Что фиксирует платон. Что такое система «Платон» у дальнобойщиков: как она работает. Кто и за что должен платить

Платон - это система сбора платежей с большегрузных транспортных средств, передвигающихся по федеральным дорогам. Собираемые средства направляются на финансирование замены и ремонта дорожного покрытия.

Принципы работы системы «Платон»

Взимание платы осуществляется при помощи системы сборов, находящейся под контролем компании «РТ-Инвест». Автовладельцы и наемные дальнобойщики платят за каждый километр пройденной дороги, а собранные средства направляются на ремонт междугородних трасс федерального значения.

Данная система призвана снизить нагрузку на федеральный бюджет путем оплат ремонта дорог за счет большегрузных машин, которые наносят наибольший вред дорожному покрытию при передвижении.

Система включает полную базу данных автодорог России и постоянно пополняющуюся базу большегрузных машин. Для ответа на вопрос, как работает система, необходимо обратиться к Постановлению Правительства № 504, в котором изложены ключевые принципы сбора платежей и юридическое регулирование процедуры.

Существуют два основных способа вносить оплату за износ дороги:

  1. авансовым платежом;
  2. платежом по счетчику.

При авансовом способе оплаты платеж вносится экспедитором до начала движения по трассе в соответствии с дорожной картой маршрута, зарегистрированной в системе. Для внесения оплаты данным способом необходимо:

  • Зарегистрироваться в системе.
  • Проложить маршрут предстоящей поездки.
  • Рассчитать примерную стоимость поездки.
  • Зарегистрировать маршрут.
  • Внести авансовый платеж.

Регистрация в системе происходит через сайт системы «Платон». По факту регистрации дальнобойщику выдаются личный логин и фраза пароля, используемые для целей:

  1. пополнения личного счета системы через сайт;
  2. регистрации дорожной карты планируемого маршрута;
  3. просмотра истории передвижений;
  4. оплаты задолженностей;
  5. запроса средства контроля GPS.

Средство контроля GPS устанавливается на транспортном средстве, за которое надлежит вносить оплату по системе «Платон», с целью слежения за перемещением автомобиля и предотвращения мошенничества, связанного с изменением зарегистрированного маршрута с целью уменьшения взимаемого сбора.

При платеже по счетчику на автомашину устанавливается специальное устройство, позволяющее не только обнаруживать перемещающееся транспортное средство, но и снимать плату со счета дальнобойщика за фактически пройденный маршрут.

Плата снимается при проезде машины через специальные электромагнитные рамки, установленные в разных местах трассы. Данные рамки считывают информацию о длине пройденного маршрута через бортовое устройство, после чего направляют эти сведения в расчетный центр компании «РТ-Инвест», где происходит списание соответствующей суммы со счета водителя.

При расчете через бортовые устройства за фактически пройденный километраж также необходимо регистрироваться в системе перед междугородней поездкой и вносить авансовый платеж на персональный счет в системе, но размер такого платежа должен покрывать стоимость проезда до ближайшей считывающей рамки, а не стоимость всего маршрута.

Бортовые приборы, обеспечивающие списание средств за фактически пройденный маршрут облегчают финансовую нагрузку на частных дальнобойщиков, не имеющих средств к оплате всего маршрута перед началом пути и получающих оплату за свою работу по факту выполнения.

Кроме того, расчет при помощи бортового устройства позволяет водителю менять маршрут в зависимости от ситуации, а при расчете по дорожной карте авансом изменение зарегистрированного маршрута приводит к наложению штрафа.

Авансовый платеж по дорожной карте можно вносить также за несколько будущих поездок, данный способ подходит для крупных организаций, имеющих устоявшиеся маршруты, расписанные на несколько недель вперед.

Под систему «Платон» попадают как российские, так и иностранные машины, имеющие грузоподъемность более 12 тонн.

Исключением являются транспортные средства, грузоподъемность которых превышает указанную норму при наличии следующих обстоятельств:

  • машина предназначена для транспортировки людей и животных;
  • спецмашины, относящиеся к ведомствам полиции, пожарной службы, скорой помощи, а также аварийных и спасательных служб;
  • спецтранспорт, предназначенный для перевозки военной техники, и иных грузов, находящихся в ведении Министерства обороны.

Важно учесть, что для грузопассажирских автомобилей, позволяющих вмещать до 5 пассажиров на двух передних сиденьях, перечисленные условия не действуют, и за такие автомобили нужно вносить плату в системе «Платон».

Для подтверждения принадлежности к вышеперечисленным категориям водителю данного транспорта необходимо иметь соответствующую документацию на машину.

Стоимость оплаты и штрафы

Изначально размер платежа за каждый пройденный километр составлял более 3-х рублей, что вызвало массовые митинги среди частных дальнобойщиков и транспортных компаний. С 2015 до 2017 года тариф был снижен до 1,53 рублей за километр, а с апреля 2017 года размер тарифа установлен как 1,9 рублей за километр.

Тариф на 2018 год остается без изменений на уровне 1,9 рублей за километр, но он может быть изменен в конце весны или начале лета 2018 года, если будет принято соответствующее Постановление Правительства.

Многие водители интересуются, сколько стоит установка специальных считывающих бортовых устройств. Установка данных приборов является бесплатной для дальнобойщиков и компаний, зарегистрированных в системе «Платон». Кроме того, техническое обслуживание данных устройств также бесплатно при соблюдении водителем правил безопасной эксплуатации.

При нарушении правил оплаты по системе «Платон» предусмотрены штрафные санкции:

  • для физических лиц - 5000 рублей;
  • для работников ведомств - 40000 рублей;
  • для организаций - 450000 рублей.

Данные штрафы выписываются владельцам большегрузных автомобилей в следующих случаях:

  1. при путешествии по федеральным трассам при отключенном или вышедшем из строя приборе контроля GPS;
  2. при отсутствии данного прибора контроля;
  3. при отсутствии средств на личном счете системы при проезде через контролирующие рамки;
  4. при умышленном изменении маршрута при проезде по зарегистрированной дорожной карте без уведомления контролирующего органа;
  5. при продолжении движения по трассе после списания всех средств с лицевого счета.

Последний случай приводит к штрафам только при оплате через бортовые устройства. Транспортное средство, путешествующее по дорожной карте, вправе следовать по установленному предоплаченному пути при отсутствии денег на счету при условии, что данный маршрут не будет корректироваться в пути.

При необходимости корректировки маршрута необходимо предварительно пополнить лицевой счет, в дороге это можно сделать при помощи специальных терминалов оплаты «Платон», устанавливаемых на большинстве заправочных станций.

Контроль над соблюдением правил системы и списание средств с бортовых приборов осуществляется при помощи электромагнитных контролирующих рамок, которых в настоящее время установлено 481 по стране, а также при помощи мобильного патруля.

При необходимости возврата неизрасходованных средств, внесенных на спецсчет в системе «Платон», необходимо обратиться в отделение контроля системы с заявлением о возврате денежных средств.

Адрес места подачи заявлений можно посмотреть на сайте «Платона». К заявлению нужно приложить копию паспорта, а для юридических лиц следующий набор документов:

  • свидетельство ЕГРЮЛ;
  • копия ИНН;
  • ОГРН;
  • справка от нотариуса при действии через представителя.

Деньги возвращаются на счет, указанный в заявлении путем банковского перевода в течение 3-х рабочих дней с момента обращения.

Заключение

Система «Платон» призвана обеспечивать ремонт федеральных автодорог без привлечения средств госбюджета. Платежи взимаются со всех гражданских транспортных средств, грузоподъемностью более 12 тонн, за каждый километр пройденной федеральной трассы. Контроль над соблюдением требований об оплате обеспечивается электромагнитными считывающими рамками и мобильным патрулем.

То, что в мире принимается множество непопулярных решений, ни для кого не секрет. Такова логика развития общества. Итак, «Платон»: откуда, что и почему?

Дело не в популярности решений. Все строится на переходе к справедливости и на необходимости изменений! Почему многие западные страны пошли по пути запуска систем взимания платы? Американскими экспертами было установлено, что воздействие одного автопоезда полной массой 40 тонн на основание дорожного полотна сопоставимо с npoездом нескольких десятков тысяч легковых автомобилей.

При этом владельцы легковых машин в большинстве своем не зарабатывают на использовании дорожной инфраструктуры, как перевозчики - владельцы большегрузов. В то же время, если посмотреть источники пополнения дорожного фонда нашей страны, большая часть уплаченного транспортного налога и топливных акцизов приходится именно на 40 миллионов владельцев легковых, а не на миллион 12-тонников, которые наносят больший вред дороге. Дорожный фонд постоянно субсидируется государством, то есть дороги ремонтируются и строятся за счет всех налогоплательщиков. Платит тот, кто использует дорожную инфраструктуру и наносит больший ущерб - этот справедливый nринциn в основе всех систем взимания платы. И платит только за фактически пройденное расстояние, а не усредненную ставку налога, которая не учитывает пробег, не учитывает и то, выезжает автомобиль на дороги или работает на карьерах. Как и акциз, ставка которого на бензин почти вдвое выше, чем на дизель. При этом поднять акциз только, например, для владельцев 12-тонников невозможно. Почему больше должны платить владельцы дизельных легковых или, например, дизельгенераторов?

Был еще один дисбаланс, который может исправить только система взимания nокилометровой платы. Плата за инфраструктуру была на всех видах транспорта, кроме автомобильного, поэтому на автодороги перешли те грузы, которые раньше по ним не возили.

А как справедливо брать плату за проезд? И здесь многие страны пошли практически одним путем - запуск систем взимания платы.

Для вас система взимания платы за проезд по дорогам не в новинку. В свое время вы работали в компании, которая как раз этим и занималась?

Действительно, мне довелось поработать в компании «Оптима Плюс». При этом была возможность ознакомиться с разными системами. В Австрии она основана на рамках, обеспечивающих контроль при въезде и выезде с дороги. Чехи, как и австрийцы, пошли по пути рамок. А в Швеции, например, стоят обычные камеры, которые считывают автомобильные номера. В Словакии взяли пример с Германии, которая была nервоnроходцем в этом направлении, и выбрали спутниковую систему. Когда встал вопрос о расширении регионов обслуживания, словакам потребовались лишь сутки для перенастройки системы. Чехи не могут это сделать по сей день. При российских расстояниях - свыше 50 тыс. км - мы приняли решение в пользу спутниковой системы. Кстати, экономические расчеты показывают, что при расстоянии от 2–3 тыс. км наиболее эффективна система на основе спутников.

- Когда стартовал проект?

В августе 2014 года вышло распоряжение Правительства РФ №1662-р, в соответствии с которым было заключено концессионное соглашение между Федеральным дорожным агентством и ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы», которое назначалось оператором системы взимания платы, ответственным за реализацию полного цикла с ее последующей модернизацией.

На самом деле закон вышел гораздо раньше - в 2011 году. Основу системы взимания платы определяли Федеральный закон 68-ФЗ от 6 апреля 2011 года, вносящий изменения в КоАП, 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах» от 8 ноября 2007 года и Бюджетный кодекс РФ. Закон 68-ФЗ устанавливал обязанность внесения платы при движении по автомобильным дорогам федерального значения для владельцев автомобилей с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн.

В 2014 году был объявлен конкурс, в котором участвовали три компании, в том числе «Оптима Плюс» совместно с иностранным партнером. Чтобы взять лучший передовой опыт, в конкурсе, который формулировал Минтранс, было заявлено требование по наличию опыта реализации похожих проектов. Но в 2014 году были разговоры по отключению даже платежных банковских систем, поэтому было принято решение, что такая система, которая позволит государству получить стратегическую информацию об объемах и маршрутах перевозок, будет разрабатываться специально созданной для этого 100 % российской дочерней компанией госкорпорации «Ростех».

Месяц ушел на переговоры с «Росавтодором», результатом чего явилось подписание концессионного соглашения. На моей памяти такого еще не было, чтобы в такие короткие сроки был подписан столь серьезный документ.

Далее параллельно начались проектирование и поиск денег. При этом пошли по пути 100-процентного частного финансирования. Государство решило, что это должно быть государственно-частное партнерство, и не рисковало ни одним рублем. Вот вам техническое задание: вы должны разработать систему и запустить ее в срок до 15 ноября 2015 года.

- Кто занимался разработкой программного обеспечения системы «Платон»?

Программный продукт был создан отечественными разработчиками, отчасти благодаря санкциям.

Программа писалась на открытых кодах, чтобы ни в коем случае не зависеть от зарубежных языков программирования, которые впоследствии могли бы каким-либо образом повлиять на работоспособность нашего продукта. То есть это полностью закрытый продукт, написанный отечественными программистами.

На отдельных этапах к работе привлекались специалисты разного профиля. Всего же над созданием программного обеспечения трудились более сотни специалистов. Никто не писал столь обширных баз данных на открытом программном обеспечении. На данный момент мы единственная система взимания платы в мире на открытых кодах.

- Программный продукт - это часть системы «Платон». А что предстояло воплотить в «железе»?

Прежде всего, надо было спроектировать систему. Да, мы учли опыт других стран. Но с таким уникальным масштабом страны, мы сразу понимали, что будем строить систему на основе спутниковой технологии.

Далее встал вопрос о бортовом устройстве и защите передаваемой информации. Нами с нуля было создано такое устройство. За работу взялось питерское предприятие «Центрсвязьинформ» и достаточно быстро разработало его. Сейчас их выпускают уже несколько заводов. По сути, российские производители создали новый современный высокотехнологический продукт, наработки по которому можно будет использовать и в других областях.

К назначенной дате необходимо было подготовить и систему контроля. Это 20 рамок и 100 автомобилей - мобильных средств контроля. Кроме этого, требовалось открыть сеть офисов для обслуживания пользователей. Плюс необходим был надежный и современный центр обработки данных для сбора, обработки и хранения информации.

- Куда поступают собранные средства и как распределяются?

Все деньги, которые мы собираем как оператор системы, поступают в федеральный бюджет ежедневно. Мы не распоряжаемся этими средствами.

Нам же государство раз в полгода выплачивает изначально установленную Распоряжением Правительства сумму за обслуживание системы. При этом как оператор мы должны выполнять определенные технические условия: процент собираемости средств, процент регистрации транспортных средств в системе, коэффициент готовности системы, время ожидания ответа оператора колл-центра. Если все показатели в норме - все хорошо, нет - вступают в действие штрафные санкции. Поэтому мы заинтересованы в качественном выполнении своей работы.

- Один из важных показателей - это собираемость денежных средств. Здесь все нормально?

За этот год нашим планом предусмотрено собрать порядка 20 млрд руб. К середине июня на счет уже поступило 10 млрд. Думаю, проблем со сбором у нас не предвидится.

- Уже определены направления, куда поступят собранные средства?

Все собранные средства поступают в Федеральный дорожный фонд и в дальнейшем будут направлены в качестве трансфертов на региональные дорожные проекты, в том числе, реализуемые на принципах государственно-частного партнерства. Это позволит реализовывать такие проекты, как обходы крупных городов, строительство и реконструкция автомобильных дорог, мостов и путепроводов, и других сложных объектов дорожного строительства с привлечением частных инвестиций.

По решению Правительства РФ 24 региона страны с наиболее критическим состоянием дорог за счет сборов системы «Платон» уже получили первые 10,850 млрд рублей трансфертов из федерального бюджета и смогут к концу лета 2016 года отремонтировать наиболее проблемные участки автомобильных дорог.

- Все элементы системы созданы?

Система работает полностью. Она была готова за три месяца до ее запуска. Все элементы прошли комплексные испытания и затем госприемку, объекты системы являются государственной собственностью. Открыты все запланированные проектом центры обслуживания пользователей. Их 234, согласно техзаданию. Работают 20 рамок и 100 мобильных средств контроля. Выдано более 500 тыс. бортовых устройств.

В стадии модернизации стационарные пункты контроля. Кстати, расположение рамок определялось с использованием моделирования на научной основе. Согласно этому, через каждые 100 км должна стоять рамка, все остальное расстояние закрывается мобильными средствами контроля.

- Как решается проблема с покрытием Интернетом?

97–98 % всех дорог федерального значения покрываются оператором мобильной связи «Мегафон». При этом потеря сигнала не является проблемой, бортовое устройство помнит маршрут в течение 30 дней. Этого более чем достаточно для того, чтобы передать накопленную информацию в центр обработки данных.

- Не секрет, что «Платон» вызвал неоднозначную реакцию в среде перевозчиков. Какова величина политической составляющей этих процессов?

95–98 % в зависимости от региона перевозчиков уже зарегистрированы в системе «Платон». В целом по стране более 73 % большегрузов - в системе.

Замечу, что еще в мае прошлого года наша команда отправилась в федеральные округа, вплоть до Владивостока, где мы провели встречи с теми же самыми перевозчиками. Темой для разговора было введение в ноябре 2015 года платы за проезд по федеральным трассам. На этих встречах мы настоятельно рекомендовали регистрироваться в системе, чтобы впоследствии не было очередей.

Уже тогда обозначилась проблема - часть перевозчиков убеждали не регистрироваться. Основание - несколько переносов по срокам: мол, отменят и вовсе. Наши доводы о том, что правительством установлены окончательные сроки и все же лучше зарегистрироваться, остались для определенной части перевозчиков не услышанными.

Вместе с тем еще до вступления в силу «Платона» на сайте зарегистрировались свыше 300 тыс. перевозчиков. Причем львиная доля пришлась на солидные компании. Маленькие фирмы и частные перевозчики поверили в популистские обещания партий и в итоге остались «у разбитого корыта».

Именно по этой причине в наших офисах 13 ноября, накануне введения «Платона», образовались многочисленные очереди, что вызвало еще большее недовольство. Нам же в то время пришлось работать в режиме 24 часов. В итоге за неделю неимоверных усилий удалось ликвидировать очереди и войти в нормальный режим работы.

В настоящий момент в офисы все меньше обращаются перевозчики. Многие научились пользоваться системой дистанционно, оформляя маршрутные карты через Интернет.

Ушли эмоции, и по факту оказалось, что никаких трудностей нет.

Государство со своей стороны изначально пошло навстречу. На переходный период введен пониженный тариф: вместо 3,73 руб. за км сейчас действует 1,53 руб. за км. Для сравнения, в Белоруссии действует тариф 8 руб. за км, причем под него подпадают все грузовики полной массой свыше 3,5 т.

Выступления, прошедшие осенью прошлого года, как правило, имели ярко выраженную политическую окраску. Своего рода PR-ход. Причем вопросы были направлены не к самой системе, людей просто использовали политические силы в своих корыстных целях. К тому же на самом деле они были немногочисленные и в большей степени преувеличены в СМИ.

- Как система «Платон» борется с «серыми» перевозчиками?

Система позволяет выводить на чистую воду нерадивых перевозчиков. Мало того, многие из грузоотправителей стали требовать от перевозчиков подтверждения о регистрации в системе «Платон».

Те люди, которые пока не зарегистрировались и пытаются ездить в надежде, что «пронесет», попросту получают штрафы. Все то же самое происходило даже в Германии. Примерно год понадобился, чтобы перевозчики поняли: нет иного пути, как платить дорожные сборы. Так и у нас. Вы раз получите штраф, второй, третий. На четвертый задумаетесь, что проще: продолжать оплачивать штрафы или все же лучше быть зарегистрированным в системе.

Естественно, как показывает мировая практика, будут и маргиналы. Немного, но все же будут.

Еще один интересный момент. В Германии 80 % водителей грузовиков пользуются бортовыми устройствами. К этому они шли 8 лет. У нас прошло всего полгода, а процент пользователей бортовых устройств более 70 %.

Планируется ли расширить действие системы «Платон» на грузовики полной массой, например, свыше 7,5 т? Если да, то когда?

Мы, как оператор системы для 12-тонников, не принимаем подобных решений, не участвуем в обсуждении. Никаких конкретных заявлений от государства, тем более планов в отношении более низкого тоннажа, нет.

- Каков положительный эффект для страны от введения системы «Платон»?

Государство получает реальную картину объемов и направления грузоперевозок в стране. Это уже информация для «Росавтодора», на каком участке следует сосредоточить наибольшие ресурсы, чтобы кровеносные артерии страны работали в полном объеме. Второй момент - это интеграция с другими системами, такими как налоговые и таможенные. Некий принцип «одного окна».

К тому же появляется возможность правильного распределения грузов между всеми видами транспорта. К примеру, в европейской Белой книге транспортной политики указано, что на расстояния свыше 500 км грузы должны возиться ж/д или водным транспортом.

По поводу повышения цен. Сейчас себестоимость перевозок в среднем находится на уровне 30 руб. за км. Затраты на логистику в среднем составляют от 4 до 10 % в цене товара. При тарифе в размере 3,06 руб. стоимость будет 33,06 руб. за км, увеличение в процентном соотношении стоимости перевозок составит около 10 %, при тарифе в 1,53 руб. - около 5 % соответственно. То есть на стоимость тариф если и повлияет, то в долях процента - менее 1 %.

Поэтому ни о каком повышении цен в разы не идет и речи. Мало того, в случае дорогостоящих перевозок это вообще десятые и сотые доли процента. Однако, как показала практика стран Западной Европы, на самом деле даже этого не происходит. Поскольку деньги целевые и вкладываются в дорогу, то дорога улучшается, скорость передвижения по ней увеличивается. Доставка груза происходит не за 10, а, скажем, за 8 часов. Бензина тратится меньше, общие затраты также уменьшаются. Поэтому, как это ни парадоксально, удорожания перевозок не происходит.

В ближайшей перспективе произойдет качественное перераспределение. Скорее всего, часть грузов вернется на железную дорогу, какие-то перевозки отойдут исключительно в ведение автомобильного транспорта. В связи с этим должна повыситься эффективность перевозок в целом (сокращение холостых пробегов, интенсивность использовании ТС за счет введения дополнительных смен). И это еще один позитивный побудительный мотив, связанный с введением системы «Платон».

В ноябре прошлого года «автомобильные дороги общего пользования федерального значения» стали платными для грузовых автомобилей массой свыше 12 тонн: размер платы за один километр пути установили на уровне 1,53 рубля, хотя ранее планировалось, что километр будет стоить 3,73 рубля.

Ещё одной уступкой должна была стать частичная отмена системы «Платон», через которую и необходимо платить за проезд. Минтранс поначалу постановил, что за границами Московской области дальнобойщиков не будут штрафовать за неоплаченный проезд до 1 мая 2016 года. Но постановление правительства не было издано, а новость, анонсировавшая отсрочку, с сайта министерства исчезла.

Первые протесты против введения системы начались 11 ноября, когда как минимум 200 фур перекрыли федеральные трассы. В ноябре и декабре подобные акции проводились почти ежедневно, а в нескольких городах даже появились стационарные лагеря протестующих. Со временем протестная активность успокоилась: перевозчикам пришлось принять платные «федералки» как данность.

Год спустя

По состоянию на 15 октября оператор «Платона» публично поделился следующей статистикой. За 13 месяцев своего существования система, в которой сейчас числятся 786,7 тысячи грузовиков, позволила собрать 18,1 млрд рублей. Впечатляет? Если честно, не совсем.

Во-первых, «Платон» уверяет, что «663 тысячи машин резидентов и 124 тысячи нерезидентов - это 79% от целевой аудитории». Но: в России зарегистрированы 1,9 млн грузовых автомобилей полной массой свыше 12 тонн. Это значит, за проезд реально платит лишь треть российских перевозчиков!

Во-вторых, давайте подсчитаем. Разделив общую сумму на количество машин, получим, что каждый грузовик привёз только 23 тысячи рублей. Или, учитывая стоимость километра (1,53 рубля), проехал 15 тысяч км. За год - 15 тысяч! Меньше иной легковушки.

Конечно, в обоих случаях скромную статистику можно попытаться оправдать. Скажем, часть тяжёлых грузовиков вообще не ездит по дорогам общего пользования. Другая часть редко или вообще не выезжает именно на федеральные трассы (что, мягко говоря, проблематично), третья - просто стоит на учёте ГИБДД, однако полностью недвижима или встала на временный прикол из-за кризиса.

Но, на самом деле, вывод напрашивается один: дальнобойщики нашли способ, как обойти систему. И это действительно так. Правда, с одним важным уточнением: большие флотилии исправно платят за каждый километр пробега каждого автопоезда (их деньги - это 63% всех сборов «Платона»), а вот частники...

...оформляют «бомжуйский паспорт»

Немного статистики. С начала 2015-го до середины 2016 года 320 тысяч юрлиц переоформили машины на частников. Плюс сами частники вдруг массово начали регистрировать технику на других людей. Зачем? Рассказываем: это так называемая схема «бомжуйского паспорта».

В некой деревне Кукуево живёт некий Василий Иванович Петров, который не имеет ни личного имущества, ни водительского удостоверения, а потому ничего не боится. На него и записываются грузовики: пусть присылаются штрафы, проходят суды, приезжают приставы... Василий Иванович исправно платит чисто символические 1 000 рублей каждый месяц, чтобы фуру не арестовали. И всё.

...накрывают прибор «кастрюлей»

Многие из опрошенных нами частников признались: приборы мы получили, но за весь пробег от точки А до точки В не платим. И вот как. Дальнобойное братство прекрасно знает, где стоят стационарные рамки и мобильные патрули «Платона» - этой информацией полны профильные форумы. Плюс, никто не отменял общение по рации. Дальше - дело техники.

Перед камерой водитель включает бортовое устройство, а проехав её - выключает. Самый простой способ - банально накрыть прибор любым металлическим предметом («кастрюлей»), чтобы он перестал ловить сигнал. Но некоторые дорабатывают начинку электронного счётчика. А как машина доехала от рамки до рамки, не проверишь.

Частники исчезнут как класс?

Знают ли платоновцы, что водители их дурят? Разумеется. Но ничего поделать не могут: не поставишь же камеры через каждые 10 километров. Вариант запустить патрули, которые бы не стояли, а постоянно ездили, тоже неидеален, ведь общая протяжённость федеральных трасс - 51 тысяча километров. «Бомжуйские паспорта» вообще непобедимы.

Теперь давайте снова озвучим упомянутый ранее тезис: компании платят, а частники - нет. И, не проводя прямых параллелей, вспомним, что Госдума по инициативе МВД готовит законопроект, который полностью запретит физическим лицам регистрировать на себя грузовики полной массой свыше пяти тонн, если человек не имеет патента на грузоперевозки.

Законопроект находится на стадии подготовки, но поддерживают его многие. За последний год огромное количество единиц такой техники было переоформлено [...]: таким образом бизнес уходит от уплаты налогов. Ведь физические лица платят куда меньшие штрафы. И потом, у физического лица нет возможности проводить качественный техосмотр техники, что влияет на безопасность

Сергей Тен

заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту

В настоящий момент единственным препятствием для законопроекта является отсутствие понятия «патент» в действующем законодательстве. Однако как только правительство устранит этот момент, думский комитет по транспорту внесет документ на рассмотрение депутатам.

Грузовиков станет меньше?

Кроме того, государство силами РЖД добивается, чтобы железнодорожные перевозки стали более выгодными и предсказуемыми, нежели доставка грузов на дальние расстояния фурами. Логика такова: грузовики должны остаться только на коротком (до 400 км) плече.

Для этого сделано очень многое. Многократно выросло количество грузовых поездов, следующих по расписанию, с точным временем отправления и прибытия. Запущены регулярные контейнерные маршруты, часть из которых - ускоренные. Созданы тарифные коридоры, универсальные транспортные сервисы...

В настоящее время АО «ФГК» и ОАО «РЖД» прорабатывают комплекс вопросов по организации контрейлерных перевозок, включая совершенствование нормативной базы, содержание подвижного состава, терминально-складского хозяйства и объектов инфраструктуры, развитие системы взаимодействия с автомобильным транспортом

Введение в действие системы «Платон» вызвало неоднозначную реакцию в обществе и большое количество споров, особенно среди перевозчиков. Однако опыт применения показывает ее целесообразность.

В статье разъясняется, что представляет собой система «Платон», как она функционирует и регулируется, какие нюансы существуют в ее использовании и чем грозят нарушителям законодательные предписания.

Почему «Платон»?

Ежедневно по российским трассам федерального значения проезжает множество грузовых автомобилей. Естественно, что большая масса фур негативно воздействует на дорожное покрытие, которое изнашивается с повышенной интенсивностью. С целью компенсации этого износа было принято решение брать плату с большегрузных авто за каждый пройденный ими километр по дорогам России. Поскольку смысл этого платежа – в превышении установленного предела массы транспортного средства, то есть плата производится за дополнительную нагрузку на покрытие дороги, было выбрано наименование «Платон » (аббревиатура «ПЛАта за ТОНны»).

Собранные посредством «Платона» финансы поступают в Дорожный фонд, откуда будут расходоваться на различные проекты, связанные с прокладкой и модернизацией дорог, проводимые в регионах РФ.

К СВЕДЕНИЮ! Система официально была запущена 15 ноября 2015 года, а о грядущем нововведении потенциальные плательщики были информированы с начала года.

Для каких автомобилей применяется «Платон»

Максимальная масса грузовых транспортных средств, до которой разрешено не носить плату-компенсацию за дорожное покрытие, составляет 12 тонн. Автомобили, весящие больше, должны использовать «Платон» в обязательном порядке.

СПРАВКА! Исследованиями подтверждено, что большегрузный транспорт причиняет 56% ущерба покрытию дороги, что сопоставимо с проездом до 50 тысяч легковых авто. За счет количества основная часть налогов и дорожных сборов поступает как раз с водителей легковушек, поэтому справедливо, чтобы автомобили, доход владельцев которых как раз и зависит от дорог, тоже принимали участие в компенсации наносимого вреда.

Законодательное регулирование «Платона»

Потребность в подобной системе назревала давно, и в середине 2014 года Кабинет министров получил распоряжение Президента РФ разработать соответствующие предложения. В результате было принято Постановление Правительства РФ № 474 от 18 мая 2015 года, которым вносились поправки в предыдущее Постановление № 504 от 14 июня 2013 года. Главной поправкой стало изменение характеристики машин, с которых должна взиматься плата, до массы, превышающей 12 тонн. Размер оплаты, установленный за каждый пройденный километр, остался без изменений – 3,73 руб./км.

В Постановлении № 1191 от 3 ноября 2015 года пересмотрена цена за километр дороги – установлен коэффициент, применяемый к принятому в Постановлении № 504. До 2016 года он составлял 0,41, а с 1 марта 2016 года до конца 2018 года планируется применять коэффициент 0,82 (за каждый преодоленный километр придется платить 3,06 руб.)

Оператор «Платона» ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» заключил 13-летнее Концессионное соглашение, в рамках которого он обеспечивает организацию, деятельность, контроль и модернизацию системы совместно с «Росавтодором».

КСТАТИ! Осенью 2016 года система взимания платы «Платон» получила премию Рунета за лучшее соответствие современным технологиям в рамках инноваций.

Как воспользоваться «Платоном»

Чтобы внести плату за движение и провоз груза на автомобиле, масса которого превышает 12 тонн, владельцу необходимо совершить несколько шагов:

  1. Регистрация в системе (в Реестре «Платона», где фиксируются все транспортные средства, с которых нужно взимать этот платеж). Это можно сделать несколькими способами:
    • через Личный кабинет официального сайта «Платон»;
    • в терминале самообслуживания;
    • через мобильное приложение;
    • в одном из Центров информационной поддержки пользователей.
  2. Получение логина и пароля . Эти данные необходимы для доступа в Личный кабинет на сайте.
  3. Внесение денег . Ответственное лицо пополняет счет на необходимую сумму до того, как автомобиль выезжает на маршрут.
  4. Оформление Маршрутной карты или расчет посредством данных бортового устройства .

Способы расчета платы

Владельцам доступно два способа внесения денег на расчетный счет для оплаты через систему «Платон».

Маршрутная карта

Это документ, который оформляется на основании сведений о будущей поездке, которые владелец автомобиля вводит в систему. Это делается разово для каждого конкретного выезда на маршрут. Владелец должен внести в документ следующую информацию:

  • регистрационный знак автомобиля;
  • дату и время формирования документа;
  • срок актуальности карты (с точностью до часа);
  • протяженность маршрута по федеральным дорогам.

Маршрутную карту допускается оформлять любым удобным способом, там же, где и производилась регистрация (на сайте, в терминале самообслуживания, в Центре поддержки, у агента).

Чтобы на маршрутной карте появились внесенные денежные средства, можно воспользоваться такими способами:

  • списать с расчетной записи в системе на сайте «Платона»;
  • путем использования банковской или топливной карты (с помощью электронных платежей через Сбербанк, Киви или самой системы «Платон»);
  • наличными средствами (в Центрах инфоподдержки и в «живых» терминалах, где работают информационные агенты).

Бортовое устройство

По желанию владельца на его большегруз может быть бесплатно установлено специальное устройство БУ-1201 для расчета платы по системе «Платон», производимого автоматически.

Для этого нужно заключить с оператором системы договор, предоставив требующиеся для этого документы. Установить БУ владелец должен сам. Пользование устройством также безвозмездное.

Принцип действия устройства – определение положения авто на трассе посредством навигационной системы ГЛОНАСС/GPS и отправка данных в Центр обработки с определенной периодичностью. Оплата рассчитывается по итогам суток. Когда машина долго стоит, БУ выключается (функционирует в режиме «сна»). Когда авто движется по магистралям, не предусматривающим оплату по «Платону» (участки трассы нефедерального значения, платный автобан), система не включает эти километры в счет.

Пополнение расчетной записи по данным бортового устройства возможно безналичным способом (по предоставленным Оператором реквизитам), с помощью банковских карт, топливной карточки либо наличными. Если на расчетном счете есть достаточное количество средств, они спишутся автоматически.

Тарифы «Платона»

С 1 марта 2016 года плата за 1 километр пути большегрузного авто по федеральным трассам составляет 3,06 руб. Если сравнить этот тариф с суммами, принятыми в других странах, он окажется рекордно низким (для сравнения, в Белоруссии он составляет вшестеро больше, а в Австрии доходит до 0,5 долл/км).

Введение этого тарифа сделает поездку ненамного дороже – менее чем на 10%, тогда как в себестоимость, например, продовольственных товаров цена перевозки заложена на уровне 4-10%, что означает конечное влияние на формирование цены товара в рамках 1%. Таким образом, введение платы по «Платону» не скажется негативно на ценах перевозимых товаров, наоборот, в условиях конкурентной борьбы они даже могут снижаться.

Контроль и наказание за нарушения

За несвоевременную и неполную оплату по «Платону» для владельцев т/с предусмотрена административная ответственность (соответствующие поправки в Кодекс внесены Минтрансом РФ). Штрафы предусмотрены за движение без внесения платы, каковым принято считать:

  • езда с выключенным или не работающим по причине поломки бортовым устройством (без оформления Маршрутной карты);
  • ноль средств, внесенных на расчетный счет;
  • съезд с запланированного маршрута (если нет бортового устройства);
  • отклонение по времени или дате (без БУ);
  • продолжение поездки при истечении средств на счету.

За такие нарушения, зафиксированные системой контроля, предусмотрена ответственность по ст. 12.21 КоАП РФ:

  • 5 тыс. руб. – за первое нарушение;
  • 10 тыс. руб. – за рецидив.

Штрафы одинаковые как для физических, так и для юридических лиц. В 2015 году отменена ответственность для водителей – штрафы с них не взимаются.

С середины ноября прошлого года в России начала работу отечественная система взимания платежей. Она была создана с целью получения дополнительной платы с грузоперевозчиков, которые используют транспортные средства с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн . Поэтому владельцы компаний по перевозке грузов интересуются, кто стоит за инновациями в этой сфере.

Система Платон вызвала большое обсуждение в обществе и желание узнать о ее владельцах

Причины создания системы Платон

Название данного механизма взимания платы является аббревиатурой от «плата за тонны». Поскольку именно тяжеловесные транспортные средства способствуют быстрому изнашиванию дорожного полотна. В странах Европы система взимания платы с компаний-перевозчиков существует давно. Полученные средства направляют в службы обслуживания дорог для устранения поврежденных участков.

Российские дороги испытывают огромную нагрузку. Поскольку страна является одной из крупных развязок всех видов транспорта. Автомобили, которые перевозят тяжелые грузы, разрушают дорожное покрытие в тысячи раз быстрее легкового автомобиля. Государство не способно покрыть все расходы на ремонт дорог. Из-за этого правительство вынуждено было искать способы справиться с проблемой.

Образцом для наследования стала европейская система взимания платы с грузоперевозчиков. Идея состоит в том, что компании-перевозчики должны тоже платить за ремонт дорог, поскольку они на них зарабатывают деньги. Это своеобразная арендная плата за пользование дорогой.

Большегрузы своим весом наносят большой урон дорожному покрытию

Создатели системы Платон

Вопрос об улучшении дорог был актуальным всегда. В 2013 году Росавтодор объявил тендер на создание системы взимания платы с тяжеловесных транспортных средств. Началась подготовка к созданию крупного проекта, в который были втянуты государственные и частные учреждения.

Разработчик был определен в 2014 году. Право на создание системы взимания платы получило . Общество принадлежит в равных частях «РТ-Инвест» и Ротенбергу Игорю Аркадьевичу (сыну миллионера). Собственник «РТ-Инвест» – Шипелов Андрей (почти 75% акций). Ему также принадлежит ООО «Царицын Капитал» , которое вместе с «Ростехом » создало .

В этом же году российское правительство утвердило ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» законным оператором системы Платон. Через несколько месяцев эта компания и Росавтодор подписали концессионное соглашение сроком на 13 лет. По истечению термина систему передадут в государственное владение.

«РТ-Инвест Транспортные Системы» — оператор Платон

Принцип работы системы взимания платы

Оператору поручено создать все условия для взимания платы с грузоперевозчиков, которые используют дороги федерального значения. Стоимость проезда учитывает только скоростное движение без остановок. Оплата была установлена на уровне 1, 529 рублей за километр. С 1 марта 2016 года проезд вырастет до 3,06 рублей.

Для контроля за дорогой компания планирует построить специальные рамки (481 шт.). Они уже на месте дадут информацию о состоянии оплаты проезда. Готовыми к использованию являются только 18 таких рамок в Московской области.

Для быстрой фиксации нарушителя учредители Платона будут располагать специальными транспортными средствами. Они будут напрямую связываться с информационными центрами компании и мгновенно передавать информацию органам внутренних дел. Штрафовать до мая 2016 года планируют только в Московской области.

Владелец системы взимания платы также обязан создать базу для обработки данных, управления региональными представительствами, наблюдения за качеством работы и так далее. Компания производит регистрацию всех грузоперевозчиков, которые используют автомобили с максимально разрешенной массой свыше 12 тонн.

Под регистрацию подпадают грузовики массой более 12 тонн

Использование системы Платон

Чтобы начать работу, компания-перевозчик или водитель регистрируется в системе Платон. Для этого отправляют необходимые данные на электронную почту. Перечень информации и адрес почты доступен всем на официальном сайте системы взимания платы (http://platon.ru/ru/).

В течение 1–2 недель Платон обрабатывает данные и высылает подтверждение регистрации на указанную почту водителя. В письме должен быть указан логин для входа на личную страницу в системе.

Водителю также предстоит выбрать, каким способом он будет использовать Платон. Разработчики предлагают бесплатно заказать и установить на автомобиль специальное бортовое устройство БУ 1201 . Оно будет считать пройденные километры. Устройство работает через прикуриватель, онлайн, и показывает состояние счета, связи и спутники. Перед выездом водитель обязательно пополняет счет в системе, поскольку деньги списывают в режиме реального времени.

Если Вы не хотите дополнительное устройство, сделайте специальную маршрутную карту . Она рассчитает маршрут, и укажет стоимость проезда, которую нужно оплатить. Если грузовик отклоняется от заданного в системе маршрута и появляется на другой федеральной трассе, он будет оштрафован.

Прибор Платон отслеживает перемещение грузовика

Преимущества и недостатки системы Платон

Среди положительных сторон системы взимания платы с грузоперевозчиков выделяют следующие:

  1. Возможность получения разовой маршрутной карты для тех, кто не хочет или не может зарегистрироваться в системе.
  2. Водитель заранее знает, сколько ему заплатить за проезд, и правильно распределить бюджет.
  3. Хозяин компании предлагает приложение на мобильные устройства.
  4. Терминалы QIWI и топливные карты запрограммированы на оплату услуг Платона. Это упрощает работу водителей.

Введение системы Платон показало проблемы всех задействованных в ней отраслей хозяйства. Главным недостатком есть то, что программа функционирует с многочисленными сбоями. Это происходит от сильной одновременной нагрузки на главный сервер. Компании-перевозчики также имеют индивидуальный график нагрузок: чем больше заказов, тем больше требований от системы.

Если водитель пользуется маршрутной картой , он не может откорректировать на месте маршрут (для непредвиденного ремонта, объезда затора, аварии, зоны бедствия и так далее). За отклонение ему грозит штраф, который он вынужден оплатить из собственного кармана. Здесь разработчик должен учесть непредвиденные обстоятельства.

Поставщики товаров предполагают, что из-за новой системы взимания платы подорожает стоимость доставки. Это приведет к повышению цен на некоторые товары. Но этот вопрос еще обсуждают аналитики.

Возникновение системы Платон повлекло за собой изменение многих сфер жизни грузоперевозчиков и всех, кто с ними связан. Новое всегда воспринимается с опаской. Поэтому владелец системы должен открыто проводить свою деятельность. Людям нужно знать, кто предложил идею о взимании платы с грузовиков, кто разработчик, кто стоит за этим, кому платить деньги и куда они пойдут.