Что делать шаровая. Как заменить шаровую своими руками. Как самому проверить состояние и исправность шаровых опор

В современных автомобилях шаровые опоры являются незаменимым компонентом, который связывает рычаг подвески со ступицей на управляемом колесе. Основной задачей, которая ставится перед шаровой опорой в подвеске автомобиля, является поворот ступицы при вертикальном перемещении, сохраняя исходное положение колеса по горизонтали. Выход из строя шаровой опоры – это серьезная проблема, особенно если она произойдет при движении автомобиля. Обрыв опоры чреват разворотов колеса наружу, что неминуемо приведет к завалу автомобиля на крыло, и это в лучше случае, если неисправность возникнет при начале движения, а не на высокой скорости.

Оглавление:

Признаки неисправности шаровых опор

Поскольку при неисправных шаровых опорах серьезно возрастает вероятность аварии, водитель должен контролировать их состояние. Шаровые опоры от различных производителей на различных моделях автомобилей способны прослужить от 15 до 150 тысяч пробега, поэтому довольно сложно однозначно сказать, когда их требуется менять. Чаще всего производители автомобилей указывают в руководстве по технической эксплуатации машины рекомендуемые сроки замены данного элемента подвески.

Довольно редко шаровые опоры ломаются в одно мгновение, поэтому у водителя имеется возможность заранее распознать симптомы их скорого выхода из строя и заменить детали на новые. Основные признаки неисправности шаровых опор следующие:


Если возник любой из указанных выше симптомов, необходимо в кратчайшие сроки провести диагностику подвески и рулевого управления автомобиля.

Как проверить шаровую опору

Если имеются подозрения на наличие проблем с подвеской автомобиля, лучшим решением станет ее проверка при помощи специальных диагностических средств сервисных центров. Но есть и ряд проверенных способов, как определить, что возникли проблемы с шаровой опорой:


Также некоторые шаровые опоры имеют специальные диагностические отверстия, позволяющие измерить износ пальца. Через них имеется возможность замерить расстояние от основания пальца до поверхности шаровой опоры.

Причины выхода из строя шаровой опоры

Шаровая опора выходит из строя при механическом повреждении. Есть ряд факторов, которые могут ускорить данный процесс:


Шаровая опора является одним из ключевых элементов подвески, и она требует к себе внимания водителя. Если вовремя не заметить ее сильный износ, это может привести к опасной аварии.

За сто с лишним лет, прошедших с момента появления первых автомобилей, в их конструкцию было внесено тысячи изменений. В стремлении к совершенству, разработчики отвергали одни технические решения и заменяли их другими.

Постепенно, шаг за шагом, состоящий из множества узлов и агрегатов, надёжность устройства которых проверена годами. Одним из таких узлов является шаровая опора.

Эта деталь прижилась в конструкции шасси многих машин. Технологически простая и надёжная, она обеспечивает автомобильному колесу высокую степень подвижности. Её исправность одинаково важна для работы и подвески, и рулевого управления.

Что такое шаровая опора в машине

Устройство шаровой опоры легко понять, если посмотреть на размещённый для наглядности рисунок:

В наиболее часто встречающемся варианте исполнения шаровая опора состоит из следующих важных для её работы частей:

  1. Корпус шаровой опоры. Он выполняется из не слишком дорогостоящего металла, обладающего достаточной прочностью и вязкостью.
  2. Вставка из материала, обладающего высокой прочностью, способного выдерживать как ударные нагрузки и стойко противостоящего истиранию.
  3. Яблоко шаровой опоры. Именно эта деталь принимает на себя основные нагрузки.
  4. Стопорное кольцо , фиксирующее яблоко и прочную вставку внутри корпуса.
  5. Конической формы наконечник , через который опора соединяется с поворотной цапфой колеса. Он изготавливается заодно с яблоком.
  6. Пыльник , обеспечивающий защиту важных компонентов узла от попадания пыли и грязи. Внутрь пыльника помещается тугоплавкая смазка.
  7. Резьбовая часть конического наконечника , благодаря которой опора и поворотная цапфа надёжно соединяются.
  8. Фланец с отверстиями под болты. Он изготовлен заодно с корпусом и служит для фиксации всего узла на рычаге подвески.

В результате получается подвижный в трёх плоскостях шарнир. Он не требует обслуживания в процессе эксплуатации, в отличие от применявшихся ранее элементов шкворневой подвески, которые было необходимо регулярно смазывать.

Видео — что такое шаровая опора и для чего она нужна:

Изготовители крепят такой узел к рычагу с помощью специальных заклёпок. Технология ремонта предусматривает их высверливание, чтобы новую деталь можно было установить на болты.

Особенности отдельных конструкций

Как уже было сказано выше, это лишь самый распространённый вариант исполнения шаровой опоры. Но могут быть и, что называется, варианты.

  • разборная шаровая опора.
  • шаровая опора, изготовленная заодно с рычагом.

Для всех вариантов исполнения применяется одинаковая методика обнаружения неисправности.

Видео — как работает шаровая опора при движении автомобиля:

Важно: несмотря на свою простоту и надёжность, шаровая опора имеет ограниченный срок службы. Чем хуже качество покрытия дорог, на которых эксплуатируется автомобиль, тем больше шансов, что деталь раньше времени выйдет из строя. Выход этого важного узла из строя может стать причиной серьёзной аварии. Следует выявлять неисправность на ранней стадии её появления.

Признаки неисправности шаровой опоры

Основными признаками неисправности шаровой опоры принято считать:

  • характерный стук, появляющийся при прохождении поворотов. В некоторых случаях может даже возникать ощутимое биение рулевого колеса;
  • боковое биение колеса, приводящее к износу протектора. В этом случае шина изнашивается неравномерно, как бы клоками;
  • нарушение параметров развала и схождения. Это приводит к равномерному одностороннему износу протектора;
  • возрастание усилия на рулевом колесе;
  • щелчки в подвеске и увод машины в сторону при торможении.

Но проблема в том, что аналогичные симптомы появляются при неисправности и других деталей подвески.

Видео — проверка шаровой опоры на Матизе:

Прежде чем приступать к ремонту, следует убедиться в необходимости замены именно шаровой опоры. Это поможет сберечь немало времени и средств.

Что потребуется для самостоятельной проверки

В ситуациях, когда специализированный сервисный центр по каким-то причинам недоступен, желательно знать, как можно самостоятельно проверить шаровые опоры на своём автомобиле.

Для этого понадобится следующее:

  • подъёмник или смотровая яма. На худой конец можно обойтись и без них, но это серьёзно затруднит проведение обследования;
  • домкрат. Он необходим в том случае, когда нет возможности воспользоваться подъёмником;
  • монтировка. Плоский конец такого инструмента должен легко входить в пространство между поворотной цапфой и шаровой опорой;
  • надёжный подпор. Его размер должен быть таким, чтобы подпор легко устанавливался в пространство между нижней точкой корпуса опоры и полом;
  • комплект гаечных ключей. Их тип и размер выбирается с учётом варианта исполнения узла;
  • съёмник шаровых опор. Его тип зависит от модели автомобиля.

В интернете можно найти информацию с прямыми указаниями на то, какого размера должны быть гаечные ключи и типы съёмников. Иногда такая информация вводит людей в заблуждение. Размер и характер крепежа может отличаться даже для деталей, устанавливаемых на автомобили одной модели. Всё зависит от конкретного производителя запасной части.

Осторожно! Производить работы, если автомобиль стоит на мягком грунте, бесполезно и небезопасно. Диагностика проводится на твёрдом покрытии.

Как проверить шаровую опору самостоятельно

На сегодняшний день наибольшее распространение получила . Шаровые опоры располагаются только в нижней её части. Такой вариант мы и возьмём для рассмотрения.

Для автомобилей, оснащённых подвеской на двух поперечных рычагах, следует применять тот же алгоритм поиска неисправности, с той лишь разницей, что придётся проверять не только нижние, но и верхние шаровые опоры.

Последовательность действий

Проверка шаровых опор производится в следующей последовательности:

1. Предварительно выполняется визуальный осмотр узла. Повреждение пыльника говорит о том, что деталь, скорее всего, придётся заменить. Ради экономии можно попытаться обойтись заменой пыльника. Но такой ремонт не всегда даёт желаемый результат. Попавшая внутрь шарнира пыль губительна для его конструкции. Если внешних признаков повреждений не обнаружено, следует перейти к следующему пункту диагностики.

2. С помощью подъёмника или домкрата автомобиль поднимают и размещают под корпусом опоры приготовленный заранее упор. Лучше всего использовать регулируемую по высоте подставку-треногу. После этого машину немного опускают вниз, создавая нагрузку на шаровую опору. Колесо при этом должно находиться в воздухе и свободно вращаться.

3. Взявшись за верхний и нижний края колеса, его покачивают в вертикальной плоскости. Лучше всего, если при этом кто-то будет осторожно и плавно поворачивать руль. Выработка может дать знать о себе только при определённом положении колеса. Обнаружив люфт, не торопитесь с выводами. Он может быть вызван выходом из строя или слабой затяжкой ступичного подшипника, повреждением сайлентблоков рычага или иными причинами. Это лишь повод для того чтобы перейти к следующему этапу проверки.

4. Вставив плоский конец монтировки в щель между поворотной цапфой и рычагом, давим на рукоять и наблюдаем за деталями шаровой опоры. Если узел исправен, никакого люфта быть не должно. Щелчки или постукивание при нажатии, передающиеся на рукоять монтировки, также сигнализируют о неисправности.

Видео — как проверить шаровую опору и рулевые наконечники:

Окончательный диагноз

Чтобы окончательно убедиться в том, что деталь вышла из строя, придётся разобрать подвеску, отсоединив шаровую опору от поворотной цапфы. Это делается следующим образом:

  • машина устанавливается на подъёмник или домкрат и поднимается;
  • снимается колесо, чтобы обеспечить свободный доступ к узлу;
  • отворачивается гайка, крепящая опору к цапфе. С этим могут возникнуть определённые трудности. Если на наконечнике нет захвата под ключ, он может проворачиваться вместе с гайкой. Приходится вставлять монтировку между рычагом и цапфой и, создавая давление, удерживать наконечник от вращения;
  • с помощью специального съёмника конус извлекается из посадочного места на цапфе.

Внимание! Не стоит пытаться извлекать посадочный конус при помощи молотка. Результатом подобного ремонта может стать повреждение исправной детали.

После того как опора извлечена, её состояние проверяют, взявшись за конический наконечник и пошевелив его из стороны в сторону. Шарнир может вращаться свободно, но при отсутствии люфта это не повод считать узел вышедшим из строя.

Видео — как проверить подвеску самому:

Особенно это касается элементов, изготовленных заодно с рычагом. Но если имеется даже незначительный люфт, узел необходимо заменить или, в случае с разборными шаровыми опорами, отремонтировать.

Научившись определять неисправность шаровых опор, автовладелец обезопасит себя от возможных поломок в дороге, и сможет перейти к освоению следующего этапа работ – замене вышедших из строя деталей.

Анализируя , можно сказать, что они могут могут возникать из-за неисправности различных деталей и все их нужно будет проверять.

Смотрите катушка зажигания и как ее проверить.

Как проверить датчик ABS тестером

Видео — замена шаровой опоры на Форд Фокус 2:

Может заинтересовать:


Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля


Как быстро избавиться от царапин на кузове авто


Выбор полезных принадлежностей для автовладельцев


Товары для авто сравнить по цене и качеству >>>

Похожие статьи

Комментарии к статье:

    Сергей

    Зимой не езжу, но освежил свои знания по этому вопросу и нашёл для себя ряд новых моментов. Буду использовать при подготовке автомобиля к дачному сезону.

    Николай

    Прошлым летом менял шаровую впереди слева.Стучала очень сильно уже. Вроде дело не хлопотное, но требует сноровки. В следующий раз самостоятельно менять не буду, доверюсь спецам.

    Андрей

    Летом менял шаровую на семерке, угробил на них два дня, потому что сломал рычаги…в итоге сделал

    Петр

    Ох знакомая тема, не понаслышке. Купил как то автомобиль в половину зарплаты, из тех что продаются «на ходу». Кризис у меня был а машина нужна и приобрел копейку за четыре тысячи на одно лето. Вот осенью у меня шаровая и «слетела» благо при въезде во двор, не на скорости. Поменял и с тех пор слежу за ними более внимательно. Убиться на раз два можно.

    Степан

    Шаровая опора требует к себе особого внимания в эксплуатации авто, из-за повышенного риска, который она несет. Самое слабое место — это пыльник. Если порвался, то опору нужно менять не раздумывая. Проверяют целостность шаровых на домкрате, покачивая колеса. Стуки и люфт говорят о неисправности этого узла.

    Алексей

    Когда «класики» много было на дорогах, часто встречались авто с вырванными шаровыми. Сейчас конечно меньше. Вообще это вещь ответственная в подвеске автомобиля. Нужно за ними внимательно следить. Я всегда при стуках в подвеске заезжаю на яму или на подъемник для проверки подвески.

    Анатолий

    На наших дорогах, да еще и на отечественных автомобилях придется менять шаровые опоры постоянно. Однозначно лучше доверится специалистам во время замены, и приобретать только качественные комплектующие с завода.

    Надежда

    По своему опыту могу сказать, что лучше менять рычаг в сборе. Потому что шаровая в отдельности может немного болтаться в рычаге, который уже эксплуатировался. Мне ее подваривали, дак такой хенд мэйд отвалился через пару недель и снова началось небольшое биение.

    Сергей

    На Калине это болезнь, измучился менять шаровые. Тут вовремя заметить иначе печальные последствия

    Лёха

    10 лет проездил на Ниве — до сих пор эти шаровые снятся. Я к тому, что в современные авто лучше самим не лезть, даже когда речь заходит о чисто механических проблемах. Настоятельно рекомендую обращаться в автосервисы, не надо из себя строить «Великих ПРО», каждый должен заниматься своим делом.

    Олег

    Шаровые опоры менял на двух своих автомобилях, сначала на зубиле — ВАЗ 21083, потом на Шевроле Нива. Занятие не для слабонервных. Правда на зубиле менять было легче, но это все потому, что эксплуатировалась в основном по асфальту. А вот на Шевроле Нива, был геморой, условия эксплуатации самые экстремальные: рыбалка, зимняя охота, грибы и ягоды, да ещё дача с дорогой вброд через речку. Одним словом все приржавело намертво. Поэтому, когда окончательно убедился, что стуки в передней подвеске — это шаровая, пришлось снимать народными методами. ВД 40, не помог. съёмник тоже, только резьбу на нем сорвал. Поэтому пришлось купить газовую горелку и греть узел, только после этого стронул с места. Механику всю делаю сам, но к шаровым зарекся, больше времени потеряешь, чем денег сэкономишь.

    Влад

    Уже как месяц стучит левая сторона, вроде бы как по описаниям получается шаровая опора. Проверю по предложенной Вами последовательности. Спасибо!

    Сергей

    При замене или самостоятельной покупке шаровых опор, нельзя забывать про их качество. Небольшой ценник всегда должен настораживать, хотя товар может быть и хорошего качества. Это так, для любителей покупать по дешевке на рынке по своей не опытности. Желательно приобретать любые запчасти в проверенных магазинах с сертификатом качества, где даже на детали б/у дается гарантия. Так же данный момент касается по обслуживанию в автосервисах.

    Виталик

    Шаровые опоры уже давно стали расходным материалом, таким, как фильтры или свечи. Стоимость их не значительна, особенно на отечественные модели, значит и замена их не бьет по карману. Другое дело, когда речь заходит об иномарочных. Часто бывает, что шаровые опоры конструктивно выполнены в рычаге подвески (чаще всего нижнем) и если шаровая начинает стучать, то это уже замена рычага в сборе. А рычаг может стоить порой даже несколько сот долларов. Именно поэтому такие детали имеет смысл покупать оригинальными — ходят они значительно дольше дешевых аналогов. У меня еще родные стоят, а машине 12 лет!

    Konstantin

    Всех приветствую. По шаровым опорам главное осозновать несколько вещей, это не покупать слишком дешевые аналоги, стараться заменить не самому, а при помощи специалиста с необходимым инструментом, это только с виду делается легко, быстро и просто. Обязательно вскрыть пыльник и набить туда смазки, без фанатизма только. При проверке качанием на стуки и т.п. как советовали выше, не обязательно может быть шаровая, люфт может быть у штока стойки, опорника, рычагов, а также люфт ступичного подшипника. И последнее, не скупитесь на замену шаровых опор, принимайте их как расходники, это уж не так дорого.

    Лёха

    Шаровые мне в кошмарных снах снятся. Когда была «Нива» приходилось менять чуть ли не через каждые три месяца, тем более 90-е годы, качество запчастей зачастую оставляла желать лучшего. У меня с тех времен два ведра ШО осталось. Сейчас качество улучшилось, но настоятельно рекомендую беречь заводские, такие в магазинах не продают. По проверке на неисправность здесь все классно и правильно рассказано, добавить нечего. Но, опять же настоятельно рекомендую за окончательным вердиктом обращаться на СТО. По неопытности можно одну неисправность принять за другую, а подвеска шуток не любит и ошибки не прощает.

    Николай

    Шаровые опоры это расходный материал. Вечного ничего нет и эти детали часто выходят из строя, при наших то, дорогах 🙂 С опытом начинаешь отличать какая деталь подвески выходит из строя. Менял и меняю всегда сам, сложного там ничего нет, главное — сноровка и прямые руки. У меня Нива Шевроле и если выходит из строя одна шаровая, меняю сразу обе — верх и низ. Беру Кедр или Трек, заметил одну особенность, силиконовые пыльники рвутся быстрее, чем резиновые. Хотя пишут, что первые надежнее. При замене съемником пользовался пару раз, мне проще выбить палец дедовским способом. Бьём не по пальцу сверху, а резким ударом в торец посадочного места, сбоку. Тяжелый молоток, мощное тупое зубило — вот и весь инструмент. Палец выскакивает после первого, второго удара.

    Иванович

    Неисправность шаровых опор в автомобиле, как говорится характерный стук, практически хруст, всегда покажет. А если дело по неисправности зашло далеко, то услышишь его на поворотах и неровной дороге и на руле. Мне приходилось покупать жигули, когда уже на второй день при покупке из автосалона, опора начинала клацать. Менял там же в салоне, оказывается стояла опора бракованная. При подборе опоры на замен, слесарю пришлось выбрать одну из нескольких. В неисправных невозможно было сдвинуть с места наконечник опоры. И так бывает.

    Сергей

    Симптомы повреждения шаровой следующие:
    При преодолении неровности на малой скорости слышен шум подвески, правда зимой это не показатель неисправности шаровых опор.
    Появление люфта в опоре, что очень опасно.
    Неравномерный износ передних и задних шин.
    Скрип при повороте рулевого колеса.
    Есть два способа проверки шаровых: 1 – на слух. Для этого нужен товарищ, раскачивающий авто с выключенным движком. Необходимо прислушаться к звукам от подвески в месте расположения шаровых.
    2 – проверка на качение. Поднять авто на домкрате и выжать тормоз. Раскачивать по очереди колеса на предмет люфта.
    Есть правда опоры со специальными отверстиями, через которые можно замерить износ пальца.

    Андрей

    Никогда не доверял свою безопасность непрофессионалам, застучало — залюфтило — езжай в сервис. Замена шаровой стоит копейки 🙂

    Дмитрий

    Шаровая опора необходима в устройстве современного автомобиля. Казалось бы простая деталь, но она обеспечивает высокую подвижность колесу.

    Сергей

    На шаровую опру автомобиля приходятся очень большие нагрузки, именно поэтому она часто «летит». И чаще всего мы узнаем о том, что ее пора менять когда слышим ее стук, что говорит о том что зазор между наконечником и корпусом шаровой уже значительно увеличен.
    Все мы, особенно в советское время видели машины с развалившейся шаровой. Если это произошло на скорости, то и последствия соответственные. Именно поэтом за ними надо следить.
    Чтобы дольше сохранить шаровые опоры, необходимо не носиться по неровностям, выбираю скоростной режим соответственно дороге. Необходимо следить за состоянием пыльника шаровой., если он порван необходимо его менять, а лучше и шаровую, ведь вы не знаете сколько пыли и грязи уже в нее попало. Шаровую проверяют на наличие люфта для чего надо заехать на эстакаду. Первый симптом износа шаровой – это выворачивание колеса на внешнюю сторону.
    Какую вы поставите опору взамен вышедшей из строя – это дело личное, но не гонитесь за дешевыми, ваша жизнь дороже. Я меняю их сам, и считаю самыми надежными «ТРЕК». Но это для Нивы Шевроле. Для иномарок считаются неплохими Lemforder, Sachs, HI-DRIVE. Для Хонды знаю, ставят шаровые опоры собственного производства, однако стоят они около 200$. Хорошими считаются шаровые: 555, Febest, Masuma, CTR, однако повторюсь, здесь дело опыта, и если его нет, то вперед на сервис.

    Лора

    Сама проверкой ШО не занимаюсь, хотя принцип представляю, характерные признаки неисправности тоже. Главное — постоянно следить за состоянием, не стесняться обратится в автосервис при малейших подозрениях на проблему…

    Анатолий

    Кроме иномарки у меня имеется и отечественный автомобиль — жигули семерка. Когда я ее только купил, то еще не доехал от места продажи домой, услышал клацанье с правой стороны автомобиля, характерное для неисправности шаровой опоры. Удивился конечно сильно, еще не ездил а как говорится приехал. На следующий день возвратился к продавцам, не хотели, но всё таки заменили опору. При установке мне вынесли несколько опор и вместе с мастером мы выбрали исправную. Проездил вот уже 80 тыс. км опора работает хорошо. Оказывается бракованные изделия поставляют на заводскую сборку, как минимум каждая третья опора брак.

    Кирилл

    Шаровая опора — головная боль многих автовладельцев, особенно отечественного автопрома. Еще с советских времен помню стоящие на дороге жигули с вывернутым колесом. Лично я сейчас езжу по проселку в основном на Ниве, поэтому нагрузки на шаровые здесь очень большие. Всегда маеняю шаровые на отечественных машинах сам. Уже приспособился — довольно быстро, все что нужно ключи, гаражная яма, домкрат и сьемник, в наличии. Всегда проверяю состояние пыльника, вывернулся или порвался — шаровая под замену, это мой принцип. Снимаю довольно легко: сьемником поднапряг и резкий удар молотка, шаровая выскакивает. Поддерживаю Сергея, не надо гнаться за дешевизний, ставлю только «ТРЕК», убедился в надежности не раз. Особо модным и навороченным не доверяю.

    Сергей

    Проверять шаровую на слух достаточно сложновато, тому есть причины возникновения стука по другим причинам – к примеру износ сайлент блоков и перечесть можно еще множество, так же биение руля может происходить от ослабления тяги.

    Олег

    Я контролирую шаровую по трем признакам.
    1. при преодолении полицейского со скоростью около 30 км/час слышен стук.
    2. колесо начинает люфтить и возможен завал авто.
    3. скрип при повороте руля.
    Косвенным признаком является заметная разница в износе передней и задней шины.

    Виталий

    Шаровые на своей восьмерке менял несколько раз, самостоятельно. Когда видишь на дороге авто с вывернутым колесом, поневоле задумаешься и начнешь внимательно следить за их состоянием. Я часто езжу по щебенке и у меня любой посторонний шум вызывает желание проверить шаровые. Однако шум и стуки в районе колеса не всегда признак выхода из строя шаровой. Это может быть и рулевой наконечник. Поэтому всегда вывешиваю колесо и проверяю люфт пальца шаровой. после чего принимаю решение менять или искать причину дальше.

    Дмитрий

    Конечно замена шаровой у официалов дороговато, а процедура в принципе простая! Есть гаражные спецы, которые за скромную сумму заменят изношенный узел, я так поступаю уже давно, никогда не было никаких претензий! Может быть я и не прав?

    Анатолий Макаров

    Ходовая часть автомобиля, тем более отечественного, требует от водителя всегда заботы и внимания. Когда, сидя за рулем, начинаешь понимать, что там под тобой, внизу автомобиля, что-то работает не так, а сам ты уже не можешь понять, что не так, быстро обращайся в службу сервиса и делай диагностику ходовой части автомобиля. Шаровые опоры, то на чем крепится колесо, на них надо обращать особое внимание. Я стараюсь одновременно заменить все узлы ходовой, и тогда несколько лет езжу без проблем.

    Олег

    Проверить шаровую опору не сложно, гораздо сложнее ее будет заменить, даже на новой машине не говоря уж о старой.
    Я обычно проверяю ее в гараже, благо у меня есть смотровая яма. Конечно можно и без ямы, но тогда затруднен доступ к днищу авто.
    Дальше ставлю машину на ручник, включаю нейтралку и обязательно упоры под задние колеса.
    Поддомкрачиваю колесо и берусь одной рукой вверху шины, а другой внизу. Пробую шатать колесо вверх и вниз. Если слышен стук, пусть даже едва заметный и люфт, то стараюсь не тянуть с заменой шаровой. На трассу выезжать опасно с таким дефектом. Если все тихо и нет люфта, перехожу к следующему колесу.
    Можно проверить и по другому – надо штангельциркулем сделать замер в середине шаровой между торцом пальца и отверстием в середине шаровой. Для Шеви Нива, например этот размер не более 12 мм, у многих иномарок он указан в руководстве по эксплуатации.

    Иванович

    К ходовой части своего автомобиля Жигули у меня особое отношение. Когда был молодым, то на аналогичных отечественных машинах, на ходовую систему автомобиля обращал внимание, только когда появлялись реальные проблемы, появлялся стук, скрип, тяжелее вращался руль и другое. Замену или ремонт, также проводил только отдельных узлов и деталей. Сейчас стараюсь каждые два, три года, как правило, перед зимним сезоном использования автомобиля посетить автосервисное предприятие, сделать полное обследование ходовой части, и при выявлении неисправностей отдельных узлов и деталей, заменить их, устранив сразу все неисправности, после такого ремонта два три года комфортной езды обеспечено. Хочу сказать, что проведя такой ремонт, обязательно делаю регулировку развала и схождения колёс. В сервисных организациях в настоящее время имеется прекрасное оборудование, позволяющее делать компьютерную диагностику и регулировку. Вот только что, в начале месяца проделал такую работу, автомобиль управляться стал как новый, легко, приятно, без вибраций и всяких там постукиваний. Советую и вам подходить к обслуживанию ходовой автомобиля комплексно. Не только автомобиль запоет, но и ваше сердце.

Шаровая опора была разработана задолго до появления первого автомобиля. Говоря проще, это шарнир, который вращается во всех плоскостях. К его недостаткам можно отнести ограниченность хода, а также некоторую недолговечность. Она, как правило, становится причиной некачественного материала. К сожалению, это касается и отечественного автопрома. Зачастую на коробке задекларировано до 30 000 - 40 000 ресурса, но шаровая опора начинает стучать уже через пару тысяч.

Кроме того, нельзя обвинить одного конкретного производителя, поскольку продукты одной и той же компании существенно отличаются по показанным результатам. В классической независимой используется по две шаровые опоры с каждой стороны. Они обеспечивают ход подвески и служат для того, чтобы колеса могли поворачивать. Стоит помнить, что такая схема применима только для поскольку при использовании поперечной балки шаровые заменены шкворнями.

Шаровая опора является самым уязвимым «органом» передней подвески, даже амортизаторы имеют больший ресурс работы. Кстати, износ первой существенно его снижает. Да и не только его, кроме этого, страдают все резинотехнические изделия, которые применены в подвеске. Так что следить за их состоянием обязательно. К сожалению, пока шаровая опора не застучит, ее никак не продиагностировать без разборки, что, собственно, и мешает.

Но не стоит откладывать лишь потому, что «хороший стук должен себя проявить». Это значит, что она может вылететь в самый неподходящий момент. Хорошо, если произойдет это летом в населенном пункте и на малой скорости. Даже при таких условиях ушибы неизбежны. Нижняя шаровая опора страдает больше всего, потому что на нее приходится почти вся масса автомобиля. При проваливании в яму она разгружается, а под действием пружины «выдергивается» в обратную сторону.

Такой сценарий рано или поздно вызывает износ, потому что возникает эффект наковальни, который выдержит не каждая марка стали. К сожалению, современные производители халатно относятся именно к этому аспекту производства, что и приводит к преждевременному выходу из строя. Шаровая опора ВАЗ стоит, как правило, 300 рублей, замена всех обойдется в 1200, притом, что работы выполнять придется самому. А время, возможно, даже травмы. Если учесть ресурс работы, то менять их приходится по два раза за сезон, в зависимости от режимов эксплуатации.

Хочется развеять миф о том, что шаровые опоры изнашиваются только на отечественных автомобилях. Дело в том, что большинство деталей производится по лицензии, а значит, они могут быть изготовлены в России или за рубежом. Например, во Франции имеется завод, который занимается поставками запчастей для «классики», помимо этого, они производятся еще для 27 марок мира. Качество зависит не от не от производителя, не от страны, в которой стоит завод, а от металла, из которого изготовлена та или иная запчасть. Для использования большинства из них самым важным является именно этот фактор. Но у каждого свое мнение.

Одним из основных элементов подвески, на который возлагаются серьезные эксплуатационные задачи, является шаровая опора. Водители знают, что при возникновении стуков первым делом следует проверять именно этот узел.

Сегодня мы поговорим назначении шаровых опор, устройстве, причинах и признаках их износа, а также способах самостоятельной диагностики состояния данных деталей.

Устройство и назначение шаровой опоры

Монтаж шаровых опор осуществляется в поворотный кулак, являющийся сложноустроенной системой передней подвески автомобиля. Их назначение – закрепление колес, выполненное таким образом, чтобы обеспечивать подвижное состояние кулака, необходимое для разнонаправленного колесного вращения, осуществляемого посредством рулевого механизма. В некоторых разновидностях конструктивного устройства ходовой части присутствует несколько шаровых опор, различающихся на верхний и нижний тип. В таком случае их обычно четыре, хотя порой бывает вдвое больше. Существуют варианты компоновки и с одной опорой с каждой из сторон передней подвески. Это характерно, например, для схемы «МакФерсон».

Шаровая опора имеет весьма замысловатое устройство. Она представляет собой металлический палец, один край которого обладает формой шара, а другой наделен резьбой. Он вставляется в корпус, заполненный специальным смазывающим веществом. Шарообразный конец устанавливается в ограниченный округлый паз, исключающий появление люфтов, однако оставляющий пальцу возможность вращения по любому из направлений. Место данного соединения оборудуется специальным пыльником, защищающим узел от загрязнения. Резьбовой конец предназначен для соединения с монтажным отверстием рычага, крепление с которым происходит с помощью гайки. Из-за применения шаровой конструкции становится возможным перемещение и резьбовой связки рычаг-опора, что необходимо при движении по неровным участкам дорог и вращении рулевого колеса.

Причины износа шаровых опор. Когда необходимо проводить замену шаровых опор?

Самым главным признаком сбоев в работе шаровых опор служит появление посторонних звуков, исходящих от одной из сторон подвески во время неспешной езды по небольшим ямам или иным неровностям. Звук напоминает резиново-пластиковый скрип, похожий на взаимодействие металла с пластмассой. Иногда проблемы отзываются «чавкающими» звуками. Это характерно для состояния, при котором у шаровых опор порван пыльник, а вода попала внутрь соединения.

Сама опора является весьма надежным элементом. Если автолюбитель не использует свое транспортное средство для гонок по пересеченной местности, она вполне способна прослужить несколько десятков тысяч километров пробега. На практике все намного хуже. Крайне редко шаровые узлы «ходят» более 20-25 тысяч. Их повреждения вызываются разрывом пыльников, которые выходят из строя под воздействием агрессивных сред и времени. Нет, физически их порвать достаточно сложно, речь об естественном износе резины, из которой они изготавливаются. На её поверхности возникают микротрещины, через которые грязь и вода забиваются внутрь самого шарнира, приводя к его поломкам.

Способы диагностики работоспособности шаровых опор

Сразу скажем, диагностировать износ шаровых опор невозможно без вывешивания автомобиля. Когда опора находятся под нагрузкой, наличие люфта в ней вы не определите. Для начала авто нужно поддомкратить или вывесить с помощью подъемника.

  1. Первым делом обращаем внимание на состояние пыльников. Даже наличие мельчайших трещин говорит о необходимости их замены.
  2. Вторым этапом требуется взяться за верхнюю и нижнюю часть колеса и покачать его в вертикальной плоскости. Если колесо держится жестко, достаточно заменить только резиновую защиту, если же вы ощущаете люфт, а при сильном покачивании слышен стук, опора нуждается в полной замене. Окончательно убедиться в наличии проблем поможет покачивание поворотного кулака на предмет податливости. При малейших признаках неисправностей шаровую опору лучше заменить.

Почему важно проводить ремонт безотлагательно? Дело в том, что нарушение правильной работы шаровых механизмов оказывает дополнительную нагрузку на рычаги и ступичные подшипники. Степень их износа серьезно увеличивается, а нарушение углов выстраивания основной конструкции приводит к нарушению развала-схождения колес.

Подведем итоги

Резюмируя, скажем, что диагностику шаровых опор требуется периодически проводить в рамках оценки общего состояния ходовой части автомобиля. В случае, когда водитель не обладает необходимыми знаниями или местом для осуществления этого, можно обратиться в профессиональный автосервис. Расценки на услуги профильных мастеров не слишком высокие, зато их вердикт будет максимально точным и справедливым.

Как работают в подвеске шаровые опоры? Зачем их интегрируют в рычаги подвески, отчего они изнашиваются и насколько трудно их менять на современном автомобиле? Разбираемся в этом вопросе во всех деталях.

Зачем нужна шаровая опора

Ш аровая опора – это, конструктивно, не что иное, как шарнир, которым ступица колеса крепится к рычагу подвески. Главная ее задача – давать колесам свободу перемещения в горизонтальной плоскости и исключать – в вертикальной. Вообще, шаровые шарниры используются далеко не только в опорах ступиц – их можно встретить и в развальных рычагах, и в рулевой трапеции, и даже в креплении газовых упоров капота.

Но до определенного времени вместо подвижных шаровых шарниров на поворотных колесах использовали шкворневый шарнир – тяжелый, требующий периодической смазки, а главное – обеспечивающий колесу только свободу поворота по одной оси, что негативно сказывалось на управляемости.

Конструкторы понимали, что шаровая опора будет принимать каждый удар от дороги, потому работа на износ станет колоссальной. Делать деталь с особо прочным алмазным напылением смысла не было, потому ее сознательно превратили почти в расходник. С тем, чтобы в случае чего, можно было без проблем, отвернув пару болтов и гайку, заменить новой.

Конструкция шаровых

Изначально опора представляла из себя корпус, в который установили шаровый палец и поджали через металлическую пластину пружиной, а сверху накрыли пыльником. Дабы палец не износился через два дня, заложили смазочный материал и дали указание всем, кто занимается обслуживанием, регулярно проверять и заменять смазочный материал в корпусе, запрессовывая его через масленку.

Затем наступила эра пластика, и из конструкции ушла пружина. Шаровая часть пальца была помещена в полусферу, образованную вкладышами из вышеупомянутого материала. С тех пор, по сути, конструкция не изменилась, единственно, пластик был заменен на более износостойкий нейлон.

Шаровые опоры разделились на обслуживаемые и необслуживаемые, то есть с масленками и возможностью разборки и без, соответственно. Но чем ближе к настоящему десятилетию, тем меньше использовались разборные опоры. Отголоском эпохи остаются шаровые опоры с масленками, для закладки смазочного материала, но почти на всех машинах давно ставят необслуживаемые опоры.

Сколько в подвеске шаровых опор?

Все сводится к типу подвески. В самых простых МакФерсонах шаровых две – они находятся снизу. Чем больше рычагов, тем больше шаровых. На двухрычажках шаровые есть верхние и нижние, а на самых сложных подвесках, в основном это касается Volkswagen и Audi , шаровых может быть и по пять штук на одну сторону.

Крепеж к рычагу

Сейчас вся классификация сводится не к типу конструкции самой шаровой, а к способу ее установки – от этого очень сильно зависят затраты на замену. Самая простая и миролюбиво настроенная к хозяину автомобиля конструкция – с креплением корпуса опоры к рычагу подвески с помощью болтов, гаек или заклепок. В таком случае отсоединить изношенную шаровую от рычага не составит труда. Казалось бы, конструкция доведена до совершенства, но с конца 1990-х годов инженеры постепенно стали отказываться от нее в пользу опоры, интегрированной в рычаг подвески.

Есть мнение, что такую конструкцию пролоббировали маркетологи, которым хотелось увеличить прибыльность продажи запчастей, ведь теперь при износе шаровой нужно менять рычаг в сборе, даже если сам рычаг в порядке. Но на самом деле у всего этого есть сугубо инженерный смысл: подвеска с интегрированными в рычаги шаровыми опорами попросту легче разборной.

Есть компромиссная конструкция, в которой нет элементов крепления к рычагу, но есть элемент фиксации – стопорное кольцо. В таком случае опора просто запрессована в рычаг (например – Zafira C и Jeep Patriot). Чтобы ее заменить, придется использовать пресс или иной силовой способ (подробнее об этом – ниже).

Крепеж к поворотному кулаку

Основные типы крепления к рычагу рассмотрели, теперь обратим взоры к фиксации шаровой опоры к поворотному кулаку, при условии, что опора на рычаге. Здесь только два варианта: палец опоры может подсоединяться и крепиться гайкой, которая или шплинтуется, или применяется самоконтрящаяся гайка с внутренним стопорным кольцом. Альтернативный вариант крепежа – стяжным болтом, как, например, у Hyundai Santa Fe с 2006 года. Последний вариант более хлопотный, так как болт, на практике, склонен к закисанию.

Также часто бывает, что для того, чтобы разжать концы кронштейна кулака, в котором фиксируется палец опоры, необходимо применить специальный клин, которого часто просто нет в наличии. Проблема может возникнуть там, где ее не ждешь.

Взять хотя бы Audi A6 С7: тут замечательная конструкция передней многорычажной подвески, в которой шаровые опоры верхних рычагов подсоединены к поворотному кулаку и зафиксированы одним длинным стяжным болтом, который очень часто прикипает настолько, что извлечь его невозможно. Ни нагрев кулака (он из алюминиевого сплава), ни охлаждение болта, ни даже прикладывание пяти, а то и десяти тонн на гидравлическом прессе не сдвигают с места этот злополучный болт и на миллиметр. И, как часто бывает в таком случае, хозяин узнает, что его кошелек опустел еще на 400–500 долларов – такова средняя цена на новый поворотный кулак для A6 C7.

В стремлении оптимизировать конструкцию подвески (не всегда в угоду ремонтопригодности) шаровую опору перенесли с рычага на поворотный кулак. В него опора может запрессовываться (SsangYong Rexton, Mercedes-Benz CLS W219), крепиться болтами (ВАЗ 2110) или фиксироваться стяжным болтом в кронштейне кулака (Subaru Forester SG). У каждого способа свои преимущества и недостатки.

В первом варианте для замены шаровой придется снять весь поворотный кулак, а это само собой разумеющийся демонтаж суппорта и диска с отсоединением от верхнего (или верхних, если их два) и нижнего рычагов. Второй и третий вариант намного проще, потому как для замены достаточно будет отсоединить нижний рычаг от шаровой опоры.

Пыльники

Они у шаровой опоры есть всегда, вне зависимости от того, снимаемая или интегрированная в рычаг опора. И они заменяемы! Небольшая поблажка от конструкторов и маркетологов. Но после радостной вести вынужден огорчить: как часто вы заглядываете под автомобиль и смотрите на пыльники? Самые ответственные – раз в 10-15 тысяч километров при периодическом ТО, а в большинстве своем автовладельцы видели свою машину снизу пару раз (когда мастер показывал износ подвески) или не видели вовсе.

Статьи / Практика

Что и почему ломается в подвеске и как продлить ей жизнь

Остальные расходы принимаются как ожидаемые, и куда большее удивление вызывают "вечные" компоненты, не требующие замены десятилетиями, чем постоянные поломки. Тем удивительнее российскому человеку...

71942 2 27 30.04.2015

Как бы то ни было, но вовремя выявить потрескавшийся, но не поврежденный пыльник вероятность мала, значит вы обратите на него внимание, только если ему придет конец, а это автоматически замена шаровой опоры. Круг замкнулся. Ниже приведено описание того, как может разрушиться пыльник и как заменить шаровую опору почти в полевых условиях на примере Jeep Patriot. Отчего решили заменить? На себя обратил внимание жуткий скрип со стороны подвески при повороте рулевого колеса.

Причины и следствия выхода из строя шаровых опор

Как говорилось выше, опору придумали, как замену шкворню, но избавившись от него, не избавились от сил, действующих на шарнир. Если задать почти философский вопрос: «Так почему же изнашиваются шаровые?», то ответ будет состоять из трех основных пунктов (есть и четвертый – время – но он не интересен, так как понятен). Первый: повышенные ударные нагрузки на подвеску при проезде, например, по трамвайным путям на неприличной скорости или обычная эксплуатация автомобиля в необычных дорожных условиях, которыми нас не удивишь. Второй: отсутствие смазочного материала там, где он должен быть (помните о масленках?). И, наконец, третий: разрушение пыльника опоры.

Что касается конструктивных особенностей подвесок и влияния этого на износ, то можно сказать следующее: любая шаровая опора, как бы она ни была установлена – на рычаге или на поворотном кулаке – будет изнашиваться благодаря ударам и трению. И если вам хочется сберечь средства и нервы, то нужно чаще заглядывать за колесо, а также не кричать про себя «Банзай» при виде приближающихся недоразумений в виде выбоин.

Пример замены шаровой опоры

Специнструмента не было, но было огромное желание побыстрее решить проблему, чтобы выдвинуться в путь и приехать в срок. Потому машину на подъемник, ключи в руки, рукава до локтей. Первым делом шаровые опоры. В данном случае «умерли» обе, но даже если бы почила только одна, заменять пришлось бы все равно с обеих сторон. Это писанное правило для всех без исключения автомобилей, которое относится к ремонту элементов ходовой части и тормозной системы. Поломалось справа, значит, и левая часть под раздачу (конечно же, с определением причины асимметрии в поломке).

Приступаем. Выкручиваем болты крепления нижнего рычага передней подвески к подрамнику. Дается нелегко – болты немного прикипели. Однако выкручиваем их не полностью, так как рычаг подсоединен еще и к поворотному кулаку.

1 / 2

2 / 2

Поэтому следующим шагом мы выкрутили болт крепления шаровой опоры рычага. К слову, это не самый удачный вариант подсоединения из тех способов, что существуют. Я уже писал выше, что для выпрессовки опоры в этом случае нужно специальным клином разжимать концы кронштейна кулака. В нашем случае никакого спецприспособления не было, его роль с достоинством выполнили зубило и молоток.

Когда рычаг отсоединен, выкручиваем окончательно болты крепления к подрамнику, и вуаля – рычаг в изрядно замасленных руках профессионала. Для взора открылась ужасная картина – палец в опоре просто болтался и был поржавевший настолько, насколько вообще позволял материал, из которого он был сделан. Пыльника не было. У хозяина машины появилось несколько седых волос, так как он осознал, что в любой момент рычаг могло просто вырвать, и тогда…

Статьи / История

Мягкость и жесткость подвески – что важнее для комфорта?

Специалисты-подвесочники могут рассказать множество интересных примеров из практики, а мне придется ограничиться лишь кратким рассказом о том, почему жестче не всегда цепче, а мягче не всегда...

74376 0 37 05.03.2015

Отправив хозяина пить настойку валерианы, продолжили борьбу. Механик после осмотра рычага отметил, что сайлентблокам тоже осталось недолго. Хотя по заверению вернувшегося уже спокойным хозяина, эти детали заменялись относительно недавно и вообще «быть такого не может!»

Причину разъяснил профи: чтобы скоротать время на ремонт, отдельные представители рабочего класса затягивают болты крепления рычага к подрамнику на ненагруженной подвеске. Автомобиль висит на подъемнике, а механик с динамометрическим ключом тянет болты крепления с моментом затяжки, указанном, например, в руководстве по ремонту. Все вроде бы правильно, но не совсем. Редко кто читает инструкцию, в которой черным по белому: «Окончательная затяжка элементов крепления рычага к подрамнику выполняется на нагруженной массой автомобиля подвеске». Значит, момент, который указан заводом-изготовителем, необходимо приложить после установки автомобиля на поверхность – таким образом сайлентблоки «усядутся», уберутся необходимые для нормальной работы зазоры. В противном случае получится так, как получилось на нашей машине. И хоть немедленной замены сайлентблоки не требовали, но в семейном бюджете владельца в ближайшем будущем должна была образоваться прореха.

Вернемся к нашим «баранам». Шаровая опора фиксируется в рычаге посредством трения и одного стопорного кольца. Следовательно, снимаем стопорное кольцо, если бы был пыльник, то и его, и безжалостно выбиваем опору из рычага. По идее, для этой операции нужен пресс, но дело сделано, и вопросов не возникло.

В комплект новой шаровой опоры входит: собственно, сама опора, пыльник и стопорное кольцо, а также специальный смазочный материал. Устанавливаем опору в рычаг, подбираем по размеру оправку и вбиваем ее в рычаг до появления выборки под стопорное кольцо над верхней поверхностью рычага. И для этой операции очень был нужен пресс (по крайней мере, так писали в руководстве по ремонту), однако пресса нет, а необходимость в срочном ремонте – есть.

Изрядно намучившись, устанавливаем стопорное кольцо. Наносим смазочный материал из комплекта на палец шаровой опоры и закладываем смазку в пыльник. Как оказалось, никакого стопорного кольца для пыльника нет (в данном варианте), он просто надевается на корпус опоры, и все. Впоследствии выяснилось, что пыльник выполнен как уплотнительная манжета – с упругим пояском, может, даже с пружиной внутри. Сел на опору довольно плотно.

Монтируем рычаг на место. Подсоединяем рычаг к подрамнику, вкручиваем, но не затягиваем окончательно болты его крепления. По совету бывалого, на резьбовую часть болтов желательно нанести немного нигрола, чтобы впоследствии облегчить их выкручивание. В новой шаровой опоре палец не болтается, потому для того, чтобы направить его в кронштейн крепления на поворотном кулаке, придется немного попотеть. Наш механик, чтобы увеличить плечо воздействия, установил на палец опоры накидной ключ и подвинул его в нужное положение. Шаровую опору подсоединили, установили и затянули стяжной болт. Опустили автомобиль на поверхность и затянули болты крепления рычага к подрамнику окончательно. Вернулись на десяток – другой строк выше и повторили все действия для второго рычага.

Вам доводилось менять шаровые опоры на своем автомобиле?