Что делать при заносе на переднеприводном автомобиле. Управление автомобилем в заносе

На данный момент существует несколько разновидностей приводов. Это передний, задний и полный. Каждый из них имеет свои особенности в конструкции. Что касается заднего, его часто называют классическим. Именно такая компоновка была у первых бензиновых автомобилей. До недавнего времени (а это 90-е годы) подавляющее число машин были именно с таким типом привода.

Однако с нулевых годов все больше производителей стали отдавать предпочтение переднему. Исчезнет ли вскоре задний привод? Вовсе нет. Ведь такие именитые производители, как «Мерседес», БМВ, «Майбах», «Крайслер» и другие, до сих пор используют подобную компоновку на своих машинах. Что же, давайте рассмотрим конструкционные особенности данной системы и узнаем, как правильно ездить на заднем приводе зимой.

Содержание статьи:

Об устройстве

Как мы уже сказали ранее, это классическая компоновка. Двигатель, в отличие от переднеприводных авто, располагается продольно относительно кузова автомобиля. За ним идет коробка передач. Далее к ней подключается карданный вал и задний мост.

Таким образом, у автомобиля более правильная развесовка массы. Здесь нет сосредоточения нагрузки спереди, как у переднеприводных. Вес одинаково давит как на переднюю, так и на заднюю часть автомобиля. И если в конструкции любой машины имеется двигатель и коробка, то такие узлы, как карданный вал и задний мост, есть не у каждого. Ниже мы рассмотрим конструкцию данных элементов более подробно.

Карданный вал

Данный механизм представляет собой полый цилиндрический стержень. Выглядит он следующим образом.

Длина его может быть разной, в зависимости от размеров машины (а именно ее колесной базы). Конструкция вала предусматривает наличие крестовин. При помощи них элемент соединяется с трансмиссией одним концом и с задним мостом – другим.

Вал проходит через все днище. Поэтому, чтобы не терять клиренс, производители его «утапливают» частично в салон и багажник. Это является одним из недостатков. Ведь помимо пространства для выхлопной системы требуется еще один «тоннель» под карданный вал.

Стоит отметить, что не на всех карданах используется крестовина. Например, на современных «Нивах» данный элемент соединяется через шарниры равных угловых скоростей. Такая же конструкция имеется и у японских полноприводных внедорожников «Тойота».

Он является главным элементом в системе. Конструкция моста включает в себя дифференциал. Данный механизм находится посредине моста и передает крутящий момент на колеса посредством полуосей. Их две, по одной на каждое колесо. Чтобы элемент не выходил из строя раньше срока, в него залито масло. Используется такая же жидкость, что и для трансмиссии. Масло обрабатывает шестерни дифференциала и полуоси.

А чтобы жидкость не вытекала наружу, используют специальные резиновые уплотнители – сальники. Специалисты рекомендуют производить замену масла в редукторе заднего моста каждые 40 тысяч километров. Кстати, в зимнее время его требуется хорошенько прогреть.

Вязкость масла при отрицательной температуре меняется. Смазочные свойства не обеспечиваются так хорошо, как летом. Поэтому первые 1-2 километра придерживайтесь малых скоростей.

Особенности управления

Некоторые скажут, что езда зимой на заднем приводе приводит к аварийным ситуациям. Это в корне неправильно. Если бы данное утверждение было верным, от такой компоновки давно отказались именитые автопроизводители («Мерседес», «Инфинити», «Ягуар» и другие).

Да, управление автомобилем с таким типом привода значительно отличается от полного или переднего. Машина ведет себя иначе в любых ситуациях, особенно на скользкой поверхности. Поэтому, чтобы предотвратить аварийные ситуации, нужно знать правила того, как ездить зимой на заднем приводе.

Делайте все плавно

Первое правило – на скользкой дороге следует избегать резких маневров. Причем это касается не только разгонов и торможений. При работе с рулем и педалями следует быть крайне осторожным. Движения должны быть такими же плавными, как в реке или бассейне, где вода замедляет любые процессы. Это касается управления рулевым колесом и работы с педалями.

Хорошая резина

Со временем автомобилисты привыкают к зиме и начинают ездить так, как летом, делая резкие разгоны и «играя в шашки» в междурядье. Некоторые спишут это на хорошую резину, мол «у меня шиповка и тормозит не хуже, чем летом на асфальте». Качественные покрышки – это всегда хорошо, но даже они не застрахуют вас от аварийных ситуаций. Какая бы дорогая резина у вас ни была, исключайте зимой резкие маневры.

Минимальные обороты

Часто ранним утром автомобилисты «шлифуют» на ровном месте, пытаясь тронутся. Но у них это никак не получается – все списывают на задний привод. Зимой («Мерседес» не исключение) можно тронуться практически при любых условиях. Главное – держать нужные обороты. Что происходит?

Водитель в спешке жмет на газ в надежде, что автомобиль наконец обретет сцепление с дорогой. Однако вместо нужного результата он еще сильнее зарывается в снег. Чтобы колесо не теряло зацепа с дорогой, следует трогаться на минимальных оборотах. Если у вас механическая коробка передач, можно попытаться стартовать со второй.

На автомате — просто держим «гашетку» на минимальном уровне. Также автомобилисту поможет «зимний режим». Таковым оснащается 90 процентов автоматических трансмиссий. Что особенно нужно запомнить владельцам авто с АКПП: перед движением следует прогреть в ней масло. Для этого поочередно переключаем все режимы с интервалом в 10 секунд. После можно смело отправляться в путь.

Как ездить зимой на заднем приводе, если автомобиль застрял? В некоторых случаях не помогает даже старт со второй передачи. Машина просто закапывается в снегу и ложится на «брюхо». Как быть в такой ситуации, если используется задний привод зимой? Отзывы автомобилистов в один голос склоняются к использованию дополнительных инструментов. Это цепи противоскольжения или браслеты.

Надев их на колесо, вы в 99 процентах случаев выберетесь из самой глубокой западни. Но если время не позволяет надеть цепи, можно попытаться стартовать «в раскачку». Отметим, что такой способ подвластен только автомобилям с механической коробкой передач, так как здесь нужно «играть сцеплением». Попеременно действуя педалями газа и сцепления, двигаясь вперед-назад, вы успешно выедете из снежного плена.

Где нельзя ставить машину?

Вождение зимой (задний привод это или передний, не имеет значения) предполагает знание нескольких правил. Ниже мы отметим несколько мест, где не стоит парковать свой автомобиль:

  • Ставить впритирку к другим авто. В один прекрасный день вы просто не тронетесь с места. А если это гололед, то не исключён и занос автомобиля. После нескольких попыток выбраться вас занесет в сторону. Лучше, если это будет поребрик, но никак не соседняя машина.
  • Кстати о бордюрах. К ним тоже не следует близко подъезжать. Возле них скапливается большое количество снега. Шансы забуксовать на ровном месте возрастают в разы.
  • Угол наклона дороги. Никогда не ставьте автомобиль под уклоном. При старте, даже на пониженных оборотах, колеса не смогут войти в зацеп с дорогой. Особенно если это хорошо укатанный снег или гололед. В данном случае спасут только цепи. Вопрос в том, сколько времени вы потеряете на вызволение своего авто.

Правильные приемы торможения

Современные автомобили оснащены системами АБС и ESP, однако они не всегда спасают в аварийной ситуации. Как тормозить, если у вас задний привод зимой? Советы инструкторов в один голос твердят об использовании приема «торможение двигателем».

Делается это очень просто. Вместо того чтобы лишний раз нажать на педаль тормоза просто скидываем передачу на пониженную. Этот прием особенно актуален на затяжных спусках (причем не только зимой, но и летом). А если и тормозить, то только кратковременными, легкими нажатиями на педаль. И конечно же, придерживайтесь дистанции. Иногда даже шипованная резина не обеспечивает нужного эффекта в аварийной ситуации.

Управление в повороте

Используя задний привод зимой, вы должны знать о таком явлении, как занос задней оси автомобиля. Особенно часто это случается при неправильном выборе скоростного режима. Как проходить повороты правильно, если у вас задний привод, зимой? Перед вхождением в него предварительно снизьте скорость. Можно использовать тот же сброс передачи «на пониженную».

Во время прохождения поворота не нажимайте на педаль газа. Так вы спровоцируете занос оси автомобиля. Кстати, прием с нажатием акселератора используют в профессиональном автоспорте (наверняка вам знакомо такое понятие, как дрифт).

Но не стоит забывать, что вы не на гоночном треке. Любая ошибка может привести к серьезным последствиям. Все, что требуется от вас, – отпустить газ и плавно повернуть, исключая резкие движения рулем. Такой маневр придаст заднеприводному автомобилю большей устойчивости.

Что делать при заносе заднеприводного автомобиля?

Если вам предстоит управлять автомобилем, у которого задний привод, зимой, нужно знать правила, как выйти из заноса в случае возникновения аварийной ситуации. Если это снос передней оси, рекомендуется применить торможение ручным (стояночным) тормозом и одновременно увеличить обороты. Так вы заблокируете задние колеса, это вернет машине устойчивость в случае заноса передних.

На более высоких скоростях следует заранее выбрать траекторию и повернуть руль в противоположную сторону заноса. Если начался занос задней оси, не стоит «скидывать» скорость на коробке переключения передач и ехать на «нейтралке». Все, что от вас требуется, – это отпустить газ и двигаться на передаче.

Заключение

Итак, мы с вами выяснили, как устроен задний привод и как им управлять правильно. Используя передний или задний привод зимой, помните о главном – машина любит плавность. Резкие маневры непременно приведут вас к заносу. Поэтому на время забываем о «шашках» и резких торможениях.

Если вам предстоит использовать задний привод зимой, не забудьте доукомплектовать свой автомобиль цепями противоскольжения. Они не раз выручат в неловкой ситуации. Ну и конечно же, поможет качественная резина. Шипованная она или «липучка» — это дело каждого. Главное, чтобы на ней был хороший протектор, который будет грести снег и отводить его в сторону.

Во время движения автомобиля по скользкой дороге хоть какой резкий манёвр водителя способен привести к потере контроля над устойчивостью автомобиля — занос, переходящий в неуправляемое вращение. Нередко это случается на поворотах, циклических неровностях дороги, колее, продавленной большегрузными автоперевозчиками, на довольно крутом подъёме либо при спуске. Появляется неуправляемый занос, бокового либо продольного скольжения, переходящий в критичный занос с насыщенным вращением автомобиля. Итак, занос — скольжение автомобиля боком с одновременным продолжающимся поступательным движением. Верная посадка водителя (спина впритирку к сидению) позволяет ранее ощутить занос и принять меры по выведению машины из небезопасного положения.

Степень трудности и время прохождения вэдовым автомобилем неуправляемого заноса находится в зависимости от мастерства и быстроты реакции водителя, типа привода машины и процентного рассредотачивания по осям вращающего момента. Большая часть водителей, как начинающих, так и довольно опытнейших, при неожиданном заносе испытывают таковой испуг, что просто со всех сил нажимают на тормоз, лишая тем автомобиль манёвренности.

Что следует делать сначала при заносе? Потому что в управлении вэдовой машиной на скользкой дороге доминирует вектор тяги, а не своевременная реакция управляющим колесом, кидать педаль акселератора при заносе нельзя ни при каких обстоятельствах. При полном сбросе газа (закрытии дроссельных заслонок) машина скатывается в абсолютное скольжение на все четыре колеса.

Запомните — это принципиально: при заносе управляющее колесо резко выкручивается в сторону заноса, педаль акселератора незначительно приотпускается — и сходу рулём идёт выравнивание автомобиля сейчас в другую сторону с одновременным значимым добавлением тяги педалью газа на пониженной передаче (как на автоматических, так и на механических трансмиссиях), с маленьким притормаживанием педалью головного тормоза. Трудно? Да. Только шофер, прошедший специальную подготовку, может стремительно и хорошо вывести автомобиль из заноса в силу конструктивных особенностей полного привода. Чем больше исходная скорость машины, тем труднее совладать с таковой ситуацией. Еще проще её предупредить.

Начнём с того, что современный вэдовый автомобиль, имеющий несколько систем безопасности, даёт неверное чувство полной стойкости на сколькой дороге. Из-за различных тяговых усилий на каждую ось и меняющихся динамических нагрузок на стороны подвески он более небезопасен при неуправляемом заносе, потому что трудно предсказать его поведение при потере сцепления резины и дорожного покрытия. Для утраты контроля над управлением авто довольно на большой скорости при гололёде резко отпустить педаль акселератора.

При вхождении в каждый поворот на небезопасной трассе шофер должен быть максимально сконцентрирован в оценке ситуации. От корректности определения крутизны и наклона зависит выбор неопасной линии движения и стратегии авто движения. При мельчайшей некорректности тс, вероятнее всего, выскочит наружу поворотной дуги и «вылетит» с трассы. Так что более верной является сглаживающая стратегия, которая при верном построении траектории перемещения позволит сделать поворот для автомобиля наименее крутым, чем по сути.

На что стоит ещё направить внимание при движении на вэдовом автомобиле в экстремальных критериях, в том числе, и в заносе, — велика возможность опрокидывания машины при наличии на пути скольжения разных препятствий, потому что вектор силы инерции ориентирован в сторону изначального движения. Поступать в таковой ситуации следует аналогично действиям по выходу из заноса — использовать силовое руление в сторону вероятного опрокидывания сразу с приёмами балансирования с целью удержать авто вертикально.

Приведём несколько советов, как верно проходить заносы на вэдовом автомобиле и не попасть в страшную ситуацию. Многие водители заблуждаются, полагая, что автомобиль с полным приводом намного безопаснее зимой, чем задне- либо переднеприводный. По сути, машина с полным приводом в критериях гололёда только разгоняется резвее моноприводной, а тормозят они (при равных критериях) идиентично. Шины, устанавливаемые на авто с полным приводом, должны владеть последующими чертами — направленный протекторный набросок, потрясающие сцепные характеристики, контроль на проблемных дорогах. Резина непременно должна быть «зимняя», но не всесезонная, которая при падении температуры зимой ниже -5 градусов по Цельсию просто «каменеет» и её коэффициент сцепления с дорожным покрытием падает в разы. Шофер должен обдумывать, что способности маневрирования зимой даже на неплохой резине очень ограничены. Нужно избегать резких движений и насыщенных разгонов, неожиданных торможений и больших скоростей. Требуется прирастить дистанцию до впереди едущего автомобиля, двигаться лучше умеренно, все манёвры совершать плавненько и за ранее сбросив скорость.

Но разумней всего будет до начала зимнего сезона освоить способности неопасного вождения на специальной площадке под управлением опытнейшего инструктора.

Если вы не относитесь к тем автолюбителям, что зимой предпочитают не ездить на своей машине, то вам точно известны ситуации, в которых автомобиль очень сложно и даже практически невозможно удержать, его заносит и всячески крутит по дороге. Возникновение подобных случаев, водителя, что называется, не выбирает, хотя в большинстве случаев от него все и зависит.

Соблюдение скоростного режима, адекватно состоянию дорожного покрытия поможет избежать неприятных ситуаций, но если все же случилось, то нужно быть к этому готовым на все 100%.

Поэтому, предлагаем вашему вниманию несколько способов управления машиной в экстремальной ситуации. Это будет полезно знать каждому садящемуся за руль. Сначала может показаться, что это сложно. Но нет. Самое верное условие, которое всегда работает - тренировка, тренировка и снова тренировка.

Уточним, что переднеприводные автомобили встречаются очень часто. Многие автолюбители предпочитают именно передний привод. Почему? Эти авто уверенно держатся на дороге, двигаясь по прямой.

Хорошо заходят в повороты, и редко буксуют. В действительности так оно и есть! У переднеприводных "железных коней" превосходная курсовая устойчивость. Это добавляет автомобилисту, особенно начинающему чувство уверенности в своих способностях.

У переднеприводных авто вес двигателя равномерно распределен на передние колеса, что благоприятствует более уверенному сцеплению ведущих колес с дорожным покрытием. Если колеса пробуксовывают, то у водителя всегда есть подстраховка. Поскольку, если передние колеса являются ведущими, то шанс зацепиться, хотя бы за что-нибудь, есть всегда.

Однако бывают моменты, когда, например, на обледенелом повороте автомобиль становится неуправляемым. Водитель крутит руль, но тщетно. Машина не реагирует на управление и катится по прямой. На практике, чаще всего, начинающий водитель пытается крутить руль сильнее. В итоге, когда он понимает, что он никак не может повлиять на ситуацию, то резко начинает давить на тормоз.

Стоит отметить, что подобные действия приводят к окончательной потере какого-либо контроля над ситуацией. Поэтому, самое главное, что можно посоветовать в подобной ситуации – постоянно держать ногу на педали газа. Впрочем, это не единственная правильная ситуация. Теперь обо всем подробнее.

Для начала, нужно заучить одно правило: если произошел снос передней оси, для возврата колес на первоначальный курс, следует обеспечить занос задней части машины в сторону, противоположную направлению заноса.

Поясним, что речь зашла о "полицейском развороте". Это когда водитель разворачивает авто на месте вокруг задней или передней оси. Этот занос можно выполнить различными способами, которые зависят от того, с какой скоростью вы двигаетесь. Если скорость невысокая, то необходимо кратковременно заблокировать задние колеса с помощью ручника или нажав на тормоз. При этом едаль газа нельзя отпускать ни при каких условиях! "Газку", лучше всего, немного прибавить.

Чем управление скольжением переднеприводного автомобиля разнится с управлением заднеприводным автомобилем: колеса автомобиля всегда должны смотреть в сторону движения, но никогда! в другом направлении. При скоростях движения до 50 км/ч данным правилом можно пренебречь, поскольку непродолжительный по времени поворот "баранки" в сторону заноса может способствовать направлению автомобиля по нужной траектории. Потом прибавьте газу чтобы окончательно выравнить движение автомобиля.

Если же скорость движения автомобиля превышает 50 км/ч, то действовать необходимо иначе. У переднеприводных машин заднюю ось заносит при резком сбросе газа, что является следствием того, что двигатель и трансмиссия подтормаживают передние колеса, при этом задние продолжают вращаться без помех.

Водитель с маленьким опытом вождения, испугавшись обледенелого поворота, в панике бросает педаль газа. Водители со стажем в подобных случаях не советуют этого делать. Правильным будет сбросить газ на короткое время. Это изменит положение машины.

А как только заднюю часть машины начнет заносить, достаточно будет набрать скорость и войти в обледенелый поворот. Для тех, кто только недавно получил права, это сделать совсем непросто. Этот момент луче потренировать на специализированных курсах. Если машину на приличной скорости начинает заносить, то вместо того, чтобы жать педель тормоза, нужно прибавлять скорость.

Поэтому еще раз остановимся на том, что водитель должен сделать. При резком сбавлении скорости заднюю ось сносит. Сейчас водителю необходимо вывернуть руль в сторону заноса и прибавить скорости. Помните, смотреть нужно только в ту сторону, куда едете! Никогда не смотрите туда, куда машину сносит.

Если машину начало заносить, делайте, как рекомендуют автогонщики - педали сцепления и тормоза уверенно жмите В ПОЛ! Подобные телодвижения помогут выдернуть авто из вращения. Двигатель при этом будет продолжать работать, а значит, вы сможете оперативно покинуть встречку, если вы вдруг на ней оказались.

Резкое торможение может спровоцировать занос даже на прямой и абсолютно ровной дороге, если она мокрая или хотя бы немного обледенела. Поэтому с педалью газа нужно работать плавно и дозировано.

Вообще, избегайте резкости при управлении автомобилем! Но при заносе действия водителя должны быть быстрыми и решительными. Чем быстрее получится вывернуть "баранку" в направление заноса, тем увереннее автомобиль вернется на прямой курс. Это прямая взаимосвязь. Как только траектория движения выровнена, начинайте крутить "баранку" в обратную сторону, для исключения дальнейшего заноса.

Конечно, если есть такая возможность, то нужно тренироваться на специально подготовленной для таких тренировок площадке. Попробуйте специально спровоцировать занос машины. В случае успеха можете быть уверены, что любые реальные (не дай Бог) заносы в пути следования вам будут "по плечу", при условии соблюдения скоростного режима, конечно.

Избегайте обгонов на мокром, ледяном и заснеженном дорожном полотне. Если двигаетесь в гору, то передвигайтесь на одной передаче до самой вершины, без переключений. На спуске давите на тормоз плавно и не очень сильно, чтобы не допустить блокировки колес и потери сцепления с дорогой.

Помните о пешеходах. При переходе дороги, люди могут нечаянно упасть. Не стоит пугать их излишне резким сигналом и светом. Сбавляйте скорость движения до минимальной у детсадов и школ.

Неразумное торможение на скользкой дороге приводит к заносу автомобиля – это знают все. Но только ли при резком торможении может случиться эта неприятность? Все ли из вас знают, как возникает и развивается занос, как с ним бороться и можно ли его вовсе избежать?

Заранее должен Вам признаться, что тема заноса трудна для восприятия и осознания. Но не это самое страшное. Теоретически разобраться с причинами возникновения заноса и методами борьбы с ним можно. Проблема же заключается в том, что когда занос происходит не на бумаге, а на реальной дороге, многим водителям не удается соединить теорию с практикой.

Чтобы окончательно что-то усвоить, это "что-то" надо "пощупать". Поэтому рекомендация будет следующей. Выберите время, найдите подходящее место и потренируйтесь в выводе машины из заноса, используя информацию, полученную из этой главы и из других книг. Если Вы отважитесь на тренировки, то первый "случайный" занос на обычной дороге не застанет Вас врасплох. Ну а пока, советую почаще включать свое воображение, тогда написанное на бумаге начнет приобретать реальные формы.

Каждое из колес движущегося автомобиля имеет некий коэффициент сцепления с покрытием дороги. Величина этого коэффициента зависит от множества факторов (скорость движения, материал покрытия дороги, давление в шинах, загруженность автомобиля, погодные условия, конструкция покрышек колес и многое другое). Вычислить коэффициент сцепления для конкретного автомобиля в конкретной ситуации сложно и не нужно. Вам надо понять только то, что машина "держится" за дорогу с определенным усилием и что усилие это не безгранично.

Давайте рассмотрим пример с торможением. При необходимости снижения скорости движения один водитель просто убирает "газ", другой немного прижимает педаль тормоза, а третий "с квадратными глазами" так давит на тормоза, что еще немного, и его нога вместе с педалью окажется в моторном отсеке.

В последнем случае колеса машины уже не в состоянии "цепляться" за дорогу, они блокируются и начинают скользить. Автомобиль переходит в режим движения юзом (заноса пока еще нет).

Юз – это скольжение колес автомобиля по покрытию дороги.

Чаще всего юз начинается по причине чрезмерного усилия при нажатии на педаль тормоза. Однако юз может возникнуть также и при чрезмерном вдавливании "в пол" педали "газа", в результате чего колеса автомобиля проворачиваются на месте. При движении на повороте с повышенной скоростью может возникнуть боковой юз, который характеризуется специфическим "визгом резины".

Иными словами, если неразумные действия водителя привели к тому, что колеса машины проскальзывают относительно покрытия дороги, то у него появляется возможность ощутить на себе явление юза, а позже и заноса.

Занос – это самопроизвольное отклонение траектории движения колес (и всего автомобиля в целом) от предшествующего направления движения машины.

Как правило, за юзом следует занос автомобиля. Это связано с тем, что каждое из скользящих колес имеет свой коэффициент сцепления с дорогой, отличный от другого колеса.

Разность коэффициентов сцепления колес с дорогой приводит к тому, что более "скользкие" колеса смещаются в сторону от предшествующей траектории движения, в результате чего машина начинает разворачиваться относительно своей вертикальной оси (рис. 55).

Рис. 55. Занос

Как Вы полагаете, каким колесам легче начать скольжение – передним или задним? Какая ось автомобиля, передняя или задняя, более подвержена явлениям юза и заноса?

Если у Вас найдется пара свободных минут, рекомендую выйти на улицу и посмотреть на реальные машины, которые активно тормозят перед перекрестком. Обратите внимание на кузов автомобиля, водитель которого "прижал" педаль тормоза.

Любая машина, как с задним приводом, так и с передним, при торможении "клюет носом"! Передняя ее часть прижимается к дороге, а задняя соответственно приподнимается вверх.

За счет перераспределения массы автомобиля по осям задние колеса "давят" на дорогу меньше, чем передние, и коэффициент сцепления с дорогой у них получается тоже меньше. Следовательно, задние колеса легче заблокировать и заставить скользить по дороге.

Задние колеса автомобиля более, чем передние, подвержены блокировке, явлениям юза и заноса.

И это хорошо, что в первую очередь именно задние колеса "срываются" в занос, с таким заносом можно успешно бороться. О передних колесах такого не скажешь. Если в занос "уходит" передняя ось, то машина становится практически неуправляемой!

Сильно пугаться не стоит, занос передней оси случается очень редко. А с заносом задней оси мы сейчас разберемся.

Торможение на скользкой дороге

Как остановить машину на скользкой дороге, если до стоящих на красный сигнал светофора автомобилей остается не так уж много места?

Первое, что надо сделать, это вспомнить о торможении двигателем и забыть о том, что у Вас есть левая нога. Если не трогать педаль сцепления, то двигатель будет помогать Вам в торможении.

С правой ногой сложнее. Изначально надо побороть в себе желание давить на педаль тормоза "что есть сил".

Запомните, тормозной путь на заблокированных и скользящих по дороге колесах увеличивается не менее чем в 2 раза по сравнению с торможением на незаблокированных колесах!

Оптимальным вариантом торможения является – дозированное усилие на педали тормоза, обеспечивающее максимальную эффективность торможения без блокирования и скольжения колес по дороге.

Однако в экстремальных условиях мало кому удается проконтролировать первое нажатие на педаль тормоза. Обычно водители рефлекторно давят на тормоза с максимальным усилием.

Если продолжать удерживать педаль тормоза "в полу", то занос будет развиваться, и Ваш автомобиль приобретет устойчивый вращательный момент. Поэтому, как только Вы почувствовали некоторую "свободу" своего автомобиля, увидели, что "нос" Вашей машины вернулся обратно, после "клевка" в начале торможения, и что багажник начал отклоняться в сторону – надо тут же отпустить педаль тормоза!

Да-да, вот они стоят машины, а Вам надо отпустить педаль тормоза! Если этого не сделать, то, вращаясь вокруг своей оси, Ваш автомобиль врежется в стоящие машины!

Как только Вы преодолеете инстинкт "давить на тормоза, что есть мочи" и укротите неуемную силу своей правой ноги, задние колеса автомобиля сразу же прекратят юзить и вернутся в колею передних. Физика явлений в автомобиле такова, что задние колеса всегда хотят следовать за передними и лишь неразумные действия водителя заставляют их отклоняться от заданной траектории движения.

Поэтому, как только прекращается неправильное действие со стороны водителя, прекращается и начавшийся занос автомобиля!

Сделаем важный вывод:

Для прекращения начавшегося заноса следует сделать действие обратное тому действию, которое привело к заносу!

Можно и чуть короче: "Действие – Занос – Противодействие". Это правило подходит для решения проблем начинающегося заноса при торможении, при разгоне, а также при заносе на вираже дороги.

Теперь вернемся к предшествующим событиям, ведь мы еще не остановились, а впереди стоят машины!

Отпускать педаль тормоза в начале заноса надо, конечно, не навсегда, а лишь на мгновение, после чего необходимо опять "давить на тормоз". Только во второй раз нажимать педаль надо разумно, применяя меньшее усилие и стараясь почувствовать грань блокировки колес.

Однако, как это зачастую бывает на практике, водителю и во второй раз не удается нащупать ту грань, которая обеспечит торможение без блокировки колес. Усилие на педали тормоза опять оказалось чрезмерно большим, задние колеса снова заюзили и машина захотела уйти в занос. Но теперь нас это не должно пугать, у нас есть правило, которым можно воспользоваться!

Занос?! А почему? Нажали на педаль тормоза? Ну так, сделайте обратное действие – прекращайте давить на педаль. Что? Останавливаться надо? Так есть же педаль тормоза – давите! Опять занос? Почему? И так далее.

В зависимости от состояния покрытия дороги и мастерства водителя приходится повторять цикл "надавил – отпустил" три, пять, десять раз, или, лучше сказать, столько раз, сколько необходимо для остановки автомобиля в конкретной дорожной ситуации.

Вышеописанный способ борьбы с заносом, возникающим при торможении на скользкой дороге, имеет свое название: "Прерывистое торможение".

Если маршрут Вашей поездки пролегает по заснеженной или даже просто мокрой дороге, то без "прерывистого торможения" Вам не обойтись. В то же время Вы должны знать и помнить, что в двух конкретных ситуациях любое торможение, в том числе и прерывистое, – недопустимо!

На небольших по размерам скользких участках дороги трогать педаль тормоза нельзя вовсе, спасает только бездействие!

Весна, март, капель, ручьи и большие плоские лужи. Те из вас, кто встает рано утром, могут вспомнить еще и второе состояние этих весенних луж. Гладкий и прочный лед на них будет блестеть часиков этак до 9–10 утра.

К сожалению, по весне эти катки можно встретить не только на тротуаре, но и на проезжей части дорог. Малейшее прикосновение к педали тормоза или любое другое действие органами управления автомобилем моментально приводят к тому, что начинается практически неуправляемый занос, и к противоположной кромке льда-асфальта автомобиль подходит уже боком. А затем происходит то, что называют опрокидыванием или проще "перевертышем".

Вывод прост:

Если Вы попали на небольшой участок скользкой дороги, то "не дыша", ничего не меняя, выезжаете с него, как въехали. В данном случае пассивность – есть спасение.

Мокрая обочина является вторым случаем, когда легкое нажатие на педаль тормоза может привести к тяжелым последствиям.

Если при движении с большой или средней скоростью машина своим правым боком съезжает на мокрую неукрепленную обочину, то в коэффициенте сцепления с дорогой у правых и левых колес возникает огромная разница. В этих условиях любое торможение, пусть даже очень мягкое, заканчивается, как правило, опрокидыванием автомобиля.

Избежать "перевертыша" в такой ситуации можно лишь в том случае, если Вы воздержитесь от активного торможения и грамотно поработаете рулевым колесом! И поверьте, работа предстоит нелегкая.

Сначала переднее правое колесо никак не может преодолеть кромку асфальта и выехать из грязи. Чтобы колесо смогло все-таки преодолеть кромку и выбраться на асфальт, приходится все больше и больше поворачивать руль налево. А дальше, в какой-то момент, резким прыжком правое колесо наконец-то выбирается с обочины на проезжую часть.

Но куда при этом поехала машина? Она устремилась на левую встречную сторону дороги! И это была вторая сокрытая часть проблемы.

Если изначально знать о грозящем резком изменении траектории движения, то, конечно, можно подготовиться к активной работе рулем сначала налево, а затем не менее активно направо. Но лучше вообще не "соскакивать на ходу" на мокрую обочину. Если же выезд на обочину неизбежен, то, по крайней мере, надо постараться успеть снизить скорость до съезда с асфальта.

Прерывистое торможение позволяет избежать заноса автомобиля и сокращает тормозной путь.

На небольших участках скользкой дороги любые действия органами управления автомобилем категорически запрещены.

Если при движении автомобиля по асфальту его правые колеса съезжают на мокрую неукрепленную обочину, следует постараться вернуться на асфальт, не применяя активного торможения.

Руление при заносе

Как Вы только что убедились, без разумного руления водителю не обойтись. Пришла пора поговорить и об этой составляющей борьбы с начинающимся заносом.

Как Вы думаете, куда поедет машина, когда занос прекратится?

Правильно, куда смотрят передние колеса, туда машина и поедет – направо в кусты (рис. 56 а)! Значит, при заносе автомобиля вовсе недостаточно поработать одной лишь педалью "газа", не мешает поработать еще и головой.

а

б

Рис. 56. Выход их заноса: а) без руления; б) с рулением

Если во время заноса просто сидеть, уцепившись в руль, то, прекратив скольжение, машина обязательно поедет в ту сторону, в которую будут направлены ее передние колеса. Следовательно, в момент прекращения заноса передние колеса автомобиля должны быть направлены в ту сторону, куда мы собираемся продолжить движение.

Существует известное выражение "крути руль в сторону заноса". Оно четко отражает суть необходимых действий водителя для безопасного выхода из заноса. Только иногда почему-то бывает трудно осознать сразу – направо надо поворачивать руль или налево. Поэтому сформулируем данное правило немного по-другому:

При начавшемся заносе поворачивай руль навстречу багажнику своего автомобиля.

Если вовремя почувствовать, с какой стороны багажник Вашей машины пытается Вас "обогнать" и повернуть руль ему навстречу, то передние колеса всегда будут направлены в продолжение безопасной траектории движения (рис. 56 б).

В результате грамотных действий водителя занос прекращается, и задние колеса автомобиля начинают выстраиваться вслед за передними. И тут, как правило, возникает очередная проблема.

Если передержать руль повернутым налево, то, возвращаясь на место, задняя часть машины может по инерции "перелететь" через продольную ось направления движения, и тогда опять начинается занос, но теперь уже в другую сторону (рис. 57)!

Рис. 57. Водитель "передержал" руль

Можно ли избежать повторного заноса?

Да, можно, если воспользоваться "опережающим воздействием на рулевое колесо".

Данное выражение означает, что Вы должны вернуть передние колеса в положение прямолинейного движения чуть раньше, чем задние колеса вернутся на свое место. Для этого Вам придется постоянно контролировать положение багажника своей машины. Как только прекратится скольжение задних колес и багажник "замрет" в крайней точке отклонения от траектории движения (рис. 57, поз. 3), следует сразу же начать поворачивать руль обратно. Причем "возврат" руля должен немного опережать "возврат" багажника. В противном случае машина так и будет "повиливать задом", пока какой-нибудь столб не прекратит эти "танцы на дороге".

Конечно, с первого раза не всем удается почувствовать тот момент, когда надо начинать поворачивать руль обратно. Поэтому будем считать, что багажник Вашей машины все-таки "перелетел" на другую сторону (рис. 57, поз. 4) и теперь Вам предстоит бороться с повторным заносом.

Если не паниковать и продолжать сохранять выдержку, то "победить" повторный занос будет не трудно. В этот раз багажник уйдет в сторону от траектории движения не так далеко, как раньше. Поэтому, повторив грамотное руление сначала в сторону нового заноса (направо), а затем опережающим действием в обратную сторону (налево), Вы без особых усилий сможете выстроить задние колеса вслед за передними.

Опережающее действие рулевым колесом позволяет избежать повторного заноса автомобиля.

Заднеприводные и переднеприводные автомобили

В зависимости от того, на какую пару колес передается крутящий момент от двигателя, автомобили делятся на заднеприводные и переднеприводные. Существуют также и полноприводные автомобили, но о них разговор отдельный.

Заднеприводные автомобили движутся за счет того, что именно задние колеса, упираясь в землю, "толкают" перед собой машину. Передние колеса в этом случае служат только для изменения направления движения.

Примером заднеприводных автомобилей могут служить модели "Жигулей" от ВАЗ 2101 до ВАЗ 2107.

Переднеприводные автомобили приводятся в движение передними колесами, которые, "цепляясь" за покрытие дороги, "тянут" кузов машины за собой. У таких автомобилей задние колеса нужны лишь для того, чтобы кузов своей задней частью мог опираться на дорогу, а не волочиться по асфальту. Зато передние колеса выполняют сразу две функции – они и двигают, и направляют машину.

Среди автомобилей Волжского автозавода переднеприводными являются модели ВАЗ 2108, 2109, 2110, 2111 и т.д.

Разница в принципах управления автомобилем с задним и передним приводом в благоприятных условиях (небольшая скорость, сухой асфальт и т.д.) незначительна. Но в экстремальных условиях незнание этой разницы может привести к катастрофическим последствиям.

Разобраться с поведением заднеприводных и переднеприводных автомобилей на скользкой дороге нам поможет... плывущая по реке баржа.

Да-да, обычная баржа. Как и автомобиль, она может приводиться в движение сзади ("толкальщиком") или спереди (буксиром), самостоятельно плавать она не умеет (особенно против течения).

Задний привод

Баржа с задним приводом получается следующим образом. Сзади подходит "толкальщик", упирается в корму баржи и затем толкает ее перед собой по водной глади (рис. 58 а).

А теперь представьте, что в какой-то момент "толкальщик" слегка "перестарался" и в результате задняя часть баржи начала активно отклоняться к берегу (рис. 58 б).

Как Вы думаете, стоит ли продолжать толкать баржу? Правильно, не стоит, иначе она совсем развернется боком поперек реки.

а

б

в

Рис. 58. Задний привод

То, что произошло с баржей на реке, ничем не отличается от заноса заднеприводного автомобиля на скользкой дороге (рис. 58 в). В роли "толкальщика" у него выступают задние колеса и поэтому продолжать "толкать" ими машину – нельзя! Иначе она начнет кружиться в таком замысловатом танце, что выйти из него осмысленно будет практически невозможно. Во избежание этого, в самом начале заноса заднеприводного автомобиля надо прекратить "давить на газ" и начать активно работать рулем.

Для устранения заноса задней оси заднеприводного автомобиля следует уменьшить усилие ноги на педали "газа".

Иногда достаточно лишь ослабить давление на педаль "газа", а иногда лучше отпустить ее полностью. Но это уже сам водитель должен почувствовать, каких действий в данный момент требует от него сложившаяся ситуация.

Передний привод

Теперь нашу баржу тянет за собой буксир (рис. 59 а). И он так увлекся этим делом, что на одном из поворотов реки заднюю часть "каравана", а именно баржу, понесло к берегу (рис. 59 б).

Что делать? Уменьшить или увеличить тягу?

Если не добавить "газу", не потянуть баржу за "нос", то она обязательно врежется в берег. Следовательно, буксир должен несколько увеличить скорость движения и "вытащить" за собой все то, что "болтается" у него сзади.

а

б

в

Рис. 58. Передний привод

У переднеприводного автомобиля сзади "болтается" – багажник на задних колесах (рис. 59 в).

Это передние колеса, "цепляясь" за дорогу, тянут за собой машину, а задние – так просто, живут сами по себе. Поэтому при заносе переднеприводного автомобиля именно увеличение тяги на ведущих передних колесах поможет избавиться от заноса. Добавив "газу" (в разумных пределах, конечно), Вы заставите задние колеса вернуться в колею передних.

Для устранения заноса задней оси переднеприводного автомобиля следует немного увеличить скорость движения.

Занос на повороте

Итак, занос возник на повороте. А на повороте чего?

В том-то и дело, что неважно, где произошел занос – на вираже дороги, на перекрестке или на учебной площадке. Важно то, что занос возник в результате резкого поворота рулевого колеса. И теперь мы имеем ту же проблему – задняя часть автомобиля начинает смещаться в сторону относительно траектории движения передних колес и продольной оси автомобиля.

Исходя из предыдущих разговоров (руление при заносе), для прекращения заноса руль надо поворачивать навстречу непослушному багажнику Вашей машины.

Если задняя часть автомобиля пошла налево, то и руль надо поворачивать тоже налево. При этом нельзя забывать об опережающих действиях рулем при возврате багажника на место.

А что нам делать ногами?

С левой ногой все понятно – в экстремальных ситуациях сцепление трогать нельзя. Об этом мы с Вами уже давно договорились. С правой же ногой немного сложнее. Прежде всего, Вам необходимо вспомнить, в каком автомобиле Вы сейчас находитесь – в заднеприводном или переднеприводном, и лишь после этого приступать к работе педалью "газа".

На автомобиле с задним приводом надо ослабить усилие на педали "газа" или вообще полностью убрать "газ". Иначе задние колеса могут так разогнать багажник, что он обгонит капот Вашей машины.

Если Вы уберете "газ" и грамотно поработаете руками, то задние колеса выстроятся вслед за передними и машина начнет двигаться именно туда, куда Вы изначально и собирались поворачивать. Позже, когда автомобиль "успокоится", можно будет прибавить "газу", но только немного, не допуская проскальзывания колес относительно покрытия дороги.

На автомобиле с передним приводом все совсем наоборот. Если не потянуть за "нос" машины, то задние колеса очень скоро окажутся там, где раньше были передние колеса.

Для прекращения заноса переднеприводного автомобиля надо прибавить "газу". Тем самым Вы заставите задние колеса вернуться в колею передних. Прибавлять "газ" надо по мере необходимости и, конечно, в разумных пределах.

В процессе "борьбы" с заносом надо также осознавать, что по окончании заноса переднеприводный автомобиль активно устремится туда, куда в этот момент будут направлены его передние колеса. С какой скоростью он туда устремится, полностью зависит от того, как сильно Вы будете "давить на газ". Поэтому, почувствовав прекращение заноса, необходимо прекратить и излишнее давление на педаль "газа".

Занос при резком ускорении

Победить занос, возникший при резком ускорении, совсем не сложно. Но прежде, позвольте несколько строк нравоучения.

Наверное, надо уже окончательно понять, что резкость действий на скользкой дороге (да и на обычной тоже) явно противопоказана. Если высказаться в философском смысле, то хороший водитель в своих мыслях и поступках не имеет глаголов, предполагающих резкость действия на любом участке дороги и в любую погоду.

Вместо "проскачу" – "проеду" (а если "не проеду" – значит, остановлюсь), вместо "крутану" – "поверну" (может быть и быстро, но не резко), "вдарю по газам или по тормозам" – "поработаю педалью" и так далее. Много еще какие глаголы можно поменять на другие, более приемлемые для дороги с точки зрения безопасности движения.

Что же касается заноса при резком ускорении, то у нас есть основное правило борьбы с любым заносом: "Действие – Занос – Противодействие".

Если зимой при включении зеленого сигнала светофора Вам захотелось уехать с перекрестка первым, и Вы "что есть мочи" надавили на педаль "газа", то может статься, что Ваша машина уедет последней либо вообще не уедет, надолго оставшись в дверце или в крыле соседнего автомобиля. Не стоит забывать, что юз с заносом возникает не только при торможении, но и при любом неразумном действии водителя, которое приводит к проскальзыванию колес относительно покрытия дороги.

Если занос возник по причине большого "газа", значит, надо сделать его меньше либо отпустить педаль "газа" вовсе, иначе Ваш автомобиль так и будет "плыть" на соседнюю машину.

Техника вывода автомобиля из заноса

Давайте последовательно пройдем все стадии развития и прекращения заноса для заднеприводного и переднеприводного автомобиля. Для примера возьмем занос на вираже дороги.

Вследствие неразумных действий водителя задняя ось его машины "поплыла" влево (рис. 60). Что теперь делать, как выйти из заноса и как при этом сохранить намеченное направление движения?

Рис. 60. Выход из заноса на вираже дороги: А – на заднеприводном автомобиле; Б – на переднеприводном автомобиле

Ответить на эти вопросы поможет таблица 2, которая согласуется с рисунком 60.

Таблица 2. Последовательность действий водителя по выводу автомобиля из заноса на вираже дороги

Этапы заноса

Действия водителя

1. Заноса нет.

Автомобиль приближается к повороту дороги.

2. Начало заноса.

Варианты неразумных действий водителя: – резкий поворот руля; – резкое торможение; – скорость движения оказалась выше той, которая соответствует повороту данного радиуса.

Занос на повороте может возникнуть и в том случае, если резко нажать или отпустить педаль газа.

Действия водителя по выводу автомобиля из заноса

Правая нога

на любом автомобиле

на заднеприводном автомобиле

на переднеприводном автомобиле

3. Занос в стадии развития. Багажник автомобиля активно пошел влево.

Поворачивают руль в сторону заноса (навстречу багажнику) .

Отпускает педаль тормоза или "газа".

Отпускает педаль тормоза и переходит на педаль "газа". Нажимает педаль "газа" и делает несколько повышенные обороты двигателя, не допуская при этом прокручивания передних колес относительно покрытия дороги. Пытается вытянуть вслед за передними колесами всю машину.

4. Стабилизация положения автомобиля. Багажник замер в крайней точке смещения.

Выравнивают передние колеса в направлении продолжения траектории движения.

Отдыхает.

Продолжает работать с педалью "газа", поддерживая повышенные обороты двигателя.

5. Начало возврата багажника в исходное положение.

За мгновение до начала возврата багажника в исходное положение начинают поворот руля направо (с некоторым опережением возвратного движения багажника) .

Продолжает отдыхать.

Продолжает удерживать повышенный "газ".

6. Приближение багажника к исходному положению.

Продолжают работу рулем направо, несколько опережая возвратное движение багажника.

Все еще отдыхает.

Немного прибавляет "газ", пытаясь окончательно вытянуть всю машину вслед за передними колесами.

7. Стабилизация багажника в исходном положении.

В момент возврата багажника в исходное положение руль должен уже находиться в положении, соответствующем продолжению траектории поворота.

Готовится к работе с педалью "газа".

Может начать плавное уменьшение "газа".

8 . Продолжение движения в намеченном направлении.

Удерживают руль в положении, соответствующем продолжению траектории поворота.

Может немного прибавить "газ".

Может плавно уменьшить "газ" до обычного.

После внимательного изучения таблицы и рисунка с темой заноса можно было бы и закончить, но на душе остается осадок некоторого неудовлетворения. Дело в том, что занос является практической стороной мастерства управления автомобилем, а не темой для теоретических диспутов. Автогонщики всю свою жизнь продолжают учиться науке управляемого заноса. Мы же с Вами разобрали только элементарные правила борьбы с возникшим по неразумности наших действий простеньким заносом.

Конечно, для начала хватит и этого "бумажного" разговора. Но "пока сам не пощупаешь, не поймешь". Это выражение как нельзя лучше подходит к явлениям юза и заноса. Поэтому советую Вам изыскать возможность и потренироваться в управлении автомобилем с заносом в каком-нибудь укромном местечке, где Ваши ошибки не принесут вреда окружающим машинам, людям и придорожным столбам. Ошибки же будут обязательно, даже если Вы наизусть выучите эту или подобную книгу. Лишь сделав эти ошибки, можно окончательно осознать, почему они произошли, как надо было делать и как не надо. Только после этого теория воссоединится с практикой, и тогда занос на реальной дороге будет Вам уже не страшен.

Занос автомобиля, который часто происходит зимой, на обледенелой дороге, способен привести к трагическим последствиям. Что такое занос и как действовать водителю в таких случаях? Обо всём этом будет подробно написано в статье.

Действия водителя при заносе

Если заносит на переднеприводном авто, нужно нажать на педаль газа. При заносе (учиться управлять которым придётся заново, если до этого водитель ездил на заднеприводном), нужно быть готовым ко всему. Другими словами, переднеприводный автомобиль более чутко реагирует на возникновение такой ситуации на дороге, особенно на мокрой или скользкой дороге. Незначительный и лёгкое, но резкое торможение способно увезти авто в сторону. Хотя заднюю траекторию такой автомобиль сохраняет лучше, но когда начинают пробуксовывать передние колёса, управлять такой машиной становится гораздо сложнее. Поэтому, приближаясь на переднеприводном автомобиле к повороту, рекомендуется заранее сбавить скорость и заходить в него на большом радиусе.

Что касается заднеприводного автомобиля, то, если начинает заносить его, не рекомендуется нажимать педаль газа . Таким образом, можно запросто перевернуть автомобиль или машина закрутится вокруг своей оси. Если заносит, только постепенное уменьшение подачи топлива может помочь. Другими словами, водитель не резко, а постепенно должен опускать педаль газа, а рулевое колесо желательно немного повернуть в сторону заноса.

Кроме этого, если заносит в ситуации с резким ускорением, то в этом случае ясно - нужно постепенно убавить подачу топлива. Если же нарушение движения авто вызвано бывает - следует опустить педаль тормоза. Все эти советы помогут, но лишь немного. Удастся уменьшить влияние поперечной силы, о которой было написано выше.

Если заносит на , нужно сначала отпустить, а потом нажать на педаль газа. При управлении полноприводным автомобилем на скользкой дороге доминирует вектор тяги, но никак не реакция руля. И в таком случае бросать педаль газа ни в коем случае нельзя. Если сбросить газ на полноприводном автомобиле, закроются дроссельные заслонки и машина начнёт скользить на всех четырёх колёсах.

А вот способно его полностью ликвидировать. Центробежная сила, возникающая при таких ситуациях, начинает разворачивать автомобиль в сторону, противоположную боковому скольжению оси авто. И когда автомобиль начинает возвращаться в исходное положение, опять же при помощи рулевого колеса водитель обязан регулировать движение колёс, чтобы автомобиль не перевернулся. при заносе - единственная возможность его избежать.

Так, опытные водители могут ликвидировать возникшую ситуацию одним эффективным приёмом. Они советуют, что, если после возвращения машины в исходное положение она начинает разворачиваться в противоположную сторону, опять же поворотом руля следует погасить занос. Главное здесь, утверждают профессионалы, не суетиться и сохранять хладнокровие. Только так можно избежать переворачивания.

Кроме того, причинами заноса могут стать:

  • попадание под колёса камней или мёрзлых кусков грунта;
  • резкие манипуляции на извилистой дороге, особенно если автомобиль высокий;
  • неравномерный ;
  • неравномерное распределение груза в багажнике или на крыше автотранспортного средства, что вызывает нагрузки на одну сторону;
  • высокая скорость на извилистой и неровной дороге;
  • торможение, тем более резкое и неравномерное;
  • разрыв шины.

На видео показан управляемый занос полноприводного автомобиля:

Конечно же, причина такого нарушения движения, его суть, может быть понята теоретически, но действия отработать только лишь в голове не получится. Нужны тренировки, способствующие тому, что движения водителя в экстренных ситуациях становятся автоматическими. Почему у во время заноса нога нажимает инстинктивно на педаль газа? Они ведь прекрасно знают и не раз читали, что делать это нельзя! Всё дело в потере самоконтроля. Так и здесь. Водитель должен быть готов к возникновению такой ситуации и на практике суметь всё сделать правильно. Опыт приходит с годами, и его ничем не заменишь. Но всё же.

Первое, чему должен научиться водитель - это перебороть страх перед заносом. Это поможет ему легче действовать во время такой ситуации. Он обязан заставить себя возвращать руль в те напряжённые секунды, когда автомобиль крутит. Естественно, что в такие моменты не до управления. Но от этого зависит жизнь - самое драгоценное, что есть у человека.

Понимаем занос теоретически

Итак. Заносом называют такое движение автомобиля, при котором происходит скольжение его осей (передней или задней). Почему оно возникает? Из-за того, что теряется с дорогой, происходящее по многим причинам.

На видео показывается, что нужно делать при заносе переднеприводного авто:

В большинстве случаев наблюдается скольжение колёс задней оси автомобиля. изменяет свою ориентацию во время движения и поворачивается на дороге. При этом передняя ось продолжает движение прямо, но задние колёса выплясывают танец кабардинца в сторону. Из-за того, что направление у обеих осей неодинаково, возникает ещё и вращательное движение. Центробежная сила, что соединяется при этом с боковыми силами, по причине которых был вызван занос, усиливает их.

Одной из самых распространённых причин такого нарушения движения автомобиля является резкое торможение. Водитель нажимает резко на тормоза и колёса блокируются. В этот момент не обязательно даже ехать по обледенелой дороге. Даже на сухом асфальте при таком торможении на высокой скорости происходит занос.

Другой причиной может стать неравномерный и несвоевременное посещение СТО. Бывает и так, что на одну ось устанавливают колёса с одним типом протектора, а на другую - с совершенно иным. Это тоже может стать причиной. Да, и это строго запрещено.

Воспрещается также проводить различные резкие движения за рулём. Нельзя на скорости неожиданно поворачивать влево или вправо, особенно на скользкой дороге.

Интересно, что переднеприводные автомобили гораздо реже подвержены заносу на прямой дороге, чем остальные машины. Руль автомобиля в этом случае нужно повернуть на угол, равный величине заноса.

Тяжело в учении - легко в бою

Видео о том, что нужно делать при заносе заднеприводного автомобиля:

С целью повысить навыки управления при экстренных ситуациях рекомендуется . Ясно, что место для проведения должно быть выбрано подальше от людных мест и участков дороги, где ездят машины. В таких местах можно искусственно устраивать мини-заносы и выравнивать их. Можно постепенно усложнять задачи, и так называемый управляемый занос будет ликвидирован эффективнее. «Тяжело в учении - легко в бою», - так говорил и учил жить великий полководец Суворов. И в этом случае его слова смотрят в корень проблемы.

Как спровоцировать занос искусственно

Сделать это несложно, даже на скорости 20 км/ч. Следует только резко затормозить и перед самым торможением руль резко вывернуть в сторону. Существует целая система приёмов, которые помогут искусственно спровоцировать занос. Вот очерёдность действий:

  1. Учимся для начала определять время, когда сцепление колёс с поверхностью дороги уменьшается. При этом сцепление уменьшается до такой степени, что колёса находятся на грани скольжения. Что даёт это умение? Оно позволит чувствовать грань, когда нужно снижать скорость или убирать ногу с , и, таким образом, избегать заноса.
  2. Учимся мгновенно реагировать на занос или, другими словами, гасить его. Это навык, который приходит после нескольких тренировок и становится автоматическим со временем - занос/руль.
  3. Учимся определять момент, когда поворот рулевого колеса вызывает ответную реакцию - гасим занос.
  4. Учимся, не дожидаясь конца заноса, поворачивать руль в обратную сторону. Такой рефлекс требует многих повторений, чтобы срабатывал автоматически.
  5. Учимся согласовывать скорость вращения рулевого колеса с характером гашения заноса. Действия при заносе автомобиля, таким образом, становятся полностью автоматизированными.

Потренировавшись таким способом, можно реально научиться действовать хладнокровно в экстремальных ситуациях. И научиться этому должен , так как такие ситуации на дорогах, особенно российских - не редкость. Так, занос задней оси заднеприводного автомобиля чаще всего вызывается плохим качеством дорог.

На видео рассказывается про управляемый занос:

Если водитель не станет тренироваться для борьбы с заносами, то в критические моменты управлять автомобилем ему не удастся, даже если он в себе полностью уверен. Нередко в экстремальных ситуациях даже самые смелые и «рисковые» водители терялись и отпускали руль. Некоторые люди продолжают в такие моменты нажимать на педаль тормоза в надежде, что это поможет. И самым опасным в такой момент становится психологический ступор, в который попадает неопытный водитель.

Чтобы всего этого не произошло, воспользуйтесь советами, приведёнными выше. И помните - за рулём вы в ответе не только за свою жизнь!