидкости;

давление воздуха в шинах и их исправность;

укомплектованность транспортного средства необходимыми инструментами, приспособлениями, инвентарем.

2.3. Убрать инструмент, проверить уровень масла в картере, воды в системе охлаждения и топлива в баках.

2.4. Убедиться в отсутствии людей, сзади или спереди транспортного средства.

2.5. Нельзя запускать двигатель, если проводятся какие-либо работы с машиной.

2.6. Проверить исправность тормозной системы, рулевого управления, работу стеклоочистителей, системы отопления, освещения, сигнализации, тягово-сцепного устройства, состояния шин и крепления колес.

2 7. Проверить наличие и комплектность медицинской аптечки и огнетушителей.

2.8. Пуск непрогретого двигателя производить с помощью пусковой рукоятки при нейтральном положении рычага коробки передач. Брать рукоятку в обхват или применять какие-либо рычаги, действующие на нее, не допускается.

2.9. Не приступать к работе в случае отсутствия или неисправности ограждения опасных зон, блокировки, средств защиты, инструмента, приспособлений, приборов контроля и т.п.

2.10. Убедиться в исправном действии звукового сигнала, стоп-сигнала и фонарей поворотов, переключателей света фар, заднего фонаря.

2.11. Обо всех обнаруженных неисправностях оборудования, инвентаря, электропроводки и других неполадках сообщить своему непосредственному руководителю и приступить к работе только после их устранения.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Выполнять только ту работу, по которой прошел обучение, инструктаж по охране труда и к которой допущен работником, ответственным за безопасное выполнение работ.

3.2. Работу производить только на технически исправных транспортных средствах, полностью укомплектованных инструментом и принадлежностями.

3.3. Перед пуском двигателя необходимо убедиться, что автомобиль заторможен стояночным тормозом, а рычаг переключения передач поставлен в нейтральное положение.

3.4. В холодное время года для обеспечения надежного пуска двигателя необходимо произвести его предварительный подогрев.

3.5. Для разогрева двигателя применять горячую воду, пар или горячий воздух.

3.6. Подогревать двигатель открытым пламенем запрещается.

3.7. Перед включением зажигания, пуском двигателя или включением осветительных электрических приборов необходимо в течение некоторого времени держать капот открытым для выветривания газа из подкапотного пространства, после чего проверить исправность газовой аппаратуры, трубопроводов и соединений.

3.8. Пуск двигателя автомобиля водитель должен производить при помощи стартера. Использовать пусковую рукоятку разрешается только в исключительных случаях.

3.9. Пуск непрогретого двигателя следует производить только с помощью пусковой рукоятки при нейтральном положении рычага коробки передач. Брать рукоятку в обхват или применять какие-либо рычаги, действующие на нее, запрещается.

3.10. Проявлять особую осторожность при заливке горячей воды в систему охлаждения. Необходимо применять исправную тару под горячую воду, очищать бампер от грязи, снега, наледи.

3.11. Пробку радиатора на горячем двигателе следует открывать в рукавице или накрыв ее тряпкой (ветошью). Пробку следует открывать осторожно, не допуская интенсивного выхода пара в сторону открывающего. Во время этой работы следует оберегать руки и лицо от ожогов.

3.12. При пуске двигателя автомобиля пусковой рукояткой необходимо соблюдать следующие требования:

пусковую рукоятку поворачивать сверху вниз;

не брать рукоятку в обхват;

при ручной регулировке опережения зажигания устанавливать позднее зажигание;

не применять никаких рычагов и усилителей, действующих на пусковую рукоятку или храповик коленчатого вала.

3.13. При пуске горячего двигателя во время наматывания шнура нельзя прикасаться к выпускной трубе, иначе можно получить ожог.

3.14. Во время пуска запрещается стоять около вращающегося маховика.

3.16. После пуска двигателя выключить муфту сцепления пускового двигателя во избежание его "разноса".

3.17. Заправку автомобиля топливом производить в соответствии с требованиями безопасности, установленными для заправочных пунктов, которые должны быть вывешены на видном месте.

3.18. Во время заправки автомобиля топливом запрещается:

курить и пользоваться открытым огнем;

производить ремонтные и регулировочные работы;

переводить автомобиль с одного вида топлива на другой;

оставлять автомобиль без присмотра;

заправлять автомобиль топливом при работающем двигателе;

допускать перелив топлива;

заводить двигатель автомобиля, если возле автомобиля пролит бензин (до его испарения);

находиться пассажирам в кабине, салоне или кузове.

3.19. Не допускать к своей работе необученных и посторонних лиц.

3.20. Применять необходимые для безопасной работы исправное оборудование, инструмент, приспособления; использовать их только для тех работ, для которых они предназначены.

3.21. Открывать крышку радиатора следует при охлажденном двигателе, оберегая руки и лицо от ожогов.

3.22. Применять только исправный инструмент соответствующих размеров.

разводить огонь и курить у мест заправки и стоянки;

оставлять автомобиль после работы и после заправки у заправочного пункта;

открывать пробки бочек с бензином ударами металлических предметов;

подогревать дизель, топливный бак и топливопроводы открытым огнем;

пользоваться открытым огнем при проверке уровня топлива и осмотре топливных баков;

подогревать двигатель открытым пламенем или пользоваться открытым огнем при определении и устранении неисправностей механизмов;

протирать двигатель ветошью, смоченной бензином, и курить в непосредственной близости от системы питания двигателя и топливных баков.

3.24. Использованный обтирочный материал собирать в специально установленные металлические ящики с крышками.

3.25. В случае появления неисправности в работе двигателя выключить двигатель и затормозить транспорт стояночным тормозом.

3.26. Устранение неисправности при работающем двигателе запрещается. Движение возобновляется только после устранения неисправности.

3.28. Быть внимательным, осторожным и не отвлекаться на посторонние разговоры.

3.29. Соблюдать требования Правил противопожарного режима в РФ.

3.30. Соблюдать правила перемещения в помещении и на территории организации, пользоваться только установленными проходами.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При возникновении поломки оборудования, угрожающей аварией на рабочем месте: прекратить его эксплуатацию, а также подачу к нему электроэнергии, газа, воды, сырья, продукта и т.п.; доложить о принятых мерах непосредственному руководителю (лицу, ответственному за безопасную эксплуатацию оборудования) и действовать в соответствии с полученными указаниями.

4.2. В аварийной обстановке: оповестить об опасности окружающих людей, доложить непосредственному руководителю о случившемся и действовать в соответствии с планом ликвидации аварий.

4.3. В случае возгорания следует отключить электроэнергию, вызвать пожарную охрану, сообщить о случившемся руководству предприятия, принять меры к тушению пожара.

4.4. При загорании на электроустановках следует пользоваться углекислотными и порошковыми огнетушителями.

4.5. При наличии ран необходимо наложить повязку, при артериальном кровотечении - наложить жгут.

4.6. При дорожно-транспортном происшествии:

немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки (мигающий красный фонарь);

принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь;

освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно; при необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своём транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия.

4.7. Пострадавшему при травмировании, отравлении и внезапном заболевании должна быть оказана первая (доврачебная) помощь и, при необходимости, организована его доставка в учреждение здравоохранения.

4.8. В случае обнаружения какой-либо неисправности, нарушающей нормальный режим работы, ее необходимо остановить. Обо всех замеченных недостатках непосредственного руководителя поставить в известность.

4.9. При несчастном случае необходимо оказать пострадавшему доврачебную помощь, при необходимости вызвать скорую медицинскую помощь, сообщить своему непосредственному руководителю и сохранить без изменений обстановку на рабочем месте до расследования, если она не создаст угрозу для работающих и не приведет к аварии.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. Проверить техническое состояние частей автомобиля.

5.2. Привести в порядок рабочее место, сделать запись в журнале о техническом состоянии оборудования.

5.3. Обтирочный и промасленный материал удалить из рабочего помещения.

5.4. Снять спецодежду, убрать ее в отведенное для этого место.

5.5. Вымыть руки и лицо теплой водой с мылом.

5.6. О замеченных неисправностях в оборудовании сообщить непосредственному руководителю для постановки автомобиля на техническое обслуживание или ремонт.

Подготовка дизеля к работе и пуску.

Подготовка дизеля к работе должна обеспечить приведение дизеля, обслуживающих механизмов, устройств, систем и трубопроводов в состояние, гарантирующее их надежность пуска и последующую работу.

Подготовка дизеля к работе после разборки или ремонта должна производиться под непосредственным наблюдением сменного мастера. При этом необходимо убедиться в том, что:

Все разбиравшиеся соединения собраны и надежно закреплены;

Выполнены необходимые регулировочные работы; особое внимание должно быть обращено на установку нулевой подачи топливных насосов высокого давления;

Все штатные контрольно-измерительные приборы установлены на место, соединены с контролируемой средой и не имеют повреждений;

Системы дизеля заполнены рабочими средами (водой, маслом, топливом) соответствующего качества;

Топливные, масляные, водяные и воздушные фильтры очищены и исправны;

При прокачке маслом при открытых картерных щитах смазка поступает к подшипникам и другим точкам смазки;

Защитные крышки, щиты и кожухи установлены на место и надежно закреплены;

Трубопроводы топливной, масляной, водяной и воздушной систем, а также рабочие полости дизеля, теплообменных аппаратов и вспомогательных механизмов не имеют пропусков рабочих сред;

Особое внимание должно быть обращено на возможность протечки охлаждающей воды через уплотнения цилиндровых втулок, а также на возможность попадания топлива, масла и воды в рабочие цилиндры или в продувочный (всасывающий) ресивер дизеля;

Выполнена проверка форсунок дизеля на плотность и качество распыла топлива.

Подготовка масляной системы .

Необходимо проверить уровень масла в сточных цистернах или в картерах дизеля, в маслосборниках турбокомпрессоров наддува, масляных сервомоторах, регуляторе частоты вращения. При необходимости пополнить их маслом. Пополнить масленки ручной и фитильной смазки, колпачковые масленки.

Следует убедиться в исправности устройств автоматического пополнения и поддержания уровня масла в цистернах.

Следует подготовить к работе масляные фильтры и маслоохладители, установить клапаны на трубопроводах в рабочее положение. Пуск дизеля и его работа с не исправными масляными фильтрами запрещаются. Дистанционно управляемые клапаны должны быть опробованы в действии.

При температуре масла ниже рекомендованной инструкцией по эксплуатации его необходимо подогреть. При отсутствии специальных нагревательных устройств масло подогревают путем прокачки его через систему во время прогрева дизеля. Температура масла при прогреве не должна превышать 45°С.

Следует подготовить к работе и пустить автономные масляные насосы дизеля, турбокомпрессоров или прокачать дизель ручным насосом. Проверить действие средств автоматизированного (дистанционного) управления основными и резервными масляными насосами, выпустить из системы воздух. Довести давление в системах смазки до рабочего при одновременном проворачивании дизеля валоповоротным устройством.

Убедиться в наличии показаний всех контрольно-измерительных приборов системы, а также в наличии потока в смотровых стеклах. Прокачивание маслом производить в течение всего времени подготовки дизеля (при ручной прокачке - перед проворачиванием и непосредственно перед пуском).

Необходимо убедиться в исчезновении аварийных световых сигналов, когда контролируемые параметры достигнут рабочих значений.

Подготовка системы водяного охлаждения.

Необходимо подготовить к работе охладители воды, установить клапаны и краны на трубопроводах в рабочее положение, опробовать в действии дистанционно управляемые клапаны.

Должен быть проверен уровень воды в расширительном баке внутреннего контура воды и в цистернах автономных систем охлаждения форсунок. При необходимости пополнить системы водой.

Следует подготовить к работе и пустить автономные или резервные насосы воды охлаждения цилиндров, форсунок. Проверить действие средств автоматизированного (дистанционного) управления основными и резервными насосами. Довести давление воды до рабочего, выпустить из системы воздух. Прокачку дизеля водой производить в течение всего времени подготовки дизеля.

Необходимо прогреть охлаждающую воду имеющимися средствами до температуры около 45°С на входе. Темп прогревания должен быть по возможности медленным. Для малооборотных дизелей скорость прогрева не должна превышать 10°С в час, если в инструкции по эксплуатации нет других указаний.

Для проверки системы технической воды необходимо пустить циркуляционные насосы, проверить систему, включая работу регуляторов температуры воды и масла. Остановить насосы и вновь запустить их - непосредственно перед пуском дизеля. Избегать длительной прокачки водой масло - и водоохладителей.

Следует убедиться в исчезновении аварийных световых сигналов, когда контролируемые параметры достигнут рабочих значений.

Подготовка топливной системы.

Следует спустить отстой воды из расходных топливных цистерн, проверить уровень топлива и при необходимости пополнить цистерны.

Должны быть подготовлены к работе топливные фильтры, регулятор вязкости, подогреватели топлива.

Необходимо установить в рабочее положение клапаны на топливном трубопроводе, опробовать в действии дистанционно управляемые клапаны. Подготовить к работе и пустить автономные насосы топливоподкачивающий и охлаждения форсунок. После подъема давления до рабочего убедиться в отсутствии воздуха в системе. Проверить действие средств автоматизированного (дистанционного) управления основными и резервными насосами.

Если во время стоянки проводились работы, связанные с разборкой и опорожнением топливной системы, заменой или разборкой топливных насосов высокого давления, форсунок или форсуночных труб, необходимо удалить воздух из системы высокого давления путем прокачки насосов при открытых деаэрационных клапанах форсунок либо отсоединением форсуночных трубок с последующим их соединением.

Если дизель конструктивно приспособлен для работы на высоковязком топливе и был остановлен на длительное время, необходимо обеспечить постепенный прогрев топливной системы (цистерн, трубопроводов, топливных насосов высокого давления, форсунок) путем включения обогревающих устройств и непрерывной циркуляции подогреваемого топлива. Перед пробными пусками дизеля температура топлива должна быть доведена до значения, обеспечивающего необходимую для качественного распыливания вязкость (9-15сСт). Темп подогрева топлива не должен превышать 2°С в минуту, а время циркуляции топлива в системе должно быть не менее 1ч, если в инструкции по эксплуатации не содержатся другие указания.

При пуске дизеля на маловязком топливе следует заблаговременно подготовиться к переводу его на высоковязкое топливо, включив обогрев расходных и отстойных цистерн. Максимальная температура топлива в цистернах должна быть не менее чем на 10°С ниже температуры вспышки паров топлива в закрытом тигле.

При пополнении расходных цистерн топливо перед сепаратором должно подогреваться до температуры не выше 90°С. Подогрев топлива до более высокой температуры допускается только при наличии специального регулятора для точного поддержания температуры.

Подготовка, системы пуска, продувки, наддува, выпуска

Необходимо проверить давление воздуха в пусковых баллонах, продуть из баллонов конденсат, масло. Подготовить к работе и пустить компрессор, убедиться в его нормальной работе. Проверить действие средств автоматизированного (дистанционного) управления компрессорами. Пополнить баллоны воздухом до номинального давления.

Запорные клапаны на пути от баллонов к стопорному клапану дизеля следует открывать плавно. Необходимо продуть пусковой трубопровод при закрытом стопорном клапане дизеля.

Необходимо спустить воду, масло, топливо из ресивера продувочного воздуха, впускного и выпускного коллекторов, воздушных полостей воздухоохладителей, газовых и воздушных полостей турбокомпрессоров наддува.

Пуск двигателя

Операции по пуску дизеля должны выполняться в последовательности, предусмотренной инструкцией по эксплуатации.

После запуска следует избегать длительной работы дизеля на холостом ходу и самой малой нагрузке, так как это приводит к повышенным отложениям загрязнений в цилиндрах и проточных частях дизеля.

После пуска дизеля необходимо проверить показания всех контрольно-измерительных приборов, обратив особое внимание на давление смазочного масла, охлаждающих сред, топлива. Убедиться в отсутствии ненормальных шумов, стуков и вибрации.

При наличии системы автоматизированного запуска дизель - генераторов необходимо периодически контролировать состояние дизеля, находящегося в ""горячем резерве". При непредвиденном автоматическом запуске дизеля следует установить причину запуска и проверить значения контролируемых параметров имеющимися средствами.

Пуск и остановка двигателя. Перед пуском двигателя необходимо выполнить контрольный осмотр автомобиля в объеме, предусмотренном инструкцией по эксплуатации. Последовательность операций при пуске двигателя зависит от его теплового состояния.

В зависимости от технического состояния аккумуляторной батареи карбюраторный двигатель пускают либо стартером, либо пусковой рукояткой. Прогретый карбюраторный двигатель пускают стартером при открытой воздушной заслонке карбюратора. Стартер нужно включать не более трех раз на 8-10 с с интервалом 15-20 с. После пуска двигателю нужно дать несколько секунд поработать, добиваясь устойчивой работы при малых и средних частотах вращения коленчатого вала. Затем начинают движение автомобиля.

Для пуска прогретого дизеля предварительно включают подачу топлива. Как только двигатель начнет устойчиво работать, включатель стартера отпускают. Начинать движение можно при прогреве двигателя до 70 °С.

Холодные карбюраторные двигатели надежно пускаются без предварительной подготовки при температуре окружающего воздуха до минус 15 °С, а дизели - до минус 5 °С. Если температура воздуха ниже указанных значений, двигатель нужно предварительно подогреть или применить специальные средства облегчения пуска.

Холодный карбюраторный двигатель при температуре не ниже чем минус 15°С пускают в такой последовательности:

Подкачивают бензин в поплавковую камеру карбюратора;

Закрывают жалюзи радиатора;

Прикрывают до упора воздушную заслонку карбюратора;

Пусковой рукояткой проворачивают коленчатый вал на 10-12 оборотов (там, где это возможно);

Выключают сцепление;

Включают зажигание;

Включают стартер не более чем на 10 с.

Если коленчатый вал проворачивается трудно, надо вновь провернуть его пусковой рукояткой.

После того как двигатель начнет работать, следует утопить кнопку воздушной заслонки на 1/4 - 1/3 ее хода до положения, обеспечивающего устойчивую работу двигателя, и дать ему поработать в течение 1-3 мин. Затем надо увеличить частоту вращения коленчатого вала до средней и продолжить прогрев до температуры охлаждающей жидкости 40-50 °С, постепенно утапливая кнопку воздушной заслонки.

Холодный дизель при температуре до минус 5 °С следует пускать в такой последовательности:

Заполнить систему питания топливом, удаляя одновременно из системы воздух прокачкой ее ручным или подкачивающим насосом;

Включить маслозакачивающий насос (там, где это предусмотрено конструкцией) и создать требуемое давление в системе смазки;

Установить рукоятку ручной подачи топлива в положение, при котором подача топлива отключена;

Установить скобу регулятора в положение включенной подачи топлива;

Нажать на педаль подачи топлива на 1/3 - 1/2 ее полного хода;

Включить стартер на 10-15 с (не более). Если дизель не начал работать с первой попытки, пуск повторить, но не более трех раз;

Прогреть дизель сначала в течение 2-3 мин при частоте вращения коленчатого вала 600-800 оборотов в минуту, затем при 1000-1200 оборотов в минуту до температуры охлаждающей жидкости и масла 50-60 °С.

При более низкой температуре пуск карбюраторных двигателей и дизелей затруднен из-за повышения вязкости масла, ухудшения испарения и распыления топлива, а также из-за уменьшения емкости аккумуляторной батареи. Основными средствами, обеспечивающими пуск двигателя при низких температурах, являются:

Предварительный подогрев двигателя перед пуском;

Применение специальных сортов топлив и масел;

Применение специальных пусковых приспособлений.

Для остановки карбюраторного двигателя выключают зажигание, а дизеля - прекращают подачу топлива.

Перед остановкой дизеля он должен поработать 3-4 мин без нагрузки при средней частоте вращения коленчатого вала для снятия тепловых напряжений. Непосредственно перед остановкой частоту вращения коленчатого вала доводят до минимальной.

Трогание автомобиля с места. Когда же можно начинать движение? Рекомендации встречаются всевозможные, поэтому ограничимся описанием нескольких вариантов с предоставлением водителю права выбора.

Прогрев на месте. Если прогреть двигатель до рабочей температуры и потом начать движение, то на прогрев уйдет много времени, будет почти что бесполезно израсходовано топливо, в атмосферу будет дополнительно выброшено некоторое количество отравляющих веществ, но износ узлов и механизмов двигателя будет наименьшим. Движение можно начинать сразу на средней и затем высокой скорости.

Прогрев в движении. Если начинать движение, не прогревая двигатель, то потери времени будут минимальны, расход топлива хоть и будет большим, но по сравнению с первым вариантом может оказаться меньше. Под нагрузкой двигатель прогреется быстрее, но износ его будет больше, особенно если двигатель будет работать на высокой частоте вращения. Этот способ можно считать приемлемым, если водитель спешит или если сразу после начала движения дорога будет ровной и горизонтальной (или с уклоном), если не будет перекрестков и хотя бы 1-1,5 км можно проехать без остановки и переключения передач. Если же для того чтобы начать движение, нужно сначала задним ходом выехать с места стоянки, затем развернуться и поехать в гору по неровной, с ямами, дороге, да еще через 50 м окажется перекресток со светофором, то лучше подождать, пока двигатель прогреется, так как разгоняться и маневрировать при холодном двигателе очень трудно. Всякий раз он стремится заглохнуть, необходимых тяговых усилий не развивает.

Частичный прогрев. Прогрев двигателя до средней температуры (20-30 °С) дает и средние результаты. Продолжительность прогрева не так велика, как в первом случае, и износ не так велик, как во втором. Двигатель работает более устойчиво, чем холодный, и расход топлива умеренный.

Для каждого случая хорош свой способ прогрева двигателя. Если водитель никуда не спешит, он использует первый способ, если нет лишнего времени, но сложны условия движения, воспользуется частичным прогревом.

Но в любом случае при трогании автомобиля с места необходимо преодолеть силы сопротивления качению, подъему и инерции. Для этого требуется сила тяги, в несколько раз большая, чем при установившемся режиме движения. Трогание груженого и легкового автомобиля производят с первой передачи, а незагруженого – со второй.

Разгон автомобиля и переключение передач. В обычных условиях разгон автомобиля должен быть плавным. Наиболее частая ошибка начинающих водителей при трогании и разгоне - резкое увеличение подачи топлива, что приводит к проскальзыванию колес даже на сухой дороге. При этом преждевременно изнашиваются шины, испытывает сильные нагрузки трансмиссия автомобиля, расход топлива возрастает. При плавном нажатии на педаль топлива обеспечиваются оптимальные условия для разгона, уменьшается износ агрегатов трансмиссии автомобиля, выброс токсичных веществ в атмосферу и обеспечивается курсовая устойчивость автомобиля на любой дороге.

Для обеспечения плавного разгона водителю необходимо развивать чувствительность к перемещению педали подачи топлива. Этому способствует правильное положение ноги на педали.

Разгон автомобиля после трогания с места до скорости, позволяющей двигаться на прямой передаче, обычно выполняется последовательным переключением передач.

На каждой передаче автомобиль разгоняют до такой скорости, при которой на очередной передаче двигатель будет работать без перегрузок. Поспешный переход на более высокую передачу увеличивает время и путь разгона и приводит к работе двигателя с перегрузкой. Признаками перегрузки являются характерный дребезжащий шум в трансмиссии, движение автомобиля рывками, остановка двигателя.

На автомобилях с синхронизаторами в коробке передач передачи низшей на высшую можно переключать с одинарным выключением сцепления.

Переключение передач в восходящем порядке на автомобиле без синхронизаторов в коробке передач производится с двойным выключением сцепления.

Двойное выключение сцепления лучше уравнивает окружные скорости зацепляемых шестерен или муфт. Переключать передачи любым из способов следует в таком темпе, чтобы не уменьшалась скорость движения автомобиля. Это особенно важно на дорогах с большим сопротивлением.

Переключение передач в нисходящем порядке на автомобиле, не имеющем синхронизаторов в коробке передач, производят с двойным выключением сцепления и промежуточной подачей топлива («перегазовкой»).

Синхронизаторы устанавливают почти на всех грузовых автомобилях и тягачах автопоездов. Однако, несмотря на это, рекомендуется и на них при переключении с высшей на низшую передачи применять двойное выключение сцепления. Это повышает долговечность синхронизаторов и коробки передач в целом.

На некоторых грузовых автомобилях, например на некоторых марках автомобилей семейства КамАЗ, установлена коробка передач с повышающим делителем. Она содержит десять передач для движения вперед и две передачи для движения назад, что намного улучшает ходовые качества автомобиля, особенно при движении в тяжелых дорожных условиях.

При движении автомобиля делитель переключают в таком порядке:

Прекращают подачу топлива;

Выключают сцепление и удерживают его в этом положении в течение 0,5 - 1 с;

Включают сцепление и увеличивают подачу топлива. Делитель можно переключать одновременно с переключением передачи, для чего:

Ставят кнопку переключателя делителя в верхнее или нижнее положение;

Отпускают педаль управления подачей топлива;

Выключают сцепление;

Включают нужную передачу.

При разгоне автомобиля, имеющего коробку передач с делителем, рекомендуется такая последовательность переключения:

Включить первую передачу при нахождении кнопки переключения делителя в верхнем положении;

Последовательно переключиться на вторую и третью передачи, не меняя положения кнопки переключателя делителя;

Перейти на четвертую передачу с одновременным переключением кнопки делителя в нижнее положение;

Переключить кнопку делителя в верхнее положение;

Перейти на пятую передачу с одновременным переключением кнопки делителя в нижнее положение;

Переключить кнопку делителя в верхнее положение.

В тяжелых дорожных условиях или при движении с груженым прицепом разгон с первой до четвертой передачи выполняют при нахождении кнопки делителя в нижнем положении, движение на четвертой и пятой передачах осуществляется с попеременным переключением кнопки делителя в верхнее или нижнее положение в зависимости от условий движения.