Что делать при аквапланировании. Аквапланирование автомобиля — эффект дождя и лужи. Как избежать аквапланирования

Чем опасна ранняя весна? На магистралях и остальных дорогах при активном таянии снега вода будет скапливаться в низинах. Особенно, на появление больших луж влияют снежные валы, которые ограничивают движение талых вод. В первую очередь скопление воды будет заметно на дорогах, проложенных по холмистой территории, с чередующимися спусками и подъёмами. Все эти водные преграды могут стать ловушкой для неопытного водителя. И в первую очередь опасность таится в аквапланировании.

Аквапланирование - появление воды в пятне контакта шины с поверхностью дороги. Возникает при попадании автомобиля на участок с водяным слоем, отделяющего шины движущегося транспортного средстваот дорожной поверхности, когда давления веса машины не хватает для вывода воды через ламели из пятна контакта. Как следствие снижение сцепления колеса с поверхностью дороги и потеря управляемости автомобиля.

Свои рекомендации по управлению автомобилем во время аквапланирования даёт Бариеников Евгений, заместитель руководителя по учебной работе Центра высшего водительского мастерства профессора Э.С. Цыганкова.

Что нужно делать при появлении на пути водной преграды?

1. При появлении лужи нужно максимально снизить скорость движения автомобиля.

2. Заранее включить щётки на максимальный режим, чтобы при попадании воды на лобовое стекло сохранить обзор.

3. Руки на руле держать в правильном положении («без десяти два» или «без пятнадцати три»), полностью охватив рулевое колесо. Кисти должны быть сжаты, локти разведены в стороны, корпус напряжен. Это необходимо для того, чтобы при получении удара по колёсам руль не вырвало из рук и не началось вращение автомобиля.

4. Лужи всегда нужно проезжать с прямыми передними колёсами, без поворота.

5. Как только кромка воды скрылась из поля зрения, быстро, но плавно (не бросая педаль) отпустить «тормоз». Это позволит сохранить прижатие не только на передние колеса автомобиля во время въезда в лужу, но и быстро сместить вес автомобиля назад для прижатия задних колес. Этим действием мы можем сохранить контроль над управляемостью и устойчивостью движения автомобиля в луже.

Если автомобиль входит в поворот (колёса повернуты в ту или иную сторону), то первое колесо попадающее в воду, становится препятствием и точкой, вокруг которой может начаться вращение (занос). Та же ситуация может повториться при выходе из лужи, когда первое колесо, получившее опору, потянет автомобиль по своей траектории. Поэтому из воды нужно выезжать также на прямых колёсах. Профессиональные водители и спортсмены, как правило, проходят водные преграды в повороте «двойным ходом»: первый «выставляет» машину до лужи, далее вход прямыми колёсами, второй - дальнейший поворот для соблюдения траектории. Также возможно управление автомобилем после входа в воду, но в виде небольшой коррекции рулем.

Типичные ошибки

Что происходит при появлении водной преграды? При торможении сокращается расстояние между днищем машины и дорогой. Если перед входом в воду, резко отпустить педаль тормоза , то «нос» автомобиля поднимается, и масса воды подплывает под днище. Машина садиться на воду, и начинает глиссировать как лодка, потеряв контакт с дорогой. Автомобиль теряет управляемость из-за возникшего аквапланирования.

Аквапланирование возникает на скорости от 90 км/ч , даже на неглубокой воде во время дождя. При высокой скорости движения аэродинамика поднимает кузов над дорогой (именно для борьбы с этим эффектом устанавливаются различные спойлеры и антикрылья), прижимная сила колёс с дорогой снижается, и за счет этого уменьшается сцепление их с поверхностью дорожного покрытия. Слой воды, который находится между протектором и дорогой, не вытесняется и возникает аквапланирование.

Снижение последствий эффекта аквапланирования и управление автомобилем в заносе - удел подготовленных водителей. В первую очередь человек должен понимать, что может произойти в ситуации теоретически, и быть к ней готовым практически. Если водную преграду будет проходить неподготовленный водитель, он может не справиться с заносом (первым или вторым) и спровоцировать негативную ситуацию с выездом на встречную полосу или уходом на обочину. Из каждой нештатной ситуации водить будет выходить на основе полученных навыков: чем их больше, тем оперативнее и правильнее будет его реакция.

Интересно, почему совершенно гадкое и неприятно-опасное явление для любого автомобилиста, названо таким красивым словом - аквапланирование. Аквапланирование чрезвычайно опасный эффект, который может принести негативные эмоции (это в лучшем случае, только эмоции) для любого автомобилиста, как профессионального водителя, а для начинающего водителя особенно.

Причины аквапланирования

Аквапланирование – это полная либо частичная потеря сцепления колес автомобиля с дорожным покрытием. Как понятно по названию эффекта, аквапланирование автомобиля связано с водой, а именно при контакте с водяным слоем (лужей) на критической скорости.

На самом деле причин этого эффекта не так уж и много, и в то же время многие факторы влияют на возникновение аквапланирования.

Эффект получается из-за возникновения в пятне контакта шины автомобиля т.н. гидродинамического клина, а именно: протектор шины не успевает удалять воду из пятна контакта с дорогой.

Аквапланирование может возникать по целому ряду причин:

  • высокая критическая скорость при входе в лужу;
  • маленькая остаточная ;
  • неровности дорожного покрытия с водяным слоем (лужей);
  • толщина, либо неравномерная толщина водного слоя;
  • в шинах автомобиля;
  • общее состояние .

Обратите внимание, что практически все перечисленные причины зависят от водителя и, соответственно, от состояния автомобиля.

Как избежать аквапланирования

Первое и основное правило, дабы избежать аквапланирования – это не входить в лужу на скорости. В результате испытаний определена критическая скорость аквапланирования – 70 – 100 км/час. Хотя не факт, что эффект аквапланирования может не возникнуть и на меньшей скорости (см. причины).

Правильно подобранные шины и их состояние: конструкция протектора должна содержать глубокие водоэвакуационные каналы. Естественно не должен превышать параметры указанные производителем. Наиболее удачными брендами шин считаются: Michelin; Dunlop; Pirelli; Goodyear.

При выборе шин для авто следует обращать внимание на наличие пиктограммы обозначающей дождь или наличие слов в названии модели: water или aqua – вода, rain – дождь.

Состояние подвески автомобиля – по умолчанию должно соответствовать норме. Особенно это касается вашего авто.

Действия при возникновении аквапланирования

Бывает. Произошло. Никто не застрахован. Что делать, чтобы свести к минимуму нежелательные последствия аквапланирования. В первую очередь – не паниковать, и убрать ногу с педали газа.

Никаких резких торможений. Резкое торможение при аквапланировании провоцирует занос автомобиля. Торможение производится только двигателем.

Положение руля. При скоростном входе в лужу руль может быть выбит из рук из-за неравномерного входа колес в зону аквапланирования и возникающего гидродинамического удара. Поэтому, руль держим крепко и по правилам: циферблат 10-2 или 9-3.

Никаких резких движений рулем с попыткой выровнять колеса. Дело в том, что колеса реагировать не будут, но в момент вновь возникшего сцепления с дорогой, происходит повторный занос уже в ту сторону, куда повернуты колеса авто. Повторный занос авто корректируется короткими, в сторону заноса движениями руля с возвратом колес в положение «прямо».

По большому счету, всё это можно и не запоминать, нужно всего лишь помнить об эффекте аквапланирования, не въезжать в лужи на критической скорости и стараться преодолевать их по прямой траектории. И не забывать, систематически проверять состояние шин автомобиля и подвески, всегда, но особенно в сложно-дорожные времена года: осень – зима – весна.

Удачи вам в предотвращении аквапланирования.

Вождение автомобиля всегда сопряжено с возникновением опасных и неожиданных ситуаций на дороге, которые не всегда можно предугадать.

Наиболее рискованным явлением для автомобилиста, которое способно привести к серьезным авариям и ДТП , является аквапланирование, давайте разберем, что такое аквапланирование и как противодействовать этому явлению.

При аквапланировании шин происходит частичная или полная утеря сцепления шин с дорогой из-за образования водяной пленки между колесом и дорожным покрытием, приводящей к скольжению автомобиля. При аквапланировании даже самый опытный водитель может потерять управление автомобилем.


«Hydroplaning» участника Dave Indech at English Wikipedia - English Wikipedia. Под лицензией Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 с сайта Викисклада - https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Hydroplaning.jpg#mediaviewer/File:Hydroplaning.jpg

Причины появления аквапланирования

Причин появления явления аквапланирования не так много, однако, к основным относятся:

  • Высокая скорость езды при вхождении в лужу на дорожном полотне. Аквапланирование возникает в случае движения транспортного средства на критической скорости, при неблагоприятных условиях (ливень или дождь, скользкая дорога, глубокие лужи).
  • Изношенность шин и малый рельеф протекторов. Если вы управляете автомобилем с изношенной или лысой резиной, со стертым протекторным рисунком в дождь, высока вероятность проявления аквапланирования.
  • Низкое давление в шинах.
  • Изношенность или поломка подвески.
  • Состояние дорожного полотна в дождливую погоду (наличие неровностей, изгибов, ям, выбоин и т.д.).

Проявление аквапланирования

Эффект аквапланирования для различных марок автомобилей может проявляться по-разному, в зависимости от типа привода .

У заднеприводных автомобилей аквапланирование начинается на передней оси, переходя на заднюю ось. Понять это можно по ведению руля, который становится слишком мягким, но ответной реакции от автомобиля нет. Таким образом, даже не вращая руль и не снижая скорости, есть вероятность возникновения ДТП .

У переднеприводных автомобилей аквапланирование начинается с задней оси, переходя на переднюю ось. В данном случае при попытке совершить торможение, возможен занос или вращение автомобиля. Самым оптимальным вариантом в такой ситуации является не сброс скорости, а ее набор, благодаря чему передние ведущие колеса способны вывести автомобиль из опасного участка, но делать это нужно очень аккуратно и с четким пониманием того, что вы делаете.

Способы предотвращения аквапланирования

Явление аквапланирования можно своевременно избежать, если строго придерживаться основных правил вождения.

  • Для того чтобы избежать аквапланирования прежде всего стоит позаботиться о надежной и безопасной резине для своего автомобиля. Стоит помнить, что износ шин на 40-50% увеличивает вероятность проявления аквапланирования в два раза. Выбирая летние шины, обращайте внимание на протекторный рисунок. Он должен быть четким, глубоким, иметь глубокие канавки для отвода воды. При выборе шин учитывайте наличие специальных пиктограмм, которые определяют условия их использования - дождь, снег, вода.
  • Во время езды в плохую погоду всегда стоит следить за качеством и состоянием дорог. На мокрой дороге с большим количеством луж лучше двигаться на средней скорости, а при вхождении в лужу - максимально сбросить скорость. Зачастую аквапланирование возникает на скорости движения в 80-100 км/час, толщина водного покрытия дорожного полотна составляет всего 1 мм. При высокой степени изношенности автомобильной резины и подвески, аквапланирование может наступить даже на скорости в 65 км/час.
  • Следите за состоянием подвески. При изношенности или даже незначительной поломке, стоит позаботиться о своевременной замене.

Действия водителя при возникновении аквапланирования

Какие действия следует предпринять, если, не смотря на все меры предосторожности, вы попали в ситуацию с аквапланированием?

Прежде всего, постараться не паниковать. Не совершать резких движений и не давить на газ, если не уверены в этом действии, лучше сбросить газ. Любое резкое торможение только приведет к потере контакта шин с дорогой, заноса или вращения автомобиля.

Для начала снижаем скорость, торможение осуществляем только двигателем . В условиях аквапланирования вращать рулем и выравнивать колеса не нужно, при этом соблюдаем правильное положение рук на руле - по схеме 10/2 или 9/3 (по циферблату часов).

В любых ситуациях стоит помнить об эффекте аквапланирования, поэтому преодолевать лужи стоит только на сниженной скорости и по прямой траектории.

Только соблюдая правила вождения и здравый смысл в голове можно избежать эффекта аквапланирования шин. Наглядно демонстрирует, что такое аквапланирование и всю его опасность вот это видео:

В этом разделе мы расскажем, что такое аквапланирование, в чем опасность этого явления. А также что делать если Вы попали в эту ситуацию, и как можно уменьшить вероятность ее появления.

Слово аквапланирование пришло к нам из английского языка от слова Aquaplaning (Hydroplaning), что переводится как «водяное планирование».

Аквапланирование - это процесс , суть которого заключается в следующем:

Когда на большой скорости автомобиль въезжает в лужу, то между колесом и дорогой образуется водяная прослойка. Колесо начинает скользить по поверхности воды, теряя контакт с дорогой. Автомобиль в этот момент становится неуправляемым.
Многие автолюбители сталкивались с этой опасной ситуацией на дороге и на своем опыте узнали, на сколько это бывает опасно.


Однако не нужно путать аквапланирование с таким процессом, как скольжение шин на мокрой дороге, которое иногда возникает даже при небольшой водяной пленке на поверхности дороги. Скольжение может возникнуть на любой скорости при резком маневре: торможении или повороте рулевого колеса, т.к. из-за воды происходит снижение коэффициента трения, и уменьшается сцепление резины с дорожным покрытием.
Кардинальным отличием аквапланирования шин от скольжения является полная потеря контакта шины с дорогой (колеса "всплывают" над дорогой), вызванная слишком большим количеством воды или высокой скоростью.

Происходит из-за того, что большой объем воды не успевает выходить из пятна контакта через водоотводящие канавки, и колесо начинает плыть по поверхности воды.


Давайте более подробно разберем, как происходят эти процессы.

Процессы при аквапланировании

Автомобильный протектор сконструирован таким образом, чтобы вода выходила из пятна контакта шины с дорогой по специальным водоотводящим канавкам.


Движение воды в протекторе шины

Но если скорость автомобиля слишком высока или лужа очень глубокая, то вода полностью не успевает выходить из-под колеса, и появляется эффект аквапланирования.

Этот эффект становится сильно заметен на изношенных шинах, поскольку на изношенной резине глубина водоотводящих канавок становится меньше, и вода медленнее выходит из-под покрышки. Даже при не очень большой скорости автомобиль с изношенными шинами, попадая в лужу, теряет управляемость.

Внимание!

Будьте очень осторожны при езде в дождь при сильно изношенных шинах! Если начался дождь, во избежание попадания в эффект аквапланирования обязательно снизьте скорость!
Подробная информация о том, как узнать на сколько изношены ваши покрышки, на странице: «Износ шин » .

Очень важным моментом в работе шины на мокром покрытии является то, что с увеличением скорости постепенно уменьшается площадь пятна контакта с дорожным полотном. Колесо как бы начинает «наползать» на воду и отдавать часть нагрузки не на дорогу, а на поверхность воды. И только дойдя до определенной скорости, колесо полностью теряет контакт с асфальтом.

Вот наглядные картинки, сделанные известной компанией Goodyear , в которых показывается, как уменьшается площадь пятна контакта в зависимости от скорости автомобиля и износа протектора.


Зависимость площади пятна контакта шины от скорости и износа протектора

Обратите внимание, что на изношенных шинах с остаточной глубиной протектора, равной 1 мм, при глубине лужи всего 2 мм остается только 11% от нормальной рабочей площади контакта! Т.е. при небольшом увеличении глубины лужи (или скорости автомобиля) аквапланирование неизбежно!

Эти фотографии, сделанные высокоскоростной камерой, хорошо показывают, что даже если из-за водяного «клина» машина не потеряла полный контакт с дорогой, то управлять ею в экстренных ситуациях при резких поворотах или торможениях будет крайне тяжело.
Именно поэтому в дождливую погоду нужно быть предельно аккуратными на дороге и избегать резких маневров и высоких скоростей.

«Аквапланинг» зимних шин

Зимние шины гораздо лучше защищены от аквапланирования, поскольку их протектор более крупный.
Но это при попадании автомобиля в обычную лужу, а на зимней дороге кроме воды есть еще снег и лед, которые гораздо больше усложняют ситуацию.
По сути? в зимних шинах происходят очень похожие процессы, что и в летних шинах, и отличаются они в том, что кроме воды из-под колеса нужно «выводить» более густую снежную кашу и кусочки льда. Именно поэтому протекторы зимних шин более крупные и имеют более широкие и глубокие водоотводящие канавки.

При этом зимние автошины рекомендуется устанавливать более узкие, чем летние (из тех типоразмеров , которые рекомендует производитель автомобиля). Узким покрышкам «легче» продавливать снежную кашу и вероятность аквапланирования на снежной каше, у них меньше.

Влияние давления в шинах на аквапланирование

Еще одним важным аспектом, влияющим на аквапланирование, является давление в шинах . Заниженное давление в колесе сильно уменьшает площадь контакта и увеличивает риск аквапланирования.

На фотографиях снизу хорошо видно, как уменьшается площадь контакта резины Michelin при понижении давления (при прочих равных условиях).


Зависимость аквапланирования от давления в шинах

Основные причины такой зависимости в том, что при низком давлении в покрышке воде «проще» промять среднюю мягкую часть протектора, чем уйти вбок.
При этом покрышка деформируется, водоотводящие каналы становятся уже, и ситуация еще больше усугубляется.
Кроме того, нарушаются все расчеты, сделанные заводом-изготовителем покрышки при ее проектировании, поскольку тестирование шин (а также их соответствие заявленным характеристикам) проходит при нормальном давлении.

Как избежать аквапланирования?

Полностью избежать риска аквапланирования на дороге невозможно, поскольку даже на самых лучших и новых шинах при определенной скорости машина, попав в глубокую лужу, потеряет контакт с дорогой. Но свести к минимуму риск аквапланирования можно, если соблюдать определенные правила:

  1. В первую очередь определяющим фактором является скорость автомобиля. В дождливую погоду нужно снизить скорость, особенно когда дождь очень сильный, и вода не успевает уходить с проезжей части.
  2. При изношенных шинах (более 70%) будьте крайне осторожны на мокрой дороге! Риск аквапланирования очень велик!
  3. Регулярно следите за давлением в шинах! Это важно не только для уменьшения риска аквапланинга, но и для равномерного износа резины, хорошей управляемости автомобиля, комфорта при движении, уменьшения риска "пробития" колеса, повреждения диска и т.д.
  4. Видя на проезжей части большую лужу, не пытайтесь «пролететь» ее на полной скорости! Последствия могут быть очень непредсказуемыми. Невозможно визуально определить, на сколько она глубока, и даже при не очень большой скорости можно "залить" мотор водой, и машина остановится посередине лужи.
  5. Ну, и в конце нужно сказать, что в дождливую погоду нужно быть гораздо аккуратнее на дороге. Кроме частичной потери видимости очень сильно уменьшается сцепление колес с дорогой, и увеличивается тормозной путь автомобиля. Избегайте резких маневров и высоких скоростей.

Что делать, если вы почувствовали «Аквапланинг»?

Почувствовать и понять, что вы попали в аквапланирование, очень легко. При попадании в лужу машина резко перестает слушаться руля и не реагирует на педаль тормоза.

Что делать в такой ситуации?

  1. Во-первых, ни в коем случае не крутите руль в разные стороны на большие углы, это очень опасно!
    Как только скорость машины упадет или лужа станет менее глубокой, колеса вашей машины практически мгновенно получат потерянное сцепление с дорогой, и если они в этот момент находятся под большим углом относительно движения автомобиля, то машину резко бросит в сторону!
    В этой ситуации не нужно крутить руль! Нужно стараться сохранять прямолинейное движение до тех пор, пока вы не почувствуете, что колеса обрели сцепление с дорогой, и только после этого можно выравнивать машину.
  2. Не нужно резко пытаться затормозить, поскольку это может спровоцировать занос или разворот машины. Тормозить нужно непосредственно перед самой лужей, а не в самой луже.
  3. И, наверное, самое главное - не поддавайтесь панике! Старайтесь контролировать ситуацию, и у вас будет гораздо больше шансов на безаварийный выход из ситуации с аквапланированием.

Будьте осторожны и удачи вам на дорогах!


Материал подготовлен в «Покрышка.ру»

Внимание! Все содержимое этого сайта охраняется законодательством об интеллектуальной собственности (Роспатент, свидетельство о рег. №2006612529). Установка гиперссылки на материалы сайта не рассматривается как нарушением прав и согласования не требует. Юридическая поддержка сайта - юр.фирма «Интернет и Право».

Каждый водитель сталкивался с тем, что на мокрой дороге или во время гололеда машина совершенно не слушается, ее начинает самопроизвольно нести. Складывается впечатление, что машина «плывет», и вы полностью теряете контроль над ее управлением. Этот неприятный момент называется аквапланированием. Случается такое, когда шины теряют сцепление с дорожным покрытием во время непогоды. Аквапланирование может начаться во время ливня, дождя, при попадании колесами в огромную лужу, когда дорога покрыта тонким слоем льда.

Понятие эффекта аквапланирования

Что происходит при аквапланировании? Аквапланирование – это своеобразное скольжение по поверхности дорожного покрытия, когда сцепление колес с твёрдой поверхностью сводится к минимуму. На шинах оттеснены канавки, по которым вода должна отводиться в сторону, если машина эксплуатируется в условиях непогоды. В случае, когда дорога покрыта большим слоем воды, эти канавки не успевают отводить воду в сторону, и возникает эффект аквапланирования. Водитель на короткое время теряет контроль над машиной.

Внимание! Не путайте понятия «скольжение» и «аквапланирование»! Скольжение возникает при резком торможении или повороте на дороге, покрытой тонким слоем льда или во время небольшого дождя. В этом случае сцепление шин с дорогой недостаточное (но не теряется полностью).

Чтобы избежать аквапланирования, не нужно в непогоду ехать на большой скорости и делать резких маневров на дороге. В аквапланирование чаще попадают переднеприводные машины (передние ведущие колеса стягивают автомобиль на мокрой дороге), и вы не сразу замечаете, что теряете управление (так как задние колеса уже подвержены процессу аквапланирования). Заднеприводные машины дают шанс водителю вовремя почувствовать начало аквапланирования (управлять машиной становится сложнее, руль отказывается слушаться) и предпринять меры.

Факторы, влияющие на аквапланирование автомобиля

Аквапланирование автомобиля провоцируется рядом факторов:

Большая скорость движения во время дождя, когда дорога покрыта слоем воды.

Попадание в лужу на большой скорости.

Сильный поток воды на дороге.

Неравномерное водяное препятствие на дороге (в случае с неровной трассой).

Небольшая остаточная глубина протекторов (лысеющие шины).

Давление в шинах машины.

Неисправная подвеска машины.

Рисунок шин

Аквапланирование возникает, если рисунок на шинах стирается (нормальным считается рисунок с глубиной канавок на шинах до 8 мм), уменьшается глубина бороздок. С лысыми шинами (глубина бороздок до 1 мм) и на сухом асфальте коэффициент сцепления падает, а на покрытой слоем воды – и подавно. При контакте с водой бороздки не успевают высвободить резину для хорошего сцепления с покрытием трассы, и машина «плывет».


Желательно ставить на машину шины с рисунком «дождевой» (в виде елочки). Это водоотталкивающие покрышки, которые снижают риск возникновения аквапланирования. Переобувайте машину в протекторы «зима-лето». Зимние шины имеют более глубокие бороздки рисунка шин, потому что резине приходится бороться со снегом и снежной кашицей.

Интересно знать! Термин «аквапланирование» впервые появился в авиации.

Кроме рисунка на шинах, смотрите также на ширину протекторов: узкие или широкие. Преимущество остается за широкими шинами, так как у них большее напряжение сжатия. Необходимо следить и за давлением в шинах. Если протекторы проседают, то глубина бороздок уменьшается, а риск аквапланирования увеличивается.

Толщина водяной пленки

Эффект аквапланирования напрямую зависит от толщины водяной пленки. На мокрой дороге сцепление колес с асфальтом лучше, чем на дороге с внушительным слоем воды (сильный дождь, ливень). Если дорога имеет перепады в покрытии, то слой воды на ней неравномерный. В этом случае попасть в аквапланирование можно запросто, потому как протекторы должны справиться с разным слоем воды на дороге.

Скорость движения

В непогоду очень важно следить за скоростью, не превышать ее. Аквапланирование шин начинается при скорости от 70 км/ч даже во время небольшого дождя (даже при условии хорошего рисунка на шинах и исправной ходовой части).

Если вы мчитесь на высокой скорости, то аэродинамика слегка поднимает машину над дорогой. В этом случае сцепление колес с основой и так падает. Если учесть, что в дождь на пути сцепления становится вода, то коэффициент сцепления снижается (вода не вытесняется из протекторов, и возникает аквапланирование).

Интересно знать! Второе название аквапланирования – «глиссирование» (момент всплытия колес на водяном клине).

Состояние подвески

Если ваша подвеска изношена, то риск аквапланирования повышается в плохих погодных условиях даже на скорости от 40 км/час.

Опасность аквапланирования для вас и вашего авто

Что делать при аквапланировании? Не паниковать – это главное. Попав колесами в поток воды на асфальте или в огромную лужу, вы ощутите снижение скорости. Это происходит потому, что возрастает сопротивление движению. При попадании в лужу сцепление колес получается разным (одно колесо уже на более-менее сухой поверхности, а другое находится еще в луже), потому машину и заносит. Иногда может возникнуть небольшой удар, и машину непроизвольно начнет разворачивать. Чтобы этого не произошло, крепко держите руль в руках.

Внимание! Ни в коем случае не делайте резких рывков рулем в сторону (это только усугубит ситуацию). При аквапланировании руль поворачивайте короткими множественными движениями на маленький угол – так вы сможете выровнять машину.

Как предотвратить аквапланирование

Лучше предотвратить беду, чем бороться с аквапланированием. Важно прислушаться к некоторым советам:

Правильно выбирайте покрышки (узор «елочка», водоотталкивающие, широкие/узкие, наличие пиктограммы: water или aqua – вода, rain – дождь).

Переобувайте машину по сезону (зимняя и летняя резина).

Следите за изношенностью покрышек (на «лысой» резине ехать нельзя).

Следите за состоянием подвески.

Проезжайте лужи по прямой.

В дождливую погоду нельзя резко тормозить и поворачивать.

В непогоду максимально снизьте скорость (должна быть меньше 70 км/час).

Крепко и правильно держите обе руки на руле (ориентируйтесь по циферблату 10-2 или 9-3), чтобы его не выбило из рук при попадании в лужу.

Исключите резкие маневры (колеса должны быть всегда прямо).


Какие действия предпринять, если аквапланирование началось

Как же бороться с аквапланированием? Никак. Если уж попали в «плавание», то остается только крепче держать руль прямо и ждать, когда машина проедет участок с толстым слоем воды.

Если попытаться резко повернуть руль, когда передние колеса еще в луже, а задние на асфальте (или наоборот), то может еще раз «кидануть» вплоть до переворота машины. Отбросьте свое психологическое желание тормозить, если машину уже несет.

Внимание! Тормозить надо до водной преграды, а не в ней.

Водители с большим опытом могут поймать и подкорректировать занос, но не всегда (а при касании с твердой поверхностью машину снова уведет в одну из сторон под тем углом, под которым она вошла в «занос»).

Внимание! В момент аквапланирования потихоньку отпускайте педаль газа, чтобы скорость снизилась.

Подписывайтесь на наши ленты в