Что лучше газ 24 седан или универсал. Модификации. Несерийные и опытные

В свое время «Волга» считалась предметом роскоши и статусности. Одна из популярных моделей - ГАЗ-24. На базе этого автомобиля был создан и универсал - ГАЗ-2402. Однако его начали производить лишь в 1972 году. Версия «седан» выпускалась еще с 1966 года.

Последняя «Волга» ГАЗ-2402 универсал была выпущена в 1987 году. Сейчас эти машины практически не увидеть на улицах. А если и встречаются некоторые экземпляры, то в очень плачевном состоянии. Что ж, давайте рассмотрим, каким было авто ГАЗ-2402. Описание и технические характеристики - далее в нашей статье.

Дизайн

Начнем с внешности. Дизайн универсала был полностью «слизан» у седана ГАЗ-24. Исключение составляет лишь форма задней крышки кузова. Спереди автомобиль имеет широкую хромированную решетку радиатора, простые стеклянные фары и металлический бампер с резиновой накладкой.

Также ГАЗ-2402 имела дополнительное зеркало. Оно располагалось на крыле, как и у японских автомобилей того времени. В дизайне было использовано множество хромированных элементов. Сейчас на многих моделях хром заметно потускнел. Некоторые умельцы восстанавливают его пищевой фольгой. И если блеск удавалось вернуть таким образом, то дырки в кузове - нет. Отзывы говорят, что «Волга» сильно подвержена коррозии. Не стал исключением и ГАЗ-2402 универсал. Нередко владельцам приходится прибегать к сварке, удаляя локально часть съеденного коррозией пола, арок и дверей.

Но вернемся к дизайну. В 1985 году Горьковский завод выпустил новую версию - 24-10. Это рестайлинговая модификация «двадцать четверки». Доработки коснулись не только технической части, но и дизайна.

Автомобиль приобрел новую пластиковую решетку радиатора и лишился многих хромированных элементов. Многие говорят, что эти изменения «Волге» не к лицу. Отсутствие хрома заметно удешевило автомобиль. В таком виде машина выпускалась вплоть до 1987 года в кузове «универсал» и до 1992 года в исполнении «седан».

Интересный факт: ГАЗ-2402 универсал стал первой советской моделью, которая с завода укомплектовывалась антикрылом. Его можно увидеть на задней части кузова. Однако этот «гребень» был создан вовсе не для улучшения характеристик аэродинамики и прижимной силы. Данный элемент создавал завихрения, которые не позволяли грязи оставаться на поверхности стекла. Ведь электрического дворника у «Волги» не было.

Размеры, клиренс

Машина относится к среднему классу и имеет следующие габариты. Длина кузова составляет 4,74 метра, ширина - 1,8, высота - 1,54 метра. Дорожный просвет впечатляет - 18 сантиметров до самой нижней точки. Но из-за длинной базы (ровно 2,8 метра), клиренса иногда не хватало. Снаряженная масса автомобиля составляет порядка полутора тонн.

Салон

Интерьер выполнен в стиле 60-х: тонкий, двуспицевый руль и плоская передняя панель с угловатыми краями. На панели приборов - минимум стрелок (только спидометр, указатели уровня топлива и температуры ДВС). Со стороны пассажира находится небольшой бардачок. В центре иногда размещали радиоприемник, он был не во всех «волжанках».

Салон выполнен из износостойких материалов. Пожалуй, это последняя «Волга», в которой было настоящее советское качество сборки.

Сиденья - тканевые либо из кожзаменителя. Передние кресла не оснащались подголовниками. Некоторые версии шли со сплошным диваном спереди. Но в 80-х они уже не выпускались. Спинка могла раскладываться на 180 градусов, образуя полноценную кровать - универсал идеально подходил для дальних путешествий.

Общее число пассажиров доходило до 8. В багажном отделении была еще одна «лавочка».

В нише под полом скрывалась полноценная запаска. Универсал отличался увеличенными проемами, что способствовало удобной погрузке и выгрузке вещей.

Изменения

В середине 80-х дизайн салона слегка поменялся. Так, передняя панель приобрела более круглую форму, появлялось подобие центральной консоли. На последней располагался блок печки. Руль изменился на трехспицевый и стал более компактным.

Панель приборов получила отдельный козырек и была визуально отгорожена от торпеды. Передние сиденья на "Волге" универсал стали оснащаться подголовниками, получили более выраженную боковую и поясничную поддержку.

Технические характеристики

Начальные версии автомобиля укомплектовывались двигателем от Заволжского моторного завода ЗМЗ-24Д. Это бензиновый силовой агрегат с рядным расположением цилиндров. Двигатель дефорсированный, с пониженной степенью сжатия (6,7), поэтому он идеально подходил под 72-й бензин.

При объеме в 2,4 литра этот мотор выдавал 85 лошадиных сил, что на порядок больше, чем у ВАЗовской «классики», но назвать «Волгу» быстрой нельзя. Ввиду огромной снаряженной массы (в версии «скорая помощь» она доходила до двух тонн), машина обладала слабыми динамическим характеристиками. Разгон до сотни занимал более 25 секунд, а максимальная скорость едва доходила до 120 километров в час.

С выходом модернизированной «двадцать четвёрки» (1985 год) на универсал стали устанавливать двигатель ЗМЗ-2401. Он имел более высокую степень сжатия - 8,2 и рассчитывался на 92-й бензин. Хотя в конструкции был тот же карбюратор - К-126. При таком же объеме данный мотор выдавал 95 лошадиных сил мощности.

Крутящий момент равен 182 Нм, что на 5 процентов больше, чем у движка ЗМЗ-24Д. Но и это не дало существенного прироста тяги. Автомобиль по-прежнему оставался медленным и неповоротливым. Сотню он набирал за 21 секунду, а ездить на скоростях свыше 90 было попросту страшно.

Оригинал взят у doroshenko_us в ГАЗ-24-02 Волга Универсал

Осенью 1966 года был принят к серийному производству новый советский автомобиль ГАЗ-24. С осени 1967 года началась сборка первых постановочных серий. В 1968 году были собраны первые 31 серийный экземпляр. С конца 1969 года была запущена конвейерная сборка новой Волги. В конце 1972 года был освоен выпуск модификации универсала на базе ГАЗ-24, получивший индекс ГАЗ-24-02. О данном универсале и его модификациях будет сегодняшний рассказ.


Первые два прототипа были построены в 1969 году. От серийного образца прототипы отличались лишь отсутствием дефлектора на крыше. Испытания универсалы прошли весной-летом 1970 года. Автомобиль получился с продуманной организацией грузопассажирского салона: три ряда диванов на 7 мест, два задних складывались, образуя ровную удобную площадку для груза. В результате такой трансформации сидения, кроме двух передних имели упрощенную конструкцию и обладали меньшей комфортабельностью. Интересным решением был специальный отсек для хранения запасного колеса и инструмента под днищем багажного отсека доступ к которому был сделан, через специальный люк расположенный за пятой дверью.

Коробка передач была механическая, четырехступенчатая, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода. Двигатель был выбран, как и у ГАЗ-24 ЗМЗ-24Д, рядный, карбюраторный, четырехтактный, четырехцилиндровый. Максимальная скорость ГАЗ-24-02 была 140 км/ч. Масса снаряженная 1550 кг, полная - 2040 кг, в том числе на переднюю ось 920 кг, на заднюю - 1120 кг. Разогнаться до 100 км/ч универсал мог за 21 секунду. Наименьший радиус поворота по оси следа внешнего переднего колеса был 5,6 м.

Характерный «гребень» - дефлектор на задней кромке крыши универсала представлял собой не спойлер для создания прижимной силы, а лишь дефлектор для оптимизации воздушного потока, необходимый для предотвращения загрязнения стекла подъёмной задней двери и обеспечения вытяжной вентиляции салоны.

В серию ГАЗ-24-02 пошел в декабре 1972 года. Объемы производства всех модификаций (о них подробнее ниже) универсала были около 5000 машин в год, в то время, что общее число легковых автомобилей выпущенных на ГАЗе превышало 70000 машин в год.

Большая часть выпускаемых универсалов шли в таксопарки и другие ведомства. Шли универсалы и на экспорт, как в Восточную Европу, так и на Запад. К 1975 году ГАЗ-24-02 появился среди товаров народного потребления и его можно было официально приобрести за чеки "Внешпосылторга". Из-за малого выпуска и ведомственных заказов в частные руки шли единицы, и то за большие заслуги. Купить универсал было практически невозможно даже в 80е годы.

За годы производства универсала, первые его изменения появились в 1977 году, когда на передних крыльях появились повторители поворотов. В 1978 году на переднем бампере появились клыки и противотуманные фары. В таком виде Волга-универсал выпускалась до 1985-1986 годов, пока не подверглась общему рестайлингу семейства ГАЗ-24.

НА СЛУЖБЕ

Большая часть построенных ГАЗ-24-02 поступали в различные ведомства. В данной части нашего повествования рассмотрим специальные модификации ГАЗ-24-02 созданные для различных служб и имеющие спецокраску.

Одна из самых популярных служб универсала, как его брата седана, была в такси. Была создана специальная модификация "такси", которая получила обозначение ГАЗ-24-04. Создавая подобное такси, предполагали, что автомобиль будет востребован населением для перевозки средне-габаритных грузов. В начале 1973 года был начат выпуск данной модификации. ГАЗ-24-02 был оснащен дефорсированным двигатели ЗМЗ-2401, мощностью 85 л.с., рассчитанный на дешевый бензин АИ-76. На автомобиле стояла более дешевая обивка сидений, отсутствовал приемник, были установлены счетчик и зеленый огонек в правом верхнем углу лобового стекла. Данное грузопассажирское такси прозвали "сараем".

Служили универсалы на базе ГАЗ-24 и на медицинской службе. В 1975 году начался выпуск санитарной модификации ГАЗ-24-03. В данной модификации салон со спецоборудованием отделялся от передних сидений металлическое перегородкой с раздвижным окном. Автомобиль был приспособлен для перевозки одного лежачего больного и двух сопровождающих, для чего был оборудован выдвижными носилками. В медицинском отсеке был установлен дополнительный отопительный прибор под настилом пола, на крыше - светящийся указатель, на правой стороне кузова у передней форточки - фара-искатель. Автомобиль использовался для оказания неотложной помощи больным и для выезда врачей на дом. Из-за нехватки машин на станциях скорой помощи, некоторые санитарные универсалы ГАЗ-24-03 поступили на линейную службу "Скорой медицинской помощи", в результате чего они обзавелись соответствующей спецокраской с красными полосами, радиостанцией и синим проблесковым маяком со спецсигналами.

На шасси "Волги" ГАЗ-24-03 Финской компанией TAMPO строились специализированные машины скорой помощи с оригинальным салоном. Известно, что такие машины эксплуатировались в Ленинграде.

Служили ГАЗ-24-02 и в Милиции в качестве оперативных, агитационных машин и патрульных машин Госавтоинспекции. К сожалению в милиции большое распространение получил старший брат седан ГАЗ-24.

Как писали выше, ГАЗ-24-02 поставлялся на экспорт в братские страны Восточной Европы, где успел послужить в Полиции Чехии, для чего был соответственно переоборудован.

Известно, что ГАЗ-24-02 был на службе в пожарной охране в качестве штабного автомобиля.

Служили ГАЗ-24-02 и на службе Аэрофлота в Министерстве Гражданской Авиации. На базе универсала была создана специальная машина сопровождения самолетов типа "Эскорт", предназначенная для оперативного управления движения самолетов на аэродроме. Данная модификация была разработана силами МГА на собственном опытном заводе №408 в Москве. Первый автомобиль эскорта на шасси ГАЗ-24-02 был создан в 1972 году для сопровождения президента США Ричарда Никсона в Минске. Автомобиль сопровождения был оснащен радиостанциями "Пальма" и Р-860 II для связи с диспетчерским пунктом и самолетом. На крыше автомобиле был смонтирован специальный проблесковый маячок и плафон с надписью "Follow me" на его задней стороне. Сам автомобиль был окрашен в яркий оранжевый цвет с красными полосами. С 1974 года ГАЗ-24-02 "Эскорт" мелкосерийно выпускался силами опытного завода гражданской авиации №408 в Москве. Всего было выпущено 39 экземпляров, которые поступили в крупные аэропорты СССР.

К необычной службе приступила одна из "Волг" в Чехии. Один из ГАЗ-24-02 был переоборудован в дрезину. Создавая дрезину, на Волгу установили дизельный двигатель от Mercedes. Также автомобиль-дрезину оборудовали специальным разворотным устройством, представляющим собой опускающуюся опору, установленную под днищем, строго под центром тяжести машины. В рабочем положении она опускается на рельсы с помощью встроенного домкрата, машина приподнимается над рельсами и разворачивается на 180° вокруг оси домкрата.

Аналогичная дрезина была создана также в Сербии . Отдельно хочется сказать, что подобные автомобили-дрезины очень популярны в Восточной Европе, большинство их создано на базе отечественных автомобилей ГАЗ-12, ГАЗ-13, ГАЗ-20, ГАЗ-21, ГАЗ-22, ГАЗ-24 и других.

РЕИНКАРНАЦИЯ

Серийный выпуск ГАЗ-3102, который шел на смену ГАЗ-24, непрерывно затягивался из-за возникших трудностях на предприятиях-смежниках ГАЗа, поэтому было принято решение оставить в производстве ГАЗ-24 в массовой модели, но при этом максимально унифицировать с новой моделью ГАЗ-3102. Над модернизацией устаревшей модели работали без энтузиазма. В 1984 году была продемонстрирована модель ГАЗ-24-10. В 1985-1986 годах началось её серийное производство, сочетая элементы от старой ГАЗ-24, которые находились в избытке на ГАЗе. В 1986 году началось производство полноценной рестайлинговой модели ГАЗ-24-10. Универсал на базе ГАЗ-24-10 появился лишь в 1987 году, под индексом ГАЗ-24-12. Его санитарная модификация получила индекс ГАЗ-24-13. Все отличая ГАЗ-24-12 от ГАЗ-24-02 были такими же, как у седана ГАЗ-24-10 от ГАЗ-24.

БЕЛЬГИЙКА

ГАЗ-24-02 кроме стран СЭВ, поставлялся на экспорт в Бельгию для чего была создана специальная его модификация ГАЗ-24-77. Модификация отличалась лишь установкой дизельного двигателя Пежо Инденор. Изначально в Бельгию поставлялись машинокомлекты, где фирмой C.I.V.A. ставились дизельные двигателя. С апреля 1976 года дизельные двигатели начали ставить уже на самом ГАЗе, после обучения специалистов ГАЗ на фирме C.I.V.A. Отличий экспортных версий, от тех, что шли на внутренний рынок не было, т.к. ведущий конструктор Невзоров добился отмены разделения потока на экспортные и внутренние автомобили.

Так, что автомобили поставленные на экспорт ничем не отличались от стандартный серийных за исключением дизельных ГАЗ-24-77. На данной версии импортерами были нанесены шильдики на английском языке Volga, была более качественная обивка салона. В 80х годах экспортная Волга ГАЗ-24-77 обзавелась пластиковой решеткой и литыми дисками. В дальнейшем пластиковая черная решетка была применена на ГАЗ-24-10. В 80е года был замечен реэкспорт Волг, когда дизельные волги появились на рынке вторичных автомобилей. В СССР ГАЗ-24-77 прозвали "Бельгийкой". Существовал экспортный универсал ГАЗ-24-52 для стран с тропическим климатом, отличался другим термостатом, обивкой в виде кожзаменителя, другими шинами, отсутствием отопителя и залитым спец маслом. О наличие в природе экспортных праворульных универсалах автору ничего неизвестно.

Была попытка создать экспортную модификацию фургона на базе ГАЗ-24-77, которая получила собственное обозначение ГАЗ-24-78. Фургон был построен в единственном экземпляре.

НОВАЯ ВОЛГА

На смену ГАЗ-24 пришел ГАЗ-3102. Прорабатывался вариант его универсала ГАЗ-31022. В серийное производство он не пошел, дело ограничилось лишь нескольким и опытными образцами. При создании универсала на базе ГАЗ-3102 столкнулись с большой трудностью, т.к. панель пола багажника автомобиля не годилась для создания модификации с кузовом «универсал» из-за того, что бак у ГАЗ-3102 располагался над катером заднего моста - в месте, совершенно неприемлемом для грузопассажирского кузова.

В 90е годы был создан новый универсал ГАЗ-31022 на базе ГАЗ-31029 и кузова ГАЗ-24-12. Существует ошибочное мнение, что на модели универсала на базе ГАЗ-3102 были задние фонари от седана ГАЗ-3102. В действительности такие машины были созданы в гаражных мастерских местными Кулибиными. На универсале ГАЗ-31022 независимо от на базе ГАЗ-3102 или ГАЗ-31029 он был создан всегда использовался кузов от ГАЗ-24-12 с задними фонарями от ГАЗ-24. Санитарная модификация была выпущена под индексом ГАЗ-31023.

На этом история не заканчивается, была создана аналогичная модификация ГАЗ-310221 на базе ГАЗ-3110, но рассказ о ней выходит за рамки данного поста

(с) Юрий Дорошенко

Источники:
1. Сайт


Автомобили эпохи СССР: ГАЗ-24-02 Волга

В отличие от "Волги" первого поколения, "двадцать четвертая" платформа изначально проектировалась в расчете на оснащение кузовами "седан" и "универсал". Появление грузопассажирской версии ГАЗ-24 не было сопряжено с конструкторскими "экспромтами", однако эту модификацию, как и ее предшественницу "Волгу" ГАЗ-22, не часто можно было встретить на дорогах страны.

Разработку нового семейства легковых автомобилей среднего класса на Горьковском автозаводе начали через три года после запуска в производство "Волги" М-21. "Архитектурные особенности" перспективной модели с самого начала определялись ее типажом и назначением. Для автомобиля среднего класса использовалась только классическая компоновка: переднеприводная и заднемоторная схемы в те годы применялись преимущественно на малолитражках. Пять мест - норма для машины формата "Волги". Новый автомобиль планировалось оснастить как минимум новым четырехцилиндровым рядным двигателем, а в идеале предполагалось создание более мощных V-образных моторов - шести- и восьмицилиндровых. Большой опыт эксплуатации в автохозяйствах страны "Волги" М-21 позволял пересмотреть некоторые конструктивные решения.

На рубеже 50-60-х годов в Горьком уже проектировали машину с грузопассажирским кузовом "универсал" на базе ГАЗ-21 "Волга" и столкнулись с множеством инженерных проблем, приспосабливая существующую конструкцию под новый кузов. Поэтому приступая к проектированию перспективной модели ГАЗ-24, конструкторы сразу закладывали возможность выпуска на общей платформе седана, универсала и его санитарной версии.

В начале 60-х годов европейский автомобильный дизайн резко поменял ориентацию: на смену вычурности и массивности, которые культивировались американским автопромом, пришла уравновешенность объемов и лаконичность форм, подчеркнутые прямые линии и выраженные грани.


БОЛЬШЕ ГРУЗА, МЕНЬШЕ КОМФОРТА


Конструкция несущего кузова новой "Волги" не содержала в себе ничего революционного. Главным отличием от предшествующей модели стал отказ от крепления подмоторной рамы к панели пола болтами. Отныне весь силовой каркас собирался в единое целое при помощи сварки. Стоит отметить изначально заложенную в несущую основу возможность сборки грузопассажирских кузовов без "хирургического вмешательства" в "скелет".

Двигатель ЗМЗ-24Д, разработанный специально для нового автомобиля, представлял собой "переработанное и дополненное издание" мотора ГАЗ-21. На прежний блок цилиндров объемом 2445 см 3 водрузили новую головку, благодаря чему степень сжатия увеличилась до 8,2, а мощность возросла до 98 л.с. Увы, этому мотору суждено было остаться единственным силовым агрегатом новой "Волги": ни шести-, ни восьмицилиндрового двигателя ГАЗ-24 так и не дождался.

ГАЗ всегда выпускал универсалы в ограниченных объемах. Не стала исключением и новая "Волга". В первую очередь на новую модель претендовали различные государственные организации и таксопарки. Приходили заявки и из-за рубежа: стране нужна была валюта, поэтому для покупателей-иностранцев ограничений не делали. И лишь немногие оставшиеся после такого "распределения" автомобили поступали на внутренний рынок. Как правило, их владельцами становились известные, заслуженные люди - артисты, композиторы, писатели. Эта модель была, например, у Юрия Владимировича Никулина .

Поскольку в частные руки таких машин попадало немного, еще в процессе проектирования универсалу постарались добавить больше грузовых функций, переоборудовав заднюю часть салона: в результате она стала менее комфортабельной. К тому же задние рессоры усилили, снабдив их дополнительным листом, и разработали специальные "грузовые" шины 7,35-14 с усиленным кордом. За счет этого на ГАЗ-24-02 удалось достичь грузоподъемности в 400 кг (при сложенных задних сиденьях), в то время как аналогичный показатель на ВАЗ-2102 и "Москвиче-427" составлял 290 кг.

Габариты ГАЗ-2402 позволяли реализовать концепцию трансформера, разместив в салоне три ряда сидений, поэтому в задней части кузова между колесными арками сделали дополнительное двухместное сиденье. Для обеспечения прохода пассажиров на "галерку" крайняя правая секция трехместного среднего ряда сидений была сделана откидной. При складывании двух задних рядов сидений должна была получиться ровная грузовая площадка, переходящая в пол багажника, поэтому спинки сидений пришлось сделать очень тонкими. Только передние сиденья универсала остались "штатной" конструкции.

Несмотря на большее, по сравнению с седаном, количество мест и увеличенный объем кузова, универсалы ГАЗ-24-02 всегда оставались автомобилями "на любителя". Даже в таксомоторных парках они пользовались ограниченным спросом: их заказывали, как правило, в тех случаях когда требовалось перевезти объемный груз, а в качестве обычных такси пассажиры их не жаловали, справедливо возмущаясь неудобными и жесткими задними сиденьями.

К минусам можно отнести и большую погрузочную высоту (74 см), заданную архитектурой багажника и салона. Необходимость в такой погрузочной высоте была продиктована одной уникальной особенностью автомобиля. Дело в том, что под полом багажника существовал еще один "технический этаж", где располагалось запасное колесо и инструмент, а доступ к этому хозяйству осуществлялся через специальный люк в нижней части задней стенки кузова под пятой дверью. В случае поломки из машины не нужно было выгружать поклажу, чтобы достать необходимый инструмент или запасное колесо, как это приходилось делать на "Москвиче" или "Жигулях" с аналогичными кузовами.


ОСНОВАТЕЛЬ ДИНАСТИИ

Новая базовая модель ГАЗ-24 была готова к производству во второй половине 1967 года. Однако в дело вмешалась политика: разгоревшийся арабо-израильский вооруженный конфликт, в котором Советский Союз осуществлял техническую поддержку одной из сторон, вынудил Горьковский автозавод бросить все ресурсы на производство БТР-60П и грузовиков. Выпуск ГАЗ-24 откладывался, однако конструкторы не теряли времени даром: передав судьбу седана в руки технологов, они приступили к предсерийной доработке универсала.

Весной-летом 1970 года, когда осваивалось серийное производство ГАЗ-24, опытные универсалы ГАЗ-24-02 проходили испытания. Серийное производство ГАЗ-24-02 удалось наладить в декабре 1972 года, а с 1975-го начался выпуск санитарной версии универсала - ГАЗ-24-03. В год выпускали около 5 тысяч универсалов и медицинских версий вместе взятых. Это совсем не много, если учесть, что общий тираж легковых автомобилей на ГАЗе в иные годы переваливал за отметку в 70 тысяч.

В середине 70-х, по мере модернизации базового седана, обновления "копировались" и на универсалы. В 1977 году на передних крыльях появились оранжевые повторители поворотов, а в 1978-м - "клыки" на переднем бампере и противотуманные фары спереди в стандартной комплектации. Одновременно с этим площадка под передний номерной знак лишилась боковых хромированных ограничителей.

Универсал ГАЗ-24-02 выпускался Горьковским автозаводом с декабря 1972 по 1987 год. В 1987-м его сменила модель ГАЗ-24-12 - грузопассажирская версия модернизированной ГАЗ-24-10, выпуск которой продолжался до 1992 года.




ГАЗ-24-04 такси . Такси на базе универсала создавалось одновременно с "общегражданским" ГАЗ-24-02. Предполагалось, что эти автомобили займут промежуточное положение между классическими такси и "маршрутками" и смогут использоваться для перевозки среднегабаритных грузов. От базового универсала такси отличались дефорсированными двигателями ГАЗ(ЗМЗ)-2401 мощностью 85 л.с., рассчитанными на дешевый "76-й" бензин, обивкой сидений, отсутствием приемника и "таксомоторными" девайсами: фонариком с зеленым огоньком у правого верхнего угла лобового стекла и счетчиком. В середине 70-х на крыше начали устанавливать оранжевый фонарь с шашечками. Среди таксистов эта модификация получила прозвище "сарай".




ГАЗ-24-03 санитарный . Несмотря на то что медицинская модификация универсала была приспособлена для перевозки лежачего больного, она использовалась в основном для выездов врачей на дом. За спинками передних сидений устанавливалась застекленная перегородка. Правая половина оставшейся части салона предназначалась для выдвижных носилок, слева от которых располагались два одноместных складных сиденья.
Медицинский отсек имел дополнительный отопитель под настилом пола, соединенный с "базовым" отопителем передней половины салона. У правой передней форточки устанавливалась фара-искатель, а на крыше - круглый фонарь с красным крестом. Санитарный автомобиль появился в семействе "Волги" в 1975 году.




ГАЗ-24-77 . Для европейских стран, где "Волги" в исполнении "универсал" пользовались неплохим спросом, Горьковский автозавод совместно с бельгийским импортером Scaldia Volga с конца 70-х годов производил специальную модификацию ГАЗ-24-77 с дизельными двигателями Peugeot мощностью от 50 до 70 л.с. От обычной ГАЗ-24-02 дизельные машины отличались более качественной окраской, литыми колесными дисками с оригинальным рисунком, всевозможными добавочными молдингами и шильдиками и черной пластмассовой решеткой радиатора с надписью Volga . В середине 80-х годов эту решетку, вместо металлической хромированной, начали ставить на модернизированную "Волгу" ГАЗ-24-10 и ее модификации, а до этого момента черная решетка оставалась эксклюзивным украшением дизельных версий.




Машина сопровождения самолетов типа "Экспорт" . Мобильный пункт сопровождения на базе ГАЗ-2402, предназначенный для оперативного управления движением самолетов на аэродроме, был разработан на московском опытном заводе №408 ГА. В комплект штатной аппаратуры входили радиостанции "Пальма" и Р-860 II, позволявшие поддерживать связь как с диспетчерским пунктом, так и с "клиентским" бортом. Внешне автомобиль отличался спецокраской (оранжевый с красной "опушкой"), проблесковым маячком и плафоном, на переднем торце которого было написано "Аэрофлот", а на заднем - "Follow me " ("Следуйте за мной"). Опытный образец был создан в 1972 году для сопровождения самолета президента США Никсона в минском аэропорту. Мелкосерийный выпуск спецавтомобиля начался в 1974-м. Всего построено 39 машин.


Схема автомобиля ГАЗ-24-02 "Волга"

Технические характеристики ГАЗ-24-02 "Волга"

Число мест 7 Масса:
Максимальная скорость 140 км/ч снаряженная 1550 кг
Разгон до 100 км/ч 21 с полная, в том числе: 2040 кг
Расход топлива при скорости 80 км/ч 11,0 л/100 км на переднюю ось 920 кг
Тормозной путь со скорости 80 км/ч 43,2 м на заднюю ось 950 кг
Электрооборудование 12 V
Аккумуляторная батарея: 6СТ-60 Наименьший радиус поворота:
Генератор Г-250-Н1 по оси следа внешнего переднего колеса 5,6 м
Реле-регулятор: РР-350
Стартер СТ-230-Б Наименьший дорожный просвет 174 мм
Прерыватель-распределитель Р-119-Б
Свечи зажигания А17В
Размер шин 7,35 - 14

Осенью 1966 года был принят к серийному производству новый советский автомобиль ГАЗ-24. С осени 1967 года началась сборка первых постановочных серий. В 1968 году были собраны первые 31 серийный экземпляр. С конца 1969 года была запущена конвейерная сборка новой Волги. В конце 1972 года был освоен выпуск модификации универсала на базе ГАЗ-24, получивший индекс ГАЗ-24-02. О данном универсале и его модификациях будет сегодняшний рассказ.


Первые два прототипа были построены в 1969 году. От серийного образца прототипы отличались лишь отсутствием дефлектора на крыше. Испытания универсалы прошли весной-летом 1970 года. Автомобиль получился с продуманной организацией грузопассажирского салона: три ряда диванов на 7 мест, два задних складывались, образуя ровную удобную площадку для груза. В результате такой трансформации сидения, кроме двух передних имели упрощенную конструкцию и обладали меньшей комфортабельностью. Интересным решением был специальный отсек для хранения запасного колеса и инструмента под днищем багажного отсека доступ к которому был сделан, через специальный люк расположенный за пятой дверью.

Коробка передач была механическая, четырехступенчатая, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода. Двигатель был выбран, как и у ГАЗ-24 ЗМЗ-24Д, рядный, карбюраторный, четырехтактный, четырехцилиндровый. Максимальная скорость ГАЗ-24-02 была 140 км/ч. Масса снаряженная 1550 кг, полная - 2040 кг, в том числе на переднюю ось 920 кг, на заднюю - 1120 кг. Разогнаться до 100 км/ч универсал мог за 21 секунду. Наименьший радиус поворота по оси следа внешнего переднего колеса был 5,6 м.

Характерный «гребень» - дефлектор на задней кромке крыши универсала представлял собой не спойлер для создания прижимной силы, а лишь дефлектор для оптимизации воздушного потока, необходимый для предотвращения загрязнения стекла подъёмной задней двери и обеспечения вытяжной вентиляции салоны.

В серию ГАЗ-24-02 пошел в декабре 1972 года. Объемы производства всех модификаций (о них подробнее ниже) универсала были около 5000 машин в год, в то время, что общее число легковых автомобилей выпущенных на ГАЗе превышало 70000 машин в год.

Большая часть выпускаемых универсалов шли в таксопарки и другие ведомства. Шли универсалы и на экспорт, как в Восточную Европу, так и на Запад. К 1975 году ГАЗ-24-02 появился среди товаров народного потребления и его можно было официально приобрести за чеки "Внешпосылторга". Из-за малого выпуска и ведомственных заказов в частные руки шли единицы, и то за большие заслуги. Купить универсал было практически невозможно даже в 80е годы.

За годы производства универсала, первые его изменения появились в 1977 году, когда на передних крыльях появились повторители поворотов. В 1978 году на переднем бампере появились клыки и противотуманные фары. В таком виде Волга-универсал выпускалась до 1985-1986 годов, пока не подверглась общему рестайлингу семейства ГАЗ-24.

НА СЛУЖБЕ

Большая часть построенных ГАЗ-24-02 поступали в различные ведомства. В данной части нашего повествования рассмотрим специальные модификации ГАЗ-24-02 созданные для различных служб и имеющие спецокраску.

Одна из самых популярных служб универсала, как его брата седана, была в такси. Была создана специальная модификация "такси", которая получила обозначение ГАЗ-24-04. Создавая подобное такси, предполагали, что автомобиль будет востребован населением для перевозки средне-габаритных грузов. В начале 1973 года был начат выпуск данной модификации. ГАЗ-24-02 был оснащен дефорсированным двигатели ЗМЗ-2401, мощностью 85 л.с., рассчитанный на дешевый бензин АИ-76. На автомобиле стояла более дешевая обивка сидений, отсутствовал приемник, были установлены счетчик и зеленый огонек в правом верхнем углу лобового стекла. Данное грузопассажирское такси прозвали "сараем".

Служили универсалы на базе ГАЗ-24 и на медицинской службе. В 1975 году начался выпуск санитарной модификации ГАЗ-24-03. В данной модификации салон со спецоборудованием отделялся от передних сидений металлическое перегородкой с раздвижным окном. Автомобиль был приспособлен для перевозки одного лежачего больного и двух сопровождающих, для чего был оборудован выдвижными носилками. В медицинском отсеке был установлен дополнительный отопительный прибор под настилом пола, на крыше - светящийся указатель, на правой стороне кузова у передней форточки - фара-искатель. Автомобиль использовался для оказания неотложной помощи больным и для выезда врачей на дом. Из-за нехватки машин на станциях скорой помощи, некоторые санитарные универсалы ГАЗ-24-03 поступили на линейную службу "Скорой медицинской помощи", в результате чего они обзавелись соответствующей спецокраской с красными полосами, радиостанцией и синим проблесковым маяком со спецсигналами.

На шасси "Волги" ГАЗ-24-03 Финской компанией TAMPO строились специализированные машины скорой помощи с оригинальным салоном. Известно, что такие машины эксплуатировались в Ленинграде.

Служили ГАЗ-24-02 и в Милиции в качестве оперативных, агитационных машин и патрульных машин Госавтоинспекции. К сожалению в милиции большое распространение получил старший брат седан ГАЗ-24.

Как писали выше, ГАЗ-24-02 поставлялся на экспорт в братские страны Восточной Европы, где успел послужить в Полиции Чехии, для чего был соответственно переоборудован.

Известно, что ГАЗ-24-02 был на службе в пожарной охране в качестве штабного автомобиля.

Служили ГАЗ-24-02 и на службе Аэрофлота в Министерстве Гражданской Авиации. На базе универсала была создана специальная машина сопровождения самолетов типа "Эскорт", предназначенная для оперативного управления движения самолетов на аэродроме. Данная модификация была разработана силами МГА на собственном опытном заводе №408 в Москве. Первый автомобиль эскорта на шасси ГАЗ-24-02 был создан в 1972 году для сопровождения президента США Ричарда Никсона в Минске. Автомобиль сопровождения был оснащен радиостанциями "Пальма" и Р-860 II для связи с диспетчерским пунктом и самолетом. На крыше автомобиле был смонтирован специальный проблесковый маячок и плафон с надписью "Follow me" на его задней стороне. Сам автомобиль был окрашен в яркий оранжевый цвет с красными полосами. С 1974 года ГАЗ-24-02 "Эскорт" мелкосерийно выпускался силами опытного завода гражданской авиации №408 в Москве. Всего было выпущено 39 экземпляров, которые поступили в крупные аэропорты СССР.

К необычной службе приступила одна из "Волг" в Чехии. Один из ГАЗ-24-02 был переоборудован в дрезину. Создавая дрезину, на Волгу установили дизельный двигатель от Mercedes. Также автомобиль-дрезину оборудовали специальным разворотным устройством, представляющим собой опускающуюся опору, установленную под днищем, строго под центром тяжести машины. В рабочем положении она опускается на рельсы с помощью встроенного домкрата, машина приподнимается над рельсами и разворачивается на 180° вокруг оси домкрата.

Аналогичная дрезина была создана также в Сербии . Отдельно хочется сказать, что подобные автомобили-дрезины очень популярны в Восточной Европе, большинство их создано на базе отечественных автомобилей ГАЗ-12, ГАЗ-13, ГАЗ-20, ГАЗ-21, ГАЗ-22, ГАЗ-24 и других.

РЕИНКАРНАЦИЯ

Серийный выпуск ГАЗ-3102, который шел на смену ГАЗ-24, непрерывно затягивался из-за возникших трудностях на предприятиях-смежниках ГАЗа, поэтому было принято решение оставить в производстве ГАЗ-24 в массовой модели, но при этом максимально унифицировать с новой моделью ГАЗ-3102. Над модернизацией устаревшей модели работали без энтузиазма. В 1984 году была продемонстрирована модель ГАЗ-24-10. В 1985-1986 годах началось её серийное производство, сочетая элементы от старой ГАЗ-24, которые находились в избытке на ГАЗе. В 1986 году началось производство полноценной рестайлинговой модели ГАЗ-24-10. Универсал на базе ГАЗ-24-10 появился лишь в 1987 году, под индексом ГАЗ-24-12. Его санитарная модификация получила индекс ГАЗ-24-13. Все отличая ГАЗ-24-12 от ГАЗ-24-02 были такими же, как у седана ГАЗ-24-10 от ГАЗ-24.

БЕЛЬГИЙКА

ГАЗ-24-02 кроме стран СЭВ, поставлялся на экспорт в Бельгию для чего была создана специальная его модификация ГАЗ-24-77. Модификация отличалась лишь установкой дизельного двигателя Пежо Инденор. Изначально в Бельгию поставлялись машинокомлекты, где фирмой C.I.V.A. ставились дизельные двигателя. С апреля 1976 года дизельные двигатели начали ставить уже на самом ГАЗе, после обучения специалистов ГАЗ на фирме C.I.V.A. Отличий экспортных версий, от тех, что шли на внутренний рынок не было, т.к. ведущий конструктор Невзоров добился отмены разделения потока на экспортные и внутренние автомобили.

Так, что автомобили поставленные на экспорт ничем не отличались от стандартный серийных за исключением дизельных ГАЗ-24-77. На данной версии импортерами были нанесены шильдики на английском языке Volga, была более качественная обивка салона. В 80х годах экспортная Волга ГАЗ-24-77 обзавелась пластиковой решеткой и литыми дисками. В дальнейшем пластиковая черная решетка была применена на ГАЗ-24-10. В 80е года был замечен реэкспорт Волг, когда дизельные волги появились на рынке вторичных автомобилей. В СССР ГАЗ-24-77 прозвали "Бельгийкой". Существовал экспортный универсал ГАЗ-24-52 для стран с тропическим климатом, отличался другим термостатом, обивкой в виде кожзаменителя, другими шинами, отсутствием отопителя и залитым спец маслом. О наличие в природе экспортных праворульных универсалах автору ничего неизвестно.

Была попытка создать экспортную модификацию фургона на базе ГАЗ-24-77, которая получила собственное обозначение ГАЗ-24-78. Фургон был построен в единственном экземпляре.

НОВАЯ ВОЛГА

На смену ГАЗ-24 пришел ГАЗ-3102. Прорабатывался вариант его универсала ГАЗ-31022. В серийное производство он не пошел, дело ограничилось лишь нескольким и опытными образцами. При создании универсала на базе ГАЗ-3102 столкнулись с большой трудностью, т.к. панель пола багажника автомобиля не годилась для создания модификации с кузовом «универсал» из-за того, что бак у ГАЗ-3102 располагался над катером заднего моста - в месте, совершенно неприемлемом для грузопассажирского кузова.

В 90е годы был создан новый универсал ГАЗ-31022 на базе ГАЗ-31029 и кузова ГАЗ-24-12. Существует ошибочное мнение, что на модели универсала на базе ГАЗ-3102 были задние фонари от седана ГАЗ-3102. В действительности такие машины были созданы в гаражных мастерских местными Кулибиными. На универсале ГАЗ-31022 независимо от на базе ГАЗ-3102 или ГАЗ-31029 он был создан всегда использовался кузов от ГАЗ-24-12 с задними фонарями от ГАЗ-24. Санитарная модификация была выпущена под индексом ГАЗ-31023.

На этом история не заканчивается, была создана аналогичная модификация ГАЗ-310221 на базе ГАЗ-3110, но рассказ о ней выходит за рамки данного поста

(с) Юрий Дорошенко

Источники:
1. Сайт

Сразу после запуска производства ГАЗ-21 «горьковцы» предприняли попытку создать автомобиль, который бы смог заменить стремительно устаревающую (в первую очередь по части дизайна) модель оригинального воплощения – так в 1958 году началась разработка ГАЗ-24 – очередного поколения «Волги».

Машина, которая с технической точки зрения стала настоящим прорывом (по сравнению с предшественником), официально была презентована в 1966 году, а на конвейер встала в 1969-м (непродолжительное время она выпускалась параллельно с «21-ой»).

В период с 1972 по 1978 года последовало плановое обновление автомобиля (что положило начало так называемой «второй серии»), в результате которого доработкам подверглись внешность, интерьер и механическая «начинка».

В 1985-м на свет появилось «третье воплощение» модели, получившее название ГАЗ-24-10 – оно изменилось существенным образом, особенно в плане техники. В производственной программе «ГАЗа» седан продержался до 1992 года, когда и был заменен на ГАЗ-31029.

Снаружи ГАЗ-24 демонстрирует простые, канонические формы, в которых отсутствуют яркие детали – назвать красивым автомобиль нельзя, но при этом он обладает элегантным, стильным, в меру солидным и даже классическим видом. Ну а в свое время автомобиль вообще внешне превосходил многих иностранных конкурентов, правда, технически уступал им.

«24-я Волга» является представителем D-класса по европейской классификации: 4735 мм в длину, 1490 мм в высоту и 1800 мм в ширину. Колесная база у автомобиля вытянута на 2800 мм, а его дорожный просвет насчитывает вполне солидные 174 мм. В «боевом» виде четырехдверка весит от 1420 до 1820 кг в зависимости от версии.

По нынешним меркам интерьер седана ГАЗ-24 смотрится примитивно, но притягательности ему не занимать – двухспицевый руль с тонким ободом и большим диаметром, простецкий «инструментарий», предоставляющий лишь самую необходимую информацию, и лаконичная передняя панель, увенчанная в центральной части радиоприемником и «ползунками» отопителя.

У модернизированного ГАЗ-24-10 оформление «передней части салона» – не так «аскетично» – тут заметно удобнее и современнее, но «излишествами» так же «не балует».

Внутри четырехдверка может похвастать добротными отделочными материалами и приличным качеством сборки.

ГАЗ-24 «Волга» имеет просторный салон – на обоих рядах седокам предоставляется большой запас свободного пространства. Вот только сами сиденья, несмотря на мягкий наполнитель, удобством не блещут: широкие передние кресла полностью лишены любого намека на боковую поддержку, а задний диван наделен плоским профилем (пусть и с подлокотником посередине).

С практичностью у трехобъемника проблем нет – «трюм» автомобиля вмещает 500 литров багажа. Правда, внушительный объем не подкрепляется правильностью формы грузового отделения, да и полноценная «запаска» (при ее наличии) занимает немало места.

Технические характеристики. Подкапотный отсек ГАЗ-24 «Волга» занят бензиновым четырехцилиндровым мотором объемом 2.4 литра (2445 кубических сантиметров), оснащенным алюминиевым блоком, 8-клапанным ГРМ, системой карбюраторного «питания» и жидкостным охлаждением. В зависимости от модификации двигатель производит 90-100 лошадиных сил при 4500 об/минуту и 173-182 Нм предельного момента при 2600 об/минуту.
Весь запас мощности с двигателя уходит на колеса заднего моста посредством механической коробки на четыре передачи.

Первая «сотня» покоряется этому автомобилю спустя 20-22 секунды, пик его возможностей приходится на 140-150 км/ч, а топливный «аппетит» вписывается в 12.5 литров в смешанном режиме на 100 км.

В основе ГАЗ-24 «Волга» простирается заднеприводная платформа, подразумевающая наличие цельнометаллического кузова несущего типа и продольно размещенного во фронтальной части силового агрегата.

Передняя подвеска у трехобъемника – независимая (шкворневая) на двух кованых рычагах с винтовыми пружинами и торсионным стабилизатором, а задняя – зависимая с жестким мостом на полуэллиптических рессорах.
На обеих осях автомобиля установлены барабанные тормозные механизмы диаметром 280 мм. Рулевая система седана – это «глобоидальный червяк» с 2-х гребневым роликом.

«24-я», помимо базовой четырехдверной версии, выпускалась и в других исполнениях:

  • ГАЗ-24-01 – машина, которая предназначалась для работы в такси. Ее отличительными признаками являются дефорсированный двигатель, специальная маркировка кузова, зеленый фонарь «свободен», а также отделанный кожзаменителем салон.
  • ГАЗ-24-02 (ГАЗ-24-12 ) – пятидверный универсал (выпускался с 1972 по 1992 года), который «щеголяет» пяти- или семиместным трансформируемым салоном (за исключением типа кузова он полностью идентичен седану).

  • ГАЗ-24-95 – полноприводная модификация седана, созданная с применением узлов ГАЗ-69, которая использовалась «высшей элитой страны» для охоты и другого активного отдыха (всего свет увидело пять подобных «24-ок»).

  • ГАЗ-24-24 (ГАЗ-24-34 ) – это версия для спецслужб, которая выполняла роль «догонялки» или «машины сопровождения». Особенности такой четырехдверки – 5.5-литровый двигатель V8 от «Чайки» под капотом, развивающий 195 «жеребцов», 3-диапазонный «автомат», более выносливая техника и наличие гидроусилителя рулевого управления.

По сути своей «вторая Волга», это – крепкий и надежный автомобиль с классической внешностью, качественным и просторным салоном, большим багажником, отменной плавностью хода, энергоемкой подвеской, высокой ремонтопригодностью и кучей иных достоинств.
Хотя имеются в его активе и недостатки: слабая динамика, сложное управление, непродуманная эргономика, большой расход топлива низкий уровень безопасности.

Цены. ГАЗ-24 «Волга» на вторичном рынке России в 2017 году можно купить по цене от 40-50 тысяч рублей, но наиболее «свежие» автомобили стоят значительно больше полумиллиона рублей.