Что делать, если на заводится автомобиль: симптомы и причины. Дизель не заводится: возможные причины и способы решения проблемы Двигатель то заводится то не заводится

Для запуска двигателя необходимы следующие основные условия:

  • вращение мотора с нужным количеством оборотов;
  • подача в цилиндры нужного количества и качества топливовоздушной смеси (либо раздельно топлива и воздуха);
  • воспламенение топливовоздушной смеси в цилиндре в нужной фазе процесса;
  • достаточная компрессия в цилиндрах двигателя;
  • отсутствие затруднений выхода газов через выпускной тракт для поддержания нормального наполнения и вентиляции цилиндров.
Каждое условие обеспечивается в результате действия нескольких факторов.

Причины, почему не заводится машина, можно сгруппировать в 4 основных типа:

  • электрическая неисправность;
  • механическая поломка;
  • регулировочная;
  • климатическая (внешняя) причина.
Когда авто не заводится, первичная задача состоит в том, чтобы определить направление, с которого «пришли» проблемы запуска.

Прежде чем браться за сложные технические решения, разумнее выполнить ряд простейших шагов по выявлению явных признаков, указывающих путь поиска неисправности. При этом иногда удается сразу установить причину.

Устранение неисправности может быть как простым действием по восстановлению контакта или несложной замене отдельных компонентов своими руками, так и потребовать квалифицированных работ с привлечением специалистов.

Двигатель не крутится и машина не заводится

Что делать:

  • убедиться в полном включении замка зажигания в нужное для запуска двигателя положение;
  • проверить подачу электрического тока аккумуляторной батареей (например, при недостаточном заряде свечение пиктограмм на панели приборов тусклое, втягивающее реле стартера щелкает, но не крутит двигатель);
  • при полном отсутствии электрического тока (не загораются пиктограммы контрольных приборов и т.п.) осмотреть аккумулятор и убедиться в подключении и надежности крепления клемм на выводах АКБ;
  • при обнаружении влаги, загрязнений, обильных окислов или даже темного поверхностного слоя, снять клеммы, прочистить их контактные поверхности и выводы аккумулятора до металлического блеска, после чего установить клеммы на место;
  • если есть возможность, проверить ток прямым подключением к выводам АКБ вольтметра или мультиметра (в отсутствии приборов возможно подключение с проверкой нормальной работы переносного светильника, автомобильного компрессора или другого устройства);
  • если АКБ не дает нужный электрический ток, то провести его квалифицированную диагностику на предмет возможности зарядки и последующей эксплуатации;
  • провести полную зарядку АКБ, либо, при веских основаниях – заменить аккумулятор на другой, заведомо исправный;
  • надежно затянуть клеммы АКБ ключом;
  • визуально осмотреть, насколько это возможно, целостность силовых электрических кабелей от АКБ, подтянуть крепеж;
  • убедиться по показаниям бортового вольтметра или использовав для проверки мультиметр, что аккумулятор дает ток с нужными показателями (при этом контрольные приборы загораются в полный свет, как обычно это происходит на исправном автомобиле, напряжение не проседает и нет признаков короткого замыкания в электропроводке);
  • внимательно и не спеша проверить целостность всех предохранителей в блоке предохранителей;
  • при обнаружении сгоревшего предохранителя заменить его другим необходимого номинала;
  • если есть доступ, визуально осмотреть провода в области замка зажигания на предмет их целостности и надежности подключения, при обнаружении разрыва цепи – восстановить;
  • при наличии электропитания от АКБ проверить его подачу на стартер попыткой запуска двигателя.

Если двигатель после указанных действий не стал вращаться, то потребуется более глубокий поиск и устранение неисправности с применением специальных знаний и навыков. Здесь возможно два варианта, в зависимости от того, слышно щелчок срабатывания втягивающего реле стартера или нет.

Если не слышно срабатывания втягивающего реле стартера (не клацает при повороте ключа зажигания на старт, электромотор стартера не включается), то возможны следующие основные причины:

  • нарушение электропитания стартера;
  • неисправность в электрической части самого стартера (например, обрыв в катушке втягивающего реле).
Электрический ток может не поступать на стартер по следующим причинам:
  • выход из строя контактной пары в замке зажигания;
  • с внешнего контакта замка зажигания отошел провод или в этом проводе обрыв;
  • выход из строя электрического реле стартера;
  • обрыв питающего провода стартера;
  • потеря контакта в месте подсоединения питающего провода к корпусу стартера.
Необходимо:
  • руками проверить надежность крепления провода в месте контакта на самом стартере, осмотреть целостность видимой части провода;
  • убедиться, что питающий провод подает ток на контакт стартера;
  • если ток не приходит на стартер, то руками проверить надежность крепления провода на выходе из замка зажигания, визуально оценить целостность видимой части провода;
  • с помощью мультиметра проверить исправность замка зажигания (на соответствующем выходящем контакте должен быть ток в положении ключа на старт);
  • установив место размещения электрического реле управления стартера (чаще размещается в блоке предохранителей, реже отдельно в подкапотном пространстве), нужно проверить его работоспособность.
Проверить исправность реле управления можно одним из способов:
  • с помощью мультиметра;
  • использовать контрольную лампу и прямую подачу напряжения на контакты реле проводом от бортовой сети автомобиля;
  • ручным способом: положенные на корпус реле палец или ладонь почувствуют вибрацию от срабатывания при повороте ключа зажигания на старт.
Если реле стартера не работает, то его необходимо заменить.

Если от контакта замка зажигания подается ток, реле исправно, но на стартер ток не поступает, нужно прозвонить электрическую проводку для того чтобы вычислить участок со скрытым обрывом.

Если на стартер поступает ток, втягивающее реле щелкает с характерным звуком, но не стартер не крутится, то проблема в самом стартере. В этом случае, прежде чем снимать стартер для дефектовки и ремонта или замены на новый можно постучать по его корпусу – иногда этого достаточно для того чтобы он ненадолго вернулся в рабочее состояние и завел двигатель.

Особняком стоит случай, когда электродвигатель стартера работает (слишком быстрое вращение определяется по жужжащему звуку), но не прокручивает мотор. Это однозначно указывает на выход из строя привода стартера (его еще называют бендиксом или обгонной муфтой). Требуется демонтаж стартера и замена бендикса на исправный.

Если двигатель с трудом крутится стартером

Что делать:

  • в холодное время года выяснить наружную температуру воздуха и сравнить ее значение с температурой прокрутки, характерной для вязкости применяемого моторного масла;
  • убедиться, что аккумулятор дает ток с нужными показателями: контрольные приборы должны загораться в полный свет и т.д.;
  • при необходимости зарядить АКБ или заменить на заведомо исправную или новую;
  • предпринять попытку запуска двигателя.
Подробно о диапазонах применения моторных масел при низких температурах изложено в статье «Выбор моторного масла по параметрам» в разделе «Полезное» на сайт. Упрощенный способ состоит в вычитании из показателя вязкости числа 35: например, масло с вязкостью 5W-30 гарантированно должно обеспечивать прокрутку двигателя до -30 градусов мороза. При температурах ниже этого порога попытки запуска лучше прекратить.

Падение показателей АКБ в мороз и затрудненная прокрутка, вплоть до того, что не заводится машина, характерны для зимнего периода. Подробно о применяемых дополнительных приемах облегчения запуска изложено в статье «Холодный запуск двигателя. Просто и доступно каждому.», так же в разделе «Полезное» на сайт.

Стартер крутит но не заводится машина, при этом двигатель крутится быстрее обычного

Это может прямо указывать на критическую недостачу компрессии в цилиндрах. Такое возможно, например, когда поршневые кольца «залегли» после перегрева мотора и не обеспечивают необходимую степень сжатия.

Так же недостаток компрессии может наблюдаться при замене поршневых колец на новые без их смазки. В этом случае ситуацию легко поправить: через отверстия под свечи надо в цилиндр ввести 3-5 см2 моторного масла, прокрутить стартером для распределения масла по зазорам по всему диаметру колец, ввернуть свечи на место.

Еще одной причиной, почему двигатель крутится быстрее обычного, но машина не заводится, может быть обрыв приводного ремня ГРМ (если ременная система, а не цепная). Этот дефект устраняется, естественно, заменой ремня.

Стартер крутит но не заводится машина, при этом двигатель крутится как должен

В этом случае в порядке экспресс-поиска нужно убедиться в наличии и подаче топлива, отсутствии нарушений в подаче воздуха и нормальном искрообразовании. Что нужно делать в этом случае (основные меры):

  • убедиться в наличии топлива в баке по штатному указателю;
  • если есть возможность, то убедиться в подаче топлива в двигатель;
  • убедиться, что не закрыт чем-либо воздушный впускной тракт, от воздухозаборника до дроссельной заслонки;
  • осмотреть воздушный фильтр на его способность пропускать воздух;
  • убедиться в отсутствии влаги в свечных колодцах и на других компонентах электрической цепи системы зажигания, где это может вызвать пробой и утечку тока (при обнаружении влаги – протереть и просушить);
  • проверить надежность крепления свечных наконечников на свечах;
  • выкрутить все свечи зажигания, осмотреть на предмет видимых следов пробоя, нормального зазора электродов, отсутствия следов их заливания топливом, характер налета (если свечи недавно менялись, то можно сначала выкрутить, осмотреть и проверить одну свечу, при наличии к ней замечаний выкрутить все);
  • при необходимости почистить электроды, просушить их и отрегулировать зазор, или, при наличии оснований, заменить свечи на новые, так же выставив на них правильный зазор;
  • проверить искрообразование (например, положить выкрученную свечу в подсоединенном наконечнике на металлический корпус двигателя и попросить кого-нибудь на несколько секунд повращать двигатель стартером, внимательно наблюдая за искрой между электродами);
  • при отсутствии искры на свече проверить надежность крепления проводов на катушке зажигания;
  • проверить правильность подключения высоковольтных проводов по цилиндрам;
  • проверить возможность выхода выхлопных газов по системе выпуска (со слабым усилием закрыть ладонью выхлопную трубу и попросить кого-нибудь прокрутить двигатель стартером: если спекшийся катализатор, замерзший зимой конденсат или какая-то иная помеха не мешают прохождению газов (а, соответственно, и наполнению цилиндров топливовоздушной смесью), то ладонь будет отталкиваться воздухом, нагнетаемым поршнями прокручиваемого двигателя.
Указанными выше мерами можно локализовать источник проблем с пуском двигателя и, во многих случаях, устранить их. Эти мероприятия могут быть выполнены практически каждым с минимальным использованием инструмента из штатной комплектации автомобиля. Однако не всегда этого оказывается достаточно.

Для инжектора и электронной бесконтактной системы зажигания дополнительно к перечисленному выше необходимо:

  • убедиться в работе электрического топливного насоса по характерному жужжанию при включении зажигания;
  • убедиться в подаче топлива к форсункам (на топливной рампе отсоединить ключом или разъединить быстросъемное соединение подающей топливо магистрали (шланг или трубку), направить в пустую емкость и включить ненадолго зажигание, или, при наличии места подключения манометра, открутить защитный колпачок и утопить клапан (нипель): в обоих случаях при подаче топлива оно должно пойти);
  • осмотром проверить целостность электропроводки и надежность стыковки штекеров по датчикам, форсункам системы впрыска и другим важным компонентам, необходимым для запуска и правильной работы двигателя;
  • при обнаружении разрывов в сети электроснабжения – восстановить их;
  • проверить работоспособность электрических реле в цепи управления системой питания двигателя (способы проверки реле описаны выше, на примере реле стартера).
Для карбюратора и контактной системы зажигания дополнительно к перечисленным выше основным мерам необходимо:
  • убедиться в подаче топлива бензонасосом (снять выходящий бензиновый шланг и нажать несколько раз на рычаг ручной подкачки топлива на бензонасосе);
  • проверить работоспособность тросового привода и тяг дроссельной заслонки, работу самой заслонки (попросите кого-либо нажать на педаль газа, а сами проследите работоспособность механизма, который как правило хорошо виден в подкапотном пространстве на карбюраторе);
  • снять крышку воздушного фильтра и проверить работу самой заслонки (она должна открываться и закрываться при воздействии на тяги привода);
  • убедиться в отсутствии влаги на крышке распределителя зажигания (при обнаружении влаги – протереть и просушить);
  • снять крышку распределителя зажигания (трамблера) и осмотреть контакт «бегунка» и контакты на внутренней стороне крышки, аккуратно очистить их контактные зоны от нагара до металлического блеска;
  • осмотреть графитовый стержень в центре крышки трамблера (иногда он выгорает, машина не заводится);
  • взявшись пальцами за бегунок, попытаться покачать его из стороны в сторону, убедившись в отсутствии люфта подшипника вала распределителя зажигания;
  • убедиться в правильном положении и надежности фиксации распределителя зажигания;
  • проверить правильность подключения высоковольтных проводов по цилиндрам (например, в соответствии с маркировкой на крышке распределителя зажигания).
В части системы зажигания важный контрольный момент состоит в том, на контактах с внутренней стороны крышки распределителя зажигания не должно быть выгоревших глубоких широких борозд.

Сложные и скрытые причины, почему инжекторная машина не заводится

В сложных случаях для поиска причин и устранения потребуются особая компетенция, применение диагностического оборудования и специального инструмента в условиях гаража или сервиса.

Какие могут быть сложно выявляемые причины того, что машина не заводится? Перечислим их:

  • неправильное выставление фаз газораспределения (метка не совпадает с нормальным положением) в результате ошибки сборке газораспределительного механизма при замене цепи привода и звезд ГРМ, капремонте двигателя и др. (искра есть бензин есть не заводится искра есть бензин есть не заводится);
  • неявный дефект в работе катушки зажигания (нередко это можно выявить только заменой на заведомо исправную);
  • образование воздушной пробки в топливной магистрали (например, иногда такое происходит при замене топливного фильтра);
  • замерзание воды в морозный период в топливной системе;
  • прочие неисправности топливной системы (им посвящена отдельная подробная статья в разделе «Полезное» на сайт);
  • окисление и потеря контакта в разъемах электрической цепи из-за конструктивных просчетов и специфического поведения материалов в определенных условиях (потеря контакта на морозе и т.п.);
  • срабатывание иммобилайзера (например, в ключе зажигания, в который интегрирован чип с электронным кодом, села батарейка и иммобилайзер не дает неопознанному ключу завести двигатель);
  • вышел из строя сам иммобилайзер;
  • выход из строя коммутатора (где он предусмотрен конструкцией);
  • неправильная регулировка тепловых зазоров клапанов в головке блока цилиндров;
  • пригорание пятаков втягивающего реле, стирание щетки от генераторного якоря, выход из строя бендикса и другие внутренние дефекты стартера;
  • выход из строя элементов контактной группы замка зажигания, в результате машина не заводится с ключа.

Для поиска указанных сложных и скрытых неисправностей нужны специальные компетенции, расширенные слесарные навыки и специальное оборудование:

  • диагностический сканер для автомобилей с электронной системой управления;
  • мультиметр для замеров электрического сопротивления;
  • вольтметр для замера напряжения бортовой сети или непосредственно на клеммах АКБ (при отсутствии мультиметра);
  • стробоскоп для проверки угла опережения зажигания;
  • манометр для проверки давления топлива;
  • компрессометр для замера компрессии в цилиндрах двигателя;
  • оборудование для проверки исправности и показателей работы топливных форсунок;
  • расширенный набор ключей.
Для инжектора характерны следующие скрытые и сложные причины:
  • вышел из строя датчик положения коленвала двигателя в результате произошло расхождение фаз впуска и зажигания (искра есть бензин есть не заводится);
  • выход иных датчиков (например, датчика положения распределительного вала (не на всех машинах) или др.), которые включены в сложные электронные системы управления;
  • недостаточное давление топлива (факт подачи топлива, который может быть установлен просто, не всегда обеспечивает запуск двигателя – нужно необходимое давление);
  • критическое нарушение распыла топлива форсункой (например, вследствие засорения);
  • блокировка форсунки инжектора после промывки ее с разборкой в результате сборки насухую или попадания загрязнения;
  • выход из строя компьютера управления;
  • выход из строя реле управления, доступ для проверки к которому затруднен.
Для карбюратора есть свои специфические сложные причины:
  • перелив бензина карбюратором из-за того, что плохо держит игла в поплавковой камере карбюратора (не заводится заливает свечи);
  • испарение бензина в поплавковой камере карбюратора и, как следствие, падение его уровня до критического уровня (часто такое происходит при разогретом заглушенном на непродолжительное время двигателе, когда карбюратор разогревается от тепла мотора с испарением бензина и после простоя двигатель не заводится;
  • нарушение выхода бензина его из жиклеров карбюратора из-за засорения.
На перелив топлива укажут влажные свечи и резкий запах бензина. Нормализацию подачи топлива необходимо обеспечить выставлением должного уровня топлива в поплавковой камере, восстановлением работы иглы, прочисткой жиклеров.

Плохо заводится в мороз или не заводится зимой совсем

Двигатель плохо заводится в мороз по следующим основным причинам:

  • аккумуляторная батарея на морозе потеряла ключевые электрические показатели, необходимые для запуска двигателя;
  • двигатель не проворачивается или не развивает нужных оборотов при попытке запуска из-за загустевшего моторного масла;
  • дизель не заводится в мороз из-за перемерзания «летнего» дизельного топлива в топливопроводе, отстойнике, фильтре, в баке;
  • образование ледяной пробки из воды, накопившейся в топливной системе;
  • не хватает компрессии в цилиндрах.
Не заводится после мороза прежде всего потому, что образовавшийся лед не растаял сам и топливо по-прежнему не поступает, даже если в данный момент нет сильного мороза, но сохраняется отрицательная температура воздуха. В этом случае машину нужно поместить в теплое помещение и выждать достаточное время.

Если же не заводится машина из-за недостатка компрессии в цилиндрах, то решается этот вопрос так же, как описано выше (выкрутить свечи, добавить 3-5 см3 масла и прокрутить стартером двигатель, после этого вкрутить свечи на место).

Не заводится с автозапуска зимой нередко потому, что в настройках установлено слишком малое время прокрутки, за которое стартер не успевает раскрутить двигатель из-за загустевшего моторного масла до того числа оборотов, которое обеспечит запуск. Пуск с ключа чаще оказывается при этом удачным, если, конечно, не слишком холодно для вязкости применяемого моторного масла.

Заводится и глохнет

Основные причины, почему двигатель завелся и заглох:

  • вышли из строя контактные пары в замке зажигания, которые задействуются в нормальном положении ключа;
  • в сильный мороз застыло масло в механической КПП и двигатель глушиться при преждевременном отпускании педали сцепления, когда двигатель не стал устойчиво вращаться, а масло в МКПП не «отошло» под воздействием заведенного двигателя.
Специфические особенности, почему инжекторный двигатель завелся и заглох:
  • в инжекторе засорилась топливная форсунка;
  • топливный насос не обеспечивает подачу нужного объема топлива;
Специфические особенности, почему карбюраторный двигатель завелся и заглох:
  • в карбюраторе засорился основной жиклер и не обеспечивает подачу бензина;
  • чрезмерный зазор и подгорание контактов распределителя зажигания (бегунка и крышки трамблера);
  • чрезмерный люфт в подшипнике распределителя зажигания (трамблера);
  • выход из строя клапана холостого хода карбюратора.
Заглох на ходу и не заводится

Часто автомобиль глохнет на ходу по следующим причинам:

  • кончилось топливо в баке;
  • нарушена вентиляция топливного бака – в него не поступает воздух для компенсации расходуемого топлива по объему, в результате образующееся разрежение препятствует поступлению топлива в двигатель;
  • прекратилась подача топлива из-за утечки в топливной магистрали;
  • от тряски авто на неровностях произошла потеря контакта в электрической цепи управления двигателем или в замке зажигания;
  • выход из строя коммутатора (например, образование нагара на контактах);
  • обрыв ремня привода ГРМ;
  • срыв фиксации звездочки (шкива) привода ГРМ на валу.

Не заводится с первого раза

Чаще всего машина не заводится с первого раза из-за задержки в подаче топлива.

На машине с электрическим бензонасосом и инжектором необходимо включить зажигание, не доворачивая ключ в положение на старт. При этом чаще всего слышно жужжание электродвигателя бензонасоса: когда он накачает топливо и обеспечит необходимое давление, на что уходят считанные секунды, то выключается, характерное жужжание пропадает – тогда и нужно доворачивать ключ для запуска двигателя.

Так же может быть и с карбюратором и механическим бензонасосом, например, в двигателях ВАЗ первых поколений. Топливо испаряется из поплавковой камеры карбюратора и не заводится с первого раза (воздух есть, а бензин еще не подошел). Нужно сделать несколько качков рычагом ручной подкачки топлива, если он есть на бензонасосе.

Другая основная причина – не срабатывает механизм стартера из-за износа, машина не заводится с первого раза. В таком случае иногда, после нескольких попыток включения и выключения ключом зажигания или после постукивания по корпусу стартера, возможен успешный пуск двигателя.

Так же очень часто не заводится с первого раза зимой. Проблем в этом нет – чаще это происходит именно со второй попытки.

Заключение

Не заводится машина по многим причинам. Перед началом сложных диагностических работ и заменой ключевых деталей стоит выполнить ряд простых проверочных действий – часть источников проблем можно быстро установить и устранить. В то же время многие из факторов носят скрытый характер: выяснить, почему машина не заводится, можно только с применением специального оборудования, а обеспечить запуск можно только после замены дорогостоящих компонентов.

Успешный запуск любого двигателя внутреннего сгорания обеспечивается четырьмя факторами: требуемой частотой вращения коленвала, хорошей компрессией, правильным составом топливно-воздушной смеси и нужным уровнем напряжения зажигания, в том числе и правильно установленным углом опережения зажигания. Соответственно, если вы не можете завести двигатель своего автомобиля, значит, одно из этих условий не выполняется.

Чтобы выяснить, какое из условий не выполняется, требуется проанализировать сложившуюся ситуацию. Если агрегат просто не запускается, то, вероятнее всего, проблема заключается в аккумуляторе или стартере. Послушайте звуки при запуске двигателя, может быть коленвал медленно прокручивается или из-под капота доносятся странные звуки? Ранее были такие проблемы с запуском или нет? Возникали ли неполадки в электрической части автомобиля? Ответы на все эти вопросы должны подсказать вам, где искать причину появившейся проблемы. Если же стартер крутит коленчатый вал, но агрегат все равно не заводится, возможно, причина заключается в отсутствии воспламенения, нехватке компрессии или топлива.

Проблемы с аккумулятором

Если при запуске двигателя ничего не происходит, то в первую очередь нужно проверить степень заряженности вашей аккумуляторной батареи. Большинство стартеров легковых автомобилей не будут работать при падении напряжения в аккумуляторе до 10 вольт. Отметим, что низкий заряд аккумулятора не всегда говорит о том, что проблема заключается именно в батареи. Она с легкостью могла разрядиться после длительных попыток завести двигатель. Также причина может заключаться в зарядном устройстве, но в любом случае вам в первую очередь необходимо подзарядить ваш аккумулятор и протестировать его.

При низком заряде аккумуляторной батареи будет разумно попытаться завести двигатель с помощью другой батареи или зарядного устройства. Если автомобиль завелся и все системы работают нормально, то стоит предположить, что проблема именно в аккумуляторе или зарядном устройстве.

Плохое прокручивание коленчатого вала двигателя

Если двигатель не заводится из-за медленного прокручивания коленчатого вала, то вам стоит обратить свое внимание на цепь стартера. Диагностировать возникшую проблему с прокручиванием вала можно путем включения фар. Вам нужно понаблюдать, что произойдет с фарами при попытке завести двигатель. Если фары головного света в этот момент погаснут, значит у вас ненадежное соединение аккумуляторных кабелей, что препятствует нормальному протеканию тока.

Еще одной причиной, вызывающей медленное прокручивание коленвала, могут быть аккумуляторные кабели неподходящего размера. Отметим, что некоторые дешевые провода состоят из проволоки тонкого сечения и большого слоя изоляции. По внешнему виду такие провода напоминают оригинальный вариант, но при работе они не справляются с электрическим током, проходящим через них.

Коленчатый вал прокручивается, но двигатель все равно не заводится

В этом случае стоит проверить компрессию двигателя, а также систему питания и систему зажигания. Проверить зажигание достаточно просто – с помощью индикатора работы автомобильной свечи зажигания. Если искры нет, значит из строя вышел блок зажигания или датчик положения коленвала.

Если же при прокручивании коленвала появляется искра, то нужно обратить внимание на систему питания, проблема может заключаться в топливном насосе. В автомобиле со старым карбюраторным двигателем нужно просто надавить на педаль акселератора и посмотреть, впрыскивается ли топливо в горловину карбюратора. Если подачи топлива нет, то, вероятнее всего, неисправен механический топливный насос или же закупорен топливный фильтр или топливопровод.

Если же вы владеете автомобилем с более современным электронным впрыском топлива, то вам требуется подсоединить манометр к распределителю топлива, чтобы проверить наличие давления в топливопроводе. Если давление отсутствует, значит требуется проверить работоспособность топливного насоса, плавкого предохранителя и реле насоса.

Также нехватка топлива может обуславливаться закупоркой подающего топливопровода. И еще не забудьте проверить указатель уровня топлива, ведь иногда причина незапуска двигателя может заключаться в банальном отсутствии топлива в баке.

Топливо есть, искра присутствует, но двигатель все равно не заводится

Если при этом нет утечек вакуума и коленчатый вал хорошо проворачивается, то проблема может быть только лишь в компрессии. В агрегатах с верхним расположением распределительного вала причиной такой неполадки может быть поврежденный ремень привода ГРМ. Также верхний распредвал может выйти из строя при деформации головки, вызванной сильнейшим перегревом.

Как видите, причин, по которым не запускается двигатель, достаточно много. Иногда определить причину быстро не получается и в таком случае мы советуем отдать автомобиль в опытные руки, которые смогут быстро и качественно произвести диагностику, а также выполнить ремонт неисправного узла.

Поворот ключа, тарахтение стартера и… двигатель не запускается. С такой проблемой рано или поздно сталкивается каждый автовладелец. Что делать в данной ситуации?

Вообще, причин, по которым двигатель может не запускаться, существует очень много и рассмотреть их все в рамках одной статьи невозможно. Однако есть «базовые» условия, которые необходимы для успешного запуска. Их мы сейчас и обсудим.

Для успешного запуска необходима подача топлива с рабочим давлением, воздух и своевременная искра. Также крайне важно приготовление правильной топливно-воздушной смеси. Эти условия и нужно проверить в первую очередь, когда двигатель отказался заводиться.

Проверяем свечи и искру

Если двигатель не завелся в течение пяти секунд, бесполезно крутить стартер. Можно попробовать заводить еще, но вряд ли это даст толк. Более того, чрезмерно долгая работа стартера может привести к его перегреву и даже возгоранию.

Если долго пытаться завести карбюраторный двигатель, то бензин зальет свечи и сделает дальнейшие попытки запуска невозможными в принципе. Инжекторы имеют режим продувки, поэтому свечи можно просушить, не снимая их с автомобиля – нужно только нажать педаль газа в пол и покрутить стартер.

Но это полумеры. В первую же очередь, следует выкрутить хотя бы одну свечу, снова надеть на нее провод и расположить свечу на двигателе таким образом, чтобы между металлической частью свечи и металлом двигателя было расстояние около трех миллиметров. Включите стартер и убедитесь, что между свечными контактами проскакивает равномерная искра. Сделайте такую проверку каждой свече. Если искры нет ни на одной свече, значит, существуют глобальные проблемы в системе зажигания.

Это могут быть:

Общие неисправности:

  • Неисправны свечи (нагар, разрушение изолятора)
  • Неисправны высоковольтные провода (нарушена изоляция, ток утекает «налево», не доходя до свечи)

Для инжекторов:

  • Неисправен модуль зажигания
  • Нет питания на модуле зажигания. Питание подается с блока управления двигателем, но сигнал на блок поступает с замка зажигания. Поэтому возможна .
  • Неисправен блок управления двигателем

Ошибки системы управления зажиганием, как правило, видны при диагностике и вызывают включение лампы Check Engine.

Для карбюраторов:

  • Зависание контактного уголька в крышке распределителя зажигания (трамблера)
  • Перегорание резистора в роторе распределителя (в бегунке трамблера)
  • Подгорание или люфт контактной группы (для контактного зажигания)
  • Неисправность коммутатора (для бесконтактного зажигания)
  • Неисправность катушки зажигания
  • Отсутствие питания на катушке. Питания на катушку подается через замок зажигания, поэтому стоит проверить его

Когда искры нет только на одной свече, нужно заменить эту свечу на новую или поменять ее высоковольтный провод. Слишком мокрые свечи также нужно заменить новыми или хотя бы просушить в пламени. Это необходимо потому, что ток не сможет пройти через мокрые контакты и искры не будет.

Если же искра есть на всех свечах, проверяем подачу топлива.

Проверяем подачу бензина

Косвенно определить подачу бензина в цилиндры можно по внешнему виду свечи. Если выкрученная из цилиндра свеча мокрая и пахнет бензином, значит с подачей топлива все в порядке. Однако лучше убедиться в этом более достоверно.

На инжекторных двигателях для этого нужно сбросить давление в топливной системе при помощи специального клапана на торце топливной рампы. Открутите колпачок и нажмите на клапан отверткой. Из-под клапана должен брызнуть бензин. После этого отпустите клапан и включите зажигание. В это время обязан заработать бензонасос, восстанавливая сброшенное давление в системе. Если насос молчит, включите стартер. Когда и при включенном стартере, насос не срабатывает, скорее всего, есть неисправность в системе его питания.

Если же насос заработал, то еще раз проверяем давление в топливной системе, сбрасывая его через тот же клапан в рампе. Вновь брызгающий бензин говорит о том, что с системой подачи топлива все в порядке. Когда бензин не брызгает и вообще не появляется из-под клапана, можно говорить о неисправном регуляторе давления топлива в рампе (постоянно стравливает бензин через обратную магистраль в бак) или некой пробке в главной топливной магистрали (например, из-за замерзания воды в некачественном топливе).

На карбюраторных двигателях проверить поступление топлива гораздо проще. Достаточно снять крышку воздушного фильтра, сдвинуть рычаг дроссельной заслонки первой камеры карбюратора, имитируя нажатие педали газа и посмотреть, брызгает ли бензин из носика распылителя. Накачать бензин в карбюратор можно рычагом ручной подкачки, который есть на всех механических бензонасосах.

Проверяем подачу воздуха

В системе подачи воздуха неисправности случаются крайне редко и сводятся или к забитому наглухо воздушному фильтру или к блокировке воздушного канала посторонним предметом. Такие неисправности вряд ли возникнут на хорошо обслуживаемом личном автомобиле. Но если машина, например, служебная или недавно куплена, не лишним будет убедиться, что фильтр целый, а в канале не застряла тряпка после недавнего ремонта.

Это базовые действия, которые можно быстро произвести, когда не заводится двигатель. Если на всех свечах есть искра, бензин поступает в двигатель и с системой подачи воздуха все в порядке, нужно «углубляться».

Как уже было сказано в начале материала, описать все причины, по которым двигатель может не запускаться, сложно в рамках одной статьи. Поэтому приведем лишь общий список.

  • Стартер не развивает пусковые обороты
  • Недостаточное напряжение бортовой электросети (слабый аккумулятор)
  • Отсутствие компрессии в цилиндрах двигателя (изношены поршневые кольца, зависли клапаны)
  • Нарушение фаз газораспределения (порвался или перескочил на один/несколько зубьев ремень ГРМ)
  • Нет сигнала с датчика положения коленвала или других «жизненно важных» датчиков инжекторной системы.
  • Неисправность блока управления двигателем

И другие. Поиск таких неисправностей уже сложнее осуществить в уличных условиях, особенно если дело происходит зимой. Нужно брать автомобиль на буксир и тянуть в гараж или автосервис.

Наряду с высоким КПД и относительной надёжностью, инжекторные автомобили имеют один неприятный минус – сложность ремонта. Бывает, что инжектор в один миг перестаёт заводиться, и сделать с ним что-то становится непросто. Хорошо, если имеется возможность вызвать эвакуатор или показать машину профессионалу, но что делать тем автомобилистам, которые остались с проблемой один на один? Давайте разберёмся, детально рассмотрев все причины того, почему плохо заводится инжектор или вовсе отказывается это делать, а также как «лечить» подобную неисправность.

Возможные неисправности

Как бы банально ни звучало, но если инжектор не заводится – значит что-то вышло из строя. Успех и скорость ремонта зависит от того, насколько быстро и качественно удастся выявить проблемное звено в конструкции автомобиля. Для лучшего понимания всей сути ремонтных мероприятий не лишним будет обратить внимание на потенциальные поломки. Базовый перечень последних таков:

  • Неисправности непосредственно инжектора. При поломке подобного рода, как правило, машина не заводится как на холодную, так и на горячую. Вдобавок ко всему на приборной панели или бортовом компьютере постоянно горит индикатор инжектора, сигнализируя о его неисправности. Намного реже при горящем индикаторе мотор работает, однако в таком случае машина заводится плохо и работает крайне нестабильно. Стоит отметить, что в инжекторе чаще всего забиваются форсунки или перегорает ЭБУ, поэтому именно эти узлы желательно проверить в первую очередь;
  • Поломки системы зажигания. Тут перечень возможных неисправностей довольно-таки велик. Зачастую страдают свечи, которые просто-напросто заливает. При подобной поломке машина заводится и сразу глохнет, в перспективе же перестает даже «схватывать». Заметно реже страдают иные узлы системы зажигания (катушка, модуль, трамблер, датчик коленвала и т.п.);
  • Некорректная работа топливной системы. В этом аспекте инжекторные двигатели чаще всего страдают по трём фронтам:
    1. Забились топливные фильтры (машина «подхватывает», но не заводится, если же мотор заработал, то работает крайне нестабильно);
    2. Неисправен бензонасос (отсутствует его характерный звук работы при повороте ключа зажигания, сам инжектор просто не заводится как на холодную, так и на горячую, стартер крутит).
  • В топливной системе недостаточное давление (и на холодную, и на горячую заводится мотор неохотно, если же заработал – функционирует нестабильно);
  • Проблемы двигателя. Пожалуй, самый широкий спектр возможных неисправностей. Зачастую причина кроется в слабой компрессии или неправильно отрегулированных клапанах. В любом случае, при «моторной» проблеме запуска требуется качественная диагностика двигателя, иначе определить причину неисправности будет очень тяжело.

Помимо описанных выше поломок, способных сломить работу инжектора, проблема может крыться и в более банальных вещах. Примером тому служит слабый заряд аккумулятора или отсутствие в баке топлива. Учитывая именно такие казусы, перед ремонтом автомобиля крайне важно исключить возможность их проявления, дабы не тратить лишние время и нервы.

Порядок действий по возвращению автомобиля к «жизни»

Допустим, конкретно вы попали в обстоятельства, когда инжекторный двигатель плохо заводится или отказывается это делать вовсе. Медлить в такой ситуации не нужно – желательно сразу же приступить к реанимационным процедурам. Если разбираться с точной причиной того, почему машина плохо заводится, времени нет, то стоит быстро провести следующий алгоритм действий:

  1. В первую очередь, проверяем наличие бензина и заряда аккумулятора. Чего-то нет? Заливаем, «подкуриваем». Пробуем завестись. Если результата нет — приступаем к следующему шагу;
  2. Далее быстро анализируем то, при каких обстоятельствах автомобиль даёт сбои в работе. Если долго или плохо заводится на горячую, первочередно проверяем свечи зажигания на предмет перегрева (светлый нагар) и функционирование топливной системы. В ином случае, когда машина даёт сбои и на холодную, и на горячую, требуется более комплексный подход. Как правило, хватает следующих процедур: проверки свечей, проводки системы зажигания, оценки работы инжектора и топливной системы;
  3. Отметим, что большинству автомобилистов удаётся решить проблему, так скажем, малой кровью, то есть – посредством осуществления описанных выше действий. Если же именно вы не попали в число счастливчиков и ваш автомобиль всё так же долго, плохо заводится или вовсе отказывается работать, действовать придётся глобально. Тут лучше отогнать машину на СТО или удобный гараж и проверить компрессию, регулировку ГРМ, прочистить инжектор, оценить состояние топливной системы, приборов зажигания. При наличии каких-либо неисправностей их нужно, естественно, устранить.

В целом, особых сложностей в ремонте незаводящегося инжектора нет. Главное в процессе подобных работ – действовать грамотно, согласно описанным выше порядку и возможным неисправностям автомобиля.

Профилактика поломок инжектора

Почему не заводится инжекторный мотор и как устранить возможные проблемы, теперь известно всем читателям нашего ресурса. Однако подобных поломок лучше не допускать, поэтому давайте обратим внимание на обыкновенные процедуры, которые при систематическом проведении помогут минимизировать риски всех неисправностей. Наиболее простая, но эффективная профилактика состоит из следующих мер:

  • Во-первых, заправляйтесь исключительно на проверенных заправках и только качественным топливом. Помните, что большинство неисправностей топливной системы и мотора провоцирует именно грязный бензин;
  • Во-вторых, меняйте все расходники вовремя и только качественной продукцией. Наиболее важны периодические замены всевозможных фильтров и моторного масла;
  • В-третьих, периодически проверяйте на стабильность работы основные узлы машины. В перечень последних, естественно, входят инжектор, элементы топливной системы, зажигания и мотора;
  • В-четвёртых, никогда не пренебрегайте плановой диагностикой машины на СТО. Удивительно, но даже просрочка на пару сотен километров способна вызвать серьёзнейшие поломки, которые до этого можно было устранить очень простыми действиями;
  • И в-пятых, всегда должным образом эксплуатируйте автомобиль. То есть, не нужно перегревать, чрезмерно нагружать и отрицательно воздействовать на свою машину любыми другими способами.

Если вам хоть мало-мальски знакомо устройство автомобиля, вы можете представить то количество элементов, которые влияют на уверенный запуск и хорошую работу мотора. Соответственно, если не заводится машина, причины этого порой сложно найти даже опытным автолюбителям.

Поговорим не только о таких банальных вещах, как севший аккумулятор, но и менее частых поломках, влияющих на запуск ДВС. Отдельно рассмотрим бензиновый (карбюраторный, инжекторный) и дизельный двигатели.

ЭДС

Электродвижущей силой, питающей стартер, в нашем случае является аккумулятор. Недостаточный уровень зарядки, характеризующийся падением напряжения на выходных клеммах, не позволит стартеру развить достаточное усилие для запуска мотора. Причин, связывающих аккумулятор и отсутствие запуска мотора, может быть несколько:


Как понять, что не заводится авто из-за аккумулятора:

  • стартер издает лишь щелки либо и вовсе не откликается на поворот ключа;
  • стартер медленно вращает ДВС. Если мотор не запустился сразу, остановите попытки;
  • после поворота ключа на панели приборов не загораются лампочки. Можете включить фары головного света. Если они светят очень тускло – аккумулятор гарантированно севший.

Если машина не заводится сразу, лучше не «мучить» ее. Замерьте напряжение, которое не должно быть ниже 11,9 Вт. Вы можете «прикурить», чтобы оживить свой автомобиль.

Питание стартера

Если поворот ключа не вызывает никаких реакций, проблема может скрываться и в самом пусковом устройстве. Это может быть износ щеток, окисление или обрыв контактов, замыкание, чрезмерный износ втулок либо неисправность втягивающего реле.

Если после поворота ключа к стартеру не приходит питание, проблема может быть в самой личинке зажигания либо контактной группе. Редкий случай, когда питание «отрубает» штатный иммобилайзер либо сигнализация. В некоторых авто может быть секретный алгоритм отключения иммобилайзера. В ином случае вам лучше обратиться к электрику.

Система питания

Поиск ответ на вопрос, почему не заводится машина, начнем с системы подачи топлива. Неисправности, которые характерны как для инжекторного, так и для карбюраторного автомобиля:

  • перегорание предохранителей (к примеру, бензонасоса);
  • банальное отсутствие бензина. Если по стечению обстоятельств датчик уровня бензина врет, а сигнальная лампочка критичного объема топлива в баке неисправна, автомобиль не сдвинется с места. Учтите, что бензин могли попросту слить за ночь;
  • засорение сеточки в топливном баке, препятствующей попаданию мусора к топливопроводу, забитый фильтр тонкой очистки;
  • неисправность топливного насоса. На инжекторных моторах он включается при повороте ключа в 3-е положение (On), при этом можно услышать характерное жужжание;
  • засорение фильтрующего элемента, что создает барьер поступлению топлива.

Лучший способ проверить, поступает ли топливо – это снять топливопроводный шланг.

Карбюраторные ДВС

Разумеется, двигатель может не запускаться из-за неисправности отдельных элементов карбюратора (загрязнение жиклеров, каналов) либо неправильной регулировки. Если топливо не поступает, необходимо дефектовать детали топливного насоса.

Если вы понимаете, что топливо во впускной коллектор подается, но отсутствует поджог топливно-воздушной смеси, «копать» следует в следующем направлении:

  • выкрутить свечи зажигания, оценить нагар. Если вам не удалость завести мотор сразу, возможно вы успели «залить» свечи. Теперь выкрутить и просушить их желательно в любом случае;
  • отсоединить главный бронепровод, приблизив его к металлической детали. Попробуйте покрутить мотор. Вы сразу заметите искру, если она поступает к распределителю зажигания. Также следует проверить бронепровода на предмет «пробоя»;
  • если на главном проводе искры нет, внимательно осмотрите провода на предмет обрыва. При исправности соединений цепи переходить стоит к . Именно она генерирует искру;
  • распределитель зажигания и его крышка. Проверьте величину зазора, чистоту контактов, наличие люфтов. Разумеется, если зажигание выставлено не верно, машина не заведется.

Инжекторные ДВС

Инжекторный автомобиль может иметь несколько типов систем впрыска:

  • моновпрыск;
  • распределительный впрыск;
  • непосредственный впрыск.

В первых двух случаях вам первым делом следует проверить, поступает ли топливо к системе впрыска. Также необходимо провести диагностику регулятора топлива. Если автомобиль запускается, но не сразу, стоит проверить топливную магистраль на предмет потери давления. Если за время простоя топливо успело стечь в бак, то для запуска вам придется долго крутить стартером. Забитые либо «льющие» форсунки в случае с моновпрыском и распределительным впрыском редко становятся препятствием для запуска.

Непосредственный впрыск сложен в диагностике своими руками, так как имеет полностью электронное управление и сложное устройство механизмов впрыска топлива. Если вы не знаете, что делать, если машина не заводится, не имеете соответствующего диагностического оборудования, лучше всего обратиться в специализированный сервис.

Если вы подозреваете, что есть проблема с искрой, проверьте:


Искра и электроника

Часто виной заглохнувшего двигателя становится система управления работой двигателя. Если говорить о датчиковой аппаратуре, то вы гарантированно не заведете автомобиль, если присутствует поломка датчика положения коленчатого вала (далее ДПКВ). Даже с некорректной работой ДМРВ автомобиль, пускай не сразу, но запустится.

В морозы виной плохого запуска может быть замерзание конденсата в дроссельной заслонке. Также стоит обратить внимание на чистоту РХХ и дроссельной заслонки.

Редко причиной обездвиживания железного «сердца»становится выход из строя . Причины его неисправности могут быть индивидуальны. К примеру, владельцы Лада Калина знают, что если образовывается течь в радиаторе отопителя, то ОЖ заливает ЭБУ. Окисление контактов либо выход из строя по причине попадания влаги может произойти, если ЭБУ устанавливается за моторным щитом. Особенно если вы не уделяете особого внимания дренажным каналам.

Дизельный ДВС

Алгоритм определения, почему не заводится дизельный автомобиль, зависит от типа установленного впрыска. Условно разделим системы на два вида:

  • полностью механические системы, в которых из электроники – подача питания на электромагнитный клапан ТНВД;
  • с электрическим управлением. Соответственно, в этом случае виной могут быть не только механические поломки, но и электронная система управления.

Причины, по которым не заводится машина с дизельным мотором:

  • отсутствие компрессии, которая в силу особенностей конструкции очень важна для запуска в морозы;
  • неисправность свечей накала, которые аккумулятор «питает» для подогрева камер сгорания после поворота ключа в положение On. Если работают не все свечи, двигатель запустится, но не сразу. Проблема будет прогрессировать с наступлением морозов;
  • неправильная регулировка момента зажигания;
  • неисправность форсунок, ТНВД;
  • если в баке установлен электрический насос низкого давления, его неисправность приведет к затрудненному пуску по утрам. Из-за падения давления топлива двигателю сложно сразу запуститься. К подобным последствиям также приводит подсос воздуха.


Более подробно изучить этот вопрос вы можете, прочитав .

Если вам не удалось запустить мотор с ключа, мы не рекомендуем заводить машину «с толкача», так как не для всех моделей дизельных авто это заканчивается отсутствием поломок.

Ваши действия

Так что же делать, если машина не заводиться, а ехать нужно? Предположим, что виной ваших бед является севший аккумулятор, либо вы сами посадили его, пытаясь завести автомобиль с ключа. Вы можете попросить помощи у других автовладельцев. Вам всего лишь нужно знать, как правильно «прикурить». Желательно иметь в машине токовые клещи, так как не факт, что все согласившиеся вам помочь будут иметь при себе таковые.

Если ваш аккумулятор живее всех живых, попробуйте завести автомобиль с толкача. Попросите кого-то взять ваше авто на буксир либо воспользуйтесь силой земного притяжения, установив авто на уклоне. Обязательно ознакомьтесь с тем, как правильно запустить авто с толкача.